Блок шичиды. Метод Шичиды: развивающие занятия для детей. Развитие мелкой моторики

Ольга Березовская
Конспект занятия по методике Макото Шичида

Конспект занятия во второй младшей группе по методике Макото Шичида

(в рамках самообразования)

Подготовила и провела воспитатель 2 младшей группы

Березовская О. Н.

Длительность занятия : 25-30 мин.

Время проведения : I половина дня после НОД, II половина дня после полдника

Для более эффективной активизации мозговой деятельности включаю фоном музыку композиции в альфа-обработке Джеффри Томпсона.

Цель : развитии правого полушария мозга.

Задачи :

Снижение повышенного тонуса детей;

Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук;

Формирование конструктивных навыков .

Подготовка : Аудио-запись, в разных местах группы приготовлен раздаточный материал (степы,карточки Мемори,ножницы, конструктор деревянный или "Лего", карточки- палитры, репродукции Ван Гога и Куинджи)

Количество детей : 2-3 человека (желательно индивидуально)

Ход занятия:

Дети играют после полдника. Воспитатель предлагает обратить внимание на бабочек.

1. Дыхательные упражнения

Это упражнение нацелено на расслабление, потому что правое полушарие предпочитает для своей деятельности расслабленное состояние. Оно является частью настройки на занятие . Во время задания ребенок должен делать глубокие вдохи и выдохи в течении 2 минут. Я для этого упражнения изготовила пособие «Бабочки летают»

2. Образы. Шар энергии

Садимся с ребенком друг перед другом. Трем ладошки друг о друга с комментариями о том, что вы сейчас собираете положительную энергию из окружающего пространства. Затем обнаруживаем, что сейчас у вас между ладошек уже маленький шарик с энергией и он продолжает плавно расти. По мере роста шара ладошки расходятся в стороны по размеру шара. После того как ваши энергетические шары стали такими большим, что их сложно удержать энергию можно вылить на себя. Еще есть вариант с большим шаром - его уменьшение. Сжимаем шар с усилиями до размера горошины, затем кушаем.

3. Память и внимательность. Карточки

Показываем набор карточек в течении 3 секунд и убираем. Показываем его второй раз, но при этом забываем одну из карточек. Ребенок должен угадать, что забыто. Для не говорящих выбрать изображения, которые ребенок может показать жестами или звуками.

Суть задания : 1. раскладываю карточки максимально быстро. 2. собираю карточки в стопочку. 3. убираю ежика. 4. раскладываю оставшиеся карточки. 5. спрашиваю какой карточке не стало. В следующий раз я значительно увеличу число карточек.

Предлагаю переместиться на строительную площадку

4. Конструирование

На первых этапах предлагаем собрать из частей конструктора или мозайки заготовку по образцу. Необходимо собрать такую же фигуру по образцу, по памяти. Задание усложняется количеством деталей

Воспитатель : Я хочу вам предложить построить вот такую башню. Вам необходимо найти кубики как у меня-по цвету и форме. Хорошо! Справились!Давайте сложим в коробку.

5. Изучаем цвета

План дня по изучению красного цвета :

1. Показываем группу красных предметов и объясняем , что они красного цвета.

2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами, можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка.

3. Предлагаю сортировку - выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета .

4. Устраиваю «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный.: в интерьере и одежде, на прогулке прошу показать красные машины, ведерко, лапатку и пр.

5. Предлагаю найти картинки с изображением красных предметов в книгах .

6. Внимательность. Картинки

Воспитатель : Посмотрите,какая у меня интересная книга. Дети подходят и рассматривают иллюстрацию

Показать рисунок на несколько секунд, затем закрыть. Дать другой фон. Предложить ребенку назвать не хватающие объекты.

Пример задания на память и внимательность.

Дети перечисляют. Давайте проверим, ничего не забыли? Сравниваем два варианта.

Собираем разрезную картинку.

Воспитатель : Я для вас еще приготовила сюрприз!

Дети выбирают картинку. Переворачивает ее рубашкой вверх. На рубашке прорисованы пунктирные линии. Я предлагаю разрезать квадрат по линиям. Затем собрать ее снова на лист бумаги и приклеить. Пример задания на сбор разрезной картинки. Я предложила несколько заданий их развивающих пособий серии Кумон. Собираем машинку из 4 частей и приклеиваем к основанию. Можно добавить задание на сгибание бумаги и разрезание. Данные задания развивают способность складывать и резать бумагу, навык работы с ножницами, развивает глазомер.

Воспитатель : Молодцы!Вытирайте ручки и можете положить картинку к себе в шкафчик.

9. Телепатия

Воспитатель : Хотите еще поиграть со мной? Смотрите, у меня есть два облачка. Кто из вас может отгадать, за каким из них спряталось солнышко?

Это самые фантастические задания данной методики . Я их включила из любопытства к статистике вероятности правильных ответов. Удивительно, но некоторые дети угадывают 99% загаданных карточек и спрятанных предметов . Задания заключаются в передаче мыслей ребенку. Вопросы : В каком озере есть рыбка? Из какого яичка сейчас вылупится цыпленок? И пр.

Воспитатель : Молодцы,вы просто волшебники! За это я вам дам порисовать.

11. Мандалы

Цвета. Пример задания : Выдаем ребенку восковые мелки и черно-белый вариант мандалы. Для начала достаточно 3-4 карандаша. Затем показываем ребенку цветной вариант на 2 секунды и прячем. Если ребенок плохо справляется с карандашом, то прошу отметить черточками участки цветов. Если моторика хорошо развита- предлагаю раскрасить так же как цветной оригинал.

Внимательность. Формы. Пример задания : Показываю несколько мандал. Ребенок должен найти похожие узором. Для первых занятий достаточно 3-4 мандалы.

14. Memory grid - сетка память. Для работы использования фотопамяти требуется не более 3 секунд. Ребенку выдаем несколько карточек. Затем показываем на несколько секунд 2-3 распечатку с определенной последовательностью таких же карточек. Свою заготовку прячем и просим ребенка разместить по памяти его карточки, как на заготовке

19. Цепочка памяти (Linking memory) . Суть задания состоит в выкладывании последовательности карточек и составлении фантастичной истории по этим карточкам путем связывания объектов их функциями.

Примеры задания Цепочка памяти (Linking memory) . Например, мы выложили ряд из карточек : жираф, медведь, кенгуру. По этим карточками озвучиваем примерно такую историю : жираф пригласил на день рожденья медведя и кенгуру. Затем карточки собираем и последовательно задаем наводящие вопросы для того чтобы ребенок по вопросам восстановил придуманную историю. Карточки лежат рубашкой вверх. Я задаю вопросы. Примеры вопросов :У кого был день рожденья?Кого жираф пригласил? И т. д.

Когда ребенок отвечает правильно, то берет карточку с ответом и переворачивает. В результате у нас должна получится такая же цепочка как в начале задания. Это задание тренирует не только память, но и очень быстро знакомит со свойствами и функциями предметов , объектов и явлений. Количество вопросов и картинок прибавляется.

Если заниматься продолжительное время, можно отметить, что со временем ребенок сам начинает придумывать истории. Это задание стимулирует фантазию и речевую активность.

18. Цветовосприятие.

Пример моего задания на цветовосприятие : на данном этапе тренируется цветовосприятие карточками палитры. Ребенку необходимо найти «лишние» карточки с цветами для картин Ван Гога и Куинджа, либо выбрать палитру цветов,которую он видит на картине.

Изучаем цвета «Цветное лото»

Вариантов лото может быть множество.

Один из наших вариантов. Правила игры :

Раскладываем карточки с животными перед ребенком;

Выдаем одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

После многократных успешных подборов палитры предлагаю игру на тренировку памяти. Даю черно-белый вариант карточки с животным и прошу подобрать палитру.

Итог :

Занятие необходимо завершить прогулкой на свежем воздухе.

Дети показывают очень хорошие результаты. Моя работа продолжается, т. к. предложенный план занятия можно вариотировать . Считаю необходимым провести его с каждым ребенком в индивидуальном порядке.

Профессор Макато Шичида разработал более 40 лет назад уникальный метод раннего развития и обучения детей , который и на данный момент не потерял своей эффективности и актуальности среди родителей и педагогов.

Данный авторский метод направлен на развитие у малышей врожденной гениальности и творческой одаренности . Он был успешно апробирован в Японии, США, Австралии и других странах. Макато Шичида организовал 400 специализированных действующих центров для раннего развития детей и является автором более 100 книг, многие из которых переведены на английский язык. Макато Шичида уверен, что мозг ребенка в возрасте от полугода до трех лет способен накапливать неограниченное количество информации .

Маленькие исследователи в данный период отлично запоминают детали , стремятся познавать новую информацию и способны к креативному мышлению. Ученый уверен, что если родители будут активно стимулировать в процессе развития и обучения все пять сенсорных органов малыша, то смогут обеспечить ему прекрасную основу для дальнейшего органичного развития.

Кратко об авторе методики

Макато Шичида являлся членом Международной академии образования. Также Шичида проводил углубленные исследования работы головного мозга и получил докторскую степень в образования. Профессор Макато Шичида был награжден Почетной премией Всемирного Научного совета и Всемирной премией мира.

Шичида около 40 лет исследовал проблему раннего развития детей , изменяя традиционные взгляды родителей и педагогов. Профессор утверждал, что малыши уже с рождения обладают особыми способностями, которые можно активно развивать с помощью специальной методики. Шичида в своих бесценных научных трудах доказал, что в первые годы жизни у крохи происходит интенсивное развитие правого полушария мозга. После трех лет лидирующим становится левое полушарие мозга . С помощью правого полушария ребенок способен запоминать информацию, а левое полушарие помогает быстро ее анализировать. Макато Шичида сравнивал правое полушарие с архивом, где информация способна сохраняться навсегда, а левое полушарие наоборот отличается тем, что систематически избавляется от ненужной информации. Важной задачей родителей и педагогов является стремление развивать и синхронизировать деятельность двух полушарий . Это позволит крохе в будущем запоминать значительные объемы информации, оперативно вспоминать давно полученную информацию и проявлять высокие интеллектуальные способности.

По методике Макато Шичида работают многие дошкольные учреждения Японии, Канады, Китая и других стран. Педагоги с помощью специальных тренингов и упражнений, разработанных автором методики , развивают физические, интеллектуальные и эстетические способности малышей. Профессор уверен, что нет смысла ускорять процесс развития левого полушария у малышей до трех лет. Необходимо просто создать условия для активного развития малышей, используя возможности его сенсорной системы.

Основными принципами методики Макато Шичида являются следующие утверждения:

  • все новорожденные появляются на свет гениями;
  • для правильного и органичного развития малыша важна взаимосвязь между крохой и родителями;
  • активность правого полушария мозга способствует быстрому интеллектуальному развитию ребенка;
  • в процессе развития малыша необходимо участие его сенсорной системы;
  • системность и последовательность действий является важным фактором для успешного обучения ребенка.

Макато Шичида сделал важный шаг для развития поколения детей XXI века .

С помощью его разработок и методик современные дети смогут запоминать огромные объемы информации, быстро читать, свободно осваивать иностранные языки, достигать прекрасных спортивных результатов и даже обладать телепатическими способностями.

Структура занятия по методике Макато Шичида

Известно, что полушария головного мозга функционально дополняют друг друга. Левое полушарие воспринимает информацию медленно и для его развития необходимы частые повторения. Правое полушарие наоборот способно усваивать информацию активно и оперативно. В связи с данными особенностями деятельности мозга Макато Шичида предложил для детей на занятиях использовать новую информацию постепенно с многократными повторениями . Этот способ обучения малышей поможет активизировать работу левого полушария. Если на занятиях предоставлять информацию в виде активно меняющихся картинок, то можно добиться более интенсивной работы правого полушария. Исследования профессора Шичида подтвердили на практике тот факт, что медленная и быстрая демонстрация картинок на занятиях способствует интеллектуальному развитию малышей. При этом изображения для детей необходимо подбирать новые с познавательной направленностью. Они должны содержать разнообразные фигуры, слова, цифры, буквы и т.д.

Согласно методике Макато Шичида занятия проводятся совместно с детьми и их родителями в группах, состоящих максимально из шести человек. Важно в процессе урока поддерживать тесную взаимосвязь родителей с малышом. Это позволит крохе чувствовать себя более защищенным и уверенным в собственных силах. Также присутствие родителей на занятии будет способствовать активизации мыслительной деятельности малыша и быстрому его развитию.

Продолжительность занятия около 30-40 минут . Структура данного занятия отличается динамичностью и содержательностью. Основное внимание педагога и родителей направлено на развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей ребенка.

Дети в центрах развития Шичида в начале занятия медитируют под специальную музыку с альфа-волнами . Потом выполняют упражнения для дыхания и задания для развития воображения. Далее запланирована работа с флэш-карточками и игры направленные на развитие фотографической памяти.

На занятиях малыши также прослушивают с родителями аудио сказки и рассказы , звучащие в ускоренном темпе. В ходе урока детям предлагают овладеть основами скорочтения. Интересная история звучит сначала в нормальном темпе, а потом постепенно скорость чтения нарастает. Данное упражнение на развитие правого полушария мозга подкрепляется действиями родителей, которые листают перед малышом красочную книгу с крупными буквами. Для изучения основ иностранного языка используются мини-блоки . Сказку необходимо читать сначала на родном языке, а потом на иностранном.

Занятия по методике Макато Шичида могут дополняться выполнением творческих задани й с использованием красок, пластилина, мягкой глины и других подручных средств. Также рекомендуется складывать родителям с малышами пазлы, логические цепочки, танграмы, головоломки.

Таким образом, структура урока по методике Макато Шичида направлена на развитие у малыша его врожденных способностей и умений.

При этом важную роль в процессе обучения выполняют родители ребенка, которые помогают малышу активно познавать мир.

Игры для развития правого полушария и флэш-карточки Макато Шичида

Родители могут легко освоить главные принципы Макато Шичида и применять ее для ежедневных занятий со своим малышом. Предлагаем вам пример одного занятия по данной инновационной методике .

Перед началом урока необходимо обратить внимание на состояние вашего малыша. Если он капризничает или его что-то беспокоит, то рекомендуется провести занятие с крохой чуть позже. Лучше всего заниматься с ребенком в первой половине дня. Перед началом урока выберите спокойную мелодию , которая будет тихо звучать на протяжении всего занятия, а также подготовьте необходимый дидактический материал.

  1. После основного блока рекомендуется проводить различные упражнения на развитие сенсорной системы малыша . Макато Шичида рекомендует организовать занятия на восприятия цвета, развитие музыкального слуха, тактильных ощущений, творческих способностей и игры на узнавание запахов.
  2. Заканчивать занятие рекомендуется выше изложенными упражнениями на внушение. Это повысит самооценку вашего малыша и придаст ему уверенность в себе.

На протяжении урока малыши задействованы в более чем в 15 различных игр. Мама всегда должна помогать ребенку в ходе занятий.

Обучение детей характеризуется следующими особенностями:

  • каждый вид деятельности длится не более пяти минут;
  • карточки должны быстро переворачиваться;
  • урок должен иметь музыкальное сопровождение;
  • в ходе урока ребенок должен выучить много новых слов;
  • на занятиях включаются элементы физической активности.

Профессор Макато Шичида считает важным условием для успешного применения авторской - доверительные отношения и тесная взаимосвязь между родителями и малышом.

Любовь - это основный элемент для гармоничного развития и воспитания детей

Макато Шичида уверен , что только любовь родителей поможет малышу развить его огромный потенциал , который заложенный природой .

Профессор предлагает родителям освоить три способа общения с малышом, которые помогут донести их любовь к сердцу малыша.

Первый способ называется «Крепкие 8-секундные объятия». Попросите малыша вам помочь по дому. После того, как ребенок выполнит ваше задание, вы должны крепко обнять ребенка и произнести следующие слова: «Саша, спасибо за помощь. Ты действительно отлично мне помог! Я тебя очень люблю! Ты такой добрый, жизнерадостный и хороший». Важно, что вы должны не только обнять ребенка, но и держать его в ваших объятиях в течение восьми секунд. После такого мероприятия, ваш малыш действительно почувствует, что вы его сильно любите и проблема с плохим поведением и непослушанием исчезнет.

Второй способ доказать свое уважение и любовь к малышу заключается в способности внимательно слушать то, что вам говорит ваш ребенок. Чаще всего мамы общаются с ребенком в одностороннем направлении, и не всегда заботятся о том, чтобы выслушать малыша. Профессор Макато Шичида уверен, что достучаться к сердцу ребенка можно только благодаря общению с ним. Если родители постоянно ругают малыша и не внимательно его слушают, то ребенок вырастет замкнутым и недоброжелательным.

Третий способ называется «5 минут». Данный метод является эффективным для настроя ребенка на позитивное отношение к окружающим и избавления от вредных привычек. После того, как малыш заснул на протяжении пяти минут можно повлиять на его подсознание. Для этого на ушко малыша необходимо произнести свои желания. Например, одна мама жаловалась, что ее малыш долго засыпает вечером, при этом устраивая громкие истерики. Профессор Макато Шичида посоветовал ей произнести следующий текст ребенку: «Майкл, ты заснул. Ты видишь, что спать это здорово. Ты можешь крепко спать. Мама тебя любит, ты очень послушный и жизнерадостный ребенок. Ты будешь всегда быстро засыпать вечером, а утром проснешься веселым и счастливым». После недели использования метода «5 минут» Майкл начал спокойно засыпать вечером.

Автор методики рекомендует сделать аудиозапись вашего послания и оставлять у подушки ребенка, после того как он заснул. Можно с помощью способа «5 минут» избавиться от проблемы непослушания, сосания пальца, нежелания ходить в детский сад и т.д.

После того, как родители освоят выше изложенные способы демонстрации любви к малышу, можно смело утверждать, что ваш ребенок вырастит гармонично развитой личностью с высокой самооценкой.

Важные правила для родителей от профессора Макато Шичида

Всемирно известный профессор Макато Шичида рекомендует всем родителям по-настоящему поверить в исключительные способности малыша , которыми его наделила природа после рождения. Также ученый убежден, что если систематически заниматься с ребенком, то можно достигнуть невероятно высоких результатов. Также родители должны помнить, что их ребенок индивидуален и его способности, а также уровень развития не стоит сравнивать с другими детьми.

В процессе развития крохи его родителям нужно не только большое внимание уделять интеллектуальным способностям малыша, но и прививать ему социальные навыки , знакомить с правилами дисциплины.

Макато Шичида выделяет шесть правил для родителей , выполнение которых важно для правильного и органичного развития маленького человечка:

  1. В процессе развития не обращайте внимания на недостатки и слабые стороны ребенка.
  2. Не стремитесь к идеалу.
  3. Не думайте, что сегодняшнее поведение малыша является для него постоянным и неизменным.
  4. Не пытайтесь постоянно сравнивать детей.
  5. Принимайте своего ребенка таким, каким он есть.
  6. Не добивайтесь успешности малыша только в обучающем направлении.

Следует помнить, что язык любви и общение является основным ключом для открытия сердца вашего малыша.

Для большинства российских мам методика Шичиды – это нечто неизвестное, в отличие от методик раннего развития по Доману, Монтессори, Никитиным и других, находящихся на слуху в среде «продвинутых» родителей. Но сей факт не может умалить достоинств метода Шичиды, который получил широкое распространение по всему миру. Недаром в Японии (а также в некоторых других странах – Таиланде, Сингапуре, США) открыто уже около 460 развивающих детских центров, пользующихся большим спросом. Информация о методике еще только начинает появляться в России, однако «завоевание» уважения родителей и педагогов происходит серьезными темпами. И это при том, что никаких школ развития по Шичиде в нашей стране пока нет, как нет и мало-мальски серьезной литературы и русскоязычных сайтов, посвященных данной методике раннего развития. Чем же метод Шичиды так увлекает молодых мам?

Профессор Макото Шичида: «Все дети рождаются гениями»

Макото Шичида (Makoto Shichida, 1929-2009) – японский профессор, обладатель докторской степени в области образования, член Международной Академии образования, советник Японской ассоциации по математике. За существенный вклад в изучение головного мозга и его возможностей Макото Шичида был удостоен в 1997 году высшей Почетной премии Всемирного научного совета, а в 1998 году – Всемирной премии мира.

Шичида посвятил жизнь исследованиям и практической деятельности в области обучения и образования, написав более 100 книг (некоторые из них были переведены на английский язык) и создав собственную уникальную методику раннего развития детей. Сайт Макото Шичиды: shichida.co.jp

По мнению Макото Шичиды, дети от рождения гениальны и обладают уникальными способностями. Задача родителей – не дать малышу «растерять» данные от природы таланты. Как и многие другие специалисты в области раннего развития, Шичида считает, что все новорожденные имеют одинаково высокий потенциал. Однако в отличие, например, от Домана, Макото Шичида утверждает, что родителям не стоит увлекаться академическим обучением крохи. Главное – обеспечить ребенку такие условия, чтобы его мозг в них максимально развивался.

Правополушарное развитие по методу Макото Шичида

Современное дошкольное образование направлено на развитие левого полушария мозга, отвечающего за логику и аналитическое мышление. Правому же полушарию, связанному с бессознательным, интуитивным, практически не уделяется внимания.

Основная идея Шичиды, отличающая его методику от других – это необходимость развития правого полушария головного мозга. Японский профессор говорит о «высокой емкости памяти» правого полушария, которое быстро обрабатывает и накапливает информацию, поступающую в виде изображений. В отличие от левого полушария, представляющего собой что-то типа оперативной памяти (быстро «скидывающего» ненужное), правое, по аналогии, является неким неограниченным по объему жестким диском, информация на котором сохраняется навсегда в виде зрительных образов. Левое полушарие развивается благодаря медленному обучению, с многократными повторами. Правое же полушарие, напротив, связано с подсознанием и интуицией, и информация в нем усваивается очень быстро.

Для нормального функционирования мозга человеку, разумеется, необходимы оба полушария. Они работают синхронно: правое хранит огромное количество информации, а левое в нужные моменты извлекает, обрабатывает и использует ее.

Шичида утверждает, что у детей до 3 лет именно правое полушарие доминирует (у них не развито аналитическое мышление и логика), и в силах родителей создать вокруг ребенка среду, которая будет стимулировать правополушарное развитие – основу будущих способностей. Тем более, что малыши очень любят и хотят учиться.

Уже с 3 лет левое полушарие начинает проявлять себя – у ребенка появляется логика и лингвистические навыки. К 6 годам мозг ребенка сформирован примерно на 80%, а левое, логическое полушарие окончательно «подчиняет» себе правое. Поэтому Шичида и считает идеальным для правополушарного развития возраст с полугода до 6 лет.

Макото Шичида говорит о важности развития правого полушария в раннем возрасте следующее:

«Когда ребенок рождается, его правое и левое полушария соединены несколькими триллионами временных нервных связей. Если в первые три года жизни ребенка они не используются (не заполняются информацией), то попросту исчезают. Это не значит, что после 3 и 33 лет с человеком не нужно заниматься, но эффект снижается в несколько раз».

В книге «Дети гениев» Шичида называет правое полушарие «изображением мозга», объясняя это тем, что именно правое полушарие ответственно за фотографическую память и способность видеть сны. Люди с хорошо развитым правым полушарием мозга, а значит, обладающие фотографической памятью, легко восстанавливают в памяти любую когда-либо увиденную картинку. Они грамотно пишут, обладают огромным багажом знаний, поскольку сохраняют в голове информацию из множества книг, имеют абсолютный слух, могут видеть проблему с разных сторон. Таким людям легко учиться, в школе и университете им не приходится заниматься зубрежкой. По мнению Макото Шичиды, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной, а также они способны улучшить свои спортивные возможности».

Это кажется чудом, не так ли? Однако множество исследований, проведенных Шичидой, свидетельствуют о том, что быстрый, мигающий показ различных изображений приносит реальную пользу в развитии детей дошкольного возраста. Кроме того, согласно исследованиям ученых из Гарвардского университета, выдающиеся люди действительно имеют одинаково развитые полушария головного мозга.

Методика раннего развития Макото Шичиды

Говоря кратко, система Макото Шичида базируется на следующих основных принципах:

  • дети гениальны с рождения;
  • ЛЮБОВЬ родителей к ребенку – это основа обучения;
  • в процессе развития важно задействовать все органы чувств малыша (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание);
  • в раннем возрасте необходимо уделять максимальное внимание развитию правого полушария мозга, которое доминирует у детей до 3 лет;
  • успех занятий зависит от их систематичности и последовательности.

Развитие по Шичиде направлено на развитие возможностей правого полушария: фотографической памяти, математических способностей, высокой скорости обработки информации, визуализации, способностей к изучению иностранных языков, музыкальных способностей, интуиции, экстрасенсорного восприятия. Дети, которых развивают по данной методике, учатся использовать правое полушарие осознанно, а не на бессознательном уровне, как это делает большинство взрослых людей.

Каковы же методы развития Шичиды?

  1. Создание теплой, благожелательной обстановки во время занятий . В школах Шичиды занятия с детьми проводятся в маленьких группах – не более 6 человек, причем с обязательным присутствием одного из родителей каждого ребенка. Ощущение связи с мамой или папой помогает малышам чувствовать свою защищенность, делает их более уверенными, стимулирует мозговую активность. Методика Макото Шичида подчеркивает важность гармоничных и любящих отношений с детьми в отношении их умственного развития. Занятия должны проходить в обстановке расслабленности, а не давления, поэтому время для них нужно подбирать с тем учетом, чтобы у ребенка было хорошее настроение.
  2. Продолжительность занятий в школе Шичиды – не более 50 минут . Но полчаса практических занятий в день Макото Шичида считает необходимыми для достижения мозгом ребенка максимального потенциала.
  3. Настрой на занятия . Как уже было сказано выше, для успеха занятий по Шичиде важно, чтобы малыш был в хорошем настроении, а также не был перевозбужден. Перед началом выполнения упражнений рекомендуется дать ребенку послушать музыку с альфа-волнами, которая активирует работу мозга. Что такое альфа-волны, или альфа-сигналы? Это некие вибрации, на которых основаны интуиция, телепатия и ясновидение. Альфа-волны испускает мозг в моменты расслабления и медитации. Шичида считает, что дети, в отличие от взрослых, умеют считывать альфа-сигналы, и эту способность необходимо развивать. Что касается конкретных примеров, примером музыки с альфа-волнами являются аудиозаписи «Волны Океана» (Ocean Waves) доктора Джеффри Томпсона, «Отдых и заземление» от Kelly Howell. Также в школах Шичиды практикуют дыхательные упражнения перед выполнением основных заданий.
  4. Динамичность и разнообразие форм занятий с ребенком . Методика Шичиды охватывает широкий спектр заданий – гуманитарных, музыкальных, математических, на изучение иностранных языков, физических. И, конечно, все задания должны быть интересными для ребенка. В идеале каждое упражнение по методу Шичиды выполняется за 1-2 минуты (максимум – 5 минут). Если процесс затягивается, ребенку нужно помочь и в дальнейшем использовать более простые задания.

В занятия по методу Шичиды входят следующие игры и упражнения:

  • игры на развитие воображения (представить себя кем-то другим, составить историю);
  • упражнения на развитие функции ESP (ясновидение, телепатия, психометрия, предвидение);
  • демонстрация флеш-карточек для развития фотопамяти;
  • игры с карточками (развивают память, фантазию);
  • игры с танграмами, пазлами, конструкторами (развивают воображение, творческие способности);
  • математика (распознавание количества точек на карточках, знакомство с цифрами);
  • музыка и физические упражнения;
  • творческие задания (лепка, рисование);
  • чтение книг.
  1. Не нужно ожидать моментального эффекта от занятий . Родители не должны требовать от малыша воспроизведения демонстрируемых изображений. Информация в процессе занятий откладывается на подсознательном уровне и будет извлечена тогда, когда действительно понадобится.

Принципы воспитания от Макото Шичида

Макото Шичида советует родителям верить в ребенка и его потенциал, не требовать от него невозможного, не сравнивать с другими детьми, как можно чаще хвалить и реже – указывать на недостатки. Учебные успехи ребенка не должны быть для вас главной ценностью. Помните, что все дети от рождения идеальны, и старайтесь проявлять любовь к малышу всеми возможными способами. К слову, когда профессор Шичида однажды побеседовал с группой детей, он услышал от них, что их родители любят их недостаточно. Поэтому не будьте столь уверены, что именно ваш ребенок получает достаточное количество внимания и любви. Советы Макото Шичида о том, как проявлять любовь к ребенку:

Крепкие 8-секундные объятия

После того, как малыш выполнил вашу просьбу или задание, похвалите его: «Спасибо тебе большое, ты мне так помог (так порадовал меня)! Я очень сильно тебя люблю!» и крепко обнимите. За 8 секунд объятий ваша любовь дойдет до сердца ребенка, считает Макото Шичида. Этот способ помогает справляться с капризами и плохим поведением. Похвала делает малыша более уверенным в себе, мотивирует на хорошие поступки.

Внимательно слушайте ребенка

Многие мамы стараются больше говорить с ребенком, но важно не только говорить самим, но и слушать малыша. Односторонние разговоры, особенно в назидательно-нравоучительном ключе, заставляют ребенка замкнуться и почувствовать себя нелюбимым. Слушайте и старайтесь СЛЫШАТЬ. Хорошо в разговоре с детьми действует практика «метода эха», при котором взрослый играет пассивную роль, повторяя, как эхо, слова ребенка, анализируя их и задавая вопросы. Например: «Мама, не хочу ходить в садик». – «Ты не хочешь ходить в садик… Что тебе там не нравится?». – «Саша меня обижает». – «Саша тебя обижает. А почему он так делает?».

Используйте метод 5-минутного настроя

Этот метод используется, когда есть необходимость коррекции каких-либо нарушений поведения малыша – сосание пальца, разбрасывание игрушек, нежелание идти в детский сад, истерики и т.п. Через 5 минут после засыпания, когда сознание ребенка уже спит, подсознание продолжает бодрствовать и реагировать на поступающую извне информацию. В это время можно эффективно воздействовать напрямую на подсознание малыша, шепотом рассказывая ему о том, каким станет его поведение.

Например, мальчик, 2 года, сосет палец. Мама через 5 минут после того, как он заснет, начинает говорить ему следующее: «Сыночек, ты уже такой большой, тебе целых два годика. Ты счастливый и спокойный, мы с папой тебя очень любим и всегда заботимся о тебе. Ты чувствуешь себя уверенным и любимым. Тебе не нужно сосать пальчик. Сейчас ты будешь спать крепко, сладким сном. Тебе очень хорошо. Завтра ты проснешься в радостном настроении, и мы вместе поиграем».

Макото Шичида рассказывает в своей книге, что все мамы, чьи дети имели те или иные нарушения поведения, заметили улучшения после использования данной методики. Один ребенок через три дня без слез пошел в садик, другой – менее чем через неделю перестал сосать пальчик.

Методика Шичида: за и против

Методы развития Шичиды, с одной стороны, подтверждены многолетними исследованиями японского профессора и имеют некоторые точки соприкосновения с другими методиками. А с другой – любые обещания развить экстрасенсорные способности, интуицию и прочие «эфемерные» материи зачастую воспринимаются как обман. Однако, независимо от вашей позиции на тему ясновидения, отрицать методику профессора Шичида не стоит.

Однозначными плюсами методики являются: упор на любовь и гармоничные отношения родителей и ребенка; стремление наполнить жизнь малыша разнообразными и интересными для него заданиями; наличие системы, облегчающей ежедневные занятия с ребенком; отсутствие у взрослых цели как можно скорее научить кроху читать и считать, т.е. развить у него академические навыки.

К недостаткам метода можно отнести уже упомянутые выше предположения автора о развитии сверхспособностей – не всем они нравятся. Однако кого-то именно эта часть методики Шичида и привлекает. А упражнения типа «Шар энергии», кажущиеся некоторым излишне магическими, можно сравнить с любыми другими детскими играми, где малыш просто тренирует воображение.

Некоторым в методике не нравится пункт о показывании огромного количества карточек, которые должны быть постоянно разными. Действительно, если следовать методу Шичиды досконально, распечатывание тысяч карточек может представлять проблему. А показ изображений на компьютере не слишком полезен для зрения малыша.

В любом случае, мамы, использующие методику Шичида в занятиях с детьми, отзываются о ней с восторгом. Они рассказывают о блестящих успехах своих малышей, имеющих хорошую память, рано начинающих говорить и с легкостью осваивающих чтение и счет. Можно ли считать это заслугой методики или же самих мам – сложно сказать. Одно можно утверждать наверняка: общение с ребенком, игры с ним и занятия точно не пропадут даром.

Непосредственно о самих занятиях по методике Шичиды речь пойдет в следующей статье – .

От себя добавляю, что методика развивает мышление, память, и логику. Это ПО МОЕМУ мнению важнейшие качества, которыми ДОЛЖЕН обладать человек ПРЕЖДЕ ВСЕГО! А уж имея их, остальное просто будет притягиваться как магнит само по себе. Я этого мнения придерживалась еще учась в школе, и изначально ребенка своего учила всему именно опираясь на развитие этих качеств (перечитав множество методик Домана, Монтессори и т.д беру из ним именно то, что развивает конкретно эти качества). Не так давно наткнулась на блог мамы Лизы , кое что от нее я вам сюда кидала, и вот она со своим ребенком занимается именно по методике Шичида с 5 месяцев вроде как. Точно не скажу, но думаю что лучше не ранее года. а так как Вы сами решите, читайте методику ниже. Буду делать по этой методике карточки, если кто будет по ней развиваться тоже(сейчас или в будущем) пишите, я буду и вам отсылать. ВК так же выложу все.

Ну и сама статья по методике:

=========================================

Меня интересуют разные методики и методы. Думаю, что из каждой интересной методики можно взять что то свое, что применимо к конкретному вашему малышу. В этом на мой взгляд и есть мамина задача - интуитивно выбрать нужные способы и методы воспитания и наставления своего малыша.

Вот и еще одна методика раннего развития в копилочку знаний (несколько заинтересовавших меня статей на эту тему):

Феноменальная память, скорочтение, абсолютный музыкальный слух, мгновенное решение сложнейших задач, легкая обучаемость – все это доступно любому малышу. Но для этого очень важно развивать правое полушарие мозга, - так утверждает японский профессор Макато Шичида.

В своих книгах он пишет о том, что в возрасте от рождения до трех лет ребенок быстро поглощает информацию и очень хочет учиться. Дети растут и созревают быстрее, чем родители думают.Человеческий мозг начинает развиваться вскоре после рождения, а к десяти годам мозг ребенка развит уже почти на 90%.
В первые три года жизни у человека действует преимущественно правое полушарие мозга. Поэтому в этот период важно регулярно стимулировать развитие всех пяти чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Развить эти чувства позднее окажется невероятно трудной задачей.

Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому, что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Шичида считал, что именно так в будущем можно добиться синхронной работы полушарий мозга: это когда одновременно действуют и правое, и левое полушарие. Считается, что таким мозгом обладают гениальные люди. И, по словам Шичиды, каждый родитель должен верить в потенциал своего ребенка.
В учебных учреждениях Шичиды дети быстро и без зубрежки запоминают огромные объемы информации, улучшают свои спортивные и музыкальные способности и даже предсказывают будущие события. И все благодаря развитию правого полушария мозга.
Профессор считал, что целью образования не должны быть знания, которые «вталкиваются» в ребенка. Не надо форсировать развитие левого полушария мозга, давая задачки на логику и энциклопедические знания малышам до 3 лет. Главное - создать такие условия, при которых мозг ребенка мог бы развиваться максимально, чтобы полушария мозга работали синхронно. Человеку с таким мозгом очень легко учиться, соответственно никогда не приходится зубрить. Но достигнуть этого можно только первоначальным интенсивным развитием правого полушария мозга.

Немного о Макато Шичиде
Профессор Макото Шичида родился в 1929 году. Он является членом Международной академии образования и советником японской математической ассоциации по сертификации. Шичида получил докторскую степень в области образования. Профессор является известным общественным деятелем в Японии и очень уважаем за свой большой вклад в исследование мозга. За его плечами сорок лет исследований и еще двадцать лет успешной практики. Шичида изменил взгляды людей на возможности ребенка: он доказал, что дети с рождения наделены уникальными способностями, которые можно развивать.
Сегодня существует более 450 Шичида-учреждений в Японии, а также открыты филиалы в Сингапуре и Малайзии.

Что такое метод Шичиды?
Это комплексные занятия, нацеленные на развитие у ребенка правого полушария мозга. Эффективнее всего это делать, когда данное полушарие является доминирующим – в возрасте с рождения до 3 лет. Но заниматься этим полезно и подросткам, и даже взрослым.
Дети в школах Шичиды сначала расслабляются под музыку с альфа-волнами, делают дыхательную гимнастику и упражнения на развитие воображения, что позволяет активизировать правое полушарие мозга. А сразу после этого приступают к играм на развитие экстрасенсорных способностей (телепатии, ясновидения, интуиции), показу флэш-карточек и упражнениям на фотографическую память.
Также в школах Шичиды дети слушают сказки или рассказы, которые звучат в ускоренном темпе (так быстро, что сначала совершенно непонятно, о чем говорят): это тоже развивает правое полушарие мозга. Кроме того, на этом занятии тренируют и скорочтение, потому что коротенький рассказ сначала звучит в нормальном темпе, а потом все быстрее и быстрее. Во время такого занятия родители листают перед ребенком специальную книгу с крупными шрифтом. Как правило, мини-блоком идет иностранный язык – читают книгу сначала на родном, а потом на английском (или другом) языке. Далее, в зависимости от школы, могут следовать пазлы, танграмы и творческое занятие – рисование, лепка, аппликация.

Как можно заниматься по методу Шичиды дома?
Для начала определитесь, когда вы будете заниматься с малышом. Лучше, чтобы постоянно в одно и то же время дня. Хорошо, если занятие начинается с любимой песенки. Поете с малышом, а потом можете сказать, какой сегодня день недели и какая погода.

1.Релаксация под музыку с «альфа» волнами . Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

2.Дыхательное упражнение : ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

3.У пражнение «шар энергии» : в ладони берем шар энергии, катаем как ком снега и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичиды. Лучше посмотреть, как это делается на видео, выложенном на youtube.

4.«Внушение» : улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы «Ты – особенный», «Ты любим», «Ты можешь все» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное, донести до ребенка, как вы его любите

5.Тренировка воображения (Image training). С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что мы сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла? С морковкой?.. Вкусный, наверное! И так далее.

6.Тренировка экстрасенсорики (ExtraSensoryPerception):
Упражнение на телепатию – (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко) – маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?». Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.
Упражнение на интуицию начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым листочком спрятался жучок? Потом усложняем: предлагаем три киндер-яйца и спрашиваем, в котором сидит мишка и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

7.Гимнастика для глаз для самых маленьких берем колокольчик и водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше гимнастику можно скачать в интернете.

8.Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со 100 штук. Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант - 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для истовременного подключения и левого полушария - так происходит синхронизация полушарий мозга.
Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичиды карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флэш-карточки делают в виде компьютерных презентаций.
Стоит отдельно упомянуть математику по Шичиде. Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана, но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более 0.5 секунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно – бабочек, слонов и т.п. В общем, делать все, чтобы поддержать интерес ребенка.

9.Игры на развитие фотографической памяти.
Похожие картинки (Photo memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше А4 формата), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.
Размести правильно (Spacememory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более 1 секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Для самых маленьких: покажи мишке его домик и т.п.
Найди новую картинку (Flashmemory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее.
Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.
Мандала . Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена.
Абсурдная история или память «цепочкой» (Linkingmemory).Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала 3 штук) сочиняет сюжет типа: ворона прыгнула в речку, которая пахла как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки – ворона, река и роза. Сначала мама 1-2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

10.Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия. Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

11. «Внушение» , описанное выше, завершает занятие. В конце можно снова спеть вместе любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30-40 минут в день. А остальное время позволить ребенку играть.
Профессор Шичида считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с 1 по 6 включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности.
Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому, что перед занятием очень важно расслабиться.

Метод Шичиды только начинает обретать популярность в России. Еще сложно судить, насколько он подходит детям с нашим менталитетом. Например, не каждый родитель захочет развивать у своего малыша телепатию и ясновидение. Но это не повод совсем отказаться от метода, ведь правое полушарие можно развить и без экстрасенсорики.

Оставьте на более зрелый возраст (3-4 года) изучение цифр и букв и другие подобные занятия, стимулирующие преждевременное развитие левого полушария мозга. Научите ребенка играть в ролевые игры с игрушками-заменителями (например, кубик может на время стать паровозиком, а карандаш - ложкой) – это развивает воображение, что очень полезно.
Чаще мечтайте с ребенком, представляя, как вы поедите на море или пойдете в зоопарк. Используйте простые предложения, описывая, что вы будете делать и что увидите. Ребенок будет представлять, а это ни что иное, как – тренировка воображения или image training.
Также очень полезно с рождения давать ребенку предметы, как в правую, так и в левую руку. Учите малыша есть и рисовать и левой, и правой рукой. Для синхронизации полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Например, в этом плане очень полезна игра на фортепиано. Слушайте музыку, пойте, танцуйте, играйте с тактильными мешочками, вдыхайте разные запахи, пробуйте разные вкусы, изучайте оттенки цветов, занимайтесь творчеством – это позволит хорошо развить правое полушарие мозга.

Сегодня, когда наука и технологии развиваются невероятными темпами, когда человека окружает постоянный и мощный поток всевозможной (зачастую противоречивой) информации, одним из важнейших условий достижения успеха и благополучия является обладание хорошим «чутьем» и умением быстро мыслить и принимать верные решения.

Вот, например, открываю книгу, на обложке которой красуется гордая надпись: «Эта книга - для стратегов и новаторов, для тех, кто меняет правила игры и всегда готов пойти на риск ради разрушения устаревших бизнес-моделей и построения предприятий будущего «. Смотрю оглавление: «Визуализация «, «Ценность образного мышления «, «Генерация идей «…

Всем этим ведает правое (творческое) полушарие головного мозга, возможности которого мы, взрослые, признаем, но практически не используем. Зато у детей до 3х лет «правый мозг» играет ведущую роль , постепенно уступая лидирующие позиции (между 3-мя и 6-ю годами) левому полушарию, отвечающему за рациональное мышление и логику.

В Японии сейчас очень популярна система Макото Шичиды - японского профессора, потратившего 40 лет жизни на разработку уникальной методики раннего стимулирования и развития человеческого мозга. Его система широко применяется уже более 20 лет в Японии, США, Канаде, Австралии и Китае.

По мнению профессора, «правый мозг» умеет:
- переводить образы в слова , цифры, символы и обратно;
- запоминать информацию в виде образных «слайдов»;
- просматривать эти «слайды» в любое время;
- овладевать иностранными языками ;
- интуитивно получать информацию;
- ловить творческий импульс и правильно им распоряжаться (тут кроме всего прочего имеются в виду телепатия и ясновидение)

Ученый утверждает, что каждый ребенок рождается на свет с уникальным набором способностей , и только от родителей и педагогов зависит, сможет ли он реализовать и применить все свои таланты.

«Безграничная любовь, непрерывные похвалы, безоговорочное принятие… Это путь для роста вашего ребенка» (лозунг на сайте школы Макото Шичида в Гонконге)

Основа правильного воспитания «по Шичиде» - крепкая родительская любовь и умение полноценно ее донести до ребенка. Для этого он советует использовать три очень действенных метода:

Крепкие объятия

Попросите малыша помочь вам убрать игрушку на место или вытереть со стола пролитый им сок. И когда он это сделает (пусть даже не самым идеальным образом), крепко его обнимите и скажите на ушко, какой он замечательный, отзывчивый и заботливый человек. При этом ваши слова должны быть обязательно наполнены искренней любовью. Ни в коем случае не произносите их формально, из чувства долга.

Я обожаю применять этот способ с воспитанниками. Так радостно видеть сначала удивление, а потом удовольствие в их глазах. Малыши тут же бесхитростно повторяют то действие, за которое их похвалили, еще раз. Таким образом ловится сразу два зайца: я сообщаю малышу о своих чувствах и одновременно мотивирую его на дальнейшее сотрудничество:)

Внимание к тому, что говорит ребенок.

Тот, кого постоянно (или часто) ругают, закрывает свою душу от окружающих. Именно в этом, по мнению японского профессора, причина отчуждения, возникающего между родителями и детьми. Чтобы научиться слушать, педагог рекомендует использовать метод Карла Роджера, известный как «метод эхо». Он заключается в следующем: перед тем как задать очередной вопрос в разговоре с ребенком, повторите вслух сказанные малышом фразы. Так карапуз поймет, что вы действительно внимательно относитесь к его словам. Кроме того, постарайтесь заменить императивные инструкции («Я так сказал!») на мягкие фразы вроде «давай подумаем, как это сделать» или «мне бы хотелось, чтобы…».

Эта методика действенна не только с детьми. Взрослые тоже очень любят, когда их по-настоящему «слышат». Но при этом, опять же, важно избежать ироничного тона, иначе весь положительный эффект сойдет на нет, так как ваши «слышание» превратится в насмешку. А это вряд-ли вызовет доброе расположение у собеседника.

«Метод настроя 5 минут»

В течение первых пяти минут после того, как ребенок засыпает, его подсознание еще бодрствует. Именно в этот небольшой промежуток времени нужно успеть шепотом дать малышу положительные установки. Можно поробовать «заговорить» сына или дочку от сосания пальца, писания в штаны или привычки драться при малейшем поводе. Также можно записать свой голос на магнитофон и включать в нужный момент.

Еще одно подтверждение мудрости материнского инстинкта, побуждающего мамочек «ворковать» над малышом, проговаривать всякие милые, добрые «бессмыслицы» когда он засыпает.

Очень радостно, что сегодня существует множество методик раннего развития. Каждый родитель может выбрать наиболее подходящую. И есть среди этого многообразия одна жемчужина научно-педагогической мысли, о которой в России знают пока немногие. Имя ей - методика Макото Шичиды.

Ее уникальность заключается в том, что она дает ключ к сохранению и приумножению природных, так называемых «скрытых» способностей ребенка. Эту методику очень часто сравнивают с системой Глена Домана, однако у них есть принципиальное отличие.

Макото Шичида главной целью обучения ставил не обычное запоминание множества фактов, а воспитание в ребенке способности самостоятельно учиться, развитие его творческих способностей, таких как фотографическая память, свободное владение иностранными языками, способность невербального общения и другие.

«Времена стремительно меняются. Когда наши дети вырастут, то это будет совершенно иной мир. Поэтому наша задача как родителей - уметь адаптироваться к новой грядущей эпохе и воспитать детей в соответствии с её требованиям» (Макото Шичида)

Дети от природы талантливы. Но мы, взрослые люди, не всегда можем в полной мере разглядеть способности ребенка, понять его. Еще каких-то сто лет назад детей вообще не воспринимали как личность. Страшно подумать, но младенцам делали операции без анестезии дескать потому, что они ничего не понимают и не чувствуют.

XX век стал переломным в нашем отношении к детям и их способностям. Для наглядности несколько дат.

В 1923 году была принята Декларация прав ребенка, в которой были прописаны такие базовые принципы как право ребенка на еду, дом и помощь в сложных ситуациях.

50-е годы - начало исследований Глена Домана и Макото Шичиды.

1971 год - Масару Ибука (японский предприниматель, один из основателей корпорации Sony) издает ставшую популярной во всем мире книгу «После трех уже поздно».

1981 г. - Нобелевская премия в области физиологии и медицины присуждена американскому неврологу Роджеру Сперри. Он доказал, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически, правое - интуитивно и одновременно.

Получается, что левое, так называемое доминирующее полушарие на самом деле не является главным. Таковым его сделал наш подход к образованию: акцент на логику, последовательную обработку и заучивание информации. При этом правый мозг работает по другим принципам и таит в себе такие колоссальные возможности, которые нашему «левополушарному» сознанию и представить себе сложно.

Макото Шичида утверждал, что у детей до 6 лет более активно именно правое полушарие, именно поэтому многие дети обладают признаками гениальности. И если не стимулировать работу правого мозга наравне с левым, то постепенно эти врожденные способности угасают.

«Современный человек обладает левым полушарием, развитым сверх меры.
В то время, как человек будущего обладает хорошо развитым правым полушарием, и оба его полушария хорошо скоординированы» (Макото Шичида)

В Японии издано около 100 (!) книг профессора Макото Шичиды, открыто более 400 школ, работающих по его методике. На английский язык переведено 4 его книги, русского официального издания пока нет. Мамы, желающие заниматься со своими детьми, сами переводят книги, собирают по крупицам информацию, делятся ей на форумах и блогах.

Кратко о способностях, которые заложены в ребенке от природы.

Правое полушарие обладает особыми свойствами:

1. ESP (то, что обычно называют «шестым чувством»).

5 чувств левого полушария (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание) имеют своих «двойников» в правом полушарии. К ним относятся:

Телепатия (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств). Именно эта способность больше всего развита у младенцев еще с внутриутробного периода. Они способны общаться с родителями через образы и чувства;
ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств);
психометрия (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним);
предвидение (способность предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить);
духовная (спиритическая) сила (энергия).

2. Образы интуиции (память правого полушария).

То, как описывает это свойство профессор Шичида, очень напоминает визуализацию, т.е. умение осознанно вызывать в сознании определенные образы. Еще он называет это свойство памятью правого полушария. Причем здесь память?

Наше подсознание хранит огромное количество образов, картинок. Это невероятно большая «картотека» нашей памяти, но доступ к ней имеет только тот, кто может эти «карточки» увидеть внутренним взором.

Вот отсюда и описанные Шичидой случаи: ребенок плохо учился в школе и не мог запомнить учебный материал. Учитель начинает тренировать с ним способность видеть образы и результаты по «школьным» предметам резко возрастают.

3. Скорочтение (фотографическая память правого полушария).

Насколько я поняла, под скорочтением имеется в виду способность быстро воспринимать текст и точно запоминать его. Тренировать эту способность следует уже после того, как ребенок научится оперировать образами и разовьет таким образом память правого полушария.

4. Вычислительные способности.

У детей доминирует правое полушарие головного мозга, которое воспринимает целостный образ. Поэтому после некоторой тренировки они вполне способны отличить картинку, на которой нарисованы 50 красных точек от аналогичной - но с 47 точками.

5. Идеальный слух (способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты).

Все способности человека связаны между собой и при развитии одного из них повышается способности и в других сферах. За идеальный слух отвечает правое полушарие, поэтому тренировка образного мышления влечет за собой улучшение музыкальных способностей ребенка.

6. Способность к овладению языком (языковая способность правого полушария).

В списке способностей эта указана последней. Но по заинтересованности родителей она занимает, наверное, самое первое место. Еще бы, говорить на нескольких языках - ведь это дверь в мир успеха.

Ребенок до 6 лет способен впитать иностранный язык легко. После 6 лет, когда начинает преобладать логика, это сделать будет намного труднее.
Как заниматься с ребенком по методике Шичиды

Макото Шичида предупреждает, что методика рассчитана на долгосрочный результат. К каждому уроку нужно готовить новые карточки, которые нельзя повторять.

О методике раннего развития, разработанной японским профессором Макото Шичида, в нашей стране стало известно совсем недавно. Однако среди тех, кто уже успел с ней познакомиться, не найдётся такого, который бы не проникся этой удивительной философией воспитания. И, если вы не готовы полностью включить её в жизнь своего дошколёнка, то точно позаимствуете некоторые упражнения и техники развития.

Все дети гениальны от рождения

Посвятив изучению головного мозга более 40 лет своей жизни, Макото Шичида пришёл к выводу, что полушария нашего мозга устроены неодинаково и выполняют разные функции. Так, левое отвечает за логику, оно извлекает информацию и стирает лишнее. В правом, напротив, заложен творческий потенциал, оно навсегда «архивирует» все, что когда-то даже мельком видел человек.

Учёный утверждает, что возможности человеческого мозга безграничны, нужно лишь вовремя дать ему «пищу». Вместе с другими исследователями, проповедующими раннее развитие, он считает, что все без исключения новорождённые наделены огромным количеством способностей. Задача родителей – не «растерять» потенциал ребёнка, создав благоприятные условия для его развития.

Идеи Шичиды в корне отличаются от современного дошкольного образования, где стремятся к раннему стимулированию логико-знакового мышления. Такой подход глушит творческое начало ребёнка и приводит его шаблонным действиям.

Методика Шичида направлена на развитие органов чувств, сознательном задействовании правого полушария.

Профессор предлагает давать не набор знаний ребёнку, а вооружать его способностью к запоминанию, а именно развивать фотопамять, чтобы в дальнейшем малыш мог успешно учиться и работать, не теряя силы на зубрёжку. Вместе с этим проявятся и лингвистические способности, и скорочтение.

В раннем возрасте можно пробудить и творческие таланты человека – воображение, способность к нестандартным решениям, любовь к искусству. В большей степени эти качества зависят от умения воспроизводить в голове образы и представления, что нереально без созревания правого полушария.

В это сложно поверить, но и умение интуитивно принимать правильное решение тоже можно развивать. Профессор предлагает ряд упражнений, которые научат ребёнка пользоваться не только известными нам пятью органами чувств, но и включать шестое, которое относится к правому полушарию. Улавливая альфа-сигналы, издаваемые предметами и окружающим миром, маленькие детки способны к предвидению, телепатии и другим паранормальным явлениям.

Но главное условие гармоничного развития личности по методике профессора – это абсолютное отсутствие насилия над его волей. Любовь, доверие и уважение – вот что способно подтолкнуть малыша к занятиям.

Суть правополушарного метода

Во всех упражнениях, которые Шичида предлагает ежедневно проводить с малышом, активно задействовано правое полушарие. И это не случайно. До 3 лет именно оно является доминирующим у крохи, левое же находится в подчинённом состоянии.

Рождаясь, маленький человек получает огромную сеть нейронов, связывающих его полушария. Если их не использовать в первые три года, они исчезнут. Можно заниматься и позже, но такого высокого результата уже не будет, предупреждает Шичида.

Это кажется чудом, но полусекундная демонстрация огромного количества карточек действительно приносит пользу дошкольникам, их мозг к шести годам имеет одинаково развитые полушария. Эффективность данного метода научно доказана множеством исследований, в том числе и Гарвардского университета.

Все это непонятно и загадочно, но стоит лишь немного вникнуть в методику и познакомиться с её занятиями, как сразу становится ясно, почему дети, на которых она применяется, столь успешны в обучении и развитии. Не прилагая усилий, они способны запомнить огромное количество информации, легко осваивают языки, быстро читают и считают, некоторые раскрывают даже телепатические таланты.

Особенности занятий

Чем младше ребёнок, тем лучше будет работать методика. Шичида рекомендует начинать с полугода до 6 лет. Что же будет делать шестимесячный ребёнок на занятиях? Наблюдать, как выполняют упражнения его родители. Школы Шичиды дети посещают вместе со взрослыми. Находясь на руках мамы или папы, малыш максимально вовлечён в процесс, и вскоре начинает помогать им и справляться с заданиями самостоятельно.

Основная идея профессора – заниматься с детьми в очень быстром темпе, в таком, где на каждую игру отводится всего 1-2 минуты. При этом необходимо создать максимально доброжелательную и спокойную обстановку, в которой малышу будет легко сконцентрироваться на упражнении.

Именно отсутствие стресса в совокупности с динамичным темпом включает в работу правое полушарие и способствует его развитию, уверен учёный.

Примеры упражнений и как к ним готовиться

Проведение занятий по методике требует огромного разнообразия материалов. Они не должны повторяться более чем раз в 2-3 месяца. Конечно, если вы не успели подготовиться, лучше поработать с теми материалами, которые уже были задействованы, чем совсем пропустить занятие.

Подбирая упражнения, родители должны самостоятельно определиться со степенью его сложности. Если, выполняя их, малыш не укладывается в 1-2 минуты, ему стоит помочь и в следующий раз предложить облегчённый вариант задания.

Занятия лучше проводить ежедневно. Это довольно сложно делать дома, поэтому разрешается 2-3 раза в неделю провести полноценные уроки, а к остальным подобрать лишь основные упражнения. В зависимости от возможностей дошкольника занятие длится от 15 минут до часа.

Лучше всего приступать к занятиям утром или сразу после дневного сна, когда мозговая активность ребёнка выше.

Настрой

Как уже говорилось, обучение должно проходить в комфортной и спокойной обстановке. Если малыш возбуждён или не в настроении, лучше немного отложить урок и постараться его отвлечь: почитайте любимую книгу, поговорите, можно просто посидеть в обнимку.

За 10 минут до начала занятий необходимо включить музыку с альфа-волнами, во время урока её нужно немного приглушить и оставить для фона. В своих книгах Шичида упоминает композиции Джефри Томпсона. Следует помнить, что эту музыку не стоит включать вне занятий.

Затем можно приступить к специальным упражнениям на расслабление, которые помогут настроиться на обучение.

Упражнение на дыхание

Дети до года обычно ещё не умеют дуть, остальным можно предложить задувание свечки, бульканье через соломинку в стакане с водой, мыльные пузыри. Также подойдут вертушки из фольги, которые приходят в движение от потока воздуха, или подвешенные на ленточках перья.

Шар энергии

Это упражнению на визуализацию может многих немного напугать или показаться бредом, но дети его очень любят и воспринимают как нечто сказочное.

Предложите малышу потереть ладошки друг о друга быстро-быстро, чтобы они стали тёплыми. Затем, собрав всю энергию с рук, лепим воображаемый шар энергии. Когда он «станет» большим, им можно умыться или съесть! Если малышу ещё нет года, и он не сможет проделать эти манипуляции, можно усадить кроху на колени и «управлять энергией» при помощи его ручонок.

Работа над фотографической памятью

Развитие фотографической памяти – это не только мелькание карточек, как считают некоторые родители. Помимо этого, у доктора Макото есть ещё целый ряд упражнений.

Сетка памяти

Дошкольнику предлагается расчерченный на квадраты лист (или стеллаж с полками, коробка из-под яиц), где в каждой ячейке лежит карточка с изображением (или игрушки, мелкие предметы). Малыш смотрит на них некоторое время и старается запомнить. Затем карточки необходимо смешать, чтобы будущий гений расставил их по своим местам.

В эту игру можно играть с детками, которым уже исполнилось 2,5-3 года. Можно усложнить задание — при смешивании убрать одну карточку или добавить новую и попросить малыша догадаться, что изменилось.

Цепочка памяти

В данном упражнении детям необходимо запомнить цепочку картинок или предметов, которую взрослый связал какой-нибудь абсурдной историей. Например, в логичной истории птичка взлетела на дерево и съела яблоко, а в абсурдной птичка упала с яблока и съела дерево, или в логичной истории из стакана пьют сок, а в нашей истории в стакане моют посуду и т. д.

В таких историях малыш не сможет воспользоваться ассоциациями, а, чтобы запомнить предметы, его мозгу придётся задействовать правое полушарие. Если говорить о возрастных рамках – главное, чтобы малыш уже понимал абсурдность истории (2-3 года).

Мандала – карточка с симметричным рисунком из геометрических форм. Его сложно анализировать, поэтому мандалу используют для расслабления и концентрации.

В упражнении крохе показывают картинку в течение 5 секунд, затем убирают и просят схематически обозначить её цвета на шаблоне узора.

Данный метод основан на том, что сетчатка глаза способная сохранять запомнившиеся цвета непродолжительное время.

Для совсем маленьких деток можно придумать упрощённый вариант игры: подберите две мандалы, которые отличаются лишь несколькими элементами. Вначале покажите одну, затем обе и попросите малыша вспомнить, какую из их он видел первой.

Вместо мандал можно нарисовать две симметричные картинки, одну из которых нужно раскрасить, или воспользоваться изображениями типа «найди отличия».

Флэш-карты

Данный игровой материал представляет собой набор карточек с изображениями, с которыми необходимо знакомить кроху в очень быстром темпе (около половины секунды). За одно занятие должно быть показано 100 картинок.

К каждому уроку нужно готовить новые карточки, которые нельзя повторять в течение нескольких месяцев. Это создаёт большую сложность при подготовке к упражнению, ведь за год придётся приготовить около 36 тыс. изображений. Естественно в домашних условиях это сделать невозможно, поэтому многие родители заменяют карточки на слайды, которые демонстрируются на проекторе или обычном компьютере.

Показывая флеш-карточки Шичида, не забывайте называть, что на них изображено. Так, воспринимая зрительный образ и речь, кроха развивает фотографическую память.

Многие могут увидеть в этом упражнении схожесть с методикой Домана, однако японский ученый предлагает не вкладывать в ребёнка академический набор знаний и понятий, а лишь развивать правое полушарие при помощи мелькания образов.

Для развития воображения, восприятия и других психологических процессов профессор рекомендует играть с ребёнком в древнюю головоломку Танграм. Она представляет собой 7 плоских фигур, из которых необходимо сложить новую фигуру. Вы выкладываете образец – малыш повторяет. Можно усложнить упражнение и предложить повторить узор по памяти.

Кроме этого можно воспользоваться или обычным конструктором.

И снова моторика!

О её влиянии на развитие головного мозга известно даже самым ленивым родителям. И, если у вас подрастает малыш, то наверняка вам знакомы такие занятия, как шнуровка, нанизывание бусин, оригами, вырезание, раскрашивание, магнитная рыбалка и многое другое, но не дольше 2 минут за урок.

Игры на воображение

Попросите малыша представить себя кем-нибудь и изобразить это действиями. Например, «Представь себя птичкой. Покажи, как ты радуешься весне, строишь гнездо, летаешь в небе».

Ребёнку постарше можно предложить выдумать историю и добавить неё как можно больше подробностей. Например, «Мы отправились в поход. Как пойдём? Что увидим? Какая будет погода?».

Чтобы мозг крохи мог мыслить креативно, ему нужна регулярная «подпитка», которая даст своеобразный фундамент для созидания чего-то нового. Речь идёт о впечатлениях, эмоциях, интересном опыте и т. д.

Развитие математических способностей

Как и Глеб Доман, его японский коллега предлагает использовать для этого показ карточек с примерами. Только у Шичиды на них могут быть изображены не только точки, но и изображения цветов, фруктов, животных, чтобы стимулировать у крошки интерес к обучению.

Сенсорика

Упражнение на цветовосприятие

Подберите несколько изображений известных картин. Предложите ребёнку с помощью карточек палитры или набора карандашей найти на картинах нужные цвета или убрать те, которые не присутствуют в композиции.

Интуиция

Тем, кто скептически относятся к эзотерическим способностям можно пропустить этот блок упражнений, остальным можно попробовать развить «шестое чувство» у ребёнка.

Попросите малыша угадать, под какой коробочкой спрятан предмет, или в какой руке зажата конфета. Также можно разложить перед крохой перевёрнутые карточки и попросить «почувствовать», на какой из них изображён жучок, например.

Физические упражнения

Элементы физической активности обязательно должны присутствовать при любом обучении. Небольшая зарядка не позволит крохе быстро утомиться и будет полезна для здоровья.

Также следует включить в занятие и гимнастику для глаз. Для самых маленьких гениев подойдёт звенящий колокольчик, которым родители водят в разных направлениях. Деткам постарше подойдут для разминки специальные картинки.

Любовь, как главный компонент

Именно любовь родителей Макото Шичида выдвигает на первый план в развитии ребёнка, но её нужно ещё донести до сердца любимого чада. Для этого он предлагает взрослым три удивительных способа.

Крепкие 8-секундные объятия

Да! Ровно столько времени нужно, чтобы ваша любовь успела дойти до сердца малыша. После того, как кроха порадовал вас хорошим поступком или помог, заключите его в свои объятия и скажите, как он важен для вас и как сильно вы в нём нуждаетесь. После такой реакции любому ребёнку захочется быть послушным и хорошим.

Будьте внимательными

Речь идет об активном слушании своего чада, когда взрослый выражает понимание к его чувствам и переживаниям. Не умаляйте значимость «проблем» ребёнка, это вам они кажутся пустяковыми, а для него на данный момент они очень важны. Например, на фразу крохи о том, что ему не хочется идти в гости, обычно родители начинают поучать и называть это капризом, а нужно расспросить ребёнка, почему он не хочет, может его тяготит что-то и ему нужна помощь и поддержка.

5 минут для того, чтобы стать хорошим

Теперь действуем на бессознательное крохи. Мам всегда что-то не устраивает: ложится не вовремя, ногти грызёт, не хочет идти в сад. Профессор рекомендует настроить ребёнка на нужный лад, когда тот засыпает. Как только малыш закрыл глазки, нашепчите ему на ушко свои желания в течение 5 минут, и они обязательно сбудутся!

Например, «Маша, ты уснула. Спать здорово и полезно. Ты будешь крепко-крепко спать всю ночь, а утром проснёшься бодрой и жизнерадостной. Мама тебя очень сильно любит, ты послушная и добрая девочка и т. д.» — и проблемы с засыпанием вскоре исчезнут!

Такой, простой на первый взгляд, метод на практике оказывается очень эффективным. Это подтверждают многочисленные отзывы благодарных родителей, которые забыли про детские истерики и непослушание.

О воспитании родителей

Вся ответственность за развитие и воспитание малыша лежит на родителях. И чтобы оно было гармоничным, взрослые должны сами поверить в ребёнка и его способности.

В своих трудах профессор даёт родителям ещё несколько полезных советов по воспитанию:

  • не акцентируйте внимание на недостатках своего чада;
  • не ждите, что ребёнок будет идеальным;
  • никогда не сравнивайте его со сверстниками;
  • любите ребёнка не за что-то, а вопреки;
  • не делайте обучение единственным направлением в вашем взаимодействии.

Конечно, добиться полного воплощения методики в жизнь очень сложно. Но попытаться сохранить и преумножить умственный потенциал ребёнка, дарованный ему природой с рождения, все же под силу даже обычным родителям.