Как наладить отношения с одноклассниками? Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками Как наладить отношения с одноклассниками

И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. Когда учительница начинает знакомить первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, она тем самым создает базу и для отношений «от­ветственной зависимости», и для личных отношений между од­ноклассниками.

В дальнейшем две системы отношений - деловых и личных -развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно со­знательно строится педагогами, воспитателями. Они определя­ют структуру деловых отношений, намечают, кто какую обще­ственную работу должен выполнять, когда и в какой форме от­читываться. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может довольно быстро измениться по его желанию.

Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается из­нутри, стихийно.

В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут отве­тить, с кем они сидели за одной партой. Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т.д. Этот процесс длится весь пер-


вый месяц, а то и больше. Характерно, что первоклассники по­началу даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществля­ется через педагога. Первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознает, можно выразить так: «Я и моя учительница». По­степенно педагог приучает детей помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты. Постепенно дети начи­нают все больше осознавать себя частью какого-то целого, не учениками вообще, а учениками, скажем, 1 «А» класса, где учительница Галина Григорьевна.

Теперь позиция школьника может быть охарактеризована сло­вами: «Мы и наша учительница». Появляется гордость за свой класс, стремление украсить как можно лучше его помещение, добиться для своего класса почетного места в школьных сорев­нованиях. Эти первые ростки коллективизма необходимо ук­реплять и развивать. Очень большое значение уже на первых этапах формирования коллектива имеет создание его жизнеспо­собной структуры. Для этого необходимо разбить коллектив на более мелкие единицы и правильно распределить общественные поручения.

Наиболее жизнеспособная величина первичного коллекти­ва - это 5-7 одноклассников, сплоченных вокруг интересую­щего всех их дела. В таком маленьком коллективе есть возмож­ность дать общественное поручение всем его членам. Это очень важно в целях выработки умения самостоятельно решать воз­никшие перед коллективом задачи. Опыт показывает, что уже первоклассники способны выполнять многие общественные по­ручения, например такие, как дежурство по классу, работа са­нитаров, проверка состояния учебников, уход за цветами, ответ­ственность за ведение календаря природы, работа в редколле­гии стенгазеты и т.д.

В начальных классах дети овладевают и такими сложными формами отношений, как совместное выполнение группой одно­го задания. В этом случае школьники приобретают опыт рас­пределения обязанностей, учатся действовать с учетом того, что и как делают их товарищи. Сначала действия членов такой груп­пы согласовывает учитель. Потом, когда ученики сами овладе­вают навыками совместной организационной работы, из них вы­деляется наиболее ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у детей вырабаты­вается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива.


В связи с этим коллективные отношения детей усложняют­ся; возникает группа, выступающая как своеобразное ядро кол­лектива, - появляется актив.

Выделение актива - очень сложный и противоречивый про­цесс. Учителю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный ученик выполняет общественные поручения из кол­лективистских побуждений, из желания действительно прине­сти пользу другим детям. Нередко мотивом бурной деятельнос­ти отдельных школьников служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Когда таким ученикам приходится подчиняться другим членам кол­лектива, они обижаются, иногда отказываются от работы, упря­мятся, капризничают.

Опасно, если в классе выделяется группа, так сказать, «про­фессиональных руководителей» других учеников. Вот у этих маленьких «профессионалов» и возникают нередко черты себя­любия, тщеславия, презрения к рядовым членам коллектива.

При отсутствии соответствующей воспитательной работы от­ветственность перед коллективом не возрастает у детей. В ре­зультате экспериментов выяснилось, что, когда дети действуют без контроля со стороны (сами складывают сделанное в ящик), они не чувствуют должной ответственности перед коллективом и задание выполняется на 50-60%, когда же они сдают свою работу уполномоченному коллектива, то процент выполнения зна­чительно возрастает и достигает 70-80%. И наконец, когда дети сдают свои изделия учителю, то задание выполняется на 90- 98%. Чтобы повысить чувство ответственности, общественная ра­бота в коллективе должна оцениваться не столько взрослыми, сколько самими детьми.

Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособ­ные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без ру­ководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети на­столько меняются, а, казалось бы, уже сформировавшиеся кол­лективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс становится трудно узнать. Педагоги учитывают эту опасность И специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. До­стигается это и всей системой воспитательной работы, и специ­альными тренировочными заданиями. Сначала учитель подчер­кивает: «Это дело вы будете выполнять сами, без меня. Посмот­рим, как вы справитесь». Потом надобность в таких напоминаниях отпадает. Воспитание самостоятельности требует наблюдатель­ности и такта.


Проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особен­ности. Как показывает специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и роди­телей, не занимало большого места в их жизни. У других обще­ние с товарищами уже занимало немалое место в жизни.

В 5-ом классе происходит резкий перелом, обостряется же­лание участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с ус­тановлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Конечно, уже в начальных классах ребенок стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в струк­туре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро.

Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что в этом возрасте потребность в общении проявляется также и в актив­ном поиске близкого друга. Общение с близким товарищем, от­мечает Т.В. Драгунова, выделяется для подростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа деятель­ностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с дру­гой - реализуется в форме размышлений о поступках товари­ща и взаимоотношениях с ним. Как свидетельствуют работы по психологии дружеских отношений, в юношеском возрасте по­требность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников.

В основе развития взаимоотношений в группе лежит потреб­ность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубо­кие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодина­ково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микро­среда. Каждый член группы занимает особое положение и в си­стеме личных, и в системе деловых отношений.

Подлинные мотивы выбора товарища часто лежат в эмоцио­нальной сфере ребенка и не всегда отчетливо осознаются. При­мерно треть мотивировок имеют деловой характер: они связаны с хорошей учебой сверстника, со стремлением получить и ока­зать помощь в учебе. Также встречаются мотивировки, отража­ющие такие качества одноклассника, как наличие разнообраз­ных навыков и способностей.


Анализ мотивировок показывает их зависимость от возраста школьников и от воспитательной работы в классе. Оказалось, что младшие ученики относительно редко выдвигают в каче­стве мотива желание помочь товарищу. В подростковом возрас­те это, напротив, довольно распространенный мотив. У подрост­ков выявлены следующие мотивы:

1. Указание на нравственно-психологические черты личнос­ти: «волевой», «честный», «смелый», «скромный», «простой», «трудолюбивый», «веселый» и т. д. При этом характерно, что в хорошо организованном классе мотивы, основанные на оценке личности одноклассника, встречаются чаще: члены высокораз­витых коллективов отличаются более высоким уровнем требова­тельности друг к другу.

2. Указание на конкретные навыки, умения и способности товарища («хорошо поет», «хорошо рисует» и т. п.).

3. Указание на потребности внутреннего общения («вместе меч­тать», «вместе строить разные планы в жизни»).

Дети отвергают друг друга по вполне конкретным причинам: среди младших школьников наиболее распространены такие, как: а) драчливость; б) плохое поведение; в) «дразнится»; г) «обижа­ет слабых»; д) неприятные привычки, неопрятность. Отказыва­ясь выбирать детей с эгоистической мотивацией, учащиеся го­ворили: «заботится только о себе», «любит командовать», «оби­жает слабых», «бережливый для себя», «не хочет участвовать в общем деле», «любит только себя» и т. п. Это говорит о том, что положение ребенка в системе личных отношений детей зависит от преобладающей мотивации его поведения, от направленности его личности.

В шестых классах появляются мотивировки морального ха­рактера: а) лень, уклонение от труда; б) лживость; в) нечест­ность; г) завистливость. При этом осуждение по моральным мо­тивам чаще встречается в классе с более высокой организацией.

Положение человека в группе зависит, во-первых, от его лич­ностных качеств и, во-вторых, от характерных особеннос­тей той группы, относительно которой измеряется его поло­жение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусло­вить совершенно различные положения человека в зависимости от стандартов и требований, сложившихся в конкретной группе (А.И.Донцов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др.). Не­редки случаи, когда ученик, привыкший занимать высокое по­ложение в классе, при переходе в другую школу или даже па­раллельный класс оказывается практически в противоположной ситуации. Те качества, которые в одном коллективе оценива­лись как положительные (стремление хорошо учиться, принци-


пиальнсть, вежливость и т.д.), в новом контексте могут быть восприняты как стремление выслужиться перед учителем. Ре­альное положение ученика в коллективе зависит от внутрен­них свойств личности, от внешней реакции коллектива, от мнения учителя.

Оказывается, для того чтобы завоевать благоприятное поло­жение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многи­ми яркими особенностями; для того же чтобы попасть в число непопулярных, и даже изолированных, детей, достаточно обла­дать одной-двумя отрицательными чертами. Вот уж поистине ложка дегтя портит бочку меда!

Существует ли связь между успеваемостью и положением уче­ника в коллективе?

Обнаружилось, что почти половина детей во всех классах за­нимает в системе личных взаимоотношений положение, не со­ответствующее их успеваемости.

Показательно, что школьников, занимающих высокое поло­жение, несмотря на низкую успеваемость, значительно больше в шестых классах, чем в третьих. Видимо, это связано с тем, что для подростков успеваемость одноклассника не просто менее су­щественна в плане личных взаимоотношений, но зачастую явля­ется отрицательным, отталкивающим фактором.

Экспериментальные данные дают наглядное представление о том. что плохая успеваемость ученика была и остается в числе существенных предпосылок для отрицательного отношения со стороны одноклассников (70-80% всех отказов отдано отстаю­щим, плохим и посредственным ученикам).

Н. Гронланд в своей монографии «Социометрия в классе» пишет, что для педагогов социометрические результаты часто оказываются неожиданными. Даже самые лучшие учителя ошибаются в оценке взаимоотношений между учениками. Характерно при этом, что на точность суждений не влияют ни число учеников, ни преподавательский навык.

Основная причина ошибок учителя - несовпадение внешней структуры группы, на которую он прежде всего ориентируется, и внутренней, которая отражается в эксперименте.

Н. Гро нланд отмечает, что педагоги часто переоценивают по-ложение тех, кто им больше нравится. И напротив, положение тех, кто им неприятен, кто плохо приспособлен к школьной жиз­ни, недооценивается. Очевидно, что суждения учителей ни в коей мере не могут заменить социометрических экспериментов.

Указать круг привязанностей ученика в классе на основании даже длительного знакомства с ним составляет очень трудоем­кую задачу для педагогов.


Данные о положении ребенка в системе личных взаимоотно­шений и о факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в детском коллек­тиве. Конечно, в каждом отдельном случае необходим глубоко индивидуальный подход, поэтому весьма опрометчиво предла­гать какие-то стандартные рецепты. Попытаемся наметить хотя бы общее направление нормализации отношений изолированно­го ребенка в группе.

Первый шаг - это изучение причин неблагоприятного поло­жения ребенка. Педагогу прежде всего надо проанализировать, продумать свое личное отношение к нему. Нередко воспитате­ли, сами того не подозревая и не желая, ухудшают положение ребенка. Отношение педагога к детям, особенно в младших классах, влияет на их отношения друг к другу. Иногда педагог своими непродуманными замечаниями и оценками невольно вызывает недоброжелательность к тому или иному ребенку. Недопустимы замечания, которые относятся к личности воспи­танника: «Ты вообще лентяй», «Ты тянешь класс назад», «Ты всегда всем мешаешь». Недопустимы призывы, обращенные ко всему классу: «Не дружите с Галей!» - и т.п.

Отрицательно влияют на положение ученика не только заме­чания такого рода, но и неумеренное захваливание. Особенно если это захваливание сопровождается противопоставлением: «Петя вот какой хороший, не то что ты». Подобные противопос­тавления иногда приводят к тому, что объективно хорошие дети, дети-активисты, к немалому удивлению педагогов, оказывают­ся в психологической изоляции.

Необщительного ребенка надо попытаться подружить,с одно­классниками. В исследованиях по психологии дружбы предла­гаются такие пути: 1) привлечь ученика к интересной деятель­ности; 2) помочь ученику достичь успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит его положение; 3) постараться пре­одолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчи­вость), которая чаще всего оказывается причиной (и, конечно, следствием) психологической изоляции; 4) у тех, кто в этом нуждается, вырабатывать уверенность в себе, помогать побороть чрезмерную застенчивость (хороших результатов можно добиться и различными косвенными мерами; например, иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные свер­стники).

Самое важное - уметь наладить контакт ученика с педаго­гом. Дети должны увидеть, что учителя внимательны к ребенку и хорошо к нему относятся. Очень важно создать в классе атмо­сферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.


Приложение к главе 6. Психологические методики

Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе

При проведении социометрии со студентами вуза можно вос­пользоваться инструкцией, задающей общий социометрический критерий примерно следующего содержания.

«Уважаемые товарищи! Ваша группа создана недавно, при ее формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, веро­ятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От ис­кренности полученных ответов будет зависеть состав вновь орга­низуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

Вопросы следующие:

1. Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в соста­ве вновь организованной группы? Укажите 3-5 фамилий та­ких товарищей.

2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в новой группе?

3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?

4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет? При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечиваю­щих надежность получаемых результатов:

1) нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали, самостоятельно, не советуясь друг с другом;

2) не следует торопить людей с ответами, переходите от отве­та на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;

3) для того чтобы испытуемые не упустили из внимания ни­кого из членов группы, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих.

Результаты, получаемые при помощи социометрической ме­тодики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица, по горизонта­ли и по вертикали которой в одном и том же порядке перечис-


лены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние стро­ки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сде­ланных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1, 2, 3. Цифра 1 ставится в столбец того члена группы, который рассматривае­мым испытуемым оказался выбранным в первую очередь; циф­ра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вто­рым, и т. д. Аналогичным образом, но цифрами другого цвета, в матрице отмечаются отклонения (тех, с кем не хотели в даль­нейшем взаимодействовать). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов, отмечают в матрице красным цветом, а отклонения - синим. В матрицу заносятся также результаты ответов на третий и четвертый вопросы; когда испытуемый предполагает, что его выберет кто-либо, то в столбец этого чело­века проставляются красные скобки, а скобками синего цвета отмечаются предполагаемые отклонения.

Социометрическая матрица

Ф.И.О. Иванов Петров Сидоров ... ВС TIC OB
Иванов О
Петров
Сидоров О 1 2
Обозначение показателей
вп
on
OR
ОС
BR
во

В итоговых нижних строках и правых столбцах используют­ся следующие обозначения:

ВС - количество выборов, сделанных данным человеком; ОС - количество отклонений, сделанных данным человеком; ВП - сумма выборов, полученных данным человеком; ОП - сумма отклонений, полученных данным человеком; ОВ - количество ожидаемых выборов; 00 - количество ожидаемых отклонений; ВВ - количество взаимных выборов; ВО - количество взаимных отклонений.


В нижние строки матрицы заносятся результаты о количе­стве полученных выборов (независимо, в какую очередь - 1-, 2-, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклоне­ний, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и откло­нений.

В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений, о количестве ожи­даемых данным лицом выборов и отклонений.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеря­ет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, еш относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к ка­тегории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».

С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебре­гаемых» используют некоторые методы статистического анали­за. В ходе статистического анализа полученного первичного ма­териала устанавливают критические значения количества вы­боров, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными. Эмпирические кривые распределения выборов часто асиммет­ричны и аппроксимируются биноминальным законом распреде­ления. Экспериментальная ситуация социометрического обсле­дования весьма близка к ситуации последовательных дихото­мических выборов.

Верхняя и нижняя критические границы рассчитываются по следующей общей формуле:

где X - критическое значение количества V(M) выборов; t - поправочный коэффициент, учитывающий отклонение эмпири­ческого распределения от теоретического; Ъ - среднее откло­нение; М - среднее количество выборов, приходящихся на од­ного человека.

Коэффициент (определяется по специальной таблице на ос­нове предварительного вычисления другого коэффициента Од,


свидетельствующего о степени отклонения распределения выбо­ров от случайного):

где р - оценка вероятности быть выбранным в данной группе; q - оценка вероятности оказаться отвергнутым в данной груп­пе; b - отклонение количества полученных индивидами выбо­ров от среднего их числа, приходящегося на одного члена груп­пы, и, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:

р г п = 1 - р

N~\ где N - количество участников в группе; М - среднее количе­ство выборов, полученных одним участником. М вычисляется при помощи формулы:

где d - общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Ъ определяется по формуле:

Проиллюстрируем процедуру расчетов. Исследовали группу из 31 человека, участники которой в общей сложности сделали 270 выборов.

Найдем среднее количество выборов, приходящихся на одно­го человека в группе:

30 Определим оценку вероятности быть избранным в данной группе:

30 Вычислим среднее-Kвно отклонение: к=адратx0,еx(l-0,3).

Посчитаем коэффициент асимметричности:


Теперь по таблице определим величину t отдельно для правой и левой частей распределения. В левой части таблицы приведе­ны значения для нижней границы доверительного интервала, а в правой - для верхней. Для обеих границ (верхней и нижней) значения даны для трех различных вероятностей допустимой ошибки:

р < 0,05; р < 0,01; р < 0,001.

Таблица

Значения по Сальвосу

Коэффи­ циент асиммет­ричности, Од Вероятность. ошибки, Р Коэффи­циент асиммет­ричности, Од Вероятность ошибки, Р
0,05 0,01 0,001 0,05 0,01 0,001
0,0 -1,64 -2,33 -3,09 0,0 1,64 2,33 3,09
0,1 -1,62 -2,25 -2,95 1,67 L2,40 3,23
0,2 -1,59 -2,18 -2,81 0,2 1,70 2,47 3,38
0,3 -1,56 -2,10 -2,67 0,3 1,73 2,54 3,52
0,4 -1,52 -2,03 -2,53 0,4 1,75 2,62 3,67
0,5 -1,49 -1,95 -2,40 0,5 1,77 2,69 3,81
0,6 -1,46 -1,88 -2,27 0,6 1,80 2,76 3,96
0,7 -1,42 -1,81 -2,14 0,7 1,82 2,83 4,10
0,8 -1,39 -1,73 -2,00 0,8 1,84 2,89 4,24
0,9 -1,35 -1,66 -1,90 0,9 1,86 2,96 4,39
1,0 -1,32 -1,59 -1,79 1,0 1,88 3,02 4,53
-1,28 -1,52 -1.68 1,1 1,89 3,09 4,67

Поскольку в таблице нет значения, равного 0,16; а есть толь­ко значения ОД и 0,2; то выберем поправочные коэффициенты; находящиеся между этими табличными значениями.

Для О д = ОД поправочный коэффициент составит (-1,62), а для О = 0,2 - (-1,59). G учетом того, что реальное значение О =0,16; возьмем поправочный коэффициент t промежуточного значения и примем его равным (-1,60) (левая половина таблицы).

Проделав подобную операцию и в правой части таблицы; по­лучим второй поправочный коэффициент 1,69, величина которого расположена между табличными значениями для О = ОД и О д = 0,2. Верхнюю критическую границу вычислим, подставив в ^формулу значение t из правой части таблицы:

Х в 2,51 = 13,24.

Для определения нижней границы доверительного интервала испрльзуем значение ^взятое из левой части таблицы:

о -Л h t, hi =


В связи с тем, что количество полученных выборов - это все­гда целое число, округлим полученные значения до целых чи­сел. Теперь можно сделать вывод, что все испытуемые изучен­ной группы, получившие 14 и более выборов, имеют высокий социометрический статус, являются «звездами», а испытуемые, получившие 4 и меньше выборов, - низкий статус, причем, утверждая это, допускаем ошибку не более чем на 5%.

Если допускать ошибку в 1%, то из таблицы значения t бе­рем иные:

X = 9,0 + 3,32x2,51 = 17,33;

х нижн>9>0 -2,84x2,51 =1,87.

Округлим до целых чисел: Х верхн = 18; Х нижн = 1. Таким образом, допуская ошибку не более чем на 1%, можно утверж­дать, что лидерами являются только те, кто получил не менее 18 выборов, а низкий статус-у испытуемых, получивших мень­ше двух выборов.

Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в де­талях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибега­ют к социограммам.

Они бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Пер­вые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые - систему отношений, существующих у интересующе­го исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповая социограмма имеет два варианта: конвенциональ­ная социограмма и социограмма-мишень.

На конвенциональной социограмме (см. рис.) индивиды, со­ставляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединен­ных между собой стрелками, символизирующими социометри­ческие выборы или отклонения. При построении конвенцио­нальной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким об­разом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходи­мо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора.

Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если ин­дивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединя­ющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.


младшие


женский пол

взаимные


Социограмма-мишень, изображающая взаимоотношения в группе из 11 человек

Существует еще один вариант социограммы-мишени, учиты­вающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограм­мы - это «звезды». Индивиды, количество выборов которых не



Индивидуальные социограммы лидера (А) и изолированного (Б):

■4------- - взаимные выборы;

-------- - односторонние выборы;

■4- - - - ожидаемые взаимные выборы; - - > - односторонние ожидаемые выборы.

Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет с. -циометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количе­ству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом


углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выбо­ры, которые сделаны им и адресованы ему.



Карта-монограмма

- 4. Гаврилова

аврил

5. Денисов


В карте-монограмме дается социометрический срез группы в индивидуально-детализированном виде. Вот примеры типичных социометрических связей:

1. Взаимные:

а) парные - когда индивид находится во взаимных отношениях
не более чем с одним членом группы;

б) групповые - включающие взаимные выборы с двумя и более
членами группы.

2. Односторонние:

а) изолированные - сам индивид выбирает других, а его не
выбирает никто;

б) блуждающие - индивида выбирают одни члены группы, а
сам он выбирает совершенно других;

в) обособленные - индивиду отдают предпочтение, а сам он ни­
кого не выбирает.

Социометрические данные можно представить в виде индек­сов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе. Полезную инфор­мацию о социометрическом статусе индивида можно получить вычитанием количества полученных им отклонений из числа полученных им выборов или делением количества выборов на количество отклонений.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно по­лучить при помощи шести индексов, оценивающих количество:


1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выбо­ров; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) вза­имных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «-» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, -, +, -» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в-группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (К) своим положением в группе:

число взаимных выборов число выборов, сделанных данным человеком *

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим челове­ком, то К = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а ста­тус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у од­ного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о. персональном положении каждо­го члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характери­зуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ>. УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Сред­ний уровень благополучия группы фиксируется в случае при­мерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренеб-регаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим: показателем считается «индекс изо­ляции» - процент людей, лишенных выборов в группе.

Изучение психологическогоклиматаколлектива


Оценки: 3 - свойство проявляется в группе всегда;

Ваш ребенок учится в школе и для него очень важно найти общий язык с одноклассниками. Если родители замечают, что их ребенок идет в школу без желания, не говорит ни маме, ни папе как проходят его учебные дни, ничего не рассказывает про то, что происходит в классе, то, возможно, он чувствует себя там одиноким. В этом случае взрослым нужно обратиться за помощью к классному руководителю. Он расскажет родителям о том, как ребенок ведет себя в школе, как общается со сверстниками, и тогда станет ясно, не напрасны ли были эти опасения. Если проблема становится очевидной, родители должны задуматься над тем, что нужно сделать для того, чтобы помочь своему ребенку. Будет ошибкой, если они решат срочно посетить школу, чтобы разобраться с недружелюбными одноклассниками. Также нельзя обвинять своего ребенка и давить на него. Некоторые родители твердо уверены, что должны перевести ребенка в другой класс или другую школу. Из сложившейся ситуации нужно найти достойный выход и решить, как правильно поступить.

Каких детей больше всего не любят в школе?

В школе дети проводят очень много времени, здесь они не только получают знания, но и общаются со сверстниками и учителями. Отношения в любом, даже дружном коллективе, складываются по-разному: бывают ссоры, недопонимания, конфликты. В классе всегда есть ребята, которых недолюбливают. С такими учениками одноклассники почти не общаются, с ними редко разговаривают и не дружат. Таких детей чаще всего дразнят и обижают. Ребенку очень важно не стать отверженным, а помочь ему в этом должны родители.

Все родители любят своего ребенка таким, какой он есть, и ребенок привыкает к тому, что его любят просто за то, что он есть. В школьной среде встречаются разные ребята и вашему малышу нужно уметь найти с ними общий язык. Неординарная внешность выделяет ребенка из общепринятых стандартов, и он сразу отличается от своих сверстников. Одноклассники могут недружелюбно относиться к детям с нетипичной внешностью, например, лопоухим, излишне полным. Сверстники могут невзлюбить тех детей, которые чем-то сильно отличаются от всех остальных, в этом случае такие дети могут стать изгоями, или им начинают давать разные прозвища. Прозвище может быть и безобидным, но иногда так прилипает к человеку, что его перестают называть по имени. Есть в классе ученики, которые на уроках веселят всех ребят, передразнивают учителя, строят различные гримасы. Над таким поведением ребенка все смеются на уроках, но после занятий такого шутника обходят стороной и дружить с ним никто не станет. Если у ребенка неустойчивая психика, с ним случаются приступы гнева, он начинает кидать книги и тетради, на замечания учителя или неудовлетворительную отметку может выбежать из класса или расплакаться, с ним не захочет общаться никто из ребят. Также одноклассники чаще всего не любят тех, кого называют зубрилами. К таким детям сразу проявляют негативное отношение. Дети, например, хорошо учатся, даже на переменах читают учебники, всегда выполняют домашнюю работу, могут ответить на вопрос учителя, на который никто из ребят в классе ответить не смог. В любом классе всегда есть ребята-подлизы, которые всегда стараются услужить учителю. Особенно плохо, когда такие ученики заискивают перед учителями и доносят на других. В классе подлиз всегда не любят. Если родители слишком опекают своего ребенка, одноклассники могут назвать его маменькиным сынком. Такого ребенка часто унижают и обижают и с ним никто не хочет общаться.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками?

Взрослые должны помочь своему ребенку найти свое место в школьном коллективе. Есть несколько простых правил поведения, которые ребенок должен выполнять, особенно если не знает, как себя вести. Родители должны научить ребенка быть добрым, отзывчивым, искренним, помогать другим, если им нужна помощь. Ребенка никогда не назовут жадным, если он даст однокласснику тетрадь или ручку, когда тот забыл их дома, или угостит конфетой. Людей нужно принимать такими, какие они есть, со всеми недостатками. Не нужно пытаться переделать других ребят, нельзя осуждать одноклассника, если тот рассеянный или невнимательный. Любой человек - это уникальная личность, поэтому относиться к нему нужно с уважением. Ваш ребенок должен уметь говорить правду. Если одноклассники знают, что кто-то из ребят врет родителям и учителям, они не захотят дружить с таким человеком, так как ему нельзя верить.

Есть дети, которых очень волнует чужое мнение, они становятся зависимыми от этого, таким образом они постепенно отдаляются от коллектива. Неуверенный в себе ребенок непрерывно вынужден контролировать свое поведение и речь. Это мешает ему раскрепоститься и без затруднений контактировать с одноклассниками. Сложность формирования коммуникативных навыков испытывают дети с эмоциональными проблемами, это связанно с особенностями их характера. Существуют задиристые дети, обидчивые, быстро поддающиеся на провокации. Если у ребенка нет опыта общения, одноклассники его могут просто не замечать, он отстраняется от них, так как не знает, как начать и поддержать беседу. Задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы научить ребенка вести себя в обществе. Проблема трудностей общения может также возникать, если ребенок часто пропускает занятия в школе.

Главная роль в процессе становления личности ребенка принадлежит родителям. В семье закладывается фундамент для формирования у ребенка оценки его собственной значимости, умений и возможностей, здесь ему прививают основные жизненные ценности. Особое значение имеет привлечение ребенка к общественной жизни. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок принимал участие в разных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Хорошо, если ребенок занимается рисованием, музыкой, танцами. Общественная деятельность поможет найти единомышленников и друзей. Общение ребенка с одноклассниками должно продолжаться и вне школы, поэтому родители должны постараться создать для этого условия. В свободное от занятий время ребенок сможет наладить отношения с товарищами по классу. Для того чтобы обеспечить ему общение с одноклассниками после уроков, можно устроить праздник, разрешить пригласить сверстников в гости. Также родители могут придумать, как всячески поощрять совместное общение детей. Важно научить своего ребенка быть ответственным за свои слова и поступки. Он должен исправлять ошибки сам, а не просить помощи у мамы с папой. Умение относиться к проблемам с юмором также поможет ребенку наладить отношения в классе.

Родителям важно доверительно беседовать со своим ребенком. Когда ребенок приходит из школы, интересуйтесь не только его оценками, но и тем, что он узнал полезного и нового, с кем общался, есть ли у него друг. Так как обучение в школе является важнейшим этапом в жизни любого ребенка, родители должны внимательнее отнестись ко всему, что с этим связано.

Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на собрании. Спасибо, что Вы нашли время прийти на нашу встречу. Начать собрание я бы хотела словами известного писателя А. де Сент-Экзюпери “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в классном коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. Что делать? Итак, сегодня мы будем говорить о том, как помочь Вашему ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками. Я приглашаю к разговору педагога-психолога кризисного центра.

– Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба:

“Единственный способ иметь друга – самому быть им”. – Эмерсон .

“Без дружбы жизнь ничто”. – Цицерон .

“Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, что бы он не нуждался в друге”. – Сенека.

– Мы с ребятами на классном часе обсуждали серьезную интересную тему "Друг, дружба, законы дружбы". Детям предлагалось подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям?

– Уверена, вы, как родители, хотите, чтобы у ваших детей были надёжные, верные друзья. А задумывались ли вы над тем, что же такое настоящая дружба? Согласитесь, ведь дружба дружбе – рознь. Наверняка, если вы сейчас проведёте “ревизию” своих знакомых, то увидите, что не все они подойдут под определение ДРУГА. В большинстве своём это всего лишь приятели – с ними можно общаться, куда-то вместе ходить, устраивать праздники и т.д., но если дело коснётся чего-то серьезного, то вряд ли от них можно дождаться помощи.

– Так и у ваших детей. Происходит путаница понятий “друзья” и “приятели”. Те, кого они называют друзьями, по большому счёту таковыми не являются, т.к. в младших классах дружба нередко складывается по случайным мотивам (живут рядом, сидят за одной партой, родители дружат и т.д.). С приятелями встречаются для занятий спортом, игры, прогулки или учёбы. А с другом обычно делятся своими мечтами, чувствами, заботами, переживаниями. И хотя приятельские отношения до 10-летнего возраста не перерастают до высот дружбы, тем не менее, приятели, как правило, называют себя лучшими друзьями.

Учитель: накануне классного часа я попросила ребят написать сочинение на тему “Мой друг” .

– Ответы учащихся дадут вам представление о характере межличностных отношений ребят. Так, для одних школьников друг, прежде всего, – это защитник (“не оставит в беде”, “защитит, если тебя бьют”, “всегда заступится, вытащит из беды”); для других друг – это помощник (“помогает, когда трудно”, “всегда поддержит”, “поможет справиться с учебой”). Немало детей выделяют друга в качестве партнера по игре, конструктивному общению (“С другом всегда играем вместе”, “С ним мы никогда не ссоримся”, “С друзьями всегда можно найти общий язык, даже если у нас разные мнения”). Друг выступает как партнер по доверительному общению (“Лучшей подруге можно рассказать секрет сокровенный”, “Другу можно верить”, “Ему можно рассказать про свою любовь”). Друг для некоторых ребят – это понимающий родной человек (“Этот человек тебя понимает”, “Друг всегда понимает тебя и верит”, “Друг – это тот, с кем неразлучен”, “Это лучший человек, не считая родителей”). Партнер по свободному времяпровождению – это тоже друг (“С другом можно хорошо проводить время”, “С ним всегда не скучно гулять”, “С другом я люблю ходить по магазинам, в кино, в любые разные места”).

– Таким образом, ответы дают представления о ценностных ориентациях ребят в межличностных отношениях, раскрывают социально-психологические потребности (в безопасном диалоге, в психологической поддержке, в установлении доверительных отношений, в конструктивном общении и т.д.). У каждого ученика степень выраженности потребностей и ценностные ориентации свои.

– Было интересно, как “видят” друга девочки, а как – мальчики. Общее в ответах девочек и мальчиков: друг – это человек : которому можно доверять (“рассказать секреты”, “тайну раскрыть”); с которым можно организовать совместную деятельность (“вместе гулять”, “сходить в гости”); который поможет в трудную минуту (“подскажет, как быть”, “поддержит”).
Различия во взглядах проявляются преимущественно в разных формах отношений. Девочки

выделяют такие качества друга, как умение сочувствовать, доверительно общаться; друг для девочек – это очень близкий человек, как брат или сестра.
То есть для девочек более значим и ценен эмоциональный компонент межличностных отношений. Мальчики же больше выделяют деятельностные характеристики взаимоотношений: “Друг заступится, если кто-то обидит”, “С другом можно поиграть в подвижные игры”, “Ему можно дарить подарки”.

Один ученик написал, что общается с друзьями не потому, что у них дорогие телефоны, что отличники, а потому, что ему с ними интересно.

Особенности дружбы в младшем школьном возрасте:

  • Складывается по случайным мотивам .
  • Отношения непрочные
  • : наблюдается быстрая смена друзей, симпатий и антипатий, зависимость от стихийных детских норм.
  • Требования
  • , предъявляемые к другу, ребёнок не всегда относит к себе .
  • Потребительское отношение
  • к дружбе
    : дружат за то, что “друг” и во всём соглашается, всегда даст списать и выходит гулять по первому зову. Главное в этих отношениях то, что друг может дать лично тебе.

К концу 4-го класса многие дети созревают для прочных дружеских отношений, взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми , чем учёба.

Это проявляется:

– Почему же не у всех детей есть друзья? От чего зависит выбор? Вполне может быть, что ребёнок неправильно подходит к выбору друга.

Необходимой предпосылкой для прочной дружбы, скорее всего, служит личный выбор на основе трудно определяемой симпатии .

Возможно, что такая симпатия зависит от недостатков, которые ребёнок смутно находит сам у себя и не видит у избранного партнёра : избалованный выбирает самостоятельного, трусливый – храброго, глупый – умного, т.е. свою противоположность. Подобный выбор, скорее всего, не станет основой прочной дружбы.

совсем без недостатков ? Такого не бывает и быть не может. В этом случае результатом поиска может стать либо невозможность найти друга, либо разочарование в нём.

А, может быть, ребёнок ищет друга по образу и подобию своему , только ещё хуже? С таким человеком дружба долго не продлится, его глупость начнёт раздражать, и всё закончится ссорой.

– Но всё-таки, как доказано психологическими исследованиями, подлинная основа для дружбы зависит от сходных черт, совпадения интересов, образа мышления.

Для того чтобы найти себе друга по душе, необходимо, прежде всего, разобраться в себе, в своих предпочтениях и недостатках, в самом понятии дружбы.

– А теперь поговорим о том, что мешает дружбе. Возможно, неумение устанавливать дружеские отношения связано с застенчивостью, неумением общаться, незнанием элементарных правил поведения . Кстати, если ребёнок очень закрыт, то одноклассники могут инстинктивно провоцировать его на агрессию, чтобы посмотреть, что он сделает в ответ, и оценить – это опасно или нет?

Может быть, ребёнок почти всегда ходит, нахмурившись , редко улыбается ? Захочется ли вам налаживать отношения с человеком, у которого постоянно плохое настроение?

Может, плохо учится ? Для начальной школы это очень важный показатель.

Часто обижается ? Обида – тоже вид агрессии, способ манипуляции людьми, не каждому понравится, если им будут манипулировать.

А, может быть, он зануда и плакса , жалуется по поводу и без повода? Таких, точно. Не любит никто.

Или паникёр , подвержен постоянному беспричинному страху ? Через месяц общения с таким человеком очень сильно устанешь. Мрачное, пессимистичное отношение к жизни может отвернуть от ребёнка друзей.

А, может, он хвастун или всезнайка ? Согласитесь, человек, который постоянно всех поучает и говорит, что может сделать лучше и рассказывает всем обо всём, становится просто невыносим.

Случается, что у человека нет чувства юмора . Это очень тяжело. В присутствии таких людей всегда напряжённая атмосфера. Окружающие боятся, как бы не обидеть такого человека случайной шуткой. Кстати, иметь чувство юмора – это не обязательно уметь веселить и веселиться. Это – прежде всего – способность противостоять жизненным трудностям, оптимизм, умение посмеяться, пошутить и над собой, адекватно принимая юмор и в свой адрес тоже.

А ещё не дружат с врунишками и злюками, грязнулями и жадинами, с завистниками и непорядочными людьми.

Что же нужно делать, чтобы найти друга?

Объяснить ребёнку, чтобы он:

  • не стеснялся быть добрым, чаще улыбался – к добрым и улыбчивым тянутся;
  • уважал и любил себя, тогда его полюбят и окружающие – если человек не любит себя, то кто его будет любить?;
  • был прост и естественен (в детской среде часто встречаются излишества).

Памятка для родителей

Со своей стороны вы, как родители, можете сделать следующее:

  • приглашайте в гости одноклассников вашего ребёнка, так вы лучше их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения;
  • помогайте классному руководителю в проведении внешкольных мероприятий, это поможет сплотить класс и, кроме того, улучшат ваши с ребёнком взаимоотношения;
  • дайте ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если всё же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и не по телефону, а прилюдно – например, на родительском собрании;
  • учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите излишнюю тревогу и напряжённость у вашего ребёнка, улучшите его поведение и привлекательность для сверстников;
  • разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например, ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать “снежок”, сделанный из бумаги); человек, живущий полноценной жизнью, позволяет себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном, результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту потребность другим путём мальчики не могут;
  • подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием ваших ошибок в его воспитании: если дома он – центр вселенной, то ждёт такого же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты; если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;
  • обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями, постарайтесь сами стать для него другом;
  • объясните, что такое “кодекс дружбы”.

“Кодекс дружбы”.

1. Делиться новостями.
2. Оказывать поддержку, добровольно помогать в случае необходимости.
3. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе.
4. Доверять.
5. Защищать друга в его отсутствие.
6. Не критиковать друга публично.
7. Не быть назойливым, не поучать.

– Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему чаду: “С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше всего сказать следующим образом: “Я тебя очень люблю. Ты у меня замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу, будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у тебя всё получится”.

– Благодарим за внимание. Надеемся, что наши советы, окажутся вам полезны, в воспитании Ваших детей.

К сожалению, не у каждого ребенка в школьном коллективе складываются дружеские отношения с одноклассниками, причем эта проблема психологического характера не зависит от возраста детей. Бывает так, что дети не воспринимают некоторых учеников в классе, начиная с начального звена, но чаще всего отношения усложняются в подростковом возрасте. Ребенок, являясь изгоем в коллективе, замыкается в себе, неохотно ходит на уроки, становится агрессивным, обидчивым, его легко задеть, казалось бы, самой безобидной фразой.

Причины плохих отношений с одноклассниками

Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребенка, учат его взаимодействию с социумом на своем примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей. Как утверждают психологи, отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того что стали жертвами нападок. Они с легкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников (слова, поступки) выдавая ожидаемую реакцию. Если ребенка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».

Бывает и так, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того что ребенок не умеет общаться, он замкнут, молчалив, избегает диалогов, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе со сверстниками мешает и неумение общаться, а также незнание элементарных правил поведения. Например, если ребенок зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения, вряд ли кто-либо захочет с ним дружить.

Иными словами, отвергаемые дети не умеют осмысливать свои поступки, управлять эмоциями, принимать верное решение, как поступить в той или иной сложной ситуации. Они очень ранимы и уязвимы. Любой ровесник, проронивший грубое слово в адрес такого ребенка, незамедлительно становится его врагом, и, напротив, одноклассник, оказавший ему самую незначительную помощь или поддержку, становится лучшим другом в его мыслях. В свою очередь оказавший эту поддержку даже не подозревает об этом, не считая свой поступок героическим и удивляясь, насколько благодарен ему отвергнутый всеми товарищ. Замечено, что дети, которые не умеют находить контакт со сверстниками, стараются найти поддержку среди педагогов, жалуясь на своих обидчиков.

Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Вряд ли сложные в общении дети смогут самостоятельно исправиться и найти общий язык с одноклассниками. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, а именно родители и педагоги.

На родительском собрании классный руководитель проводит беседу о том, как помочь ребенку найти друга, преодолеть застенчивость и побороть внутренний страх перед окружающими. Советы педагогов могут стать очень действенными.

Не всегда родители имеют представление о том, как проходят дни их сына или дочери в школе, как складываются отношения в коллективе и часто не знают о том, что их ребенок испытывает сложности. Если в его поведении прослеживаются некоторые странности, он редко приводит или вообще не приводит в дом друзей, не рассказывает о своей школьной жизни, об одноклассниках и вообще ведет себя замкнуто, стоит поговорить с классным руководителем и выяснить, все ли в порядке. Можно побывать на уроках, посмотреть, как ребенок ведет себя с другими детьми, общается ли с ними. В случае, если будут выявлены признаки того что ему некомфортно в школе, родителям придется озаботиться тем, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками.

Признаки того что школьника отвергают:

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.

Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику, ведь насмешки со стороны сверстников могут привести к серьезным психологическим заболеваниям.

Решение проблем с одноклассниками – задача непростая, но нужно направить все силы на ее решение, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая судьба формирующейся личности, ее успех и благополучие. Человек на протяжении всей своей жизни проводит в социуме, вот еще одна причина того, что ребенка важно научить вести себя с окружающими. В школе решает, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками психолог и классный руководитель, стараясь привлечь к этой проблеме и родителей.

Как наладить отношения с одноклассниками в 13, 14 и 15 лет

Что могут предпринять родители? С раннего возраста объяснять сыну или дочери, что улыбка и дружелюбие привлекают людей, поэтому нужно постараться вести себя приветливо, чаще улыбаться. Не стоит быть резким и грубым, но в тоже время важно уважать и любить себя, тогда и окружающие будут относиться с уважением.

Кроме того, родители могут приглашать в гости школьных товарищей своего ребенка. Полезно рассказывать на примере собственного опыта, о том, какие проблемы могут подстерегать в детстве и как их разрешать. Не нужно запрещать проявлять эмоции, пусть даже негативные, ведь эмоциональность – это то, что поможет установить правильные взаимоотношения с людьми, жить полной жизнью, радоваться и негодовать. Хороший результат принесет обсуждение родителей с ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, а также нахождение путей для их разрешения или предотвращения.

Задумываясь о том, как наладить отношения с одноклассниками, нельзя исключать и того, что бороться с проблемой придется долго, возможно даже придется перевести ребенка в другую школу, если его пребывание в стенах данного учреждения приводит к частым конфликтам с окружающими. Тем более, часто бывает так, что дети сами выбирают себе жертву среди тех, кто уязвим.

Многие родители, стараясь взять решение проблем с одноклассниками в свои руки, идут в школу разбираться с обидчиками ребенка, но так делать нельзя, поскольку это лишь усугубит ситуацию, дети будут продолжать вредить, только исподтишка. Лучше всего вынести этот вопрос на родительском собрании, либо научить ребенка самостоятельно разрешать сложные ситуации, непременно поддерживая его и помогая советом. При благоприятном семейном климате формируется успешная, уверенная в себе личность. Зная, что дома его любят, понимают и поддерживают, школьник легче переносит жизненные трудности, быстрее адаптируется в социальной среде.

Если ребенку с раннего возраста прививаются такие качества, как общительность, доброта, дружелюбие, отзывчивость, скорей всего перед ним не встанет вопрос, как наладить отношения с одноклассниками в 13 лет, 14 и 15. Родителям необходимо быть правильным примером для сына или дочери и всегда показывать, как следует вести себя с окружающими людьми.

Статья прочитана 20 549 раз(a).

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь-ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про-звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.