Беседа на тему семья для старших школьников. Классный час. Этическая беседа «Моя семья – моё богатство. Кто любит и меня и братца

Государственное казённое общеобразовательное учреждения для детей, нуждающихся, в длительном лечении, Шафрановская санаторная школа-интернат, Альшеевский район, с. Шафраново

Тема: «Семья в моей жизни».

Провела: Ефимова АТ

с. Шафраново 2015 год

Тема: «Семья в моей жизни».

Форма: беседа

Цель: развитие нравственно-моральных ценностей.

Задачи:

    способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;

    расширять знания о семье;

    воспитывать уважение, любовь к своим близким, заботливое отношение к близким людям.

Методы: словесные, наглядные.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, технологии группового взаимодействия, личностно-ориентированные, рефлексивные.

План

1.Орг.момент

2.Основная часть

3.Итог. Рефлексия

(Дети входят и садятся на стулья вокруг стола. Па столе перед каждым ребенком лежит «луч солнца», в центре доски «Солнце», словарь. В это время звучит песня «Моя семья» в исполнении Григорьевой)

l . Opr момент. Психологический настрой.

Доброе утро.

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Сегодня мы с вами поговорим о чём-то важном и главном, а вот о чём будет наша беседа, вы узнаете, посмотрев на слайд. Что изображено? (Ответы детей: бабушка, мама, папа, я и т.д)

    Как все это можно назвать, одним словом?

    Да ребята, будем говорить о семье.

В семейном кругу мы с вами растем!

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи! (1 слайд.)

Тема нашего разговора «Семья в моей жизни» (слайд 2)

На нашем занятии постараемся ответить на вопросы

    Что для тебя означает понятие семья?

    Какая семья считается счастливой?

2.Основная часть

Ребята, мы с вами знакомились как Ожегов в «Толковом словаре русского языка» объяснил значение слово семья. Давайте вспомним. «Семья-это группа живущих вместе родственников» (слайд З)

Вы согласны с этим высказыванием?

Ребята, а у вас большая семья? (Ответы детей о своей семье)

В чем сила семьи? (Потому что нас много)

С минуты рождения кто рядом с вами? (Ответы детей)

Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье - кто нас выслушает и приходит первым на помощь? (Ответы детей)

Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Наша семья, самые близкие и дорогие нам люди. Наша опора на всю жизнь.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? Конкурс «Кто я?» (слайд 4)

Каждый из нас связан невидимыми ниточками со своими родными и близкими и всех их нужно знать. Вы должны будете отгадать, про ко: о я говорю.

    Сыновья одних родителей (братья)

    Дочери одних родителей (сёстры)

    Мать вашего отца или матери (бабушка)

    Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это? (сестра)

    Брат вашего папы или вашей мамы для вас (дядя)

    Сестра вашего папы или вашей мамы для вас (тётя)

    Сын твоей сестры или брата (племянник)

    Кто ты своей бабушке? (внук)

    Как называют ребенка, который в семье родился первым?

Давайте вспомним басню Льва Толстого «Отец и сыновья».

Чему учит эта басня?

Почему сыновья не смогли сломать этот веник?

А почему сломался прутик?

Если в семье один человек бьется в беде, он может не справиться с бедой.

А если нас много и мы дружные мы с любой бедой справимся и работа будет спориться.

Послушайте стихи поэтессы JL Сусловой, (слайд 5)

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной )

В каждой семье у нас есть свои права и обязанности.

Какие обязанности могут быть у нас?

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности - зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готов стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

Задание «Для моих родных»

Чтобы вы приятное хотели сделать своим близким?

Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Внимание на доску. Вам тоже придется сложить поел л ты, т.е. расшифровать их.(слайд 6)

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП - ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы.

Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Будни это тяжелый труд всех членов семьи. Взаимовыручка, взаимопомощь, понимание и.т.д.. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

Есть такая пословица «Счастье не птица, само не прилетит». Каждый из нас должен потрудиться, что в ваших силах сделать так, чтобы в семье было хорошо? (ответы детей)

Чтобы достичь семейного счастья, стоит прислушаться к семейным заповедям (т.е. законам). (слайд 7)

    Свято храните честь своей семьи;

    Любите свою семью и делайте ее лучше;

    Будьте внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь;

    Дарите родителям радость и не огорчайте их;

    Умейте найти и выполнить дело на радость членам своей семьи;

    Заботьтесь друг о друге!

Вывод: соблюдая эти заповеди, все семьи будут счастливыми.

3.Итог. Рефлексия.

В заключение нашего разговора давайте создадим модель счастливой семьи. Семья в моей жизни - это Солнце! Лучи я раздала вам! Чтобы Солнце светило, ему нужны лучики! Напишите на лучиках, чем сильна семья и добавьте к этому солнцу свои лучи! (Собираем ассоциированное солнце!)

Вот у нас какое большое и теплое солнышко получилось. Оно согреет всех нас. Давайте и в жизни будем дарить свое тепло и любовь к своим близким. Ведь от нашего тепла будет долго гореть семейный очаг. Любите своих родителей, братьев и сестер, они самые близкие нам люди.

И в завершении разговора я хотела бы сказать несколько слов.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

Хочу пожелать вам, чтобы в ваших семьях был всегда мир и лад, будет тогда и клад!

Беседа : «Моя семья».

Цель: формирование нравственных ценностей.

Задачи:

1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;

2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;

3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;

4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Оборудование: ноутбук, песня «Улыбка» из м/ф Крошка Енот; анкета «Я и моя семья»

Оформление класса: семейные фотографии детей; эпиграф: «Дерево держится корнями, а человек - родственниками».

Предварительная работа:

Учащимся заранее даётся задание принести фотографии и подготовить рассказ об интересном случае в семье, или удачном отдыхе, или любимом празднике, или выдающемся событии в семье. На основании этих фотографий готовится презентация или видеоролик.

Анкета «Я и моя семья» проводится анонимно, вопросы продумывает сам учитель, результаты анкетирования можно использовать для родительского собрания.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... семья.
Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.

2. Загадки:

Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь - с душой! (Папа)

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю - в пиалу налить? (Мама)

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой... (Бабушки)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый...(Дед)

Одного отца-матери дитя,
А ни которому не сын. (Дочь)

Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.
(Ребёнок, взрослый, старик)

Шли гурьбой:
Тёща с зятем,
Да муж с женой,
Мать с дочерью,
Да бабушка со внучкой,
Да дочь с отцом.
Много ли всех? (4)


3. Вступительная беседа.

Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье? Но сначала я хочу вам рассказать о моей семье, послушайте. (Выставляю фотографию на доску). На этой фотографии изображена моя семья. (воспитатель рассказывает ос воей семье и увлечениях). Я очень люблю свою семью.А теперь, давайте послушаем ваши рассказы о своей семье.
(Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Воспитатель хвалит ребят за интересные рассказы, при затруднении помогает наводящими вопросами, обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит любят друг друга).
Воспитатель: Молодцы, хорошие получились рассказы, но не все ребята смогли рассказать, а мне хочется услышать от всех, какая у вас семья. Предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая у вас семья?"(игра проводится с мячом).

4. Беседа «Моя семья. Отношения в семье».

Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, сестры, братья, дедушки, бабушки, тёти, дяди – ваша семья.

- Как вы думаете, что такое семья?

В ходе беседы выясняется, что семья состоит из людей, которые являются родственниками и живут вместе. Обсуждается происхождение слова семья – «семь я».

- Как вы думаете, зачем человеку семья? Что, кроме родственных связей объединяет людей в семье?

В семье тепло, надёжно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Когда вы больны, все домашние внимательны к вам: ставят градусник, дают лекарства, говорят ласковые слова.

-Какие ласковые слова вам говорят?

Учащиеся приходят к выводу, что членов семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу.

Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи? Какие праздники любимые в вашей семье? Как вы к ним готовитесь и проводите их?

Дети рассказывают о семейных праздниках и увлечениях.

Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам близких. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас?

По вашему отношению к вещам можно судить, как вы относитесь к труду ваших родителей.

Дети делают вывод, что нужно беречь, не только вещи, но и взаимоотношения в семье.

5. Игра "Какая у вас семья?"
Дети встают по кругу, в центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и спрашивает: -Какая у вас семья? Ребенок, поймавший мяч, должен ответить подбирая прилагательное (большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастлива)

6. Экскурсия по фото галерее.

Сегодня вы принесли фотографии своих родителей и близких. На них мы видим, какие вы счастливые. Расскажите о своих фотографиях.

5. Анкета «Взаимоотношения в вашей семье»

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
- очень хорошими;
- хорошими;
- не очень хорошими;
- плохими;
- не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружной?
- да;
- не совсем;
- нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их .

4. Как часто ваша семья собирается вместе?
- ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решаете сообща возникшие проблемы;
- занимаетесь семейно-бытовым трудом;
- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
- обсуждаете вопросы обучения детей;
- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и не­удачах;
- каждый занимается своим делом;
- еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да;
- часто;
- иногда;
- редко;
- нет.

7. Какие способы разрешения семейных конфликтов используются?
- примирение;
- совместное обсуждение ситуации и принятие общего реше­ния;
- естественное затухание конфликта;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются, носят затяжной ха­рактер.

6. Итог.

Давайте подведём итоги нашей беседы. Как вы понимаете пословицу «Дерево держится корнями, а человек - родственниками»?

\ Для классного руководителя

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Беседа "Моя семья - чудесное место для жизни"

Цели:

1) Учить детей понимать родных детей и уважительно относиться к ним; 2) получить новые сведения о семьях учащихся.

Участники беседы: Учащиеся - первоклассники, классный руководитель

Оборудование и инвентарь: беседа проходит в учебном кабинете класса. Учащиеся приносят в школу фотографии из семейных альбомов.

Ход проведения беседы: Учитель предлагает первоклассникам разгадать ребус: (7Я)

Затем учащиеся совместно с классным руководителем занимаются поиском ответа на следующие вопросы:

1)Что такое семья?

В ходе беседы выясняется, что семья состоит из людей, которые являются родственниками и живут вместе. Семь разных людей отличаются друг от друга. В течение жизни состав семьи может измениться.

Учитель кратко рассказывает о своей семье и предлагает детям сделать то же самое, используя при этом принесенные фотографии.

2) Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье?

Участники беседы приходят к выводу, что членов семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу. Учитель называет народную пословицу: " Согласную семью и горе не берет".

3) Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи?

Дети рассказывают о совместных делах и увлечениях, а учитель составляет их перечень на доске.

Классный руководитель предлагает учащимся объединиться в группы по 3 - 4 человека и подготовить пантомимы " Дружная семья". После небольшой подготовки группы демонстрируют свое творчество.

Педагогический анализ результатов беседы . После проведения беседы классный руководитель анализирует полученную от учащихся информацию об увлечениях, интересах и отношениях в семья своих учеников, определяет степень развития у первоклассников креативных способностей, проявленных при выполнении творческого задания.

Елена Попугина
Занятие для подростков «Я и моя семья»

Целевая аудитория : несовершеннолетние 12-18 лет.

Форма и методы работы : беседа-диалог, работа в группах, индивидуальная работа; словестно-наглядный, игровой, объяснительно-иллюстрированный.

Методические приемы : рассказ воспитателя, творческие задания, практические задания.

Цель : определение и осмысление понятия «Семья » , формирование понятия «Счастливая семья » , раскрытие роли семьи в жизни человека , осознание ценности семейных отношений.

Задачи : способствовать формированию чувства ответственности и долга перед семьей , развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях, воспитывать доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.

Ожидаемый результат : закрепить понятия «семья » , «счастливая семья » , «семейные ценности» .

Оборудование : карточки домики, карточки с заданиями.

План :

1. Мотивация для деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Работа над темой.

4. Момент релаксации.

5. 5. Рефлексия.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Упражнение – приветствие : «Я рад общению с тобой»

Подайте рядом стоящему человеку со словами «я рад общению с тобой» и так по цепочке с теми же словами. Все берутся за руки, образуется круг – это символ сплочения, энергии творчества.

Воспитатель : почему они объединены в одну группу? (потому что они о семье ) .

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

(мы будем говорить о семье ) .

Я не случайно выбрала эту тему. Вы скоро станете совсем взрослыми, и каждый из вас создаст свою семью . Мне очень хочется, чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семья была дружной и счастливой.

Ребята, а как вы понимаете слово «семья » ?

(ответы детей) .

Молодцы ребята, из сказанных вами слов можно дать определение – Семья – это группа живущих вместе родственников.

А давайте теперь с вами попробуем построить дом для счастливой семьи .

С чего начинается строительство дома? (с фундамента) .

Перед вами набор «кирпичей» . Прочитайте слова, написанные на них, и выберите те, которые нужны для прочного фундамента в семейных отношениях.

Как вы считаете, у нас получился крепкий фундамент? (ответы детей) .

Дом, в стенах которого должно царить взаимопонимание, для этого нужно выполнять «правила жизни» , которые ведут к пониманию друг друга.

Игровое упражнение : «Сундучок семейных ценностей» .

Я из сундучка положила вам на стол карточки, в них записаны «правила семейных ценностей» . Выберите те, которые считаете правильными.

Как вы считаете, эти правила являются семейными ценностями? Или настоящие ценности – это брошки и сережки? (ответы детей) .

Возведены стены, как вы думаете, крепко он будет стоять? (ответы детей) .

Конкурс «Сердечко»

Перед вами лежат сердечки. Напишите слова, с которыми вы будете обращаться к окружающим в вашем доме.

Ребята, что нам осталось построить? (крышу) .

Предлагаю провести интервью.

БЛИЦ – ИНТЕРВЬЮ.

1. Мое самое большое желание…. (ответы детей) .

2. В моей семье исключено… . (ответы детей) .

С такими желаниями и стремлениями у вас все получится.

Как вы думаете, что может мешать счастью в семье ? (ответы детей) .

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча серебристого

Публикации по теме:

Мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Моя семья - моя радость» "Моя семья – моя радость" Цель: воспитывать чувство уважения к родным и близким. Вступлением к мероприятию служит сказка Л. Жарикова «Дуб.

Комплексное занятие по познавательному развитию для детей разновозрастной группы «Моя семья» Составление творческого рассказа о своей семье. Цель: 1. Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать.

Открытое занятие во второй младшей группе «Моя семья» ткрытое занятие во второй младшей группе. Тема: Моя семья (минем гаилм) Цели: 1. Формировать представление о семье и ее членах,.

Открытое занятие «Моя семья» для детей логопедической группы 5–6 лет Непосредственно-образовательная деятельность по социально - коммуникативному развитию в старшей логопедической группе № 5 «Сказка» МБДОУ.

Тематическая неделя «Мой дом - моя семья» «Моя семья» (конспект НОД в младшей группе) Цель: познакомить с понятием семья Задачи: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;.

Занятие для подростков «Развиваем свои способности» Цель: помочь воспитанникам определиться в своих интересах, желаниях, стремлениях, профессиональных предпочтениях, убедить их в том, что.