Как проявить интерес ребенка к чтению. Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению. Упражнения по развитию навыка чтения

В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с того пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируется в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Горько, больно, обидно, ведь когда- то мы были самой читающей страной мира. Перед учителем словесности, на мой взгляд, стоит одна из главнейших задач современности - возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Характерной особенностью данного курса является первое знакомство школьника с понятием выразительных средств литературного языка. В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приемов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие. С точки зрения развития «умения читать» для меня, как учителя литературы, являются интересными задания следующего типа:

1) рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;

2) проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;

3) обратить внимание учащегося на схожесть многих народных сказок;

4) проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев (на примере 2- 3 сказок), какие сравнения используются при этом;

5) предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя;

6) по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы (для данного задания особо результативным является использование на уроке репродукций лубочной и палехской живописи), можно предложить учащимся 5 классов самим нарисовать иллюстрацию к произведению;

7) создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя.

По моим наблюдениям подобные задания пробуждают у школьников интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают учащимся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.

С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим провожу следующие задания:

Предлагаю ребятам составить словесные портреты героев, прослушав музыкальные отрывки;

Предлагаю сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений и проанализировать выразительные средства;

Организовываю викторину «Угадай, кто идет?» (по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте произведения);

Предлагаю подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.

В процессе изучения поэтических произведений необходимо добиться понимания учащимися, что стихотворение - это поэтический образ, а не только рифма и ритм. Наиболее действенным способом развития читательских навыков является широкое использование на уроках выразительного чтения. С точки зрения В.И. Чернышева, «легко слушается и понимается чтение ясное, отчетливое, хотя и не громкое», главное при чтении «выразить чувство читаемого, а не свое собственное», что возможно лишь при условии глубокого проникновения в содержание текста. Умение вдумываться в читаемое и передавать понятое движением голоса, интонацией, благотворно сказывается на формировании коммуникативных навыков.

Формируя у учащихся навыки зрелого чтения, я, как учитель, готовлю их к выполнению различных видов воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам - краткому и подробному. На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей: идут по пути от наблюдений мыслей к самостоятельному воспроизведению мысли.

В силу большого объема текста литературного произведения, изучаемого в старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени для более детального рассмотрения всех интересующих моментов произведения, поэтому большую помощь в повышении интереса школьников к произведению оказывают внеклассные тематические мероприятия. На мой взгляд, наибольший интерес и практический эффект имеют следующие мероприятия:

1) литературные вечера, где предлагается учащимся сценически представить эпизод различных литературных произведений, (причем, как и произведения, так и эпизоды могут быть выбраны самостоятельно школьниками в рамках темы литературного вечера);

2) литературные «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Самый умный», «Умники и умницы», где командам - участникам предлагаются выдержки из произведения, с целью определить автора и название; можно подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя, определенного темой игры (при этом вопросы могут готовить сами ученики).

Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же проследить динамику интеллектуального развития ребенка.

Настоятельно рекомендую старшеклассникам вести читательский дневник, назначение которого - помочь при подготовке к уроку и, что особенно важно, помочь при подготовке к ЕГЭ. В читательском дневнике выделяю следующие разделы:

2. Название произведения

3.Главные герои (их характеристика)

5.Проблемы

6.Комментарий к проблемам (краткий)

7.Примечание (чему учит произведение, что понравилось, общее впечатление, может быть, какие-то афоризмы и т.д.)

Читательский дневник - один из способов, позволяющий поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.

Одним из эффективных способов повышения читательского интереса старшеклассников я считаю проведение уроков внеклассного чтения. Это не стандартные занятия, а уроки, основанные на материале современной молодёжной литературы, которые проводятся совместно с детской библиотекой №8.

Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с детской библиотекой мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы. Ребята предлагают произведение современной литературы, с которым идём в библиотеку на обсуждение. Ответственная группа готовит аннотацию, дополнительные вопросы и видеоматериал. Учитель и библиотекарь продумывают форму занятия, разрабатывают вопросы для диспута.

Cовместная работа с детской библиотекой создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, что вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.

Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать интерес к чтению, поэтому с удовольствием хожу с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. Научить ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить - это, нам мой взгляд, самое заветное желание любого учителя.

Мы живем в сложное время и только способность к диалогу позволит нам всем сохранить человеческое достоинство и помнить всегда «как слово наше отзовется» в сердцах и умах наших учеников…

12-13 ноября 2016 года Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент посетил Ташкентскую и Узбекистанскую епархию. Вот уже второй год подряд в столице Узбекистана, городе Ташкенте, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит международная православная книжная выставка-форум «Радость Слова», организатором которой являются Ташкентская епархия, Издательский Совет РПЦ и издательство «Лепта». Предлагаем Вашему вниманию интервью митрополита Климента, в котором Его Высокопреосвященство рассказывает о роли книги в жизни современного человека и просветительских проектах Издательского совета Русской Православной Церкви.

Владыка, в последние годы многие говорят о том, что люди читают заметно меньше, очень мало, а то и вообще не читают. Так ли это?

В этом вопросе есть два очень важных момента, которые дают повод задуматься. Во-первых, как мне кажется, пик кризиса чтения преодолен, интерес к чтению снова стал расти. Если взять ситуацию в мире, то есть данные, согласно которым интерес к чтению книг (в первую очередь — бумажных) и издание бумажных книг стабилизировалось. Электронная книга, про которую говорили, что она полностью заменит печатную, в США и Европе составляет только 25% от всей книжной продукции.

Издатели находят новые пути привлечения внимания к книге. Современные технологии дали возможность более разнообразно и красочно их оформлять. Появилось много интересных изданий, и тираж многих из них раскупается очень быстро. Если бы люди не читали книги, зачем бы они их покупали?

Во-вторых, думаю, нам стоит задуматься над тем посылом, который формируется в сознании людей, когда мы постоянно заявляем о существовании проблем чтения, выискиваем все новые негативные моменты, говоря, что их надо как-то решать, что-то делать. Но от этого становится еще труднее их решать.

Подумайте, если продавец хочет, чтобы покупали его товар: будь то стиральный порошок или новая модель телевизора, или земельные участки под строительство, — неужели он будет долго и настойчиво публично, в выступлениях перед большой аудиторией, в печатных и электронных СМИ, сетовать: «Никто не хочет использовать стиральный порошок, ведь появились новые моющие средства», или: «Мы выпускаем столько новых телевизоров, а они совсем не востребованы массовым зрителем», или: «Многие уже давно отказались от покупки участков, считая строительство слишком затратным»? — Очевидно, что не будет. Вместо этого он постарается пробудить интерес к использованию порошка или этой модели телевизора, назовет все плюсы проживания в собственном доме.

Если производитель закажет рекламу, то уж никак не такую, где будут говорить, что люди меньше смотрят телевизор, или что объем продаж стирального порошка заметно снизился, или что на рынке недвижимости наблюдается тенденция к спаду и тому подобное. Наоборот, наш заказчик попросит сделать такую рекламу, где будут показывать возможности порошка отстирать самые сложные загрязнения, демонстрировать новые технические преимущества телевизора, предлагать полюбоваться природой в той местности, где предлагается приобрести участки. И, конечно же, в рекламе будут радостные люди (в том числе и известные), которые все это уже приобрели, очень покупке рады и с удовольствием ею пользуются.

Приведу еще пример. Если организаторы концерта, выставки и другого культурного мероприятия хотят, чтобы к ним пришли как можно больше посетителей, они тоже не твердят что-нибудь вроде: «Вдруг на выставку (на концерт, на спектакль) снова придет мало слушателей или зрителей? Ведь такое уже бывало не раз». Напротив, они постараются, чтобы как можно больше людей узнали об этом культурном событии, и не только получили информацию, но и заинтересовались ею, захотели туда прийти.

Так и с чтением. Вместо изучения проблем, считаю, надо больше открыто говорить о том, что нам дает чтение, и обязательно показывать положительный пример, увлекать, «заражать» тягой к повседневному чтению хороших, важных, полезных книг. Мы в Калуге в этом году в дни Великого поста проводили общественную акцию «Книга Жизни. Читаем Евангелие». Это телемарафон, во время которого многие известные в городе и области люди по очереди с добровольцами последовательно отрывок за отрывком читали Евангелие. Это очень хороший опыт.

Возможен иной вариант, когда во время произнесения проповеди священник берет книгу и зачитывает из нее мысль святого отца, рассказывает о ней немного и советует слушателям прочитать полностью. Важно прививать культуру чтения.

Вот и возникает вопрос: почему бы в позитивном ключе не уделить больше внимания книгам в СМИ? Почему бы не говорить о книгах с известными людьми? Почему бы не показать их собрания книг?

Я вовсе не призываю проблему «замалчивать». Если проблема чтения есть, ее логично обсуждать в первую очередь в кругу специалистов: библиотекарей, педагогов, издателей, писателей, других специалистов в области филологии. Обсуждение это должно носить конструктивный характер, а не оставлять после себя общее гнетущее впечатление в отсутствие всякой конкретики. Необходимо делиться опытом, предлагать конкретные шаги, анализировать результаты, вырабатывать действенные пути решения проблемы.

Считаю принципиально важным собирать положительный опыт. У нас много хороших библиотекарей, которые могут любому читателю открыть увлекательный мир книги. Они чутко реагируют на запросы читателей, стараются помочь им найти в библиотеке именно те книги, к которым они проявляют интерес. У нас много хороших педагогов, которые ведут за собой учащихся в сокровищницу литературы и взращивают юных читателей на самых лучших образцах словесности. У нас много хороших семей — и это главное, потому что именно семья больше всего влияет на человека! — В них читают взрослые и дети, собирают прекрасные библиотеки и ценят книги. Как важно доносить этот разнообразный и крайне полезный опыт до огромных читательских и зрительских аудиторий!

- Создается впечатление, что все, о чем мы с Вами сейчас говорим, основано на Вашем жизненном опыте…

Так и есть. Но я еще делюсь опытом, который мы приобрели во время проведения выставок-ярмарок «Радость слова». К тому же я делюсь опытом знакомых мне людей: родителей, преподавателей, библиотекарей, которые могут научить детей и подростков любить чтение и ценить книги.

На мой взгляд, бесконечные сетования и разговоры (особенно те, которые адресованы большой аудитории) на тему: «люди стали меньше читать, молодежь почти не читает, книги уже не ценятся и т.п.», — пользы никому никакой не приносят. Акцентирование внимания на негативе вообще вряд ли кого-то на что-то вдохновит.

Кроме того, подростки, юноши, сколько бы они ни твердили, что они «особенные», «не похожие на остальных», на самом деле в значительной мере стараются как раз быть «как все». А если они постоянно слышат, что «люди перестают читать, а молодежь — уже практически не читает», то значительная их часть постарается и здесь быть «как все». Если «никто не читает», то и им вроде бы незачем…

Вот почему я против постоянных сетований по поводу проблемы чтения и за конкретные дела, которые помогли бы людям прийти к чтению. Тем более в семье нужно не твердить что-то вроде: «Что за дети? Совсем читать не хотят! А ну читай, тупица, кому говорят!!!», — а направить интерес, внимание ребенка к книге. Развивать любовь к чтению криком и угрозами не получится. Родителям следует быть рядом с ребенком, заниматься с ним одним любимым делом — тем, которое ближе ребенку по его характеру: совместным чтением, семейными разговорами (воспоминаниями) о книгах, использованием книг при проведении в семье детских праздников, поездками всей семьей на книжные выставки, в библиотеки, книжные магазины.

- Так как же помочь ребенку полюбить книгу?

Многое зависит от возраста ребенка. Пока он маленький, очень важно читать ему детские книги. Опыт читающих семей показывает, что понемногу читать можно начинать, когда малышу еще нет и года — месяцев с девяти. А впоследствии чтение должно стать регулярным. Если ситуация такова, что взрослым некогда подолгу читать ребенку дошкольного возраста, то надо уделять этому хотя бы 15—20 минут по вечерам. За это время вполне можно прочитать несколько стихотворений, небольшую сказку или часть сказки, если сказка длинная, или небольшой рассказ. Немного почитав, лучше отложить книгу и поговорить о прочитанном. Пусть ребенок расскажет, что ему запомнилось. Это можно сделать даже перед сном.

Ребенок раннего и дошкольного возраста воспринимает то, что видит в своей семье, как норму, образец. Если ему читают, то чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Если в семье читают взрослые, он будет тянуться к самостоятельному чтению и естественно, без напоминаний сядет за книгу. Двухлетний малыш, которому ежедневно читают вслух, увидев, что мама взяла в руки взрослую книгу, также возьмет одну из своих книжек, будет листать и скажет: «Мама, я тоже читаю!» Малыш подражает тому, что видит. Он видит, что мама увлечена чтением, и он тоже хочет полистать книгу. Если родитель готов вместе с ребенком увлеченно читать, собирать что-то из конструктора, рисовать и тому подобное, то и ребенок будет этим заниматься с интересом, в дошкольном возрасте уж точно.

К школьному возрасту очень хорошо научить ребенка самостоятельному чтению. Реалии школьной жизни таковы, что ученику начальных классов довольно скоро придется читать самому немалые тексты и не только по литературному чтению, но и по другим предметам. И чтобы его силы расходовались преимущественно на усвоение, понимание материала, а не на сам процесс чтения, надо к первому классу научить его читать, желательно уже не по складам, и понимать смысл прочитанного.

Если ребенка в семье увлекли чтением еще в дошкольном возрасте, то к начальной школе потребность читать в нем сформирована, ребенок любит книгу. Но с началом посещения школы в его жизнь входят новые реалии: учеба становиться основным видом его деятельности и требует от него постоянных усилий, занимая немало времени. Авторитет родителей уже несколько «потеснен» авторитетом учителя. Появляются новые занятия, кружки и секции, которые иногда загружают каждый день ребенка. На чтение может оставаться объективно мало времени. Тем не менее, нужно обязательно продолжить домашнее чтение. Сам ребенок должен ежедневно читать, что необходимо и для совершенствования его навыков чтения, и для знакомства его с миром литературы. Также, если ребенок просит, надо оставить совместное чтение на вечер, перед сном.

Есть еще один момент, который важно не упустить именно в этом возрасте. Дети начинают получать на дом задание прочитать что-либо по внеклассному чтению. Взрослому человеку важно с самого начала относиться к этим заданиям как к обязательным, и такое отношение к ним выработать у ребенка. Пока тексты небольшие, их чтение легко проконтролировать, их нетрудно прочитать вслух вместе — вот когда и следует сформировать правило: все тексты по литературному чтению, которые заданы на дом, обязательны к прочтению. И сделать это нужно, подчеркну, в начальной школе. В средних и старших классах, когда тексты станут намного объемнее, будет гораздо сложнее настоять на том, чтобы школьник прочитал все, что ему задали, если раньше на это смотрели сквозь пальцы.

В старшем возрасте надо присматривать, чтобы ученик не забывал прочитать все, что включено в школьную программу. Таких произведений не так уж много, их чтение вполне по силам школьнику, при том условии, что выработке у него навыков чтения в свое время уделялось должное внимание. Если ребенок не знает текста, что ему делать на уроке, когда об этом произведении будут говорить? Если школьник читал мало, поверхностно, а спохватился уже только перед самыми выпускными и вступительными экзаменами, когда он успеет усвоить произведения классиков в необходимом объеме? Кроме того, у старшеклассника обязательно будут трудности с цитированием, аргументацией, с последовательным и ясным изложением своих мыслей, и с самими мыслями тоже будут определенные проблемы, если у него отсутствуют минимальные познания в области отечественной литературы классической и современной.

Если к школьному возрасту ребенок имеет потребность в чтении, то в дальнейшем ее нужно просто поддерживать: проявлять интерес к книжным новинкам, обсуждать книги, делиться впечатлениями. Нельзя сравнивать, сколько читает ваш ребенок, с тем, сколько читали вы в его возрасте, или сколько читает соседский ребенок. На объем прочитанного влияет не только желание читать, но и общая загруженность, темп жизни, область увлечений. Например, вы посещали только одну секцию, а литература всегда была вашим любимым предметом. Соседский ребенок в кружки и секции не ходит, по характеру он скорее мечтатель. А ваше чадо ходит в воскресную школу, занимается в школе искусств и еще в двух секциях. Конечно, у него намного меньше времени на чтение, помимо своего желания он будет меньше времени проводить за книгой. Это не значит, что читать вовсе не нужно. Обязательно нужно! Но не надо при этом скрупулезно высчитывать, сколько книг за месяц читали вы в этом возрасте, сколько читает сосед, а сколько — ваш школьник.

Но бывают же ситуации, когда родители сами надолго забросили чтение, и своих детей они до какого-то возраста растят без книг или с минимальным их количеством…

Совершенно верно. Но в ряде случаев эти же родители поняли, что и сами себя обделили, перестав читать, и детям не привили интерес к книге, а теперь им стало ясно, что читающий ребенок во многом интереснее, успешнее, богаче как личность, чем такой же ребенок, не читающий книг. Если родительский читательский опыт скромен, не надо стараться предстать перед детьми читателем с огромным стажем и увлеченным библиофилом. Дети все равно поймут фальшь, а ложь — не лучшее средство воспитания детей.

Скажите честно: «Сынок (дочка), я недавно вспомнил свою любимую детскую книгу (или встретился со школьным другом, и мы вместе вспомнили, как в библиотеке записывались в очередь, чтобы прочитать новые интересные книги, или как я ему на день рождения принес сборник повестей, которые тогда было трудно купить, и тому подобное) и понял, как же давно я не читал книг. Затянула круговерть жизни, все спешили куда-то, про любимые книги не вспоминал… Давай вместе читать. Можно вслух, по очереди». Младшие школьники обязательно откликнутся на родительскую инициативу. Найдите каждый день хотя бы немного времени перед сном и начните читать вместе.

Если нужен совет о выборе книг, можно ориентироваться на школьный список по внеклассному чтению, на рекомендации библиотекаря, мнение читающих родных и знакомых. Сейчас много переиздается книг, которые когда-то радовали современных родителей, дедушек и бабушек. Можно вместе с подросшим ребенком пойти в книжный магазин и найти с детства знакомую вам книгу, взять ее со словами: «У меня такая была!» или «Я так хотел именно такую, когда был как ты!» — приобрести ее и именно с нее начать каждодневное чтение.

Возможно, когда-то родители и дети читали постоянно, а потом началась школьная жизнь, все осуетились: у родителей много работы и дел по дому, у детей много домашних заданий, кружки, общение со сверстниками… А потом вдруг родители обнаружили, что и они сами читают совсем мало, и дети с трудом читают только то, что задано в школе — не больше.

Кроме того, если дети стали подростками, на них уже и общее мнение давит («сейчас никто книг не читает, есть интернет!»), нередко бывают и «протестные» настроения («я — личность и ни за что не буду делать то, на чем настаивают родители»). Самое главное: не надо начинать «войну». Если семья читающая, дети, «переболев» подростковыми протестами, возьмут книгу, придут за советом, что почитать, если родители компетентны в этом вопросе. Ну а пока… ведите разговоры о книгах между собой за общим столом, в присутствии подростков обсуждайте прочитанное с родными и со знакомыми, когда они приходят в гости.

Это только кажется, что подростки стремятся сбежать от взрослых родственников, не воспринимают их мнение. На самом деле они ценят время, которое родители и другие родные проводят с ними. И вариант, когда за столом, в гостиной, у костра, в саду говорят о прочитанном, а он не может поддержать разговор, так как не знает текста, не читал этого автора, ненавязчиво подтолкнет подростка к осознанию, что читать нужно, поможет понять, что утверждение «никто не читает» — это миф. Только не надо в ходе этих разговоров подчеркнуто обращаться к ребенку со словами вроде: «А ты не читал, неуч». Нельзя обличать, особенно прилюдно, создавать неловкую для подростка ситуацию, не надо упрекать. Он и сам все поймет в доброжелательной обстановке.

Очень ценный совет. Надеюсь, многие родители возьмут себе на заметку. А есть ли еще какие-то нестандартные решения для привлечения внимания подрастающего поколения к книге?

Школьника можно привлекать к покупке книжных подарков для родных и друзей, советоваться с ним, вместе подбирать книги в магазинах. Можно быть почти уверенным, что это вызовет интерес к содержанию подарка у него самого.

Еще коснусь следующей более сложной ситуации. Предположим, семья практически не читает, дети в ней растут почти без книг, а бабушка и дедушка, тетя и дядя, крестные, кто-то из близких друзей хочет помочь ребенку узнать и полюбить книгу. Конечно, никакого осуждения нежелающих читать родителей не должно быть высказано ребенку или в его присутствии: авторитет родителей совершенно незачем ставить под сомнение.

Можно предложить ребятам игру, которую организуют для своих учеников неравнодушные педагоги. Вокруг стола садятся от двух до шести участников. Если детей больше, их надо поделить на команды. Каждый участник или команда получает список вопросов и заданий. По условиям игры запрещено пользоваться любыми электронными средствами. Зато в распоряжении детей книги, в которых можно найти ответы на вопросы. Сначала надо сообразить, в какой книге, какие сведения можно найти, а потом уже листать саму книгу. Если играют совсем неопытные читатели, книги лучше положить стопкой и придумать вопросы и задания, которые требуют обращения к самым интересным книгам. Если участники игры имеют небольшой читательский стаж, задачу легко усложнить, оставив нужные книги на полках, среди других изданий.

Можно «между делом» предложить ребенку пойти с вами в книжный магазин, «заглянуть» туда, когда идете мимо. Если есть финансовые возможности, можно купить ребенку в подарок интересно оформленное издание. Примером может служить книга «В грозную пору» М.Г. Брагина, вышедшая в издательстве «Лабиринт». Наверное, многие взрослые вспомнят, сколько ребят лучше узнали историю Отечественной войны 1812 года благодаря изданиям этой книги в 70-е годы прошлого века. Современное издание заинтересует любого читателя: хороший текст, множество иллюстраций, карты, конверты, сюрпризы и многое другое. Опытные читатели (и опытные родители) говорят, что они не знают ни одного взрослого и ни одного ребенка, которого бы не заинтересовала эта книга.

Прочитав ее, можно пойти дальше: например, предложить ребенку вместе составить викторину по событиям 1812 года и «обнаружить», что хотелось бы узнать больше исторических фактов, одной книги мало. И тогда можно перейти к вышедшей в издательстве «Детская литература» книге «С Богом, верой и штыком!» (Отечественная война 1812 года в мемуарах, документах и художественных произведениях).

- Пока мы говорили о чтении вообще. Как привести ребенка к чтению христианской литературы?

Ответ простой: своим примером. Если ребенок видит родителей с молитвословом в руках, он тоже будет читать молитвы. Если ребенку читают подходящие по возрасту православные книги, такое чтение станет для него нормой жизни. Если семья только приходит к вере, стоит признаться детям: «Мы с вами хотим больше знать о нашей вере, правда? Давайте вместе почитаем об этом».

Многим взрослым знакомство с верой полезно начинать с азов, с чтения Библии для детей. Эту книгу очень важно читать малышам с самого раннего возраста, чтобы они знали сюжеты Ветхого и Нового Завета. Эта книга как никакая другая дает повод для глубоких размышлений. В ней можно почерпнуть множество тем для серьезной взрослой беседы со своим ребенком. У него с детства должно выработаться представление, что Евангелие — главная книга в жизни христианина, что она дает совет в любой жизненной ситуации, помогает поступить так, как хочет от нас Господь. И еще она раскрывает великую тайну: как сильно Бог любит человека.

Как ребенок научится самостоятельно читать, он должен и сам читать Библию для детей. Четвероевангелие, т.е. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, он должен сам начинать читать к двенадцати годам. Читать должен глава за главой, и сам должен следить, что он прочитал. Прочитав Евангелие от одного евангелиста, начинать читать от следующего евангелиста. И так прочитать полностью Евангелие - глава за главой. Закончив чтение всего Евангелия, начать по новой.

Я помню, когда был такого возраста, мы всей семьей ездили в Троице-Сергиеву лавру, и там архимандрит Тихон (Агриков) мне как-то сказал, что я до четырнадцати лет должен прочитать всё Евангелие (Евангелие от всех четырех евангелистов) четыре раза. И я сам следил, чтобы мне выполнить это благословение. Ребенок, прочитав в этом возрасте все Евангелие четыре раза, запомнит его на всю жизнь.

- Владыка, спасибо за совет. А что Вы еще посоветуете для семейного чтения?

Для православного человека семья — это малая Церковь. И подобно всей Церкви Христовой она объединяет живущих на земле людей и святых, пребывающих в Небесных обителях. Мы, живущие в борьбе с грехом, нуждаемся в помощи святых. И первым семейным чтением после Евангелия должны быть жития святых. Это традиция, пришедшая из глубины веков: на Руси издавна излюбленным чтением были Четьи Минеи, Патерики, Лавсаик, Луг духовный, Пролог в поучениях и другая житийная и нравоучительная литература. Одна из таких книг так и называется «Училище благочестия», и повествует она о том, как жили благочестивые христиане прежних веков. Читая эти книги, понимаешь, что имена этих людей сохранились в веках, потому что они больше всего на свете любили Бога и помогали окружающим людям, не жалея себя.

Как еще можно научиться у них добру, если не чтением о их жизни, которое порождает пламенное желание подражать их благородным поступкам, смелым словам, бесстрашию перед мучителями. Это замечательное чтение, просветляющее душу читателя, наделяющее огромным желанием и силами быть христианином сегодня. Необходимо, чтобы все члены семьи, включая детей, знали о жизни святых, чьи имена они носят. Ребенок должен знать и о святых, которые являются покровителями его родителей, братьев и сестер. Это тема для семейных бесед и размышлений. Также всей семьей можно узнавать и о святых покровителях того места, где они живут. Через это чтение и через стремление живущих подражать, насколько это возможно, подвигам своих святых покровителей объединяются малая земная Церковь и победная Церковь Небесная.

- И последний вопрос: а много ли делает Православная Церковь для поддержки чтения?

Думаю, здесь уместно сказать о нескольких направлениях нашей работы в этой области, помимо непосредственно издательской деятельности. Существует Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая вручается писателям за вклад в развитие русской литературы. Ежегодно Церковью проводится издательский конкурс «Просвещение через книгу», в котором более 10 номинаций. Постоянно растет популярность нашего детского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».

Множество разнообразных мероприятий проходят в рамках празднования Дня православной книги. Нельзя не упомянуть и о таком грандиозном проекте как выставка-ярмарка «Радость Слова», организуемая в разных регионах России и уже даже в странах СНГ, которую посещают много людей, желающих познакомиться с новыми православными изданиями и встретиться с современными авторами.

Это только несколько примеров реальных дел Церкви в деле привлечения внимания самой разной аудитории к православной книге. На самом деле их гораздо больше. И мы готовы поддержать новые инициативы в этом направлении на местах. Главная задача, чтобы хорошая книга дошла до читателя.

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема, возникновение которой имеет две базовые причины.

Во-первых, на глазах одного поколения коренным образом меняется информационная культура человечества. Полимодальные мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение.

Не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.

Вторая базовая причина поставленной проблемы кроется в характере психофизиологической модели чтения, которая вырабатывается существующим аналитико-синтетическим методом обучения. В массовом обучении метод даёт такую психофизиологическую модель чтения, которая становится для большинства детей препятствием на пути к эффективному чтению.

Испокон века книга растит человека. Книга для детей – это неотъемлемая часть единого художественно-исторического процесса национальной культуры и одновременно своеобразная субкультура Детства. Включить в этот процесс современных детей – значит помочь им вырасти настоящими людьми, эстетически грамотными и увлеченными читателями.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздаёт их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературных способностей.

Как сделать так, чтобы ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма, а отдаст предпочтение книге? Только тогда, когда он будет жить вместе с героями не определённый момент, а в течение длительного периода, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.

Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, “видик” и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?

Мне кажется, что к сложившемуся положению вещей имеет смысл применять не тотальный, а дифференцированный подход. С одной стороны, имеет место тот несомненный факт, что большая часть накопленного человечеством культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде кинофильмов, компьютерных программ или каких-нибудь информационных кристаллов, знакомых нам по научной фантастике 60-х годов. А с другой стороны, многие ли из сегодня живущих людей регулярно, по собственной воле обращаются к этому самому наследию? Многие ли сегодня читают Апулея, книги “Хождение по мукам” А.Толстого, “Тимур и его команда” А.Гайдара, рассказы А Алексина? Можно рассуждать на тему о том, что Шекспир и Пушкин – вечны, но многие ли из нас в своей обыденной жизни часто ориентируются на вечность?

В каждый исторический момент одна (большая) часть литературных трудов предыдущего поколения предается полному и окончательному забвению, часть переходит в ранг “литературного наследия”, интересного лишь специалистам и немногочисленной группе ценителей, а некие уникальные и непредсказуемые единицы частично или полностью входят в плоть и кровь последующих поколений на правах “вечных” истин. Это нормальный и вроде бы никем и никогда не осуждаемый и даже не обсуждаемый процесс.

Литература советского периода “ушла” почти полностью. И едва ли не самыми быстрыми шагами удалилась литература детская. Научившись читать самостоятельно и свободно, ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать? Что же предлагает ему сегодняшний мир и что может повлиять на сегодняшний выбор. Во-первых, ребенку читали родители. И дело здесь даже не в абсолютном литературном качестве прочитанных в дошкольном детстве произведений и не в их количестве, а в той плотности информационного потока, который представляется ребенку оптимальным, легко воспринимаемым. Во-вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста. На первый взгляд он необыкновенно широк и пёстр и вроде бы способен обслужить любые вкусы и уровни интеллектуального и возрастного развития. Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаются некоторые особенности рынка. Одна из них – обилие разнообразнейших, прекрасно изданных, но абсолютно безэмоциональных, претендующих на какую-то неясную объективность энциклопедий.

В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими все это текстами, литературный уровень которых колеблется от просто плохого до откровенно низкого. Вся эта продукция охотно покупается и читается потребителями мультиков и телевизионных игр. Общение с книгой в этом случае, несомненно, имеется, но это опять же общение не столько со смысловым, сколько с визуальным рядом данной продукции.

У некоторых детей потребность в книге формируется и при полном отсутствии героев-современников. Они читают детские детективы и детскую фантастику. Когда подрастут такие дети, будут читать взрослые детективы и взрослую фантастику. Взгляните на рынок “взрослой” литературы. Он растит своего читателя, который будет до следующего витка спирали потреблять все новых русских и нерусских киллеров и антикиллеров. Немногочисленные знатоки по-прежнему будут смаковать всякое (и советское) “литературное наследие”, школа будет героически и безнадёжно преподавать “вечные истины” (меняющиеся вместе со временем), а дети и взрослые будут смотреть телевизор, пользоваться компьютером и читать книги. Вы уверены, что чтение детективов и фантастики полезнее, чем работа в Интернете или просмотр видеофильмов? И я не уверена.

И может быть, вскоре родится новая детская литература, которая создаст новых героев, близких и понятных сегодняшним подросшим дошколятам. И через поиски и находки, ошибки и мечты этих героев наши дети сумеют войти во вселенную книги таким же массовым порядком, как и их родители, бабушки и дедушки “самой читающей в мире” страны, которым для того, чтобы купить любую приличную книгу, нужно было иметь знакомства или сдать 15кг макулатуры.

Учитель, прежде всего, должен вспомнить собственный детский читательский опыт, отрефлексировать его и, опираясь на него, предлагать своих любимых авторов и произведения, чтобы не прерывалась связь времён. Разрыв между реальным чтением детей и тем лучшим, чем зачитывался будущий учитель в детстве, не так уж велик – это мировая детская литература, каковой она стала лишь в 20 веке. Только так, на общей платформе любви к детской книге, только когда дети увидят во взрослом человеке неподдельный интерес и знание их любимых книг, может состояться увлекательный диалог учителя с классом. Зная читательские интересы детей, мы вводим их любимые жанры в новом художественном исполнении, новые авторские имена – тех же создателей детективов и страшилок, но в лучших образцах этого жанра, новые весёлые рассказы и игровые стихи, повести-сказки, жанр фантазии, книги о природе и животных.

Моя задача – показать, как надо искать среди моря книг интересных современных авторов, узнавать их имена. Моя цель одна: мне надо, чтобы каждый ребёнок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы. Только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.

На уроках чтения в начальной школе, если они рассчитаны на обучение, воспитание и развитие учащихся, я учу детей думанью над тем, что и зачем им как драгоценное наследство оставили в закодированных письменных знаках жившие до них мудрецы – думавшие о них, любившие их, желавшие им добра и очень надеявшиеся на то, что познав опыт своих предшественников, дети станут добрее, мудрее и счастливее. Я обязательно учу детей видеть своих наставников и благодетелей ни где-нибудь, а в книгах, ими, этими доброжелателями, написанными; учу слышать речь каждого из них, обращённую к каждому из нас, читателей; учу ребёнка узнавать среди массы возможных собеседников тех, кто нужен именно ему и именно сейчас. Поэтому на уроках чтения я обязана учить детей не просто читать, а читать книги, исповеди тех, кто их создал для нас, те исповеди, без которых нам не сдвинуться ни на шаг вперёд – ни в познании самих себя, ни в преобразовании мира. Многие дети сказали спасибо за то, что я вовремя ввела их, обучив читать книги, в круг достойных собеседников и помогла правильно определить свою судьбу. Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается не совсем так. Для меня уроки чтения – это возможность помочь каждому ребёнку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. Умение читать – это творческое общение с детской книгой, т.е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребёнка. На уроках чтения я учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить.

В 2006-2007 учебном году я принимала детей в первый класс и невольно сравнивала современных первоклассников с теми, которых мне уже пришлось учить. Нет сомнения, что эти ребята очень отличаются не только от своих сверстников конца 80-х годов прошлого века, но и от тех, которые поступали в первый класс четыре года назад. Но все они воспринимали поступление в школу как совершенно новый и очень значимый этап в жизни. Всё в школе и в учителе им было интересно. А сегодня я впервые встретилась с тем, что ни один, а более половины принятых мною в первый класс детей вполне осознанно, правда в разных выражениях, при первом же знакомстве сказали мне, что книг они не знают, да и знать не хотят, потому что “чтение – это скучное занятие”, “мне это неинтересно”, “я не люблю не только слушать, когда мне читают, но и рассматривать картинки в книгах…”. Отношение ребёнка к чтению книги – это и база, и показатель успешности его развития как личности в процессе его обучения. Ведь хочет и любит читать только тот, у кого развито воображение и чувства, кто за “мёртвой буквой”, напрягаясь и включая своё воображение, видит яркие образы, переживания; у кого за каждым словом, каждой фразой стоят живые, а точнее, оживляемые им же, читателем, знания и переживания. А у моих первоклассников умение сосредоточиться на окружающем их мире, желание всмотреться в него, вдуматься или совсем неразвито, или развито крайне слабо. Я проверила знают ли дети доступные им книги, которые “уже не любят”. Помнят ли прочитанные им дома или в детском саду произведения? Только Староверова Лиза назвала известного ей писателя Пушкина А.С. и множество русских народных сказок. Таких скудных представлений о доступном круге чтения и столь несформированного читательского кругозора при изобилии детских книг я прежде никогда не встречала. Думаю, что во многом виноваты родители, которым дети как бы не нужны и у которых нет времени или желания заниматься с собственным ребенком. Виноваты и книгоиздатели, выпускающие книги, где вместо иллюстраций, заставляющих ребенка вглядываться в рисунки, запоминать их, спрашивать о непонятном, сплошные цветные пятна, что делает все книги “на одно лицо”, утомительное и надоедливое. Ну а что делать мне, учителю? Как выводить детей из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного заполнением свободного времени просмотром мультиков и компьютерными играми, где ни о чем думать не надо, а можно просто сидеть и наблюдать за тем, что “там” происходит. С первых дней обучения в первом классе я стала приучать ребят видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому, - даже не умея читать, но, научившись всматриваться и вдумываться в то, что видишь, взяв книгу в руки. Стала учить своих первоклашек тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, а затем с нетерпением ждать подтверждения или опровержения этим догадкам, обращаясь непосредственно к тексту книги, т.е. к их чтению. На первых порах текст читала им я, но очень скоро они всей душой захотели делать это сами. Так уроки обучения грамоте стали органической частью обучения первоклассников чтению книг – занятию для детей с каждым днем все более интересному и желанному.

А самостоятельный выбор книг, их узнавание, разграничение и чтение (не для отметки, а для удовлетворения возникшего к книге интереса) сами делали своё дело: у детей расширялся словарный запас, развивалась память, они учились представлять прочитанное в образах, звуках, красках, думать о том, что рассказала книга, выделять книги особенно и не особенно интересные, а значит, невольно узнавать себя и думать о себе – своих интересах, способностях и возможностях. Мне оставалось их только направлять и ободрять.

Книга – место хранения и передачи опыта, книга – новый, художественный мир, он есть, он существует! И писатель сам откроет нам этот мир, если научить учащихся самостоятельной и разумной беседе с книгой. Но выбор книги, которая заговорит с детьми и откроет им мир человеческих отношений, - непростое дело. Это особенно трудно в ситуации, когда упущено время, когда речь идет о переучивании школьников, поскольку роль собеседника “за книгу” всё время выполняла я, учитель.

Литература.

1. Методические пособия серии “Обучение чтению: современные технологии”:

  • Н.Н.Светловская. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. 2005 год.
  • Л.А.Павлова. Как формировать у младших школьников полноценный навык чтения. 2004 год.

2. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. М.: Изд. Центр “Академия”, 1999 год.

3. Обучение детей чтению: Практическая методика. М.: Изд. Центр “Академия”, 2001 год.

4. Н.Н.Светловская. Теория методики обучения чтению. М., 1998 год.

5. Т.Г.Егоров. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1988 год.

6. Н.Д.Молдавская. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976 год.

7. М.И.Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997 год.

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для ребенка – вы сами. Большинству взрослых, в силу своей занятости, совсем не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, - это газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизор или компьютер. Хорошим выходом является совместное чтение. Читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи сверх школьной программы. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

  • Разыгрывайте с ребенком сценки из прочитанной книжки, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре Колобок убежит от лисы, встретится с драконом, и т.д.
  • Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой.
  • Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги.
  • С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает, а что нет, что бы вы добавили в фильм, с чем не согласны.
  • Если ребенок категорически отказывается читать что-то дополнительно, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.
  • Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Сами цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем, это умение только украсит и обогатит речь вашего ребенка. Благодаря этим приемам, содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым для него. Кроме того, они способствуют развитию его воображения и речи.
  • Заведите ритуал вечернего чтения. Читать можно по-очереди: сначала он вам, затем вы ему, или наоборот. Со старшими детьми можно читать по ролям.
  • Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочесть книгу дальше, а потом рассказать вам что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» - ребенок может понять, что таким способом вы пытаетесь заставить его читать.
  • Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонациям и содержанию. Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.
  • Начинать подготовку домашних заданий лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу, но не перегружайте ребенка ежедневным чтением вслух – непрерывное чтение вслух должно занимать у 1-классника 8-10 минут, а у 2-классника 10-15.
  • Чтобы чтение не воспринималось ребенком как наказание, никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или просмотра телевизора. Можно наказать ребенка, лишив его совместного вечернего чтения, но не наоборот.
  • Для чтения должно быть выделено специальное время, не заставляйте ребенка читать вместо просмотра любимой телепрограммы.
  • Никогда не отговаривайте ребенка от книги, если он уже заинтересовался ею. Читать что-то, все же лучше, чем ничего. Следите, чтобы это была качественная литература. Не стоит заинтересовывать ребенка комиксами, «ужастиками», любовными и детективными романами.
  • Приучайте ребенка бережно относиться к книгам.
  • Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту. Усложнение материала должно происходить постепенно. Если вы видите, что книга слишком трудна или не интересна, не настаивайте. Отложите ее на время. Но не упустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книг.
  • Научите ребенка пользоваться библиотекой. Для начала запишитесь вместе в школьную или районную, вместе выбирайте книги.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно
с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом
В.А.Сухомлинский

В последние годы в обществе упал престиж чтения, образования и знаний. Современный человек отдает предпочтение некнижным формам культуры. Чтение в основном направлено на удовлетворение информационно-прагматических, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных потребностей. Психологи отмечают, что молодежь постепенно переходит на клиповое восприятие информации.

А ведь, только читающее общество является обществом мыслящим. Человек в таком обществе умеет охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение; обладает большим объемом памяти, владеет нормированной речью, точнее формулирует свои мысли, свободнее письменно излагает рассуждения. Эти умения, читающего общества, включены ФГОС НОО и ООО, которые необходимо формировать и развивать на всех этапах образовательной деятельности ребенка в школе.

В Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях РФ (от 9 апреля 2016 г). Определены основные проблемы изучения литературы:

  • заметно снижена мотивация обучающихся к чтению;
  • труднее воспринимаются и прочитываются детьми книжные тексты большого объема, т.к. увеличивается в учебниках количества текстов, уменьшение их объема; расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, отрывков, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
  • невелика в обществе потребность в литературном образовании (фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации).

Исходя из выше изложенного, одной из первоначальных целей школы и учителя - это формирование интереса у современного учащегося к чтению, отсюда поиск внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработка аргументации и методик для повышения интереса к знакомству, как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.
Чтение бывает вынужденное – по потребности и осознанное переживающее - чувственное.

Вынужденное чтение. Как правило, при этом достигается только локальный обучающий или развивающий эффект, т.к. вынужденный характер чтения (читательский спрос детей является потребность: написать реферат или сочинение, подготовить доклад или найти ту или иную информацию). В данном случае свое общение с книгой ученик воспринимает как продолжение уроков за рамками школы и чаще всего для этих целей источником информации являются телевидение, видеофильмы, Интернет. Эти источники информации оттеснили книгу на второй план, т.к. ребенку важно всего лишь получить определенный быстрый результат.

Такое чтение не гарантирует возникновение у ребенка читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться с книгой.
Чтение осознанное переживающее – чувственное – это то, чем должен овладеть ребенок в школе.

Существует множество факторов, влияющих на формирование интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий): учебник, семья, учреждения культуры.

В содержании учебного предмета "Литературное чтение" Н.А. Чураковой (УМК «ПНШ») основное внимание уделяется развитию способности понимать художественный текст, видеть красоту художественного текста, знакомству с автором произведения через справочную статью в хрестоматии и освоению понятийного аппарата литературоведения, рассматриванию поэтического восприятия мира на примере литературных и живописных, музыкальных произведений.

«Заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое. Самоузнавание и определяет «зазывную» силу литературного произведения и желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого – в себе. Тексты автором учебника подобраны таким образом, что в рассказах идет речь о сверстниках. Вопросы в учебнике помогают узнавать ребенку себя в героях книг (Лев Толстой «Прыжок», Александр Куприн «Слон» (Надя, Томми), Леонид Пантелеев «Честное слово» (мальчик), А. Гайдар «Чук и Гек»).
Сравнивать себя с героем, находить у себя или в себе, то чего нет у главного героя, например: «Найди и зачитай те Денискины слова, которые ты можешь сказать и о себе! А что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?» (2 класс, 1 ч., стр. 126. П. Виктор Драгунский «Что я люблю»)

Сопереживание - самый сильный стимул, подвигающий ребенка к книге: испытанное им эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память – полностью захватывая и увлекая человека. Следовательно, происходит формирование сострадания, переживания, нравственных качеств ребенка. Для этого авторами учебника продуманы вопросы и задания: «А тебе жалко Мишку?» (2 класс, 1 часть стр. 132), «Тебе было страшно?» (2 класс стр.164 Л. Толстой «Прыжок»), «Ты когда-нибудь испытывал острое чувство одиночества, когда кажется, что никто-никто тебя не любит?» (3 класс, часть 1 стр.60 Юрий Коваль « Вода с закрытыми глазами»), «Филя способен нанести медузам вред?» (3 класс Маша Вайсман «Лучший друг медуз»), «Объясни поведение Тёмы?» (Николай Гарин – Михайловский «Детство Тёмы» стр. 110) , «Вызывает ли Петька у тебя сочувствие? Почему же тебе его жалко?» (4 класс Леонид Андреев «Петька на даче»).

Проведение параллели между содержанием произведения и личным опытом ребенка: «Ты пила когда-нибудь воду из колодца? Веришь, что это вкусная вода?» (3 класс,1 часть «Вода в колодце» Эмма Мошковская)

Для стимулирования ребенка к самостоятельному чтению, автор учебника Чуракова Н.А. активно использует такой прием как сокращенный текст. Будь-то рассказ или стихотворение, после которого через группу вопросов, автор учебника подводит к тому, что необходимо взять и прочитать эту книгу целиком или выучить наизусть («Предположи каково полное название стихотворения? Это БУКЕТ – кого или чего? Если тебе удалось догадаться, значит, понимаешь, сколько строчек во второй части, и с какой буквы начинается каждая строка! Если тебе не терпится узнать продолжение этого стихотворения, спроси у учителя…» (стр. 77, 2 класс, 2 часть), «Если тебе понравились отрывки из «Дневника фокса Микки», непременно возьми её в библиотеке и прочти целиком» (3 класс, 1 часть стр. 113), (4 класс, 1 часть Николай Заболоцкий «Оттепель» стр. 106) в учебники представлены 4 строфы, а в нём 5 и дети сами, найдя его в оригинале, выучили.) .

В учебнике 2-ого класса представлены смешные рассказы, стихи, обсуждаются сюжетно-композиционные приемы создающие комический эффект - всё это тоже вызывает интерес у ребенка взять книгу того или иного автора и почитать и ещё раз посмеяться (стр. 130, 2 класс, часть 2 Михаил Есеновский «У мальчика Юры», Хочешь прочить другие забавные истории про мальчика Юру? Тогда тебе нужно взять в библиотеке книжку Михаила Есеновского под названием «Ур-Юр-выр»).

Ещё одним из ведущих стимулов чтения – это творчество, которое сопровождается радостным подъемом чувств. Это не только создание творческого продукта на основе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи и прочее), но и способность ребенка реагировать по-своему на слово писателя, создавать в ответ свои словесные образы:

  • оживить неодушевленные предметы (2 класс, 1 часть, стр. 99) после прочтения сказки: «Ёжик в тумане» С. Козлова», ребенок получает задание «Вообрази, о чём могут ночью разговаривать между собой дерево и гараж? А дома? А луна и зажженные окна домов»;
  • сочинить свою историю: «А ты можешь сочинить свою историю? Это должна быть история про какие-то незаметные предметы, которые помогают людям жить» (3класс, 1 часть стр. 42);
  • сочинить басню: «Сочини басню, в которой будет такая мораль «Любишь кататься – люби и саночки возить» (3 класс, стр. 37);
    рассказать прочитанное в другом жанре: «А ты сможешь рассказать сказку про репку так, будто это небылица?» (2 класс, стр. 64);
  • придумать концовку стихотворения: «Это стихотворение может иметь продолжение? Какое?» (2 класс, 2 часть стр. 171 Петр Синявский «Ириски и редиски»).

Для стимулирования чтения учителя организуют:

  • выставки иллюстраций по прочитанному (стр. 75, 2 класс, 2 часть «А ты когда-нибудь рассматривал узоры на обоях или на коврике? Ты дорисовывал их в своем воображении? Если ещё нет - обязательно попробуй!», 3 класс А. Пушкин «Опрятней модного паркета»);
  • викторины, конкурсы, игры. Дети охотно принимают участие в этих мероприятиях, которые удовлетворяют их потребность в состязании, развлечении. В содержание игр включаются задания, которые вызывают необходимость у ребят прочесть книги, изучить творчество определенного писателя, получить литературоведческие знания. Дети читают - цель достигнута. Такой успех может быть кратковременным: как только дети заканчивают играть, у них пропадает потребность к чтению, но не у всех.

С целью формирования читательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности, можно порекомендовать использовать методику «Читательская лотерея» с использованием списка рекомендованной литературы к прочтению дома. В основе методики - «поощрение», что позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон лотереи за прочитанную книгу). Элемент соревнования (больше жетонов - больше прочитанных книг – больше шансов на подарок) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Прочитав книгу, ребенок оформляет страничку в читательском дневнике и выполняет одно задание по содержанию. В обозначенный день происходит розыгрыш беспроигрышной лотереи (сколько жетонов - столько подарков).

Раз в неделю на уроках можно проводит Живую рекламу книги . Ребята в костюмах героев книг разыгрывают эпизоды или рассказывают о прочитанном ими произведении, делятся впечатлениями, рекомендуют познакомиться с книгой в библиотеке. Такая реклама может быть представлена и с помощью мультимедийных средств, например, видеоролика или озвученных иллюстраций, составленных по рисункам ребят.
Результаты такой деятельности: очередь в библиотеке и успешное участие в литературной викторине по прочитанному.

Для формирования у ребят интереса к чтению необходимо использовать возможности школы и учреждений культуры города: музеи, библиотеки, театры - обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой. Школьная библиотека и библиотеки города главные помощники учителя в стимулировании самостоятельной активности юного читателя и их мотивированию к чтению, так как полноценным читателям надо успеть стать в детстве, а то потом не будет времени. Библиотекари становятся инициаторами интересных начинаний, организуют коллективные мероприятия, уроки литературного чтения.

Огромное влияние на формирование мотивации к чтению у ребенка играют взрослые (родители). Как говорил С.Я.Маршак «Основная задача взрослых - открыть в ребенке талант читателя», а этому нужно учить родителей на родительских собраниях, на которых учитель может дать рекомендация и советы по темам: «Как привлечь ребенка к чтению книг», «Как привить любовь к чтению и нужно ли это современному ребенку?».

Вечернее чтение, зачитывание интересных эпизодов, совместная покупка книги, создание семейной библиотеки, совместное посещение библиотек города с одноклассниками ребенка – всё это вызывает интерес к чтению, помогает ребенку испытать наслаждение чтением. Читая книги вслух, родители детям несут позитив, добро и любовь. Это большая и сложная работа для них. Главное при чтении книги – сопереживание, общность чувств. Читать можно по очереди. Ведь чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Главное в руки ребенка должна попасть хорошая книга, а дать ее – задача родителя. Давая книгу ребенку, он выражает к книге и свои добрые слова о ней.

Опыт личностного чтения взрослого, переданный детям, – фактор более мощный, чем какой-либо другой, так как способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.

Родители, которые мало читают и редко обращаются к книге, не могут научить ребенка чувствовать красоту языка, сопереживать герою, формировать читательский вкус. А значит, не гарантирует возникновения у ребенка читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться к книге.

Формировать интерес к чтению, мотивировать ребенка к чтению, продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять уникальностью этого процесса, «заражать» интересом, воспитывать увлеченного читателя – трудно, но увлекательно. Важно так организовать чтение, чтобы оно способствовало развитию личности ребенка, и он испытывал потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. В этом главные помощники: учебник, родители, учреждения культуры.