Платье ампир кроим лиф. Выкройка красивого платья с завышенной талией

Добрый день, мастера и мастерицы! Сегодня мы будем шить . Не смотря на видимую простоту, у этого наряда XIX века есть свои особенности, так что я считаю сложность пошива – выше средней. Но ведь мы не боимся сложностей, а хотим новое красивое платье! Так что давайте вместе разберем выкройку, вырежем все необходимые детали и создадим шедевр!

Пока скачивается и распечатывается выкройка, немного моральной подготовки.

Платье в стиле ампир входит в моду начиная с 1800 года. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром способствовала тому, что из женского гардероба уходят пышные, многослойные юбки, кринолины, парики и прочие громоздкие элементы гардероба. На смену им приходит легкость образов Древней Греции и Рима. Кое что напоминает, не так ли? Остальную историю можно найти в википедии и сайтах по истории костюма.

Зачем оно нам сейчас? Свое платье я шила для бала в стиле той эпохи, но старинный замок — не единственное место, куда можно надеть такое платье.

Где-то с 2000-2005 года, современные модельеры тоже отходят от громоздкости и берут на вооружение стиль платья ампир. Особенно хорошо это заметно в свадебной индустрии. Нежность, женственность, невесомость. Кружева, шелк, минимум отделки. Но это не означает, что ампирное платье выглядит просто и дешево. Оно, как объект искусства является квинтэссенцией минимализма ни в коем случае не выходящего за рамки приличия.

Теперь приступаем к пошиву. На одно платье в стиле ампир у нас ушло:

  • 2м основной ткани (у меня шелк),
  • 2м рубашечной ткани,
  • 70 см ленты.
  • Также понадобится резинка, флизелин и потайная змейка.

Теперь приступаем непосредственно к самому платью…

  1. А именно к рукавам. Верхний и нижний края рукава собираем на резинку. Если ваша машинка не тянет прошивку резинкой, тогда прошейте ткань самой крупной строчкой без закрепок и аккуратно вытягивая нить соберите ткань в складки.

  2. Сшиваем бока рукавов.
  3. Повторяем сбор лифа из основной ткани по пунктам 1,2.
  4. Сшиваем лиф из основной ткани с лифом из рубашечной ткани на ширину лапки. В местах изгиба шва делаем надсечки. Они необходимы для того, чтобы при вывороте изделия, ткань не собиралась в некрасивые складки и лежала ровно.
  5. Отстрачиваем пройму, плечевой шов и верх спинки на 0,1. Это позволит сделать край изделия красивым и не даст рубашечной ткани нижнего лифа вылезать наружу. С этим пунктом действительно много труда. Будьте морально готовы распарывать и перешивать, если хотите добиться идеального результата.
  6. Пришиваем рукав из основной ткани к пройме верхнего лифа.
  7. Выворачиваем на лицо, сшиваем край рукава из основной ткани и из рубашечной ткани.
  8. Выглаживаем пройму. Глажка позволит добиться строгого ровного края. Не усердствуйте, если видите, что выбивается нижний лиф. Лучше сразу переделать.
  9. Теперь необходимо сделать манжеты на рукава, чтобы спрятать в них все сборочки. Манжеты проклеиваем флизелином .
  10. Складываем манжеты вдвое, внутренней стороной к себе и пришиваем к нижнему краю рукава.
  11. Верхняя юбка собирается в складочку по талиевому шву, нижнюю можно тоже так сделать, но лучше выкроить юбку-клёш .


Честно говоря, когда изделие было готово, я захотела юбку из рубашки отрезать. При ходьбе она цеплялась на ноги, да еще и в платье было жарко (ведь на улице +30). Но потом я вспомнила, что на завтра (день, когда необходимо танцевать в платье) обещали грозу и резкое снижение температуры до +23. В итоге, юбку из рубашки я оставила, но взяла с собой ножницы. Думала, что если будет жарко – отрежу. Так вот, я всю первую половину дня проходила в платье, под которым были закатанные до колена джинсы! И мне было совсем не жарко. И только когда мы растанцевались и на улице выглянуло солнышко – джинсы можно было снять со спокойной душой. Так я не замерзла и не заболела. Вот оно преимущество юбок в пол – под ними всегда можно утеплиться штанишками.

Пошив и фотографии: Мастерская M.Y. CODe. Группы в

Очаровательные, невероятно женственные платье в стиле ампир можно смело причислить к классике моды. Это великолепный выбор нарядной одежды, как для юных прелестниц, так и для их мам, которые прекрасно понимают толк в моде. Современный вариант платьев ампир является универсальным. В таком стиле можно сшить наряд на свадьбу или подобрать платье для летнего отдыха. Есть даже офисные платья в стиле ампир, которые выглядят элегантно и по-деловому.

Современные модельеры с удовольствием используют черты данного стиля при создании своих коллекций. Фото с модных показов позволяют убедиться, стиль ампир по-прежнему актуален.

Феноменальная популярность платьев ампир объясняется их самодостаточностью, они не требуют использования аксессуаров и украшений.

Временем рождения стиля ампир считается 19 век, однако, его истинная история началась намного раньше. По внешнему виду платья напоминают античные одежды, их основные черты – подхват под грудью и ниспадающая легкая юбка.

В популяризации нового стиля огромную роль сыграла знаменитая супруга Бонапарта Жозефина. Эта дама являлась признанной законодательницей мод, поэтому каждый туалет, в котором она появлялась на публике, тут же становился предметом обсуждений и подражаний.

Во Франции следом за революцией политической, результатом которой устранение феодально-абсолютиской системы, последовала не менее значимая революция в мире моды. Женщины решительно избавились от стягивающих талию корсетов, пышных юбок на каркасах и ношения париков. На смену жеманному и весьма неудобному стилю рококо пришел легкий ампир.

Женщины нарядились в легкие платья, сшитые из полупрозрачных тканей, отказались от вычурных украшений и стали делать прически из своих волос. Если сначала новая французская мода не вызывала ничего, кроме усмешек, то спустя некоторое время дамы из других стран поняли, насколько удобна такая одежда. Конечно, в каждой стране была своя «революционерка», которая впервые решилась одеться по-новому. Так, в чопорном и консервативном Лондоне, ею стала Эмма Гамильтон.

В чем особенность?

Как выглядят исторические платья в стиле ампир? Основные черты этого наряда:

  • сильно завышенная талия;
  • открытое декольте;
  • рукава в форме фонариков из полупрозрачной легкой ткани;
  • длинная ниспадающая складками юбка со шлейфом из легкой ткани на чехле из плотного шелка.

В качестве украшений использовались рюши, оборки, воланы, вышивка золотыми нитями. Кружево использовалось для отделки выреза и подола моделей.

Жизнь менялась, менялись и фасоны платьев в стиле ампир. Так, сначала многие дамы отказались от шлейфа, так как эта деталь платья крайне неудобна и непрактична. Потом и подол юбки стал заметно короче, что сделало платья более комфортными в носке.

Современные фасоны

Модные современные платья в стиле ампир во многом сохранили черты классического исполнения, хотя некоторые детали все же были изменены в соответствии с требованием времени. Характерные особенности современных нарядов:

  • платья по-прежнему шьют с завышенной талией, но теперь она может располагаться не только под грудью, но и немного ниже;
  • для того чтобы подчеркнуть линию талии используется втачной пояс или лента. Как правило, это декоративный элемент, который может быть украшен вышивкой или стразами;
  • длина платьев варьируется в самых широких пределах, одинаково актуальны и короткие, и длинные модели;
  • шьют платья исключительно из легких, струящихся тканей, предпочтительно из шифона.

В наши дни стиль ампир используется в основном в коллекциях летних платьев и сарафанов, а также в вечерней и свадебной моде.

Кому подойдет?

Платье в стиле ампир остается популярным многие годы еще и по той причине, что с его помощью легко скрыть любые недостатки фигуры. У большинства из нас фигуры несовершенны, но кто об этом сможет догадаться, если надеть струящееся платье, которое выгодно подчеркивает достоинства и полностью скрывает недостатки?

Такое платье великолепно смотрится практически на любой девушке. С его помощью можно скорректировать самые разнообразные недостатки телосложения.

Так, обладательницы маленькой груди в таком наряде будут выглядеть более соблазнительными. А пышногрудые красавицы смогут продемонстрировать красоту своего бюста, скрыв при этом излишнюю полноту и выступающий живот. Платье ампир – это прекрасный выбор для полных, так как, благодаря летящему силуэту, можно будет только догадываться об истинных размерах талии и бедер.

Однако если девушка хочет скорректировать свои недостатки, ей стоит более внимательно отнестись к выбору фасонов. При излишней полноте рук, лучше подобрать модель с рукавами, а не сарафан. Полным девушкам не стоит увлекаться моделями с крупным узором или выбирать платья из полупрозрачной ткани. Если основная проблема фигуры ноги, то стоит отдавать предпочтение длинным моделям

Современные модели

Нежные и романтичные платья, приближенные к классическому стилю ампир, нравятся многим. Тем более что современная мода не терпит догм и допускает использование различных вариантов кроя, расцветок и оформления.

Повседневные варианты

Для жарких дней идеальным выбором станут летние платья в стиле ампир. Молодые девушки могут позволить себе коротенькие платьица в «кукольном» стиле бэби долл. Выглядят такие платья очень мило и романтично. Шьют их преимущественно из легких тканей пастельных оттенков, но можно использовать и ткани с мелким цветочным принтом или в горошек. Такой наряд прекрасно сочетается с балетками или босоножками и небольшой сумочкой в форме мешочка.

Прекрасным выбором для летних дней станут сарафаны с высокой линией талии. Их можно сшить на бретелях или с полностью открытыми плечами. Длину также можно варьировать, но наиболее выигрышно смотрятся модели с юбкой в пол. Для пошива сарафанов можно использовать ткани с яркими фантазийными узорами. В комплект к сарафану можно подобрать сандалии на плоской подошве, плетеную сумку в форме корзинки, шляпу с полями. Украшений много использовать не стоит, достаточно будет надеть яркий браслет на руку.

Мило выглядит и вязаное платье в стиле ампир. Как правило, это летние варианты, связанные из хлопчатобумажных ниток ажурным узором. Платье может быть выполнено с рукавами или в виде сарафана.

Нарядные платья

Современное вечернее платье в стиле ампир может выглядеть весьма разнообразно. Оно может быть коротким и длинным, держаться на бретелях или иметь лиф с отрытыми плечами. Для пошива таких платьев используются, как правило, однотонных ткани, но зато выбор цветов неорганичен, платья хорошо смотрятся и в пастельной гамме, и в ярких, насыщенных тонах. Иногда лиф и юбка шьются из разных тканей.


Основным украшением является лента-пояс на завышенной линии талии. Её украшают вышивкой, стразами, кружевом. Тот же декор иногда используют для подчеркивания верхней линии лифа и украшения бретелей. Поэтому к такому платью, как правило, не требуется много украшений. Часто достаточно надеть только длинные серьги, чтобы получился вполне законченный образ. Так же стоит использовать украшения для волос, к подобным вечерним платьям великолепно подходят высокие прически.

Лучший вариант обуви – классические туфли на небольшой шпильке , но невысокие девушки могут надеть и высокий каблук. Дополнит образ вечерняя сумочка – прямоугольный клатч или мягкая сумка-торбочка, напоминающая по форме мешочек, стянутый по верху шнурком-ручкой.

Подбирая наряд на выпускной вечер, стоит обратить внимание на бальное платье в стиле ампир, выдержанное в пастельных тонах. Его можно сшить по классическим канонам с рукавами-фонариками или выбрать более современный вариант – на бретелях. Юная барышня в таком платье не сможет не вызвать восхищения.

Свадебный наряд

Отдельного разговора заслуживают свадебные платья в стиле ампир. Для украшения таких платьев часто используют декорирование лифа, его расшивают бисером, жемчугом, стразами.


Платье можно сделать с полностью открытыми плечами или с бретелями. Причем последние могут быть асимметричными или представлять собой бретель-петлю. Линию талии также не оставляют без внимания, декорируя е цветами, вышивкой или кружевом. Юбку можно сделать со шлейфом, но следует учитывать, что в таком платье довольно сложно двигаться и танцевать.

На страницах далее (из-за многогранности материала будет несколько страниц)предлагаю разобраться и понять,а затем и сшить женский комплект -стилизацию на ампир,т.е. начало 19 века.
ЧАСТЬ 1.Вступление.

Оба костюма моей работы.

На даме: женский комплект на ампир.Стилизация.

В начале давайте разберемся: что такое стилизация.
Есть два вида создания исторически верных костюмов.

1. Реконструкция .
Это создание ТОЧНОЙ копии исторической одежды как по технологии пошива, так и по крою, и подбору материалов и фурнитуры.
Тут же хочу уточнить,что 100% реконструкции не существует в природе по многим причинам.
Например:
- мы не сможем приобрести ткань такую же,как в те времена
- мы не сможем полностью воссоздать фурнитуру того времени.
- крой того периода уже давно не подходит к современной фигуре+кроя до 1840-х годов как таковых(а именно патронов) не осталось в принципе,а книг построения до этого периода еще не издавалось. Снятие же с подлинников крой не соответствует 100% ,т.к. одежда уже деформирована за 200 лет...
Что же сейчас называется реконструкцией?
Это подбор как можно близкой ткани по выработке прошлых веков+соответствие технологии пошива того времени(например,до конца 19 века - это более 80% ручной работы)+ модель копии по виду должна соответствовать прототипу определенного подлинника.

Все же остальное - СТИЛИЗАЦИЯ.

2. Стилизация

моя работа - стилизация польского кунтуша.

- это соответствие внешнему виду костюма определенной эпохи. Все.
Т.е. можно взять любой крой, материал, инструменты, фурнитуру более-менее приближенную к той эпохе. Главное одно: вид должен соответствовать моде того времени.
Театральные и киношные костюмы,где те же мундиры одеваются через голову,а жилетки на молнии,являются ярким примером стилизованного костюма на ту или иную историческую эпоху.

Но вернемся к теме...

Подлинники

"Копаться" моей персоне пришлось долго в поисках информации. И "нарыла" очень много. В блоге по этому вопросу открыла аж несколько страниц:
Стиль АМПИР.Подлинники, крой,история
Все на АМПИР.Альбом.
Выкройки моды 1660-1860.Крой,подлиннки.

Шемизетки, манишки, косынки, пришивные рукава и др. на 19 в.
и т.д..
Труднее всего было найти полноценные данные по шемизеткам. Пришлось самой по подлинникам и крою из знаменитых книжек по театральным костюмам восстанавливать как вид по годам(был же ранний ампир и поздний,а шемизетки до сих пор носят).

Шемизетки моей работы-стилизация:одна - тонкий лен,другая тонкое х/б

Поняла в ЧЕМ отличие и загвоздочка всего пошива на ампир. Пришлось "окунуться " в тот мир даже медитативно. Была попытка ПОНЯТЬ портних того времени, моду, стиль, психологию...

Мои ВЫВОДЫ:



ОСНОВНОЙ : платья шить намного проще,чем пальто/пиджаки/жакеты
так что:
Милые дамы, кто решится шить на ампир, не бойтесь! там все просто.
1. ранний ампир - это упрощенка. Чем позднее,тем уже двигается линия талии и больше и чУднее .

2. Женская одежда имеет вид колонны,а для этого помните: низки или делались с подбоем(как у сарафанов русских),или утежилялись отделкой:валиком, буфами, рюшами и т.п...

3. Шить лучше из не сильно драпирующихся облегченных тканей (ситец, бязь, лен, сорочечная х/б, батист и т.п...
Моя клиентка купила штапель. Ужас! мне пришлось для лучшего вида(там же одни сборочки кругом!!) все сажать на тряпочку:
- более легкую,чем штапель
- менее драпируемую.
НО! те платья (как, впрочем, и сейчас) тоже дублировались на тряпочку. Особенно лиф.
Однако, помните: машинная сборка отличается от ручной.
И в те времена пошив было намного проще.
А именно: не надо закрывать подкладкой детали,а их нужно просто....соединять вместе и так дальше шить, как единую "тряпочку".
Это упрощает пошив намного! Лично сама просто детали соединила и пустила под оверлок по периметру(в те времена или вообще не обметывали, или обметывали ручным(разумеется) швом "через край ".

4. Сейчас построить крой на ампир проще всего. Все данные есть в интернете.

Из журнала Ателье:


Я крой вообще ампир взяла из журнала мод "Бурда".Доработала немного выкройку.И все.))
Кстати, там спинка(в журнале) именно по центру завышается(о чем говорили в ранее в теме форума Сезон про ампир).
Единственно,что мне пришлось строить низ платья как уже на тот ампир.
И что моя персона заметила: у юбки (низ платья) швы соединяются косой с прямым.
В результате, косой шов немного заваливается в сторону своего скоса уже на самом изделии. Это очень видно по подлинникам.
Центральное полотнище у меня шло трапецией,а вот боковое с одной стороны - прямо, другой на скос. Задняя часть центральная юбки(там где сборка) просто прямоугольник.
Результат: косые переднего полотнища соединились с прямыми бокового, косой бокового соединился с прямым центрального заднего полотнища.
Итог: швы стали "смотреть" к низу в сторону спинки. Что улучшает вид изделия того времени и сами складки на юбке как бы "убирает" визуально во внутрь не только в верхней части(соединения с лифом) но и в нижней, образуя как бы "хвостик" не раскрытый у птички.)
к сожалению, не могу поставить фотографии швов,т.к. их практически не видно на фото из-за пестроты основной ткани(штапеля)

5. Выбор ткани очень упростился и...немного отличается от того времени. 1800—1825 годов. Ампир и мода реставрации

Материалы
Хлопок полотняного переплетения, шелк, бареж, шелковый тюль, дымка, газ, кисея, перкаль, муар, репс, кашемир, жаконн, посконь, ажур, лен, атлас, дамас, муслин, плис, батист, батистовый муслин, коленкор, лен, шерстяная фланель, креп.
Гладкие материи встречаются чаще в утренних туалетах и неглиже, вышитые ткани характерны для вечерних, парадных и бальных нарядов, а так же для зимних платьев.
До 1804 во Франции в моде легкие полупрозрачные ткани, подражание античной моде. После провозглашения Наполеона императором, простота греческих одежд стала сменяться блеском и богатством. Тяжелые плотные шелка и бархат плотно укрыли формы «нимф и богинь». В бальных платьях появились съемные шлейфы из тяжелых тканей. После возвращения корсета в 1809 году прозрачные ткани обязательно сажались на плотную непрозрачную подкладку.
Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/tkani-19-veka-chast-1/1728446

А именно:сейчас по выделке тканей шить можно даже из портьер,и тюли на окна)) И брать на отделку самые дешевые синтетические кружева.
6. Нам сейчас намного легче. Мы можем выбрать и соединить любой ампир.Будь то ранний и ли поздний воедино. Т.к. в те времена мода, где задерживалась, а где уходила вперед. Т.е. в основных городах - было одно,а на периферии - другое. Пока это туда дойдут копии модных французских журналов... 7. Цветовые гаммы были различны.(Ткани 18-19 век)
У раннего ампира(до 1805-10 гг) в основном были пастельные тона.И отделка лентами тоже пастельных тонов,но другого цвета.
А вот далее уже появляется и цветной материал. Причем уже к 1812-15 годам мелкий рисунок вытесняется более крупным. Очень модна становится клетка (шотландка) и полоска. Но уже отделка усложняется всякими кантами, буфами, лентами драпируемыми в стиле оригами и т.п...

8. Длина платьев так же различна. Были платья как в пол, таки по щиколотку. Но укороченные были не долго. Они вошли в моду где-то в середине самого стиля ампир и продержались около 4-5 лет. Затем опять в моду вошли длинные платья. платья были как со шлейфами.Так и без.
Главное понять: на какой ампир вы хотите сшить изделия.Есть ранний (1890-1810), а есть поздний ампир (1830-ые годы)
9. Рукава и вырез пройм.
"Заваленные" на спинку рукава с узкой спинкой перешли из директории(конца 18 века) только в ранний ампир. Но уже с 1804-6 годов спинка потихонечку расширяется и пройма становится на место.А в позднем ампире уже линия плеч удлиняется...Но это уже с 1825-30 х годов.НО! при пошиве верхней одежды на ампир нужно учитывать,чтобы рукава- фонарики умещались в одежду не деформируя сами рукава. А это значит,что у верхней одежды проймы вырезаны гораздо глубже, чем у платьев.
Рукава были разные.Верх как был и фонариком, так и простым.
Рукава в основном,были длинные по косточкам пальцев сжатой руки.Короткий рукав носили редко. Для этого одевали длинные перчатки.
Рукава так же были и двойными. на длинный обычный рукав сверху еще вшивался и короткий фонарик.На верхней одежде он частенько отделывался уже после 1812 года валиками,кантами. и т.д...Низ рукава зауживался разными способами так, что уже на руку шло само расширение рукава.

Мне стало интересно: как же держались рукава -фонарики в те времена? ведь резинок тогд ане было...

Оказалось..на веревочках!

Платье в стиле ампир — немного истории

Платье в стиле ампир обязано своим рождением возлюбленной Наполеона Боанопарта – Жозефине. Именно она стала основоположницей стиля ампир и своего рода создателем платья в стиле ампир – платья с завышенной талией, изящного силуэта. Платье в стиле ампир нельзя спутать ни с каким другим.

Сегодня платье в стиле ампир переживает свое возрождение, благодаря дизайнерам, первым из которых был Джон Гальяно. Гальяно не только вернул женщинам платье в стиле ампир, но и сделал платье в стиле ампир ультрамодным (коллекция Dior Couture).

Такое платье – универсально, подчеркивают линию бюста, визуально утончает талию, помогает скрыть недостатки фигуры, а ноги делает просто бесконечными! Именно поэтому оно так нравится женщинам.

К тому же платье в стиле ампир создает образ девственной невинности, соседствующей с яркой сексапильностью. Именно поэтому многие невесты останавливают свой выбор на платьях в стиле ампир.

Историческая справка. Платье в стиле ампир – это тонкое муслиновое или батистовое светлое платье без отделки и украшений, надевается на трико или на обнаженное тело. Высокая линия талии определяет соотношение пропорций короткого лифа платья и длинной прямой юбки: 1: 6 в фас, 1: 6,5 в профиль и 1: 7 со стороны спины (благодаря небольшому шлейфу сзади).

Сущность платья выражена уже в самом его названии: ампир — от французского «empire», империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Стиль ампир, а вместе с ним и платье в стиле ампир, возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу сверху.

Современные модельеры любят линии ампира и платья в стиле ампир также за их особую сексуальность и некую невинность. Этот стиль не только символизирует даму из высшего света или особу королевских кровей, но и очень идет большинству женщин.

К слову сказать, платья в стиле ампир разделяют на летние, парадные, визитные и уличные. Предлагаем вам приобщиться к эпохе ампир и сшить себе потрясающе красивое платье по нашей бесплатной выкройке.

Платье в стиле ампир — выкройка

Выкройка платья моделируется по . Поскольку силуэт сильно прилегающий, прибавку на свободу облегания при построении выкройки-основы сделать 1,5 см.

Сметать на подкладке платья годе боковые и рельефные швы.

Сложить подкладку с платьем лицом к лицу. Сметать и стачать по верху и тесьмам застежки-молнии.

Вывернуть платье в стиле ампир на лицо, чисто выметать по верху и отутюжить. Низ подкладки обработать по низу и приметать вручную потайными стежками швам.

Пояс платья подогнуть по краю и прострочить. Повязать пояс на платье, задрапировав по бокам. Прихватить драпировку вручную потайными стежками по рельефным швам платье в стиле ампир. Сзади по спинке завязать бант. Низ платья подшить.

На страницах далее (из-за многогранности материала будет несколько страниц)предлагаю разобраться и понять,а затем и сшить женский комплект -стилизацию на ампир,т.е. начало 19 века.
ЧАСТЬ 1.Вступление.

Оба костюма моей работы.

На даме: женский комплект на ампир.Стилизация.

В начале давайте разберемся: что такое стилизация.
Есть два вида создания исторически верных костюмов.

1. Реконструкция .
Это создание ТОЧНОЙ копии исторической одежды как по технологии пошива, так и по крою, и подбору материалов и фурнитуры.
Тут же хочу уточнить,что 100% реконструкции не существует в природе по многим причинам.
Например:
- мы не сможем приобрести ткань такую же,как в те времена
- мы не сможем полностью воссоздать фурнитуру того времени.
- крой того периода уже давно не подходит к современной фигуре+кроя до 1840-х годов как таковых(а именно патронов) не осталось в принципе,а книг построения до этого периода еще не издавалось. Снятие же с подлинников крой не соответствует 100% ,т.к. одежда уже деформирована за 200 лет...
Что же сейчас называется реконструкцией?
Это подбор как можно близкой ткани по выработке прошлых веков+соответствие технологии пошива того времени(например,до конца 19 века - это более 80% ручной работы)+ модель копии по виду должна соответствовать прототипу определенного подлинника.

Все же остальное - СТИЛИЗАЦИЯ.

2. Стилизация

моя работа - стилизация польского кунтуша.

- это соответствие внешнему виду костюма определенной эпохи. Все.
Т.е. можно взять любой крой, материал, инструменты, фурнитуру более-менее приближенную к той эпохе. Главное одно: вид должен соответствовать моде того времени.
Театральные и киношные костюмы,где те же мундиры одеваются через голову,а жилетки на молнии,являются ярким примером стилизованного костюма на ту или иную историческую эпоху.

Но вернемся к теме...

Подлинники

"Копаться" моей персоне пришлось долго в поисках информации. И "нарыла" очень много. В блоге по этому вопросу открыла аж несколько страниц:





и т.д..
Труднее всего было найти полноценные данные по шемизеткам. Пришлось самой по подлинникам и крою из знаменитых книжек по театральным костюмам восстанавливать как вид по годам(был же ранний ампир и поздний,а шемизетки до сих пор носят).

Шемизетки моей работы-стилизация:одна - тонкий лен,другая тонкое х/б

Поняла в ЧЕМ отличие и загвоздочка всего пошива на ампир. Пришлось "окунуться " в тот мир даже медитативно. Была попытка ПОНЯТЬ портних того времени, моду, стиль, психологию...

Мои ВЫВОДЫ:



ОСНОВНОЙ : платья шить намного проще,чем пальто/пиджаки/жакеты
так что:
Милые дамы, кто решится шить на ампир, не бойтесь! там все просто.
1. ранний ампир - это упрощенка. Чем позднее,тем уже двигается линия талии и больше и чУднее отделка .

2. Женская одежда имеет вид колонны,а для этого помните: низки или делались с подбоем(как у сарафанов русских),или утежилялись отделкой:валиком, буфами, рюшами и т.п...

3. Шить лучше из не сильно драпирующихся облегченных тканей (ситец, бязь, лен, сорочечная х/б, батист и т.п...
Моя клиентка купила штапель. Ужас! мне пришлось для лучшего вида(там же одни сборочки кругом!!) все сажать на тряпочку:
- более легкую,чем штапель
- менее драпируемую.
НО! те платья (как, впрочем, и сейчас) тоже дублировались на тряпочку. Особенно лиф.
Однако, помните: машинная сборка отличается от ручной.
И в те времена пошив было намного проще.
А именно: не надо закрывать подкладкой детали,а их нужно просто....соединять вместе и так дальше шить, как единую "тряпочку".
Это упрощает пошив намного! Лично сама просто детали соединила и пустила под оверлок по периметру(в те времена или вообще не обметывали, или обметывали ручным(разумеется) швом "через край ".

4. Сейчас построить крой на ампир проще всего. Все данные есть в интернете.

Из журнала Ателье:


Я крой вообще ампир взяла из журнала мод "Бурда".Доработала немного выкройку.И все.))
Кстати, там спинка(в журнале) именно по центру завышается(о чем говорили в ранее в теме форума Сезон про ампир).
Единственно,что мне пришлось строить низ платья как уже на тот ампир.
И что моя персона заметила: у юбки (низ платья) швы соединяются косой с прямым.
В результате, косой шов немного заваливается в сторону своего скоса уже на самом изделии. Это очень видно по подлинникам.
Центральное полотнище у меня шло трапецией,а вот боковое с одной стороны - прямо, другой на скос. Задняя часть центральная юбки(там где сборка) просто прямоугольник.
Результат: косые переднего полотнища соединились с прямыми бокового, косой бокового соединился с прямым центрального заднего полотнища.
Итог: швы стали "смотреть" к низу в сторону спинки. Что улучшает вид изделия того времени и сами складки на юбке как бы "убирает" визуально во внутрь не только в верхней части(соединения с лифом) но и в нижней, образуя как бы "хвостик" не раскрытый у птички.)
к сожалению, не могу поставить фотографии швов,т.к. их практически не видно на фото из-за пестроты основной ткани(штапеля)

5. Выбор ткани очень упростился и...немного отличается от того времени. 1800—1825 годов. Ампир и мода реставрации

Материалы
Хлопок полотняного переплетения, шелк, бареж, шелковый тюль, дымка, газ, кисея, перкаль, муар, репс, кашемир, жаконн, посконь, ажур, лен, атлас, дамас, муслин, плис, батист, батистовый муслин, коленкор, лен, шерстяная фланель, креп.
Гладкие материи встречаются чаще в утренних туалетах и неглиже, вышитые ткани характерны для вечерних, парадных и бальных нарядов, а так же для зимних платьев.
До 1804 во Франции в моде легкие полупрозрачные ткани, подражание античной моде. После провозглашения Наполеона императором, простота греческих одежд стала сменяться блеском и богатством. Тяжелые плотные шелка и бархат плотно укрыли формы «нимф и богинь». В бальных платьях появились съемные шлейфы из тяжелых тканей. После возвращения корсета в 1809 году прозрачные ткани обязательно сажались на плотную непрозрачную подкладку.
Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/tkani-19-veka-chast-1/1728446

А именно:сейчас по выделке тканей шить можно даже из портьер,и тюли на окна)) И брать на отделку самые дешевые синтетические кружева.
6. Нам сейчас намного легче. Мы можем выбрать и соединить любой ампир.Будь то ранний и ли поздний воедино. Т.к. в те времена мода, где задерживалась, а где уходила вперед. Т.е. в основных городах - было одно,а на периферии - другое. Пока это туда дойдут копии модных французских журналов... 7. Цветовые гаммы были различны.()
У раннего ампира(до 1805-10 гг) в основном были пастельные тона.И отделка лентами тоже пастельных тонов,но другого цвета.
А вот далее уже появляется и цветной материал. Причем уже к 1812-15 годам мелкий рисунок вытесняется более крупным. Очень модна становится клетка (шотландка) и полоска. Но уже отделка усложняется всякими кантами, буфами, лентами драпируемыми в стиле оригами и т.п...

8. Длина платьев так же различна. Были платья как в пол, таки по щиколотку. Но укороченные были не долго. Они вошли в моду где-то в середине самого стиля ампир и продержались около 4-5 лет. Затем опять в моду вошли длинные платья. платья были как со шлейфами.Так и без.
Главное понять: на какой ампир вы хотите сшить изделия.Есть ранний (1890-1810), а есть поздний ампир (1830-ые годы)
9. Рукава и вырез пройм.
"Заваленные" на спинку рукава с узкой спинкой перешли из директории(конца 18 века) только в ранний ампир. Но уже с 1804-6 годов спинка потихонечку расширяется и пройма становится на место.А в позднем ампире уже линия плеч удлиняется...Но это уже с 1825-30 х годов.НО! при пошиве верхней одежды на ампир нужно учитывать,чтобы рукава- фонарики умещались в одежду не деформируя сами рукава. А это значит,что у верхней одежды проймы вырезаны гораздо глубже, чем у платьев.
Рукава были разные.Верх как был и фонариком, так и простым.
Рукава в основном,были длинные по косточкам пальцев сжатой руки.Короткий рукав носили редко. Для этого одевали длинные перчатки.
Рукава так же были и двойными. на длинный обычный рукав сверху еще вшивался и короткий фонарик.На верхней одежде он частенько отделывался уже после 1812 года валиками,кантами. и т.д...Низ рукава зауживался разными способами так, что уже на руку шло само расширение рукава.

Мне стало интересно: как же держались рукава -фонарики в те времена? ведь резинок тогд ане было...

Оказалось..на веревочках!