Как вырастить личность воспитание. Леонид Сурженко - Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик. и старше. Ребенок – взрослый

Книга из ряда хороших и живых, и этот факт несколько удивляет, если учесть, что об авторе неизвестно почти ничего. Автор – буддист, а еще писатель-фантаст. Книга написана грамотно, убедительно, она буквально кипит от переизбытка практических советов.

"Если ребенок не очень-то любит прикосновения (ласку-то мы все любим, а вот принимать ее умеет не каждый), можно маскировать их, скажем, необходимостью поправить челку дочери, либо стряхнуть пылинки с рукава сына. Довольно простые действия, но дают они очень многое. Прикосновение, как и взгляд, чрезвычайно важно для маленького человека. Именно через прикосновения передается важнейшая эмоциональная информация: «Я тебя люблю, я тебе доверяю, мне нравится быть с тобой рядом». Повторюсь: словесным выражениям любви и привязанности ребенок верит только тогда, когда они подкреплены теплым взглядом глаза в глаза и ласковым прикосновением. Если же этого нет, ребенок подсознательно чувствует, что на самом деле его не любят. И очень часто ошибается, потому что вполне возможно, что родители просто сами не готовы к такому виду контакта (а причины этого кроются уже во взаимоотношениях с родителями). Тот, кого в детстве не гладили по головке, не тискали в объятиях и не целовали в щечки, будет испытывать немалые трудности с такими проявлениями любви к своим детям".

Автору нравится тема любви, доверия, он как будто сам заново удивляется своим же выводам и заражает читателя своей любознательностью. Книгу можно было бы назвать методикой борьбы с тараканами, качественным «дустом». Во всем, что касается отношений с детьми, предлагают не гонять лишних мыслей, подчиняться инстинктам и реагировать ПРОСТО, а не сложно. Если ребенок протянул вам руку, просто возьмите ее, и не надо думать, чему вы учите его в данный момент, балуете или нет. Если ребенок пожаловался, что его кто-то обидел – возьмите на себя его эмоцию («да, ты расстроен, тебя обидели» - опять методика Гиппенрейтер), не наскакивая с агрессивными интонациями, не пытаясь срочно научить жизни. Если малыш боится ночью выйти в туалет в темноте – оставляйте ночник, а не усиливайте невроз высокопсихологическими методами преодоления страхов. И так далее.

В книге рассматривается огромное множество ситуаций, от обидчика в детсаду до сексуального воспитания подростков, когда детям нужна очень-очень простая реакция, не осложненная хроническими думами родителя о своем статусе и политической картине мира. Не с каждым советом хочется согласиться, но чтение захватывает. Автор разобрал все проблемы, случающиеся с маленькими и подросшими детьми, по косточкам, предложил варианты выхода из них и указал «плюсы» и «минусы». Есть много точных наблюдений, невидимых в быту: например, об эмоциональной неустойчивости пап (по сравнению с мамами), желающих прекратить детские истерики одним махом, поскольку не в силах их выслушивать день за днем. Много примеров из жизни, которые также проанализированы с юмором и дзеном. Хорошая книга, вдумчивая, забавная в своем эмоциональном накале, ставим автору «пять» за смелость.

Как вырастить личность
Воспитание играет очень важную роль в жизни ребенка – оно закладывает основу его характера и личностных качеств. Для того чтобы кроха вырос интересным и самодостаточным человеком, маме и папе необходимо знать ключевые основы его гармоничного развития.

Многие родители считают, чтобы воспитать ребенка уверенным в себе, необходимо больше внимания уделять его интеллектуальному развитию. Но не менее важно для крохи быть самостоятельным и свободным в выражении своих чувств и желаний. Ведь такие важные черты характера как независимость в принятии решений, умение составить собственное мнение, ответственность, открытость, малыш сможет приобрести, только обладая богатой палитрой эмоций.

Мария Евгеньевна Баулина, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии психолого-социального факультета Российского государственного медицинского университета, член экспертного совета JOHNSON’S® BABY, рассказывает о несложных занятиях с ребенком, которые помогут развить его сильные качества характера.

Занимательные дела

Когда кроха еще совсем маленький его развитие во многом зависит от общения с близкими и родственниками. Ведь именно у них он учится новым действиям, реакциям и формам речи. Взрослый передает малышу не только свой опыт, но и желание выполнять то или иное действие, интерес к нему. Поэтому, оставаясь с крохой дома, вовлекайте его в свои дела, рассказывайте, чем Вы занимаетесь. Это поможет малышу познавать окружающий мир и быть активным.

Насыщенные моменты

Яркие события, связанные с положительными переживаниями, запоминаются ребенку лучше, чем «нейтральные». К примеру, выбирая книжку для крохи, обращайте внимание на то, чтобы в ней было много красивых цветных картинок. Листая страницы, малыш обрадуется изобилию красочных иллюстраций, и это поможет ему запомнить содержание быстрее.

Положительные эмоции «подсказывают» ребенку, на что следует обратить внимание. Поэтому предлагайте крохе пробовать все новое и интересное. Например, увидев яркие карандаши или мелки, малыш обязательно захочет «испытать» их на чистом листе бумаги. Играя с ребенком, давайте ему попробовать непривычные для него предметы и материалы. Занятия с песком, пластилином, мозаикой, кусочками шелка или бархата будят фантазию малыша и стимулируют развитие творческого потенциала.

Также с раннего детства больше бывайте с крохой в интересных местах: парках, музеях, на концертах и т.д. Вероятно, ребенок не запомнит этих мероприятий, но важнее, что он испытает новые эмоции. Обращайте внимание на музыку, которая звучит в Вашем доме.

Пусть это будут приятные, добрые, веселые песни, Вы также можете исполнять их вместе с малышом и даже танцевать. Все это не только укрепит вашу эмоциональную связь, но и поможет крохе научиться различать тончайшие оттенки переживаний.

Новые эмоции

Не старайтесь утаить от малыша проявление своих чувств, к примеру, радость, грусть, раздражение или страх. Главное, чтобы они были обоснованы ситуацией, и кроха мог разобрать, с чем связаны эмоции. Объясните ребенку, почему они возникают, это поможет ему точнее оценивать мимику, понимать переживания других людей. Когда малыш радуется или злится, помогите ему сформулировать словами то, что он чувствует. Благодаря этому упражнению кроха научится анализировать самые разные ситуации и в будущем ему будет проще приспособиться к требованиям воспитателей, учителей, отношениям в обществе. Помните, чем богаче эмоциональный опыт ребенка, тем проще будет ему разобраться в собственных переживаниях, управлять своим настроением, поддерживать душевное равновесие, а также сопереживать другим.

Занимайтесь с крохой, уделяйте больше внимания его эмоциональному состоянию, а еще лучше – станьте для него примером. И тогда малыш будет расти открытым, ярким и жизнерадостным человеком.

Сколько существует семей, столько и методов воспитания: кто-то задаривает детей любовью, кто-то муштрует и во всем ограничивает; одни с самых яслей приучают к самостоятельности, другие до 30 лет кормят с ложечки и надевают взрослым детям теплые носочки. Все зависит от степени осознанности родителей, их мудрости и опыта. Но в этой статье мы поговорим о традициях Востока по части воспитания, которые во многом отличаются от привычных методик, но это не умаляет их эффективности.

Можно ли сочетать в воспитании любовь и мудрость, вседозволенность и аскезу, свободу и ограничения? Оказывается, все вполне реально. Мы поделимся с вами наблюдениями тибетцев о том, как вырастить талантливых и самодостаточных детей, которые уважают , умеют трудиться и не боятся жить на максимум своих возможностей?

Тибетское воспитание: 4 этапа становления личности

0-5 лет. Ребенок – царь

Именно в этом возрасте малыш проявляет себя как исследователь, которому все ново и необычно. Он учится активно взаимодействовать с окружающим миром, пробует его на вкус, накапливает свой персональный опыт. Игры, новые эмоции, любовь мамы и папы – все это важно. Он центр мира, царь, окружающие крутятся вокруг его желаний! Важно не нарушить это ощущение, не ругать ребенка за эгоизм.

Что делать нельзя? Ограничивать его знакомство с миром, применять к нему физическую силу. Потому что он еще слишком мал, чтобы понять, за что вы его наказываете? Он вообще не может за себя постоять, дать отпор, и такая несправедливость вынуждает его закрываться в себе, бояться жизни, подчиняться тем, кто сильнее. Учитесь общаться с ребенком посредством игры и ярких эмоций. Не ограничивайте малыша в проявлениях, не ругайте. Иначе он вырастет слабым, полным страхов существом без внутреннего стержня. Разве такой судьбы вы ему желали?

5-10 лет. Ребенок – раб

В этот период активно развивается интеллект малыша, он впитывает в себя все возможные знания. Вот почему так важно развивать его мышление и нравственность. С этого момента он больше не центр мира, но исполнитель. И относиться к нему нужно соответствующе: нагружать различными обязанностями, приучать к труду и контролю над своими желаниями. Если этого не сделать, ребенок вырастет безответственным и инфантильным, не способным к труду, учебе, большим достижениям.

Как нужно воспитывать? Приучите его обслуживать самого себя, помогать вам по дому, заботиться о младших братьях. Покажите, что любые решения имеют свои последствия, что за все нужно платить: если он не сдержал слово – вы лишаете его каких-то бонусов, если оправдал доверие – награждаете за усилия. В этом возрасте полезно отдавать ребенка в спортивные секции, отправлять в лагеря. Одно «но» — ограничения не предполагают физических наказаний и жестокого обращения.

10-15 лет. Ребенок – равный

На этом возрастном этапе он учится самостоятельности мышления, отделяет себя от окружения, критически оценивает прошлые достижения, былых авторитетов, становится независимым, формирует свою собственную философию и взгляд на мир. Это важный момент, от которого зависит самооценка ребенка, его уверенность в себе и собственном будущем. Родителям нельзя обесценивать опыт подростка и его достижения, нужно учиться общаться на равных, признавая его знания и мудрость.

Теперь уже глупо заниматься муштрой, контролировать его действия или выставлять какие-то запреты. Не вторгайтесь на его личную территорию без спроса. Если принимаете решения, которые касаются ребенка, не забудьте поинтересоваться его мнением. Поощряйте его самостоятельность и стремление к сепарации. Чем раньше он повзрослеет, тем лучше. В противном случае ребенок вырастет чрезмерно от мнения окружающих, полным комплексов и чувства вины.

15 и старше. Ребенок – взрослый

Мудрость Востока учит нас, что после 15 лет родитель больше ничего не может изменить. Все, что вы могли вложить в голову своему чаду, вы уже вложили, осталось принять плоды воспитательных трудов. Личность теперь полностью сформирована. Если вы все сделали правильно, ребенок будет относиться к вам с любовью и уважением. Если нет – начнутся конфликты, разногласия, рано или поздно вы испытаете на себе всю палитру его чувств. В особенно критических ситуациях дети начинают бунтовать, идти против своих родителей и при первой возможности убегают из дому.

Не доводите до таких последствий. Любите своих детей, разговаривайте с ними, делитесь своими мыслями и переживаниями. Помните, никогда не поздно исправить ошибки, если только вы действительно этого хотите!

Текст: Аридика Шарм |

Размышления по поводу… Каждый ребенок талантлив, наверное, даже гениален. Только обернитесь вокруг, смотрите, как замечательно девочка рисует мелками на асфальте, это же просто настоящий шедевр - уверенна, она станет знаменитой художницей или дизайнером. А вот мальчишка такие кульбиты на турнике вытворяет - хоть сейчас его на Олимпиаду можно отправлять, не посрамит честь страны! А эти малыши не могут пройти мимо ни одной бродячей собаки, обязательно покормят, пожалеют и постараются пристроить в хорошие руки - наверное, будущие ветеринары.

Как бы там ни было, важно, чтобы взрослые вовремя заметили, к чему тянется душа ребенка, и стали развивать эту сторону личности малыша, пусть даже это идет вразрез с их желаниями. Но есть еще какие-то общепринятые нормы морали, качества, стороны личности, черты характера, развив которые, родители помогут стать ребенку успешным, лидером по жизни, человеком, которым потом смогут гордиться. Да, вылепить из ребенка все, что нам хочется, вряд ли получится, ведь он не пластилин. Но скорректировать, сгладить и развить многие качества характера малыша вполне возможно. Я ни в коем случае не хочу претендовать на роль учительницы, утверждающей, как правильно поступить, но хочется надеяться, что статья моя поможет или хотя бы натолкнет родителей на какие-то мысли.

Сказка - ложь, да в ней намек

На мой взгляд, одно из важнейших человеческих качеств - умение сопереживать. Если родители не научили ребенка этому еще в раннем детстве, то велика вероятность, что со временем их чадо будет развлекаться, мучая уличного котенка или отрывая крылья у бабочек. И это еще только цветочки, ягодки пойдут, когда этот маленький человек перенесет свой эгоизм на людей. Жестокость, насилие, безучастность к чужому горю - все это унаследует малыш, став постарше. А ведь воспитать это качество не так уж и сложно. Конечно, нужно побольше читать детских сказок и притч, да так, чтобы чтение это превращалось в своеобразный урок, ведь в каждой сказке есть мораль, которую нужно помочь понять малышу. А для этого нужно просто после прочтения задать несколько нехитрых вопросов малышу, например, чему учит эта сказка? А во время прогулок старайтесь обращать внимание ребенка на все красивое, например, цветок. Только объясните ребенку, что рвать его не стоит, потому что он живой и ему также будет больно, а еще, если цветок сорвать, то его красотой больше никто не сможет любоваться. Кстати, таким образом вы еще и развиваете эстетическое восприятие мира ребенка. Только тут, главное, не переусердствовать, а то ежедневные прогулки, чтение и игры могут превратиться в допрос и бесконечный урок, что очень быстро надоест ребенку и приведет к обратному результату.

Красота спасет мир

Ну, раз уж мы заговорили об эстетике, красоте, то стоит сказать, что умение замечать красоту окружающего мира или красоту поступков других людей - важное качество. Развивая способность воспринимать красоту, родители развивают интеллект ребенка и его познавательную деятельность. Сначала ребенок замечает какой-то предмет, потом начинает его анализировать (по-своему, конечно), и в результате делает вывод, сам того не ведая, действительно ли предмет этот красив или он просто вызывает какие-то эмоции. Попробуйте в обычной жизни обращать внимание ребенка на какие-то пусть незначительные предметы, но при этом не забывайте выражать свои эмоции, свое отношение к ним, только не односложно, а обязательно аргументируя свою точку зрения. Причем, предметом этим может быть что угодно: симпатичный домик, уютно расположившийся на краю улицы, или деревце, которое тянется своими веточками к солнышку. А если это превратить в игру, малыш обязательно увлечется. Вот мы, например, с сыном до сих пор, гуляя, пытаемся найти десять предметов либо необычных, выделяющихся из общей массы, либо просто привлекающих внимание своей красотой. Но их обязательно нужно описать и сказать, чем же они обратили на себя внимание. Между прочим, этот прием хорошо развивает речь и фантазию.

Привычка - вторая натура

Еще одно важное качество - чувство ответственности. Родители часто слышат просьбу своего чада о покупке какой-нибудь живности, ну щенка или котенка, например. Но, как правило, просто отнекиваются от нее, ссылаясь на то, кто же за ним будет ухаживать. А ведь именно такое живое существо и будет первым шагом к тому, что ваш малыш вырастет ответственным человеком. Да, получится все не сразу, и первое время придется постоянно напоминать ребенку, что животное нужно покормить, погулять и убрать за ним. И при этом нужно будет удерживать себя от того, чтобы все сделать самим - конечно, так же проще. Со временем необходимость заботиться о своем питомце у ребенка войдет в привычку, а после привычка эта перейдет и в другие плоскости: домашние обязанности, учеба в школе и прочее. Поверьте, это все вернется сторицей.

И поговорить, и пошутить…

Конечно, если вы хотите, чтобы у ребенка было как можно больше друзей, научите его видеть в других людях хорошее. И вот тут опять на помощь придет игра. Дайте задание крохе: поговорить как можно с большим количеством ребятишек в садике или на детской площадке и найти какие-то общие интересы с ними или одинаковые черты характера. И все время разговаривайте с ребенком, помогите ему научиться вести правильно беседу. Старайтесь употреблять новые слова, шутки, которые ребенок запомнит и потом сможет сам использовать. Естественно, он должен понимать их значение.

Юные таланты

Одна из главных особенностей любого ребенка - желание творить. Рисовать, лепить из пластилина, мастерить поделки, но только чтобы обязательно мама с папой оценили этот шедевр. В принципе, возможностей для детского, причем, безопасного творчества сейчас масса, нужно только захотеть их найти, да и денег они стоят не таких больших. А что если родители вместе с ребенком начнут мастерить что-то интересное? Как насчет того, чтобы написать совместную картину? Пусть малыш рисует деревья, мама - домик, а папа - солнышко и облачка. А может это будет поделка из теста? Деталь - мама, деталь - папа, деталь - ребенок. Это же так круто! А потом можно будет устроить для членов семьи такой своеобразный вернисаж. И пусть у малыша не сразу все получается, но ведь он старается, а вы ему помогаете. И даже если обои в вашей квартире будут исписаны юным художником, не стоит его ругать за это, нужно только энергию его перенаправить в правильное русло. Кстати, у нас в коридоре обои до сих пор пестрят шедеврами сына. Но это такая мелочь, по сравнению с тем, что вы получите несказанное удовольствие от общения со своим ребенком, а он еще раз убедится в том, что у вас дороже него на свете никого нет. И пусть он не станет знаменитым художником, нельзя лишать малыша возможности выразить себя.

Да, статья получилась какая-то уж очень наставительная. Но знаете, по-моему, в семье, где царит атмосфера взаимопонимания, добра и любви, где дети всегда могут обратиться за помощью к старшим и получить поддержку, а не подзатыльник, где мнение ребенка ценится, непременно вырастут здоровые духовно, полноценные личности. Личности во всех смыслах этого слова. Слушайте своего ребенка, не отмахивайтесь от его маленьких проблем, считая их незначительными, ведь кто, как не вы, поможет ему разобраться в этом сложном и жестоком мире. Станьте для него примером, показывая, что правильно, а что - нет, где находится грань между добром и злом. Если вы упустите своего ребенка сейчас, доверия его в один миг вы не вернете.

Ирина Ваганова