Польза игры в куклы. Как играть в куклы с детьми

Куклы существуют столько, сколько существует человек. Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой, ухаживать за ней, как за младенцем, заменять ею товарища для игр. Однако эти игрушки созданы не только для развлечения и игры: кукла имеет особые функции в развитии психики ребенка. сайт подготовил статью о особой роли куклы в развитии ребенка.

Одна из таких функций – воспитание человеческих чувств. Кукла – это образ человека в детской игре. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. С ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать или осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует на неё какие-то внутренние переживания и проигрывает их в различных ситуациях.

Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых: они также купают куклу, как купают их самих, также одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, происходящие в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

В этом зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок примеряет на себя образ куклы, исполняет её роль.

Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. То, как малыш будет играть с куклой, также зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.

Кукла задаёт образ человека, формирует у ребенка понятие о добре и зле, хорошем и плохом. Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё не проработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать вовсю, так как ребёнок сам может определять настроение кукле. Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже влияет на психику ребёнка.

Внешний вид куклы

Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. Это очень важно для его дальнейшего психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию, играя с такими непропорциональными куклами, как Барби. Потому что девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и, вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала.

Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, тоже имеют значение. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие рождают негативное отношение.

Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы несут в себе определённые человеческие качества, соответственно, определяют способ игры и роль куклы. Так, куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль как спасителей, героев, добрых фей; а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. Ребёнок приписывает хорошей характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям - негативных. Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними.

Игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений, поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то игрушка будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

Большинство взрослых уверены, что игра в куклы подходит только для девочек. Однако и мальчики в 2-3 года охотно играют в куклы: они укладывают их спать, возят в коляске, носят на руках. Взрослых это обычно удивляет и сильно шокирует.

Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Но по решению взрослых у мальчика отбирается простая кукла, а вместо нее даются различные технические игрушки или какой-нибудь монстрик, а в лучшем случае солдатик. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не учится правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.

Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

Куклы разные важны

Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла со своим набором характеристик. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений - разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но разные оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка: куколки делаются «без лица» - малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки.

Начиная со второго года, общение с куклой становится буквальным подражанием. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.

В возрасте около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это – свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица.

Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно и активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, так как у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека, что является залогом будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом, в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы.

Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру. По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Она теперь не только предмет заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека - девушки или юноши.

К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребёнка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, ему можно давать играть с всевозможными человекоподобными куклами, такими как Барби, различные монстрики и тому подобное.

В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

Неправильный подбор

Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки или несоответствии её возрасту ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения?

Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком правдивы, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно.

Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия.

Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины. У девочек - это нежный женственный Кен и другие «принцы в голубом», у мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге.

Родителям необходимо учитывать все особенности кукол, приобретаемых для малыша, чтобы личность ребенка развивалась наиболее гармонично.

Если у вас спросят, что больше всего любят делать дети, вы, несомненно, ответите – дети любят играть. Этот маленький человечек наблюдает за окружающим его миром и людьми, живущими в нем, ему тоже хочется стать частью этих событий. Но, в силу своего возраста, он не может делать этого, как взрослый. Тогда на помощь приходят игры, здесь ребенок может делать все. Игра позволяет ему побыть мамой или папой, командиром или капитаном корабля, учителем или доктором. Во время игры полностью работает воображение малыша, его речь и память развиваются, улучшается мышление, к тому же, именно в игре дитя первый раз начинает строить отношения с партнерами по игре, то есть приучается к социальной жизни, ему приходится решать какие-либо проблемы, что также немаловажно!

Каждый ребенок с неподдельным интересом будет играть с камушками, палочками и всем тем, что они смогут найти под рукой. Но, все же, самой любимой игрушкой, как для девочек, так и для мальчиков остается кукла.

Кукла – уменьшенная копия человека, игрушка для детей. На сегодняшний день выбор кукол для детей просто огромен. Для девочек – красиво одетые принцессы, разные пупсы, милые, мягкие, домашние и мягкие самодельные куклы, которых так приятно обнимать и прижимать к себе.

У отважных мальчиков тоже есть куклы, только не такие как у девочек. И, кстати, мальчикам в голову не приходит, что это у них куклы. Все солдатики, человечки от различных конструкторов, и все остальные мужского пола – куклы.

Но сегодня тема будет посвящена куклам для девочек .

«Кукольная» история

Каждый ребенок играет в куклы. Даже сотни лет назад дети играли в кукол, и сейчас играют и будут играть. Ведь это интересно!

Естественно, глупо полагать, что вид кукол остался неизменным.

Давным-давно это были просто куклы, сделанные из дерева, или глиняные вылепленные фигурки человека. Постепенно начали появляться куклы из разных материалов.

Кукла для ребенка была членом семьи. Любящие родители делали куклы своими руками для своих малышей, потом эти куклы передавались следующим поколениям.

Совсем недавно, а именно двести лет назад, изготовлением кукол начали заниматься специально обученные мастера. Очень интересно, что кукла, изготовленная мастером, пользовалась успехом только у детей из богатых семей. Обыкновенные дети из простых семей довольно продолжительное время еще играли с самодельными куколками.

Сегодня в любом магазине игрушек вы сможете найти куклу на свой вкус и по приемлемой цене. Теперь они все сделаны из разных материалов, и одеты по-разному. Какая-то кукла может быть одета просто, а другая в роскошное платье.

Только некоторые родители, которые делали своими руками куклу для своего ребенка сами понимают, что именно самодельные тряпочные куклы по душе их дитя, таких кукол особенно любят самые маленькие. Такую куколку хочется обнять, положить рядом с собой в кровать. Она мягче, живее, и даже теплее, чем обычная пластмассовая кукла-красавица.

Как играть в куклы

Дети, как известно, все чувствуют. Игра в куклы с взрослым не исключение. Они чувствуют ваше отношение к игре: ребенок не будет играть с вами, если поймет, что вам неинтересно. Поэтому, каждый родитель должен научиться на время превращаться в маленького ребенка, которому также интересно играть в кукол. Конечно, время для игры с ребенком нужно выбирать правильно. Будет не очень хорошо, если параллельно с игрой с ребенком у вас будут такие дела, как приготовление обеда или ожидание важного звонка. Ребенок почувствует, что вы чем-то напряжены, и будет думать, что вы делаете ему одолжение, играя с ним.

Когда ваше дитя еще совсем маленькое (2-3 годика), то инициатива играть должна быть у взрослого. Сам взрослый же и начинает сюжет игры. Например, взрослый говорит: «Это будет мама, это папа, это их доченька, здесь они живут, здесь кушают» и все в этом духе. Во время игры, взрослый, который играет за нескольких персонажей, должен постоянно обращаться с вопросами или просто общаться с персонажами, в которых играет ребенок. Таким образом, взрослый будет как бы вести ход игры. При этом родителю не стоит забывать и о ребенке, который также может предложить внести что-нибудь новое и интересное в игру.

Когда персонажи «говорят», лучше менять голос, это делает игру интересной, развивающей и понятной. Если взрослый обращается к ребенку с инициативой изменить что-либо в игре, то он должен говорить это уже своим голосом. Взрослый здесь выступает как автор, обращающийся к своему соавтору, а не к зрителю.

Инвентарем для игры могут стать готовые, купленные в магазине игрушки-вещи, показывающие «кукольную реальность». Например, кровать для кукол, дом для кукол.

Самым лучшим решением будет то, если вы в качестве атрибутов игры будете брать предметы, которые находятся под рукой и делать из них то, что нужно вашей игре. Это поможет развить воображение ребенка.

К примеру, отличным заменителем кукольной кроватки может послужить любая небольшая коробка, бельем для постели – кусочки любой ткани (проследите, чтобы ткань была чистая и аккуратно разрезанная), посудой для кукол могут послужить различные формочки, части пластиковых бутылок, старые солонки. Одежду для кукол вы можете также сделать сами, например, обмотать ткань веревочкой и получится хорошее платье, можете сами сшить одежду.

Едой для кукол можно выбрать разные детали конструкторов, какие-нибудь бусинки, камушки, шишки, кубики. Помните, прежде чем давать что-нибудь из природного материала ребенку, следует тщательно вымыть и высушить.

Детки более старшего возраста (4-7 лет), обыкновенно, сами строят сюжет и ход игры. Ребенок сам выбирает реквизит для игры, сам раздает игры родителям. Здесь взрослый перестает быть ведущим. От взрослого требуется непосредственное участие и выполнение тех или иных действий, требуемых от него. Но не нужно становиться пассивным участником. Теперь вы с ребенком должны играть на равных позициях. Можете выдвинуть свои варианты развития хода игры.

Детям такого возраста будет мало просто кроватки из коробки, белья из тряпочек. Теперь им хочется все «по-настоящему». Но, даже если у вас есть возможность купить все необходимое своему ребенку, будет лучше, если вы предложите ему сделать все самостоятельно. Это, естественно, будет способствовать его общему развитию.

Вполне возможно, что сшить хорошую красивую куклу у маленькой девочки сразу не получится, поэтому кукол можно брать готовыми или сшитыми мамой. А вот с одеждой девочка должна справиться.

Дом для куклы тоже можно сделать самим из большой картонной коробки. Вырезать окно, раскрасить стены, сделать дверь не так уж и сложно. Чтобы дом приобрел готовый вид, поставьте туда самодельную мебель, сделайте шторки для окон, на пол постелите ковер, нарисуйте картину на стене. Все это поможет развитию вашего ребенка, развитию его фантазии. Конечно, красивые купленные куклы и дома для них хороши, но будет гораздо интереснее вместе со своим ребенком трудиться над самодельным домом и куклами!

Разыгрывая разные сюжеты из жизни кукол, каждый ребенок выражает свои опыт и знания и через игру осваивает мир эмоций. Одним словом, социализируется. Вальдорфский человечек с узнаваемой улыбкой, куколка из цветов, резиновый пупс или моргающая красотка в пышном платье – любая кукла с родительской помощью служит ребенку проводником в мир человеческих отношений.

При чем тут родительская помощь?

Вокруг все говорят о самостоятельности, раннем развитии и творческом одиночестве детей. Считается, что родителям нужно подальше отойти в сторону, наблюдать и ни в коем случае ничего не корректировать во время игры. Тем более, здорово, когда ребенок играет целый день сам и не отвлекает очень взрослых людей от очень взрослых дел. Но, если честно, не всегда детям достаточно их личного опыта, чтобы перейти в игре на более высокий уровень и самому режиссировать истории про жителей кукольного домика. Взрослому важно вовремя присоединиться.

Первые куклы для самых маленьких.

Примерно с года малыши распознают в кукле образ человека и соотносят его с собственным обликом и чувствами. И если поначалу игра с куклой – это поиск глазок, носика, ручек, ножек и хвоста (кто знает), то в два года кукла для ребенка – это практически он сам. Родителям лучше подсказать малышу, что у куклы есть имя, за стол можно садиться вместе, кормить ее, одеть и взять на прогулку, катать в коляске, или чистить вместе с куклой зубы (если вы не против измазать кукольное личико пастой) и петь на ночь колыбельную. Это поможет ребенку усвоить режим дня и научит проявлять заботу, а значит – быть самостоятельным и активным. Лучше поначалу выбирать мягко-набивную куклу с нейтральным выражением лица (никаких утрированных улыбок, злого оскала или печальных глаз). Ребенок присваивает кукле собственные эмоции, и этим эмоциям нужно предоставить свободу.

Зачем кукле много вещей?

После трех лет ребенок хочет всё делать вместе с куклой. Обедать, гулять, танцевать, рисовать, сушить волосы, праздновать день Рождения, кататься на роликах и путешествовать. Поэтому, кукле очень нужны вещи (прямо как настоящему человеку). Многие родители жалуются – ребенку около пяти, стоит в комнате огроменный кукольный дом, набитый мебелью, бытовыми приборами и одеждой. Куклы тоже есть. Не одна, не две – а целая семья. А ребенок не играет, совсем. Поэтому иногда важно вместе разложить всё это богатство, усесться на пол и придумать интересные сюжеты, подключить истории из любимых сказок.

Как насчет мальчишек?

Почти все уверены, что мир кукол – совершенно девчачье дело, и мальчикам не место в этой игре. Сомневаетесь? И правильно. По мнению психологов, мальчишкам не просто можно, но даже нужно играть в куклы. И они, надо сказать, очень это любят – катают их в коляске, кормят, купают и укладывают спать. Неважно, мальчик или девочка – любой ребенок должен на определенном этапе развития освоить человеческие отношения. Игра в куклы – как раз то, что нужно.

Наталья Прищепёнок
Как научить ребёнка играть в куклы?

Как научить ребёнка играть в куклы ?

Прищепёнок Наталья Сергеевна

методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

Очень часто от родителей и бабушек, заинтересованных в правильном развитии своих детей, можно слышать высказывание о том, что их дочь/внучка не играет в куклы . Возраст при этом называется разный - три, четыре, пять лет. Говорят : «Мы покупаем ей кукол, а она не играет . Мамы и бабушки совершенно правы, когда хотят, чтобы их чада играли в куклы . В такой игре ребёнок выражает себя - опыт, знания и переживания, вкладывает в уста куклы свои мысли , осваивает мир отношений. В игре происходит социализация ребёнка и освоение им культурных традиций. Играть в куклы - это очень важно !

Кукла - способ занять ребёнка или средство для развития?

Современные родители часто рассматривают игрушки как средство занять ребёнка . Как хорошо - сидит целый день играет , никому не мешает. Хорошо с одной стороны : ребёнок учится самостоятельности. Но : у ребёнка ещё нет достаточно жизненного опыта, чтобы он мог перейти в игре на более высокий уровень игрового творчества, на создание сюжетов ролевых, режиссёрских игр, что необходимо для полноценного развития.

Уже в период от года до двух лет ребёнок начинает видеть в кукле образ человека . Но даже и в этом возрасте недостаточно ограничиваться в процессе занятий ребёнка с куклой только географическим поиском глазок, носика и ушек куклы . Для двухлетнего ребёнка общение с куклой - подражание . Кукла - это практически он сам. Вот тут-то в игру с куклами и должны вступить заинтересованные в развитии своего ребёнка взрослые . Подскажите ребёнку , что можно посадить куклу с собой вместе за стол, «покормите» её. Собираясь на прогулку, оденьте и куклу соответственно времени года и погоде, покатайте в коляске, а когда придёт пора ложиться спать, убаюкайте и куклу , спойте ей колыбельную.

Мягкие друзья

Исходя из опыта воспитания собственного ребёнка и опыта многочисленных подруг, можно сделать вывод, что лучше всего подходят для этого возраста мягко-набивные куклы кировской фабрики игрушек - Данилка (он ростом 53 см) и мягко-набивной Малыш (35 см, похожие на маленьких детей. Они хорошы и в плане безопасности игры, что немаловажно для организации здоровьесберегающей среды ребёнка . Куклы мягкие , туловище у них из нетканого материала, набито синтетическим волокном и поролоном, а ручки, ножки и голова из ПВХ - пластизоля (обычно говорят : резиновые, но правильно этот полимер называется пластизоль). Подобных кукол так хорошо обнимать, с ними можно ложиться спать, ощущая тепло и безопасность. У кукол этой фабрики спокойные нейтральные лица. Это очень важно, потому что кукле ребёнок присваивает свои эмоции, переживая их, соответственно, у куклы не должно быть определённой застывшей мимики. Мягко-набивной Малыш же хорош ещё и своей интерактивностью - он умеет плакать и смеяться. Это его умение поможет развить в ребёнке эмпатию - сопереживание. Кукла заплакала - надо её успокоить. Кукла засмеялась - можно порадоваться вместе с ней. Только при этом обязательно нужен умный взрослый, который подскажет малышу, что можно сделать, чтоб кукла не плакала , объяснит, почему кукла смеётся . Так мы сможем воспитать у ребёнка ещё и позитивный взгляд на жизнь. Да-да, я считаю, что делать это надо с самого раннего возраста, тогда и проблем у выросшего человека будет гораздо меньше.

Зачем кукле много вещей

В возрасте около трёх лет у малыша появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между куклами . Возникает потребность делать всё вместе с куклой . Именно по этой причине у куклы должно быть много всего, как у человека. Кукла тоже живёт своей жизнью! Кукольные атрибуты - домик, мебель, посуда помогают ребёнку войти во взрослый мир, организовав игру с помощью кукольных аксессуаров. И это не проявление, как некоторые считают, одной из сторон зла - засилья общества потребления. Это необходимые шаги по социализации личности, вхождение во взрослый мир со взрослыми аксессуарами. Кукольные вещи помогают ребёнку моделировать ситуации из жизни и помогают входить в эту жизнь через игру. Конечно, для этого играм дошкольника с куклами обязательно нужна тема. А так как жизненного опыта у него пока что маловато, здесь снова необходима и обязательна помощь взрослого.

Из личного опыта и опыта своих подруг, у которых есть маленькие девочки, знаю, что лучше всего для организации игр с детьми 3-х лет и старше подходит кукла кировской фабрики игрушек Анастасия Весна. Во-первых, у неё есть замечательный, удобный шкафчик с полочками, ящичками, где можно хранить кукольную обувь, аксессуары, кукольные расчёсочки и заколки, которые, кстати, находятся в том самом шкафчике. Во-вторых, те самые аксессуары - у разных Анастасий разные! Так как эта кукла производится в десяти коллекциях, она носит и различный содержательный смысл - например, спортсменка : фигуристка, теннисистка, наездница, сноубордистка. Или коллекция «Профессии» - стилист, учительница, певица. И соответствующие аксессуары у каждой Анастасии свои, и игры сюжетно-ролевые и режиссёрские с ней организовывать можно разные.

Только мало просто показать ребёнку , как можно выполнять то или иное действие с предметом. Ребёнок может так и «застрять» на этапе выполнения манипулятивных действий : просто кормить куклу или укладывать её спать. Для того, чтобы процесс пошёл дальше, обязательно подскажите ребёнку развитие сюжета .

Кстати, чаще всего именно в возрасте 4-5 лет взрослые и видят ту самую ситуацию, когда кукол и домиков с мебелью для них много, а ребёнок почему-то не играет . Да потому что не знает, как! Заинтересуйте детей, поиграйте с ними в простые сюжеты, можно даже в сюжеты любимых сказок и стихов. И сёстры, братья или подружки смогут после этого играть уже самостоятельно . А взрослые должны будут выступать в роли советчиков. Ибо ни в коем случае нельзя бросать ребёнка один на один с игрой.

Игра «Дочки-матери» как психологический тест

«Дочки-матери» , наверное, самая вечная из всех игр с куклами . Меняются эпохи, информационные поля, один политический строй сменяет другой, но неизменна суть этой игры. «Дочки-матери» воссоздают систему отношения в семье, поэтому наблюдение за такой игрой может дать очень интересную и полезную информацию о том, какой видит свою семью ребёнок , что воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл требований. Играя с ребёнком в эту нестареющую игру, дайте ему побыть в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нём.

Игра «Дочки-матери» - это и способ коррекции отношений в семье, и метод социализации ребёнка . Игра - вечная и многофункциональная!

Надо ли играть мальчишкам в куклы ?

Большая часть современного общества уверена, что кукла - это игрушка для девочек. Но это не совсем так. Мальчики двух - трёх лет с удовольствием играют с куклами : катают в коляске, кормят, укладывают спать. Ребёнок , будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений, а кукла как раз даёт возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Как показали исследования, у детей, которые в детстве занимаются лишь тем, что положено их полу, впоследствии формируются стереотипы поведения, ограничивающие их возможности. Дети же, занимавшиеся не только относящейся к своему полу деятельностью, напротив, очень быстро учатся решать возникающие задачи и достигают в жизни значительно большего.

Замечательно подходят мальчишкам куклы по профессиям , символизирующие мужские профессии : военные, строитель, космонавт, механик, футболист и др. Имея при себе соответствующие той или иной профессии аксессуары (строительные инструменты, гаечные ключи, градусник, сумку почтальона, куклы по профессиям создают вокруг себя игровую среду, включая ребёнка в действие . Замечательно, если у ваших кукол есть свои кукольные бытовые предметы - стиральная машина, пылесос, кухонная плита. Как показывает практика, мальчики трёх-пяти лет с удовольствием играют такими кукольными предметами быта, что помогает им подготовиться к будущей взрослой жизни. Поэтому, не запрещайте мальчишкам играть в куклы , а наоборот, поощряйте это их желание!

Игра в куклы - великолепнейшее средство для аналитики состояния, поведения ребёнка . Это одно из лучших средств для коррекции его поведения. Не пренебрегайте этим даром, данным вам свыше - ведь игра является в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребёнка , то есть, практически основой его жизни.

Как вы знаете, я мама мальчика. И мальчик этот лет с трех отказался играть в куклы. Но до тех пор мы с ним в куклы играли, как мне кажется, к нашей общей пользе. Вряд ли я расскажу что-то новое, особенно мамам девочек. Но вот как мы играли:

    Еще до начала настоящих ролевых игр, ребенок манипулирует предметами и охотно кормит куклу, укладывает спать, купает. И в какой-то момент (трудно даже представить, как это бывает) кукла для него оживает. Действия поначалу остаются теми же. Но они наполняются множеством смыслов, кукла все чаще становится капризной и непослушной, а в игру вмешиваются тревоги и радости ребенка, меняя ее и внося в привычный мир все новые и новые события. И разве можно называть эти игры однообразными? Кукла годовалого ребенка механически открывает рот. А кукла трехлетки шутит, выплевывает еду и убегает.

    Многократно видела удивительную привычку малышей раскладывать все что угодно парами «малыш-мама» или тройками «папа-мама-малыш». Сын тоже любил составлять семьи. Причем семью у него находили не только игрушечные звери и куклы, за эти годы я перевидала семьи носков, сырников, прорезанных в бумаге дырок, книжек, ссадин на коленке, соринок, блюдец, карандашей, пуговиц, родинок, букв и многие другие. Несмотря на все это разнообразие, игра в семью кукол тоже пользовалась успехом. Очень удобно было воспитывать кукольного ребенка, надеясь что и настоящий что-то усвоит. И интересно получать обратную связь от кукольной мамы.

    Больному ребенку, да и здоровому тоже, приходится сталкиваться с медицинскими манипуляциями. И не так много среди них болезненных, а вот страшными кажутся все. Поэтому очень хорошо лечить куклу, десятки раз ей капать нос и ставить градусник, слушать легкие, смотреть уши и поливать перекисью или мазать зеленкой царапины. И когда-нибудь эти занятия станут понятными и обыденными и у самого ребенка так же перестанут вызывать панику.

    Это не совсем игра и не совсем с куклами, у некоторых наших мягких игрушек тоже было свое прошлое. И сыну ужасно нравилось слушать, где была кукла до встречи с ним, чем занималась. И как она искала друзей, и что помогло ей прийти в наш дом. Вроде бы простые истории, лишь отчасти основанные на реальных фактах, но приходилось их рассказывать еще и еще.

    Мне всегда нравилось делать куклам разные прически. И сын, которому даже расчески были не нужны, заинтересовался. Оказалось, что заколки, резинки очень хорошо развивают мелкую моторику. Главное, чтобы у куклы волосы получше держались.

    Наверное самая любимая игра была «в гости». сначала нужно было приготовить еды — налепить из пластилина, нарезать бумаги в кастрюльки или просто воображаемой. Накрыть стол. И потом принимать гостей, рассаживать их вокруг стола и кормить тортами и кашей. А еще наливать из чайничка чай — воображаемый или настоящий, из настоящей воды.

    В путешествие отправиться просто — составил несколько перевернутых табуреток — и получился автобус, автомобиль или самолет. На переднем месте, конечно, водитель. А в качестве пассажиров куклы. И автобус-поезд едет, объявляя остановки, а куклы входят и выходят. И обязательно покупают билеты. А если нашлась коробка из под обуви или тазик — получается корабль. Маму в такое путешествие точно не возьмешь, в коробку не влезет. А вот несколько кукол умещаются.

    С какой-то даже ностальгией мы с сыном вспоминаем самый первый самодельный кукольный домик в коробке. Там жила кукла Ляля и ее собачка Бубу (имена давал сын, он тогда еще не умел говорить). Домик был самый простой, но мы постоянно собирали для него все нужное и сыну нравилось придумывать из чего сделать тарелки или нести в дом какой-то фантик, чтобы как ковер постелить. С Лялей и Бубу мы разыгрывали множество ситуаций, учились избегать опасностей, разбирались с понятиями день-вечер, объясняли им наши игры и рассказывали все, что знаем.

    Если мама с ребенком показывают спектакль — кто же будет покупать на него билеты, занимать места в зрительном зале и хлопать в ладоши? Конечно куклы. Но некоторые куклы могут и сами выступать на сцене.

    Во многих играх ребенок проделывает с куклой то, что в другое время ему приходится выполнять самому. Но иногда компания нужна сразу — вместе есть кашу, вместе купаться, вместе ложиться спать. Очень хорошо, когда есть с кем разделить и скучные дела, и радостные.