Если мальчик 5 лет стеснительный что делать. Что делать, если ребенок стесняется? Ошибки в воспитании

Что делать, если ребенок боится выступить на утреннике? Стесняется малознакомых людей, прячась за маму? Или в возрасте постарше робеет, когда его просят выйти к доске и ответить на уроке? Или избегает новых знакомств? В данной статье мы постараемся показать, каким образом вы можете помочь своему стеснительному ребенку обрести уверенность.

Откуда берется стеснительность у детей?

Стеснительность (застенчивость или робость) появляется результате неуверенности в себе. Ребенок боится получить отрицательную оценку и услышать критику в свой адрес от окружающих: учителей, воспитателей, ровесников, незнакомых или малознакомых людей. В этой ситуации ребенок не верит в свои силы, постоянно волнуется, что у него что-то не получится, и он будет осмеян.

Можно сказать, что стеснительность – это свойство характера, ведь даже у близнецов, воспитанных в одной семье в одинаковых условиях, характеры, как и «уровень застенчивости», бывают разными. Чем эмоциональнее и чувствительнее характер, тем более восприимчив он к критике, тем более робким окажется ребенок.

Ребенок боится попасть в неловкое положение, поэтому всеми силами пытается уйти от ситуаций, вызывающих у него волнение и стресс.

Стеснительный ребенок: что делать родителям?

Главные помощники в преодолении застенчивости – это родители, которые должны постараться заложить у ребенка фундамент самоуважения.

Основные задачи родителей:

  • развить у ребенка положительное отношение к жизни;
  • развить адекватное и уверенное отношение к себе;
  • привить чувство собственного достоинства.

Положительное отношение к себе и к жизни

Вы — главный помощник в преодолении застенчивости!

Прежде, чем высказывать свое отношение, внимательно разберитесь в ситуации, которая могла вызвать нежелательное поведение ребенка. Стеснительный ребенок боится быть высмеянным, критику и замечания в свой адрес расценивает как предательство. Это не значит, что нужно хвалить ребенка и за проступки, но к своим замечаниям относитесь предельно внимательно.

Адекватное и уверенное отношение к себе

  • Похвала повышает самооценку. Важно ребенка и правильно критиковать.
  • Уверенность в себе появляется, когда есть опыт успеха. Только постепенное приобретение положительного опыта «от простого к сложному» в разных областях поможет преодолеть застенчивость. Можно начать с решения несложных житейских задач. Давайте ребенку небольшие поручения (например, самостоятельно что-то купить в магазине), предварительно детально объяснив ему, что и как нужно сделать, кому и что нужно сказать – это уменьшит страх. Если удалось ребенку успешно справиться, похвалите и поощрите его. По мере накопления позитивного опыта будет увеличиваться уверенность в себе.
  • Оценивайте не ребенка, а его поступки. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Возможно, ребенок еще не успел приобрести необходимые навыки – помогите ему в этом, это поможет снизить уровень тревожности.
  • Обучайте ребенка навыкам общения. Расширяйте кругозор – это позволит легче найти общие интересы и точки соприкосновения с другими людьми.
  • Помогите ребенку решить вопросы, которые могут вызвать критику со стороны окружающих. Например, если появился лишний вес, помогите привести его в норму, организовав правильное питание; если зубы выросли кривыми, обратитесь к врачу-ортодонту – это можно исправить; более внимательно отнеситесь к одежде, которую носит ребенок.
  • Не позволяйте никому насмехаться над вашим ребенком!

Уверенность в себе появляется, когда есть опыт успеха.

Чувство собственного достоинства

  • Научите ребенка спокойно относиться к ошибкам: от них никто не застрахован, на них мы учимся всю жизнь.
  • В каждом человеке сочетаются сильные и слабые стороны. Ребенку важно увидеть свои достоинства, научиться ими пользоваться и не зацикливаться на недостатках: «Пусть я не очень хороший спортсмен, но отлично играю на гитаре».
  • Воспитывайте детей активными и самостоятельными. Пусть ребенок имеет свое мнение, пусть аргументированно отстаивает его. Послушные и согласные всегда и во всем дети – это так удобно для родителей и учителей, но этим мы губим самостоятельную личность.
  • Как можно раньше приучайте ребенка принятию решений и ответственности за свои поступки – только так можно развить уверенность и самостоятельность.

Робкие дети не ощущают всю полноту жизни, много сил отбирает борьба с тревожностью и неуверенность. Оказав своему ребенку помощь в преодолении болезненной стеснительности в раннем возрасте, вы окажете ему неоценимую услугу. Со взрослением проблема застенчивости может больше усугубляться, преодолеть ее будет еще сложнее.

Ведь мы, родители, счастливы, когда ребенок успешен, радостен и чувствует вкус жизни.

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Внутренний мир и интеллект

Уязвимой у застенчивого малыша оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых к нему привлекается внимание, когда он должен что-то рассказать о себе. Такой малыш стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным. Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Малейшее порицание воспитателя может вызвать у них всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Такие ребята более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Подобное поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает застенчивого ребенка. Он ведет себя так же и в том случае, когда сам ожидает неуспеха в деятельности, а при затруднениях робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, застенчивый малыш смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто такие ребята как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому от них нередко можно услышать слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своей удаче, но не решается сказать об этом. Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное. Проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже - с точки зрения взрослых - родителей и воспитателей. При этом чаще всего, оценки педагогов оказываются намного ниже, чем родительские. Этим во многом обусловлено их застенчивое поведение на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего "Я". Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем "Я" часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые.

Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Говорите о своей любви

Пожалуй, самое главное - это поднять самооценку малыша в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Взрослым следует проанализировать свое отношение к ребенку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те что-то делают неправильно, достижения и хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна. В чем заключается такая поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Например, увидев, как ребенок сооружает постройку из кубиков, можно обратиться к нему: "Ты, наверное, строишь гараж для машины? У тебя хорошо получается". А заметив, как кроха настойчиво пытается надеть и застегнуть сапожки, не помешает похвалить его: "Ты так старался надеть сапожки, и у тебя получилось. Замечательно!". Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помоут игровые приемы и юмор, который должен быть направлена не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если малышу не удается собрать пирамидку или фигурку из конструктора, можно сделать их "одушевленными" и наделить вредным характером, который мешает крохе справиться с задачей. Хорошо поговорить с малышом от имени придуманного вместе персонажа, разыграть смешную ситуацию.

Немного отступите от правил

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как другие малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. В конце концов, вместо дорогой и модной помады можно дать карапузу старую и ненужную. А если жалко обоев, подойдет и их кусок, оставшийся от ремонта, или обычный лист бумаги. Его можно разложить на полу и нарисовать вместе большую картину. Кстати, если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой, но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдет ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.

Играйте вместе!

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки - это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми Взрослые часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что бояться людей не надо, уговаривают его выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэффективно. Малыш весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе. Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым следует усвоить несколько правил:

  1. Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний, Взгляните на проблему глазами ребенка.
  2. Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?
  3. Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка (например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим и будут смеяться. Из-за этого малыш боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.
  4. По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.
  5. Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором истории.
  6. Придуманная история должна иметь положительный результат.
  7. После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него игра. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.
  8. Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него больше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.

Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребенком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему будет легче войти в роль, "спрятаться". Эффективный способ смягчения страха перед публичными ситуациями -- организация игр с другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребенка поиграть в "детский сад", где дети и взрослый поочередно разыгрывают роли воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Приведем пример одной из них.

"Быстрые ответы".

Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.

Другой вариант игры - "Мяч в кругу".

Участники игры - взрослые и дети - встают в круг и бросают друг другу мяч. Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, "держи", "поймай", "на", "зайчик". Для старших детей можно усложнить игру, попросив называть только цвета или предметы одежды, мебель, посуду. Эта игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ. Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но родителям необходимо думать о будущем своего ребенка. Ведь если застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться, какую службу сослужит эта черта во взрослой жизни? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях человек может сам справиться со своей застенчивостью. Но сделать это будет гораздо труднее, чем в детстве, когда малыш в праве рассчитывать на помощь и поддержку родителей.

Анастасия Пащенко, психолог
Портал Владмама

Почему ребенок стесняется? На сегодняшний день списка причин такого поведения не существует. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка. Есть, правда, одно исключение - стеснительность/осторожность при общении с людьми в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5-3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже).

Это поведение совершенно естественно для малыша. В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или не обращают внимание. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

Ребенок старается стать незаметным, "надеть маску" в кривляньях, спрятаться за маму, будто "слиться" с ней воедино. "Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет", - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. "Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня", - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, "пугается, когда дети начинают жаловаться на нее", то есть опасается, что все узнают какая она на "самом деле" - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + "Дома требует постоянного непрерывного внимания", - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит "за".

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. "Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!" - примерно по такому "плану" действует ребенок. Обратите внимание, что слово "план" я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. "Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас".

Что же делать?

· Во-первых, как ни странно это прозвучит, - "разрешить" стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ей нужно время, что научиться вести себя по-другому. В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. "Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся", - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

· То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

· В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста девочки, который Вы, к сожалению, не указали) стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, "лишался" из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

Агрессивность - обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом "отомстить" другим за свои "страдания". Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы "переварить" эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их "осознать" в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться "вставать" на место другого человека, и принять решение "не бить", не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов "идти" за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по системе М. Монтессори.

Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, "обжить" помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь. Кроме того, для родителей в нашем Центре работает "Школа сознательного родительства", проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.

Наверняка Вы хоть раз видели родителей, буквально заставляющих свое чадо рассказать стишок в незнакомой компании или спеть песенку Деду Морозу на новогоднем утреннике. И, конечно, Вы не могли не обратить внимания на самого ребенка - забитого, с испуганными глазенками, стремящегося поскорее спрятаться за чью-нибудь широкую спину. А, может быть, Вы и сами допускаете такие ошибки по отношению к своему малышу? Да-да, желая , Вы допускаете грубейшую ошибку, выраженную в резком обращении с тем, кому, наоборот, нужна ласка, понимание и забота.

Согласно исследованиям ученых, около 42% детей с 3 до 7 лет являются застенчивыми. Как же раскрепостить ребенка, не нанося при этом удар по его несформировавшейся детской психике?


Часто застенчивость проявляется, когда родители такого ребенка принимают у себя гостей или сами идут в гости со своим чадом. При виде обилия незнакомых или малознакомых людей у малыша появляется , неуверенность, стеснение, желание просто испариться или пропасть куда-то. На вопросы взрослых он не отвечает, жмется к маме или просто сидит в углу.

Наиболее ярко застенчивый ребенок показывает себя в детском саду, когда он боится подойти к группе сверстников, включиться в игру, попросить игрушку. Занятия и праздники в детском саду становятся для таких детей каторгой - потому что ему приходится петь, танцевать, выступать, как-то себя проявлять. То есть делать то, чего он боится. Ведь застенчивые дети всегда боятся сделать что-то не так, показаться глупыми или смешными, попросить о чем-то. Обычно у них невнятный голос, мимика, движения наигранны и нервны.

Неверно считать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. Наоборот, он очень этого хочет - и именно поэтому он очень напряжен и боится сделать что-то не так, чтобы ему не отказали в этом общении. Застенчивые дети доброжелательно относятся к окружающим, но на контакт не идут, отвечают односложно, поэтому могут показаться высокомерными «буками». Все это - следствие неуверенности в себе и очень низкой самооценки.

Дело в том, что все застенчивые дети очень остро замечают свои недостатки, причем часто выдумывают себе мнимые комплексы. А свои достоинства они, наоборот, не замечают или не придают им особого значения. В результате всего этого, такие дети, конечно, чувствительны к любой критике, избегают всяческих контактов, считая себя хуже других. Таким детям тяжело даются различного рода решения, они безынициативны и не могут себя защитить.

Если застенчивость не преодолевать - то потом это выльется в огромные проблемы в жизни и комплексы, которые будут усугубляться ощущением нереализованных возможностей, потому что заметили не его, а того, кто активнее.

Причины застенчивости

Давно доказано, что застенчивость никак не связана с умственными или интеллектуальными способностями ребенка. И вообще, застенчивыми не рождаются, а становятся. Как? Сейчас мы перечислим факторы, формирующие застенчивость у ребенка-дошкольника.

1. Жесткий контроль со стороны семьи

Если в семье ребенок является объектом постоянного контроля - обычно из него вырастает забитый, беспомощный «тихоня». Если любое проявление его активности и любознательности одергивается фразами: «Не трогай», «Не ходи туда», «Не делай так», «Сиди смирно» - то, конечно, все зачатки самостоятельности в нем стремительно тают. К той же категории относятся и дети из семей, где родителям, по сути, нет никакого дела до своего чада, и единственное, чего от него требуют - это сидеть тихо и не доставлять беспокойства родителям.

В такой ситуации необходимо усмирить свои «командирские наклонности» и начать следовать принципу: «Если нельзя, но очень хочется - то можно!» Ребенок хочет рисовать на обоях? Пусть рисует, но не на наклеенных, а на старом рулоне. Дитятко желает бегать по лужам? Пусть наденет и - и вперед! Подумайте сами: если требовать от ребенка идеального послушания - разве можно его потом упрекать в безынициативности, застенчивости и робости?

2. Наследственность

Если родители малообщительны, а в семье принято «бояться людей» и стремиться ограждать себя и малыша от всех мировых неприятностей - неудивительно, что ребенок вырастет таким же замкнутым. Кроме того, такие родители склонны обвинять весь мир в том, что он настроен недоброжелательно к их ребенку. Конечно, в итоге у малыша будет боязнь всех и вся! Ведь когда зимой все идут на новогодние представления или кататься с горки - он сидит дома, ведь «зимой в людных местах можно подхватить ужасные вирусы, а катаясь с горки - сломать шею». Когда летом все катаются на велосипедах и лазают по деревьям - он тихонько идет по обочине, «чтобы его не сбили сумасшедшие велосипедисты», а самому кататься на велосипеде или лазить по деревьям «очень опасно, ведь можно сломать ногу-шею-руку»! Конечно же, и общение таких детей с людьми будет происходить на расстоянии «не менее 5 метров», в результате чего у ребенка не будет абсолютно никаких коммуникативных навыков. А вечное сидение дома или пешие неторопливые прогулки не лучшим образом будут влиять на его физическое развитие.

В этом случае родители должны пересилить себя и свой страх за «дитятко» - и позволить ему кататься на велосипеде, ходить на представления, общаться с детьми, приводить их в гости. Если будет совсем тяжело - валерьянка всегда придет на помощь!

3. Родители-активисты

Другая крайность родительского воспитания - это излишне активные и коммуникабельные родители, у которых в доме всегда много гостей и которые легко заводят новые знакомства. Конечно же, они просто не могут понять, как их ребенок может быть не таким, как они. И раскрепощают такие родители свое чадо весьма прямолинейно: записывают на курсы актерского мастерства, в балетную школу, заставляют на каждой встрече друзей (коих может быть до 5 в неделю) рассказывать стихи, петь и плясать. И, естественно, все свои телодвижения родители-активисты сопровождают фразами: «Ну разве так сложно сказать «Здравствуйте»???», «Неужели ты не можешь попросить игрушку и мальчика Пети?» и др. Конечно, для родителей-холериков все проще простого А вот для ребенка-меланхолика подвигом считается даже просто взглянуть незнакомому человеку в глаза.

В этом случае родителям стоит поумерить свои амбиции и признать право ребенка на индивидуальные черты характера. А вместо курсов актерского мастерства лучше записать его в кружок по кройке и шитью, вязанию, спортивную секцию и т.д. Если у Вашего ребенка возникает конфликт со сверстниками - старайтесь взять на себя не функции «вершителя судеб» вроде: «Сейчас папа пойдет и разберется», а все-таки ограничьтесь советами своему малышу, как разрешить ту или иную ситуацию. Кроме того, хороша будет Ваша функция посредника, когда Вы громко проговорите оппоненту то, что тихонько пробормотал Ваш малыш, не сопровождая это собственными комментариями.

4. Интеллигентная среда

Если Ваш ребенок - стандартная иллюстрация «ботаника-очкарика с книжкой под мышкой» в курточке «из натуральных материалов а-ля 50-е», а воспитанием его занимается в основном бабушка - то неудивительно, что он застенчив. Наверняка, дома ему прививают утонченную культуру, привычку носить все «натуральное и качественное немаркого цвета», а не синтетические «попугайские наряды». А в детском саду или школе, при столкновении с настоящей жизнью, ребенка начинают обуревать противоречивые чувства: ведь дети вокруг носят синтетические «попугайские наряды», жуют «смертельно вредную» жвачку, играют в компьютерные игры, «разрушающие мозг» - и Вашему ребенку начинает хотеться того же самого! Его внутренние установки вступают в конфликт с желаниями - что безумно сложно для маленького ребенка и провоцирует у него настороженное отношение ко всему вокруг!

Чтобы сделать Вашего малыша счастливым, Вам необходимо изменить некоторым своим установкам. Например, нужно внушить ребенку, что есть много мнений, а не единственное правильное мнение мамы или бабушки: «Да, Петя ходит в яркой китайской синтетической футболке, а ты надеваешь серую хлопчатобумажную. И то, и другое хорошо и красиво». Но все-таки, желательно сделать так, чтобы ребенок не сильно выбивался из общества сверстников. Поэтому, может быть, покупка чего-то вредного, но такого заманчивого, не будет трагедией?

5. Пережитый стресс

Бывает и так, что застенчивость ребенка является естественной реакцией на пережитый в жизни стресс: переезд и переход в другой детский сад или школу, где малыша начали публично унижать, неудачи во взаимоотношениях со сверстниками, развод родителей или травля в школе.

Помочь такому ребенку можно только разговорами и постепенным выведением из него последствий стресса. Возможно, что появится необходимость обратиться к психологу.

Преодоление застенчивости

1. Не позволяйте никому и сами не называйте ребенка робким или застенчивым. Дело в том, что таким образом Вы и окружающие навешиваете ярлык на малыша: «тихоня», «боится людей», «застенчивый» - заставляя его вести себя соответствующе.

2. Расскажите ребенку, что Вы сами были когда-то застенчивыми - это вас сблизит и малышу добавится уверенность, что Вы его понимаете и поддерживаете. Расскажите ему о том, как преодолели застенчивость, помогло ли это Вам в жизни. Видя перед собой положительный пример, ребенок сможет стать более уверенным в себе и преодолеть собственную застенчивость.

3. Покажите ребенку, что Вы его любите, понимаете и сочувствуете его проблемам. Ведь очень часто застенчивость и неуверенность в себе идут рука об руку. Необходимо сделать малыша более уверенным - и застенчивость начнет уходить на глазах. Замечайте любой мало-мальски значительный его успех, хвалите его, в том числе, перед окружающими. Говорите ему, что если у ребенка будет что-то не получаться - он всегда может рассчитывать на Вашу помощь. Если ребенок допускает какую-то ошибку - ни в коем случае не ругайте его, а просто попробуйте вместе разобраться в причинах этой ошибки и подумайте, что нужно сделать, чтобы такого больше не повторилось. Когда Вы видите, что малыш чего-то боится - скажите, что Вы тоже иногда боитесь того же самого (выступить на публике, заговорить с незнакомым человеком) - это поможет малышу открыться Вам и начать свободно обсуждать с Вами свои проблемы.

4. Попробуйте дома поиграть в шумные игры. Целью этой затеи должно быть раскрепощение ребенка, чтобы он выпустил свои эмоции наружу. Не бойтесь гнева соседей - пусть он бегает, топочет, стучит по стенам - но, желательно, не ночью! Важно, чтобы ребенок научился показывать свои эмоции, что очень сильно поможет ему в играх со сверстниками.

5. Тренируйте вместе с ребенком контакт взглядом. Объясните ему, что смотреть в глаза собеседнику очень важно, это сразу располагает к себе. Сначала смотрите в глаза друг другу, потом пусть он старается наладить визуальный контакт с другими людьми. Если поначалу ребенку очень сложно это сделать - пусть он смотри на переносицу собеседника. Не забывайте подбадривать его и показывать, что Вы верите в его успех.

6. Обсудите с ребенком всю прелесть общения, чтобы он понял, что он теряет, молчаливо сидя в уголке. Расскажите, как Вы добились чего-то в жизни, благодаря общению, в красках распишите ему, как интересно знакомиться с другими людьми.

7. Проиграйте некоторые коммуникативные сценки дома, например, сценку знакомства, начала разговора, беседы. Можно привлечь мягкие игрушки, с которыми ребенок будет «заговаривать», а можно проиграть общение друг с другом. Цель этой затеи - подготовить ребенка к реальному знакомству и реальной беседе со сверстниками.

8. Ставьте перед ребенком те цели, которых он может добиться. Но в любом случае, всегда уверяйте его, что в случае неудачи Вы придете на помощь. Можно завести специальную тетрадку, где малыш каждый день будет отмечать звездочкой свои «маленькие победы»: попросить в детском саду лейку, рассказать стихотворение гостям, спеть песенку на утреннике, познакомиться на детской площадке с девочкой.

9. Каждый коммуникативный успех должен награждаться. Никогда не порицайте его за застенчивость - иначе получите обратный эффект, но всегда хвалите его за общительность. Это может быть обычная похвала, покупка мороженого или угощение конфетой - что угодно - главное, чтобы малыша знал, что его успехи ценят!

10. Не забудьте про способы защиты от тех, кто не слишком захочет идти на контакт. Ведь робкий ребенок всегда боится своей беззащитности, если на него вдруг начнут обзываться и смеяться над ним. Поэтому в его арсенале защитных средств должно быть и «крепкое словцо», и «крепкий кулачок». Не запрещайте ему давать сдачи (конечно, с оговоркой, что первым лезть в драку, да и вообще решать споры кулаками - не слишком хорошо). Научите ребенка вставлять «крепкое словцо» при необходимости - то есть, в ответ на оскорбления кем-нибудь. Нет, никто не призывает учить пятилетнего ребенка ругаться матом, но какие-то шуточные фразочки будут иметь не худшее воздействие: «Лейкин-Бармалейкин», «Иванов - без штанов» и др.

И еще один удар «ниже пояса», которому неплохо обучить малыша - это «подкуп». Не подумайте ничего криминального - речь идет всего лишь об угощении конфетами детей в детском саду, маленьких презентах друзьям или просто симпатичным сверстникам в виде наклеек, жвачек и т.д. Это расположит малышей к Вашему ребенку, а сам «стесняшка» почувствует себя важным и нужным.

И помните: застенчивость, конечно, это не слишком хорошее качество, особенно в современном мире. Но и здесь есть свои плюсы и выгоды. Давайте, посмотрим на две ситуации, где застенчивость является хорошим помощником для малыша!

Представьте, детский сад, один мальчик принес в группу невероятную машинку, просто мечту всех детей современности! Конечно, счастливчика все обступили - в робкой надежде прикоснуться к мечте. Робкий «стесняшка» держится в сторонке, не решаясь подойти…Вроде бы, на первый взгляд, несчастный ребенок. Но на самом же деле, это просто наимудрейший стратегический ход! Пока все крутятся вокруг одной игрушки на всех, остальные зайцы-тигры-крокодилы-куклы-машинки и даже невероятная детская посуда - в распоряжении «стесняшки», и со всем этим можно вволю наиграться!

Вторая ситуация разыгрывается в кабинете врача, который уже добрых 20 минут не может заставить маленького пациента открыть рот и сказать «а-а-а». Вы думали, он боится? Не тут-то было! Упертый ребенок будет стоять на своем, пока добрый врач не подарит ему деревянную палочку, кусочек капельницы, обрывок ватки, поршень от шприца и…Что тут у вас еще ценного? А, зеркальце и стетскпф…, стетаскоффф, тьфу, слушалку, вот!

Ну и, конечно, не стоит забывать, что взгляд застенчивого ребенка, полный робкой надежды и мольбы, прошибет сердце даже самой строгой воспитательницы вроде фрекен Бок! Иначе почему Кот в сапогах из «Шрека» так будоражит сердца миллионов? Главное, чтобы маленький хитрец не злоупотреблял использованием этого «оружия»!

Одна из базовых человеческих нужд - это потребность в общении и признании. У стеснительного человека необходимость общаться вызывает определённые трудности. То, что для других естественно, для него становится проблемой. Ему неудобно просить о помощи, устанавливать контакты с новыми людьми, он может ощущать сильную скованность и смущение, находясь в обществе. Чрезмерно стеснительными бывают и взрослые, и у малыша в некоторых случаях переходит в устойчивую черту характера.

Почему ребёнок стеснительный?

В некоторые периоды роста и развития застенчивыми бывают все ребятишки, хотя степень проявления этого свойства у них разная. Например, девочки чаще бывают стеснительными, чем мальчики. Это связано с их половой принадлежностью и особенностями воспитания. Иногда дети перерастают «стеснительный» возраст, а характер остаётся таким же. Дошкольник боится поднять глаза на взрослого или попросить что-нибудь для себя. Школьник стесняется поднять руку на уроке, подросток не решается познакомиться со сверстником противоположного пола, опасаясь отказа. Родителям и близким необходимо знать, почему ребёнок очень стеснительный и как ему помочь.

Возрастные особенности

В 8-месячном возрасте малыши начинают испытывать «страх незнакомца», что является психологически обоснованным этапом взросления. Родственники и знакомые, к которым детки до этого спокойно шли на руки, нередко бывают обескуражены. Не стоит переживать и бить тревогу - это не стеснительность. Так малыш взрослеет, начиная ощущать свою автономность.

С года до трёх лет ребёнок доверяет близким и хорошо знакомым. Чужие люди вызывают у него тревогу и смущение. Вопрос, почему ребёнок стеснительный, не должен волновать родителей такого малыша. Мать и отец учат его знакомиться и осваиваться в новой обстановке, вселяя в крошку уверенность своим присутствием и поддержкой.

В три года или чуть позже большинство малышей начинает посещать детский сад. Одни карапузы спокойно привыкают к обстановке, другим ещё рановато что-то менять в своей жизни. Есть мальчики и девочки, которым детское учреждение в силу особенностей их характера и воспитания пока категорически противопоказано. Для стеснительного малыша новая обстановка - стресс. Как попросить о помощи, заявить о своих нуждах, если воспитатель один (или два), а ребятишек много?

Недавний кроха пошёл в школу? Вот он впервые сидит за партой, затем становится подростком, старшеклассником. Слишком явное проявление сдержанности и нерешительности в этом возрасте говорит о том, что ребёнок страдает. Ему трудно проявлять спонтанность и активность, знакомиться с другими детьми. Тяжело сказать «нет» или настоять на своём. Необходимость подстраиваться под представления других людей и зависимость от их оценок препятствуют развитию собственных способностей и поиску личного призвания.

Волнующие вопросы

Что делать если ребёнок слишком стеснительный, о чём может говорить его неуверенность и страх, как родители могут помочь сыну или дочери преодолеть негативный опыт, мешающий вздохнуть полной грудью? Надо ли пытаться «перестроить» малыша, если он застенчив от природы? Эти вопросы всегда волновали родителей. Ответ на них кроется в индивидуальных особенностях несовершеннолетнего: характере, темпераменте, воспитании, окружении, обстановке в доме и так далее. Помочь чаду можно, но родители должны понять главное: благополучие ребёнка в большой степени зависит от них.

«Сами такие...»

Формирование внутренней уверенности зависит от множества факторов. Скромность и стыдливость могут быть проявлением врождённого темперамента или определяться влиянием семейной среды, в которой живёт маленький человек. Робкие родители мечтают о бойком и озорном сыне, а у них растёт стеснительный ребёнок. Причины стеснительности очевидны, откуда же крохе набраться решительности, если его родители боязливы и не умеют постоять за себя?

Контроль или вседозволенность

Контролирующие родители часто транслируют излишнюю строгость и авторитарный подход к воспитанию. Ребёнок окружён навязчивым вниманием и опекой, каждый его шаг проверяется. Родители такого типа самолюбивы и ориентированы на внешнюю оценку. Их ребёнок должен быть лучше всех, его настоящий внутренний мир взрослых не интересует. Вместо сопереживания - критика и оценка. Вместо искренней заинтересованности - указания на успехи и способности других детей.

Противоположная сторона контроля, это чрезмерное потакание. Отсутствие чётких границ и недостаток эмоциональной поддержки - его основные признаки. Итог такого «воспитания» чрезвычайно похож на результат муштры с преобладающим контролем. Малыш воспринимает себя слабым и незначительным, страдает от Контролирующих родителей и взрослых с потворствующим стилем воспитания может волновать вопрос, почему ребёнок стеснительный, но, к сожалению, они редко понимают, что причина заключается в них самих.

«А вот они, условия…»

Отдельно следует выделить влияние Возможно, в таком родственном окружении присутствует насилие, или родители страдают алкоголизмом. Вариантов много. Дети из таких семей уверены, что мир небезопасен, а они не заслуживают хорошего отношения. Чувство неловкости за свою семью отравляет им жизнь и заставляет сжиматься от стыда. Также формирование здоровой структуры «Я» подвергается опасности у тех ребят, которые потеряли родителей или были рано оторваны от матери.

Нужно поменять подход к малышу. Помогут близкие и Стоит научиться использовать в разговоре и «Я-высказываний». Не надо восторгаться ребёнком по любому поводу, но за реальные, пусть и небольшие достижения надо хвалить. Полезно поручать ответственные дела и благодарить за их выполнение. Разговаривать нужно с уважением, даже если перед взрослым находится малыш. Нельзя повышать голос на ребёнка и сравнивать его с другими детьми. Пусть он убедится, что важен сам по себе, такой как есть, тогда его самооценка начнёт укрепляться.

Отцы часто даже больше чем матери переживают, что у них растёт стеснительный ребёнок. «Что делать?», - спрашивают они, особенно если речь идёт о мальчике. Папам сыновей нужно понять, что смелость и решительность не появятся по желанию или по воле взрослого. Для формирования подобных свойств нужна родительская поддержка. Отец всегда должен быть на стороне своего малыша, не ругать его за трусость, а защищать, быть опорой. Тогда ребёнок постепенно преодолеет свою робость и в будущем станет мужественным и смелым, как папа.

Личность каждого человека уникальна. Дети не исключение. Родители ошибаются, расходуя энергию и время на «переделывание» маленького человека. Он никогда не будет в точности соответствовать ожиданиям, потому что у него свой путь. Мудрые родители не лелеют мечты об идеальном карапузе, они внимательны к своим реальным детям, знают их потребности и приходят на помощь когда это необходимо. Они знают, почему ребёнок стеснительный или слишком активный, так как отзывчивы к любым его особенностям. В атмосфере доверия и дружбы раскрываются даже цветы, поэтому главный совет взрослым - относитесь к детям серьёзно и уважительно. И не забывайте что их счастье и благополучие в ваших руках.