Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы "зимние праздники на руси". Русские народные праздники Зимние народные гуляния на руси

Народные праздники на Руси. Старшая группа

Программное содержание:

Образовательные задачи: Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

Развивающие задачи: Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные задачи: Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.

Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть.

Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов. Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Ход занятия:

Беседа о русских народных праздниках.

Воспитатель: Ребята, вы любите праздники? Почему? Какие вы знаете праздники?

Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?

Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать как?

Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.

Вы спросите, как? Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие во времени.

(Дети рассаживаются на коврике, закрывают глаза, звучит музыка).

Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации) , по особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов).

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Сейчас вы узнаете какие народные праздники были самыми великими и любимыми на Руси?

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество.

Воспитатель: Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).

Правильно - это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников.

А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа. Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей)

Первый обычай – ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа. А еще был обычай в эти Святые вечера переодеваться. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. (Рассматривание иллюстраций)

На Рождество люди колядовали. А что такое колядки? (Ответы детей)

Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.

Пение колядок.

Коляда, коляда На кануне Рождества. Коляда пришла, Рождество принесла.

Пришла коляда

Накануне Рождества Дайте коровку, Маслену головку! Дай Бог тому, Кто в этом дому.

Воспитатель: Хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.

(Рассматривание сюжетных картинок).

Ребята, а вы на Рождество колядовали? Расскажите нам. (Рассказы детей).

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников - И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица».

Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. Как вы думаете, что за праздник изображен на них? (Ответы детей).

Правильно, Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.

Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)

Масленицу называли широкой, веселой; душа ль ты моя Масленица; сахарные твои уста, сладкая твоя речь; приезжай ко мне в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Едет Масленица дорогая Наша гостьюшка годовая На саночках расписных На конях вороных).

Что было принято на Масленицу? (Ответы детей).

Было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).

Как веселились русские люди на Масленицу? (Ответы детей)

Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.

А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей) Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы.

В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

А в какие игры играли на Масленицу? (Ответы детей)

Русские народные игры интересные, веселые – «Заря-заряница», «Лапта», «Гори, гори ясно!»

Давайте и мы с вами поиграем.

Физкультминутка.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Выставка пасхальных яиц.

Воспитатель: Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому празднику.

Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей)

Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.

Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»

Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес…

Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики.

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи.

Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.

Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.

Вот и мы с вами на Пасху будем расписывать яйца.

А сейчас пора возвращаться назад – в будущее. Садитесь на наш ковер-самолет, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит музыка)

Вот мы и вернулись в настоящее и нас ждут предпраздничные хлопоты. Хлопоты радостные. Мы с вами готовимся к любимому празднику всех детей, к Новому году, а потом будем праздновать Рождество.

Конспект занятия на тему «Традиции россиян.

Русские народные праздники».

Программное содержание: Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл. Расширять кругозор детей, развивать их речь.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и у мели веселиться.

Ребята, а вы любите праздники?

А почему?

Какие праздники вы знаете?

Кто такие наши предки?

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну тогда давайте отравимся на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие.

(Звучит музыка).

А теперь открывайте глаза и слушайте. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов

С чего начинались праздничные дни на Руси?

Чем занимались люди в праздничные дни?

Как старались одеться люди?

Какое угощение готовили? Какие добрые дела старались сделать?

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю. Послушайте стихотворение, об этом празднике, которое написал поэт А. Майков.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы

Всегда читается поучение Иоанна Златоуста, там есть такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение.»

О каком празднике я вам рассказала?

В честь чего праздновали этот праздник?

Что такое благовест?

На Руси отмечали много красивых праздников. Ребята. Сегодня вы узнали немного об одном из них, но скоро я расскажу вам о многих других.

Конспект занятия на тему «Куклы из бабушкиного сундука».

Программное содержание:

Воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;

Развивать фантазию, вкус, творческое воображение;

Постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка»;

Знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Ход занятия.

1. Воспитатель: - Давайте отправимся в путешествие в прошлое. Вспомним,

в гостях у каких кукол мы уже бывали? /Ответы детей/. А сегодня встретимся с новыми друзьями. /Читает/.

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шеста.

Одна липова доска,

Ой, да, лебеда,

Одна липова доска.

Воспитатель: О чем эта песня? /о старинной кукле-полене/.

Какую куклу наши предки придумали позже? /Соломенную/. Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Но лишь мальчики начинали носить брюки, а девочки юбки (в старину это было в 7-8 лет), игры у детей строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

2. Физкультминутка «Мячики летают, ладошки помогают» (Приложение).

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./

Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».

Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./

Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.

Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую?

4. Этапы выполнения работы: фото 10, 11.

1) Нарезаются квадратные куски хлопчатобумажной ткани размером

15х15 см.

2) Кусок ткани складывается пополам и сворачивается в валик.

3) Валик перетягивается жгутом красного цвета.

4) Выделяется голова.

5) Надевается яркий платок размером 8х8 см.

5. Самостоятельная работа детей.

Дети объединяются парами.

6. Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? /Куклы-пеленашки/.

А как по-другому мы можем назвать наших кукол? /Куклы-обереги, тряпичные куклы, народные куклы/.

У наших кукол нет глаз, рта, носа. Они какие? /Безликие/.

Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? /Ответы детей/.

7. Игра с тряпичными куклами-пеленашками «Дочки-матери».

Конспект занятия на тему «Игра не пустая забава»

Цель: Активизировать познавательную деятельность детей, используя историю быта и традиций, обрядов русского народа.

Задачи: - воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

    развивать интерес к истории своего народа;

    совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений;

    формировать навыки управления своей деятельностью;

Ход занятия:

Ведущая: Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам издалека.

Я бабушка – Cказительница, да ключей хранительница.

Ключей не простых, от волшебного сундучка,

В нем сказки, были, да небылицы живут.

Открывает сундук. Достает из сундука иллюстрации и картинки обрядовых праздников на Руси. Рассказ:

«Одной из характерных черт обрядовых игр является продолжение жизни, бессмертие человеческого рода, призыв к счастью, благополучию, долголетию, богатому урожаю, хорошему приплоду скота.

Жизнь человека всегда была неотделима от жизни природы. Наиболее любимыми играми были и, наверное, и сейчас остаются: «Коршун», «У медведя во бору», «Волк в лесу».

Давайте и мы поиграем с вами в игру «У медведя во бору».

Считалка: Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Проводится игра, а затем Сказительница продолжает свой рассказ:

«Обряд – это, прежде всего передача культуры народа. Обряд требует соблюдения определенного ритуала. В сельской местности в настоящее время говорят «играть свадьбу», «играть крестины», «играть проводы», «играть песни» и т. д.

Слово «играть» в Тамбовских говорах выступает в значении «веселиться», «шутить», «баловаться». И мы с вами поиграем в игру «Бояре». В эту игру играли на свадьбах.»

Дети делятся на две команды (мальчики и девочки)

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, вы зачем пришли?

Молодые, вы зачем пришли?

Бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать.

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила. (Указывают)

(После этого один из бояр-гостей разбегается и «врезается» в цель между боярами-хозяевами, пытаясь ее «разбить». Если это удалось, то он забирает с собой кого-то из тех, чьи руки удалось ему расцепить. Теперь хозяевами становятся гости. Игра продолжается до тех пор, пока в одной цепи есть хотя бы два человека).

Сказительница – На праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою.

    Игра «Перетягивание каната»

    «Петушиный бой»

Сказительница – Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.

Как у наших у ворот

Собирается народ.

Собирается народ

На веселый хоровод.

Сказительница – Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. Русские хороводы бывают праздничные и обычные, сельские и городские, дневные и вечерние. Они распределяются по временам года, свободным дням жизни. Эти обряды, дошедшие из глубины столетий, являются одним из средств, при помощи которых древний человек хотел разбудить мать-природу, ускорить приход весны.

Водили хороводы либо за деревней в поле, либо на свободном месте, а иногда просто на деревенской улице. И мы поиграем в хороводную игру

«Ручеек».

Сказительница – Держа друг друга за руки, мы должны оставаться всегда дружными не только в игре, но и в жизни.

Но какой праздник без русской карусели?

Игра «Карусели»

Сказительница – Мы сегодня с вами поиграли,

И много нового узнали.

А теперь вам домашнее задание. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и атрибуты к этим играм положите в волшебный сундучок, и мы с вами в них поиграем.

А мне пора прощаться,

До свиданья говорить.

Конспект занятия на тему «Эти мудрые русские сказки».

Программное содержание: Воспитывать любовь к родному языку, к родной земле, чувство гордости за свой народ; воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие, бережное отношение к природе. Учить использовать в речи пословицы и поговорки, драматизировать отрывки из сказок.

Ход занятия:

Воспитатель – Ребята, вы любите сказки?

Да.

Я знаю, что сказки вам читают мамы и папы, рассказывают бабушки и дедушки, сказочные герои обращаются к вам с экранов телевизоров. Многие из сказок, особенно любимые, вы знаете почти наизусть и все таки, готовы слушать снова и снова. Давайте подумаем вместе, чем же нас притягивают сказки? За что мы их так любим? (Ответы детей). Сказка, ребята, это особый прекрасный мир, где может произойти любое чудо, где действуют добрые сила и силы зла, где героев подстерегают разные опасности, им приходится преодолевать трудности, но неизменно добро побеждает зло, на помощь слабым и беззащитным приходит сильный и смелый герой, а такие качества человека как доброта, трудолюбие, терпение – вознаграждаются.

И так, как говорится, это была присказка, а сказка ждет вас впереди. Рассаживайтесь рядком да поговорим с вами ладком.

Расскажу я вам историю, которая произошла с одним моим знакомым мальчиком, по имени Ваня. С раннего детства все его очень любили, нежили, баловали, старались выполнить любое желание и не заметили… как он превратился в злого ленивого мальчика. Ничего не стоило Ване обидеть девочку, дернуть за хвост соседскую кошку, бросить камень в пробегающую собаку, сломать дерево.

Однажды, перебегая улицу, он толкнул старушку и даже не попросил у нее прощения, не заметил он и того, что старушка проводила его долгим задумчивым взглядом и что-то прошептала. А это, ребята, была не простая старушка, а волшебница. Она решила наказать плохого мальчика и превратила его в Ивашку – грязную мордашку.

Из красивого ухоженного мальчика он превратился в страшного уродца. Прохожие на него оглядывались, дети смеялись, друзья… просто не узнавали. Никакие советы умных докторов не помогали ему.

Такая вот грустная история. А вот и сам Ивашка.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, Ивашка!

Ребята, а не могли бы вы помочь моему горю?

Воспитатель – Ох, Ивашка, хоть ты и заслужил такое наказание, мы попробуем помочь тебе, потому что надеемся, что ты исправишься. Ну что ребята, поможем Ивашке?

Поможем!

Воспитатель – В соседнем лесу за большим болотом, на опушке, живет Баба-Яга. Она-то уж точно, что-нибудь посоветует. Только дорого к ней очень трудная. Одному никак не пройти. Придется нам, ребята, проводить Ивашку. Вы согласны?

Да!

(Дорога с препятствиями: мостик, кустарник, кочки, тропинка под деревьями).

(Подошли к избушке).

Воспитатель – Посмотрите, ребята, избушка стоит, точь-в-точь как в сказке, к нам задам, к лесу передом. Ивашка, а ты помнишь, какие слова нужно сказать, чтобы избушка к нам повернулась?

Нет, забыл.

Воспитатель – Ребята, а вы знаете? Давайте все вместе скажем: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, а к нам передом».

(Появляется Баба-Яга, нюхает).

Человеческим духом пахнет. А, это ты, Ивашка, пожаловал?

Бабушка-Яга, что мне делать? Помоги моему горю.

И не рассказывай, знаю я твою историю, видела в волшебном зеркале все твои проделки.

Я больше не буду, никогда не буду!

Дети – Помоги ему бабушка, подскажи, как от уродства избавится.

Баба-яга – Ну ладно, так и быть, раз уж вы так за него просите – помогу. Но сначала отгадайте мои загадки.

    В каких сказках живет Баба-Яга? («Гуси-лебеди», «Терешечка», «Лягушка царевна»).

    Какие волшебные предметы помогают людям в сказках? (Волшебное яблочко, ковер-самолет, сапоги-скороходы, клубочек, колечко, гребешок).

Баба-яга – А что это вы так за него переживаете, все помочь хотите?

Воспитатель – А мы, Баба-Яга, всегда стараемся помочь тому, кто попал в беду.

Баба-яга – Ну, так и быть, уговорили. Дам я тебе, Ивашка, волшебный клубок. Он поведет тебя в страну сказок. Только туда ты пойдешь один. И так же, как дети помогли тебе, поможешь тому, кто будет нуждаться в твоей помощи. Но помни, что хорошие дела под силу только человеку с добрым и смелым сердцем.

Воспитатель – Ну что ж, Ивашка, ты иди, а мы будем ждать твоего возвращения.

До свидания, ребята!

До свидания, Ивашка, доброго тебе пути!

Конспект занятия на тему «Русская матрешка» .

Программное содержание:

    воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрешки;

    развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа, сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром;

    развивать навыки вырезания одинаковых элементов аппликации из бумаги, сложенной вдвое, втрое;

    развивать чувство цвета и композиции при построении узора, размещении его на предложенной форме.

Материалы для занятия: разные матрешки, иллюстрации с их изображением; белая и цветная бумага, гофрированная бумага, клей, кисточки, клеенки, салфетки, фломастеры.

Ход занятия.

I. Загадка: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка... (Матрешка)

II. Рассматривание матрешек и рассказ.

Первых матрешек сделали более ста лет назад. Деревянная матрешка была похожа на простую деревянную девочку. В большой семье кукол одна меньше другой. Прошло много лет, а матрешка остается по- прежнему любимой игрушкой детей.

Раньше матрешек вырезали из дерева вручную, затем обмазывали слоем глины и покрывали льняным маслом. После того как матрешку хорошо просушивали, мастер наносил узор на игрушку: одних «одевали» в сарафаны, других- в зимнюю одежду, третьих в узорчатые платки. Каждой кукле рисовали свое лицо, поэтому каждая матрешка имеет разное его выражение: одна улыбается, а другая грустит. И каждая из них держит что- нибудь в руках: букет цветов, расписной платочек и т. д.

Хороши матрешки. Ни в одной другой стране мира не делают таких игрушек, поэтому матрешка- символ России, всего русского. 111 .Физкультминутка «Мельница» . (Приложение 1) Г/.Последовательность выполнения работы.

    вырезать матрешку по контуру;

    выбрать способ выполнения аппликации: украсить сарафан вырезанными из цветной бумаги узорами; использовать способ обрывания; гофрированную бумагу;

Дорисовать лицо матрешки. V. Анализ работ.

VI.Итог занятия. Чтение книги С. Маршака «Матрешки»

Ребенок и окружающий мир

Народные праздники на Руси: Масленица

Старшая группа

Воспитатели
Могильницкая Н.П. , Оленева И.В.

В современных православных семьях довольно часто празднуют масленичную неделю. Знаем ли мы, что это за неделя и как рассказать об этом празднике ребенку.

Словарь : Масленица, праздник, неделя, блины, солнце, весна

Историческая справка для любознательных родителей

В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною . В это время можно было питаться рыбою, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей . Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе.

Каждый день масленицы имеет свое название:

понедельник - "встреча",
вторник - "заигрыш",
среда - "перелом",
четверг - "широкий",
пятница - "Тещины вечера",
суббота - "проводы",
воскресенье - "прощеный день".

Накануне первого дня масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с язычных времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного.

Женщины выходили к воде и просили месяц: "Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару". Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. "Блин не клин, живота не раcколет", - говорилось в народе.

Во вторник, на "заигрыш", приглашались девицы и парни - покататься со снежных гор, поесть блинов. Всем было очень весело. В среду теща приглашала на блины зятя. С четверга начиналось настоящее масленичное гуляние, недаром этот день назывался "широким". Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья.

Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась "стража". Потом конные и пешие "атаковали" крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать.

По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали. В пятницу, "на тещины вечера", наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести. В субботу, на "проводы", все родственники собирались вместе за столом. Проводы масленицы, "прощеное воскресенье", сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями.

В "прощеное воскресенье" было принято просить друг прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому Посту.

Современному малышу, несомненно, будет интересно узнать о таком интересном празднике, а тем более поучаствовать в его праздновании в кругу семьи.

Практически все элементы празднования масленицы можно повторить в современной семье. В первую очередь, следует уделить внимание родственникам - можно навестить бабушек и дедушек, дядей и тетей, а также пригласить их к себе на блины. Прекрасный повод пообщаться.

Конечно, вместе с ребенком печем блины - и тонкие кружевные, и толстые дрожжевые, подаем их с вареньем, сметаной, творогом сладким и творогом с зеленью, с икрой, с рыбой - с соленой красной, с селедкой, смешанной с брынзой и зеленью. Не забывайте, что участие ребенка обязательно. Он, действительно, может помочь - подать тарелочки, кастрюльки; насыпать муку; помешать тесто; намазать блины маслом, посыпать их сахаром. А сколько впечатлений?! Тем более Вы, уважаемые родители, должны помнить, что для ребенка это не просто "техническая работа", а в полном смысле слова развитие и обучение.

На масленичной неделе обязательно найдите время всей семьей, а может быть и вместе с друзьями покататься с горки, покататься на лошадках или пони. А еще ничего, кроме погоды, не может помешать собрать друзей с детьми и построить снежную крепость. Особенно здорово, когда это будут делать еще и папы.

День прощеного воскресенья - очень не простой по своей сути день. Но этот день может оставить много незабываемых впечатлений и сплотить Вашу семью. Вы можете вместе с ребенком вспомнить неприятные моменты общения, выразить свои чувства по этому поводу и попросить друг у друга прощения. Маленькие дети часто не понимают смысла такого обычая, но с удовольствием исполняют его.

Существует много пословиц о Масленице, вместе с ребенком Вы можете попытаться понять их смысл:

Не житье, а Масленица.
На горках покататься, в блинах поваляться.
Масленица семь дней гуляет.
Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Блины брюха не портят.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов - не Масленица.
Блин не клин, брюха не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Помните, каждую пословицу необходимо объяснить ребенку, ведь это народное творчество и многие слова будут непонятны ребенку.

Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы - день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала.

Страстная неделя

весна

Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней , начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника - подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа , а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

Святки

зима

Славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января по 19 января . Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Поговорки праздника: на Святках волки женятся, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится. Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Крещенский сочельник

весна

Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан и совершается Великое водоосвящение. Также это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Народно-православный праздник, отмечается 8 июля . Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю) . Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят - к худому покосу.

Традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа . В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи - пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

Вербная неделя

весна

Шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование - освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны.

Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января . Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Масленица

весна

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом . Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Пасха

весна

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта . Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста- времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

Праздник восточных славян, который начинается 14 сентября . Суть праздника - торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна - последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали - считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

Чистый понедельник

весна

Первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте. В этот праздник, во время первого великопостного Великого повечерия, начинают читать Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы. В конце 19 века, большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день "полоскали рот" или опохмелялись. Так как это день поста, то все, что можно съесть или выпить в этот день это: немного черного хлеба с солью и водой или несладким чаем. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.

Один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября . Значение праздника - окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.

Православный праздник, отмечаемый 14 августа . Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют "Спасом на воде", это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник "Медовым спасом" из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля . Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

Красная Горка

весна

Весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи . В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: "Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется."

Совершенно очевидно, что народные праздники, игравшие весьма заметную роль в жизни древнеславянских народов, не могли оказаться в стороне от формирования магических и религиозных обрядов. С развитием религиозного культа в первую очередь народные праздники все больше и больше наполнялись религиозным содержанием, а обряды принимали религиозный характер.

Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл.

Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда дни становятся заметно длиннее, когда "солнце поворачивает на лето". По верованиям земледельческих религий, это был момент рождения бога солнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла - масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д.

Жизнь крестьянина, как прежде, так и теперь, подчинена повторяемой смене времен года. Поэтому с древнейшей поры природно-астрономические явления были для людей главными ориентирами в круговороте годовых сезонов. Это прежде всего летнее и зимнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия, а также естественная смена времен года, когда после весны наступает лето, а затем осень и зима. Эти переходные рубежи открываются большими календарными праздниками -- Святками, Масленицей, семицко-троицкой неделей, осень предваряют праздники во имя Спаса и Богородицы.

Праздничные циклы соединяет между собой цепочка ежедневных средних и малых праздников («полупраздников»), календарных примет и наблюдений, зарифмованных в присловья и жестко привязанных к церковным святцам. Поэтому праздничные циклы неотделимы от земледельческого месяцеслова. С принятием христианства богатейший опыт русских людей по освоению природы и окружающей среды был как бы по-новому «систематизирован» и сакрализован святыми православных святцев. Соответственно в народном календаре, сплошь состоящем из рифмованных присловий, каждый день стал узнаваем по той конкретной информации, которая в качестве «прозвища» закрепилась за конкретным святым: например, Авдотья Малиновка, Луп Брусничник, Орина-Журавлиный Лёт, Савватий Пчельник. Эта информация, накапливаясь от одного дня к другому, как бы подводила к рубежу, когда должны были произойти качественные изменения в природе и, благодаря этому, в жизни человека. Именно на эти рубежи приходятся все большие календарные праздники. Поэтому в народном укладе жизни каждое значительное празднество -- это не только «эмоциональная разрядка» от трудовых будней, но это и своеобразный «итог» прожитому отрезку времени, и одновременно «подготовка» к следующему периоду.

Как «итог», так и «подготовка», осуществлялись через вполне определенные обряды и ритуальные действия. Повторяясь, хотя и в разных вариантах, в течение года от одного праздника к другому, они служили единственной цели: не дать оскудеть всему сущему на Земле. Продолжение человеческого рода, плодородие земли, плодовитость скота, зверей, птиц -- эти мотивы в центре всех календарных праздников.

Существенную роль в общественной жизни крестьян и городского населения у русских, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ -- подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой. Еще в начале XX в. обрядовый календарь, содержащий многие напластования отдаленных времен, на большей части территории расселения русских сохранял свою традиционную специфику, хотя многие архаические обряды к тому времени ушли из быта, а смысл других был забыт, и они, смешавшись с необрядовыми бытовыми формами, воспринимались как праздничная забава.

Общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась, главным образом, в совместных гуляниях и праздничных развлечениях, имевших множество локальных различий. Рождественско-новогодний цикл обычаев и обрядов, связанных с зимним солнцеворотом и направленных на обеспечение плодородия и всяческого благополучия в наступающем году, назывался Святками38. Святки были самым оживленным и веселым временем года, особенно для молодежи. По неписанным законам в обязанности молодежных групп (территориальных или социально-бытовых) входили организация и проведение рождественских и новогодних колядований, широко распространенных в России и известных также другим славянским и неславянским народам Европы. Молодые люди веселой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всяческого благополучия и получали за это вознаграждение, чаще всего съестными припасами. Колядовщикам давали кутью, специальное печенье (козули или коровушки), пироги и др. Утром на Новый год по домам ходили мальчики. Они поздравляли хозяев, исполняли праздничный тропарь и «засевали» -- рассыпали семена. Детей обычно одаривали мелочью. Все, что колядники получали от хозяев, шло на устройство праздничных вечеринок и бесед, которые, как уже говорилось, отличались особым разгулом и многолюдностью.

С Нового года до Крещения собирались группами и гадали. Гадание рано утратило свое ритуальное значение и для большинства населения служило веселым молодежным развлечением. Гадали преимущественно девушки о своем будущем замужестве. Особенно выделялись у русских крещенские гадания с подблюдными песнями. Много веселья доставляли ряженые, которые с плясками и песнями ходили или разъезжали компаниями по улицам, заходя в дома, спросив на то позволение у хозяев. В интеллигентской среде ряженые обычно объезжали знакомые семьи.

Рядились часто в традиционные маски, в том числе древние -- козу, коня, быка, старика со старухой. Но более всего к началу XX в. в ходу были бытовые маски -- доктора, цыгана и цыганки и проч. На Святки разыгрывали народные драмы -- «Лодку», «Царя Максимилиана», «Голого барина». Цикл заканчивался Крещением, обрядность которого сформировалась под сильным воздействием православной церкви. Главным моментом был массовый крестный ход с водосвятием на Иордань -- специально оформленную прорубь на местном водоеме. В нем принимали участие все от мала до велика. Подготовка процессии и устройство проруби также были делом общественным. Из проруби брали освященную (святую) воду. Некоторые мужчины окунались в ледяную купель.

Масленица в отличие от многих других календарных праздников не имела христианского осмысления и отмечала лишь начало Великого поста перед Пасхой. В быту русских как в городе, так и в деревне, она получила особенно широкое развитие39. Масленичное общение носило в целом разгульный характер и сохраняло в своем составе многие элементы очень древних обрядов. Одной из основных форм общения были хождение в гости и прием гостей -- «перегащивались». Обязательной для этого праздника считалась обильная жирная еда. Атрибутом Масленицы стали блины, которые поедались в большом количестве. Блины пекли дома, в трактирах, в ресторанах и специальных буфетах, где можно было заказать их для приема гостей. В городах на Масленице проходили балы.

Самой любимой масленичной забавой было публичное катание с гор. Жители сел и городов катались на салазках, на ледянках, на санях, на бревнах, сколоченных в виде плота. Иногда для этого сооружали специальные горы, заливавшиеся льдом. В Петербурге и в Москве под такими горами устраивались праздничные базары, где для простонародья проводились всякие представления, продавались лакомства. С четверга, когда начиналась «широкая» Масленица, ездили напоказ в санях на разукрашенных лошадях, запряженных парами, тройками и с бубенцами под дугой. Зрители «шпалерами» стояли на улицах. В катаниях участвовали молодожены, прожившие в браке не более года. «Молодых» вывозили на всеобщее обозрение, демонстрируя их благополучие. Были приняты игры с молодоженами: их задерживали («подмораживали»), засыпали снегом («солили»), валяли по снегу. Молодой должен был откупаться. Толпы собирались поглазеть на эту забаву. Масленичным развлечением считались игры в снежки. В Сибири долго сохранялась в быту игра «Взятие снежного городка». Масленичное гуляние заканчивалось обрядом проводов Масленицы, в котором принимало участие много народу: жгли костры, провозили чучело Масленицы, сжигали его или разрывали на куски и разбрасывали по полям.

Цель зимних праздников и обрядов заключалась в стремлении земледельцев обеспечить себе благоприятный хозяйственный год. Поэтому в хату к праздничному столу зазывали мороз, чтобы угостить его и таким образом обезопасить себя от прихода его весной, когда он может приморозить молодые побеги посевов. Приглашались также "ржа" (ржавчина) и "бель", портящие колос.

Будущий урожай символизировался на празднике выставленным в переднем, "красном", челу снопом. Хозяин и хозяйка, садясь за праздничный стол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, и приговаривали: "Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами и возами хлеба, грудами овощей". В праздничных обрядовых песнях содержались заклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и большой приплод скота:

Главным обрядовым кушаньем праздников этого цикла была кутья, род каши из вареных зерен,- растительное блюдо, появившееся тогда, когда люди еще не умели размалывать зерна и печь хлеб. Главным блюдом масленицы были блины. Они несомненно более позднего происхождения и своим румяным желто-красным цветом и круглой формой символизируют "нарождающееся" весной солнце.

Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другие очистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холодную зиму собралось множество разной нечисти, которую следовало обезвредить и изгнать из жилища и с полей.

Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весь мусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным и смрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Считалось, что магической силой отгонять злых духов обладала и верба - дерево, первым распускавшее весной почки. Глава дома запасался ветками вербы и стегал ими всех домочадцев, приговаривая: "Здоровье - в хате, хвороба - в лес!"

Очистив таким образом себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали их золой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы.

Считалось, что после выполнения всех этих обрядов нечистая сила изгнана и можно спокойно приступать к весенним работам. Чтобы не навлечь пи себя гнев весны и полнее использовать ее милости, старались прежде всего накормить весну. Поэтому в некоторых местностях, как только снег начинал таять, женщины клали на проталинах куски пирога или хлеба, приговаривая: «Вот тебе, весна-матушка». Приход весны знаменуется общим оживлением природы, прилетом птиц. В связи с этим возник и сохранился до наших дней обычай выпускать весной из теста фигурки птиц - жаворонков, аистов. Это несомненный пережиток тех далеких времен, когда «весну» в виде птицы ловили и приносили в жертву, т. е. попросту съедали, веря, что лучшее средство воспользоваться благодетельными силами весны - это съесть ее.

С приходом весны люди получали возможность расстаться с темной и смрадной курной избой, выйти на свежий воздух и вздохнуть полной грудью, понежиться в теплых лучах солнца. Человек переживал радостное, приподнятое настроение. Не случайно весна всегда была периодом праздников. Одним из таких весенних праздников на Руси был праздник «красная горка», получивший свое название от «красной» весны, от «красных», т. е. красивых горок, холмов, возвышенностей, первыми покрывавшихся травой под лучами яркого весеннего солнца. На этих горках собственно, и отмечался праздник; играли в народные игры, пели песни, плясали, водили хороводы.

О древних обрядах встречи весны напоминали жаворонки, булочки из теста в виде птички, с которыми 9 марта ст. ст. (День сорока мучеников, по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали коротенькие стишки о весне. 23 апреля ст. ст. (День Святого Георгия) при первом выгоне скота хозяева совместно проводили некоторые обрядовые действия. Но в целом после Масленицы общественная жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасхи. Пасхальную неделю молодежь проводила на улице. Наиболее характерными были массовые игры с ярко выраженным спортивным элементом (городки, лапта). Широко бытовали качели. Женщины и дети любили игры в крашеные яйца. Собравшись в группы, они разбивали яйца друг о друга, катали с горки или по специальному лотку. В некоторых местах еще и в конце XIX в. водили хороводы.

Весенний цикл праздничных гуляний заканчивался Троицей (50-й день от Пасхи), которая знаменовала также переход к лету, -- ходили в луга и леса. Сообща украшали церкви и дома молодой растительностью, березками. Основными исполнителями коллективных обрядовых действий были девушки и женщины. В конце XIX в. еще бытовали старинные женские сборища на Семик, который приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. Девушки с песнями ходили в лес заплетать венки, заламывать березу. Молодую березу иногда приносили в деревню, ходили с ней, а потом разламывали или бросали в воду. Кое-где до начала XX в. сохранялся обряд кумления девушек с поцелуями через венок. Такое своеобразное «побратимство» рассматривалось как духовное родство.

Летнее купальское общение заключалось в молодежных сборищах с зажиганием костров, игр с обливанием водой; иногда устраивали игры в «похороны Костромы» или «кукушки», являвшиеся отголосками когда-то бытовавших обрядов.

Летние праздники и молодежные гуляния заканчивались на Петров день (29 июня ст. ст.). В предпраздничную ночь молодежь развлекалась до рассвета -- «встречали солнце». Принято было собирать на ближайшей территории все, что не прибрано, озорничать. Многие шумели, пели, били в печные заслонки и т.п.

Общественное и семейное начало тесно переплетались и в праздновании так называемых престольных дней -- праздников в честь патрона местной церкви. Они проводились шумно и широко даже в тех случаях, когда приходились на время полевых работ. Кроме религиозной стороны праздников (посещение церкви, хождение на кладбище, иногда мирское молебствие и т.п.) основным моментом было большое деревенское гулянье. Во многих местах к этим дням было принято варить пиво общим котлом, закалывать быка -- обычай, восходивший к общинным коллективным трапезам. Помимо родственников и знакомых, съезжавшихся к празднику, в домах угощались и посторонние -- так называемая сторона, -- которые считались общими гостями. Престольные праздники часто называли пивными днями.

Ко многим календарным праздникам приурочивались ярмарки; особенно много их было осенью. Ярмарки сопровождались гуляниями, увеселениями, на которые выходили целыми семьями.

Конспект НОД по ФЦКМ с использованием ИКТ

Тема: «Народные праздники на Руси»

для детей подготовительной группы

Цель:

Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с традициями празднования известных русских праздников.

Развивающие

Развивать познавательную активность, память, мышление воображение. Развивать интерес к народной культуре.

Развивать связную речь детей.

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям, к народным играм.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, изучение наизусть колядок, закличек, стихов о народных праздниках, пословиц, народных примет.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, магнитофон, диск с русскими народными мелодиями, макет Вифлеемской звезды, цветная бумага на каждого ребенка, клей-карандаш для каждого ребенка, шапочка с изображением солнца, колокольчик.

Ход НОД:

Воспитатель в русском народном сарафане, приглашает детей в группу под русскую народную мелодию.

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются).

К нам сюда скорее просим!

Подходи честной народ!

Шевелитесь, торопитесь –

Праздник всех сюда зовет!

Ребята, вы любите праздники? (Да)

Какие вы знаете праздники? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые отмечали еще наши предки. На Руси праздники всегда любили потому, что народ умел трудиться, умел и веселиться.

Вы хотите узнать, как появились праздники, как отмечали их раньше? (Да)

Воспитатель: - У меня есть волшебный колокольчик, который перенесет нас в прошлое.

Колокольчик волшебный звени,

В прошлое нас перенеси.

(Слайд)

Воспитатель: - Ребята мы с вами оказались в Древней Руси. Много разных праздников у них было.

Отгадайте загадку про первый праздник, на который мы с вами попадем. (Слайд)

Среди зимы –

Большое торжество.

Великий праздник - … (Рождество)

А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

(Слайд) Воспитатель: - Рождество - один из главных христианских праздников, установлен в честь рождения Иисуса Христа. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. (Слайд) Поскольку она ознаменовала Рождество Христово еще её называют «звездой Рождества». (Слайд) Раньше в праздник Рождество парни и девушки ходили по домам, поздравляли с праздником, а на палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшенная фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества. (Показ и рассматривание макета звезды)

Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже сделаем по маленькой рождественской звездочке. (Дети изготавливают звезды по показу воспитателя)

Воспитатель: - Наши прадедушки и прабабушки очень любили этот праздник - Рождество Христово. Называли его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Давайте споем одну колядку:

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, Коляда, подай пирога!

Подай, не ломай,

А по целому давай!

(Слайд) Воспитатель:- Рождество отмечают всей семьей, и дети принимают активное участие в праздновании. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. А вы знаете другие традиции этого праздника? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель: - Чтобы попасть на следующий народный праздник, отгадайте загадку:

(Слайд) Его празднуют весной

Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают,
И блинами угощают. (Масленица)

(Слайд) Воспитатель: - Масленица – это древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения.

Масленицу называли широкой, веселой. Давайте вспомним закличку:

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна красна,

Приди, весна, с радостью!

(Слайд) Давайте соберем мозаику с изображением Масленицы. (Дети собирают)

(Слайд)Воспитатель: Что еще делали на масленицу? (Ответы детей)

Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти.

А чучело, сделанное из соломы (Слайд) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились, играли.

А вы хотите поиграть? (Да)

Воспитатель: - Тогда давайте сыграем в русскую народную игру « Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

(Слайд) Воспитатель: - Отгадайте загадку:

Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют! (Пасха)

(Слайд)

Воспитатель: - Пасха - Светлое Христово Воскресение . Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение. В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья - куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки - расписанные красками яйца (Слайд) . В корзину кладут соль - символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются - едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!»

Давайте вспомним пасхальные приметы.

На Пасху небо ясное и солнце играет - … (к хорошему урожаю и красному лету .)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя - … (Христос под окнами ходит)

Воспитатель:- Молодцы, ребята! (Слайд) На какой народный праздник мы с вами сейчас попали? (Ответы детей) (Слайд)

Праздник Ивана-Купалы отмечают летом, в ночь с 6 на 7 июля. Купальские обряды, совершаемые в эту ночь, очень разные. Это плетение венков, украшение зеленью построек, гадание, обливание водой, ночные гуляния вокруг купальского костра. Сначала вокруг костра водили хороводы (это древний символ солнца), пели песни, а затем девушки и парни, взявшись за руки, прыгали через костер. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят: «Гори, солнце, ярче - Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее». Дети идут хорводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце догоняет детей.

Игра «Народные праздники» Цель: Узнать русский народный праздник.

Просмотр фильма про народные праздники.

Воспитатель: - Ребята вот нам пора возвращаться домой.

Колокольчик волшебный звени

В настоящее время нас перенеси.

Воспитатель: - Ребята вам понравилось путешествие по русским народным праздникам? Что вам запомнилось, показалось самым интересным? (Ответы детей)

Русский народ издавна создавал свои обычаи, традиции, праздники. На протяжении веков они изменялись, но всегда остается потребность людей в праздничные дни собираться вместе, радоваться, веселиться.