Конспект по рисованию хоровод чувашских матрешек. Тематическое занятие: Матрешки. История возникновения матрешки

Анастасия Жамочкина

Цели: учить рисовать кончиком кисти линии,разные по толщине, развивать умение работать красками, различать предметы по величине, воспитывать эстетический вкус, самостоятельно выбирать цвет для рисунка, учить выполнять ритмические танцевальные движения под музыку.

Задачи: Обучающие

Учить составлять узор, заполняя картинку.

Развивающие:

Развивать изобразительное творчество детей.

Развивать сенсорное восприятие цвета.

Создать радостное настроение.

Воспитательные:

Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать навык культуры поведения.

Воспитывать навыки совместной работы в коллективе.

Материалы и оборудование: игрушки (кукла, матрешки разной величины, различные игрушки); краски, кисточки, ватные палочки, салфетки, заготовки матрешек (раздаточный материал для детей, мольберт, аудиозапись «Веселые матрешки»(муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).

Ход занятия

Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Она принесла с собой свои игрушки. Посмотрите какие интересные игрушки.

Кукла Катя говорит, что у нее есть самая любимая игрушка. Давайте попробуем отгадать, что это за игрушка. Послушайте загадку:

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки… (Матрёшки)

Правильно! Найдите эту игрушку на столе.


Ребята, около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку – куклу, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по русски: в сарафаны, фартуки и платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково – Матрешками.

Матрёшка – это русская народная игрушка. Символ нашей Родины-России. Одна большая, а внутри неё находятся ещё подружки (По ходу открываю матрёшку и ставлю рядом все матрёшки.) Вот какие они нарядные наши подружки! Все так похожи друг на друга!


Можно сказать, что они сестрички или нет? (да)

А чем они отличаются друг от друга (ростом)

Покажите, где самая большая матрешка?

А где самая маленькая?

Дети показывают и отвечают полными ответами на вопросы воспитателя.


Давайте вместе с вами рассмотрим матрешку внимательно. Во что она одета? (на матрешке яркий сарафан, фартук и расписной платок)

Вот какая она нарядная!

(обращаю внимание детей на различные узоры: цветы, горошины и др.).

Вы знаете, из чего сделана Матрешка? (из дерева)

А как мастер её делал? (вырезал из дерева матрёшку, раскрасил красками)

Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку? (разноцветными, красными, зелёными.)

А какими узорами украсил? (цветами, листьями, линиями, горошинами)

Понравилась вам Катина игрушка? (Да)

А давайте сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.

Физкультминутка: танцуют под музыку Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой "Веселые матрешки"



Давайте теперь мы сами попробуем украсить наряды матрешек. Фартук мы украсим полосками, а платок горошинами. Полоски мы будем рисовать кистью, а горошины при помощи ватных палочек.

(Демонстрация и объяснение приёмов изображения как нужно наносить линии и точки).







Молодцы, ребята. Вы работали как настоящие мастера. У вас получились очень красивые матрёшки. А вам они нравятся?

Вот ребята и настала пора прощаться нам с куклой Катей. Давайте скажем ей до свидания.

МБОУ «Тюльпанская основная общеобразовательная школа»

Оренбургской области Первомайского района

Творческий проект

«Матрешки

водят хоровод»

Подготовили: учитель

информатики и изобразительного

и учащиеся 2-3 класса

Творческий проект "Матрешки водят хоровод"

Продолжительность проекта: краткосрочный (четыре недели)

Тип проекта: творческий, образовательный

Участники: учитель, дети, родители

Возраст детей: 8 лет

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Как появилась матрешка? Какие бывают матрешки?

Цель проекта: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

Задачи: 1. Для детей: познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей; систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки; развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового; развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд; содействовать развитию творческих способностей детей. 2. Для педагога: способствовать творческой активности детей, умение использовать в исследовательских целях сеть Интернет; создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности; вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс. 3. Для родителей: приобщать к истокам русской народной культуры; систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки; принимать активное участие в образовательном процессе.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: - развлечение для детей с участием гостей «Матрешки водят хоровод». - Мастер - класс по созданию авторской матрешки.

Продукты проекта: коллективный альбом о видах росписи матрешек «Народная игрушка»;  выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»; 

миниэкспозиция предметов прикладного творчества. картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой; иллюстрации о разновидностях матрешек; электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка».

Ожидаемые результаты по проекту: 

сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью учителя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

    определение объектов изучения;

    создание микрогрупп для работы над проектом;

    получение плана-задания микрогруппами;

    приобретение материалов для изодеятельности;

Исследовательский:

    работа в сети Интернет по подбору необходимого материала;

    ознакомление с историей матрешки;

    изучение художественных элементов;

Практический:

    создание папки-подборки о видах матрешек;

    сбор – коллекции матрешек;

    выполнение рисунков матрешек;

    изготовление книжки-раскладки Русская матрешка;

    разучивание песни Матрешка;

Заключительный:

    обобщение результатов работы;

    проведение игрового занятия по итогам проекта;

    презентация проекта;

Методическое обеспечение проекта:

Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993. Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982, Михина Е.Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет». Издательство «Учитель» 2010 год, Иллюстрации и картины о разновидностях матрешки.

История возникновения матрешки

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Имя Матрена,Матреша считалось в России самым распостраненным женским именем. В его основе лежало латинское слово матер - мать.Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному, оставляя в игрушке загадачность, сказачность и теплоту.

Виды матрешек

Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.

Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

Загорские матрешки более приземистые, плотные. Верхняя часть

фигурки плавно переходит в утолщение.

Она более округлая, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют “пеструшкой”.

Матрёшки Полхов-Майдана очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.У матрешек из Полхов-Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал на двухцветном поле - верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы.Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.

Для инкрустации используется ржаная соломка,ее варят до получения желтого и белого цветов. Наклеивают соломку по сырому лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.

Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище.

В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий.

Фото – репортаж

Презентация творческого проекта

«Матрешки водят хоровод»

Гости приняли участие в практической части проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 10 города Красноармейска Саратовской области»

«Матрешек русских хоровод»

Воспитатель:

Сидорова Т. А.

2017 год

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) во 2-ой младшей группе

«Матрешек русских хоровод»

Время проведения – 15 минут.

Интеграция образовательных областей: « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цели:

Познакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы).

Учить аккуратно, рисовать узор. Развивать чувство симметрии, чувство композиции.

Вызвать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Задачи:

Обучающие

Учить составлять узор, заполняя картинку.

Учить пользоваться салфеткой.

Развивающие :

Развивать изобразительное творчество детей.

Развивать сенсорное восприятие цвета.

Развивать умение анализировать и оценивать свои работы и работы товарищей.

Создать радостное настроение.

Воспитательные :

Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать навык культуры поведения.

Воспитывать навыки совместной работы в коллективе.

Подготовительная работа :

Разучивание песни и танца «Мы веселые матрешки ».

Чтение стихотворений о Матрешке.

Демонстрационный материал : Матрешка из 4 элементов , расписная коробочка.

Раздаточный материал : заранее нарисованные на бумаге матрешки (по 1 на каждого ребенка), краски гуашевые, салфетки, кисти, тычки, стаканчики с водой, мольберт.

Методы и приемы :

Практические: рассматривание куклы Матрёшки , показ воспитателем приёмов рисования, коллективное рассматривание работ .

Наглядные: создание игровой мотивации, приход Матрёшки .

Словесные: загадывание загадки, беседа, физкультминутка чтение стихотворения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка, В руках у педагога коробочка.

Воспитатель: У меня в руках чудесная расписная коробочка. А для того чтобы узнать, что находится в этой коробочке, нужно разгадать загадку.

(Загадка про Матрёшку)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

Дети: матрешка

Воспитатель: Посмотрим, ребята, верно ли вы догадались? (прошу кого-нибудь из ребят открыть коробочку) .

Воспитатель: Молодцы! Давайте поздороваемся с нашей гостьей!

(дети здороваются с матрёшкой)

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку – куклу, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по русски: в сарафаны, фартуки и платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково – Матрешками.

Матрешка :

Я Матрёшка-сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская Матрёшка .

Мастер выточил меня

Из куска берёзы.

До чего румяна я,

Щёки, словно розы.

Воспитатель: Давайте вместе с вами рассмотрим матрешку внимательно . Во что она одета? (ответы детей) .

Воспитатель: На матрешке яркий сарафан , фартук и расписной платок. Вот какая она нарядная!

(обращаю внимание детей на различные узоры : цветы, горошины и др.) .

Воспитатель: Вы знаете, из чего сделана Матрешка ?

Дети: Из дерева

Воспитатель: А как мастер её делал?

Дети: Вырезал из дерева матрёшку, раскрасил красками.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Дети: Разноцветными, красными, зелёными...

Воспитатель: А какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, линиями, горошинами.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кукла Матрешка с секретом . Хотите посмотреть?

Матрёшка - чудное создание.

Весёлое и компанейское.

В неё вместились, будто в здание

Ещё три - каждая поменьше.

Разложишь и поставишь рядышком

Настолько разных, озорных.

Малышка, дочка, мама, бабушка

Так хочется назвать всех их.

В кружок поставишь - тут же за руки,

И хоровод начнут водить.

Напляшутся, друг в друга спрячутся.

Им в жизни не о чём грустить.

Несут тепло, и настоящие

В матрёшке русские черты

Глаза красивые, блестящие

Символ добра и чистоты.

Воспитатель: Вам нравится игрушка?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.

Физкультминутка : (музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой).

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (стучат ножкой, показывают сапожки)

Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)

У- ух (кружатся)

Завязали мы платочки (завязывают)

Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (гладят по щечкам)

Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)

У- ух (кружатся)

В сарафанах наших пестрых (руки на поясе, пружинка)

Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, пружинка)

Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)

У- ух (кружатся)

Воспитатель: А теперь мы покружились и в ребятишек превратились.

Ребята, а Матрёшка пришла не одна, с ней пришли её подружки (из коробочки достаю нарисованных на бумаге матрешек ).

Посмотрите, только они не такие нарядные. Как же мы можем помочь матрешкам?

Дети: Можно раскрасить матрёшек.

Воспитатель: Правильно! Давайте украсим наряды матрешек . Фартук мы украсим полосками, а платок горошинами. Полоски мы будем рисовать кистью, а горошины при помощи тычка.

(Демонстрация и объяснение приёмов изображения как нужно наносить линии и точки).

Матрёшка: Проходите к столам, садитесь и приступайте к работе! А я с нетерпением подожду своих подружек.

(Во время рисования слежу за тем, чтобы дети, набирали достаточно краски, лишнюю снимали об краешек баночки, аккуратно промывали кисточку, не расплёскивали воду, не выходили за контур).

По окончании работы Матрёшка благодарит детей и радуется своим новым подружкам - матрёшкам.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы работали как настоящие мастера. У вас получились очень красивые матрёшки . А вам они нравятся?

А какая матрёшка нравится вам больше всех?

Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Вот ребята и настала пора прощаться нам с Матрешкой . Давайте скажем ей до свидания.

Дети: До свидания.

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Жемчужинка»
п. Гранитный Новоорского района Оренбургской области

Интегрированное занятие
в младшей группе
« МАТРЕШЕК РУССКИЙ ХОРОВОД»

Воспитатель:
Жильцова

Светлана Анатольевна

2015 год
п. Гранитный

Реализация содержания программы в образовательных областях: художественно-эстетическое развитие (рисование) , «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».(слушание песни)

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора

Цели деятельности педагога: учить рисовать кистью точки и линии разной толщины; развивать умение работать гуашью, различать предметы по величине; воспитывать эстетический вкус, дав детям возможность самостоятельно выбрать цвет для рисунка; учить выполнять ритмические движения под музыку.

Планируемые результаты - целевые ориентиры дошкольного образования; проявляет интерес к подвижной игре, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступно возрасту музыкальное произведение («Веселые матрешки». Муз.Ю.Слонова, ссл.Л.Некрасовой), активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Матрешек русский хоровод», учувствует в выставке детских работ, в разговоре с педагогом при знакомстве с матрешкой, слушает стихотворение Л.Печникова «Кукла Матрешка нарядная, красива…»

Материалы и оборудование : игрушки (куклы, кубики, матрешки разной величины). Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (заготовка матрешки и раскрашенная матрешка), краски, кисти, стаканы с водой, салфетки, заготовки матрешки с нарисованным лицом, мольберт, мешочки, аудиозапись «Веселые матрешки» (муз. Ю.Слонова, сл.Л.Некрасовой).

Предварительная подготовка: игра с матрешками, рассматривание узоров на них.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Посмотрите на наши игрушки и отыщите среди них ответ на загадку.

Правильно, это матрешки.

Вот они какие нарядные! Все так похожи друг на друга. Как вы думаете это мама с дочками или это сестренки?(Ответы детей)

в/ль: А сможете ли вы показать, где самая большая матрешка? А где самая маленькая матрешка? Молодцы, справились с заданиями. У меня в трех мешочках лежит по одной матрешке. Кто сможет на ощупь отыскать самую маленькую? А самую большую? (дети выполняют задания). Какие молодцы! И с этим сложным заданием справились: А справитесь ли вы с еще одним? Дело в том, что к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них (прикрепляет на фланелеграф заготовку матрешки). И лицо нарисовано, и платочек раскрашен, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Поможете подружкам?

Пальчиковая игра:

Мы веселые матрешки-хлопают в ладоши

На ногах у нас сапожки- указательным и средним пальцами идут по столу

В сарафанах наших пестрых- соединяют ладошки вместе

Мы похожи словно сестры-руки в замок.

Какой же узор подойдет для украшенья платьев? Я для своей матрешки выбрала вот такой (на мольберте рисует узор, составленный из полосок разной толщины и цвета и точек, обращает внимание детей на то, что толщина линии зависит от степени нажима на кисть). Посмотрите, что у меня получилось. Матрешка даже повеселела. А ваши матрешки все еще грустят. Украсте их платья. (дети проходят за столы, выполняют рисунок. В/ль контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения, поощряет детей, дорисовывающих дополнительные детали).

Посмотрите, как повеселели матрешки. Они вам очень благодарны и приглашают нас поиграть.

Рисунки детей выставлены на стенде.

В/ль: Как весело мы провели время. И матрешки вместе с нами.

Кукла Матрешка нарядна, красива

Кукла Матрешка- улыбка России.

Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна

Матрешка-подружка на все времена!

Л.Печников.

познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой; развивать музыкальные и творческие способности детей; формировать грамматически правильную речь, развивать эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад села Старые Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел « Приобщение к искусству. Изобразительная деятельность »

Тематическое занятие по рисованию: «Матрешек русских хоровод»

Возрастная группа: младшая группа

Выполнила:

Воспитатель

Куламбетова Эльвира Гатуфовна

с.Старые Туймазы 2018г.

Цель: познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой; развивать музыкальные и творческие способности детей; формировать грамматически правильную речь, развивать эстетический вкус.

Задачи:

Образовательные:

Учить рисовать кистью точки и линии разной толщины; развивать умение работать гуашью, различать предметы по величине;

Обогащать словарь и активизацию в речи детей слов: матрёшка, деревянная, веселая, расписная, румяная, русская народная игрушка, сарафан, и др.

Развивающие:

Способствовать формированию у детей представления о русской народной игрушке (матрешке).

Способствовать развитию творческих и познавательных способностей, воображения, речи, внимания, мелкой моторики рук, выполнению ритмических движений под музыку;

Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности, проявлению инициативы в выборе узора и цветовой гаммы.

Воспитательные:

Воспитывать художественный вкус, аккуратность при рисовании, терпение при выполнении работы.

Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных действий.

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие,познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту музыкальное произведение, активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Матрешек русских хоровод», участвует в выставке детских работ, в разговоре с педагогом при знакомстве с матрешкой, слушает стихотворение JI. Печникова «Кукла Матрешка нарядна, красива...».

Материалы и оборудование : доска, мольберт,ИКТ, матрешки разной величины, заготовка матрешки и раскрашенная матрешка, гуашь красного, желтого,зеленого цветов,кисти,стаканы с водой,салфетки,заготовки матрешек с нарисованным лицом, музыкальный мультфильм«Матрешки».

Ход занятия.

I. Вводная часть

Дети стоят полукругом.

Приветствие

Воспитатель: Посмотрите, дети, к нам сегодня пришли гости! Давайте все вместе поздороваемся.

«Здравствуйте ручки –хлоп,хлоп,хлоп;

Здравствуйте ножки – топ,топ,топ;

Здравствуйте гости!

Воспитатель: -Дети, посмотрите, какая красивая коробочка. А что в ней лежит, вы догадаетесь, когда посмотрите мультфильм

Показ мультфильма «Матрешка»

Дети : Матрешка.

Воспитатель : (достает). Верно, это кукла матрешка – русская народная игрушка, символ России

Беседа «В гости к нам пришла Матрешка»

Воспитатель: Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

«Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с детишками в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»

Воспитатель: А где же они, твои подружки - сестрички?

Ответы детей: (внутри, в другой матрешке, спрятались)

Воспитатель:

«Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.» Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри.

Дети, посмотрите, какие наши сестрички-Матрешки: очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.» Дети, нравятся вам такие игрушки? Что вам в Матрешке особенно понравилось и запомнилось?

Ответы детей: (да, нравятся)

Ответы детей: (она красивая, яркая, всегда улыбается, нарядная, румяная, веселая,расписная, пухленькая, деревянная)

Воспитатель: Дети, а во что одета Матрешка?

Ответы детей: (платок, фартук, сарафан, кофта)

Каждый ребенок передает другому ребенку матрешку рассматривает, поясняет, что в матрешке особенно понравилось, запомнилось.

Воспитатель: Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Посмотрите, дети, все матрёшки разного роста.

Эта матрёшка какая? – Большая!

Это матрешка какая? – Маленькая!

Подвижная игра «Большая матрёшка и маленькая матрёшка»

Воспитатель показывает большую матрешку - дети поднимают вверх руки, показывает маленькую - дети приседают. Повторяют 3-4 раза.

Рисование.

Воспитатель: Молодцы, дети! А ведь к нам в гости пришли ещё матрёшки.

Воспитатель достает из коробочки заготовки матрёшек.

Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему? (ответы детей).

Воспитатель : Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек? Я предлагаю разукрасить сарафаны матрешкам.

Мастерская по украшению сарафана матрешки .

Воспитатель : Я приглашаю вас в мастерскую, вы сейчас станете художниками. Какой же узор подойдет для украшения сарафанов? Я для своей матрешки выбрала вот такой.(На мольберте рисует узор,составленный из полосок разной толщины и цвета и точек, обращает внимание детей на то, что толщина линии зависит от степени нажима на кисть.) Посмотрите,что у меня получилось. Матрешка даже повеселела.И вы развеселите своих матрешек, украсив им сарафаны.

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.

Дети под музыку разукрашивают матрешек.

Воспитатель: Давайте вспомним, как нужно держать кисть.(Воспитатель показывает детям, как правильно держать кисть , во время рисования воспитатель следит за тем, чтобы дети набирали достаточно краски, лишнюю снимали об краешек баночки, аккуратно промывали кисточку, не расплёскивали воду, не выходили за контур.)

Индивидуальная работа : во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь.

Воспитатель: Посмотрите,как повеселели матрешки.Они вам очень благодарны и приглашают вас потанцевать вместе с матрешками из мультфильма.
(Включает видеоролик «Матрешки», дети выполняют движения в соответствии с текстом песни).

Рефлексия.

Рисунки детей выставляются на доске.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Все матрешки получились неповторимые! Какие красивые узоры получились! Вы все очень постарались.

Воспитатель : Дети, кто приходил к нам в гости? Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам понравилось?

Какими матрешки стали, после того, как мы их расписали?

Воспитатель : Молодцы, дети! Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.Как весело мы провели время! И матрешкам помогли, и повеселились вместе с ними.

Кукла Матрешка нарядна,красива.

Кукла Матрешка – улыбка России.

Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна,

Матрешка – подружка на все времена!

Л.Печников.