Что изучает генеалогия в истории. Генеалогия как историческая дисциплина. Родословная. Что изучает генеалогия и архивы, хранящие документы рода

Без знания прошлого нет пути в будущее. Известный и расхожий термин, который применяется в современной литературе - генеалогия - это составление родового дерева и поиск своих предков. На самом деле все не так просто. Генеалогия - это учение со своими законами и постулатами, которые довольно сложны для сознания обывателя.

Немного терминологии

Генеалогия - это вспомогательная историческая дисциплина, которая ставит цель - изучение происхождения родов и взаимных связей между ними. Составление родовой истории своей семьи - также одна из задач генеалогии. Происходит слово от греческого genealogia, которое образовано словами "рождение", "род" и "слово". Генеалогия - это не только узконаправленное составление родового древа, а и анализ историко-культурного развития любой группы.

Задачи и предмет

Задачи генеалогии как науки - это анализ места и значения того или иного рода в культурной среды групп людей в историческом периоде, выявление генетически закрепленных закономерностей, решение других антропологических, демографических и этнографических задач. Предмет изучения науки генеалогии - истории отдельных семей и родов (в том числе княжеских и боярских).

Немного истории

История практической генеалогии на Руси начинается в XI веке с родословий, сохранившихся в летописях. Содержали эти родословия в основном информацию о семьях бояр и слуг, которые многие поколения служили у них. С XVI века ведение родословных становится систематическим, при этом ведется опись только потомков мужского рода. Позже в родословные вводятся и жены как наследники наделов и имущества наравне с детьми. Петр Первый учредил Герольдмейстерскую контору, которая фиксировала и вела генеалогические документы происхождения семей знати. Именно с этого времени родословная приобретает ценность как показатель привилегированности рода.

Наука генеалогия XIX-XX веков

Если рассматривать тему статьи как научную дисциплину, стоит вспомнить ученых, которым она обязана своим развитием. В конце XIX и начале XX века генеалогия - это летописи, представленные трудами Феофана Прокоповича «Родословная роспись Великих князей и Царей России» (1719), книгами М. М. Щербатова, А. Е. Князева и других. С 1797 года издается Общий Гербовник, а в 1855 году выходит издание князя П. В. Долгорукого «Российская родословная книга», а книги А. Б. Лобанова-Ростовского и В. В. Руммеля дополняют сведениями это издание. После революции 1917 года генеалогия в России предана забвению, и лишь в конце 90-х годов прошлого столетия интерес к родословным начинает расти.

ДНК-генеалогия

Молекулярная генетика, как сегодня еще называют генеалогические исследования, основанные на анализе структуры ДНК, в широком понимании занимается изучением и анализом динамики накопления мутаций в ДНК человека. Термин "ДНК-генеалогия" получил широкое распространение в 1992 году в период активного изучения молекулярными генетиками митохондриальной ДНК. Именно эта ДНК передается от матери ребенку в неизменном виде, и анализ динамики мутаций в сочетании с особенностями структуры может дать информацию о родстве всех жителей планеты и общности происхождения человека как биологического вида. Теория о единой «праматери Еве» получила широкий резонанс в последнее десятилетие, и основана она именно на изучении строения митохондриальных ДНК жителей различных уголков планеты.

Интерес к своим корням и истокам рода был присущ человеку всегда. В определенные периоды именно происхождение рода, летопись его героев определяли социальный статус человека и его принадлежность к определенной классовой группе. Сегодня все большее количество россиян интересуется истоками своих родов и историями далеких предков. И хотя эти знания не являются определяющими для индивидуума в социуме, но они дают понимание истоков и служат предметом гордости.

Благотворительный концерт проекта «Ты супер!» в Кремле покажут по НТВ 10го в 20:10.

Генеалогия (от греч. genos - род и logos - слово) относится к разряду специальных исторических дисциплин наряду с нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, дипломатикой и др. (см. Вспомогательные исторические дисциплины).

Один из первых русских генеалогов-теоретиков - Л. М. Савелов так определил значение этой дисциплины: «Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц».

Зарождение генеалогии теснейшим образом связано с возникновением классового общества. В условиях родового, а в дальнейшем классового общества возникла необходимость записывать родство вождей, царей и т. д. Известный немецкий теоретик генеалогии О. Форст-Баттаглия считал, что генеалогия так же стара, как и сама история. К числу древнейших памятников генеалогии он относил реестры египтян, рассказы Геродота, семейные известия римлян. Сюда же можно отнести и мифологические сказания индусов, ассирийцев, греков, где подробно излагаются все родословные связи богов, полубогов и героев (см. Мифология). Постепенно генеалогия освободилась от мифологических элементов. С развитием дворянского сословия в средние века, в эпоху феодализма, с появлением и закреплением правовых норм этого сословия, дававших целый ряд прав и преимуществ, генеалогия постепенно становится на научную основу. Большую роль в ее развитии сыграли рыцарские ордена: с этого времени генеалогические сведения начали принимать условную форму, получившую название генеалогического древа. Оно изображалось следующим образом: рисовался ствол дерева, у корня помещался герб лица, вступившего в орден, ствол делился на две главные ветви, на которых помещали справа герб отца, слева герб матери, потом каждая ветвь делилась еще на две ветви с гербами деда и бабки с отцовской и материнской стороны и т. д. Обыкновенно для вступления в орден требовалось 8 гербов с каждой стороны. Постепенно к изображению гербов начали прибавлять сведения о данном лице.

В России уже в древнейших летописях содержатся перечисления великих и удельных князей, в Новгородских летописях даны списки посадников и других должностных лиц, содержащие генеалогические сведения. Большую роль в развитии русской генеалогии сыграло местничество. Представители великокняжеского, а затем и царского двора и Боярской думы постоянно участвовали в спорах о знатности и родовитости своих предков, стремясь занять более видное место при дворе. С конца 15 в. в актах попадаются родословные указания, а в 1-й половине 16 в. составляются первые частные родословцы - книги, заключавшие списки лиц одной фамилии или нескольких родственных по порядку нисходящих поколений (от деда к сыну, внуку и т. д.). При уничтожении местничества в 1682 г. была учреждена «Родословных дел палата», просуществовавшая до 1700 г. Там была составлена так называемая «Бархатная книга», куда вошли наиболее знатные фамилии. В 18 в. в России создается герольдмейстерская контора при Сенате, позднее переименованная в Департамент герольдии. Это учреждейие ведало вопросами о принадлежности к дворянству, присвоении гербов, составлением списков дворян. Департамент герольдии просуществовал вплоть до 1917 г.

В настоящее время генеалогия продолжает служить исторической науке. Ее материалы используют не только историки, но и литературоведы, искусствоведы и музейные работники, например, при атрибуции портретов неизвестных лиц.

Генеалогия - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю разных семей.

На Руси слово «генеалогия» в составе греческих рукописей стало известно в XI в. при Ярославе Мудром и было переведено как «родословие», т. е. «учение о происхождении». Первые сведения о происхождении племен и народов, правящих династий, отдельных семей появились уже в «Повести временных лет». Это рассказ о происхождении славянских народов от сыновей Ноя, о приходе в Киев Рюрика, родоначальника всех русских князей (см. Династия Рюриковичей).

Русские родословия, систематически создававшиеся с XVI в., - это росписи мужских потомков, непрерывный список лиц, начиная с князя Рюриковича, основателя династии или выехавшего к такому князю родоначальника боярского рода. Заканчивался документ обычно именами лиц, составивших роспись рода. В случае распада рода на несколько самостоятельных семей в росписи их пытались объединить, чтобы сородичи в случае необходимости могли доказать единство своего происхождения. Если какие-то ветви рода к моменту создания росписи пресеклись, т. е. остались без мужских потомков, после имени последних мужчин добавлялось слово «бездетен», чтобы к древнему роду не могли приписаться чужеродцы. Такие документы имели чисто служебный характер, в них не записывали имена женщин, лишь иногда делались пометы о удачных браках (например, замужество с представителем великокняжеской семьи). Порой встречались записи о службе предков бояр великим князьям. Из таких родословных создавались книги - родословцы. Самым известным в XVI-XVII вв. был Государев родословец, составленный в 1555 г., где записаны родословия самых знатных семей России того времени.

Постепенно во второй половине XVI в. росписи стали превращаться в небольшие истории рода: не только записывалось упоминание об участии предка в сражении, но и отмечалось, как он геройски сражался. Так, Нащокины составили и записали рассказ о том, как их предок, сражаясь в Твери с монголами, был ранен в щеку: от этого и пошла их фамилия.

Позднее такие родословные рассказы становились более подробными: они описывали уже не только приезд родоначальника в Россию, а повествовали о службе пращуров другим государям, иногда даже с античности. Появилась потребность вписывать генеалогию своей семьи в историю других стран Европы. Так, Корсаковы, доказывавшие, что их предки выехали в Россию из Рима, подали прошение добавить к своей фамилии еще одну - Римские. Получив на это разрешение, Римские-Корсаковы в 80-е гг. XVII в. написали историю семьи, где доказывали, что ведут свой род от одного из греческих героев - Геракла, чьи потомки обосновались на острове Корсика. Для создания подобных историй рода привлекались польские хроники, исторические произведения различных авторов, в том числе и античных историков - Тацита, Геродота. Через генеалогическое исследование русские дворяне знакомились с историческими традициями других европейских стран, в результате чего в общественном сознании складывалась идея об общности исторического развития и давних культурных связях между различными народами Европы. Зарождение этих идей в преддверии петровских реформ способствовало, по всей вероятности, проведению реформ, в частности и в области создания родословий уже в XVIII в.

Ранние русские росписи, создаваемые для доказательства прав семьи занимать те или иные государственные и придворные должности, были гораздо скромнее европейских генеалогий.

В Европе родственные связи семьи чаще всего изображались графически, в виде родословного древа. В корнях родословного древа помещался родоначальник семьи, а на ветвях в определенной последовательности - его потомки, часто с женами или мужьями. Для оформления такого древа разрабатывалась специальная символика: различной формы щитки, на которых записывались имена мужчин и женщин; такие щитки раскрашивались разными цветами, чтобы указать сыновей и дочерей, их жен и мужей. Уже по форме и цвету изображений можно было определить, принадлежит записанный на щитке человек к данной семье или связан с ней узами брака; есть потомки у этого члена семьи или нет. Генеалогические древа, иногда украшенные гербами и портретами, были очень красочными. В России родословные древа не привились. Лишь в XVII в., когда семьи разрослись, в родословных росписях иногда рисовались маленькие графические схемы, чтобы было проще разобраться в степени родства между отдельными лицами.

В России родословные росписи были официальным документом, необходимым для обоснования прав на должность. И для упорядочения сведений о родственных отношениях после отмены местничества в 1682 г. была создана Палата родословных дел. Работавшие там дьяки должны были собирать родословные росписи у дворян, проверять их достоверность и составлять новые родословные книги, отражавшие сложившуюся сословную структуру общества. В петровское время вместо Палаты создается в 1721 г. Герольдия при Сенате, которая вела дела о дворянстве русских семей, выдавала соответствующие документы, устраивала смотры недорослей, определяла их на службу и, согласно Табели о рангах, признавала дворянство тех, кто дослужился до соответствующего чина (см. Чины, звания, титулы). Но уже в XVIII в. на территории Российской империи одно учреждение не могло выполнять все эти функции. При проведении губернской реформы при Екатерине II в каждой губернии создавалось дворянское собрание, в его обязанности входило записывать всех проживающих на данной территории дворян в особые родословные книги, выдавать свидетельства о дворянстве, принимать в свою корпорацию тех, кто дослужился до дворянства. Губернское собрание отчитывалось перед Герольдией.

В XVIII в. генеалогия находит применение в научных исторических трудах. В XIX в. появляется большое количество работ, посвященных истории различных дворянских семей, издаются исторические документы, родословные справочники. В 1898 г. в Санкт-Петербурге организуется Русское генеалогическое общество, в 1904 г. - Историко-родословное общество в Москве. Они имели свои печатные органы. Занятия генеалогией объединяли профессиональных историков и любителей, собирающих материалы по истории своей семьи. В многочисленных журналах, издававшихся в России, появились генеалогические рубрики, где печатались различные материалы по истории русского дворянства. Гораздо хуже была разработана генеалогия купечества и других податных сословий. После 1917 г. активные генеалогические поиски затухают: из жизни уходят люди, ими занимавшиеся, а из исторической науки - темы, требовавшие генеалогических изысканий.

В 1980-е годы генеалогия вновь возрождается как знание истории своей семьи, знание своих предков. Создаются общественные организации, куда входят потомки русских дворян и купцов: их объединяет во многом интерес к генеалогии. Среди других гуманитарных наук генеалогия оказалась наиболее близкой к компьютерной технике, поэтому сейчас создаются банки генеалогических данных. В Москве вновь появилось Историко-родословное общество, а в Санкт-Петербурге при Российской национальной библиотеке создан Институт генеалогических исследований. С 1993 г. в Екатеринбурге стал выходить научный журнал «Историческая генеалогия». Как и в прошлом, занятия историей своей семьи приводят к тому, что люди начинают больше интересоваться историей страны: ведь именно в генеалогическом поиске общественное сознание смыкается с профессиональным исследованием историка.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Тема: Генеалогия как наука

Цель урока - познакомить с наукой генеалогией, с понятиями «семейная генеалогия», «генеалогическое дерево», «геральдика», с историческими сведениями и фактами

Задачи : Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков, повторить сведения о родственных связях; воспитывать уважение и любовь к близким и родным людям, к своим предкам, своему дому, чувства патриотизма, гордости за историю нашей Родины, родного края.

Оборудование: компьютер, презентация

План.

    Предмет и метод генеалогия.

    История генеалогии.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Поведение итогов.

    Домашнее задание.

    предмет и метод генеалогии

Составлением родословий и собиранием сведений о различных родах и фамилиях занимается специальная историческая наука - ге­ неалогия. Генеалогия - слово греческое, буквально означающее «уче­ ние о происхождении». Русский аналог этого понятия - родословие - знание рода, наука о роде.

Родословие занимается выяснением происхождения того или ино­ го лица или семьи, установлением родства по крови и свойству (бра­ кам), а также исследованием места и роли рода в истории путем изучения всех видов деятельности его представителей.

В научной литературе имеется несколько определений предмета генеалогии. «Советская историческая энциклопедия» содержит сле­ дующее определение: «Генеалогия - вспомогательная историчес­кая дисциплина, занимающаяся изучением происхождения ро­дов, фамилий и отдельных лиц, родственными связями, состав­лением родословий».

Проведение генеалогического исследования - сложный многоэтап­ный процесс, включающий в себя поиск, сбор, первичную обработку, анализ собранного материала и результатов исследования. Настоящий исследователь, начиная поиск материалов по истории рода, постарается сначала определить верное направление и сформулировать рабочую ги­ потезу, основанную на знании трех основных параметров: 1) сведения о лице; 2) сведения о месте генеалогического события и 3) сведения о времени генеалогического события. Возможно, что в процессе поиска рабочая гипотеза не раз будет уточняться, пока исследовательские

Генеалогия подразделяется на научную и практическую.
Различия между практической и научной генеалогией принципиальны. Научная генеалогия всегда подчинена задачам исторического исследования, практическая – оформляет или изучает степень родства между определенным кругом лиц, определяя их положение в структуре общества.

2. История генеалогии

Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех этапах его развития. В современных зарубежных энциклопедических словарях статья "Генеалогия" начинается с библейского ветхозаветного раздела. Библия рассказывает о происхождении и родстве всех многочисленных народов. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма. Когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования, особенно важно знание степени родства. Издавна повелось: чтобы преумножить владения, лучше родниться с зажиточной семьей. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых групп (сословий), каждая из которых имеет свои особые права, обязанности, привилегии. Такая обособленность заставляет фиксировать степень родства внутри каждой семьи, чтобы не затесался чужак, и между различными семьями. В Англии и Франции в XVI веке создаются государственные должности, отвечавшие за правильность составления родословий.

В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого Русского государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса. В сороковые годы XVI века появляются первые родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшим назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, велись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в обществе.

Генеалогия веками вырабатывала нормы оформления сведений о родстве в виде различных таблиц, росписей, досье, карточек. Устанавливались четкие правила заполнения этих документов: графика, символика, нумерация и так далее. Благодаря унифицированной системе знаков, своеобразному языку генеалогии, независимо от того, где составлен генеалогический справочник, прочесть его могут практически везде.

Новый подъем наук пришёлся на эпоху Возрождения. В это время для составления родословий стали использоваться документы, начали складываться первые генеалогические коллекции, рассчитанные на использование их историками, вышел ряд ценных справочников по истории правящих династий. В XV в. была выработана и утвердилась генеалогическая таблица - удобная графическая форма фиксации родственных связей.

«Золотой век» генеалогии приходится на XVI-XVIII вв., когда в Западной Европе начали закладываться основы научной генеалогии (критическое изучение документальных актов, мемуаров и вещественных памятников, лежащих в основе родословных); усилился научный интерес к теоретической генеалогии (разрабатывались методы составления родословных таблиц и росписей, системы нумерации родства); начали открываться кафедры генеалогии в университетах и издаваться учебники, генеалогические справочники по истории королевских и аристократических родов.

В 1687г. была составлена «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих…», вошедшая в историю как «Бархатная книга» которая в окончательной редакции состояла из «Государева родословца» и дополнений, сделанных после Указа царя Федора Алексеевича и закрепления Соборного уложения об отмене местничества 1682 г., в виде выписок из родословных тех фамилий, которые уже имелись в «Родословце».Так было положено начало официальным работам по составлению родословных книг.

Как вспомогательная историческая дисциплина генеалогия впервые была названа в 1830 г. в работе М. Гастева «О вспомогательных науках для истории». Он же первым разграничил теоретическую и практическую генеалогии, «кроме того, он разделял понятия генеалогии исторической, т.е. тех росписей, которые составляются для нужд исторического исследования, и генеалогии частной – росписей, которые составляются для практических нужд семьи».

Расцвет российской генеалогии пришелся на последнюю четверть XIX –начало XX вв., когда стали появляться работы теоретического характера, которым был присущ источниковедческий анализ и критическое осмысление генеалогических источников; генеалогия обратилась к изучению недворянских родов (буржуазии, купечества, крестьянства, чиновничества и прочих); были созданы Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге (1898-1922 гг.) и Историко-родословное общество в Москве (1904-1917); начали издаваться профильные генеалогические журналы. Это время связано с деятельностью Н.П. Лихачева, разработавшего научную методику исследования генеалогических источников, и Л.М . Савелова, автора «Лекций по русской генеалогии» (1909), фактически первого российского учебного пособия по данной дисциплине.

После Октябрьской революции 1 917г . многие отечественные генеалоги оказались за границей и там продолжили свои исследования. В СССР, начиная с 1920-х гг., генеалогические исследования значительно сокращаются. С одной стороны генеалогия объявляется «буржуазной наукой», но с другой стороны она преобразовывается в составную часть источниковедения, методику исторического исследования. Она используется при изучении феодального периода политической истории России, а также литературного творчества писателей..

Краткий период частичной реабилитации генеалогии приходится на середину 1960- х годов, когда в связи с общим патриотическим подъемом, связанным с подготовкой к 20-й годовщине Победы над фашистской Германией в 1945 г., возрос интерес к истории Отечественной войны 1812 г.

Настоящее возрождение началось с 1989 г. – даты проведения первой Всесоюзной научной конференции «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования», организованной Московским государственным историко-архивным институтом.

Новый этап в развитии генеалогии в России пришелся на время демократических реформ и социально-политических преобразований.Характерной чертой новейшей генеалогии является стремление к актуализации исследований, интеграция со вспомогательными и специальными научными дисциплинами (геральдика, дипломатика, сфрагистика, нумизматика, источниковедение, историческое краеведение, историческая ономастика и др.) и сближение с другими науками и научными дисциплинами (биология, генетика, медицина, психология, социология и др.).

Современная генеалогия значительно расширила источниковую базу, разработала новые методы исследования источников, стала использовать новейшие компьютерные технологии.

Последнее десятилетие ХХ века стало временем возрождения интереса к своим корням, своей родословной. Сегодня генеалогия, или историческое родословие, получила большое распространение и популярность среди разных слоев населения, людей разных возрастов и профессий. Это, прежде всего, связано с тем, что люди не хотят быть «Иванами не помнящими родства». В стране стали воссоздаваться старые или создаваться новые общественные организации историко-родословной направленности. Так, в 1990 г. возобновили деятельность Российское Дворянское собрание и Историко-родословное общество в Москве.

Первые четыре шага по составлению Родословной:

    Составление Родового (Генеалогического) дерева

    Создание альбома "Родословная книга"

    Создание комплекта для обмена с родственниками.

Законы генеалогии.

а) Закон трех поколений. Один из них относится к таблице нисходящего родства:
НА СТО ЛЕТ ПАДАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ. Это может означать вот что; если семейная легенда или роспись гласит, что предок рода участвовал в государственном перевороте, который привел Екатерину II на престол, а его потомок в шестом колене, ваш дедушка, приехал в Казахстан осваивать целину, то это можно проверить. Нужно взять отрезок времени между этими событиями и разделить на число поколений (у нас около 190 лет, делим на 6 получается примерно 31,5). Если в результате получается цифра 30 или очень близкая к ней (28-33), этот текст можно считать достоверным. А вот если разница между поколениями получилась 20-21 год или 38-40 лет - здесь что-то не то, надо все перепроверить. Как из всякого закона бывают исключения, так и из этого тоже. Но при больших величинах, когда перед нами роспись в 6-8 поколений или временной интервал в 200-250 лет, в правильности закона никто не сомневается.Сейчас распространяется мнение, что в современных условиях, когда число браков, заключаемых между людьми в более молодом возрасте, чем ранее, резко возросло, нужно вводить поправку в этот закон. Но это положение требует дополнительных исследований.

б) Закон удвоения числа предков.

Работая с таблицей восходящего родства можно заметить, что В КАЖДОМ СЛЕДУЮЩЕМ ПОКОЛЕНИИ ЧИСЛО ПРЕДКОВ УДВАИВАЕТСЯ. Это второй закон генеалогии. Это понять легко, поскольку у каждого из нас есть папа и мама, а их папы и мамы дают нам четверых бабушек и дедушек и т.д.

в) Закон убывания предков.

Если соединить два правила: "Удвоения числа предков", и "На сто лет падает деятельность трех поколений" можно будет представить следующее. Если вы родились, к примеру, в 60-е годы нашего века, то ваши дедушка и бабушка - дети начала века. Тогда в начале XIX века должно появиться шестое поколение ваших предков (32 человека), в эпоху Ивана Грозного - четырнадцатое поколение, и у каждого человека, родившего в 60-е годы XX века, в это время должно жить 8192 реальных предка. Прикиньте, сколько реальных пращуров каждого из нас жило в начале новой эры, сопоставьте с тем, что знаете о росте населения на нашей планете, и вы скажете: это невозможно. Действительно, невозможно, потому что в действительности у каждого из нас реальных предков гораздо меньше, чем предполагает теория.

Составление календаря памятных дат.

У каждого из нас бывают такие моменты, когда мы когда мы вдруг вспоминаем, что забыли вовремя поздравить с днём рождения своих родных, друзей, близких знакомых. Составление Родословной книги включает в себя и создание Календаря семейных памятных дат, наличие которого исключает подобные неловкие моменты.

По мере заполнения Родословной книги в Календарь записываются даты рождения родных людей, даты их свадеб, даты поминовения усопших. Календарь семейных памятных дат создаётся на целый год и на каждый месяц. В календаре записываются все основные даты, события для каждого родственника. К таким событиям относятся день рождения, свадьбы, смерти, крещения, даты других важных для человека событий. Но так как этот Календарь принадлежит лично Вам, то в нём уместно отметить и все другие памятные для Вас даты: это и дни рождения друзей и знакомых, даты окончания учебных заведений, да мало ли какие еще даты, например: религиозные праздники и другие важные события.

Листы из Календаря памятных дат за соответствующий месяц можно вывешивать и на работе, и дома. В Календаре семейных памятных дат не указаны дни недели, а это значит, что Календарь, и его отдельные листы можно использовать всю жизнь, дополняя их сведениями и заменяя по мере необходимости.

Поскольку Календарь не относится к конкретному роду из Родословной книги, то весь он (за исключением листа, используемого в данный месяц) хранится в специальной папке в Родословном ларце. Согласно нашей идее, занятие составлением своих родословных будет объединять всех россиян. И наличие в каждом доме, в каждой семье, на каждом рабочем месте Календаря семейных памятных дат будет положительно способствовать этому благотворному для нашего общества процессу».

С этой точки зрения Календарь Семейных Памятных Дат является, чуть ли не самым важным документом в родословии. Нам надо чаще туда заглядывать и посылать пожелания добра, счастья, здоровья, благополучия, успехов в благих начинаниях всем нашим родственникам и знакомым. И такое упражнение постепенно отучит нас судить, а тем более осуждать наших близких. Отношения с близкими будут улучшаться и вся наша жизнь станет спокойной и счастливой".

Литература

    Бычкова М. Семейный летописец.// Родина. N 2,4. 1991.

    Савелов Л. Лекции по русской генеалогии. М., 1995.

    Онучин А.Н. Твое родословное древо. Пермь, 1992.

    Сейненский А.Е. Родной край: Страницы истории: В помощь историку-краеведу. М.: Интерфакс, 1994.

    Л.В.Тарасов, И.А.Мишина, Л.Н.Жарова. История. 5 класс. 1 часть. Экспериментальный учебник развивающего типа. М.: 1994.

Памятка 1. Правила составления родословных.

    Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.

    Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

    Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.

    Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

    На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив их степени родства.

    На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

    Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.

    Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

    После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).

    Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

    Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

» Генеалогия

Вы, наверное, не раз задумывались о происхождении своей фамилии. Как она образовалась? Что она означает? Почему именно такую фамилию получили ваши предки?

Человек без знания истории своего рода теряет корни своего бытия. Жизнь каждого человека вписывается в историю его рода, его фамилии. Раньше люди знали свою родословную не менее чем 7 поколений. Однако войны, революции, репрессии привели к тому, что многие не могут назвать даже имена своих прадедушек и прабабушек.

Заполнять пробелы в знании происхождения своего рода вам поможет наука . Эта наука занимается систематизацией собранных сведений о происхождении родов, родстве фамилий и их преемстве. Генеалогия представляет собой науку изучающую прошлое, но открытия которой плавно перетекают в будущее.

Объект генеалогии

Вспомогательная историческая дисциплина генеалогия занимается изучением взаимосвязей человеческих родов, происхождения отдельных лиц, установлением родства, составлением генеалогических древ и росписей.

Объектом исследований являются общество людей, рода и семьи, исторические источники, которые свидетельствуют о родовых связях. Современная наука выделяет еще один объект изучения - это ДНК-человека. Этим занимается генетическая генеалогия.

Функции генеалогии

Ø Исследовательская функция . Полученные в ходе исследования данные используют такие общественные науки как этнография и ономастика. Генеалогия дает необходимую информацию для краеведения, литературоведения, истории, исторической демографии и других областей гуманитарных знаний.

Ø Наследственная функция . Заключается в получении достоверных фактов для подтверждения родства. Эта функция первородная, можно сказать основа вокруг которой развивалась генеалогия как наука.

Ø Юридическая функция . Вытекает из предыдущей функции, так как полученные данные родословных применяются при определении наследственного права.

Ø Биографическая функция . Фамильная родословная дает сведения для составления биографий.

Ø Медицинская функция . Генеалогические исследования дают знания, позволяющие диагностировать наследственные заболевания. Используется медициной для своевременного и правильного лечения пациентов.

Методы генеалогии

Изучая родословные фамилий, средневековые герольды брали информацию непосредственно у представителей дворянских родов. Накопленные знания со временем собирались в хранилищах, которые становились архивами. Изучение архивных данных - самый популярный метод в генеалогических исследованиях.

Развитие интернета и компьютерных технологий позволило создать специальные программы, обширные базы данных, которые современная генеалогия активно использует для создания сайтов посвященным генеалогии фамилий и родословных древ.

Сложные изучения в лабораториях ДНК людей позволили использовать их как еще один современный метод генеалогии генетический.

Практическая генеалогия также использует метод специальной системы символов и нумерации лиц в генеалогических таблицах.

Таким образом, современная генеалогия решает множество актуальных задач в разных областях жизнедеятельности человека. Ее информация используется в исследованиях происхождения наций и национальностей. Это возможность сохранения здоровья, используя знания о наследственных заболеваниях, а также подтверждение права на наследственность в юридической практике. И, в конце концов - это увлекательное хобби.

Зная свою родословную, вы твердо стоите на ногах, из глубины веков получая поддержку своих предков.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!