Конспекты занятий на адаптационной площадке. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Плюсы от посещения детского сада

Цель:

Создание положительного настроения;

- развитие эмоциональной сферы дошкольников и чувствительности к эмоциональному состоянию других;

Упражнения для передачи эмоций с помощью мимики;

Тренировка психомоторных функций;

Развитие коммуникативных способностей;

Навыки сотрудничества при работе в паре;

Преодоление замкнутости и пассивности;

Побуждение к двигательной раскрепощенности;

- снижение эмоционального напряжения ;

Воспитание доброжелательности и желания дружить.

Оборудование: цветная бумага, пиктограммы, запись с медленной музыкой, корзина, салфетка, яблоки, платок.

Ход занятия по адаптации

к условиям детского сада в средней и старшей группах

Сегодня мы с вами лучше познакомимся. Поговорим о нашем настроении, о дружбе, о внимании друг к другу.

Игра «Эхо»

(Дети сидят полукругом на стульчиках.)

Тот, кто сидит справа от меня, говорит: «Добрый день, я... (называет имя)». А мы все дружно, как эхо, повторяем это имя. Так все по очереди здороваются и называют свои имена.

Беседа психолога с детьми об именах

Нравятся ли вам ваши имена? (Ответы детей.) А знаете ли вы, дети, что означают ваши имена? Все имена имеют древнее происхождение и каждое имеет свое значение. Например:

Александр-защитник;

Юля - из рода великого римского императора Юлия;

Марьяна - образовалось от двух имен (упрямая + божия)

Виктория - победа;

Настя - воскресение;

Антон - борец;

Артем - выносливый, здоровый;

Денис - освящен Богом.

Ребята, как вы считаете, подходят ли вам ваши имена, соответствуют ли ваши характеры вашим именам? (Ответы детей.)

Упражнение «Составной цветок»

Я предлагаю вам разные цветные лепестки (из цветной бумаги). Выберите себе лепесток такого цвета, который, по вашему мнению, соответствует вашему имени. Из выбранных лепестков мы составим цветок. Получившийся цветок какой- веселый или грустный? (Ответы детей.)

Упражнение «Успокаивающие слова»

Какое настроение у вас преобладает: печальное или веселое? Бывает ли вам иногда грустно, бывает ли у кого-то из вас плохое настроение? (Ответы.) Представьте себе, что в группу пришел новый ребенок, или у кого-то из детей такое плохое настроение, что слезы на глазах. Что мы будем делать? Как успокоим расстроенного?

(Ребенок в середине круга делает вид, будто плачет, другие пытаются его успокоить.)

Дети, как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Давайте выберем. (Дети выбирают цветные лепестки.)

А теперь представьте себе, что вы идете в детский сад. Что вы видите на улице? Какое у вас настроение? А какое у вас выражение лица?

Психологический этюд «На прогулке»

class="eliadunit">

Дети имитируют движения:

Деревья растут;

Птички летают;

Улитки ползают;

Лягушки прыгают.

Кроме того, на улице вы встречаете много разных людей, а в детском саду - много разных детей. Человека или ребенка с каким настроением вам было бы приятно встретить? А какое бы вы хотели увидеть у них выражение лица? Выберите из этих рисунков. (Дети выбирают из нескольких пиктограмм желаемое выражение лица.)

Вот мы выбрали хорошее выражение лица, так давайте сделаем его серединкой нашего цветочка. Сядем и послушаем стихотворение.

Приятная встреча

Встретились Бяка, и Бука,

Никто из них не сказал ни звука,

Не выдал ни одного знака,

Молчали и Бука, и Бяка.

И думал Бука с мукой:

«Почему же он так смотрит букой?»

А Бяка думал: «Задавака!

Какой же он все-таки бяка!»

Как вы думаете, действительно ли у них состоялась приятная встреча?

А какое лицо было у Буки и Бяки, как вы думаете? (Дети должны выбрать пиктограмму.) А давайте, мы сами попробуем сделать такое выражение лица.

Игра «Страшилка»

Мы сейчас поиграем. Кто-то злым, недобрым выражением лица будет пугать нас, а мы будем убегать от него. Но на самом деле, нам совсем не страшно, поэтому скажем: «Не боюсь!»

Упражнение «Зеркало» (попарно)

Дети, посмотрите друг на друга, как враги; а теперь - как друзья. Как вам больше понравилось? Улыбнитесь друг другу. Поменяйтесь парами и так же сначала посмотрите друг на друга, как враги, а потом - как друзья.

«Отгадай, кто это?»

Дети стоят в кругу, в центре - ведущий с завязанными глазами. Все молчат. Кто-то один подходит к ведущему и пожимает ему руку. Затем ведущий обращается и начинает давить руки всем по порядку, пока не найдет ту руку, которая была первой.

Релаксация. Аутотренинг «Я - цветок»

Давайте послушаем музыку, закроем глаза и представим, что мы превратились в цветы. Закройте глаза.

Я - красивый цветок, росту на поляне среди других цветов. У меня гибкий стебелек - это мое тело, мои руки - нежные листочки, мои губки - красивые лепестки. Я приятно пахну на всю поляну. И поэтому ко мне прилетают пчелы. Я пою их сладким нектаром. Вот пчелка села на мою голову, на цветок. Вот она ползет по моему носику (сморщили носики). Теперь села на глазик (закройте глазки). Открыли глаза, испугали пчелку.

Социометрическая игра «Яблочко»

Какое сейчас время года? Осень. Уже не так тепло, как летом, но осень очень щедра на урожай с огородов и садов. Что нам она принесла в корзиночке (показать яблочки). Подойдите все ко мне. Возьмите из корзины одно яблоко и дайте кому-то из детей. Кто получил яблоко, пусть подойдет ко мне, возьмет из корзины яблоко и даст кому-нибудь следующему, у кого еще нет яблока.

Прощание

Упражнение «Улыбка по кругу»

Возьмемся за руки и создадим круг. Улыбнемся поочередно друг другу, и так передадим улыбку по кругу.

Каждый взгляд, каждое слово имеет значение. Попрощаемся с вами - До свидания!

Конспекты адаптационных занятий в клубе «Будущий дошкольник»

Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.

· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.

помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №390

Дзержинского района г. Волгограда

Конспекты адаптационных занятий

в клубе «Будущий дошкольник»

Разработала:

Клецкова Ю.А., социальный педагог

МОУ центра развития ребенка детского сада №390

г.Волгограда

Волгоград, 2013г. Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

ЗАДАЧИ:

· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.

· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.

Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.

Занятие №1.

«У Маняши День Рождение»

Здравствуйте ребята!

Ой, кто это? Познакомьтесь, это кукла Маняша, у нее сегодня День Рождение. Она приглашает Вас на свои именины. Маняша пришла к нам со своим подружками, которые сидят за праздничным столом. Смотрите, она очень нарядная, красивая с веселыми бусами, а вы хотите тоже сделать такие бусы для своих лялек?

1. «Бусинки»

Они будут тоже нарядные. Зайчик принес бусинки, а мы с Вами нарядим веревочку бусинками (набор у каждого ребенка). Мамы, возьмите коробочки и помогите своим деткам.

2. «Танцы»

Ребята, нарядите кукол, наденьте бусы им. Вот какие нарядные. Ляли стали в пляс вместе с ребятами.

Маняша очень рада.

3. «Волшебный мешочек»

Как весело играли и танцевали! А какие сюрпризы нам приготовил зайка? Что у него в лапках? Конечно же, это волшебный мешочек (потрясти его). А что там?

А теперь по очереди мамы и детки вытаскивают по одному предмету из мешочка. Игрушки: зайчик, утята, рыбки, цыплята, яблоко, груша, машина, книжка, тигренок, медвежонок и т.д.

4. «Накормим зайку»

Вот какие подарки он принес нашей имениннице, а мы говорим ему за такие подарки спасибо. А зайка наш любит морковку. Маняша принесла ему морковку в корзине, накормим зайку и сложим морковку в мешочек зайчику.

Ой, рассыпалась (специально рассыпать морковку). Какая я неловкая.

Зайка теперь Вам говорит спасибо за морковку, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Кукла большая с бусами.

Стол и стулья для 8 кукол.

Заяц, столы, стулья, бусинки, шнурки, тарелочки.

Музыка с песней про день рождение.

Волшебный мешочек с разными игрушками.

Морковка в мешочке из муз. зала, корзина.

Занятие №2.

«Уточка и ее утята»

Здравствуйте ребята!

Нас встречает кто? Правильно, это Уточка. Почему она такая грустная? (Крякает Уточка).

У меня пропали ребятки,

Шаловливые утятки.

Не видали, не слыхали,

А мимо Вас не пробегали?

1. «Поиск утят. Танец маленьких утят»

Нет. Ребята, надо помочь нашей Уточке. Походим по группе поищем утяток.

Ой, а что это за кочка возле домика? Посмотрите. Это же мои утятки (пальчиковые утята). Как я рада! Спасибо.

Потанцуем с утятами, попрыгаем, покушаем, попьем и т.д. Музыка с песней «Танец маленьких утят».

2. «Собери утенка»

Ребята, но здесь не все мои утятки! Где же остальные? Они сидят на паровозике. Куда же они снова собрались от меня?

Скорей возьмите разрезную картинку, и вместе с мамами постарайтесь собрать. Какие красивые утятки у Вас получились, даже стали послушнее, чем были раньше.

3. «Озеро»

Вот какие у меня утятки. Ну-ка, посчитаю их сейчас, 1, 2, 3 … 8. Ну, так я и думала, опять не все мои детки.

Где же последние шалуны? Ушли плавать на озеро. Найдем бассейн и моих утяток (сочки для ловли). Накормим и спать уложим.

Уточка теперь Вам говорит спасибо за помощь, Уточка не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Уточка крякающая.

Пальчиковые утята из театр. зала, запись песни «Танец маленьких утят».

Разрезные утята 8 штук, тарелочки, столы и стулья для детей.

Бассейн с водой, сочки, салфетки, пластмассовые утята.

Занятие №3.

Сказка «Колобок»

Здравствуйте ребята!

Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу.

В группе встречает Бабка из сказки «Колобок».

1. «Колобок и Браслетики-колобки»

Здравствуйте ребята! Смотрите, кто это у меня в руках? Да, конечно же, это колобок. Вот какой я его большой и круглый испекла. Ребятки, а Вам маленькие колобки-браслетики.

2. «Дорожка с лапками и дощечками»

Покатились Колобки по дорожке с дощечками, затем попрыгали по лапкам.

3. «Заяц. Кочки»

Навстречу ему Заяц (сидит на паровозике, накрытый тканью). Попрыгаем как Зайки по кочкам или через кочки (кубики или липкие круги).

Убежали от Зайки.

4. «Серый Волк. Тоннель. Обручи»

Укатились Колобки и от Серого Волка.

5. «Медведь. Ручей»

Впереди Мишка Косолапый. Убежим и от него. Попрыгаем через ручейки (голубая широкая лента приклеена), то вперед, то назад.

Прыгайте осторожно со мною,

Не промочите ножки водою.

6. «Лиса. Много Колобков»

Катятся Колобки, а навстречу им Лиса. Мы и от тебя Лиса уйдем. Сели с мамами и покатали мячики друг другу. Вот и убежали Колобки ото всех зверей.

Все Колобки вернулись на свои места.

Спасибо Вам ребятки, что вы такие шустренькие. Бабушка и Колобок с Вами не прощаются, а говорят до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Бабка, 1 бол. колобок, 32 браслетика с колобками.

Дорожки с лапками и дощечками.

Заяц и платок, липкие круги или кубики деревянные.

Волк и платок, тоннель в физ. зале, обручи с подставкой.

Медведь и платок, голубая липкая лента-ручей.

Лиса и платок, мячи с глазками, 2 корзины для мячей.

Занятие №4.

«Цветы у Зайки»

Здравствуйте ребята!

Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу.

Посмотрите. Солнышко встало и мы проснулись. С нами и с солнцем проснулось все вокруг. Вот домик стоит. А кто в нем живет? (Выглядывает Зайка).

Здравствуй Зайка! Солнышко встало, а ты еще спишь.

У меня горе, Серый Волк сорвал все мои цветы в клумбе (плачет).

Не плачь, Зайки, мы тебе поможем. Да, ребята, поможем.

1. «Собери цветы»

Поможем поставить цветы в вазу. На полянке разбросаны цветы, собираем и ставим в корзиночку и в вазочку.

2. «Собери фигуру»

Следующая полянка ждет нас. Садимся за столы, у каждого тарелочка с фигурками. Зайчик пройдет по кругу и посмотрит, какие у Вас успехи.

Какие Вы молодцы! Быстро справились.

3. «Мозаика»

Сейчас Зайка покажет еще полянку, где сломаны цветочки. В ящичках мозаика для каждого ребенка, попробуй сложить цветочки разного цвета. А Зайка пройдет и посмотрит, что у Вас получилось.

Какие Вы умницы!

4. «Танец с пластмассовыми Зайками»

Зайка очень рад, что вы помогли ему посадить цветочки. Зайка приглашает вас потанцевать с его друзьями зайками.

5. «Печенье из соленого теста»

Зайка предлагает испечь печенье для Мишки косолапого. У каждого комочки теста и инструменты для приготовления. Приготовленное печенье выкладываем на тарелочку, которая в центре стола.

6. «Цветы»

Зайка приготовил для Вас подарки – цветочки, которые вы можете прикрепить на маячку. Это цветы.

Зайка Вам говорит спасибо за помощь, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Зайчик с платочком.

Цветы и лукошко из муз. зала.

Игра из 10 гр., столы и стулья,

тарелочки с деталями на 8 человек.

Мозаика разного цвета собираем на полу, ящички.

Пластмассовые зайцы для ребят и для мам.

Соленое тесто, 1 большой поднос, 8 мал. тарелочек, салфетки, дощечки, 8 вилочек.

32 цветочка из самоклейки.

Рецепт соленого теста:

1 ст. муки;

1 ст. мелкой белой соли;

1 ст.л. растительного масла;

0,5 ст. воды.

Цветы разбросаны по группе. Соберем букетики и подарим мамам, а мамы поставят в лукошко.

2. «Домики»

Я опять огорчен, у меня Лиса отобрала домик, и мне теперь негде ночевать. Помогите построить дом из кубиков для меня и моих друзей.

3. «Пирамидка»

Ой, а что это за мешочек. Что в нем? (Потрогайте). Тем колечки от пирамидки.

Сложим пирамидку, только здесь не все кольца, остальные лежат в корзиночках. Берем кольца из корзиночке.

Ой, рассыпалась пирамидка. Какой я неловкий.

4. «Домик-конструктор»

В коробочках детали от конструктора, постойте домик. Работу будем выполнять за столом, пройдемте в другую зону, где стоят столы.

Какие вы молодцы, ловко справились с этим заданием!

Зайка теперь Вам говорит спасибо за такие красивые и прочные дома, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! За участие вам картинки зайчат. До свидания! Спасибо.

Заяц, цветы и лукошко.

Столы, корзины и одинаковое количество кубиков.

Мешочек, большая пирамидка, корзина для остальных колец.

Конструктор из 10 гр., 8 шт. тарелочек для деталей.

(Мыльные пузыри).

Картинки зайчат.

Конспект занятия в период адаптации к детскому саду "Пускаем кораблики"

Тема: «Пускаем кораблики»
Задачи:
- создание в группе комфортного психологического климата;
- снятие эмоционального напряжения детей;
- развитие способностей работать всем вместе (в группе) ;
- развитие речи детей;

Развитие творческих способностей.
Материал: фонограмма звуков моря, льдинки из пенопласта, льдинки из бумаги для творческой работы, тазы с водой, трубочки, клейстер,

Ход занятия:

Приветствие детей: психолог здоровается с каждым ребенком, пожимая ему руку, замечает в каждом что-то особенное!
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Как нас зовут?». Каждый из вас говорит свое имя и хлопает в ладоши, например: Глеб. Суть игры заключается в многократном повторении имени каждого ребенка, что способствует точному запоминанию его всеми детьми.
Звучит музыка (шум моря и чаек), предлагаю детям представить, что они катаются на морском банане: для этого они должны крепко держаться друг друга за локти, чтобы не разорвалась цепочка, и никто не упал в воду. Дети наклоняются вправо, влево. Задача: не потерять никого из «пассажиров», и не сделать никому больно. Если кто-то «падает» с банана, все вместе должны проговорить его имя.
Создание игровой ситуации. На столе стоят тазы с водой, лежат льдинки-кораблики (из пенопласта вырезаются кусочки разной формы – имитация льдинок, по количеству детей)
Дети выбирают себе льдинку, которая больше всего понравилась, затем дети запускаем свои льдинки - кораблики в таз с водой. Предлагаю детям трубочки, и они дуют на льдинки, гоняя их по воде. Упражнение способствует улучшению эмоционального фона детей, развивает речевой аппарат.
А сейчас посмотрите все внимательно на проектор, мы поиграем с вами в игру «Какой предмет лишний», (прилагается презентация), назовите на картинке, какой предмет лишний? (дети выполняют задание).
Творческое задание «Делаем коллаж»: на столе располагаю, большой плотный лист бумаги, на ней приклеены ручейки, а дети должны по ручейкам приклеить свои льдинки - кораблики, оказываю помощь детям, если кто-то в ней нуждается. Затем все вместе рассматриваем коллаж.
Ритуал прощания: дети встают в круг, проговаривают слова и выполняют движение:
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Говорят все дружно друг другу спасибо и улыбаются!

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: БУНАКОВА АННА ЮРЬЕВНА Г.Озеры
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

ЦЕЛЬ: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами).
(важно построить отношения, которые создадут ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения).

ЗАДАЧИ:
1.Прогноз вероятной степени адаптации ребенка (по количеству баллов психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в ДОУ).
2.Знакомство со схемой введения ребенка в группу д/с (заполнение заявления, анкеты-знакомства, анкеты готовности, определение НПР ребенка психологом, выдача направления (прохождение врачей), прогноз степени адаптации, знакомство педагогов с результатами анкет, прогноза адаптации).
3.Консультирование родителей (знакомство с родителями и ребенком, анкетами, диагностика НПР ребенка).
4.Консультирование персонала д/с (педагогов), ознакомление с прогнозом степени адаптации, анкетами, листом адаптации, играми для детей раннего возраста и т.д. для скоординирования работы всего коллектива д/с для прохождения адаптации вновь поступивших детей в д/с.

ПЛАН
1.Вступление.
2.Приветствие.
3.Релаксационное упражнение «Групповое рисование».
4.Мини-тест «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
5.Игра «Непослушные шарики».
6.Знакомство со схемой введения ребенка в группу д/с.
7.Игра «Найди 3 отличия».
8.Об использовании методов наблюдения.
9.Роль игр-забав в развитии ребенка раннего возраста.
10.Обсуждение.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1.Большие стулья и маленькие столы.
2.Бланки документов: заявление, анкета знакомства, анкета готовности, НПР, договор, лист адаптации.
2.Листы бумаги для каждого и цветные карандаши.
3. «Ромашка» с вопросами и вариантами ответов по адаптации детей раннего возраста.
4.10 надувных шариков.
5.Кассета с музыкой А.Хачатуряна «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».
6.Различные атрибуты и аксессуары: платок, шарф, бусы, ленты, брошки и т.д.
7.Предметы, принесенные для показа д/з.

1.ВСТУПЛЕНИЕ:
ПЕДАГОГИ: заходят в зал, садятся на большие стулья за маленькие столы по кругу.
(вспоминают 10 правил)
ПСИХОЛОГ: - Здравствуйте! Тема сегодняшнего занятия «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду.
-Вот все и позади: и семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребенку в сад, и надо ли вообще ему туда идти, выбор д/с, сбор документов, прохождение врачей.
Наконец ребенок устроен.
Родители в предвкушении новой жизни, новых возможностей. После пережитого напряжения так хочется верить, что все трудности позади.
Если бы это было так! Часто случается, что для многих родителей наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в д/с, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив д/с, а за что отвечают родители?
Модель взаимодействия д\с и семьи и его результаты возникнут в случае организации мягкого, с учетом возможностей семьи, перевода малыша с домашнего на общественное воспитание.
-Начнем наше занятие с приветствия.

2.ПРИВЕТСТВИЕ (создание положительного эмоционального настроя участников, повышение работоспособности, усиление мотивации каждого участника, сплоченности).
ПСИХОЛОГ: - Разделитесь на тройки (двойки, в зависимости от количества человек). После нескольких минут обсуждения между собой вы должны произнести хором или продемонстрировать придуманное вами короткое приветствие. Оно может состоять всего лишь из одной фразы или одного жеста. Задание понятно? Выполняем!
(педагоги выполняют задание)
- Что вы почувствовали после выполнения этого задания? (педагоги отвечают).

3.РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЕ РИСОВАНИЕ» (для снижения эмоционального напряжения)
ПСИХОЛОГ: - Для выполнения следующего упражнения отметьте лист бумаги своим значком. Цветными карандашами начините рисовать то, что хотите. По моему сигналу все должны передать начатые рисунки соседям слева и получить рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает уже начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него какие угодно изменения. По следующему сигналу рисунки снова передаются налево, получают другие справа и продолжаете рисовать. Так продолжается до тех пор, пока к каждому из вас не вернется рисунок, который вы начали.
Во время дорисовывания попробуйте осознать те чувства, которые возникают, когда вы видите, какие изменения претерпел начатый вами рисунок. Каждый волен оставить или изменить дорисованное другими. Затем мы обсудим ваши впечатления иреакции. Задание понятно? Выполняйте!
(педагоги выполняют задание, а затем проходит обсуждение)

4.МИНИ-ТЕСТ «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ» (по типу «американского тестирования» в виде вопросов с вариантами ответов на «ромашке»).

ПСИХОЛОГ: - В следующем задании вы будете вытягивать из «ромашки» по одному лепестку читать вопрос и выбирать из предложенных вариантов ответов правильный на ваше усмотрение.
(педагоги выполняют задание; сообщить им источники, откуда бралась информация по данной теме, послушать педагогов, какой литературой пользуются они)

5.ИГРА «НЕПОСЛУШНЫЕ ШАРИКИ» (снятие эмоционального напряжения, способствование дальнейшему сплочению группы)
ПСИХОЛОГ: - Разделитесь на 2 команды, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Я дам вам по 1 шарику. Ваша задача: любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе как можно дольше. На шарики можно дуть, подкидывать их головой, плечом и т.д. Победит та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.
(педагоги выполняют задание под музыку А.Хачатуряна «Танец с саблями»)
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: количество шариков может варьироваться от1-5, в зависимости от количества участников и отведенного на игру времени. В процессе игры командам добавляется по 1 шарику. Это активизирует каждого участника и оживляет игру.
ОБСУЖДЕНИЕ проводится по окончании игры. Участники называют игры для детей раннего возраста, похожие по содержанию на данную игру («Пушинка», «Снежинка»).
В «Пушинке» дети дуют на кусочек ватки и удерживают его в воздухе как можно дольше. С 2,5-3 лет можно использовать коллективную форму игры, когда дети уже не поодиночке, а вдвоем, втроем удерживают пушинку, сидя за столами на стульях.

6.ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ВВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА (для скоординирования работы специалистов детского сада для прохождения адаптации вновь поступивших детей в облегченном виде для родителей, детей и педагогов)
ПСИХОЛОГ: - Познакомьтесь со схемой введения ребенка в группу детского сада.
1.Медицинская сестра выдает родителям бланк заявления для заполнения.
2.Затем она выдает им 2 анкеты (анкета знакомства, анкета готовности, лист адаптации) и договор, которые заполняются либо дома, либо здесь и сейчас.
4.С заполненными анкетами и ребенком родители идут на консультацию к психологу. Он просматривает анкеты, проверяет уровень НПР ребенка данного возраста, фиксирует результаты. Баллы по готовности ребенка подсчитываются позже. На их основе прогнозируется степень адаптации на листе адаптации. 2 анкеты и лист адаптации остаются у психолога, договор родители отдают воспитателю при их знакомстве. Позже лист со степенью адаптации отдается в ту группу воспитателю, куда поступает тот или иной ребенок.
5.Медицинская сестра после осмотра психологом ребенка выдает направление для прохождения врачей.
6.Педагоги по анкете знакомства знакомятся с информацией о ребенке и его родителях (особенности развития, личность, интересы, склонности, черты, дополнительные сведения).
7.Знакомятся с листом адаптации, где педагоги фиксируют состояние ребенка в дни адаптации (1 2 3 4 8 16 32 64 128).
(документы передаются педагогами друг другу по кругу для их просмотра)

7.ИГРА «НАЙДИ 3 ОТЛИЧИЯ» (отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении для работы с детьми раннего возраста)

ПСИХОЛОГ: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди 3 отличия». Приготовьте атрибуты, которые вы принесли с собой.
Встаньте в 2 шеренги друг напротив друга таким образом, чтобы у каждого была пара. В течение 1 минуты вы внимательно осматриваете своего партнера, стараясь запомнить его внешний облик. Затем игроки одной из шеренг отворачиваются, а каждый участник из 2 шеренги за определенное время меняет в своей внешности 3 признака аксессуаров (атрибутов). Когда игроки 1 шеренги поворачиваются лицом к своим партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось в облике его партнера по игре? Затем участники меняются ролями. Задание понятно? Выполняйте!
(педагоги выполняют задание)
(по окончании игры спросить у педагогов о подобных играх для детей раннего возраста)

8.ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ.
Психолог: - В работе с детьми раннего возраста необходимо и правомерно использовать метод наблюдения. Нужно уделять оптимальное время наблюдению, форме записи результатов наблюдения – листу адаптации (знакомство педагогов с листом адаптации: зачитывание, объяснение, расшифровка).
(подвести группу к осознанию необходимости применения метода наблюдения в ежедневной практике, предыдущая игра основывалась на методах наблюдения)

9.РОЛЬ ИГР-ЗАБАВ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (показ домашнего задания педагогами).
ПСИХОЛОГ: - А теперь покажите свое домашнее задание
(после показа педагоги обсуждают увиденное, высказывают мнения, делятся опытом)

10.ОБСУЖДЕНИЕ: педагоги, сидя по кругу передают друг другу воздушный шар, высказывают мнения, впечатления и т.д.
Каждому в конце дарится воздушный шар.

Бунакова Анна Юрьевна
Педагог-психолог 1 квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детский сад №15 "Золотая рыбка"
город Озеры Московская область

Поступление ребенка в детский сад – важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма;

Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому дошкольнику со стороны специалистов ДОУ, а также слаженная работа педагогов с детьми и родителями.

Психолого-педагогическая деятельность на протяжении всего периода адаптации строится по следующему плану:

Работа с детьми:

  1. наблюдение за ходом адаптации;
  2. заполнение листов адаптации;
  3. диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (Приложение 1);
  4. проведение подгрупповых занятий с детьми со средним и низким уровнем адаптированности.

Работа с родителями:

  1. Анкетирование (Приложение 2);
  2. Консультирование;
  3. Стендовая информация, памятки.

Работа с воспитателями:

  1. Консультирование;
  2. Совместное проведение игр.

Цель: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Задачи:

  1. Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада.
  2. Познакомить родителей с особенностями адаптационного периода.
  3. Сохранить и укрепить здоровье детей в адаптационный период.

Организация и особенности реализации программы

Участники программы: дошкольники со средним и низким уровнем адаптированности к ДОУ

Количество участников: 5-7 человек из одной группы

Место проведения: кабинет психолога

Продолжительность программы: 2-3 месяца

Периодичность занятий: каждое занятие повторяется несколько раз (2-4) и проводится 2 раза в неделю.

Тематический план

Занятие 1 «Солнышко и тучка»

Приветствие

Игра-песенка «Солнышко и тучка».

Дети садятся полукругом на ковре и повторяют движения и слова (проигрывается 2-3 раза):

Светит солнышко в окошко, светит в нашу комнату

(руки подняты вверх с разведенными пальчиками)

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

(хлопаем в ладошки)

Тучка по небу летит,

Тучка небу говорит:

(руки подняты высоко вверх над головой, качаем руками из стороны в сторону)

Я хочу поплакать,

Дождиком закапать.

Кап, кап, кап.

(поочередно стучим ладошками по коленочкам)

Игра «Собери солнышко»

На ковре в произвольном порядке раскладываются половинки цветных солнышек, затем детям предлагается собрать солнышко, соединив половинки подходящего цвета.

Игра «Солнышко и тучка»

Дети встают в круг, когда ведущий произносит «солнышко» дети поднимают ручки вверх и разводят пальчики, когда произносит слово «тучка» - дети приседают и ручками над головой делают домик.

Игровой массаж

Релаксационное упражнение

«Закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо. А в небе светит солнышко. Какое солнышко? Желтое, доброе, красивое, яркое, теплое… А солнышко теплое? Его лучики касаются вас, согревают вас своим теплом. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глазки»

Прощание

Занятие 2 «Божья коровка»

Приветствие

Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»

Игра «На прогулке».

Проводим пальчиковую гимнастику, ведущий читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:

По дорожке очень ловко

Идет божья коровка.

(«шевелим» всеми пальчиками правой руки)

А за ней идут детишки,

Детишки-шалунишки

(«шевелим всеми пальчиками левой руки)

Но один отстал опять,

(растираем ладошки между собой)

(считаем пальчики на правой руке)

Все на месте, хорошо,

Посчитаем мы еще!

Один, два, три, четыре, пять.

(считаем пальчики на левой руке)

Игра «Детки потерялись»

Потребуется четыре божьих коровки (мамы) основных цветов, маленьких божьих коровок (детки) – по количеству детей в группе.

Дети садятся полукругом на ковре, психолог выкладывает божьих коровок и затем водит в игровую ситуацию:

Ребята, помогите деткам - божьим коровкам отыскать своих мам.

Дети должны выложить на ковре рядом с мамами их деток, с учетом отличий по цвету.

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Божья коровка летит

(исходное положение: стоя – спина ровная, руки отведены назад – «крылышки»)

И весело жужжит.

(дети машут «крылышками» и произносят звук ж-ж-ж…)

Устала!

Надорожку упала,

(дети ложатся на коврик)

Отдыхает!

Глазки закрывает, Лапки расслабляет.

(дети закрывают глазки и спокойно лежат на ковре)

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.

Занятие 3 «Веселые лягушата»

Приветствие

Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»

Игра «Лягушки на зарядке»

Дети стоят полукругом на ковре, психолог читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:

На краю лесной опушки,

В теплой маленькой избушке,

Жили две смешных лягушки.

Утром делали зарядку,

Поднимали кверху лапки.

(поднимаем руки вверх, опускаем вниз, повторить 3-4 раза)

Два наклона, приседанье.

(наклон вправо, наклон влево – присели, повторить 2-3 раза)

Потянулись,

(потянулись вверх правой рукой, затем левой, двумя руками одновременно)

Повернулись

(исходное положение: руки на поясе поворот влево, вправо – повторить 2 раза)

И друг другу улыбнулись!

Игра «Найди самую большую лягушку»

На ковре в произвольном порядке раскладываются разные по размеру нарисованные лягушки, детям предлагается найти разложить по размеру (от самой маленькой к самой большой).

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

« Представьте, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой травке. Вокруг вас много деревьев и рядом пруд. В пруду живут зеленые лягушата. Они тоже сейчас отдыхают. Вы слышите как они тихо и мирно квакают. Вам хорошо и спокойно.

Потянитесь, улыбнитесь. Откройте глазки.»

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.

Занятие 4 «Рыбки»

Приветствие

Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»

Пальчиковая игра «Дельфинёнок в море плавал»

Дельфинёнок в море плавал

(ладошки сложены вместе)

В море он с волной играл

(выполняем колебательные движения ладошек из стороны в сторону)

На волне дельфин качался

(движения кистей рук вверх-вниз)

Обгонял дельфин волну,

(колебательные движения вперед левой рукой, правой рукой)

Раз, два, три,

(хлопаем в ладошки)

Волна дельфина догони!

(ладошки сложены вместе, выполняем колебательные движения из стороны в сторону).

Игра «Помоги маме-рыбке отыскать своих деток»

Потребуется две большие рыбки-мамы и маленькие рыбки, по количеству детей в группе, рыбки отличаются по цвету и форме.

Психолог выкладывает на ковер двух больших мам-рыбок, затем маленьких рыбок раздает детям, дети кладут рыбок рядом с мамой.

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

Ребята, представьте, что вы плаваете в море на животе (дети ложатся на живот и имитируют плавание).

А теперь повернитесь на спину. Продолжаем плавать. Вода чистая, прозрачная. И вдруг вы видете, что вам на встречу плывет ваш друг-дельфин! Какой он красивый! Вы плаваете вместе. Вам хорошо! А теперь дельфин предлагает вам отдохнуть: лежите спокойно рядом с вашим другом. Отдохнули! Спокойно вставайте.

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.

Занятие 5 «Пчелка»

Приветствие

Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»

Пальчиковая игра «Полосатая пчела»

Полосатая пчела

(машут ладошками)

Много меда принесла,

(складывают ладошки в виде чашечки)

Отдохнула, полежала,

(кладут ладошки на колени)

Взлетела вновь и зажужжала

(машут ладошками).

Игра «Подбери цветок для пчелки»

Потребуется три цветка разной величины и пчелки разной величины на количество детей.

Дети садятся на ковер. Психолог выкладывает три цветка, задача детей разложить пчелок на цветки по признаку величины (маленькие-средние-большие).

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Ребята, представьте себе поляну, красивую и большую, на которой очень много цветов, а на цветочки прилетают пчелки, чтобы собрать нектар. Они перелетают от цветочка к цветочку. Расслабьтесь. Вдыхайте аромат цветов. Вам приятно. Вы отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули!

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.

Список использованной литературы

  1. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. СПб, 2012.
  2. Лапина И.В. адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Волгоград, 2015.
  3. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Москва, 2009.
  4. Трясорукова Т.П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста. Ростов н/Д, 2011.
  5. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет.– СПб,2010.

Приложение 1

Диагностика уровня адаптированности ребенка

к дошкольному учреждению

ФИ ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Условные обозначения

Общий эмоциональный фон поведения:

А) положительный;

Б) неустойчивый;

В) отрицательный;

Познавательная и игровая деятельность:

А) активен;

Б) активен при поддержке взрослого;

Взаимоотношения с взрослыми:

А) инициативен;

Б) принимает инициативу взрослого;

В) уход от взаимоотношений, реакция протеста;

Взаимоотношения с детьми:

А) инициативен;

Б) вступает в контакт при поддержке взрослого;

В) пассивен или реакция протеста;

Реакция на изменение привычной ситуации:

А) принятие;

Б) тревожность;

В) непринятие.

Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:

2,6-3 балла – высокий уровень адаптированности.

У ребенка радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6-2,5 – средний уровень адаптированности.

Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1-1,5 – низкий уровень адаптированности.

У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик) либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Приложение 2

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

  1. Ребенок:

Ф.И._________________________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________

  1. Мать:
  1. Отец:

Ф.И.О._______________________________________________________________________________________

Год рождения_________________________________________________________________________________

Образование, специальность, место работы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_________________________________________
  1. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основные виды игр и занятий дома________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

9. Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

С детьми своего возраста да нет

С детьми старшего возраста да нет

С незнакомыми взрослыми да нет

С родными да нет

11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):

Спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

12. Что умеет делать ребенок самостоятельно__________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, одевание, другое (допишите)__________________________________________________________________________
  2. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

  1. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.