День всех святых в мексике. День мертвых - праздник в мексике. Хеллоуин и День мертвых

Фото: Ivan Diaz / Unsplash

Кладбище было видно издалека, за пару километров. Из мексиканского городка Сан-Луис-Рио-Колорадо, расположенного на границе с американской Аризоной, мы выехали уже затемно, и весь путь за окнами лишь чернела в полной тишине суровая пустыня Сонора. Одинокий некрополь за городской чертой сегодня, в День мертвых, выглядел настоящим островком жизни, освещенный прожекторами и окруженный автомобилями; из-за ограды доносилась совсем не траурная музыка, крики детей, смех, лай собак и даже, кажется, позвякивание пивных бутылок. (Собственно, чему удивляться, если в нашем багажнике тоже был припасен ящик пива?)

2 ноября застало меня в гостях у мексиканских друзей в совсем не туристическом месте. На севере Мексики, который считается более американизированным, чем юг и центр, по случаю Дня мертвых не устраивают городских карнавалов. Но традиции соблюдают: 1 ноября, в «День ангелочков», когда поминают усопших детей, у дома моих друзей выстроились в очередь, кажется, все дети Сан-Луиса — семья устроила tricky-tricky , ритуал угощения детей сладостями, который мексиканцы позаимствовали у Хеллоуина, слегка подкорректировав его оригинальное, трудно выговариваемое название treat-or-trick . Женщины предстали в традиционном для Дня мертвых образе Катрины, символа смерти — в черных платьях и шляпах с вуалью, с разрисованными под черепа лицами (надо заметить, что специальный для этого случая грим в Мексике делают весьма качественный — оттереть «маску смерти» удалось лишь утром).

На следующий день подруга предложила поехать вместе на кладбище — у ее приятеля месяц назад умер отец, и он собирался отметить День мертвых там. С приятелем мы были знакомы шапочно, он совсем не говорил по-английски, а я очень плохо изъяснялась по-испански, но ссылаться на страшную внутреннюю неловкость в такой праздник было глупо. При том, что мысль о танцах на могилах все еще приводила меня в ступор, хотелось уже пройти этот тест на открытость к чужим культурам.

Фото: Мария Желиховская

Традиция празднования Дня мертвых в Мексике уходит корнями в доколумбово прошлое и тесно связана с культурой народов Мезоамерики — ольмеков, тольтеков, ацтеков, майя. Всех их объединял своеобразный культ вокруг смерти: кладбищ в привычном понимании не было, и покойников хоронили прямо под жилыми домами. Эта практика в буквальном смысле сближала живых и мертвых: могилы не замуровывали, родственники регулярно «навещали» покойников и приносили им подношения. Усопшие воспринимались как посредники между миром жизни и смерти.

Ацтеки верили, что эти две ипостаси — естественные силы, приводящие мир в движение, необходимые составляющие регенерации. Ведь чтобы добыть пищу, нужно было убить животное или растение — а значит, что смерть давала жизнь.

Индейцы верили, что у человека есть три души, каждая из которых могла отправиться в загробную жизнь, превратиться в божественную силу или же остаться меж двух миров, чтобы придавать силы оставшимся в живых любимым и близким.

Многие из ацтекских ритуалов в честь мертвых — например, почитание богини смерти Миктлансиуатль, которую изображали в виде женщины с черепом вместо головы, курение благовоний, подношения усопшим еды и подарков ofrendas — стали важной частью празднования Дня мертвых. Но, конечно же, в современном виде этот праздник оформился в результате смешения доколумбовых и испанских католических практик, которые, как это ни парадоксально, гармонично дополнили друг друга. Например, на индейское изображение смерти в виде черепа прекрасно наложился популярный сюжет религиозной испанской живописи Danza Macabra («Танец смерти»), в котором смерть рисовали танцующей с живыми. Испанцы поощряли проведение индейцами ритуалов почитания покойных в католические праздники — День всех святых и День всех душ, которые отмечали 1 и 2 ноября (до этого индейские торжества в честь мертвых проходили в августе).

В начале 1900 гг. власти уже независимой Мексики объявили День мертвых официальным праздником, чтобы объединить нацию на фоне царивших политических разногласий. Так фиеста, традиционная для юга страны, распространилась по всей ее территории и в конечном счете стала привлекать в страну сотни тысяч туристов. Десять лет назад, в 2008 г., День мертвых был внесен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.

Фото: Мария Желиховская

Пытаясь мысленно сложить все известные испанские слова сочувствия в более-менее стройные фразы, пока мы шли с парковки, я испытывала странную смесь страха перед чужим горем и собственным ханжеством. Восемь лет назад внезапно умер мой собственный отец, и воспоминания о не покидавшей меня целый год после этого депрессии плохо вязались с мыслями о том, что в таком состоянии можно общаться с любопытствующими и видеть вокруг праздник. На кладбище Сан-Луиса было действительно весело: прежде чем найти нашего приятеля, нам пришлось пробираться сквозь охапки цветов, целые оркестры нортеньо и множество людей у могил — они громко разговаривали, ели, выпивали. Наш знакомый сидел в большой компании родственников и был во всех смыслах навеселе. Нас принялись крепко обнимать, немедленно налили пива и положили на тарелки тамалес.

Фото: Мария Желиховская

«Если не поставить мертвецу свечку, то ему придется поджечь собственный палец, чтобы найти дорогу домой», — гласит распространенное среди индейцев южной Мексики поверье. Dia de Muertos — это не просто повод помянуть покойников. Считается, что в этот день усопшие приходят домой, чтобы навестить своих родственников — а те, в свою очередь, должны как следует позаботиться о том, чтобы возвращение, пусть и временное, стало легким и приятным. Для этого в домах, а в некоторых городах на площадях и кладбищах сооружают алтари с фотографиями умерших родственников. Оформляют их с большой фантазией, украшают цветами — розовой целозией, белой гипсофилой, красными гвоздиками и доставшимися в наследство от ацтеков ярко-оранжевыми бархатцами cempasúchil . Из их лепестков насыпают дорожку до алтаря от порога дома или двора, которая покажет нужный путь покойному. На алтарь ставятся подношения — ofrendas .

Традиционно алтарь должен содержать четыре стихии: воду, чтобы утолить жажду усопшего во время долгого пути из царства мертвых Миктлана; огонь (свечи), чтобы освещать путь на землю; ветер, который символизируют гирлянды из цветной резной бумаги papel picado , чтобы создавать прохладу, и объединяющую мертвых с живыми землю, которую олицетворяет еда. Обычно это сладкий дрожжевой «хлеб мертвых» pan de muerto , тамалес — мексиканские «пельмени» с начинкой из мяса и кукурузной муки, сваренные в листьях кукурузы или банана, горячий кукурузный напиток атолле, фрукты, шоколадный соус моле, а также сладости в виде сахарных черепов. Впрочем, на алтаре можно обнаружить практически все, что любил покойный, вплоть до банок кока-колы, сигарет и бейсбольных футболок! Благовоние также является частью традиции, и для этого еще со времен ацтеков используют копал — смолу, выделяемую тропическими деревьями семейства бобовых.

Фото: Мария Желиховская

Но все же главные и самые тиражируемые символы Дня мертвых — это художественное изображение черепа, которое называют калавера, и Катрина, скелет в женском платье и шляпе. У этих образов, считающихся народными, на самом деле есть автор — мексиканский художник-карикатурист Хосе Гуаделупе Посада. Именно он превратил изображение скелета в произведение искусства, рисуя для журналов и газет калаверы в образах людей, в том числе политиков. В 1910 г. Посада напечатал литографию под названием La Calavera Garbancera — «Элегантный скелет». Рисунок изобличал даму, стесняющуюся своих индейских корней, одетую по французской моде и с обильным гримом, чтобы казаться белее.

В 1948 г. Диего Ривера, считавший Посаду своим вдохновителем, написал свою знаменитую фреску «Сон о воскресном вечере в парке Аламеда», посвященную колониальной истории Мексики, на которой процитировал сатирический рисунок Посады, дав его героине имя La Catrina (на сленге того времени — название дорого одетого богача). С тех пор Катрина и калавера стали одними из самых популярных образов мексиканской идентичности.

Несмотря на то, что главная традиция Дня мертвых — посещение кладбища, которое превращается в вечеринку, в разных штатах и городах существуют свои обычаи. В Мехико с недавних пор проводят карнавал, а в университетском городке сооружают самый большой в стране алтарь и славят местного индейского святого, ребенка-пилигрима Niño Pa . Оахака славится традицией calenda — уличным шествием с куклами-марионетками, танцорами и музыкой. В Мичоакане танцуют La Danza de los Tecuanes — «Танец ягуаров», изображающий охоту на этих животных, и La Danza de los Viejitos — «Танец маленьких старичков», в котором одетые под стариков подростки сначала ходят, согнув спину, а затем неожиданно подпрыгивают и начинают энергично двигаться. А индейцы пурепеча, населяющие северо-запад этого штата, готовятся к празднику за несколько недель: молодые парни, tatakeres , отправляются, нередко нелегально, на плантации выкапывать бархатцы или в лес — рубить деревья для сооружения алтарей на деревенских площадях. В городке Сан-Мигель-Де-Альенде, штат Гуанахуато, проводят красочный четырехдневный фестиваль La Calaca , посвященный черепам, а в Гвадалахаре устраивают фестиваль на кладбище Белен и кажется, что все до единой местные жительницы одеваются Катринами! В Чьяпасе в деревне Сан-Хуан-Чамула, где живут индейцы цоцили, наименее ассимилировавшиеся после конкисты, устраивают фестиваль K’Anima , во время которого местные жители звонят в церковный колокол, веря, что этим привлекают души умерших, а затем отправляются на кладбище играть на арфах и гитарах. В Сан-Себастьяне, штат Юкатан, устраивают фестиваль Mucbipollo — так называют цыпленка, приготовленного в земляной печи в соусе из помидоров и кукурузной муки.

Но самый экстравагантный обычай практикуют в городке Помуч в штате Кампече, который населяют индейцы майя. Здесь через три-четыре года после похорон покойников вынимают из могил, а накануне праздника в буквальном смысле моют им кости. На это занятие уходит почти сутки, затем останки складывают в деревянные ящички и несут на кладбище, где для их хранения есть специальное место. В День мертвых их вынимают, выкладывают на алтарь, завернутые в салфетки с красиво вышитыми узорами и именами усопших, и ставят рядом подношения.

Фото: Мария Желиховская

Минула полночь, но веселье на кладбище не утихало. Все-таки мексиканский синкретизм работает удивительным образом. Традиционное испанское стоическое отношение к смерти, концепция печали земного существования и пользы страдания здесь так и не прижились. Даже умерших близких мексиканцы называют уменьшительно-ласкательно — muertitos . В стране, где не сработала инквизиция, не принято вызывать смерть на поединок; здесь скорее потреплют ее по плечу, выпьют с ней текилы и пойдут дальше радоваться жизни.

Гости приходили и уходили, и могила отца нашего приятеля обросла горкой пластиковых тарелок и стаканчиков. Плиты ограждали друг от друга лишь бордюрные камни, и это создавало впечатление большого общего застолья. Вдоль дорожки, неистово визжа, катались на роликах дети, малопонятная испанская речь сливалась с музыкой, и в какой-то момент я обнаружила, что притопываю в такт. Отец, шутивший всегда и при любых обстоятельствах, наверняка потрепал бы меня за шею и улыбнулся. И вообще уже казалось, что оба они — и отец нашего приятеля, и мой собственный — должны сидеть где-то рядом. За соседним «столом». Пить пиво, шутить, смеяться и не бояться языкового барьера.

И на душе вдруг стало неожиданно легко.

Пока часть планеты активно готовится к Хэллоуину, в Мексике прошел парад-подготовка («Ла Катрина») в честь другого удивительно «страшного» и очень самобытного праздника Dia de Los Muertos - «Дня Мёртвых».

Рассказываем, что это за дичь и чем интересен праздник. Поехали.

1. День Мертвых – многовековая традиция, которую не смогли искоренить

История праздника восходит к индейцам майя и ацтекам. Их вера была тесно связана с ритуалами смерти и воскрешения. Местные жители (до завоевания Мексики испанцами) часто держали в домах настоящие черепа умерших, как символы смерти и воскрешения.

Каждый год ацтеки устраивали настоящий месяц жертвоприношений (современный август), в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице - богине Миктлансиуатль.

Индейцы верили, что смерть только знаменует переход человека из одного состояния в другое. Другими словами, смерть для них – лишь трансформация, после которой жизненный путь не заканчивается.

Несмотря на то, что коренное население Центральной Америки принудительно обратили в католицизм, искоренить сильную традицию не удалось. Не помогло ни 500 лет католической пропаганды, ни скрещивание с религиозным календарем, ни мягкая интеграция в христианские каноны.

Все что удалось католической церкви – сдвинуть праздник на первый день ноября, когда церковь отмечает День всех Святых. Так себе достижение.

День Мертвых остался самобытным языческим праздником, со своими символами и традициями.

2. Современная интеграция и символ Дня Мертвых

В современном обществе символом Дня Мертвых стала цинковая гравюра «Калавера Катрина» мексиканского художника Хосе Гуадалупе Посады. Он изобразил женщину с лицом скелета в одежде высшего общества и назвал ее «La Calavera de la Catrina», показывая, что богатые и модные так же смертны, как и все остальные.

Фигурки Катрины стали неотъемлемым атрибутом праздника и отличным мексиканским сувениром.

Считается, что именно так должна была выглядеть та самая Миктлансиуатль, в честь которой индейцы совершали жертвоприношения.

3. У мексиканцев с детства абсолютно дружеские отношения со смертью

Современные мексиканские дети с юных лет видят изображения Катрины, играют в скелетов, едят шутливые пирожные в виде гробов и черепов. Дичь! Но таким образом, маленькие мексиканцы не бояться представления смерти, для них она абсолютно обычна.

4. Мексиканцы отмечают праздник два дня подряд

День мертвых отмечают два дня подряд 1 и 2 ноября. Считается, что именно в эти дни души покойных родственников навещают родной дом. Мексиканцы 1 ноября общаются с душами умерших детей, а на следующий день – с душами взрослых родственников.

  • 1 ноября - День маленьких ангелов (Día de Angelitos), когда почитают усопших детей и младенцев
  • 2 ноября - Día de los Muertos – день, когда поминают умерших взрослых

Никакого траура и дней скорби. Считается, что этот праздник – отличный повод посмеяться над смертью и активно наслаждаться жизнью.

5. Традиции, которые могут шокировать

Ко Дню Мертвых мексиканцы готовят ярко украшенные цветами алтари в память об умерших родственниках.

На постаменты кладут любимые вещи, еду, напитки почившего родственника, сладости, зажигают свечи. Считается, что душа умершего родственника должна вспомнить вкус земных блюд. Многие выставляют алтари прямо на улицах, проводятся конкурсы(!) на определение лучшего пьедестала.

Также алтари можно увидеть в офисах, общественных местах на улицах и площадях городов.

Традиционная выпечка к празднику – Pan de muerte (Хлеб Мёртвых) – посыпанная сахарным песком булка, сверху которой впекается хлебный шарик, символизирующий череп. Этакий мексиканский «кулич для мертвых».

Кульминация праздника - посещение кладбища. Мексиканцы устраивают там шумные вечеринки с песнями и танцами. Также ведутся долгие беседы с усопшими родственниками и вспоминаются веселые факты из жизни умершего.

6. Города мертвых. Не страшные

В дни праздника его символы (черепа и скелеты) рисуются практически везде. Чаще всего они улыбаются и выполнены в ярких праздничных цветах.

В преддверии праздника в магазинах в виде сладостей и десертов можно обнаружить разнообразные вариации скелетов, черепов и гробов.

Кроме того, продаются масса тематических украшений сувениров и других атрибутов праздника.

В крупных городах организуются зрелищные уличные шествия, шумные карнавалы, импровизированные выставки и ярмарки, в маленьких - кладбищенские пикники.

7. Голливуд и «День Мертвых»

«Мертвые» карнавалы не раз обыгрывались в голливудских фильмах. Один из самых известных – вступительная сцена в последнем фильме о Джеймс Бонде «Спектр». Экзотический антураж и эффектная постановка.

В ноябре на большие экраны выйдет новый красочный мультик студии Pixar «Тайна Коко» (Coco), в которой обыгрывается столь необычный праздник.

«День Мертвых»- это неотъемлемая часть жизни каждого мексиканца*.

Мексиканский поэт Октавио Пас однажды сказал: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Каждый сходит с ума по-своему.

*Праздник популярен во многих странах Латинской Америки: Эквадоре, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре.

Кстати, в 2003 году праздник «День Мертвых» был внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.

Это вам не попсовый Хеллоуин.

Интересные материалы:

Публикация от Os, the hermit crab 🦀 (@droswito) Окт 24 2017 в 8:43 PDT

Публикация от Viajes Bazal (@viajes_bazal) Окт 24 2017 в 7:09 PDT

Публикация от David Fernando López (@davidfernando.lopez) Окт 23 2017 в 11:50 PDT

Публикация от Obturador MX (@obturadormx) Окт 23 2017 в 7:08 PDT

Публикация от VIVA! MEXICO (@vivamexico.collection) Окт 23 2017 в 3:23 PDT

Существует одна таинственная и древняя традиция, внесенная ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества и вдохновившая многих художников, историков и антропологов, наблюдавших ее. Это День мертвых в Мексике. Узнайте больше об этой волшебной дате, а также о том, где лучше всего встретить этот праздник.

Истоки Дня мертвых восходят к доиспанским временам. В древних мексиканских культурах ацтеков, майя, пурепепеча и тотонака идеи жизни и смерти всегда были взаимосвязаны, одна не могла существовать без другой. Исходя из этого возникло множество обычаев.

Например, индейские народы сохраняли черепа умерших и использовали их в своих церемониях как символы смерти и перерождения. Смерть присутствовала во всех формах самовыражения и эта традиция сохранилась до сих пор.

Во времена ацтеков праздник отмечали на протяжении месяца в августе. Богиня Миктлансиуатль была королевой мертвых, аналогом нынешней Катрины (женского скелета, олицетворяющего смерть). Фестиваль был посвящен памяти ушедших родственников и детей.

Когда в XVI веке сюда прибыли испанские конкистадоры, они отнеслись к празднику с уважением, но перенесли ее на начало ноября, что совпадало с католическим Днем Всех Святых.

День Всех Святых наступает сразу после Хеллоуина, празднества, произошедшего от кельтского Самайна, также связанного с мертвыми. Таким образом, испанские евангелисты объединили все эти традиции, из которых и получился современный День мертвых.


Тем не менее празднования в разных регионах страны отличаются друг от друга. Поскольку Мексика — мультикультурное государство, то каждый город, народность и социальная группа добавляет ко Дню мертвых собственные элементы. Именно поэтому его нельзя назвать единым католическим праздником, это скорее результат смешения европейской и коренных культур, которых на территории страны неисчислимое множество.

Согласно верованиям, души детей возвращаются в наш мир 1 ноября, но основные празднования проходят на следующий день, когда приходят души взрослых. Ранним утром семьи идут на кладбища, чтоб украсить могилы родственников поразительными алтарями, которые, по преданиям, помогают душам вернуться на верный путь.

Алтари и могилы украшают свечами и цветами календулы, чтоб души не блуждали в темноте. Также мексиканцы приносят предметы, связанные с покойными: любимые игрушки детей, картины, любимые блюда, напитки, цветы и т. п.

Зачастую на алтаре можно найти сахарные черепа с именами умерших и традиционный “хлеб мертвых”, который сделан из сладкого теста с полосками, символизирующими кости. Многие семье также устанавливают алтари дома и там чествуют своих покойных близких.

Кроме того, мексиканцы пишут стихи-калаверы, в которых Катрина высмеивает живых, отмечая их недостатки, и обрекает их на смерть. Каждый год в газетах печатают стихи, посвященные политикам и прочим знаменитостям.

В целом отношение к смерти в Мексике многогранно. Она торжественна и празднична, и несмотря на многочисленные шутки, к смерти относятся с уважением и религиозным почтением. Все это можно увидеть во время Дня мертвых.


В Мехико праздник принято отмечать с размахом, и лучше всего делать это в Сан-Андрес-Мишкик или Сочимилько. Первый — это маленький и древний городок к югу от столицы. На местное кладбище 1 и 2 ноября съезжаются тысячи людей со свечами, цветами, сахарными черепами и вкусной едой. Для поднятия настроения с ними приезжают и марьячи. Мексиканцы открывают двери домов, чтоб души умерших могли проникнуть в помещение и утешиться алтарями в свою честь.

В Сочимилько проходит прекрасное представление, насладиться которым можно с борта традиционной деревянной лодки трахинеры.

Вечером нужно проплыть по каналам к маленькому острову, на котором играют популярную мексиканскую легенду про Плакальщицу. По пути вы увидите, что дворики домов украшены свечами и яркими алтарями, и услышите ароматы цветов и “хлеба мертвых.


Помимо прочего, алтарями украшены улицы, площади, музеи и церкви. В это время проходит множество конкурсов на лучший алтарь и разного рода выступлений. В начале ноября всю Мексику заполоняют Катрины, цветы календулы, разноцветные флажки, черепа, скелеты и прочие предметы, связанные с праздником.

И это лишь несколько причин, по которым не стоит пропускать древнее празднество в столице Мексики. Это один из самых сюрреалистических фестивалей мира, самый оживленный праздник смерти не нужно пытаться представить, его стоит видеть.

А вы бывали когда-нибудь на дне мертвых в Мексике? Расскажите об этом в комментариях к статье.

И подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропустить следующую интересную статью.

Есть страны, в которых к смерти относятся с юмором. Мексика - наверное, самая яркая из них. Исторически сложилось так, что здесь смерть рассматривают немного с другой стороны, нежели в типичной Европе, к примеру. Для мексиканцев смерть - это не конец, а начало. Поэтому усопших здесь не поминают и не оплакивают. Один раз в год их встречают с радостью на лице. В этот день все переворачивается с ног на голову: день меняется с ночью, город заполняют люди, облаченные в костюмы мертвецов, а кладбище становится наиболее посещаемым местом. Так проходит праздник мертвых в Мексике. Как называется это действо? Возможно, вы уже слышали эту фразу: Dia de los Muertos. А теперь давайте поближе познакомимся с этим бесшабашным мероприятием и попробуем разобраться, в чем его философия.

История

Праздник мертвых в Мексике уходит своими корнями во времена ацтеков и майя. В системе их верований смерть обретала вид некого ритуала, как и воскрешение. Еще до того, как Мексику завоевали испанцы, в домах у ацтеков хранились черепа их усопших родственников, которые активно использовались в ацтекских церемониях.

Летом ацтеки выделяли целый месяц, на протяжении которого устраивалась череда жертвоприношений. Тем самым они отдавали дань мертвым и вообще загробному миру с его владычицей - богиней Миктлансиуатль.

Первые завоеватели Мексики заметили, что ацтеки насмехаются над смертью в своих обрядах. Эти ритуалы были признаны кощунственными, и против тех, кто их применяет, начали вводить санкции. Коренное население Центральной части Америки по принуждению обратили в католицизм, однако древние традиции остались неизменными. Правительству удалось сократить период жертвоприношений и разгула ритуального действа до нескольких дней. Однако оно так и не смогло заменить радость людей на скорбь, а череп, который является главным атрибутом праздника мертвых, на крест. Что стало основанием для такого события, как праздник мертвых в Мексике: миф или действительность, сложно утверждать. Одно известно точно - этот день объединяет миллионы людей.

Когда проходит праздник?

Древний языческий праздник постарались по максимуму подстроить под христианский канон. Раньше его отмечали в 9-й месяц ацтекского календаря, но позже перенесли на 1-2 ноября. В этот день католики отмечают День усопших и Иногда праздник мертвых в Мексике начинают праздновать 31 октября. Так как данное действо имеет статус национального праздника, государственные предприятия и школы в эти дни не работают. Праздник условно делят на День маленьких ангелов (1 ноября) и собственно сам День мертвых (2 ноября). В первый день почитают усопших младенцев и детей, а во второй - взрослых.

Традиции

Согласно мексиканским верованиям, мертвые не уходят навсегда, а продолжают жить в загробном мире, который называется Миктланом. Поэтому смерть для них - такой же праздник, как и рождение. По сути, она и есть рождением, но уже в ином обличие. Мексиканцы считают, что раз в год усопшие приходят в свои дома, чтобы навестить родственников, заняться любимыми делами и ощутить прелесть жизни.

В к Дню мертвых начинаются готовиться за несколько месяцев. В учебных заведениях и всякого рода сообществах делают костюмы, маски и ростовых кукол. Музыканты готовятся к выступлениям, алтари преображаются, а цветочные компании получают крупные заказы.

Алтарь и подношения

Символической дверью между миром живых и мертвых считается алтарь, выполненный из желтых бархатцев. Алтари устанавливают повсеместно, чтобы через них души усопших могли попасть домой. В последние годы, их можно встретить даже в школах, магазинах, ресторанах, больницах, на центральных улицах и в прочих людных местах. Бархатец в этой связи часто называют цветком мертвых.

К алтарю возлагают различные подарки: свечи, игрушки, фрукты, тамале (национальное блюдо из кукурузной муки) и прочее. Обязательными атрибутами считается вода (усопших мучает жажда после долгих путешествий) и сладкий «хлеб мертвых».

К празднику женщины готовят любимые блюда умершего родственника и заправляют кровать, чтобы он мог отдохнуть. Семья и друзья собираются вместе, чтобы с радостью встретить покойного.

Черепа и скелеты

Когда приближается праздник мертвых, в Мексике все заполняется его символами - черепами, скелетами и гробами. На любом прилавке можно встретить эти атрибуты в виде шоколадок, статуэток, брелоков и прочей мишуры. На витринах их часто укладывают в виде пирамид, цомпатли. Цомпатль - стена из черепов побежденных врагов, символизирующая неразрывную связь живого и мертвого.

Черепа и скелеты в этот праздник можно увидеть буквально везде: на дверях, стенах, асфальте, одежде и даже коже. Если вам в День мертвых подарят гроб с вашим именем, не обижайтесь - вам от всей души желают всего наилучшего. Такие подарки дарят близким и дорогим душе людям.

"Калавера Катрина"

Еще один интересный символ, которым может похвастаться национальный праздник мертвецов в Мексике. Представляет собой скелет, одетый в богатые женские наряды с широкополой шляпой. Фраза «Калавера Катрина» дословно переводится как «Череп Катрины». Часто этот символ называют «черепом модницы». Многие местные жители считают, что именно так выглядит богиня мертвых. Но в действительности данный символ стал известен из гравюры La Calavera de la Catrina 1913 года, которую выполнил художник Хосе Гуадалупе Посад. Таким образом он хотел проиллюстрировать, что даже самые богатые и успешные однажды станут жертвами смерти. Так или иначе, образ Катрины со временем прочно закрепился в статусе одного из главных символов такого мероприятия, как праздник мертвых в Мексике. Макияж у женщин в этот день часто символизирует ту самую Катрину.

Поход на кладбище

В этот праздник на парковках около кладбища практически нереально найти свободное место. Сюда приезжают целые семьи, чтобы поухаживать за могилами родственников, усыпать их букетами бархатцев, украсить свечами, принести любимые блюда и напитки покойного. Здесь же организовываются пикники и танцы под национальную музыку.

Вечерний поход на кладбище для мексиканцев является не грустным событием, а настоящим праздником. Они встречаются здесь с родственниками, веселятся и просто хорошо проводят время. Вокруг каждой могилы идиллия: мужчины душевно беседуют, женщины накрывают стол, старшие рассказывают младшим забавные истории из жизни, дети играют, и никто не боится того дня, когда смерть настигнет и его.

Парад мертвецов

Задушевные ночные посиделки на кладбище больше распространены в небольших городах. В мегаполисах же чаще устраивают настоящие карнавалы. Праздник мертвых в Мексике, фотографии которого поражают уровнем организации, проходит с большим размахом. Город, пустующий днем, с приходом ночи заполняется оркестрами. Классические и народные музыкальные инструменты создают колоритную атмосферу, которая, как считают местные жители, поднимает мертвых из могилы. По крайней мере, живых она вдохновляет на танцы до утра.

За бродячими оркестрами образуются огромные группы людей. Большинство из них наряжаются в красочные наряды и атрибутику, которой славится праздник мертвых в Мексике. Маски, которые можно встретить на людях в этом день, в основном олицетворяют смерть. Но все они, равно как и сувенирные черепа, наделены широкой искренней улыбкой. Шествие не имеет четкого направления и расписания. К нему может примкнуть любой желающий. Карнавал пленяет весь город, но с приходом рассвета 3 ноября он затухает на целый год.

Региональные отличия

Только представьте: на сегодняшний день в некоторых городах День мертвых затмевает по своему размаху Рождество. Однако в каждом из городов праздник встречают по-своему и с разным масштабом. К примеру, в городе Оахака-де-Хуарес, главным событием дня считается карнавальное шествие. Тем временем в долине Мехико больше всего ресурсов тратят на украшение домов и алтарей.

В городе Помучь соблюдают традиции доколумбовых времен. Здесь ежегодно эксгумируют тела усопших родственников и очищают их от плоти. В районе Тлахуак чтят древние сельские традиции и устраивают пышные гуляния на кладбищах. В Окотепеке в огромном количестве проводят жертвоприношения. А дороги от домов, где за последний год умерли люди, до кладбища усыпают лепестками цветов.

Сходство с Хэллоуином

Главный праздник в Мексике, День мертвых, проводится приблизительно в то же время что и Хэллоуин, и имеет с ним ряд сходств. Оба праздника зарождались во времена ранних культур и однажды, так или иначе, смешались с христианской верой. День мертвых, равно как и Хэллоуин, основан на вере в то, что мертвые возвращаются в наш мир. Атрибутика праздников, всецело напоминающая о смерти, также имеет общие черты.

Однако есть в этих двух мероприятиях существенное отличие. Хэллоуин символизирует страх перед смертью. Он изобилует персонажами с отрицательной репутацией: ведьмами, вампирами, демонами, зомби и так далее. Маски в Хэллоуин надевают для того, чтобы злые создания принимали людей за своих и не причиняли им вреда. В День мертвых все наоборот - умерших приветствуют, а смерть воспринимают как рождение чего-то нового, светлого и великого.

День мертвых настолько популярен во всем мире, что даже в странах бывшего СНГ делают татуировки с его атрибутикой. Чаще всего на теле изображают ту самую Калаверу Катрину, которую многие считают воплощением Миктлансиуатль.

Заключение

Сегодня мы познакомились со столь необычным праздником, как мексиканский День мертвых. Однозначно философия мексиканцев касательно смерти заслуживает внимания и, по крайней мере, заставляет задуматься о том, что, возможно, наш страх перед смертью сильно преувеличен. А усопшим, возможно, было бы гораздо приятнее видеть улыбки на лицах своих родственников, а не скорбь.

El dia de los muertos - очень древняя традиция, связанная еще с до испанской культурой. У ацтеков был сходный праздник в честь детей и умерших, главной фигурой на котором была Госпожа Мертвых - Миктекацихуатль. У индейцев поминальный день приходился приблизительно на июль-август, но после завоевания Южной Америки испанские священники решили, следуя излюбленной методе, переместить его на начало ноября - День Всех Святых. Таким образом, по их задумке, языческий фестиваль должен был трансформироваться в христианский. Однако задавить мощную аборигенскую культуру, как обычно, не удалось: перенос-то состоялся, но способы празднования по-прежнему несли на себе печать язычества. В частности, поминают мексиканцы вовсе не святых, как планировали церковники, а покойников.

Этот праздник празднуется в течение двух дней. Первый день называется "Día de los Angelitos" (День Ангелочков) и посвящен поминовению маленьких детей. Для взрослых отведено 2-е ноября - это и есть, собственно, День Мертвых. На второе число приходятся все основные события. Именно тогда устраиваются уличные шествия - особенно в маленьких городках и деревнях. Характер празднования может быть очень разным: в некоторых областях страны резиденты организуют мрачно-торжественные факельные процессии, типа похоронных, в других предпочитают бурлескное веселье, яркие краски, танцы и песни.

В День мертвых обязательно сделать 2 вещи - посетить могилы близких родственников и пригласить их души в дом. Оба события связаны с потреблением вкусного и горячительного (видно, не зря слово "spirit" означает не только «дух», но и «спирт»). Кладбища становятся местом пикников, где встречаются знакомые семьи. Кроме живых в банкете незримо принимают участие те, кто успел перейти в другой мир - это никого не смущает и не страшит. Пища здесь, как правило, калорийная и обильная: мясные блюда с пряными и острыми приправами, шоколадные напитки, печенья, сладости в форме черепов или животных и особый вид хлеба под названием "pan de muerto", в состав которого обязательно входят яйца. Кое-где в такой хлеб запекают маленький череп (обычно - из пластика): считается, что человеку, которому он попался, будет счастье. Могилы щедро украшают цветами (желательно - яркими и большими, вроде хризантем); тут же раскладывают сигареты, алкогольные напитки и разные деликатесы.


Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.

В доме устраивают особый поминальный алтарь, на который кладут вещи, привлекательные для покойника. К таким предметам традиционно относится, опять же, еда, цветы, ароматические свечи, а также все то, что связано с памятью об почившем родиче: его фотографии, дипломы, одежда, украшения, безделушки и проч. Желательно, чтобы эти штучки были связаны с каким-то приятным моментом земной жизни. Все это делается для того, чтобы привлечь покойного в дом, где он сможет временно воссоединиться с семьей. В некоторых районах Мексики, где традиции особенно сильны, живые даже выкладывают для мертвых дорожку из лепестков, которая ведет в дом - прямо к алтарю.


Как и всякое большое событие, День Мертвых породил особую индустрию. В магазинах выставлены для продажи многочисленные кладбищенские аксессуары, вроде декоративных картонных черепов, мрачного вида фонариков, страшных костюмов, пластиковых скелетов и леденцов. Все это можно дарить знакомым, получая в ответ что-то подобное.

В Мексике вообще интересное отношение к смерти и чтобы понять, почему вся Мексика так радуется по столь мрачному поводу, необходимо знать, как жители этой страны относятся к «Разрушительнице наслаждений и Разлучительнице собраний». В мексиканской, да и во многих других культурах, смерть это не конец, а всего лишь состояние между разными жизнями, а череп символизирует иную жизнь и реинкарнацию. Это значит, что смерть это не полное ваше уничтожение, а лишь переход в новое состояние после вашей физической жизни. Лучше всех об этом сказал писатель Октавио Пас, заметивший, что «мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею... это его любимая игрушка и непреходящая любовь».

В городе Агуаскальентес, находится музей – museo de los muertos (Jardin del Estudiante, 10.30-18.30 ma-do), посвященный всему тому, что связано с этим праздником и культом.

В 2003 году праздник был включён ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. Праздник очень прикольный и интересный и запланировать посещение Мексики именно в эти даты очень того стоит.