Детский фольклор – исток сохранения русских народных традиций. «Веселые посиделки». Фольклорное развлечение для детей и родителей подготовительной группы Вопросы воспитателя родителям

Для второй младшей группы

Цель праздника : Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора (потешек, прибауток, песен, загадок); продолжать развивать общую и мелкую моторику, положительные эмоции, речевую активность, музыкально-творческие способности, певческие навыки.

Атрибуты для праздника : Русская изба, печка, кочерга, чугун, ухват, скатерть, лавочка из дерева, домотканные половички, самовар, чудо - короб с музыкальными инструментами, русские народные костюмы.

Начало праздника:

Музыкальный руководитель: Предлагает поехать на лошадке в деревню к бабушке и к дедушке. Дети едут и напевают «едем, едем к бабе, к деду на лошадке но-но-но» (3 раза поют, объезжая зал).

Музыкальный руководитель : Ехали мы ехали, наконец приехали!

Встречают у домика петушка и поют ему песенку (русская народная песенка).

За огородом пробежал зайка и детям предлагает спеть песенку «Заинька -зайка», после песни дети угощают зайку морковкой.

Музыкальный руководитель : В домике тихо, никто нас не встречает, давайте дети потанцуем и разбудим дедушку с бабушкой «Весёлый танец».

Из домика выходят бабушка с дедушкой.

Здравствуйте, мои дорогие внучатки! Почему у дверей стоите? Проходите, мы гостям всегда рады! На крылечко ступайте. Ноги чистые? (Дети отвечают.)

Посмотрите, как в нашей горнице светло и красиво! Кругом половички домотканные да коврики рукодельные, просто загляденье! Садитесь рядком, да поговорим ладком!

Игра «Сорока - белобока кашку варила».

Бабушка: Ты, дедуля, сходи за дровами, а я тесто замешу и пряничков напеку! А ты, внученька - Дарьюшка, избу покажи.

Дарьюшка: Хорошо, хорошо, дедушка и бабушка (они уходят).

Ребята, а вы знаете, из чего изба состоит? Вам я сейчас расскажу, а вы повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика

Стенка, стенка (указательными пальцами показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указательными пальцами на глаза)

Дверь (на рот)

Звонок! Дзинь- дзинь - дзинь! (нажимают пальчиками на кончик носа)

Никто не открывает (сцепляют руки в замок)

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы)

На дверях большой замок

Вот он, ключик! (правую руку выставляют вперёд, соединив большой и указательный пальцы)

И открыт замок! (к левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).

Дарья: Сейчас я вам загадаю загадки:

  1. В избе - изба,

    На избе - труба,

    Я лучинку зажег,

    Положил на порог,

    Зашумело в избе,

    Загудело в трубе.

    Видит пламя народ,

    А тушить не идет (печка).

  2. Руки в боки, как начальник,

    Раньше всех на стол встает,

    Сам себе плита, и чайник,

    Сам заварит, сам нальет (самовар).

Молодцы, ребятки! Отгадали все мои загадки!

А вот в эту кроватку кого можно спать уложить?

Правильно, куколку! А баюкать да приговаривать умеете?

Я вас сейчас научу:

Уж ты, котенька, коток, котя - серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать, мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу,

Дам кусочек пирога и кувшинчик молока.

(Дети берут кукол, укачивают их, подпевая.)

Входят в дом бабушка с дедушкой : Ну, что? Заскучали?

Музыкальный руководитель: Да нет, она научила наших деток колыбельную песенку петь.

Бабушка: Какие вы у меня умненькие - разумненькие! А как вы думаете, что в доме главное? То ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой? (Дети отвечают.)

А я вот вам скажу: как ни мечи, лучше нет печи.

Где испечь хлеб, пироги да калачи?

Где щи да кашу сварить? Конечно же, в печке!

Мала печка, да тёпленька, на ней и валенки просушить и самим погреться.

Дедушка: Прежде чем печь топить, не забудь дров нарубить да приговаривай. Дело - то быстрее пойдёт (дед колет дрова, приговаривает)

Я колю, колю дрова.

Я колю на чурочки,

Я колю, колю дрова.

Гори огонь в печурочке!

Бабушка: А я напеку вам пряничков.

Дед: Пока прянички остывают, покажу - ка я вам чудо - короб!

Вы ко мне сюда бегите, чудо - короб посмотрите.

Что глаза увидят, назовите! (Дети берут из короба деревянные ложки, погремушки, колокольчики.)

Дарьюшка: Вот какая у нас детвора!

А где детвора, непременно оркестровая игра!

Дети играют. А бабушка с дедом пляшут, а их внучка играет на трещётках.

Дед: А ещё в коробе есть платочек расписной, хотите с ним в жмурки поиграть?

Бабушка: Хотим, только жмуркой будешь ты, дедушка!

Дед: Что ж, давно я не играл, вас внучатки поджидал.

Если есть внучатки, будет и веселье!

Игра в жмурки.

Дед: А у нашей внучки сегодня именины, споём вместе «Каравай».

Бабушка: Быстро времечко бежит, самовар уже кипит (ставит на стол самовар).

А сейчас детки хотят показать дедушке, бабушке и внучке Дарьюшке какие они сделали расписные кружечки с тарелочками и пирожки с ватрушками, да с кренделями для угощения, на выставку «Русское народное творчество» совместно со своими родителями.

Дарьюшка угощает деток сушками.

Кушайте сушки, чаем запевайте, нас не забывайте!

Дети благодарят бабушку, дедушку, Дарьюшку и уезжают на лошадке домой.

От редактора

Сборник «Жаворонушки» составлен молодым увлеченным собирателем фольклора Г Науменко, который предлагает читателю свои записи-наблюдения в особой области русского народного творчества, связанной с детьми. Г Науменко уже несколько лет выезжает в летнее время в разные области и районы РСФСР (Смоленскую, Калужскую , Калининскую, Ивановскую, Московскую). Часть записей сделана им в районах севера (Муезерском и Медвежьегорском районах Карельской АССР). Записи производились им с 1962 г. по 1974 г. с помощью магнитофона и лишь небольшая их часть слуховые.

Страница за страницей раскрывается в первой части книги светлый мир, окружающий ребенка с самой колыбели, любовь и внимание взрослых к малышам. А затем, во второй части, в произведениях самих детей раскрыто чисто детское восприятие окружающей жизни и непосредственный отклик ребятишек на те или иные явления природы.
Непритязательные напевы, нередко простые повторяющиеся попевки или речитативные возгласы сочетаются с самобытным поэтическим языком многочисленных и жанрово-разнообразных произведений.
Неизбежные при показе одного жанра или вида народного творчества интонационные повторы и близость ритмических формул компенсируются многообразием поэтических образов и возможностью проследить вариантные различия.

При знакомстве с материалом следует учитывать особый характер исполнения — большую агогическую свободу (ускорения, ферма-то, переход с пения на говорок и т. п.).
В сборнике нашли свое отражение устные произведения народного творчества, составляющие его наследие. Это наследие органично вплетается в жизнь современной советской деревни. В процессе своей работы автор сборника обращался к детям разного возраста. Ребятишки охотно спели собирателю современные школьные песни советских композиторов, неприхотливые по мелодии школьные частушки. Доверчиво раскрыли они и свои тайнички: поведали собирателю ю своих детских забавах и песенках по тому или иному случаю, которые не всегда удается увидеть и услышать взрослым, так как дети нередко застенчиво прячут от взрослых свои игры и забавы.
Не претендуя на полное и систематическое освещение темы — «детское народное творчество», Г Науменко дает все же большой материал, который широко знакомит читателя с мало обследованной областью русского народного творчества и показывает некоторые из его разновидностей с напевами впервые (детские трудовые припевки, приговорки, скороговорки, считалки и др.).
В сборнике делается также попытка объединить и в известной степени систематизировать по жанрам и видам собранный материал.

Наряду с широко известными и детям и взрослым играми, сказками и детскими песенками в сборнике можно найти много нового и интересного: зааукивание грибов, ягод, цветов, подражание голосам птиц, скороговорки и т. п.
Сборник адресован самому широкому кругу всех интересующихся русским народным творчеством. Он имеет определенную познавательную ценность и дает возможность его практического использования. Мы обращаем внимание на богатую поэтическую речь, яркий реализм и национальную самобытность скромных по напевам произведений, которые при добром внимании могут привлечь к себе и исследователя фольклора и работника детского сада, композитора и поэта, и руководителя детского коллектива самодеятельности.

Проводится игра-приветствие.

Дай скорее руку мне,

А потом всей стране,

А потом стране другой —

Мы обняли шар земной.

Вопросы воспитателя родителям

Когда и как, по вашему мнению, надо начинать знакомить детей с трудом взрослых?

Как вы воспитываете в ребенке чувство патриотизма?

Как вы объясняете ребенку, что такое семья?

Когда и как надо начинать воспитывать в ребенке чувство интернационализма?

Как вы объясняете ребенку, что такое Родина?

Назовите народные промыслы Подмосковья.

Родители заполняют анонимные анкеты, они складываются в отдельную папку для дальнейшего анализа и обсуждения.

Погружение в тему

Народное творчество — целебный родник житейской мудрости, радости, любви. Оно раскрывает истинные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народное искусство в совокупности всех его видов и направлений обладает большими воспитательными возможностями. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, труде, добре и зле, учатся понимать прекрасное. В процессе чтения и обсуждения художественных произведений развивается их собственное творчество, богаче становится речь.

Народное искусство — будь то сказка, песня, декоративное искусство, потешка или поговорка — это части единого целого, дополняющие друг друга. Нельзя себе представить русский обряд без песни, пляски, частушки, русского национального костюма.

С русским фольклором ребенок знакомится в самом раннем, грудничковом, возрасте в виде колыбельной песни. Родной человек — мама или бабушка ровным, тихим голосом напевно и протяжно исполняет ее, при этом спокойно похлопывает ребенка по спинке. Это оказывает на него успокаивающее действие, он ощущает чувство защищенности, внимание со стороны взрослых.

Баю-баю-баю-бай,

Глазки, ляля, закрывай.

Отец ушел рыбу ловить,

Мать пошла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Бабушка уху варить,

Нянюшка детей кормить.

Не меньший воспитательный эффект оказывают на ребенка русские народные песенки, потешки, пестушки. В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе любовь и красоту, создает положительный эмоциональный фон.

О чем они рассказывают?

В деревне играют свадьбу. Все окна в избе, где происходит обряд, облепили ребятишки. А сколько их на печке и на полатях — трудно сосчитать! Дети ловят каждую реплику, запоминают каждое слово. Происходящее формирует у ребенка норму поведения, которую он принимает под влиянием собственных положительных эмоций и которой следует в дальнейшем всю жизнь.

Тяжела работа в поле. Под палящими лучами солнца девушки жнут рожь, вяжут снопы. Звучит протяжная песня о тяжелой доле русской крестьянки, непосильном труде.

Закончился трудовой день в поле, а дома свое хозяйство — скотину накормить, корову подоить, в избе прибрать. К вечеру девушки так и падают с ног. Но тут послышались звуки гармошки — усталость как рукой сняло! Собрались девушки и парни хороводы водить, песни петь. А на березе, на пряслах, как воробьи, — ребятишки. Их пока не берут в хоровод: «Малы еще. Пусть подрастут!» А они вслушиваются и всматриваются во все происходящее. Впитывают сердцем саму суть родной культуры.

Так, из поколения в поколение передается на Руси народная мудрость, названная иностранным словом «фольклор».

Огромной любовью у детей пользуются сказочные повествования. Ребенок встречается с ними в самом раннем детстве. В русской народной сказке заключаются богатое содержание, языковые средства выразительности, которые дети начинают использовать в собственной речи. Сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые запоминаются на всю жизнь.

Знакомясь с произведениями народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда», — говорит отец своему шестилетнему сыну. А сын-то от горшка два вершка, но уже помощник отцу в любой работе: сено ли с лугов привезти, за дровами ли в лес съездить. Велика сила народной мудрости. Дети понимают и запоминают меткую образность и краткость пословиц и поговорок.

К сожалению, в последнее время образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение наших детей. В данном случае необходимо предоставить ребенку возможность познать истоки национальной культуры и искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России.

Глава го Домодедово Леонид Павлович Ковалевский — ярый приверженец народного искусства в плане воспитания молодежи, настоятельно рекомендующий руководителям образовательных учреждений и культуры отказаться от празднования зарубежных Дня Валентина, Хэллоуина и др. «На Руси существует своя, накопленная веками и просеянная через жизненное сито культура. Русь богата своими праздниками с зажигательными плясками, озорными частушками, задушевными, протяжными песнями. Народное творчество, музыкальный фольклор должны найти свое почетное место в воспитании подрастающего поколения», — говорил он на встрече с общественностью. Его рекомендации были услышаны. В го стало доброй традицией отмечать народные праздники — Рождество, Святки, Масленицу. Второй год большой интерес вызывает праздник День святых Петра и Февронии — праздник любви, верности, самопожертвования. Коллективами ДОУ были также приняты к сведению слова о необходимости воспитания дошкольников в русле русской национальной культуры.

Проводится игра «В деревеньке Родничок». Зал оформлен в русском стиле — уголок избы с подворьем.

Воспитатель

Есть в Подмосковье уголок

Под названьем «Родничок».

Там, словно в детской книжке,

Живут наши малышки.

Танцуют, играют, шалят,

Труд ручной ценят,

Традиции чтят.

Кто с детишками живет,

Кто их за руку ведет?

Послушайте, ребятки,

Новую загадку.

В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшей — темница.

Отгадайте, кто это.

Дети . Матрешки.

Входит Матрешка.

Матрешка

Я — подмосковная матрешка.

У меня простой наряд,

На платке моем горошки,

Глаза весело блестят.

Матрешка выполняет танцевальные движения под веселую музыку.

Любим мы с детьми играть,

Но Машутке пора спать —

Будем Машеньку качать,

Будем песню напевать.

1-й ребенок (качает куклу Машу под колыбельную песню)

Вот уж ноченька кончается,

Зорька в небе занимается.

Дети и Матрешка подходят к керамическому петушку.

2-й ребенок

Петушок, петушок — золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Дети и Матрешка подходят к керамической корове.

3-й ребенок

Рано-рано по утру

Пастушок — ту-ру-ру-ру.

А коровки в лад ему — Му-у-у!

Дети и Матрешка подходят к керамической лошадке.

4-й ребенок

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

Матрешка

Нас туда уже зовут,

Хороводы не ведут,

В игры не играют,

Нас с вами поджидают.

Проводится хороводная игра «Шла коза по лесу». Игроки образуют круг, один игрок — «коза» — становится в центре. Все участники идут по кругу в правую сторону, а «коза» — влево. Затем «коза» выбирает одного игрока, выводит его на середину круга, и они вместе делают движения в соответствии со словами песни. Остальные участники, стоя в кругу, повторяют движения.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, начинаем, начинаем...

«Коза» и выбранный игрок выводят другую пару участников и повторяют движения. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в центре круга.

Не одна я к вам пришла,

Своих сестренок привела —

Кукол деревянных,

Красивых да румяных.

Матрешка достает разъемную игрушку, показывает ее детям.

Что умеют наши матрешки?

Поиграем с ними немножко?

Матрешка достает кукол одну за другой, дети их считают.

Матрешки выстроились в ряд —

Как красив у них наряд!

Какие мастер краски взял

И наряд их расписал?

Дети отвечают.

Теперь садитесь поудобней,

Навострите ушки.

Мы с сестрицами сейчас

Споем для вас частушки.

Частушки исполняют Матрешка, дети в костюмах маленьких матрешек и родители.

1-й ребенок

Хоть я ростом не высок,

Я частушки пропою

Про землю Подмосковную.

Мама (или папа)

В Домодедовском районе

Очень весело живем.

Мы в «Название ДОУ» детишек водим,

На работу в порт идем.

Папа (или мама)

А в «Название ДОУ» их зовут

Веселые затейники.

Ребятишек в этой группе —

Словно в муравейнике.

2-й ребенок

Здесь и петь мы будем,

И плясать мы будем.

Но лишь солнышко зайдет,

Маму ждать мы будем.

3-й ребенок

В саду мы как котята,

На улице — щенята.

И веселые весь день,

Как желтые цыплята.

Мама (или папа)

В Подмосковье у нас

Матрешка родилась.

Игрушка деревянная,

Красивая, румяная.

Матрешка

Я — нарядная матрешка,

В краю вашем родилась.

Поиграйте со мной, дети,

Будет весело у нас.

Воспитатель

Хватит песни распевать,

Пора нам с вами поиграть.

Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты.

Таким образом выбирается водящий. Участники встают в круг, водящий — в центр, с закрытыми глазами. Участники водят хоровод, один из них поет.

Становись скорей в кружок.

Участники останавливаются, водящий подходит к игроку, который пел, ощупывает его голову, плечи и пытается угадать, кто это. Если он угадывает, водящим становится узнанный игрок.

Матрешка

Вот так живет наш уголок

Под названьем «Родничок».

Здесь играем и поем,

И растем, растем, растем.

Проводится мастер-класс. На экране (или стене) — карта Московской области. На столах — силуэты матрешек (по количеству детей).

Воспитатель . Много в Подмосковье славных мест. Одно из них — Сергиев Посад (показывает на карте). Леса здесь дремучие, густые. Поэтому все промыслы связаны с обработкой дерева — это богородская игрушка, абрамцево-кудринская резьба по дереву и знаменитая на весь мир матрешка.

Рассмотрите ее повнимательнее. Она приземистая, толстая. Наряд ее простой, не отличается ярким орнаментом. В руках матрешка держит петушка или куколку.

У вас на столах силуэты матрешек. Лицо матрешки — портрет вашего ребенка. Нарядите их.

Родители вместе со своими детьми с помощью красок и кистей украшают двусторонний силуэт матрешки.

Подведение итогов. Разговор о патриотическом воспитании.

Наш педагогический коллектив ставит задачу – показать детям красоту русского языка посредством знакомства с устным народным творчеством. Мы стараемся почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы, общения с людьми старшего поколения. Особое внимание обращаем на произведения детского фольклора.

Знакомя детей с формами и средствами языковой выразительности фольклорных произведений, мы используем разнообразные приемы: беседы, речевые игры, чтение художественной литературы, во время которого особое внимание уделяем русскому прикладному искусству, включаем детей в участие в обрядах, играх, хороводах, погружаем в мир народной музыки, игру на русских народных музыкальных инструментах. Во время такого взаимодействия детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества.

В течение нескольких лет в нашем детском саду функционирует фольклорная группа «Веселая слобода», в состав которой входят воспитанники подготовительных групп. Она принимает активное участие в подготовке и проведении детских фольклорных праздников, включающих обрядовые сценки, отражающие быт крестьян российской деревни и сезонные явления природы.

В учреждении организован мини-музей «Преданья старины», в котором дети, под руководством взрослых ближе знакомятся с историей быта, искусством русского народа. Предметы музея можно потрогать, узнать удивительную историю судьбы каждой старинной вещи, поиграть с ней.

Развлечение «Веселая слобода»

(с детьми подготовительной к школе группы).

Цель. Приобщать детей к традициям русского народа – посиделками, совершенствовать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых, закрепить умение применять полученные навыки общения в игровых ситуациях.

Оформление зала. Расписная печь, столы с домашней утварью: самоваром, горшками, крышками и т.д., деревянные лавки, сундук, половники, вышитые полотенца, скатерти, прялка, веретенце, расписные ложки.

Материалы и оборудование. Аудиозаписи русских народных песен: « К вам гости пришли», «Крутись веретенце», «Ой, вставала я ранешенько», «Веселый хоровод», «Русская народная пляска», «Блины»; бубенцы, деревянные ложки, трещотки; блины для угощения детей; для игры «Карусель» — разноцветные ленточки на палке (высотой 2 м); клубочки, валенки, платочки, пяльцы, нитки, спицы, лапоть, шаль.

Персонажи. Хозяйка, Хозяин, Домовой – взрослые.

Порядок работы.

Дети стоят перед залом. Хозяйка посиделок — воспитатель в русском народном костюме – входит в зал. Звучит русская народная мелодия. Хозяйка обращается к зрителям.

Хозяйка. На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль на светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Дети входят в зал, кланяются хозяйке.

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться.

Хозяйка. Рады видеть у себя в гостях, в своей горлице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному – посиделками называется. Веселья да радости вам.

Дети исполняют русскую народную песню «К нам гости пришли».

Хозяйка. Гость на двор – хозяину радость. Красному гостю – красное место. Будьте как дома, присаживайтесь.

Девочка. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не устоим.

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка. Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Мальчик. Ехали мы мимо, да завернули до дыму.

Дети садятся на лавки.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ребенок. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин. Погуляем на празднике нашем.

Нигде не найдете вы праздника краше.

Хозяйка. А как вечер наступает, весь народ гулять идет, хороводы начинает водить.

Под русскую народную мелодию дети водят хоровод.

Хозяйка. Небылицы в лицах

Сидят в темницах – светлицах.

Щелкают орешки,

Да творят насмешки.

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня — до вас.

Дети исполняют шутливые диалоги.

1 диалог.

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег!

— А велика ли дыра то?

— Один ворот остался.

2 диалог.

— Тюха, есть хочешь?

— Нет, я перекусил!

— А что перекусил?

— Да съел краюшку хлеба.

— А ты бы ее в горшке со сметаной мочил.

— Да в горшок не влезла.

3 диалог.

— Не проходил, ли тут мальчик?

— Маленький?

— Маленький

— Рыженький?

— Рыженький.

— В красной рубашке?

— В красной рубашке.

— Босоногий?

— Босоногий.

— Нет, не проходил.

Хозяйка. На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец.

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Хозяин. Какие же девицы – красавицы к нам пожаловали! Как песню начнут спевать, да ниточку в клубочек мотать – заслушаешься, залюбуешься.

Девочки мотают клубочки и поют русскую народную песню без музыкального сопровождения «Крутись веретёнце». Мальчики «подшивают» валенки или имитируют выполнение какой-то другой хозяйственной работы.

Хозяйка. Ай, да песня хороша, развернулась впрямь душа.

И клубочки хороши, ровно скатаны. Ай, да девицы, ай, да красавицы.

Хозяин. А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поплясать захотелось. Покажите свой талант.

Дети исполняют русскую народную пляску.

Слышен стук, чихание. Из-за печи показывается взрослый в расписной рубахе, парике – «Домовой».

Хозяйка. Милости просим, гость дорогой.

Проходи, повеселись с нами.

Домовой. Какой я вам гость?

Хозяйка. А, кто же ты? Что за «неведома зверушка»?

Домовой. А вот и врёшь. Я, можно сказать, век здесь живу. Дом, можно сказать, на мне держится. А они явились – да с песнями, да с инструментами! Где справедливость? Одним — все, а другим ничего?

Хозяйка. Зачем к нам пожаловали?

Домовой. Мне друг Нафаня прислал письмо: «Кузька, ты большой стал, домовитый, умный – учи скороговорки». А я один не могу справиться. Помогите мне, а то ничего что-то не получается.

Обращается к детям за помощью. Дети показывают свое умение произносить скороговорки.

1 ребенок. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

2 ребенок. Летят три пичужки

Через три избушки.

3 ребенок. Вёз корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

4 ребенок. Мамаша Ромаше

Дала сыворотки из-под простокваши.

Хозяин. Какие молодцы! Славно, славно у вас получилось! И у тебя, домовой, все получилось.

Домовой. Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?

Домовой приглашает детей поиграть в игру « Карусель». В центре зала устанавливается шест с разноцветными лентами. Дети берутся за ленточки и начинают бежать по кругу в соответствии с ускоряющимся ритмом русской народной мелодии. После 2 – 3 кругов бега музыка затихает, и на карусели приглашаются покататься другие дети.

Домовой. А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд –

Вы, смекалистый народ!

Без нее мы как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех подруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

Девочка. Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Дети под русскую народную мелодию играют на ложках.

Хозяин. Вот так ложки-веселушки,

Так и просятся в частушки.

1 ребенок. Лодырь да бездельник —

Им праздник и в понедельник.

2 ребенок. Ныне лягушки, завтра гуляшки,

Останешься без рубашки.

Хозяйка. Там, где песня льется, там легче живется!

Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.

Исполняется русская народная песня « Ой, вставала я ранешенько».

Хозяин. Как известно всем, подружки –

Мастерицы петь частушки

И вы, парни не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Дети исполняют частушки под русские народные мелодии.

Частушки.

Как гармошка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.


Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

Не хотела я плясать,

Стояла и смеялась.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

У березки, у сосенки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.


А у нас во дворе

Крякали утята.

А я с печки босиком

Думал, что девчата.

Я надену бело платье,

Буду в нем красавца,

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души.

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши.

Хозяйка. Веселил нас много раз

Русский танец перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Ребенок. Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать

А на этих посиделках

Русскую хотим плясать.

Мальчик и девочка исполняют русский танец .

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Домовой. И я есть хочу.

Хозяйка. Чем же, гости дорогие, вас угостить?

Домовой. Блинов хочу!

1 ребенок. Спасибо, хозяева, за добрые слова, но мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели…

Дети исполняют народную песню « Блины». По окончании песни Хозяйка достает блины из печи.

Хозяйка. Гости, будьте все здоровы!

Вот, блины мои готовы! (Угощает детей блинами.)

1 ребенок. Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

2 ребенок. Спасибо, хозяин с хозяйкой,

За веселье да за угощенье.

3 ребенок. Мы славно гуляли

На празднике нашем,

Нигде не найдете

Вы праздника краше.

4 ребенок. Так будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Хозяйка. Ну, повеселились, пора и нам за работу браться.

Хозяин. Пойду дрова рубить, воду носить, буду печь топить.

Хозяйка. До свидания, дети.

Хозяин. До свидания, взрослые.

Дети под музыку уходят из зала .

Булгакова С. заведующая,Лисенкова Т. старший воспитатель,

детский сад «Солнышко»,

п. г. т. Залегощь, Орловская область.

Развлечение по Народному творчеству для детей 1 смешанной, 2 смешанной групп.

На переднем плане русский терем, перед ним скамейки. Мальчики на скамейке, девочки в тереме. Выбегает мальчик.

1. Ото всех дверей

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись народ.

2. Открываются ворота

Выходи кому охота

3. А кому неохота

Тоже выходи.

(Из ворот выходят остальные мальчики, садятся на скамейку). Фома стоит перед теремом.

Стоит Фома посреди двора

Супротив терема высокого

Супротив крыльца широкого

Не тёсан терем, не тёсан,

Только хорошо раскрашен (имитирует игру на балалайке)

Заиграй – ка балалайка

Заиграй – ка позвончей

Дома ль Марья

Дома ль Дарья

Дома ли Катюшенька (из терема слышны голоса девочек)

«Мы туточки!» (выглядывают в окно )

Егор: Красны девицы гулять просятся

Выходите – ка красны девицы,

Выходите – ка красавицы

Себя показать

На народе поплясать

(Девочки под музыку выходят из терема, садятся на скамейку)

Русский народный хоровод «Мы на луг ходили» (средняя группа)

Ведущий: Красны девицы, послушайте загадки и отгадайте их.

1. Бел да не сахар (снег)

2. Висит груша нельзя скушать (лампочка )

3. Сто одёжек и все без застёжек (капуста )

Ведущий: А теперь вы – добры молодцы.

1. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает

Тот слёзы проливает (лук )

2. Без рук, без ног, а рисовать умеет ()

3. Сидит девица в темнице,

А коса на улице (морковь )

Ведущий: А теперь загадки для гостей:

1. Не огонь, а жжётся (крапива )

2. Не лает, не кусает и в дом не пускает (замок )

Ведущий: Так уж повелось на Руси, работали да песни пели. С песней и дело спорилось.

Песня « Во кузнице» (старшая группа)

Ведущий: Эй, девчонки – хохотушки,

Затевайте – ка частушки

Затевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей.

Распляшемся, разгуляемся

И частушечки пораспеваемся.

Частушки поют девочки

1. Эх топни нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

2. Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3. Едет трактор синенький

Тракторист красивенький

Я хотела ручку дать

Да за дымом не видать.

Ведущий: Услыхали ложки

Вытянули ножки

Да давай подпевать

Да давай танцевать.

Частушки поют мальчики

1. Балалаечка – гудок

Своё дело знает

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

2. Я плясал в 3 ноги

Потерял сапоги

Оглянулся назад

Сапоги мои лежат.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки

Таня с печки босиком

Думала подружки.

4. Сидит ёжик на берёзе

Белая рубашка

На головке сапожок

А на ноге фуражка.

Ведущий: Я сейчас буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте.

1. В гостях хорошо, а ……(дома лучше).

2. Маслом кашу ….. (не испортишь).

3. Делу время ….. (а потехе час).

4. Терпение и труд ….. (все перетрут).

5. Поспешишь ….. (людей насмешишь).

Ведущий: А теперь для гостей.

1. Сделал дело … (гуляй смело).

2. Что посеешь, … (то и пожнешь).

3. Без труда …(не вытащишь и рыбку из пруда).

Как у наших у ворот

Собирается народ

Все со скрипочками

Да с балалаечками.

Уж как сядем мы играть

Слушает вся улица

Петух и курица

Кот и кошка

Мой друг Ермошка

И я немножко.

«Оркестр» (подготовительная группа )

Ведущий: Красна песня ладом,

А сказка складом

Нашему празднику,

Как сказке приходит конец, а кто слушал молодец.

И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да пока вы пели, слушали

Огурцы на огороде зайцы скушали

Вот вам и не досталось.

Игра: «Гори-гори ясно»

1,2,3,4,5 собрались мы поиграть

А сорока прилетела

А кому водить велела?

Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Раздайся, народ!

Меня пляска берет

Пойду попляшу

На людей погляжу.

Ой вы гости дорогие

Нам похлопайте в ладоши

Чтобы лучше нам плясалось

Чтобы скуки не осталось.

Пляска «1,2,3,4 круг поуже, круг пошире».