Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Музыкальное развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности Музыкальное развитие детей дошкольного возраста


Музыка - не только вид искусства, но и отличный способ развивать ребенка. Гармония нот повышает трудоспособность, успокаивает и нормализует сон. В период от рождения (включая внутриутробное развитие) до 4 лет малыш учится не только слышать, но и слушать музыкальные произведения, а в 5 - 6 лет возникает потребность воспроизводить. Возможно, новые Моцарты появятся не скоро, но гармоничные и целостные личности - запросто!

Музыка (размеренная, ритмичная, акапельные песни по типу колыбельных) на малышей влияет наилучшим образом:

  • Развивается нервная система.
  • Быстрее происходит адаптация к обществу.
  • Развивается эстетический вкус, мышление.

Музыка воспитывает, помогает социализации, лечит.

Музыкальное воспитание дошкольников

Малыши начинают воспринимать живую речь, музыкальные ритмы, еще находясь во внутриутробном состоянии. После появления на свет, дети знакомятся с мамиными колыбельными, удивляются ритмичным, разным по диапазону и длине звука погремушкам. Более взрослые малыши осваивают элементарные инструменты и начинают слушать музыкальные произведения, испытывая определенные чувства.

  • От 0 до 2 лет - этап «Здравствуй, звук!». Крохам интересно заниматься звуконаследованием. Повторение треска или шума погремушки, издаваемых домашними животными звуков становится их любимым занятием. Предлагая различную «базу», родители помогают ребенку развивать слух и логику. Нажимая пальчиком на клавишу или кнопку, дети слышат различные звуки.

Важно, что в этом возрасте на малышей уже влияет классика и мягкие джазовые композиции, мелодии в исполнении инструментальных ансамблей. «Лунная соната» Бетховена, «Элегия» Массне, «Пер Гюнт» Грига не только повысят интеллектуальный уровень взрослых, но и смогут стать музыкальным «началом начал» у будущих личностей.

  • 2 - 3 года - этап «Играй, гармонь!». Самые простые предметы могут сыграть роль элементарных инструментов. Здесь дети осваивают несложную технику, включаются в процесс воспроизведения.

Интересно, что в этом возрасте мальчикам и девочкам более по душе быстрые мелодии, они не просто поддерживают хорошее настроение, способствуют активности, но и влияют на развитие мышечной системы детей. Двигаясь в такт веселым детским песенкам («Антошка», из м/ф «Пластилиновая ворона» и др.), малыши развиваются физически, усваивают понятие ритма, которое им пригодится в школьные годы.

  • В 4 года дошкольники при помощи знакомства с новыми инструментами и дальнейшего изучения мира музыкальных стилей учатся проводить несложный анализ. Многие начинают различать «веселые» и «грустные» композиции. Понятия «минор» и «мажор» только появляются на слуху, но позволяют в будущем ассоциировать настроения мелодий и человека в данную минуту.

Полезным способом снимать перевозбуждение и успокаивать остается медитация под спокойную, умиротворяющую музыку. “Вечерняя серенада” Шуберта, “Спектральная сюита” Стива Халперна, прослушанные в комнате с приглушенным светом и рядом с родителями, способны развить в ребенке чувство самоидентификации. В период проигрывания мама может рассказать сказку о двух вымышленных персонажах, где один отделился от другого и пошел искать счастье. Пусть сын или дочь нарисуют это самое счастье или просто расскажут о нем. Так еще маленький человек научится формулировать мысли и озвучивать чувства. Не стоит кривить душой, родителей эта совместная процедура также научит освобождать свои мысли и быть ближе к ребенку.

Степень успешности осуществляемой школьниками учебной деятельности обусловлена вниманием. Данному психическому процессу отведена особая роль. В качест...

  • 5 - 6 лет , этап «Музыка для всех!». Родителям и воспитателям придется обзавестись терпением, однако результаты порадуют каждого. Необходимо предложить дошкольникам самостоятельно «сыграть» произведение. Участие старшего наставника с внесением собственных музыкальных корректив приветствуется!

Настоящим помощником воспитателю станет «Утро» Грига при полной усталости ребенка. Поднять дух сможет «К радости» Бетховена. Снять гнев маленького человека под силу «Сентиментальному вальсу» Чайковского, а «Лунный свет» Дебюсси позволит сосредоточить внимание.

Главное, что музыкальное воспитание детей положительно сказывается и на взрослых.

Музыкальные игры для дошкольников

Погружаясь в мир звуков, ребенок учится в них разбираться, переживать новые эмоции, развивается его мозговая деятельность. Музыкальные игры, придуманные для дошкольников, можно распределить по категориям:

  • Для запоминания. Среди всего арсенала предлагаемых ребенку занятий наиболее простым и доступным можно назвать «Аплодисменты». Присаживаясь в круг, воспитатель прохлопывает несложный ритм, сопровождая его какой-нибудь спортивной «кричалкой» или небольшим стихотворением, пословицей. Каждый малыш повторяет по кругу. Если не выходит, взрослый предлагает из нескольких ритмичных прохлопываний узнать правильное. Важно, что такие игры способствуют не только запоминанию, но и развитию чувства ритма и внимания.
  • Для развития мыслительной функции, для улучшения голосовых данных. Нельзя поправлять и «обрывать» песню малыша, даже если не все ноты взяты идеально. Такое вмешательство может запросто отбить охоту к пению. Через такое проявление детского творчества ребенок учится проявлять эмоции. Отрывистые и ритмичные мелодии даже поднимают настроение, а лирические и протяжные способны передать грусть и задумчивость. Часто используют распевки. Они улучшают качество исполнения и развивают голосовые данные.

Как вариант, используют музыкальную игру «Восьмерка», когда на выдох дети считают до восьми. Можно сочетать это упражнение с поднятием ноги или рук. Это позволяет развивать диафрагму, брать дыхание, контролировать положение тела. А в игре «Зов», во время которой ребята и девочки становятся в круг, спиной к центру, начинают кричать какое-то слово. Можно чье-то имя. Когда воспитатель понимает, что громче дети уже не сделают звук, занятие прекращается. Это не только тренировка силовых характеристик звука, но и действенный способ «сбросить» негативные эмоции.

  • Для памяти. Во время игрового момента дошкольникам проще усвоить даже более сложные задания. Игра «Ритмический рисунок» проводится так: воспитатель (или родители) могут нарисовать на карточках различные музыкальные рисунки. Можно условно обозначить длинные звуки в виде палочек или черточек, короткие - кружочками или точками. Размер одну четвертую можно изобразить в виде цифры или разной длины черточки. Это легче, чем нотный стан даже для 5 - 6-летнего дошкольника. Похлопать ладошами, простучать карандашом или на каждый звук придумать взмах, кивок или движение ногой - выбор зависит от музыкального уровня подготовки дошкольника и мастерства воспитателя.
  • Для творчества. А кто сказал, что для музыкального воспитания и развития необходимо исключительно петь или «отбивать» ритмический рисунок? А как же танец? Ребятам и девочкам понравится музыкальная задача «Танцевальная угадайка».

Понадобятся 2 команды с активными капитанами и музыкальные нарезки (можно просто вовремя выключать магнитофон). Капитан под музыку придумывает мини-танец, а «противники» пытаются его повторить. Веселой забавой, развивающей слух, станет игра «В своей тарелке». В тарелочки взрослый выкладывает предметы, издающие интересные звуки. Пусть это буду деревянные и/или обычные ложки из нержавейки, губная гармошка, погремушка. Задача дошкольника с завязанными глазами прослушать звуки, потом повязка снимается, а ребенок на вид пытается угадать, из какой посуды были изданы «мелодии».

5 1

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей? Какие для этого лучше всего подходят занятия и упражнения? На что родителям маленьких детей обратит...

Такие музыкальные забавы не только развивают память, но и являются отличным времяпрепровождением дошкольников. Эти задания помогут с интересом заниматься в помещении при дождливой погоде.

Музыкальные материалы для развития ребенка

С музыкой дети сталкиваются часто, начиная от колыбельных песен матери перед сном, прибаутками «Ладушки», песенным сопровождением хороводов «Каравай» и музыкальными заставками к любимым мультфильмам. Но в дошкольном возрасте возможность музыкально развивать и воспитывать сына или дочь имеют уже воспитатели детского сада. Здесь выбор «инструментария» не намного, но отличается. Многое зависит оттого, сколько лет воспитанникам.

Как правило, еще в более раннем возрасте дети знакомятся с музыкальными инструментами.

  1. В 2 - 3 года малыши впервые понимают, что такое барабан. Родители или старшие наставники демонстрируют спектр различных звуков, издаваемых этим инструментом. Стучать можно руками или палочками (при условии отсутствия травматизма, а также карапузов не стоит наедине оставлять с палочками). Бубенцы станут еще интереснее, поскольку их звучание отличается большей музыкальностью. С их помощью возможно отображать в детской песенке сильную долю и слабую. Ложки окажутся пригодными для отображения ритма любой песенки. Трещотка также завладеет вниманием. Почему бы не «сыграть» частушки? Металлофон, музыкальные детские пианино или труба, играющие после нажатия на клавишу или кнопку определенный звук (не мелодию!), привьют маленькому музыканту любовь к этому виду искусства.
  2. В 4 года более углубленно (и осознанно) дети подходят к изучению духовых и клавишных инструментов. Это уже не просто любознательность и восхищение от случайно издаваемых звуков. Можно демонстрировать не только флейту или габон, иногда достаточно показать изображение инструмента и подобрать музыку с его звучанием.
  3. 5 - 6 лет - время шумовых оркестров! Горох, гречка, вода в бутылках, металлофоны и детские инструменты, наконец, становятся доступными для воспроизведения звука. Пусть играет фантазия, воспитатель поможет.

Если у дошкольника проявляются возможности, стоит задуматься над посещением музыкальной школы. Если нет - не беда, музыкальное воспитание и развитие в любом случае благотворно влияют на становление будущей личности!

2 0

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других ”

Б.Асафьев

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии творческого потенциала ваших детей. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Зачем нужна ребёнку музыка? Странный на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Для достижения этой цели нет лучшего средства, как занятия музыкой, импровизацией, которые призваны стать уроками жизни. Выдающиеся педагоги говорят о том, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Музыкальные занятия со старшими дошкольниками направлены не только на достижение задач музыкального развития, но и в большей степени на целостное развитие личности, достижение ими школьной зрелости, выравнивание стартовых возможностей наканунеобучения в первом классе. Поэтому особое внимание мы обращаем на коммуникативные навыки детей, развитие эмоционально-волевой сферы.

Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего воспитания, раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка. В этом возрасте возрастает приоритет развития творческого воображения, так как именно эта способность влияет на успешность человека в других видах деятельности. Важным условием творческой составной является необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.

С чего же начинать решение этой важной и непростой задачи?

1. Поддерживать интерес ребенка к движению под музыку. При этом нельзя делать замечания ребёнку, даже если они вполне заслуженные. Главное – получение ребенком удовольствия от самого процесса движения под музыку.

2. Обогатить двигательный опыт детей под музыку.

3. Для этой цели очень подходят совместное движение под музыку старших детей или родителей.

4. Важно учить воспринимать музыку, её характер, «Видеть» ушами, фантазировать под музыку. Кстати, это даётся нелегко даже взрослым, поэтому можно учиться вместе с детьми.

5. Для импровизации можно использовать атрибутику: ленточки, шарфики, звёздочки, платочки, веночки, цветы.

Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное зрение, глазомер, периферическое зрение) Кроме того, важно подчеркнуть роль профилактики глазных патологий, значение укрепление зрения для будущих дошкольников.

На пятом году жизни пение остаётся одним из любимых видов деятельности. В этом возрасте дети уже самостоятельно могут придумывать несложные песенки. Здесь важен накопленный багаж различных жизненных ситуаций, передача различных интонаций. Например, вопрос-ответ.

При игре на детских музыкальных инструментах ребёнок может самостоятельно подбирать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нём.

При игре на металлофоне ребёнок может импровизировать своё имя, марш, плясовую.

Вот как выглядит примерный алгоритм совместной творческой импровизации родителя с ребенком.

1. Придумывается сказка (развивается мышление, речь, воображение)

2. При помощи музыкальных инструментов (использование самодельных шумелок, шуршалок и т.д.) озвучиваются герои (развивается при совместном изготовлении музыкальных инструментов мелкая моторика, воображение, тембровый слух, лексический запас слов)

3. Изображение и изготовление декораций. (кто, где, когда. Например: колобок, в деревне, в лесу, летом).

4. Придумывается песня героя, танец. (в соответствии со временем года

« цветочков», или песенка колобка).

Ребенок воспринимает музыку, еще не появившись на свет. Это подтверждают многочисленные исследования. Очевидно, самой природой малышу подарены способности слышать и чувствовать мелодию и музыкальный ритм. Как же эти задатки не выявлять, если за ними может скрываться настоящий талант ребенка? Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста помогает научиться слышать красоту мелодии, видеть изящество танца. Все это формирует эстетическое восприятие и способствует тому, чтобы повзрослевшие дети определили место музыки в своей жизни.

Детская музыкальность и влияние музыки на развитие детей

По мнению ученых, музыкальные способности у детей имеются изначально. Просто у некоторых они проявляются более ярко, а с некоторыми малышами следует поработать, чтобы выявить предрасположенность к этому виду творчества.

Ребенок непроизвольно проявляет свою природную музыкальность. Если разрезвившимся дошкольникам включить плавную мелодию, они быстро успокаиваются. При вялости, несобранности малыша его можно взбодрить и организовать веселым маршем. При этом не нужно направлять внимание на звучащую мелодию. Детский организм сам откликается на звуковые волны.

Занятия музыкой, разучивание песен и движений положительно сказывается на развитии дошкольника. Они способствуют сенсорному развитию: обостряется слуховое и двигательное внимание, воспринимается более широкий диапазон звука, улучшается восприятие ритма.

Музыкальная деятельность дошкольников создает условия для развития произвольности психических процессов. Формируется , так как ребенка направляют, к чему прислушаться, на что посмотреть. Повышается произвольность восприятия и – дети слушают звучание нот и соотносят со звуками природы, фантазийными картинками.

Также улучшается память за счет того, что необходимо разучивать слова песни, а словарный запас существенно расширяется.

Заметим, что воспитание музыкой формирует отзывчивость, делает дошкольников более чуткими по отношению к взрослым, друг другу.

Музыкальные способности дошкольников

Многолетние исследования показывают, что музыкальные способности детей дошкольного возраста могут проявляться в различных формах, но один из талантов, скорее всего, обнаружится у каждого. Одних детей больше привлекает игра на инструментах, другим нравится петь песенки. Третьи немедленно начинают танцевать, услышав ритмичные звуки.

Однако, задаваясь целью развивать малыша, важно учитывать его предпочтения. Основная характеристика успешного обучения – вовлеченность в процесс. Учеба по принуждению дает только отрицательные плоды.

Случается, что резко негативное отношение к инструменту или занятиям хореографией сохраняется вплоть до зрелого возраста.

Поэтому следует певца отдавать в хор, музыканта обучать играть на том инструменте, который ему действительно интересен, а танцора отвести в танцевальную студию для маленьких.

Виды способностей

Созданная специалистами классификация музыкальных способностей включает два основных вида:

  • Музыкальный слух;
  • Умение чувствовать ритм.

Музыкальный слух – восприятие звукового движения и воспроизведение мелодии.

Данная способность может быть врожденной, но даже, если ребенок не обладает абсолютным слухом к музыке от рождения, его можно развить с помощью тренировок, особенно, если начинать заниматься с раннего возраста.

Наличие или отсутствие чувства ритма можно заметить, едва малыш начинает двигаться под звуки. Это не просто равномерное повторение движения через равные интервалы. Человек, ощущающий ритм, тонко чувствует паузы, музыкальные акценты, во время которых движение должно быть отточенным, ярким, красочным.

Компоненты музыкального слуха

Компоненты такого слуха – это ладовое чувство и музыкально-слуховое представление . Первое затрагивает эмоциональную сферу и обеспечивает тонкое исполнения. Дошкольник, который обладает подобным навыком, способен не только узнать мелодию по памяти. Он сразу же скажет, что эта композиция грустная, другая – веселая, третья – задумчивая. Данный компонент означает восприятие мелодии через чувства.

Музыкально-слуховые представления – это способность отследить движение музыкальных звуков, чередование высоких и низких нот, запомнить отрывок и понять, как его воспроизвести. Хорошо развитый навык – предпосылка для возможной певческой карьеры. Именно он помогает ребенку голосом повторить услышанную музыку, пропеть ее.

Развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте

Для развития каждого компонента используются свои методы. На начальных этапах следует проводить игры на развитие чувства ритма, умение слышать мелодию. Позже, при выраженной заинтересованности и успехах можно сосредоточиться на специализированной школе или танцевальных занятиях с опытным педагогом.

Развитие ладового чувства и музыкально-слуховых представлений

Основной способ развития составляющих музыкального слуха – пение. Регулярные занятия помогают улучшить ладовое чувство, умение воспроизводить мелодии. Исполняя песни, ребенок тренирует вокальные данные, учится точно «попадать» в ноты.

Особенности музыкальных способностей детей заключается в более частом дыхании малыша и небольшом певческом диапазоне. Именно поэтому песенки для дошкольников отличаются короткими фразами – малыш успевает набрать новую порцию воздуха, необходимого для чистого, правильного пения.

Также в развитие музыкально-слухового представления включается обучение правильному положению корпуса, использованию диафрагмы, широкому открыванию рта. Эффективное упражнение для дошкольников – задувание свечи или сдувание пушинок с одуванчика.

Занятия начинаются с распевки, позволяющей разогреть голос. В дальнейшем, кроме разучивания песен, проводятся дидактические игры: угадывание пропетой песни остальной группой, воспроизведение одной и той же мелодии каждым. Кроме повышения точности повторения оригинала, включается соревновательный эффект, мотивирующий детей на улучшение навыков.

Понимание эмоциональной составляющей мелодии, умение спеть ее с правильной интонацией и задуманными автором чувствами – более сложная составляющая. К развитию следует приступать в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок лучше знаком с многообразной палитрой человеческих ощущений, переживаний.

Упражнения предполагают изображение голосом эмоциональных представлений и чувств: обиды, радости, злости, страха. Когда дошкольник освоил азы игры на любом инструменте, то же самое упражнение проводится с использованием пианино, ксилофона, барабана.

Подобные занятия готовят детей не просто к чистому воспроизведению песни, а умению «читать» настроение, передаваемое мелодией.

Формирование чувства ритма в танце и упражнениях

Сформировать чувство ритма возможно разными способами. Основа – танец, вернее азы ритмики. Дети учатся маршировать, выполнять простые танцевальные элементы в соответствии с заданным ритмом. По мере достижения успеха рисунок становится более сложным, а дошкольники обучаются слышать паузы, сильные доли.

Кроме того, для формирования способности чувствовать ритм полезно использовать барабаны и литавры. Упражнение заключается в отбивании звуков через равные промежутки времени.

Речевые и музыкально-дидактические игры также способствует развитию чувства ритма.

Декламация под метроном помогает почувствовать необходимую скорость произнесения каждого слова и слога. Приспособление можно заменить на хлопки или аккомпанемент, что формирует понимание ритма на основе взаимосвязи музыки с речью.

Как выявить наличие музыкального слуха и чувства ритма у ребенка

Сами родители могут предположить наличие слуха или чувства ритма у малыша, если обладают соответствующими навыками. Однако точная диагностика музыкальных способностей дошкольников проводится специалистами.

Обычно при выявлении склонности к подобному творчеству используется три основных метода:

  • Разговор с дошкольником;
  • Наблюдение за его досугом;
  • Специализированное тестирование.

Беседа обязательно должна быть построена так, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и защищенно. Поговорить можно на прогулке, в процессе игры, после просмотра мультфильма. Общие вопросы помогут представить, насколько ребенку вообще интересна сфера творчества.

В процессе беседы выявляются три аспекта: склонность к артистизму, проявлению эмоций, интерес к тому или иному виду творческой деятельности.

Рекомендуется попросить рассказать стихотворение. Выразительность, акценты, паузы говорят о зачатках артистизма. Однако, если малыш «пробубнил» четверостишие, это не означает его бесталанности. Следует выбрать другое время: возможно, дитя просто не понимает, как выразить эмоции через стихотворные строфы.

Вопросы о музыке в целом, любимых песнях и инструментах помогут понять, к чему именно проявляется интерес. Возможно, дошкольнику нравится изображать барабанщика, бренчать на мамином пианино или подпевать песенкам из мультиков. Важно уточнить, есть ли любимая песня, попросить тихонько спеть.

В процессе наблюдения внимательные родители могут распознать склонность к музыке. Предрасположенность к данной сфере выявляется по следующим признакам:

  • Положительная реакция на звучание любой мелодии;
  • Повышенное любопытство по отношению ко всему, что связано с музыкой;
  • Выраженная радость, пританцовывание, когда включается любимая песенка;
  • Любовь к музыке в разных стилях;
  • Легкое запоминание и воспроизведение мелодии;
  • Стремление выступать на публике.

На прослушивании специалисты выявляют наличие музыкального слуха и чувство ритма. Первый навык определяется умением дошкольников распознать более низкий звук, количество звуков, сыгранных на фортепиано. Также малыш должен голосом воспроизвести ноты и короткие мелодические фразы, пропетые педагогом. В завершение ребенка просят спеть любимую песню.

Определение ритмических заключается в повторении последовательности, которую простукивает педагог по деке, хождении маршевым шагом, хлопаньем в ладоши так, чтобы был точно воспроизведен ритмический рисунок.

Даже если результаты тестирование выявили слабые музыкальные возможности, но интерес дошкольника к занятиям высок, следует начинать упражняться. Упорство поможет развить недостающие умения и достичь успехов в детском творчестве.

Занимаясь с ребенком, важно постоянно чередовать методики, чтобы уроки не наскучили. Используя многообразие способов развития музыкальных способностей у дошкольников, можно добиться значительных успехов и сформировать понимание многообразной культуры, связанной с мелодией и движением.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования - методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видом деятельности. Исходя из этого объект исследования - использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, как наиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.

К сожалению, работа по музыкально-сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне. Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий.

Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.

В педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения, наиболее распространенными являются: наглядный, словесный и практический методы.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Различие нюансов музыки развивается у детей с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности, дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях.

«Уроки» музыки не только знакомят детей с музыкальными инструментами, но и позволяют освоить основы вокального дыхания, развить голос и слух, расширить кругозор.

Ребята слушают классическую музыку, ставят театрализованные этюды, направленные на развитие эмоционально-образной сферы. Музыкальное развитие детей раннего возраста побуждает малышей проявлять творческую активность, а родителям и педагогам помогает быстрее раскрыть таланты и стремления ребенка.

Такие ученые и педагоги как Асафьев, Виноградов, Гусев, Новицкая и многие другие в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3 ) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей, может проявиться очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Ладовое чувство - музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

«Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам - барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

« Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

«Рыбки»

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1)Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

(5)Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» - выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы - ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

1.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2.Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

4.Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2.Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3.Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5.Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2.Поощрять творческие способности детей.

3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.

3. Ветлугина Н.А.. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М., 1984.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6. Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

7. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.