Один дома: когда оставлять ребенка одного. Можно ли оставить несовершеннолетнего ребенка дома? Чтобы оставить ребенка одного в

Недавно, когда мой ребенок заболел, я была вынуждена остаться дома. Сначала я пыталась уговорить мужа прогулять работу, потом звонила вечно занятым бабушкам и дедушкам, а в заключении долго объясняла начальнику, что мне не с кем оставить больного ребенка, и я сегодня не смогу осчастливить коллег своим присутствием. Внимательно слушая мои телефонные дебаты, трехлетний карапуз ошарашил меня вопросом: "Мам, а когда я смогу остаться дома один, чтобы ты могла работать?"

Простой, на первый взгляд, детский вопрос поставил меня в тупик: действительно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как подготовить малыша к этому важному событию? Как узнать, что ребенок морально готов несколько часов провести один и при этом не пострадать? Вопросы возникали один за другим, а ответа не было...

Какой он - вкус самостоятельности

Однозначного ответа на эти вопросы не существует: одни дети и в 4-5 лет могут заниматься в одиночестве и не нуждаются в постоянном внимании родителей, а других и в 12 лет страшно оставить без присмотра даже на несколько минут. Но, несмотря ни на что, приучать ребенка к самостоятельности все равно надо, только вот когда и как это делать.

По мнению психологов, многое зависит от характера и темперамента ребенка. Если вы не собираетесь опекать свое чадо до свадьбы, необходимо своевременно давать ему почувствовать вкус самостоятельности. Согласитесь, рано или поздно все равно настанет момент, когда придется выпустить повзрослевшего ребенка из-под своего крыла. И начинать лучше с 5-6 лет. Чем дольше вы будете контролировать каждый шаг ребенка, тем больше у него будет соблазнов натворить что-нибудь запретное, впервые оставшись в одиночестве.

Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно - гомеопатическими дозами, ведь даже опасный для жизни яд в маленьких дозах полезен. Человека, привыкшего к маленьким дозам яда, весьма сложно отравить этим самым ядом. Так и здесь - при умелом дозировании самостоятельности ребенок сможет почувствовать все прелести "взрослой" жизни и научится обходить подводные камни.

В любом деле главное - хорошая подготовка. Поэтому прежде, чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. В качестве разминки перед основным стартом предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его шаг. Создайте так называемую видимость полной свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя ("мамин час"), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка: "Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом. А через час мы с тобой обсудим, что же мы успели сделать". В качестве тренировки, можно оставить ребенка одного, но при этом не уходить из квартиры: например, примите ванну или лягте спать. Создавая ребенку видимость своего отсутствия, вы учите его рассчитывать только на себя. В то же время и вам и ребенку спокойно. Благодаря таким тренировкам ребенок быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту обращаться за помощью к маме. Теперь можно переходить и к полной самостоятельности.

Отдельно стоит сказать о приеме пищи. Почаще разрешайте ребенку самому хозяйничать на кухне и не зовите его на все готовое. Пусть кроха сам нальет себе сок, сделает бутерброд и откроет йогурт. В выходной день позвольте ребенку самому приготовить завтрак: мама устала и хочет поспать. Спустя некоторое время вы увидите, что ребенок вполне ориентируется в кухонных ящиках и не умрет с голоду в ваше отсутствие. Даже если ребенок уже умеет пользоваться плитой, в одиночестве лучше этого не делать. На время отлучки оставьте в термосе готовую еду (например, котлету с картошкой). В 5-6 лет ребенок уже в состоянии аккуратно открыть термос, выложить его содержимое на тарелку и съесть. Если у вас есть микроволновая печь, еду можно разогреть в ней. Постарайтесь оставлять ребенку те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом. Могу сказать по собственному опыту, что если вы оставите ребенку ненавистную солянку, которую он и в вашем присутствии ест с отвращением, не сомневайтесь - он в лучшем случае спустит ее в унитаз и заверит, что все было очень вкусно. Именно так я поступала в детстве с блюдами, которые не вызывали у меня аппетита.

Первый раз - он трудный самый

Первый раз оставить ребенка одного дома и уйти - это все равно, что пройти по минному полю. Прежде всего, перестаньте нервничать. Даже если у вас на душе кошки скребут, и вы уже готовы все бросить и отказаться от этой затеи, держите себя в руках. Пока вы не поверите, что ребенок вырос и стал вполне самостоятельным, он так и будет прятаться за вашу юбку. Дети на расстоянии чувствуют психологический настрой матери, и если вы будете сильно нервничать, малышу тоже будет тревожно, а почувствовав ваше спокойствие и невозмутимость, ребенок с удовольствием примет новую увлекательную игру под названием "Один дома".

Не планируйте на первый день важных дел - все равно ничего не сделаете. Уже через секунду после того, как за вами захлопнется дверь, воображение начнет рисовать страшные картинки о том, что может случиться с ребенком в ваше отсутствие. Правильно говорят - первый раз он трудный самый. Когда моя коллега Лена первый раз оставила шестилетнюю дочку одну и уехала на работу, она за три часа выпила двенадцать чашек крепкого кофе, выкурила полпачки сигарет (при том, что она практически не курит), не сделала ровным счетом ничего и каждую секунду смотрела на часы, причем каждые двадцать минут Лена звонила домой, чтобы узнать, как дела. Но бодрый и довольный голос дочери ее не успокаивал, все три часа Лена вслух размышляла, чем сейчас занимается ее ребенок, и, надо сказать, ее фантазии были пострашнее любого фильма ужасов. Так продолжалось несколько дней. Постепенно Лена увеличивала время своего отсутствия на тридцать минут. И, спустя две недели, она уже перестала курить, хлестать кофе на нервной почве, а спокойно работала.

Начинать лучше с непродолжительных отлучек, например в ближайший магазин. За 20-30 минут ребенок не успеет совершить ничего ужасного, а лишь почувствует себя взрослым и самостоятельным. К 5-6 годам дети уже более-менее ориентируются во времени и умеют пользоваться часами. Перед уходом подробно объясните ребенку, когда вы вернетесь "Когда большая стрелка будет на цифре двенадцать, а маленькая на семи, я приду". И постарайтесь не опаздывать, ведь ребенок будет ждать вас. Если по возвращении вы застанете малыша испуганным и заплаканным, на некоторое время отложимте попытку приучения к самостоятельности. Значит, ваш ребенок еще морально не готов остаться в одиночестве. Попробуйте проиграть ситуацию в ролевые игры. Например, он - зайчик, а вы - мама-зайчиха. Мама зайчиха ушла за морковкой, а зайчик остался один дома. Пусть ребенок расскажет, чем зайчик будет заниматься, во что играть и чего он боится. Необходимо чтобы ребенок (в роли зайчика, мишки, и т.д.) проговорил все свои страхи несколько раз. Озвученные и проигранные страшные ситуации перестанут ребенку казаться таковыми. Спустя несколько недель вновь повторите попытку оставить ребенка одного.

Придя домой, постарайтесь не ругаться на малыша за устроенный им беспорядок. Любопытство - это совершенно естественное чувство (и вам оно тоже присуще). Все мы в детстве мечтали походить на родителей, стать такими же взрослыми и важными. Оставшись в одиночестве, дети, как правило, играют с "взрослыми игрушками", подражая родителям, и от этого никуда не деться. И если однажды, придя домой, вы обнаружите, что вся ваша косметика размазана на лице любимой дочери, шариковые румяна сын использует в качестве пулек для стрельбы, а карандашами от Диора вам подписали открытку, постарайтесь не упасть в обморок и не растерзать детей. Лучше оцените их находчивость. Я до сих пор удивляюсь терпению моей мамы, когда мы с подругой (по совместительству соседкой по коммунальной квартире), играя в индейцев, разрисовали себя безумно дорогой и дефицитной в то время польской помадой. А на ее вопрос: "Чем я теперь буду красить губы?" с детской непосредственностью предложили свою гуашь (нам тогда было по 5 лет, и это был первый раз, когда родители оставили нас одних). Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. Если вы не будете сильно ругаться, ребенку быстро наскучит играть вашей косметикой, и он вернется к своим игрушкам. А на первое время уберите подальше те вещи, которые вам, действительно, очень жалко. Довольно скоро кроха перестанет тайком лазить по "запретным" шкафам, поняв, что ничего интересного там нет.

Когда вы убедитесь, что ребенок спокойно переносит получасовые отлучки, можно постепенно увеличивать время. Но если вам необходимо уйти на несколько часов, пообещайте позвонить, чтобы узнать, как у него дела. Вот увидите - после короткого телефонного разговора вам станет намного спокойнее. Но даже если ребенок нормально переносит ваше отсутствие, постарайтесь всегда возвращаться к тому времени, когда ребенку пора спать. Большинство детей нормально переносят часовые отлучки мамы, но засыпать в одиночестве боятся - это природный инстинкт: детям необходимо, чтобы родители оберегали их сон.

Очень важный инструктаж

Ребенок должен четко усвоить: есть вещи, которые делать нельзя, ни при каких обстоятельствах. Вот несколько наиболее распространенных "нельзя" (возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований, главное - убедиться, что ребенок четко усвоил эти правила и не пытается тайком их нарушать).

Нельзя никому открывать дверь, даже если это пришла соседка. Причем это правило распространяется и на то время, когда родители дома. Входную дверь должны открывать только взрослые. Объясните ребенку, что у всех близких есть ключи от квартиры.

Нельзя по телефону незнакомым людям рассказывать, что он (ребенок) сейчас один дома, а мама придет только через 3 часа, и вообще не разрешайте ребенку вступать в продолжительные беседы с посторонними. Скажите ребенку, чтобы незнакомым людям он отвечал приблизительно так: "Мама сейчас очень занята и не может подойти к телефону. Перезвоните через 3 часа". В этом случае вы, во-первых, не заставляете ребенка врать, ведь мама, действительно, занята. А во-вторых, посторонним непонятно, что малыш находится дома один.

Нельзя ничего кидать с балкона и из окна. К окнам вообще лучше не подходить и не выглядывать на улицу. Даже если в квартире очень жарко, не оставляйте открытыми большие окна (даже если на них натянута сетка от комаров), исключение составляют маленькие форточки, до которых ребенок не в состоянии дотянуться. На окна лучше поставить специальные блокирующие задвижки, которые ребенок не сможет самостоятельно открыть.

Нельзя играть с электробытовыми приборами. Дети очень часто играют с включенным пылесосом, феном или безопасной бритвой.

Около телефона должны быть список "дежурных" номеров (ваш мобильный, папин, тети, бабушки, и т.д.), чтобы в случае экстренной необходимости ребенок знал, куда ему звонить. Не рассчитывайте, что ребенок наизусть знает все номера - в самый ответственный момент память может подвести. И обязательно объясните ребенку, в каких случаях надо срочно звонить и звать на помощь.

Тест на самостоятельность

  1. Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.
  2. Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.
  3. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).
  4. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача).
  5. В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки - их ломают практически все дети, это нормально).
  6. Ребенок умеет пользоваться телефоном.
  7. Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро "отходит" и прощает обиды.
  8. Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: "Я поступил плохо. Мама будет ругаться", "Я все сделал хорошо. Мама будет довольна".
  9. У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.
  10. Ребенок непроизвольно соблюдает (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У "режимных" детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите "да", значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Обсуждение

Очень грустно читать такие стать вроде этой. какие в 6 лет попытки оставлять одного ребенка, ребенок в 6 лет уже в школу идет, а вы только термосы открываете и что то пытаетесь научить делать. скажите пожалуйста а как же детские садики и дошкольные учереждения как с ними быть? как там ребенка одно оставлять? вообщем самое обидное что вас читают и принимают ваши "мнения" на вооружение

01.11.2008 11:20:24, папа Сергей

У меня двое малышей. Дочери 8лет, сыну - 5. Несмотря на то, что дочь старшая, сын кажется намного самостоятельнее. Он подолгу может занимать себя не требуя внимания взрослых. Дочь же наоборот, постоянно контролирует нахождение в поле зрения папы или мамы. До сих пор стараемся не оставлять их одних. Был один случай, отлучился папа на 5 мин. (мама была на работе, а папа бегом за молоком во двор) младшему было 2 года, он спал крепким сном, а дочь увлеченно смотрела мультфильмы. Результат: Подойдя к двери по возвращении папа услышал дикий рев в 2 голоса. Судорожно отпер дверь. Дочь стоит в ванной, холодной водой смывает кровь с головы. До ванной кровавая дорога из гостинной. Младший тут же возле ванной, тоже в истерике. Оба ревут дико. Картина маслом из фильмов ужасов.Как было дело: только папа за дверь, сын проснулся, начал просить пить у сестры, она не поняла его или отвлекаться не хотела от мультиков. В руках у ребенка оказался стакан, довольно тяжелый. Многократно повторив просьбу сестре и не получив попить ребенок запустил стакан в ее сторону. На беду метко попал ей в голову в кровеносный сосуд.
Мы с мужем после этого случая заработали фобию, до сих пор боимся оставлять детей одних. Даже на короткое время.

У меня двое 4 и 2,5, оставить могу только на 10 минут пулей домой, если ооооочень надо в магазин, он на углу дома. У меня 2 страха: что они полезут на балкон, открывать уже старший может и что я могу застрять в лифте и тогда это затянется не на 10 минут. Очень редко оставляю, в основном везде с с собой таскаю.

22.05.2008 21:45:28, Катя

Поддерживаю мнение Насти, очень правильно. Оставляла ребенка одного один раз: он спал, и нужно было пойти купить молока и кефира (ему было 1,5 года). Я летела домой, как птица. Слава Богу, ничего не случилось, он продолжал спать, не проснулся, но мои чувства произвели на меня такое впечатление, что теперь мы везде ездим вместе (или со мной, или с папой, или с нами обоими). На вылазки и в гости, на отдых в Крым, - только вместе. Я знаю по себе, как для меня тяжела разлука с ним. Лично для меня. Дома действительно может случится что-то такое, с чем маленький ребенок сам не разберется. И будет очень обидно, стыдно, горько и старшно оттого, что, будь с ребенком взрослый, то ничего страшного вообще бы не случилось.

28.08.2006 13:59:57, Наташа

Дай Бог всем деткам терпения и удачи! Полностью согласна с Nastiy (отзыв от 7.3.2005)!

29.06.2006 22:35:42, Ольга

Yuliya, esli eshe chitaesh... Nam pyat i po chasam ne orientiruemsa. Probovala ostavlyat ego na 30 - 60 minut. 3 Raza. 2 iz nih normalno. Odin - nashla ves izrevelsa: "boyalsa svoyey teni", i "skuchal". Torchal iz okna (3 etaj), chtobi menya uvidet. Tokom proshiblo... NO Bog ubereg.

10.12.2005 00:59:11, Alenka

Меня очень волнует эта проблема. Моей дочке 6 с половиной лет. Оставить дома даже на 15 минуя я ее не могу, сразу начинается истерика. И даже когда мы вместе идем в магазин, а она на велосипеде то и возле магазина она не может быть одна. Зато во дворе с друзьями может играть часами и мама ей не нужна. Последняя попытка закончилась грандиозным скандалом и наказанием. Сама переживаю, что не права наказав дочь, но не смогла с собой справиться. Вроде договорились, что дочка покатается на велосипеде возле магазина, но только я прошла 10 шагов, как услышала такой крик, что подумала она разбилась. А ведь осенью ей в школу. Что делать не знаю, подскажите, ведь водить и забирать из школы у меня возможности нет, а все время просить бабушку....

28.04.2005 16:47:00, Наталья

Трудный вопрос, когда можно оставлять ребенка. Если бы не эти странные случайности, про которые некоторые авторы говорят, типа загорелась проводка и т.п., то оставлять-то можно, если ребенок нормально может посидеть-поиграть самостоятельно и никаких страхов не имеет. Я оставила сына 5 лет как-то на 2 часа. Но... если здраво поразмыслить, нехорошо это, если другие не знают, что ребенок дома один, и если ребенок не знает куда позвонить, если что случится. Я, например, поехала на машине, а вдруг она бы сломалась или случилась бы авария. Ребенок ждет вас к определенному времени, а вас все нет... Автор статьи совершенно прав, что ребенок должен: разговаривать по телефону, уметь открыть дверь и обратиться совершенно конкретно куда-то к соседям. Мы с братом вдвоем оставались с нашего первого класса. И что же, один раз у нас загорелась одежда на батарее, хорошо что я не растерялась и догадалась вытащить розетку и пихнуть одежду под воду. А потом мы все-таки побежали к маме в детсад, где она работала, чтобы все рассказать, мама конечно побежала домой, чтобы выяснить масштабы, а вдруг где-то потухший огонек. Был случай, когда мы уже были достаточно большие, но черт дернул, что-то кто-то из нас открыл дверь чужаку. Мы потом час - два умоляли дядьку уйти, и пока мама не пришла, дядька просил то воды принести, то еды... Хорошо что не хуже. Мама была в шоке, что мы открыли зная что открывать нельзя. Уж тут никто точно не помнит, почему мы с братом так оплошали.

Прочитала все рассуждения, есть много интересного о психологии, но НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК не написал, что в отсутствие взрослого дома может случиться что-то неподконтрольное - замкнет проводку например, начнется пожар Как вы думаете что ребенок сделает? Кинется маме звонить? Как бы не так, в 90% случаев он испугается и забьется под кровать или в шкаф и т.д. Мы себе оправдания ищем - надо в магазин, за больничным, не с кем оставить. А зачем оставлять объясните мне? Потому что неохота возиться с малышом? У меня детей двое, одному год, другому четыре. Если мне куда-то нужно, в магазин, аптеку или просто в торговый центр приспичило за каким-нибудь подарком например я беру их с собой. Неудобно? Чушь. Зато я спокойна. Да, приходится тратить не меньше часа, чтобы взять с собой кое-что необходимое, все предусмотреть: одежку младшему, попить и тому и другому, всех одеть и из дома выкатиться. Зато я знаю, что если что-то случится в квартире, то это произойдет без участия моих детей. Я согласна с правительствами цивилизованных стран. Ждать от малыша полной самостоятельности глупо, а если у некоторых родителей просто не хватает ума это понять - значит не нужно оставлять на их усмотрение решение о том, когда можно ребенка одного оставить.

Я оставляла дочку одну лет с 3-х: вначале на 5-10 минут (вынести мусорное ведро), потом - на 20-30 минут (она сама попросила что-то купить в магазине), теперь могу ходить почти каждый день по 1-1,5 часа - не боится, и думаю, что даже 2-3 часа просидит. Но вот насчет узнавания времени... Ей 5,5 лет, а все, что связано с часами пока еще темный лес. Интересно, мы одни такие, или все-таки еще рано по часам ориентироваться?

05.03.2005 16:10:06, Юлия

Я приучала дочку с 2,5 лет по необходимости - мы летом жили у бабушки, где мусор вывозит машина по часам и через день. Не вынес вовремя - твои проблемы. Минут по 5-10 это занимала. Потом я "выносила мусор", отлучаясь не на долго. Потом - в магазин, обещая обязательно сок или сырок...
Сейчас дочери 3,5 года. На 1 час я оставляю ее, но больше не получается. Ей становится страшно.

05.04.2004 15:10:51, Aнна

Я оставляла своего ребёнка одного дома с 1,5лет,ненадолго конечно(15-20мин.),и каждый раз приходя домой я заставала одну и туже картину:дома бардак,ребёнок весь грязный.Сейчас моей дочке 3года,но всё равно придя домой максимум уже через 1-1,5ч. я застаю тоже самое.Хотя когда я дома и мне хочется поспать или заняться чем-нибудь другим(стирка,глажка,уборка) дочь может самостоятельно покушать, поиграть,её в это время никто не контролирует и всё остаётся в порядке,но стоит только за порог как её самостоятельность не знает границ.

17.03.2004 14:02:30, Катерина

А в Америке, если оставишь ребенка одного дома (как сказал первый отзыв) до 12 лет, вас заберут куда следует, а там уже ждите выводов.

12.03.2004 00:51:43, Оля

Мне муж так сказал: сейчас (в 7 лет) не так страшно как раньше - маленькая была, и не так опасно, как лет в 15 - уже большая:) Мы не на долго оставляем с 5,5 примерно, правила поведения дочка знает, а чтобы не скучала, включаем мультики, или занимается чем-то интересным - рисует, лепит и т.д.

04.03.2004 15:10:46, Ирина Ли

менф приколол пассаж про кофе и сигареты: сначала я подумала, что мама оставила дочку одну, а она(дочка)выпила 20 чашек кофе и выкурила полпачки сигарет:) Меня только немножко удивило, как ребенок мог еще говорить после этого по телефону бодрым голосом:)

Вопрос, который волнует всех родителей – потому что всем хочется как можно раньше получить возможность хотя бы сходить в магазин, не говоря уж о более длительных отлучках...

Сайт сайт расскажет не столько о том, со скольки лет оставлять ребенка дома одного (потому что единого подходящего возраста нет и быть не может), сколько о том, как отследить момент, когда ваш малыш к этому готов.

Тут вопрос больше связан не с возрастом, а с психологической зрелостью. Если вы расспросите знакомых с детьми, то обязательно найдется как бесстрашная сторонница ранней которая скажет «А я своего с трех лет оставляю – и ничего!», так и «сумасшедшая мать», не решающаяся оставить без присмотра и десятилетку.

Нет такого возраста, когда нужно любой ценой научить ребенка сидеть дома одного, если вы видите, что он объективно не готов. Что же такое психологическая готовность?

  • Ребенок вменяемый и более-менее послушный (т.е. адекватно выполняет требования и просьбы, способен выслушать, запомнить и сделать то, о чем его попросили). Если же у него даже в обычной обстановке «в одно ухо влетает, в другое вылетает», и вы никогда не уверены, что он сделает то, о чем с ним поговорили – то нет никакой гарантии, что он будет без вас вести себя правильно.
  • У него не бывает беспричинных или спровоцированных необъективными причинами приступов паники, или других сильных эмоций, во время которых он слабо контролирует свое поведение. Маленькие дети могут действительно бояться оставаться одни, плакать и чувствовать сильный эмоциональный дискомфорт.
  • Его обычное поведение и поступки более-менее прогнозируемы, он редко творит явные глупости и странности.
  • Он способен самостоятельно обеспечить себе хоть минимальный бытовой комфорт – сходить в туалет, взять еду там, где ее для него оставили, одеться, если замерз, открыть форточку, если жарко, умыться, если испачкался, и т.п.

Что говорит закон о том, можно ли оставлять ребенка одного дома?

Закон строг – и в РФ, и в Украине нельзя оставлять без присмотра родителей или других ответственных взрослых (близких родственников, педагогов) детей в возрасте до 14 лет. В других странах мира этот возраст колеблется в диапазоне 12-16 лет.

Что это означает на практике?

Если с ребенком младше этого возраста что-либо случится во время того, как он находится один по месту фактического проживания, то это происшествие будет считаться результатом халатности родителей и нарушения ими закона, а не просто несчастным случаем.

Как подготовиться к тому, чтобы оставлять ребенка одного дома?

Мало выдать километровые инструкции в письменном виде и прочитать двухчасовую нотацию. Важно:

  1. Убедиться, что ребенок способен вести себя безопасно.
  2. Приложить максимум усилий, чтобы вокруг него не было потенциальных источников опасности.

Как это осуществить на практике? Перед тем, как оставлять ребенка по-настоящему одного дома, сделайте несколько пробных попыток:

  • Скажите, что уходите на определенное время (например, полчаса), но вернитесь якобы по непредвиденным обстоятельствам или за забытой вещью через пять минут. Посмотрите, что произошло за ваше отсутствие и чем занято ваше чадо.
  • Если есть возможность удаленного наблюдения за ребенком – отлично. Установите веб-камеру и посмотрите кино «Один Дома» с вашим дитём в главной роли, не отходя далеко от квартиры.
  • Во время пробной отлучке устройте проверку ребенку на одну из тревожных ситуаций, о которых вы его инструктировали. Например, в дверь звонит (попросите кого-нибудь из знакомых сыграть эту роль). Или знакомый – скажем, соседка. Как отреагирует малыш – по инструкции, или начнет импровизировать?

Но решая, можно ли оставить ребенка дома одного, все равно нельзя полагаться только на его послушание и ответственность. Сделайте сами все, чтобы минимизировать количество потенциальных источников опасности.

  • Уберите в действительно недоступное место ножи, ножницы, швейные принадлежности, спички и зажигалки, и т.п.
  • Если есть продукты, которых ребенку действительно категорически нельзя – спрячьте их, заприте или постарайтесь, чтобы ко времени вашей отлучки в доме таких продуктов не было. От гастрономических запретов дети действительно страдают больше всего и обычно искренне считают, что «если я съем маленький кусочек, будет незаметно».
  • Спрячьте подальше лекарства и алкогольные напитки. Не всегда, но иногда детям взбредает в головушки шальная мысль попробовать, а что же такого пьют взрослые.
  • Если вы не уверены, что ребенок хорошо умеет пользоваться плитой, включать и выключать водопроводные краны – лучше просто перекройте перед выходом вентиль газовой трубы и вентили на водопроводных трубах. Конечно же, оставьте при этом запас питьевой воды и воды «технической» (например, для мытья рук – в тазике), и какую-то еду, не требующую разогрева.
  • Боитесь, что чадо в отсутствие родителей забредет на какой-то не такой сайт в – отключите интернет или поставьте пароль на вход в компьютер. Только учтите, что посещение недетских сайтов может запросто состояться и в то время, когда ребенок дома не один…

Лучше всего – оставляя сына или дочь первый-второй раз в жизни одного дома, перед отлучкой вручите ему какой-нибудь подарок, который его наверняка займет: новый альбом для рисования, коробку пластилина, книжку… или хотя бы скачайте новую игру ему на планшет. У занятого новой вещью ребенка не останется времени и энтузиазма на шалости!

Вот обсудили тему про СССР, много обиженных, а есть у нас на форуме те, кого обидели при царской России, те чьи семьи страдали от произвола дворян, от купцов или тех же кулаков, которые брали себе за мешок муки раб силу на год или больше? Просто интересно послушать, другую сторону, а то все Ленин со Сталиным были плохими, а предшественники хорошими?

327

In clouds

Имеется: муж и жена, оба имеют детей от первого брака. У женщины дочь, у мужика - двое сыновей. Общих детей нет.
Муж покупает квартиру сначала одному сыну, а через год другому. Жена недовольна: мол, а моей дочери ничего опять? Как считаете, кто прав? Муж уверен, что у девочки есть свой отец, и он не обязан обеспечивать ее жильем.

Вопрос стащен с другого ресурса, но уж больно интересно послушать мнение местных обывателей. Что скажете? На чьей стороне справедливость?

276

Котик

Всем доброе время суток! Учитывая многочисленные просьбы тутошнего народа, решила я, что про Машу нужно продолжение. Заодно может кто выскажет полезное хорошее и неочень мнение по данному вопросу – с интересом всё изучу. На этот раз речь пойдёт большей частью про всеми «любимую» (впрочем, может кавычки тут и не нужны), очень спорную, жаркую, неоднозначную и животрепещущую тему на этом форуме – недвижимости. У меня не получается кратко писать – я люблю рассказывать. Поэтому, кто не любит много читать прошу проходить мимо, не нужно «еле осиливать» и «не дочитала».

Примерно месяца через три после свадьбы брат оформил сделку с Машиной мамой – воспользовался-таки её деловым предложением и купил квартиру трёшку-студию на окраине Москвы, в которой они с Машей вместе и жили до свадьбы года 3-4. Деньги были целиком братовы, Маша официально не работает, даёт уроки вокала частным образом (когда много учеников, когда мало), вряд ли на квартиру её вокала хватит. Квартира принадлежала Машиной маме, сама она живёт постоянно на благоустроенной даче (той самой с синими скатертями, как тут прозвал народ), а в московской квартире жила в последние годы одна Маша, потом брат к ней переехал, когда решили жить вместе. Никто им не мешал все эти годы и никто не гнал. Наши с братом родители при этом были рады и у себя брата с Машей видеть в гостях или на ПМЖ, как мама считает – он у себя дома, а вот я должна выходить замуж и уходить из отчего дома (вот такие у неё старые устои в голове). Т.е. брату и без Машиной квартиры было куда идти с Машей или без. Квартира была куплена по цене ниже рыночной раза в 2, но при этом сделку оформили специально после свадьбы, чтоб если вдруг брат с Машей разбегутся, то Маше всё равно отойдёт половина квартиры как совместно нажитое имущество в браке. При этом не только сама Маша прописана в квартире, а так же и её мама осталась там прописана, чтобы не терять московские льготы. Конечно, за ту сумму, которую брат заплатил, отдельную полноценную квартиру в другом месте он не купил бы. Но вот всё это всё равно как ни крути выглядит неоднозначно.
В нашей семье это восприняли смешанно, причём одни и те же лица. Да и узнали родители это, когда уже брат почти оформлял сделку и поделился новостью. С одной стороны – какой братик молодец, купил свой угол! Заработал. А с другой – вроде как они там и до этого жили и жили, никто не гнал, разница только в том получилась, что так же жить и продолжили, только деньги брат отдал тёще. Особенно напрягал тот факт, что мама Маши осталась там прописанной. Она в прошлом риелтор, вряд ли она просчитала всё себе в убыток. Лично моё мнение – это похвально, если бы до этого брат с Машей, живя бы в коробке от холодильника на вокзале или отдавая 90% зряплаты на съём или бы живя, например, впятером в однушке, а тут на - и свой угол независимый без обременения купили. Да, это хорошо было бы. Но в их случае лично я не ощутила никакого «новоселья» - хотя они с Машей даже приглашали на «новоселье» в гости нашу семью и родителей – делали столик небольшой, хотя никуда переезжать и новоселиться им не пришлось.

Я у папы потом спрашивала – а что брат с таким же успехом у вас с мамой квартиру трёшку не купил? То же самое было бы, только деньги бы родным родителям отдал бы, а не чужой по сути для него тётке. Деньги ведь все его были, а не Машины. На что папа ответил – зачем ему покупать у нас то, что ему и так достанется после нас? Но ведь с таким же успехом можно рассуждать, что и у Машиной мамы купили то, что Маше и так достанется в дальнейшем? У Маши есть брат, которому мама ещё до этого хорошо помогла финансово с квартирой. Значит, и Машу, если что не обделила бы, скорее всего. А на полученные от брата деньги за квартиру Машина мама купила новую машину (старую отдала брату Маши), новую кухню на дачу, какую-то крутую плиту на дачу и ещё что-то. Т.е. всё было не предметы первой необходимости.

Но мне всё равно было непонятно. Мама мне то хвалила брата, говоря – «вот он какой молодец, своё угол заимел, не то что твой муж примак!» А потом через некоторое время – мама же и заявляла про брата «да дурачок он». И папа так же.
Лично моё мнение – вот даже если представить самый худший вариант и брат разбежится с Машей, то жить он всё равно не будет полноценно в купленной квартире, т.к. половина же будет Машина, если только долю за копейки продать, или сдать. Да и дадут ли ему потом Маша с мамой сдать или продать, случись чего. И придёт он в итоге всё равно жить к родителям, а Маша будет продолжать жить там, только деньги брат отдал.

Я бы на месте брата купила бы отдельную квартиру в ипотеку в доме и районе получше, те деньги, которые брат отдал Машиной маме, отдала бы на первый взнос, и ипотеку первое время бы выплачивая, сдавая купленную новую или ту Машиной мамы, живя у родителей. Потому что квартира, честно говоря не особо: планировка так себе, район криминогенный, первый этаж 5-этажка (2-3 раза даже заезжие гастролёры через окно к ним влезали, украли немного ценностей и деньги).
Ещё меня удивила позиция самой Маши – из её же с братом семьи, можно сказать, были отданы деньги. Хотя она с мамой в прекрасных отношениях, постоянно на даче тусит, чтоб вот так метры покупать у родного человека.

Вот как тут народ считает – правильно ли брат поступил? Или же всё-таки надо было не торопится, а накопить на независимое жильё без обременения? Есть ли какие-то ситуации из жизни? Только не надо писать, мол, автор, идите лесом, это брат сам решает. Я знаю – его право хоть в помойку выкидывать сбережения, просто хочется сторонних мнений по существу или своих примеров.

171

Можно ли оставлять семилетнего ребенка одного дома? Ответов на этот вопрос существует несколько. Мы дадим самый распространенный. 7 лет – это самый оптимальный возраст, когда вы можете начинать оставлять ребенка одного дома. Не зря обучение в школе начинается именно с 7 лет. В этот период своей жизни ребенок имеет определенные навыки, умения и сознательно ими пользуется. Вот только оставлять ребенка просто так нельзя. Сначала нужна подготовка, причем подготовить надо не только ребенка, но и родителей. О том, как правильно это сделать читайте дальше…

Для окончательного решения очень важна вербализация проблемы. Не все родители сегодня могут посвящать своему чаду все свое время. Иногда возникают ситуации, когда ребенка надо оставить дома одного. Кто-то начинает это делать раньше, кто-то позже, но все к этому приходят. Причин, для того чтобы отлучиться (даже если всего на 30 минут) существует много. Родителям часто надо сходить в магазин, на работу, в гости. Оставить ребенка при этом не всегда есть с кем. Родные заняты, а нанимать няню семилетнему ребенку уже даже как-то «неприлично». До семи лет ребенка лучше не оставлять дома одного, хотя если ваш ребенок достаточно самостоятелен и вы полностью в нем уверены то можете попробовать начинать оставлять его одного дома даже с 5-6 лет. Но для большинства детей – это слишком рано. Ребенок может не понять причины, по которой его оставили и испугаться, ведь малыш не знает где вы, как долго там будете и вообще вернетесь ли к нему, а вдруг с вами или с ним за это время что-то случится. Поводов для испуга много и все они живут в богатой на фантазию детской головке. В общем, оставляя ребенка одного дома, учитывайте его индивидуальный характер. Если ваш малыш часто плачет и боязлив, то борьба со страхами в этом случае не поможет, страхи только усилятся и проблема усугубится.

Отметим, что со страхами вообще лучше бороться с помощью специалиста. Если же ваш ребенок ничего не боится, то вы смело можете начинать приучать его к самостоятельности и оставлять одного.

Первые ваши отлучки должны носить кратковременный характер. Начните с 10 минут. Можете это время постоять за дверью, если сильно переживаете или посидеть на лавочке под подъездом. Постепенно увеличивайте время.

Каждый раз перед уходом объясняйте ребенку, что дверь открывать никому нельзя, даже соседке и милиционеру, возможно, даже маме с папой (у них есть свои ключи!).

На видном месте крупными цифрами и буквами запишите номера телефонов папы и мамы, бабушки и дедушки, соседей.

Самое главное – подготовьте ребенку комфортные и безопасные условия. Минимизируйте потенциальные проблемы: закройте газовый кран, заприте балкон и т.д. Если у вас есть домофон – отключите его или научите ребенка брать трубку и сразу ее класть, ни с кем не разговаривая, но чтобы этот кто-то понял, что в квартире кто-то есть.

Придумайте для ребенка занятие или даже список. Например, включите мультфильмы или попросите убрать в доме: застелить свою кровать, собрать игрушки, полить цветы. Пока малыш будет занят делами, ему некогда будет придумывать себе забавы, а это значит, что по возвращении домой вы застанете и ребенка и квартиру в целостности и сохранности.

Теперь поговорим относительно еды. Ясное дело малыш не будет есть суп, если его никто не заставит. Поэтому вам лучше оставить для ребенка йогурты, хлопья, пирожки, печенье, соки и подобную пищу. Кстати, все вышеперечисленное поможет малышу скоротать время. Можете даже оставить Колу и попкорн перед телевизором с мультиком – пусть малыш представляет, что он в кинотеатре.

Естественно ребенка нужно предупредить о возможных опасностях, но только предупредить, а не напугать, чтобы он все время вашего отсутствия просидел под столом или в углу за креслом. Выстройте определенный алгоритм для каждой ситуации. Ребенок должен знать, что делать в каждом случае: возгорание, потоп, попытки посторонних попасть в квартиру, отключение света и тому подобное.

Оставляя ребенка одного дома вы не только позволяете себе отлучится, но и воспитываете в ребенке самостоятельность, готовя его ко взрослой жизни. Ребенок должен уметь планировать свое время, чтобы успеть сделать все, что попросила мама, да еще и поиграть на компьютере и посмотреть мультики.

Оставлять ли ребенка дома решать только родителям. Есть ли в этом необходимость или можно обойтись без этого? Если вы решили всю жизнь посвятить только ребенку, не забывайте что его надо хоть иногда отпускать от себя, чтобы он учился жить, принимать решения и взрослеть…

Вы можете или написать свой.

КОГДА РЕБЕНКА МОЖНО ОСТАВЛЯТЬ ОДНОГО? НАДО ЛИ ЕГО ОСТАВЛЯТЬ? И ЕСЛИ ДА, ТО КАКИМ ОБРАЗОМ К ЭТОМУ ПРИУЧАТЬ?

Но рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Мама забыла купить к обеду хлеб или нужно срочно заплатить за телефон. Ну, подумаешь, посидит немного ребенок дома один. Наши бабушки своих детей оставляли дома на целый день - и ничего. Многие, наверняка, до сих пор не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить дома одного. А его рев в течение часа будет беспокоить разве что сердобольных соседей.

Пожалуй, психологи нас разочаруют, ответив, что детей возрастом до семи лет одних дома оставлять нельзя. А в некоторых странах существует закон, который запрещает оставлять одних дома детей возрастом до 12 лет. В противном случае беспечным родителям грозят серьезные неприятности. Согласитесь, что нам еще пока повезло.

Конечно, соседская девочка, которая остается одна дома с пяти лет, просто умница. Но все дети разные. И возраст - лишь одно из условий. В первую очередь, нужно решить, может ли ваш ребенок остаться без присмотра. Это зависит от его характера. Одни дети самостоятельные с раннего возраста, и даже просят своих родителей оставить их дома. Так они чувствуют себя взрослыми. Другие и в школьном возрасте легкомысленны, держатся за мамину юбку.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате.

Малыш должен дать свое согласие остаться дома один. В первый раз вы можете отсутствовать не более чем 10-15 минут. Этого достаточно, чтобы выскочить в магазин за хлебом. Также помните, что время нахождения малыша дома одного нужно увеличивать постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять семилетних детей более чем на один час. Потом ребенок может просто соскучиться и найти себе развлечение, которое родителей не обрадует.

Малыш должен обязательно знать, куда, зачем вы пошли и когда вернетесь. В этом возрасте дети уже умеют пользоваться часами, поэтому покажите, где будут стрелки, когда вы придете. И обязательно будьте пунктуальными - не задерживайтесь даже на несколько минут. Ведь малыш может начать нервничать или подумает, что раз родители недисциплинированны, значит, и ему так можно.

Разумеется, мало закрыть ребенка и сказать, чтобы он сидел смирно и не подходил к дверям. Малыш должен обязательно знать, что делать в “экстремальной” ситуации. Оставьте номер телефона, куда он может позвонить “в случае чего”, и объясните, что он должен сказать. Лучше всего, если это будут карточки, на которых крупно написаны номера телефонов.

Ваши инструкции не должны перегружать ребенка - не ходи туда, а то тебя ударит ток и..; не выходи на балкон, а то один мальчик вот так вышел... Ребенок, наверняка, все это уже слышал. Примите все необходимые меры предосторожности (отключите газ, закройте балкон, обезопасьте розетки), а свои наказы сформулируйте очень кратко.

Лучше всего на это время дать ребенку задание, которым он увлечется и выполнит с удовольствием. “Когда я приду, ты мне покажешь свой рисунок, и мы обязательно повесим его на стену”.

Когда вернетесь, поинтересуйтесь, чем малыш все это время занимался. И если он все-таки нашалил, не судите его строго, но обязательно объясните, почему так делать нельзя.

Некоторые мамы очень любят проверять, как ребенок исполняет их наказы. И прибегают к “запретному” методу: подходят к дверям и начинают звонить, не отзываются, когда малыш испуганно спрашивает: “Кто там?” Может, один раз и ничего. Но ребенок привыкнет и в самый неподходящий момент решит, что это опять вы его разыгрываете.

Психологи не рекомендуют оставлять старшего ребенка с младшим, если тот совсем маленький. Да и с другом-соседом тоже не всегда полезно. Вы же не знаете, как себя тот поведет, когда почувствует, что он один и в чужой квартире, где его собственная мама ничем ему не “грозит”.

Советует психолог

Не оставляйте ребенка одного дома до семи лет.

Первое ваше отсутствие не должно длиться более 10-15 минут.

Ельзя оставлять малыша одного без его согласия.

Если ребенок слишком пугливый, то не стоит торопиться приучать его к самостоятельности таким образом. Пусть немного подрастет.

Обязательно возвращайтесь вовремя! Малыш должен быть уверен в вас, тогда он тоже станет более дисциплинированным.

Недавно ко мне на прием пришла женщина, у которой назревал разрыв с мужем. Семейная жизнь их не ладилась, развод был единственным выходом из положения, но тем не менее женщина панически боялась остаться одной. Почему? Мы долго беседовали с ней на эту тему. Зависела ли она от мужа материально? Нет, женщина сделала удачную карьеру, хорошо зарабатывала, тогда как у мужа не было постоянной работы и он перебивался случайными заработками, при этом свою небогатую добычу пропивал. Он не занимался воспитанием детей, не умел чинить электроприборы и не любил забивать гвозди словом, "опорой в жизни" его никак нельзя было назвать. Тем не менее был панический страх, что муж уйдет и оставит ее одну. После долгого разговора мне, наконец, удалось выяснить причину. Когда этой женщине было шесть лет, ее мама уходила на работу в ночную смену, и девочка оставалась одна ночью. Она очень боялась. Сворачивалась в кровати клубочком, цеплялась за уголочек одеяла, словно это был чей-то хвостик, и, глядя в стенку, лежала всю ночь в обнимку с этим хвостиком и ждала маму. Детский страх оставаться одной ночью она перенесла во взрослую жизнь.

Случай этот довольно типичный. Очень часто у взрослых возникают проблемы именно потому, что в детстве их оставляли одних. Неужели, действительно, этого нельзя делать? Здесь все зависит от возраста вашего ребенка.

До года ребенка желательно не оставлять одного даже в комнате. Грудной младенец не понимает, что мама ушла на кухню его мир ограничивается пространством комнаты, и он думает, что за дверью мир заканчивается. Если мама вышла из комнаты, значит, она ушла навсегда, поэтому тут же раздается истошный крик. Постарайтесь в этот период совсем не покидать ребенка, если вы чистите картошку или моете пол, пусть ребенок всегда будет поблизости. Только когда он спит, вы можете отлучиться, но ненадолго: вдруг он проснется, а вас нет рядом? Поверьте, это настоящая трагедия для малыша.

После года ребенка можно отделить на ночь пусть он спит один в детской, если, конечно, позволяют ваши жилищные условия. Но это должна быть именно детская, а не комната бабушки-дедушки или гостиная. Детская, с его игрушками, с его вещами, с его мебелью. В этом возрасте ему необходима уютная мягкая игрушка медвежонок, песик или белочка, которая заменит ему маму в те минуты, когда ее нет рядом. Эта игрушка совершенно живое существо для вашего малыша. Вы можете сказать игрушке: "Зайка, я сейчас пойду готовить обед, а ты смотри, чтобы Сашенька себя хорошо вел". А Сашеньке вы скажете: "Не обижай Зайку. я приду и спрошу у него, как ты себя вел". С такой игрушкой дети легко отпустят вас на кухню готовить обед или поболтать по телефону с подружкой. С ней они легко будут засыпать, не боясь оставаться ночью в комнате.

Но если вам надо уйти из квартиры, то оставлять ребенка на попечение игрушки недостаточно - необходим взрослый. И не случайный взрослый, а близкий, хорошо знакомый, которому ребенок доверяет так же, как и вам. Это может быть бабушка, давнишняя соседка, хорошо знакомая няня, но не та, которую вы вчера пригласили по объявлению в газете.

Оставляя ребенка одного, очень важно понимать, как вы возвращаетесь, как вы встречаетесь с ребенком. Нередко мама, приходя с работы, бросает сумки, спешит готовить обед, а от ребенка попросту отмахивается отойди, не мешай. Вот буду вечером тебя укладывать спать, тогда и почитаю сказку. А сейчас мне некогда. Это очень опасная ошибка, которую допускают многие взрослые, а потом недоумевают: почему их взрослые дети отторгают постаревших родителей? Почему не заботятся о стариках? Да потому, что старики в молодости подложили бомбу замедленного действия. Нет ничего важнее ребенка никакие обеды, никакие телефонные звонки. И как бы ни была занята мама, первым делом, придя домой с работы, она должна поцеловать своего ребенка, потрепать его по волосикам, спросить, как он провел этот день без нее. На это у вас уйдет не больше 10-15 минут. Потом занимайтесь борщами, стиркой, уборкой. Но только потом.

В 3 года происходит психологическое рождение ребенка, и именно в этот период закладывается фундамент ваших с ним отношений на всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период вы должны быть предельно внимательны к своему чаду.

В 5 лет ребенок выходит на новый виток в своем развитии формируется воображение, появляются страхи. В это время его тоже очень опасно оставлять одного: он боится один засыпать, ему мерещатся буки и бяки, и эти страхи необходимо уважать. Здесь снова на помощь придет любимая игрушка, но и ваше присутствие необходимо. Желательно, чтобы именно мама, а не бабушка, была рядом в кризисные минуты в жизни малыша, если она хочет сохранить хорошие отношения с ним на всю жизнь. Бабушка это уже другой человек. Если мама все время занята, покидает ребенка в ответственные моменты, у него создается впечатление своей ненужности. И это впечатление остается на всю жизнь. Поверьте, внимание к ребенку вовсе не требует физически много времени. Главное, чтобы оно было постоянным и своевременным. Очень важен момент засыпания - будьте в этот момент с ним.

Когда мама отлучается из дома уходит на работу, оставляет ребенка одного на даче, важно потом проследить, как он встречает ее. Если он не бежит навстречу, а продолжает как ни в чем не бывало играть в песочнице - это плохой симптом. Значит, малыш обиделся, хотя не подает виду. Если он закатил истерику -его обида очевидна. Но если он мирно играет, пусть мама не успокаивается: ей надо срочно что-то менять, перестраивать отношения с ребенком.

Бывает частенько, что мама чувствует свою вину и начинает перед ребенком заискивать:

Ты, правда, не обиделся? Ты не обижаешься на мамочку? я ведь не виновата, что меня не было, я работаю.

Малыш никогда не скажет, что он обиделся на мамочку, так устроена психика человека, но обида еще сильней застрянет в его сердечке. И пусть мама не удивляется, если когда-нибудь, позже, ни с того, ни с сего, ребенок обзовет маму каким-то оскорбительным словом.

А мама на самом деле виновата, что она работает, но это совсем не значит, что она должна бросить работу или испытывать комплекс вины. Она должна извиниться перед малышом за свое (пусть даже самое справедливое) отсутствие и каким-то образом компенсировать его. То есть не отделываться от него конфетами и игрушками, а опять-таки уделить ему время и внимание: поиграть вместе, почитать, сходить с ним в цирк или в гости к друзьям. Тогда у ребенка со временем закрепится уверенность, что вы действительно не бросаете его, и в самом деле не виноваты, что уходите на работу. Детям нравятся работающие мамы Ц они ими гордятся. Но при этом всегда надо помнить: необходимо уделять ребенку своевременное внимание.

В 6-7 лет вы уже можете оставить ребенка одного. Совершенно одного, без бабушки. Это даже необходимо делать, чтобы воспитать в нем чувство ответственности и самостоятельность, но делать это надо очень осторожно. Начинайте постепенно Ц сначала вы можете оставить ребенка на короткий промежуток времени. Его длительность зависит от особенностей ребенка. Для кого-то пять минут много, а кто-то спокойно высидит полчаса. Но прежде чем вы его оставите, вам надо ребенка к этому подготовить. За несколько дней вы должны сказать: "я в пятницу на полчаса отлучусь в магазин. Ты не возражаешь? Ты сможешь побыть один? Или лучше позвать бабушку?" И только в том случае, если ребенок согласится, вы можете начинать эксперимент. Он непременно согласится, если у вас нормальные добрые отношения. В 6 лет у ребенка появляется потребность к самостоятельности, и ваш уход эту потребность удовлетворяет. Но только если у вас действительно нормальные отношения. Если ребенок вам не доверяет, он ни за что вас не отпустит. В таких случаях надо обращаться за консультацией к психологу.

Итак, вы начинаете постепенно, каждый раз с подготовкой, оставлять ребенка дома одного, постепенно увеличивая интервалы. Американцы не оставляют своих детей дома до 12 лет, у них это запрещено законом, но там совсем другая жизнь. Однако и мы не должны оставлять ребенка надолго одного ваши "каникулы" не могут длиться дольше трех часов. Всегда оставляйте телефон, где вы находитесь, и телефоны других родственников, кому ребенок может позвонить. Потому что, даже если он и самостоятельный, он все равно скучает.

Для родителей очень важно соблюдать точность обещаний. Если вы сказали: приду в шесть, необходимо приходить точно в шесть и ни минутой позже. Во-первых, вы таким образом добьетесь, что впоследствии и ваши сын или дочь будут соблюдать обещания приходить с прогулки вовремя. Они привыкнут, что опоздание - противоестественно. Во-вторых, в 10-11 лет у ребенка появляется опасение за своих близких. Он уже знает, что мир коварен, что вокруг катастрофы, аварии, опасности. Он беспокоится, что вы можете подвергнуться опасности, поэтому волнуется за вас. Не давайте ему поводов для опасений. Если не можете гарантировать точность прихода, назовите ему другое, более позднее время, пусть лучше вы вернетесь раньше, чем заставите его нервничать. Даже телефонные звонки к ребенку тут не помогут - ведь вы обещали, он непременно потребует, чтобы вы как можно скорей возвращались домой. Он действительно волнуется!

ОСТАВЛЯЯ РЕБЕНКА ОДНОГО, МАМЕ НАДО ЕМУ ПОЛНОСТЬЮ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ ДЕРГАТЬСЯ КАЖДУЮ МИНУТУ, ПРОВЕРЯЯ: ТЫ ВЫКЛЮЧИЛ ГАЗ? ТЫ СДЕЛАЛ УРОКИ? ТЫ НЕ ЗАПЕР КОШКУ В ШКАФУ? ТЫ НЕ УСТРОИЛ КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ ИЛИ МАЛЕНЬКИЙ ПОЖАРЧИК? ЛИБО МЫ ДОВЕРЯЕМ НАШИМ ДЕТЯМ, ЛИБО... У НАС КАКИЕ-ТО СВОИ, ЧИСТО ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МЫ РЕШАЕМ ЗА СЧЕТ НАШИХ ДЕТЕЙ, А ЭТО УЖЕ СОВСЕМ ДРУГАЯ ТЕМА.