«Хозяева жизни» и их жертвы («На дне» Горький, «Преступление и наказание» Достоевский, «Гроза» Островский) (ЕГЭ по литературе). «Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза
Обличение «хозяев жизни» в пьесе Островского "Гроза".
Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, - это только видимое, обманчивое спокойствие. За внешним спокойствием здесь кроются суровые, трагичные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит Кулигин.
В пьесе одна группа действующих лиц олицетворяет «хозяев жизни». Это Дикой и Кабаниха.
Дикой требует беспрекословного выполнения своих требований – повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не разозлить его. Особенно тяжко приходится его домашним. Дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся в чуланах и на чердаках. Вконец Дикой затравил своего племянника Бориса, зная что тот находится от него в полной материальной зависимости. Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодержавия проявляются у него в разговоре с Кулигиным.
Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать 10 рублей на строительство солнечных часов. Дикой чувствует свою силу и власть капитала. Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его способов: «много у меня в год народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются.
Пасует дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Так на перевозе на Волге он не посмел связаться с проезжим гусаром, сдерживает он себя и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.
Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой позволяет нам познакомиться еще с одной «хозяйкой жизни», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и крикливой подчас. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем» - утверждает Кулигин. Кабаниха строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины. Как истинная блюстительница старины, Кабаниха Суеверна. У нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного праздника, принимает в доме нищих вроде Федюни. Но деспотизм ее в домашнем быте еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день истязая их хладнокровно, назойливо подтачивая. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому варвара, а Тихон потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.
Деспотизм, ханжество, невежество, самодурство, бездумная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи, делающие ее наряду с Диким еще более страшной охранительницей устоев «темного царства».
Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?
Костылев – хозяин ночлежки, где нашли приют «бывшие» люди, «хозяин жизни». Он всеми силами пытается показать свое превосходство, но вот не задача – он боится ночлежников! Особенно Пепла и Сатина. Зная, что Василиса изменяет ему с Пеплом, он делает вид, что не замечает этого, и дело не в чувствах – он боится того, что придется драться с Васькой. Костылев, кроме того, что труслив, еще и жаден. Он готов «содрать» последнее с Клеща, прикрываясь богом, никогда не простит долга Актеру. Перед нами лицемер, который прикрывается добротой и набожностью, чтобы прикрыть свою жадность. Лицемерит он и в отношении с ночлежниками: перед Пеплом и Сатиным заискивает, над слабыми издевается и хамит им, проявляя еще и хитрость.
В каких произведениях русской литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертва¬ми и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М.
Горького «На дне»?
С пьесой Горького «На дне», изображающей отношения «хозяев жизни» и их жертв, перекликается немало произведений русской литературы. Например, в пьесе Островского «Гроза» мы видим «хозяев жизни» Дикого и Кабаниху и их жертв – Катерину, Тихона, Бориса и других. Самодуры Дикой и Кабаниха делают жизнь других персонажей невыносимой. Тихон и Катерина живут не своей жизнью, как поступить, им диктует маменька. Борис отказывает в помощи Катерине из-за страха перед дядей. Одна Катерина не выдерживает этого гнета и, не видя иного выхода, бросается с обрыва. Дикой и Кабаниха не боятся своих жертв, в отличие от Костылева, который вредит исподтишка.
Но финал «Грозы» заставляет и их усомниться в абсолютизме своей власти.
Еще одна произведение на эту тему – «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Рассмотрим отношения Свидригайлова и Дуни. Свидригайлов считает, что бедная Дуни, вынужденная держаться за место в доме его жены, будет подчиняться его желаниям. Когда же девушка отказывает ему, он очерняет ее. Он подобно Костылеву считает, что может распоряжаться жизнью своей «жертвы» и вправе требовать от нее удовлетворения своих желаний. И даже когда замысел проваливается, Свидригайлов не отступает от задуманного. Он хитер, как и Костылев, и выжидает удобного момента. Но Свидригайлов, несмотря на все совершенное зло, оказывается благородней Костылева: он находит в себе силы отпустить Дуню и оставить деньги сиротам.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2018-08-16
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Литератор Юрьев отмечал: «Грозу» не Островский написал, «Грозу» Волга написала». Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.
Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!. . А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».
Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.
Дикой, как и Кабаниха, относится к «темному царству». Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю».
«Жертвами» купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и «составляются».
«Жертвы» Дикого и Кабанихи - Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина.
Своего рода жертвой «темного царства» является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было». Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.
Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью. Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.
Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Семья, верность для нее святые понятия.
Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся «хозяевами» жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы. И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…
Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой. Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что- то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось. Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.
Выстраивается цепочка: Катерина - жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо. Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать.
Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?»
Борис, племянник Дикого, тоже жертва.
Островский А. Н.
Сочинение по произведению на тему: Хозяева и жертвы “Темного царства”
Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые,
Дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые,
Мрачные нравы. Центральными фигурами этого “темного царства” невежества и произвола являются в драме .
Дикой - купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.
Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты “жестоких нравов”, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя “темного царства”.
Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами
Патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления “своей воли”. Деспотизм ее в
Домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои
Жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит
До полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а
Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.
Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев “темного царства”.
Центральным в драме “Гроза” является образ Катерины. Натура поэтически-мечтательная,
Впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по
Определению Добролюбова, Катерина обладает в то же время пылкой и страстной душой. Она борется между двумя чувствами: любовью к Борису и сознанием “незаконности” этой
Любви. Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с
Опостылевшей ей средой и жизнью. После родительского домашнего рая Катерина
Попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Попытки
Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и
Недалекость Тихона. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования.
Катерина готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать. Катерина не хочет и не может таить своего “греха”. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против “темного царства”. По словам Добролюбова, в ее трагическом конце “дан страшный вызов самодурной силе.”
Светлым лучом в “темном царстве” можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы найти вечный двигатель. Кулигин думает не о своей личной выгоде, а о благоустройстве родного города, о положении бедняков и т. п Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе. Кулигин и Катерина, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.
К жертвам “темного царства” в пьесе относятся Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться своей матери. Единственное заветное желание Тихона - это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под ее опеки, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему любит жену. Он от всей души жалеет ее и желает облегчить ее тяжелое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен.
Отказав ей в поддержке в самый критический момент ее жизни, он невольно становится
Одним из виновников ее гибели.
Борис искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но у него недостает решимости отстоять свою любовь, он не в силах помочь ей. Так “темное царство”, превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.
В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов того времени -
Освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.
Дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые,
Мрачные нравы. Центральными фигурами этого “темного царства” невежества и произвола являются в драме Дикой и Кабаниха.
Дикой - купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.
Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты “жестоких нравов”, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя “темного царства”.
Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами
Патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления “своей воли”. Деспотизм ее в
Домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои
Жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит
До полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а
Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.
Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев “темного царства”.
Центральным в драме “Гроза” является образ Катерины. Натура поэтически-мечтательная,
Впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по
Определению Добролюбова, Катерина обладает в то же время пылкой и страстной душой. Она борется между двумя чувствами: любовью к Борису и сознанием “незаконности” этой
Любви. Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с
Опостылевшей ей средой и жизнью. После родительского домашнего рая Катерина
Попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Попытки
Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и
Недалекость Тихона. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования.
Катерина готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать. Катерина не хочет и не может таить своего “греха”. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против “темного царства”. По словам Добролюбова, в ее трагическом конце “дан страшный вызов самодурной силе...”
Светлым лучом в “темном царстве” можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы найти вечный двигатель. Кулигин думает не о своей личной выгоде, а о благоустройстве родного города, о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе. Кулигин и Катерина, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.
К жертвам “темного царства” в пьесе относятся Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться своей матери. Единственное заветное желание Тихона - это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под ее опеки, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему любит жену. Он от всей души жалеет ее и желает облегчить ее тяжелое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен.
Отказав ей в поддержке в самый критический момент ее жизни, он невольно становится
Одним из виновников ее гибели.
Борис искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но у него недостает решимости отстоять свою любовь, он не в силах помочь ей. Так “темное царство”, превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.
В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов того времени -
Освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.