Законы воспитания. Закономерности процесса воспитания

— это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

Выше уже шла речь о . Конечно, две эти группы принципов связаны между собой. Но все же между ними есть и некоторые различия, каждая из этих совокупностей принципов имеет некоторую специфику, вытекающую из своеобразия процессов обучения и воспитания.

Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить следующие его главные принципы :

1. Принцип единства , целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.

Он также требует учета всех факторов, участвующих в воспитании — учебного заведения, семьи, трудового коллектива, общественности, единства и согласованности их действий.

2. Ведущая роль преподавателю, руководителя в воспитательной деятельности. Именно преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Конечно, как отмечалось ранее, воспитательный процесс предполагает и активность самих обучаемых, однако организатором этой активности, как и всего воспитательного процесса, его субъектом остается всегда педагог, а воспитанники по сравнению с ним остаются более пассивными объектами воспитания. Именно поэтому к руководителю, воспитателю предъявляются столь высокие профессиональные требования.

Именно руководитель, преподаватель организует все виды активности воспитанников, их учебу, труд, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, работе, контроль и оценку количества и качества труда, стимулирует материально и морально затраченные усилия.

Но из этого принципа вытекает и положение о недопустимости тех или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо побуждение людей к оказанию тех или иных личных услуг, поощрение таких неблаговидных качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, культивирование чувств личной преданности, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.

3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Это означает, что активное руководство преподавателя, начальника должно сочетаться с активной деятельностью самих воспитанников, учащихся или рядовых работников, а не подавлять, сковывать се. Этот принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, воспитатель должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулировать воспитывать, поощрять их творчество. Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру активность белки в колесе, она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной, что и вытекает из следующего принципа воспитания.

4. Принцип связи воспитания с жизнью. Истолкование этого принципа может иметь варианты. Так, из него может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране. Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 9, п. 2) истолковывается как требование в первую очередь оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Реализации этого принципа в значительной степени способствует и создание наряду с системой государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, с помощью которых отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать с государственными.

5. Принцип гуманизма в воспитании основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека. Хотя это только вера, но без нее сама воспитательная деятельность лишается своих главных ориентиров.

Этот принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Конечно, в каждом из нас есть и отрицательные качества. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь на которые только и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Опытный воспитатель, руководствуясь этим гуманным принципом, не скупится на добрые слова, даже тогда, когда они являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, в своем будущем, укрепляют отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания.

Сказанное не означает, что при воспитании не обязательна высокая требовательность. Без сочетания уважения и доверия с высокой требовательностью невозможно эффективное решение ни трудовых, ни образовательных задач.

Этот принцип требует также тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при выборе тех или иных методов и средств воспитания.

6. Принцип опоры на коллектив - исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но в значительной степени обусловлен еще и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из существенных факторов воспитательного процесса, который нельзя не учитывать. Этот принцип требует от воспитателя умения разбираться не только в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат и таким образом использовать еще один важный воспитательный ресурс.

7. Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Самовоспитание — это в отличие от собственно воспитания полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости, мастерства. Необходимость этого принципа продиктована изменением в современном обществе социальной роли образования, которая стала выражаться формулой «образование через всю жизнь» вместо устаревшей формулы «образование на всю жизнь» (см. гл. 9).

Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами самовоспитания, такими, как: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль. Подспорьем для его реализации могут служить системы самосовершенствования, издавна сложившиеся в рамках восточной цивилизации и рассчитанные на психофизиологическую саморегуляцию человеческого организма. Более подробно о системе самовоспитания речь пойдет в одной из следующих глав.

Рассмотренные принципы тесно связаны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция 10.

ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

Расположить педагогические законы можно не в логической, а в любой последовательности, потому что все они действуют одновременно.

Закон золотой середины

Любая крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества в отношениях между человеком воспитывающим и человеком воспитуемым опасны или даже губительны.

Закон золотой середины согласуется с идеей амбивалентности человеческой природы.

Поскольку и индивид, и группы людей амбивалентны решительно во всех своих свойствах и проявлениях, закон золотой середины действует во всех педагогических ситуациях, при решении любых педагогических проблем.

Закон золотой середины требует воспитания к душевному гомеостазу, равновесию. Так, необходимо воспитание и воли, и гибкости. Принципиальности, но и снисходительности. Послушания и одновременно самостоятельности, и действий по алгоритму, и творчества.

Уравновешения, гармонизации требует поощрение и упражнение интереса и усилия.

Никакого положения педагогики нельзя абсолютизировать, кроме запрета абсолютизации.

Так, забота о ребенке, бесспорно, обязательна, но "излишне болезненно заботясь о детях, можно подорвать им нервы и надоесть, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно страшное чувство меры " (Ф.М. Достоевский).

Соблюдение меры надобно и при ограничении свободы детей.

Слишком много любви -- мы избаловываем, изнеживаем людей. Слишком много строгости -- мы ожесточаем наших подопечных.

Дефицит строгости -- мы получаем капризный, вздорный характер. Слишком много неукоснительной требовательности -- мы обретаем раба, или бунтующего, или подчиняющегося, но все равно раба.

Делая слишком большой акцент на самостоятельности мысли и не заботясь при этом о ее правильности, мы воспитываем самодовольство, самоуверенность, самовлюбленность.

Если мы акцентируем работу памяти, получаем зубрил. Если мы совершенно не обращаем внимание на содержимое памяти, то мы получаем верхоглядов, решительно не способных принимать решения.

Гиперопека, бесспорно, опасна. А нехватка опеки -- это беспризорность, брошенность, одиночество.

Правило воспитания по закону золотой середины сформулировал И. Кант: "Одна из величайших трудностей в деле воспитания заключается в том, чтобы совместить само подчинение необходимости со способностью пользоваться свободой, ибо без внутреннего самопринуждения нет нравственности.

Как должен я развивать чувство свободы, несмотря на неизбежное ограничение свободы? Я обязан сделать способность моих воспитанников ограничивать свою свободу их привычкой и вместе с тем должен так руководить ими, чтобы они научились пользоваться свободой. Без этого нет целенаправленного воспитания и, как результат, нет способности свободно выбирать правильную линию поведения.

Ребенок с раннего возраста должен столкнуться с ограничивающим его импульсы противодействием, которое проистекает из природы и условий человеческого общежития. Постепенно он сможет научиться переносить лишения, самому содержать себя, чтобы стать независимым.

Для достижения этого необходимо: во-первых, чтобы ребенку, начиная с самых ранних пор, всегда и во всем предоставлялась свобода (исключая такие случаи, когда он может повредить себя, например, если он хватается за острый нож), если только проявления последней не вступают в противоречие со свободой других (например, когда он кричит или чрезмерно шумно веселится и мешает другим).

Во-вторых, давать ему возможность убеждаться, что он способен достигнуть своих целей, только позволяя и другим достигать своих (например, не оказывать ему желательных для него услуг, если он не выполняет своих обязанностей: не делает уроков и т.п.).

В-третьих, дать ему убедиться, что только ограничение его свободы и позволяет пользоваться ею; что, развивая в себе эту способность к самоограничению, он сможет стать свободным, т.е. независящим от посторонних услуг и опеки. Но это последнее условие, благодаря которому разрешается самая трудная из педагогических задач, применимо лишь к более продвинутому уровню развития, ибо дети сравнительно поздно приходят к мысли, что впоследствии им самим придется заботиться о себе, например о своем пропитании. Им кажется, что они всегда будут жить под крылышком родителей и что их всегда будут кормить-поить, не требуя за то никаких от них забот и усилий. Если же совсем игнорировать это третье условие, то дети навсегда останутся детьми.

Многие родители запрещают своим детям все, пытаясь выдрессировать у них терпение, и требуют поэтому от своих детей большего терпения, чем от самих себя. Но это просто зверство. Ребенку должно дать необходимую ему свободу и затем уже сказать ему: " Ты получил достаточно ". И это последнее решение должно быть абсолютно неколебимым.

Здесь, конечно, нет никаких "рецептов", советов, рекомендаций, которые могли бы помочь воспитателю найти золотую середину.

Только раздумья, только опыт, только чуткость, только знания о природе ребенка, знания о ее амбивалентности и спасительный страх однобоко развить какую-либо одну из крайностей, одну из составляющих амбивалентности.

Закон единства и целостности воспитания

закон педагогический воспитание ребенок

Он отражает в себе единство и системность личности, а также ее амбивалентность.

В законе единства и целостности воспитания речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной и волевой сторон личности.

Невозможно человеку развиваться по частям. Просвещение рассудка не дает еще нравственности. О добром глупце очень точно сказано И.А. Крыловым: "Услужливый дурак опаснее врага". Сила воли может проявиться в движении человека к самым дурным целям. Прекраснодушием часто вымощена дорога к пропасти. Физическое совершенство -- не красота души.

"Способности души столь связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума" (И. Кант).

Это -- закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе.

Закон единства и целостности воспитания включает в себя идею единства мысли и действия.

Магистраль воспитательного процесса -- от мысли к действию и от действия к мысли. Нарушение этого закона воспитания имеет своим следствием недостаточное развитие сущностных человеческих сил.

И.В. Гёте: "Думать и действовать, действовать и думать -- вот тайна бытия. Мысль и дело, как вздох и выдох, должны следовать друг за другом".

В чем здесь дело? Во-первых, предпосылать поступкам раздумье необходимо для уменьшения числа ошибочных действий.

Во-вторых, воспитание призвано выработать у подопечных привычку и склонность к осознанию своих собственных действий. К переводу постепенно уточняющихся образов и представлений из подсознания в сознание и к формированию ясных, четких, адекватных понятий.

Показатель образованности -- способность к сознательному регулированию "потоком" ощущений, смутных представлений и неясных идей.

Путь от смутных к ясным понятиям лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий. Знания, умения и навыки являются важнейшими средствами достижения главной образовательной цели -- полноценного личностного развития.

Действительные знания составляются из того, чем человек умеет пользоваться, что он применяет к решению все новых по объему и классу сложности задач. (А.А. Ляпунов). Стало быть, понятие знания включает в свое содержание и умения, и навыки.

Наиболее продуктивная потребность в знаниях проистекает из деятельности, из потребовавшихся в ходе деятельности способов ее осуществления.

Прочное знание и овладение той или иной наукой достигается только с приобретением способности охватить начала и основные законы этой науки, судить о ее задачах и уметь связать единичные явления с общими правилами.

Пока не приобретена такая способность, не достигнуто и прочное знание в данной отрасли.

Между тем многие учащиеся и преподаватели больше, чем нужно, заботятся о заучивании наизусть. В результате учащиеся не в состоянии свободно пользоваться своими знаниями.

Эти пробелы в их способностях проистекают только от способа, по которому их обучали, от недостатков этого обучения.

Иначе трудно это объяснить, ведь память у них лучше, чем у кого бы то ни было, поскольку они особенно беспокоятся о заучивании наизусть, а их помыслы направлены на то, чтобы овладеть наукой.

Закон апперцептивной последовательности воспитания

Он гласит: все самое лучшее -- как можно раньше (но не все -- с самого начала!), ибо последующее зависит от предшествующего в жизни человека.

"Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые" (Гораций).

По мере созревания человека как можно раньше важно предоставлять ему образцы хорошего вкуса. И вообще образцы всего качественного -- чувство, мысль, дело, слово, поступок, образ и стиль жизни.

Если в том или ином возрасте обязательно понадобится человеку то или иное качество, то предусмотреть становление и укрепление этого качества с помощью воспитания надо как можно раньше по ходу человеческой жизни.

Например, в старости от человека потребуется очень много мужества. Но откуда его взять, если оно не было заложено в него ранним воспитанием?

В проблеме отбора культуры для правильного воспитания самое трудное даже не определение ее конкретного содержания (оно вычленимо хотя бы из биографий замечательных людей, представителей дела, мысли, слова), а расположение ее пластов в оптимальной последовательности.

Такое расположение, которое бы давало индивидуально подобранную и элективную культуру.

Закон соответствия требований воспитателя к воспитуемым требованиям воспитателя к самому себе

Он соотносится с процессами научения, подражания, неосознаваемого влияния среды.

Тайна успеха воспитания заключается в том, чтобы воспитателю самому практиковать требуемое им от воспитанников. Нарушение этого закона влечет за собой потерю авторитета воспитателя, развитие у детей лицемерия, приспособительства, лживости.

"Помни: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам" (Оскар Уайльд).

Требовать от детей можно только то, что воспитатель требует от себя.

Ф.М. Достоевский напоминал о великом значении личного примера добра: "Будьте добры, и пусть ребенок ваш поймет, что вы добры (сам, без подсказывания), и пусть запомнит, что вы были добры. Этим вы исполните перед ребенком вашу обязанность на всю его жизнь, потому что вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо... Знайте тоже, что более вы для него ничего и не можете сделать. Да и этого с лишком довольно. Воспоминания о хорошем у родителей, то есть о добре, о правде, честности, сострадании, об отсутствия ложного стыда и по возможности лжи -- все это и из него сделает другого человека, рано ли, поздно ли, будьте уверены".

Закон золотого совпадения

Согласуется с законом апперцепции и природой неосознаваемых воздействий среды, прежде всего -- научения.

Суть закона золотого совпадения вот в чем.

Воспитание есть вмешательство в поток жизнедеятельности воспитанников. Вмешательство в форме организации жизни и наполнения ее неким содержанием.

Но принудительное управление развитием ребенка без включения в него самоуправления воспитуемых или бесполезно, или вредно.

Поэтому существует закон соответствия воспитательного вмешательства характеру стихийного процесса становления развитая личности. Это -- закон оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизнь растущего человека с активностью воспитуемого.

Правильно развивающийся человек должен понимать и принимать требования, рекомендации, запреты воспитания.

Соблюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспитуемыми. Без принятия учащимся активного участия в воспитательном процессе научить его ничему невозможно. Педагог помогает питомцам присвоить культуру, но он не в состоянии делать этого за них, вместо них. Растущий человек задыхается и хиреет, когда ему не дают простора для саморазвития, самосовершенствования.

Этот закон обязывает воспитателя привязывать содержание усваиваемой культуры к наличному знанию питомцев о себе и об окружающем их мире. Вредно принуждение учащихся к усвоению информации, смысл и личностное значение которой ускользает от их чувств и сознания.

Совершенно бесполезно человеку, не знающему азов алгебры, втолковывать математический анализ. Есть необходимость учебной последовательности, предполагающей апперцептивное накопление опыта.

Закон требует начинать любое обучение с того, что близко, интересно и важно человеку. Иногда полезно, наоборот, столкнуть человека с чем-то экзотическим, непривычным, совсем чужим, абсолютно новым. И это может вызвать сильную мотивацию, учение может вызвать интерес. Но человек даже не заметит этого нового, если в его опыте нет ничего, что позволило бы ему сравнить новое со старым. Мы не можем объяснить, что такое вигвам, если не опираемся на уже имеющееся понятие шалаша как попыткой укрыться от непогоды.

Все, что есть в обучении, должно опереться на предшествующий опыт. И лучше всего, если в этом опыте будет то, что близко, важно и нужно данному человеку.

Закон золотого совпадения требует привязать весь учебный материал, все содержание образования и воспитания к наличной системе взглядов человека на мир, к пониманию им своего личного интереса. И, конечно, вовлечь эмоциональную сферу человека.

Еще раз обнаруживается всеопределяющая роль чувств в образовании. Без них невозможно познание добра. Без них нет правильной мысли.

Благотворно движение участников воспитательного процесса к принятым, разделенным воспитуемыми целям. Да и способы вмешательства в экзистенциальный поток должны одобряться и поддерживаться теми, жизни которых "докучает" педагог.

Люди приходят в школу не откуда-нибудь, а из совершенно определенного дома, в котором есть совершенно определенные жизненные установки, и из совершенно определенного двора, где свои нравы. И приходят с весьма различными взглядами, оценками, отношениями, ценностями.

Между учебно-воспитательным процессом и окружающей средой происходят сложные взаимодействия, которые и схватывает закон золотого совпадения.

Нарушение этого закона -- отказ от опоры на среду -- означает отрыв воспитания от предшествующего опыта человека и игнорирование закона апперцепции.

Если вы будете учить в точности тому же, что есть в этой среде, то вы как минимум будете бесполезны.

Если вы будете учить тому, что не имеет никакого отношения к каждодневной действительности окружающей среды, то вы не принесете пользы, а часто -- вред.

Воспитание обязано способствовать приращению человеческих совершенств. Воспитанию надлежит оказывать более могущественное, неотразимое влияние на растущего человека, чем его непосредственная, несконденсированная школой культурная атмосфера.

Хорошая школа призвана не только оберегать от разрушения, забвения, искажения культурные достижения предыдущих поколений.

Ее долг -- обеспечивать то самое приращение культуры, которое продвигает человечество к достойной жизни.

Но для достижения этой цели образование не может не учитывать природы общества и ближайшей среды, в которые вписан ребенок. Только тогда оно способно стать и оставаться сильнее, выше, совершеннее среды.

Воспитание полезно только тогда, когда в споре с жизнью оно оказывается сильнее жизни. Только тогда оно помогает жизни, но оно не может не считаться с жизнью, не может отрываться от нее.

Воспитание обязано создавать зону ближайшего развития среды, вести среду за собой.

Это означает, что воспитатель принимает во внимание верования и нравы своих подопечных, групповые детские "законы". Уметь глядеть на мир глазами ребенка -- это и наука, и искусство.

Закон золотого совпадения предполагает синхронность и изоморфность содержания образования социальному бытию и среде, в которой оно осуществляется.

Склад мысли отдельного человека в огромной степени и при всех неизбежных индивидуальных вариациях определяется особенностями данной цивилизации, выработанной ею системой эмоций, верований, интуиций, производства и т.д.

Следовательно, в огромном разнообразии этносов и несомых ими культур, верований, обычаев, установлений и прочего заключено богатство воспитательного материала, усвоение которого личностью способствует совершенствованию ее собственно человеческих свойств и качеств.

Так называемое межкультурное обучение, знакомящее в современной школе со спецификой культур разных народов и племен мира, не только вносит ценный вклад в воспитание для всеобщего мира и сотрудничества, но и многократно умножает умственный потенциал новых поколений.

Воспитание должно быть действующей моделью жизни. Вот почему в наибольшей степени действенно законосообразное обучение и воспитание с помощью, так называемой воспитывающей и обучающей среды.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Метод воспитания как модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка. Формирование у ребенка ценностного отношения к миру и себе в процессе воспитания. Основные методы воспитания, их психологическая основа и средства реализации.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Освещение методов и приемов воспитания, необходимых для использования в педагогической практике на современном этапе ее развития в теории воспитания. Осознание фактов педагогического воздействия учителя на ученика, когда учащийся - это объект воспитания.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2011

    Роль воспитателя в формировании у детей навыков нравственного поведения. Использование механизма нравственного воспитания. Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах. Влияние нравственных представлений на поведение детей.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2007

    Социально-педагогическая значимость физического воспитания в дошкольном возрасте. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей. Организация физического воспитания в дошкольном учреждении. Обзор методик здоровьесберегающей системы.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Роль в теории и практике отечественного воспитания православной культурной традиции. Инновационные процессы в области духовно-нравственного воспитания. Сохранение целостности человека - важная задача современного воспитания. Нравственное самоопределение.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Структура профессиональной компетентности воспитателя. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи. Уровень системно-моделирующего творчества. Влияние личности воспитателя на его воспитанников.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Сущность методов воспитания как механизмов взаимодействия воспитателя и учащихся, их классификация и сравнительная характеристика основных видов. Понятие, сущность, задачи, содержание, формы и классификация воспитательного (педагогического) процесса.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2010

    Теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания как общественного явления. Классификация педагогических подходов к понятию воспитания: принципы, виды. Технологии воспитания личности ребенка в школе и личности студента в колледже.

Человека - это процессы, крайне важные для формирования полноценного общества. Наука о законах воспитания и образования человека называется педагогикой. Из данной статьи вы узнаете подробности об истории, категориях и функциях этой науки.

История педагогики: элементарные сведения

Понятие "педагогика" - результат слияния двух древнегреческих слов: "пайдос" ("ребенок") и "ага" ("вести"). В результате мы получили "детоводитель", то есть педагог. Любопытно, что в Древней Греции слово "педагог" понимали буквально: так называли раба, в обязанности которого входило провожать ребенка в школу и забирать его оттуда.

Впервые о педагогике как самостоятельной науке, а не части философии, в первой четверти XVII века заговорил англичанин Френсис Бэкон - философ, автор труда "О достоинстве и приумножении наук".

Именно там он называет педагогику наряду с другими уже известными обществу науками.

Примерно до середины прошлого столетия на педагогику смотрели как на науку, которая имеет отношение в основном к детям. Но в XX веке высшее образование перестает быть привилегией, доступной только богатым, и получает массовое распространение. В связи с этим в 50-х гг. XX века стало понятно, что находки педагогики применимы не только к детям, но и к взрослым (студентам, например). Это открытие расширило область научной деятельности, но для начала подкорректировало саму формулировку. Отныне педагогика - это наука о законах воспитания и образования человека вообще, а не только ребенка.

Что изучает педагогика?

Педагогика рассматривает закономерности воспитания подрастающего человека. Иначе говоря, в центре этой науки лежит процесс передачи старшим поколением накопленных знаний младшему, а со стороны младшего поколения - процесс активного восприятия получаемых знаний. Педагогика близка к психологии. Так как рассматриваемая нами наука неразрывно связана с человеческим фактором, следовательно, педагогу едва ли не в первую очередь следует научиться решать проблемы, связанные с человеческой и, в частности, детской психикой, ведь он работает с живым человеческим материалом. Грамотный педагог способен использовать особенности психологии ребенка в свою пользу.

Категории педагогики

  1. Развитие. Это общий процесс формирования подрастающей человеческой личности. Люди имеют свойство меняться на протяжении всей своей жизни. Правильнее будет сказать, что они постоянно, непрерывно меняются. К детям это относится в большей степени, чем к взрослым. Более того, средний и старший школьный возраст приходятся на то же время, что и переходный. А переходный возраст - это один из важнейших очагов развития в жизни человека.
  2. Воспитание. Несмотря на то, что развитие - это в первую очередь процесс, который осуществляется внутри личности, развитие ребенка нуждается в грамотном руководстве и направлении извне. Вот это руководство и направление и называется воспитанием. Это каждодневный, трудоемкий, процесс. Целью его является развитие всех сторон личности, которые педагог считает обязательными для успешного существования человека в обществе.
  3. Образование. На самом деле это часть и развития, и воспитания, но настолько обширная и трудоемкая часть, что ее выделили в отдельную категорию. Образование подразумевает под собой знакомство с важнейшим опытом предшествующих поколений, обобщенным в виде конкретных знаний.
  4. Обучение. Непосредственно вытекает из предыдущего пункта и представляет собой его реализацию. Процесс обучения, как, собственно, и весь педагогический процесс, - это двусторонняя деятельность. В данном случае - ученика и учителя. Ученик занимается учением, учитель - преподаванием.
  5. Общая педагогика. Это теоретическая часть науки. Она изучает все вышеизложенные категории и занимается формированием форм, средств и методов успешного воспитания и обучения. Общая педагогика вырабатывает фундаментальные законы, то есть законы, общие для всех возрастных категорий.

Выделяют также педагогическую психологию, педагогику высшей школы (она изучает вопросы педагогической деятельности в средних и высших учебных заведениях, исправительно-трудовую педагогику (ее главная цель - перевоспитание).

Функции педагогики

Выделяют две основные функции педагогики как науки:

  1. Теоретическая. Ее суть - отслеживание, систематизация и описание новаторского опыта, возникающего на практике; диагностика существующих педагогических систем; проведение опытов и экспериментов. Эта функция имеет более непосредственное отношение к науке.
  2. Технологическая. К ней относятся: разработка планов, программ обучения, проектов и пособий для обучения, то есть материалов, упорядочивающих педагогическую работу; внедрение инноваций в практическую педагогическую деятельность; анализ результатов деятельности. Эта функция более связана с практическим трудом.

Заключение

Педагогика - единственная наука, предметом изучения которой является воспитание человека. Она востребована во всех обществах, перешагнувших первобытную стадию развития. Именно поэтому педагогику, наверное, можно назвать наукой о законах, наиболее важных для общества.

Ребенок как объект научного познания един и целостен. Науки, изучающие его, стремятся к комплексному познанию. Но предмет исследования у каждой науки свой, особенный, специфический. Анатомия и физиология изучают закономерности детского организма и протекания физиологических процессов. Педиатрия - особенности и закономерности состояния детского организма в период его заболевания. Возрастная и педагогическая психоло­гия -закономерности становления и развития психических функ­ций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Педагогика является сложной общественной наукой, объединя­ющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естест­венных и общественных наук о ребенке, о законах развития вос­питательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. Она есть высший этап развития наук о ребенке, о формировании его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.Предметом пе­дагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальная общественная воспи­тательская практика формирования подрастающих поколений, осо­бенности и условия организации педагогического процесса. Педа­гогика изучает проявление, характер, воспитывающее действие тех общественных отношений, которые формируются, организуются между старшим и подрастающим поколением. Эти отношения от­ражают в себе отношения и противоречия всего общества.

Педагогика как наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия. Его суть состоит в том, что старшее поколение, на основе познанных законов воспитания как обще­ственного явления, стремится к созданию максимально эффектив­ной, абсолютно завершенной организации целостного педагогиче­ского процесса, к формированию в нем современной, целостной человеческой личности. Но общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть не стоит на месте. На каждом новом этапе развития она предъявляет все более сложные требования к рас­тущему человеку и педагогическому процессу. Канонизируя ус­таревающую педагогическую систему, содержание воспитания, об­разования, обучения, их формы и методы, педагогика вступает в противоречие с жизнью. Путь разрешения этого основного педаго-

гического противоречия состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в педагогическом процессе, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Необходи­мо видеть все педагогические явления, прежде всего-содержа­ние, формы и методы обучения и воспитания, в движении, разви­тии, отмирании и зарождении. Снятие противоречия обеспечива­ется своевременным совершенствованием педагогического процес­са, всей системы социального воспитания. Примером научного выявления, вскрытия и преодоления основного педагогического противоречия, перестройки системы обучения и воспитания с уче­том новых требований общественной жизни является осуществле­ние реформы высшей, средней общеобразовательной и профессио­нальной школы.

Важным условием разрешения основного педагогического про­тиворечия является также организация и осуществление постепен­ного, осознанного ребенком перехода от воспитания к самовоспи­танию. Задача педагогической деятельности взрослых в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способную к анализу, оценке событий, выбору нравственного по­ступка, ответственности, творческой самодеятельности. Выработ­кой в ребенке непреодолимого стремления к самовоспитанию, са­мообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконт­ролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопо­ощрению педагогический процесс закладывает в личность надеж­ный духовный «механизм» саморегулирования, неуклонного следо­вания убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение детям возможности внутреннего самоуправления снимает необхо­димость в абсолютной педагогической организации детской жизни и систематических внешних воздействий.

Педагогика как наука изучает воспитание, сложное обществен­ное явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения. Можно вычленить три слоя общественных отношений, в которых действуют законы воспитания. Эти слои взаимно про­никают друг в друга, соотносятся, соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.

Первый слой отношений непосредственно связан с экономиче­ским базисом. Здесь, в процессе общественного производственного взаимодействия и отношений собственности, возникают и действу­ют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требований к человеку, его образованию и воспитанию. Само вос­питание в производственных отношениях выступает в качестве механизма осуществления естественной смены поколений, подго­товки и развития человеческих производительных сил. Закон вос­питания на этом уровне можно определить как проявление устой­чивых тенденций-требований, оказывающих существенное, опре­деляющее влияние на характер и протекание педагогических про­цессов.

Второй слой отношений проявляется в сфере идеологии, в

форме общественного сознания, в политических, научных, этиче­ских, правовых, эстетических, религиозных взглядах и убеждениях людей. В системе идеологических отношений порождаются зако­номерности воспитательного процесса, с помощью которых уста­навливаются принципы организации жизни; отбора содержания воспитания и обучения; направленности отношений между взрос­лыми и детьми; этические, эстетические, политические идеалы. Педагогический принцип есть теоретическое выражение требова­ний законов воспитания, характера общественных отношений и идеологии.

Наконец, третий слой отношений существует и действует в личностно-психологической сфере. В системе этих отношений ус­танавливается непосредственный контакт между взрослыми и детьми, детей между собой. Тут решается судьба авторитета вос­питателя, симпатий и антипатий, воспитываемости и сопротивле­ния воспитанию, организованности, целеустремленности или бес­перспективности детской жизни. В личностных отношениях дейст­вуют и проявляются не только объективные закономерности, но и субъективно установленные принципы, правила поведения и обще­ственного взаимодействия. Их воспитательная эффективность за­висит от личности педагога, его морально-волевых качеств и ма­стерства. Педагогическое правило есть частный случай педагоги­ческого принципа, примененного с учетом личностно-психологических особенностей участников воспитательного процесса.

Дифференцированный подход к каждому слою отношений, дей­ствующих в нем законов, принципов и правил позволяет педаго­гической науке на основе познания объективных законов разра­батывать объективно-субъективные закономерности педагогическо­го процесса, обосновывать принципы, правила и рекомендации организации педагогических отношений с детьми.

Принципы-закономерности педагогического процесса, а также принципы и правила педагогического искусства будут рассмот­рены в разделах, посвященных организации и содержанию учеб­но-воспитательного процесса. В данном параграфе дается обосно­вание объективным законам воспитания, которые действуют в об­щественных отношениях первого основного слоя и являются частью предмета педагогики.

Основным законом воспитания как общественного явления, на который опирается и из которого исходит педагогическая наука, являетсязакон обязательного присвоения подрастающим поколе­ниям социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преем­ственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, от­дельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно прояв­ляется в различных конкретно-исторических условиях. Он может быть не осознан людьми или понят частично, проявляться узко, односторонне, действовать стихийно в зависимости от конкретно-исторических условий, интересов и потребностей тех или иных

социальных групп в обществе. Основной закон всегда ориентирует общественное воспитание на подготовку человеческих производи­тельных сил и осуществление жизнедеятельности в системе кон­кретных производственных отношений. В результате его требова­ний в обществе возникает и действует собственно педагогический процесс, различные разновидности школ. Дети вводятся в систему социальных отношений, зависимостей и присваивают приуготов­ленный им в этой системе опыт. В условиях демократизации и гуманизации, на основе действия основного закона, общество од­новременно решает проблему подготовки производительных сил и всестороннего развития, воспитания человеческой личности.

С основным законом органично связан законобязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многове­ковая история педагогики убедительно показывает, что в связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей прежде всего те зна­ния, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное - поддержание жизни, производство матери­альных благ. Пренебрежение требованиями этого закона, напри­мер, исключение общетрудовой подготовки из общеобразователь­ной системы, может привести к сдерживанию развития производ­ства. Требованиями этого закона обусловливается и всестороннее развитие личности в силу необходимости проявления ею, в первую очередь, в труде, интеллекта и творчества.

Объективным законом воспитания является такжеобусловлен­ность содержания, форм и методов воспитания, обучения харак­тером производственных отношений и соответствующей им над­стройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что орга­низация и содержание педагогического процесса в обществе оп­ределяется интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Объективным законом воспитания является возникновениене­избежных воспитательных* последствий в результате взаимодейст­вия детей с миром, в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Этот закон нашел свое выражение в требовании педа­гогики соединения воспитания и обучения с производительным тру­дом, с жизнью общества. У таких советских педагогов, как А. С. Ма­каренко,. И. Ф. Козлов, этот закон выражался в формуле «па­раллельного педагогического действия». Каждое явление, утверж­дали они, помимо своего непосредственного жизненного значения, имеет значение воспитательное. Закон требует сознательного, пе­дагогически продуктивного трансформирования общественных от­ношений в отношения воспитательно направленные. Педагогиче­ское обобщение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм детской жизни способствует развитию педагогической науки. В свою очередь, пе­дагогические отношения, реализованные в детской среде, воспиты­вающие ребят в духе высокой нравственности, по мере становле-

ния детей взрослыми людьми влияют на совершенствование обще­ственных отношений в целом.

Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики может быть осмыслен в качестве законаформирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоут­верждения в деятельности, отношениях, общении. Этот педагогиче­ский закон нашел подтверждение в психологии, установившей ве­дущую роль деятельности, особенно педагогически организованной, в становлении психических процессов, свойств и качеств детской личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец). В педагогике наиболее четкое раскрытие «механизма» воспитания дано И. Ф. Козловым: «...какова деятельность ребенка, - писал он, - таково и движение вовлеченных в эту деятельность его есте­ственных сил и способностей, их упражнение, а каково движение этих сил, таково их развитие, их изменение, а следовательно, таков и результат этого развития - воспитания определенных человече­ских качеств, определенный тип личности, его своеобразие»".

Еще один объективный закон воспитания можно сформулировать какзакон гармонического развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с уче­том возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности, ее сущностных сил осуществляется в первую очередь за счет естественной потребности производства и общественной жизни в людях с высокоразвитым интеллектом, богатой эмоционально-волевой сферой, физическим, действенно-практическим развитием и естественной потребностью в творчестве.

Вечность и необходимость воспитания как общественного явле­ния проявляются в вечности и необходимости его объективных законов. Их действие осуществляется и будет своеобразно осуще­ствляться в любых цивилизациях и конкретно-исторических усло­виях. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их сознания в качестве объектив­ной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.

Тот или иной объективный закон постепенно осознается как все более очевидная потребность или тенденция развития общественной жизни. Например, люди не сразу осознают нарастающие требования закона «обязательного соответствия», но развивающееся производ­ство, новые технологии наталкивают на естественную мысль, что общеобразовательная и профессиональная подготовка подрастаю­щего поколения должна включать в себя и знания о действии наиболее распространенных машин, и о новых технологиях произ­водства, и компьютерную грамотность.

Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко.- М., 1987.- С. 52.

Педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с их требованиями. Развитие педагогики, все более глубокое проникно­вение в существо закона создает возможность своевременного уст­ранения противоречий между требованиями общественной жизни, производства и организацией образования, обучения, воспитания молодежи, требованием гармонического развития детей и органи­зацией педагогического процесса.


Похожая информация.


Воспитание подчинено законам природы и общества:

1. Закон единства, целостности, непрерывности воспитания. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, волевой и физической стороне воспитанников. Воспитание должно раскрывать в ребенке позитивное, с последующим преодолением негативного в своей природе. То есть главной задачей воспитания является «подведение» личности к сознательному отказу от насилия и от утверждения за счет других.

2. Закон «золотой середины». Это значит - не ломай воли ребенка, иначе она станет рабом. Бунтующим или покорным, - но рабом. Идеал: не усмирение нашей воле, а понимание необходимости.

3. Закон «золотого совпадения» - это непринужденное управления развитием детей в благотворной совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

4. Закон оптимального «закаливания» - это воспитание трудом, из-за трудностей, благодаря трудностям. Но этот закон тоже подчиняется категорическому императиву педагогики - закона «золотой середины».

5. Закон «должной мотивации». Без должной мотивации нельзя добиться успехов в воспитании. Вредно заставлять воспитанников усвоить информацию, значение которой они не понимают ни умом, ни чувствами.

6. Закон индивидуального подхода к воспитаннику. В практической деятельности сложными являются проблемы сочетания общих направлений, идей, целей, задач воспитания с реальными интересами воспитанников, коллектива, семьи; научного анализа теоретических основ с применением конкретных методик, мер воспитания в конкретных условиях.

Учитель и ученик.
Отношения учителя и ученика всегда в истории мировой культуры признавались как глубинные в процессе передачи и усвоения опыта культурно-исторического созидания, опыта постижения времени индивидуальной и социальной истории, опыта быть человеком. Учитель пробуждает личность в своем ученике, его собственную человечность, становясь соавтором его духа, касается наиболее интимных сторон самопроявления ребенка. Учитель направляет свою творческую силу к самому мировосприятию личности. Влияние - тот психологический механизм, через который учитель взаимодействует со своим учеником. Влияние не предусматривает никакого насилия над индивидуальностью человека, он благородный и по форме, и по содержанию. Воздействие осуществляется как взаимораскрытие субъективных миров учителя и ученика, в котором оба искренние и оба субъективно ценные, однако направляет этот процесс учитель. Онлайн уроки по истории

Реализуется влияние во встрече двух моделей миропонимания, толкования смысловой модели, свойственной ученику, и модели, которую учитель выбрал для данного взаимодействия. Педагогическое взаимодействие учителя и ученика всегда является длительным во времени, поскольку является долгим путь познания личностью знаний и усвоение средств обнаружения себя в мире. Также не является одномоментным процесс формирования и закрепления свойств субъективного мира ученика, что требует постоянной и кропотливой работы учителя. Осуществляемое учителем влияние, очень тонкое по способу совершения и величественно глубокое по содержанию, получает характер деяния, которое сочетает в каждом своем моменте элементы прошлого, настоящего и будущего жизни ученика.