Жили-были два брата, cтарший – богатый, а младший – бедный. Короткие докучные сказки для детей

На шестом этаже в моем доме живет армянская семья. Семья в армянском понимании довольно маленькая - старенькая мама и два ее сына.
Когда я был мелким шкетом, то не мог различить двух братьев, мне они казались просто двумя существами с большими носами, хотя внешне они были кардинально разными. Младшего звали Тигран, он был маленьким, толстеньким, шаблонным армянином. У него были толстые губы, неприятно темная кожа вокруг глаз и короткие пальцы. От него вечно пахло армянским хлебом и какими–то специями. Старшего брата звали Саша, он был среднего роста, очень худым и сутулым. У него были неотталкивающие черты лица, очень тонкие ухоженные руки и от него пахло клубничной жвачкой. Возможно, они были не от одного отца, у них об этом никто не спрашивал, а их мать почти всегда сидела дома. Я редко их видел вместе, а когда видел, картина была примерно одинаковой: старший брат уныло кивал головой, а младший что–то ему доказывал, размахивая руками. На моей памяти с ними произошел только один запоминающийся случай, который порвал шаблонное представление о них. Одним довольно «дубовым» зимним днем, мы играли с пацанами в одно касание, трясясь от мороза и страха промахнуться мимо ворот, потому что за один пропущенный гол нужно было приседать 15 раз. В это время младший брат, снова спорил о чем–то с двумя здоровенными верзилами. Жестикулировать ему мешала его дубленка, поэтому он выписывал нелепые пируэты руками, которые со стороны смотрелись очень забавно. Старший брат Саша стоял в какой–то жалкой потрепанной куртке и время от времени дышал на свои руки. Дальше воспоминание довольно четкое, но всплывает, будто в замедленной съемке. С навеса я забиваю смачнейший гол, но вратарь абсолютно не обращает на него внимания, его взгляд прикован к подъезду, возле которого и происходит основное действие. Обернувшись, я увидел Тиграна валяющегося в снегу и тщетно пытающегося встать и его брата жутко метелящего качков. Не знаю, что выглядело более карикатурно: похожий на перевернувшуюся черепаху толстый армянин, который смог ощутить все минусы толстой дубленки или его худой брат, ловко и хлестко выбрасывающий свои тонкие рученки в сторону двух здоровых детин. Когда не менее удивленные, чем я детины стали отступать, в ход пошли поднятые с земли камни и палки. Все это происходило без единого слова со стороны Саши, что делало его еще более устрашающим. Следующий кадр, который я помню это темная кровь, небольшими кляксами на снегу. Дальше инсайд.

Не знаю, сколько времени прошло с тех пор, время по отношению к другим бежит очень странно, но оба брата стали по–настоящему взрослыми. Младший брат открыл качалку возле дома, откуда–то привезя кучу железяк. Не могу сказать, как там было внутри, но внешне она была похожа на бункер, построенный человеком, который больше всего в жизни ждет зомби–апокалипсис. О втором брате я долго не слышал, пока прогуливаясь компанией друзей, не увидел его хохочущим в одной из пиццерий. Он сидел за столом с двумя, уже дряхлыми, как мне тогда казалось стариками. На вид в нем ничего не поменялось, но тогда я впервые в жизни увидел его счастливым. Когда он уже уходил, неожиданно один из моих друзей к нему подбежал, чтобы поздороваться. Оказалось, что Саша стал работать в области музыки и как сказал мой друг, очень помогал начинающим музыкант и ему лично. Кем работал он я так и не понял и больше о нем я не слышал ни от кого. Прошло приличное количество времени, я стал снимать квартиру недалеко от своего дома, но не особо часто заходил к родителям. Один раз я все же застал Тиграна выходящим из новенькой черной ауди. В его ухе красовалась гарнитура, которая только акцентировала внимание на его залысинах и маленькой голове. По всей видимости, дела у него шли очень хорошо. Старшего брата я тоже стал встречать, но чаще всего он лежал возле подъезда пьяный. По словам папы, он вложил все свои деньги в реконструкцию новой филармонии, но вместо этого городские власти построили там бизнес центр. Летом я видел его почти каждый раз, когда заходил домой, а зимой, по–видимому, он пил в другом месте. Пил он всегда сам и делал это так грустно, что у меня всегда внутри что–то сжималось. Когда стали очень популярными турнички и ЗОЖ, его брат сделал из бункера конфетку. Выходя на балкон своей старой квартиры, я слышал, как раскачивается их зал под мотивационный мотивчик. Через какое–то время Тигран решил достроить к залу бассейн (причем на втором этаже лол), но ему помешал пьяный водитель, который сбил его, когда он возвращался домой из супермаркета. Теперь вместо пьяного Саши возле моего подъезда я постоянно видел его мать, смотрящую куда–то вдаль и абсолютно не реагирующую на внешние раздражители. Не знаю, сколько ей было лет, но выглядела она жутко старой и измученной. Не смотря на это, она всегда держала ровно спину и шею и еще мне запомнились ее глаза. Они не были ни грустными, ни заплаканными, они были никакие. Будто внутри у нее абсолютно ничего нет. Через пару месяцев она тоже умерла, а старший брат куда–то исчез. Сейчас на шестом этаже живет молодая пара, а армянской семьи там больше нет.

Жили-были два брата-близнеца. Один с самого рождения был весёлым и игривым, он радовался каждой даже самой простой игрушке, с удовольствием возился с разными жуками и лягушками. Казалось бы, даже во сне с его уст не сходила лёгкая солнечная улыбка. Он мог забыть сделать уроки, весь день гоняя за бабочками и строя грандиозные песчаные замки, а в школе с превеликим удовольствием принимал участие в разных конкурсах, викторинах и кружках. Долгими осенними дождливыми вечерами он читал у себя на чердаке дома книги о морских приключениях, представляя себя капитаном шхуны, отправляющейся на поиски несметных сокровищ. Дождь, хлеставший по окошкам и крыше, превращался для него в брызги солёных волн, деревянный пол - в палубу корабля, а старые, заброшенные дедушкины рыболовные сети и верёвки становились парусами и судовыми снастями. Когда же он читал фантастику, старый чердак превращался для него в кабину огромного звездолёта, а он и его команда, как всегда, спешили на помощь далёким гибнущим цивилизациям.

Другой же был полной противоположностью первому. Редко можно было увидеть, чтобы он улыбался и радовался, играл с мальчишками в мяч или прятки. Обычно он был очень серьёзен и даже грустен. Он всегда исправно делал домашние задания, а вместо «пустого и бесполезного» развлечения на свежем воздухе, как правило, предавался чтению книг. У них дома была довольно большая библиотека, и он часами напролёт просиживал за ними, отдавая предпочтение глубокой и серьёзной литературе о жизни на Земле и о Вечности за её пределами. Эти книги учили его, что человек приходит в этот мир, принося с собой частичку первородного греха - следствие ослушания самого первого человека, что с этим грехом он живёт, совершает множество других грехов и умирает, обрекая свою невидимую душу на вечные мучения в ужасном месте, называемом Ад. В толстых книгах было множество старинных иллюстраций и гравюр, изображающих это страшное место. Он испуганно, украдкой рассматривал их перед сном, а потом долго-долго ещё не мог уснуть, представляя себе языки пламени, поглощающие нераскаявшихся грешников, и слыша их нечеловеческие крики, полные страдания и отчаяния. Его часто охватывал страх за своё будущее. Он не знал, сможет ли когда-то преодолеть свою, безусловно, греховную и падшую натуру, дабы избежать столь жестокой участи, как это говорилось в его книгах.

Когда же пришло время расставания со школой, первый избрал себе профессию геолога. Страсть к приключениям и путешествиям влекла его в таёжную глушь и горы, вершины которых всегда были покрыты белыми шапками снега. По вечерам они с друзьями сидели у костра, ели кашу с комарами, пили чай и пели песни под гитару. Он был как всегда весел и беззаботен. Ему нравились женщины, и те отвечали ему взаимностью. Их привлекали его добродушие и остроумие, широкие плечи и смуглая кожа. Даже в его некоторой грубоватости и бытовой неприспособленности было что-то чарующее и настоящее. Он любил и был любим. Он страдал от разлук и сам иногда невольно делал другим больно. Там же, в одной из экспедиций, он однажды встретил Её, ставшую для него женой и подругой, а их детям - заботливой и нежной матерью. Он смотрел, как они играют, мило лопочут, забавно коверкая слова, как они делают свои первые шаги и познают мир, глядя в него с интересом и восторгом. В них он видел частичку себя, прошлого, того - из далёкого детства и пытался передать им всё, что сам знал и умел. Они всей семьёй ходили в лес за грибами, загорать и купаться на речку, с палатками и рюкзаками в походы, пели песни и мастерили скворечники, читали книги и ходили в гости. Он чувствовал себя по отношению к ним иногда маленьким богом, заботливо вкладывающим в их сердца свою любовь, а в души - часть своей души; иногда другом и даже ровесником, играя с ними в железную дорогу или водя хоровод вокруг ёлки, а иногда и нерадивым учеником, только-только начинающим постигать азы великой душевной чистоты и изначального совершенства.

Другой брат пошёл иным путём. Детские страхи, глубоко пустившие свои корни в его душе, влекли его к Богу. К Тому, Кто единственный сможет простить ему все его вольные или невольные прегрешения. К Тому, Кто снова, приняв в Своё лоно, предоставит ему место в Раю, которое его далёкий-далёкий предок потерял вследствие своего неразумного и опрометчивого ослушания. Он решил стать Божьим слугой. Греховный и падший мир, пребывающий во зле, мздоимстве, чревоугодии и праздности тяготил его неимоверно. И он отказался от этого мира. Женщины, искушавшие его греховную плоть и уводившие своими дьявольской красотой и формами его мысли от Бога, казались ему порождением самого сатаны и слугами тьмы. И он отказался от женщин. Он даже в привычной и вкусной пище усматривал источник возможного отдаления от своего Бога и заветного места в Раю, ведь в удовольствии от неё он видел грех чревоугодия и мог однажды забыть о своём аскетическом служении. И он отказался от пищи, питаясь лишь кореньями, диким мёдом и насекомыми. Его одеждой были грубые лохмотья, а крохотная землянка, вырытая голыми руками в лесной чаще - домом, кельей и храмом. Ему казалось, что лишь постоянные и неимоверные страдания помогут ему вернуть расположение Бога к себе. Целые дни, недели, месяцы и годы он проводил в коленопреклонённом молении, пытаясь искупить тяжкие грехи. Иногда ему казалось, что Бог оставил его один на один с его падшей натурой, но иногда во время молитвы его сердце открывалось так сильно, что наполнялось неописуемой радостью и блаженством, ощущением великого единения с Отцом Небесным. Он молился непрестанно и неистово, часто засыпая тут же, на полу в беспамятстве, просыпаясь, снова и снова шептал и даже кричал те же самые слова, дабы успеть всё отмолить. Иногда к нему в глушь забредали нечастые гости и просили его, чтобы он и им помог достичь Царствия Небесного. Но старец очень огорчался таким непрошенным визитам, видя в них бесовские происки, ведь те отрывали его от великого служения Богу, и старался как можно скорее выпроводить надоедливых пришельцев, а потом с утроенной силой бросался замаливать свои неимоверные грехи. Оставляемые ими продукты и вещи он выбрасывал подальше от своего жилища, принимая всё это за искушения представителей сил тьмы. И чем больше он молился и постился, тем больше ему казалось, что его грехи только умножаются. Так Страх Божий периодически сменялся у него страхом Бога, а служение - разочарованием. И тогда он снова молился и брал себя в руки, чтобы повторить уже в который раз безумную гонку веры и отчаяния, ставшую для него смыслом жизни и вечным проклятием.

И вот пришёл их День Великого Перехода. Тот самый День, когда человек заканчивает свой жизненный путь и предстаёт пред таинственной Вечностью. Он просматривает всю свою жизнь, радуясь удачам и победам и огорчаясь неудачам и поражениям. Его пугает и манит к себе Неизведанное и Неизбежное. Он не знает, повторится ли когда-то ещё на этой прекрасной планете, но чувство выполненного долга его немного успокаивает, а частичка своей души, отданная в дар другим людям, наполняет его уверенностью, что жизнь прожита не зря, что он будет жить в их сердцах до тех пор, пока и они сами не станут Вечностью… Верующие в такой момент готовятся предстать пред Судом Божиим, где на весах справедливости и нелицеприятия будут взвешены все их поступки когда-либо совершённые и мысли, когда-либо возникавшие. В зависимости от результатов такого таинства их души ожидает либо вечное мучение в Аду, либо вечное блаженство в Раю.

Первый брат входил в небесные врата в окружении любящих его людей. Ему было немного грустно расставаться с ними, но он был рад, что успел передать им в жизни практически всё, что хотел. Открывшийся перед ним сияющий коридор в Вечность вселял уверенность и умиротворение. Спокойствие и блаженство наполнили его душу. Он всегда догадывался и где-то даже верил в то, что в конце земной жизни нет ничего пугающего и страшного. А сейчас он в это уже не верил - он это твёрдо знал. Он был спокоен сам и пытался успокоить и приободрить свою жену и детей, а они, видя на его просиявшем лице умиротворение и улыбку, сами прониклись доселе невиданным чувством единения с Вечностью.

Второй брат уходил из этой жизни в окружении светлых душ, пришедших поприветствовать его возвращение домой. Его губы по привычке шептали слова молитвы, а всё его тело окутывало удивительное сияние, вселяющее надежду на то, что жизнь была прожита не зря, что свои грехи он всё-таки успел отмолить и своим служением в наполненной страданием жизнью всё же заработал себе место в Раю. Но страх и сомнения так и не покинули его окончательно - слишком сильными были они при жизни: страх не угодить Богу, страх не успеть завершить задуманное, страх показаться праздным, страх разрушить свою душу чувственным удовольствием и многие другие - не давали ему долгожданного покоя. Порой его вообще охватывал ужас, ведь Рай казался совершенно недостижимым, а об ином вероятном исходе жизненного пути думать не хотелось.

И вот они стоят вдвоём перед Ангелами Небесными. У одного Ангела в руке свитки с подробным описанием их жизни. Он зачитывает другим Ангелам список деяний человеческих. Но люди слышат лишь удивительную музыку, слетающую из уст Ангелов. Второй Ангел слушает и что-то время от времени говорит третьему, пред которым раскрыта Книга Жизни. И вот необходимые записи в эту книгу, наконец внесены, а прибывшим душам даны на руки соответствующие документы.

Первый открывает свой листок и видит слово «Рай». Второй открывает и видит слово «Ад».

О, Господи! - восклицает он в отчаянии. - Ведь я же стольким в жизни пожертвовал, я молился и днём и ночью, я отказывался даже от самых малых радостей ради места в Царствии Небесном. А мой брат никогда в жизни не молился, а лишь проводил её в праздности и веселье! За что ты обрекаешь меня - своего верного слугу - на вечные мучения в пламени адовом? За что моему брату Ты отдаёшь место в Раю, которое по праву должно было принадлежать мне?

И открылись пред ними Небеса, и Свет объял всё вокруг, и услышали они глас Божий:

Ты говоришь неслыханное, Сын мой возлюбленный. У меня нет ничего, кроме Света и Любви, а весь Мой мир - это и есть Рай. И я ничего, кроме Света и Любви, не могу вам дать и никуда, кроме Рая вы никогда не можете попасть.

Но ведь в его направлении написано «Рай», а в моём «Ад»?!

Это не направления, Сын мой. Это состояние ваших душ, то, во что вы превратили свои жизни. Я вас обоих люблю одинаково, очень люблю делать вам подарки и по-отечески радуюсь, когда вы счастливы. Но один из вас принимал их с благодарностью, а второй постоянно их отвергал, не доверяя тем, кого я к нему посылал со своими дарами.

Так значит, Ты для нас обоих подготовил место в Раю?

Я всем всегда предлагаю только Рай.

А «Ад», Господи?!

Ад - это Рай, наполненный вашими страхами, ограничениями, запретами и предрассудками.

Из книги Литературные беседы. Книга первая автора Адамович Георгий Викторович

< «БРАТ НА БРАТА» А.ЦАЛЫККАТЫ. – ДОКЛАД Ф.СТЕПУНА > 1.«Пламя» издало роман «из революционной жизни Кавказа»: «Брат на брата», сочинение г. Цалыккаты Ахмеда.По имени автора и первым страницам чтения я думал, что роман этот переводной. В первой главе описывается

Из книги Русские заветные сказки автора Афанасьев Александр Николаевич

Два брата - жениха Жил-был мужик; у него было два сына, парни большие. Стал старик со старухою советоваться:- Какого бы сына оженить нам - Грицька или Лавра?- Женим старшего, - сказала старуха. И стали они сватать за Лавра и сосватали ему невесту на самую масленицу в

Из книги Статьи из журнала «Новый мир» автора Быков Дмитрий Львович

Жили-были девочки кинообозрениеФильм Сергея Бодрова «Сестры» понравился мне куда больше обоих «Братьев»: в нем нет прохладного эстетизма «Брата-1» и эпатажного «нового патриотизма», который на корню погубил «Брата-2». Главное преимущество этой картины в том, что ее

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Память апостола Иакова, брата господнего во плоти 23 октября (5 ноября) Иаков был сыном Иосифа от первой его жены Соломен. Таким образом,он брат Иисусу Христу только по отцу. Такие сложные родственные отношения в семье Христа были придуманы церковниками для того, чтобы

Из книги Библейские картинки, или Что такое «Божья благодать» автора Любимова Елена

Память апостола Иуды, брата господнего во плоти 19 июня (2 июля) Не более правдоподобно и «жизнеописание» апостола Иуды (Не следует путать с апостолом Иудой Искариотом, который, согласно евангелиям, предал Христа) - второго брата господнего во плоти. Церковь отмечает его

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Картинка 13 . «Бытие». Как обмануть брата или поучительный пример семейных отношений у евреев. Главным событием 27 главы является, безусловно, получение Иаковом обманным путём отцовского благословения, предназначавшегося Исаву. Причём, инициатива по осуществлению этой

Из книги Чужая весна автора Булич Вера Сергеевна

«Два брата» (1834–1836) Мотивы пьес «Люди и страсти», «Странный человек» продолжились и в прозаической драме «Два брата» – последнем драматическом сочинении Лермонтова. Коллизия «Двух братьев» взята, по словам самого поэта, из его жизни. Сюжет основан на встрече героя со

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

V. «Мы давно с тобою жили…» Мы давно с тобою жили, Мы с тобой тогда носили Я - косынку кружевную, Гребень в гладких волосах, Ты же - шпагу золотую, Кружева на рукавах. Умирали, оживали, Вновь любили, повторяли Все с доверчивою страстью, Как и в прежние года. Я - покорностью,

Из книги Три комиссара детской литературы автора Цукерник Яков Иосифович

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

Колыбельная для брата Повесть эта настолько памфлетна, что пересказывать её своими словами вроде бы и ни к чему - настолько в ней всё точно сказано и настолько непрерывен памфлет, прежде прорывавшийся лишь местами.Действие происходит где-то на Среднем Урале или в

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Три брата Давным-давно жил да был человек, у которого было три сына, а всего достатка было немного: только тот дом, в котором он сам жил. Каждый из сыновей желал бы тот дом получить в наследство после его смерти, но отцу они были все одинаково милы; вот и не знал он, как ему

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Два брата (Сказка) В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть.Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали и поделили поровну

Из книги Маяковский. Самоубийство автора Сарнов Бенедикт Михайлович

Два брата (Латышская сказка) Жили по соседству два брата.Один богатый, другой бедный. Один жадный, другой добрый. Один деньги считает, другой долги копит.Вот как-то под вечер зашёл к богатому брату прохожий старичок, – голова белая, борода белая, весь трясётся.– Дозволь, –

Из книги автора

Глава пятнадцатая Как Кандид убил брата своей дорогой Кунигунды – Всю жизнь я буду помнить ужасный день, когда при мне убили моих отца и мать и обесчестили сестру. После ухода болгар мою обожаемую сестру так нигде и не нашли; мать, отца, меня, двух служанок и трех маленьких

ЖИЛИ-БЫЛИ ДВА БРАТА…

Жили-были два брата. Один был бо-о-о-о-льшим! начальником, другой - просто врачом. Впрочем, нет, не просто, а отличным врачом. Тот братец, что был начальником, сильно не любил людей, которые жили на подведомственных ему территориях. Так не любил, что за годы своего царствования перебил их не меньше 200 миллионов человек. Так уж он управлял землицей, что досталась ему в наследство, что ежегодно во время его начальствования умирало от голода, не дожив до 5 лет, четыре с половиной миллиона ребятишек. Правда, своих он любил. Очень любил. Не меньше, наверное, чем задушевного своего приятеля по имени Гриша.

Вообще-то и взрослые туземцы, коими он управлял с благославления Ротшильдов да всяких Штюрмеров, при нем не шибко сытно жили. Были, конечно, и те, что оклад себе ставили по 80 тысяч рублей золотом в год, как душка Петр Аркадьевич, в честь которого назвали даже новомодный предмет туалета для всяческих холопьев, который, разумеется, никакого отношения к обычным галстуками отношения не имел. А вот остальные мерли. С голодухи, от болезней, ибо наличие врачей на подведомственных территориях, в отличие от, скажем, собственных счетов в Английском банке, составлявших 200 миллионов рублей золотом, начальника не волновало, и было их, лекарей, в сельской местности, к примеру, 1 человек на 26 000 душ. Так что не только голод и болезни уменьшали число ртов, но и производственные травмы, тяжкий труд, отсутствие электрификации, отравление всяческой тухлятиной. И убыль эта составляла 3–4 миллиона взрослых и подростков ежегодно.

Впрочем, еще любил начальственный брат поиграть в войнушку. Как с соседними басурманами, так и с собственными поданными, которые порой начинали протестовать против своего голодного и жалкого существования. В войнушке с желтолицыми басурманами братец угробил 1 миллион человек (это считая и тех, кто умер от ран и погиб в плену). В войнушке с басурманами бледнолицыми, которые, по правде говоря, приходились соотечественниками не только начальственному братцу, но и его дражайшей супруге, было отправлено на тот свет более 8 миллионов человек.

Ну а тех, что протестовали, братец не щадил. Да и женушка то же советовала: «Пичужка моя, не давай никому пощады!» - писала она возлюбленному супругу. И тот издавал приказы об «уничтожении артиллерийским огнем баррикад, домов, фабрик, занятых революционерами», которые тотчас же исполнялись и благодаря которым количество ртов уменьшилось еще на 3 миллиона человек.

Вообще-то доставалось от братца не только «холопьям», но и людям любого сословия, у которых честь и совесть не атрофировались, как у «ближнего круга». К примеру, граф Игнатьев пытался покончить с царьком в стиле братьев Орловых, но его опередили и какой-то террорист, состоявший на службе у охранки, всадил в Алексея Павловича пять пуль.

Как ни крути, получается, что начальник потрудился во славу и прибыль Ротшильдов, угробив как минимум 234 миллиона поданных. Факты вещь упрямая, против них только баран попрет. По переписи 1897 года на подведомственной начальственному братцу территории проживало 129 миллионов поданных. В 1913 же году их было лишь 166 миллионов, хотя бабы успели нарожать не менее 400 миллионов детей.

А про Ротшильдов мы не зря разговор завели. В конце XX века иностранный капитал имел и контролировал около 30 % богатств подведомственной территории. К 1913 году эта цифра составляла уже 66 %, а к сентябрю 1917 года - 95 %!

Впрочем, что мы все про этого братца. Поговорим о другом. Если уж точно говорить, братьями они были по отцу. А если еще точнее - речь в этой заметке идет, как вы уже наверное догадались о Николашке II Кровавом и замечательном русском советском хирурге, действительном члене Академии медицинских наук СССР (1945 год), заслуженном деятеле науки РСФСР (1935 год), члене ВКП (б) с 1944 года - Сергее Романовиче Миротворецеве. Государь-император Александр Александрович, или Александр III Миротворец в одной из своих поездок согрешил с некоей особой, которую просил сообщить ему, если вдруг кто родится. В положенный срок государь получил извещение, что родился мальчик. В ответ пришла высочайшая телеграмма: «Отроку дать имя Сергий, фамилия - по прозвищу».

Так появился на свет единокровный брат Николашки II.

Сергей Миротворцев окончил Харьковский университет. Будучи отличным хирургом, немало времени провел на передовой фронтов русско-японской и Первой мировой войн. Был он участником и Великой Отечественной. Вот что написано о нем в БСЭ, т. 27 (1954 год). «Миротворцев разрабатывал вопросы коллатерального кровообращения, патологии и клиники сарком кишечника и костей, вопросы военно-полевой хирургии и др. Миротворцевым предложен способ пересадки мочеточников в прямую кишку. Награжден двумя орденами, а также медалями». Пока один брат гробил свой народ в угоду международному капиталу, другой - верой и правдой служил своему Отечеству. И как всегда - оба получили по заслугам. Еще на этом свете.

Такая вот история.

В. СЕЛИНА , Сталинград


Жили-были два брата - два Ивана: Иван-богатей, да Иван-бедняк.

У Ивана-богатея полна изба всякого добра, а семья - он да жена. Нет у Ивана-богатея ни малых, ни больших ребят.

А у Ивана-бедняка ребят семеро. А в доме ни крупицы, ни мучицы.

Делать нечего, пошел Иван-бедняк к богатому брату:

- "Дай мне брат мучицы взаймы. Я тебе потом отработаю."

- "Хорошо, - говорит Иван-богатей, - На тебе муки мисочку, а вернешь мешок."

Взял Иван-бедняк мисочку с мукой и пошел домой. Только до своих ворот дошел. как налетел Ветер, сдунул всю муку из мисочки - и дальше полетел. Рассердился Иван-бедняк:

- "Ах ты, озорной Ветер северный, ты моих детушек изобидел, голодными оставил! Найду я тебя - заставлю за свое озорство ответить."

И пошел Иван-бедняк за Ветром вслед. Ветер в лес - Иван в лес. Набрели на большущий дуб. ветер в дупло - и Иван в дупло. Ветер говорит:

- "Чего же, мужичок, ты ко мне в гости зашел?"

А Иван-бедняк отвечает:

- "Нес я голодным ребятам муки горсточку, а ты налетел, муку рассеял. С чем я теперь домой приду?"

- "Не горюй! - Ветер говорит, - На тебе скатерть-самобранку: чего хочешь - все тебе будет"

Обрадовался Иван-бедняк, поклонился Ветру, домой побежал. Дома скатерть на стол положил и говорит:

- "Дай мне, скатерть-самобранка, поесть - попить."

Только сказано - на скатерти и пироги и калачи, и с мясом щи, и окорок свиной, и кисель овсяной.

Наелся Иван с ребятами и спать лег. А утром только сели завтракать, как Иван-богатей пришел. Как увидел полный стол покраснел от злости.

" Я тебе муки должен, сейчас отдам, - говорит Иван-бедняк. - Скатерть-самобранка, дай мешок муки."

Только сказано - мешок муки на столе лежит. Взял Иван-богатей муку, из избы вышел.

Вечером снова прибегает к брату Иван-богатей:

- "Братец, помоги! Наехали гости, а у меня и печь не топлена, и хлеба не печены, нечем потчевать. Дай твою скатерку!"

Ну, Иван-бедняк и дал ему скатерть-самобранку.

Богатей гостей накормил, со двора проводил. скатерть-самобранку в сундук спрятал, а Ивану-бедняку такую самую, да только простую скатерть принес.
Стал Иван-бедняк с ребятами за ужин садиться. Расстелил скатерочку:

- "Скатерть-самобранка, дай поужинать!"

Лежит скатерть бела-чиста, а ужина нет как нет.

Заплакал Иван-бедняк, домой пошел. День прошел, второй пролетел, ребята плачут, есть просят. в доме ни крупицы, ни мучицы.

Делать нечего. пошел иван-бедняк к богатому брату:

- "Дай мне, братец, муки, или крупы, или хлебушка."

- "Нет у меня ни муки, ни крупы. ни хлебушка. Возьми, коли хочешь, в погребе, на бочке блюдо киселя."

Взял Иван блюдо киселя, домой отправился. Идет по дороге. а солнышко свети, пригревает. Стал кисель таять, с блюда бежать, да и пролился на землю.
Рассердился Иван-бедняк:

- "Ах ты. Солнце неразумное! Найду я тебя - заставлю за озорство ответить!"

И пошел Иван солнце искать.

Шел, шел, солнце все впереди, только к вечеру за горой село. Тут Иван его и нашел. Увидело Ивана Солнце и говорит:

- "Нес я голодным ребятам кисель, - говорит Иван, - А ты, Солнце, как стало пригревать, в киселе играть, стал кисель таять и весь на дорогу вылился. С чем я теперь домой пойду?"

- "Ничего, - говорит Солнце, - Я тебя изобидело, я и помогу. Дам тебе козочку из моего стада. Ты ее желудями корми, из нее золото дои."

Накормил Иван козу желудями, стал доить. А вместо молока у козы - золото.

Услыхал про козу Иван-богатей, прибежал к брату.

- "Выручи, родименький, дай на часок твою козу. Надо мне долг отдавать, а денег нет."

- "Бери, да только без обману."

Взял Иван-богатей козу, надоил золота, козу в клеть спрятал, а Ивану-бедняку простую козу погнал:

- "Спасибо, братец, выручил!"

Накормил Иван-бедняк козу желудями, стал доить. Течет молоко, золота нет как нет.

Побежал Иван-бедняк к богатею:

- "Что ты, братец с моей скатеркой сделал?"

- "Знать не знаю, ведать не ведаю! Какую взял, такую и отдал."

Заплакал Иван-бедняк, домой пошел.

Ну, дни прошли, недели пролетели, ребята плачут, есть хотят. Зима пришла суровая, а дома ни мучицы ни крупицы. Пошел Иван-бедняк к богатому брату:

- "Дай, братец, муки горсточку!"

- "Не будет тебе ни муки, ни крупы, а хочешь - возьми на полке в каморке вчерашние щи."

Взял Иван-бедняк миску вчерашних щей и домой пошел. Идет, вьюга гудит. Мороз примораживает, заморозил щи до самого дна. Рассердился Иван-бедняк:

- "Ах ты, Мороз-красный нос! Тебе игра, а ребятам горе! Найду я тебя - заставлю за озорство ответить!"

И пошел Иван-бедняк за Морозом.

Мороз по полям - Иван по полям. Мороз в леса - Иван в леса. Лег Мороз под большой сугроб - и Иван туда. Удивился Мороз:

- "Ты чего, Иван, ко мне в гости пришел?"

- " Нес я ребятам вчерашние щи, А ты заиграл, щи приморозил. С чем я теперь домой пойду? Скатерть-самобранку да козу золотодойку брат отнял, а ты щи перепортил."

- "Только-то, - Мороз говорит, -на тебе за это сумочку-выручалочку. Скажешь: "Двое из сумы!" - двое выскочат; скажешь: "Двое в суму!" - двое спрячутся."

Пришел Иван домой, суму вынул да и говорит:

- "Двое из сумы!"

Тут как выскочат из сумы две дубинки сосновые, как начнут Ивана бить, приговаривать:

- "Не верь, Иван, богачу! Уму разуму учись!"

Еле Иван дух перевел да крикнуть успел:

- "Двое в суму!", - как Иван-богатей прибежал:

- " Где ты был Иван? Что достал Иван?"

- "Был, братец, у Мороза, а достал чудесную суму. Скажешь: "Двое из сумы!" - двое выпрыгнут, что надо сделают."

- "Дай мне сумочку на один денек! У меня крыша развалилась, починить некому."

Принес Иван-богатей суму домой, двери запер:

- "Двое из сумы!"

Как выскочат из сумы две дубинки сосновые, как начнут бить, приговаривать:

-"Не обижай, богач, бедняка! Отдай, богатей, Ивану скатерть да козу."

Еле живой Иван-богатей пришел, отдал бедняку скатерть-самобранку и козу.

Стал Иван-бедняк с детками жить-поживать, добра наживать. теперь семеро ребят - все на лавочке сидят, кашу пшенную едят. Ложки крашенные, каша масляная.