Джинсы Studio D'Artisan - настоящее японское качество. Джинсы Studio D'Artisan - настоящее японское качество Японский деним бренды

Японские джинсы — культовая вещь для каждого модника. Откуда такой ажиотаж и достаточно высокая цена на эти брюки? Все дело в том, что японский деним отличается высоким качеством и поэтому является самым дорогим. Так что Япония знаменита не только сакурой и высокими технологиями. Японцы еще лидеры в мире джинсовой моды. В этой статье мы поговорим о лучших японских джинсах. А также речь пойдет о технологии изготовления дорогого и качественного японского денима.

Путешествие в историю

Практически каждый модник знает, что эру джинсовой моды основал американец Штраус. Всем знаком его бренд Levi’s. Когда одежда из денима обрела большую популярность, он кардинально изменил подход к изготовлению джинсовой ткани. Он решил сделать производство проще, а джинсы доступнее. В результате на фабриках все автоматизируется, все процессы изготовления упрощаются, используется более дешевое сырье.

В то же время челночными станками для производства денима очень заинтересовываются японцы. Штраус с легкостью соглашается их продать. Японцы же, привыкшие чтить традиции и настоящее качество, решили, что это настоящая находка, и начали выпускать винтажные американские джинсы, соблюдая все каноны. Первым дизайнером, которому выпала возможность поработать с этими станками, был Йошиюки Хаяши. Его творения быстро обрели популярность сначала в Японии, а потом и за ее пределами. Так в моду вошел дорогой японский джинс.

Эксклюзивное сырье и качественное оборудование

Для того чтобы получить высококачественный японский джинс, нужно не только винтажное американское оборудование и секретные технологии Штрауса. Качественные японские джинсы делают из специальной ткани. Для ее изготовления используют хлопок-сырец. Он состоит из семян и волокон в соотношении 60% /40%. Качество полотна зависит также от длины волокон, которые окутывают семена. Для производства ткани используется специальный вид хлопка (хлопок-сырец). Его выращивают специально и в небольших объемах, поскольку уход за этим растением — целое искусство. производят из барбадосского хлопчатника и зимбабвийского хлопка. Из этого сырья на фабриках делают хлопковую нить.

Стадии изготовления

В процессе производства хлопок проходит несколько стадий:

  • разрыхление;
  • очистка;
  • смешивание;
  • трепание.

Хлопковая масса отправляется на чесальные машины. Там ее разреживают и убирают некачественные короткие волоски. Ведь чем длиннее волокно, тем выше качество изделия. Это только первый этап производства. После того сырье оправляется на специальные станки (ленточные машины) и трансформируется в ровницу. Так называется очень толстая прочная нить.

Окраска

В процессе прядения параллельно также происходит окрашивание нитей. При прядении смешиваются окрашенные нити и натуральные. В этом и заключается секрет неоднородного цвета японских джинсов. Так получается пресловутый оттенок индиго, который так любят поклонники. Этот цвет — что-то среднее между фиолетовым и синим.

В Японии джинсы окрашивают только в цвет индиго. Раньше для этого использовали только натуральные красители. Сейчас красители синтезируют в химических лабораториях. Но все же многие бренды не отказываются от натурального способа окрашивания. И не зря, поскольку таким образом получается более стойкий и неоднородный оттенок. Именно такие японские джины со временем красиво меняют цвет и выцветают при истирании.

Что такое деним?

Этот материал относится к разновидностям саржи. Материя имеет диагональное плетение. По тому, как расположены нити, можно судить о качестве сырья. Благодаря саржевому плетению производитель получает разный рисунок. Если взять в руки джинс и растянуть, то можно рассмотреть направление нитей. Именно из них и получается эксклюзивный рисунок.

Эксклюзивные швы

Некоторые производители при пошиве используют старинные швейные машинки. Ведь только они могут создавать виды швов, на которые не способны современные аппараты. Мало того, есть детали, которые стачаются вручную. Традиционно края японских джинсов обрабатываются цепным стежком.

После того как модель полностью сшита, некоторые производители применяют постобработку для того, чтобы придать изделиям необычный вид. Для этого в ряде случаев используют химические вещества:

  • хлорку;
  • кислоту;
  • энзимы.

Также применяют механическую обработку. Трение наждачной бумагой, пемзой. Еще джинсы стирают в специальной стиральной машине с камнями.

Сухой деним

Больше всего модники охотятся за сухим денимом. При производстве этих брюк материя ни разу не подвергалась стирке. Также брюки не стирают после завершения всех этапов пошива. В самом конце, для того чтобы вещь не «садилась», ее подвергают такому процессу, как санфоризация.

Производители предупреждают покупателей, что такие вещи желательно не стирать как минимум год. Тогда они приобретут индивидуальные отметины и уникальный рисунок. Это заломы, потертости.

В процессе чтения этой статьи становится понятно, почему модники так любят японские джинсы. Высокая цена также объясняется дорогостоящим сырьем и сложным процессом изготовления. На многих этапах при этом используется ручной труд. Поэтому такие вещи являются эксклюзивными и элитарными.

Neighborhood

Это брюки, которые состариваются элегантно и необычно. Такой оттенок джинса недоступен за пределами Японии.

Идейный вдохновитель бренда - Шинсуке Такизава. Это дизайнер, который до этого занимался популяризацией старинных видов мотоциклов. Он внес большую лепту в развитие мотокультуры в Японии. Когда он начал шить джинсы, то сюда он просто перенес мотоциклетную и военную тематику. Бренд сейчас находится на пике популярности и расширяет линии.

Samurai

Лозунг торговой марки: «Мы стараемся сделать джинсы крепкими, как самурайский клинок, то есть прочными и надежными». Эти брюки меняют свою окраску в течение нескольких месяцев. После этого они обретают абсолютно эксклюзивный вид.

Торговая марка появилась в 1997 году. Бренд решил выделиться тем, что не просто повторяет культовые модели и процессы изготовления классических американских джинсов, а и приносит в каждую коллекцию нечто самобытное.

Модники знают, что в моделях повторяются силуэты Lee и Levi’s. Но если рассмотреть брюки более детально, то можно отметить эксклюзивные строчки на задних карманах. Они становятся видны только в тот момент, когда брюки хорошенько потрутся и потеряют первоначальный цвет. Джинсы декорированы фурнитурой с японской символикой:

  • сакурой;
  • барабанами;
  • другой символикой японской культуры.

Эта торговая марка отличается тем, что изготавливает джины нескольких оттенков синего. Они варьируются от темно-синего до лазурного.

Mizra

Джинсы отшиваются на фабрике в Окаяме, однако потом они отправляются на собственный завод торговой марки в Киото. Там их обрабатывают специальным образом. После этого процесса эта ткань приобретает эксклюзивные свойства. В дизайне этих брюк также присутствуют элементы материи для кимоно. Здесь используются оригинальные орнаменты старинной одежды. Они были созданы еще в 1912-1926 годах. Ткани для кимоно окрашиваются по технологии, появившейся еще в 17 веке. Она имеет название «юдзен-дзомэ». Это способ окрашивания, который позволяет производить особые, очень тонкие графические рисунки на материи.

45rpm

Фирма основана в 1977 году. Она производит одни из самых дорогих японских джинсов. Стоимость пары - от 300 долларов и более. Есть премиум модели: Sorahiko и Jomon. Их стоимость приближается к тысяче долларов. Эти дорогие модели не продаются в интернет-магазинах принципиально.

Разработчики очень кропотливо относятся к выбору материала для коллекций. Бренд шьет джинсы только из гибридного хлопка Suvin и зимбабвийского сырья.

Oikawa Denim

Бренд, который не нуждается в рекламе. Брюки этой торговой марки носят все мировые знаменитости. Купить в Москве японские джинсы Oikawa Denim можно в интернет-магазине, который заключил договор с брендом и является эксклюзивным партнером. Такие торговые площадки дают гарантию подлинности продукции.

Магазины японских джинсов

Ищите, где заказать японский деним? Вы можете приобрести заветную пару здесь:

  • Denimio.com;
  • OkayamaDenim.com;
  • Rakuten.com;
  • Evisu.com;
  • Uniqlo.com;
  • Samurai-jeans.co.jp;
  • Dartisan-onlineshop.com;
  • JapanBlueJeans.com.

Размеры японских джинсов

Размерная сетка японских брюк из денима полностью соответствует американской и европейской размерной сетке.

Вы можете взять любую пару джинсов, которые на вас идеально сидят, и сделать по ней замеры. Чтобы не ошибиться, замерять все следует поэтапно. Начать работу следует с замеров талии и закончить шириной.

Чтобы снять мерку с талии, просто застегните верхнюю пуговицу и положите джинсы на ровную поверхность. Дальше нужно снять мерку, которая называется «переднее повышение». Замеряем расстояние от промежности к верхней точке в области талии.

Далее замерьте бедро. Мерку нужно снимать от точки в промежности до внешней стороны штанины в районе бедра. Теперь перейдите к снятию мерки «колено». Отложите лентой 31 см от промежности до колена. Обозначьте эту точку. Теперь замеряйте ширину штанины в этой области. Далее вам нужно узнать полуобхват края брюк. Чуть выше вы видите таблицу, по которой можно определить свой размер японских джинсов. Он полностью соответствует европейскому.

Цена: $209 ($120 со скидочным купоном и бонусными баллами)

Немного о джинсах

Как уже неоднократно и говорилось и писалось, у человека может быть принципиально разное отношение и к товарам и к их потреблению, а также к тому, что мы именуем словом «качество». Джинсы на данный момент являются одним из основных видов повседневной одежды. В данном «жанре» представлены самые разные производители с самым различным товаром, рассчитанным на своего потребителя.

В принципе, зачастую джинсы масс-маркет производителей за условные "$50" могут быть вполне достаточны, если под качеством подразумевается просто отсутствие вопиющего брака и более-менее приемлемый срок службы. Нередко можно прочесть доводы и о том, что «все джинсы одинаковы». Это не так (мягко говоря). Здесь дело даже не в «хотелках» того или иного производителя, стремящегося стрясти последние гроши с покупателя за «имя на лейбле». Как и любой другой товар джинсы производятся из самого разного сырья, совершенно различными способами и в совершенно различных условиях. Что до качества конечного изделия, то и оно, разумеется, будет различным. Весь вопрос всего лишь в требованиях покупателя и возможностях производителя.
Вообще джинсы были и остаются достаточно своеобразной одеждой, вокруг которой часто витал ореол некоего «культа» - так исторически сложилось. Некогда образы, созданные Голливудом (например, всем известные роли Марлона Брандо), позволили джинсовой одежде из простой, утилитарной рабочей «спецовки», стать вполне стильным предметом гардероба и продолжать развиваться в этом направлении.

Поэтому заявления о том, что «джинсы - это просто рабочая роба», пожалуй были бы справедливы лишь для начала-середины ХХ века, когда такая одежда была задействована преимущественно в «профессиональной среде». Уже с середины 50-х годов вещи из денима постепенно «выходят на улицу», а 60-е года стали поворотными - именно в этот период деним стал моден, крой стали делаться производителями с учётом текущих стилевых тенденций, а Родина джинсов, США, активно экспортировала их за рубеж.

Затем джинсовая одежда стала активно входить в массовое употребления, в то же время стали активней применяться различные виды постобработок от трения наждачкой до травления кислотой, что неизбежно заставляло производителей снижать расходы на производство и сказывалось на качестве. Что же касается джинсов в их классическом понимании, изготовленных из жесткой «трущейся» ткани, то зачастую о них остались лишь воспоминания и довольно грубые варианты, наподобие Levi"s 501 Shrink-To-Fit.
Несмотря на то, что джинсы прочно ассоциируются именно с Америкой, так случилось, что история с денимом именно в его классической ипостаси продолжилась в Японии. Сначала это было связано всего лишь с модой на американский продукт, а затем и с собственным производством подобных вещей. Парадокс, но это как раз тот случай, когда стремление к аутентичности воспроизводимого «чужого» продукта породило достаточно интересный и самобытный феномен. В попытке воссоздать «тот самый» старинный Levi"s, японцы значительно превзошли по качеству оригинальные американские джинсы той или иной эпохи. А что касается современного масс-маркета, то здесь сравнения и вовсе несколько некорректны.
На данный момент джинсы из необработанного селвидж-денима производятся и в Японии, и в Европе, и в США. Но стоит иметь в виду, что зачастую это очень разный продукт, в том числе и по качеству. Кроме того, такие хорошие западные производители, как TELASSON, 3SIXTEEN, ROGUE TERRITORY возникли именно под влиянием «японского прочтения» американских традиций и даже премиальная линейка LEVI"S, LEVI"S VINTAGE CLOTHING, была придумана японским подразделением этой компании.

Studio D"Artisan

Японская компания Studio D"Artisan (SDA) из Осаки является одной из наиболее старых производителей джинсов. Существует она с далёкого 1979-го года.

Продукты по-прежнему разрабатываются в Осаке, а производятся в Окаяме. Следует сказать, что для Японии Окаяма (и в особенности город Кодзима) является своего рода джинсовой Меккой.

Здесь сосредоточены как ткацкие производства, так и швейные мастерские. Многие мастера работают на этих предприятиях уже не в первом поколении. Да и сами такие предприятия достаточно далеки от «потогонок», которыми «славятся» масс-маркет бренды.
Такой «цеховой», нередко архаичный способ производства в сочетании с весьма неплохой производственной базой позволяет получать продукт весьма и весьма высокого качества.
Не очень часто встречается видео с производств. Здесь показано, как делается раскрой ткани.

Да, зачастую этот продукт недёшев, но для человека, который сознательно приобретает себе такие вещи и понимает, что и зачем он приобрёл, его стоимость вполне разумна и оправдана.
Что касается непосредственно Studio D"Artisan, то этого производителя нельзя назвать полностью «застрявшим в прошлом». Да, когда-то основу заложила именно американская классика и более всего именно LEVI"S 501 того или иного периода. Но как и любая другая компания, SDA старается развиваться и привносить что-то своё, отталкиваясь от традиций и классики, производить полностью самобытный и аутентичный продукт.

По этой причине иногда возникающие мнения наподобие: «Зачем нужна японская реплика американских джинсов, если в продаже доступны настоящие американские джинсы?» лишены конструктива. Да, перед нами продукт, который некогда был вдохновлён американскими джинсами, имеет зачастую некоторые узнаваемые черты продукта того или иного периода, но в целом это полностью самостоятельное направление ушедшее гораздо дальше своего «прародителя». Что же касается цен, то продукция, например, американских компаний, выпускающих подобные джинсы будет никак не дешевле, а иногда и несколько дороже, чем японский продукт.
На данный момент Studio D"Artisan производит, самую различную джинсовую продукцию очень высокого класса (в том числе джинсы окрашенные натуральными природными красителями), очень качественный бесшовный loopwheelled трикотаж и хорошие кожаные аксессуары.

Стоит отметить некоторое чувство юмора с которым SDA обыгрывают детали своих вещей, их символом являются поросята, тщетно пытающиеся разорвать пару джинсов по аналогии с левайсовскими лошадьми. В прочем, к деталям мы вернёмся непосредственно в обзоре.

О магазинах, доставке и ценах

Долгое время японский продукт был достаточно закрытым. Многие продавцы с площадки просто не отравляли за рубеж и не принимали оплату. Да и сама эта площадка не имела английского интерфейса. В этом случае приходилось пользоваться услугами посредников, что влекло дополнительные траты (% посредника, доставка по Японии, международная доставка, невозможность возврата потребительского налога) Примерами хороших западных магазинов с подобным товаром можно было бы назвать нью-йоркский или из Сан-Франциско. Однако стоимость японского товара на Западе всегда была НАМНОГО выше (30-50% и более, не считая доставки).
На данный момент с покупками всё изменилось в лучшую сторону. Многие Rakuten шопы имеют международную доставку и на данный момент появляются японские магазины, ориентированные на международную торговлю.
В общем-то для подавляющего большинства покупателей такого товара известнейшим японским магазином является . Ранее он был представлен на площадке Rakuten, но сейчас он действует полностью самостоятельно. Данный онлайн-магазин нацелен на международных покупателей (на данный момент есть качественно русифицированный интерфейс), при этом (что наиболее важно), он сохраняет «внутрияпонские» цены на свой товар с вычетом потребительского налога в качестве бонуса магазин предлагает бесплатную международную доставку службой EMS для заказов со стоимостью выше 12000 йен.

В настоящее время эта служба (сужу по России) работает достаточно быстро и без задержек. В среднем отправление прибывает в срок от 5 до 7 дней. При желании тот же магазин Denimio может отправить и экспресс-службой FedEx, но на мой взгляд в этом нет никакой необходимости. Во-первых по срокам работа этих служб на данный момент сравнима, во-вторых на отправления EMS автоматически распространяется беспошлинный лимит с 1000 евро, а в случае с FedEx отправление со стоимостью, превышающее стоимость 200 евро, требует услуг таможенного брокера и дополнительных трат.

Что касается ассортимента, то здесь представлены такие легендарные марки, как (рекомендуется тем, кому интересен деним очень высокой плотности), (известны достаточно мягких денимом из длинноволокнистого хлопка), (очень интересный производитель, делающий джинсы из денима с «домотканой» slubby текстурой), для тех же, кто не уверен понравится ли ему это направление, но поэкспериментировать хочется, у вышеназванной марки Momotaro, есть более бюджетный бренд со стоимостью джинсов около $110 (в принципе, за эти деньги человек получит очень достойного качества, существенно превосходящие масс-маркет)

О скидках… Вообще долгое время японский деним и скидки были взаимоисключающими понятиями. Но времена меняются, какие-то предложения со скидками постепенно появляются. Сразу скажу, что скидок на подобный продукт 40-50% у японцев практически не бывает. Но сейчас бывают некоторые сезонные и праздничные предложения.
Я приобретал свои джинсы по предновогодней скидке с персональным кодом 25% как постоянному покупателю + использовал накопленные ранее бонусные баллы (начисляются с каждой покупки). Мне джинсы от изначальных 23800 JPY (~$208) обошлись около $120, что вполне сравнимо по цене с покупкой турецких джинсов Levi"s оффлайн и совершенно несравнимо с ними по качеству.
На данный момент магазин предоставляет возможность скидки на первую покупку по коду WELCOMETODENIMIO, дающую 10%, при стоимости товара более 12000JPY бесплатная доставка будет работать.

Кстати, Denimio имеет и свой небольшой оффлайновый магазин, примерно так он выглядит

Прошу читателей извинить меня за столь длительное «вступление» перед обзором. Просто прочитав его, возможно снимутся какие-то вопросы, которые неизбежно возникают при знакомстве с подобным продуктом.

Мне лично импонирует фит по мотивам Леви 66-го года. Это как раз тот период, когда джинсы по силуэту стали ближе к современности. Кроме того, эти джинсы выпускаются не на регулярной основе у Studio D"Artisan, а сделаны ограниченной серией и имеют довольно много интересных деталей (о них будет ниже). Кроме того, я был заочно заинтересован этими джинсами из-за хорошего

Упаковка и документация

Заказ упаковывается в стандартный пакет EMS

При заказе на сумму, превышающую 12000 йен, для покупателя он будет бесплатной на. Это постоянно действующая политика магазина (как уже говорилось выше).
В комплекте присутствуют сопроводительные документы с указанной стоимостью 2300 йен.

При желании, во время заказа можно откорректировать инвойс по собственному усмотрению самостоятельно с любой нужной стоимостью, включая полную стоимость, если это нужно. Для этого нужно переключиться на англоязычный интерфейс.

Деним

Вообще японские проиводители выпускают деним с различной плотностью, вплоть до сверхтяжёлых джинсов 21-24OZ. Здесь мы имеем дело с классической средней плотностью 14OZ. Зачастую более «тяжеловесные» джинсы стоят дороже, но на ценообразование, как и на качество самого изделия влияет достаточно много факторов.
Напомню, что даннам модель сделана под влиянием джинсов 66-го года, деним которых никогда не превышал плотности 14OZ. Сама текстура здесь достаточно ровная. Часто японские джинсы используют нарочито грубый деним с неоднородной slubby текстурой, но в данном случае речь идёт о джинсах, базирующейся на исторических Levi"s и производитель старался придерживаться образа этих классических джинсов.

Видны совсем небольшие непропрядки, но намеренно этот эффект здесь не утрирован. Это ровное полотно с немного «бархатистым» ворсом.

С изнаночной стороны деним выглядит таким образом. Здесь видна кромка-селвидж с вплелённой в неё красной нитью. Для тех, кто не интересовался вопросом, деним с несрезенной кромкой, хотя и не указывает автоматически на качество, но является частью традиции и наиболее узнаваемой деталью традиционного денима.

Первоначально необработанный деним является своего рода «чистым холстом», затем в зависимости от образа жизни облатадетя и его двигательной активности, джинсы будут приобретать характерные потёртости, которые называются «фейдом» (fade).

Детали

Детали придают джинсам законченный вид, Именно благодаря некоторым деталям та или иная модель может обладать определённой харизмой. Поскольку мои джинсы были вдохновлены классикой 60-х, они имеют характерые элементы, указывающие именно на этот период. Порой они могут быть едва заметны, но для многих людей они очень важны.

Патч на поясе является своего рода «паспортом» джинсов и самой узнаваемой деталью. Здесь патч выполнен из прессованной влагостойкой бумаги. Вообще, японские производители чаше используют кожаные патчи (оленья или овечья кожа), но здесь без труда угадывается причина, по которой был использован бумажный патч. В 60-х годах, когда джинсы стали уже не просто спецовкой, а достаточно модной и популярной одеждой, компания Levi"s вынуждена была пойти на некоторое упрощение деталей.
На патче изображены поросята, пытающиеся разорвать пару джинсов и остальные элементы, имитирующие левайсовский патч 60-х. Сбоку на патче присутствует отрывной элемент

На заднем кармане пришита большая картонная этикетка полностью стилистически аналогичная левайсовской. Даже такие казалось-бы малозначительные мелочи выполнены с огромной любовью к джинсовой истории.

На поясе присутствует маленькая этикетка, также сделанная в винтажной стилистике.

Другим узнаваемым элементом у джинсов служит таб на заднем кармане. Здесь тоже очень деликатно обыгрывается название марки. На табе присутствует надпись D"arti. Дело в том, что именно в конце 60-х, начале 70-х Левайс перестаёт использовать большие буквы на табе (LEVI"S) и начинает использовать строчное написание Levi"s.

Карман имеет классическую пятиугольную форму. Использовать похожие на левайсовские арки SDA не имеют права в силу определённых юридических обстоятельств, связанных с авторским правом. Поэтому здесь арка вышиты типичная для большинства джинсов этой марки.

В нижней части кармана заметна поперечная строчка. Сделана она отнюдь не просто так. Низ кармана имеет специальную подкладку для усиления конструкции. Деталь, разумеется, не историческая, но данные джинсы и не являются 100% репликой.

Очень часто на японских джинсах с изнаночной стороны видны скрытые заклёпки для усиления задних карманов. Это довольно часто воспроизводимая деталь старых джинсов. Здесь этот элемент не используется умышленно. В 60-х годах от скрытых заклёпок отказались, они были заменены закрепками в виде 42-х стежков.

С изнаночной стороны присутствует матерчатая этикетка Studio D"Artisan с указанием года основания марки, 1979 г.

Медные заклёпки усиливают края карманов.

Сама форма заклёпки также имитирует исторический прообраз. В 60-х годах заклёпки ставились со скруглённой сердцевиной. В то же время SDA пробили эти заклёпки «с мясом», что делалось на более ранних джинсах. Возможно это умышленный шаг, чтобы эти дижнсы не ассоциировались с очень близкой репликой.

Монетный кармашек здесь уже не имеет подогнутой кромки с селвиджем, а прострочен цепным стежком, в соответствии со стандартом 60-х.

Шлёвка (belt loop) имеет незаметный, но по-своему интересный элемент. Она выполнена специально «выпуклой». Если не ошибаюсь, такие шлёвки делались до 70-х годов. По мере того, как деним будет затираться, такое «ребро» на шлёвке будет выглядеть очень кортрастно.

Джинсы имеют застёжку на болтах из светлого металла. Всего болтов (считая пояс) четыре. До 60-х использовалась застёжка на 5-ти болтах. Всё-таки крой 501-66 изменился и линия пояса стала ниже.

На болтах присутствует стилизованное название производителя.

Если смотреть с внутренней стороны, пояс до конца прошит цепным стежком. В данном случае не используется довольно популярная у репро-джинсов V-образная строчка (в 60-х её уже не было).

Джинсы подшиты цепным стежком.
Кстати, здесь видны торчащие нитки, не стоит считать это небрежностью. Такие джинсы подшиваются на довольно старых машинах Union Special, позволяющих подшить джисны аутентичным швом. Кроме того, такая машина подворачивает край на 6 мм и немного «морщит» край, создавая своеобразный «эффект каната»

Примерно вот так выглядит такая машина.

При необходимости, в Denimio покупатель может заказать подшив необходимой длины на точно таком же аутентичном оборудовании. Однако, делать это следует лишь тогда, когда покупатель 100% уверен в выбранном размере и уже имеет необходимый опыт в выборе таких товаров.

Вот так выглядит процесс подшивания в магазине


Размер, фасон и посадка

Эти джинсы имеют относительно узкий крой, но многое зависит от выбранного размера. Для более классической посадки можно брать свой обычный размер, для более плотной посадки эту модель можно взять размером меньше

Для выбора размера можно воспользоваться размерной таблицей и предварительно снять измерения со своих джинсов, затем сравнить эти измерения и выбрать тот или иной размер.
Методика для измерения в этом магазине. Стоит обязательно иметь в виду, что джинсы, которые вы постоянно носите могут быть уже существенно разношены и пояс может быть растянут на 2-3 см.

Ещё одним существенным нюансом при выборе джинсов из необработанного денима является тот факт, что такие джинсы дают существенную усадку. Размер до и после усадки как правило отображаются в размерных таблицах. Однако, как известно, нет «двух одинаковых пар джинсов». Для верности можно запросить службу поддержки магазина сделать для вас измерения нужных джинсов в нужном размере и на основании этого сделать свой выбор.
Если же полученный размер всё-таки не подошёл, магазин может его беплатно обменять (компенсируются затраты по возврату). Для этого надо обязательно проводить предварительную консультацию с саппортом.
Если по каким-то причинам самостоятельная усадка джинсов неприемлема, большинство моделей продаётся в двух вариантах - none wash (требуют усадки) и one wash (усадка уже произведена на фабрике).

Замеры моих джинсов до усадки в 30-м размере выглядели таким образом:

1/2 пояс:  41 cm
Высота пояса спереди: 27 cm
Высота пояса сзади: 37cm
Колено: 21.7cm
Бедро: 30 cm
Длина (внутренний шов): 91 cm
Низ штанины: 20 cm

Джинсы были помещены в ванну с горячей водой и замачивались в течении нескольких часов

Замеры после усадки:

1/2 пояс:  39,6 cm
Высота пояса спереди: 26 cm
Высота пояса сзади: 36cm
Колено: 20,5cm
Бедро: 29 cm
Длина (внутренний шов):85 cm
Низ штанины: 19,5 cm

После джинсы были высушены и надеты.

Выглядят они после усадки примерно таким образом. На данный момент застегнулись достаточно туго. Но пояс - это самая податливая часть джинсов и он неизбежно тянется до комфортного состояния.

Заключение

С магазином и его продукцией я очень хорошо знаком, поэтому здесь всё очень привычно. А вот скидка перед праздниками, меня очень порадовала (собственно она и сподвигла к покупке).
Джинсами я полностью доволен. Что можно сказать… Не бойтесь заказывать качественные вещи в интернет-магазинах. В хорошую вещь вложено много труда, носить её не только практично, но и приятно - видно отличное качество, работу мастеров. Да, это стоит определённых затрат, но вещи того стоят)

Мы не представляем своего гардероба без джинсов, этой удобной, универсальной одежды. Они не знают возраста, пола или социальных различий, а производители выпускают джинсы на любой вкус и кошелек. Деним – ткань для производства джинсов, пришла из Франции. В городе Ним традиционно делали прочную саржу: «serge de Nimes» или «серж де Ним». Саржа – вид переплетения, при котором уточная нить переплетается с основой под углом 45 градусов и образует на поверхности ткани характерный диагональный рубчик. Саржа из Нима – прочная и долговечная ткань, она долго не изнашивается, поэтому ее использовали для изготовления парусов. Эти же качества пригодились при производстве джинсов.

Выходец из Германии, американец Levi Strauss был первым, кто придумал шить из парусины рабочую одежду для добытчиков золота. Плотную парусину со временем сменил более тонкий, но прочный французский деним.

Все, конечно, знают, что внешняя сторона джинсов окрашена, а изнаночная нет. Это связано с особенностью плетения и способом окраски нитей при изготовлении ткани. Нити, которые лежат в основе ткани, окрашивают. Уточную нить, которая оказывается с изнаночной стороны, не красят. Сочетание основы и уточной нити в традиционном дениме – 3 к 1, что придает ему особую прочность и позволяет дольше сохранить цвет.

Для окраски денима применяют естественный краситель – индиго. Его получают из тропического растения индигосфера – старейшего природного красителя, который дает насыщенный сине-фиолетовый цвет. По мере роста джинсового производства на смену растительному индиго пришел его синтетический аналог, который давал более равномерный и стабильный цвет.

Спрос на джинсы, которые перестали быть рабочей одеждой и стали частью массового мужского и женского гардероба, требовал увеличения производства ткани. В 70-е годы ХХ века ведущие компании – Levi’s, Lee, Wrangler – начали заменять старые, челночные ткацкие станки на новые, бесчелночные.

Особенность челночных станков в том, что они выдавали очень длинную, но узкую полосу полотна. Чтобы максимально использовать ткань, производители ткали полотно до края, из-за чего края подгибались, образуя плотную кромку. Эта самостоятельная кромка, или self-edge, не позволяла ткани распускаться. Производители вплетали в кромку разноцветные нити, которые стали их своеобразным знаком качества и отличия. На фабриках Levi’s кромку делали красной, Lee предпочитали синюю или зеленую, а Wrangler – желтую.

Поскольку полотно с кромкой сэлвидж было узким, кромку не срезали, когда раскраивали ткань, и на вывернутых джинсах можно было увидеть укрепленный на ткацком станке край.

Современные широкие станки производят широкое полотно, края кромки срезают, а при пошиве внутренние швы изделий укрепляют оверлоком. На исторической фабрике Levi’s ещё сохранилось несколько челночных станков. Ткань, которую на них производят, идет на изготовление винтажных моделей джинсов.

В нашем интернет-магазине вы можете увидеть .

Японские технологии производства селвиджа. (self-edge) Особенности "сырого денима"

Традиционно японцы придерживаются самых высоких стандартов производства денима и считают, что ткань должна быть плотной и не должна быть подвержена никакой химической обработке. Таким образом появляется понятие "сырого денима", что значит необработанного (raw, dry, rigid, unwashed), также иногда его называют "сухим". Это та самая ткань, которая не проходит процедуру стирки перед продажей. Это наиболее качественный деним, который в процессе носки протирается и изменяется у каждого по-разному. Этот процесс называется фейдинг (fade, fading), через 4-5 месяцев носки за счёт фейдинга на карманах, в складках ткани появляются натуральные потёртости, характерные для вашего образа жизни. Благодаря этому у каждых "сырых" джинсовых изделий своя собственная история.

Япония стала хранителем традиций и лидером в производстве селвидж денима. Там до сих пор в ходу узкие челночные станки, которые выдают полотно не шире одного метра. Секрет высокого качества японского денима и в использовании винтажных прядильных машин двойного кольцевого прядения, при котором нить получается неоднородной по толщине. Ткань из таких нитей получается с неровностями, её особенно ценят любители аутентичности джинсового производства.

Использование только натурального красителя индиго – еще одна особенность японского денима. Местные производители придерживаются принципа «красота – в несовершенстве», поэтому дефекты ткани и неравномерное, с естественными отливами окрашивание нитей считается не изъяном, а признаком высокого качества. Так появляется «сырой» деним, в первозданном виде – raw denim или dry denim, который не подвергали предварительной стирке. Изделия из такой ткани приобретают индивидуальность в процессе носки, затираются и застирываются по-разному, как будто хранят историю того, кто их носит.

«Сырой» деним - это способ обработки ткани, сэлвидж деним - способ производства. Сэлвидж деним может быть как сырым, так и обработанным. Но чаще всего джинсы из японского сырого денима имеет кромку сэлвидж.

Джинсы, которые выпускает компания Pure Blue Japan относятся к классике селвиджа. Их джинсы производятся как "сырыми", так и подверженными предпродажной стирке.

В производстве используют те же технологии окрашивания, которые применяли в Японии еще в период Эдо (XVII- XIX вв.). В подтверждение чего – старинное изображение красильщика, опускающего джинсы в ванну с индиго. На фабрике используют только чистый индиго для окрашивания нитей перед прядением, отсюда и слова Pure Blue в названии бренда. Кромка сэлвидж с вплетенной в неё синей нитью – такой же атрибут джинсов Pure Blue Japan, как и натуральный краситель.

Pure Blue Japan – это джинсы классических моделей с металлическим пуговицами. Это небольшое производство, рассчитанное не на масс маркет, а на настоящих ценителей качественных, аутентичных вещей, которые никогда не выйдут из моды и прослужат не один год.

<

На сегодняшний день с этим поспорить довольно-таки сложно. В чем же преимущество японской джинсовой ткани и оправдан ли данный стереотип, попробуем разобраться.

История

70-е годы минувшего столетия ознаменовались массовым джинсовым ажиотажем не только в западных странах, но и в Японии. Именно в этот период мировые производители джинсов отошли от привычной технологии производства, отказавшись от ткацких станков челночного типа, которые неустанно пыхтели в цехах Cone Mills (масштабного производителя денима, в том числе и для ). Альтернативой стали новые, более современные и экономичные по затратам станки “progectile looms”. Они давали возможность получать ткань намного шире, чем до этого, и значительно уменьшить количество работников, что тоже было выгодно производителю. Таким образом процесс производства денима удешевлен, стал современным, все счастливы. Вот только “тот” винтажный деним до сих пор не оставляет равнодушным мировое сообщество ценителей джинса.
Итак, идем дальше. Конец 80-х. А именно 1988 год ознаменовался появлением нового японского бренда Denime. Его основателем был некий Йошиюки Хаяши (Yoshiyuki Hayashi), который загорелся идеей вернуть к жизни именно те классические джинсы 50-х годов, выдерживая все традиции в их пошиве и ткани (требовался жесткий, грубый, темный деним). В поисках производителя, Йошиюки познакомился с Масахиро Сато (Masahiro Sato), владельцем текстильной фабрики Shinya, который и предложил ему использовать выше упомянутый челночный станок. В итоге, после восстановления довоенного оборудования, ряда проб и ошибок, Сато предоставил Хаяши именно тот подходящий образец денима, о котором мечтал Хаяши.

И если несколько лет подряд подобный деним выпускался небольшими партиями для определенного узкого круга почитателей, то со средины 90-х он становиться самым популярным материалом, не только в Японии, но и далеко за ее пределами. Показательным остается тот факт, что сегодня выпускает бОльшую часть своей продукции именно в Японии, доверяя особому подходу японцев к дениму, их высокому профессионализму.

Ткань и технология.

Ткань, по сути, самый важный элемент качественных . Это один из аспектов, почему японский деним так высоко ценится в мире. Дело в том, что волокна хлопка бывают самой разной длины, поэтому в производстве ткани сформировалась такая закономерность, что чем длиннее волокно, тем качественнее в итоге получится ткань. Для японского денима используется высококачественный длинноволокнистый зимбабвийский хлопок (примерно 30-70 мм). В результате ткань получается более плотной и мягкой на ощупь. Еще одним секретом плотности японского денима является веретенное (кольцевое) прядение хлопковой нити. С помощью специальных машин хлопок вытягивается в ленту и скручивается, что в разы упрочняет всю пряжу. В итоге такого прядения получается именно тот заветный японский деним, неоднородный по толщине, причем, данный факт успешно используется в коммерческих целях, превращая недостатки в достоинства.

Когда мы упоминаем о японском дениме, то сразу подразумеваем такое определение как (кто -то произносит “сальваж”, некоторые “сэлвидж”). Данный термин указывает на одну из особенностей высококачественного денима. Это та самая красная кромка, которая присутствует во внутренних швах джинсов. Такой край ткани получали, работая на старых ткацких станках челночного типа, которые обрезали ткань так, чтобы она не расплеталась, образуя красную кромку. Такой элемент на сегодняшний день очень высоко ценится среди любителей денима и является в некоторой степени декоративным элементом, который явно свидетельствует о качестве производства. Однако и до сегодняшнего дня мировые производители джинсов используют не только красную отсрочку, но и кромку других цветов (Lee помечали свои изделия синим или зеленым цветом, Wrangler — желтым).

Цвет
Еще одной отличительной особенностью японских джинсов, как Вы уже догадались, является их неповторимый цвет, который мы называем индиго. Для этого специфического оттенка характерны насыщенность, местами некая неровность. Такая неоднородность в окрашивании вызвана тем, что хаотично сплетаются натуральные белые и окрашенные синие нити. Следует заметить, что в производстве японского денима окрашивают именно нить, а не готовое джинсовое полотно. Нити скручивают в канаты и опускают в большие чаны с разведенной в них краской. Для полного окрашивания требуется примерно 25-30 циклов окунаний. Красят деним непосредственно самим индиго. Название натурального красителя произошло от растения, которое именовалось как “индигофера”, из пигмента которого собственно и извлекали краситель индиго. В результате получали деним, изделия из которого вытирались в процессе носки, образовывая индивидуальные потёртости.

И в завершение.

Таким образом, — это нечто большее, чем просто обычный джинс. Его производство таит в себе многолетний опыт японцев, для которых высокое качество является главным определением хорошего продукта. Винтажный японский деним — это, в первую очередь, огромный труд в сочетании с , который придает дениму ауру рукотворности.