Декоративно х художественная аппликация. Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания, фотографии. Натюрморты с цветами

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной , отображающей совокупность действий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Предметная аппликация.

К предметной аппликации относится вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья сложной и простой формы, прямые и изогнутые ветки, вазы разных форм, вырезание деревьев, вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезание многоцветной аппликации) (рис. 1-2)

Рис. 1

Рис. 2

Декоративная аппликация.

Декоративность (от латинского слова decorare - украшать) - способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей.

Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать:

делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма (рис.3)

Рис. 3

Сюжетная аппликация.

Сюжет - это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.

Как отбирать сюжеты для аппликации?

Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации. Много интересных тем для композиции подскажут современная жизнь.

Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации.

Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.

Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.

Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

Если сюжет несложный, изображение вырезают без предварительной разметки. Так выполняют сюжетную аппликацию (рис.4)

В переводе с латыни слово «аппликация» означает «прикладывание». Чтобы сделать картинку в данной технике, вам нужно вырезать различные фигуры из одного материала и прикрепить их на основу, которая является фоном. Для работы можно использовать бумагу, ткань, крупу и множество других подручных средств. Разберемся более детально, какие бывают виды аппликации и в чем состоят особенности их создания.

Склеивание цветов этим способом называется флористикой. Чтобы изготовить красивый бутон, достаточно собрать немного засушенных листков, плодов, соломы, тополиного пуха. Также пригодятся разные виды ракушек, шишек, семян, косточек, травы и не только. Какой бы материал вы ни выбрали, вам нужно будет во время работы учитывать особенности его текстуры. Он должен хорошо держаться на основе и гармонично вписываться в композицию произведения.

Стандартная классификация

Существует масса типов этого хендмейда, среди которых можно выделить три основных:

Декоративная аппликация (создается по принципу объединения между собой различных элементов украшения);

Предметная (картинки, выполненные в этой технике, состоят из самостоятельных изображений - птиц, деревьев, бабочек и т.д.);

Сюжетная (изображает определенное действие или событие - снегопад, семейную прогулку, игру собаки с мячиком).

Это стандартная классификация данного рукоделия. Помимо перечисленных выше пунктов существует масса других видов таких поделок. Нетрадиционная аппликация может выполняться в следующих техниках.

Ленты и ткань

Ленточная . С помощью этого способа реально создать не одну и не две одинаковых фигурки, а любое их количество. Они могут быть связаны между собой в длинную гирлянду или отделяться друг от друга. Чтобы смастерить такую поделку, нужен большой лист бумаги. Сложите его по принципу гармошки, нарисуйте на верхнем слое контур будущей детали и вырежьте его, захватывая все уровни материала.

Тканевая . Данная аппликация принадлежит к разновидностям вышивки. Процесс работы над ней состоит в прикреплении на тканевой основе элементов из подобного материала. Фиксация деталей выполняется с помощью пришивания или приклеивания. Вязаные аппликации выполняются на таком же базовом материале. Чтобы создать подобную поделку, вы должны обладать некоторыми навыками и сноровкой. В частности, необходимо уметь аккуратно вырезать детали (дело в том, что с тканью работать сложнее, чем с бумагой). Также нужно учитывать, что края деталей могут расслаиваться и осыпаться, что усложняет процесс творчества.

Используем салфетки

Салфеточная . Эта декоративная аппликация может заинтересовать даже самых маленьких детей. Работа с данным материалом не только принесет массу удовольствия, а и сделает свой вклад в развитие ребенка. Фигурки не нужно вырезать ножницами, благодаря чему малыш не сможет травмироваться.

Виды аппликации с использованием такого материала прекрасно развивают рук и тактильное восприятие (особо полезно для этого использовать материалы с разными текстурами). И, естественно, ваше чадо будет разрабатывать фантазию и воплощать идеи в реальность.

Ищем материалы на кухне

Из крупы . Многие виды аппликации предполагают использование нестандартных материалов. К таковым, например, принадлежат крупы и макароны. Работа над поделкой чрезвычайно полезна для мелкой моторики ребенка. Ведь во время перебирания маленьких частиц он разрабатывает свои пальцы и учится делать щипковые движения.

Кроме того, если малышу уже исполнилось больше одного годика, для него очень важно видеть наглядный результат своих трудов. Потому детям очень нравится собирать картинки из крупы. Самые универсальные материалы для данного вида творчества - манка, рис и пшено. Их можно раскрасить гуашью, чтобы сделать детали более яркими и привлекательными. Необычности композиции придадут также макароны в форме спиралек, бантиков, ракушек.

Обращаемся за помощью к природе

Декоративная аппликация, сделанная из соломы . Такие поделки выглядят очень стильно: лучи солнца играют в их линиях, отливающих золотом. Дело в том, что поверхность данного материала глянцевая и идеально ровная, благодаря продольным волокнам, из которых он состоит. Эти микроскопические полоски способны по максимуму отражать свет, если разместить их в правильном положении по отношению к солнцу.

Компонуйте формы своей композиции из деталей, которые лежат под разными углами относительно источника света. В этом случае вы сможете добиться того, что каждый элемент будет красиво блестеть и переливаться. В данной технике можно изготовлять целые картины, а также украшать книжные закладки, различные шкатулки и рамки.

Из гербария. Засушенные цветы, трава и листья - очень популярный материал для создания поделок. Эти детали легко доступны для школьников и маленьких детей. Схемы аппликаций очень простые в выполнении и не требуют много труда. Но, перед тем как приступить непосредственно к процессу создания поделки, нужно прогуляться и собрать необходимые материалы. Это не только интересное и увлекательное занятие, оно также прививает детям любовь и Кроме того, такие прогулки очень полезны, ведь проходят на свежем воздухе.

Творим из обрывков

Еще один интересный вид творчества - обрывная аппликация. Она создается по принципу выкладывания мозаики. В качестве основы лучше всего подойдет картон, а материалом для работы станут листы цветной бумаги разных оттенков. Их необходимо разорвать на множество маленьких кусочков, из которых и будет формироваться картинка.

Прикреплять получившиеся «пазлы» можно клеем или Второй вариант идеально подойдет для маленьких и креативных дошкольников. Дети могут даже заранее не обрывать фрагменты бумаги. Пусть ребенок приложит нужную часть листа к скотчу и прижмет его тупой частью карандаша. Этим способом заполняется вся поверхность будущей картинки и формируется ее цветовая гамма.

Обрывная аппликация существует не только в своем классическом виде, описанном выше. Она эволюционировала, благодаря чему появилось такое ее ответвление, как хандигырим. При работе в данной технике корейцами была создана специальная бумага - ханди, ее изготовляют вручную. А когда приходит время использовать этот материал, его кусочки смачивают и отрывают по очертаниям от листа. Работая с ханди, можно создать картины, которые как будто написаны акварелью или маслом.

Создаем 3D

Например, домик можно сделать из квадрата, который пойдет на стену, треугольника - на крышу, и прямоугольников - на окна и дверь. Для создания цветка, бабочки или гусеницы понадобятся круги. Любое животное можно сложить из овалов разного размера. Простая и милая аппликация-открытка, созданная в этой технике, может стать прекрасным подарком от ребенка для кого-нибудь из родителей или друзей на любой праздник.

Конспект открытого урока труда по теме:

Аппликация «Весенние цветы»

Тип урока : урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цели:

образовательные: расширение кругозора школьников, закрепление и развитие умений обучающихся работать в технике аппликации с разными материалами.

Закреплять знания о свойствах бумаги, навыки работы с бумагой, умение выполнять аппликационные работы;

Создать условия для развития умения по вопросам учителя ориентироваться в задании, планировать ближайшую операцию и выполнять ее с опорой на предметную карту;

Вырабатывать умение ориентироваться на плоскости места бумаги при выполнении многодетальной композиции;

воспитательные: воспитание точности, аккуратности; воспитание стремления довести начатое дело до конца; привитие навыков культуры труда, товарищеской взаимопомощи.

Воспитывать интерес к творчеству;

Коррекция памяти, внимания, речи.

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Стали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Мы начнём урок труда.

Как много содержит в себе слово труд,

Посуды мытье и шитье, и вязание.

Уроки труда только радость дают,

Нам труд в удовольствие, не в наказание.

II. Эмоциональный настрой

Какое время года сейчас?

Какой месяц? Какой он по счету?

Дети, это самый красивый месяц. Когда пробуждается природа, появляются весенние цветы. А какой замечательный цветок вырастает в это время у нас в степи –Тюльпан. Что вы знаете об этом цветке?

Красная книга (слайд№1)

Сейчас мы посмотрим ролик «Остров тюльпанов», который находится в водах озера Маныч Гудило близ поселка Манычский Яшатинского района республики Калмыкия. Это маленький островок большой красоты, незабываемого аромата и неизгладимых впечатлений

Словарная работа

Один – цветок, много - цветы

Когда несколько цветов собраны вместе - это называется букет.

Сегодня на уроке мы будем составлять весенний букет из тюльпана на поляне.

Ученик читает стих о тюльпане.

Тюльпан

Он стоит в одежке,

Как огонь на ножке.

На полянку вышел друг,

И весной запахло вдруг.

III. Приобретение политехнических знаний.

Скажите, с каким материалом мы будем сегодня работать на уроке?(бумага и губка)с разными материалами.

Перечислите свойства бумаги.

Словарная работа

    Разрезать

    Разрывать

    Сгибать

    Впитывает влагу

IV.Анализ образца изделия

Посмотрите внимательно на образец. Назовите части цветка

(Слайд№2)

стебель
листья
бутон

Какого цвета материал мы используем для изготовления стебля, листьев, бутона?(жесткая и мягкая часть губки)

Обратить внимание учащихся на расположение композиции на листе бумаги.

V.Планирование трудовой деятельности Выполнение аппликации.

Обратите внимание на последовательность выполнения работы. Сначала мы приклеиваем стебельки (из жесткой части губки) Затем вырезаем и приклеиваем листья. Бутоны изготавливаем из мягкой части губки .

Правила работы клеем:

    Клеить нужно на клеенке;

    Клей наносить только на те детали, которые наклеиваются;

    Клей наносится быстро – от середины к краям;

    Подготовленную деталь кладут сверху, промокают салфеткой и тщательно разглаживают.

Сегодня мы будем работать и с разными видами склеивания: обычный клей ПВА, и двусторонняя липкая лента.

Пальчиковая гимнастика «Волшебные дорожки»

VI. Изготовление изделия.

(музыка для релаксации) Самостоятельная работа учащихся.

Физ.минутка

VII Апробация

1 – последовательность выполнения работы 2 – выставка – демонстрация выполненных работ.

Ученик читает стихотворение. Смешной цветок. Смешной цветок поставлен в вазу! Его не полили ни разу, Ему не нужно влаги, Он сделан из бумаги. А почему такой он важный? А потому, что он бумажный!

VIII. Подведение итога урока.

С какими материалами работали на уроке? Какие трудовые операции выполняли? Какие трудности возникли в процессе изготовления предмета? Что нового узнали на уроке? IX. Уборка рабочего места .

«Построение изображения» - Изображение тела лежащего на оси. Построение изображений. Перевернутое действительное увеличенное. Характеристикаизображения. Линзы. Прямое мнимое уменьшенное. Изображение. Рассеивающая линза. Собирающая линза. Недостатки зрения.

«Построение правильных многоугольников» - Центр – точка пересечения серединных перпендикуляров. Доказал возможность построения правильного 17-угольника. 1) АО, ВО- биссектрисы, многоуг. правильный, тогда?1= ? 2= ? 3= ? 4 ?>. 2) Построим отрезок ОС, ?АОВ=?ВОС, т.к. ОВ-общая, ?3=?4, АВ=ВС. 3) Построим отрезок ОD, аналогично?ВОС=?СОD и ОС=ОD.

«Построение циркулем и линейкой» - Историки. Какие знания и понятия о циркуле выходят за пределы школьной геометрии? Как с помощью трисектора разделить угол на три равные части? Геометры. Исследователи. Кто и когда изобрёл циркуль? Природа сложна, Но Природа одна Законы Природы едины. Как разделить с помощью циркуля и линейки любой угол пополам?

«Построение диаграмм» - Основные элементы диаграммы. Гистограмма (столбчатая диаграмма). Для сравнения нескольких величин в одной точке. Изменение размеров диаграммы. Этапы построения диаграммы. Выделить диаграмму мышью; Потянуть за любой квадратный маркер; Снять выделение. Может отображать несколько серий данных в процентном соотношении.

«Построение графиков функций» - График функции y = sinx. Выполнила: Филиппова Наталья Васильевна учитель математики Белоярская средняя общеобразовательная школа №1. Тема: Построение графиков функций. Алгебра. Построить график функции y=sin(x) +cos(x). Построение графика функции y = sinx. Линия тангенсов.

«Построение диаграмм и графиков» - Delphi. Изменить тип диаграммы. «Отображение графической информации в Delphi». Из нескольких компонентов Shape можно создавать несложные рисунки. Рассмотреть пример построения графика функции y = Sin(x). Рассмотреть пример. Цвет данных на диаграмме. Добавить серию данных. Перейти на пример. «Отображение графической информации в Delphi» План темы.

В нашей детской художественной школе уже более 20 лет существует класс костюма. В классе обучаются, в основном, девочки, мечтающие стать дизайнерами одежды. Курс обучения в костюмном классе рассчитан на 4 года. За время обучения учащиеся осваивают многие техники – батик, вышивку, бисероплетение, вязание, шитьё, текстильный коллаж, аппликацию и многое другое.
Два года назад мы открыли для себя технику гильоширования, которую успешно используем на занятиях по декоративно-прикладной композиции.
Гильоширование – это искусство выжигания рисунка по ткани. Техника эта проста, доступна и является одним из интереснейших видов прикладного творчества. С помощью гильоширования можно создавать различные вещи не только из новых тканей, но и из вышедших из употребления вещей.
Что же можно сделать при помощи этой техники? Можно вырезать из ткани кружева, изготовить элементы одежды, такие как – воротнички, манжеты, выполнить любую аппликацию.
В технике гильоширования нет предела фантазии и совершенству.
Желаю всем творческих успехов!

Тема: Аппликация из ткани. Техника гильоширования.
Цели: Освоить с учащимися технику гильоширования. Создать декоративное панно на свободную тему.
Используемое оборудование и материалы.


Стекло. Стекло необходимо для того, чтобы ткань, которая будет прожигаться, не сваривалась с другими поверхностями. Для работы понадобиться обычное стекло размером больше, чем будущая работа. Для безопасности работы, края стекла нужно оклеить строительным скотчем.
Выжигатель. Используется прибор для выжигания по дереву к рабочей части которого припаяна игла. Готовность иглы к выжиганию проверяют на кусочке ткани, делая пробные прорези и устанавливая оптимальный уровень температуры иглы с помощью регулятора напряжения.
Паяльник. Вместо прибора для выжигания можно использовать паяльник мощностью 30-40 Вт, предварительно заточив стержень.
Фольга. Для работы лучше использовать плотную фольгу, шаблон из которой хорошо держит форму и может использоваться для вырезания большого количества деталей одинаковой формы. Вместо фольги можно использовать плотную мелованную бумагу. Такой шаблон прослужит не долго, но его хватит для изготовления 2-3 деталей.
Ткань. Для гильоширования используются только синтетические ткани. Дублирующая ткань «Паутинка» используется для склеивания деталей между собой.

Содержание занятий.
1. Знакомство с техникой гильоширования.
Гильоширование – искусство выжигания по ткани имеет довольно долгую историю. Использовалась эта техника для изготовления кружев. Кружево ручной работы всегда дорого ценилось. Кружева стоили целые состояния. Аристократическое общество и костёлы вынуждены были отдавать огромные суммы денег, чтобы приобретать необходимые предметы одежды.
Занимались изготовлением кружев монахини. Технологий было множество. Уже в 1534 голу в Германии была написана книга, специально предназначенная для работ по кружеву.
Гильоширование или выжигание по искусственным тканям (гипюру, шёлку) появилось несколько позднее в той же Германии. Для этого иглы для выжигания нагревали на каминах и поочерёдно их использовали, пока они не остынут. Эта технология позволяла экономить время, так как вместо ниток, вышивку имитировали выжигом кружев. Таким же образом вырезались элементы вышивок из богатого бархата и методом приваривания наваривались на шёлк горячей иглой.
У нас в России гильоширование в том виде, как мы используем его сейчас, появилось в девяностых годах, когда вместо игл стали использовать паяльник или выжигательный аппарат.
Очень часто, при изготовлении платьев для кукол, исторических костюмов, отделки одежды, мы сталкиваемся с необходимостью имитации старинных кружев, шитья, вышивки. В точности выполнить, по технологии прошлых лет, такую работу иногда затруднительно или вообще не возможно. Техника гильоширования позволила нам облегчить выполнение деталей для отделки одежды и экономить время на их изготовление.
Горячей иглой на ткани можно выполнить следующие операции:
— резать ткань сплошной линией;
— выжигать маленькие отверстия;
— формировать разнообразные прорезы;
— ставить «точки» разного диаметра;
— сваривать вместе несколько слоев ткани с помощью «точек»;
— выполнять украшающие элементы – «точки», обколку.
Техника безопасности при проведении работы с выжигательным прибором или паяльником:
1. работу проводить в хорошо проветриваемом помещении, так как при обжиге ткани появляется неприятный запах;
2. нагретый паяльник после работы оставлять на керамической подставке (можно использовать тарелку или лоток);
3. раскаленной иглой работать аккуратно и не торопясь;
4. по окончании работы не забывайте отключать приборы от сети.

2. Выполнение эскизов. Подбор ткани.


Учащимся предлагается выполнить эскизы декоративного панно на свободную тему. Эскизы выполняются различными материалами – по выбору учащихся (акварель, гуашь, фломастеры, или цветные карандаши). Затем, относительно цветового решения эскиза, подбираем ткани. В зависимости от замысла ткани могут использоваться однотонные, фактурные, с рисунком.
Можно пойти и обратным путем – сначала подобрать ткани, а затем, в зависимости от цветовой подборки, выполнить эскиз в цвете.

3. Подготовка картона. Изготовление шаблонов.
Выполняем рабочий рисунок –картон, который послужит нам в дальнейшем для перевода отдельных деталей и для раскладки заготовок.
Детали рисунка необходимо перевести на отдельные листы, с помощью копировальной бумаги (фото 5): на один детали фона, на другой детали дракона.
В данном случае для шаблонов мы используем плотную мелованную бумагу, так как в процессе вырезания горячей иглой она не прилипает к расплавленной массе, которая появляется при резке ткани. Шаблоны вырезаем ножницами, а детали фона можно пронумеровать, чтобы легче было произвести дальнейшую сборку.



4. Подготовка ткани к работе. Выжигание деталей.
Ткань перед работой необходимо выгладить. Дальнейшую работу выполняем на стекле:
1. на стекло выкладываем дублирующую ткань «паутинка»;
2. сверху «паутинку» накрываем тканью нужного нам цвета;
3. для фиксации ткани, с помощью металлической линейки, прожигаем край ткани вместе с «паутинкой». При этом срез ткани прилипает к стеклу и в дальнейшем ткань не сдвигается;
4. по шаблонам прожигаем необходимые детали из ткани данного цвета;
5. отделяем шаблон от прорезанной детали.



При выжигании карандаш с иглой держат в руке как обычную шариковую ручку. При этом кончик иглы ориентируем перпендикулярно стеклу. Иглой касаемся ткани и перемещаем вдоль линии шаблона со скоростью, достаточной, чтобы ткань прорезалась насквозь. В процессе резки ткани на горячую иглу наволакивается слой расплавленной массы ткани, в результате чего ухудшается качество выполняемых операций. Поэтому кончик иглы следует чаще очищать с помощью наждачной бумаги или кусочка хлопчатобумажной ткани.
Таким же способом выжигаем оставшиеся детали из ткани других цветов.

5. Сборка панно.
После того как все детали готовы начинаем сборку панно. Отдельные детали собираем на стекле склеивая их между собой с помощью утюга — «паутинка» расплавляется и выступает в роли клея. Далее детали фона приклеиваем на основу – кусок ткани большего размера, чем размер панно. После, на фон, приклеиваем собранные детали дракона.