Презентация «Что такое вода? Превращение в лед. Таяние льда в воде

Конспект занятия для детей 5-6 лет на тему "Волшебные свойства воды"

Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов. Возраст детей 5-6 лет.
Цель: Знакомство со свойствами воды.
Задачи:
1.Сформировать представление о переходе воды их жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду).
2.Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).
Предварительная работа: Ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и оттепель. Наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок.
Оборудование и материалы:
У воспитателя: Большая и маленькая формочка со льдом; 7 формочек с цветным льдом (7 цветов гуаши разводим в воде, разливаем по формочкам и замораживаем); 2 пробки со снегом; 2 банки (с холодной и горячей водой).
Для опыта: Стакан и банка с водой, кипятильник, стекло (6х10мм), лист промокательной бумаги.
У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по 2 банки с холодной и горячей водой, кусочки льда.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на занятии отгадайте загадку.
Вода по воде плывет
Дети: Лед
Воспитатель: Правильно лед. Сегодня мы узнаем, что вода бывает твёрдой и волшебным паром. Ответьте мне. Что будет с водой на морозе?
Дети: Застынет и превратится в лед.
Воспитатель: А, что такое лед?
Дети берут кусочки льда, рассматривают, ощупывают их.
Дети: Это – замершая вода. Лед- твердый, гладкий.
Воспитатель: А какой он? Легкий или тяжелый, теплый или холодный, цветной или прозрачный?
Дети: Да он тяжелый и холодный, прозрачный.
Воспитатель: Как вы думаете. Что случится со льдом в тепле?
Дети: Лед растает и превратится в воду.
Воспитатель: Правильно. А еще лед очень хрупкий. Если ударить по сосульке, то она рассыплется на маленькие кусочки (демонстрируем это).
Ребята давайте рассмотрим формочки для льда. В какой формочке вода замерзнет быстрее в маленькой или большой?
Дети: В маленькой так, как в ней меньше воды.
Воспитатель: Показывает формочки с цветным льдом. Уточняет название 7 цветов спектра, предлагает рассмотреть формочки по порядку: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) Давайте из нашего цветного льда выложим цветик-семицветик.
Дети: выкладывают цветик-семицветик.
Воспитатель: А как вы думаете, как лед получился цветным?
Дети: В воду добавили цветную краску и поставили на мороз.
Воспитатель: Послушайте загадку.
Он пушистый серебристый
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как положишь на ладонь
Что это такое?
Дети: Снег.
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Мы снежинки»
Выбираем водящего и ему одеваем, бумажную корону с рисунком тучки это мама, а остальным детям одеваем, бумажные короны с рисунком снежинок – это её детки снежинки. Снежинки окружаю маму- тучу прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю и деревья. Дети разбегаются в стороны и кружатся, как снежинки.
Воспитатель: Да, ребята снег это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек – снежинок. Показываем детям рисунки снежинок. Снежинки – это застывшие капельки воды. Ребята, а кто из вас знает: Можно ли лепить из снега в морозную погоду?
Дети: Нет, снег не слипается.
Воспитатель: А в теплую погоду снег, какой?
Дети: Сырой, тяжелый, липкий, влажный.
Воспитатель: А кто из вас наблюдал,как падает снег в теплую морозную погоду?
Дети: Хлопьями, отдельными снежинками.
Воспитатель: Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему?
Дети: Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая.
Воспитатель: А что будет со снегом в теплом помещении?
Дети: Снег растает и получится вода.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять"
Дети: Вода
Воспитатель: показывает детям 2 пробки со снегом. Опускает их в банки с теплой и холодной водой.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, в какой воде снег растает быстрее в теплой или холодной?
Дети: В теплой.
Воспитатель: Ребята вода у нас волшебная, она может быть жидкая, твердая, а ещё в виде пара. Кто видел пар, поднимающийся из носика чайника?
Дети: отвечают.
Воспитатель демонстрирует несложный опыт. В стакан с водой опускает кипятильник. Вода закипает. Дети наблюдают за появлением пара.
Воспитатель: Вот видите пар?
Дети: Да.
Воспитатель: Накрывает стакан стеклом. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды. Значит пар – это капельки воды.
Посмотрите, наша бумага стала мокрой, значит пар- это что?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно вода может находиться в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Делаем вывод: Вода волшебная. Она бывает жидкая, газообразная (пар) и твердая. Она переходит из одного состояния в другое.

Физкультминутка:
"Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем тело, моем уши,
После вытираем суше"

(Дети выполняют движения, согласно тексту)
Данный конспект занятие пригодится зимой, может кто-то воспользуется им.
Спасибо.

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию.

Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она - важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным! Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

Цель : данная презентация обеспечивает наглядность - зрительный ряд на занятии. Познакомит детей со свойствами воды.

Задачи : работа по презентации построена таким образом, что после разговора (с просмотрами слайдов) о необходимости воды для всего живого, плавно включится в тему занятия. Воспитатель, двигаясь пошагово, рассказывает где встречается вода, проводя опыты, наглядно демонстрирует на слайдах явления неживой природы. Развивает логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Эффективность : закрепляет знания о неживой природе, способствует созданию информационно-коммуникативной среды, соответствует современным требованиям.

Практическая значимость:

  1. Наглядное ознакомление с необходимостью воды для человека, животных и растений.
  2. Ознакомление с явлениями неживой природы, со свойствами воды.
  3. Стихотворная часть.

Место использования мультимедийного материала: может быть использовано как педагогами дошкольных учреждений в качестве зрительного материала на занятии по ознакомлении с природным явлением - вода, так и родителями для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дома.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию. Под звуки «Шум воды» входит УЧЕНАЯ ИЗ ВОЛШЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ в мантии и четырехугольной академической шапочке.

Здравствуйте ребята! Я пришла к вам в гости, меня зовут Ученая, и я расскажу сегодня вам об одном величайшем богатстве нашей планеты! Но сначала отгадайте загадку:

Введение в игровую ситуацию, подготовка детей к теме занятияю

Она и в озере, и в лужице
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она в реченьке бежит, журчит (вода ).

Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами поговорим о воде. Я хочу, пригласит вас свое волшебную лабораторию, и рассказать о великом чуде - воде. Там мы станем юнымиучеными. Проведем опыты, чтобы понять какая она уникальная. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).

А чтобы туда попасть нужно, ответить на несколько вопросов.

СЛАЙДЫ № 2,3,4,5,6,7,8.

Скажите, для чего нужна вода человеку? (Человек пьет воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды ).

Но вода нужна не только человеку! (Вода нужна животным, растениям, насекомым, птицам, рыбам. Без воды живые существа не смогут выжить).

Правильно, а теперь сыграем в игру.

И г р а «Кому нужна вода?»

Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животного, растения, человека - маленький ребенок, женщина и др.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке (другие дети могут добавлять).

Молодцы! Пройдемте в нашу лабораторию, здесь вы узнаете, какими свойствами она обладает, но сначала вспомним правило обращения с водой:

Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда,
Тряпка под рукой всегда.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза.

(Звучит СД музыка «Шум прибоя»).

Вот мы попали в лабораторию воды!

СЛАЙДЫ №9,10 (волшебная лаборатория, земной шар).

Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода содержится в земле, вода есть в растениях, животных, даже в человеке. Посмотрите на нашу планету, так она выглядит из космоса. А почему на ней так много синего цвета? (Это моря, океаны, озера, реки, это все вода).

Правильно, теперь:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

СЛАЙДЫ № 11, 12, 13.

Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (в морях, океанах, реках, озерах, болотах).

СЛАЙДЫ № 14,15,16,17.

Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой. (Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней).

Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. Хоть и кажется что на планете воды много, но живым организмам нужна только пресная вода, а ее не очень много в природе. И по этому ее необходимо беречь.

Активизация знаний детей о воде, развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения, закрепить знания детей о свойствах воды.

СЛАЙД №18 (Три состояния воды).

Давайте посмотрим, в каком состоянии может находиться вода в природе.

ОПЫТ №1 «ВОДА-ЖИДКАЯ».

Переливаем воду из одного стакана в другой (из меньшего в больший). Вот видите, как у нас течет вода. Значит она ЖИДКАЯ и не имеет своей формы.

СЛАЙД №19 (жидкая вода).

ОПЫТ № 2 «ВОДА-ЭТО ПАР» (Ученая вносит термос с горячей водой).

Что выходит из термоса при закипании воды? (Пар)

Откуда пар появился в банке - мы же наливали воду?

Вывод: Вода при нагревании превратилась в ПАР.

СЛАЙД № 20 (пар).

ОПЫТ №3 «ПАР-ЭТО ВОДА» (подносит к струе пара холодное стекло).

Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Когда пар попал, на холодное стекло он опять превратился в воду.

Вывод: пар при охлаждении превращается в ВОДУ.

СЛАЙД №21 (пар при охлаждении превращается в воду). Вот так происходит и в природе.

Физкультурная минутка.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные учёные? Давайте отойдем от своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.

(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть

Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах - как она нагревается в чайниках с водой.

Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют облако.

СЛАЙД № 22 (облако).

Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

СЛАЙД № 23 (дождь).

А во что превращаются капельки воды зимой? (В снежинки).

ОПЫТ № 4 «ВОДА - ТВЕРДАЯ». (Вносятся формочки для льда, каждому ребенку раздается по кубику льда).

Зимой на поверхности происходит другое удивительное явление, вода превратилась в лед. Посмотрите, какой лед ТВЕРДЫЙ, значит и вода может стать ТВЕРДОЙ.

СЛАЙДЫ №24,25,26 (снежинки, лед).

А теперь подержим его в ладошках, что происходит? От тепла наших ладошек он начал таять как при нагревании, и опять превращается в ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ

Вот так вода повторяет свой путь. Это называется круговорот воды в природе.

(Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе).

СЛАЙДЫ №27,28 (круговорот воды в природе).

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница-вода.

Давайте мы опять немного отдохнем и сделаем самомассаж.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
(Дети потирают ладонь о ладонь).
Моем носик, моем ротик,
(растирают крылья носа).
Моем шею, моем уши.
(потираем, мочки ушей пальцами).
После вытираемся посуше.
(поглаживают лоб).

Ну что, мои дорогие, наши испытания подходят к концу. Интересно ли вам было быть учеными? (Да). Давайте подведем итог наших полученных знаний. Вы теперь знаете ребята, что вода бывает какой? (Жидкой). А если ее заморозить, во что превращается вода? (В лед). А при нагревании? (В пар).

Рефлексия

Теперь я награжу каждого из вас значком, на нем написано «Юный ученый». Это значит, что вы узнали много нового, но на этом не остановитесь, и будете дальше узнавать много нового и интересного о нашей планете под названием Земля. Проводить чудесные и необычные опыты.

(Наклеивание наклеек в форме капелек на грудь каждого ребенка. Создать условие для психологического комфорта детей).

И прежде чем вы покинете мою волшебную лабораторию, я хочу угостить вас родниковой водой.

Капельки путешествуют не только по воздуху и земле, но и уходят под землю. Там они впитывают все целебные свойства земли и выходят на поверхность в виде родников. Эта вода становится самая целебная. Она придает бодрость и силу всему живому.

СЛАЙД № 29 (родники). (Угощение детей родниковой водой)

Теперь опять возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем, как шумит вода, и переместимся в наш д/с. До свидания, мои юные ученые, до новых встреч!

(музыка «Шум воды»).

Презентация к занятию

Цель : Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.

Оборудование и материалы:

У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.

  • Не кузнец, а с клещами (рак);
  • Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
  • Через море-океан плывёт чудо-великан;

Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).

Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания - все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)

Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.

Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.

  • Есть ли у воды форма?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).

В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).

Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Вывод: вода формы не имеет.

2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд.

Опыт с водой 2

Цель : Познакомить детей с ещё одним свойством воды - прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда (холодный, твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой (в первой банке камень среднего размера; в другой - камешки помельче; третья банка пустая; в четвёртой - песок; в пятой - вода).

В групповой комнате: два аквариума (в одном вода чистая, прозрачная, в другом - мутная, грязная).

У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.

Ход занятия:

Воспитатель проводит дидактическую игру, разработанную М. Монтессори, на развитие слухового внимания "Что шумит?". Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочерёдно встряхивают каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные свойства воды, предлагает познакомиться с новым её свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они видны? (В той, где вода чистая, а в той банке, где вода грязная, их не видно.)

Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.

Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, окна, стакан, баночки и др.) Подводит детей к аквариумам и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно.) В каком аквариуме рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).

Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы. Если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (Погибнет всё живое, если вода будет грязной).

Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (Она превратится в лёд) А что такое лёд? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывают их. Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. Лёд твёрдый, гладкий, тяжёлый, холодный, прозрачный, в тепле он превращается в воду (тает). Лёд хрупкий: если его ударить, он расколется.

Опыт N 3

Цель: Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).

Предварительная работа: ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: большая и маленькая формочки со льдом, семь формочек с цветным льдом, две пробирки со снегом, две банки (одна с холодной, другая с горячей водой).

Для опыта: стакан или банка с водой, кипятильник, стекло (6*10 см), лист промокательной бумаги.

У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой тёплая вода), по два пузырька со снегом.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом.

В: В какой формочке вода замёрзла быстрее - в маленькой или большой? (В маленькой, потому что в ней воды меньше). Показывает формочки с цветным льдом. Уточнив названия семи цветов спектра, предлагает расставить формочки по порядку. Дети выкладывают цветик-семицветик. Можно спросить о том, как лёд получился цветным. (В воду добавили гуашь и заморозили).

Предлагает отгадать загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)

В: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды.

Проводится игра "Хорошо - плохо". Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идёт снег.

В: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег какой? (Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки). А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (В тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.). Где быстрее растает снег? - на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении?

Воспитатель показывает детям две пробирки со снегом и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в тёплой или холодной? Опускает пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.

Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.

Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайник?

Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берёт стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар (оно запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.

Вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.

Во что вы играете с детьми старшего дошкольного возраста? Наверняка ребенок уже отвергает простые игрушки и требует более сложных развлечений. А понравятся ли чаду опыты?

Вода – настолько интересный материал, что с ней с удовольствием будет играть как ребенок, так и взрослый. Вы же знаете, что у привычной для всех прозрачной жидкости есть три состояния: жидкое, газообразное и твердое. Так давайте расскажем об этом ребенку.

1. Пресная и соленая

Возьмите ложку морской соли и размешайте ее в обыкновенной воде, получив искусственным образом соленый раствор. Предложите теперь ребенку попробовать такую воду на вкус. После этого начинается самое интересное: нам нужно добиться полного испарения воды. Нальем в стаканчик немного раствора и прокипятим его. Когда жидкости останется на донышке, отставим стакан и забудем о нем на насколько дней. После того, как воды не останется, посмотрите на дно. Там соль! Куда делся раствор? Он снова стал пресной водой!

2. Жидкая и твердая

Вы же замораживаете лед? Отлично, давайте сделаем несколько особенных кубиков. Возьмите тоненькие трубочки для коктейля, обрежьте их примерно по 5 см в длину и воткните в формочку для льда. Поставьте все в холодильник и ждите заморозки. Что получилось? Правильно, твердые кубики с палочкой. Напоминает кораблик? Прикрепим к мачте парус и отправим судно в плавание. Кораблики можно запускать по лужам, а можно устроить регату в тазу с водой.

Уверены, сначала ребенку будет интересно наблюдать, как вода превращается в лед, а затем удивляться обратному процессу.

3. Прозрачная и цветная

Для этого опыта нам понадобится обычная краска. Капаем по одной капельке в воду и наблюдаем, как происходит постепенное перемешивание. Отметьте, что цвет становится менее ярким, скорее превращаясь в оттенок. Чем больше краски, тем ярче цвет.

4. На поиски сокровищ

Нам понадобятся какие-нибудь мелкие предметы: камешки, ракушки, пуговицы, блестки. Наливаем в стаканчик воду и высыпаем «сокровища». Ставим все в морозилку. Ждем, когда жидкость замерзнет. А теперь отправляемся на раскопки! Как добыть сокровища? Вооружитесь пинцетом, ложкой – и вперед. Опускаем кусок льда в теплую воду, ждем, когда он немного подтает и начинаем добывать клад!

5. Она впитывается

Наливаем в какую-нибудь емкость воду, подносим к ней губку и наблюдаем. Она тут же впитается в поры. Настоящий фокус! Интересно подносить к воде разные предметы и наблюдать за тем, какие могут ее впитать, а какие не обладают таким свойством.

6. Игры на смекалку

Не забудем и об интеллектуальных играх. Предложите ребенку подумать, что будет, если:

  • вся вода исчезнет с Земли;
  • пресная станет соленой;
  • все замерзнет;
  • воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.

Есть множество простых опытов для дошкольников с водой. Каждый из них интересен по-своему. Не важно, какой выберите вы, главное, ребенок во время игр получит максимум удовольствия и пополнит багаж знаний интересными фактами.

Консультация для родителей
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2.У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
3.Уводы нет запаха
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
4.Лёд – твёрдая вода.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
5.Пар – это тоже вода
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
6.Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
8.Лёд легче воды
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
10.Вода не имеет формы
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Удачи Вам и Вашему малышу!

Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?(с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т.п.)
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)
Спасибо за сотрудничество!

Харина Светлана Владимировна.
Воспитатель
Мурманская область, г. Кировск