Как приучить ребенка к горшку: все методы и способы. Правила проведения методики. Когда начать высаживать ребенка на горшок

По мере взросления малыша родители всё чаще задумываются о приучении его к горшку.

Бывает так, что взрослые не проявляют должного терпения и спокойствия в этом деликатном вопросе.

В таком случае процесс приучения затягивается на долгие месяцы, вызывая слёзы ребёнка и огорчение родителей.

Часто родители покупают горшок, смотря только на его внешний вид. Однако приобретая его, родители должны обратить внимание на следующие моменты:

  • Модели для мальчиков и девочек должны отличаться. Для мальчиков подходят модели с выступом впереди, а для девочек - круглые. При выборе нужно ориентироваться на анатомические особенности именно вашего ребёнка.
  • Материал горшка должен быть приятным для нежной кожи малыша. Лучше отдать предпочтение пластиковой модели: эмалированные и керамические слишком холодные на ощупь. Пластик должен быть экологически чистым и хорошего качества, на нём не должно быть заусенцев и трещин. Края не должны быть очень острыми, в противном случае они будут впиваться в тело.
  • Некоторые педиатры советуют приобретать модели белого цвета. В них родители могут с лёгкостью оценить цвет мочи и кала, а это поможет предупредить развитие некоторых заболеваний, например, желтухи.
  • Не спешите приобретать модели с дополнительными функциями. Горшок, издающий различные звуки или моргающий разноцветными лампочками, в виде трона или кресла, в форме игрушки может отвлечь малыша от главной цели.
  • Обратите внимание на устойчивость приобретаемого горшка. На неустойчивой или скользящей по полу модели ребёнок будет чувствовать себя неуверенно, а это помешает ему быстро привыкнуть к новому туалету.
  • Наличие спинки совсем необязательно, потому что приучают осознанно ходить в туалет в том возрасте, когда ребёнок уже хорошо сидит без поддержки.
  • Покупаемая модель не должна состоять из большого количества деталей. Необходимо обратить внимание на то, чтобы её можно было быстро разобрать, помыть и легко просушить.
  • Хорошо, если горшок будет иметь ручку. Она пригодится, когда малыш захочет сам выливать содержимое в унитаз.
  • В магазине можно посадить малыша на понравившуюся модель. Так вы сразу увидите, подходит ли она по размерам и форме для ребёнка. Дайте ему возможность выбрать самому ту модель, которая ему больше нравится. В таком случае он не будет считать только что приобретённую вещь чужой.

Возраст, с которого нужно начинать приучать кроху к новому «туалету», зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно ребёнок осознанно садится на горшок в возрасте полутора-двух лет, когда он уже контролирует выделительные процессы.

Методика: приучаем за 7 дней

Большой популярностью среди родителей пользуется методика приучения к горшку за неделю.

Её разработала педагог Д. Форд для детей, достигших полуторагодовалого возраста.

В этом возрасте дети уже понимают речь взрослых, а также могут сами снимать штанишки или трусики.

В первый день сразу после ночного сна снимите ребёнку подгузник, объяснив это тем, что малыш уже вырос и должен ходить в туалет как взрослые люди. После этих слов посадите его на горшок. Важно, чтобы он посидел на нём не менее 10 минут. Можно в это время отвлечь его, дав игрушку, книжку или присев рядом. Если малыш отказывается сидеть, отступите, а через четверть часа возобновите попытки его знакомства с горшком. Повторяйте эту процедуру каждый раз, когда малыш обычно ходит в туалет, например, до и после сна или сразу же после принятия пищи.

Второй день начните с напоминания малышу, что он приучается ходить в туалет как взрослый. С утра посадите ребёнка на горшок, а в течение дня напоминайте ему о необходимости сходить в туалет. Не забывайте торжественно его хвалить, желательно при других членах семьи. Он должен понимать, что своими действиями приносит вам радость.

На третий день перед прогулкой не надевайте на малыша подгузник, перед выходом из дома предложите ему сесть на горшок. Если тёплая погода, во время гуляния можно использовать складной (походный) горшок. Весь день следите, чтобы ребёнок не забывал сходить в туалет.

К четвёртому дню малыш уже знает, что от него требуется. Напоминайте ему о необходимости сходить на горшок, когда он слишком увлечён играми. После каждого удачного похода радостно хвалите ребёнка.

До конца недели время от времени напоминайте малышу о горшке, хвалите его за каждый удачный поход в туалет. Создаваемая вами ситуация успеха поможет крохе быстрее привыкнуть к новым требованиям.

Если ребёнок намочил штанишки, не стоит ругать его: так можно надолго отбить у него охоту сидеть на горшке. Не показывайте ему своё огорчение, даже если эмоции переполняют вас.

Методика быстрого приучения за 3 дня

Случаются ситуации, когда нужно приучить ребёнка к горшку срочно. Это может быть поездка в отпуск или выход в детский садик. В таких случаях родителям поможет способ трёхдневного приучения.

В первый день после пробуждения снимите с малыша подгузник. Потом наденьте на него трусики или вовсе отпустите гулять по дому голышом.

Как только он начнёт опорожняться, нужно, не испугав его, подставить горшок. Надо добиться того, чтобы в голове ребёнка сложилась чёткая связь между его действиями и усаживанием на горшок.

На третий день добавьте ещё одну прогулку. Учитывая режим крохи, на протяжении всего дня напоминайте о необходимости сходить в туалет, например, до и после сна, а также до и после обеих прогулок.

Не нужно гоняться за ребёнком, пугая его. Объясните ему, что вы делаете, почему вы хотите, чтобы он сел на горшок.

Повторное приучение

Иногда уже приученный к горшку ребёнок отказывается ходить на него. Причины, вызвавшие отказ, могут быть следующими:

  • общее недомогание или болезненное прорезывание зубов;
  • кризис 1 года, выражающийся упрямством и неуправляемостью;
  • смена привычной обстановки;
  • рождение братика или сестрички;
  • нестабильное эмоциональное состояние родителей малыша;
  • испуг во время последнего усаживания на горшок.

В таком случае необходимо дать крохе время для возвращения в обычное состояние. Затем вновь пробуйте последовательно приучать ребёнка, не оказывая на него сильного давления.

Как отказаться от подгузников

От подгузников проще всего начинать отказываться в дневное время, тогда легче уследить за малышом, предлагая ему горшок. Во время ночного сна нужно придерживаться следующих правил:
  • Не давайте малышу на ночь много жидкости.
  • Стелите в кроватку клеёнку или впитывающие пелёнки.
  • Перед сном сажайте малыша на горшок.
  • Хвалите ребёнка, если он проснулся сухим, затем сразу же сажайте его на горшок.

Маленькие хитрости приучения ребенка к горшку в 2 года

В течение многих десятилетий родителями и психологами были выработаны правила, которые помогут молодым родителям справиться с решением деликатной проблемы:

  • Во время приучения надевайте малышу подгузники в виде трусиков или многоразовые трусики со специальными вкладышами. Так кроха сможет сам пытаться снять с себя одежду, а в случае неудачи та останется сухой.
  • По возможности привлекайте к процессу приучения ребят постарше, которые без проблем садятся на горшок, подавая положительный пример. Так ваш малыш поймёт естественность процессов дефекации и мочеиспускания.
  • Если ребёнок не понимает, что от него требуется, можно взять резиновую игрушку, набрать в неё воды и опорожнить над горшком. Обязательно нужно похвалить её за результат, попросите и малыша похвалить игрушку. Затем предложите крохе так же сходить в туалет.
  • Разрешайте самостоятельно выливать в унитаз содержимое горшка, если малыш изъявил такое желание. Если у него не получается сделать это качественно, разрешите ему нажимать на кнопку смыва унитаза. Проговаривайте, почему вы очищаете горшок, почему он стал грязным.
  • Параллельно с приучением ребёнка нужно знакомить с ритуалом мытья рук после дефекации и мочеиспускания. Рассказывайте во время этого процесса какую-нибудь сказку или пойте песенку про грязные ручки, которые нужно помыть. Такой расслабляющий момент после важного дела поможет вызвать у малыша положительные эмоции.

Некоторые родители ставят горшки в каждой комнате. Психологи не рекомендуют этого делать: дети должны понимать, что в туалет нужно ходить в специально отведённом для этого месте.

Таким образом, перед приучением необходимо адекватно оценить физиологическую готовность малыша. После знакомства ребёнка с горшком родителям важно регулярно сажать его, постепенно приучая самостоятельно снимать штанишки. После каждого удачного похода в туалет нужно активно хвалить малыша, чтобы он и дальше хотел радовать своих родителей.

Видео на тему

Речь необходима для полноценной жизни ребенка. Начинать ее развивать важно с младенчества, помогая крохе познавать многообразие родного языка.

О чем нужно подумать заранее

Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.

Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей .
Заблуждение считать, что он “разговорится”. Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.

Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.

Выделим 4 этапа обучения:

1 возрастной период: от рождения до полугода

3 возрастной период: 1-1,5 года

В этот период малыш пытается сначала произносить слова-заменители, затем усваивает правильную форму. Полезно называть все, что видите, не поддаваясь искушению сюсюкать.

Тут помогут несложные фразы. Новые для чада слова обязательно закрепляйте , постепенно расширяя лексикон.

Например : кубик – кубик красный – кубик квадратный – кубик лежит – кубик падает на пол и стучит. Лучше всего проводить обучение в игровой форме.

4 возрастной период: 1,5-3 года

Если малыш упорно не желает разговаривать, это может быть показателем проблемы с речью и развитием. Словарный запас (активный и пассивный) тут доходит до 200 единиц.

Однако эти слова чадо искажает, шепелявит, переставляет звуки в словах.

Причина – в неумении пользоваться речевым аппаратом .

Для минимизации этого важно

Начинайте развивать через игры мелкую моторику у ребенка и спрячьте подальше пустышку
  • не пользоваться пустышкой, которая создает затруднения с артикуляцией;
  • чтение малышу улучшает его произношение;
  • развивать мелкую моторику. В этом помогут пазлы, мозаика, застегивание пуговиц, рисование, удержание ручки и ложки. Разрешайте крохе рисовать мукой, переливать воду, откручивать крышечки, лепить из теста.
  • скороговорки в интересной, шутливой форме помогают детям постичь родной язык. Они способствуют устранению большинства дефектов речи. Хорошо сопровождать разучивание картинками, обсуждать смысл произносимого.

10 способов научить ребенка говорить уже к 2-м годам

  1. Повторы . Каждый раз называйте собственные действия, предметы дома и на улице.
  2. Повторение за ребенком . Превращайте в игру повторение слогов, гласных.
  3. Развивайте мелкую моторику . Для игры используйте различные предметы – круглые, шершавые, мягкие, шуршащие, гладкие. Часто ребенок охотно играет не дорогостоящей игрушкой, а баночками, крышечками, лоскутками, коробочками, пуговицами, нанизанными на нитку.
  4. Избегайте объяснения жестами , когда чадо перешагнет порог «годовасия». Научите ребенка простым словам: дай, на, спасибо.
  5. Активно используйте звукоподражание животным.
  6. Общайтесь с говорящими детьми сверстниками малыша и ребятами постарше.
  7. Пойте песни! Намеренно путая слова, провоцируйте детей поправить вас.
  8. Ритмичные и простые стихи – отличное обучение. Неожиданно “забывайте” фразы – дети продолжат их.
  9. Слушайте вопросы малыша внимательно. Этим вы стимулируете его много рассказывать. Поддакивайте и удивленно переспрашивайте.
  10. Чтобы ребенок активно играл, не следует заменять мячи, кубики, машинки, пирамидки электронными игрушками.

8 полезных советов по установлению эмоционального контакта с ребенком

Для успешного обучения необходимо, чтобы малыш при этом не скучал. Тут необходимо помнить такие правила:

  1. Улыбайтесь, пойте, говорите с переменными интонациями, четко и правильно.
  2. Рассказывая ребенку обо всем, делайте паузу – на его ответ.
  3. Целенаправленно рассказывайте малышу про различные предметы.
  4. Учите чадо читать целыми словами. Сначала показывайте карточки с ними, затем вместе читайте, используйте в помощь интерактивные пособия.
  5. Дополняйте слова малыша.
  6. Выберете несколько различных предметов, объединенных одним признаком – цветом, формой, размером. Покажите их и объясните, что у них общего, постепенно расширяя комментарии.
  7. Рассказывайте стихи и пойте песенки, многократно повторяя их. Дайте возможность крохе самому закончить строчки.
  8. Используйте специальные стихи-игры: ладушки-ладушки, гуси-гуси и т.п. Не забывайте считалочки, прибаутки.
Возьмите за правило везде разговаривать с ребенком
  • Говорите с ребенком много и везде – в быту, на прогулке, выполняя гигиенические действия.
  • Знакомьте ребенка с разнообразными звуками.
  • Разрешите малышу играть с мелкими предметами: фасолью, горохом, бусинками, монетками (конечно, под контролем). Их можно перебирать, перекладывать, пересыпать с помощью чашек, баночек, подносов, ложечек, совочков. Играйте с песком.
  • Читайте сказки, рассказики, стишки, пойте песенки.
  • Проводите инсценировки. Для этого пригодятся не только игрушки и самоделки, но и предметы повседневного обихода, продукты.
  • Просите малыша побольше рассказывать, осторожно поправляя его речь.
  • Побуждайте называть предмет, когда малыш тянет к нему ручку, требует его и, не стараясь назвать, мычит. Предложите ему рядом стоящую вещь. Если он отказывается, объясните, что не поняли его.
  • Поощряйте общение малыша с другими детьми – организуйте маленькие праздники, групповые занятия.

Как проводить с малышом занятия по развитию речи

Эти правила подходят фактически любым детишкам.

  1. Становитесь на один уровень с малышом, дабы был визуальный контакт, крошек же вообще надо брать на колени.
  2. Занятия нужно проводить ежедневно, не более четверти часа.
  3. Дошкольникам надобно игровое обучение.
  4. Ежедневно проводите массаж лица малыша и артикуляционную гимнастику с ним. Упражнения по звукопроизношению и скороговоркам стоит распределить по дням.
  5. С детьми до полутора лет говорите громко, утрировано широко открывая рот. С ребятами постарше – обычным голосом, четко произнося звуки.
  6. Не забывайте глаголы. Накапливайте также и признаки предметов.
  7. Читая книжки, обсуждайте их героев.
  8. С двух лет любимой игрой детей становится “что это?”. В нее особенно интересно играть на улице.

Подведем итоги

Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет . Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.

Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.

Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель.

Как научить ребенка подражать мимике взрослого через тренировки мышц лица смотрите в видеоуроке.

Рано или поздно каждая мама сталкивается с вопросом, как приучить ребенка к горшку. Способов решения проблемы – великое множество, новаторские идеи на тему “ребенок и горшок” увеличиваются с каждым годом. Как же выбрать эффективный вариант, чтобы быстро приучить к горшку малыша? Попробуем разобраться.

Время пришло: когда приучать ребенка к горшку?

Итак, когда необходимо начинать знакомить малыша с горшком. Амбициозные родители берут курс на идею “чем раньше – тем лучше”, и со всей серьезностью начинают приучать к горшку ребенка с грудничкового возраста. Но требовать от малыша, которому едва исполнился год, сознательного отношения к горшку совершенно бессмысленно. Физиология неумолима: для обучения пользования горшком , ходить, но и прочно усвоить логическую цепочку “писать-туалет”, а это возможно только при готовности нервной системы малыша.

Педиатры называют 1,5-2,5 года ребенка самым оптимальным периодом для начала приучения к горшку. В этом возрастном диапазоне малыш особенно чувствителен к похвале, уже адекватно воспринимает рекомендации взрослых и готов к “сотрудничеству”.

Если посмотреть на современную статистику, то:

– до 2,5 лет начинают уверенно пользоваться горшком 25% детей;

– к 3 годам навык осваивают 50% детей;

– после 3 лет “подтягиваются” остальные 25%.

Важно! По мнению специалистов, до 4,5-5 лет считаются нормой периодические “промахи” у ребенка, особенно если они происходят в ночные часы.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее – помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет ;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей (“принеси машинку”, “дай чашку”);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ (“нет”) и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации (“а-а”, “пи-пи”);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Обратите внимание! Когда кроха научится распознавать свою потребность облегчиться и сможет одновременно управлять мышцами мочевого пузыря, именно тогда и произойдет успешное освоение “туалета”.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок?

В некоторых случаях родители могут столкнуться с категорическим протестом ребенка к горшку. Малыш отказывается даже присесть на него, и приучение в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Есть несколько вариантов.

Кризисный момент

Иногда момент приучения к горшку совпадает у ребенка с периодом отрицания. Попытка заставить малыша “сходить на горшочек” оканчивается неудачей. Справиться со своенравностью крохи непросто, и главный помощник в том деле – время. Попробуйте убрать горшок на пару месяцев, и через время предложите ребенку вновь подружиться с ним.

На заметку! Бывает, что дети возрастом с 2,5 лет и более сознательно отказываются от горшка, но проявляют интерес к обычному унитазу, стараясь подражать взрослым. В этом случае предложите ребенку удовлетворить потребности со специальной накладкой на унитаз. Возможно, горшок и вовсе обойдет вас стороной и малыш будет ходить в общий туалет.

Первое впечатление

Если первое знакомство с предметом гигиены прошло неудачно, ребенок может запомнить этот момент и всеми силами избегать его повтора. Горшок был холодным, или неприятным на ощупь, а может малыш неуклюже сел и свалился с него, – в этом случае приучение к горшку может вызывать неприязнь.

Психологический стресс

Образование навыка чистоплотности может задержаться, если малыш находится в состоянии страха, беспокойства. Когда ребенок эмоционально не чувствует себя в безопасности, то может не только не воспринимать попытки обучения ходить на горшок, но и утратить этот навык, если он был приобретен. Появление нового члена семьи (ревностные чувства), определение в больницу, чрезмерная строгость – всё это откладывает момент приучения к горшку.

Обстановка в семье

Непроизвольные мочеиспускания у детей старше 2,5-3 лет могут быть связаны с неблагоприятной семейной обстановкой. При ссорах родителей, халатности в отношении формирования навыков гигиены ребенка, физических наказаниях (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) малыш может реагировать отказом от попыток приучения, а в некоторых случаях даже сфинктерными расстройствами.

Друг мой – горшок: особенности приучения детей разных возрастов

В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:

Возраст начала обучения пользования горшком Среднее время обучения Особенности приучения к горшку (в указанный период)
6 месяцев 12-15 месяцев Малыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания.
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев 10-12 месяцев С 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению.
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года 6-8 месяцев В возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет “пи-пи”. Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком.
2 года
2,5 года < 5 месяцев На рубеже третьего года жизни малыш уже полностью готов освоить детский горшок. Трехлетний ребенок уже понимает смысл процесса, предназначение горшка и достигает нужного результата за короткое время.
3 года и старше

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

Пять шагов на пути приучения к горшку

Главная роль родителей в воспитании чистоплотности у детей – сделать процесс естественным и позитивным, насколько это возможно. Пройдет немного времени, и малыш успешно овладеет всем тем, что вы (пока, может, и безуспешно) втолковываете ему. Попробуйте закрепить у ребенка навык опрятности, воспользовавшись простыми советами.

Перед тем, как перейти к пошаговому описанию процесса, советуем вам ознакомиться с советами психолога о том, как необходимо приучать детей к горшку:

  1. Приобретите горшок и поставьте его в детской комнате (или туалете). Расскажите ребенку, для чего нужен этот предмет и как им пользоваться. Первое время можно позволить посидеть на горшке одетым, чтобы малыш не испытывал страха перед ним.
  2. Если ребенок охотно и с интересом начал садиться на горшок, предложите ему попробовать сесть на него, сняв подгузник. Покажите правильное положение – ножки должны твердо стоять на полу, это важно во время дефекаций. Пусть сидение на предмете гигиены постепенно становится частью дня малыша, начните с 1 занятия и увеличивайте до 3-4 раз в сутки.
  3. Когда кроха привыкнет к присутствию нового предмета в доме, попробуйте сменить ему наполненный подгузник возле горшка. Содержимое подгузника стряхните в горшочек, чтобы ребенок понял – горшок предназначен именно для этого.
  4. Вскоре после регулярных занятий стимулируйте ребенка использовать горшок по назначению. Снимите с крохи памперс, горшок поставьте возле игрового места. Позвольте малышу поиграть возле горшка, напоминая, что если ему захочется “в туалет”, то нужно воспользоваться стоящим рядом предметом. Ребенок наверняка будет забывать о горшке первое время, но не упрекайте его за это – просто продолжайте напоминать. Дождитесь момента, когда у малыша всё получится, и обязательно похвалите свое чадо.
  5. Как только пользование горшком станет регулярным, замените подгузники с липучками на одноразовые тренировочные трусики. На этой стадии обучения горшком мальчики учатся мочиться во “взрослый” унитаз, повторяя за отцом или старшим братом. Девочки также могут проявлять желание воспользоваться специальным стульчаком для унитаза. Хвалите ребенка, когда он проявляет инициативу самостоятельно сходить в туалет.

На заметку! Обучение пройдет гладко и без стресса, если родители будут сохранять спокойное отношение в случае ошибок и не отказывать давления на своего малыша.

И дополнительно еще несколько советов по легкому приучению ребенка к горшку от опытной мамы:

Пришло время расстаться с подгузниками? Как сделать этот процесс комфортным для мамы, и как приучить ребенка к горшку после 2 лет?

Когда малыш считается „уже совсем большим"? Сделав первые шаги? Произнеся заветное „мама"? Выучив алфавит? Пожалуй, для большинства мам рубежом, разделяющим младенчество и „старший возраст" является умение пользоваться горшком.


Всегда готов?

Прошли те времена, когда каждый малыш обязан был научиться ходить на горшок к двум годам - просто потому, что в этом возрасте его отдавали в ясли, где вовремя менять пеленки всем желающим было невозможно. Однако даже сейчас, в благословенную эпоху одноразовых подгузников, многим мамам не терпится научить кроху справлять естественные потребности наиболее правильным (как им кажется) образом. То есть на горшке. Самые активные начинают тренировки, как только ребенок обретает способность сидеть. Есть ли в этом смысл?

Как приучить двухлетнего ребенка к горшку

Большинство современных педиатров ответят на этот вопрос, как приучать ребенка к горшку после 2 лет, положительно. Считается, что ребенок должен „созреть" до высаживаний, и происходит это в возрасте 18-24 месяцев. Именно к этому времени нервы и мышцы, управляющие актами испражнения и мочеиспускания, можно считать достаточно развитыми.

Существует несколько признаков того, что кроха уже готов приступить к „горшечным" урокам:

он уверенно ходит, умеет садиться и вставать; Ф начинает контролировать мочеиспускание: остается сухим более двух часов, в частности, после дневного сна;

осознает свои потребности (например, что голодный или, что хочет писать) и способен сообщать о них знаками или словами;

снимает с себя мокрые или грязные подгузники;

изучает собственное тело и продукты его жизнедеятельности;

4- знает слова, обозначающие процесс мочеиспускания и испражнения - „писать", „какать" или их сокращенные варианты.

Ура, тренировки!

Итак, некоторые (а может, и все?) из перечисленных признаков налицо. С чего же начать знакомство малыша с горшечной премудростью?

Внимательно наблюдайте за ребенком и постарайтесь высаживать его „по требованию", то есть в те моменты, когда вам покажется, что „процесс пошел". Например, если малыш затихает, прекращает игру, уходит в укромный уголок, присаживается на корточки, теребит штанишки. Все эти признаки говорят о том, что он чувствует позыв к мочеиспусканию или испражнению. Ваша задача - помочь крохе установить связь между ощущением и действием. Для этого, как только вам покажется, что малыш хочет в туалет, предложите ему сесть на горшок. Если ребенок не реагирует на просьбы, отложите „тренировки", видимо, время для них еще не пришло.

Кроме того, попробуйте высаживать кроху в определенные моменты. Сначала через 20-30 минут после завтрака. Считается, что как раз в это время полный желудок стимулирует прямую кишку к опорожнению. Потом за несколько минут до и после кормлений, после дневного сна и прогулок. Только не переусердствуйте! Не следует принуждать ребенка подолгу сидеть на горшке, это может сформировать негативное отношение к процессу и даже привести к запору. Главное - не длительность высаживаний, а их регулярность.

Не начинайте приучение к горшку, если ребенок болен или в его жизни стрессовые ситуации. Обратитесь к психотерапевту и узнайте, как приучить ребенка к горшку после 2 лет. Обратите внимание и на собственное состояние: если вы чересчур загружены на работе или измучены хозяйством, отложите приучение к горшку до лучших времен.

Чтобы ускорить процесс обучения, малышу стоит показать пример ваш собственный - берите кроху с собой, когда идете в туалет, и сажайте рядом на горшок;

сверстников или детишек постарше - некоторым карапузам достаточно сходить в гости к ребятишкам, уже освоившим горшок;

игрушек - сажайте любимую куклу или мишку на „горшок" рядом с малышом.

Помните, что высаживания должны быть сознательными и добровольными. Никогда не ругайте малыша, даже если вместо горшка он написал на новый ковер, и почаще хвалите, даже если пока что он присаживается на горшок чисто символически.

Ночные и уличные тренировки (то есть сон и прогулки без подгузника) лучше начинать только после того, как днем ребенок садится на горшок „без промахов".


Начинай сначала

Многие малыши, приученные к горшку в 7-8 месяцев, подрастая, категорически отказываются от этого полезного навыка. Почему так происходит? Педиатры считают, что до года о сознательном приучении к горшку и речи быть не может: дети не осознанно ходят на горшок, а выполняют команду мамы. Вместо причинно-следственных действий „хочет в туалет - садится на горшок - делает свои дела" работает схема „садится на горшок по просьбе мамы - писает/какает по настоянию мамы». А становясь более самостоятельным, малыш начинает протестовать...

Готовим почву

Сторонники естественного воспитания считают, что в каждом ребенке заложено инстинктивное стремление оставаться сухим и чистым. Наряду с активным ношением на руках и кормлением грудью по требованию, неотъемлемой частью такого подхода являются ранние высаживания (не на горшок!).

Даже те мамы, которые не посещают родительские школы, вполне способны заметить, что младенцы часто подают вполне понятные сигналы того, что хотят в туалет: кряхтят, ворочаются, хнычут или замирают, глядя „в никуда". Именно в такие моменты их необходимо „высадить", то есть подержать над тазиком или раковиной. Делать это можно буквально с первых дней жизни ребенка. Примерно к полугоду кроха начинает сопротивляться высаживаниям и стремится ходить в туалет в укромном уголке. Если мама сможет достойно перетерпеть это время, не надевать крохе подгузники и не заставлять его ходить на горшок, то к полутора годам малыш, скорее всего, начнет просить, чтобы его высадили. После чего останется только предложить ему горшок.


Не получается?

Вроде бы все делаете правильно, но все равно ничего не получается? Предлагаем несколько вариантов для тех родителей, чей ребенок громко протестует или тихо игнорирует предложения справлять нужду в горшок. Чаще хвалите малыша за то, что он просто посидел на горшке, даже если ему не удалось туда пописать или покакать, и за того что попросился на горшок, даже если вы не успели туда добежать. На время откажитесь от подгузников (днем).

Превратите приучение к горшку из обязанности в игру. Например, позвольте малышу самому выливать содержимое горшка в унитаз, а затем спускать воду. Ради этого многие готовы ходить на горшок снова и снова.

Предложите малышу самостоятельно выбрать в магазине понравившийся горшок. Тот, что казался вам верхом совершенства, может не нравиться ребенку.

Предложите альтернативу в виде детского сиденья на унитаз и подставочки под ноги. Некоторые дети предпочитают делать „это" сразу по-взрослому, на унитаз, минуя „горшечный" этап. Если все перечисленное не помогло, просто отстаньте от ребенка: уберите горшок с глаз долой на 2-3 недели.

И еще одно правило, общее для всех родителей: чтобы избежать негативных ассоциаций, для наименования действий малыша, связанных с горшком, используйте максимально нейтральные слова и избегайте уничижительных, вроде „испачкал штанишки", „бяка", „воняет".


Непростой выбор

Покупка первого горшка - весьма ответственное мероприятие. В идеале его надо выбирать в присутствии ребенка и „с примеркой". Пусть малыш попробует присесть на горшок в магазине и выберет понравившийся. Нередко сопротивление высаживанию связано с тем, что горшок неудобен или не нравится крохе.


Горшок-седло

Пожалуй, эта модель - самая популярная. Ее преимущество заключается в анатомической форме. Выступ спереди не позволяет малышу свести колени, тем самым обеспечивая удобную позу „верхом", как в седле. Однако на первых порах на такой горшок труднее сесть, чем на обычный круглый, ведь сначала приходится вставать в позу „ноги на ширине плеч" и только потом садиться.


Горшок-трон

„Трон" также пользуется заслуженной любовью у малышей и их мам. Он оснащен подлокотниками и съемным горшком, обычно имеющим выступ спереди. Коленки малыша автоматически разводятся в стороны, а удобная спинка „трона" обеспечивает поддержку спины.


Горшок-игрушка

Утенок, бегемотик, собачка, машинка - вот далеко не полный перечень завлекательных горшков, выполненных в форме разных персонажей. С таким другом можно не только в туалет сходить, но и поболтать о том, о сем. Но наша основная задача - установить в сознании малыша связь между позывом сходить в туалет и горшком, а с игрушечным горшком ребенок отвлекается, порой забывая, зачем он сел на него, сидит дольше, чем нужно.


Классический

Самый обычный, круглый, с крышкой и ручкой - такой горшок нечастый гость современных магазинов детских товаров. И это незаслуженное забвение: старомодный горшок вполне функционален, а его скромный внешний вид рассчитан, что называется, на любителя. Те экземпляры, что еще иногда встречаются в продаже, естественно, изготовлены из пластмассы, а не из металла, как их советский прототип.


Музыкальный

Самый „умный" горшок - когда он наполняется, то благодаря сенсорным датчикам включается музыка. Этот некогда весьма популярный горшок, похоже, постепенно теряет поклонников. Основная претензия та же, что и к горшку-игрушке: ребенок садится на горшок ради забавы. Кроме того, некоторые дети вообще пугаются музыки в столь ответственный момент. Представьте себя на их месте - сидите вы в туалете, и вдруг раздаются звуки оркестра.


С подножкой

Пластиковый горшок нередко прилипает к попе. Вставая, малыш рискует расплескать содержимое. Чтобы этого избежать, каждая из перечисленных моделей может быть снабжена „подножкой" - выступом по периметру нижнего края горшка. При вставании малыш наступает на него ножкой, и горшок остается на месте. Ту же функцию (предотвращение скольжения и расплескивания) выполняет силиконовый кант на дне.


С крышкой

Сегодня эта деталь скорее декоративная. Сложно представить ситуацию, в которой мама не может вылить содержимое и вымыть горшок так долго, что необходима крышка.

Приучение ребенка к горшку - дело не из легких, и с этим наверняка согласится каждая мама. Раньше, когда не было подгузников, наши бабушки начинали высаживать деток на горшок с пеленок, даже если те еще не умели сами сидеть. Они не хватались за голову с вопросом: "Как приучить ребенка к горшку в 2 года?". Мокрые самодельные подгузники доставляли только дискомфорт малышам, и поэтому горшок осваивался намного быстрее и проще. С изобретением одноразовых подгузников жизнь среднестатистической мамы стала спокойней, она отошла от постоянной стирки многочисленных пеленок, постельного белья, одежды, а ребенку, в свою очередь, не мешали мокрые тряпочки, его перестали беспокоить назойливые родственники с горшком. В результате средний возраст для приучения ребенка к горшку увеличился, а сам процесс стал более сложным и проблемным. Поговорим о том, об основных трудностях и важных моментах.

Когда начать высаживать ребенка на горшок

Ведущие педиатры уверяют, что то, что ребенок не просится на горшок до двухлетнего возраста, - физиологическая норма. Это объясняется тем, что человек не может контролировать процессы мочеиспускания и дефекации самостоятельно именно до такого возраста. Тем не менее настойчивость и упорство ускоряет развитие таких навыков, что и объясняет успех предыдущих поколений. То есть если ребенок ходит в подгузнике до двух лет, то это не повод хвататься за голову и расстраиваться, задаваясь вопросом о том, когда и как приручить ребенка к горшку. Всему свое время, так заложено природой.

С физиологией лучше не спорить!

Интересно, что с 6-месячного возраста и до года вырабатывается произвольная задержка дефекации и мочеиспускания. Ребенок в процессе изучения своего тела может обнаружить эти возможности, но ему еще тяжело их контролировать. В этот период можно предложить ребенку присесть на горшок, однако не ждите, что, пописав туда один раз, он начнет сразу же регулярно проситься и делать свои дела туда. Устойчивый навык формируется немного позже, когда ребенок уже может усидеть на одном месте.

Неудача подстерегает тех родителей, которые решили освоить горшок в период «кризиса первого года жизни», когда ребенок бунтует и требует самостоятельности. Бывает, что даже те дети, которые ходили на горшок до кризиса, резко отказываются от высаживаний. Когда проблемный период закончится, наступит идеальное время для приучения.

Еще одно преимущество для тех, кто думает, как приучить ребенка к горшку в 2 года, - высокая вероятность того, что ребенок уже понимает речь родителей. Большинству детей уже можно все объяснить, рассказать и избежать таким образом лишних истерик. Как научить ребенка?

К горшку - повышенные требования

Если вы поняли, что сейчас ваш ребенок находится в благоприятном для приучения периоде, первым делом нужно выбрать горшок. Сегодня на рынке товаров для детей можно найти невероятно большой их ассортимент. Разные цвета, рисунки, формы, размеры - существуют горшки на любой, как говорится, «вкус и цвет». Лучше начинать приучение с простых классических моделей, чтобы ребенок не отвлекался на рисунки и другие вещи, однако каждому свое. Рассмотрим, какие бывают горшки.

Девочке лучше приобрести простой горшок круглой формы, на котором можно сидеть со сведенными ножками. Мальчик будет чувствовать себя комфортнее на горшке анатомической формы, в котором имеется выступ спереди. Горшки бывают с крышкой и без нее. Вариант с крышкой удобен для путешествий, а также в случаях, если у родителей нет возможности сразу избавляться от содержимого горшка.

Существуют также горшки с подножкой, вставая с которого, ребенок наступает на эту самую подножку, удерживая таким образом горшок на месте. В некоторых вариантах есть специальная ручка, чтобы родителям было удобно его выносить.

Что касается материалов, здесь также есть из чего выбрать. Сейчас в основном родители останавливаются на пластмассовых горшках, однако можно встретить и эмалированные варианты. Последний отличается прочностью, удобной формой и простотой в уходе.

Пластик, из которого производятся современные горшки и сидения на унитаз, может содержать специальную антисептическую добавку, которая позволяет родителям мыть горшок без добавления средств для мытья.

Много разных вариантов

Существуют также горшки-стульчики, музыкальные горшки, модели в виде игрушек, горшки-трансформеры и дорожные варианты, которые складываются и раскладываются. Некоторые дети вообще изначально предпочитают присаживаться на унитаз, поэтому родителям стоит обратить внимание на детское сидение. Педиатры уверены, что принципиального значения все вышеперечисленные нюансы не имеют, и главное, чтобы ребенок воспринимал горшок не как игрушку, а как место, куда надо сходить по нужде. Родителям советуют обращать внимание в первую очередь не на цвет и наличие музыкального сопровождения, а на удобство, форму, качество пластмассы. Важно, чтобы горшок быстро нагревался от тела малыша.

Знакомство: как приручить ребенка к горшку

Когда родители показывают ребенку горшок первый раз, они часто не задумываются, какое важное событие происходит и насколько большое внимание нужно ему уделить. Роль играет и настроение ребенка, и внешний вид горшка, и условия, в которых происходит знакомство. Как быть? Сначала посадить ребенка и потом уже ему рассказать, что к чему? Или наоборот? А если малыш подумает, что эта новая игрушка, и не поймет, что нужно делать? Все эти вопросы роятся в голове обеспокоенных родителей, которые не знают, как правильнее поступить. Есть несколько вариантов развития событий.

Если, к примеру, вы не знакомили ребенка с горшком до двухлетнего возраста, и он видит его впервые, будучи уже в состоянии понять ваше объяснение, нужно сначала преподнести необходимую информацию на доступном языке. В идеале малыш сядет на горшок и попробует что-то сделать. В худшем случае он отвернется, уйдет и расстроит тем самым маму и папу. Если такое случилось, не стоит навязываться и пытаться все равно усадить ребенка. Лучше спрятать горшок подальше и повторить попытку спустя пару недель, когда малыш уже успеет забыть о нем. Если ребенок не садится на горшок вновь, прячьте его снова и снова, пока не получится.

Если ребенок младше и еще не понимает объяснений, лучше сначала его посадить, а потом уже рассказывать. Опять-таки если не получается, лучше не настаивать, чтобы еще больше не испугать малыша и не отвернуть от этого дела.

Еще один вариант - попробовать присаживать на горшок кукол и любимые мягкие игрушки. Возможно, ребенок захочет последовать их «примеру». Вообще, здорово было бы привести старшего ребенка, который уже умеет ходить на горшок, и показать на его примере, что к чему. Хороший эффект такого приема подтверждается фактом, что второй и последующие дети начинают ходить на горшок раньше, беря пример со старших братьев или сестер.

Готовимся к промахам

Если ребенок уже иногда ходит на горшок, но делает это не совсем уверенно, лучше отказаться от подгузника и приготовиться к появлению нежелательных луж посреди комнаты. В этот период лучше убрать ковры и запастись сменным бельем. Наличие подгузника на ребенке будет только тормозить процесс и прибавлять родителям еще больше головной боли. Родители также должны подготовиться морально: держать себя в руках и не ругать ребенка в случае, если он забудет о горшке. Бывают ситуации, когда малыш успешно ходит на горшок, когда его присаживает мама, но ребенок не просится на горшок самостоятельно. Важно понять, что малышу трудно принять новшество так быстро, как хотят окружающие, и лучше, если он будет встречать поддержку и улыбку вместо наказаний.

Ребенок может испугаться!

Бывают случаи, когда дети начинают бояться писать только потому, что не хотят, чтобы их ругали родители, и терпят, что негативно сказывается на их самочувствии. Не стоит удивляться, почему ребенок (2 года) боится горшка, если родители постоянно ругают и наказывают его за что-то, что связано с горшком.

Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка в процессе мочеиспускания (например, когда он уже начал писять в штаны, нельзя кричать «Эй, ты что, остановись!» и прочее). Это может стать причиной испуга и продления периода бесконтрольного мочеиспускания во сне.

Когда снимать подгузник на прогулку

Не всегда ребенок, который ходит на горшок дома с большим успехом, сообщает о своем намерении пописать на улице. Сначала лучше надевать подгузник, так как ветреная или холодная погода может стать причиной нежелательной простуды (не факт, что вы успеете быстро добежать домой или успешно переодеть ребенка на месте происшествия). Снимать подгузник следует только тогда, когда он будет систематически оставаться сухим после прогулки, или же тогда, когда ребенок начнет проситься на горшок вне дома. Еще один нюанс, что делать, если ребенок говорит о том, что он хочет пописать, в каком-то людном месте, где нет никакой возможности сделать это. Часто мамочки присаживают детей прямо посреди улицы, под деревцо или кустик. Это и правильно, и нет. Хорошо бы помнить о том, что ребенку нужны удобства, и гулять только в местах, где неподалеку есть туалет. Можно обзавестись дорожным раскладывающимся горшком и носить его с собой. Такой вариант добавляет уверенности ребенку, потому что часто дети не просятся на улице только потому, что горшка нет в поле зрения.

Как научить ребенка терпеть

Терпение - то, что придет к ребенку само. Говорят, что этому невозможно научить. Нужно просто пытаться объяснять малышу, что нужно подождать и так далее. Если ребенок научится терпеть, это уже поистине победа над горшком, и родители сразу заметят наличие такой способности. Опять-таки если ваш ребенок не умеет сдерживаться и терпеть, не нужно его наказывать, так как этот процесс больше физиологический, чем психологический.

Как отказаться от ночного подгузника

Когда основная проблема решена, и ребенок ходит на горшок дома и на улице, остается, как правило, еще один вопрос о том, как приучить ребенка к горшку ночью. Доказано, что просыпаться ночью с целью сходить на горшок малыш начнет только через некоторое время после выработки устойчивого навыка ходить на него днем. Дети, чьи родители отказались от использования одноразовых подгузников, перестают писаться во сне раньше. После двух лет благодаря задержке мочеискускания многие дети «терпят» до пробуждения. Редкий ребенок будет спать всю ночь без пробуждения для этих целей, однако если он немного пил и сходил на горшок перед сном, есть вероятность, что проснется он только утром и сразу же пойдет куда надо.

  1. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что он не сходил на горшок и описал штаны, он может испугаться не только родителей, но и горшка или даже самого процесса.
  2. В случае «попадания» малыша нужно хвалить, но не перестарайтесь. Не нужно хвалить сильно бурно или награждать ребенка чем-то. Достаточно просто ласково погладить малыша и сказать с улыбкой, что он молодец и что так нужно делать всегда.
  3. Если ребенок может сесть на горшок сам, нужно предоставить ему свободу действий, и даже если он просит посадить его, попробуйте сделать так, чтобы он справился самостоятельно. Перед тем как приучить ребенка к горшку в 2 года, нужно уже работать над его самостоятельностью.
  4. Особенно демократично нужно отнестись к «авариям» в первое время, когда у ребенка режутся зубы, когда он болеет, когда увлечен игрой, в период «кризиса первого года жизни». Лучше подождите и продумайте план для того, чтобы не переживать потом, как приучить ребенка к горшку в 2 года.
  5. Не забывайте о цели! Помните, что приучение ребенка к горшку - это в первую очередь приучение справить туда нужду. Малыш не должен садиться туда только для того, чтобы его похвалили или не наказывали. Главная цель родителей - научить ребенка управлять своим организмом.

Заключение

Быстро приучить ребенка к горшку - главная цель родителей, однако быстрота - не главное. Гораздо важнее сам процесс, и нужно сделать его как можно менее проблемным как для ребенка, так и для родителей. Чем спокойнее будут родители и чем уравновешеннее они будут вести себя при возникновении проблем, тем проще будет малышу в психологическом плане. Учтите все рекомендации, изложенные выше, и у вас обязательно получится научить ребенка проситься на горшок! Желаем удачи!