Как не вырастить из сына эгоиста. Воспитание сильной личности или как не вырастить эгоиста. Похвала – медаль, имеющая две стороны

Что стоит знать? На протяжении последних десятилетий родителей призвали удовлетворять все желания своих детей, хвалить их на каждом шагу, даже если они не сделали ничего хорошего, не делать им замечаний и не наказывать их. Считалось, что когда прививать ребенку мысль о собственной исключительности, то он будет иметь хорошую самооценку. Однако что из этого вышло? В одной книге о воспитании детей говорится: «Вместо уравновешенных, счастливых детей мода на повышение самооценки породила целое поколение малых самовлюбленных нарциссов» («Generation Me»).

Многие дети, которых родители всегда и за все хвалили, оказались не готовы к разочарованиям, критике и неизбежных неудач во взрослой жизни. Так как их приучили думать только о собственных желаниях, им трудно завязывать длительные отношения. Поэтому нередко страдают от тревоги и угнетения.

Ребенок развивает здоровое чувство собственного достоинства не тогда, когда ему постоянно говорят, что он особенный, а тогда, когда достигает конкретных результатов. Для этого мало просто верить в себя: нужно приобретать знания, применять их на практике и совершенствовать свое искусство в работе. Надо также заботиться о других. Поэтому ребенку нужно смирение.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ

Хвалите, когда ребенок этого действительно заслуживает. Если ваша дочь заработала хорошую оценку, похвалите ее. А если получила плохую, то не спешите обвинять учителя. Иначе ваш ребенок вряд ли научится быть смиренным. Объясните ей, что сделать, чтобы в следующий раз такого не произошло. Приберегите похвалу к тому времени, когда дочь будет за что похвалить. Исправляйте, когда нужно. Это не значит, что надо критиковать ребенка за каждую мелочь. Но нельзя смотреть сквозь пальцы на серьезные ошибки и дурные наклонности. В противном случае они станут частью характера ребенка. Давая наставления с любовью, родители учат ребенка смирения и при этом не ранят его чувство достоинства.

Готовьте ребенка к реальной жизни. Если родители выполняют каждую прихоть ребенка, он привыкает, что его желание - закон.
Не пытайтесь защитить ребенка от каждой неприятной ситуации, а готовьте его к трудностям, с которыми он столкнется во взрослой жизни.
Воспитывайте в детях щедрость. На собственном примере покажите, что «больше счастья в том, чтобы давать, а не брать».
Вы могли бы вместе составить список тех, кому надо помочь с покупками, куда-то подвезти или что-то отремонтировать. Берите ребенка с собой, когда помогаете кому-то из этого списка. Пусть он видит, какую радость и удовольствие вам доставляет забота о других. Если вы хотите научить ребенка смирению, собственный пример - наиболее действенный метод.

Какого человека называют эгоистом? Всем ли детям свойственна эгоистичность? Как не вырастить эгоиста? Откуда берет свои корни детский эгоизм? Как правильно воспитывать ребенка, чтобы он не стал эгоистом? Какие советы, рекомендации можно дать родителям?

На эти и другие вопросы, связанные с этой, не самой привлекательной, чертой личности, мы и постараемся ответить вместе с вами, уважаемые читатели.

Какого человека называют эгоистом?

Если говорить простыми словами, эгоистом называют человека, который свои интересы ставит превыше всего, любит только себя, мнение учитывает только свое, не отзывчив к проблемам, интересам, чувствам других людей.

Что отличает эгоистичного ребенка?

Прежде всего, такой ребенок больше внимания уделяет предметам, чем отношениям с другими людьми. Ребенку-эгоисту практически все равно кто с ним играет, общается, он равнодушен к другим детям. Такому ребенку интересны игрушки, сладости, вещи. Во время игры с другими детьми ребенок-эгоист в некоторых ситуациях может вести себя грубо, агрессивно (может ударить или толкнуть), а в некоторых ситуациях способен пойти на обман, проявить максимум хитрости, чтобы завладеть желаемой игрушкой.

Какие последствия для самого ребенка имеет такое эгоистичное отношение к другим детям?

Очень скоро дети, которые общались с таким ребенком, перестают брать его в свои игры, начинают его избегать. Более того, со временем простое игнорирование может перерасти в открытую неприязнь ровесников. Малыш остается не только без партнеров по игре, но и вообще без друзей. Со временем ребенок-эгоист, осознав всю плачевность ситуации, начинает страдать и обвинять окружающих, вести себя еще более враждебно и агрессивно, что еще сильнее усугубляет положение. А его эгоистичность и отчуждение от сверстников усиливается.

Откуда вообще берет свои корни детский эгоизм?

Когда ребенок только появляется на свет, то кажется, что весь мир начинает крутиться вокруг него. По крайней мере, интересы отдельно взятой семьи уж точно в этот период подчинены, в первую очередь, удовлетворению потребностей этого маленького, беспомощного, всеми любимого существа. Эгоизм новорожденного ребенка, можно сказать, является нормой и способом его выживания. Если ребенок голоден или замерз, то громкий плач, не смотря на самочувствие окружающих, заставит удовлетворить потребности малыша. Но по мере взросления, развития его личности, ребенок должен становиться полноправной частью социума, частью, интересы которой учитываются и которая сама учитывает интересы окружающих.

Получается, что человек, который думает только о себе, не учитывая интересы и потребности своих близких, своего окружения, ведет себя как грудной ребенок. Вот такой парадоксальный вывод напрашивается.

Как же правильно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос эгоистом? Что делать, если ребенок – эгоист? Какие советы, рекомендации для родителей, можно дать?

Как не вырастить эгоиста?

Примерно к четырем годам у ребенка появляется потребность в расширении круга общения. Малыша начинают все больше интересовать именно коллективные, подвижные. Он стремится чаще взаимодействовать со сверстниками. Используйте этот период в жизни ребенка для того, чтобы помочь ему научиться мирно, благополучно взаимодействовать с ровесниками, учитывая интересы других детей, находя компромиссные решения в игре и конструктивные .

Приучайте своего малыша с вниманием относиться к людям, заботиться о своих родных и близких, учитывать их интересы и потребности. Учите его замечать достоинства других людей, радоваться не только своим успехам, но и достижениям близких, друзей. Хвалите его за добрые поступки. Делитесь своими чувствами, которые у вас вызывает его внимательное отношение. Пусть ребенок почувствует, что доставлять радость близким приятно. В чем же может проявляться внимание и забота совсем еще маленького человека о своих родных людях? Это может быть поздравление с праздником или с днем рождения с вручением подарка, который сделан своими руками. Посильная помощь старенькой бабушке (принести очки, открыть перед старушкой дверь и т. п.) или забота о младшем братике или сестричке также будет приятной и полезной всем действующим лицам.

Однако, не стоит приучать ребенка постоянно жертвовать своими желаниями в угоду желаниям других людей. Его интересы и потребности так же важны, как интересы и потребности других членов семьи.

И не забывайте, уважаемые взрослые, о важнейшей роли примера. Ваши поступки и действия, которые наблюдает ребенок, гораздо красноречивее самых громких слов и эмоциональных высказываний.

Ни в коем случае не называйте ребенка эгоистом, не навешивайте на него ярлыков. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, только с самим собой, отмечая его положительные достижения. И уж конечно, не стоит употреблять выражений типа «ты такой же не внимательный (эгоист, грубиян), как твой отец». Ребенку должна быть приятна схожесть с родителями, которые, естественно, должны являться для него положительными примерами.

Не оставляйте без внимания случаи, когда ребенок проявил неуважение, грубость по отношению к кому-либо. Учите его с пониманием относиться к другим людям. Умение поставить себя на место другого - очень важное качество для нахождения взаимопонимания, которое поможет ему и в будущей, взрослой жизни строить добрые взаимоотношения.

Не преувеличивайте таланты и заслуги вашего малыша, превознося его над окружающими. Это, конечно же, не значит, что не нужно его поощрять. Х валить нужно за хорошие дела, поступки, старания, мотивируя ребенка на дальнейшие достижения.

Не забывайте, что чрезмерная опека и забота это не одно и то же. Предоставляйте своему ребенку достаточную для его возраста свободу и возможность проявить свою .

Чтобы ребенок не вырос эгоистом, также обращайтесь к малышу с просьбой о помощи в различных делах. Пусть ребенок привыкает к тому, что он также может заботиться о своих близких, как и они о нем.

Не спешите удовлетворять абсолютно все желания малыша. Ведь для исполнения некоторых желаний нужно время, дополнительные средства, усилия и старания, в том числе и с его стороны. А некоторые желания могут вообще идти вразрез с интересами близких. Ребенку нужно объяснять все это, чтобы он учился считаться с возможностями и потребностями других людей.

Другими словами, ребенка нужно научить не только требовать исполнения собственных желаний от других, но и самому стараться проявлять заботу о ближних. Для исполнения своих желаний он тоже должен прилагать усилия, старания. Ребенок должен понять также, что его желания не должны быть во вред другим людям. Не нужно бросать все свои дела и кидаться исполнять все желания малыша. Необходимо объяснить ему, что как только вы закончите важное для всех дело, вы с радостью ему поможете. Не стоит говорить малышу, что он самым главный, самый лучший, что его желания самые приоритетные, что его «хочу» - это закон для вас. Есть много других способов проявить свою, не навредив.

Игнорирование интересов и желаний ребенка также ни к чему хорошему не приведет. Это только заставит ребенка почувствовать себя нелюбимым, ненужным, а может вынудить отстаивать свои интересы довольно грубыми и агрессивными способами. И как в таком случае можно ожидать внимания со стороны подрастающего ребенка, если вы сами не были достаточно внимательными по отношению к нему, и для него внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу не стало нормой?

Очень важно для ребенка ощущение того, что его любят, что он нужен и важен для своих близких, что его семья, его мир, надежны и безопасны. Постарайтесь создать для своего малыша именно такие условия, чтобы ему не пришлось «выбивать» себе так необходимые ему внимание и любовь любыми способами, зацикливаясь на своей персоне. Конечно же, не забывайте о важности каждого члена семьи и внимании к каждому члену семьи.

Безусловно, все люди разные, все дети разные. Поэтому используйте предлагаемые рекомендации с учетом индивидуальных особенностей именно вашего ребенка.

Буду рада, если вы, уважаемые читатели, дополните данные рекомендации примерами из личного опыта, поделитесь своими наблюдениями о том, как не вырастить ребенка эгоистом.

Типичные ошибки родителей, ведущие к формированию эгоизма у детей.

1. Преувеличение значения личности ребенка. Речь идет, конечно, не о занижении, но об адекватности оценки: не хвалите без причины, не замалчивайте реальных достоинств ребенка.

2. Навязывание ребенку собственных прагматических установок и своих желаний снижает мотивацию и интерес к жизни у ребенка.

3. Выполнение необходимых дел за детей лишает их собственной инициативы.

4. Личный эгоистический пример родителей при декларации нравственных норм. Нравственные представления детей при этом становятся неопределенными из-за внутреннего конфликта.

5. Подкуп детей: плата за дела по дому, за школьные отметки. В этом случае ребенок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Собственная оценка переносится, таким образом, с морально-этических принципов на денежное выражение. Кроме того, плата снижает энтузиазм и творческий потенциал человека.

6. Большая (чрезмерная) воспитательная активность семьи снижает самооценку ребенка, подавляет его и ведет к психологической незрелости.

Что делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребенка или хотите предотвратить их? Дадим несколько советов:

1. Снимите мелочную опеку с ребенка (разбудить утром, чтобы не проспал; напомнить о необходимых делах; сидеть рядом при выполнении уроков; обслуживать за едой и после и т.п.).

2. Дайте ребенку возможность получить отрицательный опыт его действий или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решений. Этот опыт ребенку действительно более ценен, чем навязываемое вами готовое решение.

3. Приучайте его к посильной помощи дома, к деланию для всех, а не только для самообслуживания.

4. Интересуйтесь не только делами ребенка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей.

5. Расширяйте социальную среду ребенка, учите его жить в ней.

6. Самый же действенный и надежный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребенка – воспитать в нем противоположное качество. Эгоизму противостоит альтруизм. О нем и поговорим.

Альтруизм обозначает формы поведения человека, ориентированные на сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Альтруизм у дошкольников проявляется в симпатии, доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка, в общей «покладистости». У школьников становятся более выраженными принципы справедливости (справедливый поступок может ущемить собственный интерес), принцип уважения другого человека, принцип человеколюбия или соучастия. Крайний случай альтруизма – «живи для других».

С появлением ребёнка в семье, жизнь взрослых кардинально меняется. Привычные дела отходят на второй план и всё внимание устремляется на малыша. Часто сильная опека родителей и чрезмерная любовь может сыграть злую шутку. Единственный ребёнок в семье может вырасти в неприспособленного к жизни человека, который считает, что весь мир крутится вокруг него. Многие молодые родители хотят узнать, как любить ребёнка, но не залюбливать? Как не воспитать эгоиста?

Современная жизнь диктует свои правила и морали, и сейчас не считается неприемлемым забота о себе и своём комфорте. Многие люди не хотят спешить заводить детей, а стремятся сделать карьеру, обеспечить себя материальными благами. Часто, решившись на одного ребёнка, они ставят точку в деторождении, отдавая всё самое лучшее единственному и неповторимому малышу. В обществе бытует мнение, что один ребёнок в семье чаще становится эгоистом, чем тот, у кого есть братики и сестрички, но себялюбие возникает не из-за отсутствия родственников, а из-за неправильного воспитание. Если вы относитесь к тем, кто по каким-то причинам не стремится заводить вторых детей, то эта статья точно для вас. Как не воспитать эгоиста и что для этого нужно делать, читайте далее.

1.Давать ребёнку брать ответственность за свои поступки.

Этому нужно учить с самого рождения, ведь даже самый маленький ребёнок может уже отвечать за своим поступки. Поиграл – убери за собой игрушки, встал с утра — застели постель. Плохо себя ведёшь – получи наказание. Ребёнок должен понимать, что за свои поступки несёт ответственность именно он, а не его родители. Если постоянно опекать ребёнка и не давать проявлять ему себя, то он так и будет расти с мыслью, что всё за него сделают другие и все всегда решат его проблемы.

2.Давать ребёнку ошибаться.

Этот пункт можно отнести к первому, ведь давая ребёнку ошибаться, вы даёте ему принимать свои собственные решения. Нельзя постоянно бояться, что ребёнок сделает что-то не так. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Жизнь без ошибок вообще невозможна. Получая плохой опыт, ребёнок начинает учиться на своих ошибках. Навязывая свой опыт ребёнку, вы обрекаете его всю жизнь рассчитывать на кого угодно, кроме себя.

3.Не вестись на манипуляции со стороны ребёнка.

Наверняка наблюдали в общественных местах, когда ребёнок, казалось бы, без причины устраивает истерику с неумолкаемым плачем, а мама готова на всё, лишь бы успокоилось взволнованное чадо. Если постоянно вестись на провокации, то ребёнок будет всегда манипулировать своими родителями и получать желаемое лишь напорами и криками. Ни в коем случае нельзя давать ребёнку сесть на плечи. Вы должны донести до него, что желаемое можно получить лишь хорошими поступками и никак иначе. Конечно, хорошо, когда родители могут позволить своему малышу всё и даже больше, но если постоянно обсыпать ребёнка миллионами игрушек, самыми дорогими и модными вещами и т.д., то он просто не будет ценить то, что имеет, а ошибочно станет полагать, что всё даётся с неимоверной лёгкостью. Умеренные же ограничения в удовольствиях, гораздо полезнее для ребёнка чем чрезмерное изобилие.

4.Дать возможность ребёнку общаться с другими детьми.

Конечно, играть со сверстниками гораздо интереснее чем с взрослыми, но если у вас один ребёнок в семье, то нужно стараться компенсировать ему нехватку детского общения. Например, ходить в гости к семьям, в которых есть дети. Важно, чтобы ребёнок учился коммуникабельности и умел находить общий язык с другими людьми. Полезно будет, если малыш будет посещать детские сады или развивающие кружки, где всегда много детишек.

5.Воспитывайте в ребёнке альтруистические качества.

Именно такие качества являются противоположными эгоизму. Учите ребёнка милосердию к другим людям, состраданию и помощи. Ребёнок должен понимать, что все люди равны и что каждый одинаково достоин любви и счастья.

6.Личный пример – самый лучший учитель.

Сколько бы мы не давали вам советов и сколько бы не было разговоров и действий, направленных на воспитание в ребёнке самых лучших качеств, нет более действенного средства чем личный пример. Если родители не ведут себя как эгоисты и на своём личном примере показывают, как нужно относиться к людям, то и ребёнок не вырастит человеком, зацикленным на самом себе.

7.Ребёнок – помощник.

Приучайте ребёнка к посильной помощи по дому. Важно, чтобы ребёнок делал для всех, а не только для самого себя.

8.Нельзя подкупать ребёнка.

Некоторые родители платят ребёнку за хорошие оценки или поступки. Причём в прямом смысле этого слова. Получил хорошую оценку – на денежку, убрался в доме – получи подарок. В первую очередь ребёнок должен оценивать свои поступки с точки зрения морально-этических норм, а не мерить все товарно-рыночными отношениями.

9.Ребёнок не центр мироздания.

Не стоит преувеличивать значимость ребёнка. Ребёнка – полноправный человек, но никак не центр мироздания. Вседозволенность в раннем возрасте может привести к тому, что ребёнок вырастет в эгоиста, который будет отовсюду стремиться получить повышенное внимание к своей персоне. Это очень будет мешать ему в дальнейшем взрослой жизни, ведь никто не любит таких людей, которые не уважают и не воспринимают кого-то кроме себя.

10.Домашний питомец.

Научить ребёнка заботится о маленьком мохнатом друге – ещё один удачный способ не дать ребёнку вырасти эгоистом. Забота о ближнем раскроет в малыши наилучшие качества.

Количество детей в семье совершенно не влияет на то, какой человек вырастет. Как видите, всё зависит на прямую от отношения родителей к ребёнку. Если с самого раннего возраста начать формировать в ребёнке правильное восприятие мира и людей, то ребёнок не сможет стать эгоистом даже если в семье он воспитывается без братьев и сестёр.

Возраст «Я»
Уже годовалый малыш начинает постепенно «отделяться» от матери, и к трем годам эта потребность самостоятельности достигает кульминации. Местоимение «я» звучит в его речи по поводу и без: «я сам», «я хороший», «я хочу» - сначала такие проявления самостоятельности и сознательности несказанно радуют мам.
Ребенок заявляет о собственных желаниях и возможностях, учится выражать свои чувства.
Трехлетнего малыша уже может очень обидеть отношение к нему взрослых как к несмышленышу. Иногда похоже, что ребенок бунтует, стремясь сделать все наперекор родительской воле, и нередко критикует действия взрослых. Именно в этом возрасте закладывается рациональная основа для оследующего развития личности. И именно это наиболее подходящий возраст для того, чтобы - если это еще не сделано - научить его большей самостоятельности. Упущенный момент обернется годами жизни с избалованным, капризным и эгоистичным деспотом, которому кажется, что весь мир должен крутиться вокруг него.

Это не обсуждается?

Типичная история. Мама готовит рыбный суп. Трехлетний малыш в недоумении: «Мам, зачем? Я же рыбу не люблю!» О том, что обедать собираются еще мама, папа, бабушка и старшая сестра, ребенок не задумывается ни на мгновение. Откуда берутся маленькие эгоисты? Часто - от чрезмерной любви и опеки. Мы потакаем каждому капризу малыша и спешим исполнить любую его прихоть. Игрушка, на которую кроха покажет пальцем, самые лакомые кусочки, выполнение любых просьб «подай-принеси». Разумеется, малыш входит во вкус и «садится нам на шею».

Причин такого поведения взрослых несколько.

  • Желание баловать долгожданного наследника («ребенок "дался" мне нелегко»; «пускай у него будет все, чего я была лишена в своем детстве»).
  • Чувство вины перед ребенком, ведь мы много работаем и не уделяем должного внимания - «а у ребенка должно быть счастливое детство». Пытаясь компенсировать вседозволенностью нехватку ласки, мы позволяем маленькому члену семьи занять лидерские позиции в общении.
  • Проще все сразу разрешить, чем каждый раз объяснять, почему что-то нельзя: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. «Пусть смотрит мультики хоть три часа подряд - за это время я столько успею сделать по дому!» Иногда проще сделать все за малыша самим, потому что нам некогда или, признаемся честно, лень прикладывать усилия и требовать выполнения от ребенка простых правил: «раскидал все игрушки? Я все соберу быстренько сама, у сына уйдет на это час, а мы спешим на прогулку».

С возрастом забавные капризы могут превратиться в неприятные черты характера. К тому же, научившись манипулировать взрослыми, ребенок будет совершенствовать и дальше свое умение добиваться желаемого любой ценой.

Похвала дорогого стоит

Опасаясь развить в ребенке комплексы, мы иногда чрезмерно «захваливаем» свое дитя, наедине и прилюдно. Разумеется, для каждой мамы ее ребенок - самый талантливый, самый умный, красивый, смелый, музыкальный… Но очень легко переступить невидимую границу и вместо уверенного в себе и в своих силах самолюбивого человека вырастить зазнайку и себялюбца. Хвалить тоже нужно уметь. Важно хвалить не только самого ребенка («ты у меня самый лучший»), но и результат его труда («мне очень нравится картинка, которую ты нарисовал»). В таком случае ребенок вырастет самодостаточным человеком: у него не будет комплексов, что его «любят за результат», при этом стимулов стремиться к этому результату будет достаточно.

Цель оправдывает средства?

Еще одна ошибка родителей - попытка реализовать собственные амбиции и желания в ребенке. Так, поставив перед собой цель вырастить маленького гения, мы готовы освободить любимое чадо от всего остального, «отвлекающего» от заданного направления, например, помощи по хозяйству. Лишь бы чадо училось отлично, стремилось к олимпийским рекордам в спортивной секции, стало вторым Моцартом. Но в ответ ребенок забрасывает занятия, тренировки, гаммы, предпочитая проводить время перед телевизором или с друзьями. Ему самому куда интереснее другие виды творчества, но мы не догадываемся спросить его, какие, - а только упрекаем в эгоизме и невнимании.

Предоплата неуместна

Столкнувшись с эгоистичным нежеланием ребенка делать что-то или следовать определенным правилам, некоторые родители пытаются заинтересовать ребенка материально: «выучи стишок - получишь шоколадку», «почистишь зубки - посмотришь мультик». Неважно, платят ли родители за сделанную работу или помощь по дому вещами или удовольствиями. В любом случае это опасный путь. Уже скоро ребенок без «предоплаты» и шагу не ступит, при этом изменения к лучшему в его характере так и не произойдут. Ведь с радостью и удовольствием человек занимается лишь тем, что ему действительно интересно, что его увлекает. Работа только «ради чего-то» не приносит творческого удовлетворения и всегда выполняется «из-под палки». Важно заинтересовать малыша, вселить в него энтузиазм другими, нематериальными способами. Например, превратить нудную и рутинную уборку в игру.

Прививка от эгоизма

  • Позвольте ребенку заботиться о других. Как бы ни было страшно, не ограждайте его от общения с грудным братиком или сестренкой или обсудите с ним возможность завести домашнее животное, ухаживать за которым будет он сам. Рассчитывайте, чтобы нагрузка в этом случае была посильная: вряд ли ребенок, с утра до ночи занятый в саду и кружках, сможет полноценно заботиться о собаке, с которой надо гулять и играть.
  • Обсуждайте с малышом не только его личные дела, но и дела его друзей. Это заставит его обращать внимание на других людей.
  • Позвольте ребенку принимать простые решения и делать выбор. Если дитя привыкает, что за него всегда думают и решают родители, он вырастает в инфантильное существо с кучей психологических проблем, зависимое от мамы и папы до старости.
  • Научите ребенка проигрывать. Не предостерегайте кроху от неверного решения (конечно, если оно не угрожает его жизни) - пусть он учится на собственных ошибках. Только пережив неудачу, он научится выбирать те пути, которые приведут его к успеху.
  • Помогайте ребенку, но не делайте работу за него. Если он умеет одеваться самостоятельно, но делает это очень долго, особенно по утрам, когда вы опаздываете в детский сад, - измените распорядок дня и вставайте раньше. Или научите пользоваться часами, чтобы малыш сам рассчитывал, сколько времени отвести себе на одевание.
Мама тоже человек

Разговаривайте с малышом о своих собственных чувствах и переживаниях. Расскажите о том, что на работе вы устали (обязательно объясните почему: написала много страниц доклада, приняла много людей с жалобами и т. п.) и поэтому не можете исполнить ту или иную просьбу ребенка. Малышу не нужны подробности, но ему нужно понимание ситуации: мама имеет право на собственные переживания, обиды, болезни, слабости и т. д. У нее может быть печальное настроение или болеть животик и т. д. Попросите малыша принести вам плед или поставить вашу чашку из-под чая на стол.