Было написано с ошибкой что. Проблемы в учебе. Если ребенок пишет с ошибками. Что такое языковая карта

По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок делает ошибки , родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз – . По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок ?

Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О говорят следующие типы ошибок:

1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность» в тетради:

8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10. Переносит слова как попало.
11. Часто не делает пробелов между словами.
12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям :

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  • Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Для
Ирина Надрус

«В течении дня», «в следствии наводнения», «эммунитет» — эти и многие другие орфографические ошибки можно не раз увидеть в ученических тетрадях по русскому языку. Очень часто родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок пишет неграмотно. Некоторые за это ругают, некоторые просто закрывают на это глаза, но результата такие действия точно не принесут. Если ребенок допускает ошибки в письменной речи, эту проблему необходимо срочно решать.

Причин может быть несколько. Наихудший вариант – это развитие у ребенка дисграфии – психического расстройства, вследствие которого он не в состоянии овладеть письмом. Однако, эта аномалия, как правило, не является изолированной и распознается психологами. Если же у ребенка все в порядке с психическим развитием, он не испытывает проблем с другими предметами, у него нормально развиваются устная речь и мышление, то нужно обязательно поискать причину и в чем-то другом.

Некоторые часто говорят: «у него врожденная грамотност ь » (или неграмотность ). Однако, стоит заметить, что по наследству умственные способности, как правило, не передаются, а грамотность не возникает самостоятельно, она формируется. Поэтому так называемое «языковое чутье » — следствие того, что в детстве человек много читает и просто запоминает, как пишутся слова. Это значит, что грамотность можно и нужно развивать.

Это возможно путем развития и увеличения словарного запаса, причем ребенку следует не просто читать как можно больше книг, но и писать различные небольшие сочинения. Во-первых , это разовьет логическое мышление, а во-вторых – повысит уровень грамотности.

Но запомнить все слова невозможно. Для того чтобы не допускать ошибок, в школе изучаются правила. Проблема в том, что дети не очень добросовестно их учат, а некоторые учителя не слишком добросовестно спрашивают, тут наблюдается не соблюдение права детей в школе на обучение. Следствие – непонимания накапливаются, превращаясь в такой снежный ком, растопить которые очень непросто. Поэтому единственный совет, который можно дать в этом случае, — учить, учить и еще раз учить правила. И, естественно, применять.

Для отработки как нельзя лучше подходят словарные диктанты, которые родители могут сами проводить с ребенком, используя школьный учебник. При этом надо требовать объяснения, почему каждое слово написано, так или иначе. Через некоторое время это приучит ребенка не надеяться на авось, а мотивировать написание каждого слова.

Наконец, ребенок может и иметь большой словарный запас, и знать правила, но допускать ошибки (как правило, это пропуск букв) только из-за невнимательности и рассеянности. В этом случае есть один верный выход из положения: при выполнении домашнего задания попросить ребенка проговаривать вслух все, что он пишет, иными словами – диктовать себе. Это замедлит темп письма и сконцентрирует внимание на выполнении задания, а не на чем-либо еще. Через пару месяцев такого ежедневного само диктанта можно будет видеть результат: безошибочное письмо.

Итак, три пути решения проблемы неправильного написания :

1. Повышение собственного словарного запаса путем чтения и дальнейшего употребления новых слов в речи.

2. Тщательное изучение правил и отработка навыков их применения.

3. Повышение внимания путем само диктанта.

В этой статье не затронут вопросы мотивации, например, почему ребенок не учит правила, и так далее. Это совсем отдельный разговор.

Бывает ли грамотность врождённой?

Почему одни дети, практически с рождения пишут грамотно, в то время другим хоть, что хочешь делай, но ничего не дает результата? Свое мнение высказывает сказкотерапевт Ольга Амельяненко.

Это про вашего ребенка? А может быть даже и про вас?

Почему ребенок знает все правила, но пишет с ошибками

Для того, чтобы писать без ошибок человеку мало знать правила, ему еще требуется и орфографическое умение.

Орфографическим умением называют умения, благодаря которым человек пишет грамотно. Всего принято выделять четыре таких умения .

Умение видеть орфограммы

Самым орфографическим умением считается умение видеть орфограммы. Если человек не владеет таким умением, то он не может в словах и между ними увидеть места, которые требуют выбрать из нескольких вариантом и не понимает, что верным является только один вариант написания.

Как развить это умение

Для начала нужно предложить ученику находить орфограммы по специальным признакам. Для примера возьмем слова, когда на конце слышится глухой согласный: зу[п], ле[ф], то есть опознавательные признаки орфограммы проверяемой буквы согласного. И вот когда ребенок обнаруживает это “опасное место”, он должен применять правило.

Таким образом ребенка необходимо учить находить в словах орфограммы по определённым признакам, так как даже зная правило, ребенок может не видеть в слове место, где его нужно применить.

Умение выбирать написание

Если это умение у ребенка не развито, то он не может применять орфографическое правило.

Таким образом после того, как мы научили видеть орфограмму, мы должны научить применять правило, то есть сделать верный выбор.

Для того, чтобы правильно написать слова зуб и лев ребенку нужно подобрать проверочное слово, которое позволит четко услышать на конце согласный звук. В нашем примере это будут слова зубы и львы.

Умение графически объяснить свой выбор

Многие останавливаются освоив только первые два умения, но это остановка на половине пути. Чтобы грамотно писать самостоятельно ребенок должен уметь анализировать то, что он пишет.

Так, что бы развить у ребенка аналитические умения и внимания, необходимо учить его графически объяснять написанное.

Как этому научиться

Вернемся к нашему примеру: зу[п] и ле[ф]. Ребенок пишет:

зуб - зубы - букву ы подчеркивается двумя чертами, тем самым он показывает, что это помогло ему сделать выбор. Таким образом получается графическое изображение правила, благодаря чему и педагогу и самому ученику понятны причины выбора той или иной буквы.

Умение находить и исправлять ошибки

Если ребенок научился видеть в словах опасные места, научился делать правильный выбор и графически его объяснять, то самое время научиться находить и исправлять ошибки.

Для того, чтобы проверить себя необходимо еще раз применить все три умения, которые мы перечислили выше. Это позволит ребенку убедиться в том, что выбор сделан правильно или же исправить ошибки.

Кстати, в школе очень часто это умение разрушают тем, что снижают оценки за исправления, в то время как тот факт, что ребенок все внимательно проверил и самостоятельно обнаружил ошибки должен только радовать и всегда поощряться.

Теперь вы знаете почему, зная правила, ребенок продолжает писать с ошибками и может самостоятельно решить эту проблему, подбирая упражнения, которые позволяют развить все 4 умения.

Родители и учителя иногда просто разводят руками при неудачных попытках научить ребенка правильно писать. Казалось бы, вроде и теоретические правила освоены, и практика постоянная, но никакого прогресса в освоении грамоты не наблюдается. Особенно пугает статистика. Большая часть современных школьников имеет проблемы с орфографией и пунктуацией, не говоря уже об умении правильно строить текст.

Как правильно садиться за парту для письма?

Для достижения желаемого результата важна каждая деталь. Как научить ребенка писать грамотно без ошибок и с чего начинать обучение? Правильно сидеть за своим рабочим местом - первый шаг к освоению грамоты:


Как отличить от дисграфии?

Часто взрослые не могут понять, что у ребенка серьезные нарушения воспроизведения речи на бумаге. Даже опытные педагоги могут ошибочно думать, что тот банально ленится. На самом деле определить дисграфию не так уж и сложно. Следует элементарно более внимательно присмотреться к записям маленького ученика. Обычно ошибки при этом отклонении имеют свои отличительные черты. Следует обратиться к логопеду, если ребенок допускает следующие ошибки:


Кто склонен к дисграфии?

Существуют ли группы риска? Как научить ребенка писать правильно без ошибок желает знать каждый. А вот задумываться о том, как избежать появления проблемы, следует еще с самого маленького возраста. Родителям следует обратить внимание если:


Виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая проблема. Ученик путает звуки, не воспринимает их и не может правильно произносить. Из-за этого он не может правильно написать.
  • Фонетическое восприятие. Ребенок искажает то, что он слышит.
  • Нарушение языкового анализа и синтеза. Пропуск букв и слогов, части слов.
  • Аграматическая. Возникает из-за незнания правил.
  • Оптическая. Ребенок путает похожие по написанию слова.

Как можно помочь?

О том, как научить ребенка писать без ошибок, следует задуматься как можно раньше. Нужно оказывать много внимания такому ребенку и в школе, и дома. Только при систематическом подходе можно добиться позитивного результата. Психологи и логопеды дают несколько полезных рекомендаций для родителей:

  • Внимательно следить за тем, какие ошибки были совершены в течение дня. Выполняя домашние задания, можно ненавязчиво проговаривать правильно слова, таким образом повторять орфограммы.
  • Постараться привить малышу любовь к чтению. Начитанные люди допускают гораздо меньшее количество ошибок благодаря автоматической памяти. В дальнейшем ребенок может не знать правил, но писать должен как следует.
  • Обращайте внимание на слова, которые встречаются ребенку в повседневной жизни. Вывески, реклама, телевизор - акцентируйте на правильном написании трудных слов.

Самое важное правило - не ругать и не критиковать ребенка. Он не виноват, что у него такая проблема, и если занизить самооценку, можно добиться только еще большего регресса. Родители просто обязаны в первую очередь трудиться сами, не жалеть времени, изучать вопрос. Существует широкий выбор специализированной литературы. Например, очень полезной может оказаться серия книг Шкляровой Рассказывает Шклярова, как научить ребенка писать без ошибок, легко и доступно объясняет.

Как лечить и корректировать дисграфию?

Лечение дисграфии и дисорфорграфии прежде всего должно основываться на устранении причин нарушений, а также содержать в себе правильную и своевременную коррекцию письма. Нужно обязательно проконсультироваться с неврологом и логопедом. При выявлении сопутствующих заболеваний необходимо пройти реабилитационный курс, который может состоять из лечебной физкультуры и физиотерапии. Все нарушения в письме исправляет логопед. Разработанные методики позволяют:

  • развить навыки зрительного различения букв и символов;
  • научить навыкам анализа и синтеза информации, иными словами сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности;
  • развить зрительную и слуховую память;
  • научить основным морфологическим принципам;
  • помочь ребенку выговаривать звуки и понимать фонетические процессы;
  • обогатить словарный запас;
  • формировать связную речь у ребенка.

Как подготовить ребенка к школе?

Как правило, проблемы с правописанием обнаруживаются еще в первом классе. Если вы задумались о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, 2 класс - самое подходящее время для того, чтобы начать работу. Второй класс - это период, когда дети сталкиваются с диктантами. В более старших классах, если ученик не освоит написание, у него будут проблемы с контрольными, а значит, и плохие оценки. Подготовку к этому важному способу проверки правописания следует начинать постепенно, в несколько этапов:

  • повторить уже знакомые правила правописания;
  • постоянно тренироваться писать незнакомые слова;
  • применять на практике правила;
  • записывать под диктовку хотя бы несколько небольших предложений в день;
  • повторять написание слов, в каких были допущены ошибки;
  • во время диктовки обращать внимание на паузы;
  • начинать писать только после того, как предложение было дочитано до конца.

Правила написания диктантов, которые ребенок должен знать

Может вопрос о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, и покажется сложным, но это не так. Не стоит бояться трудностей. Нужно всего лишь:

  • Объяснить маленькому ученику, что самое главное - не спешить.
  • Не стоит писать тогда, когда нужно слушать.
  • Не списывать.
  • При написании можно мысленно проговаривать слово по слогам.
  • Когда учитель читает второй раз, нужно внимательно следить за тем, что написано в тетради.
  • Несколько раз повторно прочитать свою работу.
  • Быть терпеливым к своему ребенку. Для достижения результатов и взрослым требуется немало времени, а детям, в силу возраста, намного сложнее.
  • Не ругать за плохие оценки.
  • Хвалить даже за незначительные успехи.
  • Попробовать посоревноваться с ним. Можно иногда и поддаться, ведь постараться написать лучше, чем взрослый - главный интерес малыша. Во время таких соревнований можно предложить ребенку найти ошибки у мамы.
  • Завести специальную тетрадку для списываний. Пусть дочь или сын записывает в нее любимые стихи, отрывки из произведений.
  • Следить за внимательностью ребенка - пусть он попытается ни на что не отвлекаться.
  • Если вы взялись за диктанты, нужно правильно произносить каждое слово, делать обоснованные паузы.
  • Попробовать писать зрительные диктанты.
  • Следить за тем, чтобы ваш ученик проговаривал то, что он пишет.
  • Не перегружать ребенка.
  • Развивать моторику рук.
  • Побольше гулять на свежем воздухе, пусть это, на первый взгляд, и не относится к вопросу о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, но кислород очень помогает хорошей работе мозга.

Советы родителям: как научить вашего ребенка писать без ошибок

Список советов о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, на самом деле не так сложен для освоения. Терпение и забота о малыше обязательно помогут получить хороший результат.

Как научить ребенка писать диктанты без ошибок, теоретически мы уже выяснили. А вот какие же существуют практические советы и упражнения для развития грамотности у ребенка? У логопеда можно получить индивидуальную коррекционную систему. Как можно научить ребенка писать внимательно без ошибок, рассказывают современные специалисты. Кстати, еще лет десять назад о проблеме дисграфии никто и не говорил.

1. Анализировать слова

Первым дело нужно рассказать ребенку об основных фонетических принципах. Он должен уметь различать мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие. Играйте с ребенком в подбирание слова, которое начиналось бы на указанный звук. Пусть пробует делать и слогов в слове

2. Найти букву

Предложите ребенку текст, в котором следует найти и зачеркнуть, например, все буквы "м". Как только справится - все буквы "л". И так далее. Зафиксируйте время - так вы сможете проследить за динамикой. Со временем можно усложнить: одну и другую буквы выделить разными способами. Например, букву "а" зачеркивать одной линией, букву "л" - двумя.

3. Постоянно проговаривайте слова

Учите ребенка четко говорить. Акцентируйте внимание на том, что не все слова выговариваются и пишутся одинаково. Также научите выделять окончания в словах, ведь такой диссонанс чаще всего встречается именно в этой части.

4. Сколько слов в предложении

Зачитайте ребенку предложение. Пусть он на слух определит, сколько в нем слов. Так ребенок научится определять границы предложений. Затем можно немного усложнить - составить предложение из заданного количества слов. Полезными также будут упражнения на определение количества слогов в отдельных словах.

5. Работа с деформированным текстом

Предложите ребенку разбросанные слова, из которых необходимо составить связный текст. Уровень сложности обязательно должен соответствовать возрасту ребенка. Предложите самостоятельно восстановить текст, в котором отсутствуют необходимые слова. Или же текст, в котором отсутствуют только последние слова. С помощью таких нехитрых упражнений ребенок легко освоит основные правила синтаксиса на практике.

После таких упражнений вопрос о том, как научить ребенка писать без ошибок, уже не кажется таким сложным.

Что такое языковая карта?

Чтобы проследить за успехами и динамикой изменений грамотности, существует специальный метод фиксации результатов. Языковая карта - способ, с помощью которого фиксируют все результаты и изменения. Записывая все, можно всесторонне проследить за тем, как идет процесс и что нужно изменять в способах корректировки. В языковую карту вносят:

  • нарушения в речи устной и письменной;
  • умение выговаривать и различать звуки;
  • анализировать и синтезировать части слова;
  • навыки чтения и письма.

При регулярном заполнении карты отчетливо будет видно, чего вы добились и за какое время достигли результатов в решении вопроса о том, как научить писать ребенка без ошибок.

Ноябрь 30, 2015

Уже не крошка, но еще не взрослый сын, пришел ко мне жаловаться на тягости своего бытия. Поводом вечернего обсуждения стала грамотность. В последнее время ребенок заинтересовался стихоплетством и некоторые из своих коротких шедевров пытался записать и показать людям, достойным доверия. Но черствые люди, не уловив его гениального замысла, начинали исправлять ошибки. Эта вопиющая несправедливость заставила его задуматься, почему же так много внимания уделяют «этой грамотности», а меня – искать методы, как научить ребенка писать без ошибок.

В этой статье вы узнаете:
— доводы для разговора с детьми о грамотности;
— показатели грамотности для разных возрастных групп;
— 10 советов, как победить нежелание заниматься правописанием;
— интересные орфографические упражнения;
— игра для решения проблем с пунктуацией;
— как сделать словарь помощником и другом;
— принципы работы над орфографией при выполнении домашнего задания.

Доводы для разговора с детьми о грамотности.

Часто дети не понимают, почему так важна грамотность. Мой семилетний сын подготовил целый монолог, обосновывая свое непонимание: «Ну, написал я «агурец », а не «огурец », но ведь всё равно всем понятно, о чем идет речь! И огурец после ошибки в написании в тыкву не превращается! Зачем все эти сложности?» Мне пришлось провести внеплановый мозговой штурм, чтобы найти обоснованные доводы в пользу грамотности. Я прижала сына к себе и рассказала ему примерно следующее.

Много веков назад пещерным людям было достаточно уметь расшифровать наскальную живопись, чтобы считаться вполне образованным человеком. В наше время одним из признаков образованности считается умение грамотно писать. Для школьника грамотность – одно из самых важных умений, так как письменные работы есть по всем предметам. Очень часто одноклассники, а иногда и педагоги, смеются над теми, кто не умеет грамотно писать. Грамотность важна также и для взрослых людей. Например, довольно часто наличие орфографических ошибок в заявлениях приводит к плачевным результатам – замечательному человеку могут отказать в трудоустройстве или в повышении заработной платы.

После моего монолога, я попросила сына придумать примеры, где может пригодиться грамотность. Для закрепления мотивации, я задала ребенку три вопроса, на которые он мог ответить только однозначно и утвердительно: «Ты расстроишься, если твои одноклассники будут считать тебя безграмотным и подшучивать над твоими способностями? Ты хочешь уважения друзей и педагогов? Будем заниматься веселыми уроками грамотности?» Получив три «да», я начала искать способы сделать занятия грамотности веселыми и результативными.

Показатели грамотности для разных возрастных групп.

Будем честны с собой – мы все иногда допускаем орфографические ошибки. Для детей показателем грамотности является умение написать слова, изучаемые в школьной программе по письму и чтению. Также от детей ждут умения делать предположения о правильном написании незнакомого слова, опираясь на свой опыт и известные им орфографические правила. Изучив пожелания нескольких авторов, предлагаю ориентироваться на обобщенные требования к грамотности для разного возраста:

— для шестилетних детей – это правильное написание простых слов, которые пишут так же, как слышат (например, бегать полем, ходить лесом );

— для восьмилетних детей – это слова с двойными согласными (например, класс, группа, балл, рассказ ) и словарные слова – это те, к которым нельзя подобрать проверочное слово (например, аллея, береза, багровый );

— для девятилетних детей – это слова из повседневной жизни (например, адреса школы и дома, названия школьных предметов) и базовых знаний (например, название дней недели и месяцев, стран, известных городов);

— для десятилетних детей – это знать правильное написание терминов и исторических слов.

10 советов, как победить нежелание заниматься правописанием.

Совет 1. Регулярно и недолго. Договоритесь с ребенком заниматься правописанием по 5 минут в день. Для того чтобы ребенок верил вам, установите таймер. Из личного опыта советую убрать таймер из поля зрения – например, на полку над рабочим столом. Поверьте, это вынужденная мера поможет предотвратить попытки поиграть с таймером или последить, как быстро убегают секунды. Очень важный момент — быть готовыми прекратить занятия по звонку, даже если что-то не завершено. Это подтвердит правдивость ваших слов – 5 минут это всего лишь 5 минут. Если не будет интересно — можно перетерпеть.

Совет 2. Позитив. Для того чтобы ребенку было приятно заниматься, начинайте упражнения всегда с легких слов. Это повысит самооценку, после этого ребенок в хорошем настроении пойдет на покорение новых орфографических вершин.

Совет 3. Запоминаем через схожесть. Для того чтобы ребенок лучше запоминал слова, используйте вначале похожие слова, а затем добавьте несуществующие слова, например – роза, поза, коза, лоза, фоза .

Совет 4. Находим ассоциации. Для того чтобы уменьшить нагрузку на мозг, мы может отправлять в память блок информации, которая запоминается ассоциативно. Например, однокорневые слова к слову «род» – это Родина, родная, родимая, родинка, родник, родитель, родить, родство, сородич, родственник, породниться, родоначальник, родословная, порода, зарождение. В один день мы искали такие слова, а на следующий день придумывали с ними предложения, не подглядывая правописание.

Совет 5. Не отвлекаемся на почерк. Если верить педагогам, то у безграмотных детей обычно и . Часто ребенок, пытаясь написать аккуратно все буквы, не успевает еще и подумать над тем, что он пишет. Если у вашего ребенка есть одновременно эти две проблемы, тогда на пятиминутных уроках правописания стоит использовать карточки с печатными буквами, которые ребенок может выкладывать в нужном порядке. Такая игра доставит ребенку больше удовольствия, чем письмо от руки, и он сможет сосредоточиться над работой по правописанию.

Совет 6. Игровая форма. Воспользуйтесь интернетом, когда будете учить правила. Есть много стишков и ключевых фраз, облегчающих запоминание правил. Есть смешные пословицы и скороговорки, которые помогут весело и с пользой провести время. Очень полезно использовать орфографические мнемоники – фразы, помогающие запомнить путем образования ассоциативных связей.

Совет 7. Понимание. Если ребенок упрямится и не хочет заниматься, обязательно выслушайте его и согласитесь. Например: «Я понимаю твое нежелание. Ты устал и разочарован соей неудачей. Может, ты боишься допустить новые ошибки? Это не страшно, ведь ты же учишься, с каждым днем у тебя будет получаться все лучше».

Совет 8. Не наговаривайте на себя. Не стоит рассказывать ребенку о своих скелетах в шкафу. Не приводите негативных примеров, например: «Я до сих пор в этом слове допускаю ошибку. А твой папа без помощи компьютерной проверки орфографии ни одного документа написать не может. А бабушка вообще три класса приходской школы закончила и читает по слогам – ничего, жизнь прожила счастливую». Намного полезнее приводить примеры успешной работы над грамотностью: «У папы была «тройка» по русскому языку во втором классе, а после третьего класса никогда оценку, ниже «четверки» он не получал. У мамы были с грамотностью проблемы в младших классах, а в старших классах она стала отличницей».

Совет 9. Похвалы не бывает много. часто, но описывая конкретное достижение. Например: все буквы в слове «широко» верно написаны. Ты вовремя вспомнил проверочное слово «шире» и избежал ошибки.

Совет 10. Фиксируйте успехи ребенка. Очень просто поднять самооценку начинающему грамотею – сфотографировать работу без единой ошибки и показать родственникам или друзьям. Вот увидите – для ребенка это будет сильной мотивацией стараться выполнять работу идеально.

Интересные орфографические упражнения.

Если вы поставили перед собой цель помочь ребенку повысить навыки правописания, тогда орфографические игры – это действенный способ, который вы ищете. Хочу предложить вам попробовать полезные игры, которые понравились моему семилетнему сыну.

Игра по дороге домой «Догадайся или сдавайся». Один из игроков загадывает слово, называет смысловую категорию, а потом первую и последнюю буквы. Второй игрок кричит «Догадался» и называет количество букв и само слово по буквам. Например: «Я загадал слово, которое относится к овощам. Первая буква «о», последняя буква «ц». Лично я предпочитала периодически сдаваться – так я контролировала знания сына и поднимала ему настроение. Выигравший игрок загадывает новое слово.

Настольная игра «Юный следопыт». Вам понадобятся два листа бумаги, карандаши и словарь. Предложите ребенку выбрать любое длинное слово из словаря и написать его на листе крупными буквами. Затем каждый из игроков ищет короткие слова, которые спрятались в этом слове. Например, из слова «электростанция » можно составить около двухсот слов. Я, конечно, их не буду перечислять все, но для примера назову десяток: лектор, танец, рост, электрон, нация, стилет, лента, старт, рацион, реакция .

Настольная игра «Чистый веер слов». Нужны два листа бумаги и карандаши. Один из участников придумывает задание для отбора слов. Это могут быть слова:
— состоящие из определенного количества букв;
— начинающиеся на определенную букву;
— заканчивающиеся на определенную букву;
— относящиеся к определенной категории (животные, музыкальные инструменты, профессии, сказочные герои).

Затем все желающие берут лист бумаги и пишут одно слово, складывают гармошкой, пишут следующее, и так до тех пор, пока не получится веер. Потом вы проверяете правописание, ставя вопросы возле неправильно написанных слов. Если ребенок сам исправляет ошибку, вы ничего не делаете, если ребенок не находит ошибку в слове – вы рядом пишите слово правильно, но другим цветом. Как показывает личный опыт, победителей лучше не искать. Мы просто стремились сделать веер слов чистым, и когда это удавалось – гордо показывали родным, вальяжно помахивая возле лица.

Игры с буквами-карточками.

Эта игра помогает выучить сложные слова или слова, правописание которых составляют проблему. Понадобятся буквы, написанные отдельно на листе бумаги. Некоторые родители пишут буквы сами, некоторые предпочитают купить готовые буквенные карточки. Такие карточки помогают малышу визуализировать слова. Вначале ребенок должен выбрать сам необходимые буквы из всего набора. После того, как ребенку удастся сложить слово из букв-карточек верно, можно перевернуть одну из карточек обратной стороной, чтоб ребенок вспомнил недостающую букву и назвал ее. Далее игру можно усложнить, перевернув несколько букв. Повторите эту игру со словом несколько раз, переворачивая каждый раз другие буквы-карточки. Затем попросите ребенка написать это слово аккуратно в тетради. Если в слове допущена ошибка, необходимо вернуться к буквам-карточкам. Этот способ эффективнее метода запоминания «увидел, закрыл, написал, проверил», так как ребенок внимательно изучает все части сложного слова.

Если ребенок уже достиг определенных успехов, можно играть всей семьей в такие известные игры, как «Скрэббл» или «Эрудит». Чтобы не отбить у ребенка желание играть, мы разбивались на пары «взрослый – ребенок» против взрослого. Нам это приносило истинную радость – и полезным делом заняты, и настроение у всех членов семьи замечательное.

Игра для решения проблем с пунктуацией.

У детей и подростков, которые пишут неграмотно, обычно существует и проблема с пунктуацией. Мы с сыном делаем так. Если остается время после уроков, мы пишем короткие рассказы – фантазии из пяти предложений. Каждый из нас нарочно допускает несколько ошибок. Потом обмениваемся нашими литературными изысками, вооружаемся цветными карандашами и правим пунктуацию друг у друга, обосновывая свою точку зрения.

Как сделать словарь помощником и другом.

Многие дети воспринимают словарь, не как помощника, а как помеху на пути к свободе. Вроде закончил писать домашнее задание, впереди – свободное время, и тут возникает на горизонте родитель и строго так говорит: «А ну, посмотри, у тебя здесь ошибка! Не знаешь как правильно? Бери словарь!» Это однозначно отталкивает детей от этой замечательной книги, так как пользоваться словарем сложно и долго.

Чтобы ребенок подружился со словарем, надо помочь ему перестать его бояться. Попробуйте раз в неделю рассматривать словарь вместе с ребенком ради интереса, а не в поисках правописания слова из домашнего задания.

Очень часто дети не умеют пользоваться словарем аккуратно и быстро. Их раздражает затянувшийся поиск слова, потому что они плохо ориентируются в порядке расположения слов. Чтобы ребенок не открывал словарь наугад, можно потренироваться открывать словарь на нужной букве. После того, как поиск по букве начнет проходить быстро и безболезненно, придет время объяснить, зачем написаны слова в верхней части страницы. Освоив этот этап, ребенок будет увереннее чувствовать себя при работе со словарем.

Для повышения грамотности можно создать личный словарь. Для этого нужно взять тетрадь и просто записывать слова, с которыми у ребенка возникли трудности. Ведение такой тетради приучает ребенка к самостоятельной работе над ошибками. И еще один совет из нашего с сыном опыта. Сына всегда радовало, если для ответа на его вопрос о правописании какого-нибудь слова, я брала в руки словарь и там находила ответ. Этим поступком я демонстрировала ему, что всё знать невозможно, но стыдно не уметь найти нужную информацию. Вскоре ребенок сам стал находить в словаре ответы на свои вопросы, а меня спрашивал только для того, чтобы проверить уровень моих знаний.

Принципы работы над орфографией при выполнении домашнего задания.

Известный педагог с огромным стажем Ноэль Дженис – Нортон в своей книге «Престаньте кричать, заставлять и упрашивать или домашнее задание без слез и нервотрепки» рекомендует разбивать домашнее задание на три этапа: мозговой штурм, самостоятельное выполнение домашнего задания, исправление ошибок.

Хочу рассказать, как к процессу выполнения домашнего задания можно добавить работу над правописанием.

Мозговой штурм. Очень важно, чтобы у ребенка был его личный словарь сложных слов, которые он писал с ошибками. Словарь должен быть в зоне доступа всё время, особенно – во время выполнения уроков. Очень полезно после ознакомления с заданием выяснить, есть ли у ребенка вопросы или трудности. Если предвидите какое-то сложное слово, можете помочь ребенку написать его правильно в словаре трудных слов. Списки слов в таком словаре служат подсказкой при самостоятельном выполнении домашнего задания.

Самостоятельная работа. Даже если ребенок вежливо спрашивает, как пишется это слово правильно, вы не должны подсказывать ему. Чтобы избежать обид, обсудите это правило во время мозгового штурма. Ребенок самостоятельно может воспользоваться помощью друга, то есть словаря, подсказками в личном словаре сложных слов или выдвинуть гипотезу правильного написания слова. Главное для вас – суметь удержать себя в руках, не намекая на правильный ответ и даже не говоря – правильно написано или нет. Такая тактика поможет скорее ребенку почувствовать вкус и ответственность самостоятельного человека.

Исправление ошибок. Никому не нравится, когда его тыкают носом в допущенные ошибки. Дети не являются исключением. Начните работать над ошибками не с исправления ошибок, а с перечисления правильных слов. Это заинтересует ребенка, и не будет унижать и так сомневающегося в своих силах человека. На первых порах вы можете записывать правильно написанные слова. Ребенок заметит пропущенное слово и постарается его тут же исправить. Если ему это удастся – не скупитесь заносить его в список правильных слов.

Затем можно составить список слов с ошибками, только слова нужно располагать в нем не по порядку. Предложите ребенку разыскать эти слова в своей работе и найти отличия. Такая работа отличается от механических исправлений после подсказок, так как ребенок самостоятельно находит правильное решение.

Многие люди считают, что есть дети, грамотные от природы. Можно согласиться с такой теорией. Только вот обычно у таких детей прекрасно развита символическая память – они много читают и поэтому правильно написанные слова, мелькая перед глазами, прекрасно запоминаются. Эти дети любят новые слова и гордятся своей грамотностью. Мозг человека – это очень гибкая система, которую можно обучить всему. И грамотность – не исключение. Научиться грамотно писать можно в любом возрасте!