Чем развлечь гостей на профессиональном празднике. Игры для молодой веселой компании. Угадай: Кто ты

Ушли в прошлое те времена, когда гостей принимали дома. Но как это прекрасно, встретиться с друзьями и угостить их собственными шедеврами кулинарии. Ресторанная кухня и программа развлечений под руководством профессионального тамады может порядком надоесть. Почему бы не внести разнообразие и не придумать идеальный вечер, на котором будут присутствовать только близкие, родные душами люди и устраиваться развлечения, которые предпочитают члены вашей компании. А можно и придумать что-то новенькое, ведь хозяин-барин!

С чего начать

В зависимости от того, какому событию будет посвящен предстоящий званый ужин, следует хорошо продумать список приглашенных на него гостей. Если это будут коллеги, не стоит увлекаться слишком откровенными разговорами и играми, особенно если на вечере будет присутствовать ваш непосредственный начальник или другое руководство.

Для компании, состоящей из сослуживцев, подойдут тематические развлечения с профессиональным уклоном. Такой сценарий будет всем близок и поднимет настроение.

Если компания будет состоять только из близких друзей, то можно вполне расслабиться и придумывать разнообразные игры, даже с сексуальным уклоном.

В тех случаях, когда собирается компания, состоящая из людей разных возрастов, нужно учесть интересы всех и составить такую программу, которая объединит. Организация будет удачной, если продумав сценарий праздника и конкурсов все заранее подготовить. Тогда вечер удастся на славу и запомнится надолго всем гостям.

Можно обратиться за помощью в организации праздника к самым активным и творческим личностям. Составление сценария в одиночку не только очень трудное занятие, во время этого процесса можно упустить важные детали.

Если вы дадите задание придумать конкурс всем гостям, можно в конце вечера подвести итоги, чей конкурс самый интересный.

Если приглашены коллеги

В тех случаях, когда за столом собираются коллеги по работе для организации праздника следует учесть следующие факты:

  1. Количество женщин и мужчин в коллективе. Если коллектив однополый, то парные конкурсы устроить не удастся.
  2. Насколько тесные отношения в коллективе. Обычно многие знают друг о друге только имя и должность, совершенно не подозревая о семейном положении и даже о возрасте. В таком случае нужно выбирать деловые игры, не затрагивающие личностные качества коллег.
  3. Возраст коллег. Если все приблизительно одного возраста, можно придумывать более откровенные конкурсы. Когда компания состоит из коллег в возрасте от 25-50, то задача предстоит сложнее.

Главным правилом организации вечера в среде коллег является отсутствие плоских шуток и чрезмерно откровенных разговоров. Также не стоит организовывать такие конкурсы, в которых кто-то почувствует себя в невыгодном положении.

Парные конкурсы
Парные конкурсы очень популярны. В среде коллег все разбиваются на 2 лагеря: мужчин и женщин, между которыми проводятся соревнования.

Кто краше
Женщины выбирают себе по мужчине и начинают в скоростном режиме завязывать ему бантики на волосы. Чем больше бантиков будет завязано на голове у мужчины за время конкурса, тем лучше. Побеждает та пара, которая не только справится быстро с заданием, а также получит преимущество по числу бантиков в сравнении с другими.

Вместе
Обнявшись одной рукой, второй мужчина и женщина держат воздушный шарик, который следует по очереди надувать. Кто быстрее справится с этой задачей, тот и побеждает.

Наклейки
На одежду женщине наклеивают наклейки в разные места. Мужчине завязывают глаза. Он должен снять с нее все наклейки. Выигрывает тот, кто быстрее всех справился с заданием.

Если собирается компания близких друзей, состоящая из одиноких мужчин и женщин, можно придумать такой вечер, где все найдут свою половинку.

Половинки
Сделать красивые сердечки и порезать их пополам зигзагами. Раздать эти половинки всем одиноким людям. Для того чтобы половинки одного сердечка не попали в руки двум мужчинам или двум женщинам, можно раскрасить их в разные цвета. Например, сердечко с одной стороны будет розовым, с другой – фиолетовым, следовательно, женская половинка будет розовой.

На газете
Друзья любят танцевать, и не упускают возможности продемонстрировать свой талант? Значит этот конкурс для них. Расстелите на полу старые газеты. Каждая пара должна встать так близко друг к другу, чтобы уместиться на одной газете.

Мало того, стоять, они должны танцевать на газете, да так, чтобы она не разорвалась! По мере выбывания игроков задание усложняется: газету складывают пополам и нужно устоять на этом небольшом кусочке. Так происходит до тех пор, пока не останется одна пара. Выигрывает самый ловкий!

Быстрое исчезновение салата
В этой игре обычно принимают участие мужчины, так как женщины не хотят демонстрировать свои способности быстрого поедания салата. Мужчины выбирают свой любимый салат и накладывают на тарелки, после чего им завязываются глаза. Пока не будет дана команда к старту, им меняют тарелки, ставя перед ними бульон. Когда звучит команда о начале конкурса, мужчины, ни о чем, не подозревая хватают вилки и пытаются что-то ухватить с тарелки, но у них ничего не выходит!

От кутюр
Для этого конкурса понадобится старая одежда. Гости разбиваются по парам. Мужчину должна наряжать женщина в женскую одежду, затем они меняются, и мужчина наряжает женщину в мужской наряд. Игра скорее веселая, чем смысловая. Побеждает в таком конкурсе дружба.

Семейный праздник

Не всегда застолье сопровождается безудержным весельем, сексуальными играми и шуточками. Иногда за столом собираются родственники, как правило, люди разных поколений. Надо отдать им дань и пригласить на свое празднество. Обычно семья собирается на чей-либо день рождения или на традиционный семейный ужин.

Такие встречи сопровождаются приятными воспоминаниями, которые происходили в жизни старшего поколения. Иногда непринужденная атмосфера может смениться жесткой полемикой о политике и о политических деятелях. В этом случае хозяину потребуется разрядить обстановку и развлекать гостей играми, застольными песнями и конкурсами.

Не стоит удивляться, люди старшего поколения очень любят развлечения такого характера, они не скучные старики, какими вы их до недавнего времени считали, а очень веселые и жизнерадостные люди. В этом убедиться помогут:

  • Застольные игры;
  • Карточные фокусы;
  • Песенные конкурсы;
  • Воспоминания об известных фильмах;
  • Игры в слова или города.

Сообразительность и скорость принятия решения старшего поколения вас удивит. От встречи все получат хорошее впечатление и еще больше сблизятся.

Красивые слова
Игра заключается в следующем: выбирается одно из имен присутствующих, и все должны его охарактеризовать такими словами, которые начинаются на буквы из этого имени. Например: Мария: милая, авантюристка, резвая, игривая, яркая.

Если гостей присутствует много, а выбранное имя слишком короткое, можно добавить буквы из отчества и фамилии. При этом не всегда нужно произносить прилагательное, можно и придумать что-нибудь оригинальное.

Споем?
В семейном кругу, когда собираются сразу несколько поколений, редко обходится без песен. У большинства есть свои, семейные песни, которые принято петь во время всех встреч. Почему бы не провести конкурсное пение? Идеи для песенного конкурса:

  • Вспомнить песни, в которых присутствуют растения («расцветали яблони и груши», «ой, цветет калина»);
  • Цвета («зеленоглазое такси»);
  • Имена и т.д.

Воспоминания о фильмах

Для этого конкурса нужно написать известные фразы из полюбившихся фильмов на бумаге, свернуть их в трубочку и положить в мешок, из которого все по очереди будут вытаскивать их, и вспоминать о фильме.

Семейный ужин запомнится надолго. Посмеявшись от души и молодежь, и пожилые родственники будут долго вспоминать этот вечер.

Любую встречу можно организовать так, чтобы она запомнилась надолго, и не обязательно приглашать профессионального тамаду. Организуя такой вечер самостоятельно, вы продемонстрируете свою заботу и внимание о близких, друзьях или коллегах. А это значительно важнее профессионально организованных встреч.

Видео: чем развлечь гостей

Гости уже пересмотрели все ваши фотографии из детства, юности и путешествий в теплые страны в пухлых альбомах, обыскали компьютер на предмет видео- и музыкальных новинок, поиграли с кошкой, после чего она убежала под диван и решила не вылезать пока не уйдут «эти сумасшедшие», и вот теперь они заскучали.

Даже если вы не планируете грандиозного мероприятия, а просто хотите провести время в хорошей компании, к подготовке праздника нужно подойти с фантазией. Придумайте интересные развлечения для гостей, и они еще долго с восторгом будут вспоминать эту встречу.

Подготовка к празднику . Важно продумать общий план на вечер, оставив возможность для его изменения в соответствии с настроем приглашенных.

Для начала определитесь с поводом мероприятия, количеством гостей и меню, затем приступайте к украшению дома. Проявите вашу фантазию, например, с помощью цветов и воздушных шариков можно превратить обычную комнату в нарядную гостиную.

И, наконец, самое главное – составьте примерный сценарий или ход праздника. Подберите развлечения (игры, викторины, лотереи, конкурсы, гадания) в зависимости от тематики торжества, возраста и статуса гостей. Запаситесь и наградами для победителей. Можно накупить мелких сувениров, а можно сделать что-то своими руками, например, именные грамоты, ленты или призовые медали.

Когда гости только собираются . Важно создать правильную атмосферу в самом начале праздника. Многие, приходя в гости, чувствуют себя сковано. К тому же, кто-то является на полчаса раньше оговоренного срока, пока хозяйка еще бегает в бигуди или халате, другие, наоборот, считают своим долгом задержаться на часок, и прийти в то время, когда вечеринка уже в самом разгаре. Пока все приглашенные собираются, нужно занять тех, кто уже пришел. Только не стоит развлекать их рассматриванием фотографий, иначе вечеринка будет похожа на собрание старых филателистов.

Есть и более удачные способы «расшевелить» гостей. Например, предложить им аперитив. Это хороший способ познакомить людей, помочь им завязать интересную беседу и поднять аппетит перед едой. Приготовить аперитив просто – смешайте вермут с соком или газированной водой, добавьте лед, украсьте дольками апельсина, лимона и яркими бумажными зонтиками.

Еще интересное развлечение – повесьте в комнату карту вашего города, мира или звездного неба. Будьте уверены, отбоя от желающих найти свой дом, Гренландию или созвездие Стрельца, не будет. Когда все будут в сборе, приглашайте гостей к столу.

Праздник в разгаре . И вот уже много выпито и съедено, наступает середина вечера, когда танцевать никому еще не хочется, а темы для разговора иссякают, и гостей начинает одолевать скука. Это самое подходящее время, чтобы предложить всем принять участие в интересных играх. Выбирайте подходящее развлечение в зависимости от настроения и возраста компании. Только знайте, что «для разогрева» лучше выбирать подвижные игры, после них – логические и интеллектуальные, а напоследок приберечь слишком необычные и откровенные.

Игры «для разогрева» заскучавших гостей

Веселые вопросы
Каждый по очереди подходит к мешочкам с записками и тянет то, что попалось под руку. В первом – вопросы, во втором – «ответы». Чем более забавными будут и те, и другие, тем веселее пройдет конкурс. Сочетание, например, таких вопросов, как: «Любите ли вы ходить в гости?», «Любите ли вы вмешиваться в чужие дела?», «Скрываете ли вы свой возраст?» и таких ответов, как: «Я не представляю свою жизнь без этого», «Только в отчаянии», «Это главная цель моей жизни», рождает «открытия», которые вызывают безудержный смех у других участников.

Саша с сушками
Проведите конкурс скороговорок. Но произносить их нужно, не просто читая по бумажке, а предварительно набив рот орехами. Игра постепенно переходит из разряда «произнеси скороговорку» в «угадай, что прошепелявил другой участник».

Рисуем поговорки
Игроки делятся на 2 команды. В каждой выбирается по смельчаку. Ему выдается по ватману, маркеру и записке с поговоркой или устойчивым выражением, например «сколько волка не корми…» или «не имей сто друзей..». Задача игрока – изобразить написанное, задача каждой команды – угадать быстрее другой, что же пытается нарисовать «художник», при этом ему нельзя разговаривать и использовать буквы.

Популярные игры

Фанты
Старая добрая игра все еще популярна. Участники пишут на бумажках любые желания, например «Изобразить медведя», «Станцевать танец маленьких утят» или «Сходить в магазин в ластах». «Фанты» складываются в мешочек и в произвольном порядке вытягиваются. Можно сложить записочки в бутылку и раскручивать ее – на кого покажет горлышко, тот и тянет следующую бумажку с заданием.

Город
Чем больше людей согласятся принять участие, тем лучше. Заранее подготовьте таблички с надписями профессий. Каждому игроку прикрепляется на спину по бумажке с отведенной ролью. Таким образом, о его должности знают все, кроме его самого. Затем город «начинает жить» обычной жизнью. Игроки подходят друг к другу, читают то, что написано на бумажке и начинают соответственно этому общаться. Например, «доктора» просят пощупать пульс, прописать лекарства; «продавца» спрашивают о ценах, его товаре и т.д. Причем действовать нужно, как в обычной жизни, т.е. к «депутату» относиться уважительно и т.д. Персонажи должны догадаться, кто они такие, наблюдая за действиями других игроков. Люди могут задавать вопросы о своей роли, но такие, на которые можно ответить «да» или «нет». Главная задача - как можно ярче реагировать на других персонажей. Например, умолять «гаишника» о снисхождении, выпрашивать скидку у продавца и т.д. Чаще всего эта игра проводится в ограниченном промежутке времени, около получаса. Победителем становится тот, кто быстрее всего отгадал свою роль.

Непростая водичка
Для этой игры понадобятся наблюдатели и гости, которые обычно пьют водку. Ведущий раздает участникам по стакану, в котором налито около 100 гр прозрачной жидкости и объявляет, что в каком-то из них налита водка. Задача игроков - выпить содержимое через соломку, не выдав того, что он пьет. Наблюдатели должны угадать: у кого же в бокале был алкоголь. Дальше участники выпивают все с невозмутимыми лицами, а остальные высказывают свои предположения, делают ставки и т.д. Ведущему стоит подливать «масла в огонь», говорить: «Мне кажется, Вася особенно морщился и т.д.». А в конце он объявляет, что во всех стаканах была вода и вручает приз тому, кто высказывал самые интересные предположения.

Игры для молодой веселой компании

Яйца
Командам, состоящим из девушки и молодого человека, раздается по куриному яйцу. Ведущий говорит, что они сырые. Задача партнерш на скорость пропустить яйцо между штанин мужчин, после они меняются, мужчины прокатывают яйцо между рукавами девушек. Естественно, игроки все делают очень осторожно, а в конце ведущий объявляет, что яйца вареные и дарит их победившей команде.

Прищепки
Ведущий разбивает участников на пары и просит «вторых половинок» удалиться из комнаты. В это время на одежду оставшихся игроков, цепляются простые бельевые прищепки. Ведущий зовет тех, кто ушел, и предлагает им быстрее всех снять прищепки со своего партнера. Можно немного модифицировать эту игру: сказать, что прищепок нужно найти 5, в то время как их всего 4. Гости, которые находятся «в курсе событий», будут смеяться от души.

Колечко
Все игроки становятся в круг. Если есть возможность, то лучше чередовать «мужчина-женщина». Каждый игрок берет в рот зубочистку или спичку, первому надевают на нее кольцо. Задача участников – предать украшение по цепочке (с зубочистки на зубочистку) без помощи pук.

Ну вот, гости бодры и веселы, все рассматривают полученные призы и обсуждают, кто и как справился с заданиями, вспоминая самые смешные моменты. Можно продолжать застолье или переходить к танцам.
Веселого вам праздника!

Выпуск 10, стр. 1.)

ИЗГОТОВИМ КРЫШЕЧКИ
Участникам игры предлагается издали посмотреть на набор банок различной величины и формы. Брать в руки их нельзя. У каждого игрока - кусочек картона, из которого они должны выстричь крышки так, чтобы они точно совпали с отверстиями банок. Побеждает тот, у кого больше крышек точно совпало с отверстиями банок.

ПОРОСЮШКИ
Для этого конкурса приготовьте какое-нибудь нежное блюдо - например, желе. Задача участников - съесть его как можно быстрее с помощью спичек или зубочисток.

СБОР УРОЖАЯ
Задача игроков каждой команды - как можно быстрее без помощи рук перенести в определенное место апельсины.

ПОРВИ ГАЗЕТУ
Одной рукой правой или левой все равно - разорвать газету на мелкие куски, рука при этом вытянута вперед, свободной рукой помогать нельзя. Кто мельче выполнит работу.

СКАЗКА
Когда у вас собрались не менее 5-10 гостей (возраст значения не имеет), предложите им эту игру. Возьмите детскую книжку со сказкой (чем проще - тем лучше, идеально подходят - "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок" и т.д). Выберите ведущего (он будет чтецом). Из книжки на отдельные листочки выпишите всех героев сказки, включая, если позволяет количество человек, деревья, пеньки, речку, вёдра и т.д. Все гости тянут бумажки с ролями. Ведущий начинает читать сказку, и все герои "оживают"….

ХОХОТУНЬЯ
Играет любое количество участников. Все участники игры, если это свободная площадка, образуют большой круг. В центре - водящий с платочком в руках. Он кидает платочек вверх, пока он летит до земли все громко смеются, платочек на земле - все утихают. Только платочек коснулся земли, вот здесь-то и начинается смех, и с самых смешливых берем фант - это песня, стих и т.д.

ВЕРЕВОЧКА
Необходимо, чтобы большинство собравшихся до этого в нее не играли. В пустой комнате берется длинная веревка, и натягивается лабиринт так, чтобы человек, проходя, где-то присел, где-то переступил. Пригласив очередного игрока из соседней комнаты, ему объясняют, что он должен с завязанными глазами пройти этот лабиринт, перед этим запомнив расположение верёвки. Зрители будут ему подсказывать. Когда игроку завяжут глаза, веревка убирается. Игрок отправляется в путь, переступая и подлазя под несуществующую верёвку. Зрителей заранее просят не выдавать секрет игры.

РУЛОНЧИК
Эта игра поможет познакомиться всем вашим гостям. Сидящие за столом гости передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый гость отрывает столько клочков, сколько он хочет, чем больше, тем лучше. Когда у каждого гостя окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен рассказать о себе столько фактов, сколько у него оторванных клочков.

С ТАБЛИЧКАМИ
При входе каждый гость получает своё новое имя - ему прикрепляется на спину бумажка с надписью (жираф, бегемот, горный орёл, бульдозер, хлеборезка, скалка, огурчик и т.д.). Каждый гость может прочитать, как называются остальные гости, но, естественно, не может прочитать как называется он сам. Задача каждого гостя - на протяжении вечера узнать у остальных своё новое имя. Гости на вопросы могут отвечать только "Да" или "Нет". Побеждает первый узнавший что написано на его бумажке.

ИГРА-ШУТКА
Все гости становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо говорит "утка" или "гусь" (в разброс, "утка" сказать большему числу игроков). Затем объясняет правила игры: "Если я сейчас скажу: "Гусь" - то все игроки, которых я так назвал, поджимают одну ногу. А если "Утка", то игроки, которых я назвал "Уткой", поджимают обе ноги". Куча-мала вам гарантирована.

"ЗАГАДОЧНЫЙ СУНДУК"
У каждого из двух игроков - свой сундук или чемодан, в котором сложены различные предметы одежды. Игрокам завязывают глаза, и по команде ведущего они начинают надевать вещи из сундука. Задача игроков - нарядиться как можно быстрее.

ЦВЕТА
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

ПРОКАТИСЬ НА МЯЧЕ
Все участники соревнования выстраиваются в команды по 3 человека. Каждая "тройка" игроков получает тугой волейбольный мяч. По сигналу ведущего один из игроков тройки, поддерживаемый под локти двумя другими игроками, переступая на мяче, катит его. Группа, первая дошедшая до финиша, побеждает.

НАРИСУЙ СОЛНЫШКО
В этой эстафетной игре принимают участие команды, каждая из которых выстраивается в колонну "по одному". У старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. Впереди каждой команды, на расстоянии 5-7 метров, кладут обруч. Задача участников эстафеты - поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча - "нарисовать солнышко". Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

СКОРОХОДЫ
Участникам предлагается, встав одной ногой на основание гантели, а второй отталкиваясь от пола, преодолеть заданную дистанцию.

СКУЛЬПТОРЫ
Участникам игры выдается пластилин или глина. Ведущий показывает или называет какую-то букву, а игроки должны как можно быстрее слепить предмет, название которого начинается с этой буквы.

ВСЕ НАОБОРОТ
Игрокам предлагается попробовать нарисовать или раскрасить что-то, но левой рукой, а кто левша - правой.

ПОЧТАЛЬОНЫ
Командная игра. Перед каждой командой на расстоянии 5-7 метров на полу лежит толстый лист бумаги, разделенный на клетки, в которых написаны окончания имен (тя; ня; ля и т.д.). Другой лист бумаги с первой половиной названия имен заранее разрезается на части в виде открыток, которые складываются в заплечные сумки. Первые номера команд надевают сумки на плечо, по сигналу ведущего спешат к бумажному листу на полу -адресату, вынимают из сумки открытку с первой половиной имени и приставляют ее к нужному окончанию. Вернувшись, передают сумку следующему игроку своей команды. Команда, чья почта быстрее найдет свой адресат, побеждает в игре.

"ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕМНОТЕ"
Для этой игры потребуются кегли и повязки на глаза по количеству участников. Игра командная. Кегли расставляются "змейкой" перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли. У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и победит в "путешествии". Сколько не сбитых кеглей - столько очков.

КОСМОНАВТЫ
По краям площадки чертят 6-8 треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого из них рисуют круги - "ракеты", но обязательно на несколько кругов меньше, чем играющих. Все участники встают в круг в центре площадки. По команде ведущего идут по кругу, взявшись за руки, говоря слова: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!" После этого все бегут к "ракетодрому" и занимают места в "ракетах". Кто не успел занять место - выбывает из игры.

В ПОЛЕ ВЫРОСЛА … РУБАШКА
Карточки с рисунками (рулон ткани, клубок, прялка, кустик льна, веретено, рубашка) спрятаны в конверте. Участникам игры необходимо быстро расставить карточки так, чтобы получился путь, который "проходит" рубашка от кустика льна до готовой модели.

МЫ ВСЕ ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА…
Участникам игры предлагается как можно дольше попрыгать со скалкой, разбившись на пары, тройки, четверки игроков.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
Участникам конкурса зачитываются эпизоды или цитаты, или отдельные фразы из какого-то литературного произведения. Участники должны из множества книг выбрать ту, про которую, по их мнению, идет речь. Первый, назвавший правильный ответ, получает титул победителя.

ПОРОДИСТЫ
Будущим певцам выдаются карточки, на которых написаны фамилии политических лидеров разных лет (Горбачев, Ленин, Сталин, Брежнев, Ельцин, Жириновский и т.д.). Задача игроков - исполнить песню в том образе, который указан на карточке. Тексты песен, которые предлагаются для исполнения, должны быть хорошо знакомы, а еще лучше - напечатаны на карточках с обратной стороны.

ОБЪЕМ ЛЕГКИХ
Надуть воздушные шары за отведенное время без помощи рук.

ЛОПНИ ШАР
Конкурсанты получают боксерские перчатки. Им дается задание - как можно быстрее лопнуть определенное количество воздушных шаров за отведенное ведущим время.

ГЕРАЛЬДИКА
Рисунки гербов разных городов, стран разрезаются по горизонтали пополам. Задача участников - как можно быстрее отыскать правильные варианты и предложить их на суд ведущего и зрителей. По количеству верных изображений гербов определяется победитель.

СОБЕРИ КОЛОДУ
Участников игры - двое или четверо. Помогать им будет весь зрительный зал. Игрокам выдается по одной карте - туз какой-либо масти. Остальные карты раздаются в зале. Задача "тузов" собрать все карты своей масти от "шестерки" до "короля" как можно быстрее. Обладатели карт - зрители могут бежать к "тузу" только после того, как уже рядом с ним оказалась предыдущая карта.

ДИЗАЙНЕРЫ-МОДЕЛЬЕРЫ
Задача участников - как можно быстрее с помощью брызгалок, наполненных растворами разных цветов, разукрасить футболку, майку - "Аля авангард!" Чей "проект" неотразимее определяют зрители. Все игроки получают эти футболки на память.

ОТЫЩИ НЕВЕСТУ
Участникам состязания выдаются клубки, концы которых у кого-то в конце зала. Задача конкурсантов - сматывая нить, как можно быстрее добраться до той, у кого в руках кончик ниточки клубка.

"КУХНЯ"
Каждый из играющих выбирает себе имя по названию одной из кухонных вещей, например, тарелка, вилка, нож, кочерга и т.д. Один из играющих начинает спрашивать про самые разные предметы из окружающей их обстановки, про самого себя, про собеседника - его внешний вид, привычки, привязанности и т.д. Например: "У вас вместо глаз что?" Или: "С кем вы чаще всего целуетесь?" или: "Чем вы любите угощать гостей?" или: "Что больше всего возбуждает ваш аппетит?" Главная задача водящего - поставить такой вопрос, ответ на который невольно вызывает смех как у конкретного собеседника, так и у всех играющих. Отвечающий на вопросы должен прибегать, отвечая, только к одному слову - к имени, которым он назвался - вилка, нож и т.д. Дополнительно разрешается использовать только предлоги. Засмеявшийся выбывает из игры.

"ОХ, РЕКЛАМА!"
Для проведения этого конкурса необходимо заранее записать фонограмму вступлений к телерекламам и предложить участникам продолжить текст, который, по их мнению, звучит после музыкальной заставки. Наиболее сведущие - получают призы - те вещи, предметы, рекламу которых они знают наизусть. Для этого конкурса лучше иметь фонограммы тех рекламных телероликов, которые уже немного подзабылись.

"КОНДУКТОР"
Игрокам раздаются билеты - карточки с названиями городов - это место назначения. "Кондуктор" - ведущий спрашивает: "Вы знаете в какой стране находится этот город?" Если владелец "билета" с названным городом отвечает правильно, его "билет" "компостируют". Выигрывает тот, у кого больше "прокомпостированных билетов".

КОНКУРС СВИСТУНОВ
Чей свист окажется самым громким и залихватским? Конкурс можно проводить под музыкальную фонограмму. Лучший "соловей-разбойник" получает приз.

"ПОПРОБУЙ ДОГАДАТЬСЯ"
В записи звучит какой-либо информационный текст - возможно метеорологическая сводка. Предложив участникам внимательно слушать текст, чтобы потом суметь воспроизвести его, ведущий через каждые доли секунды убирает громкость записи, затем снова на долю секунды добавлет звук. Игроки после прослушивания произносят свой вариант текста, а затем слушают его таким, как он должен звучать. Наиболее внимательные и догадливые, сумев безошибочно досказать то, что было упущено, получают награду.

С ЧАСАМИ
Ведущий предлагает зрителям отдать ему свои наручные часы для проведения конкурса. Получив их, он предлагает участнику конкурса завязать глаза, затем раскладывает часы по пути следования конкурсанта и предлагает игроку пройти с завязанными глазами дистанцию, не наступая на разложенные часы. Осторожно ступая, участник продвигается по дистанции, а ведущий перед ним убирает часы. Вышагивание игрока, старающегося не наступить на часы, вызывает смех у окружающих. После завершения маршрута часы возвращаются хозяевам.

ВОДОХЛЁБЫ
Задача каждой команды с помощью рук заполнить водой дуршлак. У какой команды он переполнится, та и побеждает.

Порядок ведения классической российской свадьбы
Общие советы
Порядок ведения классической свадьбы учитывает несколько моментов, которые выявлены разными ведущими опытным путем во время проведения многочисленных торжеств:
1. Оптимальная продолжительность свадьбы от встречи молодых до окончания дискотеки — 6 часов. Из них 4-4,5 часа — конкурсно-развлекательная программа, 1,5-2 часа — дискотека.
2. Через каждые 35-40 минут программы следует делать 10-15-минутные танцевальные перерывы.
3. Необходимо заранее согласовать с молодыми, на каких условиях может быть сокращен или продлен банкет.
4. Для сохранения интереса гостей к происходящему свадьба должна драматургически развиваться (завязка, развитие действия, кульминация, катарсис, развязка). Свадьбе необходимо быть эмоционально волнообразной (эмоциональный подъем — спуск — подъем). Например, сначала рассмешить гостей до слез конкурсом, потом плавно перейти к лирическому свадебному обряду, чтобы вызвать слезы умиления, затем снова вызвать хохот и т. д.
5. Содержание праздника необходимо делать разноплановым и разножанровым. Грамотно разнесенные по времени массовые конкурсы, эстрадные номера, викторины, перетанцовки поддержат позитивный настрой и активность гостей на протяжении всего вечера.
6. Эстрадные номера (если они есть) на свадьбе распределяются равномерно по всей программе по мере возрастания «хитовости». Исключением являются цельные эстрадные программы. Они запускаются блоком по 30-40 минут.
7. Стильный внешний вид ведущего, его обаяние, грамотная яркая, эмоциональная речь неизменно привлекают симпатии гостей.
8. Следует учитывать, что оптимального состояния для проведения фривольных развлечений гости достигают через 2-2,5 часа правильного ведения праздника. После четвертого часа на банкете не стоит проводить остросоревновательные конкурсы, так как резко возрастает опасность конфликта между соревнующимися.

Тематические блоки
На классической свадьбе банкет обычно разделяют на организационно-тематические блоки.

1 блок.
Пролог — 20-25 мин.
Основная задача: торжественно встретить жениха и невесту, вручить им подарки.
Как правило, это:
— "коридор счастья"; (например Встреча молодых)
— встреча хлебом-солью; (например Нулевой километр семейного пути)
— битье бокалов; (например Тарелка на счастье)
— вход в банкетный зал; (например Свадебные сюрпризы)
— вручение подарков;
— рассаживание молодоженов и гостей (например Мех молодым).
Полная боевая готовность для ведущего наступает за 30 мин до начала банкета. Зал оформлен, столы накрыты, вазы для цветов подготовлены, реквизит для конкурсов заряжен, микрофоны проверены. На экран проецируется тематический медиаконтент (например, фотографии свадебных букетов или фото молодых), играет фоновая музыка, соответствующая смыслу торжества (например, футбольные марши для футбольной свадьбы, американская музыка 30-50-х для гангстерской вечеринки и т. д). По возможности кроме банкетного накрывают фуршетный стол, чтобы гости могли выпить перед банкетом бокал вина, "заморить червячка" легкой закуской. Фуршетный стол очень хорошо способствует возникновению непринужденной атмосферы и облегчает начало общения гостей между собой.
Ведущий при полном параде дожидается прихода гостей. На свадебном банкете они обычно появляются раньше жениха и невесты. С каждым прибывшим ведущий старается поздороваться лично, представить себя, наладить эмоциональный контакт. Совсем не обязательно бросаться навстречу каждому входящему и энергично жать ему руку. Достаточно искренне улыбнуться, доброжелательно посмотреть и сказать: "Добрый вечер! Меня зовут… Я буду ведущим нашего праздника! Если что, обращайтесь!" Можно добавить неизбитую шутку про погоду, свадьбу или настроение. Такое располагающее поведение завоюет ведущему симпатии, а гостям с самого начала позволит чувствовать себя комфортно.
За 10-15 минут до приезда молодых ведущий проводит общую репетицию встречи жениха и невесты:
— расставляет гостей в "коридор счастья";
— обговаривает с родителями их действия во время встречи жениха и невесты, содержание и количество жидкости в бокалах. При этом родители жениха держат каравай, а родители невесты — бокалы (например Обряды на свадьбе);
— обязательно говорит родителям, что в любой момент он придет на помощь;
— распределяет действия встречающих в момент приезда молодых;
— просит пару гостей стать на время "женихом и невестой" и делает "генеральный прогон" встречи. Во время репетиции ведущий обязательно сохраняет доброжелательный тон, постоянно шутит и поднимает настроение. Грамотно проведенная репетиция резко поднимает авторитет ведущего в глазах собравшихся, дает ему кредит доверия. Если после репетиции осталось время до приезда молодых, ведущий объявляет перерыв.
В момент прибытия свадебного кортежа ведущий дает "сигнал сбора" гостям и идет лично встречать жениха и невесту. Во время встречи поздравляет их с днем бракосочетания, проговаривает порядок действия пары на ближайшее время.
Встреча может начинаться как от машины, так и с момента подхода молодых к "коридору счастья" (например Все, что семьи касается…) . Важно, чтобы жених с невестой с первых секунд прибытия чувствовали внимание ведущего.
После церемонии встречи ведущий, если необходимо, дает возможность молодым посетить туалетную комнату, а сам готовит гостей к вручению подарков.
Ведущий равномерно распределяет пришедших по банкетному залу. Звучат фанфары, и в зал торжественно, под аплодисменты гостей входят жених и невеста, которые занимают специально оформленное место для вручения подарков. Рядом встают свидетели, задача которых — помогать собирать подарки и цветы.
Гости подходят к молодым, коротко их поздравляют, вручают подарки и цветы и занимают места за столом.
Ведущий мягко руководит процессом, периодически напоминая, что возможность поздравить будет у желающих еще и во время застолья.
Подарки вручены, гости рассажены. Звучат фанфары, и жених с невестой под овации гостей проходят во главу стола, где они целуются и садятся.

2 блок.
Завязка темы — 40-45 мин.
Основная задача — создать теплую, доброжелательную атмосферу за столом.
Как правило, это:
— концертный номер;
— первый тост (например Узы любви);
— игры на знакомство;
— правила поведения за свадебным столом;
— поздравления от родителей (например Материнская ноша);
— танец с папой.
Во время второго блока ведущий усиливает положительный эффект пролога, сплачивает гостей. Начать можно с эстрадного номера. Заводное или романтическое зрелище настроит гостей на нужный лад. Затем вновь появляется ведущий, говорит первый тост. Если номера нет, то достаточно включить еще раз фанфары. Важно не затягивать начало, чтобы гости не "пускали голодную слюну". После первого тоста они могут спокойно поесть под фоновую музыку в течение 3-4 минут. Затем ведущий сообщает тему свадьбы (если таковая имеется), а также основные правила поведения за свадебным столом. Смысл этих правил сводится к следующему:
— кушайте и слушайте;
— захотели выпить — пейте, не ждите приглашения;
— захотели поздравить — просигнализируйте ведущему, он предоставит слово.
Итак, гости, как говорится, "в теме" и готовы соблюдать требования. Но они еще не знают друг друга, поэтому наступает самое удобное время для знакомства (например ). Можно устроить "перекличку гостей", громко называя каждого по фамилии и задавая вопрос наподобие этого: "Что вы готовы сделать для молодых?"
Можно разделить гостей на команды жениха и невесты и попросить их, повторяя движения за ведущим, станцевать за столом танец знакомства. В целом это задание требует от ведущего большой фантазии.
После знакомства гости "на подъеме", и ведущий обращает внимание на родителей. Он отдает им дань уважения и предоставляет слово. Желательно вызвать родителей на сцену и создать лирическое настроение.
Далее может быть несколько вариантов развития событий:
1) Ведущий проводит церемонию зажжения "домашнего очага", хотя иногда ее проводят в финале торжества. Ведущий произносит тост за родителей, при необходимости организует танец невесты с папой (например Пригласи отца). Затем объявляется первый танцевальный перерыв.
2) Ведущий произносит тост за родителей (например Тост за родителей). Проводит конкурс на укрепление семейных уз. Например, мастер-класс по поцелуям (например Академия поцелуев), где семейные пары учат жениха и невесту целоваться, а потом объявляет первый танцевальный перерыв.
3) Ведущий произносит тост за родителей, проводит с ними небольшие шуточные испытания. Например, насколько хорошо они знают своих зятя и невестку. Объявляет первый танцевальный перерыв, который длится 10-12 минут. Во время перерыва молодые готовятся к первому танцу.
При любом раскладе в завершение блока настроение гостей должно значительно улучшиться.

3 блок.
Танцпол — 10 мин.
Основная задача — дать отдохнуть и перекурить гостям.
Как правило, это 3 быстрых танца свадебной тематики.
Во время первого танцевального перерыва гости танцуют редко, поэтому обычно диджеи включают бодрые песни про свадьбу или музыку на тему праздника.

4 блок.
Развитие темы — 40-45 мин.
Основная задача — закрепить динамику повышения положительного эмоционального фона праздника.
Как правило, это:
— слайд-шоу или видеоклип о молодых;
— первый танец (например Озеро любви);
— концертный номер;
— конкурсы для жениха и невесты;
— букет (например Свадебный букет), подвязка.
По законам драматургии, для поддержания хорошего настроения гостей свадьбу необходимо вести таким образом, чтобы после эмоционального подъема следовал небольшой эмоциональный спад, а затем вновь подъем. Смена эмоций и видов деятельности позволяет дольше удерживать активное внимание гостей. Эффект "эмоциональной волны" необходимо учитывать при построении как одного блока, так и всей свадьбы в целом.
Рассмотрим на примере этого блока, как ведущий "гонит волну". После перерыва гости возвращаются на свои места слегка успокоенные, поэтому важно снова поднять всем настроение. Этому очень хорошо поможет показ слайд-шоу из 25-30 фотографий, среди которых детские фото молодых, фото лавстори или просто фотографии свадебной пары (например Судьба связала). Собравшиеся всегда живо реагируют на фото или видео молодых, аплодируют, смеются. Далее необходимо понизить уровень эмоций.
Включается романтическая музыка, под которую жених выкладывает на полу большое сердце из лепестков роз. Музыка меняется, жених направляется к возлюбленной, приводит ее к сердцу, встает на одно колено и, глядя в глаза своей избраннице, признается ей в любви. Гости вытирают слезы и затихают. Наступает время для нового взлета. Первый танец — это следующая вершина эмоционального фона. Чтобы она была взята, на первом танце допустимы спецэффекты — мыльные пузыри, дым, хлопушки и т. д. После танца ведущий говорит тост "За счастливую семейную жизнь молодых". Этим немного успокаивает эмоциональный фон. Затем наступает новый подъем. Ведущий приглашает незамужних девушек поймать букет невесты. И — достижение эмоциональной вершины: жених бросает холостым юношам подвязку (например Досье на холостяков). Затем снова идет понижение эмоций — ведущий проводит шуточные испытания жениха и невесты (например Гименеевы испытания). И новая вершина — конкурсная массовка.

5 блок.


Как правило, это:
— массовая эстафета;
— конкурсы в стиле "ожившие картины", "самурай-дракон-принцесса" (например Японский театр);
— перетанцовка (например Романтическая история);
— медленный танец.
После шуточных испытаний жениха и невесты ведущий призывает всех гостей подойти к молодым, разделяет присутствующих на две команды с новобрачными в роли капитанов и в течение 10-15 минут проводит 2-3 массовых конкурса (например Кто мудрее?). Например, танцевальный марафон (например Танцуй красиво) или свадебную эстафету. Ставит 1-2 медленных танца, чтобы гости перевели дух и успокоились перед подъемом к основной эмоциональной вершине свадьбы — кульминации темы.

5 блок.
Конкурсная массовка — 15-20 мин. Участники — все гости, разделенные на две команды. Капитаны команд — жених с невестой.
Основная задача — максимально задействовать и сплотить всех гостей праздника, помочь выплеснуть им накопившиеся эмоции.
Как правило, это:
— массовая эстафета;
— конкурсы в стиле «ожившие картины», «самурай-дракон-принцесса»;
— перетанцовка;
— медленный танец.
После шуточных испытаний жениха и невесты ведущий призывает всех гостей подойти к молодым, разделяет присутствующих на две команды с новобрачными в роли капитанов и в течение 10-15 минут проводит 2-3 массовых конкурса. Например, танцевальный марафон или свадебную эстафету. Ставит 1-2 медленных танца, чтобы гости перевели дух и успокоились перед подъемом к основной эмоциональной вершине свадьбы — кульминации темы.

6 блок.
Кульминация темы — 35-40 мин.
Основная задача — довести гостей до вершины эмоционального подъема.
Как правило, это:
— самые яркие эстрадные номера;
— самые удачные застольные игры, розыгрыши, конкурсы;
— "фирменные фишечки".
При правильной работе ведущего к третьему часу праздника гости позитивны, энергичны и ждут продолжения. Третий час — это прайм-тайм свадьбы, вершина эмоционального подъема всего торжества, поэтому здесь ведущий представляет лучшее, что заготовлено из программы: самые успешные розыгрыши, самые крутые приколы, самые смешные выступления юмористов и самые яркие номера. Если же ведущий надеется только на собственные силы, то именно здесь проводит 2-3 самых веселых немассовых конкурса (от 1 до 10 участников) (например Семь свадебных генералов) или целый тематический 30-минутный игровой блок (например Музыкальный улет).
В конце блока, если необходимо, ведущий организует воровство невесты и кражу туфельки (например Где твоя невеста?). Главное — не затянуть действия. Все детали мероприятия следует обязательно обговорить с молодыми на предварительной встрече, так как в последнее время эти обычаи все чаще игнорируются как гостями, так и невестой. Перенос этих традиций на более позднее время нежелателен, т. к. алкоголь к тому времени может внести свои отрицательные коррективы. После "воровства" невесты или ее туфельки (например Парад с обувью) обязательно объявляется танцевальный перерыв (например Веселый свадебный поезд).

7 блок.
Танцпол — 15-20 мин.
Основная задача — закрепить уровень положительного эмоционального заряда гостей.
Как правило, это суперхиты, способные завести данную компанию.

8 блок.
Развязка темы — 35-40 мин.
Основная задача — настроить гостей на более спокойный лад.
Как правило, это:
— шоу с переодеванием (например Карнавал);
— караоке;
— музыкальные и шуточные викторины (например Белым-бело);
— гадание на первого ребенка;
— концертный блок приглашенного коллектива.
Если ведущий практикует переодевания, то для того чтобы во время танцевального перерыва не было задержек, он готовит участников шоу и выпускает их в начале блока.
Ведущий слегка успокаивает страсти и постепенно готовит гостей к финалу: проводит караоке-шоу, музыкальную или шуточную викторину (например Не все так просто), организует гадание на первого ребенка (например Ленточки).
В этом блоке хорошо проходит концертный 30-минутный блок приглашенного коллектива, плавно переходящий в танцевальный перерыв.

9 блок.
Танцпол — 15-20 мин.
Основная задача — дать гостям потанцевать и отдохнуть.
Как правило, это продолжение хитовой тематики.

10 блок.
Финал — 30 мин.
Основная задача — подвести итог торжества.
Как правило, это:
— свадебный торт;
— "домашний очаг";
— подарки родителям;
— благодарственное слово молодых;
— слайд-шоу или видеоклип свадебного дня;
— яркий концертный номер.
Ведущий создает лирическую атмосферу, рассказывает легенду о свадебном торте — символе семейного счастья. При необходимости организует торжественное появление торта в банкетном зале. Жених и невеста вместе отрезают первый кусочек торта и при желании с помощью ведущего проводят аукцион по его продаже. (например SALE свадебного торта).
Далее возможно зажжение "домашнего очага", если он не был зажжен в начале свадьбы (например Два огонька).
Жених и невеста говорят благодарственные слова родителям и гостям и при желании вручают всем памятные сувениры (например Мы счастливы).
Здесь уместно показать финальный эстрадный номер, если он есть.
Ведущий произносит финальный тост (например Провожая молодоженов…), представляет своих коллег, работавших на банкете, и приглашает всех на дискотеку.
На этом основная работа ведущего закончена, он может попрощаться с гостями и поехать домой, но может и остаться до завершения банкета, чтобы в случае необходимости помочь молодым организовать файер-шоу, запуск шаров, салют, спонтанные тосты, заказать музыку или продолжение дискотеки.

11 блок.
Дискотека — оставшееся время.
Основная задача — дать гостям свободно пообщаться между собой, потанцевать.
Как правило, это танцевальные композиции, подходящие для данной компании.
В один из моментов дискотеки можно пригласить гостей на улицу для запуска шаров, салюта или файер-шоу.

Если к мероприятиям вне дома развлекательная программа, как правило, прилагается, то прием гостей на своей территории обычно ставит хозяев в тупик. Как сделать праздник веселым? Как развлечь гостей – викторины, конкурсы и прочие развлечения мы внесли в универсальный список. Это непременно поможет скрасить досуг и вам и вашим гостям. Ведь не салатом единым…

38 1195288

С чего начать подготовку, чем развлечь гостей? Конечно, с анализа. Определитесь: кто ваши гости (их возраст, пол, степень актив­ности, количество). В зависимости от результатов у вас получится семейное застолье, девичник или мальчишник, смешанная молодежная компания. Что ж, теперь пора действовать!

СЕМЕЙНОЕ ЗАСТОЛЬЕ

Итак, у вас в гостях куча родственников всех возрастов и полов, от трехлетней племянницы до 90-летнего дедушки. Чем их развлечь? Салата оливье, курицы, фотографий из семейного архива и обсуждения троюродного дяди тети наверняка будет недостаточно для «убойной» вечеринки.

Бинго. Эта игра считается беспроигрышным вариантом для разновозрастной компании. Подручным материалом могут стать карточки и бочонки от обычного лото. Игра делится на три тура: в первом выигрывает тот, у кого закрывается первый ряд цифр в карточке, во втором - участник, у которого закрываются два ряда, а в третьем - тот, у кого закрываются все цифры в карточке. Не забы­вайте про музыкальные и танцевальные номера между геймами и угощение фирменными коктейлями «Бинго» и «Птица счастья», приносящими удачу (так можно называть любые спиртные напит­ки, соки и лимонад). Разыгрываемые призы долж­ны быть объявлены заранее. Беспроигрышные варианты викторины: хорошее вино, подарочный набор конфет, билеты в кино, пустышка, блокнотик.

Угадай мелодию. Отличная альтернатива застольным песням и караоке. Начинающие меломаны делятся на две команды и пооче­редно слушают 10 известных песен (музыка звучит 15-20 секунд). Если гости из одной команды затрудняются с ответом, право голоса переходит к их соперникам. Правильный ответ - один балл. Выигрывают те, кто набирает наи­большее количество баллов.

Продвинутых любителей музы­ки также нужно распределить по командам. Один человек от коман­ды подходит к ведущему и получа­ет название песни, которую он дол­жен пробулькать (промычать, про­свистеть, настучать и т.д.) своим товарищам. Если они угадали – один балл, если нет – право ответа переходит к соперникам.

«Фанты». Отличная игра для любой компании. Каждый гость кладет в шляпу или непрозрачный пакет какую-нибудь мелкую вещь (заколку, ручку, брелок и прочее). Это и есть фант. Один человек становится спиной, а ведущий берет наугад предмет из шляпы и спрашивает: «Что делает этот фант?» Отвернувшийся придумы­вает задание: прокукарекать под столом, рассказать анекдот, стан­цевать, спеть, показать стриптиз (чем моложе компания, тем фри­вольнее могут быть действия). Так продолжается, пока шляпа не опустеет. Затем начинается самое веселое – выполнение заданий.

«Чепуха». Гости делятся на две команды, каждая из которых делегирует одного человека. Ведущий говорит им два разных слова (остальные его слы­шать не должны). Игрок должен объяснить слово своей команде, не произнося ни звука. За каждое уга­данное понятие команда получает очко. Кто быстрее наберет десять очков, тот и победитель. Начинать лучше с простого: названий живот­ных и транспортных средств. Затем перейти на более сложные понятия (любовь, дружба, мечта, диффу­зия), названия городов или стран.

«Пигмалион». Всех гостей нужно разделить по половому при­знаку на две команды. Всем выда­ются воздушные шарики разного размера и формы, цветная бумага, ножницы, скотч. Задача для муж­чин – создать идеальную женщину, для женщин – идеального мужчи­ну. Следующий шаг – сделать ста­тую любви (степень фривольности позы зависит от фантазии гостей).

Вариантов этой игры существу­ет огромное количество: можно вызвать мужа и жену и поручить им создать статую своей половин­ки; если компания преимуще­ственно женская или мужская – ваяйте снеговика, Деда Мороза и Снегурочку. В общем, главное не задание, а процесс совместного творчества.

Чем развлечь гостей молодого возраста?

Ровесникам для веселья не нужен повод. С близкими по возрасту и духу людьми можно смеяться без причины, болтать без умолку и даже танцевать без музыки. Впрочем, это не мешает провести пару-тройку веселых конкурсов и, вспомнив детство, во что-нибудь поиграть.

«Шашки». Эта игра категори­чески не подходит для общества трезвенников и язвенников. Итак, если у вас все в порядке со здоро­вьем, вам потребуются шахматная доска и двадцать стопок – десять с красным вином и десять с белым (для особо стойких – с водкой и коньяком). Стопки расставляются через клетку: с одной стороны – красные, с другой – белые. Правила те же, что и в шашках, только «фигурку» противника нужно не «съедать», а выпивать. Стопки можно также расставить не через одну, а по углам и играть в «угол­ки». Если среди гостей есть любители шашек, то можно устроить сеанс одновременной игры с несколькими противника­ми. Главное, не нанести вред здо­ровью гроссмейстера!

«Эйфелева башня». Данная викторина также рассчитана на смелых духом и здоровых людей. Все участники игры строят аналог французской достопримечательности из пласти­нок домино – две ставятся верти­кально, одна – верхняя – горизон­тально. Тот, по чьей вине башня рушится, должен выпить бокал шампанского или вина (рюмку водки).

«Дефолт». В конкурсе вызываются 3-4 пары. Девушкам выдаются деньги (5-7 купюр небольшого достоинства), включается зажига­тельная мелодия, и, пока она звучит, они делают вклады, то есть прячут деньги у своего молодого человека в одежде. После этого ведущий завя­зывает девушкам глаза, а молодых людей меняет местами. Затем кто-нибудь громко кричит: «Дефолт! Снимайте вклады!» Включается та же мелодия, и, пока она звучит, девушки должны успеть найти день­ги и «снять вклады».

ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

Главным развлечением на девичниках и мальчишниках, конеч­но же, являются задушевные раз­говоры и распитие (порой в очень больших количествах) спиртных напитков. Однако никто не мешает вам сделать несколько домашних заготовок. Караоке, настольные игры типа «Монополии» и «Белой вороны», кассеты с фильмами, а также электронный дартс и игро­вая приставка – это здорово, но почему бы не повеселиться и без вспомогательных средств? Помните: литрбол – не единственный на свете способ развлечь гостей.

«Я никогда НЕ». Это развлече­ние идеально подходит для девич­ника. Подружки садятся в круг и по очереди признаются в том, чего они никогда не делали. «Я никогда не пробовала устриц», «Я никогда не изменяла мужу», «Я никогда не целовалась с Петей»... Заветную фразу можно поменять на «Один раз я...», «Больше всего мне стыдно за...», «Я люблю...», «Моя свекровь сказала...»

«Бумажки». На самом деле, эта игра представляет собой всего лишь более спокойный вариант «Чепухи». Участники пишут на бумажках слова, складывают их в шапку, а после по очереди объясняют выпавший им вариант. К примеру, если на бумажке написано «корова», вы должны сказать: «Это животное, которое мычит и дает молоко». Главное – уложиться в 10 секунд. Выигрывает либо дружба, либо тот, кого чаще всего понимали с первого раза или слова.

Теперь вы точно знаете, как развлечь гостей – викторин, конкурсов великое множество. Главное, не перестараться и не «загрузить» гостей ими по самое «не могу». Ведь важность и ценность простой задушевной застольной беседы ещё никто не отменял…

ПАМЯТКА ОРГАНИЗАТОРУ

Не забудьте:

1. Купить небольшие призы для конкурсов. Чем смешнее они будут – тем лучше.

2. Придумать названия для команд (к примеру, «Бизоны бухгалтерии» против «Блондинок», «Красавицы» и «Чудовища» и проч.).

3. Предложить альтернативные развлечения для тех, кто не любит участвовать в конкурсах. Положите на видное место семейные альбо­мы и видеозаписи или поставьте на кухне кальян.