Интересный разговор с детьми 6 лет. Когда и о чем говорить с ребенком

тЕВЕОПЛ – ЬФП НБМЕОШЛЙК ЮЕМПЧЕЛ. пО УПЧЕТЫЕООП ВЕУРПНПЭЕО, ЛПЗДБ РПРБДБЕФ Ч ОБЫ НЙТ, ОП РТЙ ЬФПН ПФЛТЩФ ЕНХ Й ЗПФПЧ ЧРЙФЩЧБФШ Ч УЕВС ЧУЕ, УМПЧОП ЗХВЛБ. йНЕООП РПЬФПНХ Й ДМС ЬФПЗП У НМБДЕОЮЕУФЧБ Й ДП УПЪОБФЕМШОПЗП ЧПЪТБУФБ ТСДПН У НБМЩЫПН РПУФПСООП ОБИПДСФУС ТПДЙФЕМЙ, ЛПФПТЩЕ ЧУЕНЙ УЙМБНЙ УФБТБАФУС ПЗТБДЙФШ УЧПЕ ЮБДП ПФ ОЕЧЪЗПД Й ДБФШ ЕНХ ЧУЕ УБНПЕ МХЮЫЕЕ, ЮФП ЕУФШ Ч ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛБ.
тСДПН У НБНПК ТЕВЕОПЛ ХЪОБЕФ, ЮФП ФБЛПЕ ИПТПЫП Й ЮФП ФБЛПЕ РМПИП, ХЮЙФУС ДЕМБФШ ЧЩВПТ НЕЦДХ ДПВТПН Й ЪМПН, ЪБЭЙЭБФШ УМБВЩИ, ПФУФБЙЧБФШ УПВУФЧЕООПЕ НОЕОЙЕ ВЕЪ РТЙНЕОЕОЙС УЙМЩ Й ЙУЛТЕООЕ МАВЙФШ. й, ЛБЛ ЧУЕЗДБ, ЗМБЧОПЕ, ОЕ ХРХУФЙФШ ЧТЕНС Й ЪБМПЦЙФШ Ч ТЕВЕОЛБ ЧУЕ ОЕПВИПДЙНПЕ. ЮФП ПО ДПМЦЕО ХУЧПЙФШ Ч ФПН ЙМЙ ЙОПН ЧПЪТБУФЕ. нЩ ЧБН ХЦЕ ТБУУЛБЪЩЧБМЙ, П ЮЕН ОХЦОП ОЕРТЕНЕООП ХУРЕФШ РПЗПЧПТЙФШ У ТЕВЕОЛПН ДП ФТЕИ МЕФ.

б ФЕРЕТШ ДБЧБКФЕ РПЗПЧПТЙН П ФПН, ЮФП ОХЦОП ПВЯСУОЙФШ ТЕВЕОЛХ Ч РЕТЙПД У ФТЕИ ДП ЫЕУФЙ МЕФ. й РПНПЦЕФ ОБН Ч ЬФПН РУЙИПМПЗ цБООБ лТЙЧХМС:
«ч ЧПЪТБУФЕ ЫЕУФЙ МЕФ Х ТЕВЕОЛБ ЖПТНЙТХЕФУС ПУПЪОБОЙЕ УЕВС ЛБЛ ПФДЕМШОПК ПФ ТПДЙФЕМЕК МЙЮОПУФЙ. еУМЙ ТПДЙФЕМЙ ПУФБАФУС Х ОЕЗП Ч БЧФПТЙФЕФЕ, ФП ПО СЧОП ЛПРЙТХЕФ ЙИ РПЧЕДЕОЙЕ, ФБЛ РТПЙУИПДЙФ «ЪБЛМБДЛБ» ОБ ВХДХЭЕЕ: ЛБЛ ПО ВХДЕФ ЧЕУФЙ УЕВС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ Й РТПФЙЧПРПМПЦОЩН РПМПН.
ьФП ФПФ ХТПЧЕОШ, ЛПЗДБ НПЦОП ПВЯСУОСФШ Й РПЛБЪЩЧБФШ РТЙНЕТЩ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК У ДТХЗЙНЙ ЮМЕОБНЙ УППВЭЕУФЧБ ОЕ ФПМШЛП Ч ТБНЛБИ УЕНШЙ. ч ЬФПФ РЕТЙПД ТЕВЕОПЛ БЛФЙЧОП РПЪОБЕФ НЙТ Й ТБЪМЙЮОЩЕ БУРЕЛФЩ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ (ЛБЛ ХУФТПЕОП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ ФЕМП, ПФЛХДБ ВЕТХФУС ДЕФЙ, ЮФП ФБЛПЕ УНЕТФШ), Й ЪБДБЮБ ТПДЙФЕМЕК – УДЕМБФШ ЬФПФ РЕТЙПД СТЛЙН, ЙОЖПТНБФЙЧОЩН Й ВЕЪВПМЕЪОЕООЩН».

уЛБЪЛБ П ДПВТЕ Й ЪМЕ
нЩ У ДЕФУФЧБ ТБУУЛБЪЩЧБЕН ДЕФСН УЛБЪЛЙ, Ч ЛПФПТЩИ Ч ФПК ЙМЙ ЙОПК НЕТЕ ЖЙЗХТЙТХАФ ДПВТП Й ЪМП, Й ЮФПВЩ ОБХЮЙФШ НБМЩЫБ ТБЪМЙЮБФШ, ЮФП ИПТПЫП, Б ЮФП РМПИП Й РПДФПМЛОХФШ ЕЗП Л ЧЩВПТХ, ЮФП ДПВТЩН ВЩФШ МХЮЫЕ, ЮЕН ЪМЩН, Ч УЛБЪЛБИ РПВЕЦДБАФ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЗЕТПЙ.
юФПВЩ ОБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ РТЙНЕОСФШ ДПВТЩЕ ОБЧЩЛЙ ОБ ДЕМЕ, НЩ УФБТБЕНУС УФБЧЙФШ РЕТЕД ОЙН ОЕУМПЦОЩЕ ЪБДБЮЙ: ИПТПЫП УЕВС ЧЕУФЙ, ДЕМЙФШУС ЙЗТХЫЛПК ОБ ДЕФУЛПК РМПЭБДЛЕ, ЕУФШ ЛБЫХ. ъБ ЧЩРПМОЕОЙЕ ЬФЙИ ЪБДБЮ ТЕВЕОПЛ РПМХЮБЕФ ПРТЕДЕМЕООЩК ВПОХУ: РПДБТПЛ ЙМЙ РПИЧБМХ. еУМЙ ЦЕ НБМЩЫ ДЕМБЕФ ЮФП-ФП РМПИПЕ: ЛБРТЙЪОЙЮБЕФ, ПВЙЦБЕФ УЧЕТУФОЙЛПЧ, ТЧЕФ ЛОЙЦЛЙ ЙМЙ МПНБЕФ ЙЗТХЫЛЙ – НБНБ ДЕМБЕФ ЪБНЕЮБОЙЕ, ТХЗБЕФ.
йЪ ФБЛПК РПЧЕДЕОЮЕУЛПК НПДЕМЙ НБМЩЫ ДЕМБЕФ ЧЩЧПД, ЮФП ИПТПЫЙЕ РПУФХРЛЙ ЧПЪОБЗТБЦДБАФУС, Б РМПИЙЕ ЧМЕЛХФ ЪБ УПВПК ОБЛБЪБОЙЕ. дТХЗЙНЙ УМПЧБНЙ, ПО РПЪОБЕФ ДПВТП ОБ ДПЧПМШОП РТЙНЙФЙЧОПН ХТПЧОЕ, ЛПФПТЩК РПДТБЪХНЕЧБЕФ МЙЮОХА ЧЩЗПДХ: ЕУМЙ ДЕМБФШ ДПВТП Й ВЩФШ ИПТПЫЙН – ФЕВС МАВСФ, ЕУМЙ ЦЕ ВЩФШ ЪМЩН – ФЕВС ТХЗБАФ.
ч ЧПЪТБУФЕ ДП ЫЕУФЙ МЕФ НЩ ОЕ НПЦЕН ЗПЧПТЙФШ П ОТБЧУФЧЕООПН РПЧЕДЕОЙЙ ТЕВЕОЛБ, ЧЕДШ ПО ЕЭЕ ФБЛПК НБМЕОШЛЙК Й ОЕ НПЦЕФ ПГЕОЙЧБФШ УЙФХБГЙА УП УФПТПОЩ, РТЙНЕТСФШ ОБ УЕВС ЮХЧУФЧБ ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. чУЕ, ЮФП ПО НПЦЕФ БЛФЙЧОП ЧПУРТЙОЙНБФШ Й РЕТЕОЙНБФШ, – ЬФП РПЧЕДЕОЮЕУЛХА НПДЕМШ ТПДЙФЕМЕК.
оБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ДПВТХ, ДТХЦЕМАВЙА Й ПФЪЩЧЮЙЧПУФЙ НПЦЕН ФПМШЛП НЩ УБНЙ. дМС ЬФПЗП ОБН УФПЙФ ВЩФШ ЮХФШ ВПМЕЕ ПФЛТЩФЩНЙ Й ЧОЙНБФЕМШОЩНЙ Л ПЛТХЦБАЭЕНХ НЙТХ, Й НБМЩЫ У ТБДПУФША ВХДЕФ РПДТБЦБФШ УЧПЙН ТПДЙФЕМСН.

йЕТБТИЙС Ч УЕНШЕ

юФПВЩ Ч ДПНЕ ГБТЙМЙ ЗБТНПОЙС, МАВПЧШ Й ЧЪБЙНПХЧБЦЕОЙЕ, УЕНШС ДПМЦОБ ЙНЕФШ ЮЕФЛХА ЙЕТБТИЙА, ЛПФПТХА ЪОБАФ Й РТЙЪОБАФ ЧУЕ ЕЕ ЮМЕОЩ. чЕДШ УЕНШС – ЬФП НБМЕОШЛПЕ ЗПУХДБТУФЧП, Б ЪОБЮЙФ, Ч ОЕН ДПМЦОБ ВЩФШ УПВУФЧЕООБС ЛПОУФЙФХГЙС.
лПОЕЮОП ЦЕ, НБМЩЫХ ДП ЫЕУФЙ МЕФ УПЧЕТЫЕООП ОЕ РПОСФОП ЬФП УФТБООПЕ УМПЧП ОБ «Й», ОП ЪБФП ПО РТЕЛТБУОП НПЦЕФ РПОСФШ, РТЙОСФШ Й ЪБРПНОЙФШ, ЛПНХ Ч УЕНШЕ ЛБЛБС ТПМШ ПФЧПДЙФУС. рТЕЧТБФЙФЕ ЬФЙ ПВЯСУОЕОЙС Ч ХЧМЕЛБФЕМШОХА ЙЗТХ, ЧП ЧТЕНС ЛПФПТПК НБМЩЫ ХЪОБЕФ, ЛБЛ НПЦОП ВПМШЫЕ П ЛБЦДПН ЮМЕОЕ УЕНШЙ.
л РТЙНЕТХ, РБРБ – ЗМБЧБ УЕНШЙ, ПО РТЙОЙНБЕФ ЧБЦОЩЕ ТЕЫЕОЙС, ЪБТБВБФЩЧБЕФ ДЕОШЗЙ Й СЧМСЕФУС ЪБЭЙФОЙЛПН ЛБЦДПЗП ЮМЕОБ УЕНЕКУФЧБ, НБНБ – ИТБОЙФЕМШОЙГБ ДПНБЫОЕЗП ПЮБЗБ Й ХАФБ, ЛПФПТБС ЪОБЕФ ЧУЕ ОБ УЧЕФЕ, РПЬФПНХ Л ОЕК ЧУЕЗДБ НПЦОП РТЙКФЙ ЪБ УПЧЕФПН, Б ФБЛЦЕ ЪБ ЧЛХУОПК ЕДПК Й ЧПМЫЕВОПК УЛБЪЛПК.
вБВХЫЛБ ХНЕЕФ ЧСЪБФШ УБНЩЕ ЛТБУЙЧЩЕ Й «ОЕЛХУБЮЙЕ» УЧЙФЕТЩ Ч НЙТЕ, Б ФБЛЦЕ ДЕМБФШ НПМПЛП У НЕДПН, ПФ ЛПФПТПЗП ФХФ ЦЕ ЙУЮЕЪБЕФ РТПУФХДБ Й УОСФУС УБНЩЕ СТЛЙЕ Й ХЧМЕЛБФЕМШОЩЕ УОЩ. уФБТЫЙК ВТБФ – РТЙНЕТ ЧП ЧУЕН, ПО ПФМЙЮОЙЛ, УРПТФУНЕО Й НХЪЩЛБОФ, Б ЪОБЮЙФ, Х ОЕЗП ЧУЕЗДБ ЕУФШ, ЮЕНХ РПХЮЙФШУС. чУЕ ЬФЙ ЮМЕОЩ УЕНШЙ – ЧЪТПУМЩЕ, Б ЪОБЮЙФ, ЙИ ОХЦОП УМХЫБФШ, ФПЗДБ ЧУЕ ВХДЕФ ИПТПЫП, Б ДПНБ ЧУЕЗДБ ВХДЕФ ЧЕУЕМП Й ХАФОП.
нБМЩЫХ ПЮЕОШ ЧБЦОП РПОЙНБФШ, ЮФП ЧЪТПУМЩЕ ЪБОЙНБАФ ВПМЕЕ ЧЩУПЛХА УФХРЕОШ Ч УЕНЕКОПК ЙЕТБТИЙЙ, ОП ОЕ РПФПНХ, ЮФП ПО, ТЕВЕОПЛ, ЮЕН-ФП ИХЦЕ ЙИ, Б РПФПН,Х ЮФП ПОЙ ПФЧЕФУФЧЕООЩ ЪБ ЕЗП ТБЪЧЙФЙЕ, ЧПУРЙФБОЙЕ Й ТЕБМЙЪБГЙА Ч ЦЙЪОЙ. чЪТПУМЩЕ Ч УЕНШЕ ДПМЦОЩ ВЩФШ ПФЛТЩФЩ ДМС ДТХЦЕМАВОПЗП, ДЕНПЛТБФЙЮОПЗП ДЙБМПЗБ У ТЕВЕОЛПН, ФПЗДБ ПО ВХДЕФ ЧРЙФЩЧБФШ ЙИ МХЮЫЙЕ ЛБЮЕУФЧБ Й ЛПЗДБ-ОЙВХДШ УБН ЧУФБОЕФ ОБ ЧЩУЫХА УФХРЕОШ ЙЕТБТИЙЙ Ч УПВУФЧЕООПК УЕНШЕ.

пФЛХДБ ВЕТХФУС ДЕОШЗЙ

л ЫЕУФЙ ЗПДБН УФПЙФ РПЗПЧПТЙФШ У ТЕВЕОЛПН Й П ФБЛПН ЧБЦОПН ЧПРТПУЕ, ЛБЛ ЪБТБВБФЩЧБОЙЕ ДЕОЕЗ. й РХУФШ ЧБЫ НБМЩЫ ЕЭЕ РМПИП УЮЙФБЕФ Й РЙЫЕФ, ЧПРТПУ ФТБФ Й ЪБТБВПФЛБ ДПМЦЕО ВЩФШ РПОСФЕО ЕНХ ОБ ЕЗП ХТПЧОЕ. тБУУЛБЦЙФЕ ЕНХ РТБЧДЙЧХА УЛБЪЛХ П ФПН, ЛЕН РБРБ Й НБНБ ТБВПФБАФ Й ЮФП НПЦОП ЛХРЙФШ, РПМХЮЙЧ ЪБТРМБФХ.
рПУФТПКФЕ УЧПК ТБУУЛБЪ ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЮФПВЩ ТЕВЕОЛХ ВЩМП ЙОФЕТЕУОП Й ЮФПВЩ ПО ХЧМЕЛУС ЙДЕЕК, ЮФП ЕУМЙ ОЕ РПЛХРБФШ ЧУЕ ФЕ НЕМПЮЙ, ЛПФПТЩЕ ЧУФТЕЮБАФУС УЕНЕКУФЧХ ЧП ЧТЕНС РТПЗХМЛЙ Й ЛПФПТЩЕ ФБЛ ИПЮЕФУС ТБЪПН РПМХЮЙФШ НБМЕОШЛПНХ МАВЙФЕМА ВЕЪДЕМХЫЕЛ Й УМБДПУФЕК, ФП НПЦОП РПМХЮЙФШ ВПМЕЕ ЪОБЮЙФЕМШОЩК ВПОХУ: РПЕИБФШ ПФДЩИБФШ ЧУЕК УЕНШЕК ОБ НПТЕ, РПМХЮЙФШ РПДБТПЛ НЕЮФЩ ОБ ДЕОШ ТПЦДЕОЙС, ЪБЧЕУФЙ ЭЕОЛБ, ЧЩМЕЮЙФШ ВБВХЫЛХ, ЮФПВЩ ПОБ УОПЧБ НПЗМБ РЕЮШ РЙТПЗЙ Й ТБУУЛБЪЩЧБФШ УЛБЪЛЙ.
ъБЧЕДЙФЕ ТЕВЕОЛХ ЛПРЙМЛХ, У РПНПЭША ЛПФПТПК ПО ВХДЕФ ПФЛМБДЩЧБФШ ДЕОШЗЙ ОБ ЪБЧЕФОХА НЕЮФХ. дБКФЕ НБМЩЫХ РПОСФШ, ЮФП ДЕОШЗЙ ОЕ ДБАФУС РТПУФП ФБЛ: ЧТЕНС ПФ ЧТЕНЕОЙ ЧПЪОБЗТБЦДБКФЕ ЕЗП ЪБ ЧЩХЮЕООЩК УФЙЫПЛ, ХВТБООЩЕ ЙЗТХЫЛЙ ЙМЙ УПВМАДЕОЙЕ РТБЧЙМ ЗЙЗЙЕОЩ.
пВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ: ДЕОШЗЙ ОЕ ДПМЦОЩ УФБФШ ПУОПЧОЩН ЧПЪОБЗТБЦДЕОЙЕН ЪБ РТЙНЕТОПЕ РПЧЕДЕОЙЕ Й ХУРЕИЙ, ЙОБЮЕ Х ТЕВЕОЛБ УМПЦЙФУС УФЕТЕПФЙР, ЮФП ЪБ МАВПЕ ДЕКУФЧЙЕ ПО РПМХЮЙФ ЪБЧЕФОХА НПОЕФЛХ, Б ЕУМЙ НПОЕФЛЙ ОЕ ХЧЙДЙФ – ОЕ ВХДЕФ ДЕМБФШ ДПВТЩИ ДЕМ. оХЦОП РТЙМПЦЙФШ НБЛУЙНБМШОЩЕ ХУЙМЙС, ЮФПВЩ ФБЛПК РПЧПТПФ УПВЩФЙК ЙУЛМАЮЙФШ.

юФП ФБЛПЕ УНЕТФШ

вПСЪОШ УНЕТФЙ РПУЕЭБЕФ ДЕФЕК Ч ЧПЪТБУФЕ РТЙНЕТОП ЮЕФЩТЕИ-РСФЙ МЕФ, РТЙЮЕН ПОБ НПЦЕФ ЧЩТБЦБФШУС БВУПМАФОП ВЕУУПЪОБФЕМШОП. нБМЩЫ НПЦЕФ РПДПМЗХ ОЕ ЪБУЩРБФШ, ПРБУБСУШ, ЮФП ВПМШЫЕ ОЕ РТПУОЕФУС, ЙМЙ ОЙ ОБ ЫБЗ ОЕ ПФИПДЙФШ ПФ ТПДЙФЕМЕК, ВПСУШ, ЮФП ВПМШЫЕ ЙИ ОЕ ХЧЙДЙФ.
еУМЙ Ч ЧБЫЕК УЕНШЕ УМХЮЙМПУШ ЗПТЕ – УЛПОЮБМУС ЛФП-ФП ЙЪ ВМЙЪЛЙИ ЙМЙ ЦЕ ХНЕТ ДПНБЫОЙК РЙФПНЕГ – ОЕ УФПЙФ УЛТЩЧБФШ РТБЧДХ ПФ ДЕФЕК. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП РПФПНХ, ЮФП ДЕФСН ОЕМШЪС ДБЧБФШ РХУФЩИ ПВЕЭБОЙК, ЛПФПТЩЕ Ч ВХДХЭЕН НПЗХФ ТБОЙФШ ЕЭЕ УЙМШОЕЕ, ЮЕН РТБЧДБ ЪДЕУШ Й УЕКЮБУ («РПРХЗБКЮЙЛ ХМЕФЕМ Л УЧПЕК УЕНШЕ Ч ЗПУФЙ, ОП УЛПТП ЧЕТОЕФУС» – РМПИПК Й ОЕРТБЧДПРПДПВОЩК ЧБТЙБОФ).
ч ЧПЪТБУФЕ ДП ЫЕУФЙ МЕФ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ ДЕФЕК П ФПН, ЮФП ФБЛПЕ «ОБЧУЕЗДБ» Й «ОЙЛПЗДБ», ДПЧПМШОП ТБЪНЩФПЕ. рПЬФПНХ УМЕДХЕФ УЛБЪБФШ ТЕВЕОЛХ П ФПН, ЮФП ЛПЗП-ФП ПЮЕОШ ЧБЦОПЗП ФЕРЕТШ ВПМШЫЕ ОЕ ВХДЕФ ТСДПН. ч ФБЛПН УППВЭЕОЙЙ ЕУФШ ОЕУЛПМШЛП ОАБОУПЧ: ЗПЧПТЙФЕ У ТЕВЕОЛПН УРПЛПКОЩН ЗПМПУПН, РПУФБТБКФЕУШ ЙЪВЕЦБФШ ФТБЗЙЮОЩИ ОПФПЛ Й ЙОФПОБГЙК Й ЮЕТЕУЮХТ ВХТОЩИ ЬНПГЙК. пФМЙЮОП РПДПКДЕФ ЧЕТУЙС, ЧУФТЕЮБАЭБСУС ЧП НОПЦЕУФЧЕ ЖЙМШНПЧ Й НХМШФЖЙМШНПЧ: ФПФ, ЛПЗП ВПМШЫЕ ОЕФ, ВХДЕФ ЧУЕЗДБ МАВЙФШ ФЕВС Й РПЗМСДЩЧБФШ ОБ ФЕВС У ОЕВБ.
ч ФБЛПН УМХЮБЕ ТЕВЕОПЛ ОЕ ВХДЕФ ЮХЧУФЧПЧБФШ УЕВС РПЛЙОХФЩН, Л ФПНХ ЦЕ ЬФБ ЙОЖПТНБГЙС НПЦЕФ НПФЙЧЙТПЧБФШ ЕЗП ОБ ДПВТЩЕ ДЕМБ. еУМЙ ТБЪЗПЧПТ РТПЙУИПДЙФ Ч ЧЕТХАЭЕК УЕНШЕ, НПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП ХНЕТЫЙК ПВТБФЙМУС Ч БОЗЕМБ Й ФЕРЕТШ ВХДЕФ ОЕЪТЙНП ПИТБОСФШ НБМЩЫБ ПФ ОЕЧЪЗПД Й ЪМЩИ РПНЩУМПЧ. йОЖПТНБГЙА П ТБЕ Й БДЕ МХЮЫЕ ПУФБЧЙФШ ОБ РПФПН.
уФПЙФ МЙ ВТБФШ ТЕВЕОЛБ У УПВПК ОБ РПИПТПОЩ ЙМЙ ОБ ЛМБДВЙЭЕ, МЙЮОПЕ ДЕМП ЛБЦДПК УЕНШЙ. оП ОЕ ЪБВЩЧБКФЕ П ФПН, ЮФП ДЕФЙ ДПЧПМШОП ЧРЕЮБФМЙФЕМШОЩ, Б ФБЛ МАВЙНЩЕ ЧУЕНЙ ДТБЪОЙМЛЙ Й РХЗБМЛЙ ФПМШЛП ХУХЗХВСФ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ПФ ХЧЙДЕООПЗП.

пФЛХДБ ВЕТХФУС ДЕФЙ: УЕЛУ Й ФЕМП

фЕНБ УЕЛУХБМШОПЗП ЧПУРЙФБОЙС Й РПЪОБОЙС УПВУФЧЕООПЗП ФЕМБ ЧУЕЗДБ ЧЩЪЩЧБЕФ УЧСЭЕООЩК ФТЕРЕФ Х НБН, ЧЕДШ ЬФП МЙЮОПЕ Й УПЧУЕН ОЕ ДМС ДЕФЕК. оБ УБНПН ДЕМЕ ЬФП ОЕ ФБЛ: ТЕВЕОПЛ УЕЛУХБМЕО У ТПЦДЕОЙС. пО УПУЕФ НБФЕТЙОУЛХА ЗТХДШ, ФТПЗБЕФ УЕВС Ч НМБДЕОЮЕУФЧЕ, ОБИПДС ТЕГЕРФПТЩ ХДПЧПМШУФЧЙС Й ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНБФТЙЧБЕФ УЕВС Ч ЪЕТЛБМЕ, УТБЧОЙЧБС У НБНПК Й РБРПК.
фБЛФЙМШОПЕ ЙЪХЮЕОЙЕ УПВУФЧЕООПЗП ФЕМБ РТПЙУИПДЙФ Ч ЧПЪТБУФЕ ПФ РПМХФПТБ ДП ДЧХИ МЕФ Й ОЕ ДПМЦОП ЧЩЪЩЧБФШ ФТЕЧПЗЙ Х НБФЕТЙ. тЕВЕОПЛ РТПУФП РЩФБЕФУС РПОСФШ, ЛБЛ ПО УМПЦЕО Й ЪБ ЮФП ПФЧЕЮБЕФ ЛБЦДБС ЮБУФШ ЕЗП ФЕМБ.
ч ФТЙ-ЮЕФЩТЕ ЗПДБ НБМЩЫ ОБЮЙОБЕФ ЙОФЕТЕУПЧБФШУС РПМПЧПК ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙЕК. ч ЬФПФ НПНЕОФ ОХЦОП ПВЯСУОЙФШ ЕНХ, ЮЕН НБМШЮЙЛЙ ПФМЙЮБАФУС ПФ ДЕЧПЮЕЛ, Б ЕУМЙ УМХЮЙМПУШ ФБЛ, ЮФП Ч УЕНШЕ ПЦЙДБЕФУС РТЙВБЧМЕОЙЕ, ТБУУЛБЪБФШ, ПФЛХДБ ВЕТХФУС ДЕФЙ (ОЕФ-ОЕФ, ОЕ РТП БЙУФБ Й ЛБРХУФХ, РТП НБНЙО ЦЙЧПФЙЛ, Ч ЛПФПТПН ТЕВЕОПЛ ЪБТПЦДБЕФУС ВМБЗПДБТС ТПДЙФЕМШУЛПК МАВЧЙ).
рПДТПВОПУФЙ ЦЕ РПМПЧПЗП БЛФБ, ЛБЛ Й ЕЗП ГЕМЙ, ЛПФПТЩЕ ОЕ ЧУЕЗДБ ЪБЛМАЮБАФУС Ч ДЕФПТПЦДЕОЙЙ, МХЮЫЕ РТЙВЕТЕЮШ ОБ ЫЛПМШОЩК РЕТЙПД, ЛМБУУХ ЛП ЧФПТПНХ-ФТЕФШЕНХ.

Общение с ребенком – это и есть развитие

«Что ты сегодня ел? Как спалось? Как настроение? Давай быстрее! Собери игрушки! Опоздаем! Если не уберешься, не получишь!». Как часто общение с нашими 4-5-6-7-летками сводится к этому перечню фраз. Замечали ли вы, как часто наши разговоры с подрощенными уже детьми становятся беднее и однообразнее? О том, почему так происходит, какие сокровища таит в себе дошкольный возраст, какова роль родителей в этот период и как стать ребёнку не только родителем, но и близким другом, и будет эта статья.

Когда малыш только родился, когда ему 1 год или 2, нам, родителям, хоть и страшно, но, как правило, понятно, как с ним себя вести: объятия, полное внимание, отражение практически всех его ощущений, действий и звуков и много-много любви и заботы — руками, голосом, телом. Наше поведение отчасти интуитивно, отчасти дополнено опытом родных, друзей и знаниями из популярной психологии и физиологии. К появлению ребёнка мама обычно морально (психологически) готовится. У нее много энергии и огромное желание дать своему малышу самое лучшее. Поэтому и общение с ребёнком в этот период бывает глубоким, наполненным чувствами и эмоциями.

Но время идёт, малыш растёт. Вот ему уже исполняется 4 года или 5... Он ходит в детский сад, часто у него уже есть младший братик или сестрёнка, или мама вышла на работу. Он занимается дополнительно — спорт, рисование, музыка. А с 6 лет еще и ходит на подготовку к школе. Жизнь насыщенная, успеть надо многое. А маме нужно еще и организовать все это.

Не всегда, но часто за всей этой чередой повседневных дел разговоры с ребёнком сводятся к бытовым диалогам о том, что он сегодня ел или хочет съесть, что делал, как спал, как настроение, как дела в садике. А еще к организационно-собирательным фразам — типа «Почисть зубы!». Ну и, конечно, к ругательно-воспитательным изречениям «Не чавкай!», «Не жадничай!», «Не обижай маленьких!» и т.п. В попытках выполнить все пункты задуманного плана на день как часто мы теряем что-то главное в общении с нашими детьми, что-то, что делает нас близкими, родными, ценными друг для друга.

Честно говоря, в какой-то момент это случилось и со мной, в моих отношениях с сыном. Такое холодное и тягостное ощущение, что я вроде бы целый день на связи с ребёнком, знаю, где он и что с ним, уделяю внимание, провожу с ним время, но он как будто ускользает от меня, отдаляется, контакт теряется.

Общение с ребёнком: почему сходит на нет

К тому же, если ребенок ходит в детский сад на полный день, времени на общение становится еще меньше. За 4-5 часов в день, которые родители проводят вместе с детьми, взрослым нужно столько всего успеть. Какое уж тут близкое общение и разговоры «по душам»!

С другой стороны, бывает, что мама эмоционально устает. Первые годы постоянной включенности в малыша, невероятная отдача, которой требует раннее материнство — это большая эмоциональная нагрузка. И если не восполнять свои ресурсы, не заботиться о своем отдыхе, постепенно может наступить эмоциональное истощение. И тогда на близкое, глубокое общение с ребёнком у мамы может просто не быть сил.

Возраст с 4 до 7 лет: чем интересен

Сразу скажу, мне не хотелось бы писать сейчас о том, как в этот период меняется ребёнок физиологически (его память, внимание, интеллект, поведение). Эти изменения есть, они существенны, но всё же достаточно очевидны для всех. Мне хочется написать о том, что часто упускается из внимания родителей, но тем не менее является таким важным.

Именно в этот период с 4 до 7 лет закладывается основа нравственного развития ребёнка. Дело в том, что, начиная с 3 лет (условно) мир ребёнка расширяется. В нем появляются ровесники, другие взрослые — воспитатели, учителя, друзья и знакомые родителей. Закономерно возникают вопросы: как, по каким законам происходит взаимодействие и общение людей? И именно в этом возрасте ребёнок впервые задумывается о том, что хорошо и что плохо, что такое зависть и хвастовство, скромность, высокомерие, подлость, бескорыстность, щедрость и доброта.

Это тот период, когда закладываются базовые ценности и установки, которые ребёнок понесёт через всю жизнь. Важно знать, что усваиваются эти установки ребёнком БЕЗ всякой критики с его стороны и сомнений, т.к. критическое мышление в этом возрасте у детей еще не развито. Вот как услышал, что мальчики не плачут, вот так и усвоил. А потом десятилетиями пытается эту установку из себя выбить...

А как ребёнок формирует свою систему ценностей? Запоминая, изучая, анализируя в меру своих возможностей все, что он видит и слышит вокруг себя, все происходящие рядом с ним ситуации и реакции окружающих на них.

И получается, что для того чтобы создать свою систему ценностей, ребёнку в этом возрасте просто жизненно необходим близкий контакт со взрослыми, в первую очередь родителями, их опыт и знания.

А что будет, если наше участие в ребенке в этом возрасте минимально? Нравственные понятия и на их основе его личностные ценности все равно сформируются. Он будет выхватывать информацию извне, там, где услышит, и то, что услышит. Это как с речью. Если ребёнок слышит речь вокруг себя, он заговорит. И заговорит так, как говорят окружающие.

Вот и получается, что когда у наших детей происходит такой важный этап личностного развития, у нас, родителей, за чередой ежедневных дел и эмоциональной истощенностью часто не оказывается сил и не остается времени, чтобы говорить с ребёнком о жизни, о людях, об отношениях...

Возраст привязанности

Есть еще один важный процесс, который разворачивается в этом возрасте. Ребёнок становится достаточно эмоционально зрелым, чтобы иметь более глубокую привязанность с родителями, основанную на любви и заботе друг о друге, на знании и интересе друг к другу. Это когда хочется радовать маму подарками и рисунками, готовить для нее бутерброды и не шуметь, когда она спит. Это когда появляется интерес к тому, каким был папа, когда был маленьким, как он поступал в тех или иных ситуациях. В этот период ребёнку очень интересен ваш опыт и ваша жизнь, история вашей семьи. И это знание делает вас истинно близкими друг к другу.

Чувствуете, как эти два процесса связаны между собой — ребенок формирует свои личностные ценности и при этом готов и хочет, чтобы вы передавали ему свой опыт. Чтобы на этом основании и с его помощью построить кредо своей личности, с которым он и пойдёт по жизни. При этом вы формируете крепкую, надёжную привязанность — как основу для близких доверительных отношений с вашим ребёнком на многие годы вперед.

Вот какие сокровища скрывает в себе возраст 4-7 лет. Важно только не пропустить, не пустить на самотёк, найти в себе силы, вовремя включиться и максимально использовать то, что даёт вам этот период жизни ребёнка.

Что же конкретно можно делать с детьми в этом возрасте, чтобы отношения были по-настоящему близкими, связь крепкая, а у ребёнка было достаточно материала, чтобы формировать свои ценности и нравственные установки? Здесь я поделюсь своим опытом.

На мой взгляд, главное и основное — это разговаривать, обсуждать с ребёнком ситуации, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни . Во дворе подрались ребята. Прохожий замахнулся или ударил собаку. В автобусе — скандал, кто-то кому-то наступил на ногу. На площадке упала и ударилась девочка.

Такие ситуации происходят на каждом шагу. Важно замечать хотя бы некоторые из них. Можно говорить ребёнку о том, что вы думаете о развернувшейся перед вами картине. Например: «Ребята поссорились — начали драться. А можно было бы попробовать поговорить, объясниться и т.п.».

А можно спросить самого ребёнка, что он думает о том, что видел. «Как ты думаешь, стоило ли этим ребятам драться? А в каких ситуациях, на твой взгляд, можно драться? А можно было бы поступить по-другому? А ты бы как сделал?»

Лично мне вариант с вопросами нравится больше. Ребёнок учится думать и анализировать ситуацию самостоятельно и при этом формирует свои ценности и установки, основываясь на своих мыслях, а, значит, получает свой опыт. Но при этом вы рядом и можете рассуждать с ребёнком вместе, рассказывать, как это было у вас, и что вы по этому поводу думаете.

Детские книги и фильмы дают богатейший материал для обсуждения. Главное, когда читаете ребёнку, не торопитесь, не спешите перейти к следующей сказке или фильму. Спросите ребёнка, а как бы он поступил на месте главного героя, что понравилось ему в сказке, а что испугало и почему. Чему учит эта история, и встречалось ли ему что-то похожее в жизни? А может быть, что-то похожее случалось в вашей жизни? Расскажите об этом — ваши истории и опыт будут для вашего ребёнка ценнейшими подарками, которые он будет хранить в своем сердце всю жизнь.

Помните об основных принципах взаимодействия с детьми, которые действуют на любых возрастных этапах и закладывают основы успешной коммуникации во взрослой жизни. Ребёнку будет просто найти контакт с любым человеком, если он проявляет уважение к собеседнику, умеет понять чувства другого и корректно выразить свои эмоции. Поэтому:

  1. Обращаемся именно к малышу: речь направлена на него и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами. Внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
  2. Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
  3. Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал вашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Существуют универсальные темы для разговора в любом возрасте:

  • обсуждать происходящее с малышом / между вами / вокруг;
  • читать наизусть стихи по теме (о природе, про домашние дела, игрушки) или просто любимые;
  • петь песенки (вариантов очень много: включать и подпевать или петь самим, заниматься при этом домашними делами или танцевать, делать зарядку или кувыркаться, напевать во время прогулки или петь, сидя напротив друг друга);
  • рассказывать истории (используйте виммельбухи или любые книги с красочными иллюстрациями, сочиняйте рассказы о самом малыше, его семье и друзьях).

Что нового добавится в возрасте 3–6?

О чём говорить с ребёнком 3–4 лет

В этом возрасте растёт круг общения малыша, многие дети начинают ходить в сад, а значит, по дороге в детский сад или домой можно говорить о том, как прошёл день, что интересного произошло, что порадовало, что ели на обед.

Длительные прогулки не только хороши для здоровья, но и дают прекрасные возможности для развития речи и общения: вокруг столько нового и вдохновляющего, что темы для разговора искать не придётся - вы будете или отвечать на вопросы «что» и «почему», или сами инициируете беседу. Когда малыш усвоит названия окружающих предметов, важно продолжить расширять его словарный запас, отвечая не только на вопрос «что», но и на вопрос «какой»: не просто «трава», а «зелёная густая трава». Полезно говорить расширенными предложениями, дополняя сказанное малышом:

- Собака.

- Да, какая симпатичная собака бежит и виляет пушистым хвостом!

Вам будет проще решить, о чём говорить с ребёнком 3–4 лет, если помнить, что дети - исследователи по натуре и в этом возрасте изучают окружающую действительность с помощью всех органов чувств. Называйте разнообразные ощущения и поощряйте малыша описывать свой опыт: что и как мы слышим, видим, обоняем, осязаем, пробуем на вкус.

«Слышишь, как звонко чирикает эта птичка?»

«Какой гладкий камешек и какая шершавая кора у дерева!»

Будет здорово, если благодаря вашему примеру и искреннему интересу к его мнению, ребёнок начнёт делиться впечатлениями - это обогатит его речь и сделает интересным собеседником.

Для чтения выбирайте книги с красочными иллюстрациями, чтобы у крохи была возможность их описывать, а у вас - спрашивать, всё больше переходя от вопросов, на которые можно ответить коротко и односложно, к таким, что потребуют развёрнутого ответа.

И конечно, это время, когда дети активно осваивают язык, играют им как в кубики или конструктор. Они ищут закономерности в языке и в его связи с окружающей действительностью. Именно в этот период рождаются замечательные детские неологизмы. Множество примеров можно найти в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». К этому словотворчеству нужно относиться доброжелательно, ни в коем случае не высмеивать малыша, а корректно поправлять, перефразируя его слово или предложение правильно. Хорошая идея - записывать высказывания крохи. В более старшем возрасте он с удовольствием будет смеяться над ними вместе с вами.

В помощь родителям - большое количество речевых игр для любого возраста. Важно помнить, что для ребёнка главное - общение с вами, через которое он попутно учится. Так что не превращайте игры в обязательные скучные уроки. Лучше всего вплетать их в повседневные занятия, тогда дети не будут замечать, что вы делаете что-то специально. Например, можно спросить: «Чего на столе больше: ложек или вилок?» (так вы потренируетесь в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных) или подбирать к каждому существительному прилагательное: стол - деревянный, варенье - вкусное, погода - прекрасная.

О чём говорить с ребёнком 4–5 лет

Приведённые выше варианты, о чём говорить с детьми, будут продолжать работать, но нужно давать ребёнку всё больше инициативы и возможности высказаться, поощряя и помогая наводящими вопросами. Побуждайте рассказывать об эпизодах прошедшего дня, о переживаниях и мечтах. Делать это лучше, когда вы никуда не спешите и настроены друг на друга: на прогулке или перед сном. Например:

  • Расскажи о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
  • Что нового ты узнал?
  • Кто тебя порадовал/разозлил?
  • Что тебе снилось?
  • О чём ты мечтаешь?

В жизни малыша появляется всё больше других людей, он внимательно наблюдает за тем, как по-разному они себя ведут, и задаёт много вопросов о том, что хорошо и что плохо, что такое дружба, доброта. Обсуждайте с ним поступки героев книг и мультфильмов, его самого и окружающих, говорите о тех ситуациях, в которые он попадает или свидетелем которых становится. Идти нужно от простых вопросов к сложным.

«Как, по-твоему, Петя ушёл от ребят, потому что он обиделся?»

«Как ты думаешь, почему он это сделал?»

«А как бы ты поступил на его месте?»

Здорово, если эти темы ребёнок будет обсуждать не только с вами, но и с папой или бабушкой. Так он поймёт, что существует много мнений и способов их выразить. Спрашивайте, что понравилось малышу в истории, встречался ли он с подобными людьми и ситуациями, делитесь эмоциями и впечатлениями. Во время таких бесед закладывается особенная близость, которая может сохраниться на годы.

Дети 4–5 лет живо интересуются вашей жизнью, профессиями родных, спрашивают, как познакомились мама с папой, каким был папа, когда был маленьким, задают первые вопросы о мальчиках и девочках, откуда берутся дети.

Язык - по-прежнему прекрасная тема для общения. Добавляйте синонимы, антонимы, сравнения, играйте в слова, отгадывайте загадки, вспомните игры из своего детства: «Я знаю пять имён», «Съедобное-несъедобное», «Я садовником родился».

О чём говорить с ребёнком 5–6 лет

Дети всё больше становятся полноценными собеседниками. Обычно в этом возрасте папы активнее включаются в беседы с сыном или дочерью. Продолжайте делать всё то же, что и раньше, усложняя и развивая сюжеты общения:

  • предлагайте закончить историю, которую вы начнёте, или сочинить альтернативный конец для известной сказки;
  • играйте в игры, где нужно задействовать речь и воображение.

Дети плюс-минус уже понимают юмор и начинают шутить сами: рассказывать смешные истории, придумывать весёлые рифмы, заразительно смеяться в ответ на шутки и каламбуры. Это всё можно и нужно включать в повседневное общение.

Около шести лет у ребёнка всё больше проявляется «рассуждающий разум», который, как считала Мария Монтессори, является характеристикой следующего большого возрастного этапа - от шести до двенадцати лет.

О чём вы говорите со своими детьми и в какие игры играете с ними?

Лучшие преподавательские идеи приходят мне в голову в детской песочнице. В это время я забываю о практической стилистике и тренингах по журналистскому тексту. На пару часов все это начинает казаться мне бесполезным, и я думаю о том, что тренинги по речи, независимо от будущей профессии, .

Только тренировать надо не самих младенцев, а их родителей, самых обычных, среднестатистических. И главное – надо изменить сам подход, исходную точку: надо учить их не тому, КАК ГОВОРИТЬ с детьми, а просто ГОВОРИТЬ.

Я даже придумала несколько упражнений для этого воображаемого тренинга.

Представьте себе записанную на камеру повседневную прогулку с ребенком , маршрут, которым вы ходите каждый день. Дорога, деревья, припаркованные машины, дома, детская площадка, какой-нибудь магазин, парк или лес – и все в обратном порядке.

А теперь попробуйте поиграть в спортивного комментатора: включите запись и попробуйте описывать все, что видите. Но не просто описывать, а описывать, объясняя. Говорить придется с небольшими перерывами час или полтора, в зависимости от того, сколько длится ваша прогулка.

Упражнение похоже на задание для тележурналистов: суть в том, чтобы текст не повторял “картинку”, а лишь дополнял ее. Примерно так: “Это береза, она белая с черными пятнышками, это ствол, а вот листочки, зеленые, но они еще не совсем распустились, они пока маленькие. А вот у этого дерева – большие, это клен, видишь, за той красной машиной справа?” И так далее, и так далее. Говорить, объясняя и комментируя каждую деталь, будет сложно, но в этом и заключается задание.

А еще я бы собрала мамочек на большой кухне , каждой дала бы по кастрюле и набору овощей. Нужно сварить борщ, представив, что рядом все время находится ребенок. То есть и обед приготовить, и с ним пообщаться. Задание похожее: комментировать каждое действие, которое вы совершаете.

Возможно, многие сейчас удивятся и спросят меня, зачем я трачу время и воображение на придумывание этого набора “бессмысленных” действий. Все и так умеют варить борщ, гулять и рассказывать про деревья. Но все это приходит мне в голову как-то естественно, само собой, когда я вижу, как мама безмолвно толкает впереди коляску, волочет ребенка за руку, погрузившись в свои мысли, понуро сидит на краю песочницы, пока он играет, или разговаривает по телефону.

За два года прогулок с малышом я успела убедиться в том, что говорят (просто говорят!) с детьми единицы . На меня, комментирующую вслух каждое совершаемое действие и попадающееся на пути явление, посматривают иногда как-то косо. Особенно сильно это чувствовалось, когда ребенок был совсем маленьким.

А пару раз незнакомые малыши подходили ко мне на площадке с вопросом: “Тетя, а можно я буду с вами играть?”, когда рядом стояли их мама или бабушка. Они слышали, что я просто РАЗГОВАРИВАЮ, и приходили в восторг.

Как-то в эфир одной из радиостанций, где я вела программу о русском языке, ко мне приходила лингвист, профессор факультета филологии Высшей школы экономики Татьяна Базжина. Она рассказывала про особый регистр разговора с детьми – baby-talk . Это не сюсюканье, не “ути мой холёсий”, а именно способ общения, донесения информации.

Владеть этим регистром на самом деле не так-то просто, это тоже своего рода искусство, которое требует если не жертв, то постоянного напряжения, речевых усилий, концентрации и самоорганизации.

Вопрос меня так заинтересовал (а моему ребенку тогда еще не было года), что я стала везде искать информацию, работы о baby-talk. И убедилась, к сожалению, в том, что на русском языке об этом почти ничего нигде не написано, тем более научного-популярного, для широкой публики.

Есть зарубежные исследования, а у нас почему-то тема разработана совсем мало. Возможно, это еще одно, пусть и косвенное, подтверждение того, что у нас сам вопрос специфики разговора с ребенком (я бы даже сказала, сам факт разговора) не удостаивают вниманием.

Мы слишком серьезны. Мы любим молчать, а не говорить глупости о том, что ствол у дерева твердый, а листочек мягкий. Мы боимся читать стихи с излишним выражением (еще не хватало пищать, мяукать и гавкать, изображая героев, мы взрослые люди!) Мы обрушиваемся на уменьшительные суффиксы, запрещая “ножку” и легитимизируя “ногу”.

Много еще всего мы делаем и не делаем. Но больше всего мы удивляемся впоследствии тому, что у наших детей бедная речь и небогатый словарный запас – забывая о том, что мы сами с этим согласились. Наше молчание там, на краю песочницы, – это знак согласия.

Иногда, да что там, очень часто мне самой хочется принять этот знак. После нескольких часов говорения в прямом эфире язык не ворочается, а слова не складываются. Бывает, что сделать усилие не удается, но я стараюсь изо всех сил, прокручивая в голове одну мысль: “Я должна говорить, я должна говорить…”

Я долго думала, что за моей страстной убежденностью в том, что говорить НАДО, не стоит ничего, кроме желания проявить родительскую активность. Один мой знакомый как-то сказал: “Какая разница, когда ребенка развивать? Ведь рано или поздно он и так все узнает. Вряд ли к 7 годам он не будет знать слова “слон”.

И действительно – я уже начинала сомневаться в эффективности этих усилий. Сыну исполнилось полтора, потом год и семь, год и восемь, год и десять… А он по-прежнему говорил совсем мало. Так продолжалось до тех пор, пока в 2 года плотину вдруг не прорвало. За день появлялось по 5-10 новых слов, он все время совершенствовал их произношение, экспериментировал и продолжает экспериментировать с суффиксами. Вот тогда я поняла, что все-таки все было не зря.

Конечно, есть те, кто говорит гораздо лучше, особенно девочки. Но все равно на улице я часто слышу: “Сколько же ему лет? Так хорошо говорит!” Правда, часто удивляются этому те, кто во время прогулки не произносит ни слова.

А я думаю о том, что мое обучение baby-talk только начинается. Сейчас надо будет выходить на другой уровень, придумывать, как развивать и совершенствовать речь, и главное – как не замолчать, как сделать так, чтобы наш диалог продожился и тогда, когда сын будет совсем взрослым.

Я бы не хотела, чтобы наше свелось к набору стандартных фраз, одну из которых я недавно увидела в анекдоте: “Анджелина Джоли умеет произносить фразу “Не ори на мать!” на двадцати языках мира”.

Еще совсем недавно Вы учили своего ребенка говорить, и радовались каждому новому слову. Но время летит незаметно, и вот уже Вы с удивлением обнаруживаете, что можете говорить со своим малышом на любые темы . В 4-5 лет детки уже способны анализировать ситуацию, и зачастую имеют свое мнение на любой счет! Особо разговорчивые комментируют все, что видят, а молчуны просто наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире. Но и те, и другие, делятся своими эмоциями и переживаниями с самыми близкими и родными людьми – мамой и папой.

Как отвечать на детские вопросы?

С самого рождения очень важно вестиразговор с ребенком. С первых дней жизни малыша, Ваш голос успокаивает кроху, и дает ему чувство защищенности. Потом этот же любимый и родной голос помогает назвать все окружающие предметы, все, что кроха видит, и что он чувствует. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь тем человеком, которому он верит безоговорочно. Все, что Вы произносите, ребенок воспринимает как истину. Тщательно следите за тем, что Вы говорите. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. Ответ на вопрос, о чем можно говорить с ребенком, прост – обо всем. Гораздо сложнее понять, о чем нужно и важно говорить. Также важно, чтобы ответы на детские вопросы содержали необходимый минимум информации.

Самое важное, показать крохе, что Вы его любите, что в любой ситуации он может рассчитывать на Вашу помощь. Никогда не ругайте ребенка по пустякам, не кричите, и тем более не бейте его. Как можно чаще обнимайте малыша и говорите о своих чувствах. О том, как сильно Вы его любите, как для Вас важно, чтобы он был здоров, как Вы гордитесь, когда у него что-то хорошо получается и как Вы счастливы уже просто потому, что он у Вас есть. Если ребенок будет всегда об этом помнить, он никогда не будет злиться, если Вы запретите ему скушать лишнюю шоколадку, или не позволите бегать по лужам. Ведь Вы просто хотите сохранить его здоровье. Так говорите об этом!

Кроме любви существует и уважение. Нельзя обижать других детей. И не потому, что они могут дать сдачи, а потому что их нужно уважать. Нельзя выбрасывать хлеб. Не потому, что «это некрасиво». Просто нужно уважать труд других людей. Перед тем, как зайти в комнату родителей, нужно постучать. Ведь это их пространство, которое нужно уважать. Сами также всегда уважайте честь и достоинство своего ребенка, и всегда цените все, что он для Вас делает.

Никогда не пытайтесь скрыть свои чувства от малыша. Если он Вас обижает, объясните ему, как Вам больно. Если Вы злитесь, конечно, нужно контролировать себя, но нужно обязательно дать ребенку понять, что Вы очень недовольны его поведением. Если Вы устали, и хотите, чтобы Вас просто оставили ненадолго в покое, попросите кроху Вас пожалеть и дать Вам полчаса передохнуть. Не отталкивайте малыша со словами «отстань от меня». Если Вы были на работе весь день, то вечером не забудьте сказать Вашему ребенку, как сильно Вы скучали. Вы ведь действительно думали о нем много раз. Не стесняйтесь говорить о своих чувствах. Тогда и малыш будет с Вами открыт.

Как бы Вы ни любили своего малыша, но он должен понимать, что в мире позволено не все. И чем раньше ребенок это поймет, тем проще для него. Это не означает, что Вы должны без капли сомнения отказывать ему во всем. Наоборот, хорошенько подумайте, прежде чем отказать. Действительно ли нужно отказывать ребенку, когда он просит с ним поиграть? Так ли Вы устали на работе? А может, просто Вы ленитесь? Тогда «нет» нужно сказать себе. Но часто ребенок действительно просит то, что вредно или Вы просто не можете ему дать. Целый день есть конфеты нельзя, даже если малыш плачет и просит. Сначала спокойно и доходчиво объясните, как вредно это для зубов, а потом смело и безоговорочно говорите «нет». Покупать много новых игрушек Вы тоже не можете. Объясните ребенку, что на те деньги, которые Вы зарабатываете, Вы покупаете еду, одежду, зубную пасту, шампунь, и еще много всего. Поэтому Вы не можете покупать много дорогих игрушек. Если ребенок поймет, что Вы готовы сделать для него все, что можете, то отказы уже не будут казаться таким обидными. Тем более, если он будет уверен, что отказав раз, Вы не измените своего решения.

Вы должны не только заниматься воспитанием ребенка, но также и его образованием. Даже посещая садик, или детские кружки, многое со своим ребенком Вы должны освоить сами. Когда ходите гулять, старайтесь чередовать посещение игровых площадок с походами в парк или лес. Во время таких спокойных прогулок у Вас появится время что-нибудь рассказать или научить ребенка чему-нибудь полезному. Так, например, каждый раз, гуляя в парке, повторяйте один и тот же стишок, и скоро Вы увидите, как ребенок будет рассказывать его вместе с Вами. Точно также можно выучить и счет, и иностранные слова. Просто описывайте все, что видите, и малыш с удовольствием будет с Вами играть и учиться. Можете даже тихонько описывать людей, которых встречаете. Пытаться угадать, в каком они настроении. Ребенок вырастет хорошим психологом, и будет хорошо понимать эмоции людей по выражениям их лиц. Или, например, играть в слова, по очереди называя слова на одну букву. В общем, можно делать все, что Вам обоим интересно, и на что способна Ваша фантазия.

На игровой площадке уже стишок не поучишь, но зато там у ребенка есть возможность общаться с другими детками. Это очень полезно, так как у детей развиваются социальные навыки. Так помогите ребенку в этом. После каждого похода на площадку говорите с ребенком о его друзьях, кто как был одет, аккуратно или не аккуратно, кто как себя вел. Тогда общение с ребенком будет более полезным. И Ваш малыш сможет сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо.

Детские вопросы родителям

Как бы Вы не оберегали своего малыша, ему все же приходится сталкиваться с реалиями окружающего мира. Поэтому Вы должны датьответы на вопросы ребенка, почему люди иногда ругаются, почему плачут, почему люди болеют и должны лежать в больнице, почему у метро стоит бабушка с протянутой рукой, почему нельзя разговаривать с чужими и многое другое. Конечно, нужно стараться преподносить все более позитивно, но важно, чтобы ребенок воспринимал мир таким, каким он есть. Даже если Вы будете избегать подобных тем, ребенок сам начнет Вас спрашивать, так что будьте готовы ответить на подобные вопросы.

Не забывайте и о том прекрасном, что есть в этом мире. Ведь нужно уметь наслаждаться красотой природы, закатом, золотыми осенними листьями и первыми весенними цветами. И если Вы хотя бы иногда перед сном будете выглядывать в окошко и смотреть вместе на звездное небо, то может однажды уже взрослым Ваш сын или дочь также посмотрит на звездное небо и наберет Ваш мобильный.

Рассказывайте малышу о том, какая большая и дружная семья у него есть. Обязательно помогайте Вашему ребенку общаться с близкими людьми. Если Вы звоните родителям, дайте трубку и малышу, чтобы он мог поздороваться с бабушкой и дедушкой. Если у Ваших братьев или сестер есть дети, также обязательно организовывайте встречи. Даже если у Вас самих несколько детей, и они играются вместе, ощущение большой семьи очень важно. Собирайтесь по праздникам за большим столом, эти воспоминания останутся у детей на всю их жизнь. И в будущем они будут настроены создать такую же большую и крепкую семью.

О чем говорить с ребенком

Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрос, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать имена всех друзей Лунтика! Когда ребенок подрастет, постарайтесь определить какие виды спорта ему нравятся, какие способности у него есть – может он хорошо танцует, или поет, или считает все, что видит, или с легкостью может запомнить длинный стих, или с удовольствием занимается гимнастикой. Ведь сознание малыша – это целая вселенная. И может Ваш ребенок сможет Вас чему-нибудь научить. Может быть, Вы всю жизнь ждали его появления, чтобы начать кататься на роликах! Или занимаясь с ребенком его любимым рисованием вдруг обнаружите, что и в Вас проснулся художник! Так что будьте готовы к тому, что не только Вы будете учить и воспитывать малыша, но и он Вас. Приятного Вам общения и занимательных бесед!