Конспект по предметной аппликации в средней группе. План-конспект занятия по аппликации для детей средней группы доу. Конспект занятия по аппликации для средней группы детского сада, тема занятия «Украсим шляпку»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию на тему: «Мы едем, едем, едем в далёкие края!» для детей среднего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей.

Основная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.

Цель: закрепление навыков умения составлять многоэлементную композицию из отдельных частей.

Задачи:
Обучающие:
- повторять и закреплять навыки вырезывания (круга из квадрата, срезание уголков большого прямоугольника), сгибание малого прямоугольника пополам и разрезания по линии сгиба, приемы аккуратного наклеивания;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику; двигательные умения, быстроту.
Воспитательные:
- прививать навыки работать в коллективе, в подгруппах – делиться по цвету;
- воспитывать доброжелательность друг к другу.

Целевые ориентиры дошкольного образования: интересуется изобразительной детской деятельностью (аппликация «Паровоз»); владеет в соответствии с возрастом основными движениями; проявляет интерес к участию в подвижной игре, в пальчиковой гимнастике; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт»
- чтение В. Сутеев «Разные колёса», А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль»
- настольные игры «Дорожные знаки», «Перекрёсток», «Четвёртый лишний», «Профессии»
- обучение символу соответствующему каждому виду транспорта? (воздушному транспорту – облако, водному – волны, а наземному – темная полоса «земля»)
- разучивание пальчиковой гимнастики «Путешествие»
- подготовка к НОД: обучение умению вырезывать круглую форму из квадрата, срезание уголков прямоугольника; сгибание малого прямоугольника пополам и разрезания по линии сгиба.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная дидактическая игра, использование загадки.

Форма организации детской деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:
- схема по аппликации «Вагончик» - (показ на телевизоре)
- песни В. Шаинского «Голубой вагон» - аудио магнитофон (фоновая музыка)
- картинки - обозначение «Дифференциация транспорта», картинки транспорт (наземный, воздушный, водный).
- Фотографии Красноярского края «Горы», «Озеро», «Поле», «Деревня», «Лес».

Раздаточный материал:
- фотографии детей; поднос, ножницы, клей, кисти, клеенка, салфетки на каждого ребёнка; прямоугольники разного цвета (для выбора вагона), прямоугольники голубого цвета (для квадратов – окна); квадраты черного цвета (для колёс).

Структура и методические приёмы:
I. Вводная часть (4 минуты):
а) беседа и загадывание загадки;
б) словесная дидактическая игра «Да – нет»
II. Основная часть (15 минут):
а) подгрупповая работа – деление на подгруппы «Дифференциация транспорта»
б) пальчиковая гимнастика «Путешествие»
в) работа за столами
III. Заключительная часть (1 минута):
а) обобщение воспитателя
б) анализ НОД (знания детей)
в) подвижная игра «Поезд»

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I. Вводная часть (4 минуты):

Воспитатель: Ребята! К нам пришла необычная посылка! Вам интересно узнать, что в ней лежит? (Да)
Воспитатель: А, как можно узнать, что там лежит? (Ответы детей). Можно открыть и посмотреть, можно, не открывая, потрясти. Как вы, думаете, что там?

Дидактическая игра «Да-нет». Дети задают вопрос, а воспитатель отвечает словом «да» или «нет». Дети отгадывают, что лежит в посылке. Если им трудно справится с заданием, педагог предлагает отгадать загадку «Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой везет нас всех за собой».

Дети: паровоз.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Конечно это – паровозик. (Воспитатель достает из коробки паровоз). Друзья, а чего тут не хватает (Вагонов у паровоза). Сколько вагонов бывает у паровоза? (Много) А что у вагонов бывает (Колеса и окна). Какую форму имеют колеса? (Круглая форма) А могут они быть квадратными? (Нет) Почему? (Ответы детей: они бы не катили поезд)

II. Основная часть (15 минут):

Подгрупповая работа «Дифференциация транспорта»

Воспитатель: Ребята, к какому виду транспорта по месту передвижения относится поезд? Правильно, к наземному виду транспорта! А какой ещё транспорт вы знаете? (Ответы детей). А может вы мне поможете разложить картинки на каждый вид транспорта по месту передвижения: наземный, воздушный, водный! Скажите, как вы думаете, какой символ соответствует каждому виду транспорта? (воздушному – облако, водному – волны, а наземному – темная полоса «земля»).

Дети по цвету фишек и наклеек на футболках делятся на подгруппы. Они раскладывают картинки с видами транспорта: водный – лодка, корабль; наземный – автобус, машина, паровоз; воздушный – самолёт, вертолёт. Дети обосновывают свой выбор полным предложением.

Воспитатель: Ребята, пока вы разбирали транспорт по назначению, я увидела на паровозике записку. Тут написано, что этот паровозик хотел отвезти всех желающих в путешествие по родному краю. Но он не может этого сделать. Как вы думаете почему? (нет вагончиков). А ему очень хочется отправиться в путешествие с веселой, дружной компанией – с вами, ребята! Как ему можно помочь? (ответы детей – сделать вагончики)

Воспитатель: Правильно! Давайте смастерим вагончики, но они будут не простые, а разноцветные и яркие. А затем вместе с паровозиком отправимся в увлекательное путешествие по нашему родному краю! Ребята! Проходите в творческую мастерскую и посмотрите, что там лежит?

Дети: (геометрические фигуры: прямоугольники и квадраты).

Воспитатель: Эти фигуры помогут нам в создании вагончиков. Выберите заготовку на вагончик, какой цвет вам нравится. (дети выбирают себе заготовку для аппликации.)

Давайте присядем за столы на стульчики.

Индивидуальная работа:
Опираясь на схему – подсказку, демонстрированную на телевизоре, воспитатель спрашивает нескольких детей, что означает эта схема – ребенок проговаривает ход работы, если он сказал не верно, другой ребенок его поправляет.

Объяснение о ходе выполняемой работы:

Воспитатель: Ребята, вам в работе поможет схема. (Дети выполняют аппликацию с опорой на схему).

Описание предварительной работы – наклеивают готовые геометрические фигуры.
Большие прямоугольники будут вагончиками, надо только закруглить их верхние углы. Маленький прямоугольник сложить пополам и разрезать по линии сгиба – будут окна. Из черных квадратов вырезать колеса, плавно срезав углы. Наклеить вагон на основу, на каждый вагон наклеить два окна и два колеса.

Воспитатель: Но, прежде чем мы начнем работать, подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Наши ушки слышат стук,
(возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот колесики стучат, в путь вагончики спешат!
(потирание кулачков друг о друга)
К путешествию готовы? (вращательные движения кистями)
Да! Да! Да! (ладони раскрыть)
В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями) Да! Да! Да! (ладони раскрыть)
Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям)
Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям)
В поезде много веселых ребят!
(подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени)
Будем работу теперь выполнять
Правила безопасности строго соблюдать
Ножницами не маши
Аккуратно их держи.

Дети выполняют работу под песню В. Шаинского «Голубой вагон»

Воспитатель: Ребята, отправляться в путешествие намного приятней и интересней самим, побывав в нашем поезде, поэтому я предлагаю вам занять места в вагончиках. Приклеив свои фотографии.
(Дети приклеивают свою фотографии в окна вагончиков. Собирают все работы в одну композицию «Поезд», берут в руки).

Рефлексия (анализ НОД):

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, наш поезд готов? (Готов)
Давайте обратим внимания, что мы постарались сделать? (Ответы детей). Какие получились наши вагончики? (Аккуратные и яркие получились у нас вагоны для нашего паровозика) Из каких частей состоит вагончик? (Кабина, окна, колеса)
Ну что мы теперь сможем оправиться в путешествие? (Да)

В свободное от занятий время: Подвижная игра «Поезд» Дети строятся в колонну на одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, бегут.
«Поезд подъезжает к станции», – говорит воспитатель. Дети замедляют темп, останавливаются.
Посмотрите как красиво за окном. Что мы видим? Горы высокие, широкие поля, глубокие озера. Едем дальше – вот мы в деревне, каких животных мы тут встретили: Собака, Лошадь, Овца, Корова. Проезжаем дремучий лес, интересно, каких зверей мы в нем встретим? Лиса, Волк, Заяц, Медведь.

(Возможные изменения в п/и): Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, бегут. «Поезд подъезжает к станции», – говорит воспитатель. Дети замедляют темп, останавливаются и расходятся в разные стороны.
Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Дети должны запомнить свое место в колонне и вставать за определенным человеком. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Дети должны запомнить свое место в колонне и вставать за определенным человеком. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей.

Результативный этап:

Воспитатель: Спасибо за интересные игры и за мастерство веселых вагончиков. У меня есть предложение, давайте из этого паровозика сделаем альбом, ведь вагоны вы смастерили с вашими фотографиями, и вы будете рассматривать их и вспоминать, как мы путешествовали. (Дети согласились создать альбом)

Вера Золотарёва

Конспект занятия по аппликации в средней группе «А» . «Цветные кубики » .

Цель : Вызвать у детей интерес к процессу вырезания, закреплять полученные навыки, развивать чувство цвета .

Задачи :

Обучающие :

Закрепить умение вырезать детали квадратной формы.

Закрепить знание основных цветов .

Закрепить умение резать бумагу по прямой линии.

Развивающие :

Развивать мышление, воображение, внимание, мелкую моторику, восприятие цвета .

Тренировать мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Воспитывающие :

Воспитывать навыки аккуратности в работе, трудолюбия, умения доводить

работу до конца.

Материал и оборудование : полоски цветной бумаги зелёного , жёлтого, синего и красного цвета . альбомного листа формата А 4, ножницы, клей-карандаш, салфетки. Большой строительный материал (кубы) . Мишка плюшевый, коробка и кубики в пакете .

Предварительная работа : игры с кубиками .

Ход НОД.

Дети сидят на паласе. Читаю стихотворение Т. Коваль «Кубики »

Кубик на кубик кладу осторожно .

Башню построить высокую сложно!

Кубики в ряд друг за другом кладу,

И получается поезд! ДУ-ДУ!

О чём говорится в стихотворении? (ответы детей)

Посмотрите ребята, а в нашей группе есть кубики ? А какие они по величине и цвету ? (ответы детей)

Скажите, пожалуйста, а что можно сделать из кубиков ? (ответы детей) .

А что происходит, когда все кубики разбросаны ? (Беспорядок) .

Стук в дверь. Появляется Мишутка. В руках у него пустая коробочка, а в пакете – кубики .

Ребята, я так спешил к вам в гости, чтобы поиграть с вами в кубики , что все кубики выпали из коробочки . А как сложить их обратно я не знаю. Помогите мне, пожалуйста.

Ребята, поможем Мишутке, покажем, как красиво сложить его кубики в коробку ?

Для этого нам надо сделать для него образец расположения кубиков в коробке . Мы будем делать его из цветной бумаги с помощью клея и ножниц.

Давайте вспомним, как мы разрезаем полоску бумаги на кубики ? (Складываем её пополам. Разворачиваем и разрезаем по лилиям) .

Как работаем с ножницами и клеем? (С ножницами и клеем работаем аккуратно) .

Перед началом работы мы проведём разминку для наших пальцев.

У ребяток есть игрушки :

Вот веселые зверушки.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

Мы размяли наши ручки, проходите на свои места. Приступаем к выполнению задания.

Звучит спокойная музыка. Дети выполняют задание. Оказывается индивидуальная помощь в работе.

Вот и подошло к концу наше занятие . Положите всё аккуратно на столах.

Мишутка наблюдает за ребятами, хвалит их и говорит, что он уже понял, как надо красиво положить кубики в коробочку , так как ребята все образцы выполнили очень красиво. Достаёт кубики из пакета и начинает их складывать.

Мишутка замечательно сложил все кубики в коробку . Я предлагаю вам вывесить свои работы на доску с помощью магнитов. Работы, выполненные детьми, вывешиваются на доске.

Что вам понравилось сегодня на нашем занятии ? (Ответы детей) . Расскажите, какие цвета вы использовали в своей работе? (Дети по желанию описывают свою работу) .

Предлагаю вам всем вместе построить из большого конструктора башню и домик .

Дети играют с конструктором .

Публикации по теме:

Цель: Научить детей помогать и сопереживать другим. Задачи: Образовательные: - Учить детей создавать и вырезать детали бычка рациональным.

Программное содержание: воспитывать у детей интерес к аппликации. Учить детей вырезать круг из квадрата, срезать у квадрата углы (получая.

«Тучи по небу бежали». Конспект занятия по аппликации в средней группе Программное содержание: 1. Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги синего, серого и белого цвета.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Ромашки-белые рубашки» Конспект по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» изобразительная деятельность – аппликация в средней группе на.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной аппликации «Цветок для мамы» в средней группе Конспект занятия для открытого занятия по нетрадиционной аппликации «Цветок для мамы» средней группы. Цель: формировать семейные ценности,.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Цветы для мамы - Каллы» Цели и задачи: Развивать интерес к аппликации. Закреплять навыки.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по декоративной аппликации в средней группе

МАДОУ «Детский сад № 34»

Воспитатель Зоткина Мария Владимировна

Тема: «Узор на чашке»

Цель: Создание условий для составления узора из готовых и самостоятельно вырезанных форм.

Задачи:

1. Обучающая:

Изобразительная: Формировать навыки украшения предмета с помощью самостоятельно вырезанных полос и готовых кружочков, сочетая их по цвету и форме.

Техническая: Продолжать учить детей пользоваться ножницами, складывать и разрезать квадрат на полоски; закреплять приёмы аккуратного наклеивания.

2. Развивающая: Развивать мелкую мускулатуру руки, глазомер, способности к цветовосприятию и композиции, творческое воображение и художественный вкус.

3. Воспитательная: Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, к результатам творческой деятельности,

Материал.

Демонстрационный : Иллюстрированные картинки Мухи - Цокотухи, стола со скатертью, готовая аппликация чашки.

Раздаточный: Силуэты чашек прямоугольной формы, вырезанные из картона с частично наклеенными кружочками; квадраты из цветной бумаги по ширине чашек; готовые кружочки из цветной бумаги для декора; на каждого ребёнка салфетка, кисточка, клеёнка, клей, ножницы, подставка для кисточек.

Предварительная работа: Чтение сказки К.И. Чуковского «муха-Цокотуха», рассматривание декоративных изделий с простым узором, вырезание полосок для наклеивания железной дороги, полосатого коврика.

Игровая ситуация.

Вос-ль: Ребята, у Мухи - Цокотухи сегодня день рождения, и она захотела пригласить гостей на чаепитие. Но когда она накрывала на стол, заметила, что у неё только одна чашка для чая красивая, а гостей ожидается много. Муха отправилась на базар, но там таких красивых чашек как у неё не оказалось. Пришлось ей купить другие чашки. Они совсем не красивые. И она очень расстроилась. Как вы думаете, почему Муха - Цокотуха расстроилась? Как мы можем ей помочь?

Сначала мы сравним чашки и найдём, чем они похожи и чем отличаются. Чем похожи чашки?

Вос-ль: Ещё что общего у чашек?

Вос-ль: Чем чашки отличаются?

Картинкой или узором. Давайте все вместе повторим -узором.

Вос-ль: Из каких деталей состоит узор?

Из полосок и кружочков.

Вос-ль: А каких деталей не хватает на новых чашках?

Полосок и кружочков.

Вос-ль; Сколько полосок на красивой чашке:

А кружочков где не хватает, по краям или в середине?

В середине.

Вос-ль: А полоски отличаются по ширине?

Нет, они одинаковые.

Вос-ль: Как располагается узор, по ширине чашки или по высоте?

По ширине чашки.

Вос-ль: А как чередуются полоски и кружочки в узоре?

Полоска -кружочки, поочерёдно

А теперь занимаем места. Посмотрите, всё ли у вас есть для украшения чашки? (Кружочки и квадрат) . А чего у вас нет?(нет полосок ). А где же нам взять полоски? Нарезать полоски из квадрата ножницами.

2. Показ воспитателя . Посмотрите, как можно сделать одинаковые по ширине полоски: сгибаем квадрат пополам, потом ещё раз пополам, проглаживаем линии сгиба, раскладываем и нарезаем полоски ровно по линиям сгиба, убираем ножницы. Раскладываем детали на чашке без клея так, чтобы получился красивый узор. Если вам узор нравится, вы можете наклеивать детали узора.

- Ребята, не забывайте о правилах безопасности при работе с ножницами: нельзя подносить ножницы близко к лицу и оставлять ножницы с открытыми лезвиями.

(По мере необходимости напоминаю детям, как правильно нужно наклеивать детали Много клея набирать нельзя, у вас получится грязная работа. Кружочки и полоски промазываем клеем равномерно на клеёночке, а затем приклеиваем на место, поправьте её поровней и прижмите салфеткой, вытирая легонько лишний клей.)

А теперь перед работой нам надо размять пальчики.

3.Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому, приходили прямо к дому

(большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак )

Указательный и средний, безымянный и последний

(разгибать поочерёдно все пальцы) .

Сам мизинчик - малышок постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья, друг без друга нам нельзя!

(сжать пальцы в кулак и разжать их)

Вос-ль: Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе. Красивая музыка поможет нам выполнить красивую работу. (Выключается аудиозапись).

4. Самостоятельная деятельность детей.

В процессе работы помогаю детям, которые затрудняются. Вывешиваю работы по мере готовности , постепенно появляются гости, обыгрываем, сажаем за стол, ставим чашки.

5. Анализ.

Вос-ль: какие красивые чашки у вас получились! Вам нравятся? А давайте выберем самую красивую. А Мухе-Цокотухе понравилась чашка Насти. А как вы думаете, почему?

Кому мы сегодня с вами помогли? Что мы сделали, какое доброе дело? Чем мы украсили чашки? (Узором из полосок и кружочков). Вы все молодцы, хорошо справились с работой.

Спасибо вам от Мухи -Цокотухи и её гостей.

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Д/с №8 «Зоряночка»

С.Ю. Месикова

«___»____________2016г

Конспект занятия по аппликации в средней группе

Тема:

«Веселый снеговик»

Дата проведения:

«____» __________2016г.

Место проведения - группа.

Воспитатель:

Акопян А.С.

Ессентуки 2016

Конспект занятия по аппликации в средней группе.

Тема:

«Веселый снеговик»

Цель:

Развивать творческие способности и мелкую моторику рук.

Задачи:

1.Воспитывать у детей интерес к аппликации.

2.Учить детей вырезать круг из квадрата.

3.Закреплять умение правильно держать ножницы, пользоваться клеем, салфеткой.

4.Учить детей составлять композицию во весь лист, дополнять отдельными частям

5.Воспитывать самостоятельность.

Интеграция образовательных областей.

«Художественно - эстетическое развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Физическое развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование:

Три квадрата разного размера.

Два прямоугольника (оранжевого и черного цвета).

Один квадрат красного цвета (рот), клей, ножницы, кисточка, салфетка.

Предварительная работа:

Загадывание загадок.

Наблюдение за зимними постройками на участке.

Лепка снеговиков из липкого снега в теплую погоду.

Чтение стихотворений.

Ход занятия

Воспитатель:

Почтальон Печкин принес конверт, а в конверте загадка.

Давайте прочитаю я вам ее.

Жил я посреди двора

Где играет детвора

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей (снеговик).

Из чего же он сделан (из снега).

(Внести снеговика)

Воспитатель:

А что же с ним будет, если станет тепло?

Ответы детей (он растает).

Воспитатель:

Давайте посмотрим, из чего же он состоит. На что это похоже? Из каких частей состоит туловище? (ком). Какой формы комки? (круглой). А комки все одинаковые? Сколько их? (три). Какой ком самый первый? (большой), затем идет (поменьше), а голова (маленькая).

Воспитатель:

Что, еще есть у снеговика?

Ответы детей (нос, глаза, ведро).

Воспитатель:

Давайте поставим снеговика в сторонку и подойдем к этому столу.

Что же можно сделать из этих деталей. Давайте соберем картинку. Что у нас получилось? Портрет Снеговика

А вы хотите сделать такой же портрет?

Ответы детей. (да)

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам, немного разминутся.

Физкультминутка

Зима красит инеем

Деревья и кусты,

Наши детки умные

И я, и ты, и мы…….

Воспитатель:

Присаживайтесь за столы.

Давайте посмотрим, что же лежит у вас на тарелочках. Какие геометрические фигуры белого цвета? (квадраты). Как нам сделать круг из квадрата? (Срезать уголки.)

Что еще есть в тарелочках? Прямоугольники (черный - глазки, оранжевый - нос, синий квадрат - ведро на голову).

Ответы детей.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:

Что же случилось с нашим снеговиком? Во что он превратился? Но зато у нас хорошие получились портреты кому, какой портрет понравился? Почему? Вечером, покажите мамам и папам, кто к нам приходил сегодня в гости.

Воспитатель:

Ребята у меня для вас есть подарок это красивое стихотворение, которое называется «Дворник-снеговик».

Послушайте его.

«Дворник-снеговик».

Мы с подругой Катей ком большущий катим,

Из пушистого комка слепим мы снеговика.

Мы дадим ему метелку, слепим пышный воротник.

Пусть по улицам поселка ходит дворник-снеговик.

Воспитатель:

Все молодцы, спасибо.


Программные задачи:

— формировать у детей среднего дошкольного возраста представления о различных приёмах и способах вырезания, взаимосвязи ритмического построения орнамента в зависимости от пластической формы;

— развивать умение создавать декоративную аппликацию;

— воспитывать ценностное отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства средствами декоративной аппликации, .

Материал и оборудование: большой конверт, силуэты элементов геометрического (ромбы, квадраты, круги, прямоугольники) и растительного (цветы, лепестки, листочки) орнаментов, по количеству детей:

по 2 карточки с изображением кувшинов, декорированных растительным и геометрическим орнаментами, силуэт кувшина из картона формата А5 жёлтого цвета - основа, силуэты цветка синего, красного, зелёного, голубого и фиолетового цветов, вырезанные из квадрата 6х6 см, квадрат 2,5х2,5 см из бумаги жёлтого цвета - для серединки цветка, по 2 прямоугольника 9х2 см и по 3 квадрата 1х1 см из бумаги синего, красного, зелёного, голубого и фиолетового цветов, ножницы, клей, кисточки, клеёнки, салфетки.

Предварительная работа: беседа с детьми о гончарстве, просмотр видеоролика о работе мастера за гончарным кругом, рассматривание кувшинов, украшенных растительным и геометрическим орнаментами, знакомство с частями кувшина (горлышко, основание, носик, ручка, тулово).

Ход занятия по аппликации

Вступительная часть.

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Подарю я солнышко

Бабушке своей,

Чтоб в глазах грустиночек

Не было у ней.

Засветилась радостью

Этим ясным днём

Каждая морщиночка

На лице родном.

Я цветочек аленький

С радостью дарю

И скажу ей: «Бабушка,

Я тебя люблю!»

А. Мецгер

Ребята, расскажите про своих бабушек, какие они? (Добрые, ласковые, заботливые.) Как их зовут? (Ответы детей.) Как вы помогаете своим бабушкам? (Ответы детей.) Ребята, я знакома с одним мальчиком, его зовут Антошка. Он тоже очень любит свою бабушку Арину. От него нам пришло письмо (показывает большой конверт). Сейчас узнаем, что он пишет (читает):

«Однажды у моей бабушки Арины разбился кувшин. Я слепил ей из глины новый. Теперь осталось только украсить его. Вам я тоже слепил кувшинчики и хочу подарить их».

Воспитатель вынимает из конверта силуэты кувшинов.

В. Ребята, давайте вместе украсим кувшины орнаментом и подарим их своим бабушкам!

Дидактическая игра «Кружочки и цветочки»

Цель: закрепление умения различать растительный и геометрический орнаменты.

У воспитателя - силуэты элементов геометрического (ромбы, квадраты, круги, прямоугольники) и растительного (цветы, лепестки, листочки) орнаментов. У детей - по две карточки с изображениями кувшинов, декорированных растительным и геометрическим орнаментами. Воспитатель показывает элементы, детям необходимо поднять карточку с изображением соответствующего кувшина.

Основная часть.

Воспитатель предлагает детям: выбрать силуэт цветка понравившегося цвета, назвать его; показать, какая часть кувшина больше подходит для расположения цветка («тулово»); приложить и посмотреть, «дружит» ли (смотрится ярко, нарядно, контрастно) цвет цветка с цветом кувшина; подобрать 2 прямоугольника и 3 квадрата по принципу: один прямоугольник и два квадрата такого же цвета, как цвет силуэта цветка, второй прямоугольник и один квадрат - понравившегося цвета.

В. Ребята, скажите, чего нет у цветка? (Серединки.) Её мы вырежем из квадрата, срезав его уголки. (Демонстрирует приём вырезания, дети повторяют.) Ещё для украшения кувшина нам будут нужны узкие полоски. Для этого мы прямоугольники сложим пополам вдоль, затем развернём и разрежем их по сгибу. (Демонстрирует приём вырезания, дети повторяют.)

Последовательность орнаментирования кувшина:

  1. В центре цветка выкладывается жёлтая серединка.
  2. По две узкие полоски располагаются горизонтально на горлышке и у основания кувшина.
  3. Между полосками на горлышке кувшина выкладываются квадраты, используя приём чередования.

Отработка навыка приклеивания деталей.

Воспитатель озвучивает последовательность приклеивания деталей, в процессе работы наблюдает за действиями детей и направляет их. Поскольку горлышко трапециевидной формы, выступающие за пределы силуэта концы полосок предлагается детям загнуть и приклеить на обратной стороне. Воспитатель показывает, как это сделать.

Заключительная часть.

Воспитатель отмечает положительной оценкой работы, в которых наиболее чётко и грамотно использованы средства выразительности - контрастность цвета кувшина и цветка, ритмичное расположение квадратов в ряд, расположение силуэта цветка точно в центре тулова кувшина, чёткая ориентированность полосок по горизонтали на горлышке и основании, аккуратность приклеивания деталей.

В. Ребята, расскажите, как вы делали узорные полоски? (Сложили прямоугольники пополам и разрезали на полоски.) Теперь кувшины Антошки выглядят очень нарядно! Сделаем выставку, пригласим его и ваших родителей ими полюбоваться! Потом вы подарите кувшинчики своим любимым бабушкам!

Конспект занятия по аппликации с детьми 4-5 лет подготовила Е. Калошкина