Определение типа любви по греческой классификации. А вы знаете, что такое "греческая любовь"

Греческая любовь

Почему любят красивых мальчиков?

Это вопрос слепого!

Аристотель

Любимцы были у владык могучих:

Великий Александр Гефестиона

Любил, и Геркулес скорбил о Гиле,

Ахилл жестокий плакал о Патрокле.

Не только у владык любимцы были,

Но также у людей умнейших: Туллий

Любил Октавия, мудрец Сократ

Безумного любил Алкивиада…

Кристофер Марло, «Эдуард II»

Золотым веком мужской однополой любви считается Древняя Греция. Недаром ее часто называют «греческой любовью». Но и там все было неоднозначно.

Все боги греческого Олимпа, за исключением бога войны Ареса и бога загробного мира Аида (Гадеса) любили мальчиков. Зевс, послав орла (по другой версии - превратившись в орла), похитил, обессмертил и сделал своим виночерпием сына троянского царя прекрасного мальчика Ганимеда. В «Илиаде» Ганимед изображается слугой, виночерпием Зевса, но уже около 600 г. до н. э. его стали изображать наложником Громовержца. Образ Ганимеда стал архетипом (прообразом) и символом любви к мальчику, а его имя стало нарицательным. Бог моря Посейдон похитил и сделал своим наложником сына царя Тантала юношу Пелопса. Очень печальными были романы Аполлона. Один его возлюбленный, Кипарис нечаянно смертельно ранил своего любимого златорогого оленя и по просьбе безутешного юноши боги превратили его в одноименное дерево, символ вечной печали. Другой, сын спартанского царя Амикла Гиацинт (Гиакинф) погиб от брошенного Аполлоном диска, направление которого из ревности изменил западный ветер Зефир; из капель крови Гиацинта на его могиле в городе Амиклы выросли одноименные багровые цветы. Там был построен жертвенник и отмечался специальный праздник - гиакинфий. Теме «Аполлон и Гиацинт» посвящены фрески Карраччи и Доменикино, картина Тьеполо, мраморная группа Бенвенуто Челлини и комическая опера В. А. Моцарта.

Историями и драмами однополой любви пестрят и мифы о героях. Самая знаменитая древнегреческая мужская пара - гомеровские Ахилл и Патрокл. Как и им подобные пары, они прежде всего друзья и братья по оружию (hetairos - гетайры), связанные взаимными нерушимыми воинскими обязательствам. Они сражаются бок о бок, живут в одном шатре, делят стол и постель. Эти отношения ставились выше всех прочих социальных и родственных связей. Обиженный соотечественниками Ахилл отказался сражаться против троянцев, но он, не задумываясь, кидается в бой, чтобы отомстить за смерть Патрокла.

От трагедии Софокла «Миримидоняне», описывающей скорбь героя над телом павшего Патрокла, сохранились лишь незначительные фрагменты скорбной речи Ахилла:

[Антилох приносит весть о смерти Патрокла]

О Антилох, меня, а не его оплачь.

Живого, а не мертвого: все кончено!

[Сравнение: Ахилл винит себя]

В ливийской басне есть повествование:

Орел, пронзен стрелой, из лука пущенной.

Сказал, ее увидя оперение:

«Нет, не чужими, а своими перьями, я поражен…»

[Ахилл над внесенным телом Патрокла]

Неблагодарный! Ты за всю любовь мою

Не пожалел святыни тела чистого!..

И тела твоего пречистой близостью…

Люблю тебя: и мертвый ты не мерзок мне!

(Пер. В. Н. Ярхо)

Институционализированная воинская дружба существовала у многих народов. Ученые давно обратили внимание на сходство дружбы Ахилла и Патрокла с описанием отношений героев Древнего Шумера Гильгамеша и Энкиду и библейской дружбы Давида и Ионафана.

Во всех трех случаях речь идет об исключительно близкой дружбе между двумя мужчинами, к которым никогда не присоединяется третий. Их взаимоотношения для них важнее, чем любовь к женщинам, в то же время их дружба обращена вовне, нацелена на совершение каких-то воинских подвигов или достижение политических целей, каждый из друзей является выдающимся воином.

Были ли эти отношения только дружескими или также любовно-эротическими? Прямых упоминаний о возможной сексуальной близости Ахилла и Патрокла в «Илиаде» нет. Слова «эраст» (любящий, старший) и «эромен» (любимый, младший) к ним не применяются. Но в дальнейшем, начиная с трагедий Эсхила, а то и раньше, отношения Ахилла и Патрокла эротизируются.

Позднейшие греческие авторы спорили, были ли Ахилл и Патрокл только боевыми друзьями или также любовниками, и кто из них был старшим. По всем описаниям, старшим был Патрокл, но так как Ахилл был более великим героем и более высокого происхождения, роль «возлюбленного», мальчика-эромена была для него неуместной и ему стали приписывать статус «любящего» - эраста.

Также многозначны образы афинского царя Тезея и его друга Перифоя. На амфоре конца V века до н. э. Перифой изображен бородатым воином, а Тезей безбородым юношей-эроменом. Но поскольку Тезей стал более великим героем, ему стали приписывать роль эраста.

Любвеобильный Геракл увлекался и женщинами, и юношами. Один из его эроменов, сын убитого Гераклом царя дриопов Гилас, был его верным спутником и оруженосцем в походе аргонавтов и утонул, купаясь в реке. Скорбь Геракла по поводу гибели возлюбленного многократно описывалась в античной поэзии. Второй знаменитый эромен Геракла, его племянник Иолай, оставался его боевым соратником и возничим до самой смерти героя. В позднейшей мифологии Геракл и Иолай считались покровителями влюбленных; в Фивах был воздвигнут храм Иолая, где, по словам Плутарха, влюбленные юноши приносили друг другу клятвы в верности и просили богов освятить их союз.

В северной Греции покровителем и даже изобретателем педерастии считался божественный певец Орфей; потеряв свою любимую жену Эвридику, он перестал смотреть на женщин, но продолжал увлекаться юными мальчиками и сделал этот обычай популярным среди фракийцев.

Некоторые легенды и мифы об однополой любви трагичны. Большей частью это связано с насилием. Будущий фиванский царь Лай, гостя у другого царя, Пелопса, страстно влюбился в его сына и насильно похитил мальчика, который то ли погиб, то ли покончил самоубийством; за это двойное преступление - нарушение законов гостеприимства и сексуальное насилие - весь род Лая был проклят богами, следствием чего явилась, в частности, трагедия его сына Эдипа, который, не желая того, убил своего отца и женился на собственной матери Иокасте.

Самовлюбленный красавец Нарцисс, который умер, не в силах оторваться от созерцания своего образа в воде, был наказан богами за то, что отверг любовь прекрасной нимфы Эхо или, по другой версии, юноши Аминия. Самые известные скульптурные изображения Нарцисса принадлежат греческому скульптору Поликлету и Бенвенуто Челлини. Имя его стало нарицательным, от него происходят такие слова «нарциссизм», «наркоз», «наркотики» и т. д.

«Мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами. Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные… В зрелые годы только такие мужчины обращаются к государственной деятельности. Возмужав, они любят мальчиков, и у них нет природной склонности к деторождению и браку; к тому и другому их принуждает обычай, а сами они вполне довольствовались бы сожительством друг с другом без жен».

По легенде, рассказанной Платоном, первоначально на земле, кроме мужчин и женщин, жили двуполые существа-андрогины, но затем боги разрезали всех людей пополам, так что каждый теперь обречен искать свою прежнюю половинку, ибо, по словам Платона, «любовью называется жажда целостности и стремление к ней». При этом мужчины, представляющие собой половинку прежнего андрогина, охочи до женщин, а женщины андрогинного происхождения падки до мужчин. Женщины, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их привлекают другие женщины.

О том, когда и почему возникла древнегреческая педерастия, спорят и современные историки. Одни выводят ее из общих свойств мужских союзов, нуждавшихся в поддержании групповой солидарности и соответствующем воспитании мальчиков. Другие апеллируют к особенностям полового и сексуального символизма (одухотворение путем осеменения). Третьи видят в педерастии средство снижения рождаемости и борьбы с перенаселением; еще Аристотель писал, что критский законодатель «в целях отделения женщин от мужчин, чтобы не рожали много детей, ввел сожительство мужчин с мужчинами». Четвертые считают педерастию особым институтом социализации юношества и средством эмоциональной разрядки конкуренции мужчин-сверстников.

Первые дошедшие до нас документальные свидетельства о греческой педерастии относятся к середине VIII века до н. э.

Древнейшие описания институционализированных гомосексуальных отношений относятся к Криту и Коринфу VII в. до н. э. Там существовал обычай похищения мальчика-подростка взрослым мужчиной, который вводил его в свой мужской союз, обучал воинскому мастерству, после чего мальчик, вместе с подаренным ему оружием возвращался домой.

На острове Санторин, перед храмом Аполлона сохранились многочисленные надписи такого типа: «Федипид совокупился, Тимагор и я, Эмфер, совокупились», «С помощью Аполлона Дельфийского, Кримон совокупился здесь с мальчиком, братом Батикла», «Кримон совокупился здесь с Амотионом» и т. п. Для чего были сделаны эти надписи, мы не знаем. Одни ученые приписывают им сакральное, религиозное значение: молодые люди стремились увековечить важное для них событие сексуальной инициации. Другие считают их шутливо-порнографическими: Кримон просто хочет оскорбить Батикла, сообщая всему миру о том, что он «трахнул» его младшего брата.

В принципе, этот обычай мало чем отличался от широко распространенного у народов мира брака посредством умыкания. Только место девушки-невесты занимает мальчик-подросток. Отношения между эрастом и эроменом считались священными и почетными, а инициированный мальчик отныне начинал носить мужскую одежду и полностью освобождался из-под опеки женщин.

Хотя эти обряды похожи на меланезийские ритуалы «осеменения мальчиков», в отличие от сравнительно безличных меланезийских ритуалов, описанные любовные отношения индивидуально-избирательны и подразумевают не столько «осеменение» мальчика, которое нигде прямо не упоминается (верования такого рода существовали только в Спарте), сколько его одухотворение и воспитание.

В Элиде, кроме обычных воинских и спортивных состязаний, между мальчиками проводились специальные конкурсы красоты. В Мегаре особо почиталась память Диокла, который в битве спас своего эромена ценой собственной жизни; ежегодно в начале весны мегарские юноши собирались у могилы Диокла и соревновались за право поцеловать его статую; победитель возвращался к матери увенчанный венком.

«У критян существует своеобразный обычай относительно любви. Дело в том, что они добывают себе возлюбленных не убеждением, а похищают их. Любовник предупреждает друзей дня за 3 или более, что он собирается совершить похищение. Для друзей считается величайшим позором скрывать мальчика или не пускать его ходить определенной дорогой, так как это означало бы их признание в том, что мальчик не достоин такого любовника. Если похититель окажется при встрече одним из равных мальчику или даже выше его по общественному положению и в прочих отношениях, тогда друзья преследуют похитителя и задерживают его, но без особого насилия, только отдавая дань обычаю; впрочем, затем друзья с удовольствием разрешают увести мальчика. Если же похититель недостоин, мальчика отнимают. Однако преследование кончается тогда, когда мальчика приводят в „андрий“ похитителя. Достойным любви у них считается мальчик, отличающийся не красотой, но мужеством и благонравием. Одарив мальчика подарками, похититель отводит его в любое место в стране. Лица, принимавшие участие в похищении, следуют за ними; после двухмесячных угощений и совместной охоты (так как не разрешается долее задерживать мальчика), они возвращаются в город. Мальчика отпускают с подарками, состоящими из военного убранства, быка или кубка (это те подарки, что полагается делать по закону), а также из многих других предметов, настолько ценных, что из-за больших расходов друзья помогают, устраивая складчину. Мальчик приносит быка в жертву Зевсу и устраивает угощение для всех, кто возвратился вместе с ним. Затем он рассказывает о своем общении с любовником, доволен ли он или нет поведением последнего, так как закон разрешает ему в случае применения насилия или похищении на этом празднике отомстить за себя и покинуть любовника. Для юношей красивой наружности или происходящих от знатных предков позор не найти себе любовников, так как это считают следствием их дурного характера».

Страбон, «География»

В древних Фивах существовал особый «священный» из 300 любовников, который считался непобедимым, потому что, как писал историк Ксенофонт, «нет сильнее фаланги, чем та, которая состоит из любящих друг друга воинов». Обнаружить страх перед лицом возлюбленного, не говоря уже о том, чтобы бросить его в бою, было неизмеримо страшнее смерти. По словам Плутарха, «родичи и одноплеменники мало тревожатся друг о друге в беде, тогда как строй, сплоченный взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга». В битве против македонцев при Херонее (338 до н. э.) все эти воины погибли, но ни один не сбежал и не отступил.

В воинственной Спарте каждый мужчина принадлежал к определенному возрастному классу, членство в котором определяло его права и обязанности. Право на женитьбу занятые войной мужчины получали довольно поздно, да и после этого много времени проводили вне семьи. Сексуальные связи с незамужними женщинами были строго запрещены. Единственным средством сексуальной разрядки были отношения с мальчиками. Спартанские мальчики от 7 до 17 лет воспитывались не в семьях, а в собственных возрастных группах. Огромное значение придавалось гимнастическим занятиям, причем юноши и девушки тренировались голыми, натирая тело оливковым маслом. Каждый «достойный» мальчик от 12 до 16 лет должен был иметь своего эраста, воинская слава которого распространялась и на его эромена. Эрастами были, как правило, неженатые мужчины от 20 до 30 лет. По словам Плутарха, «и добрую славу и бесчестье мальчиков разделяли с ними их возлюбленные». Если эромен проявлял трусость на поле боя, наказывали эраста. Между прочим, в отличие от большинства греков, спартанцы верили, что вместе со спермой мальчику передается мужество его возлюбленного. Мужчина, уклонявшийся от почетной обязанности воспитания эромена, наказывался. Этот союз почитался как брачный и продолжался до тех пор, пока у юноши не вырастала борода и волосы на теле.

Индивидуальной любви, ревности и соревнования между мужчинами за какого-то особенно привлекательного мальчика, если верить Плутарху, в Спарте не было, несколько мужчин могли сообща воспитывать любимого мальчика. На первом плане стояли интересы не отдельной личности, а общества. Поскольку спартанское общество отличалось воинственностью и соревновательностью, отношения между эрастами и эроменами в какой-то мере смягчали нравы, помогая установлению более теплых и персонализированных связей между мужчинами, а также формированию замкнутой политической элиты.

История Спарты знает немало трогательных историй о любви и взаимной преданности эрастов и эроменов, многие из них оставались близкими друзьями на всю жизнь. Последний спартанский царь Клеомен III, потерпев в 219 г. до н. э. военное поражение и оказавшись с группой приверженцев в безвыходном положении, решил покончить дело коллективным самоубийством, но велел своему эромену Пантею дождаться, пока не умрут все остальные. Подойдя к бездыханному телу царя, Пантей уколол его в ногу и увидел, что лицо Клеомена дернулось. Юноша обнял своего возлюбленного, сел рядом с ним и стал ждать. Когда все было кончено, Пантей поцеловал Клеомена и закололся на его трупе.

Если в Спарте однополая любовь была связана, главным образом, с воинской доблестью, то в Афинах сильнее звучат гражданские мотивы. Педерастия в Афинах была узаконена в начале VI в. до нашей эры Солоном, который, по преданию, был влюблен в Писистрата и «издал закон, запрещающий рабу натираться маслом для гимнастических упражнений и любить мальчиков. Он ставил это в число благородных, почтенных занятий». Раб не имел права любить свободного мальчика и преследовать его своими домогательствами, за это полагалось 50 ударов палкой публично, а в некоторых случаях - смертная казнь.

Первоначально мужская любовь ассоциировалась в Афинах главным образом с воинской доблестью и гражданскими добродетелями. Ее культовым воплощением стал образ героев-любовников Гармодия и Аристогитона. Прельстившись красотой юного Гармодия, младший брат правившего в это время тирана Гиппия Гиппарх попытался ухаживать за юношей, а встретив отказ, грубо оскорбил его сестру. Чтобы смыть оскорбление, молодые люди составили заговор для свержения тиранов (514 г. до н. э.). Им удалось убить Гиппарха, но Гиппий ускользнул. Гармодий был убит на месте, а Аристогитон умер под пытками, не выдав ни одного из своих сообщников. Когда несколько лет спустя Гиппий был свергнут, Гармодий и Аристогитон стали символом борьбы за свободу и демократию и были первыми людьми, которым благодарные сограждане в 506 г. до н. э. поставили статую на центральной площади города.

Однополая любовь имела и важные психологические функции. Характерный для афинского общества дух соревновательности, одинаково сильной и в спорте, и в политике, порождал напряженную потребность в эмоциональном тепле и самораскрытии. В общении с кем мог афинянин удовлетворить эту потребность?

С женой? Приниженное социальное положение афинской женщины делало это невозможным. Афинское общество было настоящим «царством фаллократии». Принцип мужского верховенства последовательно проводился во всех сферах общественной и личной жизни. В древнегреческой культуре очень сильны мотивы мизогинии, неприязни к женщинам и страха перед ними. До нас дошли свыше 800 изображений сражений греческих мужчин с воинственными амазонками. Поэт Семонид (VII век до н. э.) на девять отрицательных женских типов называет только один положительный. По словам другого поэта, Гиппонакта (около 540 г. до н. э.),

Два дня всего бывают милы нам жены:

В день свадьбы, а потом в день выноса тела.

Афинский брак не был любовным союзом. Жена, которая по возрасту часто годилась супругу в дочери, была хозяйкой домашнего очага и матерью его детей, но практически не покидала женской половины дома и не участвовала ни в каких мужских занятиях. Установка на полное подчинение жены мужу сохранилась и в поздней античности. По мнению Плутарха, жена должна спокойно переносить супружеские измены мужа, не проявлять никакой сексуальной инициативы, безоговорочно выполнять все требования супруга, не иметь собственных друзей, отдельных от друзей мужа и т. д. Ни страстной любви, ни дружбы супружество не предполагало.

Кроме законной жены, афинянин мог посещать проституток и, в редких случаях, поддерживать постоянные близкие отношения с высокопоставленными и образованными гетерами. Но психологической близости и тут большей частью не возникало из-за коммерческого характера отношений и различия мужского и женского миров. Идея равенства полов глубоко чужда древнегреческой культуре.

Невозможна была и интимная близость между отцами и детьми. Мужчина-афинянин проводил дома очень мало времени. До шести лет дети воспитывались в женской половине дома, под опекой матерей. Затем мальчиков отдавали в школу, где их обучали специально подготовленные рабы-педагоги. Отцовская власть в семье была абсолютной, но отцы мало общались с сыновьями, а жесткая семейная дисциплина порождала психологическую отчужденность и напряженность. Проблема отцов и детей в классических Афинах была весьма острой.

Школа? Древнегреческая теория воспитания, «пайдейя» не знает понятия формального обучения, более или менее безличной передачи знаний и навыков. По словам Ксенофонта, никто не может ничему научиться у человека, которого не любит. Воспитание - это исключительно глубокое личное общение, где старший является одновременно наставником, другом и идеалом младшего и, в свою очередь, испытывает к нему чувства дружбы и любви. Наемный педагог, даже независимо от своего рабского статуса, не мог удовлетворить этой потребности. Конечно, мальчики могли завязывать теплые дружеские отношения со сверстниками, но это не особенно поощрялось.

В этих условиях гомоэротическая дружба-любовь между мужчиной и мальчиком, юношей становится уникальным и незаменимым институтом социализации. Дополняя то, чего не могли обеспечить другие социальные институты, она фокусировала в себе весь эмоциональный мир личности и была исключительно значима для обеих сторон. Хотя почти все мужчины рано или поздно женились и отнюдь не испытывали сексуального отвращения к женщинам (подавляющее большинство дошедших до нас предметов античной эротики - гетеросексуальные), отношения с мальчиками занимали особое место в их жизни.

Для понимания древнегреческого гомоэротизма очень важна расписная керамика. Из 20 000 дошедших до нас аттических ваз, около 200 содержат эротические, в том числе гомоэротические, сюжеты: нагие мужские фигуры, которых гораздо больше, чем женских, сцены ухаживания мужчин за мальчиками, откровенно сексуальные сцены, оргии и т. п.

В более ранних, так называемых чернофигурных вазах (560–500 до н. э.), сцены ухаживания за мальчиками обычно связаны с изображениями охоты и нередко сами напоминают преследование. В более поздних краснофигурных вазах (510–470 до н. э.) сюжеты меняются. Эрасты, как и эромены, помолодели, эраст уже не обязательно бородат, а эромен не напоминает преследуемого зайца. Принуждение и нажим сменяются изящным ухаживанием, действие переносится из леса в цивилизованную городскую среду, а мускулистая сексуальность, с акцентом на телесные действия, уступает место стыдливой и нежной «риторике желания».

Если разнополый секс, объектами которого были куртизанки или рабыни, не имевшие права на личное достоинство, изображается порнографически, во всех подробностях, то гомоэротические сцены, как правило, ограничиваются ухаживанием. В разнополых сценах женщина изображается в подчиненной, а мужчина - в господствующей позиции. В гомоэротических сценах мальчик обычно стоит прямо, а мужчина склоняет перед ним голову и плечи. Типичная поза ухаживания: эраст протягивает одну руку к гениталиям эромена, а другой рукой ласкает его подбородок.

Однако новейшие исследования опровергают мнение известного английского искусствоведа Кеннета Довера (1978) об исключительной сдержанности греческой гомоэротики. На некоторых вазах эраст и эромен - одного возраста, иногда юноша сам проявляет инициативу, ласкает старшего и т. д.

Очень богата греческая гомоэротическая лирика. Хотя большинство греческих поэтов одинаково усердно воспевали женщин и мальчиков, пол любимого существа, вопреки наивному суждению Энгельса, был им далеко не безразличен. Рассказывают, что когда Анакреонта спросили, почему он слагает гимны не богам, а мальчикам, он ответил: «Потому что они - мои боги». Уже поэты архаического периода Архилох, Солон, Алкей, Анакреонт, Пиндар, Ивик, Феогнид в стихах, обращенных к конкретным мальчикам, выражают самые разнообразные оттенки любовных чувств - страсть и жажду обладания, чувство зависимости от любимого, ревность, жалобы, поучения, ласковые наставления.

«Клеобула, Клеобула я люблю,

К Клеобулу я как бешеный лечу,

Клеобула я глазами проглочу».

В поэзии классического периода любовь одухотворяется, речь идет о слиянии не только тел, но и душ:

Душу свою на губах я почувствовал, друга целуя:

Бедная, верно, пришла, чтоб перелиться в него.

В трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида однополая любовь практически отсутствует не потому, что она была чужда этим авторам, а потому что посвященные ей драмы («Мирмидоняне» Эсхила, «Ниобея» Софокла и «Хризипп» Еврипида) до нас не дошли. Зато эту тему всесторонне обсуждают философы.

Любовь к юношам, по Платону, эмоционально столь же насыщенна и благородна, как любовь к женщинам, но значительно превосходит последнюю в степени духовности. Это не просто телесная страсть и жажда обладания, но и обмен высшими духовными ценностями. Хотя многие мужчины, по словам Сократа, любят мальчиков так же, как волки ягнят, такое чувство нельзя считать любовью. В истинной любви, уступая своему страстному поклоннику, юноша не просто отдается ему, но приобщается к его силе и мудрости. Такая любовь считается постыдной только там, где правят варвары. «Ведь варварам, из-за их тиранического строя, и в философии и в занятиях гимнастикой мнится что-то предосудительное».

Взаимоотношения эраста и эромена, по афинскому канону, асимметричны. Хотя зрелый мужчина социально стоит выше мальчика, любви которого он домогается, он не имеет над ним власти. В отношениях с эроменом он - зависимая сторона, почти раб. Он может, как тень, ходить за полюбившимся мальчиком, но не смеет даже объясниться ему в любви, пока тот не достигнет надлежащего возраста. И даже после этого решение принадлежит эромену.

Персонажи платоновских диалогов свободно обсуждают между собой плюсы и минусы однополой и разнополой любви, но стыдливо краснеют и немеют при встрече с любимыми.

Вот как описывает Платон устами Сократа появление в палестре прекрасного юноши Хармида: «Я-то, мой друг, здесь совсем не судья: в вопросах красоты я совершенный неуч, почти все юноши в поре возмужалости кажутся мне красивыми. И все же он мне представился тогда на диво прекрасным и статным, и показалось, что все остальные в него влюблены - так они были поражены и взволнованы в момент его появления; многие же другие поклонники следовали за ним. Со стороны нас, мужчин, это было менее удивительно, но я наблюдал и за мальчиками, и никто из них, даже из самых младших, не смотрел более никуда, но все созерцали его, словно некое изваяние». Когда же Хармид сел рядом, продолжает Сократ, «мною овладело смущение и разом исчезла та отвага, с которой я намеревался провести с ним беседу… Я узрел то, что скрывалось у него под верхней одеждой, и меня охватил пламень…».

А что при этом чувствует мальчик? Чувства любящего и любимого, в описании Платона, так же асимметричны, как и их роли. Любящего влечет к мальчику страсть, которой тот до поры до времени не знает: «Он любит, но не знает, что именно. Он не понимает своего состояния и не умеет его выразить; наподобие заразившегося от другого глазной болезнью, он не может найти ее причину - от него утаилось, что во влюбленном, словно в зеркале, он видит самого себя; когда тот здесь, у возлюбленного, как и у него самого, утишается боль, когда его нет, возлюбленный тоскует по влюбленному так же, как тот по нему: у юноши это всего лишь подобие отображение любви, называет же он это, да и считает, не любовью, а дружбой. Как и у влюбленного, у него тоже возникает желание - только более слабое - видеть, прикасаться, целовать, лежать вместе, и в скором времени он, естественно, так и поступает. Когда они лежат вместе, безудержный конь влюбленного находит, что сказать возничему, и просит хоть малого наслаждения в награду за множество мук. Зато конь любимца не находит, что сказать; в волнении и смущении обнимает тот влюбленного, целует, ласкает его, как самого преданного друга, а когда они лягут вместе, он не способен отказать влюбленному в его доле наслаждения, если тот об этом попросит. Но товарищ по упряжке вместе с возничим снова противятся этому, стыдясь и убеждая».

Реальные отношения между мужчинами и мальчиками были, конечно, разнообразнее и прозаичнее. Афинский закон и моральный кодекс старался ввести их в определенные, достаточно жесткие рамки. Школы и палестры, где мальчики занимались спортом, тщательно охранялись, на ночь их должны были запирать. Сексуальное посягательство на свободнорожденного мальчика каралось смертью. Даже войти в класс без разрешения учителя или близкого родственника, когда ученики занимались одни, было преступлением. «Педагогам», которым поручалась забота о мальчиках, вменялось в обязанность препятствовать домогательствам влюбленных. Но за взятку педагог мог закрыть глаза, а учителей физкультуры - педотрибов, у которых нагие мальчики постоянно были не только перед глазами, но и, в буквальном смысле слова, под рукой, нередко подозревали в совращении подопечных.

Словом paides чаще всего так называли мальчиков до 15 лет, но иногда возраст повышался до 18 лет. Переходный возраст от детства к взрослости в Афинах продолжался в среднем от 16 до 20 лет, но границы его были нечеткими. Юноши старше 18 лет назывались в Афинах эфебами (отсюда - позднейший термин эфебофилия, сексуальное влечение к юношам). По свидетельству Платона и Аристотеля, половая зрелость у мальчиков наступала в 13–14 лет. До этого времени никакая сексуальная активность не поощрялась. Аристотель считал, что «физическое развитие молодых людей задерживается, если они совершают половой акт в период созревания семени» и предупреждал родителей о нежелательности подростковой мастурбации.

Поведение самих мальчиков подчинялось строгому этикету. Мальчик принимал ухаживания, которые льстили его самолюбию, подтверждали его привлекательность и повышали его социальный статус. Самые красивые мальчики пользовались в Афинах почти таким же почетом, как герои спорта. Но они должны были проявлять сдержанность и строгость, чтобы не оказаться «дешевкой». Мальчик, слишком легко или из корысти согласившийся, чтобы его ласкали, терял репутацию, и это могло помешать его будущей политической карьере.

Некоторые афиняне вообще считали роль эромена сомнительной.

Хотя закона, формально запрещающего связи с маленькими мальчиками, в Афинах не было, обычай считал их недопустимыми. Верхнюю границу «эроменского» возраста греческие авторы связывают с появлением бороды и волос на теле, относя это к 21 году. Некоторые юноши стыдились появления усов и волос на ногах, опасаясь, что это уменьшит их привлекательность, и пытались их сбривать или выщипывать. Уговаривая несговорчивых мальчиков, поклонники нередко напоминали им о краткосрочности их обаяния. Практически же это было делом вкуса. Еврипид, по свидетельству Плутарха, продолжал любить своего возлюбленного Агатона и после того, как у того выросла борода, говоря, что у красивых мальчиков осень так же прекрасна, как и весна. Аристотель с восхищением описывает продолжавшийся всю жизнь союз фиванского законодателя Филолая и олимпийского атлета Диокла, которые вели общее хозяйство и были даже похоронены вместе.

Афинянин, уличенный в сексуальной связи с другим мужчиной за деньги или другие материальные блага, лишался своих гражданских прав, не мог занимать выборную должность, выполнять жреческие функции, ни даже выступать в народном собрании или перед советом старейшин. Любые обвинения и намеки такого рода были крайне оскорбительны, особенно если дело усугублялось «пассивной» сексуальной позицией.

Расходятся античные авторы и в том, получает ли мальчик удовольствие от сексуального контакта. По словам Ксенофонта, мальчик, в отличие от женщины, не разделяет сексуального удовольствия мужчины, а холодно и трезво смотрит на своего опьяненного желанием партнера. В этой асимметричности видел главный недостаток разновозрастных отношений Овидий:

Я ненавижу, когда лишь один доволен в постели:

Вот почему для меня мальчик-любовник не мил.

Напротив, по мнению Платона, оба партнера получают награду за свое любовное неистовство. Поэт и философ Феогнид сравнивал мальчика с лошадью, с нетерпением ожидающей хорошего наездника.

После того как однополая любовь перестала быть формой инициации и переместилась из общественной жизни в частную, она стала более тонкой, индивидуальной, психологически разнообразной, но одновременно - морально проблематичной. В Афинах легально существовала мужская проституция и даже публичные дома. Свободнорожденный афинянин не мог заниматься этим ремеслом, в случае продажи мальчика для оказания кому-либо сексуальных услуг, покупатель наказывался так же строго, как продавец. Но на военнопленных, метеков и иностранцев запреты не распространялись. Простые, бедные и не особенно просвещенные люди часто относились к педерастии подозрительно, как к причуде богатых и знатных, угрожающей семейному очагу. Эта тема звучит в комедиях Аристофана, хотя сама по себе однополая любовь для него вполне приемлема.

Это заставляет защитников любви к мальчикам, например Ксенофонта, подчеркивать ее «педагогический эрос»: «Величайшее счастье для того, кто желает из любимого мальчика сделать себе хорошего друга, это то, что ему и самому необходимо стремиться к добродетели».

В платоновском «Пире» юный красавец Алкивиад, по которому сходили с ума чуть ли не все афинские мужчины и женщины, рассказывает, как он пытался соблазнить старого Сократа и, оставшись с ним ночью наедине, признался в своей готовности отдаться. Когда Сократ прикинулся непонимающим, самоуверенный юноша сам залез к нему в постель, «лег под его потертый плащ и, обеими руками обняв этого поистине божественного, удивительного человека, пролежал так всю ночь». Но «…несмотря на все эти мои усилия, он одержал верх, пренебрег цветущей моей красотой, презрительно посмеялся над ней… Ибо, клянусь вам всеми богами и богинями, - проспав с Сократом всю ночь, я встал точно таким же, как если бы спал с отцом или со старшим братом».

Позднейшие греческие авторы относились к этому рассказу, который Платон вложил в уста Алкивиада, скептически, считая, что он был нужен только для самооправдания. По словам философа Биона, если Сократ «желал Алкивиада и воздерживался, то это глупость, а если не желал его и воздерживался, то в этом нет ничего особенного». По мнению Псевдо-Лукиана, «и Сократ был любовником, как всякий другой, и Алкивиад, когда лежал с ним под одним плащом, не встал нетронутым… Мне мало смотреть на возлюбленного и, сидя напротив, слушать его речи; любовь создала целую лестницу наслаждений, и зрение в ней - только первая ступень…».

Сам Платон в конце жизни, явно по политическим мотивам, писал, что вообще «мужчины не должны сходиться с юношами, как с женщинами, для любовных утех», потому что «это противоречит природе». В его идеальном государстве допускаются ласки и поцелуи между мужчинами и мальчиками, но одновременно существует «закон о том, чтобы соитие, предназначенное для деторождения, происходило лишь сообразно природе. От мужского пола надо воздерживаться и не губить умышленно человеческий род: не надо также ронять семя на скалы и камни, где оно никогда не пустит корней и не получит естественного развития». По мнению философа, такая «победа над удовольствиями» сделает человеческую жизнь «блаженной».

Сомнения педагогического и этического порядка высказывает и Аристотель. Хотя сама по себе педерастия для него совершенно нормальна и естественна, философ обеспокоен возможностью совращения мальчиков. Чтобы избежать его, в своей «Политике» он рекомендует воспитывать мальчиков до 7 лет дома, не давать подросткам смотреть непристойные картины и скульптуры, за исключением религиозных, не позволять им посещать слишком вольные театральные представления и т. д.

Для поэтов и философов эпохи эллинизма любовь к мальчикам - дело сугубо индивидуальное. Сравнивая, вслед за Платоном, достоинства и недостатки любви к женщинам и к мальчикам, Плутарх признает их, в отличие от Платона, равноценными.

По мнению автора знаменитой книги «Толкование снов» Артемидора из Далтиса (второй век нашей эры), все зависит от того, что, с кем и как ты делаешь. В отличие от З. Фрейда, истолковывающего любой сон в сексуальных символах, Артемидор переводит сексуальные знаки в социальные. «Нормальные сношения», которые хорошо видеть также и во сне, это сношения с женой, любовницей или с рабом, независимо от его пола. Но во всех этих случаях мужчина должен занимать «верхнюю», активную позицию. Если во сне человек отдается старшему и более богатому мужчине, это хорошо, потому что получать от таких людей - нормально. Если же в активной роли выступает младший или бедный, независимо от возраста, сон плохой, потому что таким людям принято давать. Заниматься сексом со своим рабом, независимо от его пола, хорошо, потому что раб - собственность спящего. Зато если свободным мужчиной в сновидении овладевает раб, это очень плохо и свидетельствует о презрении со стороны раба. Такая же плохая примета, если это проделывает брат, независимо от его возраста, или враг.

Отношение эллинистических авторов к однополой любви зависит главным образом от их отношения к чувственности. Философы, признающие право человека на удовольствие, обычно, с теми или иным оговорками, признают и правомерность любви к мальчикам, которая кажется им более рафинированной. Для тех же, кто отрицает чувственные радости, она абсолютно неприемлема. По словам философа Плотина (III в. н. э.), истинные мыслители одинаково презирают красоту мальчиков и женщин.

А как обстояло дело с любовью между женщинами? Фаллократическое греческое общество не придавало женской жизни самостоятельного значения. В сферу публичной жизни женская сексуальность не входила, а что происходило на женской половине дома, если при этом не нарушалась святость семейного очага, никого не интересовало. В эротических и порнографических изображениях женщина выступает только как объект мужского вожделения. Ни одной сцены лесбийской любви искусствоведам до сих пор найти не удалось.

Единственная древнегреческая женщина, которая воспевала женскую любовь и чье имя стало нарицательным - Сафо (Сапфо). О ее жизни известно очень мало. Она родилась на острове Лесбос, принадлежала к аристократической семье, почти всю жизнь прожила в городе Митилене, имела троих братьев, была замужем и имела дочь Клею. Предполагают, что Сафо была наставницей группы молодых незамужних аристократических девушек, которые приезжали из разных концов Греции учиться красоте, музыке, поэзии и танцам. Из девяти книг лирики Сафо, сохранилось около 200 фрагментов, многие - всего из нескольких слов.

Страстная поэзия Сафо целиком посвящена женской любви, описанию юной девичьей красоты, нежного тела, радости встреч и горести разлук.

У меня ли девочка

Есть родная, золотая,

Что весенний златоцвет -

Милая Клеида!

Не отдам ее за все

Золото на свете.

Сафо часто призывает на помощь Афродиту, ее любовь откровенно чувственна:

Эрос вновь меня мучит истомчивый -

Горько-сладостный, необоримый змей.

Воспеваемый Сафо тип любви не вписывался ни в греческий, ни, тем более, в христианский канон. Одни христианские авторы считали безнравственными и даже сжигали ее книги. Другие пытались гетеросексуализировать Сафо, утверждая, что в конце концов она отказалась от женской любви и влюбилась в мужчину, но из-за своего безобразия не смогла привлечь его и покончила самоубийством, бросившись со скалы в море. Третьи выхолащивали эротическое содержание ее поэзии, изображая ее воплощением «чистой», асексуальной любви. Тем не менее Сафо стала родоначальницей «гинерастии», женской эротической любви, которую позже стали называть «сапфизмом», а затем лесбиянством.

Из книги Д. Темплтон за 90 минут. Всемирные законы жизни автора Темплтон Джон

Закон 1. ОТДАННАЯ ЛЮБОВЬ - ЭТО ЛЮБОВЬ ОБРЕТЁННАЯ У любви есть одна странность. Люди её ищут, стремятся к ней, стараются её заслужить, получить - схватить и удержать то, что принадлежит им так же естественно, как воздух, которым они дышат! И какие только умственные и

Из книги Алхимия автора Франц Мария-Луиза фон

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Из книги Алхимия. Введение в символизм и психологию автора Франц Мария-Луиза фон

Два вида любви Любовь безусловная и любовь озабоченная Безусловная любовь не считает ребёнка ни слишком мудрым, ни слишком наивным. Она видит его таким, какой он есть. И принимает его незнание, и несовершенство, и его внутреннюю гармонию. Она учит ЗАРАНЕЕ. Безусловная

Из книги Любовь глазами мужчины автора Самыгин Сергей Иванович

Лекция 2. Греческая алхимия В предыдущей лекции я попыталась охарактеризовать значение алхимической символики, которая содержит, во-первых, совокупность архетипических символов с минимальной персонификацией, во-вторых, множество материальных символов,

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Лекция 3. Греческая алхимия В прошлой лекции мы обсуждали предполагаемое значение передачи тайны алхимии ангелом Амнаэлем богине Изиде. Мы использовали фрагменты древних легенд, в которых говорится, что все естественнонаучные знания, от математики до изготовления

Из книги Любить без условий, растить без усилий автора Некрасовы Заряна и Нина

Глава 9. Любовь с первого взгляда, или романтическая

Из книги Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага автора Казакевич Александр Владимирович

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

Два вида любви: любовь безусловная и любовь озабоченная. Выбор за вами Безусловная любовь не считает ребёнка ни слишком мудрым, ни слишком наивным. Она видит его таким. Каков он есть. И принимает его незнание и несовершенство, и его внутреннюю гармонию. Она учит ЗАРАНЕЕ.

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

«Любовь – это не любовь, пока ее не подаришь» «Существовать ради самого себя – значит быть ничем», – сказал американский психолог Б. Скиннер. Действительно, эгоизм, жизнь для себя неизбежно приводит человека к одиночеству. А что есть одиночество? Как заметила мать

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

5.1. Настоящая любовь - это любовь с первого взгляда Это мнение отражает красивый миф о половинках, которые ищут друг друга по свету, а когда находят, между ними вспыхивает настоящая любовь. «Любовь дана нам свыше, браки заключаются на небесах!» - провозглашают сторонники

Из книги автора

6. НАША ГЛАВНАЯ ЛЮБОВЬ - ЛЮБОВЬ К САМОМУ СЕБЕ Слово «любовь» необычное, в нем слышатся отзвуки теп­ла, красоты и даже героизма. Если любовь приносит горе, а не радость, то по крайней мере это горе, окрашенное вели­чием. Любовь почитает любящего и может иногда просла­вить его.

Из книги автора

Любовь украшает, любовь усиливает Влюбленный видит в любимой больше, чем кто-нибудь другой. Он восхищается ее внешностью, преувеличивает красоту лица, фигуры или личности. Он вкладывает в нее то, чего в ней нет, но это неважно: он хочет, чтобы так было, он в ней это видит и

Что вы представляете, когда слышите словосочетание «греческая любовь»? Быть может, прекрасные и возвышенные чувства древних грека и гречанки, атлетически сложенного курчавого юноши и прекрасной статной девы в белом хитоне с волосами, уложенными в высокую прическу и обрамленными диадемой? Знайте, что под этим словосочетанием подразумевается нечто совершенно иное.

Греческой любовью называют любовные отношения двух мужчин. Как следует из названия, корни этой традиции восходят к древнегреческой культуре. Да-да, во времена античности именно такие отношения считались более возвышенными и прекрасными, чем любовь мужчины к женщине. Более того, самые высокопоставленные и именитые греки даже не считали необходимым скрывать такие отношения от окружающих.

Поэты и философы Древней Греции воспевали в своем творчестве любовь взрослого мужчины и неопытного юноши. Такие отношения считались полезными для развития общества, воспитания мужественности и передачи опыта из поколения в поколение. Посредством полового акта от старшего и более опытного мужчины к младшему символическим образом передавались мужество, сила и отвага.

Великий мыслитель древности Платон отмечал, что греческая любовь способствует правильному воспитанию молодого поколения, развивает молодежь и учит ее служить обществу. А в трудах Гиппократа можно найти суждение, что семя мужчины передает мальчику положительные качества, свойственные взрослому, зрелому человеку, а от мальчика мужчине – здоровье и долголетие. Конечно, современные эскулапы это опровергнут, но в Древней Греции мнение Гиппократа почиталось за истину.

Понятие «педерастия» зародилось именно в греческом языке, и обозначает оно любовь к мальчикам, причем без отрицательного отношения со стороны общества. Ведь отношения между мальчиком и взрослым мужчиной были официально санкционированы государством. Когда мальчику исполнялось 12 лет, его отдавали в обучение ко взрослому мужчине – разумеется, с согласия отца. Мальчика подвергали любовным ласкам и обучали хитростям и премудростям сексуальных отношений. При этом, если юноша был смышлен и способен в любовной науке, ему дарили подарки, если нерадив – подвергали наказаниям.

Гомосексуальная любовь считалась важной формой обучения в военное время. Она считалась просто незаменимой в воинских подразделениях Крита и Спарты. Кроме того, за счет любовных отношений укреплялся и боевой дух армии, ведь считалось, что воин будет сражаться в бою с удесятеренной силой, если ему приходится стоять не только за родные места, но и за любовника, сражающегося бок о бок. Так что любовные отношения между старшим и младшим по званию воинами считались весьма благородными.

К сожалению, была у греческой любви и другая сторона. Так, в Древней Греции пышным цветом цвела проституция и использование рабов-подростков для удовлетворения сексуальных желаний богатых греков. Стоит отметить, что среди рабов однополая любовь считалась неприемлемой и всячески подвергалась порицанию, ведь эта категория населения должна была стабильно размножаться, что не представляется возможным в гомосексуальном союзе. Так что греческая любовь была прерогативой исключительно высших слоев общества.

С развитием общества, в частности, после появления и распространения христианства, отношения к гомосексуальным отношениям мужчин стало диаметрально противоположным: педерастия объявлялась грехом и подвергалась порицанию и даже наказанию. Вспомним упоминание о городах Содом и Гоморра в Библии, жители которых, состоявшие в однополых отношениях, навлеки на себя кару высших сил.

В Древней Руси существовала практика наказания за гомосексуальные отношения, однако кара, предназначавшаяся замеченному во грехе мужеложства была еще довольно незначительной. А вот во времена Петра I уличенные в этом проступке подвергались суровым телесным наказаниям и даже ссылке. Причем если первоначально такие суровые меры распространялись только на военных, то в дальнейшем уже никто не мог избежать ответственности за запретную любовь.

Более серьезным отношение к гомосексуализму было в средневековой Европе. Разоблаченных мужеложцев публично, на центральных площадях города, кастрировали, а затем сжигали на костре. Позднее на смену такой практике пришло тюремное заключение и ссылка, хотя в некоторых случаях дело все еще могло закончиться смертной казнью.

В начале двадцатого века гомосексуализм был признан болезнью, и ученые-медики стали искать способ излечения от этого недуга. Первым испытанным способам избавления от влечения к своему полу была кастрация. Однако, к разочарованию эскулапов, лишение пациента половых органов не меняло его ориентации. Тогда экспериментаторы взяли на вооружение методику выработки положительных и отрицательных рефлексов. Например, испытуемого заставляли мастурбировать в темной комнате. Перед самой разрядкой в комнате внезапно включался свет, и пациент обнаруживал, что перед его лицом находится большая фотография обнаженной женщины. Таким образом врачи надеялись выработать у пациента влечение к женскому полу. Но эти эксперименты также не увенчались успехом.

На первый взгляд, более эффективным оказалось лечение, построенное на отрицательных рефлексах. Испытуемого заставляли рассматривать фотографии обнаженных мужчин, и как только он чувствовал возбуждение, следовал болезненный удар током. Однако эффект от такого лечения, хоть и наступал, все же длился недолго.

В настоящее время во многих странах гомосексуализм перестал считаться психическим заболеванием. Но ученые все еще пытаются найти причины возникновения этого явления. На этот счет существует множество теорий, начиная от особого строения мозга и заканчивая недостаточным количеством мужских гормонов или пережитыми в детстве психическими травмами. Тем не менее точная причина, по которой человек предпочитает сексуальные отношения со своим полом, науке пока не известна.

В современном обществе однозначного отношения к гомосексуализму все еще не существует. Например, в России гомосексуалисты все еще очень часто ассоциируются с «опущенными» на зоне, а значит, не могут восприниматься полноценными членами общества. Чаще всего мужчины стараются прекратить всякие отношения с гомосексуальным товарищем, женщины же более лояльны, между женщиной и мужчиной-гомосексуалистом нередко завязывается дружба, подобная той, что существует между двумя женщинами.

В других странах отношение к греческой любви так же неоднозначно: во многих местах, особенно в мусульманском мире, такая любовь резко порицается, но есть и страны, где гомосексуальная пара может официально зарегистрировать свои отношения.

Видов любви множество: к себе самому, родителям, детям, родине, любимому делу, природе, миру и так далее, но самый волнующий и желанный вид любви – любовь между мужчиной и женщиной. Но и она бывает разной: от низменной к возвышенной.

О любви люди думают, говорят и пишут еще с древнейших времен! Кажется, науке о ней известно уже все: ее философия, физика, химия, социология и психология, но любовь по-прежнему остается ускользающей загадкой.

Человек всю жизнь окружен любовью, получает ее и отдает, ищет, находит, теряет и приходит к осознанию, что она всегда с ним, в его душе. Нельзя рассказать, что такое любовь, ее нужно познавать.

Ребенок открывает в себе способность и учится любить, глядя на родителей и окружающих. Чем старше человек, тем богаче его жизненный опыт, и тем больше он знает о любви. Знания и опыт помогают выстраивать гармоничные взаимоотношения с любимыми людьми.

Любовь чувство , на которое способен только культурный человек. Люди, жившие в доисторические времена, не ведали любви, но сексуальный инстинкт все же толкал их в объятия друг друга, что позволило человечеству выжить. Жилось ли человеку легче без любви? Возможно! Но был ли он до конца человеком, не зная самого прекрасного, одновременно животного и духовного чувства – это вопрос. Но когда же в таком случае родилась любовь? Когда она возникла?

Любовь продукт эволюции , результат интеллектуально и социального развития человечества. За высшие чувства у людей отвечает кора больших полушарий головного мозга. Считается, что именно развитие человеческого мозга послужило появлению высокоразвитого интеллекта и высших чувств.

Существует интересная научная гипотеза о том, что чувство любви появилось примерно пять тысяч лет назад . Ученые связывают момент рождения любви с появлением мифа о египетской богине плодородия Исиде, которая смога своими слезами воскресить мужа, бога Осириса. С тех пор ей стали поклоняться смертные, прося ниспослать им любовь.

Люди разных народов, живших в далекой древности (и живущих в наши дни), в какой-то момент стали ценить любовь, искать постоянного партнера, создавать семьи и поклоняться богам и богиням, олицетворяющим любовь: Венере, Ладе, Иштар, Лакшми, Фрейе и другим. Мифы и легенды всех народов, живущих на земле, схожи. Любовь в них описывается как желанный дар богов. Древние греки, в частности, верили, что любовь была ниспослана людям в тот момент, когда из морской пены вышла и ступила на землю богиня любви Афродита.

Виды любви

Древнегреческие философы, пытаясь познать тайну любви между мужчиной и женщиной, выделили семь ее видов. Эта классификация, автор которой не известен, чрезвычайно актуальна и в наши дни.

Людус

Самая поверхностная и низменная любовь. Ее можно назвать игрой, спортом, соревнованием, потребительством. Основа такой любви – секс без обязательств, когда люди встречаются ради физической близости и не более того. Такая любовь полигамна, глубина чувств здесь заменяется количеством половых партнеров.

Отношения такого типа легко начинаются, бурно развиваются, без сожалений и печали быстро заканчиваются. В любви-людусе нет места привязанности и ответственности, одно лишь стремление к получению удовольствия.

Как не удивительно, людус встречается в отношениях между законными и гражданскими супругами. Так бывает, когда муж и жена договариваются о том, что будут друг другу изменять, и при этом продолжают жить вместе, без обид. Отношения типа людус могут длиться долго при условии, что обоих партнеров устраивает такая жизнь.

Эрос

Восторженная влюбленность и пылкая страсть. Этот тип любви также основан на сексуальном желании, но партнеры не безразличны друг другу, напротив, есть желание быть только с этим человеком, узнавать его ближе и любить всю жизнь.

Именно об эросе чаще всего пишут романы, рисуют картины и снимают фильмы. Это всегда интересная история любви, в ней есть восторг, очарование, вдохновение, романтика и страсть.

Эрос – сильное, яркое и глубокое чувство. Здесь есть место не только чувственности и эмоциональности, но и заинтересованности в личности. Такая любовь руководит сознанием, поэтому влюбленный «опьянен» любовью и нередко совершает безрассудные поступки ради нее.

Это романтическая любовь, любовь, которую чаще всего испытывают люди в молодости, а также первый этап долгосрочных любовных отношений. Но долгой она, как правило, не бывает: эрос либо угасает совсем, либо перерастает в другую любовь. Чтобы сохранить отношения, любовь нужно дополнить ответственностью и обязательствами.

Мания

Мания – это смесь людуса и эроса, безумная любовь, любовь-одержимость. Мания разрушительна, деструктивна, болезненна. Часто такая любовь бывает безответной или служит основой для садомазохизма (психологического или сексуального).

Такая любовь становится личной драмой для любящего, может привести к психическим расстройствам и сама, по сути, является заболеванием. Человек, одержимый манией, не спит и не ест, его мысли и действия направлены на предмет обожания. Его вечные «спутники»: ревность, тревога, неуверенность в себе, зависимость от любимого человека.

Мания не длится долго, но успевает нанести значительный вред личности. Нередко такая любовь-драма случается с подростками, становится первой несчастной любовью. С проблемой мании не стоит стесняться обращаться к психологу.

Сторге

Это любовь-дружба, любящие люди являются партнерами друг для друга. Такая любовь наполнена заботой, уважением, нежностью, верностью, равноправием, но в ней ощущается нехватка страсти.

Сторге может возникнуть сама по себе, вырасти из дружеских отношений или стать продолжением эроса. Между супругами, прожившими в браке ни один год, часто возникает любовь-сторге.

Это прекрасный тип партнерских отношений, но чтобы любовь не угасла, ее нужно «подогревать»: помимо обустройства быта, заботы о детях и работы, нужно отводить время на романтику.

Прагма

Это рациональная любовь, любовь «по психологическому расчету». Прагматичный человек реалист по натуре, он знает, какой партнер ему нужен, какой подойдет на роль мужа/жены. Когда встречается такой человек, прагматик выстраивает гармоничные отношения и чаще всего они складываются удачно.

Такая любовь может казаться скучной и бездушной, но это не так. В ней есть место дружбе, взаимопониманию и привязанности, а страсть может вспыхнуть позже. Если расчет осуществлен правильно, паре будет комфортно жить вместе и отношения продлятся долго.

Прагма никогда не толкнет человека на безрассудный поступок, не заставит страдать. Хорошо, когда в любви удается сохранить способность мыслить здраво, но чтобы отношения стали по-настоящему счастливыми, партнеры должны открыться друг другу, стать близкими людьми.

Филия

Высокая, духовная и безусловная любовь. Она чиста и бескорыстна. Эту любовь древнегреческий философ Платон назвал идеальной, поэтому ее еще называют платонической любовью.

Внешность партнера не важна, важна душа, поэтому филия живет вне времени, обстоятельств и на любом расстоянии. Любящий человек дарит свою любовь любимому, ничего не требует взамен, принимает любым, не судит, понимает и прощает. Филия похожа на любовь к другу, отцу и матери, ребенку.

Агапе

Это редкий вид любви, когда оба партнера вместе развиваются и растут духовно, преодолевая эгоизм, становятся альтруистами. В такой любви есть место жертвенности, но не болезненной, а основанной на умении уступать, договариваться и прощать ошибки.

Агапе – это нежная и одновременно страстная любовь. Партнеры поддерживают, заботятся, уважают друг друга, верны и преданны любви. Любовь-агапе счастливая и гармоничная, она позволяет развиваться каждому партнеру как личности, сохранять баланс разума и чувств, не «сгорать» и не «замерзать» в отношениях.

Понимание того, какая любовь живет в душе, помогает избежать ошибок, найти причину внутренних желаний и порывов, узнать, что делать для того, чтобы сохранить отношения как можно дольше и предугадать будут ли они счастливыми.

Любовь - одно слово, хотя сама любовь бывает разная. Человек может сказать, что любит свою жену, любит детей, любит Родину, любит рыбу и любит машину и кроме всего еще и своего пушистого пса.

И непонятно, что это значит? Он любит жену так же, как рыбу, или же машину, как жену, или же пса, как Родину?

Древние греки любили все разделять и классифицировать, изобретать новые слова, также и для определения любви использывали разные названия. Отношение привязанности и любви к кому-либо можно было выразить в разных словах:

  • Любовь агапи (αγάπη)- альтруистическая, духовная любовь. Она полна жертвенности и самоотречения. Это любовь к другому и ради другого. Мировые религии называют эту любовь высшим из земных чувств человека. Это любовь, которая не зависит ни от внешности, ни от поступков, эта любовь бэзусловна. Она бескорыстна, то есть ей ничего не нужно. Она желает только добра тому, кого любит, но она не слепа. Видит недостатки и слабые стороны характера, но прощает и понимает их, прилагает все усилия, чтобы помочь любимому человеку стать лучше. Такая любовь сверхъестественна и приходит только от Бога, но она реальна.
  • Любовь сторги (στοργή)- нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому, социальная любовь, привязанность к семье, отечеству, народу, к родственникам,- гораздо меньше зависит от внешних условий. Такая любовь очень крепкая, но она часто слепая, люди не хотят увидеть истинную сущность своих родных, оправдывают их. Она редко приходит к подросткам. Нужен жизненный опыт, чтобы научиться ждать, терпеть, прощать. А именно это характерно для сторги.
  • Любовь филия (φιλία)-дружеская любовь- возникает не так быстро, любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. Именно она в учении Платона о любви была возведена на высшую ступень. Oсновывается на положительных качествах человека. Она более долговечна и не зависит от внешних данных.
  • Любовь мания (μανία)-одержимость- болезненная страсть. Безумие от богов - так звали эту любовь.. Такая любовь рождается из ревности и чувства собственности; бывает очень тяжелой для объекта любви. Человек одержимый любовью-манией, способен даже причинить вред своему любимому, если тот выйдет из его воли, и захочет проявить самостоятельность или порвать отношения.
  • Любовь эрос (έρως)- восторженная влюблённость, телесная и духовная страсть. Это страсть больше для себя, чем для другого, в ней много эгоцентризма. Любовь как правило вспыхивает быстро и зависит от внешней привлекательности, некоторые настолько уходят в чувства, что теряют контроль над собой. Особенно, если эрос взаимен. Отношения развиваются стремительно, сексуальное влечение велико, мужчину и женщину тянет друг к другу магнитом. Сильно выражено стремление к полному физическому обладанию. Любовники, обуреваемые любовью – эросом, искренне полагают, что они созданы друг для друга.
  • Любовь - прагма - у равновешенная и в определенном смысле «практическая» любовь. Прагма это не только тип любви, а и способ ее обретения, прагмик подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему. Когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимание, прагмическая любовь развивается в более сильное и глубокое чувство. Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или неценность человека. Любовь для него - столько же дело головы, сколько сердца, и он сознательно руководит своим чувством.

Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро, облегчает жизнь, остается преданным ему в испытаниях. У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она делается теплее, душевнее, желаннее.

Прагма - совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, дающее положительные эмоции, здоровое, полноценное потомство.

  • Людус - разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга каких бы то ни было серьезных обязательств. У людянина могут быть несколько партнеров, что дает возможность выбирать, и позволяет избежать зависимости от кого-то одного. Людяне сексу отводят скорее роль занятной игры, хобби, нежели глубокого интимного чувства.

Любовь - это настолько емкое понятие, что никто и никогда не сможет полностью и до конца выразить всю гамму чувств и эмоций, связанных со словом "Любовь".

Во все времена и у всех народов любовь считалась самым чистым, самым глубоким и непреодолимым чувством, которое способно полностью овладеть человеком и подарить ему либо безграничное блаженство, либо черную пустоту, мрак и страдание. Каждый человек в своей жизни испытывает и считается, что существуют разнообразные виды любви.

Но бывает одинаковой. Она может проявлять себя совершенно по-разному, и каждый человек несет в себе свое собственное определение любви, основанное на опыте. Никто точно не может сказать, с чем именно это связано, но существует множество мифов, легенд и даже философских трактатов, пытающихся хоть как-то объяснить природу этого чувства. Именно так и появились самые разнообразные классификации, согласно которым существуют виды любви.

С этой точки зрения греческая является интересным аспектом для изучения. Например, выделяют три основным у греков.

Самым ярким из них является эрос. Такая любовь предусматривает сильную страсть, увлечение. Влюбленные стремятся полностью слиться с человеком, обладать им в физическом смысле.

Людус же считается совершенно иной формой влюбленности. Это своеобразная игра с человеком, в которой присутствует страсть, увлечение, но чувства здесь довольно поверхностны. Такие эмоции приносят удовольствие, упуская боль, ревность и предательство. Такая любовь является синонимом флирта, который ни к чему не обязывает и не перерастает в нечто большее.

Есть и еще одна форма любви, которую называют строге, причем это скорее дружба, чем влюбленность. Между партнерами всегда присутствует привязанность, нежные и теплые отношения, а вот всепоглощающая страсть отсутствует.

Но на самом деле это только три основные, фундаментальные виды любви, которые очень редко встречаются в чистом виде. Именно поэтому в греческой философии существуют и смешенные виды любви, которые, кстати, встречаются намного чаще.

Например, довольно распространенной формой считается прагма, которая по природе своей является смешением строге и людуса. Это яркий пример прагматичной любви, или, как ее еще называют, любви по расчету. Да, чувства не слишком глубоки, но вместе с тем люди привязаны друг другу и испытываю некоторую нежность и теплоту. Такие чувства очень легко поддаются контролю, и человек может без труда ими управлять. Эмоции никогда не затуманивают разум и не заставляют совершать безумные поступки. Просто людям хорошо вместе и в этом может присутствовать и капля расчета.

Одна из самых трогательных форм влюбленности — это агапэ, которая представляет собой совокупность строге и эроса. Такая любовь абсолютно бескорыстна и терпелива, не признает эгоизма и основана на заботе о любимом человеке. К сожалению, такие чувства довольно редкие. Любящие люди абсолютно преданны, они буквально растворяются друг в друге, чувствуя при этом неописуемое блаженство. И если эта любовь взаимна, то будет счастлива вместе даже несмотря на бытовые неурядицы или мелкие ссоры. С другой стороны, это чувство и несколько опасно. Ведь если забрать у человека предмет его обожание, его жизнь попросту теряется смысл.

Одна из самых опасных форм этого чувства — мания. Здесь название говорит само за себя, так как мания считается смесью людуса и эроса. Это очень глубокое чувство, сравни настоящей одержимости. Такая любовь рушит счастливые семьи, становиться причиной убийств и трагедий, приносит в человеческую жизнь боль и разрушение. Ведь обязательным элементом является зависимость от объекта обожания и неуверенность во взаимности. И если же люби все-таки начинают жить вместе, то такая разновидность, как правило, перерастает в какую-нибудь другую форму или же исчезает вообще, оставляя после себя боль, ненависть и злобу. Жить долго с такими всепоглощающими чувствами просто невозможно, так как вместе со счастьем, они приносят и жуткие душевные муки.

На самом деле существует множество трактатов и работ, посвященных этому бессмертному чувству. И если изучить виды любви по Фромму, то можно заметить, что он выделяет и так называемую братскую любовь, которую считает фундаментальной. В таком чувстве присутствует забота, нежность, желание защитить. Это своеобразная библейская любовь, когда человек любит ближнего, как самого себя, даже если полностью утратил способность к любви.

Любовь может быть совершенно разной, нести счастье, или страдание, бросить в омут прекрасных ощущений, или навеки заточить в темнице боли. Все зависит от характера людей, их склонностей и желанию работать над собой.