Занятия по озн с окр. ООД по ознакомлению с окр. ср.гр. Ольга Витальевна ДыбинаЗанятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

В-ль должен уметь правильно отобрать познават-ный мат-ал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содерж-ие. За время пребывания в д\с реб-к должен научиться замечать и выделять характ-ые особ-ти сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явл-ми, приобрести достаточно систематич-кие знания о жизни жив-ых и раст-ий. Это общие задачи, которые конкретиз-ся в зависимости от возр-а д-й: постепенно расшир-тся и усложн-ся.

В ст гр осн-ой становится задача форм-ния у д-й зн-ий о связях и отнош-ях, сущ-щих в пр-де: о потребностях раст-ий и жив-ных в зависимости от усл-ий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и разв-ия раст-ий, о сезонных изм-ях в пр-де и их причинах, о некоторой послед-ти сез-ных изм-ий. Систематизация зн-ий о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у д-й умение набл-ть за изменениями пр-ных явл-ий, восп-вать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны пр-ды. С детьми ст гр набл-ия сез-ых изм-ий в пр-де становятся более систем-ми, взаимосвязанными. Постеп-ные изм-ния, которые происходят в пр-де в теч-е одного сезона, дают возможность обратить на это вним-ие д-й и помочь им установить элем-ные причинные связи и зависимости между отд-ми явл-ми пр-ды, сделать некоторые выводы и обобщения. В процессе набл-ий у д-й разв-тся более пристальное внимание к окр-му миру. В-ль ст гр обращает вним-ие д-й на то, что в теч-е одного сезона и в живой и в неживой пр-де в определенные сроки происходят заметные изм-ния. Так, н-р, можно легко выделить характ-ые особ-ти начала и середины зимы. Более наглядно это проявляется в неживой пр-де. Приемы, применяемые в-м на таком занятии, различны: это и образец описания, и вопросы, и дид-ая игра. Своими вопросами педагог направляет умств-ую деят-ть реб-ка на вычленение типичных признаков. Усвоению знаний о пр-де помогают зан-ия по рисованию, на которых ребята получают задание нарисовать н-р: ветку дерева, какой она бывает в разное время года, и при этом соблюдать последовательность изменений. Экскурсии, цел-е прогулки, спец-ные зан-ия и беседы, в ходе которых дети обобщают рез-ты набл-ний, высказывают суждения, способствуют тому, что они могут уже сами сделать выводы о некоторых особенностях раст-ного мира в разные сезоны: «Осенью листья опадают. В ст гр необх-мо показать детям влияние сез-ных изм-ий и на жизнь живых существ. Постепенно все большее вним-ие педагог уделяет разв-ию самост-ти д-й при набл-ии за пр-дой: умению самим заметить происходящие изменения, понять их причину, выразить понятое в речи. Этой цели подчинены и вопросы в-ля, н-р: «Какое время года наступает после зимы?»; «Что изменилось в природе?»; «Чем отличается весна от зимы?» и т. п. Зн-ия д-й о жизни зверей в разные времена года ограниченны, случайны, а часто и неправильны. Так, некоторые ребята не представляют себе, как заяц меняет шерсть, понимают это буквально («одну снимет, другую наденет»). Многие убеждены, что медведь потому сосет лапу, что там у него мед. Чтение худ-ой лит-ры, беседы вызывают интерес у ребят к различным сторонам жизни жив-ых. Более систематич-ми в ст гр становятся набл-ния за сезонным трудом людей, при этом особо подчеркивается роль чел-ка и его труда в охране и преобразовании природы. Набл-ния дополняются трудом самих детей, которые уже понимают, зная зависимость жизни раст-ий от сезонных усл-ий, что труд-ые процессы будут различны в разное время года. В ст гр усложняется труд д-й в огороде, цветнике, саду, он становится и более разнообразным. Это может быть повт-ная перекопка гряд, удобрение цветника, ягодника, посев семян и высадка рассады однолетних и многолетних раст-ий, прополка гряд и т. д. Труд в пр-де помогает детям самост-но определить, в чем нуждается раст-ие. Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно проводить различные опыты, элементарное экспериментирование. В ст гр в-ль может делать с ребятами опыты на замораживание воды, оттаивание льда. Во время этих опытов дети как бы заглядывают внутрь происходящих изм-ний. Соединение повсед-ных набл-ний со спец-ми опытами помогает детям практически усвоить причины изменений и самост-ьно сформулировать вывод: «От тепла снег тает»; «От холода вода замерзает, лед - это замерзшая вода». Таким образом ребята подводятся к пониманию зависимости состояния воды от температуры. В летнее время интересно проходят опыты, помогающие установить зависимость состояния раст-ия от кол-тва влаги в почве, от особенности почвы. В-ль объясняет, что в жаркую сухую погоду поливать раст-ия нужно больше, и обращает вним-ие на то, как быстро вянет, опускает листья раст-ие, которое забыли полить.

Здравствуйте, уважаемый читатель. Помочь себе при ОКР — дело сложное. Особенно, если Вы испытываете обострение. Иногда может казаться, что никакие методы не помогут и что всевозможные техники — есть пустой звук, который на деле не способен помочь ни вам, ни кому-то еще. Такие чувства понятны. Когда тебе тяжело, тебя чуть ли не трясёт — относиться серьезно к дыхательным упражнениям или приёмам из НЛП не получается.

Слово медитация же вызывает лишь нервную усмешку. Читаешь такие рекомендации и думаешь, что над тобой издеваются. Действительно, конкретные упражнения могут казаться недейственными или даже смехотворными, но важны не столько они, сколько сами принципы, на которых они построены. Кроме того, если тревога захватила вас, что называется с головы до пят — тот тут уже трудно пытаться использовать какие-либо приёмы и способы.

Организм уже растревожен и раскачен до нельзя. Коня на скоку же остановить не так просто. Огромным минусом любых техник по борьбе с ОКР, и об этом мало где говорят, является тот факт, что пытаясь не уделять внимание ОКР, вы уделяете внимание техникам против него. Тут уже сами эти техники могут превратиться в компульсии — и важно понимать… или скорее чувствовать, где эта грань.

Действительно, променять обсессии на постоянное прокручивание в голове каких-то мантр — дело не слишком привлекательное. Шило на мыло получается. Сознание в итоге все равно остаётся занятым проблемой ОКР и тревога никуда не уходит. Поэтому еще раз подчеркну, что важны не техники сами по себе, а принципы на которых они основаны.

Договориться с ОКР невозможно.

Самой бесполезной вещью на свете являются попытки убедить ОКР, что тревоги и опасения им навязанные являются беспочвенными. Если ОКР считает, что дела обстоят так, а не иначе — Вы будете испытывать тревогу. Рациональна она или нет, ОКР всегда скажет «а вдруг?» и страх придёт снова. Поэтому разговаривать с этим расстройством — пустая трата времени. На всякое ваше «нет» — найдется его «да».

Есть навязчивости, которые просто снять компульсиями — например, проверить несколько раз, закрыт ли газ — относительно просто. Куда сложнее удовлетворить ОКР связанный со страхом загрязнения. Здесь глазу ничего не видно и сознанию тяжело освободится от идеи, что в кожу могли попасть микробы. Комфорки — видно, микроструктуры кожи — нет. Здесь-то мышление, искажённое ОКР сразу все и нафантазирует. ОКР разовьёт своеобразное древо из представлений о том, что вы заражены…а следом придет тревога, образы болезни и смерти.

Эти представления будут неполностью осознаны, они будут скрыты где-то в глубине мышления и именно оттуда будет приходить страх. И сколько бы вы не пытались убедить ОКР в том, что тревоги беспочвенны — оно всегда шагнет дальше и снова заставит вас испытывать тревогу. Некоторые обсессии относительно легко удовлетворить за счет реализации компульсий, другие же — сложнее. Последние являются, соответственно, более мучительными. Грубо говоря, ОКР может заставить выглядеть реальной какую угодно фантазию.

Больной ОКР ребёнок может действительно верить в то, что если он не совершит определенный ритуал, погибнет его близкий человек. Эта ситуация, таким образом, будет создавать в нём негативные эмоции соответствующего масштабам. Во-первых, страх утраты. Во-вторых чувство собственной ответственности за это. Но сколько бы он не совершал ритуал, ОКР будет снова пугать его этими картинами и требовать совершить ритуальные действия. Таким образом, человек превращается в раба ОКР. Буквально вынужденного повторять их до последнего дыхания, что бы «уберечь» своих близких.

И сколько бы он не совершал компульсий, следом все равно придёт обсессия. Это продолжается, в прямом смысле слова, бесконечно. Следует добавить, что больному ОКР человеку очень трудно, даже осознавая нереальность мыслей, уйти от тревоги, фиксации и повторения компульсий. В этом и состоит сущность заболевания. ОКР снова убедит больного в своей правоте.

— Да, то, что тебя беспокоит нереалистично и глупо, это не может быть правдой. -скажет здравый смысл.

— А вдруг? — ответит ОКР. И тревога придет снова. Этот механизм всегда работает так и он является непреодолимым.

Не против и не за, а вне.

Ниже приведена простая схема. Стрелкой черного цвета обозначен обсессивный поток мыслей. Стрелкой красного цвета обозначено все те реакционные действия, которые совершает человек. Чем больше человек пытается подавить мысль, тем сильнее становится давление обсессии. Это все равно, что пытаться сложить песок, поднявшийся со дна реки руками на место. Вместо того, что бы сделать воду чистой вы лишь поднимите со дна больше и больше песка. То же происходит, если пытаться сознательно избегать обсессивных мыслей или даже надеяться на то, что их удастся избежать. Здесь срабатывает простой механизм. Или же: попытайтесь не думать о белой обезъяне. В итоге вы все равно направляете внимание в русло ОКР.

ОБСЕССИИ

КОМПУЛЬСИИ

Таким образом, невозможно избежать мысли, пытаясь её избежать. Ваше внимание должно выйти во вне, переключиться, но не за счет целенаправленного дейстия, а естественным образом. Иногда это оказывается практически невозможно, если человек испытывает острый эпизод ОКР. Здесь всякие ваши попытки что-либо остановить — лишь будут подливать масла в огонь. Вы будите тревожиться сильнее, испытывая все вегетативные симптомы.

И обсессии и компульсии являются работой сознания. Свобода от ОКР — не есть работа мысли. Свобода от ОКР — есть отсутствие мысли.

В этом заключается минус многих техник. В том, что они тем не менее предлагают что-то делать с мыслями, тем самым, подпитывая их существование.

Идём в страх.

Это простоя техника и она хорошо работает со многими обсессиями. Суть в том, что если человека пугают мысли о смерти, он должен просто прийти на кладбище или зайти на сайт так или иначе посвященный этой тематике. Он также может закрыть глаза и представить собственное умирание — не пытаясь подавлять или бежать. Этот топорный метод с некоторыми видами обсессий является чрезвычайно эффективным. Постепенно, поступая так, больной заметит, что мысли о собственной смерти уже вообще не вызывают в нём тревоги. Он может порассуждать, чего бы он больше хотел для себя после смерти — кремации или захоронения. Вы не только не подавляете мысли о смерти, но напротив — сами их вызываете. Этот подход способен разрушить механизм обсессии. Если больной сильно тревожен, то такие действия могут показаться ему вообще невозможными и издевательскими. Но, многие больные ОКР, их успешно применяли.

Развивая эту тему, можно сказать, что мысленно можно помещать себя в любые пугающие ситуации. И это сможет очень хорошо помочь. Некоторые обсессии в результате применения такой техники могут полностью отступить. Постоянно контактировать с пугающим объектом или ситуацией — одна из хороших техник психотерапии.

Как гласит русская пословица: «Испугался не беги, побежишь — голову потеряешь». Дело в том, что наши фантазии зачастую оказываются более страшными, чем та реальная ситуация, которую мы боимся. Как Вы думаете, что произойдет с человеком, боящимся загрязнения, если он скажет «Да, наплевать, заражусь и заражусь… умру, так умру, но рабом этого страха я быть не намерен!». Поначалу это может быть невозможно. К детям тоже сложно применить такую технику. Но если взрослый будет повторять такие упражнения, уровень тревоги обязательно снизится. А некоторые обсессии так можно вылечить полностью.

Подобные техники будут гораздо более правильным решением, чем совершение компульсий или бесплодное подавление обсессий.

Чем меньше будет подавления и избегающего поведения, тем реже будут становиться обсессии.

Ведите дневник

К сожалению, сознание больного ОКР устроенно таким образом, что некоторая «странность» мышления все равно будет сохраняться. На этот случай все мысли, абстрактное мудрствование можно выписывать в дневник. Подробно, тщательно. Не стесняясь и не сдерживаясь изливать свои странные мысли на бумагу до опустошения. Это станет неплохим подспорьем в психотерапии.

Психологическая свобода не достигается путем действия. У здорового человека или у вас самих в нормальном состоянии обсессивные мысли просто не зарождаются. И тогда вы не тревожитесь. Это нормальное автоматическое состояние сознания.
Контроль автоматизма — вызывает сбой его реализации. Поэтому подавлять ОКР, пытаясь прийти в норму — бесполезно. Это все равно, что пытаться правильно переваривать пищу или пытаться заснуть. Чем менее напряженными вы будете, чем менее ожесточенно вы будите пытаться избегать негативных мыслей, тем, как это не казалось бы парадоксально, вы будите более свободными.

Качественно занять себя чем-то еще.

Очень хорошо делать вещи, которые полностью занимают внимание. Это может быть игра в шахматы, рисование, физическая культура, общение с друзьями. Нужно направить внимание на что-то созидательное и конструктивное. Это тоже может помочь. Занятие которое приносит вам радость может хорошо отвлекать от тревоги. Как живет человек никогда не страдавший ОКР? Он занимает свое время тем, что он должен делать, а на досуге — занимается тем, что ему нравится. Он не потерян также и в общечеловеческом смысле. Он планирует свой день, свою неделю и действует, позволяя оставаться своей голове пустой. Это казалось бы просто и очевидно, но больному ОКР нужно также видеть и конечный образ цели, а именно жизни, притом здоровой психически. Это будет хорошим ориентиром для психотерапии и самопомощи.

Установить границы. Иногда нужно спросить себя, а когда я уже подумал достаточно для решения того или иного вопроса? Иначе проблема выбора при ОКР — может стать бесконечной. Больному ОКР нужно учиться оставлять голову просто пустой — тогда, когда она уже не нужна. Это касается перфекционизма, упорядочивания и постоянных размышлений на тему принятых решений и сделанных выборов. Когда я уже подумал об этом достаточно? — вот хороший вопрос.
Умейте обращаться с неразрешимыми вопросами. В философии есть так называемая проблема финальной причины. То бишь почему вещи происходят так, как происходят? Почему существует гравитация или отчего мы любим одних людей, а других нет? Отчего один вкус нам приятен, а другой отталкивает? Есть такая точка, где в своих размышлениях больной ОКР должен удовлетвориться ответом «Так просто есть» и избавить себя от бесконечной аналитической умственной жвачки. В некотором смысле способности человеческого разума объяснять — ограничены. Он выявляет причинно-следственные связи, а почему они такие, а не иные — это известно лишь матери природе. Например, почему вода кипит при 100 градусах Цельсия, а не при 115? Почему зеленый цвет зеленый, а не какой-то еще? Или почему у собаки четыре лапы и один хвост? А все дело в генах… а почему в генах? А почему? А почему? А почему. Это способ навязчивого мышления продолжаться.

Читайте также:

Обсуждение: 6 комментариев

    Здравствуйте, Вадим. А нет ли такой техники, как доверие себе? Т.е. доверие мыслям? Например раньше часто болела простудными заболеваниями. И стоило только подумать, через день-два простывала. Делала всякие движения, чтобы остаться здоровой. Но когда стресс поутих (год с перерывами на валерианке), подумала, что с этим делать. Вдруг кто увидит движения и как быть. Ну и решила, что не просто так мозг генерирует мысли. И движение должно быть с пользой. Прислушалась к себе и когда появляется мысль о простуде, в ближайшее время пью чай с лимоном или витамин с. Или еще, что есть под рукой. Ну в общем 7 лет здорова. Такого результата не ожидала. Ведь это тоже окр по сути, но полезный, редкий, внешне красиво выглядит, да еще и вкусный. Так может вся наша жизнь окр, только людей, кот не слышат своих мыслей, окр заставляет действовать по многу раз и навязчиво, а чел не понимает как и дергает рукой, например. У меня много примеров из жизни, как ритуал заменила реальным действием и все ок. Самый мощьный был-когда была не замужем в 30 лет. Так пошла на курсы, читала, тренировалась, тк не было прложительного опыта в семье и вышла замуж. А так могла бы долго представлять и делать псих техники и радоваться ремиссиям. И до сих пор бы была не замужем, то есть случилось бы то чего боялась и что представляла до конца типа осуществившееся, по рекомендации из статьи. Так вот я замужем, конечно как и любая женщина боюсь все-равно быть одной, но благодаря опыту и знаниям, страх стал конструктивным, он помогает в семье. Это как работник с высшим образованием боится потерять работу, поэтому не орет на боса, но в тоже время знает, что и на другую работу сможет устроится в случае чего. Например было и такое, что на компьютере с нажатием сохранить файл, проговаривалось-схоронить. Подумала и решила, если и дальше по 16 часов без выходных работать, точно схоронить будет. Сделала себе график работы нужный и навязчивость исчезла.
    У нас с мужем спор. Я мою руки, как прихожу домой, а он может забыть. Говорит, что я гоню. Это тоже окр тк хочу быть здоровой и считаю, что нужно мыть руки и что это полезно. А он болел гепатитом А в детстве и ему пофиг. И на чесотку тоже, тк уборка и стирка на мне. Те получается, что мои страхи реальны. И реальный пример муж, кот в детстве не приучили мыть руки-болел тем, о чем предупреждает гигиена. Вот решила на сайте найти, что это норма для людей и ему показать, а нашла то, что люди окр-ом озадачены. Не так это страшно, люди действуйте, учитесь тому чего боитесь и страх уйдет. А почемучки это хорошо. Это наши стиральные машинки и прочее современное в мире. Не было б навязчивых идей, не было б прогресса.

    • Уважаемая,Юлия!ОКР это на самом деле очень страшно,я сама им страдаю с детства,однажды у меня случился ужасный приступ,навязчивые мысли и страхи довели до такого состояния,что неоднократно даже думала о суициде!Упекли меня в психушку,где кололи транквилизаторы,посадили мне все здоровье!Иногда бывают мысли и у меня,что навязчивости полезны,но на самом деле они постепенно овладевают всем сознанием и доводят до ужасного состояния,из которого очень трудно выбраться,с постоянными ритуалами,с такими,что из ванны не можешь вылезти по несколько часов,пугающие места обходишь за несколько км,и постоянно жудкий страх,который захватывает и наступает ступор,тупеешь на глазах(это ужасное состояние),на данный момент мне ни один психолог не помог справиться с моим этим ужасным состоянием…Все мои мысли мне очень мешают полноценно жить,т.к порой я даже из дома не могу выйти,но при этом страх не за себя,я дума,что если я сделаю то или иное действие,что-то плохое произойдет с кем-то из моих родных!!!За себя я не переживаю никак…

    Мое ОКР связанно со многими вещами в жизни. Я боюсь вдруг докменты на машину и водителськое удостоврение исчезнут или окажутся не моими (я понимаю, что это бред), но постоянно приходится проверять их в сумке, что все с ними нормально и т.д. Иногда бывает не могу с первого раза положить телефон, поттому что в голову врезается мысль «А вдруг я поцарапаю камеру?))» Вроде все это мелочь, но этой мелочи много происходит в один день. Устал уже. Может посоветуете что-нибудь?

    Здравствуйте. Дело в том, что у меня невроз навязчивых состояний, на протяжении уже 6-7 лет. Я лежала в больнице, так как была сложная стадия. Меня мучали часто повторяющиеся негативные мысли, а в ответ на них я постоянно делала определенные повторяющиеся действия, чтобы эти мысли, так сказать, не материализовались. Сейчас я далеко продвинулась в лечении, я примирилась со многими мыслями, научилась правильно реагировать на них и теперь уже редко отвечаю на их возникновение.



    Дело в том, что у меня невроз навязчивых состояний, на протяжении уже 6-7 лет. Я лежала в больнице, так как была сложная стадия. Меня мучали часто повторяющиеся негативные мысли, а в ответ на них я постоянно делала определенные повторяющиеся действия, чтобы эти мысли, так сказать, не материализовались. Сейчас я далеко продвинулась в лечении, я примирилась со многими мыслями, научилась правильно реагировать на них и теперь уже редко отвечаю на их возникновение.
    Но вот уже около месяца меня беспокоят навязчивые воспоминания об умерших людях, чаще насильственной смертью. Проблема в том, что я думаю о них постоянно, об одних и тех же людях, и вспомнив кого-то я тут же про себя говорю Покойся с миром, или желаю, чтобы земля была пухом, или царствия. Но вспоминаю я постоянно, эти мысли стали навязчивостями, и пожелания им стали навязчивостями. Я делаю это постоянно, параллельно с делами, это мешает концентрироваться на важном, внимание рассеянное, я тревожусь и быстро устаю.
    Пожалуйста, подскажите, с точки зрения религии, каждый раз вспомнив умершего человека, действительно, необходимо желать ему покоиться с миром? Могу я игнорировать эти мысли? Ничего им не желать и просто заниматься своими делами?
    Я очень боюсь обидеть их, проявить неуважение, боюсь меня накажут за игнорирование.
    Мой психолог в отпуске, я не могу её беспокоить. Пожалуйста, ответьте мне. Я очень жду. Спасибо

Жизнь с ОКР похожа на американские горки. Люди с неврозом навязчивых состояний страдают от появляющихся самопроизвольно, пугающих, порой постыдных мыслей, купировать возникновение которых получается при выполнении определенных действий - компульсий. Устранить их получается лишь на короткий срок, поэтому каждый раз действия становятся все абсурднее. Такое состояние всегда имеет отправную точку, которая стала причиной расстройства работы ЦНС.

Симптомы ОКР и лечение

Лечение ОКР предполагает поиск причин. В каждом индивидуальном случае подбирается специальная схема терапии. В зависимости от проявлений ОКР лечение может быть медикаментозным, включать психотерапевтические занятия с врачом или проводится в домашних условиях.

Невроз может развиться в любом возрасте. Провоцирует недуг серьезная стрессовая ситуация. Тяжесть состояния может разительно отличаться. Навязчивые мысли могут заставлять человека всего лишь перепроверять, закрыта ли дверь, кран с водой, или же совершать сложные ритуальные действия: раскладывание предметов в определенной последовательности, выполнения сложнейших ритуалов, защищающих от злых духов.

Факторы развития болезни могут быть самыми разными, вплоть до генетической предрасположенности и врожденных особенностей функционирования мозговых центров. Лечение подбирается согласно симптоматике.

Выделяют 3 разновидности расстройства.

  1. Произвольно возникающие мысли. Для этой формы характерны пустые размышления на самые различные темы, иногда это самобичевание за несказанные вовремя слова, несовершенные действия. Они не несут никакой пользы, не уходят сами по себе, но приводят к серьезному дискомфорту, мешают спать, делать свою работу, сосредотачиваться на том, что действительно важно.
  2. Повторяющиеся действия. Выполняются с определенной целью или совершаются неосознанно: тщательно проверяя, закрыта ли дверь, индивид пытается обезопасить себя, а вот перебирая пальцами волос, подергивая ногой, складывая руки за спиной, вредит себе неосознанно.
  3. Смешанная. Объединяет первую и вторую формы. Навязчивые мысли провоцируют появление таких же действий.

При любой форме характерной особенностью является невозможность остановить мысли и действия.

Симптомы невроза навязчивых мыслей и состояний:

  • расстройства сна;
  • снижением аппетита;
  • ухудшение общего состояния;
  • слабость;
  • нервозность;
  • фобические расстройства;
  • подергивание нижнего века;
  • депрессия;
  • галлюцинации;
  • головные боли.

Большинство пациентов прекрасно сознают проблему, начинают заниматься самокопанием, пытаясь избавиться от навязчивых плохих мыслей, что практически не дает положительных результатов, а может лишь усугубить симптоматическую картину.

Терапия

Лечить невроз навязчивых состояний должен врач-психотерапевт. Мало кто обращается к врачу с такой проблемой, считая это постыдным. Самостоятельно можно вылечить только легкую форму расстройства. Для этого пациенты должны четко осознавать, что делать при ОКР, выяснить причину, спровоцировавшую заболевание. Сейчас доступно все многообразие средств терапии.

Лечение обсессивно-фобического невроза предполагает множество методов, улучшающих физическое и психическое состояния. Нужно укрепить нервную систему. Во время стресса нервные клетки отмирают намного быстрее, не успевая восстановиться, мозговые центры начинают хуже функционировать. Организм все время работает на пределе своих возможностей, поэтому пытается себя защитить.

Для укрепления организма пациентам необходим полноценный отдых. Некачественный краткосрочный сон провоцирует появление галлюцинаций.

Нужно пересмотреть свой рацион, попытаться внести в него изменения, добавив больше продуктов, которые помогают организму вырабатывать энергию. Умеренная физическая активность помогает избавиться от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Во время выполнения монотонных упражнений мозг переключается только на физиологические процессы. Многие пациенты сами замечают, что на пробежке мысли сначала роятся в голове, словно пчелы, но уже через 15 мин исчезают. Главное - следить, чтобы спорт не стал ритуалом.

Медикаментозное исцеление

Невроз навязчивых движений у взрослых требует медикаментозного лечения. Препараты для лечения ОКР подбираются в соответствии с интенсивностью проявления симптомов. Лечение обсессии навязчивых состояний начинается с улучшения работоспособности мозговых центров. Для этого применяются ноотропные препараты («Фенибут», «Глицин»). Их главное действующее вещество помогает улучшить проводимость нервных импульсов, напрямую воздействует на GABA-рецепторы. «Фенибут» оказывает транквилизирующий, психостимулирующий эффект, помогает вывести пациента из апатичного состояния. «Глицин» используется в более простых случаях и при лечении детей.

Антидепрессанты при ОКР используются для нормализации нейромедиаторов, помогают улучшить эмоциональное состояние. Применяются с особой осторожностью, потому как вызывают привыкание. Самые часто применяемые лекарства этого типа: «Амитриптилин», «Золофт», «Анафранил», «Пиразидол». Курс приема длительный, до 6 мес. По окончании приема часто возникает синдром отмены. Применяются в сложных случаях для купирования симптомов, связанных с деперсонализацией, галлюцинациями, серьезными нарушениями сна, болевым синдромом.

Транквилизаторы («Клоназмепам», «Альпрозалам») оказывают снотворное действие. Применяются для снижения возбудимости в самых тяжелых случаях, которые сопровождаются нервными срывами, припадочным, агрессивным состоянием. Длительный прием не рекомендован.

Нейролептики - таблетки, которые способствуют снижению вегетативных реакций. Их действие подобно транквилизаторам. Обладают выраженными побочными эффектами. Провоцируют нарушения со стороны щитовидной железы, вызывают сонливость, повышают тонус мышц и пр. Подобные препараты при ОКР используются в самых тяжелых случаях, когда наблюдается синдром деперсонализации с ярко выраженной клинической депрессией, для подавления агрессивных состояний, купирования сильного синдрома абстиненции при наркозависимости. Назначают нетипичные группы нейролептиков: «Рисполент», «Кветиалин».

Лечить обсессивно-компульсивное расстройство такими препаратами принято только в стационарных условиях.

Психотерапевтическая практика

Основной инструмент, который поможет бороться с ОКР, - психотерапия. Ее главной задачей является помощь в осознании причины, которая спровоцировала подобное патологическое состояние. Психотерапия при ОКР применяется на любой стадии заболевания.

Существует 3 метода психотерапии, которые можно применять в лечении навязчивого состояния.

  1. Когнитивно-поведенческая.
  2. Гипноз.
  3. Остановка мысли.

Когнитивно-поведенческая

Справиться с ОКР можно, взяв под контроль свои мысли, эмоции, переживания. Попытки изгнать неприятные мысли из своего сознания - самая большая ошибка, которую пациенты допускают, пытаясь избавиться от ОКР самостоятельно.

Избавиться от проблемы можно посредством осознанности. Это процесс отслеживания чувств, переживаний, вызываемых определенными факторами. В результате пациент начинает понимать, откуда берется навязчивость. Избавиться от ОКР навсегда можно, дав себе волю беспокоиться и переключив внимание на приятную вещь. Так пациент формирует новую нейронную связь, которая помогает укрепить ЦНС и прогнать навязчивые мысли.

Гипноз

Гипноз и внушение используются в более тяжелых случаях, когда пациент не может вспомнить, что дало толчок развитию патологического состояния. Доктор, вводя пациента в транс, возвращает его каждый раз в неприятные воспоминания. Переживая их, пациенты прекращают бояться этих ситуаций наяву, учатся справляться со своим страхом.

Лечение навязчивого состояния гипнозом не предполагает подавления негативных эмоций, суть метода заключается в изменении отношения к определенной ситуации. Если поначалу она приносит индивиду страдания, заставляя искать защиты, то в дальнейшем отходит на второй план, освобождая место для других эмоций, мыслей.

Возможна модерация поведения посредством внушения, если это требуется. Лечение навязчивых состояний таким образом проводится, когда пациент пережил серьезную психологическую травму, послужившую толчком к появлению галлюцинаций, деперсонализации, агрессивно-депрессивного состояния.

Ни одни препараты не способны справиться с ОКР лучше, чем гипноз.

Техника внушения позволяет сформировать у человека стремление расти, развиваться. Пациенты имеют возможность построить адекватную линию поведения, улучшить защитные реакции. После сеансов пациентов больше не обременяют их проблемы.

Остановка мысли

Метод легко осваивается пациентами. На обучение обычно уходит 2-7 дней. Пациентам предлагается составить список неприятных мыслей, которые посещают их наиболее часто. Затем, относительно каждой, нужно решить:

  • мешает ли она нормально жить, работать;
  • препятствует ли концентрации на других вещах;
  • станет ли проще, если эта мысль перестанет вас посещать.

Решив для себя эти вопросы, нужно представить себя со стороны в момент, когда возникла мысль, определить свои ощущения. Для остановки мысли рекомендуется использовать внешние сигналы. Установите таймер на 3 мин. Когда он сработает, скажите громко «Стоп». Этим действием пациенты как будто закрывают дверь перед непрошенными мыслями.

Следующий этап предполагает отказ от внешних сигналов. При появлении мысли остановите ее тем же способом. С каждым разом проговаривайте фразу все тише, пока не научитесь отдавать команду мысленно. Заключительный этап предполагает перевод негативных мыслей в положительные. Успокаивающие образы, фразы нужно каждый раз менять. При длительном использовании они становятся менее эффективны.

При появлении негативной мысли вспомните о приятном моменте из своей жизни. Сосредоточьте на нем все внимание, постарайтесь максимально расслабиться. Если вы боитесь собак, прочитайте о них все. Представьте, что у вас есть такой питомец, это маленький щенок, пушистый, игривый. Он бегает по зеленому полю, вы с ним играете. Ощутите расслабленность, радость от того, что делаете.

Заключение

Победить ОКР можно при помощи медикаментозного лечения и психотерапевтических приемов, направленных на адаптацию пациента к жизни с навязчивыми мыслями, поиск истинной причины, приведшей к патологическому состоянию. При выполнении всех предписаний врача ОКР успешно лечится.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «Зимовье зверей»
Программные задачи: рассказать детям об особенностях жизни диких животных в зимний период. Учить новые слова – берлога, нора, дупло, зимовье,спячка. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать любовь к животным.
Оборудование: макеты (берлога, дерево с дуплом, нора), игрушки – медведь, белка, еж, заяц, листы для рисования (заранее воском прорисовать силуэты животных), ватные тампоны, разведенная гуашевая краска, фотоаппарат, корзинка с фруктами и овощами.Ход занятия:
- Ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Это путешествие в зимний сказочный лес. Вы хотите отправиться туда вместе со мной? А поедем мы туда на поезде.
Звучит музыка и перед детьми открывается дверь в «зимний лес».
- Вот мы с вами и приехали к назначенному месту. Как нужно себя вести? (ответы детей). В лесу зимует много животных, а вот какие нам встретятся вы поймете,отгадав загадки леса.
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (медведь)
Всех боится он в лесу:Волка, филина, лису.Бегает от них, спасаясь,С длинными ушами… (заяц).
С ветки на веткуМогу я летать.Рыженький хвостНикому не поймать.Некогда летомВ лесу мне играть -Надо грибыДля зимы собирать.(белка)
Это кто в траве шуршитИ забавно так фырчит,Весь в иголках, не возьмёшь?Кто же это, дети? (Ёж)!
- Все загадки отгадали правильно. Но мы с вами приехали не с пустыми руками. Все звери осенью готовятся к зиме и делают запасы. А мы с вами приготовили для них подарки. А чтобы наше путешествие запомнилось, мы взяли фотоаппарат и будем фотографировать животных.
- Вот мы и подошли к первому домику. Кто же здесь живет? (медведь). Его дом называется берлога. Медведь просыпается весной и все лето ходит по лесу, ищет себе пищу, а осенью находит себе уютное местечко и ложится спать, все зиму медведь спит поэтому он запасы не делает, у него много жира накапливается за лето, это помогает ему перезимовать. Лучше с мишкой не шутить, если его разбудить, он становится очень свирепым и опасным. Поэтому мы будем вести себя тихо и осторожно. Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть? Видите он уже лег в спячку, мы не будем его будить а только сфотографируем на память.
- Дальше по лесу идем. Какое высокое нам встретилось дерево. Что это у него там за вход интересный? Это дупло. Как вы думаете чей это домик? В дупле живет белка, она осенью готовит запасы на зиму – собирает орешки и грибы, чтобы питаться зимой. Мы ей дадим угощение и конечно сфотографируем. А вот кто это здесь за деревом дрожит от холода? (заяц). И совсем он дрожит не от холода, потому что у него теплая шубка. Зайка просто трусливый и чувствует опасность. Но мы его пугать не будем, а будем угощать. Что любят зайцы? (капуста, морковка). Зайцы всю зиму скачут по лесу. Но зимой нет морковки и капусты, да и в лесу она не растет. Поэтому им приходится питаться корой деревьев. Делаем фотографию и прощаемся с зайчиком.
- Идем дальше. Что это за странный домик и кто же в нем живет? Да это же нора ежика. Ежи осенью собираю грибочки и прячут в свои норки, чтобы питаться зимой. Но большую часть времени ежики спят. Посмотрите и этот ежик свернулся в клубочек и спит. Мы его будить не будем, а оставим ему угощение и сделаем фото на память.
- Ну вот и подошла наша прогулка к концу. Что же нового вы узнали? (ответы детей). Мы с вами делали интересные фотографии животных. А сейчас мы отправимся в фотомастерскую и будем сами делать снимки, которые получились. Вы готовы? Тогда проходите.
Дети садятся за столы, берут ватные тампоны, обмакивают в краску и тонируют лист бумаги, изображения животных проявляется.


Приложенные файлы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «Зимовье зверей»

Программные задачи: рассказать детям об особенностях жизни диких животных в зимний период. Учить новые слова – берлога, нора, дупло, зимовье,спячка. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: макеты (берлога, дерево с дуплом, нора), игрушки – медведь, белка, еж, заяц, листы для рисования (заранее воском прорисовать силуэты животных), ватные тампоны, разведенная гуашевая краска, фотоаппарат, корзинка с фруктами и овощами.

Ход занятия:

Ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Это путешествие в зимний сказочный лес. Вы хотите отправиться туда вместе со мной? А поедем мы туда на поезде.

Звучит музыка и перед детьми открывается дверь в «зимний лес».

Вот мы с вами и приехали к назначенному месту. Как нужно себя вести? (ответы детей). В лесу зимует много животных, а вот какие нам встретятся вы поймете,отгадав загадки леса.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц ).

С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать.(белка)

Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит,
Весь в иголках, не возьмёшь?
Кто же это, дети? (Ёж)!

Все загадки отгадали правильно. Но мы с вами приехали не с пустыми руками. Все звери осенью готовятся к зиме и делают запасы. А мы с вами приготовили для них подарки. А чтобы наше путешествие запомнилось, мы взяли фотоаппарат и будем фотографировать животных.

Вот мы и подошли к первому домику. Кто же здесь живет? (медведь). Его дом называется берлога. Медведь просыпается весной и все лето ходит по лесу, ищет себе пищу, а осенью находит себе уютное местечко и ложится спать, все зиму медведь спит поэтому он запасы не делает, у него много жира накапливается за лето, это помогает ему перезимовать. Лучше с мишкой не шутить, если его разбудить, он становится очень свирепым и опасным. Поэтому мы будем вести себя тихо и осторожно. Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть? Видите он уже лег в спячку, мы не будем его будить а только сфотографируем на память.

Дальше по лесу идем. Какое высокое нам встретилось дерево. Что это у него там за вход интересный? Это дупло. Как вы думаете чей это домик? В дупле живет белка, она осенью готовит запасы на зиму – собирает орешки и грибы, чтобы питаться зимой. Мы ей дадим угощение и конечно сфотографируем. А вот кто это здесь за деревом дрожит от холода? (заяц). И совсем он дрожит не от холода, потому что у него теплая шубка. Зайка просто трусливый и чувствует опасность. Но мы его пугать не будем, а будем угощать. Что любят зайцы? (капуста, морковка). Зайцы всю зиму скачут по лесу. Но зимой нет морковки и капусты, да и в лесу она не растет. Поэтому им приходится питаться корой деревьев. Делаем фотографию и прощаемся с зайчиком.