Как выйти замуж второй раз в скайриме. Как жениться или выйти замуж в скайриме. Берем в жены орка

Прочее 253326
19 Ноября 2011 23:44

Любовь может расцветать даже в самой глубокой тундре и боевого народа Скайрима — вам просто нужно знать, где искать. Для того, чтобы показать что вы открыты для романтических отношений, вам нужно одеть Амулет Мары . Это ожерелье открывает новые диалоги с возможными женихами/невестами. Общее правило — вы помогаете людям, вы им больше нравитесь.

Что вам нужно?

Амулет Мары можно получить несколькими способами. Амулет Мары можно получить по квесту «Книга любви » совершенно бесплатно. Его дает Диния Балу в Храме Мары в Рифтене . Так же можно приобрести его у Марамала . Его также можно найти в Форте Греймур , к западу от Вайтрана . Некоторые Братья бури также носят его. Вы также можете приобрести его у торговца в Ривервуде и чисто случайно натолкнуться на него.

Чтобы приобрести его, найдите Марамала в таверне Рифтена и попросите его о просвещении о богине Мары , богине любви, а затем о браке в Скайриме . Затем попросите его о продаже этого амулета за 200 золотых.

ПРИМЕЧАНИЕ: Марамала также можно найти в храме Мары в Рифтене, если его нет в таверне.

Что делать после?

Оденьте на себя амулет и поговорите с NPC , который может проявить к вам интерес. Если есть какой-то вариант развития отношений, то появится дополнительная опция диалога с человеком о том, заинтересован ли он в вас. Придётся принять этот грубый и простой способ выказывания отношений — если NPC согласится на ваше предложение, то скоро начнётся свадебная церемония!

Поговорите с Марамалом в храме Мары об организации вашей свадьбы. Свадебная церемония начнётся спустя 24 часа после того как вы начнёте готовиться к свадьбе. Рекомендуется оставаться в храме Мары, чтобы избежать проблем. Когда вы впервые поженитесь/выйдете замуж, вы заработаете достижение в Steam .

Выберите дом для вашей новой семьи. Ваш супруг/жена (несмотря на то, есть ли у него или у неё свой магазин) будет давать вам золото и домашнюю еду.

-1) {_uWnd.alert("Вы уже оценивали данный материал!","Ошибка",{w:270,h:60,t:8000});$("#rating_os").css("cursor","help").attr("title","Вы уже оценили этот материал");$("#rating_os").attr("id","rating_dis");} else {_uWnd.alert("Спасибо за оценку!","Вы сделали своё дело",{w:270,h:60,t:8000});var rating = parseInt($("#rating_p").html());rating = rating + 1;$("#rating_p").html(rating);$("#rating_os").css("cursor","help").attr("title","Вы уже оценили этот материал");$("#rating_os").attr("id","rating_dis");}});">Мне нравится 52

– игра со множеством возможностей. В ней можно проходить основной сюжет, выполнять сотни дополнительных квестов, стать вампиром, заниматься ремеслами или даже жениться/выйти замуж. Сейчас мы расскажем, как найти вторую половинку в суровом северном Скайриме.

Женитьба в Skyrim – настоящий ритуал, не сложный, но по своему красивый. Для начала надо отправиться в Рифтен, где в таверне «Пчела и Жало» найти священника Мармала, который служит Маре, богине любви. Выполнив его квест, герой получит амулет Мары – в Скайриме такой носят те, кто хочет связать себя узами брака. Амулет стоит 200 монет. Кстати, если вы играете достаточно долго, то есть смысл проверить инвентарь – иногда такой же амулет можно найти во время прохождения.

Затем надеваем амулет – и направляемся на поиски. В своих поисках вы можете или воспользоваться опубликованным ниже перечнем персонажей, которые готовы вступить в брак, или поискать будущего супруга/супругу самостоятельно – кстати, учитывайте, что в Скайриме не запрещены однополые браки или браки с представителями других рас. Если выбранный персонаж по каким-то причинам отказывается вступать в брак – то проверьте, не осталось ли какого-то невыполненного задания, которое относится к нему.

После согласия ждем 24 часа и проводим свадебную церемонию в храме Мары, а затем выбираем место, где будем жить. Если у героя уже есть дом – то супруга с радостью в него переедет (за некоторыми исключениями). Кроме того, у некоторых избранниц (избранников) есть и собственное жилище. После свадьбы супруга обычно открывает лавку, которая приносит небольшой доход в 100 монет в день. Кстати, плюс еще и в том, что в вашем доме появится персональный торговец – иногда это очень удобно. Наконец, у супруги раз в день можно поживиться домашней едой.

Секса в Skyrim как такового нет, но заменить его решили забавным трюком – если поспать рядом с женой, то все навыки будут расти на 15% быстрее на протяжении 8 часов. Поэтому, кстати, неплохой идеей является выбор жены из компаньонов – так как она будет следовать за вами, то сможет исполнять супружеский долг на любой койке. И что самое приятное – путешествия вовсе не помешают ей торговать.

С супругами связаны некоторые интересные квесты в Skyrim. Например, если вы вампир – то можете обратить свою вторую половинку. Также супруга могут похитить бандиты или все те же вампиры – в этом случае придется спешить на помощь.

Еще один важный момент – в Skyrim нельзя развестись. И даже если вашу вторую половинку убьют, то вновь вступить в брак вы уже не сможете. Поэтому выбирайте спутника жизни аккуратно – любовь в Skyrim действительно до гроба.

Теперь перечислим всех, кто готов вступить в брак в Skyrim.

Женские персонажи:

Норды:

Эйри – находится в деревне Анга. Готова вступить в брак уже после того, как вы доставите ее записку ярлу. Доступность омрачается одним неприятным фактом – Эйри уже в возрасте.

Эйла Охотника – находится в Вайтране у Соратников. Для брака нужно выполнить все квесты Соратников. Очень сильный компаньон – Эйла скрытна и отлично управляется с луком.

Иона – появляется в Медовике (Рифтен) после того, как герой станет таном Рифта. Можно взять с собой – как компаньон Иона играет роль танка.

Йордис – находится в Высоком шпиле в Солитьюде. Сначала надо стать таном Хаафингара. В роли компаньона – танк.

Лидия – находится в Вайтране. Женитьба доступна после того, как игрок станет таном города. Еще раньше Лидию можно взять компаньоном – это еще один танк.

Моруэн – в деревне Скаалов, для женитьбы выполняем ее задание (придется прогуляться до Фолкрита).

Мьол Львица – находится в Рифтене. Для свадьбы надо прокачаться до 15 уровня и выполнить квест по поискам лютого клинка. В роли компаньона Мьол очень неплоха – это умелый воин, который хорош как в ближнем бою, так и на дистанции. Вообще достаточно интересная супруга – за ней будет постоянно таскаться брат Эйрин, Мьол будет регулярно рассказывать игроку разные истории и даже может затеять драку в городе (попробуйте выбросить какой-нибудь предмет в людном месте).

Ньяда Каменная Рука – Вайтран, у Соратников. Надо выполнить их задания. Можно взять компаньоном, но боевые навыки у девушки никудышные. При этом на наш взгляд достаточно симпатична.

Орла – жрица в храме Дибеллы в Маркарте. Выйдет за игрока если выполнить его задание, но переезжать в дом откажется, т.к. должна продолжить служение в храме.

Сульга – обитает в камне Шора. Жениться можно выполнив задание по доставке вещи.

Темба – обитает на лесопилке в Айверстеде. Для свадьбы надо выполнить задание.

Утгерд – обитает в Вайтране в «Гарцующей кобыле». Станет вашей лишь после того, как вы победите ее в драке. Можно взять компаньоном если вам нужна лучница – в ближнем бою Утгерд слаба из-за низкого здоровья.

Изольда – торговка на рынке Вайтрана. Для свадьбы надо найти бивень мамонта. Можно взять компаньоном, но ее уровень достаточно низок.

Хилунд – Солстхейм, Пристанище Буйольд. Надо выполнить задание. Только дополнение Dragonborn.

Бретонки:

Муиури – Маркарт, «Ведьмина настойка». Можно жениться после выполнения ее заданий. Красивая, но бесполезная. Одна из двух бретонок в игре.

Сенна - жрица в храме Дибеллы в Маркарте. Выйдет за игрока если выполнить его задание. В отличие от других жриц, может переехать в дом игрока и открыть лавку.

Данмерки:

Авруза – обитает на ферме Сарети. Для брака становится доступна после выполнения ее заданий. Можно взять компаньоном, но характеристики слабые. Женщина для любителей экзотики – темнокожая данмерка, причем в возрасте более двухсот лет.

Брелина Марион – обитает в коллегии Винтерхолда, для женитьбы выполняем ее задание. Еще одна данмерка, теперь с синей кожей. Неплохой компаньон-маг, вызывающий атронаха, который очень помогает в боях.

Дравиния – роща Кин, надо выполнить ее задание. Колдунья-данмерка, в компаньоны не берется.

Дженасса – Вайтран, таверна «Пьяный охотник». Чтобы пожениться – наймите ее за 500 золота. Кстати, Дженасса неплохой боец ближнего боя, если ей дать два одноручных оружия.

Редгарды:

Анвен - жрица в храме Дибеллы в Маркарте. Выйдет за игрока если выполнить его задание, но переезжать в дом откажется, т.к. должна продолжить служение в храме.

Райа – доступна только в дополнении Heartfire, встречается в поместье «Озерное», которое надо выстроить в Фолкрите. Можно взять компаньоном.

Орки:

Боргак – встречается в Мор Казуре. Надо попробовать убедить ее пойти с героем – если повезет, то станет доступна и для брака. Компаньон, предпочитает ближний бой. Женщина-орк, так что для любителей экзотики.

Горза – обитает в плавильне в Маркарте, надо выполнить ее задание. Еще одна невеста-орк.

Имперки:

Камилла – Ривервуд, «Ривервудский торговец». Надо пройти квест «Золотой коготь». Перед этим можно расстроить отношения Камиллы с обоими ее ухажерами, сказав, что каждый из них врет.

Джилфри – обитает на лесопилке «Пирожок». Нарубите ей дров – и можете брать в жены.

Рия – соратница в Вайтране, Йорвасскр. Надо выполнить ее задание. Компаньон, носит щит и меч.

Виола – Виндхельм, дом Виолы Джордано. Нужно выполнить ее квес. Можно взять компаньоном, но толку от Виолы мало.

Аргонианка:

Шави – аргонианский блок в Виндхельме. Надо выполнить ее задание. Единственная доступная для брака аргонианка в игре, так что если любите ящерок, то вам сюда.

Альтмерка:

Тари – Солитьюд, Сияющие одежды. Надо выполнить ее задание. Единственная альтмерка в игре, которая доступна для брака. Как компаньон слаба.

Мужские персонажи:

Норды:

Грегор – только дополнение Heartfire, ищем его в Хельяркен-холле. Для брака надо стать таном Хьялмарка. Компаньон, который сражается с двуручным мечом.

Валдимар – только дополнение Heartfire. Ищем в поместье Уиндстад. Надо стать таном Белого Берега. Компаньон и неплохой маг.

Ангренор – Виндхельм, таверна «Очаг и свеча». Готов вступить в брак если дать ему монетку – дело в том, что он нищий, так что если любите

благотворительность, то вам сюда.

Аргис – обитает в Вилндрел-холле в Маркарте. Чтобы вступить в брак, надо стать таном Предела. Компаньон, исполняет роль танка.

Балимунд – кузнец в Рифтене. Просто выполняем его задание. Можно взять в компаньоны, но боец из него никудышный.

Белранд – наемник из Солитьюда, найти его можно в «Смеющейся крысе». Платите 500 монет – и он ваш. Кстати, Белранд действительно неплохой компаньон – навыки воина он сочетает с неплохими познаниями в магии.

Бенор – обитает в Морфале, считает себя лучшим воином в этих местах. Если побьете на кулаках – согласиться вступить в брак. Можно взять компаньоном, неплохой воин ближнего боя.

Колдер – обитает в Хьериме, Виндхельм. Согласится вступить в брак если игрок станет таном Истмарка. Можно взять компаньоном, классический танк.

Фаракс – норд-оборотень, обитает в Йоррваскре, Вайтран. Надо пройти задания Соратников, чтобы он согласился вступить в брак. Можно взять компаньоном, но воин он никудышный.

Фильняр – обитает в «Камне шора», надо выполнить задание «Красная шахта».

Онмуд – студент коллегии магов, поступает на учебу вместе с нами. Надо выполнить его первый квест. Также учитывайте, что если будете выполнять квесты коллегии далее, то Онмуд может и погибнуть (не обязательно) – так что сохраняйтесь почаще. Компаньон, который сражается при помощи приличного арсенала заклинаний.

Рогги Борода – обитает в роще Кин, надо выполнить его задание. Можно взять компаньоном, но боец из него слабый.

Стенвар – обитает в Виндхельме, в таверне «Очаг и свеча». Достаточно нанять его за 500 монет. Можно взять компаньоном – Стенвар неплохой воин, но слишком медлителен.

Торвар – соратник в Вайтране, Йоррваскр. Надо пройти все квесты соратников, чтобы он стал доступен для брака. Страдает алкоголизмом, так что если будете брать компаньоном, то учитывайте, что он очень медлителен.

Вилкас – соратник в Вайтране, Йоррваскр. Надо пройти все квесты соратников, чтобы он стал доступен для брака. Один из лучших компаньонов в игре – только не забудьте дать ему хорошую броню и двуручное оружие.

Ворстаг – обитает в таверне «Серебряная кровь» в Маркарте. Можно взять компаньоном, неплохой воин.

Вилхельм – обитает в таверне «Вайлимир» в Айварстеде. Собственно, он хозяин этой таверны. Для брака нужно выполнить его задание. Можно взять компаньоном, но воин из него никакой. Стоит отметить, что Вилхельм сам по себе интересный персонаж с хорошей и позитивной историей.

Хальбарн Железный Мех – появляется в Медовом зале Тирска в Солистхейме после выполнения квеста «Освобождение Тирска». Также надо выполнить задание самого Хальбарна. Только дополнение Dragonborn.

Бретонцы:

Энитах – шахтер в Картвастене, доступен для брака после выполнения задания.

Коснах – Маркарт, таверна «Серебряная кровь». Местный пьяница, побеждаем его в драке, а затем, если хотим – берем в мужья. Удивительно, но Коснах неплохой воин, можно взять компаньоном.

Октав Сан – горожанин, слоняется по Солитьюду. Надо помочь ему выплатить долг, затем можно брать под каблук.

Омлаг – шахтер в Маркарте. Надо выполнить его квест.

Перт – шахтер в логове Сольюнда. Надо выполнить его задание.

Данмеры:

Айтис – обитает в Вайтране в Йоррваскре. Надо выполнить задания соратников. Неплохой компаньон.

Ревин – обитает в Виндхельме, где держит магазин «Подержанные товары Садри». Надо выполнить его квест.

Ромлин – обитает в Рифтене, где работает в медоварне «Черный Вереск». Надо выполнить его задание.

Сондас – шахтер в Черном броде. Опять же, выполняем его задание.

Орки:

Гат про-Шаргак – шахтер в шахте Колскгерр. Надо выполнить задание по освобождению шахты от Изгоев. Доступен в качестве компаньона, но воин никудышный.

Горбаш Железная Рука – орук в Душинке-Йал, постоянно тренируется на одном из манекенов. Нужно уговорить его стать нашим компаньоном. Очень неплохой лучник.

Мот гро-Багол – кузнец в Подкаменной Крепости, Маркарт. Нужно выполнить его квест.

Имперцы:

Макрурио – наемник в таверне «Пчела и жало», Рифтен. Нанимаем его за 500 монет. Хороший компаньон, который обладает навыками в магии.

Павон Аттий – один из шахтеров в Шахте Колскеггр. Надо выполнить его задание.

Квинт Навал – алхимик, держит лавку «Белый Флакон» в Виндхельме.

Сорекс Виний – сын владельца таверны «Смеющаяся Крыса» в Солитьюде. Нужно выполнить его задание.

Аргониане:

Деркитус – в Черном броде берем и выполняем квест на его спасение. Очень неплохой лучник, да еще и со стелс-навыками – так что сойдет на роль компаньона.

Хорошо-Знает-Болота – Виндхельм, Аргонианский блок, работает в доках. Надо выполнить его задание.

В Скайриме помимо драконов, вампиров и прочих врагов, вы можете найти любовь всей жизни. Эта статья расскажет обо всех аспектах и тонкостях брака.

Первоначальные требования

Прежде всего надо получить Амулет Мары.

Надев этот аксессуар, вы показываете жителям Скайрима, что находитесь в поиске второй половины. Когда амулет на вас, вы можете предлагать интересующим вас персонажам-претендентам или претенденткам руку и сердце.

Он может случайно попасться вам среди трофеев, но самый простой и верный способ получить аксессуар - отправиться в Храм Мары в Рифтене или в трактир "Пчела и Жало".

Далее вам обязательно надо «пройти» все диалоги со священником, чтобы не оказалось, что вы что-то упустили. Найти того, с кем хотите создать семью. У вас должны быть дружеские отношения, сложившиеся в результате выполнения квестов, а, может, вы просто оказали друг другу какую-то любезность. Но, к сожалению или к радости, развестись никак нельзя, кроме, конечно, убийства супруги(а) или при помощи консольного кода.

Примечание : Отсутствие необходимости ухаживать за будущей(им) женой/мужем разработчики объяснили тем, что на них нет времени: жизнь в Скайриме опасна и коротка. Об этом говорит Марамал, если герой решит купить у него амулет Мары.


Как сделать предложение

Важно, что невест и женихов в Скайриме много: это женщины и мужчины разных типов внешности и профессий, рас и возрастов. Вы поймете, что они готовы изменить свое семейное положение, если в диалоге у вас появится возможность задать вопрос: «Я тебе нравлюсь?». Если вам отвечают утвердительно, нужно снова вернуться в Храм Мары и еще раз поговорить с Марамалом. Он сообщит вам, что свадебная церемония состоится через 24 часа.

Если вы в последний момент передумаете и не придете, то возможность создать семью с этим NPC вам больше не представится (или представится, но после короткой выволочки от отвергнутой половинки; после фразы "Это была ошибка, давай начнем все сначала" она может сменить гнев на милость. Срабатывает только один раз). Ну, а если вы всё-таки решитесь, то свадьба состоится, а после церемонии вы получите зачарованное обручальное кольцо. Поговорите с вашим супругом/супругой по поводу будущего места проживания, пока она не покинула храм. Если у вас есть дом, он переедет к вам, если нет, вы сможете жить у него.

До вашего дома ваш супруг/супруга доберется самостоятельно; когда вы в следующий раз там появитесь, NPC уже будет ждать вас. Многоженства в игре нет, и развестись тоже будет невозможно. Внимание! Не оставляйте свои вещи в доме супруга/супруги, иначе рискуете их безвозвратно потерять.

Заключать можно также и однополые браки. Однако, получить в супруги босмера и хаджита нельзя.

Бонусы брака

§ Чтобы не скучать дома, ваш супруг/супруга решит открыть магазин, торгующий всякой всячиной. Таким образом, вы можете продавать свои вещи и иногда находить в продаже нужные предметы.

§ На вопрос: «Ну что, сегодня магазин принес доход/наша лавка дает прибыль?» каждый день можно получать 100 золотых. Деньги накапливаются; так что вы можете обращаться за ними даже раз в месяц и получать все вместе.

§ Раз в день по запросу супруг/супруга будет готовить вам домашнюю еду (выглядит как пирог), которая ускоряет восстановление здоровья, магии и выносливости.

§ Сон в супружеской постели дает вам бонус: в течение 8 часов после него восстановление здоровья, магии и выносливости происходит на 15% быстрее.

Примечание

Если Ваша половина не принадлежит к категории Спутники, то ее нельзя взять с собой в странствия, и она не имеет возможностей компаньонов.

Если вас не удовлетворяет текущий список супруг/супругов, то можно воспользоваться кодом. Для начала конечно же нажимаем ~ (тильда), потом нажимаем лев. кнопкой мыши на женщину/мужчину, который(ая) вам нравится(писать код NPC не надо!), и вводим addfac 19809 1 , и если это не подействовало, то вводим еще иsetrelationshiprank player 4 , и должно получиться. Бесполезно по отношению к: каджитам, даедрическим принцам, Цицерону и Туллию с Ульфриком. Вероятно, что не подействует на чужих хускарлов и армейских офицеров. Срабатывает почти на всех ярлах (Балгруф в этой роли хорош, к тому же к нему прилагается целый Драконий Предел).

И не забудьте надеть Амулет Мары !

Возможные проблемы

Если на вашем счету есть хоть один умерший спутник (например, в ходе квеста Зов Боэтии), то во время свадьбы может случиться неприятный казус. Вместе с гостями у дверей храма появится труп вашего бывшего спутника, свадебный квест будет провален, и никто из живых гостей разговаривать с вами не захочет, отговариваясь от вас "Уходи", а ваша избранница/избранник будет заверять, что видеть вас больше не желает. Лечится это тремя путями:

1. Избавьтесь от трупа (консолью), извинитесь перед Марамалом и помиритесь со сбежавшим женихом/невестой. Снова назначьте свадьбу.

2. Переждите ровно 24 часа, после чего снова наведайтесь к своей второй половинке с повторным предложением. Вторую свадьбу труп обычно не срывает. Но есть шанс того, что с вами ваша избранница/избранник так и не заговорит.

3. Установите все последние патчи (1.2-1.5), после чего повторите процедуру брака ссамого начала. Если вы загрузите игру после момента предложения брака, то труп снова появится.

Если же вы потеряли спутника, принеся его в жертву Боэтии, то можно вернуться в её святилище и воскресить его с помощью команды resurrect.

Проблема чаще всего наблюдается именно на непропатченных версиях игры, но может появится и в самом свежем патче.

Баги

§ Часто случается, что новоиспечённый супруг/супруга уходит с церемонии в тот момент, когда вы не можете двигаться, т.е. ждёте окончания торжества и сбегает в неизвестном направлении. Также очень часто бывает, что вторая половинка по идее уходит к вам или к себе домой (как вы и решили), но так и не приходит и вообще пропадает. Через некоторое время он или она может появиться у Храма Мары, но случается такая удача не часто. Вернуть беглеца можно только через консоль: player.moveto Ref ID , где Ref ID собственно, реф айди вашего сбежавшего супруга или супруги

§ Супруг/cупруга после свадьбы уходят к своему жилищу, или если вы пригласили их к себе домой, то они будут идти туда пешком. По времени это очень длительный процесс. Чем дальше ваш дом находится, тем дольше времени займет ее "путешествие"

§ После излечения ликантропии брак невозможен.

§ Если взять в супруги компаньона, способного обучить навыку и выдать квест (например, Фаркаса), то из диалогов с ним исчезнет ветвь компаньона (т.е. с ним нельзя будет обменяться вещами, попросить подождать/следовать за вами попросить что-то сделать). Если вы вручили такому NPC предметы до брака, то потом их уже нельзя будет забрать обратно.

1. Несмотря на то, что Лидия упомянута в данных игры в качестве кандидата для женитьбы, в игре невозможно жениться на ней без использования консольной команды ( с прицелом, указывающим на Лидию). Возможно, это баг, который будет исправлен.

В официальном обновлении 1.5 от Bethesda баг с Лидией был исправлен! Теперь на ней можно жениться при условии купленного в Вайтране жилища: "Дом тёплых ветров" и, естественно, при наличии Амулета Мары.

В случае, когда супруг/супруга уходит, не дождавшись окончания церемонии, можно просто "пропустить" окончание самой церемонии (быстрым нажатием Enter или левой Кнопки Мыши) и догнать супругу/супруга до дверей, чтобы выяснить, где вы будете жить, тогда он/она не потеряются, а окажутся сразу дома.

В Скайриме, у вас появляется возможность жениться/выходить замуж за NPC, независимо от вашей расы или пола. Для того, чтобы создать семью, вы должны выполнить квест "Узы брака" (The Bonds of Matrimony), в ходе которого подразумевается разговор с Марамалом о браке.Наденьте Амулет Мары, который даст знать другим NPC о том, что вы свободны, найдите другого NPC, который также не прочь выйти за вас замуж/жениться, чье расположение к вам крайне высоко, дав согласие, вам предстоит явиться на собственную свадьбу. После церемонии, если вы поговорите с вашей новой половинкой, вы можете выяснить, где вы будете жить. Если у вас есть собственность, ваша половинка может переехать с вами туда. Кроме того, если ваш(а) супруга /супруг владеет собственностью, вы можете переехать в к ней/нему. Ваша вторая половинка так же слегка порадует вас новыми преимуществами, после вступления в брак, таких как приготовление домашней еды.

Ход развития

Есть несколько способов заполучения амулета Мары. Первое - это найти его случайно, или же купить у одного из торговцев. Есть основания полагать, что в Ветреном Пике находится один из амулетов Мары, а другой - в палатке возле так называемого кораблекрушения: "Каприз Хела" . Вы также можете посетить Храм Мары в Рифтене и всего за 200 золотых, вы можете купить его у Марамала (чаще всего он находится в таверне "Пчела и Жало"). Кроме того, поговорив со священником в храме Мары, вы сможете выполнить романтический квест. По завершению всех задач, вы, наконец, будете вознаграждены Амулетом Мары.
Тем не менее, важно отметить, что вы не сможете выйти замуж/жениться за любого или любую, пока вы не поговорите с Марамалом о браке. Даже если вы получили амулет, по завершению квеста, вам все равно придется поговорить с ним. Например, вы не сможете жениться на Изольде из Вайтарна до тех пор, пока вы не поговорите с Марамалом. Следует отметить, что чаще всего Марамал находится в таверне "Пчела и Жало", чем в храме.
После того, как вы надели амулет, NPC могут заметить это. Для того, чтобы опция замужества/женитьбы стала доступна, вы должны выполнить их просьбы, если конечно, таковые есть. Пожалуйста, обратите внимание, что даже если персонаж ведет себя предрасположено к свадьбе, система Radiant ИИ может и не позволить вам сыграть свадьбу, даже если все цели выполнены. В таком случае, лучше всего иметь пару запасных кандидатур.
Спросите их нравитесь ли вы им. Они возможно дадут положительный ответ, а в таком случае спросят, что вы думаете о них. Если вы говорите, да, вы можете сыграть свадьбу. Для того, чтобы завершить задание, вам необходимо отправиться в Храм Мары, что в Рифтене и организовать мероприятие. Стоит отметить здесь, что, если вы решили, что возможно выбрали не того человека, скажите об этом на церемонии. После, вам нужно поговорить со своей половинкой (которая будет ждать вас у входа в Храм Мары). Сразу после того, как вы скажите "Да, я согласен (согласна) ", обязательно поговорите со своей половинкой, прежде чем он или она покинет храм, чтобы выбрать место, где вы будете вместе жить. Существует вероятность потерять вашего спутника или спутницу жизни, если вы во время его или ее не остановите. Т.к мы успели (вы уже успели его/ее догнать?) , поговорите о переезде в новый дом, это может быть как ваш дом, так и дом вашей половинки.
После того, как ваша половинка прибыла в ВАШ дом,вы сможете расспросить ее о доходе, который будет постоянно пополнять ваш бюджет. После очередного дня, собирайте ежедневные накопления равные 100 золотым у вашего супруга /супруги(независимо от дома в котором он или она проживает). После переезда в ваш дом (вы не можете переехать в дом вашей половинки), появляется возможность у вашего партнера покупать и продавать вещи. Тем не менее, доход полученный вашей половинкой от торговли ни коим образом не влияет на 100 золотых.

Польза от свадьбы

Половинка героя будет готовить для вас раз в день домашнюю еду, которая увеличивает регенерацию здоровья, выносливости и маны на X времени.
Обратите внимание, что это уникальная диалоговая строчка для каждой пары, когда речь заходит о еде, но сам изготовленный продукт, будет всегда одинаковым.
Если вы продаете приготовленную еду вашей же половинке, не надейтесь, что он или она снова для вас что-то приготовит!
Ваш супруг/ супруга могут так же сопровождать вас,и вы можете обмениваться предметами экипировки и различными вещами.
Из любого NPC можно сделать компаньона, лишь прописав в консоле команду"addtofaction 5C84D 0", предварительно выделив цель. Это позволит дать вашей половинке PotentialFollowerFaction и добавит ей или ему соответствующую строчку в диалоге, как компаньону. (Заметьте: Это не работает с Шави. Возможно, из-за того, что требуемая озвучка не закреплена за аргонианками.) Если вы решились использовать команду выше, запомните, что ваша половинка не имеет столь необходимого ярлыка бессмертия, и будет практически всегда умирать при нанесении смертельного урона.
Иногда, ваша половинка будет радовать вас подарками.
Ваша половинка "где-то" откроет магазин и будет приносить в день доход 100 золотых.
Если ваша половинка сопровождает вас, он или она, будет покупать и продавать товары у вас.
Если ваша половинка изначально была купцом, то он или она будет продавать те же товары, если нет, то будет торговать разными товарами.
Инвентарь половинки разнообразен в предметах и обновляется раз в день (вместе с тем количеством денег, которые даются вам)
Ваш половинка по прежнему не делает вам скидок, потому что в браке с вами, цены зависят от красноречия и перков.
Сон рядом с вашей половинкой дает вам бонус "Спокойствие влюбленного" ("Lover"s Comfort") на 8 часов.
Не суммируется с подобным эффектом, который дает камень любовника.
Данный эффект не суммируется с камнями Мага, воина и Вора.

Собственность

Если у вашей половинки есть собственность, вы можете переехать к ней. Вещи, которые вы оставите внутри дома не исчезнут. Если вы купите дом, супруг или супруга, вместо этого, могут переехать к вам. Ваша половинка не может поселиться в доме, который вы получили в ходе квеста или по завершению фракции, дом должен быть обязательно куплен в одном из городов. Собственность ваших супругов может представлять из себя как и лавку, так жилой дом или сочетание обоих. Т.е это может быть или целый дом, небольшая лавка, или комнатка в доме. Если вы сыграли свадьбу, и при этом у вас нет жилья, вы и ваша половинка окажетесь бездомными, а вашу супругу или супруга вы сможете увидеть там же, где и обычно встречали их.
Обратите внимание, что если вы будете жить в лавке вашей половинки, он или она больше не смогут продавать вещи. Если ваши супруги, живут в собственном доме, они будут жить так же, как и раньше, посещая различные места и делая, что и раньше. Если ваша половинка живет в вашем доме, она никогда больше из него не выйдет, если конечно же вы, не попросите ее сопроводить вас.
Если вы оказали для кого-то услугу, вы, как правило можете воспользоваться кроватью этого человека, или взять самые дешевые вещи. Тем не менее, если вы возьмете их более дорогие вещи, это будет расценено как воровство, а предметы положенные в их сундуки станут собственностью хозяина. Как только вы женились или вышли замуж, независимо от того, где вы решили жить, вещи которые вы будете брать из дома вашей половинки и урн у входа, не будет больше расцениваться как воровство.
Если вы только начали игру, и не имеете достаточно средств, чтобы купить дом, вы можете вступить в брак с человеком, который имеет в своем распоряжении собственность и пользоваться соответственно ей. В таблице, ниже, приведено имущество, которое им принадлежит. По крайней мере, кровать точно принадлежит вашей половинке.

NPC для брака.

Обратите внимание: вся информация приведенная здесь соответствует Официальному пособию по игре Skyrim (Official Skyrim Game Guide)
Пропуски еще предстоит заполнить, но большинство из них означает что нету или нет.
В вашем распоряжении 2 таблицы, которые отображают всех возможных спутников жизни, их расы, где их можно найти, какой дом в их распоряжении находится, могут ли они быть вашим компаньоном, чему они могут вас научить и чем они торгуют.

Женщины


Мужчины





Заметки

  • На момент релиза игры, не существовало персонажей Каджитов и Басмеров (они же Лесные эльфы), с которыми игрок мог бы заключить брак. (без использования консольной команды на ПК версиях игры).
  • Если ваша половинка погибла, вы не можете жениться/выйти замуж снова. Тем не менее, при помощи консоли вы можете перезапустить квест и обойти это ограничение:
  • Удалите Амулет Мары из инвентаря.
  • Введите следующий код в консоль: setstatge RelationshipMarriage 10
  • Приобретите Амулет Мары у Марамала и завершите квест - оденьте амулет, найдите свою любовь, дайте согласие на брак, и сыграйте свадьбу.
  • Марамал скажет вам, что "приходить нужно завтра, в любое время от рассвета до заката". Технически это не верно,если вы попросите его провести свадьбу в 1 час ночи, то он проведет ее в 11 часов ночи того же дня. Просто подождите пару часов (Т) пока Марамал не начнет свою торжественную речь.
  • На ПК, с многими персонажами не получается заключить брак, и приходится прибегать к консольной команде addtofaction 19809 1. Для повышения их предрасположенности к вам используйте setrelationshiprank player 4. Ваши будущие супруг или супруга отныне будут иметь соответствующую строчку в диалоговом окне.
  • Применение того, что описано выше, может потенциально привести к ошибке, если вы используете подобное на квестовых персонажах, расах Каджит/Босмер. Причиной этого является то, что скрипты не приспособлены для таких персонажей, как Эсберн для того, чтобы создать с ними брак, а часть персонажей просто умирает в ходе выполнения заданий.
  • Если вы не уверены в том, какой собственностью владеет ваш потенциальный партнер, вы можете проследить, где он или она ночует. Если они постоянно ночуют в одной и той же кровате, значит она принадлежит им. Далее, проверьте, горят ли сундуки и предметы вокруг красным(т.е можно ли их взять без воровства)Далее, заслужите доверие, или выполните квест вашей половинки. После этого, снова проверьте ящики и вещи рядом с кроватью. Если они перестали святиться красным, значит эти вещи принадлежат вашей половинке. Если же вещи все еще остаются красным то проверьте их индикатор после свадьбы. Если же ничего не изменилось, значит только кровать (если ваша половинка действительно спит в ней) находится в собственности персонажа. Если только в пределах одной комнаты, вещи перестали гореть красным - значит только комната. Так же, стоит обратить внимание на то, что если ваша половинка разделала имущества с кем-то, то возможно оно и ей и не принадлежало.

Баги

  • Хорошо-Знает -Болота имеет плохую привычку не выдавать задания. Так же он может просто исчезнуть, часто не появляясь до тех пор, пока вы не заключите брак с кем-нибудь еще. Возможный способ предотвратить это - добратьмя до Виндхельма сразу же после окончания вводной части.
  • Иногда, NPC исчезают, после того, как выходят из Храма Мары. В этом случае, вы можете найти вашу половинку там же, где вы ее встретили впервые, вы можете поговорить с ней дабы решить где вам жить. Но и бывает и такое, что кажется, что ваша половинка исчезла из игры окончательно, в таких случаях вам нужно загрузить более ранее сохранение, и решить, где вы будете жить, до тех пор пока он или она не покинет храм.
  • Если ваша половинка живет вместе с вами, "Спокойствие влюбленного" может быть и не активировано после сна. Чтобы это исправить попросите вашего партнера вернуться в его дом, отдохните там, для восстановления эффекта, затем вернитесь обратно. Все работает! Так называемые кандидатуры, которые останавливаются в тавернах, до заключения брака на самом деле не могут в них ночевать, но если вы оплатите аренду комнаты, эффект "Спокойствие влюбленного" все равно будет получен.
  • Если вы убьете партнера по бизнесу, то в будущем ваша половинка став собственно торговцем, не сможет иметь диалоговых строчек касательно брака. В частности это свойственно Камиле Валерии.
Переводчик: Mikezar

Надев этот аксессуар, вы показываете жителям Скайрима, что находитесь в поиске второй половины. Когда амулет на вас – вы можете предлагать интересующим вас NPC-претендентам или претенденткам руку и сердце.

Он может случайно попасться вам среди трофеев, но самый простой и верный способ получить аксессуар

– отправиться в Храм Мары в Рифтене и поговорить со жрецом Марамалом;

– купить амулет за 200 золотых, а потом разузнать у Марамала о свадебных традициях в Скайриме. Вам обязательно надо «пройти» все диалоги со священником, чтобы не оказалось, что вы что-то упустили;

– найти того, с кем хотите создать семью. У вас должны быть дружеские отношения, сложившиеся в результате выполнения квестов – а может, вы просто оказали друг другу какую-то любезность.

Важно, что невест и женихов в Скайриме много: это женщины и мужчины разных типов внешности и профессий, рас и возрастов. Вы поймете, что они готовы изменить свое семейное положение, если в диалоге у вас появится возможность задать вопрос: «Я тебе нравлюсь?». Если избранник отвечает утвердительно, вам надо снова вернуться в Храм Мары и еще раз поговорить с Марамалом. Придется подождать 24 часа, ну, а потом вы встречаетесь со своим женихом (невестой) уже у алтаря.

Кстати: если в последний момент передумаете и не придете, то возможность создать семью с этим персонажем больше вам не представится. Ну, а если вы всё-таки решитесь, то свадьба состоится, а после церемонии вы получите зачарованное обручальное кольцо.

– поговорите с супругом(ой) насчет будущего места проживания. Если у вас есть дом – он(а) переедет к вам, если нет – вы сможете жить у него(её).

До вашего дома супруг(а) доберется сам(а); когда вы в следующий раз там появитесь, он(а) уже будет ждать вас. Многоженства в игре нет, и развестись тоже будет невозможно. Существует возможность однополого брака.

Преимущества брака

  • Супруг(а) персонажа игрока будет готовить одну порцию домашней еды в день, что при использовании позволит увеличить регенерацию здоровья , запаса сил и магии на 25% в течение 600 секунд.
    • Обратите внимание, что, хоть для каждого партнёра и существуют уникальные фразы, просьба о приготовлении блюда всегда будет одной и той же.
  • С супругами, которые также являются спутниками и следуют за вами, вы по-прежнему можете обмениваться экипировкой и предметами.
  • Ваш(а) супруг(а) будет иногда удивлять вас подарками.
  • Ваш(а) супруг(а) "где-то" откроет лавку и будет делиться с вами прибылью в 100 и более золотых ежедневно.
  • Если ваш(а) супруг(а) переезжает к вам, он(а) будет продавать и покупать у вас товары.
    • Если изначально ваш(а) супруг(а) был(а) торговцем, он(а) будет покупать и продавать те товары, которыми всегда торговал(а). Если нет, то в его(её) ассортименте появятся различные товары и даже те предметы, которые вы кладёте в его(её) инвентарь.
    • Перечень его(её) товаров случаен и обновляется один раз в день (вместе с количеством золотых, которые ваш(а) супруг(а) может предложить).
    • Ваш(а) супруг(а) не будет давать вам дополнительных скидок, стоимость по-прежнему будет определяться навыком красноречия и способностями .
  • Если спать рядом с супругом(ой), то можно получить бонус "Комфорт Любовника", позволяющий навыкам улучшаться быстрее на 15% в течение 8 часов.
    • Этот бонус не работает с эффектом от Камня Любовника .
    • Хотя этот бонус работает с эффектом от одного из камней - Мага, Воина или Вора.
    • Не работает, если в вас течёт кровь вервольфа .
    • Не работает, если ваш(а) супруг(а) также является вашим спутником (может работать, если спать вместе в кровати, находящейся в доме супруга(и), или том месте, где вы его(её) нашли).
    • Если супруг(а) - ваш компаньон, сначала переночуйте в его(её) доме, чтобы извлечь выгоду из бонуса, и потом переселяйтесь в ваш.
  • Ваш(а) супруг(а) будет не слишком существенной; он(а) может быть убит(а), если он(а) является спутником. Также есть вероятность быть убитым(ой) во время нападения дракона или налёта на деревню.

Собственность супругов

Если у вашего(ей) супруга(и) есть дом, вы можете там поселиться. Предметы, которые вы там разместите, никуда не исчезнут. Если вы сами приобретёте дом, то можно предложить супругу(е) переехать туда вместе с вами. Однако супруги не могут въезжать в пустые дома, полученные в награду за выполнение квестов или дома кланов - только в дома, которыми вы владеете. Имущество супругов может состоять из предметов, предназначенных для торговли в магазине, для быта, или общих вещей. Имуществом может быть целый дом, торговая лавка или просто маленькая комната в доме. Если вы женились и ни вы, ни супруг(а), не имеете недвижимости - вы оба будете бездомными и ваш(а) супруг(а) покажет, где вы сможете его(её) видеть (на постоянном месте или рядом с ним). Если изначально супруг(а) был(а) торговцем, то он(а) может потерять возможность торговать, когда переедет к вам из своего магазина. Если ваш(а) супруг(а) останется жить там же, где жил(а) прежде, он(а) будет вести обычный образ жизни, посещать различные места и делать разные вещи. Если ваш(а) супруг(а) переедет жить к вам, он(а) не будет покидать дом, если только он(а) не ваш компаньон и вы не дадите ему(ей) команду следовать за вами.

Если вы делаете кому-то предложение, то можете спать в их кроватях и получать некоторые недорогие предметы в их домах, не воруя их. Тем не менее, их более дорогие вещи не будут доступны без кражи, и ваши дорогие вещи, которые вы сложите в их сундуки - перейдут в их собственность. После женитьбы брать вещи, принадлежащие вашему(ей) супруге, и предметы, сложенные в их сундуки, больше не считается воровством. Если их дом изначально заперт - вы должны предварительно поселиться в нём, чтобы получить ключ.

Ваш(а) супруг(а) может иметь в собственности только кровать. Например, Дравиния Резчица живёт в таверне "Деревянное кружево" , и у неё есть только кровать в маленькой комнате, которую она делит с другими персонажами, живущими в ней до и после того, как вы женитесь на ней. Ни один из сундуков и предметов, находящихся в этой маленькой комнате не принадлежит ей. После того, как вы с ней решите пожениться, вы и так сможете спать в её кровати, поэтому её имущество (кровать) после вступления в брак не имеет никакого смысла. Таверна "Деревянное кружево" сдаёт в аренду спальное место в комнате только на 24 часа игры, и не влияет на сундуки и предметы, находящиеся в этом маленьком помещении. Имейте ввиду, если до свадьбы ваш(а) избранник(ца) делит комнату с кем-то ещё, после вашего заселения к нему(ей) посторонние персонажи всё так же будут жить в той комнате. Если ваш(а) супруг(а) живёт с кем-то, кто занимается торговлей, он(а) не сможет торговать до того момента, пока этот персонаж (или персонажи) не будет мёртв.

Если вы только начали игру и не имеете достаточно денег для приобретения дома, вы можете жениться на ком-то, кто владеет домом и использовать его до того, пока не накопите достаточную сумму для покупки своего собственного жилья. Ниже приведён список недвижимости, принадлежащей возможным супругам. Почти все потенциальные супруги имеют хотя бы кровать.

Доступные NPC для брака

Примечание: вся информация данная здесь точно соответствует Official Skyrim Game Guide

  • Пустые ячейки в столбце "Собственность жены/мужа" требуют вашей помощи в заполнении.
  • Большинство пустых мест в других столбцах верны и означают "нет".

Две эти таблицы дают подробную информацию о возможных супругах, включая их расу, местоположение, какими домами они владеют (если есть), возможность быть компаньоном, являются ли они владельцами бизнеса, могут ли обучить, и особые задачи, которые нужно выполнить для вступления в брак. Супруги-компаньоны могут идти с вами на выполнение квестов, и выполнять ваши просьбы. Ваш(а) супруг(а) не нападёт на вас, если вы украдёте у него(её) золотые, но не позволит украсть ещё раз. Золотые монеты в их инвентаре отделены от тех, которые они получают от продажи товаров (вы не можете украсть их).

Невесты

Имя Раса Род занятий Местонахождения Собственность жены Компаньон Торговец Учитель Условия женитьбы
Эйла Охотница Норд Соратник Вайтран (Йоррваскр) Кровать (Йоррваскр) Да Основные предметы Стрельба
Эйри Норд Дровосек Деревня Анга Дом Эйри Нет Нарубить ей дров
Анвен Редгард Жрица Маркарт (Храм Дибеллы) Нет Выполнить квест Сердце Дибеллы
Авруза Сарети Темный эльф Крестьянка Ферма Сарети Нет Выполнить ее задание
Боргак Стальное Сердце Орк Воин Мор Казгур Длинный дом Ларака Да Основные предметы Убедить ее стать компаньоном
Брелина Марион Темный эльф Ученица Винтерхолд (Коллегия Винтерхолда) Кровать (Зал достижений) Да Основные предметы Выполнить оба задания
Камилла Валерия Имперка Торговка Ривервуд ("Ривервудский торговец") "Ривервудский торговец" Нет Основные предметы Выполнить квест Золотой коготь
Дравиния Резчица Темный эльф Маг Роща Кин (Таверна "Деревянное кружево") Кровать (Таверна "Деревянное кружево") Нет Маг Изменение Принести огненные соли
Горза гра-Багол Орк Кузнец Маркарт (Кузница) Нет Кузнец Кузнечное дело Выполнить ее задание
Джилфри Имперка Мельничиха Лесопилка "Пирожок" Дом Джилфри Нет Лесоруб Нарубить ей дров
Грелха Норд Торговка Рифтен (Рынок) Нет Кузнец Легкая броня Выполнить ее задание
Иона Норд Хускарл Рифтен ("Медовик") Да Стать таном Рифтена
Дженасса Темный эльф Наемник Вайтран ("Пьяный Охотник") Да Нанять ее
Йордис Дева Меча Норд Хускарл Солитьюд (Поместье "Высокий Шпиль") Да Основные предметы Стать таном Хаафингара
Мьол Львица Норд Приключенец Рифтен Дом Эйрин Да Основные предметы Выполнить ее задание по поиску меча
Муири Бретон Алхимик Маркарт ("Ведьмина настойка") "Ведьмина настойка" Нет Аптекарь Выполнить квест Прощай, любовь
Ньяда Каменная Рука Норд Соратник Вайтран (Йоррваскр) Да Основные предметы Блокирование Выполнить задания Соратников
Орла Норд Жрица Маркарт (Храм Дибеллы) Нет Выполнить квест Сердце Дибеллы
Рия Имперка Соратник Вайтран (Йоррваскр) Да Выполнить задания Соратников
Сенна Бретон Жрица Маркарт (Храм Дибеллы) Нет Основные предметы Выполнить квест Сердце Дибеллы
Шави Аргонианка Работница доков Виндхельм (Аргонианский блок) Нет Выполнить ее задание
Сульга Норд Шахтер Камень Шора Дом Сульги Нет Основные предметы Выполнить ее задание
Тари Альтмер Швея Солитьюд (Сияющие одежды) Нет Продажа одежды Выполнить квест Одежда, достойная ярла
Темба Широкая Рука Норд Мельничиха Айварстед Нет Выполнить квест Медвежья услуга
Утгерд Несломленная Норд Воин Вайтран ("Гарцующая кобыла") Дом Утгерд Да Основные предметы Вызвать ее на драку и выиграть
Виола Джордано Имперка Горожанка Виндхельм (Таверна "Очаг и свеча") Дом Виолы Джордано Нет Настучать ей на Ревина Садри
Изольда Норд Горожанка Вайтран (Рынок) Дом Изольды Нет Основные предметы Принесите ее один бивень мамонта

Примечание: В Official Skyrim Game Guide

  • Лидия – Норд, Вайтран, Драконий Предел или "Дом тёплых ветров" не подтверждена как возможная невеста.

Женихи

Имя Раса Род занятий Местонахождения Собственность мужа Компаньон Торговец Учитель Условия женитьбы
Энитах Бретон Владелец шахты Картвастен Картвастен-холл Нет Шахта Выполнить его задание
Ангренор Награжденный Норд Нищий Виндхельм (Таверна "Очаг и свеча") Нет Дать ему монетку
Аргис Бастион Норд Хускарл Маркарт (Влиндрел-холл) Маркарт (Влиндрел-холл) Да Стать таном Предела
Атис Темный эльф Соратник Вайтран (Йоррваскр) Да Одноручное оружие Выполнить задания Соратников
Балимунд Норд Кузнец Рифтен "Обожженный молот" Нет Кузница Кузнечное дело Выполнить его задание
Белранд Норд Наемник Солитьюд (Таверна "Смеющаяся крыса") Да Нанять его
Бенор Норд Стражник Морфал Да
Колдер Норд Хускарл Виндхельм (Хьерим) Да Стать таном Истмарка
Коснах Бретон Пьяница Маркарт (Таверна "Серебряная Кровь") Да Выпивка Вызвать его на драку и выиграть
Деркитус Аргонианин Рыбак Черный Брод Да Найти и спасти его
Эрик Грозный Убийца Норд Наемник Рорикстед Кровать (Таверна "Замерзший фрукт") Да Выполнить его задание
Фаркас Норд Соратник Вайтран (Йоррваскр) Да Тяжелая броня Выполнить задания Соратников
Филньяр Норд Кузнец Камень Шора Дом Финьяра Нет Кузнец Выполнить квест Красная шахта (Mine or Yours) [sic ]
Гат гро-Шаргак Орк Шахтер Шахта Колскеггр или Шахта Левой Руки Дом Павона Нет Выполнить задание Павона Аттия
Горбаш Железная Рука Орк Воин Душник-Йал (Длинный дом Бургука) Да Убедить его стать компаньоном
Маркурио Имперец Наемник Рифтен ("Пчела и жало") Да Нанять его
Мот гро-Багол Орк Кузнец Маркарт (Подкаменная крепость) Нет Кузнец Выполнить его задание
Октав Сан Бретон Горожанин Солитьюд Нет Выполнить его задание
Одфел Норд Камень Шора Нет
Омлаг Бретон Кузнец Маркарт (Кузница) Нет Выполнить его задание
Онмунд Норд Винтерхолд (Коллегия Винтерхолда) Да Выполнить его задание
Павон Аттий Имперец Шахтер Шахта Колскеггр или Шахта Левой Руки Нет Выполнить его задание
Перт Бретон Шахтер Логово Сольюнда Нет Выполнить его задание
Квинт Навал Имперец Виндхельм (Белый флакон) Нет Apothecary Выполнить квест Починка Флакона
Ревин Садри Темный эльф Виндхельм ("Подержанные товары Садри") Sadri"s Used Wares Нет General Красноречие Выполнить его задание
Рогги Борода Узлом Норд Шахтер Роща Кин Да Выполнить его задание
Ромлин Дрет Темный эльф Рабочий медоварни Рифтен (Медоварня "Черный вереск") Дом Ромлина Дрета Нет Выполнить его задание
Хорошо-Знает-Болота Аргонианин Рабочий доков Виндхельм (Аргонианский блок) Нет Легкая броня Выполнить его задание
Сондас Дреним Темный эльф Шахтер Черный Брод Нет Выполнить его задание
Сорекс Виний Имперец Помощник трактирщика Солитьюд (Таверна "Смеющаяся крыса") Нет Сдает комнаты Выполнить его задание
Примечания
  • Нет персонажей расы Каджит или Босмер , на которых можно жениться (без использования консольной команды на PC).
  • Если ваш(а) супруг(а) умрёт, вы не сможете жениться ещё раз.
  • Марамал попросит вас вернуться "завтра, на рассвете". Технически это неверно; если вы попросите его о проведении церемонии в 1 ночи (1 a.m.), он проведёт её в 11 вечера (11 p.m.) того же дня. Просто попробуйте подождать несколько часов (T), пока Марамал не начнёт свой свадебный диалог.
  • Если вы не знаете какой недвижимостью владеет ваш(а) жених/невеста до свадьбы, вы можете проследовать за ним(ей) и найти место, в котором он(а) обычно остаётся ночевать. Если он(а) всегда спит в одной и той же кровати - он(а) принадлежит ей. Проверьте, не отмечены ли красным текстом сундуки и предметы рядом с кроватью (означает, что нельзя взять без кражи). Затем сделайте предложение или выполните его(её) квест. После этого заново проверьте сундуки и предметы. Если они сменили цвет текста с красного на обычный, значит это имущество вашего(ей) будущего(ей) супруга(и). Если они по-прежнему отмечены красным цветом, женитесь, и посмотрите, поменялся ли цвет текста на обычный. Такими проверками вы сможете выяснить масштабы территории и предметы, принадлежащие вашему(ей) супругу(е). Если все предметы в доме подписаны обычным цветом, значит, весь этот дом принадлежит вашему(ей) супругу(е). Если цвет текста предметов поменялся с красного на обычный только в маленькой комнате, значит ваш(а) супруг(а) владеет только этой комнатой. Если ничего не изменилось, значит у вашего(ей) супруга(и) ничего нет. Любая бесхозная кровать, отмеченная обычным цветом текста, находящаяся в общественных местах (особенно вне города) принадлежит вашему(ей) супругу(е), но не является его(её) имуществом. Кроме того, имейте в виду, если ваш супруг делит имущество с кем-то ещё, некоторые предметы и кровати могут быть помечены красным текстом, даже если вы уже женаты.
  • Браком лучше всего наслаждаться как квестом, начатым с Марамала в Храме Мары в Рифтене. Чтобы начать квест, попросите Марамала "Я хочу узнать больше о Храме Мары", затем "Я мог бы жениться в храме" и после "Нет, не совсем".
  • Если вы убьёте торговца, с которым ваш(а) будущий(ая) супруг(а) делит свой бизнес, чтобы в будущем он(а) торговала сам(а), он(а) может не выдать вам диалог о женитьбе, чтобы начать свадьбу. Это происходит с Камиллой Валерией .
  • После того, как вы начали выполнять квест, желательно не снимать амулет Мары до конца церемонии бракосочетания. Если по какой-то причине вы снимете амулет до свадьбы, церемония будет приостановлена, вы должны будете попросить прощения у вашего(ей) жениха/невесты и выслушать жалобы от Марамала . Решение этой проблемы заключается в следующем: вы должны пойти туда, где встретили своего(ю) жениха/невесту, когда на вас был надет амулет, сказать ему(ей), что это была ошибка, и затем начать выполнять квест заново.
  • Есть возможность заключить брак с практическим любым NPC, используя консоль . Выберете NPC и напишите команду консоли addtofaction 19809 1 , которая добавит его в PotentialMarriageFaction (Потенциальная Фракция Вступления в Брак), и setrelationshiprank player 4 , что приведёт к повышению их расположения до требуемого уровня, и станут доступны соответствующие опции диалога. Не все актёры записывали голоса для фраз, используемых во взаимодействии супругов, поэтому могут быть изменения голоса или молчание в определённые моменты. Компаньоны, имеющие уникальные диалоги, не будут использовать типичные супружеские диалоги, если вы женитесь на них, используя этот метод (например, Арания Иенит по-прежнему будет обращаться к вам "воин Азуры").
  • Если вы решили хранить краденые вещи в вашем доме или в доме супруга(и), он(а) будет предупреждать охранников, если вы будете брать эти вещи у неё на глазах.

Баги

  • В списке возможных вариантов брака было много упоминаний о некоторых NPC (Лидия была самым распространённым примером), как не имеющих диалога, нужного для женитьбы. Это можно исправить, используя команду консоли addfac 19809 1 , которая добавляет их в PotentialMarriageFaction.
  • Если хотя бы один из ваших компаньонов был убит до того, как вы вступите в брак, его мёртвое тело может появиться в храме на церемонии и свадьба будет провалена. Священники попросят вас уйти, а жених или невеста будут злобно негодовать. Вы можете загладить свою вину, оставив их остыть на пару часов, а затем пойти извиняться перед Марамалом и вашим(ей) потенциальным(ой) супругом(ой). Тогда свадьба состоится на следующий день в то же самое время. Чтобы избежать провала церемонии во второй раз, перетащите (или толкните с помощью Безжалостной Силы) труп за дверь храма. Если вы пользователь PC, то можете воспользоваться командой консоли для того, чтобы воскресить мёртвого компаньона и затем извиниться перед ним, чтобы избежать проблем.
    • Xbox: Этот баг возникает со множеством (практически со всеми?) потенциальными супругами (PC так же подтвердил).
    • Этот баг, как сообщается, будет исправлен в патче v1.2.
  • Пожалуйста, обратите внимание, что система Radiant AI (симулятор межличностного взаимодействия) может не дать нужной для брака реплики, в зависимости от прохождения игры (если вы, например, пойдёте против родственников вашего(ей) избранника(цы)) или отключить расположение квеста для определённого персонажа. Если вы хотите жениться на определённом персонаже, то лучше навестите его в начале игры.
    • Xbox: Хорошо-Знает-Болота имеет плохую привычку не давать расположение своего квеста. Мало того, он может исчезнуть (исчезнуть в целом, а не болтаться в одном из своих обычных мест, где он любит зависать), часто не появляясь, пока вы не женитесь на ком-то ещё. Возможное решение этой проблемы: незамедлительно направиться в Виндхельм, как только обучающий раздел будет завершён. (Повозка, стоящая за пределами Вайтрана - это ваше лучшее решение). Он, кажется, всегда предлагает свой неотмеченный на карте квест в этот момент игры.
    • Это также может быть вызвано тем, что Radiant AI блокирует мешанину в квестах. Таким образом, если игрок не возьмётся за какой-то другой побочный квест, Хорошо-Знает-Болота должен предложить свою задачу.
  • В большинстве случаев новоиспечённый(ая) супруг(а) исчезает после выхода из храма Мары, пока вы заканчиваете диалог с Марамалом и бросаетесь за ним(ей), пока он(а) не дошёл(ла) до двери. Если это произошло, вы найдёте его(её) в том месте, где встретили его(её) впервые; вы сможете поговорить с супругом(ой) о том, где вы оба будете жить. В некоторых случаях, кажется что супруг(а) исчез(ла) из игры полностью. Это легко решить, используя консольную команду player.moveto (NPC RefID) , которая перенесёт вас туда, где находится супруг(а).
  • Если вы сразу селитесь с супругом(ой) в вашем собственном доме, Комфорт Любовника может не сработать во время сна. Возможное решение: попросите супруга(у) переехать к нему(ей), выспитесь там, активируя бонус, затем переселяйтесь обратно в ваш дом. Потенциальные супруги, которые остаются в гостиницах до свадьбы, могут не спать там, но, всё же, если вы сняли комнату на ночь, Комфорт Любовника должен сработать.
  • Xbox: Если вы попросите вашего(у) супруга(у) переехать к вам, то любой предмет, находящийся в доме, исчезнет и окажется в его(её) инвентаре. Вам придётся покупать их у него(её), чтобы вернуть. Остерегайтесь вымогателей, когда просите их поселиться вместе с вами.
    • Похоже, что Красноречие не срабатывает в диалоге с вашим(ей) супругом(ой). Вам придётся покупать свои же вещи у него(её) по полной цене, если вы хотите вернуть их себе.