Керенский платье. Бежал ли Александр Керенский в женском платье? Почему в это поверили


Григорий Шегаль. «Бегство Керенского из Гатчины». 1938

Итак, в год 100-летия "Великой русской революции", как теперь принято это событие называть, продолжим собирать экспонаты для виртуального музея революции/контрреволюции 1917-1991 годов.
После , который на целое столетие, и даже уже дольше, стал одеянием революционеров (Ленина, Сталина, Мао, Чан Кай Ши, Дэн Сяопина, Пол Пота, Че Гевары, трёх Кимов...), перейдём к "экспонату номер два", другой одежде Александра Фёдоровича. Которую он, вдобавок, никогда в реальной жизни не носил... но, тем не менее, она прочно вошла в исторический миф о нём и о революции 25 Октября. И в историю искусства (живописи, включая карикатуру, и кино). И в историческую символику...
Конечно, речь идёт про знаменитое "женское платье" Керенского, то ли сестры милосердия, то ли горничной, в которое он переоделся, чтобы сбежать от большевиков. В реальности отыскать этот наряд, увы, невозможно, ибо его и не было никогда, но для виртуального музея он подойдёт в самый раз. Что ж, проследим рождение этой прекрасной по красоте и символичности революционной легенды.
Как же обстояло дело в действительности? Зимний дворец накануне штурма Керенский покинул в своей обычной одежде, то есть всё в том же полувоенном френче. Американское посольство даже предоставило главе российского правительства дипломатическую машину со звёздно-полосатым флагом, для его большей безопасности. На ней он и выехал из Зимнего дворца. Встречные офицеры, по его словам, как обычно, отдавали главковерху честь, он отвечал им тем же...
А вот со вторым бегством Керенского, уже из Гатчинского дворца, дело обстояло немного интереснее. Обстановка вокруг премьера там сложилась нестерпимая: в Гатчину для переговоров приехал большевик Павел Дыбенко. Генерал Пётр Краснов (тот самый, будущий союзник Гитлера, повешенный по приговору советского суда в 1947 году) стал последней надеждой Керенского. Краснов вспоминал: "Утром 1 ноября вернулись переговорщики и с ними толпа матросов. Наше перемирие было принято, подписано представителем матросов Дыбенко, который и сам пожаловал к нам. Громадного роста, красавец-мужчина с вьющимися чёрными кудрями, чёрными усами и юной бородкой, с большими тёмными глазами, белолицый, румяный, заразительно веселый, сверкающий белыми зубами, с готовой шуткой на смеющемся рте, физически силач, позирующий на благородство, он очаровал в несколько минут не только казаков, но и многих офицеров.
- Давайте нам Керенского, а мы вам Ленина предоставим, хотите, ухо на ухо поменяем! - говорил он, смеясь.
Казаки верили ему. Они пришли ко мне и сказали, что требуют обмена Керенского на Ленина, которого они тут же у дворца повесят."


"Фирменная" одежда Керенского в 1917 году - полувоенный френч

В своих показаниях после ареста в 1917 году генерал Краснов рассказывал о дальнейшем так:
"1 ноября меня потребовал верховный главнокомандующий (Керенский). Он был очень взволнован и нервен.
– Генерал, – сказал он, – вы меня предали... Тут ваши казаки определённо говорят, что они меня арестуют и выдадут матросам...
– Да, – отвечал я, – разговоры об этом идут, и я знаю, что сочувствия к вам нигде нет.
– Но и офицеры говорят то же.
– Да, офицеры особенно недовольны вами.
– Что же мне делать? Приходится покончить с собой.
– Если вы честный человек, вы поедете сейчас в Петроград с белым флагом и явитесь в Революционный комитет, где переговорите как глава правительства.
– Да, я это сделаю, генерал.
– Я дам вам охрану и попрошу, чтобы с вами поехал матрос.
– Нет, только не матрос. Вы знаете, что здесь Дыбенко?
– Я не знаю, кто такой Дыбенко.
– Это – мой враг.
– Ну, что же делать? Раз ведёте большую игру, то надо и ответ дать.
– Да, только я уеду ночью.
– Зачем? Это будет бегство. Поезжайте спокойно и открыто; чтобы все видели, что вы не бежите.
– Да, хорошо. Только дайте мне конвой надёжный.
– Хорошо. Я пошёл вызвать казака 10-го Донского казачьего полка Русакова и приказал назначить 8 казаков для окарауливания верховного главнокомандующего. Через полчаса пришли казаки и сказали, что Керенского нет, что он бежал. Я поднял тревогу и приказал его отыскать, полагая, что он не мог бежать из Гатчины и скрывается где-либо здесь же".
В Ставку генералу Духонину Краснов отослал в тот день телеграмму: "Приказал арестовать главковерха; он успел скрыться". Позднее, в мемуарах, Краснов попытался приукрасить своё поведение в этот день, якобы никакого предательства с его стороны не было, и он сказал премьеру: "Как ни велика вина ваша перед Россией, я не считаю себя вправе судить вас. За полчаса времени я вам ручаюсь". И дал тому возможность сбежать...
Сам Керенский уверенно писал о предательстве Краснова, а о своём бегстве рассказывал так (выделение моё): "Я не считаю ещё себя вправе подробно рассказать мой уход из Гатчинского Дворца. Большевики ещё у власти – люди ещё живы... Я ушёл из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушёл, не зная ещё за минуту, что пойду. Пошёл нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я ещё шёл по улицам Гатчины, когда началось преследование. Шёл вместе с теми, кто меня спас, но кого я никогда раньше не знал и видел в первый раз в жизни. В эти минуты они проявили выдержку, смелость и самоотвержение незабываемые."
Во что же реально переоделся Александр Фёдорович в Гатчинском дворце 1 ноября 1917 года? Павел Милюков со слов Краснова уточнял, что Керенский ушёл из дворца «в матросской куртке и синих очках». Один из его адъютантов мичман Кованько рассказывал позднее подробности этих минут. Керенский сказал своим адъютантам, что он решил застрелиться, чтобы не попасть в руки большевиков. Но у него больная рука, и он боится, что не убьёт себя, а только покалечит. Поэтому он просит их бросить жребий, кто из них его застрелит. Жребий пал на Кованько. "А надо сказать, что этот Кованько был очень артистичным малым: и сострить мог, и скаламбурить к месту. Тут он и говорит Керенскому: "Что же это мы в самом деле раскисли?!" Схватил шофёрскую меховую куртку (тогда ведь были открытые машины), напялил синие очки на Александра Федоровича, фуражку". Автопортрет самого Керенского: «Я преобразился в весьма нелепого матроса, рукава бушлата которого были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шофёрские очки».
Однако фраза "пошёл нелепо переодетый", опубликованная в мемуарном очерке в 1926 году, дорого обошлась позднее Александру Фёдоровичу. (Я помню, как в советской школе начала 80-х читал её в учебнике истории). Она очень помогла распространению знаменитого мифа.
К 1927 году легенда о "женском платье" главковерха была уже готова. Она отразилась на плакате художника Василия Пшеничникова (1882-1957) из Ассоциации художников революционной России (АХРР), созданном к 10-летию революции. На нём Керенский изображён в неопределённом женском платье красного цвета. Но это пока ещё не платье сестры милосердия или горничной.


Василий Пшеничников. Плакат, 1927. Подпись: "БЕГСТВО КЕРЕНСКОГО ИЗ ГАТЧИНЫ. Керенский решил всеми силами подавить революцию. Последняя надежда оставалась у него на казаков. Но и казаки не поддержали Керенского. Член военно-революционного комитета тов. Дыбенко, приехавший в штаб Керенского, в Гатчину, созвал митинг, на котором решено было арестовать Керенского и отправить его в Петроград. За 10 минут до ареста, 14 ноября, около 3-х часов дня, Керенский, переодевшись женщиной и воспользовавшись волнением во дворце, бежал от возмущённых казаков и солдат".

А в среде белой эмиграции легенда о "бегстве Керенского из Зимнего дворца в женском платье" родилась ещё раньше. Адвокат Николай Карабчевский писал: «Костюмироваться по маскарадному Керенский вообще любил, и был на это мастер.
Как мне в свое время передавали, он однажды в масленицу явился в квартиру одного думца, где собрались гости, в облачении древнего римлянина времён республики, с мечом в руках. Все нашли, что в шлеме, из-под которого торчали его характерно-растопыренные уши, и с мечом в руках, на своих тонких ногах, он весьма удачно выразил стойкую храбрость русского революционера.
Позднее ему пришлось маскироваться уже не по случаю масленицы.
Поцарствовав недолго в рабочей куртке, во имя углубления революции, и затем в походной форме потешного „главнокомандующего“, он бежал из Зимнего дворца, как утверждали, в платье и в головной косынке сестры милосердия, что при его брито-бесцветной физиономии дало ему возможность благополучно скрыться. В каком костюме он впоследствии удирал от большевиков заграницу, мне в точности не известно".
В 1937 году легенда поднялась на новую ступеньку, она вошла в "Краткий курс истории ВКП(б)"! Там говорилось про его бегство из Гатчины: «что касается Керенского, то он, переодетый в женское платье, успел скрыться».
К 20-летию Октября, в 1937-1938 годах советский художник Григорий Шегаль (1889-1956) создал картину «Бегство Керенского из Гатчины», на которой напуганный Керенский торопливо переодевается в одежду сестры милосердия в одной из дворцовых комнат; репродукцию картины стали довольно часто помещать в советские учебники.
Отметился в творении легенды и Борис Ефимов:

Борис Ефимов. Карикатура на А. Ф. Керенского

В 1957 году, к 40-летию революции, к мифу о женском платье главковерха приложили руку известные советские карикатуристы Кукрыниксы. Они создали картину "Последний выход Керенского".


Кукрыниксы. "Последний выход Керенского". 1957-1958

Ну, а в фильме "Посланники вечности" (1970) легенда сделала последний шаг: Керенский в женском платье бежал уже не из Гатчины, а из Зимнего дворца (впрочем, то же самое утверждал Карабчевский ещё в 1920-х годах).
В телефильме "Шантаж" из серии "Следствие ведут Знатоки" (дело №6, 1972) старорежимная барыня Антонина Валерьяновна Прахова успокаивала своего молодого сообщника, безымянного Шантажиста (роль А. Джигарханяна), что в случае чего он уйдёт от милицейской засады, "как ушёл Александр Фёдорович".
– Какой Александр Фёдорович?
– Да Керенский.
– А как он ушёл?
– В женском платье. Надо знать отечественную историю!
В фильме "Корона Российской империи" (1971) актриса Людмила Гурченко распевала "куплеты шансонетки" на стихи Роберта Рождественского, среди которых был и такой:
Между прочим, сам Керенский за кордон,
Перебрался в платье женском, миль пардон,
Сбросив женскую одежду и корсет
Мне высказывал надежды тет-а-тет.
– Извините, мсье Керенский, чем стареть
Может лучше за Россию умереть?
Ради чести и престижа, не шучу.
Он смеется:
– Что я, рыжий? Не хочу!

Этих куплетов Александр Фёдорович, на своё счастье, уже не услышал (он скончался в 1970 году), но про саму легенду, разумеется, знал. В 1966 году, общаясь с советским журналистом Генрихом Боровиком, беседу с ним начал с эмоционального заявления: «Господин Боровик, ну скажите у себя в Москве! Там же есть серьёзные люди! Ну, пусть перестанут писать, будто я бежал из Зимнего дворца в женском платье! Не было этого! И не бежал я, а, согласно нашему общему решению, уехал навстречу нашим войскам, которые всё не прибывали и не прибывали из Гатчины на подмогу Временному правительству! Уехал на своём автомобиле и в своём обычном полувоенном костюме… Меня многие видели, я не особенно и скрывался-то. Солдаты, даже красные, если узнавали меня, отдавали мне честь!.. При чём тут женское платье?!»
Г. Боровик рассказывал: "Видимо, эта неправда жгла ему сердце и через 50 лет.
– Александр Фёдорович, но это же не большевики придумали, – ответил я. – Об этом впервые написал младший брат начальника юнкерской школы, которая должна была оборонять Зимний…
– Да они ж меня все ненавидели и ненавидят! – взорвался Керенский. – Они ж монархисты… Вы знаете, как они меня называли? «Александра Фёдоровна»! Они намекали на то, что я якобы спал на кровати императрицы Александры Фёдоровны. А я, клянусь Богом, там не спал!".
Кстати, "Александрой Фёдоровной" по имени последней императрицы Керенского называли не только монархисты. У Маяковского в поэме "Хорошо" один из большевиков говорит:
Быть
Керенскому
биту и ободрану!
Уж мы
подымем
с царёвой кровати
эту
самую
Александру Федоровну.

Ну, и в завершение обзора этого, повторю, прекрасного, с моей точки зрения, исторического мифа, пара небольших личных воспоминаний в тему.
Году в 1979-м учительница рассказывала школьникам, в числе которых был и я, такую историческую байку. Будто бы в детстве, когда юный Саша Керенский и Володя Ульянов жили в Симбирске, а их отцы были коллегами-педагогами, маленький Саша приходил на ёлку к Ульяновым. И переодевался при этом в маскарадный костюм девочки...
И второе: около 1990 года помню карикатуру из тогдашней неформальной (оппозиционной) печати, из газеты "Новая жизнь". На рисунке Александр Фёдорович Керенский демонстрировал Михаилу Сергеевичу Горбачёву женское платье...


Б. Матвеева. Керенский. 1989

История про женское платье закрепилась за Александром Керенским навечно, но бежал ли на самом деле Керенский из Петрограда в женском платье?

В истории русской революции есть моменты и сцены, которые врезаются в память даже тем, кто в данный материал глубоко не погружается - Ленин на броневике, выстрел «Авроры», рабочие, идущие на штурм Зимнего…

В этом ряду есть и такая сцена - глава Временного правительства Александр Керенский бежит из Петрограда в женском платье.

«Я выехал из Петербурга в моей полувоенной форме»

Министр-председатель Всероссийского Временного правительства Александр Федорович Керенский пережил практически всех своих политических единомышленников и оппонентов. Он умер в июне 1970 года, в возрасте 89 лет, в Нью-Йорке.

Практически до последнего дня Керенский боролся с историей про платье, доказывая, что она является выдумкой.

Журналист Генрих Боровик, единственный и представителей советской прессы, который общался с Керенским, рассказывал, что престарелый политик отчаянно убеждал его: «Господин Боровик, ну скажите там в Москве - есть же у вас умные люди! Ну не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!»

В интервью сотруднику Русской секции Radio Canada Александру Ливену, которое Керенский дал в 1964 году, он рассказывал следующее: «Когда в ночь на 25-е я пришёл в штаб, там уже больше половины офицеров демонстрировали свои весьма „неприятные“ для Временного правительства чувства. Утром было решено, что я лично поеду навстречу высланным в Петербург войскам. В России говорят, что я бежал в костюме сестры милосердия. Но я выехал из Петербурга в своём открытом автомобиле, в моей полувоенной форме, сидя рядом с моими адъютантами и помощником. Мы приказали шофёру ехать от Петербурга к московской заставе на Царское Село по большим улицам - Морской и другим, где телеграфы и телефоны уже были заняты повстанцами. Мы ехали медленно, и повстанцы так терялись, что отдавали мне честь. И только возле заставы мы были обстреляны. Стреляли в шины - не попали. Мы приехали на остановку в Гатчину, и нам всем показалось что-то не совсем ладное. Я приказал налить бензин, и поехали сразу дальше, а следующий автомобиль, который шёл со мной на большом расстоянии, был обстрелян, и там все были ранены внутри. Вот такая была подлинная картина».

Керенский бежал на автомобиле, отобранном у дипломатов США?

Так как же возникла история о побеге в женском платье?

24 октября Керенский присутствовал на заседании Предпарламента в Петрограде, и требовал принятия резолюции, выражающей полную поддержку действиям Временного правительства. Однако резолюция была принята уклончивая, что министра-председателя не устраивало.

Утром 25 октября Керенский выехал из Петрограда, чтобы встретить войска, идущие с фронта на помощь правительству.

В интервью 1964 года Александр Федорович не упоминает, на каком автомобиле он покидал столицу. А вот в книге «Издалека» он более откровенен: «В момент самого выезда ко мне являются представители английского и, насколько помню, американского посольств с заявлением, что представители союзных держав желали бы, чтобы со мной в дорогу пошел автомобиль под американским флагом».

Посол США в России Дэвид Фрэнсис в книге «Россия из окна американского посольства» вспоминает об этом несколько иначе: «Секретарь Уайтхауз вбежал ко мне в сильном возбуждении и сказал, что за его автомобилем, на котором развевался американский флаг, следовал до его квартиры русский офицер, заявивший, что Керенскому этот автомобиль нужен для поездки на фронт. Уайтхауз и его шурин барон Рамзай отправились с офицером в главный штаб, чтобы проверить источник этого изумительного заявления. Там они нашли Керенского… Все были страшно возбуждены, и царствовал полный хаос. Керенский подтвердил заявление офицера, что ему нужен автомобиль Уайтхауза, чтобы ехать на фронт. Уайтхауз заявил: это мой собственный автомобиль, а у вас (он показал на Зимний дворец, по другую сторону площади) больше тридцати автомобилей ожидают у подъезда. Керенский отвечал: они ночью испорчены, и большевики распоряжаются всеми войсками в Петрограде, за исключением немногих, заявляющих о своем нейтралитете; они отказываются подчиняться моим приказаниям. Уайтхауз и Рамзай, посоветовавшись наспех, пришли к резонному заключению, что, так как автомобиль уже захвачен фактически, они больше противиться не могут. Выйдя из штаба, Уайтхауз вспомнил об американском флаге и, вернувшись, сказал офицеру, просившему об автомобиле, что он должен снять флаг, прежде чем использует автомобиль. Тот возражал, и после некоторых пререканий Уайтхаузу пришлось удовлетвориться протестом против того, чтобы Керенский пользовался флагом…»

«Я преобразился в весьма нелепого матроса»: как глава правительства спасался из Гатчины

Свидетели подтверждают, что Керенский уезжал из Петрограда на машине американского посольства, однако в мужской одежде.

Но переодеваться Керенскому все же пришлось. Добравшись до Гатчины, он обосновался там и попытался собрать силы для реванша. Однако поход на Петроград провалился. 31 октября казаки генерала Краснова заключили перемирие с большевиками. Для переговоров 1 ноября прибыл большевик Павел Дыбенко, который быстро нашел с казаками общий язык. Предложение «поменять Керенского на Ленина», разумеется, прозвучало не всерьез, однако его хватило для того, чтобы насмерть перепугать главу Временного правительства. Он понял, что казаки умирать за него не собираются.

Генерал Краснов в мемуарах писал: «Я пошёл вызвать казака 10-го Донского казачьего полка Русакова и приказал назначить 8 казаков для окарауливания верховного главнокомандующего. Через полчаса пришли казаки и сказали, что Керенского нет, что он бежал. Я поднял тревогу и приказал его отыскать, полагая, что он не мог бежать из Гатчины и скрывается где-либо здесь же».

А вот что сам Керенский писал о своем исчезновении из Гатчины: «Я не считаю ещё себя вправе подробно рассказать мой уход из Гатчинского Дворца. Большевики ещё у власти - люди ещё живы… Я ушёл из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушёл, не зная ещё за минуту, что пойду. Пошёл нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я ещё шёл по улицам Гатчины, когда началось преследование. Шёл вместе с теми, кто меня спас, но кого я никогда раньше не знал и видел в первый раз в жизни. В эти минуты они проявили выдержку, смелость и самоотвержение незабываемые».

А во что же переоделся Александр Федорович? Вот его собственные слова: «Я преобразился в весьма нелепого матроса, рукава бушлата которого были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шофёрские очки». Такой вид Керенского при побеге подтверждали в воспоминаниях те, кто видел его 1 ноября.

Итак, Керенский действительно переодевался, убегая от большевиков, но не женщину, а в матроса, и не в Петрограде, а в Гатчине.

«Вы знаете, как они меня называли? „Александра Фёдоровна“!»

Любопытно, но рассказ о побеге главы Временного правительства не был придуман большевиками. Первоисточником считается младший брат начальника юнкерской школы, которая должна была оборонять Зимний. Именно с его легкой руки легенда о женском платье ушла в народ.

Ее охотно тиражировали впоследствии как в Советской России, так и в кругах эмиграции. Известный русский адвокат Николай Карабчевский писал: «Поцарствовав недолго в рабочей куртке, во имя углубления революции, и затем в походной форме потешного „главнокомандующего“, он бежал из Зимнего дворца, как утверждали, в платье и в головной косынке сестры милосердия, что при его брито-бесцветной физиономии дало ему возможность благополучно скрыться. В каком костюме он впоследствии удирал от большевиков заграницу, мне в точности не известно».

Даже в спектакле знаменитого Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир» в 1970-х «Керенский», убегая, переодевался в медсестру, становясь из «Александра Федоровича» «Александрой Федоровной».

И вот здесь можно нащупать истоки мифа. Дело в том, что летом 1917 года главу Временного правительства стали сравнивать с последней императрицей, которую, как известно, звали Александра Федоровна. Откуда взялось такое сравнение, пояснял сам Керенский в интервью Генриху Боровику: «Да они ж меня все ненавидели и ненавидят! Они ж монархисты… Вы знаете, как они меня называли? „Александра Фёдоровна“! Они намекали на то, что я якобы спал на кровати императрицы Александры Фёдоровны. А я, клянусь Богом, там не спал!»

Почему в это поверили?

Но вряд ли бы в историю про женское платье так охотно поверили бы, если бы речь шла о другом политике. Например, Ленину тоже приписывали побег из Петрограда в Разлив от преследований Временного правительства в женском платье. Эту версию, однако, всерьез никто не принял. Когда же речь шла о Керенском, различные политические силы готовы были поверить во что угодно.

Последний глава Временного правительства во время Февральской революции считался народным трибуном и одним из самых популярных политиков в России. Этот факт и привел его на высший пост. Однако метания Керенского от левых к правым и отсутствие твердой политической линии привели к тому, что к октябрю 1917 года он полностью разбазарил свой политический авторитет. Спасать Временное правительство оказалось некому. В Керенском теперь видели политического фрика, клоуна, которому амплуа «медсестры» подходит идеально.

Избавиться от такой репутации глава Временного правительства при жизни так и не смог. Судя по всему, женское одеяние закрепилось за ним в истории навечно, несмотря ни на какие опровержения.

7 ноября 1917 года в Петрограде произошло вооружённое восстание, организованное усилиями партии большевиков. В тот же вечер был захвачен Зимний дворец, где находилось последнее пристанище Временного правительства. Власть перешла в руки большевиков.

Октябрьская революция стала самым значимым событием в истории СССР, и 7 ноября до самого распада СССР считалось главным праздником советской страны. Столь пристальное внимание к революции породило своеобразную мифологию вокруг этого события: штурм Зимнего, выстрелы "Авроры", переодетый женщиной Керенский, но далеко не все из этих мифов и легенд имеют отношение к реальности. Лайф выяснил, что в истории революции правда, а что - позднейшие мифы и легенды.

Единство партии по поводу восстания

Советская пропаганда достаточно упорно создавала миф о единстве коммунистической партии. Партия - монолит, никаких шатаний в ней не положено. Однако эта практика зародилась только в начале 30-х годов, когда Сталин разгромил внутрипартийные фракции и обновил состав партии. Но в ленинские времена в партии было немало фракций и мнений, зачастую отличавшихся от мнения вождя.

Ни о каком единстве партии по вопросу вооружённого захвата власти не приходится говорить. Поначалу Ленин со своей идеей немедленного вооружённого выступления был в меньшинстве. Члены ЦК были настолько шокированы письмами Ленина о немедленной подготовке революции, что предпочли сжечь их, чтобы не показывать остальным партийным организациям.

Резко против восстания выступали Зиновьев и Каменев, считавшие, что власть можно будет взять мирным путём, колебался даже Троцкий, который выступал за восстание, но считал его преждевременным. Ленину с огромным трудом удалось преодолеть сопротивление ЦК по этому вопросу, ему даже впервые пришлось угрожать выходом из партии, чтобы остальные члены ЦК всё же поддержали его идею о немедленном восстании. Ленину удалось окончательно продавить курс на вооружённое восстание только в начале октября.

Первый блин комом

Советская пропаганда не жалела сил для освещения Октябрьской революции, однако гораздо менее успешную попытку захвата власти, произведённую в июле, старалась оставить в тени. События, ныне известные как Июльское восстание, в советское время позиционировались как "зверский расстрел Временным правительством безоружных демонстрантов".

На самом деле речь шла о первой попытке вооружённого захвата власти. Усилиями наиболее радикальных большевиков были распропагандированы несколько полков петроградского гарнизона, а также матросы Балтийского флота. В назначенный день они должны были соединиться с анархистами в крупную демонстрацию, захватить Таврический дворец и объявить о переходе власти в руки Советов.

В последний момент лидеры большевиков поняли, что выступление организовано слишком слабо и, вероятнее всего, завершится неудачей, но они уже не могли остановить распропагандированную ими и анархистами массу солдат и моряков, которые, прибыв ко дворцу, арестовали министра земледелия эсера Чернова. Однако большая часть петроградского гарнизона оказалась лояльной Временному правительству, прибывшие казаки разогнали демонстрантов, которые после короткой перестрелки разбежались. Ленин и Зиновьев бежали из города, вся большевистская пресса была запрещена, большая часть лидеров партии оказалась под арестом. Вина за неудавшееся выступление была возложена на руководителей Военной организации ЦК РСДРПб, которые курировали партийную работу с солдатами.

Ошибки Июльского восстания были учтены в подготовке Октябрьского. На этот раз была выбрана не тактика массовых демонстраций, а точечные захваты ключевых стратегических пунктов: телеграфы, мосты, вокзалы и т.д.

Штурм Зимнего дворца

В годы Первой мировой войны Зимний дворец был переоборудован под госпиталь для раненых солдат. Летом 1917 года его облюбовало для своих заседаний Временное правительство. Зимний был исключительно символическим центром временной власти и был захвачен в последнюю очередь.

Штурм Зимнего - это, конечно, серьёзное преувеличение позднейшей советской пропаганды, превратившей его в самое значимое символическое событие революции. Полноценного штурма на самом деле не было, а сама ситуация больше напоминала комедию.

С одной стороны, Временное правительство совершенно не позаботилось об обороне. Зимний защищали несколько десятков юнкеров, батальон женщин-ударниц и группа офицеров-инвалидов. Казаки, уже спасшие временную власть в июльские дни, на этот раз не хотели участвовать в обороне, считая Керенского предателем, поскольку он собственноручно выпустил всех арестованных большевиков и раздал им оружие, опасаясь военного переворота со стороны Корнилова. Тем не менее их удалось уговорить прибыть на защиту Зимнего - с условием, что им предоставят пулемёты и броневики. Не дождавшись обещанного, казаки плюнули на режим и ушли из дворца.

Преступная глупость и дезорганизованность дошли до такой степени, что никто даже не позаботился о подвозе боеприпасов и продовольствия, из-за чего защитники Зимнего остались без еды. В связи с этим значительная часть защитников также покинула его накануне штурма. Для броневиков не привезли бензин.

С другой стороны, и сами большевики, вопреки героическим мифам позднего времени, отнюдь не горели желанием штурмовать Зимний даже в столь благоприятных условиях. Большая часть петроградского гарнизона оказалась равнодушной к большевистским призывам и осталась в стороне от событий. Хотя "на бумаге" у большевиков в городе были десятки тысяч человек, в действительности они располагали лишь несколькими сотнями наиболее активных.

Поглазеть на революцию собралось множество зевак и прохожих. Всем хотелось посмотреть, как же происходит свержение власти. Чтобы продемонстрировать свою решительность, обе стороны изредка неприцельно стреляли в направлении друг друга из винтовок.

Обе стороны ждали: защитники - подхода с фронта лояльных войск, которые прогонят смутьянов, большевики - прибытия из Гельсингфорса (Хельсинки) крупного отряда моряков, которые были теми ещё бузотерами и должны были вдохновить нерешительных активистов, собравшихся на площади.

После прибытия моряков холостой выстрел с крейсера "Аврора" (который также должен был послужить средством психологического давления на защитников дворца) послужил началом к штурму, который провалился. Беспорядочная толпа матросов и солдат, бежавших по направлению к воротам, моментально рассеивалась, едва заслышав ответные выстрелы из дворца. Несколько волн атаковавших рассыпалось под несильным огнём обороняющихся.

Столь нелепая атака успокоила защитников дворца, решивших, что они справятся даже своими незначительными силами. Кроме того, из-за хаотичной путаницы (оборонявшимся мучительно не хватало офицеров) большая часть женщин - защитниц Зимнего попала в руки большевиков из-за неудачной вылазки.

После этого Зимний был обстрелян из Петропавловской крепости, однако снаряды попали мимо: по утверждениям большевиков, артиллеристы сознательно промахивались.

В ночь на 8 ноября начался новый штурм. Большевики обнаружили, что оборонявшиеся забыли запереть ворота с обратной стороны дворца. В брешь устремились сотни. Собственно, это и был штурм. Моряки и солдаты толпами врывались в коридоры и помещения Зимнего и разоружали всех, кто подворачивался под руку. Серьёзного сопротивления защитники не оказывали, и через некоторое время весь дворец был заполнен как большевиками, так и просто зеваками, наблюдавшими за историческими событиями и не упустившими случая стянуть какие-нибудь ценности из дворца.

Керенский и женское платье

В советское время был создан и тщательно закреплён государственной пропагандой миф о побеге Керенского из Зимнего дворца (иногда - из Гатчины) в женском платье, под видом медсестры (в другом варианте - горничной). Советскими художниками даже было нарисовано несколько картин на тему переодеваний Керенского в женское платье, которые услужливо размещались в школьных учебниках истории, чтобы получше запечатлеть образ.

Это привело к тому, что и до сих пор огромное количество людей искренне убеждены, что Керенский бежал под видом женщины. Но это не так. Из Зимнего Керенский выехал в своей обычной одежде (френче, ставшем его фирменным символом) на дипломатической машине американского посольства, причём в мемуарах он утверждал, что солдаты узнали его и даже отдали честь. А из Гатчины после неудачной попытки похода на Петроград Керенский бежал, переодевшись матросом.

Также стоит отметить, что даже чисто теоретически переодевание в женщину в тех условиях куда более сомнительно, чем в матроса. Одинокую сестру милосердия или горничную разгулявшиеся матросы вполне могли зажать в углу, тогда как одежда матроса почти гарантировала отсутствие пристального интереса.

Живя в эмиграции, Керенский очень переживал из-за этих бездоказательных утверждений про платье. Когда первому за полвека советскому журналисту удалось встретиться с уже очень старым Керенским, первое, о чём он его попросил: передать всем в Советском Союзе, что он не переодевался в женское платье.

Попытка Керенского вернуть власть

Широко распространено мнение, что Керенский после переворота сразу же бежал из страны, но это не так. В действительности он предпринимал активные попытки вернуть власть в первые дни после свержения. Из Зимнего дворца он бежал в Гатчину, где находились казаки атамана Краснова - последняя военная сила, лояльности которой он мог добиться.

Краснову удалось мобилизовать несколько сотен казаков и юнкеров, общей численностью не более пары тысяч человек. На большее Керенский, предавший армию и ненавидимый всеми военными, не мог рассчитывать, даже попытки Верховного главнокомандующего Духонина выделить Керенскому помощь натолкнулись на открытый саботаж: военные демонстративно отказывались поддержать Керенского и заявляли о нейтралитете.

Отряды Краснова смогли без боя овладеть Гатчиной и Царским Селом, однако большевики уже провели в столице экстренную мобилизацию всех сторонников и располагали гораздо большими силами. Попытки наступления на Пулковском направлении провалились из-за немногочисленности атакующих. Краснов, не получив обещанных Керенским подкреплений от военных, отступил в Гатчину. Большевики вступили с казаками в переговоры, по итогам которых пообещали в обмен на прекращение сопротивления пропустить их на Дон и не включать в состав правительства Ленина и Троцкого, взамен на это казаки соглашались на арест Керенского.

Однако Керенский к тому моменту уже бежал, а большевики очевидно не собирались выполнять большую часть договорённостей. Впрочем, казаков они действительно отпустили.

Керенский некоторое время ещё пытался заручиться поддержкой различных антибольшевистских сил, но никто не горел желанием работать с дискредитировавшим себя диктатором. Сначала Керенского отказались принимать в казачьих землях, потом не допустили в правительство Комуча в Сибири, в итоге он окончательно уехал из России летом 1918 года.

Почему большевикам удалось взять власть

В советские времена на это был один ответ: потому что большевиков поддержал народ. Разумеется, это чисто пропагандистское клише, не имеющее отношения к действительности. Конечно, у большевиков была некоторая поддержка в крупных промышленных городах, но она была и у меньшевиков, и у эсеров, и даже большая, чем у большевиков. Однако ни меньшевики, ни эсеры не ставили своей целью вооружённый захват власти.

В конце сентября - начале октября 1917 года Ленину удалось окончательно продавить в партии курс на немедленное восстание. Силы большевиков были невелики, и, будь на месте Керенского более адекватный руководитель, Октябрьское восстание ждала бы судьба разгромленного Июльского. Тем более что никакого секрета в подготовке вооружённого восстания не было и весь город знал о нём, включая Керенского.

Однако Керенский был настолько влюблён в себя и очарован своей собственной харизмой, что уверовал в свою исключительность и полагал, что, если большевики и попытаются свергнуть его, он с лёгкостью разобьёт их, как он сделал это три месяца назад.

Но он не учёл, что в июле ещё сохранялись какие-то остатки армии, на которые он мог опереться. Однако после того, как он подавил так толком и не начавшийся "мятеж главнокомандующего Корнилова", причём ради этого выпустив из тюрем и вооружив большевиков, он лишился всякой поддержки справа и из центра. Армия фактически прекратила своё существование, она больше никому не подчинялась, а Керенского ненавидели всё ещё оставшиеся в армии офицеры. Казаки также сочли предательством, что Керенский задействовал большевиков против Корнилова, а ведь казаки проливали свою кровь, чтобы подавить их восстание.

Лишившись поддержки справа, Керенский не получил её и слева. Левые силы стремительно радикализовались после корниловского военного выступления в августе, и их уже не удовлетворяла пустая болтовня Керенского.

Сложилась уникальная ситуация, когда власть буквально лежала на земле и взять её мог кто угодно. А то, что её в итоге взяли большевики, свидетельствует о том, что лишь у них было такое принципиальное намерение и была разработана программа захвата власти.

Опасаясь расправы большевиков во время октябрьских событий 1917 года председатель Временного правительства А.Ф. Керенский бежал из Зимнего дворца, переодевшись в одежду сестры милосердия (по другой версии — горничной).

Источником этих слухов считается брат начальника юнкерской школы, которая должна была оборонять Зимний. Сам Керенский, много лет спустя, уже находясь в эмиграции в США, категорически опровергал подобные «обвинения», объясняя их ненавистью к нему авторов слухов.

Согласно другой версии мифа, Керенский бежал в женском платье не из Зимнего дворца, а из Гатчинского, куда он перебрался после того как власть оказалась в руках большевиков. Распространению этого мифа нечаянно посодействовал сам экс-председатель Временного правительства. В своих мемуарах он пишет: Я ушел из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушел, не зная еще за минуту, что пойду. Пошел нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я еще шел по улицам Гатчины, когда началось преследование.

Миф о «женском платье Керенского» был успешно подхвачен как официальной пропагандой, так и народной молвой. В 1938 году художник Григорий Шегаль закончил картину «Бегство Керенского из Гатчины», на которой главный герой изображен в женской одежде; репродукция картины впоследствии была растиражирована советскими учебниками.

Несмотря на то, что с тех пор прошло много лет, образ Керенского в женском платье до сих пор бытует в общественном сознании.

Примеры использования

Мятежный полковник Мохаммед Кабар неудачно копировал Керенского — бежал на каноэ, переодевшись в женское платье… (Михаил Кузнецов. Заварушка на Коморах // Общественно-политический журнал «Планета», апрель 2008 г.)

Будь я бен Ладеном, не задумываясь, бежала бы из Афганистана в женском платье, как Керенский в 17-м году. По пакистанским слухам, Усама уже обзавелся четырьмя двойниками на случай бегства . (Д. Асламова. В Пешаваре быть русским сегодня не менее опасно, чем американцем. Комсомольская правда, 09.10.2001. Текст по: Нахимова Е.А. )

Неожиданно появляется информация: госпожа Кальюранд, посол Эстонии в России, надев парик и мужской костюм, как Керенский в 17-м году, вышла из оцепления. Видимо, через посольство Голландии, откуда ее отвезли в аэропорт «Шереметьево» (Н. Бероева. Новый Сталинград. - Комсомольская правда, 28.04.2007. Текст по: Нахимова Е.А. Прецедентное имя «Керенский» в современных отечественных СМИ // Политическая лингвистика. Вып. 1(24). 2008)

И.Е. Репин . А. Керенский. 1917

Действительность

После событий октября 1917 года глава Временного правительства оказался в крайне невыгодном для себя положении. С одной стороны, его выдачи требовали большевики, с другой стороны, после выступления генерала Корнилова, которое он объявил незаконным, фактически отказывалась поддерживать армия. Керенский был вынужден покинуть Петроград и уехать в Гатчину, где он думал переждать бои между большевиками и отправившимися на борьбу с ними казачьими отрядами генерала Краснова. Но казаки уже в конце октября заключили перемирие с большевиками - защищать Керенского, которого они считали предателем после Корниловского выступления, красновцы не собирались. Опасаясь выдачи, Керенский бежал из Гатчины и, после нескольких месяцев скитаний по стране и попыток примкнуть к антибольшевистским движениям, покинул Россию.

От истории с «женским платьем» Керенский, доживший до 1970 года, страдал до последних лет своей жизни. В 1966 году, общаясь с советским журналистом Генрихом Боровиком, он эмоционально заявлял: «Господин Боровик, ну скажите там в Москве - есть же у вас умные люди! Ну не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!» Такие слухи председатель Временного правительства объяснил ненавистью к нему монархистов; по его словам, они также распускали сплетни, будто он ночевал на кровати императрицы, и за глаза называли его «Александрой Федоровной».

Кроме слов Керенского, миф о бегстве из Зимнего никто прямо не опровергает, но показательно, что другие очевидцы, описывая его уход, ставили акценты совсем на других вещах. Так, послу США в России Дэвиду Фрэнсису в истории с побегом Керенского больше всего запомнился угон автомобиля американского посольства адъютантами главы Временного правительства (сам Керенский в своих мемуарах деликатно сообщает, что автомобиль с американским флагом был ему «предоставлен»).

Про бегство же из Гатчины с «нелепым переодеванием» впоследствии высказался генерал Краснов, по словам которого, приведенным П.Н. Милюковым, Керенский ушел «в матросской куртке и синих очках».

Главное же уязвимое место мифа - отсутствие единой версии событий. Его ретрансляторы сходятся только в том, что Керенский переоделся в женское платье. Что именно за платье это было — горничной или медсестры; при каких обстоятельствах, во время какого именно этапа своего бегства председатель Временного правительства мог переодеться таким образом, — авторы мифа однозначного ответа не дают.

Источники и литература