Добро и зло. Суть добра и зла, представление об этих двух понятиях, их взаимосвязь в жизни. Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле

Если Бог всемогущ, то почему Бог не остановит все зло на земле? Многие считают, что на этот вопрос ответа не существует. Давайте разберемся, так ли это. Понятие о добре и зле известно многим людям. Способность отличать эти нравственные категории является врожденной. Такой же врожденной является любовь к добру, осознание того, что жизнь в добре это нормальное состояние человеческого существования.

Доказательства этого положения таковы: О своих положительных жизненных моментах человек не будет говорить, так как о негативных. Никто не будет жаловаться на хорошую жизнь, скорбеть о своем благополучии, с надеждой ожидать худшей участи и считать, что жизнь во зле это нормальное состояние человека. Каждый человек подсознательно стремится к лучшему, худшее для себя человек не выберет. Эта внутренняя установка «на нормальность добра» говорит о том, что для оптимального развития, существования человека нужна добрая атмосфера. «И увидел Бог, что это хорошо» (). Эти слова прозвучали в отношении сотворенного мира, до сотворения человека. Человек был поставлен в эти хорошие условия и эти условия воспринимались им как норма.

Откуда же появилось зло и почему Бог не остановит все зло на земле? На небе в среде ангелов, произошло противление Богу. Самый близкий к Богу ангел воспротивился его воле. И отсюда произошло зло: этот ангел, посчитав, что обладает неимоверными способностями, используя которые он может стать как Бог, стал, однако, удаляться от Бога. Но, так как все в мире живет и существует благодаря Богу, то удалившись от Бога, потеряв связь с Богом, ангел, так сказать, перекрыл себе кислород и стал питаться теми остатками воздуха, которые у него остались. Для того, чтобы этому ангелу брать новые порции воздуха, ему необходимо обращаться к тому, кто их может дать: к Богу. Однако по гордости и сделанному первому шагу (отстранению от Бога) это почти невозможно. Чем дальше в тем, тем больше дров. У кого можно еще получить этот глоток воздуха? От человека, в которого при творении Бог вдунул дыхание жизни (). Со времен грехопадения, когда ангел, облекшись в змея, обольстил человека, пообещав ему то, о чем он сам мечтал, но еще не добился (стать Богом), человек поверив и склонив свою волю к этому ангелу со злой волей, приобрел этот навык. С тех пор человек иногда и слушает этого злого ангела, которого называют противником (по греч. «сатана»), или клеветником (по греч., диаволом, тот, который говорит двойственно, потому что исказил слова Бога, оклеветал Его). Злому ангелу это выгодно, потому что чужими руками он загребает жар своих прихотей, не имея силы в себе самом и черпая их через человека от Бога.

Бог есть добро, если он сотворил такой мир, о котором мы читаем в начале книги Бытия. И это были нормальные естественные условия существования человека. Зло, это удаление от Бога, которое вторично по отношению к созданному миру, привнесенное и несвойственное ему, как не происходящее от добрых намерений Бога.

Зло воспринимается человеком, как нечто такое, от чего необходимо отдалятся и что вообще не имеет права быть. Тем не менее, проявления зла мы наблюдаем в этом мире и считаем это ненормальным.

Из Священного Писания мы узнаем о том, что зло появилось как результат противления Богу, то есть начало зла лежит в воле, которая может направить все силы существа ко злу или к добру и развивать соответственно в том или ином направлении.

Чем больше человек грешит, тем более размытыми становятся его представления о границе между нравственными категориями добра и зла. Четкую границу между добром и злом человек определяет в зависимости от своей греховности. Зло это удаление от добра. Чем меньше добра, тем больше зла в человеке, как в некотором сосуде. Следовательно, чем благороднее и праведнее человек, тем острее он чувствует границу между добром и злом.

Зло несостоятельно само по себе. Чем сильнее духом человек, тем больше он видит несостоятельность зла. Оно не имеет внутри себя источника для продвижения своих целей, такого источника, который имеет добро. Источник добра в Боге, а источник зла, только в злой воле.

Неправильное радикальное представление о добре и зле, является следствием глубокого и безостановочного, бездумного направления своей воли ко злу. Каждый может вместить ту меру добра, на которую он способен. Однако часто человек оказывается способен вместить больше зла, на добро остается меньше места. Попросту человек не впускает в себя добро, а зло приходит само.

Если Бог всемогущ, то почему Бог не остановит все зло на земле?

Зло есть привнесенное, а не врожденное качество человека. Однако навык уклонятся от Бога, проявлять зло, со времен первого грехопадения настолько вошел в привычку, укоренился и выдрессировал волю человека, что тому уже кажется не в силах жить без проявлений зла. Апостол Павел так свидетельствует об этом: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (). Здесь налицо четкое осознание того, что грех в глубине своей человек делать не желает. Грехом может быть все, что пленяет человека и оставляет тяжелый осадок. Однако на глубинного человека, накладывается воля, которая может уводить человека от добрых намерений. Таким образом, осуществлять или не осуществлять зло - зависит от воли человека.

Если человек долгое время, влекомый уловками дьявола, направляет самого себя в сторону зла, постепенно полюса меняются, и в восприятии этого человека происходит подмена понятий: разрушающее его зло становится добром, а добро, созидающее, становится злом. Так человек незаметно для себя, разрушается.

Наличие правильного представления о добре и зле, следование добру является для человека залогом естественного существования, к которому он предназначен. Любое использование «не по инструкции» чревато такими сбоями, которые могут оставить кровоточащие раны на всю жизнь.

Если зло плохо и Бог всемогущ, почему он не может создать для человека условия, удобные для жизни, сообразные для его существования? Но Он однажды создал такие условия, однако человек по своей воле не смог жить в этих условиях. А Бог, дав свободу человеку, не нарушает ее. «Вредить природе, не свойственно Промыслу». Промысел же все проявления зла направляет на благо человеку. Во всем действии Бога есть Его непрестанное попечение о нас.

Протоиерей Андрей Ухтомский,
кандидат богословия,
преподаватель КДА

Если добро воспринимается нами как норма жизни, устойчивый порядок вещей, способствующий налаживанию отношений между людьми, то зло, напротив, есть разрушение, растление, выход за рамки нормальных человеческих взаимоотношений. Субъективно зло вызывает возмущение, всплеск отрицательных эмоций. Но все ли, что вызывает в нас возмущение, па самом деле является злом? Разве не бывает так, когда добрый поступок осуждается людьми, которые ориентируются на иную систему ценностей? Парадоксально, но, существуя в мире, полном проявлений зла, мы не имеем четкого критерия для его отличия. Ведь зло часто облекается в одежды добра. Поэтому вопрос о смысле зла приобретает особое значение для этики.

В моральной философии существует знаменитое разделение зла, восходящее к Г. Лейбницу: метафизическое, физическое и нравственное. Первое, метафизическое, представляется самым загадочным. С точки зрения современного взгляда мы можем его представить в виде инвариантных, объективных ограничений человеческого существования. Люди – это несовершенные существа, обладающие ограниченными силами. Они разделены и изолированы друг от друга, обречены на непонимание, долгое, трудное налаживание отношений и, как следствие, эгоистическое поведение. Этот вид зла включает в себя все условия, отталкивающие людей друг от друга. Несовершенство нашей природы является как раз той реальностью, которая требует от нас сгладить ее особо тяжелые последствия посредством нравственного поведения.

Физическое зло – то, которое с первого взгляда не зависит от воли человека. Его классические примеры – стихийные бедствия, болезни, старость, смерть. Все это доставляет страдания людям, разрушает полноту их бытия, перечеркивает стремление к счастью. Физическое зло прекрасно демонстрирует ограниченность доктрин, призывавших жить согласно природе. Помимо естественной красоты, природа часто поворачивается к нам своей разрушительной стороной. Тем не менее ряд религиозных доктрин настаивают, что физическое зло далеко нс всегда самостоятельно. Например, болезни часто становятся следствием неправильного образа жизни; время наступления старости также напрямую зависит от стиля жизни и психологического состояния человека: для кого-то тридцать лет становятся окончанием активного поведения, а другой в девяносто считает, что все еще впереди. И даже смерть иногда воспринималась как следствие несовершенства человека; не как естественный, а противоестественный конец жизни. В этой связи можно вспомнить философию выдающегося русского мыслителя Николая Федоровича Федорова (1829-1903), считавшего смерть следствием слепой и неразумной силы природы и призывавшего трудиться над воскрешением умерших предков, чтобы исправить несправедливость постигшей их смерти. Наконец, события нашей современной жизни показывают, что стихийные бедствия часто становятся следствием неправильного отношения человека к природе. Очевидно, что деятельность людей достигла таких масштабов, что нарушила нормальное функционирование экосистемы земли.

Иногда к классификации Лейбница современные философы добавляют еще один вид зла – социальное. Оно выражается в виде войн, преступности, коррупции, бедности, в различных формах девиантного поведения. На первый взгляд все указанные явления суть проявление индивидуальной воли людей, но, с другой стороны, в их основе лежит нс только межличностное взаимодействие, но также сложные связи между значительными группами, преследующими многочисленные интересы. Конечно, здесь не все зависит от решения отдельного человека, но именно то, что не зависит, может быть с полным правом отнесено в первую разновидность зла – метафизическую. Только здесь речь уже идет не о природе индивидуальности, а о социальной природе человека, так же несовершенной и нуждающейся в изменении своих отрицательных свойств посредством воздействия морали.

Но главным видом зла все же является "нравственное", т.е. укорененное в свободном решении самого человека. Оно представляет собой определенность нашей воли отрицательным, бесчеловечным мотивом, разрушительным как для нас самих, так и для окружающих людей. В нравственном зле также можно выделить разновидности. С этой целью обратимся к основателю этики Аристотелю, который усматривал три его составляющих:

  • – зверство – отсутствие в человеке собственно человеческого, разумного начала, сознательный отказ от добродетельной жизни;
  • – невоздержанность – неумение руководить своими желаниями, слабость воли, неумеренность, распущенность, тяга к избыточному наслаждению;
  • – порочность – сознательное нежелание быть добродетельным, безнравственное поведение, приносящее вред окружающим.

Уже здесь намечается важное различие в трактовке зла: зло внутреннее, приносящее ущерб нам самим, и внешнее, понимаемое как неправильное поведение относительно других людей. Античная этика практически все свое внимание сконцентрировала на первом виде зла, и Аристотель фактически суммировал все его основные смыслы. В нравственной философии последующих веков на роль зла назначались следующие понятия:

  • – неразумность, подверженность страстям, сознательный отказ человека жить и поступать согласно суждениям разума. На этом понимании настаивала традиция рационализма;
  • – своеволие. Христианское понимание зла достаточно сложно и раскрывается на трех уровнях. Первый указывает на нарушение этических добродетелей и предание себя таким отрицательным страстям, как жестокость, себялюбие, ненависть. Здесь же можно упомянуть распущенность, желание материального блага. Второй трактует зло как нарушение божественного закона, заповедей. Наконец, третий придает ему смысл бунта против Бога, выраженного в отказе от религиозных добродетелей и допущении неверия, отчаяния, уныния, гордыни. Последний вид зла – гордыня – понимается как желание спорить с Богом, строить свою жизнь не по Его велению, а принципиально находясь в противоречии с Его замыслом. Все три вида зла отражаются в христианском понятии греха, под которым понимается желание человека жить по собственной, а не божественной воле;
  • – эгоизм – жизненная позиция личности, склонной ставить личный интерес выше блага другого человека, а также непонимание чужой боли, страдания. Истоки придания ей значения зла также находятся в христианстве. Кроме религиозной позиции, корень зла в эгоизме видели все учения, проповедовавшие необходимость оказывать помощь окружающим людям: гуманистическое мировоззрение, нравственный сентиментализм, А. Шопенгауэр. Частным случаем эгоизма является произвол – ориентация на жизнь исключительно в соответствии со своим желанием и игнорирование интересов других людей;
  • – тирания, осуждавшаяся в разных формах как на межличностном уровне, так и в виде давления государства на человека. В этом плане разновидностями зла представлялись уничтожение свободомыслия, препятствование жизни согласно собственному разуму, подавление свобод и прав человека, произвол властей. Наконец, одной из современных форм неприятия тирании является осуждение насилия как однозначно безнравственного поведения.

Рассмотрев различные исторические интерпретации зла, мы в праве задать тот же вопрос, что и в отношении добра: является ли зло объективным содержанием нашей жизни, или оно – лишь оценка наличных явлений? Применительно к добру мы утверждали, что оно является необходимым условием жизни человека, а как обстоит дело со злом? Конечно, существуют явления, очевидно опознанные моральным сознанием как зло. Это все, что касается нарушения важнейших запретов на убийство, кражу, ложь, насилие, а также субъективные мотивы, приводящие к подобным действиям, – ненависть, зависть, жестокость, зложелательство и т.д. Все эти отрицательные феномены совершенно объективно обесценивают жизнь человека, разрушают его отношения с окружающими. В истории этики зло всегда трактовалось не как созидательная, а, напротив, отрицательная сила, желающая уничтожить то, что создано для блага других людей.

Мы также указали на два существенных фактора, значительно ограничивающих добропорядочные стремления человека: несовершенство его индивидуальной и социальной природы. Тем не менее зло нельзя понимать как необходимое условие бытия личности, и в этом состоит его радикальное отличие от добра. Тот факт, что нас окружает значительное количество проявлений зла, не делает его обязательным в нашей жизни. Человек нс обязан творить зло и будет свободен от его совершения, если просто пожелает этого. Таким образом, можно аргументированно отстаивать, что зло объективно концентрируется в отрицательных явлениях окружающего мира, но при этом оно не составляет сущностную характеристику нашей жизни.

Фрагмент картины Ильи Глазунова "Рынок нашей демократии"

Зло как факт нашей жизни

Тот факт, что зло существует в нашей жизни, не вызовет ни у кого сомнения. Зло притесняет, ограничивает, приносит боль, физические и душевные страдания, болезни. Оно делает нашу жизнь невыносимой, превращает её в ад, в сплошное страдание.

Если обратиться к мировой истории, то вывод будет неутешительным: зло существует в человечестве с давних пор, уже многие и многие тысячелетия. А в недавнем прошлом зло проявило себя с невиданным прежде размахом, заставляющим вспомнить образы Апокалипсиса. И даже наша так называемая мирная жизнь, когда нет жестоких войн с многочисленными человеческими жертвами, это всё-таки жизнь, в значительной степени пронизанная злом. Этого не станет отрицать ни один серьёзный наблюдатель.

Поэтому неудивительно, что люди с давних пор задаются вопросами: Что такое зло? Какова его природа? На эти вопросы даются ответы различного рода: в форме художественных произведений, философских концепций, религиозных доктрин и т.п. Мы постараемся осветить эти вопросы с точки зрения знаний, которые содержатся в произведении Абд-ру-шина "В Свете Истины", Послание Граля.

Вопрос об ответственности

Для начала нам необходимо ответить на вопрос: на ком лежит ответственность за наличие зла в нашей жизни? Ведь многие люди сегодня полагают, или же - не станут отрицать такую точку зрения, если её однажды услышат, что главная ответственность лежит на Создателе нашего мира - на Боге. В таком случае иные скептики даже соблаговолят признать Его существование! Он-де создал этот мир таким, каков он есть, со всеми его "плюсами" и "минусами", и человек, в конечном счёте, оказывается как бы и ни при чём, когда речь заходит об ответственности за наличие зла в нашей жизни.

Другие же, совершенно справедливо считая такую точку зрения кощунством, хулой на Бога, возлагают ответственность за наличие в нашей жизни зла на Люцифера, падшего ангела. Однако и эта точка зрения окажется ошибочной, если мы рассмотрим проблему с точки зрения Законов Творения.

С точки зрения Законов Творения наличие зла в нашей жизни обусловлено исключительно таким имеющимся в распоряжении каждого земного человека свойством, или способностью его духа, как свобода воли. И в силу этой способности только от человека, от его свободного выбора зависело: появится в нашей жизни зло или она будет от него свободна.

Что такое зло?

Бог-творец, Создатель всего сущего, не имеет к появлению в Творении зла никакого отношения. Всё, что идёт от Бога, это всегда только Добро и Благо. Чтобы понять и ясно увидеть это, человеку необходимо заняться изучением Законов Творения, которые являют собой ничто иное, как действие-проявление Божественной Воли в Творении. Эти Законы Творения совершенны изначально, и такими пребудут всегда, пока будет существовать Творение.

По этим Законам Божественной Воли создано всё сущее, всё бытие, всё Творение, и эти Законы суть то главное Добро и Благо, которое человек должен распознать и усвоить, что для него будет равносильно истинному Богопознанию. Потому что только благодаря познанию Законов Творения - Законов Бога, человек может приблизиться к истинному познанию, а значит и пониманию Бога, своего Создателя, который вознёсся высоко надо всем сотворённым и останется для человека в личностном плане всегда недосягаемым.

Эти Законы обеспечивают возникновение, становление, бесперебойное развитие всего совокупного Творения, слаженное взаимодействие отдельных частей и гармонию целого. И только то, что нарушает гармонию, так что в отдельных частях возникают перебои и задержки, является злом.

По собственному свободному выбору источником зла стал человек. Он сознательно противопоставил себя Первозданным Законам Творения. Поэтому только на нём одном, на самом человеке, лежит вся ответственность за всё то зло, которое имеется в нашей жизни и от которого человечество непрерывно страдает.

Что человек посеет...

Люцифер, падший ангел, является источником ложного начала в Творении. Так его и следует называть и так его издавна называют обладающие знанием: князь лжи, отец лжи. Конечно, он тоже несёт ответственность за свои действия, однако человек не имеет к этому никакого отношения. Подпадая под действия ложного начала, человек теряет связь с Богом и порождает зло, за которое ответственен только сам человек, не Люцифер.

Люцифер может только соблазнять, он не может заставить человека совершать злые поступки против его воли - на это человек должен решиться самостоятельно. С порождённым им же самим злом человек постоянно и имеет дело. Впрочем, всё это уже многократно подтвердилось в течение тысячелетий, и ныне подтверждается вновь и вновь, когда на человечество непрерывной чередой обрушиваются страдания и беды.

Однако все эти многократно, по нарастающей, переживаемые страдания и несчастья, ничему не учат земных людей, и они по прежнему считают ответственными за все те беды, что на них обрушиваются, кого угодно, только не самих себя. Они не желают познавать основополагающий закон Творения - Закон Взаимодействия, просто и ясно выраженный в таких словах: "Что человек посеет, то он и пожнёт - сторицею" или "Не рой яму другому - сам в неё попадёшь", или же "Сеющий ветер - пожнёт бурю".

Наделённый свободой воли, свободой выбора в принятии решений, человек не может отказаться от этого изначально присущего ему свойства, но должен распознать его как величайший дар Бога и научиться использовать во благо всего сущего, что одновременно будет тогда и его благом. На основе таких действий никогда не появится зло, и человека на его путях в Творении будут ожидать только радость и счастье. Человек, сея семена счастья, будет пожинать только счастье. Он станет гармонично вибрирующей малой частью огромного целого, грандиозного совокупного Творения, больше не противопоставляя себя этому целому, но благодарно сливаясь с ним в радостной деятельности.

Две формы проявления зла

Находясь с давних пор во власти зла, человечество в основной своей массе не только не может понять его природы, но также имеет ложные представления о проявлении зла в нашей жизни. Пример таких ложных представлений - это распространённые взгляды на одержимость земного человека.

Считается, что быть одержимым - это некая крайняя степень подверженности злу, злым или "нечистым силам". Также считается, что из такой одержимости проистекают неисчислимые беды. Но в действительности одержимость не так опасна для окружающих, как другая форма проявления зла в нашей жизни - пребывание под демоническим влиянием. На самом деле эта другая форма проявления зла несравненно более распространённая, чем одержимость. Поэтому злых поступков совершается одержимыми значительно меньше, нежели земными людьми, находящимися под демоническим влиянием. Так же несопоставим масштаб совершения зла в одном и в другом случае.

К примеру, на некоторых известных исторических личностей, которые, оказавшись у власти, использовали своё положение для совершения зла в больших масштабах, многие смотрят как на одержимых. В действительности же эти личности совершали зло, находясь под демоническим влиянием, а не в состоянии одержимости.

Но чтобы понять всё это, нам нужно, воспользовавшись знанием о Законах Творения, рассмотреть сокрытые от земного взора механизмы проявления зла в одном и другом случае - в случае одержимости и в случае, когда земной человек находится под демоническим влиянием.

Одержимость

Одержимым следует называть такого земного человека, земным телом которого овладевает злой или нечистый дух, оттеснив и парализовав духа, которому это тело дано на время земной жизни и удерживает его в течение какого-то времени. Разумеется, предварительным условием одержимости должна быть леность того духа, которому изначально принадлежит земное тело. Потеря духовной бдительности и недостаточная духовная активность приводят к тому, что в результате какого-либо события происходит вторжение духа-захватчика - духа, когда-то жившего на земле в земном теле, но теперь его не имеющего. В свою очередь, события, приводящие к одержимости, могут быть самыми разными. Это может быть, к примеру, переживание страха, сильный испуг, или занятие какими-либо оккультными упражнениями, а также вызывание духов, столоверчение и т.п., - то есть всё то, что ослабляет или распахивает естественные защитные врата души, создавая предпосылки для вторжения непрошенных гостей из потустороннего мира.

Если теперь такой одержимый совершает злые поступки, к примеру, крадёт имущество других, вредит их телам, то ответственность по Законам Творения понесёт дух-захватчик. Ведь это именно его злое воление и управляет телом, в то время как дух, оттеснённый и скованный одержателем, не несёт ответственности за совершаемое зло, ибо не участвует своим волением в совершаемых поступках.

Для окружающих все эти процессы остаются непонятными, а суждения по большей части ошибочными. Люди видят внешнюю сторону явлений, не понимая сути.

Материалистически настроенная наука говорит о таких явлениях, как раздвоение или расщепление личности. Однако личность, носителем которой является дух земного человека, его внутреннее ядро, не может "раздваиваться" или "расщепляться". Но проявление двух или больше духов, каждый из которых - отдельная личность, со своим особым складом характера, через одну земную оболочку вполне возможно. Это и происходит в случае одержимости.

Верующие люди, не отрицая потусторонний мир, говорят об одержимости "бесами" или демонами, ближе подходя к сути явления, но всё равно ошибаясь. Потому что одержимости земного человека демоном, "бесом" (а также "сатаной", "дьяволом" и т.п.), быть вообще не может. Но - человек может находиться под демоническим влиянием.

Демоническое влияние

Прежде всего, нам нужно разобраться, что такое демон? Какова природа демонов? И в чём принципиальное отличие демона от духа человека?

Демон - это сущность, принявшая форму злого воления человеческого духа.

Это относится к свойству человеческого духа, от которого он не может избавиться: своим волением в ощущении в так называемом потустороннем мире он постоянно порождает как светлых существ, воплощающих собой формы доброго воления, так и демонов, формы злого воления (формы ненависти, зависти, коварства, похоти, скупости и т.д.). В обоих случаях человек использует нейтральную творческую силу, пронизывающую Творение.

Таким образом, ядро, как светлых сущностей, так и демонов, которые возникают в результате деятельности человеческого воления, обладает собственной движущей силой и действует в заданном человеческим волением роде: добром или злом. Именно эти продукты деятельности человеческого воления часто созерцают ясновидящие, то есть те земные люди, у которых имеется способность созерцать потусторонний мир.

Легко понять, что эти продукты деятельности человеческого воления в любом случае слабее самого человеческого духа. Они, конечно же, оказывают влияние на земного человека, если находят в нём подобный себе род. Более того, объединяясь по Закону Притяжения Подобного в центры, они значительно усиливаются в обратном действии на земное человечество, неся погибель или благословение.

Формы доброго воления несут добро, к примеру, укрепляя и поддерживая в добрых начинаниях и устремлениях. Формы злого воления несут зло. Но к одержимости это привести никогда не может. То есть демон, в силу своей природы, не может оттеснить даже ленивого духа и насильно захватить тело, чтобы управлять им вместо духа. Это под силу только другому духу. Однако человек может сам раскрыться навстречу нечистым потусторонним потокам и центрам и оказаться под демоническим влиянием.

Этот процесс гораздо опаснее, как для самого человека, так и для окружающих. Потому что человек в этом случае действует хладнокровнее, расчётливее, коварнее, по собственному решению сделавшись орудием тьмы. Разумеется, человек в этом случае несёт и всю полноту ответственности за свои действия. При этом он способен принести огромный вред окружающим и взвалить на себя чудовищную карму.

Евангельские примеры одержимости и демонического влияния

Благодаря свидетельствам евангелистов, нам известно, что Сын Божий Иисус мог помочь одержимому. Точно так же изгнать низменного духа-захватчика могли и ученики Иисуса - то есть человеческие духи, которые имели связь со Светом. Не будем смущаться, что в евангельских текстах употребляются такие выражения, как "одержимый демоном" или "бесом". Когда действительно имеет место одержимость - это всегда злой дух, который насильно завладевает чужим телом, никогда не демон или "бес". В других случаях совершенно правильно говорится об одержимости "нечистым духом", то есть злым, падшим духом.

Иисус, когда сталкивался с такими случаями, изгонял злых духов, давая возможность духу, которого в результате его лености оттеснили от управления земным телом, действовать в земном плане. Пережитое при этом потрясение, но в первую очередь жизнь по Слову Иисуса было залогом того, что подобное несчастье с человеком уже не случится.

Однако Сын Божий Иисус не мог освободить от злого влияния такого земного человека, который сам протянул руку тьме и тем самым оказался под демоническим влиянием. На пути такого обращения стояло добровольное решение человеческого духа, его активное злое воление.

Иисус не мог обратить к добру никого, кто добровольно открылся навстречу тьме. Он не мог обратить Своего ближайшего ученика, Иуду Искариота, когда тот замыслил зло против своего Учителя. Он не мог обратить к добру фарисеев, которым действия Иисуса были неугодны, потому что ограничивали их власть над народом. Поэтому они стремились убить Его, если по-другому не получалось положить конец Его действиям.

Все они действовали с поистине дьявольским коварством и изворотливостью, планомерно проводя свои собственные планы в жизнь. Одновременно и в первую очередь это были планы тьмы, которая любыми средствами борется со Светом. Таким образом, все эти земные люди сделались добровольными орудиями тьмы, которая нашла в их душах то, на что она могла опереться. При этом они понесли личностную ответственность за свои действия, совершаемые под демоническим влиянием, взвалив на себя чудовищную карму.

Некоторые выводы

Итак, из этих разъяснений и примеров видно, что одержимость и пребывание под демоническим влиянием - это две совершенно разных формы проявления зла в нашей жизни. При этом земные люди, находясь под демоническим влиянием, творят гораздо больше зла, чем одержимые. И если многие земные люди смело могут сказать о себе, что они не одержимы, то многие ли могут сказать: "Я свободен от демонического влияния"? - Ведь только такой человек, который чист настолько, что его внутренний взор постоянно обращён к Свету и ощущение которого функционирует в полную силу, так что любые нечистые течения и формы будут распознаваться и отклоняться им, не находя в душе никакого подобия, будет свободным от демонического влияния. И уж подавно, само собой разумеется, такому человеку не грозит одержимость.

Здесь лучше набраться мужества и признаться, что быть свободным от демонического влияния - это та цель, к которой необходимо стремиться всеми силами, воспользовавшись той огромной помощью, которая нам дана в Слове Божьем.

И не оказываемся ли мы под демоническим влиянием, протягивая руку тьме, когда в нас вспыхивает раздражение или зависть, или когда мы отдаёмся на волю так называемым слабостям характера, будучи небрежными в чём-либо или только легкомысленными? Кто-то скажет, что это ведь мелочи... Однако из этих мелочей складывается в итоге всё наше бытие, заканчиваясь или блаженством вечной жизни в Царстве радостного творчества, которое также называется Раем, или погибелью в страшных мучениях, сопровождающих распад личностного сознания.

Семя, которое падает в почву, выглядит небольшим в сравнении с тем растением, которое из этого семени вырастает. Не иначе обстоит со всем, что исходит от нас, начиная с ощущений, желаний, мыслей. Так что зло, которое однажды выходит из нас наружу и становится заметным окружающим нас людям в наших действиях, словах и поступках, тоже когда-то было какой-то мелочью, которой мы дали своё "добро".

Что такое Послание Граля?
_______________________
______________________________
______________________________________

(С) Пётр Любимов

Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ,
Патриарший Экзарх всея Беларуси,
Председатель Синодальной Богословской комиссии
Русской Православной Церкви

Когда мы, христиане, обращаемся к проблеме зла, то оказываемся в парадоксальной ситуации. Ведь для того, чтобы понять, что такое зло, мы должны хотя бы умственно приобщиться злу. Но Св. Писание говорит нам обратное: отвращайтесь зла ().

А с другой стороны, как мы можем отвращаться от зла, если не знаем, от чего нужно отвращаться? Как мы можем стремиться к добру, если не знаем, чем оно отличается от зла?

Этот парадокс указывает на то, что проблема зла не является чисто теоретической. Обращаясь к проблеме зла, мы особенно ясно сознаем, что в понимание требует вовлеченности в то, что мы хотим понять. Зло – это не нейтральный объект, если вообще существуют нейтральные объекты познания. Понимание зла само по себе является моральной, а лучше сказать, духовной проблемой.

Можем ли мы понять, что такое зло, не приобщаясь в то же время злу как таковому? Или, если использовать выражение апостола Иоанна Богослова, не погружаясь в так называемые глубины сатанинские ()?

К проблеме зла можно подходить по-разному.

Можно исследовать то зло, которое совершается в мире и последствия которого мы испытываем на себе. Это, так сказать, объективное зло, источником которого являются события и процессы, происходящие в природном и социальном мире. И тогда предметом нашего рассмотрения является сам порядок мироустройства. В этом случае возникает вопрос о том, не является ли причина зла онтологической, то есть, не заключено ли зло в самой бытийной основе мира и человека?

Но в то же время мы видим, что зло творится – и творится самими людьми. А это значит, что нельзя обойти и другой вопрос – об истоках зла в самом этосе человека, в его намерениях и поведении. Есть что-то особенно противоречивое в том, что человек, который страдает от разного рода зла, сам творит зло. И творит его активно и даже изобретательно, как говорит апостол Павел ().

Проблема зла – это вопрос об источнике зла. И даже если мы ищем этот источник в объективном устроении мира и человеческой жизни, мы неизбежно приходим к человеку, о котором точно знаем, что он производит зло.

Однако если человек – это один из источников зла в мире, сам человек не является источником своего собственного бытия. Следуя определенной логике, мы ищем источник зла там, откуда произошли и человек, и объективный мир, в котором он живет. И так мы приходим к вопросу о том, насколько Творец мира и человека виновен в существовании зла, – приходим к проблеме теодицеи, то есть «оправдания Бога».

Это законный путь рассуждения – искать первопричину, порождающую определенные следствия. Но в данном случае такая логика не вполне соответствует предмету рассмотрения. Если причиной бытия человека является Бог, то причиной зла, творимого человеком, является сам человек. Ведь мы по опыту знаем, что зло совсем не только приходит к нам извне. Мы чувствуем, что сами производим зло, и не можем, уподобляясь Еве, «переложить» это зло на кого-то другого. Поэтому для нас разрешение проблемы существования зла обязательно связано и с самоиспытанием.

Ведь, в конечном счете, проблема в том, как противостоять злу или, по крайней мере, ему не поддаваться. Но для этого нам необходимо прояснить статус зла с точки зрения богословской онтологии.

Согласно древней церковной традиции, следует утверждать, что зло не есть. В бытии как таковом нет такой «части», которая сама по себе была бы злом. Всё сотворенное всеблагим Богом есть благо, «добро зело» (), а потому у того, что благом не является, не может быть сущности, субстанции. Даже падшие ангелы по природе своей являются благими. Бог зла не сотворил.

Автор книги «Премудрости Соломоновой» говорит: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть (). И в другом месте: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его ().

Что же такое зло? Богословский ответ таков: зло – это не природа, не сущность. Зло – это определенное действие и состояние того, кто производит зло. Есть известное и часто цитируемое высказывание блаженного (V век): «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают». В этой формуле выражена самая суть зла, но это не «сущность» в философско-богословском значении этого понятия.

Другими словами, источник зла – не в устроении объективного мира, а в воле. Источником зла являются те существа, которые обладают волей. Те существа, которым Сам Творец дал возможность, но также и заповедь свободно относиться к Богозданному миру – к миру, дарованному Богом Своим творениям.

Таким образом, с онтологической точки зрения зло – нереально, оно – не существует.

Однако это с богословской точки зрения верное утверждение входит в очевидное противоречие с нашим опытом. То, что зло не существует онтологически и что оно коренится в свободной воле творений, не означает, что зла вообще не существует. Зло, конечно же, существует в мире, но не так, как существуют в нем вещи, организмы и всё, что имеет «сущность».

Потому что мир, в котором живет человек, – это не только некое упорядоченное Богом целое. Это также и область деяний тех существ, которых Бог наделил волей. Причиной этих деяний являются не внешние объективные законы, а именно воля и свобода. Так мы приходим к главному выводу: источником зла в мире является не Бог, сотворивший мир, но Его свободные создания.

В чем же реальность зла? – В его действенности. Зло происходит потому, что тварное бытие не является бытием, полностью зависимым от всеблагого Бога Творца.

Отсюда и другое важное заключение, к которому нас приводит именно рассмотрение проблемы зла. Бытие, которое изучает философская и богословская онтология, не ограничивается миром сущностей, то есть, тех «идей» и «смыслов», которые являются основой объективного природного мира. Обладающие волей субъекты – тварные существа, также относятся к бытию, потому что они тоже существуют в мире.

Что характеризует эти существа? – То, что они сами являются причиной и источником своих действий, несмотря на то, что существуют во внешнем для них мире, который ограничивает их свободу. Но свобода совсем не означает отсутствия ограничений. Напротив, свобода творений – это именно свобода в тех пределах, которые поставлены Творцом. Это свобода в условиях тварного бытия. А потому она по необходимости включает свободное отношение к Богу Творцу.

Ошибка всех концепций зла гностически-манихейского толка состоит в том, что в них злу отводится место в самом бытии – или в тварном, или даже в нетварном. Подобный дуализм противоречит христианскому пониманию творения мира и происхождения зла.

Но если мы утверждаем, что зло относится к сфере воли, тогда, безусловно, нужно говорить о дуализме. Только этот дуализм никоим образом не относится к Богу, а только к свободным тварям.

Человек, действительно, внутри самого себя пребывает как бы в поле напряжения между двумя полюсами – добра и зла. Таково нынешнее состояние человека – после грехопадения Адама. И каждый из этих полюсов обладает притягательной силой. Но их соотношение – не симметрично, потому что на одном полюсе – именно плюс, а на другом – именно минус.

То обстоятельство, что зло действует и в нас самих, и вне нас, что мы сами одновременно являемся и производителями зла, и его восприемниками, имеет серьезные последствия: пребывая в состоянии греха, мы, в сущности, не знаем, что есть добро. То есть мы знаем добро именно как нечто относительное, а не абсолютное. Абсолютным добром является только Сам Бог, как Он есть. В нашем же опыте «добро» и «зло» – соотносительны. И потому порой – взаимозаменяемы.

Вспоминается высказывание великого русского христианского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя: «Грусть оттого, что не видишь добра в добре». Здесь схвачена очень важная характеристика того, как зло действует в пространстве нашего человеческого добра.

Зло – обманывает. И сила его такова, что оно превращает наше добро – в себя самого, то есть в зло. Это хорошо знают на опыте аскеты-подвижники, которые устремлены именно к абсолютному добру – Богу и противостоят искушающей силе богопротивника-сатаны. Но это знает, хотя и в меньшей степени, каждый христианин, который стремится творить добрые дела, но часто поддается искушению самолюбования и гордыни, когда ему удается сделать что-либо доброе.

Другой образ добра и зла дает апостол и евангелист Иоанн Богослов: это образ света и тьмы. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (). Свет – это абсолютный позитив, «плюс», а тьма – отсутствие света, тень, нечто внешнее по отношению к свету (как в выражении «тьма кромешная»), «минус». Свет – это излучение благодати Божией. А тьма – это отсутствие света.

Зло как правило скрывается от света, оно – в тени. Но это не значит, что оно не активно. Зло обманывает и искушает нас изнутри, и особенно тогда, когда мы прилагаем усилия, чтобы творить не зло, а добро.

Зло проявляется в нас самих и нередко овладевает нами. И потому теодицея связана с антроподицеей – «оправданием человека». Возникает вопрос о том, как оправдать наше собственное существование, потому что мы видим, что грех в нас почти всесилен, так что и добрые намерения и дела порой превращаются в зло. Потому что добро, нами творимое, мы можем обратить в источник собственной погибели, если оно станет в нас причиной тщеславия, лицемерия, жестокосердия, самопревозношения и гордыни.

Понимание того, что зло – это не субстанция, а воля, что это не природа, а состояние природы, заставляет нас – прежде всего – исследовать зло в «пределах» собственной личности. Зло персоналистично.

Но как возникло в человеке зло? – Не только потому, что человек захотел стать «как Бог» (и тем самым согрешил), но и потому, что человек, будучи не Богом, а тварью, обладает богоподобной свободой. Зло в форме греха возникает как бы в промежутке между ограниченной, тварной природой человека и – выходящей за пределы природного детерминизма богоподобной свободой. Или, другими словами, – в пространстве «между» природой и личностью в человеке.

Свободная воля человека как тварного существа – это воля «гномическая», если воспользоваться терминологией преп. , то есть воля выбирающая. Она вынуждена выбирать потому, что человек поставлен в ситуацию выбора уже в силу того, что существует не по своей собственной воле. Человек свободен, но – в ситуации выбора. И главный выбор, который он должен сделать, – это выбор между следованием воле Божией и сопротивлением, отказом следовать Божественной воле.

Свободный человек стоит перед выбором, как относиться к Богу: с доверием или, наоборот, с недоверием. Необходимость веры заложена уже в той ситуации, в которой человек обнаруживает себя, явившись в мир. В этом – парадокс свободы человека как существа тварного.

Но Бог, как учит нас Евангелие, есть не только Творец, Который, как любой художник, отстранен от плода Своего творчества. В Богочеловеке Иисусе Христе Творец Вселенной открывается как любящий Отец, в творческом акте порождающий человека как своего сына.

Человек, начиная с Адама, встречается с вызовом со стороны Бога, а точнее – с призывом доверять отчей любви Бога. Вера взывает к доверию и требует верности. Эти понятия указывают на межличностные отношения, а не на отношения между безличными объектами или вещами.

Проблема происхождения и действования зла в мире, а потому и проблема свободы как источника зла относится к сфере существования личностей – ипостасей бытия. Мы ничего не сможем понять о зле, если будем размышлять о нем как о некоем объективном процессе, как о чем-то внешнем по отношению к личностям. И так же мы не сможем понять, что такое благо, если не будем помнить, что Бог – как высшее Благо – есть Триединство Божественных Лиц, а не безличный Абсолют.

Есть еще один ракурс, в котором необходимо рассматривать проблему зла: это связь зла и смерти, которая по слову Апостола, есть последний враг человека ().

Смерть, действительно, есть последнее проявление зла в этом мире. И одновременно смерть – это изначальная перспектива существования человека, та «тень», которая лежит на человеческой жизни с момента рождения. А смертная агония – высшая степень страдания. И потому можно сказать, что проблема зла – это проблема смерти и смертности человека (недаром одним из величайших проявлений зла считается убийство человека человеком).

Но христианское отношение к смерти коренным образом отличается от того понимания смерти, которое можно назвать языческим. Ибо мы спасены смертью – смертью Богочеловека. Мы спасены Крестом Христовым!

А Крест Богочеловека – не только вершина Его земного пути, шествуя которым Он разделил судьбу человека – разделил с нами все последствия греха, кроме самого греха. Крест Христов – это переживание человеческой смерти как высшего зла и последнего врага человека. видел в смерти Христовой предельную солидарность Бога с человеком и считал, что подлинной «причиной» смерти Господа Иисуса Христа была та богооставленность, которую Он пережил на Кресте.

Но Крест Христов – это символ не только смерти, но и символ любви. Это проявление божественной любви, торжествующей над человеческой смертью как предельным злом. А потому можно сказать, что Крест Богочеловека есть самая убедительная теодицея.

Но о чем говорит богословие Креста? Оно говорит о том, что зло побеждается не просто через противостояние злу и не просто через делание добрых дел, но – через верность Богу, через стояние в устремленности к Нему и пребывание в единстве с Ним. То есть через любовь к Богу. Хотя, конечно, эта победа над злом невозможна без претерпевания зла – как в форме внутренних искушений, так и тех страданий, которые имеют внешний источник.

Чем же должно быть добро в нашей ситуации – в состоянии греха?

Добро – в том, чтобы решительно встать на сторону абсолютного добра, не удовлетворяясь его относительными вариантами, то есть на сторону Бога. Только вера и верность Богу может быть надежным путем, спасающим нас от зла, от его силы и его искушений. Думаю, именно это имеет в виду Св. Писание, когда говорит: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ().

Международная богословско-философская конференция «ПРОБЛЕМА ЗЛА» Москва, 6–8 июня 2005 года

Добавить в избранное

Зло - это сочетание отрицательных свойств характера и эмоций человека таких, как Тщеславие, Разрушение, Насилие, Страх, Ненависть, Агрессивность, Гнев, Зависть, Злость, Зависимость, Безразличие.

Зло, как и Добро - может быть проявлено в миллионах форм и оттенков, но чтобы его научиться распознавать и не попадаться на его уловки и искушения, нужно хорошо понимать суть Зла, и знать, что является противоядием. Зло появляется там, где нет света или его очень мало

Проявления Зла:

Негативные мысли, реакции, эмоции злость, ненависть, агрессивность, зависть, лень, жадность. Эти проявления ведут к человека и личность разрушению и страданию. В результате к негативным последствиям, наказаниям и смерти.

Всевозможные вредные привычки: хамство, алкоголизм, наркомания, злословие, все виды зависимости, распущенность, проституция являются классическими проявлениями Зла.

Составляющие Зла

Насилие насильственное преобразование какой-либо энергии, объекта или процесса против их желания.

Ненависть - целенаправленное разрушающее энергетическое воздействие и направленное энергетическое воздействие на объект ненависти.

Страх - негативная эмоциональная реакция человека на неизвестные или известные события.

Агрессивность - разрушающее негативное воздействие или проявления как физической активности так и иного вида энергии на объект ненависти.

Гнев - состояние человека, эмоциональный выброс агрессивной энергетики для максимального разрушения на объект воздействия.

Зависть - состояние страдания человека, как моральное страдание так и физическое, при виде успехов других людей или живых существ. Зависть проявляется в виде улучшения настроения или подъема энергетического состояния за счет Страданий других людей или живых существ. Чаще всего это энергетичекие вампиры.

Злость, злоба - короткое эмоциональное состояние одновременного присутствия страха, агрессивности, гнева и зависти. Злость отрицательная эмоция возникающая, как специфическая ответная реакция на ситуацию.

Несвобода - состояние отсутствия возможности выбора действий. Состояние чловека скованного Страхом. Зависимость от внешних обстоятельств и внутренних установок.

Безразличие - закрытость в проявлении эмоциональных ответных реакций и потеря ценности чего-то значимого, хорошего и по-настоящему ценного.

Места где поселяется Зло

Зло поселяется там,где нет Добра. Зло подменяет Добро в критические моменты, иногда поселяясь на время, а иногда навсегда.
Зло - способно разрушать ВСЕ, но люди имеющие защиту в виде отсутствия недостатков, приближающиеся к идеалу практически защищены. Почему практически? Нет гарантии защиты на Зло внешнего воздействия.

Методы и борьба со Злом внутри себя

Борьба со Злом - необходима для приобретения силы. Борьба со Злом - необходима для познания и недопущения зла в себе, она требует больших сил и отсутствия Зла в самом себе.

Целесообразность и польза Зла - развитие людей через твердость Характера и Внутреннего стержня и Смелости.

Многообразие Зла

Зло имеет столько же много проявлений, как и добро, и может входить в любую сознания и жизни - от наших мыслей, мотивов, целей, методов до сиюминутных реакций и образа жизни. Самое важное, что нужно понять, Зло - это то, что разрушает Ваш внутренний Я, Тело,Разум и Светлые чувства.

Зло - это всегда враг, что бы человек себе не думал и как бы он Зло не оправдывал. потому что, у нас с ним природа разная, а точнее противоположная. У Души природа божественная, светлая, а Зло - это программы разрушения всего божественного.

Как проявляется Зло в человеке и в жизни?

Зло проявляется в виде негативного поведения, агрессии, слов разрушающих и угнетающих других людей, причиняющих им страдания и боль.

Зло проявляется в виде разрушительных действий и негативных поступков - разные виды преступления: наркоторговля, прямое насилие или уничтожение, убийство,воровство, войны. Нанесение вреда себе, как с помощью вредных привычек так и прямого насилия.

Зло проявляется в виде разрушения собственной судьбы или судьбы другого человека.

Борьба со Злом

Осознавать Зло, его структуру, все причины и следствия возникновения Зла как в себе так и вне, сложнейшая задача.

Зло прикрываясь всевозможными масками оправдания, укореняется в сознании Человека и подменяет собой добро. Человек фактически становится рукой Зла и управляется этим Злом.
Видеть проявления его в жизни общества и людей - может также не каждый, прикрываясь личиной добра Зло прекрасно маскируется. Место где нет Любви - возникает Ненависть, где нет Бесстрашия - там рождается Страх, где нет Доброты - Злость замещает ее.

Можно ли победить Зло?

Зло можно победить и нужно побеждать. Это серьезная работа с Коучем. Самостоятельная корректировка возможна только в некоторых пределах.
Для уменьшения вероятности возникновения Зла внутри Вас делайте так, чтобы внутри вас и вокруг вас, было как можно больше Добра и Света.

Борьба со злом это отдельная большая тема - что такое борьба со Злом, в одну статью всего не уместишь, будет продолжение!

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Манипулирование шантаж Вымирание людей Добро и Зло Поступки Одиночество Настоящая женщина Животные инстинкты человека Матриархат Опять бабы! Дети и последствия Феминизм Чудовищный обман мужчин Разрушение семьи в России Уничтожение семьи Учебник для мужчин Сортировать Название Похожие