Консультация для родителей на тему закаливание детей. Консультация для родителей "закаливание ребенка в семье". «Закаливание ребенка в домашних условиях»

Елена Ермолаева
Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста»

Закаливание детей дошкольного возраста

Все родители знают , что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют , у них укрепляется иммунитет. Но как это делать, когда начинать – в какое время года и с какого возраста ?

Обычно детей закаливают "от простуды”, хотя простудные – острые респираторные заболевания (ОРЗ) – вызываются вирусами. В чем же смысл? В нашем сознании простуда прочно связана с холодной, мокрой погодой, когда дети мало гуляют, проводят много времени в помещении, где легко заражаются вирусами. Кроме того, в самом начале ОРЗ (еще до появления насморка и кашля) больного знобит, он не может согреться. Поэтому возникает ассоциация "чувство холода – простуда (из-за незакаленности ) – ОРЗ”.

Охлаждение незакаленного ребенка действительно может способствовать развитию вирусной инфекции. Кроме того, терморегуляция у малышей еще не совершенна и охлаждаются они сильнее, чем взрослые.

На первом году жизни у ребенка сохраняются защитные материнские антитела к некоторым вирусам, а затем защита кончается, и дети начинают чаще болеть вирусными ОРЗ – иногда по 6–8 раз в год. Это связано прежде всего с расширением контактов с окружающим миром, в буквальном смысле нашпигованным вирусами. С возрастом ОРЗ болеют реже просто потому, что накапливаются антитела к разным вирусам.

Именно поэтому детям так необходимо закаливание .

НОС И ПРОСТУДА

Почему именно нос? Дело в том, что противовирусная защита чаще всего снижается при нарушении кровообращения в слизистой оболочке носа под влиянием переохлаждения.

Охлаждение кожи ведет к рефлекторному сужению кровеносных сосудов – организм уменьшает теплоотдачу, экономя тепло (при очень сильном охлаждении на морозе кожные сосуды расширяются, согревая охлаждаемый участок). Так же реагируют и сосуды носа : при прикладывании кубика льда к коже температура в полости носа снижается на 2° у незакаленного ребенка и всего на 0,3–0,5° – у закаленного . При этом функция клеток слизистой нарушается. Снижается выделение ими антител, защитных субстанций, способных убивать вирусы, которые очень часто присутствуют на слизистой носа, как бы поджидая удобного случая, чтобы проникнуть внутрь организма. Вдыхаемый воздух хуже нагревается, вирус быстрее размножается и попадает в более глубокие отделы дыхательных путей.

Тренировать сосуды можно закаливающими процедурами . При постепенном увеличении охлаждения реакция сосудов становится все более умеренной, количество защитных белков в слизистой оболочке носа не будет резко уменьшаться. И это не фантазия – такое действие закаливающих процедур доказано многими исследованиями.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приспособительных защитных реакций организма.

Вы ошибаетесь, если думаете, что закаливание обязательно требует применения очень низких температур. Некоторые отчаянные родители силой заставляют своих детей ходить босиком по снегу и купаться в проруби! На самом деле важна контрастность воздействия. Если холод ведет к сужению сосудов, то тепло, наоборот, вызывает их расширение – а мы тренируем как раз способность сосудов изменять свой просвет в зависимости от внешнего холода или тепла. Воздействие умеренно прохладного воздуха на предварительно согретую кожу будет равноценно воздействию очень холодного раздражителя на не согретую кожу.

Какие же участки тела лучше всего закаливать ?

Очевидно, что воздействие на лицо и кисти рук, постоянно находящиеся открытыми, большого эффекта не даст. Конечно, если ребенку закрывают зимой половину лица платком и никогда не снимают варежки, начинать закаливание надо именно с лица и рук, но это – скорее исключение, чем правило.

Очень чувствительны к теплу и холоду подошвы ног – там находится много рецепторов.

Хороший эффект дает и холодовое воздействие на кожу шеи, поясницы, однако все же лучше закаливать (водой, воздухом) кожу всего туловища и конечностей. При охлаждении какого-либо одного участка тела может возникнуть эффект сквозняка – охлажденные сосуды останутся расширенными из-за отсутствия рефлекса с других участков, а это приведет к сильному переохлаждению.

Продолжительность закаливающих процедур не должна быть слишком большой – не более 10–20 минут. Гораздо важнее повторность воздействий, при этом очень полезна смена факторов, например : воздушная ванна – сауна – прохладный душ – сауна – воздушная ванна.

Проводя закаливание , соблюдайте постепенность усиления воздействий. Однако не будьте и излишне осторожными : если вы занимаетесь обливанием, начните с воды температурой 30–32° и снижайте ее каждые 2–3 дня на 2–3° (а не на 0,5° в неделю, как это делают многие) . Уже через 10–15 дней вы дойдете до комнатной температуры или даже чуть ниже – до16–18°. Это обеспечит прекрасный закаливающий эффект и не создаст опасности простуды.

Но закаливание не дает положительного результата без создания повседневного стимулирующего температурного окружения ребенка. В нашем климате именно повседневные температурные воздействия играют решающую роль. А начинать надо с ответа на вопрос.

КАК ОДЕТЬ РЕБЕНКА?

Одежда должна не просто соответствовать сезону, но и меняться в зависимости от температуры на улице. Самое главное – одевать детей с учетом их большой подвижности. Хорошее правило – надевать на ребенка столько же слоев одежды, сколько надевают взрослые, или, еще лучше – на один слой меньше. Одежда должна быть такой, чтобы во время физической активности ребенок сильно не потел, а в минуты отдыха его кожа охлаждалась как от воздействия воздуха, так и от испарения пота.

К сожалению, наших детей часто кутают без меры. За исключением двух-трех самых теплых месяцев года большинство малышей раннего и дошкольного возраста (а часто и школьники) носят не менее 4-х слоев одежды (кроме верхней) и одеты, как минимум, в 2–3 пары длинных штанов – брюки, рейтузы с поддетыми колготками! Есть дети, которые практически никогда не гуляют в трусиках и майке – они всегда в свитере и шапочке.

Закаливание может происходить и в помещении, если температура в нем не превышает 18–20° днем, а ночью – ниже на 2–4°. При этом на ребенке не должны быть надеты теплые вещи, он не должен спать в пижаме под ватным одеялом (или то, или другое) . К сожалению, многие россияне считают нормальной температурой помещения 24–26°.

Ничего страшного, если легко одетый ребенок выйдет в холодную погоду на балкон или в сени, если внезапный порыв ветра распахнет окно или ночью малыш раскроется – такие кратковременные воздействия хорошо закаляют .

Согласитесь, закаливать закутанного , оберегаемого от малейшего дуновения воздуха ребенка – занятие бесперспективное. Постоянное пребывание в тепличных условиях детренирует сосуды кожи и слизистых оболочек, так что кратковременные закаливающие воздействия на таком фоне большого эффекта не дадут.

КОГДА НАЧАТЬ?

Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения. Но изначально надо проконсультироваться у врача . Если ваш ребенок здоров и педиатр не находит у него ни каких противопоказаний, то можете спокойно приступать к закаливанию .

В данном варианте, для новорожденных, можно предложить такой способ закаливания .

Ребенка купаем при обычной температуре человеческого тела - 36,6 градуса. В это время готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде, температура воды в этом сосуде должна быть на десять градусов ниже, то есть примерно 26 градусов. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду вдоль позвоночника до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут ребенка надо одеть. Каждые три дня температуру обливания надо снижать на один градус, до того момента, пока температура воды не будет соответствовать температуре воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо.

Следует не забывать и о воздушных ваннах. Свежий чистый воздух, прежде всего во время сна, благоприятно действует на организм ребенка. При проведении общих воздушных ванн в помещении, ограничиваются частичным кратковременным обнажением тела ребенка во время смены одежды.

Закаливать ребенка никогда не поздно и в то же время никогда не рано. Больше того, доктор Татьяна Кривоногова из Томска, проведя специальное исследование, доказала, что закаливание беременных женщин и новорожденных детей по особой методике дает прекрасный эффект. Конечно, речь не идет о моржевании новорожденного или о сауне с первых дней жизни, но и самым маленьким вполне можно создать условия, которые бы тренировали их сосуды.

Очень полезны воздушные ванны – достаточно лишь не торопиться переодевая ребенка дать ему несколько минут побыть голым на воздухе при комнатной температуре. Воздушные ванны удобно проводить и во время занятий гимнастикой, перед ванной. После купания можно облить малыша водой температурой на 2–4–6° ниже, чем вода в ванне.

Безусловно, закаливание во время острого заболевания бессмысленно и вредно. Когда же можно снова приступать к процедурам? Это зависит от длительности лихорадочного периода. При нетяжелом ОРЗ нормальная терморегуляция восстанавливается уже через 7–10 дней, при 3–10-дневной температуре – через 2 недели, а после тяжелой пневмонии – через 3–4 недели. В эти сроки можно продолжить начатое до болезни закаливание .

Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры : умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35-36°, снижают очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей . У детей , страдающих экссудативным диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

По интенсивности воздействия на организм водные процедуры располагаются в следующем порядке : влажное обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании ослабленных детей , перенесших тяжелое заболевание, необходима осторожность. Вначале, в течение первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько же - руки и грудь, далее руки, грудь и спину и т. д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и к другим методам закаливания .

Все процедуры, по закаливанию детей , не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание принесет положительный результат, укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптированным к неблагоприятным воздействиям, человеком.

Закаливание день за днем

Уже с первого года жизни приучайте ребенка к прогулкам на свежем воздухе, желательно не менее 4 часов в сутки. Сперва это сон в коляске на балконе или на улице, затем прогулки, лучше не в коляске, а с активными движениями. В яслях, где дети каждый день гуляют в течение 3–4 часов, респираторная заболеваемость снижается в 3–4 раза.

Воздушная контрастность вполне доступна семьям, имеющим 2 комнаты. Для этого в одной из комнат снижают температуру (открывая форточку или окно) до 10–12°, а в другой – оставляют ее на уровне 18–20°. Можно устроить подвижные игры, переходя вместе с ребенком из одного помещения в другое. Контрастное закаливание несложно организовать и в детском саду – для этого можно нагреть участок пола до 50–60°, чтобы дети, проснувшись после дневного сна, могли попеременно побегать босиком по теплому и непрогретому полу.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ – чередуйте теплую воду (до 40°, 30–40 секунд) с более холодной, удлиняя длительность ее воздействия от 15–20 до 30 секунд. Температуру холодной воды снижают на 2–3° каждые 2–3 дня, первоначально несколько укорачивая время ее воздействия. Конечная температура холодной воды для дошкольников не должна быть меньше 14–15°, для школьников можно опускать ее и ниже, конечно, с согласия ребенка.

Вообще, надо стремиться к тому, чтобы закаливание вызывало только положительные эмоции. Доводить холодовые воздействия до неприятных или тем более болезненных абсолютно недопустимо, поэтому всякие перегибы в этом деле (например, в соответствии с поговоркой "тяжело в учении, легко в бою”) неразумны.

Летом обязательно давайте ребенку возможность побегать босиком по лужам.

Хороший закаливающий эффект дает ежедневное мытье ног прохладной водой, холодный душ после ванны или бани. Очень полезно купание. Многие дети купаются "до посинения” – это не опасно, но не нужно. После купания в прохладной воде хорошо разотрите кожу жестким полотенцем до появления красноты (это указывает на расширение сосудов) . Если поблизости нет водоема, можно обливать ребенка водой наружной температуры или ставить его под душ, да и просто дайте малышу поплескаться в воде.

В летний период замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются. Можно обливать детей прямо на улице . Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в полотенце и унести в дом.

Прекрасную закалку дает плавание в бассейне – не столько само по себе, сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.

Занятия в бассейне надо построить таким образом, чтобы малыш испытывал комплексное контрастное воздействие : воздуха, самого бассейна, душа до и после бассейна, ходьбы босиком.

В России да и в других северных странах посещение горячей бани – сауны или русской – считается чуть ли не самым мощным и полезным лечением. Это действительно так : по силе температурного воздействия с баней ничто не может сравниться. Распаренный человек охотно принимает холодный или даже ледяной душ, окунается в прорубь, валяется в снегу, испытывая при этом огромное удовольствие.

Баня (лучше сухая – сауна) используется для закаливания детей раннего возраста .

Первый раз можно повести малыша в баню в возрасте 7-8 месяцев . Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани - тяжелое поражение почек, нервной системы, повышенное внутричерепное давление, болезни сердца. С первого же раза не стоит забираться на полки. И, вообще, не надо вести ребенка наверх насильно. Может быть, после нескольких раз, он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь : при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить ребенка прохладной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье : отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т. п.

Процедуру можно повторить три раза. После этого вымойте ребенка.

В бане, в качестве ингаляторного и местного эффекта, хорошо применять также эфирные масла лечебных растений (эвкалипта, пихты, кедра, котовника, сосны, шалфея, базилика, лаванды, мяты и др.

Температура в бане должна быть около 90°, дети проводят в помещении 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. После этого надо принять душ комнатной температуры. О пользе всевозможных контрастных воздействий вы уже знаете. Ну а что касается более экзотичных "подвигов” – выбегания из бани в снег на мороз, окунания в прорубь и т. д. – это дело постепенной тренировки, которая ни в коем случае не должна переходить грань, за которой возникают неприятные ощущения и отрицательные эмоции. Мои внуки посещали сауну с первого года жизни, охотно выходили на несколько минут на мороз босиком и принимали прохладный душ, но валяться в снегу не любили – и я их к этому не принуждал.

В зимний период, на фоне уже постоянных проводимых водных процедур закаливания , можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, а не бетон и не асфальтированная дорожка. Ребенка надо одевать так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть на ребенка спортивный костюм, шерстяные носки и валенки. Сначала дайте ребенку побегать, чтобы он разогрелся.

Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, буквально на несколько секунд. Потом быстро вытирайте ноги от снега полотенцем и обувайтесь, начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова бегайте уже в валенках. Постепенно проводите процедуры, начиная с секундного стояния на снегу до бегания по нему в течение 2-х минут. Если вы начнете закалять своего малыша с грудного возраста и будете следовать приведенным выше советам, можете с гарантией считать его достаточно закаленным ! Родители , которые не боятся оставить ребенка на несколько минут раздетым при комнатной температуре, обливают его после ванны прохладной водой, делают несколько раз в день воздушные ванны, могут быть спокойны за его сосудистые рефлексы.

Чтобы ребенок полностью выздоровел от хронического заболевания легких (бронхит, пневмония, бронхиальная астма и др., главное - предупредить обострение болезни. А для этого надо укрепить и закалить организм ребенка , - только так он перестанет подчиняться неблагоприятным внешним воздействиям. От родителей и ребенка необходимы настойчивость и самодисциплина. Процедуры приносят пользу, только если их тщательно выполнять каждый день. В комплекс процедур входят Горячие грудные обертывания, дренаж (очищение бронхов, настои лекарственных трав, закаливание .

При горячих грудных обертываниях проводятся следующим образом. Ребенка раздевают по пояс. В таз с горячей водой (60 гр.) опускают махровое полотенце, отжимают и быстро обертывают грудную клетку ребенка. Поверх этого мокрого полотенца, обертывают сухим, а затем шерстяным одеялом. Укладывают в постель на спину и укрывают ватным или пуховым одеялом до подбородка. Через 20 минут снимают полотенце, надевают на ребенка сухое белье и оставляют его отдыхать на час в постели. Процедуру надо делать ежедневно в течение 1-2 месяцев.

Дренаж (очищение) бронхов необходим для оттока мокроты из бронхиального дерева. Ребенок свешивает туловище с кровати, упирается локтями в пол, и в таком положении хорошо откашливается в течение 15-20 секунд. Мама при этом помогает ему, энергично сжимая и поколачивая по нижнебоковым отделам грудной клетки. Проводить процедуры следует 2-3 раза в день, причем первую - сразу после утреннего пробуждения, не вставая с постели.

Начинать закаливание можно в любое время года, но лучше летом. Закаливание проводить по схеме , указанной выше, то есть с влажных обтираний, постепенно понижая температуру воды и переходя к другим, более интенсивным, методам закаливания - обливание , контрастный душ, ножные ванночки и т. д.

Без внимания не должно оставаться и занятие физкультурой, особенно таким детям полезны водные виды спорта.

"ГЕРОИЧЕСКИЕ” МЕТОДЫ

При обсуждении проблем закаливания у родителей часто возникают вопросы, связанные с публикациями о детях, которые плавают в проруби и бегают голышом по снегу. Хорошо это или плохо?

Публикации эти – безусловно, из разряда сенсационных. Но в какой-то мере они полезны : подобные сюжеты привлекают внимание родителей , особенно тех, чьи дети круглогодично носят свитер, и заставляют задуматься над тем, как закалить своего ребенка .

Но все же – полезно ли моржевание и, если да, то как его проводить? Прежде чем "сигануть” в прорубь, дети вместе с родителями должны пройти длительный период закаливания . Само погружение в ледяную воду никак нельзя считать обязательным элементом закалки – скорее , это демонстрация закаленности организма , кстати, не вполне безопасным способом. Дети воспринимают холод как боль : они в состоянии превозмочь его под одобрительными взглядами родителей , но излишнее усердие в этом деле может оттолкнуть ребенка от закаливания . Если вы все-таки решили заняться моржеванием, делать это надо постепенно и не удлинять пребывание в ледяной воде свыше 40–60 секунд, поскольку ребенок охлаждается намного быстрее взрослого. Моржующим детям необходимо постоянное пристальное медицинское наблюдение (или хотя бы почаще делайте анализ мочи) .

Хождение босиком по снегу тоже оказывает довольно сильное закаливающее воздействие , хотя и не такое мощное, как моржевание. Конечно, и здесь нужна постепенность. В большинстве же ситуаций я советую закалять ребенка обычными методами, и если после бани или просто так он побегает пару минут босиком по снегу, это никак не отразится на его здоровье. А вообще-то, по снегу лучше бегать в обуви или на лыжах!

Другой частый вопрос – об обливании холодной водой, в том числе и во время заболевания. Родители обычно называют это методикой Иванова. Думаю, что постепенно можно снизить температуру воды для обливания здорового ребенка до 8–10°, то есть до температуры водопроводной воды в зимнее время, хотя вполне достаточно остановиться на 12–14°. Обливать такой водой незакаленного ребенка – не просто жестоко, но и опасно. Что же касается холодного обливания как лечебной меры – это, попросту говоря, преступление, опасное для жизни. "Лечебный эффект” от такой процедуры может быть только отрицательным. Родители , придерживающиеся подобных "естественных лечебных факторов”, просто задерживают таким образом начало эффективного лечения.

Ну а есть ли данные о том, что закаленные дети полностью защищены от простуды? К сожалению, нет. Они тоже иногда болеют ОРЗ. Однако защита от заражения у прошедших закалку детей гораздо эффективнее , поэтому и число респираторных заболеваний, особенно тяжелых, намного меньше. Небольшие катаральные явления без температуры, длительностью 1–2 дня – вот как протекают ОРЗ у закаленного ребенка . Так что – закаляйтесь , если хотите быть здоровыми!

МДОУ «Детский сад №2 «Пчелка»

г. Ртищево Саратовская область

Консультация для родителей:

« Как провести закаливание детей дома»

г. Ртищево 2015г.

Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно, в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основными правилами закаливания являются следующие:

1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.

3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.

6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле - необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

9. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

Методы закаливания:

1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук - от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.

5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.

8. Баня (сауна): начинать с одного захода на 5-7 минут на нижней ступеньке (полке), желательно одеть на голову ребенка шерстяную шапочку. В дальнейшем количество заходов увеличивается до трех раз. После каждого захода нужно охладиться в течение 10 минут, лучше под душем. В бане и после посещения её необходимо принимать небольшое количество ягодного морса или фиточая. Посещать баню можно с 2-3 летнего возраста. Противопоказано посещение бани детям с тяжелыми хроническими и врожденными заболеваниями.

9. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

10. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.

Анкета

«Закаливание ребенка дома »

Уважаемые родители!

В целях повышения эффективности вашего сотрудничества с педагогами дошкольного учреждения в вопросах укрепления здоровья и закаливания детей просим ответить на следующие вопросы.

    Что такое закаливание? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Знаете ли вы основные методы, принципы закаливания? Перечислите их. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие методы закаливания являются традиционными/нетрадиционными? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вы закаляетесь сами, как? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вас беспокоит что-то в состоянии здоровья ребенка? _____________________________________________________________________________

    Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сколько времени ваш ребенок проводит на воздухе ежедневно? _____________________________________________________________________________

    Проводите ли вы дома с ребенком закаливающие мероприятия, какие? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Беседуете ли вы с ребенком о необходимости закаливания? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как ребенок относится к закаливающим мероприятиям? _____________________________________________________________________________

    Проводятся ли закаливающие мероприятия в детском саду, который посещает ваш ребенок? _____________________________________________________________________________

    На ваш взгляд, данная работа в дошкольном учреждении организована на должном уровне? _____________________________________________________________________________

    Принимаете ли вы участие в мероприятиях дошкольного учреждения, направленных на оздоровление воспитанников? ____________________________________________________________________________

    Хотели бы вы получить информацию о методах и принципах закаливания ребенка дома? ____________________________________________________________________________

    Что вы хотели бы изменить в работе детского сада, направленной на физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Честь и хвала тому детскому саду, в котором уделяется достаточное внимание физическому развитию детей, в частности — закаливанию. Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье. Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.

Закаливание детей в детском саду: общая методика

Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родители не должны этому противиться. Ничего сложного эта методика собой не представляет. Главное — придерживаться основных принципов закаливания:

  • постепенность : нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;
  • систематичность : только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
  • учет индивидуальных особенностей , в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

Дружный тандем родителей и воспитателей в этом вопросе просто необходим. Закаливание в детском саду должно быть подхвачено и продолжено дома (читайте подробнее про закаливание детей в домашних условиях). Чтобы не был нарушен принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, чтобы заинтересовать малыша своим личным примером, закаляясь вместе с ним. К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.

Водные процедуры

Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

  • обтирания;
  • обливания;
  • купания.

Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

  • сон на открытом воздухе;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • воздушные ванны.

Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют теплообмен. Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении. Однако игры эти должны быть спокойного характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:

  • утром (с 8 часов и до 9 часов);
  • после обеденного сна (с 15 часов и до 16 часов).

Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных перегревов.

Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того, что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего этого не смогут не заметить и благодарные родители.

10 правил закаливания ребенка в домашних условиях

С каждым годом количество часто болеющих детей до 3 лет растет прямо-таки с катастрофической скоростью. А виной всему плохая экология, некачественное питание во время беременности и неправильно налаженное грудное вскармливание. Частично исправить ситуацию поможет закаливание ребенка в домашних условиях, но делать его нужно правильно.

Специалисты советуют начинать с воздушных ванн, а уже после них переходить к водным процедурам. Рассмотрим несколько правил закаливания ребенка, которые помогут избежать ошибок и повысить иммунитет ребенка в кратчайшие сроки.

Правила закаливания ребенка

1. Чем раньше начнете, тем лучше - возраст не имеет значения.

2. Процедуры должны проводиться систематически, и не важно, будет это контрастный душ, обливания, хождение по снегу или просто воздушные ванны.

3. Продолжительность процедур увеличивайте постепенно, иначе закаливание может обернуться лечением простуды у ребенка и постельным режимом.

4. Настроение имеет значение! Поверьте, те же обливания окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех, а не громкий плач.

5. Станьте примером для подражания. Кроха намного охотнее будет закаляться, видя, что родители и сами с удовольствием принимают участие в водных процедурах.

6. Повысьте эффективность водных процедур за счет сочетания их с физкультурой или массажем.

7. Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.

8. Не допускайте переохлаждения малыша.

9. Следите, чтобы ребенок не перегрелся.

10. Руки и ноги малютки перед началом процедур должны быть теплыми.

Придерживаясь простых правил закаливания ребенка в домашних условиях, вы сможете защитить его не только от частых простуд и хронических заболеваний, но и от плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.

Осталось только выбрать подходящий именно вам способ закаливания и можно начинать. Это могут быть: обтирания, ножные ванночки, ванны с постепенным понижением температуры, контрастный душ или обливания холодной водой. Если не можете сделать выбор самостоятельно, посоветуйтесь с педиатром, он непременно поможет.

Закаливание ребенка солнечными лучами

Ультрафиолетовые лучи в меру полезны для человеческого организма, под действием ультрафиолета в коже вырабатывается витамин Д, который участвует в процессе усвоения кальция. Чувствительность к ультрафиолету тем выше, чем младше ребенок. Проводить закаливание прямыми солнечными лучами с ребенком до года нельзя. С грудничками нужно находиться в кружевной тени деревьев, прямой солнечный свет им показан только в осенне-зимний период, как профилактика рахита. Температура воздуха при летнем загаре должна быть не больше +30 градусов, лучше всего загорать на пляже возле реки или моря. Время приема солнечных ванн для детей не более 20 минут, количество таких процедур за год не должно превышать 20-30.

Сейчас очень много говорят о вреде прямых ультрафиолетовых лучей на организм человека, так как они могут вызывать раковые заболевания кожи. Поэтому прислушивайтесь к советам и не появляйтесь с ребенком на улице и открытых пространствах, в том числе на пляже с 11 до 16 часов. Самое полезное время для пребывания на солнце - это утренние часы с 8 до 10 утра и вечер после 17-00.

Теперь поговорим о правилах закаливания ребенка солнцем:

1. Защищайте головку малыша от солнечного удара панамкой из легкого натурального светлого материала.

2. На грудничке во время принятия солнечных ванн должна быть обязательно легкая кофточка или рубашечка, наилучший вариант - батистовая распашонка.

3. Детей старше года выводите на солнышко сначала в рубашечке, затем в маечке, через несколько дней можно снять майку и совместить закаливание солнцем с закаливанием свежим воздухом. Температура воздуха при этом должна быть выше 20-22 градусов, а погода безветренной.

4. Водные процедуры применяются после солнечных ванн, а не наоборот, чтобы не вызвать переохлаждение ребенка. После купания, хорошо вытирайте его.

5. Продолжительность первой солнечной процедуры для грудничка - 3 минуты, у детей после года - 5 минут. Ежедневно увеличивайте время пребывания ребенка на солнышке до 30-40 минут в день.

6. Противопоказаны солнечные процедуры при жаре выше 30 градусов, а также деткам с онкозаболеваниями.

7. В рассеянных солнечных лучах (в кружевной тени) ультрафиолета остается практически столько же сколько и в прямых лучах, а вот инфракрасного излучения, которое ведет к перегреву организма летом, значительно меньше.

8. Если у ребенка случился солнечный удар или перегрев, немедленно занесите его в прохладное помещение, напоите водой, можно искупать его в ванной. При повышении температуры и ознобе дайте жаропонижающее.

9. Чтобы не допустить перегрева и обезвоживания во время солнечных процедур, увеличьте питьевой режим, не забывайте на прогулку бутылочку с чистой качественной водой.

10. Лучше всего, если во время солнечных процедур ребенок будет находиться в движении. Сон на солнышке полезен только зимой.





Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 2«Пчёлка» г. Ртищево Саратовской области.

Консультация для родителей:

«Закаливание».

Воспитатель: Смолянская Л.В.

2016-2017 уч. год

Консультация для родителей: «Закаливание».

Дошкольный возраст – это тот период, когда закладываются основы здорового образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.

Оздоровление детей не результат одного дня деятельности, а спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период, которая проводится систематически в течение всего времени пока, ребенок посещает детский.

Так что же такое закаливание?

ЗАКАЛИВАНИЕ - это система закаливающих мероприятий в режиме дня ребёнка, а не использование отдельных закаливающих процедур.

Закаливание детей в современных условиях.

Закаливание – это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.

В основе закаливания детей должны быть следующие факторы:

Закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;

Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности (силе);

Закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;

Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребёнка (оптимальная (по санпину) температура воздуха и соответствующая одежда).

Допустимо использование различных сочетаний закаливающих воздействий в зависимости от конкретных условий дошкольных учреждений.

Для реализации этих факторов нужна система закаливающих мероприятий, включающая элементы закаливания в повседневной жизни, органично вписывающиеся в каждый режимный момент, и специальные закаливающие воздействия.

При закаливании дошкольников круглый год максимально должны использоваться естественные природные условия. Как известно, воздействие воздуха (воздушные ванны за счёт облегчения одежды, во время переодевания ребёнка, утренней гимнастики, прогулки и т.д.) является более слабым раздражителем, чем вода, обладающая большой теплоёмкостью. Поэтому воздушные ванны можно проводить длительно, тогда как водные процедуры только кратковременно.

Первым требованием, при проведении закаливания детей в дошкольном учреждениях, является обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности организма. Это – прежде всего свежий воздух и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка, способствующие поддерживанию нормального теплового состояния.

Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается постоянным и периодическим сквозным проветриванием, что создаёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. В холодный период года сквозные проветривания проводятся кратковременно (5-7 мин) в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5 градусов, и она может опускаться до +14-16 градусов.

При нахождении детей в группе температура воздуха должна соответствовать гигиеническим нормативам:

Дети до 3 лет - +22 градуса +_ 1 градус

Дети 3-4 лет +21 градус

Дети 5-7 лет +20 градусов.

При таких температурах на детях должна быть двухслойная одежда (майка, рубашка или платье) и гольфы или носки.

Для контроля температурного режима термометр помещают на уровне роста ребёнка на внутренней стене помещения.

Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми проводится комплекс физических упражнений, включающих в себя:

Потягивание

Дыхательные упражнения

Движения, формирующие осанку и свод стопы - хождение по массажной дорожке.

Младший возраст -5мин.

Старший возраст – 8 минут.

Закаливание ребёнка на открытом воздухе проводится во время прогулок. При этом нужно соблюдать:

Правильную двигательную активность детей

Одежда ребёнка должна соответствовать сезону и обеспечивать свободу движений.

Дети до 4 лет выходят на обычную прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха -15 градусов, 5-7 лет – до – 20 градусов. При более низких температурах и сильном ветре время прогулки сокращается.

Закаливающие процедуры

Утренняя гимнастика

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Ходьба по массажной дорожке босиком после дневного сна;

Водные процедуры – мытье рук до локтя после дневного сна;

В теплое время года:

Дневной сон с открытыми форточками;

Солнечные процедуры.

Умывание рук до локтей.

Проведение закаливающих процедур после дневного сна в группе.

Температура воздуха в группе +19-20*

Одежда детей: трусы, майка.

Правила организации физических упражнений:

Количество повторений каждого упражнения – 4-5 раз;

Темп выполнения – медленный;

Характер движений – плавный;

Каждый блок упражнений должен сопровождаться мышечным напряжением и заканчиваться мышечным расслаблением, т.е. ребенок должен чувствовать амплитуду движений.

Дыхание – спокойное, носовое, без задержки в ходе упражнения (на раз – вдох, на два – выдох);

Упражнения воздействуют:

На все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук;

Упражнения проводятся на все группы мышц, включая и глазодвигательные;

Упражнения начинают проводить, когда ребенок только что проснулся, но еще лежит в кровати, при этом сохраняется возможность для того, чтобы дети просыпались постепенно;

На последнем этапе используются упражнения на развитие двигательных навыков.

Хождение по массажной дорожке

В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.

По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.

После окончания упражнений, дети выполняют водные процедуры – умывают лицо и руки до локтей.

Общая продолжительность закаливающих процедур -10 минут.

Еще в XVIII веке русский врач и физиолог С. Г. Зыбелин писал: «Воспитание есть двоякое - телесное и нравственное». Касаясь телесного, или, как сейчас говорят, физического, воспитания, он рекомендовал широко использовать в детском возрасте для укрепления здоровья воду, воздух, солнце и движения.

Эти взгляды не утратили своей актуальности и в наши дни. Достаточно обратиться к мыслям крупнейшего советского ревматолога профессора А. И. Нестерова. «Среди конкретных предупредительных противоревматических мероприятий для здоровья людей и особенно для детей основное значение имеет закаливание организма по отношению к внешним температурным воздействиям: охлаждениям, сквознякам и т. д., - пишет он. - Именно повышение устойчивости и сопротивляемости организма с самого раннего детства путем максимального использования свежего воздуха и воды, закаливания организма, физической культуры, физического труда, спорта, соблюдений Правил личной гигиены (душ, ванны, обтирания), гигиены жилища (свежий воздух, борьба с запыленностью воздуха жилищ), гигиены труда является основой для предупреждения ревматизма и тех очагов инфекций, которые предшествуют его развитию». Закаленный ребенок способен противостоять резким и длительным охлаждениям, он свободно переносит облучение солнечной радиации, становится лучше приспособленным к внезапным переходам от тепла к холоду, к физическим нагрузкам и т. д.

Приступая к закаливанию ребенка, необходимо помнить о некоторых анатомо-физиологических особенностях его организма. При проведении закаливающих процедур, которые создают определенную нагрузку на организм ребенка, надо учитывать приспособительные возможности его физиологических функций.

Терморегуляция у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще недостаточно развита. Дело в том, что у них при малой массе относительно большая поверхность Кожи. Этот фактор в сочетании с большим количеством поверхностно расположенных кровеносных сосудов способствует более высокой теплоотдаче, чем у взрослых, что чревато в одних случаях быстрым переохлаждением тела, в других - перегревом организма ребенка.

Заботиться о правильном закаливании детей следует с самого раннего возраста, а затем продолжать его без перерыва в ясельном, дошкольном и школьном возрасте. При этом положительный эффект может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания.

При закаливании детей от родителей требуется достаточное терпение и максимум настойчивости. Однако эта настойчивость ни в коей мере не должна носить характер принуждения.

Закаливание детей можно начинать в любое время года, но проводить его надо круглый год. Советский педиатр А. А. Кисель писал по этому поводу: «В смысле улучшения здоровья детей зима имеет большее значение, чем лето. Наше короткое лето совершенно недостаточно для укрепления здоровья детей. Можно сказать, что лето - для души, а зима - для здоровья». Выбирая закаливающую процедуру для ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние организма, характер физического и психического развития, реакцию на окружающую обстановку. Состояние ребенка оценивается, исходя из его возраста и ранее перенесенных заболеваний.

Закаливание надо начинать проводить только тогда, когда ребенок здоров. Однако совершенно ошибочно мнение, что закаливание противопоказано детям ослабленным, часто болеющим, с пониженным аппетитом и беспокойным сном. Напротив, проводимые под контролем врача закаливающие процедуры способствуют укреплению здоровья.

Родителям необходимо помнить, что требуется постоянный контроль за здоровьем детей. Консультации по закаливанию детей, особенно раннего возраста, можно получить в кабинете здорового ребенка, который существует при каждой детской поликлинике.

Врач поликлиники, изучив характерные особенности ребенка, его развития, установит дозировку всех видов закаливания. Если малыш ходит в ясли или детский сад, то родителям следует согласовать способы его закаливания с врачом дошкольного учреждения, чтобы были единые подходы к этому важному и нужному делу.

Естественно, для закаливания ребенка широко используются вода, воздух и солнце. При этом гармоничное их сочетание является наиболее эффективным.

Кулькова Марина

Закаливание в детском саду

Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие задачи :

Повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями;

Приучить детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях (в помещении и на воздухе);

Воспитывать у детей потребность в свежем воздухе;

Приучить детей не боятся холодной водыи других факторов закаливания, применяемых в повседневной жизни.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения:

1-ый принцип постепенности

Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2-ой принцип последовательности

Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3 –ий принцип систематичности

Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4-ый принцип комплексности

Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5-ый принцип индивидуальности

Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных) ; 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ) .

6-ой принцип : учёт эмоционального состояния детей.

Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды)

Методы закаливания:

Воздушные ванны

В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;

В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;

Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20 С);

Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);

Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18 С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39 С. проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата;

Гимнастика пробуждения

Упражнения воздействуют на все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук. Упражнения проводятся на все группы мышц, включая глазодвигательные;

Хождение босиком по дорожке здоровья после сна.

Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.

Закаливающий массаж подошв – один из эффективных видов закаливания для детского дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах, способствует формированию физиологических сводов стопы, а также является профилактикой плоскостопия.

В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

Хождение босиком - технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней органов дыхания.

Дыхательные упражнения бывают:

1. Статические (которые выполняют в состоянии покоя)

2. Динамические (которые выполняются с использованием элементов движения)

3. Специальными (т. е. дренажными, которые выполняются при определенных заболеваниях)

Дыхательная гимнастика может проводится 2р в течение 10-30 минут и делается не ранее чем через 1 час после приема пищи.

Знаете ли вы, медленный выдох поможет ребенку успокоится, расслабится, справится с волнением и раздражительностью и поможет избежать стресса.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Все мы знаем, что спеша на работу или по другим делам мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака. Желательно помещение, где проводится утренняя гимнастика проветрить за несколько минут до прихода детей.

Выбирая упражнения для утренней гимнастики в детском саду, обратите внимание, что они должны затрагивать различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.

Водные процедуры

У водных процедур есть одна особенность. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. И уже неважно то, что у вас вокруг лужи.

Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;

Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1С, доводя до 18С.

Игры с водой

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Для игр с водой используют начальную температуру воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Организация сна детей

Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;

Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну);

Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;

Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей;

Организация детей на прогулку

Прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движение, которые должны приносить радость.

Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;

Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;

Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20 С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также раз в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.

При организации оздоровительной работы также используется дыхательная гимнастика на свежем воздухе, так как дыхательная гимнастика обладает превосходным закаливающим и лечебно-профилактическим действием, предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические, способствует очищению слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от микробной флоры, обеспечивает дренаж бронхов. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, что способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

Заключение

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, но и интеллектуального.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий

Приложение 1

Предлагаем Вам перечень игр с водой , которые мы используем для закаливания рук.

Для этой игры Вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается на дно тазика. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Гимнастика пробуждения.

1. «Потянись» - И. п. : лёжа на спине. Потянуться. И. п. то же 1-2 медленно руки вверх – вдох; 3-4 опуститься - выдох (2 раза).

2. «Жуки барахтаются» - И. п. : лёжа на спине. Поднять руки и ноги вверх, потрясти. (2 раза).

3. «Жучки» - И. п. : лёжа на спине, перекаты на правый, затем на левый бок (2 раза).

4. «Нарисуй радугу» - И. п. : лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.

5. «Гром» - И. п. : лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение.

6. «Кошечки» - И. п. : стоя на средних четвереньках, двигаться вперёд-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и. п. (5 раз).

«Кошка испугалась» - И. п. : стоя на четвереньках, спину прогнуть. 1-3 выгнуть спину дугой, зашипеть, как кошка. На 4 вдох. (4раза).

Дыхательная гимнастика

1. «Шторм в стакане»

Для этой игры необходимы соломинка и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

2. «Футбол»

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота- два кубика. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Шарик должен оказаться между кубиками.

3. «Трубочка»

Ребёнку предлагается подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты.

4. «Морские гонки»

Через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики»-половинки грецкого ореха.