Математическая дидактическая игра для средней игры. Развлечение с использованием математических развивающих игр для средней группы «Сказочное путешествие. Игра "Путешествие по реке"

Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Игра «Правильный счет».

Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

: мяч.

Описание : дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание : расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели : способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособи я: тетрадь в клетку, ручка.

Описание : воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Ирина Дерина
Дидактические игры по ФЭМП в средней группе

Дидактическая игра «Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.

Дидактическая игра «Волшебные ниточки»

Цель: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25-30 см.

Ход игры:

1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру, соответствующую числу.

Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру. превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей.

Дидактическая игра «Отгадай»

Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.

Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.

Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.

Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку….

В игре принимают участие все.

Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.

Дидактическая игра «Фотосалон»

Цель: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр; раздаточный материал: набор фишек (пуговиц или мелких игрушек, карточка размером 10x15 или 15x20 см, фишки.

Ход игры: Педагог предлагает детям стать фотографами, т. е. на своей карточке-фотопластинке изображать фишками или мелкими игрушками цифры, которые «придут» в «фотосалон». За быструю и правильную фотографию можно заработать монетки (фишки).

В конце игры подводятся итоги: награждают того, кто набрал больше всех фишек, или выявляют «лучшего фотографа города».

Дидактическая игра «Найди себе место»

Цель: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.

Оборудование: 2-5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.

Ход игры: Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать цифре внутри него.

Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по комнате, а педагог меняет расположение цифр в обручах.

Усложнить игру можно, если количество детей больше, чем сумма всех цифр в обручах.

Дидактическая игра «Робот»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания.

Ход игры: Число участников - не меньше 6-8 человек. Робот - двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано. Если Робот понял команду, он должен сказать: "Задание понял, выполняю". Когда выполнил, должен не забыть сказать: "Задание выполнил". Если задание сформулировано не четко, Робот должен сказать: "Уточните задание, я задание не понял".

Дети должны к Роботу обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. Педагог следит за ходом игры. На роль Робота ребенок либо назначается, либо вызывается по желанию. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5, темы вопросов. Затем дети прячут какой-либо предмет: игрушку, книги и т. д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет.

Входит Робот, встает у двери.

Ребенок: Дорогой Робот, улыбнись и сделай, пожалуйста, 3 шага вперед.

Робот: Задание понял, выполняю (улыбается, делает 3 шага вперед). Задание выполнил.

Ребенок: Уважаемый Робот, пожалуйста, прыгни на одной ножке.

Робот: Задание не понял, задание не понял.

Педагог: Уточните Ваше задание. Робот может "перегореть".

Ребенок: Извини, Робот, будь любезен, прыгни на правой ножке 4 раза вперед.

Например:

Сделай столько шагов вперед, сколько раз я хлопну.

Сделай на носочках 4 шага, поверни налево и отгадай загадку.

Закрой глаза, сделай 2 шага вперед.

Все дети по очереди дают задание Роботу.

Игра заканчивается тогда, когда Робот доходит до назначенного места и находит спрятанный предмет.

Дидактическая игра «Сколько?»

Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.

Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал - набор цифр, фишки.

Ход игры: Педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку.

В конце игры подводится итог: можно похвалить самых внимательных и умных детей, поаплодировать им.

Дидактическая игра «Найди портрет числа»

Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.

Ход игры: Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа. Отвечающий, за правильный выбор, получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.

Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.

Дидактическая игра «Кривые зеркала»

Оборудование: демонстрационные карточки с цифрами и счетные линейки для каждого ребенка (вместо линеек можно использовать карточки произвольного размера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пуговицы).

Ход игры: Педагог показывает цифру, а дети выкладывают на карточке или показывают на счетной линейке число на единицу больше или меньше данного. Например, педагог показал цифру 8, правильный ответ будет 7 или 9.

Верно ответившие дети, получают фишки, в конце игры подводится итог, и награждаются победители.

Для усложнения можно заранее обговорить, какое число нужно показывать детям - меньшее или большее.

Дидактическая игра «Теремок».

Цели: Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, воспитывать сообразительность, внимание.

Игровые правила: Назвать расположение диких животных в теремке.

Игровое действие: Поместить животных в указанном воспитателем направлении.

Ход игры: Воспитатель показывает детям альбомный лист с нарисованным «Теремком», картинки с изображением животных, говорит детям, что они будут заселять теремок зверюшками. Обсудить с детьми расположение зверей. Описать содержание получившегося изображения. Например: медвежонок будет жить внизу справа, петушок на верху, лиса слева внизу, волк – справа вверху, мышка слева вверху.

Дидактическая игра «Придите ко мне»

Цель: закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие числу.

Оборудование: карточки с цифрами.

Ход игры: Дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в руках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий открывает глаза и вместе с играющими подводит итог, правильно ли выбежали дети, соответствует ли их число поднятой цифре.

Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц.

Оборудование: карточки с цифрами или эмблемы цифр.

Ход игры: Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т. е. превращается в соответствующее ей число. Если детей много, можно выбрать судей, которые будут оценивать правильность выполнения заданий.

Варианты заданий: педагог предлагает детям - «цифрами» разместиться в возрастающем (или убывающем) порядке; показывает число одним из способов (на карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т. д.) - к судьям выходит ребенок с соответствующей цифрой; показывает число, а выходит ребенок с цифрой на одну единицу больше или меньше; показывает число, а выходят дети с цифрами - «соседями»; предлагает каждому числу увеличиться на одну единицу и рассказать, каким числом он станет, какой цифрой обозначится (варианты - увеличиться на 2, 3, уменьшиться на 1, 2, 3);

Дидактическая игра «Лифт»

Цель: закреплять прямой и обратный счет до 7, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй)

Ход игры: Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.

Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»

Цель: закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.

Оборудование: набор геометрических фигур: треугольник, овал, прямоугольник.

Ход игры: Воспитатель показывает желтый круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем воспитатель просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнить, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.

Дидактическая игра «Телефон»

Цель: закрепить знание порядка цифр, умение находить соседние цифры.

Ход игры: Из картона изготавливается корпус телефонного аппарата с дырочками для цифр и трубка. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.

Дети выполняют следующие задания: выкладывают полный цифровой ряд (от 0 до 9); выбирают и выкладывают цифры специальных телефонных номеров (02, 03 и т. д.); выкладывают цифры своего домашнего телефонного номера.

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Оборудование: круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.

Ход игры: Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг.

Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг.

Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их.

При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.

Дидактическая игра «Спортивная семья».

Цель: Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, используя в речи определенные названия (слева, справа, вверху, внизу).

Игровые правила: Называть спортивный инвентарь, в который играют члены семьи (изображенные на рисунке) и его пространственное расположение.

Игровые действия: Объяснить местоположение нужных предметов, используя слова - вверху, внизу, слева, справа.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображена семья и предметы для проведения игр. Рассказывает историю: Семья вышла на прогулку и увидела игрушки (мячик, шарик, обруч, скакалку). Но они не знают, что им выбрать и просят помочь им.

Дети подбирают предметы, объясняют их местоположение. Например: Обруч для мамы находится слева вверху, мяч для папы находится слева внизу, шарик для сына – справа вверху, скакалка для дочки справа внизу.

Затем ребенок или педагог изменяет месторасположение предметов и игра повторяется.

Дополнительные вопросы: Воспитатель задает вопросы детям: Сколько человек в семье? Кто находится слева (справа, внизу, вверху? Кто из них выше – ниже? На какие фигуры похожи (шарик, обруч, мячик, скакалка? Где они находятся? Какого они цвета?

Дидактическая игра «Бегите к цифре»

Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.

Ход игры: Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.

Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.

Дидактическая игра «Куда ползет Божья коровка?»

Цели: Закрепить знание детей о цветке, учить ориентироваться на нем, находить нужный лепесток. Развивать самостоятельность мышления.

Игровые правила: Пройти к лепестку по направлению указанному стрелкой.

Игровые действия: Поиск лепестка определенного цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает картонный лист с нарисованным цветком, с лепестками разного цвета. Божья коровка, ползущая по нарисованным линиям со стрелками, указывающими дорожку на цветок по разным направлениям. Воспитатель дает ребенку задание: провести Божью коровку на желтый, (зеленый, оранжевый, фиолетовый, синий, голубой, красный) лепесток.

Ребенок двигает пальчиком по стрелке и говорит, куда ползет божья коровка влево, вправо, вверх, вниз достигая свою цель.

Дидактическая игра «Аквариум»

Цели: Учить называть пространственное направление (влево, вправо, вверх, вниз, закреплять знание цвета.

Игровые правила: Называть изменения в расположении рыбок.

Игровые действия: Разместить рыбок в разных направлениях.

Ход игры: Воспитатель показывает нарисованный на бумаге аквариум и вырезанных рыбок разного цвета.

Воспитатель раскладывает рыбок в разных направлениях и просит объяснить, куда плывет та или иная рыбка, в каком направлении. Например: ребенок говорит, что красная рыбка плывет наверх, а синяя вниз. Желтая плывет влево, а зеленая вправо и так далее.

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: учить составлять группы отдельных предметов; пользоваться словами – много, мало, один; закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой.

Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры: В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток, и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:

Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь.

Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.

Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Серый байковый зверюшка, длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай,

И морковку ему дай! (Зайка)

После ее отгадывания игра продолжается.

Дидактическая игра «Догадайся, что я вижу»

Цель: учить различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.

Ход игры: Воспитатель выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу:

Отгадайте, что я вижу: оно – круглое.

Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом.

Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – квадратное.

Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – треугольное.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить различать и называть круг, квадрат и треугольник.

Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины, мяч.

Ход игры: Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.

Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно.

После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их.

Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому - маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.

Дидактическая игра «Игра с палочками»

Цель: тренировать детей различать правую и левую руки.

Оборудование: счетные палочки в коробке (по 12 шт.).

Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с палочками. По сигналу они правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем, также по одной палочке, убирают обратно. При этом коробка должна стоять перпендикулярно ребенку. Одной рукой он должен держать ее, а другой откладывать палочки. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание.

Во время игры педагог уточняет, какой рукой работал ребенок, сколько палочек на столе и сколько палочек в его руке. Это же упражнение можно сделать и левой рукой.

Дидактическая игра «Что длиннее, шире?»

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Ход игры: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развить внимание и память детей.

Ход игры: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.

Дидактическая игра «Какая игрушка спрятана?»

Цель: Закрепление порядкового счета.

Ход игры: Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало.

Дидактическая игра «Кому сколько?»

Цель: Усвоить понятие «сколько»

Ход игры: Ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д. В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться. К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками.

№1 «Правильный счет»

Цель : помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Материал : мяч.

Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

«2 «Кто где»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Материал : игрушки.

Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

№3 «Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?

№4 «Отгадай число»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание : спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

№5 «Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Материал: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

№6 «Точка – путешественница»

Цель : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Материал: тетрадь в клетку, ручка.

Описание: воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради т.д.

№7 «Читаем и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «мног», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.

Материал : счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

№8 «Когда это бывает»

Цель : закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Материал : картинки по временам года.

Описание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.

Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

№9 «Подбери по форме»

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .

Описание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.

№10 «Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

Материал: яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.

Описание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.


Светлана
Дидактические игры по математике в средней группе

Дидактическая игра «Спортивная семья».

Дидактическая задача. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, используя в речи определенные названия (слева, справа, вверху, внизу).

Игровые правила: Называть спортивный инвентарь, в который играют члены семьи (изображенные на рисунке) и его пространственное расположение.

Игровые действия: Объяснить местоположение нужных предметов, используя слова - вверху, внизу, слева, справа.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображена семья и предметы для проведения игр. Рассказывает историю: Семья вышла на прогулку и увидела игрушки (мячик, шарик, обруч, скакалку). Но они не знают, что им выбрать и просят помочь им.

Дети подбирают предметы, объясняют их местоположение. Например: Обруч для мамы находится слева вверху, мяч для папы находится слева внизу, шарик для сына – справа вверху, скакалка для дочки справа внизу.

Затем ребенок или педагог изменяет месторасположение предметов и игра повторяется.

Дополнительные вопросы: Воспитатель задает вопросы детям: Сколько человек в семье? Кто находится слева (справа, внизу, вверху? Кто из них выше – ниже? На какие фигуры похожи (шарик, обруч, мячик, скакалка? Где они находятся? Какого они цвета?

Дидактическая игра «Куда ползет Божья коровка?»

Дидактическая задача. Закрепить знание детей о цветке, учить ориентироваться на нем, находить нужный лепесток. Развивать самостоятельность мышления.

Игровые правила. Пройти к лепестку по направлению указанному стрелкой. Игровые действия. Поиск лепестка определенного цвета.

Ход игры. Воспитатель показывает картонный лист с нарисованным цветком, с лепестками разного цвета. Божья коровка, ползущая по нарисованным линиям со стрелками, указывающими дорожку на цветок по разным направлениям. Воспитатель дает ребенку задание: провести Божью коровку на желтый, (зеленый, оранжевый, фиолетовый, синий, голубой, красный) лепесток.

Ребенок двигает пальчиком по стрелке и говорит, куда ползет божья коровка влево, вправо, вверх, вниз достигая свою цель.

Дидактическая игра «Теремок».

Дидактическая задача. Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, воспитывать сообразительность, внимание.

Игровые правила. Назвать расположение диких животных в теремке.

Игровое действие. Поместить животных в указанном воспитателем направлении.

Ход игры. Воспитатель показывает детям альбомный лист с нарисованным «Теремком», картинки с изображением животных, говорит детям, что они будут заселять теремок зверюшками. Обсудить с детьми расположение зверей. Описать содержание получившегося изображения. Например: медвежонок будет жить внизу справа, петушок на верху, лиса слева внизу, волк - справа вверху, мышка слева вверху.

Дидактическая игра «Аквариум»

Дидактическая задача. Учить называть пространственное направление (влево, вправо, вверх, вниз, закреплять знание цвета.

Игровые правила. Называть изменения в расположении рыбок.

Игровые действия. Разместить рыбок в разных направлениях.

Ход игры. Воспитатель показывает нарисованный на бумаге аквариум и вырезанных рыбок разного цвета.

Воспитатель раскладывает рыбок в разных направлениях и просит объяснить, куда плывет та или иная рыбка, в каком направлении. Например: ребенок говорит, что красная рыбка плывет наверх, а синяя вниз. Желтая плывет влево, а зеленая вправо и так далее.

Публикации по теме:

Добрый вечер, уважаемые коллеги! В марте этого года я показывала открытое занятие для методического объединения (конспект я выкладывала.

Дидактические игры и задания по математике. Дидактическая игра служит для лучшего запоминания пройденного материала. Знания, полученные.

Дидактические игры по математическим представлениям в средней группе. № 1 Игра «Замри» Дети выходят из-за столов на свободную территорию комнаты. Воспитатель уточняет правила игры и показывает пример. Воспитатель:.

Представляю д/и по математике, сделанные своими руками для детей старшего возраста. Игры направленны на формирование представлений о числе.

Материал: белый картон, цветной картон разных цветов, скотч, ножницы. Ход работы: из белого картона я сделала карточки (основу, из цветного.

Дидактические игры по математике для средней группы


"Раз, два, три - ищи!"

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.

Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины.
Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

"Помоги цыплятам"

Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

Содержание: Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:

"Речку переплыли ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке, а курица на утке!"

" У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Содержание: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.



"Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная» и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".

Материал взят: # ixzz 2 uhZCCw 9 d

Подготовила учитель-дефектолог: Перегудова М.Ю.