Что такое вышивка бисером определение. Традиции вышивки бисером в России. Выполняем картину из бисера: пошаговый урок для начинающих

Второй по популярности вид бисерного рукоделия после плетения. В данной технике можно выполнить картину, сумочку, украшение или икону.

Прежде чем приступать к вышивке, необходимо определиться, какой результат необходим в итоге - от этого будет зависеть выбор техники вышивки.

Наиболее популярная техника - это частичная вышивка бисером по принту. Принт - это ткань с напечатанным на ней рисунком. Часть рисунка специально обозначена в виде квадратиков разного цвета, именно сюда и пришивается бисер. Данная техника очень схожа со счетной вышивкой крестом, только вместо крестиков пришивается бисеринка. Удобство данной техники состоит в том, что вам не надо следить за рисунком по схеме (как при вышивке крестиком), так как рисунок нанесен непосредственно на ткань.

Эта техника одна из наиболее простых в исполнении. В её основе лежит монастырский шов: все стежки на лицевой стороне вышивки идут по диагонали, а на изнаночной - прямо. Для того, чтобы выполнить вышивку, необходимо иглу с ниткой вывести на лицевую сторону в левом нижнем углу (или правом верхнем) маленького квадратика, надеть на иголку бисерину необходимого цвета и вывести иглу с лицевой стороны на изнаночную через правый верхний (или левый нижний) угол. Данная операция повторяется необходимое количество раз.

Начинают вышивать картину данным способом с любого края, двигаясь по рядам: сначала полностью вышивает первый ряд, затем переходят к следующему, вышивают его полностью и т.д.

Рисунок, вышитый бисером, получается как бы приподнятым над напечатанным, появляется глубина, передний и задний план.

Соотношение напечатанного рисунка и предназначенного для вышивки может быть разным: от нескольких бисерин до плотной зашивки большей части картин.

Красота данной вышивки во многом зависит от опыта рукодельницы - плотно и аккуратно уложить большое количество бисерин друг к другу с первого раза вряд ли получится. Поэтому своё знакомство с данной техникой стоит начать с принтов, где необходимо вышить небольшие участки.

На них небольшие погрешности в укладке бисера не будут сильно заметны и рисунок не перекосится. Очень важно при вышивке данным способом следить за тем, чтобы бисерины были уложены в одну сторону, иначе рисунок "поплывет" (особенно это касается плотной зашивки).
Подобным же образом выполняется полная зашивка картины, в таком случае весь принт будет разбит на квадратики.

Данная техника подходит и для вышивки на обычной канве, для бисера 10 размера (он чаще всего используется для вышивки) подойдет размер канвы аида 14. В данном случае в качестве рисунка подойдут схемы для вышивки крестиком, только вместо крестика соответственно будет пришиваться бисерина.

Преимущество данного способа вышивки в том, что можно вышить любой желаемый рисунок, в том числе и фотографию. Есть специальные компьютерные программы, которые переводят фотографию в схему. Чаще всего данным способом вышивают элементы для украшения, канва довольно плотная и неплохо держит форму, если обрезать её по краям рисунка.

Второй способ вышивки бисером - это вышивка по кругу. Рисунок для данной вышивки также нанесен на принт и разбит на квадратики, однако он расположен по спирали, от центра к краям. Такой принт начинают вышивать с центральной точки, постепенно продвигаясь к краям рисунка.

Такая вышивка чуть сложнее, чем счетная, и требует большего времени (особенно у начинающих мастериц). При вышивке данным способом важно определиться, под каким наклоном будет пришиваться бисер.

При круговой вышивке, в основном, используют два вида швов - "стебельчатый" и "строчный".
Строчной шов: на один стежок приходится одна бисерина, затем игла возвращается назад. Чтобы его выполнить, необходимо вывести иглу с изнаночной стороны на лицо между первым и вторым значками бисера, надеть бисерину и ввести иглу перед первым квадратиком. Далее вывести иглу с изнаночной стороны между вторым и третьим квадратиком, опять надеть бисерину и ввести иглу между первым и вторым квадратиком и т.д.

При выполнении стебельчатого шва игла через одну бисеринку проходит дважды. Для его выполнения необходимо вывести иглу с изнаночной стороны на лицевую, надеть на иголку и продеть иголку с лицевой стороны на изнаночную. Опять вывести иголку на лицевую сторону, повторно продеть через эту же бисерину и надеть следующую бисерину, опять вывести иглу на изнаночную сторону. На лицевую сторону вводим иглу перед последней пришитой бисериной, продеваем сквозь неё иглу и надеваем новую бисерину соответствующего цвета.

Повторяем необходимую комбинацию необходимое количество раз.

При использовании стебельчатого шва бисерины сидят более плотно, что для круговой вышивки лучше, так как работа получается аккуратнее. Следует помнить, что монастырский, строчной шов требуют большого количества ниток, а при выполнении стебельчатого шва расход ниток увеличивается вдвое. Учитывайте это при подготовке материалов.

Полностью вышить картину по кругу не получится, ближе к углам дуги будут прерываться. В таком случае вышивка будет идти от одного края к другому. В данном случае лучше всего использовать арочный шов для вышивки.
Техника выполнения арочным швом похожа на стебельчатый шов, только набирается на иглу не по одной бисерине, а по несколько, на ткани фиксируется одна бисерина.

Такой способ вышивки дает не плотное приле­гание бисера к ткани, вышивка получается не такая жесткая, как при вышивке двумя предыдущими способами.

Круговой способ подходит только для вышивки по принту, не важно полная будет зашивка картины или частичная.

Арочный шов подходит для вышивки, когда она укладывается не плотно, длинными рядами, когда надо обозначить контур и т.п.

Так как часть бисер при арочном шве к ткани прилегает неплотно, то его используют при обшивке кабошонов на ткани мозаичным плетением. Свободные бисерины будут подняты в последующих рядах.

Стебельчатый и арочный шов чаще всего используют для вышивки украшений. Тот или иной способ выбирают в зависимости от того, необходимо плотное прилегание бисера к ткани или нет. Однородным размером бисера вышиваются ряды, или используется микс из бисера и .

В любом случае, при данных способах вышивки будут четко видны ряды.

Иногда рукодельнице необходимо, чтобы фон изделия был хаотично заполнен бисером, и не было видно отдельных рядов, или требуется просто пришить отдельные бисерины на расстоянии друг от друга. В таком случае используют шов "вперед иголку".


При его выполнении на один шаг иглы приходится одна бисерина. Сначала иголку с ниткой выводим на лицо, надеваем бисерину и вкалываем иглу назад - на изнанку. Снова выводим иголку на лицо, надеваем бисерину и т.д. Особенность этого шва - не нужно следить за тем, чтобы бисерины смотрели в одну сторону.

Очень интересно смотрятся украшения, вышитые данным способом, при использовании различного размера бисера, бусин.
Начинать такую вышивку стоит с самых больших элементов (кабошон, риволи, бусины, стеклярус) постепенно добавляя более мелкие (бисер от 10 до 15 размера).

Вышивая украшения, мастера не ориентируются на четкую схему, где каждой бисерине отведено определенное место (это не касается украшений с использованием элементов, вышитых на канве). Рукодельницы ориентируются на свое видение, эскиз, материалы.

Иногда при вышивке бисером используется ещё один шов - "вприкреп".

Это один из наиболее быстрых способов вышивки. Вначале необходимое количество бисера набирается на нить, затем она прикладывается к контуру. Дальше выводим иглу с изнаночной стороны на лицо, и пропускаем её на изнанку между бисеринами, фиксируя нить, на которой набраны бисерины. Однако рукодельницы не очень любят такой способ вышивки, так как бисерины не зафиксированы на ткани и рисунок может сместиться, получится неаккуратным.

Вышивка икон

Одним из самых популярных рукодельных подарков в настоящее время стали вышитые иконы. Процесс вышивки иконы бисером не отличается от вышивки картины. Схема для вышивки иконы нанесена на принт, который предназначен либо для частичной вышивки монастырским швом, либо для круговой вышивки.

Также встречаются схемы, сочетающие обе техники вышивки.

Но полностью икону бисером не вышивают. Вышивке бисером чаще всего подлежит одежда, нимбы, задний фон, лики святых остаются невышитыми.

Однако стоит помнить, что икона - это не картина, поэтому перед тем как начать её вышивать, стоит взять благословение у батюшки.
В любом случае, какой бы способ вышивки вы не выбрали, главное чтобы творчество приносило удовольствие.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» с. Сергиевское

Грачёвского муниципального района Ставропольского края

Творческий проект

«Вышивка бисером»

Выполнила: ученица 10 класса

МКОУ СОШ №5 с. Сергиевское

Алефиренко Алёна

Руководитель: И.В. Зайцева

с. Сергиевское 2013 г

Оглавление.

1. Обоснование выбора темы творческого проекта……………………………………с.3

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка……………………………..с.4

3. Схема обдумывания……………………………………………………………………..с. 5

4. Историческая справка……………………………………………….............................с.6

5. Вариативность…………………………………………………………………………….с.7

6. Основная часть……………………………………......................................................с.8

7. Правила техники безопасности………………………………………………………..с. 9

8.Экономическое обоснование……………………………….....................................с. 10

9.Экологическое обоснование…………………………………………………………..с. 11

11.Самооценка……………………………………………………………………………...с.11

12.Заключение……………………………………………………………………………..с.12


13.Список используемой литературы………………………………………………….с.12

14. Приложение……………………………………………………………………………с. 13

    Обоснование выбора темы творческого проекта.

Невозможно удержаться от восхищения при виде узоров, вышитых бисером. Трудно поверить, что эти картины не написаны кистью художника на холсте, а вышиты иглой опытной мастерицы-вышивальщицы. Игра красок завораживает, и хочется тоже взять в руки иголку с ниткой и, подбирая бисеринку к бисеринке, создать нечто подобное.

Когда-то очень давно бисер стоил немалых денег, а способ производства крошечных бусинок хранили как сокровенную тайну. Бисером, словно драгоценным жемчугом, расшивали дорогую одежду и обувь, предметы культа и вещи, призванные украшать быт богатых людей. Из него создавали великолепные картины, которые ныне бережно хранятся в лучших музеях мира. Настали иные времена, и бисер перестал быть роскошью. Современная рукодельница может пойти в магазин и выбрать бусинки по своему вкусу. Теперь промышленность выпускает бисер разных размеров и оттенков. Маленьким стеклянным крупинкам придают самые замысловатые формы.

В век научно-технического прогресса, когда появилось огромное количество новых тканей и материалов, интерес к бисеру упал. Правда ненадолго, ведь все новое когда-нибудь становится привычным и перестает удивлять. Так случилось и с бисером: магия многоцветных капелек вновь начала манить к себе людей, открывая неувядающее очарование бисера.

Я давно научилась вышивать крестом. Сделала много необычных вышивок разной формы, различных расцветок.

Когда-то у меня порвалась заколка, сделанная из бисера. Весь бисер рассыпался на пол. Пока я его собирала, думала, как бы применить эти маленькие штучки, случайно наткнулась на свои вышивки. Меня осенило, я решила сделать вышивку бисером.

Потом я купила набор для вышивки бисером. И как только начала вышивать, увлеклась, и мне очень это понравилось. Теперь я стремлюсь узнавать что-то новое!

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Работу из бисера трудно найти в магазине. Но можно создать желаемое своими руками, и у этого есть целый ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых, собственноручно расшитая работа обойдется вам намного дешевле.

Во-вторых, вы станете обладательницей уникального изделия. Вышивка бисером - это еще и невероятно модно.

Конечно, и в бутиках можно встретить оригинальную вещь, однако стоить она будет немало. Даже если узор, которым вы воспользовались, придуман не вами, а опытным дизайнером, он все равно будет единственным в своем роде, ведь вы вложили в него частицу своей индивидуальности, своей души. И, наконец, самое главное: вышивая бисером, вы получите огромное удовольствие. Не случайно современные женщины стали все чаще и чаще обращаться к рукоделию.

Третье, медики признают, что вышивание прекрасно успокаивает нервы, снимает стресс.

Тут-то и придет на помощь приятное занятие - вышивание. Не надо бояться, что оно отнимет слишком много драгоценного времени, которого вечно не хватает, ведь вышивать можно не только по выходным дням, но и вечерами, во время просмотра любимых фильмов и мультиков. Рукоделие телевизору не помеха.

Вышивание - созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против стресса, страхов и тревог.

Оно возвращает силы и энергию, наконец, оно поднимает самооценку. Согласитесь, сознавать, что этот шедевр, достойный музейного стенда, вы сделали своими руками, очень приятно. Если вы оденете вышитую бисером вещь, то непременно услышите восторги друзей, родственников и знакомых; если украсите бисером собственные джинсы или курточку маленького ребенка, обязательно поймаете завистливые взгляды прохожих.

В-четвертых, бисер дает отличную возможность подарить «вторую жизнь» старой одежде, обновить свой гардероб.

Купив новую простенькую и недорогую вещицу, вы можете расшить ее бисером и превратить в шикарную вещь. Костюм моды позапрошлогоднего сезона вновь станет актуальным, и для этого всего-то нужно подобрать подходящий бисер и проявить немного фантазии и терпения. Вышивка бисером хороша еще и тем, что она быстрее, чем многие другие виды вышивания, позволяет увидеть результаты своего труда. Этот вид рукоделия не слишком сложен и незамысловат.

Пятое, умение вышивать бисером избавляет от проблемы ломать голову над извечным вопросом: что подарить подруге, маме, бабушке на день рождения, восьмое марта, новый год, и другие праздники.

Шестое, любая вышивка, в том числе и бисерная, объединяет, помогает найти общий язык с самыми разными людьми.

Вывод: все перечисленные доводы убедили меня, заняться этим интереснейшим искусством.

3. Схема обдумывания

4. Историческая справка.

Прародительницами бисера были бусины-амулеты, которые человек вытачивал из костей и зубов убитых животных. В древнем Египте из кусочков кварца с наплавленными на него цветными стеклышками делались ожерелья, нагрудники, оплечья для фараонов и их родственников. Отдельные бусины, созданные руками умелых мастеров, были так хороши, что египтяне оправляли их в золото и во время больших праздников подносили в дар своим богам. Маленькими бусинами отделывали свою одежду, обувь, пояса и головные уборы скифы и сарматы. Индейцы украшали бусинами жилища, налобные повязки, ритуальные пояса, культовые предметы, детские колыбели, вплетали бисерные ленты в волосы. На одно платье индейской женщины порой уходило до шести килограммов бисера.

Появление стеклянного бисера связывают с развитием стеклоделия, которое возникло в Финикии около шести тысячелетий назад. Существует легенда, рассказывающая, как произошло открытие стекла. Однажды финикийские моряки везли из Африки большой груз соды. Остановившись на ночлег, на берегу моря, они развели костер и обложили его не камнями, как обычно, а кусками соды. Моряки уснули, костер погас. А утром они увидели в золе прозрачный твердый слиток и догадались, что это расплавленная сода. Так возникло стекло, из которого стали делать бусы. Сначала они были крупные, потом становились мельче, и, наконец, появился бисер. Он был красив и удобен для рукоделия и потому сразу же привлек внимание мастеров. Финикийцы делали бисер по той же технологии, что и египтяне, однако они наплавляли стекло на стерженек из кости или камня.

Такой бисер в те времена стоил немало: в Африке за несколько нитей стеклянных бусин можно было купить одного, двух рабов. Финикийцы долгое время торговали бисером по всему Средиземноморью. Потом бисер стали делать в Риме, затем в Византии. Традиции византийских умельцев переняли мастера Галлии и Германии. Правительство Венецианской республики приняло закон, по которому вывоз за границу материалов, применявшихся в стеклоделии, а также осколков необработанного стекла был запрещен. Нарушителей строго наказывали. Мастера или купца, нарушившего этот закон, могли объявить изменником государства и казнить, а его семью заточить в темницу. К стеклодувам, подозреваемым в разглашении важной государственной тайны, часто подсылали наемных убийц. Секрет изготовления стекла бережно хранился, хотя главным ингредиентом стекольной массы по-прежнему оставалась сода.

До конца XVIII века бисер изготавливался вручную, в начале ХIХ столетия для создания маленьких бусинок стали использовать специальные станки, вытягивавшие стеклянную массу в тонкие нити. Эти нити разрезали на мелкие кусочки - бисеринки. Бисеринки, сделанные машинным способом, стоили не слишком дорого, и с того времени носить вышитую бисером одежду могли позволить себе не только представители знати. Огромный интерес к бисеру не обошел стороной и Россию. Находки археологов свидетельствуют о том, что бисер и стеклярус с незапамятных времен применялся жителями Древней Руси для украшения одежды, головных уборов, обуви.

Первые письменные упоминания о маленьких бусинках, нашитых на одежду, датированы IX-ХII веками. Путешественники, посещавшие Россию в те времена, удивлялись тому, что бисер и жемчуг повсеместно употреблялся в декоративных целях. Восхищались иноземцы и умению русских рукодельниц, создававших настоящие шедевры вышивального искусства. Национальную и праздничную одежду украшали бисером многие народы России и сопредельных территорий. Женщины расшивали золотом, жемчугом и бисером передники, отделывали бисером юбки, рукава рубах, передники и головные уборы. Вышивка бисером в настоящее время скорее просто ремесло или приятное увлечение.

Остается надеяться, что когда-нибудь шитье бисером вновь обретет статус искусства, каковым оно было в прошлом, в те времена, когда создавались замечательные картины и панно, хранящиеся в наших лучших музеях России: Государственном историческом, в Государственном музее этнографии, Эрмитаже и Русском музее.

5. Вариативность

В процессе изучения и сбора информации было рассмотрено много вариантов изделий, которые можно было бы изготовить:

¤ Ковровая вышивка – данная технология очень интересная, но требует огромного мастерства и материальных затрат (см. приложение 1)

¤ Вязание – распространенный вид рукоделия, требует большого мастерства и терпения. (см. приложение 2)

¤ Вышивка бисером – данный вид рукоделия издревле славится мастерицами, не требует большого денежного вложения, им я владею в совершенстве. Я выбираю вышивку бисером. (см. приложение3)

6. Основная часть

6.1. Материалы и инструменты. (см. приложение 4)

1. Канва для вышивки черного цвета.

2. Бисер 13 оттенков.

3. Пяльцы. Бисерная вышивка, в отличие от вышивки крестом, объемна. Значит, для этого вида рукоделия нужно подбирать пяльцы большого диаметра, в которые рисунок поместится целиком.

4. Иглы для бисера.

5. Нитки для вышивания бисером должны быть прочные (шелк, полиэстер, нейлон, капрон)

6.2. Требования к изделию.

- качественно выполненные вышивки;

Изделие должно быть заметным, т.е. оно должно быть красивым и выделяющимся и соответствовать моде;

Работа из бисера должна быть аккуратной, оригинальной и яркой;

Возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы;

Изделие должно иметь низкую себестоимость;

Нити для вышивки – прочные и не линяющие при стирке.

Метод изготовления

Ручной

Внешний вид, стиль

Аккуратный

Требования с точки зрения безопасности

Безопасно

Экологические требования

Экологически чистый материал

6.3. Технология изготовления. (см. приложение 5)

Канва вставляется в пяльцы; бисерная вышивка, в отличие от вышивки крестом, объемна, поэтому для этого вида рукоделия нужно подбирать пяльцы большого диаметра, в которые рисунок поместится целиком.

Определила центр полотна, на схеме есть обозначение стрелкой;

Вышивание производится горизонтальными или вертикальными рядами, бисеринка за бисеринкой;

Каждая бисеринка закрепляется в своей клетке канвы;

Закрепление нитки осуществляется двумя – тремя маленькими стежками;

С каждой новой нитью первую и последнюю бисеринку закрепляют двойным стежком; - бисеринки нашиваются на канву косыми стежками шва «полукрест», где каждая бисеринка соответствует знаку на схеме;

вышивание горизонтальными рядами вышивание вертикальными рядами

Готовая вышивка накладывается на картон, остаток ткани подворачивается на изнаночную сторону и приклеивается;

Натянутая на картон вышивка вставляется в рамку.

7. Правила техники безопасности.

Работа с иголками

1. Хранить иголку в определенном месте.

2. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку.

3. Обязательно найти потерянную иглу

4. Кусочки сломанной иглы собрать и выбросить.

5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мелкие предметы, стены и занавески.

6. Шить нужно только с наперстком.

Работа с ножницами

1.Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

2. Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.

3.Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.

Работа с электрическим утюгом:

    Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

    Утюг включать и выключать только сухими руками, берясь за корпус вилки.

    Ставить утюг на подставку; следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

7.1. Санитарно-гигиенические правила

1. Нельзя перекусывать нитку зубами.

2. Мыть руки перед началом работы.

8. Экономическое обоснование.

Темой своего проекта я выбрала вышивание бисером. Этот вид рукоделия не требует от меня больших усилий, а наоборот положительно действует на нервную систему и на всё здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такой вышивки ни у кого не будет. Также я выигрываю и в денежном отношении. Когда я вышиваю, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в вышивании. Перед началом работы я выбрала на свое усмотрение рисунок и к нему нитки, бисер.

Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия. На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:

Название материалов

Количество

Цена

Сумма

Бисер (разных оттенков)

1шт. -15р

195р

Нитки (шёлковые)

1шт.- 15р

15р

Канва

30:40

110р

110р

Итого:

320р

Рисунок я нашла в интернете. Иголки, пяльцы, ножницы у меня были дома. Итак, общие затраты составляют 320 рублей. А если купить готовую работу в магазине, то она будет стоить намного дороже. Следовательно, вышить картину своими руками приятнее и экономичнее.

9. Экологическое обоснование.

Процесс изготовления и эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как мой комплект изготовлен из экологически чистых материалов. Остатки материалов пригодятся мне для выполнения следующих проектных работ.

Я считаю, что мой проект – это экологически чистое изделие.

Вот и бисер предо мною,

Что же делать мне с тобою?

На вопрос я отвечаю,

И, конечно объясняю.

Вышиваю, расшиваю.

И картины составляю.

Если Вы хотите прикоснуться к такому искусству, мы ждем вас по адресу:

с. Сергиевское ул. Крестьянская,26 МКОУ СОШ №5

Кружок «Рукодельница»

11. Самооценка (см. приложение 6)

Я довольна своей работой. Картина сочетается с интерьером моей комнаты. Я считаю, что мой проект удался. Картина из бисера изготовлена своими руками, она получилась необычной, красивой и позволила мне со вкусом разнообразить интерьер моей комнаты, а также приобрести новый опыт по изготовлению изделий своими руками в технике вышивки бисером. Я даю оценку по следующим пунктам:

    Все ли я сделала?

    Получился ли у меня проект?

    Довольна ли я своим изделием?

    Хочу ли я в нём что-то исправить?

Ответив на все эти вопросы, оценю собственную работу на 5 баллов.

12. Заключение

Заканчивая эту работу, я подвожу итоги своей деятельности на данном этапе

Бисер снова в моде. Первыми его возможности оценили ведущие Кутюрье планеты. Украшения из бисера, платья и костюмы с бисерным шитьем, туфли с узорами из блестящих стеклянных шариков сначала появились на длинноногих моделях, дефилирующих на глазах восхищенной публики. Прошло совсем немного времени, и из мира высокой моды бисер смело шагнул в повседневную жизнь. Теперь его можно увидеть не только в музеях, на модных выставках, подиумах, но и на костюмах светских красавиц, на страницах модных журналов, на курточках малышей и джинсах юных модниц. Область применения бисера огромна. Роскошные свадебные платья с бисерным орнаментом, вечерние туалеты, купальники, джинсы, куртки, кофточки и юбки, вечерние и пляжные туфли, вязаные топы, шапки, варежки и перчатки и даже меховые и кожаные изделия. Словом, бисером можно украсить все, что душа пожелает!

Поставленных целей я достигла.

13. Литература

Бисер. Секреты мастерства. Искусство наложения: Учебное пособие. Дизайн обл. А. С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 48 с. + вклейка. Котова И. Н., Котова А. С.

Журнал «Чудные мгновения» 2/ 2008

Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М., 1988.

Максимова М. Вышивка. Первые шаги. М., 1997.

Молотобарова О. С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-192 с.

14. Приложение.

Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3

Приложение 4

Необходимо оборудовать место для вышивки. Чтобы было удобно сидеть и было хорошее освещение.
1. Пяльцы или специальный станок для вышивки
2. Настольная лампа
3. Канва с нанесенным рисунком, или канва без рисунка и схема для вышивки
4. Шёлковая нить и восковая свеча
5. Иголка для вышивки бисером
6. Ножницы
7. Ёмкости для бисера разных цветов
10. Чешский или японский бисер необходимых оттенков (№ 10,11).

Как подбирать цвет бисера для вышивки картин - лучше всего насыпать понемногу каждого цвета бисера в одну ёмкость и посмотреть, насколько сочетаются выбранные вами оттенки. Со временем у вас будет всё лучше и лучше получаться правильно подобрать бисер для вышивки своей картины.
Для начала натяните канву на пяльцы или станок. Если используете бумажную схему, предварительно просчитайте размер будущей вышивки, отмерьте линейкой, откуда следует начать вышивать.
Используйте линейку, чтбы не сбиться и не перепутать ряды. Закончив вышивать один ряд, передвиньте линейку. Если схема большая, то удобнее использовать прозрачную линейку, чтобы видеть будущие ряды для вышивки.

Основной метод вышивки картины бисером - когда бисеринки нашиваются на канву косыми стежками шва "полукрест", где каждая бисеринка соответствует кресту на узоре

Бисеринки при вышивании должны ложиться ровно и с одинаковым наклоном. Но это в идеале, а на самом деле этого достичь не так просто. Причина в том, что даже чешский бисер, к сожалению, не идеально ровный и одинаковый. Первую и последнюю бисеринки в ряду рекомендуется закреплять двойным стежком. Нить необходимо протянуть через воск (не парафин!!), это обеспечит отсутствие запутывание нити. Бисер лучше брать чешский или японский. Тайваньский нужно постоянно колибровать, а это большое напряжение для глаз. Вышивку можно начинать как снизу, так и сверху, но обязательно выполнение в одном направлении. Бисер должен соответствовать размеру ячеек канвы. Законченную вышивку можно оформить в рамку, лучше обратитесь в багетную мастерскую.

Приложение 5

Технологическая карта

-

Утюг

Приложение 6.

Фотография изделия

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX - XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.

Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.

Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.

Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.

С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек - крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это - богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как "золотой век русского бисера".

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт - Петербурга.

Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.

Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.

Трудно ли научиться вышивать? Как и любое дело, вышивка бисером требует внимания и аккуратности, а, главное, - желания. Если все это есть, то вышивать не трудно. Вышивка - это творческий процесс. Не бойтесь первых неудач, не думайте, что если у вас с самого начала не получилось задуманное, то вы не способны достичь мастерства. Приступайте смелее, только не забудьте настроить душу на радость и творите! И надеемся, что история развития вышивки бисером вам в этом поможет.

Как говорят в народе: "Рукам работа - душе праздник"

Выводы по 1 главе

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.

История вышивки бисером

Сейчас работа с бисером - древнейший вид рукоделия - увлекла на годы не только дизайнеров, но и простых любителей творить чудеса своими руками. Разнообразие бисера и неограниченные возможности его применения могут вскружить голову даже самой капризной моднице.

Бисерное шитье зародилось тысячи лет назад, но не утратило своей популярности до наших дней.

Традиция расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом, перламутром существует у многих народов, первые бусины были найдены археологами еще в гробницах фараонов. Египтяне расшивали бисером платья, делали из него ожерелья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Искусство этих народов переняли и в Римской империи.

Высочайшего мастерства в и изготовлении бисера достигли знаменитые венецианские стеклоделы в средние века. С этого момента начинается подлинный рассвет украшений из бисера. Маленькая бусинка завоевывает мир!

А почему ее зовут именно бисером?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по разному, например: в Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе –миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве – кароляй, в Узбекистане – зебигардан, в Белоруссии – пляценки и горлячки, в России – ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

Старинный бисер был гораздо мельче современного. Размер отдельных бисериной не превышал 1 мм, а внутреннее отверстие имело диаметр всего 0,2-0,3 мм. Можно себе представить, как трудно было работать с таким материалом. Нужны были тончайшие иглы из первоклассной стали. Иногда и они оказывались слишком толстыми, и рукодельницам приходилось делать двойную работу: снимать иглу и снова вдевать в нее нитку для каждого стежка. Количество цветов и оттенков бисера было невероятно большим: в одной коллекции начала века удалось собрать около 800 сортов старинного бисера, и этим отнюдь не исчерпывается его многообразие. Маленький размер отдельного элемента и бесконечное разнообразие цветовой гаммы позволяло век производить из бисера рисунки практически любой сложности. Бисер подражал и драгоценным камням - рубину, изумруду... Подражал и жемчугу.

Истории бисера предшествует появление стеклоделия. Изначально бусы делали из стекла, но постепенно размер бусин уменьшался и в итоге появился бисер. Кстати, до 17 века бисер производили только в Венецианской республике, где секрет его изготовления держали в строгом секрете. Однако вскоре затейливые богемские мастера из Северной Чехии положили конец этой монополии, придумав «лесное стекло», в основе приготовления которого была не сода, а древесная зола. Оно оказалось даже более привлекательным и в скором времени окончательно потеснило стекло из Венеции, а чешский бисер по сей день считается одним из самых лучших в мире.

На Руси бисер появился в IX веке. Русские рукодельницы использовали его для украшения своих нарядов и предметов обихода, а с XVIII века жемчуг и бисер становится неотъемлемой частью народного мастерства. Как светская, так и церковная вышивка бисером всегда поражала иностранных гостей, а умение русских мастериц создавать настоящие шедевры, используя эти материалы, было известно всему миру.

Как никогда популярно было вышивание бисером в 19 веке. Его использовали для создания самых различных вещей – украшений, чернильниц, дамских кошельков, а непременным атрибутом платья и ризы была красивая бисерная вышивка. Тогда же и началось вышивание бисером целых картин, однако затем это искусство пошло на спад. Возрождение его относится уже к половине XX века, когда появляется мода на фенечки, вышитые бисером и стеклярусом сумочки и кошельки.

За прошедшие годы технология производства бисера почти не изменилась, так же как и искусство изготовления из него прекрасных изделии, которое по-прежнему требует терпения, мастерства, фантазии. Кутюрье все чаше используют бисер в своих показах. Модными вновь стали браслеты, кулоны, пояса, сумочки, расшитые бисером.


В настоящее время вышивка бисером является любимым хобби для многих девушек и женщин. Интерес к древнему рукоделию продолжает расти, ведь сегодня практически каждая может попробовать вышивку бисером, благодаря наличию готовых наборов, в которых есть все необходимые материалы, и имеется подробная инструкция к вышиванию. Техника работы с бисером не представляет особой сложности, картины вышиваются достаточно быстро, а сам процесс приносит только удовольствие и помогает отвлечься от повседневных забот. Выполненные бисером картины станут необычайно красивым украшением любого дома и предметом вашей гордости и радости.


Предлагаем вам приобщиться к столь древнему занятию и сделать жизнь чуточку ярче, ведь в каждой бисеринке, пришитой вашими руками, отражается капелька солнца.

История развития вышивки бисером

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX – XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.
Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.
Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.
С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт – Петербурга.
Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.
Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.