Японская бумага. «Васи»: традиционная японская бумага, сделанная вручную. Материалы для изготовления васи

СОЛАРИ ПЬЕТРО АНТОНИО

(Solari) Пьетро Антонио, Петр Фрязин [р. после 1450, Милан (-), - умер в ноябре 1493, Москва], итальянский архитектор. Учился у отца - архитектора и скульптора Гуинифорте С. В 1476 был назначен строителем миланского собора, позже вёл ряд др. построек в Милане. С 1490 работал в России. Участвовал в строительстве стен и башен Кремля Московского и построил (совместно с Марком Фрязиным) там же Грановитую палату.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЛАРИ ПЬЕТРО АНТОНИО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНТОНИО в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ЗОЛИ — итальянская фирма, выпускающая охотничьи …
  • СОЛАРИ в Архитектурном словаре:
    Пьетро Антонио (около 1450-1493). Итальянский архитектор и скульптор из Милана. С 1490 года - в Москве, где построил несколько башен …
  • СОЛАРИ
    (Solari) Пьетро Антонио (после 1450-1493) итальянский архитектор. Работал в России с 1490. Участвовал в строительстве стен, башен (1490-93) и Грановитой …
  • СОЛАРИ
    СОЛ́АРИ (Solari) Пьетро Антонио (после 1450- 1493), итал. архитектор. Работал в России с 1490. Участвовал в стр-ве стен, башен (1490- …
  • ПЬЕТРО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЬ́ЕТРО ДА КОРТОНА (Рietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Pietro Веrrеttini) (1596-1669), итал. живописец и архитектор. Мастер иллюзионистич. росписей …
  • СОЛАРИ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Итал. …
  • СОЛАРИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Solari) Пьетро Антонио (после 1450-1493) , итальянский архитектор. Работал в России с 1490. Участвовал в строительстве стен, башен (1490-93) и …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • БАДОЛЬО, ПЬЕТРО в Энциклопедии третьего рейха:
    (Badoglio), (1871-1956), итальянский военный и государственный деятель, маршал (1926). Родился в Граццано-Монферрато 28 сентября 1871. Участник 1-й мировой войны. В …
  • КОЛЛЕТТА, ПЬЕТРО
    (1775-1833) - итальянский историк и государственный …
  • АРЕТИНО, ПЬЕТРО в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1492-1556) - итальянский гуманист, писатель и …
  • САПИЕНЦА АНТОНИО
    Сапиенца (Антонио) - композитор (1794 - 1855) - сын Антонио С., придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге; был в Санкт-Петербурге капельмейстером и …
  • ПЕДРИЛЛО ПЬЕТРО-МИРА (PEDRILLO) в Краткой биографической энциклопедии:
    Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и …
  • ПЬЕТРО ДА КОРТОНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини Berrettini) (1596-1669), итальянский живописец и архитектор. Представитель зрелого барокко. Мастер иллюзионистических росписей (плафон …
  • КОРТОНА ПЬЕТРО в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Пьетро да …
  • СЕККЬЯ ПЬЕТРО
    (Secchia) Пьетро (19.12.1903, Оккьеппо-Супериоре, близ г. Биелла, - 7.7.1973, Рим), деятель итальянского рабочего движения. В 1919 примкнул к социалистическому молодёжному …
  • САЛЬЕРИ АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Salieri) Антонио (18.8.1750, Леньяго, близ Вероны, - 7.5.1825, Вена), итальянский композитор, дирижёр и педагог. С 1766 поселился в Вене, был …
  • ПОМПОНАЦЦИ ПЬЕТРО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Pomponazzi) Пьетро (16.9.1462, Мантуя, - 18.5.1525, Болонья), итальянский философ, ведущий представитель аристотелизма эпохи Возрождения. Изучал философию и медицину в Падуе; …
  • МАЧАДО-И-РУИС АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Machado у Ruiz) Антонио (26.5.1875, Севилья, - 21.2.1939, Коллиур, Франция), испанский поэт. Родился в семье фольклориста А. Мачадо Альвареса. Брат …
  • ЛАБРИОЛА АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, - 2.2.1904, Рим), итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Окончил Неаполитанский университет. …
  • КОРТОНА ПЬЕТРО ДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Cortona) Пьетро да (1596-1669), итальянский живописец; см. Пьетро да Кортона …
  • ГОНЗАГО ПЬЕТРО ДИ ГОТТАРДО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Гонзага (Gonzago, Gonzaga) Пьетро ди Готтардо , итальянский живописец, театральный декоратор и архитектор. Учился …
  • ЧЕРТОЗА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называются в Италии довольно многочисленные монастыри, основанные иноками картезианского ордена (см.) и построенные для последних. Некоторые из этих монастырей …
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Итальянский язык становится литературным сравнительно поздно (после 1250 г.): другие неолатинские языки обособились раньше почти на два века. Это …
  • КОРТОНА, ПЬЕТРО БЕРРЕТТИНИ ДА в Словаре Кольера:
    (Cortona, Pietro Berrettini da) (1596-1669), итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи барокко. Родился в городке Кортона в Тоскане 1 ноября …
  • ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА в Архитектурном словаре:
    художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII-X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого первого …
  • ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII-X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого …
  • ЛИССАБОНСКИЙ ПАТРИАРХАТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лиссабонский патриархат, епархия Римско-католической церкви. История Лиссабонской епископии восходит к IV веку и связана …
  • АКВИЛЕЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аквилейская Церковь Епископы Аквилеи, центра Северной Италии и Иллирии, считающие что их епархия была основана …
  • ЗЕВС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — верховный бог. Бог неба, грома и молнии, верховный блюститель справедливости, покровитель молящих и странников. Сын титана Кроноса и Реи. …
  • ШЕЙЛОК в Литературной энциклопедии:
    (англ. Shylock) - герой комедии У.Шекспира «Венецианский купец» (1596-1597). По сюжету пьесы Ш.- еврей-ростовщик, ссужающий деньги купцу Антонио под залог …
  • ПИНОККИО в Литературной энциклопедии:
    (итал. Pinocchio) герой сказки К.Лоренцини (псевдоним - Коллоди) «Приключения Пиноккио» (1880). Есть у этой книги и второе название - «История …
  • ПОРТУГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Древнейшими памятниками П. л., если не считать дошедших до нас в немногочисленных отрывках так наз. коссант (cossantes) — лирических стихотворений, …
  • ВИТФОГЕЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Карл — современный немецкий писатель, принадлежит к группе мелкобуржуазных 253 интеллигентов, примкнувших во время революции к …
  • ФРЯЗИН в Большом энциклопедическом словаре:
    (неправильно Руффо) Марк итальянский зодчий 15 в. В 1487-91 участвовал в строительстве стен, башен и палат (Грановитая палата, совместно с …
  • ГВАРНЕРИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Guarneri) семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник - Андреа (1626-98). Его сыновья: Пьетро (1655-1720) и Джузеппе (1666-1739). Сыновья последнего: Пьетро …
  • ЧИЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Chile), Республика Чили (Republica de Chile). Табл. 1 . - Административное деление (1977) Область Входящие в область провинции Адм. центр …
  • ФРЯЗИН МАРК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (ошибочно Руффо) Марк, итальянский архитектор 15 в. По летописным данным, в 1487-91 работал в Москве. Участник строительства кирпичных стен и …
  • САНГАЛЛО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sangallo), семейство итальянских архитекторов и скульпторов эпохи Возрождения. Наиболее известны: Джулиано да С. (собственно Джамберти, Giamberti) (1445, Флоренция, - 20.10.1516, …
  • ПЕРУ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Peru), Республика Перу (Republica del Peru). I. Общие сведения П. - государство в западной части Южной Америки. Граничит на С.-З. …
  • МИЛАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Milano), город на С. Италии, административный центр области Ломбардия и провинции Милан. Крупнейший экономический и культурный центр страны. Второй (после …
  • МАМАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mamaia), климатический и грязевой курорт в Румынии, на берегу Чёрного моря, в уезде Констанца, близ города Констанца. Очень тёплое лето …
  • ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    школа, художественная школа Северной Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8-10 веков. Превращение христианства в официальную религию лангобардов способствовало …
  • ЛОМБАРДО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ломбарди (Lombardo, Lombardi), семья итальянских архитекторов и скульпторов. Пьетро Л. (около 1435, селение Карона, Тессин, Швейцария, - июнь 1515, Венеция) …
  • КРЕМЛЬ МОСКОВСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Московский, древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы СССР, местопребывание высших органов государственной власти страны - Верховного …
  • ИТАЛИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Italia), Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. - государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега …
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ЗАЛЬЦБУРГ (ГОРОД В АВСТРИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Salzburg), город в западной части Австрии. Расположен по обоим берегам р. Зальцах в Зальцбургской котловине, на высоте 1300-2000 м. Административный …
  • ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    палата, одно из зданий Кремля Московского. Построена в 1487-91 итальянскими архитекторами М. Фрязипом и П. Солари. Использовалась как зал …

итальянский архитектор, известный постройкой Грановитой палаты и башен Кремля

Биография

Пьетро Антонио Солари родился в Кароне в швейцарском кантоне Тичино и работал подмастерьем у отца - архитектора и скульптора Гуинифорте Солари. В 1476 был нанят строителем миланского собора. Однако, ректоры собора не утвердили выбора Пьетро Антонио главным строителем собора после смерти его отца.

Солари построил несколько зданий в Милане . Ему (в соавторстве с отцом) приписываются церкви Святого Петра в Гессате, Santa Maria del Carmine, Santa Maria Incoronata и Santa Maria della Pace. Солари также приписываются две работы в области скульптуры: гробница епископа Марко де Капитани в соборе Алессандрии (1484) и скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане (1485). Солари был приглашён приехать в Москву русскими послами греческого происхождения Дмитрием и Мануилом Ралевыми. В 1490 году прибыл в Москву в сопровождении своего ученика Цанантонио, литейщика орудий Джакобо и серебряника Христофора с двумя учениками.

По приезде в Москву Солари обратил на себя всеобщее внимание и пользовался благоволением Иоанна III, который оказывал ему особое доверие. Летописи называют его «архитектоном», а не обычными для тех времён терминами «муроль» или «палатных дел мастер». В Милане был найден ныне утерянный документ, на котором была подпись «Пьетро Антонио Соларио, главный архитектор Москвы» (Petrus Antonius de Solario architectus generalis Moscovie). По другим источникам, это личное письмо Солари находится в Ватиканском архиве, и содержит слова «architectus generalis Moscovial».

Солари прожил в Москве недолго и умер в 1493 году, по некоторым источникам, в мае. По другим источникам, дата смерти определяется приблизительно, по тому, что его мать была утверждена в правах наследства после сына 22 ноября 1493 года.

Постройки в Кремле

  • 1487-1491 Грановитая (Большая Золотая) палата, совместно с Марко Руффо
  • 1490 Боровицкая башня
  • 1490 Константино-Еленинская башня
  • 1491 Спасская (Фроловская) башня
  • 1491 Никольская башня
  • 1491 Сенатская башня
  • 1492 Угловая Арсенальная (Собакинa) башня

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с написью на латыни.

  • В XV веке итальянские зодчие внесли значительный вклад в создание облика Кремля , построив большинство из имеющихся там строений.
  • Наиболее выдающиеся работы того периода ‒ башни Кремля, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Успенский собор, Архангельский собор.
  • В XVIII веке итальянские архитекторы создали старый Гостиный двор, Большой театр с театральной площадью, Триумфальные ворота, Александровский сад.
  • В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина выставлены скульптуры XIII-XVI веков и около 200 произведений итальянской живописи.
  • Итальянские рестораны и магазины занимают значительную нишу на рынке современной Москвы.

Российско-итальянские отношения имеют многовековую историю. Первый документально подтвержденный визит русских послов к миланскому герцогу Франческо Сфорца состоялся в 1461 году. За ним в истории отмечены многочисленные обмены визитами и посланиями. Наиболее заметную роль итальянцы сыграли в Москве в XV веке, когда по приглашению великого князя Ивана III итальянские архитекторы фактически создали образ Кремля, который сегодня хорошо известен во всем мире.

Великие итальянские строители Кремля

Вторая волна итальянских зодчих, XVIII-XIX век

Повторное «нашествие» зодчих с Аппенин на Москву пришлось на 18 век. Итальянских архитекторов приглашали для оформления обеих столиц, новой – Санкт-Петербурга, и старой — Москвы. В городе трудились Джовани Мария Фонтана (Giovani Maria Fontana), Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli), Франческо Кампорези (Francesco Camporesi), Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi), Джузеппе Бове (Giuseppe Bovе), сменивший свое имя на русское Осип.

Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi ), 1744-1818, — также известный российский архитектор итальянского происхождения, уроженец Бергамо. Еще до того, как прославиться в Санкт-Петербурге, он работал в Москве. Здесь по его проекту построены здания , 1790-1830 (ул. Ильинка, 4) около Кремля и Странноприимного дома (больницы-приюта для нищих и калек) на Большой Сухаревской площади д.3 стр.1.

Большой вклад облик Москвы внёс архитектор Осип Бове (Guiseppe Bova) , 1784-1834 . Он родился в Санкт-Петербурге, в семье художника из Неаполя. Принимал активное участие как архитектор в восстановлении Москвы после пожара 1812 года (война с Наполеоном). В частности, по его проекту в Москве был отреставрирован Кремль, создана Театральная площадь с , Триумфальные ворота , точная копия которых находится недалеко от , оформлены фасады (1817) и разбит Александровский сад у стен Кремля.

Архитектор Доменико Жилярди (Domenico Gilardi) , 1785-1845, из итальянского кантона Тичино в Швейцарии, также прославился в России участием в восстановлением послепожарной Москвы. По его проекту построены здания Московского университета (Моховая, 9), Екатерининского института благородных девиц (сейчас Центральный дом российской армии, Суворовская пл., 2, стр.1), Слободского дворца (сейчас «старое» здание МГТУ им. Баумана, 2-я Бауманская ул, 5), дома Луниных, который ныне занимает Музей Востока (Никитский б-р, д. 12а), усадьбы Усачёвых-Найдёновых (Земляной Вал, д. 53), усадьбы Студенец на Пресне (Мантулинская ул., вл. 5).

Итальянская живопись и скульптура в Москве

Самым известным и богатым музеем Москвы по европейской скульптуре и живописи является . Здесь выставлены оригиналы картин великих итальянцев: «Благовещение» Ботичелли, «Дама за туалетом» Пиппи, и многие другие. В музее есть Итальяский дворик –это зал скульптуры Средневековья и эпохи Возрождения (XIII-XVI вв.). Своими архитектурными формами он повторяет двор палаццо Барджелло во Флоренции и наполнен слепками (в подлинном масштабе!) с известных произведений скульптуры того времени. Здесь хранятся копии статуй «Давид» Микеладжело, украшающая площадь во Флоренции, «Кондотьер Гаттемелата» Донателло и «Кондотьер Коллеони» Вероккьо, которые можно увидеть на площадях в Падуе и Венеции. Отдельный зал музея посвящен скульптуре Древней Италии и Древнего Рима (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и несколько залов – XV-XVII векам.

В залах музея сегодня экспонируется порядка 200 картин итальянских художников, хронологически они охватывают весь период развития итальянской живописи. Наиболее многочисленным и качественным являет ся раздел итальянской живописи XVII-XVIII веков. Здесь можно увидеть работы Гвидо Рени и Бернардо Строцци, Массимо Станционе и Андреа Ваккаро, Себастьяно Маццони и Луки Феррари, Якопо Виньяли и Бартоломео Лигоцци, Антонио Петрини и Франческо Тревизани, Джованни Антонио Пеллегрини и Франческо Фонтебассо, Джузеппе Ногари и Стефано Торелли, Микеле Мариески и Карло Маджини.

Изюминка раздела итальянской живописи XIX-XX веков — «Наполеон на троне» Андрея Аппиани, ведущего представителя неоклассицизма Аппенинского полуостроа. Среди картин XV-XVI века стоит выделить работы Бронзино, Больтраффио, Париса Бордоне, Лоренцо Лотто, Тициана и Джулио Романо.

Раздел раннеитальянской живописи небольшой, но в нем особенно разнообразно представлена сиенская школа. Шедевры коллекции – «Распятие» Семьи ди Бонавентуры (помощника Дуччо) и «Мария Магдалина» и «Святой Августин», созданные Симоне Мартини.

АНТОНИО ПЬЕТРО СОЛАРИ (после 1450 – 1493 г.) – итальянский архитектор. С 1490 г. работал в России, участвовал в строительстве стен, башен (1490–1493 гг.) и Грановитой палаты (1487–1491 гг., вместе с М. Фрязиным) Московского Кремля. Родился предположительно в Милане в семье скульптора и архитектора Гуинифорте Солари. Учился у отца. В 1476 г. был назначен строителем Миланского собора. Принимал участие в строительстве Оспедале Маджоре и знаменитого монастыря Чертозы в Павии, а также других сооружений Милана. Сохранились все его скульптурные работы, датируемые 1484 и 1485 гг. Прибыв в Москву в начале 1490 г., продолжил работу по возведению Грановитой палаты в Московском Кремле, сменив Марка Фрязина (Марко Руффо), который за три года до приезда Солари руководил ее строительством. Грановитая палата – первое каменное гражданское сооружение на территории Кремля – занимает в истории древнерусской гражданской архитектуры такое же место, как Успенский собор в архитектуре культовой. «Предком» московской Грановитой палаты была Новгородская одностолпная палата, упоминаемая еще в 1169 г. Архитектурно-пространственный замысел принадлежит Марку Фрязину, Солари, видимо, выполнил фасады и декоративное убранство интерьеров. Название «Грановитая» палата получила по восточному фасаду, отделанному граненым каменным рустом. Ее выразительные фасады несколько изменились в 1682 г., когда Осип Старцев растесал окна и сделал на них наличники. Собственно Грановитая палата – это зал на втором этаже, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Будучи парадным приемным залом великокняжеского дворца, палата служила для проведения собраний Боярской думы, заседаний Земских собраний, проведения различных торжественных празднеств (например, в честь покорения Казани и т.п.). За три года пребывания Солари в Москве (1490–1493 гг.) он построил также часть кремлевских стен, четыре проездных башни: Боровицкую, Константино-Еленинскую, Фроловскую (Спасскую), Никольскую, угловую, граненую Арсенальную и прямоугольную Сенатскую (Фроловскую и Никольскую башни заложил Марк Фрязин). Проездные башни были мощными оборонительными сооружениями, в систему которых входили отводные стрельницы, предмостные башни (по типу сохранившейся Кутафьей башни), каменные бастионы, подъемные мосты. Арсенальная башня (1492 г.) является самой мощной из всех кремлевских башен – её 16-гранный цилиндр предназначался для обороны переправы через р. Неглинную; на уровне фундамента был скрыт родник-колодец. Фроловская башня, переименованная в 1678 г. в Спасскую, является главной башней Московского Кремля. Её строительство было закончено в 1493 г., о чём сообщает белокаменная плита, вделанная в стену: «...а делал Петр Антоний Соларио от града Медиолана» (Милана). В летописях Солари уважительно называют «архитектон», в одном из писем на родину сам себя он называет «главным архитектором города».

Многие явления традиционной японской культуры входят в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Таковыми являются классический театр но и кабуки, древняя придворная музыка гагаку. В последнее время этот список пополнился явлениями, которые являются частью повседневной жизни. Так, в 2013 г. статус всемирного культурного наследия получила национальная японская кухня, а в 2014 г. в список ЮНЕСКО вошла традиционная технология производства японской бумаги васи.


Васи — это общее название разных видов и сортов бумаги, изготавливаемых вручную в разных районах Японии. Официально название «васи» применительно к японской бумаге закрепилось сравнительно недавно, в эпоху Мэйдзи (1868—1912). Так стали называть бумагу, создаваемую по старинным японским технологиям, противопоставляя ее европейской бумаге («ёси»), произведенной фабричным способом.

Появление уникальной японской техники изготовления бумаги относится к VII веку. Из сохранившихся документальных источников следует, что первые образцы бумаги и секреты ее изготовления были привезены в Японию в 610 г. корейским монахом по имени Донтё. Вскоре производство бумаги распространилось по всей стране.

С самого начала изготовлением бумаги занимались специальные ремесленники из среды крестьян. Бумагу делали преимущественно в северных районах, у жителей которых было не так много полевых работ. Оптимальным временем для получения качественного продукта считалась зима. В качестве сырья для изготовления бумаги использовались волокна коры малоизвестных в наших краях растений: так называемого «бумажного дерева» (мицумата), бруссонетии (кодзо) и викстремии (гампи). Более дешевые сорта бумаги делались из других природных материалов: конопли, бамбука, риса и пшеницы.

Процесс изготовления бумаги: промывание волокон древесной коры

Традиция ручного производства бумаги в Японии не прерывалась никогда — секреты ее изготовления до сих пор передаются из поколения в поколение.

В Японии говорят: «Европейская бумага живет сто лет, японская — тысячу». Действительно, есть большая разница в долговечности японской бумаги васи и привычной для нас европейской бумаги. При изготовлении европейской бумаги используются различные химические вещества, поэтому со временем она практически полностью окисляется, желтеет и разваливается. Бумага васи состоит из натуральных растительных волокон, что делает ее крепкой и долговечной. Самые древние образцы японской бумаги, хранятся в сокровищнице Сёсоин при храме Тодай-дзи в Наре. Эта бумага, использовавшаяся для ведения «Книг посемейных записей», датируется 702 годом. Данный факт особенно впечатляет, если вспомнить, что треть европейских книг, напечатанных в XIX веке, изношена и не подлежит реставрации.

Спектр применения бумаги васи в Японии всегда был невероятно широк. Помимо книжного дела, каллиграфического письма и живописи с древних времен бумага служила одним из главных материалов для создания привычных в быту предметов: посуда, одежда, зонты, фонари и многое другое делалось и продолжает делаться из бумаги. В наше время на бумаге васи печатают открытки, конверты, блокноты, визитки, изготавливают сувенирную продукцию.

Ассортимент магазина, торгующего бумажной продукцией

Япония является, пожалуй, единственной страной в мире, где бумага воспринимается не только как исходный материал для письменности или создания произведений декоративно-прикладного искусства, но и как самостоятельный объект, достойный эстетического любования. Сами по себе листы сделанной вручную бумаги издавна считаются одним из наиболее ценных и желанных подарков.

В интерьере традиционного японского дома невероятно много предметов, сделанных с использованием бумаги. Таковы внешние перегородки сёдзи. Рама и решетка сёдзи делаются из дерева, а верхняя часть с наружной стороны оклеивается бумагой. Благодаря полупрозрачной бумаге васи весь дом освещен мягким рассеянным светом. Внутренние расписные перегородки фусума также делаются с использованием бумаги. Такие перегородки не только разграничивают пространство, но являются настоящим украшением домашнего интерьера.

Перегородки в японском доме: сёдзи и токонома

Светильники, фонари, каллиграфические свитки, изящные шкатулочки или коробочки и прочие декоративные элементы интерьера японского дома также зачастую сделаны из бумаги.

Благодаря своей прочности и гибкости, а также уникальному взаимодействию с солнечным светом японская бумага васи завоевала большую популярность на западе, вдохновив современных европейских дизайнеров на создание интерьеров в японском стиле.

Пожалуй, самым известным видом японского декоративно-прикладного искусства, главную роль в котором играет бумага, является оригами. Классические фигурки оригами складываются из одного квадратного листа бумаги. Яркие, замысловатые или строгие и лаконичные — фигурки оригами всегда привлекают внимание и становятся своего рода посланием из Японии.