Использование икт в группах раннего возраста теория. Методический семинар «Формирование сенсорного восприятия с использованием ИКТ. Дети и компьютеры

Елена Зайцева
НОД по сенсорному развитию с использованием ИКТ «Поможем ежику»

«Поможем ежику »

Модель : учебно-игровая

Интегрируемые образовательные области : социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Методическая цель :

Мотивация к сенсорному развитию , формирование сенсорных эталонов в эмоционально - социальном развитии детей раннего возраста.

Задачи :

1. Закрепить умение выделять и различать сенсорные эталоны : красный, желтый, зеленый, синий; форму (круг) ; количество (много - один) предметов в процессе игры и продуктивной деятельности.

2. Развивать мелкую моторику рук , сенсорные чувства , умение скатывать предмет округлой формы, двигательную активность, психические процессы.

3. Воспитывать чувство сопереживания к персонажу; отзывчивость и доброжелательность.

Используемые методы :

Эмоциональные :

1. Создание ярких наглядно - образных представлений в организационной части занятия при появлении ежика .

Обучающие :

Умение правильно называть основные цвета спектра, количественные отношения (много, один, предметы круглой формы в ходе выполнения игрового упражнения с использованием ИКТ и выполнения задания по лепке.

Социальные :

Вызвать желание помочь грустному гостю , изменив его настроение

Выполнение совместной работы (лепка яблочек ежику )

Материал к занятию :

Мультимедиа, ноутбук, компьютерная мышка, презентация «Поможем ежику » , игрушка Ежика , корзиночка, кусочки цветного теста для лепки, клееночки для лепки, влажные салфетки, сладкий приз грибочки.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Вы любите встречать гостей? Посмотрите, сколько к вам пришло гостей! Они улыбаются вам, давайте, и мы улыбнемся им и поздороваемся.

Ребятишки вы хотите со мной поиграть. Ой, кто это тут сидит? (ежик ) Посмотрите ежик почему-то грустный , давайте у него спросим, что у него случилось? Он мне на ушко все расскажет. У ежика произошло горе , он не может найти дорогу домой. А его дома ждут ежиха и ежата.

Злая колдунья заколдовала дорогу. Она придумала ежику препятствия , которые он должен пройти. А у ежика ничего не получается. Ребята мы поможем ежику добраться домой , и справимся с заданиями?

А сейчас ребята мы пойдем по дорожке. Вмести идем и повторяем за мной слова.

П/И «Топ – пот»

Как у наших у ребят, ножки весело стучат!

Топ – топ, топ- топ!

Топают, стараются громко получается!

Топ – топ, топ- топ!

Ножки топали устали и в сюда мы вот попали!

Вот мы с вами пришли (садятся на стульчики) .

Задания мы будим смотреть на экране и их отгадывать.

Презентация :

Сл. 1 Словно небо, словно море.

Сл. 2 Словно незабудка в поле

Сл. 3 Этот цвет какой? (синий)

Сл. 4 Как весенняя листва, как лягушка у пруда

Сл. 5 Словно елочки на склоне

Сл. 6 Этот цвет какой? (зеленый)

Сл. 7 Словно помидор и роза

Сл. 8 Словно щечки от мороза

Светофора цвет опасный

Сл. 9 Этот цвет какой? (красный)

Сл. 10 Словно крылышки цыпленка.

Словно солнышко на небе

Сл. 11 Лютик – что в саду нашел ты

Сл. 12 Этот цвет какой? (желтый)

Молодцы с первым препятствием вы справились? Дальше продолжаем?

Сл. 13. Посмотрите, кто это? (рыбка) А сколько рыбок вы видите? (одну)

Сл. 14 А сейчас сколько рыбок? (много)

Сл. 15 А это кто? (кошка) А сколько кошечек вы видите? (одну)

Сл. 16 А сейчас сколько кошек? (много)

Молодцы и с этим препятствием вы тоже удачно справились? Продолжаем дальше?

Сл. 17 Посмотрите, что вы видите? (перечисляют) На какую форму эти предметы похожи? (круг)

Молодцы вы справились со всеми препятствиями? Вы помогли ежику расколдовать дорогу домой.

Сл. 18. Ежик нашел дорогу домой , его встречают ежиха и ежики .

Молодцы, вы добрые ребята. А давайте, ежикам слепим яблочки и угостим их. Идемте к столу, я приготовила для всех вот такое волшебное тесто (показать) .

Лепка «Яблоко»

Садимся все за столик. Раздаю кусочки теста на клееночках. Показываю и рассказываю, как лепим шарик. Самостоятельная работа детей.

Ну, вот и молодцы, вот, сколько яблочек. Какого они цвета? (красного) . Обратить внимание детей, что каждый слепил одно яблоко. (обращаюсь к детям) ,ты, сколько слепил яблок? (одно) А ты, ты сколько слепила? (одно) Вы все слепили по одному яблочку. А теперь давайте их подарим ежикам . Посмотрите, сколько у него яблок стало? (много)

Вы слепили по одному яблоку, а когда мы подарили их ежику , стало много яблок. (пожили их в корзинку) . Ежик заберет ваши яблочки и угостит своих ежат. Теперь они будут очень довольны.

Посмотрите, ежик улыбается , и смеется, он вас благодарит, что вы помогли ему расколдовать дорогу домой. Ой, посмотрите, что-то ежик нам принес . Ребята это корзинка с грибочками. Он тоже хочет вас угостить своими запасами - грибочками. Скажите спасибо и до свидания ежику .

Публикации по теме:

Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Посуда» Задачи: Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас,.

«Поможем Ирочке» Цель: Сформировать представление о свойствах предметов (тяжелый, легкий, тонет, не тонет). Задачи: Формировать в процессе эксперимента.

Конспект итогового занятия по ФЭМП «Поможем Зайке» Конспект итогового занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Колокольчик", МБДОУ – детский сад №7 «Буровичок», воспитатель: Хабиева Б. А.

Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «В гости к ежику» Тема: Конспект комплексного занятия в первой младшей группе. «В гости к ежику» Цель: Расширять знания детей о ежах (внешний вид, среда обитания,.

«Поможем художнику найти цветы». Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» Тема: «Поможем художнику найти цветы» Ход: - Здравствуйте.

Дети и компьютеры

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители - с учителями, и так далее. И ответа все равно нет. Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут вам сделать правильный выбор.

Хорошо!

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции
  • мелкую моторику рук
  • визуальное восприятие объектов
  • память и внимание
  • логическое мышление
  • зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации
  • добиваться своей цели
  • совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда плохо?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3-4 года - ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет - 35 минут, в 7-8 - 40 минут.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями.

Чем своевременней и качественнее будет оказываться ребенку-инвалиду комплексная реабилитационная помощь, тем большее количество детей-инвалидов смогут органично войти (адаптироваться) в социум, а следовательно, и показатель качества их жизни будет неуклонно повышаться.

Очевидно, что добиться решения в современных условиях поставленной задачи без использования высоких технологий в реабилитационном процессе, невозможно.

Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу и в коррекционно-развивающей работе может быть весьма многогранным и обширным.

Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.

Основной целью применения образовательных компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, форми-рования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

Логопедические и дефектологические занятия современного уровня также немыслимы без компьютерных игр. 

Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитологии

Прежде, чем говорить о применении компьютерных или, как сейчас говорят, новых информационных технологий (НИТ) в реабилитации детей с различными отклонениями в развитии необходимо знать некоторые фундаментальные положения детской психологии и психологии игр.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессий. Новые информационные технологии в детской реабилитологии, прежде всего, комплекс методических и учебных материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном реабилитационном процессе.

Процесс овладения компьютерной грамотностью и НИТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на дошкольной ступени развития. Ведь раннее детство - не только источник человеческой одаренности, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому вносить что-то новое в жизнь детей всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - принцип, которому нужно следовать, внедряя НИТ и для реабилитации детей. Успех компьютеризации реабилитационного процесса во многом зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и развивающего содержания компьютерных программ.

Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства НИТ станут подлинными средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Это, в свою очередь, требует создания наукоемких компьютерных программ, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.

Компьютерная развивающая программа становится необходимым звеном развивающей предметной среды детского учреждения любого типа.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра - яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность - является для ребенка ведущей. Компьютер - в первую очередь средство деятельности ребенка.

Важнейшая задача — не замена средствами НИТ традиционных средств дидактики игры, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.

Для полноценного использования компьютера как средства деятельности (средства познавательного анализа информации о действительности) от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами (т.е. ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий). Все это формируется в многообразной предметно-практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр принадлежит ведущей деятельности ребенка - игре.

Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Игра позволяет «расправить крылья своих способностей». В игровом процессе своего размышления о мире ребенок пользуется знаковой (символической) системой отображения реальности в игре.

Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера как игрового средства.

Как правило, все детские игровые компьютерные программы, игры - носят обучающий и развивающий характер.

Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, подсистем, пакетов, серий - в зависимости от степени их "общности".

Существует много различных подходов к классификации компьютерных игровых программ, которая нужна не только для удобства потребителя: педагогам легче ориентироваться во всем богатстве программ, если рубрики сразу дают ответы на вопросы типа "Какие программы есть для детей 3 - 4 лет?", "Какие программы способствуют развитию речи?", "В каких программах есть изображения животных?", "Есть ли программы, в которых управление осуществляется только 3 - 4 клавишами?" и т.д. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев : возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.

Но в первую очередь все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы:

а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-экспериментирования;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.

Работа с родителями

Очень важное, направление в деятельности педагога - работа с родителями. Прежде, чем педагог начнет заниматься с ребенком за компьютером, он должен, прежде всего, выяснить у родителей, стиль его поведения, и подхода к нему с целью выработки стиля (направления) своей работы с ним за компьютером, сопоставив эти данные с заключениями невропатолога и психолога. Далее, согласно плану работы учреждения, родителей детей, организовываются собрания. В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные игры, демонстрирует, как они влияют на развитие мышления, речи, воображения и др. Как они помогают готовить ребенка к детскому саду, школе или более самостоятельной жизни. При этом подчеркивается, что родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ДЦП, с применением компьютерных технологий ведется по следующим основным направлениям:

I. Психолого-педагогическая диагностика.
II. Отбор коррекционно - развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей.
III. Коррекционно-восстановительный процесс.

I. Психолого-педагогическая диагностика:

  1. Самостоятельное использование СКИКа (спортивно-компьютерно - игровой комплекс). СКИК — это сочетание тренажеров, компьютеров, программ, специальных методик проведения занятий. Развивает у детей моторные навыки: вестибулярную устойчивость, координацию движений, мышечно-суставную чувствительность; умение ориентироваться в пространстве; умение принимать решение в различных ситуациях; поисковую деятельность; познавательные процессы и др. В состав СКИКа входят следующие тренажеры: ручной велосипед, контактный коврик, балансирующая платформа и др.
  2. Работа с учебными программами
  3. Работа в редакторе «Word»

Отбор коррекционно-развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей:

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Развитие двигательных способностей (использование СКИКа).
  3. Изучение специализированной литературы для расширения кругозора и активизации словаря учащихся.

III. Коррекционно-восстановительный процесс на основе выявления уровня знаний, умений и навыков каждого ребёнка; его психических, физических, интеллектуальных и речевых возможностей, состояния эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, заводится журнал индивидуально-коррекционного обучения, где учитываются рекомендации психолога, учителей, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога.

Результатами работы по использованию компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими ДЦП, являются:

  • умение учащихся пользоваться спортивными тренажерами;
  • специальными учебными программами;
  • специализированной компьютерной литературой.

Непосредственная работа с детьми включает четыре части:

  1. Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагог-дефектолог (логопед), воспитатели, родители, все заинтересованные специалисты.
  2. Обучающая игра на компьютере.
  3. Проблемное общение с каждым ребенком по ходу игры.
  4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений детей в условиях детского реабилитационного учреждения семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжета ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей - в общении со взрослыми и сверстника изобразительной, конструктивной, трудовой.

Педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одним ребенком, включающее его деятельность за компьютером, познавательную беседу, предварительную игру, гимнастику для глаз и др., может длиться от 35 до 50 мин. При этом ребенок может быть за экраном монитора от 10 - 15 до 30 минут в зависимости от физиологического возраста и особенностей заболевания. Следует подчеркнуть, что это максимальное время занятий, больше которого ребенок не может находиться за экраном монитора, минимальное время занятия выбирает сам ребенок. Ни в коем случае нельзя удерживать ребенка и заставлять его высиживать «положенное» время, особенно это касается аутистов.

Важно, прежде чем приступить непосредственно к занятиям за компьютером, сформировать у ребенка эмоционально положительное отношение к компьютеру (создать мотивационную готовность к овладению компьютером), поэтому необходимо подобрать первые компьютерные игры для детей. Они должны быть одень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию.

При предъявлении последующих программ операциональная сторона как бы уходит на второй план, уступая место игровому и познавательному содержанию программы.

Для развертывания самодеятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней воображаемую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях.

Основной раздел «Работа с детьми» включает кроме содержательной деятельности и организационно-методическую работу, направленную на более рациональный и эффективный труд детей педагога в компьютерно-игровом комплексе.

К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные и с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей. Занятия с каждым ребенком должны проводится не чаще 2-х раз в неделю.

Совершенно необходимый документ, на наш взгляд, который нужно вести педагогу в компьютерном зале - «тетрадь учета» усвоения каждым ребенком пройденных программ.

В учреждениях с постоянным составом детей (например, интернаты) может вестись «тетрадь календарного планирования» компьютерных игр в каждой группе детей.

Вспомогательные технологии для детей с особыми образовательными потребностями.

Оснащение рабочего места инвалида различными вспомогательными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций, обеспечит им необходимый компьютерный доступ, а также минимизирует коммуникативные и пси» логические проблемы.

Специализированные устройства для детей с последствиями ДЦП

Специальные клавиатуры предназначены для содействия в использовании компьютера людям с ограниченными моторными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений.

Клавиатуры для людей с серьезными нарушениями моторных функций большие клавиатуры

Люди с моторными нарушениями высокой степени (спастическая кисть, не координированные движения) нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера (Ø 20 - 27мм), расположенными далеко друг от друга, во избежание нажима нескольких клавиш одновременно.

Подобные клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног.

Клавиатуры такого типа снабжены, как правило, регулируемой задержкой нажатия клавиши, функцией исключения двойного нажатия (т.е. ошибочное двойное или долгое нажатие игнорируются), регулирования скорости повторного нажатия и блокирования модифицирующей клавиши (SHIFT. Ctrl и т.п.).

Клавиатуры для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.)

Это маленькие клавиатуры, клавиши на которых могут быть расположены радикально и компактно для пользователей с ограниченным радиусом движения.

В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения.

  • Грубые движения рукой или движение ноги
  • Движения головы
  • Удар языка
  • Дыхательные движения (вдувание воздуха)
  • Моргание глаз (удар веком)
  • Звуковые сигналы
  • Другие импульсы тела, способные вызывать импульс

Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.

Обоснование необходимости применения компьютерно-игрового комплекса для реабилитации и восстановительного лечения детей-инвалидов
(коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов)

Функциональный комфорт, проявляется в виде положительных эмоциональных реакций и как критерий адекватности предлагаемого ребенку предметного окружения его функциональным, психическим, индивидуальным возможностям.

Феномен творчества неразрывно связан с ориентировочно-исследовательской деятельностью человека:
интенсивность, новизна, сложность, необычность, изменчивость, вариативность. Они являются теми стимулами, которые вызывают ориентировочно-исследовательское поведение, лежащее в основе познавательной деятельности, способствующей развитию ребенка.

Новизна должна стимулировать познавательный интерес у ребенка, выражающийся в эмоционально окрашенной игровой деятельности. Феномен эмоций в деятельности ребенка играет весьма значительную роль и выступает не только как необходимое условие возникновения творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности.

Общеизвестен факт влияния эмоций (положительных) на оздоровительный эффект, который, в свою очередь, позитивно сказывается на творческих процессах в игровой деятельности детей.

Литература:

  1. Дети и компьютер: что такое хорошо и что такое плохо? Материал из Интернета, 2008
  2. Лильин Е.Т., Кулишов Н.Н., Горвиц Ю.М. Компьютерные технологии реабилитации в педиатрии. М., 2004
  3. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, страдающими ДЦП (из опыта работы). Материал из Интернета, 2008

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

(Презентацию необходимо загрузить на компьютер, для просмотра всех опций и возможностей)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование ИКТ в сенсорном развитии детей раннего возраста Группа № 1 Майорова И.А. 2017 год

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве и на плоскости; тренируется эффективность внимания; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация глаз; развивается воображение и творческие способности.

Преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения: повышение эффективности образовательного процесса; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизульная информация; использование анимации; возможность моделирования жизненных ситуаций.

В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Давайте познакомимся: Цвет: Форма: Желтый цвет Красный цвет Синий цвет Зелёный цвет Квадрат Круг Треугольник Дидактические игры: цвет Дидактические игры: форма ВЕЛИЧИНА МОТОРИКА К А Р Т О Т Е К А И Г Р Ч Т О З В У Ч И Т

Желтый цвет

Красный цвет

Синий цвет

Зеленый цвет

Дидактические игры 1. Дидактическая игра: « Укрась елочку » . Цель: - развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста. Задачи: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Ход игры: Предложить детям украсить елочку игрушками красного цвета (желтого, синего, зеленого)

Правильный ответ

Дидактическая игра. Описание: Занятие на различение и называние качеств. Цель: Учить детей подбирать предметы по признаку цвета, называть их. Оборудование: - однородные предметы (шарики, пробки) разных цветов (синие, желтые, красные, зеленые) - четыре коробки (ведерка) под цвет пробок. Ход игры: Разложить шарики (пробки) по цвету, чтобы все дети видели, и говорить: "В красную коробку я положу красный шарик, в синюю коробочку положу синий шарик! " и так далее, пока все шарики не будут разложены в коробки соответствующего цвета. Дети могут сначала класть шарики одного, а потом другого цвета или раскладывать вразноброс.

Треугольник

Дидактическая игра: Д. И. «Спрячь мышку» Цель: Развивать умение соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши. Развивать внимание, мышление. Правила игры: Педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки. - Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте себе, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты. Наступило утро, открывайте окошки. Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела. Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Игра проводится 2-3 раза.

Дидактическая игра «Рамки и вкладыши» вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь); знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур. Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок. В центре каждой из них вырезано отверстие круглой, треугольной, квадратной формы, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.

Изучение величины. Нанизывание однородных предметов разной величины; раскладывание предметов по принципу «матрешки»

Совершенствование мелкой моторики Шнуровка; Игры с прищепками; Мозаика; Пальчиковый театр.

Для развития слуха можно использовать следующие приемы: используйте для игры различные игрушки, которые издают звук: пищалки, погремушки, пластиковые бутылки, наполненные макаронами или разными крупами, пуговками и т.п.; ходить с детьми по группе и акцентируйте внимание на том, какие звуки издают предметы (например: часы, звонок, шум воды); во время прогулки также слушать пение птиц, шум автомобилей; слушать с ребенком приятную музыку; играть в прятки, используя те предметы, которые могут издавать звуки; можно рассказывать стихи, сказки, петь колыбельные. Таким образом у ребенка хорошо развивается фонематический слух; обращайте внимание ребенка на звуки, которые раздаются в помещении группы.

Дидактическая игра: «Что звучит» Цель: - Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. - Развивать умение переключать слуховое внимание. Оборудование: Барабан, бубен, дудочка, колокольчик. Ход игры: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Картотека дидактических игра по сенсорному развитию детей раннего возраста

1. «Найди одинаковый предмет» Для игры понадобятся несколько пар одинаковых по форме, цвету и размеру предметов. Предлагаем ребенку отобрать одинаковые экземпляры. В первое время вещей должно быть немного, со временем увеличиваем их количество. Помогает стимулировать внимание и сенсорные способности. 2. «Разложи по цвету» Для игры необходимы предметы разных цветов, например, кубики, мозаика, конструктор « Лего ». Предлагаем ребенку разложить все эти вещи по цвету. В процессе малыш знакомится с понятием цвета и его разнообразием. 3. «Что звенело?» Понадобятся различные вещи, игрушки, которыми можно создавать звуки (бумага, барабан, колокольчик, дудка, ложки, ксилофон). Показываем крохе каждый объект и воспроизводим его звучание. Потом прячем игрушки за ширму и шумим одним из предметов. Открываем ширму и предлагаем показать, что звучало. Эта забава стимулирует слуховое внимание, а, следовательно, и музыкальный слух.

4. «Парные картинки» Цель игры состоит в том, чтобы учить малышей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным содержанием. Содержание картинок отвечает естественной потребности детей приобщиться к окружающей действительности - предметной, природной и общественной. 5. «Составь пары по цвету» Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака; развивать зрительное восприятие.

6. «Вкладыши» ЦЕЛЬ: уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, Развивать память, мышление внимание. Руководство: игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник. 7. «Найди такой же цветочек» Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы. Руководство: игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по 4 маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

8. «Один – много» Цель: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов. Руководство: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек - одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки. 9. «Разноцветные клубочки и прищепки» Цель: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение. Руководство: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

10. «Большой, поменьше, маленький» Цель: Продолжать формировать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. Руководство: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя. 11. «Покажи такую же» Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры. Руководство: Игра проводится с 2-3 чел., так как надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельности показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

12. «Красный, желтый, синий, зеленый» Цель: Формировать умение различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей. Руководство: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом. 13. «Найди матрешке ведерко» Цель: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь. Руководство: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

14. «Цветное домино» Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов. Руководство: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок. 15. «Раскладывание однородных предметов разной величины» Цель: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины. Руководство: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.


Непосредственно образовательная деятельность на тему «Ёжики» по сенсорному развитию детей первой младшей группы с использованием ИКТ

Белашова Татьяна Анатольевна воспитатель первой младшей группы
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район

Конспект НОД сенсорному развитию «Ёжики» с детьми первой младшей группой.

Описание:

Задача воспитателя сделать обучающее занятие, незабываемой интересной игрой. Я предлагаю вашему вниманию конспект, разработанный специально, для работы с детьми раннего возраста. Такое занятие направлено на сенсорное воспитание детей и пригодится воспитателям, которые работают с детьми раннего дошкольного возраста.

Предварительная работа:

1 Чтение художественной литературы про ежей.
2. Игра с прищепками
3.Чтение потешек и загадок про ежей
4.Пальчиковые игры.1. Закреплять с детьми основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий)
2. Развивать мелкую моторику
3. Продолжать учить ориентироваться в помещении.

Демонстрационный материал:

1. Игрушка ёжик (лучше плюшевая)
2. Интерактивная доска
3. Проектор

Раздаточный материал:

1. На каждого ребёнка игрушка ёжик
2. Прищепки четырёх основных цветов (красные, жёлтые, зелёные, синие) будут выполнять роль колючек
3. Ёжики тех же цветов
4. Цветные картонки
Подготовка к занятию: Воспитатель расставляет по группе игрушки ёжиков в разных укромных местах по числу детей. На столах лежат цветные картонки и четыре прищепки того же цвета, что и картонка.

Ход занятия:

Воспитатель:
- Детки я предлагаю вам поиграть с пальчиками
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живёшь?»
Раздаётся стук в дверь

Воспитатель:
- Пойдём те посмотрим, кто к нам пришёл
- Детки, посмотрите какой ёжик. Давайте с ним поздороваемся.
Дети здороваются, трогают ёжика.
Воспитатель:
- Мне кажется, что наш гость грустный, надо у него спросить, что случилось.
Воспитатель:
- Ёжик говорит, что к нам в гости он шёл со своими друзьями, но по дороге они заблудились. Давайте ему поможем найти друзей ежат.
Дети вместе с воспитателем ходят по группе и ищут ёжиков, когда дети находят всех ежат подходят к стульчикам садятся.
Опрос детей:
- Машенька каким цветом ёжика ты нашла?
-Зелёного
- А Мира, нашла каким цветом ёжика?
- Жёлтого и так всех деток индивидуально опросить.
Воспитатель:
- Мне кажется, что у наших ёжиков чего - то не хватает?
Дети: - колючек нет
Воспитатель:
- Нужно помочь ёжикам и сделать им колючки, для этого мы подойдём к столам.
- Посмотрите на столах лежат домики ежат, нужно найти домик такого же цвета, как и ежонок.
Воспитатель:
- Саша, у тебя ёжик какого цвета?
Ребёнок:
- Жёлтый
Воспитатель:
- Значит, иди к столу и ищи домик такого же цвета.
Дальше воспитатель выясняет с каждым ребёнком, и предлагает каждому найти домик. Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель:
- Детки посмотрите, возле каждого домика лежат потерянные иголки, давайте их прикрепим к каждому из ежат.
Дети выполняют задание, а воспитатель помогает индивидуально тем деткам, кто затрудняется прикрепить прищепки.
Воспитатель:
- Ребята вы все справились, теперь наши ёжики стали как настоящие, и они приглашают вас к нашему волшебному окошку посмотреть про ёжиков.
Дети садятся вместе с ёжиками, и воспитатель показывает презентацию анимационную о жизни ёжиков в лесу.
- Мы с вами сегодня такие молодцы, помогли ёжику найти друзей, нашли потерянные иголки для ежат, посмотрели, как живётся ёжикам в лесу. Давайте себе похлопаем. А теперь на прощанье станцуем с ёжиками.
Воспитатель включает весёлую ритмичную музыку, и дети танцуют.

Информационно — коммуникативные технологии способствуют развитию у педагогов, и помогают в педагогической деятельности образования.

В этой презентации я хочу рассказать, как мы применяем ИКТ. Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей. Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий. Это когда педагоги могут обмениваться опытом, идеей, общением, информацией между педагогами и родителями в виртуальном мире, но и в реальном. Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как педагогу, так и детям, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение детей к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения воспитанников. Для этого использую различные методы и приемы. Педагог использует методы и приемы:

1. Метод анализа.
2. Метод сравнения.
3. Метод обобщения.
4. Метод классификации.
5. Формулировка понятий.
6. Внутренний план действий.

При подготовке к урокам педагог использует электронные ресурсы учебного назначения:

1. Мультимедийные презентации (анимация, звук, изображение, рисунки, цифровой фотоаппарат).
2. Логические игры.
3. Ресурсы Интернет.
4. Электронные энциклопедии.

Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ
1. Владеть основами работы на компьютере.
2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
3. Владеть основами работы в Интернет.

Я думаю, что применение ИКТ, позволит педагогу за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Занятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности раннего возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию показа. Детям раннего возраста очень важен показ. Мы, педагоги должны заинтересовать ребенка на занятии, это должно быть все в игровой форме, в чем нам и помогает ИКТ. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального екк1а общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование (ЭОР) Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства; в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.