Законы и закономерности воспитания в педагогике. Законосообразность воспитания

В современной педагогике нет единства по этим вопросам.

Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.

Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.

К основным закономерностям воспитания относятся:

Обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;

Деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;

Процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;

Обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.

В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.

К ним относятся:

Связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

Комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;

Принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;

Принцип воспитания в труде;

Гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

Воспитание в коллективах учащихся;

Опора на положительное в личности ребенка;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;

Зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;

Воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.

Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.

Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.

Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.

Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.

У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.

Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).

Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.

Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.

Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.

Методы воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели. Методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение учащихся для выработки заданных качеств. В современной педагогике представлены различные методы воспитания.

Научному познанию методов воспитания способствует их классификация. Однако, в современной педагогике нет единой классификации, потому принято говорить о системе методов и форм воспитания, которые определяются целью, содержанием и условиями воспитания. На практике педагог имеет дело с целостным педагогическим процессом, с целостной личностью школьника, поэтому ему необходимо знать систему методов и форм воспитания.

В середине 20 века (50-60годы) нашла подтверждение идея о системообразующей функции методов воспитания, которые применялись для организации детского коллектива. В процессе становления коллектива, прохождение его через ряд этапов проявилась тенденция перехода от методов деятельности воспитателей к методам деятельности коллектива детей, от педагогического требования к коллективу и личности к требованию учащегося к самому себе.

Системообразующая функция методов воспитания проявляется в педагогическом стимулировании, убеждении.

В практике современной школы применяются различные методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспуты, пример и т. д.); методы организации деятельности и создание опыта общественного поведения детей (приучение, упражнение, педагогическое требование, поручение и т. д.); методы стимулирования поведения и деятельности детей (поощрение, соревнование, наказание и др.)

Форма воспитания – внешнее выражение данного процесса. Категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в воспитании. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Содержание воспитательного процесса включает качества всесторонне и гармонически развитой личности: физические, трудовые, духовные, нравственные, интеллектуальные, социальные. В практической деятельности содержание реализуется в конкретной организации, которая должна ему соответствовать. Если соответствия нет, то возникают серьезные противоречия.

Из истории известно, что существовали различные формы воспитания, которые создавались для реализации определенного содержания в определенных условиях (пионерский сбор, комсомольское собрание, коммунистический субботник, коллективно творческое дело (КТД) и т.д.). Известно, что условия меняются, что влечет за собой изменение формы воспитания. В тоже время долголетняя практика воспитания отшлифовала систему традиционных форм воспитания, которые прошли проверку временем. Это субботники, классные часы с разнообразной тематикой, календарные и школьные праздники, различные конкурсы, олимпиады, турниры, КВН, школьные театры и пресс-центры, музеи, походы, экскурсии, соревнования, дискуссии, прогулки и т.д.

Воспитание- целенаправленное систематическое управление процесса формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.(Ковалев)Осн.закономерности воспитания:Эффективность воспитания обуславливается активностью самого чел-ка(деятельностный подход)

Воспитание детерменировано культурой общества.Воспитание и обучение- взаимосвязанные процессы.Эффективность и результативность воспитания зависит от системности всех структурных элементов процесса воспитания(цели,формы,методы,средства).

Результат воспитания – самовоспитание (потребность к нему).

Законы воспитания1. Закон единства, целостности, непрерывности воспитания. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, волевой и физической стороне воспитанников. Воспитание должно раскрывать в ребенке позитивное, с последующим преодолением негативного в своей природе. главной задачей воспитания является «подведение» личности к сознательному отказу от насилия и от утверждения за счет других.2. Закон «золотой середины». Это значит - не ломай воли ребенка, иначе она станет рабом. Бунтующим или покорным, - но рабом. Идеал: не усмирение нашей воле, а понимание необходимости.3. Закон «золотого совпадения» - это непринужденное управления развитием детей в благотворной совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.4. Закон оптимального «закаливания» - это воспитание трудом, из-за трудностей, благодаря трудностям. Но этот закон тоже подчиняется категорическому императиву педагогики - закона «золотой середины».5. Закон «должной мотивации». Без должной мотивации нельзя добиться успехов в воспитании. Вредно заставлять воспитанников усвоить информацию, значение которой они не понимают ни умом, ни чувствами.6. Закон индивидуального подхода к воспитаннику. В практической деятельности сложными являются проблемы сочетания общих направлений, идей, целей, задач воспитания с реальными интересами воспитанников, коллектива, семьи; научного анализа теоретических основ с применением конкретных методик, мер воспитания в конкретных условиях.

10. социальные и психологические основы воспитания. воспитательные системы и концепции

Соц.-псих. уровень воспитательного процесса обусловливает воспитание в условиях отдельных соц. групп, коллективов. А. Макаренко считал коллектив основной целью и инструментом воспитания. Он утверждал, что сначала нужно создать высокоразвитый коллектив, а уже через него воспитывать личность. Целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться пед. коллектив и кот. должна насыщаться воспит. система школы.


Воспит. система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея педагогической системы Макаренко. Коллектив – это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех».

Воспит. система В.А. Караковского.Караковский явл. основателем гуманистич. Воспит. системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь явл. ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет пед.концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции пед. воздействий, необходимости коллективного творчества. На пед.х советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

В России совр.концепции воспитания личности имеют несколько осн. направлений:-повышение роли воспит. деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;-необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и характеристика совр. концепций воспитания потребностями воспитуемой личности, общества и гос-ва;-восстановление роли государства в воспитании молодого поколения.Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности.

2.
Закономерности процесса воспитания в педагогике

Существенные стороны процесса воспитания раскрываются при анали­зе закономерностей и принципов воспитания. Закономерность - понятие, близкое к закону, обозначающее совокупность «взаимосвязанных по содер­жанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы»1. Закон же наука определяет как объективную, устой­чивую, существенную связь между явлениями, сторонами процесса. Следова­тельно, такие связи в процессе воспитания помогают лучше его понять, опи­сать и оптимально осуществить, опираясь на знание о нем. В сущности, за­коны - это и есть то теоретическое знание об объекте действительности, о реальности, которое получает наука. Законы позволяют прогнозировать «поведение» системы, течение процесса воспитания. Связи, которые выяв­ляет закон, - это причинно-следственные связи согласно принципу детер­минизма, который означает, что всякое явление, изменение объекта, про­цесса (т. е. следствие) обусловлено наличием какой-либо причины.
Законы в гуманитарных науках носят вероятностно-статистический ха­рактер, что значит: следствия, последующие состояния системы, могут на­ступать неоднозначно. Это происходит потому, что в обществе, в соци­альных процессах (а процесс воспитания именно такой) законы реализуют­ся при наличии неопределенного числа и характера факторов, среди которых на первом месте субъективный фактор - человек, человеческая деятельность. В этих условиях действие закона обнаруживается только на большом количестве случаев, а во многих отдельных случаях следствия мо­гут отличаться от ожидаемых результатов, прогнозов. Иначе говоря, дей­ствие законов воспитания можно увидеть на работе большой массы учите­лей, как говорят ученые, на большой выборке испытуемых, но не в каждом отдельном случае.
Важно понимать, что процесс воспитания, несмотря на множество, как говорят физики, возмущающих факторов, в особенности компетентность учителя, состояние, уровень развития учеников и многое другое, процесс воспитания все-таки процесс объективный, протекающий в известной сте­пени независимо от воли его участников, хотя они действуют, участвуют в нем вполне сознательно и целенаправленно. Вот почему законы воспита­ния нужно знать не только ученым, но и практикам, учителям и родите­лям, которые непосредственно обучают и воспитывают детей.
С понятием закона в педагогике в тесной связи находится понятие принципа воспитания. Самое слово «закон» часто употребляется в значе­нии - предписание, требование, регламент (нечто близкое к юридическому значению термина «закон»). Принцип воспитания - это основополагающее требование к воспитанию, обычно основанное на законе, это ведущая идея, определяющая действия педагога, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям и т. д. Принцип связывает, таким образом, теорию, объяснение, описание процесса с практикой, указанием, чему и как следовать, чтобы получить нужные результаты. Конечно, одних прин­ципов для этого мало, нужны еще методики, технологии, разработки, но потому принципы и имеют значение ведущих, направляющих идей. Итак, закон объясняет, принцип предписывает, хотя, как мы сказали, закон, по сути, тоже требует следовать ему. Именно поэтому в педагогике законы и принципы описываются часто вместе: описывая законы, характеризуют принципы. Так как принципы все же самостоятельная категория, их система может создавать основу педагогической концепции, мы их опишем от­дельно, вслед за законами.
Среди закономерностей воспитания выделяют некоторые наиболее об­щие, скорее характеризующие воспитание как социальное явление, чем как педагогический процесс. Эти законы указывают на отношения воспитания и общества. Основной среди них - это закон соответствия воспитания и требований общества. Этот закон особенно был разработан в марксистской педагогике, хотя очевиден для всех: система воспитания, образования в стране отвечает потребностям государства, это отражается и на процессе воспитания, его целях, содержании, методах. С другой стороны, и система воспитания, и характер организации и протекания педагогических процес­сов зависят от возможностей общества, от уровня развития страны, соци­ально-политического, экономического, культурного, научно-технического. Эти связи воспитания и общества, государства регулируются и корректиру­ются образовательной политикой.
Закон единства целей, содержания, методов воспитания означает связь всех компонентов процесса воспитания. Цели определяют содержание и методы, формы работы. В свою очередь, эти элементы процесса воспита­ния зависят от возможностей, способностей учителя и учеников. Противо­речия между составляющими процесса воспитания ведут к нарушению вос­питательной работы, к ее неэффективности. По существу, здесь речь идет о функциональных взаимосвязях элементов педагогической системы, о чем уже было сказано выше.
Закон единства обучения, воспитания и развития личности. Выше уже го­ворилось о закономерной связи процессов обучения и воспитания, с одной стороны, и развития личности, с другой. Это одно из фундаментальных по­ложений психолого-педагогических наук. Обучение и воспитание при из­вестной специфике протекают неразрывно, обусловливая успех, взаимную эффективность. И оба направлены на развитие личности, являясь ведущим фактором ее развития, что доказано многочисленными исследованиями.
Другие законы указывают на связи в основном внутри процесса воспи­тания: закон воспитания в деятельности, связь процесса воспитания и актив­ности воспитанника, связь воспитания и общения, связь между особенностя­ми процесса воспитания и возрастными, индивидуальными, половыми особен­ностями воспитанников, зависимость формирования личности от степени развития коллектива и целый ряд других законов. Эти и другие законы мо­гут быть применимы к широкому кругу явлений или к более узкому, т. е. быть общими или частными, иметь ограниченную сферу приложения, дей­ствовать только в определенных условиях.
Закон воспитания в деятельности. Это означает, что, если мы хотим воспитывать, т. е. обеспечивать формирование опыта, знаний, взглядов и ценностей воспитуемых, их потребностей, эмоций, воли, норм поведения, мы должны вовлечь их в деятельность. Деятельность, одно из главных по­нятий в психологии, педагогике, - активная взаимосвязь с окружающей средой, направленная на ее познание, преобразование и одновременно на совершенствование собственной личности субъекта деятельности. В отече­ственной психологии этот закон звучит как положение о единстве психики и деятельности. В процессе воспитания различные виды деятельности являются основным условием и средством формирования и развития личнос­ти: воспитывать - значит вовлечь в деятельность, организовать разнооб­разную развивающую деятельность.
Закон активности воспитанника в процессе воспитания утверждает, что человек только тогда развивается, формируется в деятельности как лич­ность, когда осознает и проявляет себя как активное, самостоятельное су­щество, постепенно понимающее проблемы своего роста, цели, потребно­сти, действия, средства достижения целей, когда для человека его деятель­ность имеет личностный смысл, значение. С этим законом связан целый ряд конкретных, частых закономерностей и понятий, например самовоспитание, жизненное и профессиональное самоопределение, самореализация лично­сти. На этом законе основаны теории учебной деятельности П. А. Гальпери­на, В. В. Давыдова. Этот закон подтверждается опытом А. С. Макаренко и других великих педагогов.
Закон единства воспитания и общения. Формирование детей и подрост­ков, всех людей обусловлено характером общения участников процесса воспитания, зависит от содержания общения, стиля поведения педагога и учеников, от организации обмена информацией и взаимодействия, отно­шений в группе, учреждении. Общение, утверждают психологи, состоит в тесном единстве с деятельностью. Существует закономерная причинно-следственная связь между воспитанием, деятельностью и общением. Со­гласно этому закону воспитание осуществляется в процессе непосредствен­ного общения. Поэтому для педагогики важным следствием из него явля­ется разработка технологий общения педагога с учениками и другими участниками процесса воспитания, техника установления адекватных отно­шений в процессе воспитания, разработка рекомендаций по стилю, орга­низации педагогического общения, по профессиональному педагогическо­му поведению.
Закон воспитания в коллективе тесно связан с предыдущими. Коллек­тив как высокоорганизованная группа оказывает формирующее влияние на личность, является мощным средством воспитания. Деятельность в коллективе, общение в нем, отношения между членами группы имеют доказанный опытом, исследованиями эффект. Воспитание в коллективе и через коллектив - один из основных принципов отечественной педа­гогики советского периода. Влияние детей, актива группы на членов коллектива, отношения взаимной ответственности, умения взаимодей­ствовать в разных объединениях, группах, психологическая атмосфера, традиции коллектива - эти и другие понятия характеризуют развернутую теорию коллектива и воспитания в нем, разработанную А. С. Макаренко и его последователями. В западной психологии и педагогике по-своему изучаются закономерности, особенности формирования личности в за­висимости от уровня развития группы, в которую входит человек. Педаго­ги всего мира и сейчас проявляют большой интерес к опыту и выводам А. С. Макаренко.
В нашей стране в настоящее время эта идея и эта практика воздействия на личность через коллектив подвергаются переоценке, резкой критике, не всегда взвешенной. В этой книге воспитание в коллективе как принцип и фактор воспитания будет подробнее дан ниже.
Закон зависимости воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Процесс воспитания, его цели, содержание, формы и методы зависят не только от принятых в обществе, государстве общих программ, систем, концепций воспитания. Они требуют корректировки в связи с возрастом воспитуемых и их индивидуальными особенностями. Люди разного возраста по-разному проявляют себя в деятельности, обще­нии, их различает качественное своеобразие, уровень развития эмоций, ума, наличие установок, отношений, потребностей и многое другое. Все возрастные различия изучает возрастная психология, и они должны учиты­ваться в процессе воспитания. Это касается и индивидуальных различий между людьми: особенности эмоционально-волевой сферы, познаватель­ные процессы, темперамент, характер, личностное своеобразие усложняют процесс воспитания и вызывают в какой-то степени необходимость варьи­ровать воспитательную работу с различными группами воспитуемых. Иначе говоря, действие всех законов воспитания корректируется особенностями воспитанников: то, что возможно с одними, нельзя сделать с другими или в других условиях.
Итак, действие законов воспитания ограничивается различными усло­виями, в которых протекает конкретный воспитательный процесс, и носит вероятностно-статистический характер, так как в процессе воспитания главную роль играют люди с их свободной волей, собственным индивиду­альным поведением.


2. Закономерности процесса воспитания

Существенные стороны процесса воспитания раскрываются при анали­зе закономерностей и принципов воспитания. Закономерность - понятие, близкое к закону, обозначающее совокупность «взаимосвязанных по содер­ жанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы» 1 . Закон же наука определяет как объективную, устой­ чивую, существенную связь между явлениями, сторонами процесса. Следова­тельно, такие связи в процессе воспитания помогают лучше его понять, опи­сать и оптимально осуществить, опираясь на знание о нем. В сущности, за­коны - это и есть то теоретическое знание об объекте действительности, о реальности, которое получает наука. Законы позволяют прогнозировать «поведение» системы, течение процесса воспитания. Связи, которые выяв­ляет закон, - это причинно-следственные связи согласно принципу детер­минизма, который означает, что всякое явление, изменение объекта, про­цесса (т. е. следствие) обусловлено наличием какой-либо причины.

Законы в гуманитарных науках носят вероятностно-статистический ха­рактер, что значит: следствия, последующие состояния системы, могут на­ступать неоднозначно. Это происходит потому, что в обществе, в соци­альных процессах (а процесс воспитания именно такой) законы реализуют­ся при наличии неопределенного числа и характера факторов, среди которых на первом месте субъективный фактор - человек, человеческая деятельность. В этих условиях действие закона обнаруживается только на большом количестве случаев, а во многих отдельных случаях следствия мо­гут отличаться от ожидаемых результатов, прогнозов. Иначе говоря, дей­ствие законов воспитания можно увидеть на работе большой массы учите­лей, как говорят ученые, на большой выборке испытуемых, но не в каждом отдельном случае.

Важно понимать, что процесс воспитания, несмотря на множество, как говорят физики, возмущающих факторов, в особенности компетентность учителя, состояние, уровень развития учеников и многое другое, процесс воспитания все-таки процесс объективный, протекающий в известной сте­пени независимо от воли его участников, хотя они действуют, участвуют в нем вполне сознательно и целенаправленно. Вот почему законы воспита­ния нужно знать не только ученым, но и практикам, учителям и родите­лям, которые непосредственно обучают и воспитывают детей.

Приведенные суждения достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению с разных сторон.

На этом основании можно сделать вывод, что воспитание – достаточно емкое понятие и представляет собой целую систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели. К основным категориям воспитания относятся закономерности и принципы воспитывающей деятельности.

2 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания:

    воспитание совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей средой (любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное - через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач, при этом, мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей);

    соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности, то есть, на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога (совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности; хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор);

    только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

    организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитания и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

3 ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитания – это основные положения, которыми руководствуются в процессе воспитания.

Прежде чем давать характеристику принципов, необходимо обозначить требования, предъявляемые к принципам воспитания:

1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного во­площения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, ус­траняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принци­пов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование ком­плексности, предполагающее их одновременное, а не пооче­редное, изолированное применение на всех этапах воспита­тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально, и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет глав­ных и второстепенных, таких, что требуют реализации в пер­вую очередь, и таких, осуществление которых можно отло­жить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Конечно, принципы воспитания - это не готовые рецепты и,тем более, не универсальные правила, руководству­ясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов.Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Но требования принци­пов одинаковы для всех, и их практическая реализация личностно обусловлена.

3.1 Персонификация

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Персонификация понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении.

Принцип персонификации в воспитании требует, чтобы воспитатель:

    постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

    умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

    постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

    своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить, то оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

    максимально опирался на собственную активность личности;

    сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

    развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, нацеливает воспитателя на учет не поверхностного, а глубинного развития процессов, опирается на закономерности воспитания и причинно-следственные отношения, проявляющиеся в этом процессе.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он стремится добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь положительных преобразований.

3.2 Природосообразность

То, что в развитии человека огромную важность имеют наследственные (природные) факторы, было понято уже в далекой древности. Это положение, постоянно подтверждающееся на практике, со временем стало основополагающим принципом, т. е. главным, фундаментальным и руководящим положением педагогики. Принцип этот впоследствии стал называться принципом природосообразности.

В самом общем виде он означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы. Античная наука даже мысли не допускала, что воспитание человека может быть искусственно оторвано от его природных оснований. Цицерон ораторствовал везде и всюду: «Если будем следовать за природой, как за вождем, мы никогда не заблудимся». Великий Я. А. Коменский после нескольких веков забвения возродил идею природосообразности, раскрыл ее значение в воспитании.

Точный порядок воспитания, и притом такой, который не в состоянии были бы нарушить никакие препятствия, следует заимствовать у природы. Если мы намереваемся искать средства против недостатков природы, то нам приходится искать их не где-либо, как в самой природе. «Совершенно справедливо, что искусство сильно не чем иным, как только подражанием природе». «Как только это будет точно осуществлено, созданное искусство будет протекать так же легко и свободно, как легко и свободно протекает все природное».

Принцип природосообразности Я. А. Коменского поддерживал и развивал Джон Локк: «Бог наложил определенную печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику, может быть немного исправлена, но вряд ли можно ее целиком изменить и превратить в противоположное. Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности при помощи частых испытаний, следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться».

Долгое время в педагогике принцип природосообразности был забыт. Чего достигает современная педагогика начального образования, возвращаясь к нему? Прежде всего ясного понимания возможностей учеников. Этим устраняется противоречие между одинаковыми школьными программами, рассчитанными на мифическую равность учеников, и далеко не одинаковыми способностями детей к усвоению тех или иных учебных предметов.

Исследования подтвердили, что забвение принципа природосообразности стало причиной кризиса воспитания во многих странах. Обнаружив причину ослабления здоровья школьников, ухудшения нравственности и психической неуравновешенности, педагоги этих стран не побоялись признать свои ошибки и возвратились к испытанной классической педагогике.

3.3 Культуросообразность

Принцип культуросообразности - это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости культуросообразности были развиты немецким педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко оценивая роль просвещения народа, Дистервег к числу задач школьного образования относил воспитание гуманных и сознательных граждан.

Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из которого развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на которой находится общество, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставления естественного и гражданственного состояния человека, Дистервег не исключал возможности противоречия между принципами природосообразности и культуросообразности. Он полагал, что в случае конфликта не следует поступать наперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования, ложной культуры.

В XX в. произошел отрыв понятия культуры как целого от тех понятий, которые издавна совпадали с определением культурности. Появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения. Современное образование - продукт эпохи Просвещения, и оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции. Однако наука к концу XX в. сделала резкий скачок и радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись от универсальных притязаний. Наука ныне обратилась к нравственным исканиям, а система школьных дисциплин еще с трудом выбирается из шор картины мира XIX в. Образование перестает пониматься как “культивирование”, т.е. “делание” личности в условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как “накачка информацией”. В основе образовательной системы в нашей стране упор делался на подготовку специалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второй план. Понятие “человек образованный” осознавалось как “человек информированный”, а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более - к порождению культурных новаций.

Став носителем культурно-исторических ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий. Т.о., в центре культуры находится человек и сама культура является его творением.

Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в педагогической деятельности - эти процессы требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологической подготовки студентов. Анализ особенности реализации принципа культуросообразности на современном этапе будет способствовать процессу качественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России.

3.4 Гуманизация

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

3.5 Дифференциация

Суть дифференциации в том, что в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Например, в младших классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное развитие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.

Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия. Один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко реагирует на замечания, в отношениях с педагогами и сверстниками проявляет благожелательность и уважение. Другой же, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общении с другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все это должно находить соответствующее отражение в воспитании. Учащиеся с уравновешенным характером легче вовлекаются в совместную деятельность, быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются. Школьники же с повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткости, уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, воспитание - это специально организованная деятельность по формированию и развитию личности, включающая следующие черты:

    целенаправленность воздействий на воспитанника;

    социальная направленность этих воздействий;

    создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

    освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспита­ния) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания и являются основными положениями, которыми руководствуются педагоги при решении воспита­тельных задач. Принципы воспитания существуют самые разнообразные, срдеи них можно выделить:

      персонификацию;

      природосообразность;

      культуросообразность;

      гуманизацию;

      дифференциацию.

По давно сложившейся традиции в педагогике основное внимание обращается главным образом на формулирование принципов воспитания, о закономерностях же воспитания во многих пособиях и научных трудах даже не упоминается, однако не стоит забывать, что именно закономерности воспитания являются основой всего воспитательного процесса, как бы планом, которым необходимо руководствоваться в ходе этого нелегкого процесса. Рассмотренные выше закономерности, если взять их в совокупности, дают представление о том, какой должна быть практическая организация воспитательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М.Афонина.- Ростов-на-

Дону: Феникс, 2002.

2. Государев Н.А. Психология и педагогика / Н.А. Государев.- М.: Ось-89, 2007.

Развития личности. 1. Закон развития... образом, необходим механизм перевода целей воспитания и развития личности в целевые... процента числа? Раскройте основные принципы , приемы и особенности семейного воспитания детей и подростков с...

  • Общая спортивная и физическая подготовка в системе физического воспитания

    Реферат >> Физкультура и спорт

    ... «принципами» в науке о воспитании называют особенно важные теоретико-практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания и... служат в силу этого главными ориентирами на пути к цели. Принципы ...