Нод по окружающему миру план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру Тема: «Путешествие в лес» Нод по окружающему миру

Программное содержание: учить детей различать по внешнему виду и называть
овощи и фрукты, предметы одежды, учить видеть красоту природы, понимать
вопрос воспитателя и отвечать на него, закреплять умение действовать по
сигналу, развивать внимание, речь, мышление, воспитывать любовь к природе,
любознательность
Материалы: картинки с изображением фруктов и овощей, их муляжи, две
корзины, иллюстрации с изображением осени, разноцветные осенние листья,
предметы одежды, лужи, сделанные из бумаги, аудиозапись.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,
физическая культура.
Ход нод
Сюрпризный момент. В гости к детям приходит кукла Катя, здоровается с
детьми. Воспитатель обращает внимание на грустный вид куклы Кати, уточняет,
что случилось. Поясняет детям, что кукла грустная от того, что лето закончилось,
наступила осень.
Беседа с детьми «Что нам осень подарила?»Воспитатель спрашивает детей,
можно ли быть грустным, потому что осень пришла. (Ответы детей, их
обсуждение). Воспитатель обобщает ответы, что не нужно грустить от того, что
лето прошло, зато осень пришла к нам в гости. Каждое время года красивое по­
своему и приносит людям свои природные дары. Воспитатель спрашивает детей,
как вы думаете, что нам осень подарила? (Ответы детей). Воспитатель
обобщает, что осенью созревает много овощей и фруктов, а в них содержатся
витамины, необходимые нам для здоровья.
Дидактическое упражнение «Узнай, назови и найди» На одном из столов
перед детьми лежат муляжи фруктов и овощей, а на другом ­ картинки с
изображением фруктов и овощей. Воспитатель предлагает детям взять по
одному из овощей или фруктов, показать всем, назвать его, а затем найти
картинку с его изображением.
Дидактическая игра «Овощи и фрукты»На столе стоят две корзины и муляжи
фруктов и овощей. Воспитатель предлагает в одну корзину положить овощи, в
другую ­ фрукты. Дети раскладывают, воспитатель уточняет: лук, помидор,
огурец, перец – это (овощи, а яблоко, груша, апельсин, лимон – это (фрукты).
Игра «Собери осенний букет»Воспитатель показывает иллюстрации с
изображением осени, дети рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя по
содержанию. Воспитатель обращает внимание, что осенью листья становятся
желтыми, красными, коричневыми, они опадают и застилают землю красивым
ковром. Обращает внимание на листья, лежащие на полу, предлагает собрать и
сделать из них осенний красивый букет. Дети собирают листья, воспитатель
делает букет.
Игра «Обойдем лужи»Воспитатель сообщает, что осенью часто идет дождь,
после которого на земле появляются лужи, но мы луж не боимся, мы пойдем
гулять и все лужи обойдем. Воспитатель обращает внимание детей на лужи,
предлагает пойти погулять, но обходя все лужи. Звучит музыка, дети ходят, не
наступая на лужи.
Дидактическое упражнение «Оденем куклу на прогулку»Воспитатель,
обращаясь к кукле, напоминает, что незачем грустить от того, что наступила

осень, затем сообщает детям, что кукла Катя говорит, что осенью гулять нельзя
на улице. Воспитатель уточняет у детей, так ли это. (Ответы детей, их
обсуждение). Воспитатель обобщает, что и осенью можно гулять на улице,
только нужно надеть правильную одежду. Предлагает детям рассмотреть
одежду и выбрать ту, что подходит для прогулки осенью. Дети выполняют
задание.
Кукла Катя благодарит детей, поясняет, что она теперь ни за что не будет
грустить осенью, прощается с детьми уходит.
Итог нод­кто приходил в гости?
­от чего Кукла Катя была грустная?
­почему не нужно грустить осенью?
­что нам осень дарит?

Конспект НОД в 1 младшей группе

Конспект Непосредственной образовательной деятельности "Познание"(окружающий мир) в первой младшей группе

Тема: "Вместе с солнышком гуляю"
Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Музыка".
Цель: Дать детям элементарные представления о природном объекте - солнце, его влиянии на окружающий мир.
Задачи:
1.Образовательные:
- учить фиксировать внимание на форме, цвете;
- способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе.
- стимулировать познавательную активность детей
2.Развивающие:
- развивать словарный запас по теме: «весна»;
- развивать познавательный интерес у ребёнка;
- развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев;
- развивать умение играть вместе со сверстниками.
3.Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, любознательность;
- воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.
Ход занятия:
Ребятки, сегодня у нас с вами необычный гость. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать и тогда узнаете кто это.

Грею я своим теплом
И поля, и лес, и дом,
И мышат. И лисят.
И котят, и лягушат,
Утром я смотрю в оконце.
Угадайте! Кто я?..

Молодцы, ребятки! А солнышко уже здесь, услышало, что о нем ласково отзываются, и спешит к нам. Давайте его позовём:

Солнышко – нарядись,
Красное - покажись.
Платье яркое надень,
Подари нам ясный день!

Открывается окошко и появляется солнышко.

Просыпается солнышко раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)
Да, ребята, верно, солнышко землю освещает, всех согревает, будит всех своими ласковыми лучиками.

Демонстрация «Чудо – огорода».


Проснулся ёжик после зимнего сна, пробивается травка, появляются первые цветы – подснежники.
Ребятки, давайте украсим нашу полянку первыми весенними цветами.
Дети украшают поляну подснежниками, любуются.



Ребятки, а какого цвета солнышко?
А если его потрогать, то какое оно?

Пальчиковая гимнастика “Дай нам, солнышко, тепла”.


Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули. (дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками).
Хлоп – хлоп, лапоточками, (ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут детки на лужайке. (поскоки.)
А какую фигуру нам напоминает солнышко? (Ответы детей.)


Давайте мы с вами встанем в кружок и посмотрим, какое солнышко у нас получилось.
Солнышко приглашает нас, ребятки погулять с ним. Согласны?
Танец в парах.


Гуляет солнышко по небу, вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится.
(упражнение на мимику)
Давайте, дети, развеселим солнышко, споем ему песню.
Песня «Солнышко».


Очень солнышку понравилась ваша песенка, настроение стало весёлое и захотелось ему с вами поиграть.
Подвижная игра «Карусель».
Выносим обруч.
Что это, ребятки?
На что похож обруч?
Возьмитесь правой рукой за обруч, а левую вытяните в сторону. Вот какие у нас получились лучики, покатаем солнышко на карусели.


Еле –еле –еле – еле закружились карусели.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите, карусель остановите.
Раз – два, раз – два вот и кончилась игра.


Молодцы, ребята, покатали солнышко на карусели. Солнышку было очень весело с вами, но пора ему возвращаться домой. Давайте нашему гостю сделаем подарок. Чтобы солнышко было ещё наряднее, ещё красивее подарим ему лучики, которые вы сделали вместе со своими мамами.
Дети дарят солнышку лучики. Звучит музыка.


Посмотрите, какое солнышко стало нарядное, красивое, лучистое. Будет радовать всех ребят, всех людей. Скажем солнышку до свидания! До новых встреч! Фролова Елена Викторовна
Учебное заведение: группа дошкольного образования МОБУ СОШ № 34
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-10-24 «Свойства воды» Фролова Елена Викторовна НОД (экологической направленности) по окружающему миру в разновозрастной группе для детей 5-6 лет. Тема: «Свойства воды»

Просмотреть свитедельство о публикации

«Свойства воды»

«Свойства воды»

НОД (экологической направленности) по окружающему миру в разновозрастной группе для детей 5-6 лет

Подготовила

воспитатель группы дошкольного образования МОБУ СОШ № 34

Фролова Елена Викторовна

Актуальность

В образовательную программу дошкольных образовательных учреждений входит изучение разнообразного состояния воды , но у детей не достаточно сформированы представления о состояниях веществ. Считаю целесообразным применение поисково-исследовательской деятельности с использованием опытов, элементарного экспериментирования.

Цель : Сформировать у детей элементарные знания о круговороте воды в природе , показать разнообразие состояний воды в окружающей среде .

Основные задачи :

1). Продолжать учить детей делать выводы , добывать конкретные знания о свойствах воды , дать представление о круговороте воды и ее значении . Активизировать словарь детей: состояния воды: твёрдое, жидкое, парообразное, круговорот воды в природе, опыт.

2). Продолжать развивать поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, мышление.

3). Воспитывать умение работать в группах дружно и слаженно , приходить на помощь в затруднительных ситуациях товарищам.

Методы и приемы :

— наблюдение

— опыт и элементарное экспериментирование

— рассматривание иллюстраций

— проблемно-игровая ситуация

Ожидаемый результат:

Дети имеют представления о круговороте воды в природе , о разнообразных состояниях воды в окружающей среде ; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают

круговорот воды в природе ; делают выводы, полагаясь на результат опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды . У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

Предварительная работа :

Беседа с детьми о значении воды .

Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ» .

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды » .

Беседы родителей с детьми о круговороте воды в природе , просмотр познавательных передач, использование интернет-источников.

Оборудование: ноутбук, флеш-карта с презентацией и звуками воды, поднос, термос, зеркало, стаканы, снег и лед.

Ход НОД:

Здравствуйте, ребята! Можете поприветствовать наших гостей.

Сегодня у на необычный день, потому что к нам в гости пришла вот такая вот замечательная капелька. Как вы поздороваетесь с ней? (Дети здороваются)

А что же такое капелька? (Ответы детей) Правильно, капелька – это частичка воды… А хотите узнать о жизни капельки и её необычных приключениях в водном царстве? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на таком замечательном корабле. Занимайте места. (Дети усаживаются)

Слышатся звуки моря. Дети отправляются на корабле в плавание.

Первый причал, у которого мы остановимся – Планета Земля. Воспитатель показывает детям коробку и предлагает заглянуть и узнать, что же там спрятано. В коробке лежит лист с загадкой:

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны

— Что это? (Глобус)

Воспитатель : ну что, ребята, давайте попробуем его найти.

После того, как дети находят глобус, рассматривают его :

— На что он похож? (Варианты детей – шар, яблоко, объемный круг …модель нашей земли)

— Правильно, это модель нашей планеты Земля. «Наша планета – это общий дом. И много лет мы в нем живём. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что же находится на нашей планете? » (Ответы детей)

— Да, на нашей Земле находятся реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. Это окружающая нас природа! И Человек — тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни.

Скажите, почему глобус разноцветный, и что означают его цвета? (Варианты детей)

— Какого цвета больше на глобусе?

— Синий цвет — это вода : моря, океаны, реки, озёра.

Воспитатель объясняет детям, что вода занимает три четвертых поверхности Земли на примере яблока. (Яблоко разрезано на четыре части, три части яблока – это вода на Земле)

Дети, если вода занимает так много места на нашей Земле, значит, она очень важна для человека и нашей природы, согласны? Послушайте стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить!

— Ребята, какой из стихотворения мы с вами можем сделать вывод? Правильно, что без воды жизнь невозможна . Она повсюду : и в водоемах, и воздухе, и в земле. Но каким образом она туда попадает? Все это благодаря такому явлению, как круговорот воды в природе . Давайте, с вами посмотрим сказку о путешествии капельки и жизни воды на Земле (показ презентации о воде)

Физминутка :

Я иду, и ты идешь- раз, два, (шаг на месте)

Я пою, и ты поешь - раз, два, три (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем и мы поем - раз, два, три. (шаг на месте)

Очень дружно мы живем - раз, два, три. (прыгаем на месте, хлопаем руками над головой)

Уважаемые исследователи, я говорю, «исследователи», потому что сейчас я одену вам маски юных исследователей воды! Давайте пройдем с вами в лабораторию экологов. Итак, я предлагаю вам рассмотреть воду и познакомиться с ее свойствами!

Воспитатель демонстрирует несколько экспериментов с водой.

Дети делают вывод:

Вода – это жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра. В воде живут молекулы.

— Ребята, скажите, из чего состоит вода? (Правильно, вода состоит из молекул и в зависимости от того, как располагаются молекулы в воде, вода может встречаться нам в трех состояниях. Какие состояния воды нам известны ?)

(Ответы детей : жидкое состояние, твердое и газообразное) .

(воспитатель раздает каждому воспитаннику по капельке для игры)

Ребята, вспомните когда мы смотрели сказку о капельке, она испарилась с поверхности реки и поднялась в небо! Правильно?!

— Как узнать, что капелька, которая превратилась в пар — это и есть вода?

Чтобы узнать это, нам поможет следующий эксперимент.

Проведение опыта №1:

Цель: убедиться, что пар состоит из воды

Описание

Воспитатель держит над термосом зеркальце. Затем с детьми, рассматривает, что появилось на зеркале. Отметить, что появились капельки воды.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

( шагаем на месте )

Наклонились и умылись.

( наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

( встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

( круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

( круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

( прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

( шагаем на месте )

И отправились домой.

Солнце нагревает поверхность воды , капли воды превращаются в пар и поднимаются высоко в небо. А как вы думаете, что их там ждет? (Варианты детей)

— Высоко в небе, где гуляют холодные потоки воздуха, пар охлаждается, превращается снова в капли воды , эти капли образуют облака, тучи. Так газообразные молекулы снова превращаются в жидкие.

— Как вы думаете, что происходит дальше? (Варианты детей)

— Правильно из тучи идет дождь, и капли воды снова возвращаются на землю.

Опыт № 2 (блюдца, губки на каждого ребенка и вода)

Дети опускают губки в воду и потом их выжимают, воспитатель поясняет, что так в тучку собирается вода, и идет дождь.

— Мы с вами поговорим еще об одном свойстве воды – твердом.

Проведем опыт № 3:

Для этого кладём на поднос снег и лёд. Наблюдаем, во что они превращаются. В один стакан кладем снег, в другой – лёд. Проследим, произойдет в стаканах.

Дети.

Воспитатель. Мы с вами увидели, что вода можем быть в трех состояниях! В каких? (жидком, твердом и газообразном).

— Расскажите, пожалуйста, почему воду называют «жизнью на Земле»? (Ответы детей) Верно, вода дарит жизнь всем живым организмам на Земле. Но запасы воды на нашей планете не безграничны, поэтому воду нужно беречь. А кто знает, как люди могут сберечь воду? (ответы детей). Все правильно, если вы будете беречь воду, то и природа ответит вам добром!

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок терпению

Без рубрики. .

Конспект НОД в средней группе на тему: «С Машей о водичке».

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе. Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей (3-4 года) и средней группы (4-5 лет). Данная разработка содержит несколько простых опытов с водой, сюрпризный момент.
Цель: Закрепить знания детей о воде, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
1.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3.Обучать детей навыкам проведения простейших опытов.
Развивающие:
1.Развивать у детей фонематический слух.
2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. 2.Прививать бережное отношение к воде.
Материалы: кукла, тарелочки на каждого ребенка, полотенчики для каждого ребенка, полотенчик для куклы, губки голубого цвета на каждого, две небольшие емкости с холодной и теплой водой, тазик с теплой водой, жидкое мыло, трубочка, мыльные пузыри.

Ход занятия:

1.Организационная часть.
Воспитатель:
Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Молодцы!
2.Основная часть.
Сюрпризный момент.
(стук в дверь)
Воспитатель: Ой, ребята, к нам еще кто-то пришел. (открывает дверь, вносит куклу) .Кто же это? Это же Маша! Посмотрите, ребята, это Маша. А почему она такая грязная? Маша мне хочет что-то рассказать.(слушает)
Ребята, у Маши случилась беда. Она шла на день рождения к своему другу мишке и вся испачкалась, потому что упала в лужу. Она просит нас о помощи. Поможем Маше?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а вот интересно, откуда появилась лужа? Как вы думаете?
Дети: Когда тает снег, когда идет дождь.
Воспитатель: Правильно. А где прячется дождик?
Дети: В тучках.
Воспитатель: (обращается к кукле) Видишь Маша дождик прячется в тучках. Когда тает снег появляется очень много луж. Особенно много луж весной.
Давайте мы с вами присядем на стульчики и покажем Маше откуда появляется дождик, как появляются лужи. И Маша с нами присядет.
Давайте возьмем в руки губки - это наши тучки. Смотрите – сначала тучки легкие, в них нет воды, ни капельки воды. А в тарелочках у нас с вами моря, океаны, речки, озера, из которых наши тучки набирают воду. Давайте с вами опустим тучку, набираем водичку. Тучка наша наполняется, а затем поднимается наверх и становится какой? Была легкая, а становится какая?
Дети: Тяжелая.
Воспитатель: Правильно, тяжелая. И вот из тучки начинает капать дождик. Смотри Маша, какие капельки! А какие капельки бывают?
Дети: Холодные и теплые.
Воспитатель: Правильно, холодные и теплые. А еще?
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте еще раз. Тучка поднимается, поднимается и из нее идет дождь. Смотрите, ребята, сколько лужиц у нас с вами появилось.
(обращается к кукле)
- Видишь, Маша, как появляются лужи.
А теперь положим губки, вытрем ручки. Мы показали Маше, как дождик капает. Теперь нам нужно помочь Маше вымыть ручки и лицо. Но сначала давайте подумаем, как нужно это сделать?
-Идем, Катя, покажи, что нам нужно сделать.
Ребенок показывает и рассказывает по картинке последовательность действий.
Ребенок: Взять мыло, намылить руки, смывать водой, вытереть полотенцем.
Воспитатель: Ну что, давайте поможем Маше помыть лицо и ручки. А вот, ребята, у нас 2 тазика с водой. Потрогайте в этом тазике водичку. Какая она?
Дети: Холодная.
Воспитатель: А здесь?
Дети: Теплая.
Воспитатель: Вытрите ручки и скажите, какой водичкой будем мыть Маше ручки и лицо? Холодной или теплой?
Дети: Теплой.
Воспитатель: Теплой, правильно. А почему?
Дети: Маша может заболеть.
Воспитатель: Правильно, потому что наша Маша может простудиться и заболеть. Хотя холодная водичка может быть полезной для закаливания.
Ну что ж, давайте сначала помочим Маше ручки и лицо, намылим мылом.
Воспитатель вместе с детьми выполняют действия и при этом приговаривают потешку о водичке:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Теперь вытрем Маше ручки и лицо. Посмотрите какая стала Маша чистая и веселая!
- Что Маша? (воспитатель прислушивается к кукле) Маша хочет теперь с нами поиграть. Будем играть с Машей?
Дети: Да.
Встаем в круг, Маша на стульчике посередине:
Капля раз, капля два
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои откроем
От дождя себя укроем.
Еще раз.
Воспитатель: А вы знаете, ребята и Маша, я хочу открыть вам еще один секрет. Знаете какой? При помощи мыла и воды мы можем не только стирать, умываться. Мы можем сделать еще кое-что. Давайте посмотрим, что находится в этом тазике?
Дети: Вода.
Воспитатель: Добавим мыла. Смешаем водичку в тазике. Как вы думаете, что мы сделали с вами?
Дети: Мыльные пузыри.
Воспитатель: Правильно. Мы сделали мыльные пузыри, которые вы так любите пускать и Маша. Покажем Маше, как мы умеем пускать пузыри. Возьмем Машу. Сколько пузырей разноцветных, маленьких и больших! Молодцы! Давайте подарим Маше и ее другу мишке на д.р. мыльные пузыри.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Вода очень важна в нашей жизни.
Если руки наши в грязи,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без ВОДЫ!

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Программные задачи

  • Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
  • Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
  • Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Материалы и оборудование: Рисунки обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со следами, веточка для Лесовичка, «мусор», бумага на каждого ребёнка вырезанная в виде круга для плакатов, фломастеры, «Жалобная книга природы», мольберты.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.

Воспитатель: Сегодня мы свами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель: Вот послушайте:

«Люблю я бегать босиком,

Разбрызгивая лужи,

И оставлять следы потом.

Но солнце землю сушит.

Я на асфальте обведу

Свои следы мелками.

Но ветер тучи принесёт

И смоет их дождями.

А может, краски попросить

И, извозив сандалии, так на дороге наследить,

Чтоб все об этом знали?

А мне в ответ: Земля твой дом.

Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)

Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.

Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)

Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)

Дождь питает растения, даёт влагу.

Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?

Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.

Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Послушайте, ребята:

«Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою-

Горы, реки и леса,

И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.

Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)

В природе живут какие животные? (Дикие.)

В обычном доме? (Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)

А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем. Физкультминутка:

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?

Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.

Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)

Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?

Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.

Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.

Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.

Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?

Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:

Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)

Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)

Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.

Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.

Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.

Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Сим- салабим, абра- кадабра» возвращаются в группу.

Воспитатель:

Давайте будем беречь планету-

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей планете только одна

Для жизни и дружбы она нам нужна!

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!