Комплиментарные цвета дают разнообразные оттенки. Повышаем мастерство • Комплиментарные цвета в фотографии


Недавно я возобновила свои уроки по рисунку и живописи, и хочу рассказать вам про сочетание цветов. В любой ситуации, когда дело касается цвета, есть удачные и неудачные сочетания оттенков. Будь то маникюр или одежда, нарисованная открытка или даже ремонт дома - всегда важно выбрать красивое и интересное сочетание цветов.

В отношении одежды это даже важнее, если дом и любимую спальню вы можете красить в какие угодно оттенки, и приглашать туда только близких, то одежда - важнейший социальный инструмент, который позволяет нам составлять первое мнение друг о друге, и поэтому нельзя допустить того, чтоб ваша одежда говорила о вас неправильно. Как выбрать хорошие оттенки и подобрать интересные пары? Какие есть правила на этот счет? Как с блеском подобрать любые тона?

Немного теории

Самый простой способ выбрать подходящий оттенок - пользоваться цветовым кругом. Он разделен на 12 секторов, и в нем представлены основные цвета. Также каждый сектор градуирован от светлого (в центре) к темному (по краю). Что мы можем вывести из данного круга?
  1. Белый гармонирует абсолютно с любым тоном и делает его ярче.
  2. Черный поможет разбавить любой ансамбль и при этом придаст ему глубины.
  3. Видны комплементарные и аналогичные цветовые соседства.
  4. Можно вывести триады, тетрады и квадраты.
Что такое комплементарная пара? Это цвета, которые расположены друг напротив друга на цветовом круге. Красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый. Чтоб не промахнуться, лучше всего выбирать одинаковые по светлоте и насыщенности оттенки - равноудаленные секторы от центра.


Это хорошее сочетание, и чаще всего им пользуются многие линии одежды - они выпускают одни и те же модели в комплементарных оттенках, и тогда купив фиолетовую блузку вы всегда сможете выбрать к ней фисташковую юбку (и наоборот).

Аналогичные пары - те, что стоят рядом на цветовом круге. Такие пары часто встречаются в архитектурных композициях. Наверняка вы видели, когда дом покрашен в светлый лимонный, а архитектурные элементы - откосы и карнизы, балюстрады и архитравы – зеленые. Также встречается это решение очень часто и в аксессуарах - например, гораздо проще найти желтые туфли с оранжевой отделкой, чем желтые с синей или фиолетовой.

Триады, тетрады и квадраты - схемы, которые выведены по особой форме на цветовом круге. Для триады это треугольник, для тетрады - прямоугольник, а квадрат говорит сам за себя.


Посмотрите на разные цветовые круги, чтоб понять принцип, и вы никогда не ошибетесь в выборе удачного оттенка.

Нейтральные

Нейтральными цветами называют черный, белый и серый - они подходят практически ко всему, и хорошо смотрятся между собой. Однако, следует учитывать и то, что человек, с головы до ног одетый в черное или серое - моветон, монохромные наряды давно стали признаком дурного вкуса. В летний период уместно быть одетым в белое с головы до ног, но здесь сохранить яркость могут помочь аксессуары - сумка, обувь, яркие украшения и детали.

Любое сочетание серого цвета должно быть хорошо сбалансировано. Как правило, в продаже редко встречаются ткани или аксессуары чистого серого оттенка, чаще всего колор имеет холодный или теплый подтон. Соответственно, подбирая сочетания цветов с серым, нужно смотреть:

  • на теплоту серого;
  • на теплоту выбранного колора;
  • на светлоту двух оттенков и их совместимость.

Теплота серого

Серый может быть теплым и холодным.


Теплые оттенки лучше сочетать с теплыми тонами - желтый, оранжевый, красный, розовый, малиновый.

Холодный серый идеально смотрится, если к нему добавить голубой, сиреневый, зеленый или синий.

Теплота выбранного цвета

Даже желтый может быть холодным. Лучше всего выбирать те краски, температура которых соответствует основной температуре колора. Теплый желтый и холодный голубой хорошо выглядят с холодным серым.

Светлота

Это место, которое выбранный цвет мог бы занять на растяжке от самого темного к самому светлому. Лучше всего, если серый не соперничает со своим партнером. Не можете выбрать? Выбирайте самые яркие оттенки или пастельные тона, а от темных лучше воздержаться.







Теплые

Теплые цвета на цветовом круге представлены от желтого и до фиолетового. Это приятная гамма, которая поднимает настроение и дарит ощущения тепла и света. Однако, выбрать цветовые пары здесь не так-то и просто. Естественно, когда я говорю о соседствах красного или желтого - это те сочетания, где указанный мною цвет является основным (то есть преобладает визуально).






















Лучшее сочетание красного цвета - с белым, синим и черным. Это чистые оттенки, которые носили короли и королевы, эта гамма (без черного) представлена на российском триколоре и флагах других государств. Используйте чистые оттенки, и тогда вы точно сможете быть уверены в своем выборе.

Интересным получается сочетание бордового цвета с оттенками синего и серого. Вообще к бордовому подойдут любые ягодные тона. А вот зеленые тона лучше выбрать с холодным подтоном.


Прекрасное сочетание коричневого цвета с бежевым - получается приятное шоколадное сочетание. Оттенки какао и кофе, чая и молока, выпечки и слоновой кости - многие сочетания цветов с коричневым навевают мысли о десертах.


Естественно, теплые тона отлично сочетаются между собой - коричневый и светло-оранжевый отлично выглядят вместе, а сочетание красного, оранжевого и желтого когда-то было ультра-модным.

Хотите добавить в сочетание изюминку? Попробуйте сложные тона. Сочетайте коричневый со сливовым, бежевый и ежевичный, теплый чернильный и холодный бирюзовый. Да, не забывайте о сочетании коричневого и мятного цвета. Сочетание мятного и шоколадного навевает мысли о развлечениях, удовольствиях и отдыхе.


Нравится экстравагантность? Добавьте немного аксессуаров глубокого оттенка - например, кобальт синий хорошо оттенит оранжевый или розовый, а бирюзовый цвет хорошо выглядит на оттенках желтого и зеленого.

Холодные

Холодные колоры - те, что от зеленого к фиолетовому. Это оттенки травы и воды, прохладные и освежающие, они приносят покой и умиротворение. Если вы хотите использовать холодные оттенки в интерьере, то лучше всего отдать предпочтение ярким чистым краскам, сочетаемость которых очень высока с другими цветами.




























Наилучшее сочетание для дома - темно-синий с белым и красным. Причем красный должен быть изюминкой, его не должно быть много, а вот синий лучше не экономить.

Мой любимый оттенок - turquoise, его также называют бирюзовый цвет и любимый оттенок Тиффани. Бирюзовый цвет хорошо сочетается с самыми разными оттенками. Можно подобрать теплый розовый и насыщенный оранжевый, который смогут красиво оттенить бирюзовый цвет. Интересное сочетание бирюзового оттенка получается с коралловым - рыже-красная палитра хорошо подчеркивает бирюзовый цвет.








Также стоит попробовать сочетание синего цвета с холодной желтой и светло-зеленой гаммой, а оттенить зеленые тона поможет голубой. Вообще сочетание зеленого цвета с желтым и голубым - классическое для весны и весенних праздников, поэтому попробуйте найти свои решения в данной цветовой гамме (и не забывайте поглядывать на цветовой круг).


Попробуйте уделить больше внимания сочетанию зеленого цвета с другими цветами - в этом году компания Пантон объявила Greenery оттенком 2017 года, поэтому грех не обзавестись парочкой зеленых предметов гардероба и не прикупить домой несколько изумрудных украшений. Кстати, красивые сочетания цветов с зеленым можно подобрать онлайн - цветовая палитра составится автоматически.


Хотите составить интересные сочетания фиолетового цвета? Попробуйте светлые холодные тона - сиреневый, розовый, зеленый. Не нравится глубокий фиолетовый? Попробуйте лиловый и лавандовый, а также не забывайте о сиреневом.

Разные идеи
























Не можете разобраться, в сочетаниях желтого цвета с другими цветами? Посмотрите оригинальные и классические схемы сочетающихся оттенков.




Классное сочетание желтого и сиреневого с фиолетовым, сочетание розового цвета с желтым - такое сочетание сиреневого и желтого с фиолетовым запомнится абсолютно всем.












В поисках красивых схем на основе коричневого цвета с другими? Сохраните себе эти схемы - если таблица всегда будет всегда под рукой, то вы сможете подобрать все тона к коричневому.

Запомните, что сочетание оранжевого цвета с черным - знойное и жаркое!

А вот схемы по сочетанию розового цвета с другими оттенками и красного цвета с другими колорами.






Хотите составить палитру в холодной гамме? Тогда сочетания сиреневого цвета с холодными тонами - голубой, изумрудный, синий и серый к вашим услугам.

Теперь вы знаете о цветовых сочетаниях почти также много, как и профессиональные художники, а это значит, что у вас точно получится подобрать любые сочетания цветов – хоть для идеального гардероба, хоть для прекрасного ремонта!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

3610 Повышаем мастерство 0

Сегодня мы поговорим с вами, наши уважаемые читатели, о теории цвета.А точнее - об одной уловке с комплиментарными цветами, которую знают далеко не все. Большинство из вас о ней вообще не слышали. Техника использования комплиментарных цветов не нова, художники используют этот прием уже очень давно. Однако фотографируя, мы редко склонны думать об этом, когда занимаемся съемкой.

Хотя у фотографа не всегда есть такая же свобода выбирать цвета, как у художника, но хорошо бы об этом помнить, когда делаются фотографии, поскольку это поможет создать сцены с определенными цветовыми комбинациями, которые выглядят лучше, чем другие.

Что же такое комплиментарные цвета? Комплиментарные цвета устроены по принципу цветовой противоположности, когда находятся в какой-то цветовой модели. Цвет, который находится напротив основного в цветовом круге, называется комплиментарным. Он формируется из соседних цветов внутри этой модели. Совместное использование таких цветов обеспечивает контраст, которые позволяет создавать более мощные изображения.

Цветовой круг RGB:

Например, если вы выберете основным цветом красный, то у вас получится, используя цветовой круг, что голубой лежит напротив него, при этом, лежащие по бокам от него синий и зеленый как раз дают при смешивании тот самый голубой цвет. Аналогично, если вы берете за основу зеленый, то напротив будет находится фиолетовый, а при выборе синего — желтый. Таким образом, голубой, фиолетовый и желтый будут комплиментарны красному, зеленому и синему, соответственно.

Если брать за основу модель красный-желтый-синий, то система будет выглядеть так:

Как это работает на практике

Размышления о том, какие цвета ассоциируются с разными ситуациями, может вас заставить начать комбинировать разные цвета для достижения нужного эффекта. Например, синий цвет не встречается в природе слишком часто. Однако, в ясный день, в качестве эффектного фона у нас есть синее небо, которое отлично подходит для комплиментарных цветов.

В цветовой модели RGB (красный-зеленый-синий) мы видим, что желтый цвет находится напротив синего, а в модели RYB (красный-желтый-синий) — напротив оранжевого. Итак, нужно что-то желтое или оранжевое, что появится на фоне синего неба.

А вот зеленый цвет в изобилии представлен в природе, что делает красные, пурпурные и фиолетовые цвета хорошими кандидатами для контраста. Из этого следует, что объекты, которые естественным образом имеют красные и зеленые части, выглядят хорошо сами по себе, поскольку им не требуется добавление дополнительных объектов других цветов для яркого эффекта.

Очевидно, что если вы снимаете в помещении, конструируя свои изображения с помощью различных фонов, вы можете учитывать этот принцип и после — при обработке.

На изображении ниже чаша и фон вокруг персиков были, в действительности, довольно нейтральными по цвету, но при обработке был добавлен синий оттенок, которые обеспечивает лучший контраст с этими фруктами.

Вы можете оказаться в ситуации, когда цвета в изображении, вроде бы, согласуются с принципом комбинирования комплиментарных цветов, но вам все еще кажется, что чего-то не хватает, чтобы усилить эффект. Есть хороший шанс, что один из ключевых цветом может выиграть от того, что станет более насыщенным, наоборот — смягченными, осветленным или затемненным и т. д. Поэтому в такой ситуации рассмотрите возможность настроить насыщенность, яркость или оттенки в своей любимой программе для редактирования фотографий.

На цветовом круге комплиментарные цвета расположены друг напротив друга. Например, красный-зеленый, желтый-фиолетовый, оранжевый-синий и т.д.

Их сочетание основано на контрасте. Если Вы возьмете такое цветовое сочетание, то создадите яркий и запоминающийся образ. Такое сочетание успешно используется для придания образу энергичности и жизнерадостности. Часто комплиментарные цвета используются в спортивной тематике, передавая дух соревнования и противоборства.

Комплиментарные цвета в одежде

При сочетании комплиментарных цветов для создания образа важно также учитывать их насыщенность. Чем ярче внешность, тем насыщеннее должен быть цвет. И наоборот, чем мягче внешность, тем менее насыщенным должно быть цветовое сочетание. В противном случае Вы рискуете не подчеркнуть, а наоборот потерять целостность образа, и станете лишь фоном для своего наряда.

Для создания яркого романтичного образа можно использовать светлые тона комплиментарных цветов. Используйте сочетание затемненных комплиментарных цветов, и у Вас получится глубокий и экстравагантный образ. Приглушенные тона покажут Вашу элегантность и подчеркнут яркую индивидуальность.



Комплиментарные цвета в интерьере

Находясь в помещении, с обилием ярких красок, человек чувствует прилив сил и бодрость. Чрезмерная насыщенность утомительна для глаз, поэтому опытные дизайнеры выбирают более мягкие тона, и разбавляют контраст нейтральными цветами. Более светлые оттенки того же цветового сочетания, как и в одежде, придают интерьеру более романтичный и игривый вид. А в случае с приглушенными тонами – комната приобретает особый уют и комфорт. Используя контраст правильно, также можно зонировать помещение. Это сделает каждый уголок в Вашем доме функциональным и с индивидуальным настроением.

В комплиментарном цветовом сочетании есть еще одно интересное правило, которое помогает придать образу некую неуловимую изюминку. Это правило называется «Шаг в сторону». То есть вторым цветом выбирается не строго противоположный по кругу цвет, а его «сосед» слева или справа. Такое цветовое сочетание часто делает образ более эффектным и изысканным. Используйте комплиментарное сочетание и комплименты Вам обеспечены!

Цветоведение

творческая работа

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ЦВЕТА

Цветовой круг помогает нам при смешивании красок, а также при подборе цветовой гаммы или палитры. Следующие примеры дополнительных цветов показывают, как располагаются цвета на спектральном круге и какими принципами следует руководствоваться, выбирая колористическое решение произведения.

Прямые/истинные комплементарные цвета

Любые два цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга напротив друга друга, называются прямыми или истинными комплементарными (дополнительными) цветами. Добавляя немного одного дополнительного цвета в другой, мы естественным способом приглушаем первый. В результате получается множество прекрасных цветовых оттенков. Проведите линии через цветовой круг, двигаясь по часовой стрелке, и вы найдете все пары комплементарных цветов. Это еще одна открытая дверь в чудесный мир смешанных цветов. В нашем примере использованы кадмий оранжевый, кобальт синий и титановые белила.

Смешайте поровну дополнительные цвета всех пар и обратите внимание, какие красивые нейтральные оттенки получились. Затем смешайте поровну все цвета вместе и тоже запомните получившийся оттенок. Наградой за все наши труды станут красивые серые цвета. Продолжая смешивать краски, замечайте, как меняется цвет смеси по мере приближения к конечному серому.

Должен заметить, что очень важно не злоупотреблять смешиванием, иначе цвета станут вялыми и невыразительными. Если слегка перемешать все краски, получившийся цвет будет свежим и живым. Постарайтесь мешать не слишком долго и усердно, чтобы не раздробить гранулы красящего вещества, - при этом цвет тоже получится безжизненным.

Разделенные дополнительные цвета

Чтобы найти разделенные дополнительные цвета, проведите прямую линию через центр цветового круга, соединив два истинных комплементарных цвета. Затем проведите линии до двух цветов, соседствующих с комплементарным, - более светлого и более темного. Это и будут разделенные дополнительные цвета. Они дают широкий спектр смешанных цветов. Обратите внимание, что на иллюстрации красный приглушен желтовато-зеленым или синевато-зеленым цветами. Каждый цвет, подмешанный к основному, дает свой оттенок. Проведите такие же линии через весь круг, найдите другие комбинации. Здесь использованы краски: церулеум, стронциановая желтая, кадмий красный светлый, титановые белила и немного жженой кости.

Двойные комплементарные цвета

Двойные комплементарные цвета - это две пары истинных комплементарных, разделенных между собой другим цветом. Обратите внимание на сходство синего и зеленого цветов. Их разделяет только один цвет - сине-зеленый. То же самое справедливо для красного и оранжевого: их разделяет красно-оранжевый цвет. Найдите такие же пары цветов на всем цветовом круге, составьте список имеющихся комбинаций. Убедитесь, что стрелки везде расставлены так, как в нашем примере. При таком способе смешивания получается еще более широкий набор смесей. На картине использованы кадмий оранжевый, кадмий красный светлый, перманент зеленый светлый, кобальт синий и белила титановые.

Триада получается, если соединить прямыми линиями три основных цвета: желтый, красный и синий. Этот треугольник можно перемещать по всему кругу, получая широкую гамму смесей. Важно, чтобы палитра оставалась простой. По мере приобретения опыта в смешивании красок можно добавлять к палитре новые цвета. Когда мы начинаем учиться готовить, необязательно заваливать кухню всеми существующими на свете приправами. Как правило, добавляем их в пищу понемногу, пока не узнаем их свойства и не научимся умело пользоваться ими. В некотором смысле краски - это визуальные «приправы».

Взаимно комплементарные цвета

Взаимно комплементарные цвета - это один доминирующий и три комплементарных с другой стороны цветового круга. Здесь я выбрал в качестве доминирующего красно-лиловый. Проведя линию через центр, я нашел его истинный комплементарный цвет - желто-зеленый. Отступив на один цвет в обе стороны от желто-зеленого, нашел еще два цвета: желто-оранжевый и сине-зеленый. Все три можно использовать вместе с красно-лиловым как взаимно комплементарные цвета. На картине использованы кадмий желтый средний, стронциановая желтая и церулеум, чтобы получился желтовато-зеленый колорит. Чтобы получился сине-зеленый цвет, добавьте в желтовато-зеленую смесь еще церулеума.

Оттенки серого цвета

Мы поработали с цветовым кругом, смешивая истинные комплементарные цвета и получая красивые оттенки серого. Теперь попробуем смешать теплые цвета с холодными, чтобы получить еще больше оттенков. Для начала приведу несколько примеров. Попробуйте получить эти смеси, сделайте записи, к которым будете обращаться во время работы над картиной. Эти записи никогда не устареют, их можно периодически пополнять.

Получив эти комбинации цветов, обратите внимание на то, чем они отличаются. Такая группировка - начало работы. Все краски в художественном салоне принадлежат к семейству (типу) того или иного цвета на цветовом круге. Следовательно, в нашем распоряжении имеется великое множество цветов и еще большее количество их смесей. Найдите применение оттенкам серого! Начиная писать небо, добавьте капельку серого в голубую краску, и вы заметите, что небо перестанет быть кричаще-ярким и неестественным. В природе серый чрезвычайно распространен. А лилово-коричневого цвета много не только в оттенках серого, но и в природе. Присмотревшись, вы убедитесь в этом сами.

Близкие цвета

Мы уже рассмотрели гармонию комплементарных (дополнительных) цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге. Теперь примем во внимание еще одну разновидность гармонии - гармонию близких цветов. Близкими называются цвета, расположенные рядом друг с другом, почти одинаковые, но все-таки различающиеся. На цветовом круге они находятся рядом. Здесь цвета на круге сгруппированы по УПРАВЛЯЮЩЕМУ ЦВЕТУ.

Термин «управляющий» просто обозначает центральный из трех сходных цветов, который самым простым способом меняет остальные. Очевидно, что центральный цвет в первой группе, желто-зеленый, может изменить остальные два, если понемногу добавить его в соседние цвета. И самое любопытное: желто-зеленый возникает при смешивании желтого и зеленого цветов, однако остается управляющим цветом.

Вязание крючком: алгоритм выбора и изготовления модели

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так...

Костюм эпохи Возрождения

В производстве тканей, так же как и в остальных отраслях ремесленного производства и прикладного искусства Европы, наблюдается мощный подъем. Центром развития ремесел была Италия...

Роль цвета в одежде

Ахроматические цвета не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте - это чёрный, белый и всевозможные оттенки серого цвета...

Роль цвета в одежде

Цвет является предметом изучения многих наук (физика, математика, физиология, психология). Научные результаты в систематизированном и обобщенном виде составляют основу курса цветоведения или колористики...

Роль цвета в одежде

Различать цвета и соединять их в гармоническое единство художнику помогает знание их характеристик. Существуют три основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Цветовой тон - это сущность цвета, его определение...

Синтез музыки и живописи

Одним из первых западных художников, кто стремился живописными средствами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки, был выдающийся английский романтик Джозеф Тёрнер. Художник отказался от воспроизведения «видов» определённой местности...

Традиции в древнерусской иконописи

Использование обратной перспективы - состоящей лишь из ближнего и среднего планов, дальний план ограничивался непроницаемым фоном - золотым, красным, зеленым или синим. По мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а увеличиваются...

Цвет в живописи

Цвет любого тела воспринимается нами благодаря тому, что тела пропускают или отражают часть световых лучей, падающих на них. Поглощение и отражение лучей избирательно для каждого тела, поэтому мы видим цвет тела таким...

Все цвета можно условно разделить на два типа - холодные и теплые. Всем известен цветовой круг (рисунок 6), состоящий из желтого, красного - теплых цветов, синего и зеленого - холодных цветов и их промежуточных составляющих. Это цветовой спектр...

Цвет и его применение в дизайне

Теплыми считаются красный, оранжевый, желтый и вариации этих цветов. Это цвет огня, опавших листьев, заката и восхода, и в основном они бывают возбуждающими, горячими и позитивными. Красный и желтый - оба являются основными цветами...

Цвет и его применение в дизайне

Холодные цвета: зеленый, синий и фиолетовый, часто более сдержаны, чем теплые цвета. Они цвета ночи, воды, природы и считаются успокаивающими, расслабляющими и в некотором роде сдержанными. Синий - единственный основной цвет в холодном спектре...

Цвет и его применение в дизайне

Эстетические аспекты воздействия цвета могут быть изучены по трём направлениям: 1. Чувственно-оптическому (импрессивному). К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов...

Цвет и его применение в дизайне

Цвет является одной из важнейших составляющих любой композиции. С его помощью можно зрительно уменьшать и укорачивать, удлинять и увеличивать изображение, создавать ощущение равновесия и дисбаланса...

Цветоведение

Разобравшись в том, что такое свет и цвет, мы должны систематизировать знания, чтобы правильно применять их на практике. Как уже отмечалось, применение цвета во многом определяется личными качествами и эмоциями...

Цветоведение

Насыщенность - просто степень, сила выражения цветового тона. Краски бывают насыщенны в чистом виде, а не когда они смешаны с другими. Максимально интенсивными красками (прямо из тюбика) пользуются редко...