Правовая ответственность родителей. Старт в науке

Ответственность родителей за воспитание детей утверждена в Семейном Кодексе РФ. Конвенция по правам несовершеннолетних провозгласила эту обязанность, подтвердив, что обеспечить интересы своего потомства должны мать с отцом. Дети вырастут, станут достойными гражданами нашей страны - образованными, воспитанными, ответственными перед государством и заботливыми с предками. Для достижения положительного результата не нужно перекладывать заботы о подрастающем поколении на бабушек и дедушек и педагогов.

Равноправие всех членов в семье

Конституция и Семейный кодекс РФ определили ответственность родителей за воспитание детей. Кроме обязательств они имеют права, которые будут прекращены сразу после совершеннолетия подопечных. Положения закона так разработаны, что с одной стороны дана привилегия жить с ребенком, распоряжаться его временем, если это не противоречит его интересам, с другой — условия становятся долгом опекуна. Все установки в Семейном кодексе взаимосвязаны.

Дается гарантия матери со стороны закона в ее вправе сына:

  • опекать, рассказывать сказки, читать книги;
  • растить по правилам ею установленным;
  • воспитывать по семейным устоям.

В статье 61 СК РФ утверждено родительское равноправие. Отец должен проявлять заботу о дочери, развивать:

  • нравственность;
  • духовность;
  • следить за физическим развитием и общим здоровым состоянием организм.

На обоих родителях лежит одинаковая ответственность за воспитание детей, у них преимущество перед другими родственниками:

  • бабушкой;
  • дедом;
  • сестрой;
  • братом.

Но запрет на встречи с родными людьми они не могут объявить, не имеют права мешать общению с ними. При разводе семейной пары и раздельном проживании, они должны прийти к мирному соглашению о дальнейшем нахождении несовершеннолетних граждан. Когда договориться не могут, этот вопрос переходит в судебную инстанцию.

Как в суде решают проблему при расторжении брака?

Ответственность родителей за воспитание детей, права и обязанности - равные. На этом основании, когда в суде рассматриваются дела по семейным конфликтам, во главу ставится интерес ребенка.

При бракоразводных процессах судьей учитывается детское:

  • мнение;
  • привязанность к матери или отцу;
  • любовь к сестре или брату;
  • возраст;
  • нравственность каждого попечителя;
  • сложность отношений, если они возникли с опекунами.

В правовом органе изучат, какие возможности есть у гражданина для воспитания своего ребенка:

  • работа, распорядок дня;
  • квартира;
  • уровень доходов;
  • отсутствие вредных привычек;
  • чистота перед законом.

В статье 66 Семейного кодекса РФ даны гарантии родителю, которому суд определит жить отдельно от детей:

  • воспитывать;
  • общаться;
  • принимать участие в жизни, образовании.

Мать не может препятствовать отцу в воспитании несовершеннолетних отпрысков, если судом установлен порядок встреч. Когда будет доказано, что такие свидания опасны для здоровья, наносят вред детям — человека лишат родительских прав. Виновный родитель понесет наказание при невыполнении судебных определений. Он может опротестовать решение правового органа, который пересмотрит все условия и если интересы ребенка ущемлены, передаст его судьбу достойному воспитателю, при условии, что мнение несовершеннолетнего учтено.

Кто ответит, если дети нарушают закон?

Нарушение общественного порядка, совершение неправомерных действий другим лицам, на совести представителей несовершеннолетних, они обязаны вырастить достойных граждан для государства. Принадлежит ответственность родителям, за ненадлежащее воспитание детей. Это требование указано в Гражданском кодексе РФ, объясняют положения статьи 1073, 1074. Законодательные акты утверждают, за проступки малолетних граждан до исполнения ими 14 летнего возраста ответ предстоит держать:

  • родителям;
  • попечителям, опекунам;
  • сотрудникам соцзащиты;
  • организациям, где ребята находятся на содержании, если нет родственников;
  • образовательным учреждениям;
  • медицинским заведениям;
  • надзирающим органам.

После 14 дня рождения за тяжкие преступления подросток ответит по УК РФ. Нанесенный ущерб должны будут возместить родственники или усыновители, у которых он находится на попечении. С 18 лет закон об ответственности родителей за воспитание детей теряет свою актуальность, требования полностью переходят на совершеннолетнего.

Если произошло лишение остаются обязательства еще 3 года наблюдать и отвечать за преступные выходки малолетних отпрысков.

Неуважительное отношение к закону происходит по причине недостатка воспитательных мер, если мать с отцом были отстранены от ребенка, значит, по их вине появилась асоциальные намерения.

На педагогов возлагается контроль над поведением детей, устроенных в заведениях:

  • дошкольных;
  • образовательных;
  • спортивных.

Школьного учителя накажут, когда его ученик вместо занятий отлучится в торговый центр, украдет там игрушку, конфеты. Он обязан предупредить об ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей, сообщить им о прогуле или позвонить в правоохранительные органы.

Воспитатель детского сада тоже отвечает за поступки малышей, пока они там находятся или их повели в развлекательный центр. Педагоги могут переложить вину на официальных представителей детей, если докажут плохое содержание, отсутствие заботы со стороны взрослых, для этого семью нужно поставить на учет в надзорные организации, как неблагополучную.

Преступные деяния с уголовными последствиями

В законе об ответственности родителей за воспитание детей, УК РФ указывает на возрастное ограничение, на этом основании назначают наказания. В статье 20 п.1 сказано, что по уголовному праву судят граждан с 16 лет.

Есть исключения в п.2 акта, там обозначены преступления, отягчающие приговор и подсудность в 14 летнем возрасте:

  • умышленных убийствах;
  • сексуальных насильственных действиях;
  • намеренно нанесенных увечьях;
  • хищениях в крупных размерах;
  • транспортных угонах;
  • вымогательствах;
  • террористических актах.

Расследования уголовных происшествий с участием граждан возрастом 14 -17 лет находятся под особым контролем. Когда дело доходит до суда, во внимание принимается:

  • физические, интеллектуальные показатели;
  • соответствует ли подросток по умственным способностям, развитию своим одногодкам;
  • полученное образование;
  • как оценивает свои действия, насколько понимает, что совершил;
  • в каких условиях рос и воспитывался.

Перевоспитывают сложных подростков принудительным педагогическим воздействием. По возможности и степени совершенного деяния его могут отпустить под правовую ответственность родителей за воспитание детей или поместить в медицинское заведение, где учат и лечат. На судебных заседаниях должны присутствовать представители несовершеннолетних преступников.

Где будут рассмотрены:

  1. В каких условиях жил нарушитель порядка.
  2. Степень участия в жизни подростка его попечителей.
  3. Среду обитания, в которой формировалась личность.

По мнению юристов, от плохих отношений с близкими людьми, связи с криминогенным обществом, проявляются противоправные склонности. Если за воспитание детей несут ответственность родители по Семейному кодексу и статье 61, то наказания за нарушения этих положений наступает по УК РФ, о чем раскрывает статья 156.

Статистические выводы

Делая выводы по статистическим данным, аналитики утверждают, что неблагополучные семьи увеличивают преступный контингент, там в основном растут ребята без надзора. Хотя романтика из криминальных сериалов привлекает на совершение необдуманных поступков и подростков, выросших у интеллигентных профессоров, успешных бизнесменов.

Когда они выслушивают беседы об ответственности родителей за воспитание детей - не верят, что их дочь- отличница или сын- победитель олимпиад, которым не было ни в чем отказа, принимали участие в разбойном нападении. Судья при рассмотрении дела с участием несовершеннолетних лиц примет во внимание:

  • доказанную халатность к воспитательным обязанностям со стороны попечителей;
  • поддержку членов семьи противоправного поведения;
  • аморальное состояние представителей ребенка;
  • отсутствие досуга, развивающего интеллект.

Взрослые, занятые работой, материальным благополучием, порой забывают о моральной поддержке своим подопечным, одинаковой ответственности родителей за воспитание и содержание детей. Если в суде обнаружат злостные нарушения - ограничат или лишат родительских прав.

Какие предусмотрены наказания

После судебных разбирательств определяется тяжесть вины отцов и матерей за проступки их отпрысков.

От серьезности преступления зависит мера наказания:

  1. 100 000 руб. - штрафные санкции.
  2. 400- часовые обязательные отработки.
  3. 2-летний исправительный труд.
  4. 3 года принудительных работ.
  5. Отстранение от работы на 5 лет в определенном виде деятельности;
  6. 3-летнее заключение под стражу.

Старшему поколению придется возместить ущерб, который подростки нанесли пострадавшим. Оплатить лечение, если нанесен вред здоровью, компенсировать денежным эквивалентом моральное унижение.

Тесная связь семьи и школы

Постоянное взаимодействие представителей учеников с администрацией образовательного заведения поможет вовремя предупредить преступление. Классный руководитель расскажет о своих наблюдениях и подозрениях в сфере обучения, новых опасных интересах, обнаруженных вокруг школьного общества. Учитель предупредит о необходимости посещать род. собрания, ответственности родителей за воспитание детей.

Но она лежит на всех взрослых, которые по долгу службы или происхождению занимаются несовершеннолетними. В правовых актах нет положений, которые бы обязывали законных попечителей учащихся посещать совещания организованные для родителей, но только там они получат достоверную информацию об образовании и реализуют свои права принимать участие в учебном процессе.

Кто может заменить?

Постоянная загруженность работой не всегда позволяет встретиться с педагогами в школе. Нужно заранее предупредить классного руководителя, что известна ответственность родителей за воспитание детей, но родительское собрание посетит ближайший родственник, няня, работающая официально в семье.

Бабушкам, дедушкам, тетям и дядям никто не запретит прийти на беседу к учителю, если отец чрезмерно занят производственными делами, а мать не может оставить младенца, но они не официальные представители ребят, поэтому не могут принимать ответственных решений по обучению.

Когда наступает административная ответственность родителей за воспитание детей?

Когда ребенку исполнится 16 лет, он ответит за свои незаконные действия, если у него есть имущество и доход. Отсутствие заработка автоматически перекладывает возмещение ущерба на его попечителей. До этого возраста ответственность за воспитание и обучение детей — на родителях.

К административным правонарушениям принадлежат проступки:

  • антисоциального характера;
  • периодические пропуски занятий в школе;
  • совершение опасных для окружающих действий;
  • мелкие хищения, хулиганское поведение.

За это накажут:

  • штрафом;
  • публичным извинением перед потерпевшими;
  • оплатой компенсаций за моральный и фактический ущерб.

Подросток может сам оплатить расходы за последствия противоправных действий, если у него имеются собственные средства. В обратном случае издержки возмещают родители. Для законных представителей предусмотрены наказания, если контролирующие органы за содержанием малолетних обнаружат:

  • ребенок социально не воспитывается;
  • плохо одет и накормлен;
  • отсутствует обучение;
  • нарушены права, интересы.

Когда родитель не уделяет полноценного внимания для нормального развития детей, халатно относится к своим обязанностям, ответственность наступит в обязательном порядке. Если не вмешается школа - органы попечительства, соцзащита поставит на место нерадивых воспитателей.

Злоупотребление правом — что это?

Между административной ответственностью родителей за ненадлежащее воспитание детей и уголовной — тонкая грань. Вначале семью обязуют выплатить штраф в размере 500 руб. по КоАП РФ и статье 5.35. Законодательный акт дает такие основания в применении наказания. Если граждане систематически уклоняются от выполнения обязанностей, по достойному содержанию подрастающего поколения, злоупотребляют своим родительским правом, деяния могут сразу переквалифицироваться из одной степени в более серьезную, где штрафами не отделаться.

К таким действиям относятся:

  • постоянное отсутствие на школьных собраниях;
  • одежда не по сезону, при заболеваниях игнорирование медицинских обследований, плохое питание - все это признаки халатного отношения к детскому здоровью;
  • физические наказания, моральные унижения нецензурной бранью;
  • регулярные пьянки в семье;
  • привлечение несовершеннолетних к аморальным поступкам - кражам, попрошайничеству;
  • место проживания детей скрывают от отца, когда мать занимается воспитанием и наоборот;
  • дети школьного возраста не учатся в образовательных заведениях.

Есть семьи, в которых каждый год появляется младенец, но старшие ребята вообще не учатся в школе и даже не записаны там. Дать им образование — это обязанность родителей и право детей. Взрослые объясняют недостатком средств, собственной безграмотностью, нет денег, чтобы собрать школьников для обучения. В государстве разработаны программы для обеспечения малоимущих семей, если ячейка общества не воспользовалась такой помощью, значит, учеников переселят в заведения, где будут предоставлены все условия для достойного воспитания.

Чтобы восстановить семью, вернуть право на воспитание, гражданам долго придется доказывать:

  • пройдено ли лечение от зависимостей и реабилитация;
  • в квартире или доме выполнен ли ремонт, налажены ли коммуникации;
  • есть ли официальная работа, стабильный заработок;
  • куплены ли детские вещи, предметы обихода, заполнен ли холодильник продуктами.

Отец или мать лишенные прав на своих детей для их восстановления должны быть готовы:

  • забрать детей из интернатов для личного воспитания в чистое жилое помещение;
  • выбрать образовательный и воспитательный способ, который безопасен для учеников и не противоречит их интересам;
  • развивать духовно и психологически личность будущего взрослого человека.

Детство в нашей стране должно проходить благополучно. Правительство озабочено демографической ситуацией, для ее улучшения предлагают государственную помощь. Но дети должны не только рождаться, но и расти, воспитываться, получать образование в нормальных условиях. Это не значит, что, когда на свет появился гражданин РФ, вся забота переходит на госбюджет. Пока малышу не исполнится 18 лет, за него отвечают родители. Все поступки, мысли, мечты, намерения находятся под их контролем, чтобы знать, какого человека они передадут на службу государства.

Семейная жизнь – это не только удовольствие, но и большая ответственность, особенно если речь идет о несовершеннолетних, которые пока не могут в полной мере отвечать за собственные поступки. Очень важно знать и понимать обязанности родителей по воспитанию детей. Вопрос довольно непростой, подразумевает огромное количество тонкостей и нюансов, в которых нужно разобраться.

Определение

Что же представляет собой родительская ответственность с правовой позиции? Согласно современному законодательству, термин подразумевает совокупность следующих требований:

  1. Воспитание. Отцам и матерям необходимо пояснять малышу нормы поведения, допустимые в данном обществе, рассказывать ему о действующих запретах, не забывая о том, что до достижения им 18-летия часть ответственности за совершенные нарушения ложится на родительские плечи.
  2. Забота о развитии. Сюда включается физическое, нравственное, духовное и психическое развитие несовершеннолетнего, ответственность за которое несут, прежде всего, их родители. Они должны следить за тем, чтобы ребенок соответствовал по физическому развитию своим возрастным нормам, посещал школу.
  3. Защита интересов. До достижения малышом совершеннолетия от отцов и матерей требуется обеспечение защиты его прав, не исключая имущественных.
  4. Безопасность. Это прямая обязанность матерей и отцов – делать все возможное для того, чтобы малыш рос и развивался в безопасной для себя обстановке. Поэтому причинять своему ребенку физический, психологический или нравственный вред недопустимо.
  5. Содержание. Родители обязаны содержать ребенка до достижения им 18-летия. Запретить, например, подростку возвращаться домой недопустимо.

Все эти аспекты и составляют ответственность родителей за воспитание детей. Нарушение любого пункта представляет собой нарушение не только прав ребенка, но и норм законодательства, поэтому предусматривает различные формы наказаний.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Законодательное регулирование

Прежде всего, вопросы родительской ответственности рассматриваются в важнейшем государственном нормативном акте – Конституции РФ. Обратившись к ее тексту (статье 38 ч. 2), можно узнать, что отец и мать полностью равны в правах на воспитание и несут одинаковую ответственность. При этом даже в случаях, когда они вынуждены на время доверить воспитание малышей родственникам или сотрудникам специализированных детских учреждений, это не освобождает их от всей полноты ответственности.

Права ребенка и родительские обязанности по отношению к нему зафиксированы в Семейном Кодексе РФ. В соответствии его положениями, отец и мать уравниваются между собой как в части прав, так и в обязанностях. Можно выделить следующие основные моменты:

  • Мама и папа полностью равны между собой, при этом закон обязывает их совершать в отношении малыша исключительно одобряемые государством поступки.
  • Родительская ответственность возникает тогда, когда кроха появляется на свет. Ее прекращение возможно в ряде случаев. Прежде всего, если ребенку исполняется 18 лет. Далее – при наступлении эмансипации (так называется признание человека до 18 лет совершенно дееспособным, если он вступает в брак или устраивается на работу).
  • Именно родителям принадлежит преимущественное право в воспитательном вопросе перед любыми прочими лицами. Они могут сами избирать формы и методики работы с малышом, однако выбор ограничивается международными документами, в частности Конвенцией ООН о правах ребенка и российским законодательством. Так, дети могут расти в семьях, исповедующих различные религии, но применять по отношению к ним жесткость и насилие недопустимо.

Согласно СК РФ, который был написан с опорой на Конвенцию ООН, право воспитывать собственного малыша представляет собой личное право любого родителя, и лишиться его можно исключительно при наличии обозначенных в законодательстве оснований. Отдельные моменты ответственности родителей представлены также и в гражданском законодательстве.

Осуществление родительских прав

Этот вопрос регламентируется статьей 65 СК РФ. Согласно ее тексту, за родителями закрепляется обязанность следить за соблюдением интересов собственных детей. Недопустимыми признаются следующие формы воспитания:

  • использование грубости, жесткости;
  • насилие;
  • эксплуатация (принуждение воровать, заниматься проституцией);
  • унижение человеческого достоинства;
  • пренебрежение.

Отцы и матери могут воспитывать малышей в своих семейных и национальных, религиозных традициях, главное – это не должно идти вразрез с интересами детей. Как именно это будет происходить – стороны решают сообща, государство не вмешивается в этот вопрос до возникновения разногласий. Если же один из родителей категорически не приемлет подход второго, родителям не удается найти точки соприкосновения, то в интересах малыша можно использовать или судебных иск, или обращение в органы опеки.

В частности, при раздельном проживании матери и отца вопрос, на чьей территории будет жить малыш, проще всего решить мирным путем (взаимной договоренностью). Если же согласия добиться не получается, предстоит судебное разбирательство, в ходе которого вопрос будет рассматриваться с учетом интересов ребенка.

К вниманию будут приняты такие факторы:

  • возраст несовершеннолетнего;
  • его пожелания;
  • привязанность ребенка к матери или отцу (а также к другим детям в семье, если таковые имеются);
  • личности матери/отца, их морально-нравственный облик;
  • условия проживания, которые может предложить каждый из родителей;
  • род деятельности, семейное и финансовое положение.

На основании анализа этих и некоторых иных факторов судом будет принято определенное решение.

Образование и воспитание

Это одновременно и права, и обязанности отцов и матерей, которым необходимо уделить должное внимание физическому, нравственному, психическому и духовному развитию сына или дочери. Так, согласно Конституции РФ, каждый вправе получить образование, но если начальное (средняя школа) является обязательным и в задачи родителей входит запись малыша в МОУ, то среднее и высшее человек уже получает по желанию.

Занимаясь воспитанием своего крохи, мамы и папы должны ставить своей целью не формальное соблюдение законодательства, а становление гармоничной личности, человека интеллигентного, думающего, нравственного. Только в этом случае речь может вестись о том, что они добросовестно выполнили взятые на себя обязательства. Согласно СК РФ, родители вправе лично заниматься воспитательной деятельностью, не нарушая своими действиями права малышей.

К числу основных обязанностей относится обеспечение родителями получения ребенком начального образования. В соответствии с ФЗ «Об образовании» родители могут самостоятельно определяться с учебным заведением и формой обучения, здесь они не ограничены. Однако перед ними поставлена цель – ребенок должен закончить 9 классов. Иначе можно будет говорить о нарушении исполнения обязанностей, в наказание за это предусмотрено лишение прав на ребенка.

Ненадлежащее воспитание

Посмотрим, что включается в этот термин. Прежде всего, это такое воспитание, которое не формирует у ребенка устойчивого представления о допустимом поведении, то есть малыш не понимает, в чем вред асоциальных поступков, нарушения законов. Кроме того, в понятие включается и такие аспекты:

  • уклонение от выполнения обязанностей родителя;
  • отрицательное воздействие на кроху;
  • воспитание отцом или матерью, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью;
  • недопустимое обращение;
  • ведение отцом или матерью аморального образа жизни.

Кроме того, в родительские обязанности входит и создание для малыша оптимальных условий проживания. В частности у него должны быть необходимые продукты питания, одежда, предметы быта, все, что требуется для обучения и досуга. Поэтому в понятие «ненадлежащее воспитание» можно включить проживание малыша в антисанитарных условиях, где у него нет возможности нормально развиваться, отдыхать, играть и учиться.

Поэтому в случае, если матери или отцы эти требования не выполняют, они ответственны за ненадлежащее воспитание, уклоняются от своих родительских обязанностей, нарушают права собственных детей.

Кроме того, современное законодательство обязывает родителей следить за тем, чтобы дети были защищены от вредоносной информации. С целью этого мамам и папам нужно принимать такие меры:

  • следить, чтобы ребенок ночью не оказался в общественном месте;
  • не отпускать несовершеннолетних в места, где ведется продажа алкогольной продукции (бары, кафе) либо исключительно продукции сексуального характера.

Иногда на региональном уровне перечень объектов, запрещенных для нахождения на их территории несовершеннолетних, может быть расширен. Это стадионы, вокзалы, мосты.

При нарушении этих требований в отношении родителей могут приниматься административные меры.

Формы наказания

Не все добросовестно относятся к своим правам и обязанностям в отношении несовершеннолетних. Рассмотрим, какие виды наказания предусмотрены на законодательном уровне.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию малыша, нарушение его прав и законных интересов предусмотрены две формы наказания родителей:

  • предупреждение;
  • штраф (его размер определяется индивидуально, может составлять 1-5 МРОТ).

Кроме того, возможны 4 формы ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • семейная;
  • уголовная.

Последняя наиболее часто используется в случаях жестокого обращения с детьми, постоянных побоев, унижения. Кроме того, есть и крайняя мера, которая используется для защиты детей, если другие оказываются бессильными. Речь идет о лишении прав на ребенка. Отметим, что возможно и восстановление таких прав, но это очень долгая и сложная процедура.

Даже лишение прав на малыша не освобождает отцов и матерей от всей полноты обязанностей. Так, им нужно будет производить выплату алиментов.

В отдельных случаях может быть использовано ограничение прав. Например, если нахождение малыша с отцом или матерью представляет для него опасность, возникающую по причине, не зависящей от родителя. Это может быть серьезное заболевание последнего (чаще всего – психическое, хроническое) либо очень тяжелое материальное положение. В этом случае, чтобы защитить малыша, может быть принято решение об ограничении.

Защита прав

К числу родительских обязанностей следует отнести и защиту прав и интересов малышей. Суть в том, что отец и мать вправе представлять интересы детей в судебных инстанциях, защищают его имущественные права, могут совершать от его лица сделки.

Однако в случае, когда родительские интересы идут вразрез с интересами детей, первые более не могут представлять несовершеннолетних, этой обязанностью наделяются органы опеки. Законом защищены прежде всего несовершеннолетние граждане и их права.

Таким образом, родители полностью ответственны за воспитание детей, должны четко выполнять свои обязанности по обучению, содержанию ребенка, обеспечить ему безопасные условия для полноценного развития. За нарушения предусмотрены различные наказания вплоть до лишения родительских прав.

Родительский лекторий на тему:

«Обязанности и ответственность родителей

за воспитание детей»

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания.

Конституция РФ говорит о том, что родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители.

В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями.

Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (сотовые телефоны, компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер, сотовый телефон. И всё реже современные дети проводят время за чтением.

Почему современные дети не любят читать?
У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
У каждого ребёнка есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, желание быть кому-то необходимым и нужным, желание быть известным, желание общаться с интересными людьми). Хочу отметить, что удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, а в школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции.

Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа?
Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечением ребёнка в антиобщественную группировку.
Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. В нашей школе за хулиганские действия на учёте в полиции состоит 4 обучающихся. На ВШУ – 1 обучающийся. По сравнению с предыдущими годами, у нас идёт увеличение детей стоящих на учёте в полиции. За последние три года у нас таких детей не было. Данные правонарушения можно было бы предотвратить при соответствующем контроле родителей за воспитанием и поведением детей. Часто можно увидеть наших детей прогуливавших компаниями в позднее время, а порою и в ночное время. А как запрет на нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в вечернее или ночное время. Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации" установлено, что ночное время - время с 22 до 6 часов местного времени.

Согласно пункта 3 статьи 14.1. Федерального закона № 24-ФЗ установлено, что в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

Меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, и в иных общественных местах БЕЗ сопровождения родителей (лиц, их заменяющих).

Таким образом это влечет наложение административного штрафа на граждан (родителей, лиц, заменяющих родителей, или лиц, осуществляющих) - от пятисот рублей до одной тысячи рублей, а если повторное нарушение то от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь. (К.Д. Ушинский)

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Она влечет за собой нежелание некоторой части людей честно выполнять свою работу, свои обязанности и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок - это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает. На родительские собрания ходят в основном женщины, либо вообще никто не ходит, причём не предупреждая классного руководителя о том, что не смогут присутствовать, не считая это нужным. Не смогли в назначенное время – придите в удобное для Вас, узнайте о проблемах или успехах ученика. Также пример, ребёнок отсутствует на занятиях по какой-либо причине, родители не считают нужным поставить классного руководителя в известность. Объясните почему? Ведь у нас учреждение не развлекательного характера, которое посещают желающие, а общеобразовательное, где ребёнок по закону обязан посещать его и получать знания. А это один из моментов ответственности Вас, товарищи родители, за воспитание ваших детей. Ребёнок в свою очередь думает, ну раз папа или мама себе это позволяют, значит и мне можно не выполнять обязанности школьника. Так формируется безответственность во всём и к жизни в целом. Ваши дети берут пример с Вас, зачастую они копируют не только поведение родителей, но и стиль общения. Если педагога в кругу семьи обсуждают не с лестной стороны, так и школьник в последствии с неприязнью начинает относиться к педагогу, не выполняя его указаний. А ведь успех воспитания зависит в основном от семьи . Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. Ребенок не может быть дополнением к жизни, он должен быть её смыслом.

К сожалению, некоторые взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их, зачастую обвиняя других.

Иногда налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

«Доверяй, но проверяй» – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему.

О правах, обязанностях и ответственности родителей в Федеральном законе об образовании

Ваш ребенок учится в общеобразовательной организации – школе. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в части обеспечения конституционного права ребенка, как гражданина России, на образование определяются федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 44, 45),

Согласно закону

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Лучшая школа дисциплины есть семья.
Воспитание увы, не ограничивается только школой.

Правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите - Ваш труд будет не напрасен. Счастливы там, где есть взаимопонимание.

Только когда мы вместе - ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

Уважаемые родители! Только совместными усилиями мы сможем добиться желаемого результата как в воспитании так и в обучении ваших детей. Давайте плыть по течению школьной жизни, по течению требований общеобразовательной организации, а не против. Надеемся на понимание и сотрудничество с Вами в дальнейшем.

Спасибо за внимание.

Российское законодательство относит детей к социально незащищенным категориям. Их права и интересы подлежат государственной защите в первоочередном порядке. Власти заставляют матерей и отцов исполнять свои прямые обязанности по воспитанию. За ненадлежащее выполнение возложенных на них функций виновных ждет наказание. Ответственность родителей за несовершеннолетних детей выражается в различных формах и проявлениях. Семейный кодекс устанавливает, что она длится до того, как сыну или дочери исполнится 18 лет.

Даже если родитель не проживает совместно с ребенком, например, если супруги развелись, отец и мать должны в равной степени реализовывать свои обязательства по воспитанию несовершеннолетнего. Данное понятие включает духовную, материальную, моральную и физическую составляющую. Когда со стороны родителей производятся действия, нарушающие права детей, они плохо и безответственно относятся к малышу, их следует привлечь к ответственности в рамках действующего гражданского, административного или уголовного кодекса.

Статьи КоАП и ГК РФ

Ответственность родителей определяется согласно статьям и положениям действующего законодательства. Мера наказания имеет связь со степенью тяжести наступивших последствий от противоправных деяний и устанавливается согласно нормам Семейного кодекса, а также регламентируется:

  • Гражданским кодексом;
  • КоАП;
  • уголовно-процессуальным законодательством.

Для наступления ответственности со стороны родителей несовершеннолетних детей достаточно совершения однократного противоправного поступка (причинения вреда) или допущения постоянных нарушений их прав. Если вам вменяют вину по ГПК РФ, то следует изучить статьи 1073–1075, поскольку именно они определяют меры и характер применяемой ответственности. Когда дело рассматривается как административное правонарушение, следует обратить внимание на статью 5.35 КоАП. Уголовная ответственность наступает при наличии факторов и обстоятельств, предусмотренных в статье 156 УК РФ.

Ответственность родителей за плохое воспитание детей наступает не только, когда отец или мать намеренно нарушают права ребенка, но и в случае, если они бездействуют, когда кто-то посторонний посягает на их безопасность.

Правильное воспитание - основа для дальнейшего развития малыша и его реализации в жизни. Когда человек с ранних лет имеет представление об институте семьи, это позволяет личности полноценно сформироваться. Дети вырастают морально и психически здоровыми, правильно расставляют жизненные приоритеты, устанавливают цели и достигают их. Неправильное воспитание провоцирует развитие детского алкоголизма и преступности. Предотвратить подобное будущее можно, если государство будет осуществлять жесткий контроль за тем, как в семье выполняются воспитательные функции и обязанности.

Виды ответственности родителей и других лиц

Ответственность введена для того, чтобы защитить интересы несовершеннолетних, чьи права систематически ущемляются, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Осуждение безответственных матерей и отцов осуществляется не только на юридическом, но и на общественном уровне. Наказание для лица, посягнувшего на права и интересы малолетнего, может проявляться в разных формах. Чаще всего используются:
  • присвоение семье статуса неблагополучной, постановка ее на учет и осуществление постоянного контроля за жизнью граждан;
  • ограничение прав на ребенка с необходимостью выплаты алиментов;
  • лишение прав на детей с отсутствующей возможностью восстановления.

Даже если малыш или подросток перейдет под ответственность государства или другого родственника, на родителей будет возложена обязанность по его содержанию в виде выплаты алиментов. Вопрос о выборе меры наказания рассматривается в суде. В подобных производствах всегда участвуют представители органов опеки и попечительства. За жестокое обращение с несовершеннолетними (причинение им морального и физического вреда) ждет уголовная ответственность по статье 156.

Аналогичные меры наказания применяются к гражданам, несущим ответственность за детей, - опекунам, педагогам, сотрудникам других организаций и учреждений. В результате уклонения от уплаты алиментов или совершения другого деяния, ущемляющего права ребенка, к лицам могут применяться следующие меры наказания: штрафы, исправительные и обязательные работы, временный арест и лишение свободы.

Как наказать родителей за неисполнение своих обязанностей

Призвать лиц к ответственности за невыполнение родительских обязанностей и неучастие в воспитании могут различные службы и уполномоченные инстанции. Одной из таких является комиссия по правам детей, созданная на базе учебного заведения. Уполномочены открыть дело против родителей, наносящих моральный или физический вред, социальные службы и органы правопорядка. Если в отношении несовершеннолетних граждан рассматривается вопрос жестокого обращения, дело должен курировать суд.

Чтобы человеку была назначена определенная мера ответственности за невыполнение родительских обязанностей, по факту нарушения прав или нанесения вреда малолетнему, должностные лица или представители полиции должны составить протокол об административном правонарушении. После подписания документа он передается в комиссию по делам несовершеннолетних, где и принимается окончательное решение по делу и мера ответственности за совершенное противоправное деяние.

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.

Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо,

И вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ.

Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения - это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

право на воспитание и образование детей,

право на защиту прав и интересов детей,

право на защиту родительских прав.

Семейный Кодекс. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. (вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания.

Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав(комментарий к ст. 69 СК).

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Здесь говорится о невозможности осуществления родительских прав в противоречии с интересами детей. Тем самым определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием. Это ориентир, которого надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Для родителей главное - обеспечивать интересы своего ребенка, а не свои собственные.

Кроме того существуют более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе. Они не могут, во-первых, причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, во-вторых, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. В первом случае внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. Во втором - в категорической форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка - от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка. Речь идет об ответственности, предусмотренной законом. Это может быть ответственность административно - правовая - ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП , гражданско - правовая - ст. ст. 1073, 1074 ГК, семейно - правовая - ст. 69 СК , уголовная - ст. 156 УК и др. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов преимущественно педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка с учетом мнения детей. Само собой разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое.)

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 6.10(2)

Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ совершенные родителями или законными представителями, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних – влекут наложение адм. штрафа в размере от 15 до 20 мин. размеров оплаты труда.

Статья 20.22.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность по данной статье за подростков в возрасте до шестнадцати лет несут их родители.

При этом для определения правонарушения достаточно появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте и употребление им любого спиртосодержащего продукта вне зависимости от содержащегося в нем алкоголя.

Несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет несут административную ответственность по ст. 20.21 КоАП самостоятельно в виде адм. штрафа в размере от 3 до 5 мин. размеров оплаты труда либо адм. арест до 15 суток.

Статья 5.35.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

У родителей может возникнуть вопрос, а как же им поступать, если ребенок не поддается их положительному воздействию, игнорирует их требования. В таком случае хочется обратить внимание на то, что касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно, и зависят только от его воспитания.

Несомненно, при проведение бесед, лекций с подростками обращается их внимание на то, чтобы они более осмысленно относились к собственному поведению, так как своими действиями они в первую очередь подводят собственных родителей. Поэтому темы административной и уголовной ответственности несовершеннолетних подаются через призму внутрисемейных и внутришкольных взаимоотношений.

Но основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.