Малыш показывает что ему 2 года. Определение качества предметов. Особенности развития речи малыша

Время чтения: 8 минут

Родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 2 года, чтобы предупредить возможные отклонения, при этом важно помнить, что нормы развития для мальчиков и девочек отличаются. Жестких рамок того, что должен уметь малыш в определенном возрасте, нет, потому как каждый человек индивидуален. Ознакомьтесь с общепринятым минимальным набором навыков, которым должен обладать каждый малыш, а также узнайте, чему можно научить ребенка в 2 года.

Развитие ребенка в 2 года

Рост и вес – основные физические параметры, за которыми строго следят родители и педиатры. Двухлетние дети интенсивно растут. Вес тела малыша должен составлять 1/5 часть от массы взрослого. Нормой считаются такие показатели для мальчиков и девочек:

На данные параметры влияют такие факторы, как питание, физические нагрузки, климатические условия, наследственность и экология, поэтому если ваше чадо перебирает или недобирает в весе, это вовсе не говорит об отставании или несвоевременном развитии. Делать какие-либо выводы обязаны специалисты, а основаниями выступают проведенные обследования.

Родители должны обращать внимание и на общий внешний вид малыша – пропорции тела, особенности мышечной массы и скелета :

  • Нормой считается, когда дети прогибают спину назад, а живот выпячивают – это связано с тем, что внутренним органам мало места в брюшной полости.
  • Длинные руки и туловище + короткие ноги говорят о смещении центра тяжести вверх.
  • Голова больше туловища, что является нормой с анатомической точки зрения.
  • Для двухлетнего малыша характерны складки на ногах, руках, пухлые щеки, ямочки в сгибах локтей, колен. Со временем мышечная ткань заместит жировую.
  • Кости скелета имеют большое количество хрящевой ткани, все еще остаются податливыми и мягкими, потому что окостенение находится на завершающей стадии. Кости хребта и черепные кости в этом возрасте становятся крепкими.

Что умеет ребенок в 2 года

Вопрос, что должен знать ребенок в 2 года, волнует многих родителей, ведь если он заметно отстает от своих сверстников, необходимо немедленно реагировать и проконсультироваться с врачом. Возрастные нормы развития служат ориентиром – важно, чтобы с увеличением роста малыш еще и развивался, постепенно как бы поднимаясь по ступеням вверх . Ознакомьтесь с тем, какими должны быть навыки ребенка в 2 года.

Речь ребенка

Маленький человечек всеми способами старается сообщать родителям обо всех своих чувствах. Словарный запас хорошо развитого 2-летнего малыша в среднем составляет около 50 слов , хотя некоторые дети знают и больше. Минимальный набор слов «что должен говорить ребенок в 2 года» состоит из известных ему вещей (стул, стол, кровать), животных (рыбка, собака, птичка, кошка), пищи (чай, каша, банан, суп). Некоторые дети даже запоминают имена знакомых людей – дядя Петя, тетя Катя.

Два года – возраст, когда совершенствуется слуховое восприятие речи, при этом кроха старается максимально пополнить свой словарный запас. Родители должны вести дневник, в котором будут записаны все новые слова, произнесенные их малышом. Каждые три месяца надо подводить итоги записей. Так, к 24 месяцу жизни малыш должен уметь:

  • выполнять задания: положи на стул, принеси игрушку, не слезай с кровати;
  • правильно понимать просьбы взрослых;
  • говорить простыми фразами, пусть они и звучат не совсем внятно: мама, дай мне; птичка улетела; не хочу есть кашу;
  • говорить так, чтобы 75% сказанного было понятно взрослому человеку.

Физическое развитие

Двухлетние малыши проявляют интерес ко всем вещам и событиям, которые с ними происходят. Физическое развитие включает в себя оценку двигательных навыков: в 2 года важна координация движений, их согласованность. После года дети начинают ходить, а к двум они должны в совершенстве овладеть данным умением: движения должны стать уверенными, хождение – осознанным. Ставя перед собой цель, ребенок 2-х лет пытается самостоятельно ее достичь, например, поймать птичку, залезть по лестнице, добраться до нужной игрушки. Помимо этого хорошо развитый малыш должен:

  • бегать, пусть и не быстро, но не спотыкаясь;
  • подниматься по лестнице без помощи взрослого (придерживаясь за перила);
  • стоять поочередно на правой и левой ноге, удерживая собственный вес в течение нескольких секунд;
  • бросать, пинать мяч;
  • уметь держать карандаш в руке, уметь рисовать им;
  • перемещаться по зигзагообразной линии, по кругу, задом наперед, прыгать.

Пусть прогресс весьма впечатляющий, координация движений еще не слишком хорошо развита: многие дети растопыривают руки, чтобы удержать равновесие или испытывают затруднения со своевременной остановкой при быстром передвижении. Большинство мальчиков и девочек продолжают часто падать – это не является проблемой, потому как неуклюжесть в движениях иногда наблюдается до подросткового возраста. Однако дети 2-х лет хорошо работают руками: с удовольствием рисуют, лепят из пластилина, ловят мяч с небольшого расстояния.

Когнитивное развитие

Речь напрямую влияет на мышление, поэтому с малышом необходимо постоянно разговаривать, комментировать любое действие, объяснять все, не оставляя без ответа ни одного вопроса. Двухлетние мальчики и девочки должны:

  • самостоятельно складывать пирамидку из 7-8 колец с учетом их размера;
  • различать предметы по характеристикам: теплый-холодный, маленький-большой;
  • повторять последовательность движений, разучивая простые элементы активных движений;
  • различать до 8 цветов;
  • собирать пазлы из 2-4 элементов;
  • уметь показать свой возраст на пальцах;
  • знать, кто – мальчик, а кто – девочка;
  • складывать матрешку или засовывать один предмет в другой;
  • знать основные геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг, уметь показать их на картинке;
  • противопоставлять и сопоставлять предметы, группировать их по цвету, форме, размеру.

Двухлетние малыши предпочитают подражать взрослым: любое занятие сопровождается радостным возгласом «И я!». Не стоит препятствовать здоровому энтузиазму, можете приучать малыша помогать родителям – во время уборки дайте тряпочку, пусть сам протирает пыль, моет полы, позвольте малышу собирать в ведро выкопанный на даче картофель или другие овощи.

Эмоциональное развитие

В двухлетнем возрасте малыш очень требователен, ведь сейчас он становится личностью со своим собственным мнением. Эмоциональные навыки у каждого разнообразные, например , ребенок:

  • радуется, когда получается совершить задуманное, высказывает недовольство, когда попытка была неудачной;
  • плачет в случае неодобрения своих действий, если слышит отказ;
  • при общении со знакомыми выражает яркие эмоции;
  • не способен долго играть в одну игру или удерживать внимание на одном предмете;
  • самостоятельно налаживает контакты с окружающими, заводит друзей;
  • все еще привязан к родителям, однако общение с незнакомыми, особенно, детьми, вызывает у него интерес.

Развитие мелкой моторики

Большинство родителей интересуются, какие есть нормы развития ребенка в 2 года. Для тренировки интеллекта важно уделить особое внимание работе с мелкой моторикой. Для этого надо проводить занятия с небольшими предметами: игры с мелкими камешками, фасолью, нанизывание бусинок, работу с пластилином. Родители могут начинать давать крохе пользоваться ножницами, однако не стоит забывать, что с мелкими или колющими предметами малыша одного оставлять категорически нельзя.

Социально-бытовые навыки

Двухлетний малыш пытается все делать самостоятельно, а помогать ему родители должны только в случае явно неудачных попыток. Нужно объяснять, как правильно делать, чтобы в следующий раз все получилось. Список того, что должен уметь делать ребенок в 2 года в плане бытовых навыков, зависит от того, что родители смогли ему привить:

  • самостоятельно держит ложку, кушает ложкой, не роняя при этом еду и не пачкаясь;
  • сам моет руки, умывается;
  • чистит зубы с помощью взрослого;
  • самостоятельно натягивает носки, шапку, варежки;
  • контролирует свои физиологические потребности: просится на горшок, однако терпеть пока долго не может;
  • пытается надеть ботинки, кофту, но часто путается, где левая или правая рука или нога.

Как развивать ребенка в 2 года

Чтобы развивать умения ребенка в 2 года, помочь ему расширить кругозор и получить новые знания, родители должны играть и заниматься со своим чадом. Важно уделять как можно больше времени малышу, отвечать на вопросы, постоянно общаться, создавая благотворную почву для нормального развития. Ознакомьтесь с играми и упражнениями для малышей двух лет.

Упражнения

Благодаря физическим упражнениям у детей 2-х лет укрепляются кости, развиваются мышцы спины, правильно формируется опорно-двигательный аппарат. Недостаточная активность может стать причиной плохой осанки, что чревато развитием сколиоза. Родители должны заниматься с малышом, однако при этом стоит учитывать, что он будет выполнять интересные задания, поэтому занятия необходимо проводить в игровой форме, с любимыми игрушками. Для физического развития подойдут, например, такие упражнения:

  1. «Сбор урожая». Разбросайте по полу игрушечные овощи, фрукты, небольшие мячики. Дайте малышу корзинку для сбора урожая – для этого ему придется наклоняться или приседать.
  2. Игры с мячом, фитболом. Мяч можно пинать, перекатывать руками или бегать за ним – это способствует развитию координации.
  3. Зарядка. Приседания, прыжки, потягивания, повороты под веселую музыку понравятся любому малышу.
  4. Превращения – крохе нужно изображать транспорт, птиц, животных. Например, можно попросить показать, как птичка машет крыльями, как прыгает лягушка.

Для развития мелкой моторики подойдут творческие занятия, пальчиковая гимнастика. Ребенок может похлопать в ладоши, меняя темп и громкость, сжимать и разжимать кулачки, похлопать пальцами по столу. Полезными будут еще такие упражнения:

  • «хождение» по мебели указательным и средним пальцами с постепенным наращиванием темпа и обязательной сменой рук;
  • поочередное перекатывание пальцами мелких предметов: камешков, шариков, бусин;
  • сбор пальцев рук в «щепотку», последующее их разведение;
  • махание в воздухе только пальцами.

Активные игры

В 2 года малыши начинают бегать, осваивают новое, поэтому от активных игр не откажутся. Однако стоит учитывать, что дети быстро устают, поэтому игры нужно чередовать с отдыхом. Можете развлечься со своим чадом на улице или в квартире так:

  1. Бросайте мяч с близкого расстояния в руки – так развиваются хватательные движения, у малыша улучшается управление собственным телом.
  2. Поиграйте в «съедобное-несъедобное» – это поможет улучшить реакцию на внешние воздействия, увеличит познания, что можно кушать, а что нет.
  3. Учите кроху бросать мяч в заданном направлении, подбрасывать вверх, ловить.
  4. Поиграйте в футбол, чтобы малыш попадал по мячу ногой в движении, чередуя то левую, то правую ногу.

Поводы для беспокойства

Разобравшись, что должен уметь ребенок в 2 года, нужно обратить внимание на поведение своего чада. Если малыш не обращает никакого внимания на просьбы, или неадекватно на них реагирует, не говорит, не пытается контактировать с другими детьми – это повод, чтобы обратиться к педиатру или детскому психологу. Странное поведение может быть вызвано с:

  • плохим самочувствием ребенка;
  • воспалительным процессом в зоне внутреннего или среднего уха;
  • симптомами аутизма;
  • задержкой речевого развития;
  • иными медицинскими проблемами, которые можно и нужно устранить в детском возрасте.

Видео

Многие заботливые родители переживают: «Как же правильно воспитать ребенка, чтобы он вырос умным, культурным, аккуратным, заботливым, вежливым и эрудированным человеком?»

Прекрасно понимаю волнение папочек и мамочек, поэтому эту статью хочу посвятить нюансам воспитания двухлетнего карапуза, дать, проверенные практикой, рекомендации, а так же так же «разложить по полочкам» психологию ребенка.

Особенности развития ребенка 2 лет.

К двум годам у карапуза заметно развиваются физические возможности:

  • увеличивается время бодрствования, ведь малыш спит уже 1 раз в день
  • словарный запас составляет около 300 слов
  • активно играет с предметами, толкает их, передвигает, обходит, интересуется, что находится внутри.
  • знает функциональные свойства многих окружающих его вещей. Например, машинка едет, птичка летает, кораблик плавает и т.д.
  • подражает действиям и движениям взрослых
  • проявляет эмоции: удивление, восхищение, ласку, жалость, сочувствие, радость, гордость, разочарование и т.п.

Хотите воспитать ребенка — начните с СЕБЯ!

Сразу скажу, что обеспечить достойное воспитание ребенка – это огромный кропотливый процесс, который нужно выполнять, придерживаясь определенных правил:

Важно контролировать и следить за своим поведением. Если Вы смотрите телевизор, а ребенку говорите, что телевизор смотреть нельзя, то не рассчитывайте на послушание. Карапуз находится в таком возрасте, что хочет выполнять те действия, что выполняете Вы, а если Вы его просите сделать что-либо, то, скорее всего, он будет сопротивляться. Например, Вы попросите его успокоиться и постоять на месте, а он, как назло, будет кружить без остановки. В таком случае рекомендую сказать ему: «Бегай быстрее!» Даю 90%, что он очень удивиться, остановиться и решит передохнуть!

Помните, что при воспитании малыша нужно проявлять выдержку и терпение, чтобы адекватно реагировать на проявление его лидерских, творческих и гиперактивных качеств. Ведь дети – это маленькие личности с разным темпераментом, способностями, наклонностями и т.д. Например, если карапуз по натуре – лидер и постоянно высказывает свое мнение, выдвигает идеи и предложения, то не осуждайте его, обязательно выслушайте и предоставьте ему свободу выбора в некоторых вещах. Таким образом, малютка вырастит уверенным в себе человеком, лидером, к мнению которого будут прислушиваться другие.

Кстати, если Ваше ребенок рисует везде: на стенах, обоях, мебели, а так же охотно занимается лепкой, любит играть конструктором, с удовольствием делает аппликации и т.д., то ваш ребенок – личность с огромным творческим потенциалом.

В таком случае, рекомендую родителям обеспечить соответствующую площадь , необходимые материалы и предметы для развития его таланта. После того, как моя дочь, разрисовала диван, я поняла, что нужно срочно покупать доску для рисования, ватманы, карандаши, наборы для рукоделия и т.д.

Не расстраивайтесь, если Ваше чадо ведет себя, как обезьянка: прыгает по дивану или кровати, лазает на любые возвышенности, постоянно вертится и крутиться, не сидя на одном месте. Просто Ваш карапуз из числа гиперактивных детей.

Не ругайте ребенка за это, а просто найдите для него занятие с применением физических возможностей . Это может быть посещение детской игровой площадки, подвижные игры и многое другое.

Есть категории ребят, которых называют неутомимыми помощниками. Такие детки послушны, всегда ходят возле мамы и пытаются ей помочь в кормлении домашних животных, уборке, расстановке посуды и т.д.

Не отбивайте охоту, заинтересовывайте карапуза, просите выполнить ту или иную посильную для него задачу. Таким образом, он с детства будет приучен к трудолюбию и вырастит отличным вашим помощником.
- учите малыша правилам этикета, гигиены и самостоятельного обслуживания.

  • проявление любви в физической форме: обнимайте, целуйте малыша, играйте с ним, кормите и разговаривайте. Ни в коем случае не бейте его и не обижайте! Иначе карапуз вырастит неуверенным в себе, агрессивным, недоверчивым или обозленным на весь мир. Мальчик должен воспитываться в строгих рамках, без лишних сюсюканий, но и без деспотичных замашек.
  • не ограничивать физические возможности и активность ребенка. Как правило, мальчики активнее, чем девочки, поэтому не удивляйтесь, что ваш сорванец ходит со сбитыми коленками, шишками и синяками. Очень хорошо, если мальчик хорошо физически развивается, так как он будущий защитник не только семьи, но и возможно страны.
  • не волнуйтесь, если ваш мальчик к двухлетнему возрасту плохо разговаривает или не всегда просится на горшок. Практика показывает, что мальчики развиваются в этом плане медленнее, чем девочки.
  • психологи рекомендуют родителям обращаться к сыночку со словами: «сынок», «мальчик», «помощник»… Уменьшительно-ласкательные слова, типа «зайчик», «лапочка», «котик» применять как можно реже, чтобы карапуз уже из самого маленького возраста понимал, что он будущий мужчина – кормилец и защитник своей семьи.

Воспитываете девочку?

  • развивайте у малышки творческие способности. Практически все девочки спокойны, уравновешены, более усидчивы, в сравнении с мальчиками. Им легко дается монотонная работа, развито чувство прекрасного и фантазия, поэтому девочки с удовольствием рисуют, занимаются лепкой, аппликацией и т.д.
  • поощряйте желание дочки выражать свои эмоции и чувства. Делайте своей маленькой принцессе комплименты, одаряйте ее похвалой и нежностью, тогда в юном или взрослом возрасте она не будет таять перед мальчиками, от первого же комплимента, сделанного в ее адрес. Малышка должна вырасти самодостаточной, уверенной в себе, распознавать лживые и неискренние чувства.
  • предоставьте возможность доченьке самостоятельно выбирать ту или иную игры. Не удивляйтесь, если Ваша малютка вместо того, чтобы играть в дочки – матери, начала играть в футбол, просто она относится к категории девочек – «пацанок». Со временем, ее приоритеты могут поменяться, и она станет настоящей леди!
  • с детства объясняйте малышке, что она в этой жизни может достичь много. Покажите доченьке картинки с изображением женщин – актрис, политиков, врачей, учителей … и объясните, что когда она вырастит, то стает такой – же уважаемой тетей.

И, наконец, хочу дать оценку непонятному поведению двухлетнего ребенка в тех или иных ситуациях и дать рекомендации:

  • ребенок капризничает, истерит и вредничает без повода – он вызывает вас на конфликт! Можете поругать его, но ни в коем случае не запугивать и не применять физического насилия. Он должен знать, что наказание – это не пытка, а следствие его отвратительного поведения.
  • малыш пытается высказать свою точку зрения, перебивает вас, хочет сделать по-своему. Обязательно выслушайте его, а потом спокойно объясните, в чем он не прав или задумайтесь: может словами младенца глаголет истина!

Удачи Вам, дорогие родители, в воспитании своего маленького счастья!

Читайте еще:

Игры для детей двух лет

50 вещей, которые мы делали в детстве и остались живы и здоровы!!!

Суть и уникальность методики Марии Монтессори

Маленького ребенка можно сравнить с кусочком глины: что вы из него вылепите, таким он и вырастет. Именно поэтому развитием малыша следует заниматься с раннего детства, тем более что в этом возрасте дети очень податливы, любознательны, быстро и с удовольствием учатся всему новому. О том, как это делать правильно, когда ребенку исполнилось 2 года, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Особенности развития ребенка в 2 года

В этом возрасте малыш с удовольствием изучает окружающий мир, ему хочется все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что находится внутри. Он уже неплохо владеет своим телом, кое-что может делать сам.

Физическое развитие:

  • ребенок научился координировать движения;
  • большая и мелкая моторика достаточно развиты;
  • движения правильны.

Навыки самообслуживания:

  • сам ест и пьет;
  • ходит в туалет и умывается, моет руки;
  • может без помощи снять и надеть одежду.

Интеллектуальное развитие:

  • активно пополняется словарный запас;
  • с удовольствием общается с другими детьми и взрослыми;
  • ощущает высокую потребность в изучении окружающего мира;
  • рисование, танцы, музыка, пение.

Чем заниматься с ребенком для физического развития

Наиболее простое и эффективное занятие, которое вы можете предложить ребенку – это всевозможные игры с мячиком. Начать можно с элементарного бросания мячика в руки ребенку, тем более эта игра подходит и для небольшой квартиры. Во время занятия развиваются хватательные движения, умение быстро и точно рассчитывать каждое действие.

Другой вариант игры: сядьте на пол друг напротив друга, широко раскиньте ноги, чтобы получилось наподобие ворот. Катая мяч туда-сюда по определенной траектории, ребенок научиться концентрировать внимание на своих действиях.

Еще одна интересная игра с мячом, конечно, это съедобное-несъедобное. Она не только веселая и нравится всем малышам без исключения, но и отлично развивает реакцию, ведь нужно быстро сообразить, можно есть названный предмет или нельзя, и принять верное решение.

Что еще можно сделать с мячом?

  • поиграть в футбол с чередованием ног;
  • подбрасывать его вверх;
  • пытаться забросить в корзину;

Полезно для физического развития также и преодоление всевозможных препятствий: например, занятия на шведской стенке, гимнастическом бревне, турнике. У маленьких детей нет острого чувства опасности, поэтому заниматься на спортивных снарядах они должны только под присмотром родителей.

Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют следующие игры, которые подходят для дома и улицы:

  • жмурки;
  • салочки;
  • лабиринт (его можно нарисовать мелом или выложить лентой на полу);
  • прыгалки;
  • игровой массаж типа «ехал поезд»;
  • хождение по рассыпанной крупе, мелким круглым камушкам, на цыпочках и т. д.

Игры для интеллектуального развития

В эту группу входят игры, направленные на улучшение мелкой моторики и сенсорного восприятия. То, как ребенок двигает своими пальчикам и ручками, взаимосвязано с развитием важных мозговых центров, таких как центры речи, зрения, координации движений, мышления. Какие развивающие занятия вы можете организовать в домашних условиях?

  • Раскрашивание крупных рисунков и рисование красками, мелками, карандашами.
  • Вырезание ножницами основных фигур из картона.
  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с колобков и колбасок и постепенно переходите к более сложным фигуркам.
  • Различные аппликации из бумаги, журнальных картинок, картона.
  • Игры с мелкими предметами: фасолью, цветным рисом (покрасьте обычную крупу пищевыми красителями для яиц), пуговицами, ракушками, мини-машинками.

Дайте ребенку разобрать обыкновенный ящик комода, только сначала убедитесь, что все предметы безопасны. Еще одна простая игра: складывание фасоли или пуговиц в пластиковую бутылку с узким горлом.

Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу создал шедевр. Всегда идите от простейшего к сложному и не давите на ребенка, если у него не получается или он устал. Обязательно объясните правила безопасности. Помогайте ему на первых занятиях, со временем он научится выполнять эти действия самостоятельно. Не скупитесь на похвалу, даже если нарисованный домик не похож на здание. Устройте домашнюю выставку, показывайте творения другим членам семьи, чтобы ребенок запомнил состояние успеха.

Зачем нужно играть в песочнице?

Песочница – это не только место, где у ребенка появляются первые друзья. Для детей это мощный источник тактильных ощущений и творческих возможностей, которые способствуют интеллектуальному развитию.

  • Строительство замков, тоннелей и прочих сооружений пробуждает фантазию.
  • Выпечка куличиков, игры с формочками помогают лучше отличать формы и размеры.
  • Взаимодействие с другими детьми развивает коммуникативные навыки, кругозор.
  • Мелкие песчинки обеспечивают постоянный массаж пальчиков и ладоней, что благотворно сказывается на развитии речевого и сенсорного центров.

«Я сам!»

Разрешайте ребенку трогать как можно больше предметов, изучать их форму, размер, качество поверхности, цвет, назначение. Малышу важно накопить как можно больше знаний об окружающем мире и научиться правильно их применять. Привлекайте сына или дочь к посильным домашним делам:

  • подмести пол – можно купить маленький веник и совок;
  • вымыть посуду за собой – хорошо, если она будет из пластика;
  • одеться и раздеться, сложить одежду и игрушки на место;
  • умыться;
  • протереть стол салфеткой и т. д.

Это сделает его более самостоятельным, поможет приобрести важные навыки самообслуживания и даст вам немного свободного времени.

Как развивать речь?

Обязательно рассказывайте ребенку сказки, учите вместе простые детские стишки и песенки. Детские произведения, как правило, имеют короткий запоминающийся сюжет, и вы сможете легко разыграть мини-спектакль по их мотивам. Например, читая того же «Мишку косолапого», можно повторять движения мохнатого героя самому или с помощью любимой игрушки.

Обязательно четко проговаривайте слова, ведь ребенок учится их произносить, основываясь на данном вами звуковом образце. Если он произнес слово неправильно, сразу же дайте правильный образец.

Общайтесь с ребенком. Спрашивайте у него, как дела, что он видел интересного на улице, какая лапка болит у любимого зайчика и т. д. В этом отношении очень полезны ролевые игры, так как в них ребенок учится правильно использовать фразы и клише, услышанные в аналогичной ситуации.

Не повторяйте распространенную ошибку

А именно не ждите мгновенного результата. Поначалу ребенок может интересоваться занятием в течение очень краткого времени, буквально несколько минут, или вообще никак не реагировать на новую игру. Дайте ему время привыкнуть, ненавязчиво привлекайте его, и через три-пять дней он с удовольствием начнет делать все, что ему предложат.

С двух лет детей уже можно водить в детский сад, а это значит, что большинство малышей этого возраста уже многое умеют и знают, приучаются к самостоятельности. На вопрос «Что должен уметь и делать ребенок в 2 года?» скажем так: нет четких стандартов и пунктов, в которых указано, что ребенок должен уметь и знать то, то и вот это, а если не умеет и не знает, это значит, что есть отклонения в развитии. Каждый ребенок индивидуален: кто-то активен, кто-то более ленив; воспитание в каждой семье тоже разное, что бы там кто не говорил и даже в одной семье двое детей в разное время начинают говорить, ходить, проситься на горшок и тому подобное.

Развитие ребенка с 2 до 3 лет

Однако все же есть среднестатистическая информация, характеризующая большинство детей 24-х месяцев. Что же умеют дети?

Как развивать ребенка в 2 года

Итак, как развивать ребенка дома в 2 года, что может предложить мама для гармоничного развития своего малыша и его правильного воспитания?

Дети этого возраста очень любят копировать родителей, хотят помогать им: мыть посуду, подметать, вытирать пыль. Не запрещайте это делать, показывайте, как правильно помогать Вам.

Основную развивающую роль в этом возрасте, конечно, берут на себя игры. Разыгрывайте с малышом бытовые ситуации: мы идем в магазин или мы готовим ужин и т.д. Дети охотно интересуются игрушками: кормят кукол, кладут их в постель, играют машинками и конструктором, пытаются рисовать в тетради, на стенах.

С двух лет родителям можно начинать учить детей иностранному языку: включайте мультики на английском или на другом иностранном языке, ненавязчиво называйте предметы. Сейчас малыш очень хорошо запоминает слова.

В два года детям еще нужен послеобеденный сон для отдыха, который длится около двух часов.

В этом возрасте многие дети перестают соблюдать режим питания , в них то появляется аппетит, то пропадает совсем. Так же появляются любимые блюда и те, которые категорически отказывается ребенок есть. Ни в коем случае не нужно заставлять ребенка есть по часам, если он не хочет, и давать пищу через нехочу. Малыш в этом возрасте уже вполне сознательный и сам может прийти на кухню и попросить есть, когда действительно проголодается. Очень часто аппетит ребенка появляется после прогулок на свежем воздухе, где он активен, бегает и радуется. Гулять с ребенком нужно как можно больше — это станет залогом и хорошего сна.

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:


Психология малыша

Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

  • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
  • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
  • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
  • Густую пищу ест самостоятельно.
  • Поливает цветы.
  • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.

Базовые навыки и умения

Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

Особенности организации жизни

Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

Работа над моторикой

Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.

Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию

  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

Сенсорика

  • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
  • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
  • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
  • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.

Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

  • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
  • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
  • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
  • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
  • Слушайте и пойте песни.
  • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
  • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
  • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.

Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:


Чему учится малыш

Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

Особенности поведения

Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

Главная задача родителей

Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

Заключение

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.