История возникновения дерева из бисера. Из истории. Базовые техники бисероплетения

История бисера уходит далеко вглубь веков. Первыми его научились изготавливать египтяне и применяли его для украшения своих платьев. Далее бисер появился в Римской империи и Сирии. А с первого века нашей эры он достиг Германии, Греции, Италии. В 10 веке он попадает в Венецию, где получает широкое применение и после этого завоевывает весь мир. Венеция же, на протяжении долгих являлась центров по производству бисера. Венецианцы как могли, оберегали секрет изготовления бисера, ведь он им приносил немалый доход.

На Руси же стеклоделие также издавна известно. Раскопки городищ и курганов свидетельствуют нам о том, что наши предки были знакомы со стеклянными изделиями не только благодаря торговли и обмену с западными и восточными купцами. Огромное количество стеклянных бус и поделок найдено в Новгороде, Киеве, Чернигове и др. центрах. Найденные мелкие бусины схожие с бисером вполне могли местного производства, это доказывают раскопки древних мастерских по производству стекла.

В Киевской Руси стеклянные бусинки ценились также как и жемчуг. Привозной бисер применялся наравне с драгоценными камнями.

Бисероплетение – это один из распространенных видов рукоделия. Оно развивается и сейчас, в соответствии с тенденциями моды, прогрессом в обществе и технологиях. Развитие технологий меняется и бисер – его форма, качество, отделка и т. д.

Украшения из бисера выполненные умелыми руками и с воображением смотрятся не хуже бижутерии, а в некоторых образах и лучше её.

Вот небольшой образец того, как можно даже не применяя сложных техник, сделать самостоятельно достойное украшение из бисера.

ИЗ ИСТОРИИ БИСЕРА

Материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные материалы: металл, фарфор, всевозможные пластмассы. Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонтовой кости. В Китае бисер был фарфоровым.

Во многих странах издавна делали металлические . Например, на Декане (Индия) обнаружены медные бусы III-II тысячелетий до н. э. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. Например, в захоронении на «королевском холме» Мапунгубве (Зимбабве) обнаружены кости, пересыпанные двенадцатью тысячами золотых бусин. В Мексике золотые бусины были не только круглыми, но и фигурными — в форме зубов ягуара, например. В Индии золотые и серебряные бусы и бисер производят до сих пор. В Европе металлический бисер стал популярен в XIX столетни. Он получил название «стальных бриллиантов». Бисеринки воронили, золотили,полировали. Металлический бисер делали во Франции, Германии. Лучшим считался английский; в России широко использовался тульский. Существовал и собственно золотой бисер европейского производства — это недавно доказали ученые. С помощью рентгеноспектрального анализа исследовали бисеринку из вышивки XIX в. и установили, что она изготовлена из золота 56 пробы.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где-то в горах есть пещера — жилище дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер…

Так гласит легенда. Как же было на самом деле?

Начнем со стекла. Часто открытие секрета его производства приписывают финикийцам. Первым эту легенду записал Гай Плиний Старший, римский историк, живший в I в. п. э. Согласно ей, финикийские купцы, плывшие из Африки с грузом соды, на ночь пристали к берегу и принялись готовить ужин. Но камней поблизости не оказалось, и пришлось обложить костер кусками соды. Наутро в золе был обнаружен чудесный слиток, чистый и прозрачный, как морская вода, твердый, как камень.

Эту легенду повторяют до сих пор, хотя известно, что самое древнее производство стекла существовало в Египте. Египтяне первыми научились варить стекло. Самая древняя бусина диаметром около 9 мм из зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.

Существовали и великолепные египетские бусы из фаянса. Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой из стекловидной массы. По составу это было уже стекло, нос несколько иной технологией производства. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных н поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.

К XVI в. до и. э. стеклоделие в Египте достигло расцвета. Цветными фаянсовыми вставками инкрустировали стены, иолы, колонны, отделывали мебель и ларцы. Из стекла выполняли красочные мозаики и, конечно, различные украшения, вазы, флаконы, заупокойные статуэтки. В 1924 г. в Америке нашли стеклянную виноградную гроздь, ягоды которой были сделаны из стек-лянных бусин зеленого, синего и коричневого цвета (чтобы отобразить их различную степень зрелости).

Ассортимент египетских бус и бисера был весьма разнообразен: от мелких разноцветных до крупных и фигурных. По форме это могли быть цветы, шишечки, листья, стилизованные раковины (рис. 1). Очень хороши бусины в виде цветка с сердцевиной другого цвета (например, белая ромашка с красным сердечком). Изготавливали их особым способом: еще горячую бусину инкрустировали кусочками цветного стекла. Круглые бусины часто украшали белым орнаментом в виде точек, зигзагов, полос (рис. 2). (Позже бусы с белым орнаментом служили образцом для подражания мастерам Александрии в эпоху Римской империи, а затем венецианским стеклоделам.) Очень ценились бусы в виде глазков. Их носили как обереги от дурного глаза. Эта традиция жива и поныне на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Бисер и бусы из стекла использовал и как вспомогательный материал для создания украшений. После изобретения сетчатого низания стали изготовлять и самостоятельные произведения из бисера. В. Дудорева в своей книге «Бисер в ста-ринном рукоделии» упоминает одеяние в виде сетки из крупного голубого и зеленого бисера с вплетенными изображениями египетских богов. Подобные сетки использовали и в погребальных обрядах — ими покрывали умершего, само место захоронения осыпали бисером, а на шеи мумий священных крокодилов надевали ожерелья.

Египетские бисер и бусы были известны во многих странах. Их везли купцы через Массилию (Марсель), Ольвию (близ устьев Буга), Аквилею к варварам в страны Европы. Египтяне предпринимали торговые экспедиции к восточному побережью Африки, в легендарную страну Пунт. Среди товаров для туземцев были бисер и бусы.

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.

Известна была и техника золочения стекла. Золотой листочек наклеивали на поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.

Римляне первыми вставили стекла в окна домов, правда, стекла эти были шероховатыми с одной стороны и рассеивали свет.

Римское стеклоделие дало начало средневековому искусству стекла. Секреты стеклоделия переняла Византия до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла. Из Византии стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.

КIX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати, русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозили бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн-Фадлан(Хв.)писал: «Самое лучшее из украшений у них (русов) — это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен». Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо-татарского ига.

Венеция же на долгие века стала европейским центром стеклоделия. Венецианский бисер расходился по всему миру. Его обменивали на золото, меха, экзотические редкости, рабов. Знаменитый купец Марко Поло был сыном известного бисерного мастера. В своих путешествиях он убедился в большом спросе на этот материал. Эти его впечатления дали новый толчок росту производства бисера. Позже еще один импульс дало стеклоделию открытие Америки, когда появился индейский рынок сбыта. Поставлялся бисер, без сомнения, и на итальянский рынок. По свидетельству путешественника Кеслера (первая половина XVII в.), генуэзские девушки для погребальных торжеств надевали головные уборы, низанные из черного шлифованного бисера разных сортов и форм. Бисер и стеклянные изделия стали главным предметом венецианской торговли, а значит, необходимо было сохранит!, монополию на их производство. Поэтому в 1275 г. правительство Венецианской республики запретило вывоз сырья, необработанного стекла и осколков.

Во избежание пожаров все стекольное производство с 1221 г. было перенесено на остров Мурано. Останавливаться там иностранцу было опасно, потому что стеклоделы часто промышляли разбоем. а правительство не решалось их преследовать за это. У стекольных мастеров была и еще одна важная привилегия: их дочерям разрешалось выходить замуж за патрициев, а их внуки уже считались патрициями. Многие государства Европы старались заполучить венецианские секреты и мастеров. Иногда это удавалось. Но кара за выдачу секретов производства стекла была жестокой. От вывезшего их требовали возвращения на родину, в противном случае арестовывали всех его родных. Если мастер упорствовал, его находили и убивали и только после этого освобождали родственников. К XVII в. переманивать стеклоделов стал о не нужно, т. к. в 1612 г. во Флоренции вышло сочинение Антонио Нери «Искусство стекла» с подробным технологическим руководством.

В XIV столетни производство «лесного» стекла сложилось в Богемии (Южная Чехия). Здесь вместо соды использовали древесную золу (отсюда и название — «лесное» стекло). Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света. Появились стекольные мастерские в Германии и Франции. Жестокая конкуренция вынуждала венецианских мастеров изобретать все новые приемы производства и создавать различные сорта бисера и бус. Однако разнообразие не спасло венецианское стеклоделие, и в XVIII столетии начался его упадок.

Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарским нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрождения пришлось ждать несколько столетий. В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в 1668 г. к нему добавился еще один — в Измайлово. В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий. Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием — Усть-Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.

Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпущено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился. После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем.

В наши дни основную массу бисера везут из Чехии, Тайваня. Индии. Чешский бисер отличается наиболее высоким качеством и разнообразием оттенков и форм.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА БИСЕРА

Технология изготовления бус и бисера в древнем мире была доведена до совершенства. Существовали различные способы и приемы производства всевозможных сортов бусин. Самые древние египетские бусы из фаянса (непроваренного стекла) формовали на нити, затем глазуровали и обжигали. Во время обжига нить выгорала, а отверстия сохранялись. Они во многих бусинах очень велики. По предположениям ученых, осью для таких бусин служила соломинка. Внутрь се вставляли металлическую проволоку, чтобы бусины не рассыпались во время обжига. Соломинка не давала бусинам прилипать к проволоке, а при обжиге сгорала. Осью могла служить и сама проволока.

Собственно стеклянные бусы могли изготавливать либо в специальных формах, либо отдельными бусинами (в этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине отдельно), либо непрерывной цепью (для отверстий в форму помещали металлический стержень). Иногда перемычки между бусинами, отлитыми цепью, не рассекались. Стеклярус выполняли из обрезков стеклянной трубочки. Для этого из стекла вытягивал и трубочку, а потом ее рассекали. Бусы могли делать, скручивая стеклянную пластинку на оси и смыкая ее края. Существовал и другой способ: на керамическую или металлическую ось навивали длинный стеклянный жгутик (похожий на нить или более широкий, лентообразный), поверхность потом аккуратно заглаживали. Иногда применялось формование бусин из размягченной стеклянной капли. В этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине. Для нанесения орнамента применяли инкрустацию стеклом другого цвета еще по горячему изделию. Гладкие бусины шлифовали с помощью абразива.

Более сложной была технология производства золоченых и посеребренных бусин. Зародился этот способ в Египте в IV в. до н. э. В таких бусинах слой золотой фольги (0,0001 мм) помещался между двумя слоями прозрачного бесцветного или светло-желтого стекла (рис. 3а). Он настолько тонок, что не поддается спектральному анализу. Поэтому ученые могут л ишь предполагать, что бусины содержат драгоценный металл. Изготовление таких бус требовало почти ювелирной работы. Занимались ею, возможно, златокузнецы.

В античное время такие бусы изготавливали двумя способами: на тонкую стеклянную трубочку с помощью растительного клея наклеивали золотую фольгу, затем нагревали до 600-800 С. При этом следили, чтобы стекло было легкоплавким, т. к. при более высокой температуре золото могло «сгореть». Затем на мягкое соединение с металлом наливали стекло так, чтобы оно покрывало заготовку слоем в 0,5-1 мм толщиной (так называемая кантарель). Чтобы сохранить отверстие, перед нагреванием внутрь стеклянной трубки вставляли проволоку. Форму золоченым бусинам иногда придавали в последний момент с помощью специальных формовочных щипцов. Таким образом получалась цепь бусин различной формы, которую затем рассекали на отдельные бусины.

Позже появился и другой способ изготовления таких бус. Они были полыми. На стеклянную трубочку-основу наносили серебряную фольгу, а затем вставляли заготовку в более широкую трубочку из прозрачного желтого стекла. Расстояние между трубочками составляло 1-2 мм. Скреплялись они между собой только возле отверстий (рис. 3б).

Ко времени расцвета бисерных рукоделий в Европе (в XVIII-XIX вв.) производство бисера становится механизированным, несколько изменяется тех пология. Стек ля н н ые заготовки в виде длинных трубочек на специальных станках режут на мелкие колечки и обрабатывают шлифо-вяльнойсмесыо(угольный порошок с глиной ил и известью). Когда отверстия в колечках заполняются смесью, барабан нагревают. Стекло размягчается, колечки оплывают, но в результате вращения приобретают округлую форму. Порошок не дает и м слипнуться, а отверстиям затечь. Затем бисер освобождают от шлифовальной смеси и для придания блеска полируют специальным порошком.

Что касается металлического бисера, то его штампуют, а потом покрывают амальгамой (это сплав свинца, олова и висмута со ртутью), оловом или позолотой.

БИСЕРНЫЕ РУКОДЕЛИЯ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Несмотря на то. что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Знакомство, пусть даже поверхностное, с некоторыми особенностями иноземных рукоделий не просто интересно, но и полезно, ведь иногда вид экзотического убора рождает интересную идею, нетрадиционное решение.

К большинству африканских племен бисер попал с приходом европейцев. Поначалу цена его была очень высока — всего за несколько связок можно было купить раба. Неудивительно, что ценился новый материал очень дорого, ведь традиционные местные материалы-семена, ракушки, кости животных, скорлупа страусовых яиц, радужные крылышки жуков — не так красивы и удобны в работе, требуют дополнительной обработки.

Бисер и бусы у народов Африки используются очень широко как элементы костюма и его отделки, а иногда они составляют практически весь костюм. Например, женщины племени туркана носят расшитые бисером передники, а на шее огромные связки бус, из-под которых выпускается кусок шкуры антилопы, сплошь расшитый бисером и бусами. Общий вес такого костюма может достигать 8-10 кг (рис. 4).

Способы работы с бисером у африканских мастериц такие же, как и у европейских, однако изделия, созданные ими, имеют мировую славу благодаря национальному своеобразию. Необыкновенно красивые круглые воротники-ожерелья на жестком проволочном каркасе делают масаи (Кения). Можно надеть сразу несколько таких воротников — один поверх другого. В дополнение женщины-масаи украшают себя многочисленными бисерными браслетами и головными украшениями, причем каждому возрасту соответствует свой набор.

Любят и мужчины. Чаще всего это бисерные ожерелья с национальным орнаментом. Иногда бисерный убор может быть очень большим и сложным. Например, королевские музыканты барунди поверх туники из леопардовой шкуры надевают перекрещивающиеся на груди бисерные ленты все из белого и синего бисера, с узором в виде ромбов, зигзагов, треугольников (рис. 5).

Это всего лишь несколько примеров, показывающих, что традиционное искусство бисера в Африке переживает в настоящее время период расцвета.

Любовь индусов к украшениям удивительна и уходит корнями в глубокую древность. Об этом можно судить по древним росписям и скульптурам. Есть изображения, где на персонажах нет никакой одежды, кроме многочисленных украшений.

Украшения индийских женщин самые разнообразные: для прически, ушей и носа, рук и ног. Общий вес украшений, надеваемых по будням, может достигать 3 кг. Неудивительно, что индийские женщины так украшены, ведь преподносить жене украшения — религиозный долг мужа. Женщина же должна украшать себя в присутствии мужа, снимать часть украшений в его отсутствие и не носить их вовсе после смерти супруга. Одно из главных украшений — брачное ожерелье тали, или мангаль-сутра. В нем обязательно должны быть черные стеклянные или фаянсовые бусины и хотя бы одна золотая.

Вообще же бисер и бусы в Индии применяются очень широко, причем изготавливают их из различных материалов. Для украшений используются главным образом золото и серебро. Низки бус соединяют между собой детали сложных многоярусных украшений. Вытачивают бисер и бусы из раковин, натуральных камней и, конечно же, делают из стекла.

Стеклянные бисер и бусы в сочетании с другими материалами (например, кусочками слюды, зеркал, раковин) используют для вышивки. Существует и уникальная технология изготовления браслетов. инкрустированных бисером и бусами. Их делают из лака (это особая смола, выделения насекомых, ее собирают в лесу на ветвях деревьев). Мастера добавляют в лак красители, затем из полученной теплой массы раскатывают «колбаски», расплющивают их молотком на наковальне и формируют плоский браслет, иногда прямо на руке женщины. Пока лак теплый, в него вдавливают, создавая орнамент, бисер, бусины, кусочки зеркал.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Бисерное рукоделие индейцев и эскимосов Северной Америки имеет древние традиции. Как и у народов Русского Севера, у них была потребность в контрастном по цвету и фактуре материале для украшения одежды и предметов быта.

Одним из важнейших предметов для индейцев являлся вампум — бусы, пояса, украшения из раковинных бусин. Это был важный символ -полномочий посла, доверия, гарантии выполнения обязательств. В важных переговорах и обрядах передача вампума подчеркивала значительность события. Вампум являлся и средством запоминания — перебирая бусины, вспоминали произошедшие события (подобно чтению книг). Его наделяли и магической силой — он охранял владельца от злых духов. Белые торговцы оценили значение вампума для индейцев, и в страну хлынул поток привозных стеклянных бус и
бисера. Хотя для вампума стеклянные бусины использовались редко, однако в других видах рукоделия они применялись широко.

У микмаков и ирокезов белая бисерная вышивка напоминает кружево со всевозможными растительными мотивами, усиками и завитками. К середине XIX в. появилась рельефная вышивка и плотная цветная с полностью вышитым фоном. Некоторые племена центральных прерий заимствовали рисунки с восточно-азиатских ковров, завезенных белыми переселенцами. Появились и реалистические изображения человека и животных в вышивке по мотивам так называемых «бухгалтерских» рисунков (рис. 6).

Приемы вышивки индейцев напоминают европейские. Один из них — пришивание отдельных бусин. Существует шитье «в прикреп». При так называемом «ленивом стежке» одна и та же нить используется как для шитья, так и для нанизывания бусин, причем по несколько на один стежок. Параллельные стежки образуют полосы орнамента. В «стежке кроу (воронов)» (по имени племени, где он применялся) бисеринки «ленивого стежка» дополнительно закрепляют второй нитью.

Кроме вышивки, существует и ручное ткачество (без станка) с использованием шерстяных ниток и бисера. В тканых изделиях поверхность образована нитями, бисер же лишь составляет узор на их фоне. Так издавна украшали бисером воротники, ленты, пояса (рис.7). Некоторые племена подобным способом плели корзины, включая бисер в само плетение.

Из бисера делали украшения, декорировали им предметы быта — сумки, колчаны для стрел, детские колыбели, одежду. Бисерное рукоделие у коренных народов Северной Америки продолжает развиваться и сейчас.

Русское искусство работы с бисером тоже имеет давние традиции. Поначалу мастерицы использовали природные материалы, преимущественно жемчуг, который добывался в реках.
Жемчугом украшали оклады икон, одежду духовенства и знати, а также народный костюм. Особой роскошью отличалась отделка головных уборов. Часто вся поверхность сплошь зашивалась жемчугом, а сам убор дополнялся жемчужной сеткой (поднизью), прикрывавшей лоб.

Стечением времени добыча жемчуга в России сократилась, а материалов для отделки требовалось все больше. Поэтому на смену жемчугу пришли бисер и стеклярус. Само слово «бисер» тесно связано с жемчугом — до середины XVII в. так называли оба этих материала. Для длинных стеклянных трубочек существовало иное название — «одекуй» только с XVIII в. они стали называться стеклярусом. До XVIII столетня не было особой разницы между народным и светским рукоделием, но с появлением модных заграничных журналов она становится заметной. В народном рукоделии бисером украшали костюм, делали из него ожерелья, гайтаны, пояса и пр. В так называемом светском рукоделии область применения бисера была гораздо шире.

Я говорю «так называемом», потому что большая часть изделии была выполнена руками крепостных мастериц. Век расцвета бисерного рукоделия (XVIII-XIX вв.) не состоялся бы без достаточного количества бесплатной рабочей силы. Бисером вышивали обои (Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме), картины, обивку мебели. В Качановке, имении графа С. Тарановского, бисерными вышивками был обит гарнитур из красного дерева. Все вышивки выполняли крепостные мастерицы. Обучение их начиналось в 8-10 лет в известной высоким уровнем работ мастерской. Пройдя курс обучения, мастерица могла выполнять сложные работы и обучать других. Много изделий создавали в монастырях, причем они отличались особой аккуратностью.

Светские дамы выполняли в основном небольшие изящные вещицы, предназначавшиеся в подарок или для украшения дома, — картинки, кошельки, сумочки, чубуки для трубок, подстаканники и пр.

Работали с бисером в разнообразных техниках. Одной из самых распространенных была вышивка. В крестьянских нарядах и для украшения предметов культа чаще всего использовалось саженье, или шитье по «бели». На ткани прокладывали рисунок льняным или хлопчатобумажным шнуром — «белью», к нему пришивали жемчужины, предварительно нанизанные на нить. Каждая жемчужина пришивалась к шнуру поперечными стежками. С появлением в рукоделии бисера и стекляруса вышивальщицы применили старую технику к новым материалам.

В светском искусстве распространилось шитье «в прикреп». Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках. Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье «в прикреп» можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну-две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы. Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно.

Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи.В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. Сохранились работы, выполненные по соломке. С 1830-х гг. использовалась и бумажная канва -тонкий картон с рядами мелких отверстий, невышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

Техника вязания была удобна для создания объемных изделий — кошельков, сумочек, чубуков для трубок, подстаканников, бисерными рядами надвязывали чулки. Вязали крючком и на спицах. На нитку заранее набирали ряд бисеринок по рисунку, а затем провязывали так, чтобы они оставались на лицевой стороне. Нитки с набранными бисеринками наматывали на бумажки, фигурные деревянные палочки, иногда в качестве основы клубка использовали круглую косточку из куриного горлышка, затянутую сплошь бисерным вязанием.

Способы вязания были достаточно просты: столбики без накида при вязании крючком и чулочная вязка — при вязании на спицах. Вязание крючком использовалось чаще, видимо потому, что оно достаточно плотное, хорошо сохраняет форму. При вязании на спицах получалась более эластичная сетка. Малейшая ошибка в наборе бисеринок на нитку могла погубить все изделие.

Применяли особые приемы для украшения вязаных изделий. Например, при вязании на лицевой стороне оставляли не одну, а несколько бисеринок. Получался выпуклый участок рисунка. Чередуя выпуклые и плоские участки, можно было создать рельефный орнамент. Таким же способом выполнялась и бахрома из бисера. Использовали и бисер различной величины, подчеркивая более крупным какие-то детали рисунка. Иногда гладкая вязаная поверхность украшалась одноцветным бисерным орнаментом. Можно было получить и ажурную бисерную сетку, используя воздушные петли.

Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносики и др. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце XIX — начале XX вв. бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер — материал нетленный, но ветшает ткань- , рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала XX в. бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски.

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце XIX в. древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891г. М.Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально-ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий.

КРАЙНИЙ СЕВЕР И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ

Северные рукодельницы использовали два основных способа работы с бисером — низание и вышивка (чаще всего «в прикреп»).

Богатой бисерной вышивкой украшали свои изделия эвенки (тунгусы). В работе они использовали красный, желтый, зеленый, белый и черный бисер. Орнамент был в основном геометрический и состоял из полос, уголков, арочек и маленьких крестиков.

Вышитая эвенкийскими мастерицами одежда представляла собой произведение искусства, ее охотно покупали и другие народы Севера. Под верхней меховой шубой эвенки (тунгусы) носили кафтан из оленьей замши с бахромой из звериного волоса по подолу и рукавам. Грудь защищал от холода специальный нагрудник, богато расшитый бисером. В светлом обрамлении нагрудника оставляли темные «окошки», на которых помещались крестообразные вышитые бисером фигуры. Бисером расшивали и пояс, к которому подвешивали необходимые вещи: мужчины — трубку, огниво, кисет, нож, женщины — игольницу, наперсток, сумочку с нитками (оленьими сухожилиями). Вышивали по замше или сукну. Часто заранее заготавливали вышитую деталь, а потом вставляли ее в изделие. Например, в унты-торбаса из оленьих камусов вшивали по бокам бисерные вставки, соединяя их вышитой перемычкой, и полосу из вышитого бисером сукна или бархата поверху.

Любят бисерную вышивку эвены (ламуты) и долгане. Главные цвета — красный и синий. У долган кайма праздничных шуб-парок украшена вышивкой по сукну (бархату) или по гладкой коровьей (жеребячьей) шкуре. Бисером украшают головные уборы и оленью упряжь.

У нганасанов бисерная вышивка использовалась главным образом для украшения головных уборов. Это кожаные или металлические обруч и с завязками на затылке, украшенные полосой бисерной вышивки по красному сукну. С боков к металлическим кольцам привязывали длинные низки бус, которые спадали полукружиями на грудь и спину (рис. 8).

На европейской части Севера России славится саамская вышивка. Основой для нее служит сукно исключительно красного цвета (рис. 9). Используется бисер трех основных цветов — белого, гол убого и желтого, изредка синего, зеленого, перламутрового, но никогда — черного. Достаточно сложные геометрические орнаменты вышивали по счету. Бисер нанизывали на жилку и шили «в прикреп», пришивая каждую бисеринку к ткани.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. Существуют школы бисероплетения, появляются многочисленные кружки. Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделии женщина, как и сто летия назад, хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка — это то. что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду. Возможно, эта книга поможет освоить бисерное рукоделие и вы создадите то яркое и неповторимое изделие. которое вырвет вас из однообразия серых будней.

Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное, с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла были финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла…

А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там, в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.

Название – «бисер» – происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», то есть «фальшивый жемчуг». Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе.

Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – Муранского стекла. Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла.

Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. А в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.

А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо-сарматскую эпоху бусы уже использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился , серебро и различные металлические украшения.

Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет.

А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики.

Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи.

По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ–го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – началась Вторая мировая война…

Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде.

Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета.

Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания. И, главное, – терпения. Ведь именно его требует любое женское рукоделие.

Изящество, блеск и яркость бисера не могут вас оставить равнодушной!

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка - такова география торговли стеклянными изделиями.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.


Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, - их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия - дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.


Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды - обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.


К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты - цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания - изготовление бисера.


По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, рукоделия, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом… В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом… и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».

Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой видвышивания получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник - сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный - поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделя-лись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.


Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг при-возили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером (бисероплетение), применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

Добрый день, Почетные Рукодельницы! Сегодня 20-е число, а значит, мы с вами снова познакомимся с историей рукоделия. На этот раз темой для статьи стало искусство бисероплетения.

История изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса насчитывает уже несколько тысячелетий, оставаясь до настоящего времени одним из любимых видов декоративно-прикладного искусства.

Бисером и стеклярусом украшают одежду, головные уборы, обувь, всевозможные аксессуары, изготавливают украшения, воротники, чехлы для различных предметов, декоративные изделия, вышивают картины и панно.

Изделия из мелких бус и бисера были известны еще в странах Древнего мира. До сих пор у многих народов Африки, Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии этот вид народного творчества является неотъемлемой частью культуры.

Свое название бисер получил от арабов — «буера» или «бусер», что в переводе означает «фальшивый жемчуг». Появление его непосредственным образом связано со стеклоделием.

Легенда о появлении стеклоделия гласит, что когда-то купцы из Фили кии перевозили из африканской долины Нила по Средиземному морю природную соду и высадились на песчаном берегу на ночлег. Купцы развели костер, чтобы приготовить на нем пищу, но оказалось, что обложить его было нечем. Тогда они придумали использовать для этой цели куски соды. Утром в золе, к своему великому удивлению и радости, купцы нашли твердый сверкающий слиток, прекрасный и чистый, как вода. Так появилось стекло.

Открытие технологии изготовления стекла относится к IV тысячелетию до н. э. Именно этим временем датируются бусы с глазурью, изготовленной из малахитового стекла и щелочи, обнаруженные археологами на Ближнем Востоке и в Египте. В III тысячелетии до н. э. производство стекла начало развиваться также в Древнем Китае.

Однако до изготовления собственно бисера было еще далеко. Только в I тысячелетии до н. о. с изобретением стеклодувной трубки (это тростниковая или железная трубка с рукояткой и мундштуком) начинается производство материала, которому па многие века суждено было стать одним из любимых у мастериц всех времен и народов.

Открытие техники выдувания стекла с помощью трубки по одной версии приписывается финикийцам, по другой — египтянам. Так или иначе, но это позволило наряду с производством ценного стекла с очень сложной технологией изготавливать в большом количестве легкое, тонкостенное, пустотелое стекло.

Почти сразу же одним из направлений в стеклоделии этого времени стало изготовление мелких бус и стекляруса. Делали их разными способами, суть которых сводилась к следующему: тонкие разноцветные стеклянные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки.

Стеклянные украшения, амулеты, посуду часто находят при археологических раскопках в Египте, Греции, Месопотамии, Китае, Индии.

Добавляя в стекломассу медь, марганец, кобальт и другие материалы, древние мастера получали стекло зеленого, пурпурного и голубого цветов. Бусы, изготовленные из такого стекла, пользовались большой популярностью, как среди женщин, так и среди мужчин. На фресках, которыми расписывали стены зданий и гробниц, можно увидеть, насколько разнообразным было их применение.

Со временем технология изготовления стекла совершенствовалась. Уже в I в. до н. э. умели получать прозрачное, бесцветное и окрашенное стекло.

Во времена Римской империи производство стекла и бисера распространилось также в Европе, исключая страны Средиземноморья. В начале пашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии — нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. Однако в эпоху Средневековья центром стеклоделия становится один из красивейших городов Византии — Венеция. Венецианское стекло было известно во всем мире. К сожалению, мало кто знает, что Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где он ценился очень высоко (его обменивали на золото, пряности, шелк). В Европе существовали целые склады бисера, регулярно устраивались бисерные ярмарки. Особым спросом пользовался очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий венецианский бисер, а также «парчовый» бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

В эпоху Великих географических открытий и завоеваний изделия из стекла были одним из самых ходовых товаров. Блестящие бусинки и бисеринки пользовались большой популярностью у туземцев. Они меняли па пего золото и пряности. После открытия Америки и установления морского пути в Индию по всей Европе начинают строиться стекольные заводы, пришедшие на смену стекольным мастерским. В XVI- XVII вв. такие заводы были построены в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему оставалась главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию. Сохранить первенство Венецианской республике в течение многих веков позволила строгая охрана секретов производства стекла. За разглашение секретов стеклоделия мастер даже мог быть лишен жизни.

Однако постепенно секреты технологии изготовления стекла и изделий из него распространялись. В XVI-XVII вв. стекольные заводы были построены во многих странах Старого света. Особого расцвета ремесло стеклоделия достигло в Богемии (Чехия), где чешскими мастерами было изобретено так называемое «лесное стекло*. Это обесцвеченное стекло с зеленоватым, желтоватым или черноватым оттенком было очень красивым и по сравнению с венецианским отличалось твердостью, а также легкостью обработки и шлифовки.


В XVII-XVIII вв. чешские мастера-стеклодувы изготовляли из стекла и хрусталя бусы, бисер, стеклярус, а также искусственные камни для вышивания. Граненый богемский бисер часто покрывался цветными эмалями и превосходил круглый венецианский по красоте и оптическим свойствам. В результате соперничества Венеции и Чехии бисерное производство постоянно совершенствовалось. Бисер становился все более разнообразным но размерам, форме, цвету, исходному материалу.

Кроме стеклянного, в XIX в. появляется металлический бисер: медный, позолоченный, стальной. В Париже начали изготавливать бисер из золота, серебра, стали и других металлов. Позже появились более дешевые варианты такого бисера: металлический массивный стеклянный бисер покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали с помощью слабого раствора железного купороса и хлористого золота.

С изобретением машин для изготовления бисера его стоимость значительно снизилась, что способствовало распространению бисера во многих странах мира.

Промышленное производство привело к тому, что изделия из стекла, в том числе бисер и стеклярус, стали наконец изделием массового производства, доступным многим, не потеряв при этом своей художественной выразительности и ценности.

В XIX в. во Франции возникла мода на использование бисера в отделке городского костюма и его дополнений: сумочек, косынок, шарфов. Через небольшой промежуток времени активное использование бисера и стекляруса при создании одежды и аксессуаров практически для всех слоев общества распространилось во всех странах Европы и Америки.

С тех пор мода неоднократно менялась, но интерес к бисероплетению и бисерной вышивке никогда полностью не исчезал.

В России изделия из стекла, бусы и бисер издавна были известны у многих населявших ее народов.

Особенно широкое распространение бисероплетепне, а также бисерная вышивка получили во время существования Киевской Руси. В это время возникает и развивается отечественное стеклоделательное производство, получившее в XI — начале XIII вв. массовый характер.

Древнерусские мастера для изготовления бус применяли полупрозрачное стекло разных цветов: зеленое, синее, желтое, фиолетовое, черное, серебряное и золоченое. Стеклянные бусы были самыми разнообразными по величине, форме, расцветке и художественной обработке. Они использовались в костюмах и украшениях всех слоев населения, причем не только девичьих и женских, но также в детских и мужских. В XV в. в России получило широкое распространенно вышивание бисером, которым занимались как богатые, так бедные девушки и женщины. Особенностью русской бисерной вышивки всегда было то, что мастерицы использовали в своей работе не только бисер и стеклярус. Работы часто дополнялись другими самыми разнообразными материалами: бусами, кораллами, пуговками, ракушками, монетками, драгоценными камнями и русским жемчугом. Сфера применения бисера и стекляруса была обширной: украшение народных и городских костюмов, царских туалетов, предметов культового назначения (икон, книг, образков, церковной одежды) и т. д.

Собственно бисер в России долгое время был привозным. Но уже в XVI XVII вв. предпринимаются первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. При первом российском императоре Петре I русских людей посылали за границу учиться стекольному делу, в том числе и искусству изготовления бисера. В 1752 г. под Ораниенбаумом М. В. Ломоносовым была открыта фабрика для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов. Начиная с XVIII в. бисер и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма. Изделия из бисера имеют множество местных названий, которые давались либо по способу изготовления, либо по расположению украшения в костюме. Ими расшивали одежду, головные уборы, обувь, из них плели разнообразные украшения: наголовные, накосные, шейные, нагрудные, наручные, поясные. Русские мастерицы создавали непревзойденные по качеству и художественным достоинствам произведения, среди которых самыми известными были вышивка шелком и золотом с использование бус, жемчуга, самоцветных камней. По своему уровню они могли поспорить с живописью.

В XVIII в., кроме украшений и отделки одежды, появились чехлы для предметов повседневного обихода, сплетенные из бисера и стекляруса или украшенные ими. В богатых домах бисерно-стеклярусные вышивки использовали даже в качестве обивки мебели и украшения стен. В Китайском дворце в Ораниенбауме сохранился даже целый стеклярусный кабинет.

Большая часть таких шедевров создавалась руками крепостных женщин в помещичьих мастерских, а также монахинь в монастырях.

Ассортимент бисерных изделий в XVIII-XIX вв. был поистине неисчерпаем: шкатулки, кошельки, сумочки, подсвечники, лотки под флаконы, подстаканники, чехольчики и футлярчики и многое другое. Бисером выплетались и вышивались также самые разнообразные детали интерьера.

В конце XIX — начале XX вв. изготовление бисерных украшений распространилось в самых разных регионах России, особенно в ее юго-восточной части, Поволжье, Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.

Пояса и сережки, ажурные воротники и ленты подвесок, косоплеты и косники, бахрома и поднизи, украшавшие головные уборы, монисто, ожерелья, подтпейники, зажельники, подгорловки, колодочки, гердапы и гайтаны, шнуры, жгуты, цепочки... Эти и многие другие украшения, выполненные самыми разными техниками, придавали народной одежде праздничность и красоту, раскрывая талант и мастерство российских мастериц.

Благодаря красоте и разнообразию форм крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы в конце XIX -начале XX вв. получили всемирную известность. Они экспонировались и продавались на международных выставках и ярмарках в разных странах как Старого, так и Нового Света.

Художественные изделия из бисера пользовались большой популярностью также и у городского населения — мещанок, купчих, светских дам. Пожалуй, не было такого социального слоя в России, где этот вид народного творчества не был популярным.

Кроме украшений и отделки туалетов, возродилась мода па использование бисера и стекляруса для изготовления различных поделок-сувениров и в отделке предметов интерьера. Из разноцветного стекляруса делали, например, бахрому на абажурах, занавесках, скатертях, бисером оплетали различные предметы, делая их тем самым оригинальными и неповторимыми.

Мода на бисер породила огромный спрос, поэтому в конце XIX в. наряду с сельскими кустарными мастерскими специалистов бисерного рукоделия начали готовить в специальных школах художественных рукоделий, открывавшихся во многих крупных городах России. Одной из самых известных была Петербургская школа народного творчества.

После революции 1917 г. практически все эти учебные заведения были закрыты, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились.

Особенно яркими всплесками интереса к бисеропленню и бисерной вышивке были отмечены предвоенные и послевоенные годы, а также 1970-е.

В последние годы искусство изготовления бисерных украшений переживает новый расцвет, как в России, так и за рубежом. Интерес к этому виду творчества настолько велик, что во всем мире к настоящему времени насчитывается огромное количество объединений, кружков, клубов любителей бисероплетения. Выпускаются специальные журналы, создаются сайты в Интернете, посвященные изготовлению изделий из бисера и сопутствующих материалов.

Бисерным рукоделием занимаются люди всех возрастов независимо от места жительства и рода занятий. Для кого-то это профессиональная деятельность, для большинства — замечательное творческое увлечение, которое приносит радость себе и окружающим.


Сейчас для нас маленькая бусинка — обычное дело. Но для наших предков она была очень ценна и часто приближалась по стоимости к мехам и драгоценным камням. Какие только свойства ей пи приписывались! Археологи часто находят при раскопках древних поселений украшения из бусин и бисера, принадлежавшие нашим предкам. Древние колдуны и шаманы старались сплошь увешать себя ими. Индейцы Африки считали, что бусины способны изгонять злых духов, и нашивали их на одежду. Часто бусины использовались как обереги — ими украшали предметы обихода.

Существовала (да и сейчас встречается) у индейцев традиция оберегать «отверстия» в голове от проникновения злых духов бусинками. Для этих целей нитями бус украшали нос, нижнюю губу и ушные раковины. Даже русские князья имели обыкновение носить в ухе серьгу (но только в одном ухе).

Немного позднее украшения из бусин и бисера стали служить уже не оберегами, а символами положения в обществе, богатства и благополучия. Воины Германии долгое время носили браслеты, которые являлись символом доблести. В наше время бисер перешел в категорию милых украшений. Само слово «бисер» ассоциируется у нас с фенечками для маленьких девочек. Как бы не так! В этой книге мы развеем это неверное представление и посмотрим, настолько удивительными и разнообразными могут быть изделия из бисера.

У многих народов украшения были связаны с целыми обрядами. Например, обряд посвящения в мужчины (инициация) часто сопровождался прокалыванием крыльев носа и ушных раковин. В получившиеся отверстия вставлялись различные украшения. Многие украшения специально изготавливались для свадебных ритуалов.

Иногда украшения применялись далеко не из эстетических соображений. Африканское племя зулусов использовало разноцветные бусы в качестве писем, сообщений. А в Индии правитель назначал себе воле исполнителя, вручая ему свой браслет. Что уж говорить об общественных сенаторских, рыцарских, свадебных, и других кольцах.

Люди стремятся украсить себя с ног до головы. С давних времен волосы женщин украшали роскошные диадемы. Они представляют собой полоски из какого-либо материала, украшенные драгоценными камнями, бисером, кусочками ткани и кожи. В наше время диадемы встречаются крайне редко, чаще всего в театральных костюмах.

Еще одним видом «устаревшего» украшения является корона. Она всегда являлась символом власти. В наше время корона может понадобиться только для карнавального костюма.

Есть еще одно головное украшение, которое носит больше практический, чем эстетический характер, — ободок. Он предназначен для того, чтобы убрать волосы со лба перед нанесением косметики. Он также пригодится во время занятий спортом или просто для того, чтобы волосы не лезли в глаза.

Одним из самых распространенных украшений являются серьги и пирсинг. В традиционном понимании серьги — это украшения для мочек ушей. Причем серьги носили не только женщины. Часто уши русских князей, моряков, пиратов, современных музыкантов и художников украшали разнообразные серьги. В последнее время в моду вошел пирсинг — серьги разных форм, предназначенные для украшения бровей, губ, языка, ногтей, носа, пупка и даже половых органов. Такие серьги можно украсить небольшими бисерными подвесками.

В XII в. появилось необычное украшение для одежды — воротник. Воротник, выполненный из бисера, является только женским украшением. То же касается и различных ожерелий и колье — шейных украшений, состоящих из нитей бусин, бисеринок, камней, раковин и других материалов. Колье отличается от ожерелья тем, что имеет подвески.

Такое украшение, как брошь, появилось как необходимая застежка для одежды. Но очень скоро она стала элементом шика и почти целиком перешла в категорию женских украшений.

Самым простым из всех украшений скорее всего является цепочка. Она, впрочем, универсальна. Цепочку можно носить на запястьях, ногах, поясе, шее и т. д. У многих народов широко распространены браслеты. Современный вариант браслета — фенечка из бисера. Фенечки вошли в моду с движением хиппи, а потом так и остались актуальными. Интересно, что фенечки являются и мужским, и женским украшением.

В Средние века пояс могли носить только целомудренные женщины и высокопоставленные мужчины. Сейчас пояс носят все без ограничений: он является очень важной деталью одежды.

Существует еще много видов украшений. Например, подвески, медальоны, заколки для волос и т. д. Но мы не будем заострять сейчас на них внимание. Наша цель — научиться изготавливать украшения из бисера.

Практически в любом модном показе встречаются хотя бы 2-3 женских платья, расшитых бисером. Это уже не говоря об элегантных бисерных сумочках, аксессуарах и т. п. Модельеры любят и ценят бисер не меньше, чем наши предки. Например, на платьях от Эммануэля Унгаро и Бернара Перри нередко можно заметить многочисленные подвески из бисера. А знаменитый модельер Оснмар Версолато создает из бисера целые воротники и пояса. Кристиан Лакруа пошел еще дальше и создал отдельные детали брюк и жакетов. Но «рекордсменом» в бисероплетении можно назвать Пако Раба на, который явил миру целое платье из бисера!

Часто можно увидеть в витринах магазинов различные шляпки, перчатки, купальники, шубы, обувь и еще многие десятки предметов одежды и быта, украшенные бусинами и бисером. А уж витрины с украшениями можно разглядывать часами!

Маленькая бисеринка проделала огромный путь, превратившись из Золушки в настоящую принцессу. И по сей день украшения из бисера высоко ценятся людьми всего мира. С одной бусинки начинаются шедевры искусства бисероплетения.

Виды бисера

Прозрачный (англ. Transparent) – это бисер, изготовленный из полностью или же частично прозрачного материала. Сквозь него отчетливо видна нить. Прозрачный бисер считается одним из самых дешевых, так как изготовление не требует широкого вовлечения производственных процессов. Во время работы в стекло «вплавляется» цветовой пигмент, который предохраняет бисер от облезания, выгорания на солнце и потере цвета при воздействии чистящих средств.

Непрозрачный (англ. Opaque) – соответственно бисер, изготовленный из стекла, не обладающего прозрачностью. Также, как и прозрачный, считается одним из самых дешевых видов бисера. Непрозрачному бисеру не страшно попадание солнечного света. Более того, он не теряет свою красоту при попадании на него бытовых чистящих средств.
Внутреннее серебрение (англ. Silver-lined). В данной категории отверстия бисера покрывают серебряным цветом, придавая блеск. Покрытие вполне устойчиво, но возможно определенные проблемы с обесцвечиванием.

Радужный (англ. Rainbow) – вид бисера, который имеет на поверхности оттенки цветов радуги. Он в свою очередь делится на подкатегории: 1) Радужный прозрачный (Transparent Rainbow). Для него, как правило, не характерна потеря цвета, он не стирается трением об одежду и не портится под воздействием бытовой химии. 2) Радужный непрозрачный (Opaque Rainbow). По характеристикам ничем не отличается от радужного прозрачного. Вся разница лишь в прозрачности.
3) Радужный, с покраской внутри (Inside-Color Rainbow). Для этого типа бисера вполне приемлемо изменение цвета под воздействием солнечного света и различных чистящих средств.

Глянцевый (англ. Luster) – один из лучших типов бисера. Делится на следующие подтипы:

1) Глянцевый прозрачный – при его использовании про потерю цвета можно и не вспоминать. 2) Глянцевый непрозрачный. Аналогичен глянцевому прозрачному.

Металлизированный (англ. Metallic) – бисер такого типа отличается металлической поверхностью. Стойкость цвета на прямую зависит от производителя. Металлизированный бисер японских компаний отличается высокой устойчивость ко всем видам воздействий.

Цейлон (англ. Ceylon). Бисер покрывают глянцем или окрашивают изнутри, придавая ему постельный тон. Отличается хорошей устойчивостью цвета.

Покрашенный изнутри (англ. Inside Color). Название говорит само за себя. Это окрашенный изнутри бисер, обладающий самыми разнообразными цветами. Делается из простого прозрачного стекла. Бисер совсем не теряет свой цвет при соприкосновении с одеждой или кожей, ведь он окрашен изнутри. Хотя для него вполне характерно возникновение проблем, связанных с выцветанием на солнце. Более того, можно дать 100%-ую гарантию потери цвета при воздействии с бытовой химии. Именно поэтому, специалисты рекомендуют использовать окрашенный изнутри бисер в декоративной вышивке, где воздействие внешних факторов минимально. Окрашенный (англ. Dyed) – бисер, обладающий покрашенной внешней поверхностью. Именно это делает его чрезвычайно чувствительным к внешним факторам: при попадании солнечного света, выцветает при трении об одежду, а, при взаимодействии с бытовой химией, его попросту можно выкинуть. Рекомендуется использовать окрашенный бисер для бисерных вышивок или цветочных композиций. Гальванизированный (англ. Galvanized). Бисер такой категории покрывается серебром со всевозможными оттенками. Чрезвычайно чувствителен к воздействию внешней среды. Солнце, трение об одежду, химия – все это пагубно скажется на цвете бисера. Поэтому рекомендуется его использовать или для вышивки, или для недолговечных проектов. Шёлковый (англ. Silk) – бисер высокого качества, обладающий приятными «зимними» оттенками.
Бисер, покрытый драгоценными металлами (палладий, серебро, золото, никель и др.) (англ. Special Plating, Gold plating, etc). Долговечный и надежный бисер, отличающийся изысканной красотой. Металлами бисер покрывается как изнутри, так и снаружи.

Матовый (англ. Frosted, Matte) – последний в списке, но не по качеству. Матовый бисер обладает стойким цветом, который сохраняется при воздействии солнца или бытовой химии. Трение об одежду или кожу ему также не страшно. Бывает следующих видов: 1) Матовый прозрачный и непрозрачный (Transparent Matte, Opaque Matte). Отличается высокой устойчивостью цвета. 2) Матовый радужный (Matte Rainbow). Устойчив ко всем внешним воздействиям. 3) Матовый металлизированный (Metallic Matte). При эксплуатации данного типа бисера возможно возникновение проблем, связанных с потерей цвета. Фурнитура для бисероплетения: 1. Нити

Качество изделия из бисера, а также его внешний вид во многом зависят от нитей, использующихся в работе. Как известно, цвет выбранных нитей может влиять на оттенок бисера в изделии. Подбор нитей следует осуществлять с учётом: выбранной модели бисерного изделия; бисера, используемого в работе; ваших личных предпочтений. Лучше всего для бисероплетения подходят армированные катушечные нити с лавсаном и швейные капроновые нити различных цветов (на бабинах). Эти виды нитей сочетают в себе достоинства натуральных волокон (они достаточно упруги, приятны на ощупь) и синтетического волокна (прочность, износостойкость). При выборе лавсановых нитей следует обратить внимание на маркировку. Такие нити помечаются буквами, находящимися рядом с номером на катушке: ЛЛ – лавсан со льном, ЛХ – лавсан с хлопком, ЛШ – лавсан со штапелем). Все эти нити могут использоваться в бисероплетении.
Нити используются для плетения и низания различных бисерных изделий. Главным образом: колье, браслетов, ожерелий, бус, отдельных видов декоративных изделий (например, пасхальных яиц).

2. Леска

Для создания отдельных видов изделий из бисера требуется, чтобы они хорошо (жёстко) держали форму. Нити не всегда могут обеспечить требуемый уровень жёсткости. Для таких случаев лучше подойдёт леска. Леска обладает рядом достоинств: она прозрачна и почти не заметна в изделии, прочна, не гниёт со временем (в отличие, например, от натуральных нитей). Одна и леска не лишена недостатков – нанизанные на леску бисерные изделия зачастую топорщатся, изделие может коробиться при неправильном хранении. Если хоть раз изделие смять и оставить в таком состоянии на некоторое время, расправить его затем будет практически невозможно. Свойство лески «запоминать» форму можно использовать во благо. Для этого следует придать изделию из бисера на леске необходимую форму и закрепить его в таком положении на сутки. После этой процедуры изделие будет придерживаться этой формы. Диаметр лески указывается в миллиметрах и проставляется на упаковке. Леска используется для плетения (низания) жёстких конструкций из бисера, изделий, которые должны хорошо держать форму, при работе с рубленным бисером и стеклярусом. 3. Мононить

Мононить – это полимерная нить толщиной 0,12 мм (проще говоря, тонкая леска), с длиной намотки в катушке 250 м. В продаже встречается мононить чёрного и белого цветов. Мононить используется при создании таких изделий из бисера, где трудно подобрать нить по цвету, либо требуется невидимое крепление.
Наиболее часто её используют для плетения различных бисерных сувениров. Мононить незаменима и в том случае, когда приходится работать с очень мелким бисером, имеющим тонкие отверстия.

4. Эластичная нить

Эластичная нить, используемая в бисероплетении, бывает двух видов в оплётке (резинка) и без (спандекс). Эластичная нить (резинка) имеет диаметр 0,6 мм. В продаже имеется резинка в широком цветовом спектре (более 30 цветовых оттенков). Эластичная нить используется преимущественно для плетения браслетов из бисера и бусин малого диаметра, которые не имеют замка. Цвет такой нити выбирается в тон используемого бисера (бусин). Спандекс без оплетки – это эластичная нить диаметром 1 мм, чёрного и белого цветов. Такая эластичная нить также применяется для плетения браслетов из бусин и крупного бисера без замка. 5. Проволока для бисероплетения

Проволока, используемая для создания изделий из бисера, должна быть достаточно тонкой, чтобы её можно было несколько раз продеть через тонкое бисерное отверстие, и одновременно достаточно толстой, чтобы выдержать вес бисера, т.е. не провисать. В бисероплетении обычно используется жёсткая стальная проволока или мягкая цветная проволока. Стальная проволока выпускается диаметрами 0,3 мм, 0,35 мм и 0,45 мм с длиной в намотке по 100 м. Такая проволока используется при изготовлении разнообразных бисерных изделий, таких как: обручи для колье, браслеты, кольца, декоративные изделия из бисера для интерьера и т.п. Такая проволока представляет собой тугую пружину диаметром примерно 5,5 см для браслетов и 2 см для колец. От обычных игл бисерные иглы отличаются равномерностью диаметра по всей длине. Самыми «ходовыми» считаются бисерные иглы № 12: короткие, имеющие длину 35 – 45 мм для работы с бисером в плетении и длинный, длиной 50 – 55 мм для работы с бусинами. Лучшими считаются японские и английские иглы.

Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!



По материалам: