Национальная одежда и украшение горских евреев. "маленькая история еврейского костюма"

Национальное одеяние евреев всегда приковывает взгляд и многим кажется старомодным. И это неудивительно, ведь представители данной национальности не меняют манеры одеваться уже два столетия. А за несколько тысячелетий их национальное одеяние пережило немало метаморфоз.

Расцвет государства и одежда

В национальном костюме евреев древности есть немало элементов, которые были заимствованы у других народов. Этот факт обусловлен историческими причинами - тогда одежда евреев больше напоминала одеяния арабских кочевников. Когда евреи переселились на другой берег Иордана, они сохранили простоту в повседневных вещах. Несмотря на тот факт, что первый правитель израильтян - царь Саул - не отличался склонностью к роскоши, именно во времена его правления одежда евреев начала отличаться богатством, яркостью и разнообразием. На этот факт повлияла добыча, которую Саул приносил из военных походов. После того как царь был убит, его место занял Давид. Во время его правления национальный костюм евреев стал еще богаче и разнообразнее. Повсеместно стали использоваться украшения.

Заимствования из других культур

Давид любил окружать себя роскошью и богатством, наступило время подъема израильского государства. Одежда богатых представителей общества становится особенно пышной. Однако через время восстания и междоусобицы подточили стабильность в стране, и Израиль распался на две части. Сначала в Иудее правили ассирийцы, а в 788 г. н. э. - вавилоняне. Если исследовать, как выглядели в национальном костюме евреи тех времен , можно заметить в их одеянии немало элементов, характерных для убранства ассирийцев. Во времена же «вавилонского пленения» одежда иудеев практически не отличалась от одеяния вавилонян. Позднее она еще не раз поменяется под воздействием римской и греческой культур.

Мужчины под низ одевали шерстяную рубашку, а наверх - полотняную. Рукава могли быть как длинными, так и короткими. Обязательно носился пояс. У знатных людей этот элемент одежды изготавливался из шерсти или же льняной ткани, расшивался золотом, а также украшался драгоценными камнями и пряжками. Представители низших сословий носили пояса из кожи или войлока.

Верхняя одежда

Верхняя одежда у богатых иудеев делилась на два типа. После того как Израиль освободился от плена вавилонян, евреи стали носить одежду до колен и с рукавами, распахивающуюся спереди. Отделка таких кафтанов отличалась богатством. В холодный сезон были популярны кафтаны красного цвета с меховой оторочкой. На талии одежда украшалась пряжкой. На ее углах крепились кисти, которые назывались «цисес ». Также существовал особый элемент еврейского национального костюма - нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной представлял собой две полосы из ткани, которые сшивались особым образом - чтобы шов был только на плечах. Оба куска материи спускались равномерно сзади и спереди. Этот нарамник был одним из важнейших атрибутов одежды священнослужителей и носил название ефода.

Одеяние иудеек

Описание национального костюма евреев было бы неполным без рассмотрения женского гардероба. До начала царствования Соломона даже иудейки из богатых семей использовали простую одежду - такую, которую носили женщины еще в древности. С началом правления Давида вещи стали шить из прозрачных тканей, привезенных изразных стран - Египта, Финикии , Индии и Ассирии . Материал был дорогим, и потому из него шили наряды только женщины из зажиточных семей. Одежда, как правило, была длинной, со множеством складок. Чтобы создать напуск, элементы платья стягивали различными пряжками.

Гардероб евреек из богатых семей состоял из нескольких предметов верхней и нижней одежды. Он стал особенно ярким и роскошным, когда к власти пришел царь Соломон. Нижняя одежда была до самых пят и обшивалась красивой каймой по краям. Ее носили в сочетании с дорогими поясами. Для выхода в свет поверх нее одевалось еще одно платье - ослепительно белого цвета, с широкими рукавами в складку. Пояс также украшался драгоценными камнями, золотом. Иногда вместо пояса использовались широкие кушаки, к которым с помощью золотых цепочек крепились небольшие мешочки с золотой вышивкой. Верхняя одежда, как правило, была ярко-пурпурного цвета или же расшитая узорами. Она могла быть без рукавов или же распашной с рукавами.

Головные уборы

Чаще всего предмет, по которому ученикам задают подобрать фото национального костюма евреев - «Окружающий мир». Однако иногда такое задание можно получить на дом и по истории или культурологии. К любому из этих предметов можно подготовиться хорошо, если исследовать национальную одежду иудейского народа как можно подробнее. Для получения высокой оценки необходимо также рассмотреть, какие прически и типы головных уборов были приняты у евреев. В Сети или в учебниках можно найти немало картинок национального костюма евреев. «Окружающий мир» - это не самый сложный предмет, и юным учащимся не составит труда подготовиться к нему на «отлично».

На уроке можно упомянуть и тот факт, что длинные волосы раньше носили только юноши. У мужчин среднего возраста отращивать шевелюру было не принято. На более поздних этапах истории даже тех молодых парней с длинными волосами стали расценивать как женоподобных. И среди мужчин, и среди женщин лысина считалась позором.

Борода

Интересно, что стрижка бороды была запрещена законом. Точно так же, как и ассирийцы, иудеи уважительно относились к этому элементу имиджа. Борода считалась признаком богатства и достоинства. Также считалось, что только свободные мужчины могут ее носить. За бородами тщательно ухаживали при помощи масел, разнообразных благовоний. Считалось серьезнейшим оскорблением отхватить кому-либо бороду. Но если погибал кто-то из родственников или близких друзей, у иудеев был обычай рвать на себе бороду или даже полностью ее отрезать.

Волосы

Рассказ о головных уборах хорошо дополнит описание национального костюма народов. Евреи из простого народа носили на голове платки наподобие арабских или же просто перевязывали волосы шнурком. Зажиточные иудеи носили гладкие повязки в виде тюрбанов. Женщины из богатых семей носили на голове сеточки, украшенные жемчугом, поверх которых обычно набрасывалась вуаль, окутывавшая все тело. В длинные волосы нередко вплеталась нить жемчуга, драгоценные камни, золото и кораллы. Женщины всегда тщательно ухаживали за волосами - густая шевелюра очень ценилась. Косы спускались вдоль спины, а иногда обвивались вокруг головы. Богатые молодые девушки часто носили локоны.

Костюм иудеев во второй половине XIX века

Если поискать изображения национального костюма евреев (картинки для детей можно найти как на соответствующей тематики порталах, так и в специальных книжных изданиях), то можно обнаружить два особенно важных элемента иудейского мужского костюма. Основными атрибутами традиционно считаются шали и шапочки. Шаль надевается во время молитв и выполняется в двух цветах. В одном из вариантов используется белый и голубой, в другом - белый и черный . Края шали дополняются кистями. Верхняя одежда у иудеев состоит из кафтана, плаща и длинного халата. Как правило, предпочитается черный цвет. В облике евреев часто присутствуют длинные пряди волос, пейсы, и бороды.

Одежда женщины того же времени

Женщины-староверы обычно одевались в платья особого покроя, при помощи которого хорошо подчеркивалась форма женского тела. Частыми элементами платья были оборки, кружева и складки. Пышные рукава в области запястья застегивались на пуговицу. По своей форме они походили на баранью ногу, поэтому получили такое название. Воротник-стойка также украшался при помощи оборок и плотно охватывал шею. Вдоль подола женского платья шло несколько рядов пышного кружева. Спереди юбка была прямой, а сзади собиралась в складчатый шлейф. Если посмотреть на женскую фигуру в традиционном платье в профиль, то снизу она будет похожа на горку, одна сторона которой - отвесная, а другая - пологая. На талии женщины носили пояс, который был изготовлен из того же материала, что и само платье.

Кипа

Какой национальный костюм евреев будет полным без особой шляпки- «ермолки»? Иначе она называется «кипой». Это традиционный иудейский головной убор. Кипа в еврейской традиции символизирует скромность и послушание Всевышнему. На вид она представляет собой небольшую шапочку, которая прикрывает макушку. Ее носят как отдельно, так и под большой шляпой. Иногда кипу крепят к волосам при помощи заколок. Традиция носить ермолку уходит своими корнями в те времена, когда головные уборы были обязательным атрибутом богослужений. Тора предписывает служителям храма покрывать головы. Некоторые иудеи стали носить шапочку постоянно. С помощью этого они хотели показать, что все их поступки направлены на то, чтобы служить Всевышнему. Смысл ношения шапочки - продемонстрировать, что иудей осознает величие Бога и ценит его мудрость даже выше собственной головы.

Одежда мужчин

Иногда школьники получают в качестве задания описать национальные костюмы народов России. Евреи - одна из самых многочисленных диаспор на территории страны. Численность их составляет порядка 254 тыс. чел. По некоторым оценкам, еще около 20 тыс. не стали во время переписи населения указывать свою принадлежность к какой-либо национальности. Сейчас наиболее характерными элементами гардероба иудеев являются темные сюртуки и брюки, а также светлые рубашки. Туристы, которые приезжают в Израиль, иногда с удивлением наблюдают за толпами иудеев в одинаковых черно-белых костюмах.

Женский костюм сегодня

Женщины также одеваются скромно, предпочитая темные или неяркие оттенки и добавляя элементы белого цвета. Даже для жаркой погоды женский костюм изготавливается из плотной ткани. Короткие или длинные юбки расцениваются как знак распущенности, поэтому средняя длина - до середины икр. Туфли обычно без каблуков. Еврейки редко пользуются косметикой или украшениями, а замужние дамы носят головной убор.

Даже среди религиозных женщин есть те, которые предпочитают одеваться красиво, однако при этом соблюдаются все правила приличия - никаких вырезов, декольте или мини-юбок. Манера одеваться в дорогие вещи присуща иудейкам с давних времен . Даже очень зажиточные мужчины одевались более чем скромно, в то время как их супруги носили пышные наряды. Но и евреи со скромными доходами, согласно традиции, должны были приобретать своим женам красивую и дорогую одежду. Таков современный национальный костюм евреев. На картинках (для детей такие иллюстрации - самое лучшее наглядное пособие) часто изображен упрощенный традиционный наряд, поэтому можно воспользоваться фотографиями из данной статьи, чтобы иметь представление об исторической одежде иудеев.

Михаль Маурер

Всем известно, что Израиль по сути своей страна эмигрантов. Чего здесь только ни увидишь! И каждый крупный город в Израиле имеет свои ярко выраженные особенности.

Все сказанное ниже относится только к Иерусалиму. Я очень люблю этот город. Больше половины его жителей — так называемые религиозные, т.е. практикующие иудаизм. Это накладывает особый отпечаток на внешний вид как женщин, так и мужчин.

Условно говоря, все население Израиля можно разделить на светское и религиозное. К светскому я отнесла и людей, практикующих религии отличные от иудаизма, потому что их внешний вид ничем особо не отличается.

Отдельная группа — арабские женщины — они также добавляют Иерусалиму особый колорит.

Вначале несколько общих слов. В отличие от моего родного Киева, в Иерусалиме очень мало парикмахерских и салонов красоты. Молодые девушки предпочитают носить длинные и очень длинные волосы. У израильтянок они очень красивые, часто вьющиеся. Их носят распущенными или убирают в пучок, причем как-то умудряются ничем не закалывать, а завязать пучок из самих волос.

А вот макияж на многих смотрится очень грубо из-за природной яркости лица.

Светские женщины

Если говорить о светской молодежи Израиля, то молодые девчонки надевают короткие шорты с заправленными в них футболками. Или леггинсы с точно также заправленными футболками. Леггинсы, как ни странно, любят и женщины постарше. Выглядит это иногда просто ужасно. Одежду, как мне кажется, никто не гладит. Носят футболки, майки на бретелях, модные длинные юбки, и конечно джинсы. В Иерусалиме кроме мировых брендов масс-маркета, много магазинов с дешевой и ужасной одеждой неизвестного производства. Молодежь охотно там отоваривается.


Много магазинов с таким же низким качеством обуви. Да и вообще, найти в Иерусалиме приличную обувь и при этом не разориться — задача не из легких. Израильтянки охотно носят балетки и совершенно не умеют ходить на каблуках. Комфорт прежде всего! Женщин из бывшего Союза можно идентифицировать сразу — по аккуратной и «нарядной» одежде.

Религиозные женщины

Внешний вид религиозных женщин, особенно в жару, вызывает неподдельный интерес туристов. Эта многочисленная группа жительниц Иерусалима не так однородна как может показаться на первый взгляд.

Сразу отмечу, что все мои критические замечания относятся исключительно к тому, как одеваются женщины в Иерусалиме, их внешнему виду, а не к самой религии, к которой принадлежу и я.

Всех религиозных женщин я для удобства разделю на три группы.

К первой отнесу строгих (харедимных) и ортодоксальных. Выглядят они в целом очень уныло. Как правило, это одежда свободного покроя и кажется, что она на два размера больше, чем надо. Одежда черных, коричневых или других неярких цветов. Немного разбавляется белым. Никакой косметики или украшений. Головные уборы, часто причудливых форм, плотно сидят на голове, так, чтобы ни один волос не был виден. Длины юбки — до середины икры. Слишком длинная и слишком короткая юбка считается неприличной. Рукава всегда длинные, горловина закрывает яремную впадинку. Ноги в плотных чулках, не менее 40 ден, и это в жару! Не подумайте, что эта одежда из легких тканей. Как правило, все очень плотное, непрозрачное, а иногда на блузку сверху надета еще и трикотажная кофта. Но сколько бы я ни общалась с такими женщинами, ни разу не замечала запаха пота. Подозреваю, что за время ношения такой одежды их организмы перестроились!


Вторая группа религиозных женщин Иерусалима очень неоднородна, но их объединяет желание быть красивыми. Парики — это одна из возможностей закрыть голову и выглядеть при этом красиво. Иногда бывает сложно догадаться, что на женщине парик.

Здесь уже бывают свои модные тенденции. Женщины из этой группы, при наличии вкуса, могут выглядеть просто роскошно! Они также носят только юбки, но они могут быть и модной длины макси. Тут есть и яркие цвета, украшения, косметика. Но выглядят такие женщины очень элегантно, конечно никаких выглядывающих бретелек. Но так как ноги должны быть закрыты, то колготки или гольфы (летом) выбираются так, чтобы их было видно, густого бежевого цвета. И это на строгий взгляд критиков, не очень красиво.

Среди последних модных тенденций — платки, завязанные на голове так, чтобы быть похожей на Нефертити.

В таком подходе к моде есть несомненный плюс. С возрастом, эти женщины не выглядят смешно, в погоне за последними модными тенденциями. Никаких маечек на увядших плечах. Все, что должно быть закрыто — закрыто.

И, наконец, третья группа. Это в основном молодые женщины, живущие в поселениях. Или просто любящие стиль а-ля пейзан. Они не столь строги к длине рукавов и ходят без колготок. В их одежде много кружев, тесемок, вышивки, джинсовых юбок, многослойности и украшений.

Израильские женщины на пляже:

http://laviniablog.com/?p=2259

Шанель для синагоги,

или Кошерные шаровары

Зимой 1989 года один наш друг умудрился скататься в гости в Израиль и, вернувшись, собрал друзей на просмотр слайдов. Его бомбардировали вопросами: что там? И как все выглядит на самом-то деле? В частности, девчонок, сидевших на чемоданах ввиду скорого отъезда, интересовало: что класть в эти чемоданы, что там носят? Он отмахнулся: «Израильтянки совсем не умеют одеваться. В Тель-Авиве ходят вообще почти голыми, шортики там, тряпочка-маечка до пупа. Религиозные — другое дело. В субботу в какой-нибудь большой синагоге можно увидеть элегантных женщин».

Скромненько, но чистенько
Как известно, верующие иудеи свою повседневную жизнь и быт выстраивают в соответствии с законами Галахи. А Галаха предписывает еврейке скромную одежду. Фишка лишь в том, что в каждую эпоху само понятие скромности сильно изменялось.


Например, в древнем мире совершенно не знали кроя. Одежду тогда моделировали из кусков материи с помощью драпировок, пряжек и поясов. Потом научились сшивать несколько кусков ткани. И все — мужчины и женщины — носили балахоны до пят, плащи, платки или покрывала. У наших предков, живших в Египте при фараоне, скромность выражалась в том, что еврейки не ходили с обнаженной грудью (или вообще топлесс), как египтянки…

В средневековой Европе все женщины всех сословий, постоянно носили головные уборы, даже спать ложились в чепцах. Все драпировались в закрытые длинные многослойные платья. Еврейки от них совершенно не отличались. Что тогда писали наши мудрецы о скромности? Да ничего. Зато вот Рамбаму приписывается высказывание о том, что красивая жена вызывает у всех уважение к ее мужу. В Средние века в еврейской купеческой среде считалось, что мужчина должен одеваться скромнее, чем позволяет его достаток, а жену и дочерей своих обязан одевать богаче, чем позволяет его достаток. Свидетельства об этом сохранились благодаря раритетным экземплярам ктубы — брачного договора.

Средневековая еврейская одежда

(Weiss, Kostümkunde).

Развратные венецианские куртизанки завели моду появляться прилюдно с непокрытой головой и с глубокими вырезами-декольте на платьях. Но известно также, что еврейки из гетто даже и не подумали перенять эту моду, впрочем, как и законные жены венецианцев титульной национальности. Позднее по всей Европе декольте вошли в моду в высшем обществе (но только на балах). И все равно еврейские благочестивые женщины прикрывали шею и грудь газовыми шарфами: это можно увидеть на многих портретах знатных евреек, например — из семейства Ротшильда.

Барон Альберт Ротшильд с женой Беттиной

Законы скромности стали актуальны гораздо позднее — во Франции, после тамошней революции, когда евреи получили свободу по указу Наполеона Бонапарта и вышли из гетто. Именно в этот период революционные француженки отказались от корсета и кринолина и внедрили античную моду на кисейные прозрачные платья с завышенной талией и смелыми декольте. Под этими нарядами даже не носили нижних юбок, в лучшем случае — трико телесного цвета. Именно тогда в высшем свете отказались и от головных уборов на балах и суаре, и шляпки стали приличны только на улице. Состоятельные еврейки стали выписывать первые парижские журналы мод, а еврейские религиозные авторитеты, обеспокоенные падением нравственности, — составлять циркуляры о надлежащем скромном виде.

Одежда евреек начала XVIII в. в Фюрте (Бавария)

А сегодня Галаха выдвигает к одежде еврейской женщины следующие требования:

1) подол юбки должен покрывать колени
2) рукава должны закрывать локти
3) на ногах — чулки
4) вырез платья у шеи не должен быть ниже ключиц
5). замужняя женщина покрывает волосы головным убором или париком
6) запрещено женщине носить мужскую одежду, а мужчине — женскую

Иное дело, что многие еврейки на эти установления давно махнули рукой…

Tafilalet region, Morocco, first half of the 20th century
Cotton and silk, silk-thread embroidery
Gift of Baroness Alix de Rothschild, Paris
Gift of Musée de l"Homme, Paris


Women"s Dress

Sweden (originally Germany), 1850s
Silk taffeta, silk velvet, cotton lace
Lent by Judith Goldstein, née Hoffmann, Stockholm, Sweden


Baby"s coats

Wedding outfit

Sandor, Iraqi Kurdistan, 1930s
Raw silk, silk-thread embroidery
Purchased through the gift of Joseph Boxenbaum, Herzliya


Right: Henna dress

Iraq, Baghdad, 1891
Silk satin weave, silk and lace ribbons, tinsel embroidery
This dress belonged to Dakhla Rachel Mu`allem, Baghdad 1880-Teheran 1960, married at the age of 11.
Dakhla fled to Iran in 1948; when her children escaped Khomeini"s regime for London, they took the dress with them.
Gift of Dakhla"s daughter, Naomi Inbar, Ramat Gan.

Left: Wedding dress

Iraq, Baghdad, 1880s
Brocaded silk, silk ribbons, tinsel embroidery, hand sewn
Gift of Mazli F. Iny, New York, in memory of her mother Mas`uda Mathalon

...............
Modesty in the Eye of the Beholder
Although emphasizing the breast, these dresses were nonetheless considered a symbol of female modesty. In 1906, Rabbi Yosef Hayyim, one of the leaders of the Baghdad Jewish community, even criticized women who abandoned this modest style in favor of open-coat dresses.

Clothes of Rabbi Hayyim Moshe Bejerano Efendi

Turkey, early 20th century
Broadcloth, gilt-metal-thread couched embroidery
Gift of Diamant Baratz Béjarano and Arnaldo Béjarano, Courbevoie, France


"The Great Dress" (berberisca or al kesswa l"kebira)"

Fez, Morocco, early 20th century
Silk velvet, gilt metal cords and braided ribbons
Gift of Perla Ben-Soussan, France Gift of Armand Amselem, France


Woman’s coat

Bukhara, Uzbekistan, late 19th century
Brocaded silk; lining: silk and cotton, ikat-dyed

...............
Explosion of Color
An The dizzying colors of ikat displayed here highlight the clothing"s inner lining and give importance to often unseen parts of the garment. Due to its strong smell, the use of ikat was initially considered repugnant, and was exclusively a Jewish practice; however as the process was perfected it came to be a highly esteemed specialty.


Jewish woman"s wrap (izar) and face veil (khiliyye)

Baghdad, Iraq, late 19th - early 20th century
Silk, gilt metal thread; veil: horsehair
Gift of Helene Simon and Hanina Shasha, New York, in memory of their mother, Louise Zilka née Bashi
Gift of Mazli Nawi, Ramat Gan

...............
The most famous of the Baghdad workshops belonged to master weaver Menashe Yitzhak Sa"at, nicknamed Abu-al-Izan ("father of the izar ") due to the fabric wraps in which he specialised. One year after Sa"at immigrated to Israel, the izar industry in Baghdad came to an end.


Jewish woman"s wrap (chader) and face veil (ruband)

Herat, Afghanistan, mid-20th century
Cotton, netted silk-thread embroidery
Purchased through the gift of Dr. Willy and Charlotte Reber, Valbella, Switzerland


Mourning scarves

Uzbekistan, early 20th century
Silk, reserved dye printing


Woman"s attire

Mashhad, Iran, early 20th century
Silk, silk velvet, cotton satin, gilt-metal-cord embroidery
Purchased through the gift of Bruce Kovner, New York

...............
From Paris to Persia
When Quajar Shah Nasir al-Din and his wife embarked on a journey to Europe in 1873, they were inspired by the "ballerina" skirts they saw in Paris. Upon returning to Iran, they brought with them a new style of dress, characterized by heavily-pleated short skirts and tight pants



Tunis, Tunisia, early 20th century
Satin silk, gilt-metal-cord embroidery, cotton-thread embroidery on tulle

Tunis, Tunisia, early 20th century
Satin silk, gilt-metal-cord embroidery, cotton-thread embroidery on tulle

Tunis, Tunisia, early 20th century
Satin silk, gilt-metal-cord embroidery, cotton-thread embroidery on tulle

Women"s Festive Attire

Tripoli, Libya, early - mid-20th century
Wrap: Artificial silk; Blouse: Chiffon silk; Belt: Gilt silver
Gift of Louise Djerbi, Jerusalem in memory of Luly Raccah
Gift of Lionelle Arbib in memory of his grandmother Ida Arbib née Nahum Lent by the Habib family, Milan


Bridal Jacket

Isfahan, Iran, early 20th century
Silk velvet, silver tinsel embroidery


Married Woman"s Outfit

Salonika, Greece early 20th century
Silk, brocaded and ribbed, cotton lace
Gift of Esther Jeanne Haelion Ben-Susan, Paris in memory of the mother Gracia,
Gift of Flora and Shlomo Perahia, Claire and Robert Saltiel, Paris, in memory of their mother Rivka Perahia née Cohen
Gift of Vicki Sciaky, Tel Aviv, in memory of her husband Haim Joseph and her son Joseph Haim Sciaky,

Теперь об одежде.
Обязательным элементом является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая (малый талит) или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. В его четыре угла вдеты нити цицис - кисти заведанные Торой.

Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Но есть чисто белые.

Бывает, что среди восьми нитей кисти присутствует одна или две синего цвета. Это скорей всего радзинский или ижбицкий хасид. История такая: секрет изготовления тхэйлет - синей краски, которую получают из моллюска хилозон утрачен около 2000 лет назад и был открыт заново рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов и вошел в употребление только в нескольких общинах.

У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Таким образом белое покрывало, типа пончо называется .
Причем заметьте, это я вам рассказываю не о народных костюмах, канувших в Лету, они все это реально носят!

Я лично не отличаю хасидов от литваков и сефардов. Кстати последние еще и одеждой очень похожи. Единственное что, литваки носят галстуки . Но ведь есть еще ружинские хасиды, которых тоже можно увидеть в галстуках. Правда хасиды все с бородами , которые никогда не бреют и даже не стригут. А вот литваки ухаживают за своей растительностью на лице, подстригают, подравнивают. Встречаются литваки и без бород.

Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук . Литваки в будни могут носить пиджаки . Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например лацканы могут быть заостренные или закругленные. Или вместо обычных трех пуговиц - шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов.

Вообще верхняя одежда несколько более разнообразна, кроме капотов есть еще халаты , бекечи (бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. И все это обязательно черного цвета.

Халаты - одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки - для занятий в ешиве или койлеле.

В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ - бекече .

И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту - открытый гартл , или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку - закрытый гартл . Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые - венгерские и румынские.
По ширине гартла можно распознать социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Но это правило не относится к белзским, гэрским и некоторым другим хасидам.

Теперь брюки . Тут все проще. Они могут быть или обычные, или до колена - еалб-гойэн . Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы - зокн . Иногда по праздникам в некоторых общинах принято менять черные гольфы на белые. Гэрскиие хасиды вообще заправляют обычные брюки в гольфы! Это называется "казацкие" гольфы (козак-зокн ).

Все это необычно (мягко говоря) и очень привлекает внимание на улицах. Каждый раз я хваталась за фотоаппарат и тут же запихивала его обратно в сумку, кто знает, насколько они мирные. Да и вообще неприлично фотографировать мирных жителей, я бы лично не обрадовалась на их месте.

Информацию почерпнула на сайте toldot.ru , а картинки на просторах интернета

А теперь предлагаю угадать, кто на картинках и что за одежда на них одета:)

UPD: а этот парнишка как бы говорит ФИГ ОТГАДАЕТЕ:)

" заявила, что в Израиле 10.000 таких женщин, как она. Это, конечно, преувеличение. Еврейских женщин, закрывающих лица в общественных местах или носящих хиджабы и их подобия, не так много. Но зато развелось немало теток, полностью скрывающих очертания своей прелестной (пли не очень) фигурочки под лошадиными попонами, которые у этих теток зовутся "шаль" или "шайле". Ношение "шали" мотивируется просто: "так одевались наши святые матери". Кого они имеют в виду? Мамаша-талибанка отвечает, что Сару, Ривку, Рахель и Лею. Мол, когда вернемся к их одежде, придет Машиах.

Никто реально не представляет себе, как одевались четыре праматери. Довод, что, мол, Ицхак одевался, как Ишмаэль, потому что оба одевались, как Авраам, в данном случае не работает. Может быть, он сработал бы, если бы речь шла только о мужчинах. "Ерушалмим" действительно еще в очень средние века пошили себе халаты из полосатой арабской ткани, и ходят так до сих пор, плюс пейсы, плюс белая "буденовка" с шишечкой. И смотрятся таки да - аутентично и красиво.

Но с арабок мы примера брать ну никак не можем, потому что их исторический костюм изменился. Большинство мусульманок в нашей стране одеты куда более сексуально, чем религиозные еврейки. Ну, сверху, как положено, хиджаб, это да. Дальше - базовая кофточка с безрукавкой на ней, это тоже по-нашему. А вот еще ниже - обтягивающие брючки, открывающие фигуру от бедра и до пят Впрочем, нам, конечно, видна более современная часть арабского населения - именно она посылает девушек в университеты и позволяет в дальнейшем работать вне дома. Но и все равно - не наше это, не наше.

Обычай покрывать женщине лицо - тоже явно не наш. В Хумаше покрытие лица упомянуто дважды. Оба раза оно связано с обманом. Лаван покрыл лицо Леи, чтобы выдать ее за Рахель, а Тамар покрыла себе лицо, чтобы выдать себя за "кдешу", т.е., блудницу. Доводы талибанок, что так ходили их бабушки в Багдаде, тоже не выдерживает. Они ходили так за пределами еврейского квартала, среди мусульман-шиитов.

Выходит, уж если возвращать этническую ашкеназскую одежду, то ориентироваться надо на наряды 18 века - и до середины 19-го. Потому что в середине 19 века царь Николай Первый просто-напросто запретил евреям их традиционную одежду, привезенную из Польши. Мужики сопротивлялись, как могли, в результате чего возникла новая этническая мода - помесь того, что было в Польше с городским платьем либо русских, либо европейских мужчин. А женщины перешли на городскую моду, приспосабливая ее, если надо, к требованиям скромности. Эта тенденция видна и до сих пор.

Когда именно марокканские еврейки перешли на современную одежду, сказать не могу. Думаю, что окончательно - только в середине 20-го века, с переездом в Израиль. Отмечу только, что знаменитое марокканское "большое платье" по структуре напоминает то, что носили еврейки Белоруссии и некоторых областей Польши в 18 веке. Только ткани в Марокко были другие, техника вышивка другая, поэтому и вид, соответственно, не такой, как в идишланде.

Посмотрите на эту картинку из собрания Яд ва-Шема. Здесь изображена традиционная одежда земли Ашкеназ 18 века, отчасти перенесенная из Германии и в Польшу с Россией. Три фигурки слева - девицы и дамы. Девицы отличаются от дамы распущенными волосами. Не думаю, что это парики - их стали носить гораздо позже. Дама (вид сзади), носит что-то вроде короткого покрывала или платка. Фигуры всех трех действительно скрыты под короткими плащами, впрочем, не покрывающими всю верхнюю половину тела, как у "талибанок" города Беит-Шемеш начала 21-го века. Плащ оставляет открытыми грудь и талию, так что виден наряд, перехваченный в поясе, то есть, вполне женственный. Платок на даме номер три - не черного цвета, как у талибанок, а белого. Обращает на себя внимание важная деталь - фартук поверх юбки. . Этот фартук еврейки взяли с собой в Польшу и в Россию, и носили очень долго. Считалось, что он предохраняет женщину от налета демонов-губителей, могущих отнять ее детородную силу. Даже в 19 веке, когда фартук уже вышел из моды, некоторые женщины продолжали носить его.. под юбками! Так сильны были суеверия в среде "наших святых матерей". Из моды в этом "немецком" наряде вышел только многослойный гофрированный воротник, который позже заменили на простой кружевной воротничок, носимый в субботу поверх темного платья. Я вижу такие воротнички в витринах магазинов современного Бней-Брака. Это - вечное.

Посмотрите теперь на наряд польской еврейки 18 века, тоже из собрания Яд ва-Шем. На верхней гравюре - миснагедский еврей с женой. На нижней картинке - хасид, почему-то без супруги. (Она дома чолнт варит). Жена миснагеда носит многослойную юбку, причем верхняя юбка, обернутая вокруг талии, сходится не полностью и открывает нижнюю юбку. Поверх юбок - белый фартук. В Польше его обычно вышивали цветами. Сверху - блузка. Поверх блузки обычно носили корсаж - что-то вроде безрукавки на пуговицах или шнуровке. К безрукавке пришивали съемные рукава, часто цветастые, из кисеи. На шее у дамы вариант шейного платка - галебанд или брустух. В данном случае он короткий, не закрывает корсаж до талии, и больше походит на воротничок. На голове у дамы, судя по всему, "теркише" - "турецкий" тюрбан. Он стянут надо лбом и украшен брошью с камнями. Иногда поверх "теркише" носили также шаль, которая спускалась на плечи и доходила до пояса. Но все равно, судя по нескольким виденным мной гравюрам, силуэт был женственный, с подчеркнутой линией талии, и талия была на месте - не ниже и не выше природной. Ничего общего с измышлениями современных поборниц супер-скромности. Фигура не изуродована, и все многочисленные детали головных уборов и одежды не только закрывают женщину, но и украшают ее.

Сохранилось описание еврейской женской одежды Могилевской губернии конца 18 века. Нижний слой состоял из юбки и блузки. Поверх юбки, конечно, фартук, а поверх блузки - корсаж на шнуровке. Поверх корсажа - галебанд, а поверх галебанда - нити жемчуга и золотые цепочки. Головной убор состоял из трех, а то и четырех частей. Голову повязывали тонким платком - шлеером, отделанным кружевом. Концы шлеера свисали на спину. Поверх шлеера повязывали атласные ленты - бинды. (Именно эти бинды почему-то вызвали гнев Николая Первого, и он велел еврейским женщинам их категорически снять). Бинды закрывали волосы на лбу. На бинды с двух сторон крепили стеганые подушечки, вышитые жемчугом. Подушечки закрывали волосы на висках. Летом поверх этого всего повязывали большой треугольный платок - тихл. Зимой на шлеер надевали меховую шапку, а тихл повязывали поверх шапки. Я также видела гравюру, где вместо подушечек на бинды были пришиты искусственные цветы, также закрывавшие виски. В общем, волосы покрывались полностью, но при этом каждая часть головного убора служила украшением. Аксессуаром, как теперь говорят. А высокий головной убор хорошо уравновешивал длинный нос и неправильности черт лица, если таковые имелись. Кроме того, он делал женщину выше, что уравновешивало толстый тухес (тоже, кстати, нахес). Короче, все очень женственно, и никакого черного цвета. Цветы на рукавах, цветы на голове, цветы на фартуке. Шейне блиме, не женщина, а клумба.

Имелся и особо праздничный головной убор - штернтихл (звездный платок). Посмотрите на старинный штернтихл из собрания YIVO. Справа от него - шитые жемчугом височные подушечки. Штернтихл шили из двух плотных лент. В области лба они сшивались между собой так, чтобы одна оказалась над другой, и по обеим сторонам свисали свободные концы. Верхнюю ленту связывали сзади, чтобы получилась высокая диадема на голове. Нижнюю ленту повязывали на затылке. Нижнюю ленту вышивали жемчугом и драгоценными камнями - вот это и были "звезды". Разумеется, штернтихл не закрывал все волосы, поэтому поверх него повязывали тихл или набрасывали шаль.

Харкктерным головным убором был также чепчик - купке. Его тоже принесли с собой из Германии и носили с 13-го по 19 век. Поверх купке повязывали платок, а лоб закрывали или биндами, или - в некоторых областях - штукой под названием "харбинд" - волосяная лента. К такой ленте пришивались искусственные волосы, покрывавшие лоб. Ленту, конечно, тоже украшали вышивкой или кружевами.

На ногах носили чулки и башмаки. На многих гравюрах мы видим вполне современную обувь - что-то вроде балеток или лодочек, а иногда туфли без задника на каблуке.

В девятнадцатом веке многие еврейки сменили многослойный головной убор на парик, однако Николай Первый и его подверг гонениям, назвав "ужасным". Дело в том, что парики в то время делались изо льна и шелка. Льняные парики носили бедные женщины, шелковые - богачки. Нечего и говорить, что такие парики быстро превращались в спутанные мочалки. Со временем их сменили "шайтл" (парики) из натуральных волос, еще позже - из синтетических нитей.

Сравним теперь одеяние ашкеназки с традиционным платьем марокканской еврейки. Именно его обычно и изображают как иллюстрацию понятия "национальный костюм евреев". Наиболее известно так называемое "большое платье", каждая часть которого имеет свое название на языке эспаньоль. Скорее всего, платье это принадлежит "чистым сефардам" и было привезено в Марокко из Испании в конце 15-го века. Большое платье состоит из корсажа, юбки с запАхом, съемных рукавов, нагрудника, широкого пояса, заменявшего корсет, иногда - также и шали. Характерная черта - край и отворот запашной юбки отделывался богатой вышивкой, образующей треугольник. Нагрудник также вышивался. Как видим, у этой одежды те же составные части, что и у польско-еврейской, за исключением того, что у марокканок нет фартука, зато есть корсетный пояс, а марокканский "галебанд" (нагрудный галстук) был другой формы и украшался богатой вышивкой. Думаю, что родина обоих костюмов - Испания. На это указывают съемные рукава, которые можно было стирать отдельно от корсажа. Такие рукава описаны в одном из рассказов Габриэля Гарсия Маркеса. Помните, там бабушка постирала внучке рукава, а они не высохли, и теперь юная дева не может отправиться в церковь. (По ходу рассказа выясняется, что бабушка сделала это нарочно, чтобы внучка не увидела своего коварного возлюбленного).

Ну и что же во всем этого общего с нарядами "мамаш-талибанок"? Только шаль. Но шали в старые времена были цветастыми, закрывали не всю верхнюю часть туалета, а в случае Марокко - еще и полупрозрачные, если верить картинке. Опять же - ни на польских гравюрах, ни на марокканских музейных фотографиях я не видела черных шалей и темно-синих платков. Все цветастое и яркое - от Варшавы и до Танжера.

А кто же в современном Израиле на самом деле возвращает старинную этническую одежду еврейских женщин? Конечно, религиозные сионистки. Платки, украшенные лентами, на которые крепятся цветы, многослойные юбки, безрукавки, шапочки, шитые бисером, фальшивым жемчугом, кружевами - все это гораздо ближе к одежде как польских, так и марокканских прабабушек. Нате, любуйтесь.

На молодой женщине берет, но мог быть и платок, на который, при желании, можно повязать ленту и приколоть цветок из ткани и кружева. Юбка на ней многослойная, верхний слой с цветами, как фартук прабабушки. И силуэт с подчеркнутой талией. Поскольку верхня часть затянута в обтягивающую базовую кофточку, грудь очень грамотно закрыта шейным платком. И современно, и традиционно.