К стилям семейного воспитания не относятся. Типы семейного воспитания. Либеральная модель отношений


Эмоциональная сторона родительских отношений в значительной степени определяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института.

Противоречивость и непоследовательность системы семейного воспитания крайне не благоприятно сказывается на развитии ребенка. Противоречивость воспитания в раннем возрасте приводит к формированию тревожной амбивалентной привязанности, а в подростковом – к формированию таких черт характера, как упрямство, противостояние авторитетам, негативизм.

А.В. Петровский определяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. В.И. Гарбузов отмечает несколько стилей неправильного воспитания: неприятие, сверхсоциализция, тревожно-мнительный, эгоцентрический. Другими авторами выделены следующие негативные аспекты воспитания: традиционализм отношений в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, нескромность родителей, отдаленность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи; ими определяются также следующие типы неадекватного поведения родителей: гиперпротекция, гипопротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, воспитание в культе болезни, противоречивое воспитание. (3)

В работе А. Я. Варга (1986) описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный и эмоционально - отвергающий. В исследовании Е. Т. Соколовой выделен такой тип детско-родительских отношений, как сотрудничество, при котором потребности ребенка учитываются, ему дают право "на автономию".

В.Н. Ильина раскрывает следующие типы воспитания.

1. Гиперсоциальное воспитание или «правильные» родители. Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумение, напротив, одобряется и поддерживается. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Методы воспитания не слишком многообразные: контроль, поощрение, наказание. Ребенок лишен права выбора, и его собственные желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того чтобы быть любимым, надо быть послушным. Детский сад привлекает родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов не позволяют построить теплые семейные отношения.

Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, могут быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств как помехи, мешающей делу, зависимость от мнения окружающих. Тяжело приходятся детям, родители которых «на виду» и ребенок должен «соответствовать». Подобное усердие в воспитании может наблюдаться у молодых родителей, которые во что бы то ни стало хотят добиться одобрения окружающих. Со временем они могут успокоиться и пересмотреть свои взгляды на воспитание.

2. Эгоцентрическое воспитание, или все для ребенка. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. Безграничное обожание, вседозволенность и потакание любым прихотям любимого чада. В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются сильнейшие стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все любят тебя, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уж об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании детей родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Единственная возможность гармонично жить с окружающими – это усвоить элементарные уроки типа «умей делиться», «радуйся от того, что доставил другому радость». Лучше, если они будут освоены в детстве, чтобы безраздельная родительская любовь позже не обернулась болью.

Тревожно-мнительное воспитание, или любить – значит бояться. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением на свет, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино, тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. Родители, которые воспринимают окружающий мир как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к «тяготам жизни». Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, как наносят вред ребенку сами уже сейчас. Причиной тревожного типа воспитания может быть прародительская семья; или трагедия в семье, смерть близкого человека, несчастный случай; семья, где растет единственный, долгожданный, болезненный ребенок. Мамины установки на жизнь очень рано начинают приниматься ребенком как истина: раз мама за него боится, значит, действительно должно что-то произойти. У него возникают свои страхи. В поведении такой ребенок проявляет робость, неохотно идет на контакт с новыми людьми, имеет, как правило, одного – двух друзей и не стремится знакомиться, общаться. Другой вариант: ребенок очень рано начинает протестовать против попыток родителей оградить его от чего-то и становится упрямо-бесстрашным. Это изматывает тревожных родителей и методы воспитания меняются: вместо опеки появляется строгий контроль, вводится жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание.

3. Воспитание без любви. Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых. Бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-либо подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Родительское неприятие встречается как в социально-неблагополучных семьях, так и в обычных, внешне благополучных семьях. Иногда временное неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Внешне заботливые родители уделяют ребенку и время и силы, но используют жесткие методы воспитания. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых – моральных, вслед за которыми может наступить поощрение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, черты характера. Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под тот стандарт, который считают правильным. К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем – взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы -–показатель того, что ребенка пытаются переделать, ломают его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью.

Весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные Д. Баумринд (1967), а также Р. А. Белл (1969).

Д. Баумринд предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; Р.А. Белл разработал динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая родительская позиция определяется выраженностью разных факторов и их взаимосвязанностью. Психологи наблюдают определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного отклоняющегося, девиантного поведения (Ц. П. Короленко, 1990, Р. В. Овчарова, 2003).

Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически представлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жесткие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требованиях от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить следующим образом.

Гиперпротекция и его основная характеристика

Полная безнадзорность или недостаток контроля и опеки. В условиях материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он представлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. При таком стиле воспитания формируется неустойчивый тип или конформный. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации.

Доминирующая гиперпротекция

Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание. Может формироваться гипертимно-неустойчивый тип, психастеническая акцентуация, сензитивная, астено-невротическая.

Потворствующая гиперпротекция

Чрезмерное покровительство, восхищение в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм. Формируется истероидная акцентуация.

Эмоциональное отвержение

Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка. При истероидной акцентуации – реакции оппозиции. При шизоидной – уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий.

Жесткие взаимоотношения

Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. Такой стиль воспитания наидолее пагубен для эпилептоидного и конформного типа.

Повышенная моральная ответственность

От ребенка требуют честности, порядочности, не соответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Насильно приписывают роль «главы семьи». Формируется гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У психастенического и сензитивного типов возможно развитие фобических неврозов.

Специалистами в области семейной психологии за последние десятилетия выделены различные варианты типов отношений «ребенок – взрослый». Так, например в работе А. Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».

В исследовании Е. Т. Соколовой основные стили детско- родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

Сотрудничество;

Псевдосотрудничество;

Изоляция;

Соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право, на «автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком., принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характера конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

По мнению В. И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания:

Тип А. Неприятие (эмоциональное отвержение)

Суть этого типа воспитания в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Неприятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положении в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание

Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таком типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, а дети – сангвиники и дети – флегматики – тревожным, а дети –меланхолики становятся нечувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание

Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделили следующие типы патогенного воспитания.

Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви и заботе либо полостью отвергают его.

Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

В качестве дисциплинарных мер используется угроза «разлюбить» ребенка и угроза «уйти» из семьи.

Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или «плохого» родителя.

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, дифферентный.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким – контроля. Стиль общения авторитарных родителей – командно – директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие ребенка и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенства. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции. От стиля семейного воспитания зависят личностные качества ребенка., этими параметрами являются: отношения враждебности-доброжелательности ребенка к миру, сопротивление, социальный негативизм – кооперация; доминировании в общении – уступчивость, готовность к компромиссу; доминантность – подчинение и зависимость; целенаправленность – импульсивность, полевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний – отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия – зависимость (эмоциональная, поведенческая, ценностная).

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом и матерью), ригидность, и жестокость запретов и требований. В авторитарных семьях закрепляется формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используется физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая регламентация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самоприятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родительстве может стать высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие зависимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии ребенка, провоцируя широкий спектр нарушений от делинкветного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.

Важно отметить, что сам по себе стиль родительства не определяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка. Чем он старше, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется его собственной активностью и личностной позицией.

Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах многих авторов.

Тип семейного воспитания - валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности.

Характер семейного воспитания во многом является следствием родительской позиции. Обычно выделяют три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребёнка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность - мера подвижности родительских позиций, изменчивость форм и способов общения и взаимодействия с ребёнком (восприятие ребёнка как личности, степень гибкости общения с ребёнком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребёнка в зависимости от возраста). Прогностичность - способность родителей к предвидению перспектив развития ребёнка и к перестройке взаимодействия с ребёнком.

В качестве основания классификации семейного воспитания по видам и типам обычно выделяют следующие конкретные параметры:

1) степень эмоционального принятия родителями ребёнка, заинтересованность в нём,

2) степень проявления заботы,

3) требовательность,

4) последовательность в реализации стиля воспитания,

5) аффективная устойчивость родителей,

6) тревожность,

7) характер системы управления в семье в целом.

Виды семей по параметрам

По каждому из указанных параметров можно выделить несколько случаев, имеющих дифференциальную ценность:

1 - принятие / равнодушие / неприятие

2 - заботливость / беззаботность

3 - разрешительный (вид) / допускающий / ситуативный / ограничительный

4 - последовательность / непоследовательность

5 - устойчивость / неустойчивость

Как видно, теоретически может быть до 3*2*4*2*2*2*3=576 видов семейного воспитания. Однако в реальной жизни не все эти виды встречаются одинаково часто. В ходе различных исследований было выявлены следующие восемь наиболее распространённых типов семейного воспитания.

Эмоциональное отвержение

Воспитание ребёнка сопровождается холодностью, иногда - впрочем - способной прерываться периодами утрированного сочувствия, внимания и заботы со стороны родителей. Своими эмоциями родители не следуют за эмоциями ребёнка, довольно быстро и ребёнок отучивается следовать своими эмоциями за родителями. В результате у него развивается бедная эмоциональная сфера, низкая самооценка, чувство одиночества. Часто такие дети находят выход в учёбе.

Жестокое отношение

Часто жестокое отношение сочетается с эмоциональным отвержением. В таких семья часто происходят суровые расправы за мелкие проступки или непослушание. Жестокость может быть не только физическая, но и психологическая: подчёркнутое безразличие, разного рода "проклятья", психологический прессинг, вербальная агрессия. Жестокое отношение часто имеет результатом агрессивность ребёнка, разного рода нарушения личности.

Повышенная моральная ответственность

Повышенный уровень родительских ожиданий в отношении настоящего и будущего, успехов, способностей и талантов ребёнка. Возложение непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей. Ожидание от ребёнка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании: чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребёнку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощённости ребёнка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание

Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребёнка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребёнка. Непоследовательность, противоречивость порождают ситуативность поведения ребёнка, лживость.

Гипопротекция

Недостаток опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребёнка. В крайней форме - безнадзорность. Часто при таком типе воспитания дети рано обретают самостоятельность. Очевидные минусы: большой риск попадания под негативное влияние посторонних людей, недовоспитанность.

Один из вариантов гипопротекции - скрытая гипопротекция, при которой уход и воспитание принимает сильно формальный характер ("для галочки"). Часто причиной скрытой гипопротекции является эмоциональное отвержение.

Другой вариант гипопротекции - потворствующая гипопротекция - характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребёнка и его дурным поступкам.

Гиперпротекция

Другое название - гиперопека. Повышенная опека и контроль, интерес к делам ребёнка принимает болезненный характер. Часто причиной гиперпротекции является статус матери в качестве домохозяйки, при этом желающей самоутвердиться в качестве "идеальной мамы". Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребёнка. Также причиной гиперпротекции может быть нереализованная потребность родителей в привязанности и любви.

Может быть целый ряд мотивов, связанных с негативными переживаниями: беспокойство за будущее ребёнка, страх несчастья с ребенком, страх одиночества, низкий социальный статус, стремление доминировать во всём, невротические проявления. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль, сложная система непрерывных запрещений и невозможности для ребёнка принять когда-либо собственное решение. Основная идея такого типа воспитания - "запрещено всё, что не разрешено". Такая интенсивность воспитательных мероприятий справедливо воспринимается ребёнком как психологический прессинг. Потворствующая гиперпротекция - воспитание по типу "ребёнок – кумир семьи". Характерные черты: чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Очевидное следствие такого воспитания - усиление эгоцентрических тенденций развития личности, затруднение формирования коллективизма, выборочное усвоение нравственных норм, низкая мотивация достижения.

Ипохондричность

При таком типе воспитания болезнь выступает смысловым центром жизни семьи. Обычно это происходит в семьях, где ребёнок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Результат - самооценка ребёнка становится неразрывно связана с болезнью. Всё, что не происходит вокруг, ребёнок преломляет через призму заболевания. Со временем он привыкает давить на жалость окружающих людей, выпячивать симптомы своей болезни, у него развивается эгоцентризм и неадекватный уровень притязаний.

Любовь

Родители любят ребёнка, проникаются его интересами. Стараются относиться к нему ровно и справедливо. Заботятся о проявлении инициативы ребёнком, если ребёнок находится в сложной безвыходной ситуации - помогают. Родители - эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны. Стиль управления в семье - демократический. Голос ребёнка учитывается при решении ряда определённых проблем.

Екатерина Сапежинская
Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка

Семейные отношения - это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность , национальную культуру и традиции

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку , применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Тип родительского отношения , как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку , уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка , его позицию по отношению к миру . В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями , заинтересованность в ребенке и забота о нем , требовательность к ребенку , демократизм или авторитарность в семейных отношениях .

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения :

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка , низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

Параметры измерения родительского отношения : «Принятие – отвержение» , «Кооперация» (социальная желательность, «Симбиоз» , «Авторитарная гиперсоциализация» , «Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизация) .

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998)

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка .

И. А. Сикорский (1884) пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха ; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще .

В. Н. Мясищев (1934, 1939, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (1960, С. Г. Файнберг (1967) указывают на то, что воспитание в условиях строгих , но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

А. Адлер (1928, 1930) отмечал, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании.

С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей.

Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок , тем медленнее он созревает как личность , тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А. И., 1998) .

Традиционно главным институтом воспитания является семья . То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем , что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка , и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность .

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения :

1) Принятие ребенка , т. е. ребенок принимается таким , какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы , принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

И. С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания : отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга . Авторитарное воспитание - тип воспитания , в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей , норм поведения, правил общения, ценности религии и т. п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.

По мнению Т. А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает , и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам . Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить) . Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили , становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей , чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы , сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел , оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных» .

Первый вариант – это стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком , в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений , большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка , в оказании помощи при обращении к нему самого ребенка .

Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения .

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания . Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка , его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей , которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания .

Попустительский стиль подразумевает под собой отсутствие воспитания как такового .

На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде» . Так, по мнению ряда авторов (А. Бандура, Л. А. Волошина, В. В. Устинова и др.) применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания , который относительно стабилен , обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях .

Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо отметить , что в общем виде существуют четыре стиля воспитания детей в семье . К ним относят : демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка . Наиболее благоприятным стилем для развития ребенка , как полноценной, развитой и самостоятельной личности , является демократический стиль . Остальные же стили вызывают у ребенка отклонения в формирование каких-либо черт, качеств личности , способствуют развитию агрессивности, замкнутости, тревожности и неуверенности в себе. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.

Воспитывать ребенка - не такая уж простая задача, как может показаться на первый взгляд. Существуют различные типы и Как разобраться в них? Какие методы семейного воспитания выбрать? Будем искать ответы вместе.

Семейное воспитание и семейная педагогика, в зависимости от того, как родители на эмоциональном уровне воспринимают ребенка и контролируют его, различают следующие стили воздействия:

  • авторитетный,
  • авторитарный,
  • либеральный,
  • индифферентный.

Авторитетный и авторитарный стили

При авторитетном воспитании мать и отец эмоционально тепло относятся к детям, но контроль за ними достаточно высок. Родители признают и всячески поощряют самостоятельность ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления малыша пересматривать требования и правила для него.

Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше напоминает диктат, когда все просьбы произносятся в форме приказов, а требования, запреты и правила ни под каким предлогом не меняются.

Либеральный и индифферентный стили

В семье, где детей принимают тепло эмоционально, а контроль за ними находится на низком уровне (вплоть до всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требований и правил при этом практически нет, а уровень руководства оставляет желать лучшего.

При индифферентном стиле родители очень мало принимают участия в воспитании, ребенка воспринимают эмоционально холодно, его потребности и интересы попросту игнорируют. Практически отсутствует контроль со стороны отца и матери.

Конечно же, каждый из описанных стилей воздействия отражается на ребенке определенным образом. Но главенствующую роль в формировании личности играют типы семейного воспитания. Их и рассмотрим подробнее.

Гармоничный тип

Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничный и дисгармоничные. Первый подразумевает:

  • взаимную эмоциональную поддержку;
  • максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей;
  • признание того факта, что ребенок - это личность, и он может сам выбирать свой путь развития;
  • поощрение самостоятельности детей.

Кроме того, в сложных ситуациях проявляется взаимное уважение и действуют равные права родителей и ребенка в принятии решений. Система требований к чаду здесь всегда обоснована его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю. Поощрения и наказания всегда заслужены и разумны. У родителей существует постоянство и непротиворечие в вопросах воспитания, но при этом у каждого сохраняется право на собственный взгляд на ситуацию. Мать или отец могут внести изменения в систему воспитания согласно возрасту детей.

Дисгармоничные типы семейного воспитания

Они очень разнообразны, но есть общие признаки, в разной степени соответствующие каждой семье этой категории. В первую очередь дисгармоничные типы семейного воспитания и характеризуются низким эмоциональным уровнем принятия ребенка и даже возможностью эмоционального отвержения. Конечно, взаимность при таком отношении отсутствует. Родители практически разобщены и не имеют единого мнения в вопросах воспитания. В отношениях с детьми они зачастую непоследовательны и противоречивы.

Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в разных сферах жизнедеятельности родители ограничивают ребенка, часто неоправданно. По части требований здесь может быть два полярных положения: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность. Контроль со стороны родителей не там, где нужно, и его недостаточно. Наказания незаслужены и слишком часты или, наоборот, они отсутствуют.

Дисгармоничные типы семейного воспитания ребенка отличаются тем, что в обыденном общении с дочерью или сыном наблюдается повышенная конфликтность. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно. Наиболее часто встречаются такие типы:

Гипопротекция и гиперпротекция

Это два полярных варианта, когда заботы, внимания, контроля, интереса к ребенку и его потребностям или недостаточно (гипопротекция), или слишком много (гиперпротекция).

Противоречивый тип

Предполагает наличие у родителей разных взглядов на воспитание, которые они воплощают в жизнь. Воздействие на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но при этом воспитательные стратегии взаимоисключающие и несовместимые.

Повышенная моральная ответственность

К детям предъявляются высокие требования, зачастую несоответствующие возрасту и индивидуальности.

Гиперсоциализирующее воспитание

В этом случае на первое место выдвигаются успехи, достижения ребенка, отношение к нему сверстников, принцип долга, ответственность, обязанности. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей.

Жестокое обращение

При таком типе воспитания наказания тяжелее проступков, а поощрения отсутствуют.

Культ болезни

К ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая особую атмосферу вокруг него. Это ведет к развитию эгоизма и ощущения своей исключительности.

Кроме стилей и типов, существуют методы семейного воспитания. О них пойдет речь ниже.

Методы воздействия на детей

Типы семейного воспитания и семейных отношений предполагают наличие следующих способов влияния: любовь, доверие, личный пример, показ, обсуждение, сопереживание, поручение, контроль, возвышение личности, юмор, похвала или поощрение, наказание, традиции, сочувствие.

Родители воспитывают детей не только словами и убеждением, но, в первую очередь, личным примером. Поэтому важно правильно организовать личное и общественное поведение матери и отца. Мама и папа не будут иметь положительного влияния на ребенка, если сами не стремятся стать лучше. Методы семейного воспитания работают, лишь когда родители занимаются и самовоспитанием.

Воздействие на детей младшего возраста

Семейное воспитание дошкольников необходимо организовать так, чтобы требования, предъявляемые к ребенку, были согласованы между родителями. Это поможет детям правильно себя вести, научит управлять своими эмоциями и поступками. Нужно говорить о требованиях ребенку в форме пожелания, просьбы или совета, так как приказной тон вызовет отрицательную реакцию.

В любом коллективе традиции являются отражением характера общения и уровня воспитанности. То же самое касается семьи. Складывающиеся обычаи и традиции оказывают благотворное влияние на детей. Кроме того, это сплачивает родителей и ребенка. При подготовке к праздникам малыши приобщаются к бытовой стороне жизни. Они помогают убирать и украшать дом, принимают участие в приготовлении еды и сервировке стола, готовят подарки и открытки для родных.

Главные составляющие семьи

Семейное воспитание дошкольников немногим отличается от воспитания детей других возрастов. Семья, в которой царит гармония, является защитой, опорой для ребенка, благодаря этому появляется уверенность и чувство нужности в этом мире, что и рождает душевный комфорт. Эмоциональная совместимость всех членов создает нужный тон в общении, например, это проявляется тогда, когда шутка матери или отца способна предотвратить назревающий конфликт, разрядить напряжение. Отсюда берет начало и развитие чувства юмора у ребенка, которое позволит ему быть самокритичным, уметь смеяться над собой и своим поведением, обрести стойкость в жизненных ситуациях, а не быть обидчивым и слезливым.

Лучшая модель отношений

Семейное воспитание и семейная педагогика направлены на создание условий, при которых у ребенка формируется модель отношений. По ней он будет строить всю свою жизнь дальше, будет создавать семью, воспитывать детей и внуков. Какой же должна быть эта модель? Семейное воспитание происходит в атмосфере доброжелательности, тепла, счастья и любви, а особенности детей при этом обязательно учитываются. Родители стремятся развить способности и лучшие качества ребенка, принимая его таким, какой он есть. Требования, предъявляемые к детям, основываются на взаимоуважении. Воспитание базируется на положительных качествах ребенка, а не на отрицательных. В противном случае малыш приобретет кучу комплексов.

В заключение

Таким образом, задумываясь о правильности воспитания ребенка, посмотрите сначала на себя со стороны. Ведь дети копируют родителей. Стремитесь стать лучше, и ребенок тоже начнет меняться. Гармонии вашей семье!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по дисциплине «Психология семьи»

На тему: Типы воспитания в семье

Москва 2010

Введение

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

1. Роль родителей в формировании личности ребенка

Формирование личности человека происходит не в идеальных условиях. Социализация и воспитание в семье понимаются нами как стихийное и часто неосознанное подражание или заимствование манер, взглядов, установок родителей.

Внешне поведение родителей может быть вполне социально приемлемым, так как оно подчиняется бытующей морали, правилам и нормам взаимоотношений. Однако внешняя социальная форма поведения супругов может резко расходиться с действительными их качествами и свойствами. Она, т. е. форма поведения, является ролевым, заданным поведением в том или ином коллективе или малой группе. Служебные роли и обязанности задают определенный стандарт поведения. Множественность ролей, которые исполняют родители в обществе (руководитель группы, болельщик, рыболов, руководитель семинара, командировочный, зритель, участник спортивных соревнований и т. д. и т. п.), налагают на их поведение особые черты. Однако семейное поведение родителей значительно отличается от всех других ролей и типов поведения в иных ситуациях. Это поведение меньше всего задано внешними стандартами, образцами, моделями, обязательными нормами и правилами поведения и наиболее адекватно психологической сущности родителей.

Поэтому поведение родителей в семье иногда выходит из-под самоконтроля и тогда, когда рядом с ними находятся дети. И эти дефекты поведения родителей, дефекты их собственного воспитания, недостатки характера, так или иначе, будут улавливаться, и восприниматься детьми. Опыт семейных взаимоотношений--и положительные, и отрицательные моменты -- становится решающим для человека, когда он начинает строить свою семью. Поэтому не случайно, по наблюдениям некоторых психологов, большая часть счастливых браков заключается выходцами из благополучных, счастливых семей.(24,стр. 107)

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному» взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: ребенок, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание.

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.

Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах дети имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются детьми и на самом деле бывают более жесткими и строгими, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения ребенка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких «ипостасях»: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир.

2. Стили и типы семейного воспитания

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это -- гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье -- система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие -- гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития -- коллективом.

Существует 3 стиля семейного воспитания -- авторитарный, демократический и попустительский.

Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину.

Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают.

Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.

3. Воспитание детей в различных по структуре семьях

Особенности воспитания единственного ребенка в семье

На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры (2, с.86). Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

Специфика воспитания в многодетной семье

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

Воспитание ребенка в неполной семье

Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

Очень часто после разделения семьи или развода мать вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном.

Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.

Если родители не живут вместе, если они разошлись, то очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему - либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно. Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по - прежнему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

семейный воспитание нравственный ребенок

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную функции. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.

Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические механизмы воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.

Список литературы

1. Василькова Ю.В. «Социальная педагогика», М. 1999г., изд. «Академия»

2. Земская М.Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс»

3. Крайг Г. «Психология развития», изд. «Питер», 2000 г.

4. Крысько В.А. «Педагогика и психология», М. 2004 г., изд. «Дрофа»

5. Лебедев П.А. «Семейное воспитание» Хрестоматия., М. 2001г., изд. «Академия»

6. Маклаков А.Г. «Общая психология», изд. «Питер», 2004г.

7. Першина Л.А. «Возрастная психология», М.2005, «Академический проект»

8. «Психология и педагогика» под ред. Радугина А.А., ИЗД. «Центр» 2002 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика воспитательного процесса в семье. Типы, стили и факторы воспитания и функции семей. Особенности и трудности воспитания детей в полной и неполной семье. Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка, рекомендации родителям.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Проблема неполных семей. Семьи с одним родителем и дети в таких семье. Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях. Совершенствование процесса воспитания в неполных семьях и организация социально-педагогической помощи неполной семье.

    реферат , добавлен 31.07.2010

    Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Понятие личности и этапы ее становления. Роль стиля семейного воспитания в формировании индивидуальности детей на каждом возрастном этапе. Содержание работы социального педагога по оказанию помощи семье в формировании базовых качеств личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Роль семьи в обществе. Авторитарный, демократический и попустительский стили семейного воспитания. Сущность и содержание психологической функции семьи. Подготовка беседы с родителями о половом воспитании. Специфика воспитания ребенка в многодетной семье.

    реферат , добавлен 01.02.2016

    Цели воспитания, типы семейных взаимоотношений, их роль в формировании характера детей и формировании их личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания: потребность в эмоциональном контакте, смысле жизни, достижениях, гармоничных отношениях.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Создание службы сопровождения семьи и ребенка. Социальная характеристика семьи с ребенком-инвалидом, проблемные ситуации в таких семьях. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений. Психологические портреты родителей, модели семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Условия успешного воспитания ребёнка в семье. Роль авторитета родителей в воспитании. Виды ложного авторитета родителей. Типы семьи (полная - неполная, благополучная - неблагополучная). Требования к организации взаимодействия педагога с родителями.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Анализ взаимосвязи методов воспитания в семье и внутрисемейных отношений. Методы и средства семейного воспитания, их влияние на эмоциональное состояние ребенка в семье. Методы поощрения и наказания детей. Диагностика семьи, анкетирование родителей.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2013

    Особенности внутрисемейных отношений в многодетных семьях. Психолого-педагогические особенности воспитания детей в многодетных семьях. Особенности родительства в однодетных и многодетных семьях. Ценностные ориентации многодетных и однодетных родителей.