Деревянные маски на стену и их значение. История ритуальных масок. Российский плазменный ракетный двигатель откроет путь к Марсу

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Лицевая маска. Народ: Марка. Страна: Мали. Кон. XX в. Дерево, медь.

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Виды африканских масок.

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Лицевая маска. Народ: Фанг. Страны: Габон, Камерун, Экваториальная Гвинея. Сер. XX в. Дерево.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Лицевая маска. Народ: Дан. Страны: Либерия, БСК. Сер. XX в. Дерево, каури, ткань, растительные волокна.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

  • Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.
  • Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.
  • Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.
  • Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.
  • Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.
  • Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

маска народности Макомбе, Мозамбик, 19в


Честно говоря, я мало что знаю об африканском искусстве. В нескольких музеях довелось посмотреть коллекции на эту тему, показались интересными. Особенно впечатлили маски, они все такие разные и удивительные: одни красивые, другие забавные, некоторые устрашающие, а некоторые даже напомнили мне лица инопланетян (ну как их традиционно изображают в голливудских фильмах). Решила восполнить пробел и при случае купила книгу «The Art of African Masks” (Искусство африканских масок). Вот, делюсь узнанным.


Искусство создания масок – древняя традиция племён Восточной и Центральной Африки. До сих пор маски используются в различных ритуалах и церемониях, как то: посвящение в мужчины, рождение, похороны, подготовка к охоте, сбор урожая. Маска обычно изображает определённых духов, животных или героев местной мифологии. Местные жители считают, что маски обладают огромной силой.

маски народности Йоруба, Нигерия, 19в


Так как маски используются в строго определённых целях, то и их форма определяется предназначением и не может меняться по прихоти создателя. Раз созданная маска, получив «одобрение» духов, должна оставаться неизменной. Исключение составляют особые случаи, когда мастер видит знак – дизайн новой маски во сне.
Большинство масок изготавливается из дерева, но может также использоваться металл и слоновая кость. Готовая форма маски дальше украшается орнаментом, бусинами, ракушками, перьями, семенами растений, ну короче всяким подходящим подручным материалом.

маска народности Ангос, Нигерия, 20в


Иногда маски покрывают всю голову, как шлем, иногда прикрывают только лицо, а иногда одеваются, как головной убор. Маски могут варьироваться в размерах – от маленьких до гигантских. Большие маски предназначаются для публичных церемоний и ритуалов, а маленькие служат амулетами.
Можно сказать, что сколько в Африке племён, столько и разновидностей масок.


Вот, например, одна из моих любимых – маска народности Куба, проживающих на территории Конго. Маска изготовлена из дерева, поверхность украшена орнаментом. Черты лица «прорисованы» разноцветными бусинами. Голова украшена ракушками. Эта маска изображает сестру Вута, прародителя людей Куба.


А вот эта масочка, напомнившая мне инопланетянина, создана народностью Сонгхей, проживающей также на территории Конго. Для резчиков Сонгхей характерно использование геометрическиз узоров, которые прорезаются в дереве, а затем раскрашиваются.


Вот эта, на мой взгляд очень красивая маска, принадлежит народности Чокве, проживающей на территории Конго, Анголы и Замбии. Эта девушка – прародительница Чокве и считается в племени идеалом женской красоты. Маска сделана из дерева, глаза покрыты золотом, в ушах – золотые серьги. Волосы изготовлены из растительных волокон.


Эта устрашающего вида маска создана народностью Ве, проживающей на территории Берега Слоновой Кости и Либерии. Эта маска называется гела, что в переводе означает древняя. Вырезанная из дерева маска украшена многочисленными рогами, ракушками, клыками, натуральным волосом и растительными волокнами.


Эта маска из Бенина очень элегантная. Она вырезана из слоновой кости и предположительно принадлежала бенинскому королю, который носил её на бедре. Обратите внимание на украшающий голову и шею орнамент. Это – бородатые португальские купцы, популярный мотив бенинского искусства. Португальцы появились в Бенине в 15 веке и принесли с собой много новых материалов и продуктов, поспособствовавших процветанию королевтсва. Таким вот образом бенинцы выразили свою благодарность этим торговцам.
В настоящее время африканские маски не только предмет для ритуальных церемоний, но и предмет коллекционирования для многих поклонников африканского искусства.

С недавнего времени вошла в моду привычка украшать домашние интерьеры масками: их привозят из экзотических путешествий, покупают в магазинах. Воспринимая маски как символ костюмированных маскарадов, к ним не относятся достаточно серьезно. Те, кто выбирают в дизайне помещения, отдают предпочтение так называемому африканскому самобытному искусству, не задумываясь над тем, что маски - это не просто обычное убранство для стен. А многие приобретают внешне понравившуюся вещицу, считая ее защищающим духом для жилища, ничего не зная о ее значении.

Доступ к потустороннему

Появившаяся еще в древности африканская маска играла чрезвычайно важную роль в мистических обрядах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу. Резное произведение искусства всегда представляло собой оккультный предмет, открывающий доступ к невидимому миру мертвых. В маски использовались, чтобы соединить между собой жизнь и смерть, они становились своеобразным ключом, открывающим дверь в потустороннее.

Основное значение - защита

Магический тотемный предмет имеет свой смысл и несет определенную информацию о культурных, религиозных традициях. Каждое племя было уверено в существовании параллельных миров, а духи делились на дружелюбных и враждебно настроенных. Те, кто хотел навредить, тщательно наблюдали за каждым из племени, пытаясь наслать болезни и несчастья. И тут на помощь приходила африканская маска, значение которой для ее создателя было одно - защита от темных сил путм их обмана. Считалось, что, если духи не видят лица, то и не могут причинить никакого вреда, и житель племени был под охраной тотемной вещи. Однако не все могли так защищаться от духов: маски, ставшие неизменным атрибутом власти, носили только посвященные и знатные мужчины, что только укрепляло их авторитет.

Разнообразие видов масок

Африканская маска была разных видов, чаше всего в ней присутствовали отверстия для глаз, намного реже делалась прорезь для рта. Держалась конструкция на шнурках, иногда участвующие в ритуальных обрядах придерживали ее зубами за внутренний стержень из дерева. Встречались такие маски, которые носились на лбу или надевались, как шлем до плеч, соответственно, их вес и размер разнились.

Применяемая в ритуалах африканская маска из дерева различных пород и изображающая животных была признана исследователями африканской культуры самой древней. Позднее ее уже делали странных геометрических форм, с чертами, напоминающими человеческие. Дерево щедро пропитывали маслом, чтобы маска не гнила, и долго ее полировали до блеска. На поверхность наносили яркие растительные краски, а для выразительности и устрашающего эффекта добавляли кожаные или металлические предметы, украшали пестрыми перьями и бусами.

Эволюция: от примитивного к реалистичному

С течением времени африканская маска эволюционировала, ее вырезали как воплощение духа, помогающего в различных областях. Надеваемая на лицо конструкция символизировала носителя силы, богатства, плодородия, с ее помощью вызывали дожди в засушливую погоду, просили о помощи в охоте. Для усиления выразительной функции и большего сходства с натурой даже вставляли настоящие зубы и клеили волосы. От упрощенных и грубых, словно вырубленных, изображений переходили к передаче талантливой реалистичности натуры. Маски могли нести отличающие племенные признаки в виде татуировок, орнаментов или причесок. А изображения вождей характеризовались явным портретным сходством.

Африканская маска избавлялась и от застывшего выражения, она стала воспроизводить целую гамму чувств - слезы, смех, иронию, угрозу. Отталкивающий злобный вид предполагал строгий запрет на пристальное рассмотрение изображения. Такие маски использовались в жертвоприношения, когда даже вскользь брошенный взгляд мог стоить жизни непосвященному в ритуал.

Не спешить с покупкой

Не стоит относиться к вырезанным маскам, как к свидетельству примитивной культуры африканцев, и приносить в дом столь яркое проявление их творчества. Причудливые образы, рождающиеся в руках мастеров, не всегда принесут счастье и удачу в жилище. Специалисты рекомендуют предварительно узнать значение масок, а затем принимать решение о покупке.

А вот африканская маска своими руками из папье-маше не навредит, она станет предметом гордости и передаст самого творца. Стилизованная яркая поделка - оригинальное украшение любого дома, которое не навлечет беды.

Моя работа заключается в создании историй через образы. Моя камера и Photoshop - мои самые большие союзники

"Моя работа заключается в создании историй через образы. Моя камера и Photoshop - мои самые большие союзники. Фотография была лучшим другом и увлечением ещё с подросткового возраста. Я никогда не думала, что то, что мне нравится делать больше всего в моей жизни, может стать моим образом жизни. До сих пор. Я могу сказать, что я посвящаю себя фотографии со всей страстью, которая во мне есть, потому что я не могу жить без нее, и мне было бы очень трудно быть счастливой без камеры в руках.

Мне нравится твердая поверхность панелей, и, чтобы создать свои гиперреалистические картины, я использую несколько тонких слоев краски

"Все мои картины выполнены акриловыми красками на деревянных панелях. Мне нравится твердая поверхность панелей, и, чтобы создать свои гиперреалистические картины, я использую несколько тонких слоев краски. Также я использую сочетание марок акриловых красок "Golden" и "Liquitex" и очень маленькие кисти! Я сильно нажимаю на кисти, и поэтому они не долго сохраняют необходимую жёсткость. Я могу тратить где-то от двух недель до месяца на одну картину, в зависимости от размера и деталей.

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Типология африканских масок

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.

Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.

Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.

Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.

Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.

Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

В галерее "Афроарт" вы можете