Прекрасные переливы муара. Виды тканей

Как производится оригинальный муар

Необыкновенный в своих загадочных переливах муар на самом деле очень прост. Секрет ткани в том, что в оригинале она изготавливается из нитей , а после полотно прокатывается специальными валиками, создающими эффект волнообразного отлива под определенным углом, переливающегося и не повторяющегося в своих линиях. Более точное название в исполнении с валиками — громуар.

Упрощенный вариант ткани муар , именуется антик, производится методом особого сплетения нитей. В полотне выглядит, как штамповка узора, и дает всегда однотонный, повторяющийся отлив. Вне зависимости от способа изготовления материал выглядит дорого, нарядно и изыскано. Именно поэтому вечерние наряды, костюмы и даже орденские ленты знати ранее шились с использованием муара или с декорированием им.

Как выглядит ткань сегодня

В современности материал получил более распространенное применение, благодаря замене натуральных шелковых волокон на синтетические и искусственные. В составе ткани сейчас вы можете увидеть , — в общем все те нити, которые идут и на изготовление . Такие сочетания сейчас активно используют в интерьерах, в качестве домашнего текстиля или штор. Дизайнеры любят работать с муаровой материей, отделывая ей стены. Такой интерьер не назовешь скучным, потому что под влиянием освещения он будет менять оттенок, даря каждый раз новый оптический эффект перелива.

Правильный уход за изделиями

Капризная в уходе материя способна доставить много хлопот, ведь стирать ее можно исключительно в деликатном режиме без отжима. Сушить изделия и одежду рекомендуется в разложенном виде. Ткань муар очень легко сминается, и заломы отглаживаются тяжело. Сложности добавляет тот факт, что смачивать полотно для глажки нельзя. Вода способна оставить на поверхности материи пятна, вывести которые до стирки не получится.

В целом же это восхитительная, дарящая мерцающее сияние ткань преобразит любую вещь или интерьер. Одежда из муара подчеркнет ваш безупречный и изысканный вкус и станет центральной фигурой в общей композиции гардероба.

Муар – это ткань с переливающимися оттенками, сделанная из чистого шелка или полушелка. Загадочные блики на свету создают особый эстетический эффект. Материал незаменим в изысканных нарядах. Из него делают наградные ленты к орденам, медалям.

Описание ткани муар


Дама в муаровом платье

Об истории создания муара известно мало. Предположительно, в Европе техника изготовления шелковых тканей с оптическим эффектом появилась с Востока. В России муар так же прижился быстро и прочно. В старину волнисто мерцающую ткань называли объяр. «Аб» в переводе с персидского «вода». В те времена полотна содержали дополнительную золотистую или серебряную нить. Ткань создавала эффект нисходящих, струящихся потоков воды.

Описывая женскую моду александровского времени, В.А. Верещагин замечает, что платья из муара (громуара) начали носить после 1806 года. Любовь к этой ткани сохранилась на столетия. В начале XX века А. Белый поэтически воспевал женщин в нарядах из муара. И. Северянин о даме в муаровом платье писал: «Вы такая эстетная», «Ваше платье изысканно». Русские поэты начала прошлого века знали толк в женщинах и их нарядах. Такое признание муара говорит само за себя.

Сначала ткань делали:

  • из однородного шелка;
  • в основе, в утке.

По мере появления нового текстильного сырья в составе муара стали появляться нити из следующих химических продуктов:

  • (лавсана);

Серебристый муар

Основой технологии получения муарового эффекта является каландрирование. Материал, полученный полотняным плетением однородных или смешанных нитей, на заключительной стадии прокатывают через горячие каландры (вальцы). При этом уточные нити сдавливаются, сдвигаются, перенаправляются в другую сторону, что и создает эффект бликов на материале. Иногда кажется, что рисунок на поверхности муара напоминает продольный срез дерева. Игра воображения создает индивидуальное впечатление, которое в любом случае бывает загадочным.

Существует два вида муаровых тканей.

  • Ткань с выраженными крупными рисунками называют муар-антик.
  • Материал с рисунком помельче называют громуар.

Раньше громуар делали только из лучших сортов шелка. Сейчас состав двух видов муаровых тканей может быть однородным или смешанным. Кстати, у торговцев тех времен приставка «антик» в названии указывала на высочайшие качества редко встречающегося товара.

В исключительных случаях муаровый эффект создают многослойностью тканей. При накладывании сетчатых материалов друг на друга появляется оптическое впечатление сияющей поверхности.

Что шьют из муара


Из муара шьют орденские ленты

Несмотря на быстротечность изменения тенденций в моде, муар на протяжении столетий остается одной из лучших тканей для создания имиджевых нарядов, домашних текстильных изделий. Из муара шили и шьют наградные орденские ленты, делают чехлы на парадную мебель, декорируют помещения для проведения торжеств.

Удивительно, на полотнах некоторых живописцев муар был везде: дамы в нарядах из переливающихся тканей изображены в комнатах с муаровыми шторами, искрящимися накидками на мебели, . Джеймс Тиссо, любивший писать портреты знатных женщин Парижа и Лондона, особенно хорошо передавал красоту бликов муара.

В России до революции муар изумительной красоты выпускала фабрика Н. Серебряникова, расположенная в Петербурге. Муаровые ткани изображены в нарядах дам, на наградных лентах Петра I, полководцев: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, генерала П. Багратиона, адмирала Ф. Ушакова. Для каждой награды был узаконен определенный цвет муаровой ленты. В музеях встречаются даже туфли, обтянутые муаровой тканью.

Сейчас муар по-прежнему в моде. Из него шьют:

  • свадебные, вечерние платья;
  • концертные костюмы;
  • наряды в стиле ретро, оп-арт;
  • элементы декорации;
  • портьеры, шторы;
  • используют для обивки нарядной мебели неповседневного использования;
  • изготавливают наградные ленты.

Привязанность стилистов, дизайнеров к материалу вполне объяснима его необычными свойствами. Достоинством муаровых тканей является:

  • всегда изысканный внешний вид;
  • способность хорошо ;
  • высокая прочность;
  • легкая драпируемость.

Как ухаживать за муаровыми тканями

Особая ткань требует бережного отношения. Для сохранения праздничного вида следует:

  • очень дорогие наряды из муара отдать в чистку профессионалам;
  • шторы из переливающегося шелка постирать аккуратно в теплой воде вручную без сильного трения и выкручивания;
  • при высушивании материал тщательно расправить, чтобы не образовались заломы ткани;
  • гладить с изнанки аккуратно, без увлажнения, т. к. от воды на материи могут оставаться пятна;
  • при появлении заломов проблемные места можно осторожно подержать над паром;
  • хранить изделия в развешенном или бережно сложенном состоянии.

Ткань муар – лучший способ создать праздник. Переливающаяся поверхность материала формирует особый зрительный образ, наполняет пространство изысканной роскошью.


Ткань муар - разновидности, свойства, уход за одеждой в фотографиях.

Слово «муар» или «муаре» во французском языке означает «создающий волны» или «переливающийся». Первоначально так называли шелковую ткань, поверхность которой обладает особым эффектом: при освещении на ней образуется переливающийся узор, похожий на волны или древесные слои.

Красота этого материала даже породила термин «муаровый», который используют для обозначения переходов цветовых оттенков в графических изображениях. В настоящее время муар чаще всего изготовляют на основе ацетата и синтетики, он стал более доступным, но остался таким же красивым.

Изготовление и применение

Окраску нитей производят заранее. Эта ткань может иметь различную толщину и плотность, но всегда является однотонной.

Готовое полотно подвергают каландрированию – специальной обработке нагретыми цилиндрами, которые смещают нити утка и сдавливают их. Деформация структуры приводит к изменению преломления света и появлению на поверхности материала переливающихся оптических узоров, придающих ему особую красоту и изысканность, а изготовленному из него изделию – динамичную игру оттенков.

Шелковый муар начали изготовлять во Франции. В XVIII он олицетворял собой роскошь и высокое общественное положение.

Эта красивая переливчатая ткань использовалась для орденских лент, богатой отделки, создания роскошных интерьеров. Со временем муар стал одним из наиболее изысканных материалов для роскошных дамских туалетов, особенно свадебных нарядов.

Такая одежда означала хороший вкус, изысканность и высокий достаток. Воспетые в стихах поэтов серебряного века муаровые платья были обязательной принадлежностью красавиц эпохи арт-деко, а муаровые головные ленты считались наиболее красивыми и богатыми.

Со временем одежда из этого материала стала появляться относительно редко. Однако до настоящего времени красивая ткань, позволяющая при достаточно простом крое продемонстрировать постоянно изменяющиеся оптические эффекты, широко используется дизайнерами при создании бальных и свадебных нарядов, креативных моделей в стиле ретро или оп-арт.

Еще одной областью использования переливающихся полотен являются различные занавеси и шторы, которые выглядят очень эффектно и при солнечном, и при искусственном освещении.

Разновидности, свойства, уход

Виды муаровой ткани не изменились со времени ее создания. Их всего два:

Из него можно создавать модели платьев и занавесей любого кроя, но наиболее выигрышно цветовые переходы выглядят на достаточно большой гладкой поверхности без конструктивных швов.

Для того, чтобы муаровые изделия долго радовали взор, им необходим бережный уход:

Обзор Ткань муар - разновидности, свойства, уход за одеждой.

Словом «муар» или «муаре» на французском языке обозначают переливающийся узор, напоминающий застывшие волны или древесные кольца. Точно также стали называть и шелковую однотонную ткань с рельефной «муаровой» поверхностью, создающей великолепную игру света и тени. Изначально ткань муар изготавливали только из высококачественного шелка. Сегодня она может быть полушелковой и даже полностью искусственной, но продолжает оставаться такой же загадочно красивой.

Немного истории

О том, кому принадлежит честь создания муара, достоверных сведений нет. Известно лишь то, что его история тянется со средних веков, а в Европу шелковые ткани с оптическим эффектом пришли с Востока примерно четыре столетия назад. Судя по описаниям, восточный муар был двух типов: из однотонного шелка и из шелка с вплетением дополнительных серебристых или золотистых нитей, что повышало стоимость ткани в разы. Торговцы называли этот волнисто-мерцающий текстиль «объярь», от персидского «об» ― вода. Позволить себе сшить такую одежду могли только очень состоятельные люди. Сегодня ее можно встретить лишь на музейных фото.

Первой европейской страной, освоившей производство муаровой ткани, стала Франция. Французский аналог ни качеством, ни внешним видом не уступал восточному первоисточнику, успешно с ним конкурировал и уже в начале XVII века покорил не только всю Европу, но и Россию, где в начале XIX века стали ткать свой «русский» муар. Долгие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, этот материал по праву считался одним из самых красивых, и каждая светская красавица обязательно имела в своем гардеробе хотя бы одно муаровое платье.


Виктор Шрамм (1865-1929 гг.) Перед балом.

Особенности производства

Секрет получения муарового узора заключался в том, что шелк полотняного плетения подвергают каландрированию: пропускают через нагретые стальные гравировальные цилиндры под высоким давлением (до 35 тонн). Они сплющивают уточные нити, меняя их структуру и направляя волокна в другую сторону. Благодаря такой деформации на шелковой поверхности и появляется переливающийся и неповторяющийся в своих линиях волнистый узор, напоминающий волны или кольца на косом срезе дерева.


Каландрирование шелкового полотна.

Нити для изготовления муаровых тканей окрашивают заранее. Поэтому полотна этого типа могут быть различной плотности и толщины, но всегда имеют однотонную расцветку.

Позже ткань с переливами стали изготавливать на основе не только шелка, но и многих других материалов, таких как: сатин, жаккард, бархат, органза, велюр, полиэстер. Они ткутся из волокон самого разного происхождения: шелковых, полушелковых, хлопковых, вискозных, ацетатных, а объединяет их одно ― муаровый узор на поверхности.

Различают два вида муара:

  1. Муар-антик. Отличается объемным рисунком. Его поверхность переливается на свету ярким матовым блеском за счет особой технологии сплетения нитей. Используя такую технику, можно добиться броских разводов и резких переходов от светлых тонов к темным.
  2. Громуар. Плотное шелковое полотно высокого качества с хаотичными ясно различаемыми крупными переливами, изготовленное непосредственно методом каландрирования.

Чем ярче и четче муаровый отлив, тем выше ценится ткань.


Громуар ― стопроцентная шелковая ткань высшего качества.
Муаровая скатертная ткань из 100% полиэстера.
Органза-муар для штор из 100% полиэстера.
Муаровый сатин-жаккард из смесовых волокон для пошива мужских сорочек.
Муаровая поверхность представляет собой уникальную игру цвета и света, которая зависит от того под каким углом на нее смотреть.

Из многочисленного семейства муаровых тканей особенно можно выделить бархат ― современную разновидность этого великолепного ворсового текстиля, пластичный материал, красиво струящийся в драпировках. Игра цвета, света и тени на бархатной поверхности выглядит очень эффектно. Бархат, как и любой другой муар, может быть как натуральным (хлопчатобумажным), так и синтетическим (полиэстровым). Иногда в него добавляют эластичные нити. Такая ткань хорошо тянется и идеально подходит для пошива вечерних платьев.
Бархат муар ―натуральный или искусственный материал с мелким ворсом и эффектными переливами.

Области применения муара

Несмотря на разницу в плотности и составе волокон муаровые ткани обладают рядом общих преимуществ, благодаря которым они всегда востребованы как в пошиве одежды, так и в интерьерном дизайне. К их основным достоинствам можно отнести:

  • изысканный внешний вид;
  • отличную драпируемость;
  • способность держать форму;
  • прочность и износостойкость.

Как уже говорилось выше, переливающаяся ткань настолько фактурно хороша, что не нуждается в нанесении рисунка. Ее выпускают гладкоокрашенной, используя при этом все богатство цветов и оттенков.

В XVIII-XIX вв. муар был невероятно популярен. На полотнах некоторых живописцев, творивших в те времена, его можно было увидеть везде. На них изображены дамы в муаровых платьях, отдыхающие в комнатах с окнами, украшенными переливающимися на свету портьерами, обставленными мебелью с узорчатой обивкой и обитыми бликующей тканью стенами.


Фрагмент старинного женского платья из громуара.

Сегодня область применения муара тоже очень разнообразна. Из него изготавливают:

  • домашний текстиль (портьеры, гардины, покрывала и наволочки, скатерти);
  • праздничную одежду (свадебные и вечерние платья и костюмы, женские блузы и мужские сорочки);
  • наряды в стиле поп-арт и ретро;
  • всевозможные аксессуары (клатчи, ленты, бальные туфли, галстуки);
  • обивку для нарядной мебели не повседневного использования.

Вечерний костюм от Версаче из полушелкового муар-антика.
Великолепное свадебное платье из шелка и органзы.

Из муарового текстиля можно создавать одежду и декор любого кроя, но наиболее выигрышно цветовые переходы выглядят на достаточно большой гладкой поверхности без конструктивных швов.

Следует помнить, что муаровый узор портится от постоянного трения, поэтому такие ткани являются не самым лучшим материалом пошива мебельных чехлов и брюк.


Неизвестный художник. Портрет фельдмаршала графа А.В. Суворова (1730 – 1800 гг.)

Еще одно применение муаровой ткани, а точнее громуара, о котором нельзя умолчать ― наградные и орденские ленты. Их имеют ордена большинства государств. Для каждой награды полагается лента определенного цвета или сочетания цветных полос.

Как ухаживать за муаровыми тканями

Чтобы муаровые изделия как можно дольше сохраняли презентабельный вид, ухаживать за ними нужно бережно:

  • дорогие шелковые вещи лучше сдавать в химчистку;
  • автоматическая стирка возможно только в деликатном режиме, при температуре 30 градусов, без отжима;
  • ацетатные и полиэстеровые шторы с муаровым узором стирают вручную, без трения и выкручивания;
  • моющие средства для стирки, следует брать самые мягкие, например биогели;
  • сушка рекомендуется на ровной поверхности в разложенном виде, вдали от отопительных приборов и яркого солнца;
  • температура глажки выбирается в соответствии с составом материи;
  • гладят изделия из муара только с изнаночной стороны;
  • смачивать муар при глажке нельзя – капли воды оставляют на его поверхности заметные пятна;
  • на таких вещах легко образуются заломы, поэтому расправлять их перед сушкой нужно как можно тщательнее;
  • образовавшиеся заломы можно осторожно расправить над паром;
  • хранят муаровый домашний текстиль аккуратно сложенным, а вещи развешанными на плечиках.

При соблюдении правильного ухода изделия из нарядного муарового текстиля будут очень долго служить без потери внешнего вида.

Ткань муар ― прекрасный способ создать праздник. Ее изысканные динамичные переливы формируют особый зрительный образ и наполняют пространство роскошью и ощущением внутренней свободы, поэтому в каждом доме или гардеробе не помешает иметь хотя бы одну муаровую вещь. Момент, когда она будет очень кстати, наступит обязательно.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 5]

Слово «муар» или «муаре» во французском языке означает «создающий волны» или «переливающийся». Первоначально так называли шелковую ткань, поверхность которой обладает особым эффектом: при освещении на ней образуется переливающийся узор, похожий на волны или древесные слои.
Красота этого материала даже породила термин «муаровый», который используют для обозначения переходов цветовых оттенков в графических изображениях. В настоящее время муар чаще всего изготовляют на основе ацетата и синтетики, он стал более доступным, но остался таким же красивым.

Изготовление и применение

Муаровые материалы изготовляют методом полотняного переплетения из шелковых, полиэстеровых, ацетатных волокон или их смесей . Окраску нитей производят заранее. Эта ткань может иметь различную толщину и плотность, но всегда является однотонной.

Готовое полотно подвергают каландрированию – специальной обработке нагретыми цилиндрами, которые смещают нити утка и сдавливают их. Деформация структуры приводит к изменению преломления света и появлению на поверхности материала переливающихся оптических узоров, придающих ему особую красоту и изысканность, а изготовленному из него изделию – динамичную игру оттенков.

Шелковый муар начали изготовлять во Франции. В XVIII он олицетворял собой роскошь и высокое общественное положение.

Муаровая одежда изображена на портретах королей и императоров выдающихся полководцев, титулованных и богатых аристократов.

Эта красивая переливчатая ткань использовалась для орденских лент, богатой отделки, создания роскошных интерьеров. Со временем муар стал одним из наиболее изысканных материалов для роскошных дамских туалетов, особенно свадебных нарядов.

Такая одежда означала хороший вкус, изысканность и высокий достаток. Воспетые в стихах поэтов серебряного века муаровые платья были обязательной принадлежностью красавиц эпохи арт-деко, а муаровые головные ленты считались наиболее красивыми и богатыми.

Со временем одежда из этого материала стала появляться относительно редко. Однако до настоящего времени красивая ткань, позволяющая при достаточно простом крое продемонстрировать постоянно изменяющиеся оптические эффекты, широко используется дизайнерами при создании бальных и свадебных нарядов, креативных моделей в стиле ретро или оп-арт.

Еще одной областью использования переливающихся полотен являются различные занавеси и шторы, которые выглядят очень эффектно и при солнечном, и при искусственном освещении.


Разновидности, свойства, уход

Виды муаровой ткани не изменились со времени ее создания. Их всего два:

  • плотный громуар из высококачественного шелка, который позволяет создать очень мелкий оптический рисунок с яркими переливами. Именно из него изготовлялась старинная придворная одежда и орденские ленты;
  • муаре антик (без которого отказывалась венчаться героиня романа «Будденброки») – это более тонкая ткань, создающая крупные объемные переливы. Из нее изготовляют нарядные платья и красивые шторы, идеально подходящие для винтажных или креативных интерьеров.


Вне зависимости от плотности и состава, переливающийся текстиль очень прочен, хорошо держит объем и красиво драпируется . Из него можно создавать модели платьев и занавесей любого кроя, но наиболее выигрышно цветовые переходы выглядят на достаточно большой гладкой поверхности без конструктивных швов.

Следует помнить, что эта ткань плохо выносит постоянное трение, поэтому является не слишком подходящей для нарядных брюк, чехлов для мебели и т.п.

Для того, чтобы муаровые изделия долго радовали взор, им необходим бережный уход:

  • Дорогую шелковую вещь лучше доверить химической чистке.
  • Шторы из переливающегося ацетата или полиэстера можно постирать, не используя трения и выкручивания, лучше вручную.
  • Температура воды не должна превышать 30 градусов, а моющие препараты следует брать самые мягкие.
  • Поскольку заломы на муаре образуются легко, а разглаживаются сложно, вещи перед сушкой нужно расправлять как можно лучше, а при хранении складывать как можно аккуратнее.
  • Температуру глажки выбирают в соответствии с составом ткани, однако следует помнить, что капли воды, попавшие при глажке на муар, могут оставить на нем очень заметные пятна.
  • Гладят изделия с изнанки, а трудно устранимые заломы можно осторожно расправить над струей пара.