Квест «Семейное дело» (DLC Far Harbor). Чисто семейное дело (4 стр.) Задание #2: «Поговорить с Кэндзи Накано»

У ворот кладбища побережья Жнеца вы встретите Таркина . Он даст вам квест на исследованием семейного склепа и попросит достать семейную реликвию. Ключ находится у окаменевшей чародейки в другой подземной комнате. В первой комнате отыщите две кнопки на стене (к ним нужно подойти достаточно близко, чтобы увидеть) и нажмите их - это откроет каменные ворота.

Одного из ваших спутников отправьте в третью комнату и поставьте на кнопку . После используйте "Видение Духов" (получить можно по квесту "Резкое пробуждение"), оно позволит вам обнаружить три рычага. Последовательность использования рычагов: средний - левый - правый. В результате ваших действий откроется люк.

Если трогали рычаги до того, как узнали нужную последовательность, то сбросьте комбинацию при помощи среднего рычага. Взаимодействуйте с ним, пока не пойдет вода, а затем используйте левый - появляется электричество и правый.

За люком будет находиться сокровищница. Выберите персонажа с наибольшим показателем удачи и попробуйте достать добычу. Артефакт находится в гробу (если в вашей команде есть ящер, то он поймет язык на надгробии). На расслабляйтесь, так как при выходе из гробницы на вас нападут ожившие стражи.

Сообщите Таркину, что реликвия найдена, однако квест "Семейное Дело" на этом не заканчивается. Мужчина сообщит, что на острове Кровавой Луны находятся и другие артефакты. Отправившись туда, ищите люк в северо-восточном углу (придётся его откопать). В хранилище вы найдёте другую половину артефакта. Теперь можно снова поговорить с Таркином, чтобы завершить квест.

Пропал Таркин

Если вы не найдете Таркина на привычном месте, то ищите на "Госпоже Мести". Можно отправиться на "Госпожу" при помощи быстрого перемещения, тогда Таркин будет стоять прямо возле вас.

  1. Уничтожьте глиняные доспехи заранее, тогда сражения попросту не будет.
  2. Чтобы войти в склеп, есть способ куда проще:
  • Встаньте так, чтобы смотреть в сторону лестницы, которая ведёт вниз по склепу и идите налево.
  • Когда спуститесь с холма, перед воротами, увидите склеп со статуями двух рыцарей, держащих щиты.
  • Рычаг, открывающий ворота, находится с правой стороны, но можете и просто уничтожить их.
  • Войдите в гробницу и не прикасайтесь ни к чему, иначе окаменеете.
  • Воспользуйтесь "

В этом квесте главному герою предстоит доставить Касуми ее родителям, или же доставить до них известия о ее смерти.

Для удобства, используйте краткое содержание статьи:

Прохождение квеста «Семейное дело» (DLC Far Harbor)

Задание #1: «Поговорить с Касуми»

Что бы поговорить с Касуми нужно добраться до Акадии, потому-что она все еще находится там. Находим ее и начинаем беседу, в беседе Касуми обрадуется что на острове наконец-то воцарился мир и скажет главному герою, что много думала над тем возвращаться ли ей домой или нет и она решила вернуться. Это решение далось Касуми нелегко, она понимает что своими действиями причинила своим «родителям» боль и хоть она оказалась права и она на самом деле синт, Касуми считает что ей необходимо вернуться домой к родителям и играть там и дальше роль любящей дочери.

В зависимости от того закончил главный герой свои дела на острове или нет, выбираем вариант ответа, но итогом будет одно — «Отправляемся в Содружество».

Важно: При высоком уровне Харизмы, можно попробовать переубедить Касуми в том что она синт, тогда девочка поедет домой со спокойной душой.

Задание #2: «Поговорить с Кэндзи Накано»

Теперь нужно попасть в Содружество, для этого перемещаемся в поселение Фар-Харбор, идем к катеру, который дал нам отец Касуми и отплываем с этого «гостеприимного» острова.

Хоть главный герой забирается в лодку один, в дом семьи Накано он попадает вместе с Касуми. Родители безумно рады возвращению дочери и безумно благодарны главному герою что он смог доставить их дочь домой. В разговоре с родителями, Касуми скажет что просто хотела «проветриться» и привести свои мысли в порядок и конечно же она понимает что она ни какой не синт.

Настало время поговорить с Касуми. Девушка рада, что на острове наконец-то воцарился мир и у всех появился шанс на лучшую жизнь. Единственное, что её беспокоит - причинённая ею боль Кэндзи и Рэй. Касуми могла бы остаться дома, сделать вид, что всё хорошо, но предпочла бегство. И теперь, получив ответы на свои вопросы, Каусми хочет вернуться домой, к тем людям, которые принимают её за свою дочь. Пора сделать что-то и для других...

Возвращаем беглянку домой, в Содружество. Родители безмерно счастливы возвращению дочери и искренне благодарят за это Выжившего. Семья вновь воссоединилась.

От родителей можно скрыть, что Касуми на самом деле синт. Если же открыть правду, то помешать Кэндзи Накано выгнать её из дома можно только при помощи высокой харизмы.

Примечание
Квест доступен и при гибели Касуми, но награды от семьи Накано не будет.

В благодарность за возвращение любимого чада Кэндзи предлагает коллекцию своего отца, которую он закопал рядом с домом. Тайник находится неподалёку, в небольшом деревянном строении. Ценным в нём является «Неутомимый фотонный лазерный пистолет».

Примечание
Не забудьте заглянуть в детективное агентство к секретарше Ника. Элли Перкин ждет от нас повествования о приключениях в Фар-Харборе.

Примечание
Будьте внимательны, в агентстве Ника Валентайна под кроватью лежит дело «Загадочный незнакомец». В нём говорится об одном серийном убийце, который появляется неожиданно, убивает безжалостно, исчезает без единого слова и не оставляет никаких визитных карточек. Это пасхалка, встретить Загадочного незнакомца можно, взяв одноимённый перк.

Почему сразу Кузя? - возмутился малыш.

Ну, ее величество не могла, она же самая добрая и солнечная девочка на свете!

А я, значит, не добрая и не солнечная? - сделал бровки домиком магический мальчишка.

Маркиз с мэтром хохотнули, а его величество невозмутимо сказал:

А ты мужчина! Смелый, сильный и кого хочешь до слез доведешь, в смысле защитишь!

Не сразу уловив иронию, Кузя удивленно вытянул губки трубочкой, надо же он - мужчина! А затем переместился на стол и стал нападать на стопку бумаг, изображая дерущегося рыцаря и помогая себе грозными выкриками типа "хэй" и "хрясь". Тэйла прыснула и прикрыла рот ладошкой, домовенок напомнил ей начинающего каратиста-выпендрежника из прежнего мира. Немного подурачившись, маленький хулиган решил объяснить королю плохое настроение маркиза и мэтра.

Знаешь, хозяин, почему твои друзья загрустили? - и, выдержав паузу, выдал: - Жениться хотят.

Хорошее дело, - покивал Данион, - а почему так невесело тогда?

Его величество, сдерживая смех, вопросительно посмотрел на друзей и сочувственно покачал головой.

Бедняги, как же вы теперь жить-то будете?

Да уж как-нибудь переживем! - раздраженно ответил Тиан, пригрозив кое-кому кулаком. - Хватит уже о нас, какие планы на завтра?

Летим к гоблинам. Хоть с границы и сообщили, что они покинули Северный хребет, нужно лично убедиться, что пророчество исполнилось и с ними теперь можно иметь дело.

Отлично, полетаем на драконе! - обрадовался первый советник и предвкушающе потер руки.

А не холодно на нем в небе? На высоте? - тут же решила уточнить Тэйла давно мучающий ее вопрос. Иногда она представляла себе дрожащего котика Саена, покрытого корочкой льда.

Ты ведь уже летала на Рубайне, - удивился Бирон, - не замерзла?

Да сколько я там летала? Кружочек над Лиенрисом...

Понимаешь, Тэйла, - уселся поудобнее мэтр и сложил руки на свой талмуд, переплетя пальцы, - ты пока не знаешь, конечно, но есть такая наука - физика. На четвертом курсе проходить начнете. Так вот, если исключить магию, то с точки зрения этой науки дракон летать не должен. Слишком большая масса тела, слишком короткие крылья и прочее. Если бы существовал мир, в котором нет магии, драконы бы там и ходили с трудом. Хотя, менять ипостась они там тоже бы не смогли. Да в таком мире вообще летали бы только птицы! Хотя и это не факт, мда... Так вот, магия поднимает драконов в воздух и регулирует температуру тела, окружая магическим тепловым коконом.

Far Harbor, как и оригинальная RPG , имеет несколько концовок . Основная задача последнего на сегодняшний день DLC – найти девушку Касуми на далеком острове. Аналогично тому, что было в Пустоши, на Острове также существуют разные фракции и в силах Героя кому-то помочь из них, кому-то помешать в достижении целей. Так или иначе, но действия игрока будут влиять на развитие мира и сюжет.

Ниже в руководстве мы подробно рассмотрим Все концовки и важные решения в Far Harbor.

В DLC Far Harbor существует три фракции: Дети Атома (Ядро), Фар-Харбор и синты (Акадия) . Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, что они мало влияют на мир – это совершенно не так. Их можно заставить жить в мире, можно уничтожить, можно…много всего.

Выбор Акадии и синтов

Основное решение в отношении синтов Акадии: уничтожить их или нет. Вы можете рассказывать о них Институту или Братству Стали (к кому присоединились в оригинальной игре), можете даже капитану Эйвери о них сообщить в Фар-Харбор или Аллану (торговцу оружием).

Если решите уничтожить , то получите уникальное оружие снайперскую винтовку «Счастливчик Эдди», перк «Погибель Акадии» и достижение «Какой должна быть жизнь» .

Касуми умрёт во время бойни.



Если хотите помочь синтам – просто помогайте ДиМе, выполняйте его задания. Касуми выживет. О её судьбе мы рассказали ниже.

Выбор Фар-Харбор

Если вы захотите уничтожить поселение на пристани Фар-Харбор , то наиболее простой способ – побаловаться с ветроэлектростанцией в задании «Очищение земли ». Как только по заданию Лучше не вспоминать найдете Код отключения конденсаторов , сразу можете заняться уничтожением.

Отправляйтесь в служебное здание ветроэлектростанции и на терминале 03 выберите Tempest и затем отправляйтесь с докладом к Верховному исповеднику Текту в Ядро. Вы также получите перк «Инквизитор Атома», звание «Инквизитор» и броню «Бастион атома» (1 шт) и достижение «Очищение земли».




Если решите им помогать , то после нахождения трупа Эйвери в медицинской лаборатории ДиМа , можете рассказать правду о Эйвери или нет. Расскажите – жители разволнуются и бросятся уничтожать Акадию, что приведет к первому пункту материала по уничтожению Акадии (награды теже). Промолчите – всё будет спокойно.

Выбор Дети Атома

Уничтожить фракцию легко , если использовать ключ запуска ракет, что находятся на подлодке, где обжились Дети атома и именуют оное место Ядро. Проходите в центр подлодки, где живет Верховный исповедник Тект и за его спиной вставляйте флешку в терминал. Потом резво покидайте Ядро.

Соответственно, получите перк «Житель Фар-Харбора» на +5 ко всем сопротивлениям и достижение «Очищение земли» . Но, если решите им помочь, то придется уничтожить Фар-Харбор, а награды описаны чуть выше.

Мирная (лучшая) концовка

Но можно сделать и так, чтобы три фракции жили в мире друг с другом. Во время задания Какой должна быть жизнь есть момент, чтобы Герой рассказал ДиМе о капитане Эйвери. Скажите, что ДиМа все сделал правильно, и он может также поступить и с главой Детей Атома. В результате появится квест – Реформация . В завершении выполнения всех условий, ДиМа будет контролировать весь остров через новых доверенных лиц , а кровопролития более не будет. Герой получает перк «Защитник Акадии» (в случае сильного ранения с некоторой вероятность можно получить временный большой бонус к энергетическому и обычному урону).

Касуми будет жить.

Концовка Геноцид (плохая)

Есть способ и уничтожения всех фракций. В результате, вы получите только один перк и боле никаких наград.

  1. Используйте коды запуска для уничтожения атомных ядер и взрыва Ядра.
  2. Отправляйтесь к ветряной электростанции и уничтожьте Фар-Харбор (на терминале 03 выберите Tempest).
  3. Отправляйтесь в содружество к Братству Стали и расскажите им об Акадии. Они отправят отряд и уничтожат синтов.

Разумеется, что Касуми умрет.

Судьба Касуми

История Касуми завершится после того, как вы решите, что же делать с островом в целом. Она вернется к родителям и расскажет правду. Побеседуйте с ней еще на острове (пред отбытием на материк) и помогите решить , хочет ли она вообще возвращаться или предпочтет остаться на острове.