Что красота почему ее обожествляют люди. Сочинение на тему: «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Что такое красота? Почему ее обожествляют люди

В поэме Гомера «Илиада» красота Елены Прекрасной часто упоминается как сила, способная сдвинуть с места тысячу кораблей. Математики задались вопросом: какое количество женской красоты достаточно, чтобы в путь тронулся один корабль? Единицу измерения решено было назвать «миллиелен» — для одного корабля вполне достаточно. Сама же Елена Прекрасная, ставшая причиной Первой мировой войны древности, разразившейся в XIII—XII веках до нашей эры, обладала красотой, равной 1186 миллиеленам. Именно столько кораблей, пустившихся к берегам Трои, упоминалось Гомером в «Илиаде».

Красота — это всегда что-то необъяснимое. Вот и с Еленой Прекрасной связано множество мифов и легенд, которые обожествляют красавицу и запутывают ее биографию. Если верить одному из популярных мифов, Елена была дочерью богини Немесиды и Зевса, который явился богине в образе лебедя. Царица Леда, прогуливаясь по берегу реки Еврот, нашла в зарослях гиацинтов совершенное по форме лебединое яйцо и принесла его во дворец. Из яйца и «вылупилась» Елена, с детства отличавшаяся необыкновенной красотой. Царь Тиндарей, муж царицы Леды, воспитывал Елену как родную дочь. Но красота Елены была столь притягательна, что ее, едва ли не с самого рождения, то и дело похищали. Пленниками ее красоты становились и герои, и боги: Тесей, Пирифой, хитроумный Одиссей, Парис, Аполлон.

Красота Елены была сравнима с властью и с мудростью — а именно их обещали богини Гера и Афина Парису, когда он раздумывал, кому отдать яблоко с надписью «Прекраснейшей», подкинутое богиням на свадебном пиру обиженной Эринией, которую забыли позвать на праздник. Афродита пообещала Парису Елену Прекрасную, и он, забыв о предложенных мудрости и власти, выбрал Красоту, а Афродита получила призовое яблоко. Парис с помощью Афродиты выкрал Елену Прекрасную у ее супруга Менелая, царя Спарты, привез в Трою, и это стало причиной девятилетней войны. Когда Троя пала, Елене предстояло умереть. Только так Менелай мог вернуть себе утраченную честь. Елена должна была пасть от меча оскорбленного Менелая или быть побитой камнями, пущенными его соратниками. Но когда разгневанные воины увидели Елену, то и меч, и камни сами собой выпали из их рук — столь прекрасна была Елена.

Попова Наталья

Номер слайда

Название темы: Что есть красота и почему её обожествляют люди?

Цитаты: Скажи откуда ты приходишь, Красота?

Твой взор – лазурь небес иль порождение ада?

Ты, как вино, пьянишь, прильнувшие уста,

Равно ты радости и козни сеять рада.

«…что есть красота и почему её обожествляют люди»

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.Заболоцкий

Цели работы:

  1. познакомить с сущностью понятия «красота», изучить представления о критериях красоты в разные исторические эпохи;
  2. уяснить в чем заключается целесообразность красоты в жизни человека, её особенности у мужчин и женщин.

Фото Парижа

Фото Лувра

Портрет Генриха Гейне

Ил.: Венеры Милосской

Портрет Б.Пастернака и отрывок стихотворения:

Любить иных - тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Коллаж «Что такое красота?»

  1. Каково представление человечества о красоте?
  2. Красота – это понятие объективное или субъективное?
  3. Какие критерии существую у человечества для определения красоты?
  • Красота – гармония случая и добра. (Симона Вейль)
  • Единственная красота, которую я знаю - это здоровье (Генрих Гейне)
  • Красота – это свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывает чувство удовольствия и наслаждения (Философский словарь).

Термины: гордая осанка, веселый взгляд, стройные ноги, крутые бедра, сильное тело, длинные волосы, короткие волосы, волнистые волосы, густые брови, глубоко посаженные глаза, большие глаза, миндалевидный разрез глаз, маленький нос, полные губы, узкие губы, широкие скулы, смуглая кожа, светлая кожа, мощная мускулатура, редкие волосы, густые волосы.

Галерея красоты (коллаж)

«Палеолитические Венеры»

Др. Египет, Нефертити, Клеопатра

Венера Милосская (указать размеры: рост 164 см, окружность груди 86 см, окружность талии – 69 см, окружность бедер – 93 см)

Леохар Аполлон Бельведерский

Цитата «Нет ничего прекраснее, чем человек» - Софокл

Женщины Японии и Китая

Возрождение Боттичелли Рождение Венеры, Весна

Рембрандт Вирсавия Рембрандт, Даная

Трактат о женской красоте Аньоло Фиренцуола:

« Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или мёду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна… Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость»

Русские красавицы XVI-XVII вв.

Франция, XVI-XVII вв., прически в виде клумб или корзин фруктов

XIXв. Увлечение Др. Грецией (коллаж)

Портрет Элеоноры Гонзаго дела Ровре – Тициан

XX в. – Коко Шанель, Мэрилин Монро

Силикон, пластические операции

XXI в.коллаж – современная мода

Бирма – удлинение шеи кольцами

Глиняные диски в губах – Эфиопские племена

Борнео – вытягивание ушей до плеч

Племена карамоджонгов (граница Судана и Уганды) фигурные наросты на теле

Племена индейцев типо в Бразилии – сдавливание лиц девочек деревянными палками

Определение: Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, всякой вещи, всяком организме.

Вопрос: Что такое гармоничность человеческого тела?

Формулы гармоничного телосложения:

Окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья, в 2 раза меньше окружности талии

Окружность голени = окружности шеи (у девочек)

Окружность голени = окружности напряжённого бицепса (у мальчиков)

Пргк = окружности гр. клетки: рост (см)

(пргк – показатель развития грудной клетки)

Пргк меньше 50 – слабое развитие грудной клетки

Пргк = 50 – 55 - среднее развитие грудной клетки

Пргк больше 55 – отличное развитие грудной клетки

Окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени.

Отрывок из романа И.Ефремова «Лезвие бритвы»

  • Выводы: Критерием красоты можно считать целесообразность.
  • Критерии красоты у мужчин и женщин разные.

Великие открыли мудрецы:

Любовь и красота – суть близнецы.

Нет красоты – любовь немного стоит,

Лишь в красоте она себя раскроет…

Коль нет любви – не ценят красоты.

Коллаж, видеофрагмент

Скачать:

Предварительный просмотр:

Скажи откуда ты приходишь, Красота?

Твой взор- лазурь небес иль порождение ада?

Ты, как вино, пьянишь, прильнувшие уста,

Равно ты радости и козни сеять рада

Ш. Бодлер

"…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Цель работы:

Познакомиться с сущностью понятия «красота», изучить представление о критериях красоты в разные исторические эпохи;

уяснить в чем заключается целесообразность красоты в жизни человека, её особенности у мужчин и женщин.

Весна 1848 года в Париже как всегда была прекрасна: обрамлённые зелёной листвой улицы сияли на солнце, элегантные женщины, сняв зимние одежды, выглядели привлекательно, мужчины с интересом посматривали в их сторону, дети резвились в ожидании ласкового лета.

Изнурённый смертельной болезнью, преодолевая слабость, по этим улицам шёл человек. Генрих Гейне. Он шёл к Лувру, в сокровищницу искусства. Придя в музей, поэт долго стоял перед статуей Венеры Милосской. Это было его прощание с жизнью, потому что расстаться с ней – для него означало навсегда расстаться с красотой.

Тайна красоты тревожила человечество всегда. Шумеры считали красивым полезное, египтяне утверждали, что прекрасное есть жизнь. В античном мире появилось более конкретное определение: «Прекрасная девушка есть что-то прекрасное». В ХХ веке, восторгаясь красотой женщины, Б.Пастернак приравняет красоту к вечной загадке:

Любить иных – тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Действительно, мы все хотим быть красивыми. Все без исключения - и мужчины, и женщины. Особенно конечно женщины. Всё на алтарь красоты – и время, и деньги, а часто и здоровье…

А что же на самом деле красота?

Понятие красоты появилось не сегодня. Оно существовало всегда. Сразу же возникают вопросы:

Каково представление человечества о красоте?

Красота – это понятие объективное или субъективное? (Существует ли она в природе или лишь в сознании человека?

Какие критерии существуют у человека для определения красоты?

Обратимся к филологам, писателям:

Красота – это гармония случая и добра.

Симона Вейль

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.

Генрих Гейне

Красота – это свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывает чувство удовольствия и наслаждения.

Философский словарь

Биологи считают:

Красота – это понятие, скорее, философское, сложное для понимания и определения. Каждый из нас умеет видеть красивое вокруг себя, но с трудом может эту красоту передать в словах. Говоря о красоте применительно к человеку, попробуйте создать портрет красивого человека, используя предложенные вам термины.

Гордая осанка, весёлый взгляд, стройные ноги, крутые бёдра, сильное тело, длинные волосы, короткие волосы, волнистые волосы, густые брови, глубоко посаженные глаза, большие глаза, миндалевидный разрез глаз, маленький нос, полные губы, узкие губы, широкие скулы, смуглая кожа, светлая кожа, мощная мускулатура, редкие волосы, густые волосы.

Я не сомневаюсь, что портреты у каждого из вас будут совершенно разные.

Всем известно банальное утверждение о том, что красота спасет мир. И действительно все доброе, радостное, светлое, мирное ассоциируется с красотой. На мой взгляд, это понятие включает в себя множество граней, которые объединяет гармония. Все то, что гармонирует с твоими взглядами, вкусом, желаниями, является красивым. Именно поэтому у каждого человека свое представление о красоте. Каждая эпоха вырабатывала свой эталон прекрасного. А как же менялись взгляды на красоту человека в различные исторические эпохи?

Давайте пройдемся по галерее красоты:

В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Статуэтки женщин шутя называют «палеолитическими Венерами». Они примитивны и монументальны одновременно. В них нет проблеска духовности, у них нет лица.

Древние инки ценили женское косоглазие. Девочке у виска на уровне глаз подвешивали специальные шарики. Древние египтянки, похожие на спортивных мальчиков, с малахитовой пудрой на лице и изумрудными бровями – самые красивые женщины. Чёрной подводкой для глаз пользовались и мужчины, и женщины.

Нефертити с длинной стройной шеей, вытянутыми миндалевидными глазами, приподнятым лицом – это рафинированное изящество. Клеопатра – автор трактата «О лекарствах для лица». Красавицы капали в глаза белладонну для расширения зрачков и блеска глаз, подводили глаза зеленью из углекислой меди, а синей краской рисовали вены на шее и висках, стриглись налысо и надевали парики из овечьей шерсти. Египтянки уже знали, что такое восковая эпиляция. Светлая жёлтая кожа – это идеал женщины.

А сколько писателей воскурило фимиам древнеегипетской царице Клеопатре! И хотя современные учёные открыли, что Клеопатра вовсе и не была красавицей, мы склонны верить тем, кто утверждал обратное. Действительно, будь она уродиной, каким же образом ей удалось бы заполучить Великого Цезаря и Марка Антония?! В пользу наших сомнений свидетельствует высказывание о Клеопатре римского историка IV века Аврелия Виктора: «…и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи» («О знаменитых людях»). Так что, современные учёные или поторопились с выводами, или имеют иной взгляд на красоту.

До сих пор неизменной популярностью пользуются секреты красоты Клеопатры. Её ванны с добавлением мёда и молока. Или крем египетской царицы, который сделает вашу кожу мягкой и бархатистой, разгладит любые морщинки и снимет напряжение. Крем довольно прост в изготовлении. Всё, что вам нужно, это 2 столовые ложки сока алоэ, столовая ложка воды, 2 столовые ложки мёда. Все компоненты тщательно перемешайте, поставьте смесь на водяную баню и осторожно введите в неё 100 г свежего свиного сала. Готовый крем переложите в баночку и храните в холодильнике. Раз в день наносите его на лицо и шею тонким слоем на 10–15 минут, остатки снимайте салфеткой.

Впрочем, ещё сохранилось и мнение Плутарха о Клеопатре: «Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу». В буквальном переводе: «оставлял свое жало». Далее древний историк пишет о голосе царицы: «Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие...»

Георг Эберс, писатель-египтолог 19 века, описывая красоту древней египтянки, пишет: «…смуглый оттенок кожи и тёмный, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-жёлтым и коричневато-бронзовым. Прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жёсткие волосы цвета вороного крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

Венера Милосская, рост 164см, окружность груди – 86 см, окружность талии –

69 см, окружность бёдер – 93 см.

Леохар. Аполлон Бельведерский

«Нет ничего прекраснее, чем человек», - говорил Софокл. Греки не боялись обнажать тело, потому что они его создавали.

Без канонов не обходились, наверное, никогда. Знаменитый скульптор Древней Эллады Лисипп за основу идеальной фигуры принял высоту головы, которая укладывалась по высоте всей фигуры восемь раз. По канонам греческой красоты красивым считалось лицо с прямым носом, большими глазами с широким разрезом между век и дугообразными краями век.

Китагава Утамаро. Из серии «Прекраснейшие женщины современности».

В древнем Китае и Японии каноном женской красоты было фарфоровое лицо. Здесь красота и ритуал – понятия нерасторжимые. Толстый слой рисовой пудры и стопа «цзилань» («золотой лотос») размером в 10 см – признаки самой привлекательной женщины.

Каноны красоты раннего Возрождения – бледный цвет лица, длинные белокурые волосы, лебединая шея и высокий чистый лоб. Для удлинения лица женщины выбривали лоб и выщипывали брови, для удлинения шеи – брили затылки.

Рембрандт. Вирсавия Рембрандт. Даная

В эпоху Высокого Возрождения в моду входит золотисто-рыжий цвет волос, пышные формы, бёдра, шея и плечи.

Итальянскому писателю эпохи Возрождения Аньоло Фиренцуоле явно не понравились бы современные стандарты красоты… В своём трактате «О красоте женщин» он пишет: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородное… Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка «красноватой» от кровообращения…»

С ХУ века появляются трактаты, посвящённые женской красоте. Монах ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О женской красоте» писал: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или мёду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна… Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость»

Из 16 же столетия до нас дошла интересная формула красоты, в которой балом правит «тройка». Согласно этой формуле, у красавицы должны быть:

Три белые – кожа, зубы, руки.

Три чёрные – глаза, брови, ресницы.

Три красные – губы, щёки, ногти.

Три длинные – тело, волосы, руки.

Три широкие – грудная клетка, лоб и расстояние между бровями.

Три маленькие – зубы, уши, ногти.

Три узкие – рот, плечо, ступня.

Три округлые – руки, торс, бёдра.

Три тонкие – пальцы, волосы, губы.

Иностранцы, приезжавшие в Россию ХVI – ХVII в.в., отмечали, что русские девушки были бы хорошенькими, если бы себя не уродовали. Зубы красотки чернили, ресницы белили, щёки натирали свёклой. Для белизны кожи пили уксус и ели мел. Чтобы придать глазам раскосость, головным убором стягивали кожу лица, а мочки ушей специально вытягивали.

Во Франции XVII – XVIII в.в. в моде миниатюрные дамы с изящными ручками и ножками и причёсками в виде клумбы или корзины фруктов. Зато не в моде гигиена. Мария Антуанетта имела серебряную ванну, но её приносили в королевские покои лишь несколько раз в году. Чтобы заглушить запахи, придворные пудрились и пользовались духами, а ещё носили на груди на шёлковой ленте блошиные ловушки из слоновой кости или золота. «Золотой век» вшей и блох длился до конца XVIII века.

Энгр. Большая купальщица

Ренуар. Обнажённая

В XIX веке наблюдается увлечение древней Грецией: платья с поясом под грудью, причёски «по-гречески», обнажается человеческое тело.

Тициан. Портрет Элеоноры Гонзага дела Ровре

Позднее начинается царство кринолинов и корсетов. Самый ужасный утягивал и талию, и бёдра и весил несколько килограммов. Игра в волан или конная прогулка иногда заканчивалась для дам, утягивавших талию до 55 см, летальным исходом.

ХХ век. Благодаря Коко Шанель барышни надели брюки и пиджаки. В моде – узкие бёдра и длинные ноги. В середине века идеал – Мэрилин Монро, главное - быть блондинкой с пышными формами.

В 60-70 г.г. мир завоёвывает мини и акцент переносится на стройные ноги. В конце века в почёте силикон и пластические операции.

В XXI веке в моде европейские лица, загорелая кожа, экзотические татуировки. Темнокожие выпрямляют волосы, китаянки и японки меняют разрез глаз. Футурологи считают, что у Запада истощается демографический потенциал и эталон красоты может повернуться в сторону Возрождения. Культ здоровья и фитнеса это подтверждает. Но о вкусах по-прежнему не спорят: женщины племён Бирмы удлиняют шею кольцами (до 50 см) Эфиопские племена сурма и музи вживляют глиняные диски в губы; чем больше женщина «раскатает» губу, тем больше скота дадут её семье при вступлении в брак.

Модницы острова Борнео вытягивают уши до плеч, подвешивая гири до 3 килограммов. На границе Судана и Уганды в племени карамоджонгов в почёте особые фигурные наросты на теле: кожа лица и тела надрезается железными крючьями. На Соломоновых островах дядя невесты выбивает ей верхние резцы с помощью камня и заострённой палки. Племена индейцев типо в Бразилии сдавливают лица девочек деревянными палками. Женщины племени туарегов в Сахаре должны иметь складки на боках, животе, хотя бы 12 складок при наклоне вперёд, лицо должно у них лосниться. Девушек специально держат в отдельных палатках без движения и поят верблюжьим молоком. На берегу острова Сантани в Индонезии считаются необычайно привлекательными небольшие физические дефекты: искривлённая рука или отсутствие ступни.

В Папуа – Новой Гвинее красавицами считаются женщины с обвислой полупустой грудью на уровне пупка. Матери постоянно тянут своих дочерей за грудь для достижения нужного эффекта.

К сожалению, очень часто требования моды наносили вред здоровью человека. Вспомним, к примеру, времена средневековья с его рахитичными женщинами, которые едва доживали до тридцати лет. Или другая крайность - мода на ожиревших женщин, которых мы можем увидеть на полотнах в стиле барокко.
В наше время формируется наиболее правильное представление о красоте, которая тесно связана со здоровьем. Только здоровый человек выглядит красивым, счастливым и способен замечать красоту окружающего мира. Когда же человек болен, то ничто его не радует и ему, конечно же, не до красоты. В моде сейчас спорт, здоровое питание, избавление от вредных привычек, заблаговременная забота о здоровье. Хотя многие молодые люди чрезмерно увлекаются диетами, доводя себя до дистрофии. Во всем нужна мера. Каковы же секреты красоты и здоровья? Они известны всем - это правильное питание, нормальный сон, регулярные физические нагрузки, хорошее настроение и доброжелательность, гигиена, соблюдение этикета, умение ухаживать за телом и одеждой. Оказывается, не так уже сложно стать красивым, здоровым и счастливым. Но на пути к успеху многих из нас подстерегает коварный враг - собственная лень. Вот ее распространенные признаки: «сделаю зарядку завтра», «салат приготовить дольше, чем съесть готовое пирожное или бутерброд», «ничего страшного, если не почищу перед сном зубы и не смою косметику» и т. д. Я думаю, что многие узнали в этих фразах свои. Тогда стоит задуматься, к чему они могут привести. Потом не сетуйте, почему вы не такие, как ваши красивые и удачные сверстники. Приложите максимум усилий - и у вас все получится. Для меня лично эталоном красоты являются люди, профессионально занимающиеся спортом. В них чувствуется уверенность, здоровье, красота, успех, удовлетворение от жизни, их знают и любят. Многие из них доказали, что мечты сбываются. Главное поставить цель и упорно продвигаться к ее достижению. Мечтайте, дерзайте и будьте красивыми всегда и везде, даже наедине с собой! И тогда, действительно, красота не только спасет, но и улучшит мир.

Вернёмся к определению красоты.

Можно ли найти такое определение, которое бы соответствовало канонам любой исторической эпохи? Может быть это определение?

Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, всякой вещи, всяком организме.

Вполне закономерен вопрос: Что понимается под гармоничностью человеческого тела?

Считается, что гармоничность является основным критерием красоты.

Формулы гармоничного телосложения.

Окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья, в 2 раза меньше окружности талии

Окружность голени = окружности шеи (у девочек)

Окружность голени = окружности напряжённого бицепса (у мальчиков)

Пргк = окружности гр. клетки: рост (см)

(пргк – показатель развития грудной клетки)

Пргк меньше 50 – слабое развитие грудной клетки

Пргк = 50 – 55 - среднее развитие грудной клетки

Пргк больше 55 – отличное развитие грудной клетки

Окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени.

Что служит критерием красоты человека? Обратимся к классикам. Перед вами отрывок из романа И.Ефремова «Лезкие бритвы». Попытайтесь вставить в текст пропущенные слова, и тем самым вы сможете дать ответ на вопрос «Что служит критерием красоты». Обращаю ваше внимание на субъективность этого суждения. Решать вам, согласны вы с этим мнением или нет.

Блестящая … и плотная кожа, … волосы, ясные чистые глаза, … губы – это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о …. Красивая, … осанка, …плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – это признаки …Большие и широко расставленные глаза красивы, так как … Чем больше глаза, тем …, тем лучше зрение. Чем …, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивые ровные, плотно посаженные зубы, прогнуты правильной дугой, потому что …. Красивы длинные ресницы, так как они лучше …. Нам кажутся они изящнее, если …, в этом случае они не смыкаются и не смерзаются. Красивы густые и не очень широкие брови, потому что они …. Женщина имеет более развитый …. Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребёнка. Резервная пища служит одновременно … для развивающегося ребёнка. Длинная гибкая шея прибавляет к красоте женщины, так как по своей древней природе женщина – …. Более …шея мужчины обеспечивает прочную поддержку головы в бою или во время ношения тяжестей.

Правильный ответ.

Почему нет единой формулы красоты?

Все приведенные выше формулы красоты не содержат информации о конкретном, детальном, облике человека. И это не случайно. Хорошо известно, что понятие о красоте в разные исторические эпохи весьма отличалось, а "идеалы", которым старается соответствовать то или иное поколение, постоянно меняются. Иногда идеалом красоты становится артистка (или артист), которую по классическим меркам красивой назвать никак нельзя. В то же время, многие классические красавицы чувствуют себя дурнушками и совершенно не пользуются успехом у мужчин. И, наоборот, многие некрасивые женщины считают себя писаными красавицами и имеют у мужчин огромный успех. Это косвенно подтверждает, что красота, в первую очередь, это действительно гармония - гармония тела и души, отсутствие между ними серьезных противоречий, что позволяет человеку жить в мире с самим собой и чувствовать себя красивым и счастливым. Каким он сам себя чувствует, таким его воспринимают и окружающие.

Женская красота от фараонов до наших дней


9-е место . Женщины майя окрашивали тело красной мазью, в которую добавляли очень липкую и пахучую смолу. После такой процедуры они становились нарядными и надушенными. На лицо также наносились различные краски.

8-е место . Идеал красоты в Древнем Китае - маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Ни один приличный китаец не взял бы в жены девушку с большим размером ноги. Чтобы ножка оставалась маленькой, девочкам туго бинтовали стопу, и она переставала расти. Кстати, главным достоинством мужчины в Китае считались длинные волосы, которые заплетали в причудливые косы.

7-е место . В Древней Греции существовал культ тренированного тела. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты: рост - 164 см, окружность груди - 86 см, талии - 69 см, бедер 93 см. По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос и большие глаза.

6-е место . В Древнем Риме господствовал культ светлой кожи и белокурых волос. Именно римлянки первыми овладели секретом обесцвечивания волос. Их протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивали на солнце.

5-е место . В Средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ей - недозволенным. Блондирование волос провозгласили нечестивым занятием. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Идеалом средневековой женщины была пресвятая дева Мария - удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

4-е место . В начале XIII века начался культ поклонения "прекрасной даме". Женщину теперь сравнивают с розой - она нежна, хрупка и изящна. Кстати, по этой причине в моде - маленькая грудь.

3-е место . В эпоху Возрождения красивыми считались бледный цвет лица, стройная "лебединая шея" и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы спереди и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось как можно более длинной, брили затылки.

2-е место . В эпоху рококо главный акцент делался на прическе. Это время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причесывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

1-е место . XX век. Жизнь изменилась. Больше всего ценятся ум, энергия и умение зарабатывать деньги, а главным достоянием женщины считается свобода. Впрочем, историки моды сходятся на том, что в будущем можно будет определить ХХ век как век коротких женских причесок и культа дистрофии.


Жизненно важные размеры рост - объем груди - объем талии - объем бедер разных эпох

Идеал античности: 164 86 69 93

Идеал Средневековья: 145 79 62 84

Идеал века восемнадцатого: 156 98 72 105

Идеал века девятнадцатого: 160 92 42 90

Идеал века двадцатого

И начала двадцать первого: 175 90 60 90

Таким образом, по моему мнению можно сделать следующие выводы:

Критерии красоты у мужчин и женщин разные.

У женщин:

более развитый жировой слой – запас пищи для развивающегося ребёнка, тепловая и противоударная изоляция для детёныша.

стройная длинная шея даёт большую гибкость, быстроту движения головы, т.к. женщина по природе – страж.

широкие бёдра облегчают деторождение. Вертикальная походка человека требует максимального сближения головок бедренных костей – этим облегчается бег, равновесие и облегчается выносливая ходьба. Но человек рождается с огромной круглой головой, и процесс рождения требует широкого таза с раздвинутыми бедренными суставами. Разрешением этого противоречия частично явились роднички – незаросшие области на темени ребёнка. В момент прохождения через отверстие таза кости свода черепа ребёнка заходят одна за другую, череп сдавливается, и голова приобретает характерную удлинённую форму, впоследствии исправляющуюся. При этом сроки внутриутробного развития сокращены. Человеческий детёныш рождается не полностью сформированным, беспомощным и требует продолжительного вскармливания материнским молоком и заботы. Если сравнить человека с другими млекопитающими, то срок его внутриутробного развития должен составлять примерно 22 месяца.

Женщины с узкими бёдрами чаще гибнут при родах, рождают детей менее жизнеспособных.

тонкая гибкая талия – анатомическая компенсация широких бёдер для подвижности и гибкости всего тела.

длинные волосы закреплялись в нашем чувстве прекрасного тогда, когда люди ещё не знали одежды. Возможность прикрыть себя и детёныша была очень выгодной.

У мужчин:

шея средней длины и достаточно толстая для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжести.

для того, чтобы носить тяжести, поднимать их, быть выносливым, на передней поверхности тела, между рёбрами и тазом, должна быть толстая и крепкая мышечная стенка. Не меньшей мощности должны быть косые брюшные мышцы. В этом месте мужчина становится шире, чем в бёдрах. Зато приобретает дополнительную мощь.

С точки зрения биологов мы видим, что красота человеческого тела определяется гармоничностью и целесообразностью.

Возникает вопрос, а достаточно ли этого, чтобы считать человека красивым?

Страницы истории отражали разные человеческие идеалы. Но все понимают: безобразное любить нельзя, безобразное любить безнравственно. Поэт Востока Физули написал:

Великие открыли мудрецы:

Любовь и красота – суть близнецы.

Нет красоты – любовь немного стоит,

Лишь в красоте она себя раскроет…

Коль нет любви – не ценят красоты.

Есть красота без красивости. Это Квазимодо Виктора Гюго. Есть красивость без красоты. Это Жорж Дюруа из «Милого друга» Мопассана. Внешнее безобразие одного сочетается с красотой духа. Внешняя привлекательность другого уживается с нравственным уродством.

Говоря о красоте, мы обычно имеем в виду не только внешний облик, красивое лицо, но и способность управлять своим телом, умение красиво двигаться. Одним словом, основной составляющей нашей привлекательности является красивая осанка, которая достигается только систематическими занятиями спортом. Для красоты и здоровья активные движения просто необходимы, а именно их не хватает современному человеку. Поэтому нужно восполнять эту потребность организма ежедневной физической работой и активными упражнениями. Доказано, что спорт имеет исключительное значение и для предупреждения заболеваний. Говоря о здоровье физическом, не стоит забывать и о здоровье духа. Ведь спокойный, уравновешенный человек живет более счастливой жизнью. Недаром говорят, что самое большое наше богатство - здоровье, а к душевному здоровью это относится вдвойне. Многие заболевания сердца, желудка, почек, кожи и других органов обусловлены стрессом - нарушением душевного равновесия. Это сказывается и на поведении человека в обществе. Словом, заботясь о своем здоровье, улучшая физическое и душевное состояние, мы заботимся и о красоте. Ведь красивая внешность и крепкое здоровье являются не только даром природы - они достигаются самообладанием и целенаправленными усилиями самого человека.

Мне кажется, что красота, данная от природы, - это как прекрасная дорогая рамка. Да, она великолепна, кто спорит. Но что она без картины? Обрамление пустоты? Полотно же – нашу собственную душу- мы пишем всю жизнь с рождения и до смерти. От нас зависит палитра… Кто-то предпочитает светлые тона, кто- то щедро ставит черные кляксы, кто-то робко рисует серой краской, а кому-то необходимы все цвета радуги. Большинство же из нас еще и чужую картину норовит подправить на свой лад.. И все таки… Возможно вы замечали, что прекрасная картина пленяет даже в простой рамке, а то вовсе без нее... Доказательство? Пожалуйста. Еду в переполненном автобусе. Теснота, злые, недобрые лица. Мой взгляд нечаянно падает на лицо женщины, крепко прижимающей к себе маленького мальчика. Я поразилась насколько эта женщина некрасива. Можно сказать редкостная некрасота. И вдруг мальчик что-то сказал маме. Что именно, расслышать не удалось, да это и неважно. Но женщина улыбнулась. И произошло чудо! Её лицо в одно мгновение стало прекрасным! Таким прекрасным, что взгляд оторвать от него было невозможно. Я созерцала красоту, которую невозможно передать словами. Я не знаю, что преобразило женщину: улыбка или её любовь к ребенку? Но чудо свершилось. Никакие правильные черты, никакой изящный носик не смогли затмить ее в это время.

И еще раз задаюсь вопросом: так что же, такое красота? Этот вопрос я думаю будет волновать человечество всегда.

Из всего сказанного раньше, я все-таки считаю что красота – это прежде всего душа. Я ценю своих некрасивых, но преданных друзей и не соглашусь поменять их на писанных красавиц и красавцев. И конечно же очень хотелось бы, чтобы во всем присутствовала гармония. Ведь каждая женщина, мужчина, если захотят, могут быть красивыми. Обязательное условие – она сами должны себя таковыми считать.

На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всем: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все ее видят, не все обращают на нее внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь «Красота спасет мир»!

Подписи к слайдам:

Гордая осанка; веселый взгляд; стройные ноги, крутые бедра, сильное тело; длинные волосы, короткие волосы, волнистые волосы; густые брови; глубоко посаженные глаза, большие глаза, миндалевидный разрез глаз; маленький нос; полные губы, узкие губы; широкие скулы; смуглая кожа, светлая кожа; мощная мускулатура; редкие волосы, густые волосы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сочинение на тему: «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»


(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть... и будет вечно. Никто, ничто не устоит; переднее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила - красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, - всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует, в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному - к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - Природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам-, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека - идея замятинского романа «Мы»… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги «нумеров», слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, - все это насилие над природой некрасиво! Уродливо - при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны - а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота - не обязательно и не только совершенство. Красота - это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, - сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота - самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», появляется в высшем обществе, - и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний «гадкий утенок», с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа - одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой - духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она - воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота - шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов-… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! PI любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в «Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов - грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что «пополнела», «подурнела»… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых - тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле - любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота - красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь - гимн ей!

Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»… Прекрасной! - вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, - нет, его идеал женской красоты был иным… Времена «гениев чистой красоты» ушли! - провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою -

накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах - столько! Он тоже «короновал» и «душу цветущую любовью выжег», - но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в «Облаке в штанах», - этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное - даже тогда, когда ранит. Сергей Есенин в «Персидских мотивах» заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары Льет по каштанам в пролечь… Лале склонясь на шальвары, Я под чадрою укроюсь…

Но «рязанских раздолий» Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой милый» - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю - весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина - мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота - это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое,

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое -

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.

(О. Мандельштам)


Поделиться в социальных сетях!

Статья весны 2014г.

7 мая - день рождения советского поэта Николая Заболоцкого. 1903-1958.
111-ая годовщина в 2014г. Это не юбилейная, строго говоря, цифра, но по своему примечательная триада единиц:111. Да и просто день рождения!

Рамки этой заметки не позволят обширного экскурса в биографию и творчество, переводческие штудии Н.Заболоцкого. Все это при желании можно легко найти на просторах Сети. Моя задача скромнее:напомнить, что сегодня день рождения замечательного поэта, одного из наиболее философски звучащих поэтов Советской страны.

Когда называется имя Николая Заболоцкого, то чаще всего приходят на ум любому сколько-то знакомому с русской поэзией 20 века два его стихотворения: "Некрасивая девочка" и "Метаморфозы". Первое пронзительная картинка, увиденная автором и навеявшая этот поэтический шедевр.

О чистоте детской души, о зависти, разъедающей душу, вступающую в взросление, и наконец-изумительный афоризм, венчающий стих, который давно существует самостоятельно, так что, цитируя, многие даже не всегда знают источник:




Стихотворение "Метаморфозы" известнейший философско-поэтический шедевр,
и также содержащий строки, ставшие широко цитируемым афоризмом:это первые четыре строки. Читая это произведение, современный читатель, конечно, подумает, что автор говорит о реинкарнации, переселении душ, в которую верили на Востоке и которая стала модной верой во всем мире. Однако это не то что бы не так, но несколько шире.

Это стихотворение квинтэссенция философских воззрений Николая Заболоцкого.
Я бы сказала так. В СССР религии были практически запрещены. Но религиозное сознание суть врожденный импульс, как нравственный закон. Чем нравственно совершеннее личность, тем ближе она к Богу.

Но поскольку коммунисты запретили Бога, то людям, ищущим "пути к храму", приходилось изыскивать особые пути. Многие образованные люди в СССР не приемля в силу полученного образования и общего нерелигиозного строя жизни приверженности к традиционным конфессиям, которые формально не были запрещены Советской властью, хотя религии активно ею критиковались, а открытая религиозность не поощрялась, тем не менее испытывая врожденное беспокойное стремление к высшему, не называя это религиозным чувством, сочиняли разнообразные концепции, в основе которых лежала наука и могущество человеческого разума, но в ближайшем рассмотрении это были в все те же разные "Пути к Храму"! Чаще всего в духе Спинозы:пантеизм, воспевание Материи, но одухотворенной и очеловеченной. Так появляется целый ряд произведений в жанрах самых разных от философских трактатов до научной фантастики. От философских произведений, таких как "Космология духа" Ильенкова в русле русского космизма, фантастических произведений и трактатов Циолковского до "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова, сильнейшее воздействие которого на умы в СССР и во всем читавшем НФ мире ныне почти забыто.

Чтобы понять "Метаморфозы" Николая Заболоцкого аутентично, а именно тот смысл, который вкладывал сам автор - нужно знать, что он общался с Циолковским, штудировал Энгельса, Григория Сковороду, Тимирязева, Вернадского, читал труды Эйнштейна. Испытывал влияние Велимира Хлебникова, одного из самых загадочных русских поэтов. Коллекционировал и изучал творчество художников Шагала, Филонова, вообще весь русский авангард. Также проявлял интерес к Брейгелю и другим голландцам. Наконец, был впечатлён концепцией русского философа Николая Федорова.

Натурфилософия Николая Заболоцкого очень интересна и меня навела на любопытные параллели. Но об этом в другой статье. Здесь же насладимся поэтическим кристаллом Николая Заболоцкого, освежив в памяти несколько самых известных поэтических произведений. Но далеко не только эти стихи сделали бы честь любому поэту, но шире о поэзии Н.Заболоцкого в другой раз.

Здесь лишь пунктирно...

Метаморфозы

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.
А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Не позволяй душе лениться!

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958

Из сборника:
Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака.
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

Рецензии

Спасибо, написано грамотно и с душой. Только Сковороду зовут не Николаем, а Григорием. Да и сама идея отметить три единички хороша:)

О Заболоцком интересно пишет Ольга Седакова:
http://loshch.livejournal.com/34341.html
Хотя я, конечно, категорически не согласен, будто "поэтический мир Заболоцкого не приобрел какой-то последней, чеканной завершенности – и его имя не стало знаком, способным при упоминании вызвать в уме". У Седаковой есть досадный бзик не принимать ничего даже отдалённо близкого к соцреализму, простим ей это.

Вообще Заболоцкий очень разный и, к сожалению, он начиная с 30х годов побаивался использовать в поэзии свои сюрреалистические наработки. Особенно после лагерей:(. А прийти к церкви у него действительно было мало возможностей Но Бог ни одного настоящего поэта не обходит стороной, даже Маяковского (отдельный разговор). Вот и у Заболоцкого есть:
Бегство в Египет

Ангел, дней моих хранитель,
С лампой в комнате сидел.
Он хранил мою обитель,
Где лежал я и болел.

Обессиленный недугом,
От товарищей вдали,
Я дремал. И друг за другом
Предо мной виденья шли.

Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелен
Иудейским поселенцем
В край далекий привезен.

Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.

Ослик пасся близ оливы,
Я резвился на песке.
Мать с Иосифом, счастливы,
Хлопотали вдалеке.

Часто я в тени у сфинкса
Отдыхал, и светлый Нил,
Словно выпуклая линза,
Отражал лучи светил.

И в неясном этом свете,
В этом радужном огне
Духи, ангелы и дети
На свирелях пели мне.

Но когда пришла идея
Возвратиться нам домой
И простерла Иудея
Перед нами образ свой -

Нищету свою и злобу,
Нетерпимость, рабский страх,
Где ложилась на трущобу
Тень распятого в горах,-

Вскрикнул я и пробудился...
И у лампы близ огня
Взор твой ангельский светился,
Устремленный на меня.

Набор самых известных стихов в моей версии немного другой, я бы ещё вспомнил "Очарована, околдована" (которая даже стала блатной песней), "Тарусу" и "Знаки зодиака".

А приведённое вами место из "Некрасивой девочки" я твержу, если при мне девушки переживают из-за внешности:).

В следующем году по 110 лет исполнится Варлааму Шаламову и Арсению Тарковскому. Кто бы вспомнил...

Григорий Сковорода, конечно. Не могла не знать, но все же допустила ляп. А впрочем я все собираюсь хоть глянуть в труды этого классика украинской философии, и все недосуг. Ну вот теперь все ж запишу в список обязательного к прочтению.

Таруса и Знаки Зодиака. Надо прочесть, хотя возможно, что и читала и подзабыла. Очарована, околдована... Точно, Заболоцкий! И верно:блатная песня. Ну или стиля "русский шансон". Хотя замечу, что песня ББГ "Город золотой", ставшая "знаковой", приметой времени, у итальянского знатока итальянских же канцон вызвал ярость:как можно так профанировать высокий штиль и имя классика итальянской музыки, коему было приписано авторство музыки. Ведь мистификация раскрылась не сразу.
НО меня в той истории больше заинтересовало не это, а то, как "реинкарнируют" произведения, мелодии(мелодия-то Града золотого и точно из той канцоны, слегка видоизмененная!), образы искусства. На эту тему у меня есть по меньшей мере две, даже больше, несколько статей. О сенсационном происхождении самых популярных песен современности из архаичных мелодий.

В Париже в католическом храме стоял во время мессы русский эмигрант. Звучал медленный торжественный григорианский хорал. Ничто не нарушало атмосферы отстраненности от суетности и дум о вечном.
И вдруг!.. Эмигрант навострил слух. Не может быть! Но тема звучала снова и снова. Едва дождавшись окончания, эмигрант поспешил к епископу и др. с потрясенным вопросом:
- Почему в вашем храме во время мессы исполняется революционный гимн "Интернационал"?!! Я изгнан из России, русский философ Николай Бердяев, я прошу ответить, почему вы исполняете большевицкий гимн?
Епископы были удивлены не менее. Наверное вызвали органиста. Тот наверное не раз перепроверил ноты:все правильно играл!
-НО это же тема Интернационала, только звучит в несколько раз медленнее, чем рабочий гимн Дегейтера!
А оказалось, что это древний духовный гимн, который был использован в преображенном виде. И это далеко не единичный случай...Я знаю еще много таких случаев. Удивительно, да? А историю об Интернационале я прочла не где-нибудь, в на просторах сети, на которых много всякой небывальщины и выдумок -а в книге, взятой из библиотеки, вышедшей в советское время и называлась она "Песнь песней революции. Пылающие строки "Интернационала".
Автор, правда, попытался перевернуть все на 180 градусов. Де-это церковники взяли знаменитую песню и переделали ее в духовную музыку для службы, чтобы "привлечь прихожан". Абсурдно, конечно. Но факт остался фактом.

Впрочем, я переврала насчет Города золотого. Стихи этой песни содержат библейские аллюзии. А вот музыка. Да, Вавилов конечно оказался гениальным имитатором(не только канцона, но знаменитейшая Аве Мария Каччини, как оказывается, которую исполняют во всем мире). Но имитация ведь все же имеет оригиналы.И чтобы приписать авторство-нужно войти в образ и точно скопировать стиль. Спецы -то все равно установят аутентичность стиля. Так что Джулио Каччини едва ли не в равной мере имеет право на авторство-как и Владимир Вавилов - на Аве Марию.

Как и Франческо да Милано-на музыку Города золотого. Как сказано в вики, долгое время авторство да Милано ВЫЗЫВАЛО СОМНЕНИЯ ввиду того, что в ППС композитора этой мелодии не было. НО раз вызывало сомнения у специалистов только по причине отсутствия в ПСС- то не это ли триумф Имитатора?!

"За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа» .
А. Ф. Лосев из оригинальных идей Сковороды выделял его учение о сердце, мистический символизм в учении о трёх мирах и представление о двух сущностях мира, видимой и невидимой".

Теперь ясно, что Николая Заболоцкого могло привлечь в философии Г. Сковороды:пантеизм в духе Спинозы и учение о множественности миров.
Как считаете:согласуется философия Сковороды - с каноническими представлениями?

"Интернационал" вообще довольно загадочный, например:
http://www.youtube.com/watch?v=y10Li8rGD0U
Конечно, Тальков это не сам заметил, а откуда-то вычитал...
C философией Сковороды я плоховато знаком, но, насколько можно судить бегло, троемирье c двумя сущностями вполне каноничны, а пантеизм - не очень.

Филипп, спасибо за ваши слова про загадочность Интернационала. Вы поразительно меток выражаете отточенные мысли. А сейчас я должна выпить крепкий кофе и сразиться с снобствующим господинчиком. Обозвавшим Россию-Мухосранском.

А "Очарована, околдована" хоть и не имеет отношение к музыкальным мистификациям, но действительно интересно, почему из неё получился хитовый русский шансон. Возможно, дело в том, что это самый бесхитростный текст Заболоцкого (кроме разве что горячо мной нелюбимого "Читая стихи") - он переживал новый всплеск страсти к своей жене, ему было не до изысков, стихи просто вырвались.

"Свою правду" нужно защищать. Иначе это просто догматика, принятая на веру без всякой критики. Я предоставила оппоненту возможность по всему фронту, от науки до экономики и политики, и даже европейской культуры-защищать "свою правду":Европа неизмеримо выше России(которую он называет однако презрительным жаргоном:Рашка, Мухосранск и т.д.). Европа очевидным образом ничего не дала ему и в плане европейских манер:такое обращение даже в полемике для меня не то чтобы ново, но по прежнему удивительно.

Это от него жена на короткое время ушла, потом вдруг вернулась - и он написал целый цикл стихов о любви, до этого, как считается, у него чистой любовной лирики не было.
Он даже умер отчасти от радости, на подъёме. Проснулся в прекрасном настроении, стал зубы чистить - и сердце не выдержало.

Кстати, прекрасное стихотворение про Григория Сковороду есть у Тарковского:

Григорий Сковорода

Не искал ни жилища, ни пищи,
В ссоре с кривдой и с миром не в мире,
Самый косноязычный и нищий
Изо всех государей Псалтыри.

Жил в сродстве горделивый смиренник
С древней книгою книг, ибо это
Правдолюбия истинный ценник
И душа сотворенного света.

Есть в природе притин своеволью:
Степь течёт оксамитом под ноги,
Присыпает сивашскою солью
Чёрствый хлеб на чумацкой дороге,

Птицы молятся, верные вере,
Тихо светят речистые речки,
Домовитые малые звери
По-над норами встали, как свечки.

Но и сквозь обольщения мира,
Из-за литер его Алфавита,
Брезжит небо синее сапфира,
Крыльям разума настежь открыто.

А если ты чувствуешь, что оппонент очевидным образом сильнее тебя и предоставляет контраргументацию, на которую тебе нечего ответить-то нужно не навешивать оскорбительные ярлыки, если уважаешь себя, а признать хотя бы свою недостаточность аргументации и вежливо признав, что этот раунд проигран, откланяться. И далее либо забыть о дискуссии, либо углубиться в вопросы полемики, тщательно готовиться.
По моему, очевидные вещи, и как же меня удивляют, потому что большинство таких простых вещей не понимают, оскорбляются даже не личным, а отвлеченными аргументами в дискуссии, превращают в непотребные свары. Я просто...очень удивляюсь. Этот случай не нечто единичное-но вполне заурядное явление.

И ещё одно:

"Мир ловил меня, но не поймал".
Автоэпитафия Гр.Сковороды

Где целовали степь курганы
Лицом в траву, как горбуны,
Где дробно били в барабаны
И пыль клубили табуны,
Где на рогах волы качали
Степное солнце чумака,
Где горькой патокой печали
Чадил костер из кизяка,
Где спали каменные бабы
В календаре былых времен
И по ночам сходились жабы
К ногам их плоским на поклон,
Там пробирался я к Азову:
Подставил грудь под суховей,
Босой пошел на юг по зову
Судьбы скитальческой своей,
Топтал чебрец родного края
И ночевал - не помню где,
Я жил, невольно подражая
Григорию Сковороде,
Я грыз его благословенный,
Священный, каменный сухарь,
Но по лицу моей вселенной
Он до меня прошел, как царь;
Пред ним прельстительные сети
Меняли тщетно цвет на цвет.
А я любил ячейки эти,
Мне и теперь свободы нет.
Не надивуюсь я величью
Счастливых помыслов его.
Но подари мне песню птичью
И степь - не знаю для чего.
Не для того ли, чтоб оттуда
В свой час при свете поздних звезд,
Благословив земное чудо,
Вернуться на родной погост.

Я напротив заряжаюсь, если-Polemix
НО как мало достойных полемистов в Всемирной Паутине!
Вы меня покорили в частности своим умением вести цивилизованные беседы, которые даже не дискуссионны, вы просто знаете много и умеете так тонко ответить, что это даже полемикой сложно назвать, скорее-развитием темы. А если чего не знаете-честно признаете и идете "гуглить" и осмысливать.

Ваша поэтический багаж кажется неисчерпаемым... Спасибо, замечательные стихи, даже про Григория Сковороду и целых два. Профи это профи... Тут злись-не злись, как тот субъект-ничего не поможет:)) Профессионализм нужно наживать, это не вдруг.

Ваш поэтический багаж(опч). Ваша память хранит стихи по каждому случаю, любому пункту обсуждения, стихи как хрестоматийные, и с нюансами и вариациями, версиями переводов, так и самые малоизвестные и неожиданные. Молодец! Не теряйте энтузиазма.

А тургеневское стихотворение в прозе " С кем спорить" я теперь буду цитировать вначале своих дискуссий. Чтобы настроить на нужный лад. НО боюсь, большинство моих оппонентов примет на свой счет некоторые пункты этого текста:)) И дальше несложно предвидеть:))

Ну наизусть я не так много помню, просто всплывает, что примерно такие-то или такие-то строки есть. Да и тут бывают пробелы, как и у всех:).

Да кто же помнит наизусть массу стихов? Этому нужно посвящать отдельные усилия. А так, образование это что? Прежде всего:знание того, что искать и где? Верно? НЕ мной сказано. Главное, что если в беседе, споре, написании статьи, выступлении-память подсказывает, все это раскрывается, как бутон с тысячу лепестков-вот это образованность и проффесионализм.
За что я люблю полемику. даже невзирая на то, что 99% ее вести не умеет? В частности, за то, что память в этой экстремальной как бы мобилизационной ситуации раскрывает свой багаж, это вдохновение...

И обычно я крайне редко во процессе полемизирования куда-то обращаюсь:к пособиям, гулу и т.д. Просто сам РИТМ ДЕЙСТВА не позволяет отключатся. Я знаю, что какие-то моменты нужно бы уточнить, цитаты точные найти, цифры, факты -уточнить и расширить доказательную базу. Знаю все слабые места по ходу. И все же отключаться в самом процессе-невозможно! Память раскрывается как бутон и выбрасывает аргументацию, все это оформляется в готовые блоки текста. даже не фразы. Это боксерский поединок. только на интеллектуальном ринге. Но вот достойных оппонентов до сих пор практически не встретила...Становятся мне ненавистниками. Жаль.

Впрочем, свои пока помню все, кроме двух длинных, написанных методом автоматического письма. Это для меня один из показателей качества. Мы как-то это обсуждали с , она писала, что перестала всё своё наизусть помнить после того, как сочинила штук 500:).

Ничего. Заодно немного отбила спесь. Небось, козыряет своими вояжами, тыкая в лужу свою родню, знакомых, бывших одноклассников/однокурсников. А тут его и его самого ткнули в "липкую грязь"- и пора ему понять, что "не формат интереса"!:))Бежать от умников, не оглядываясь.

Там еще хлеще, я не заметила:

Грязи пора понять
Игорь Денисюк: литературный дневник
Пора понять, что липкая грязь не формат интереса.

Грязи пора понять-что липкая грязь не формат интереса.

-----
Ну это уже клиника...


5. Рассмотрение нового материала.

Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Статуэтка эпохи палеолита.
Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием , привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица , в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.

В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.


  • Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.
И внешняя красота

И интеллектуальный уровень

И обаяние, грация

И предметы

И материнство

И набожность


  • О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?
Красота внутренняя – красота души человека.

  • Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты?

Красота спасет мир

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий - прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра - будущего обновления человечества.

И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки - всегда прекрасны. Самые лучшие легенды - о них.

А кто, хоть раз в жизни , не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это - уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.


  • Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?

  • Что является эталоном красоты?
Материнство

Готовность к подвигу ради других людей (альтруизм)

Любовь жертвенная, дающая


  • Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»?
Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств.